Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности философского знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интуитивно можно соотнести понятие «философия» с понятием «культура». Слово «культура» латинского происхождения, буквально оно означает «возделывание», «воспитание», «образование», «почитание». Под культурой понимается совокупность всех достижений человечества в освоении природы, технике, образовании, общественном устройстве и т. п. Понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». Помимо… Читать ещё >

Особенности философского знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место философии в культуре

Что такое философия? С этого вопроса начинают свои размышления все великие философы: Платон и Аристотель, Иммануил Кант и Георг Гегель, Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль. Эта проблема обсуждается почти в каждом философском трактате. По большому счету с вопроса о сути философии и начинается философствование.

Интуитивно можно соотнести понятие «философия» с понятием «культура». Слово «культура» латинского происхождения, буквально оно означает «возделывание», «воспитание», «образование», «почитание». Под культурой понимается совокупность всех достижений человечества в освоении природы, технике, образовании, общественном устройстве и т. п. Понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». Помимо философии к культуре относятся религия, наука, искусство, мифология, политика и т. п. Культура воплощается в различных материальных и духовных продуктах, т. е. в вещах, книгах, картинах, нормах и правилах, которым следуют люди, в ней выражаются все стремления, достижения и даже разочарования человека. Но культура — это не только результат деятельности, но и сама деятельность. С одной стороны, каждый человек существует в той традиции, которую создали предшествующие поколения людей. Но с другой стороны, любой из нас может создавать новые культурные ценности, заниматься творчеством, а значит, менять культуру. Именно эта способность к творчеству отличает человека от животных.

В основе культуры лежат знания, накопленные многими поколениями, и ценности, выражающие основные потребности и определяющие интересы людей. Эти знания и ценности «материализуются» в вещах и предметах. Поэтому в культуре выделяют материальную и духовную части. Материальная культура — это орудия труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т. д. Духовная культура — это идеи, знания, символы, т. е. вся сфера ценностей, сознания и воспитания. К духовной культуре относятся философия, наука, искусство, религия, мифология, право, мораль.

Философия — один из центральных элементов духовной культуры, рефлексия над основаниями культуры или самосознание культуры. Философы формулируют общие, вечные идеи и передают их будущим поколениям людей. Все свои проблемы философия черпает из жизни, но при этом она всегда стремится заглянуть за горизонт уже известного. Философия существует на границе возможного и невозможного и расширяет пределы науки и жизненного опыта людей. Философы размышляют о добре, истине, красоте, свободе, жизни и смерти, это и есть главные философские ценности.

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, именно это представление и рождает упрек в ее бесполезности. Недаром на протяжении веков символом философа был медведь, сосущий лапу. Но обоснованы ли такие обвинения? И каковы аргументы в защиту философии?

Если отнестись к философии непредвзято, то окажется, что каждый человек хоть раз в жизни задается философскими вопросами. В чем смысл жизни? Что такое истина и красота? Можно ли достичь свободы? Возможно ли бессмертие? На все эти вопросы можно дать философский и нефилософский ответ. Философия представляет собой систему развернутых теоретических ответов на мировоззренческие вопросы, и ее надо отличать от так называемой «жизненной философии» или здравого смысла. В философии взгляды человека на мир и место в нем представлены в рациональной форме, т. е. в виде теорий, понятий и умозаключений. Жизненная философия складывается стихийно под влиянием традиции, обычаев, индивидуального жизненного опыта, а философия создается сознательно и целенаправленно как результат особой профессиональной деятельности. Работа философа, так же как работа экономиста, врача, юриста или математика, требует определенных знаний, умений и навыков. Философские вопросы и ответы обязательно формулируются в точных понятиях и суждениях. Жизненная философия часто даже конфликтует с выводами, к которым приходит философия. Это связано с тем, что философия всегда опережает свое время, ее взгляд шире, чем точка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые использовал греческий мыслитель Пифагор как раз для обозначения знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием, буквальный перевод слова «философия» означает «любовь к мудрости» .

Помимо прочего философия выполняет в культуре критическую функцию, т. е. ставит под сомнение те идеи и смыслы, которые потеряли актуальность. Критика является принципиальной основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности того знания о мире, которое предлагал миф. Критический характер философии отмечали мыслители разных эпох. Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Дэвид Юм, Иммануил Кант считали, что философствовать — значит сомневаться.

Развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в XVII в. Рене Декарт[1]. Он считал, что любое размышление следует начинать с сомнения. Единственное, в чем человек не сомневается, это его мышление, поэтому мышление и становится гарантией существования. Рассудив так, Рене Декарт сформулировал известное положение: «Cogito ergo sum» — «Мыслю, следовательно, существую» .

В современной культуре философия отошла на второй план, для нас стало привычным, что ее результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Философия продолжает выполнять свою работу, которая становится заметной во время конфликтов и неожиданных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.

  • [1] См. подробнее: гл. 2, параграф 2.4 учебника. Далее при ссылке на параграфы настоящего учебника будет приводиться только номер параграфа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой