Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникативные качества речи в историческом и современном освещении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качества профессиональной речи описываются через реальную речевую практику и речевые портреты выдающихся образцовых деятелей в данных сферах общения. Изучение речевых портретов в истории и современности показывает, что описываются сначала качества личности, но из них выводятся и качества речи, например: о Петре Великомживость, изобретательность, остроумие, оригинальность, неожиданность сужденийо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория качеств речи в античной и русской филологических традициях
    • 1. 1. Античная теория качеств-«достоинств» речи как предтеча современной теории коммуникативных качеств речи
    • 1. 2. Теория качеств-речи в русской филологической традиции XVII—XIX вв.еков
  • Глава 2. Становление и эволюция теории коммуникативных качеств речи в русистике XX — начала XXI столетий
    • 2. 1. Стилистические концепции и теории качеств речи в теории словесности и стилистике начала XX столетия
    • 2. 2. Состав и описание коммуникативных качеств речи в трудах советских русистов
    • 2. 3. Современные концепции и перспективы изучения коммуникативных качеств речи в начале XXI столетия
    • 2. 4. Семантические возможности увеличения состава качеств речи (по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова)
    • 2. 5. Выводы. Историческая и семантическая классификация качеств речи как требований к ее построению
  • Глава 3. Коммуникативные качества речи в профессиональной деятельности современных политиков и дипломатов
    • 3. 1. Политика и дипломатия как искусства профессиональной речи
    • 3. 2. Качества личности профессионального специалиста в проекции речевой деятельности политика и дипломата
    • 3. 3. Речевые портреты политиков и дипломатов в свете определения коммуникативных качеств речи

Коммуникативные качества речи в историческом и современном освещении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всякая речь оценивается, поэтому оценочная характеристика речи является одной из важнейших проблем, которые стоят как перед создателем речи, размышляющим над тем, в каком облике предстать перед аудиторией, так и перед получателем речи, который воспринимает речь с определенных идеолого-стилистических позиций. Проблемам качества и качеств речи — актуальна и для современной культуры нового информационного общества, поскольку требование повышения культуры речи, разнообразия ее достоинств, реализуемых в конкретной речевой деятельности, свидетельствуют о культурной эволюции общества в нужном направлении. Автор данного исследования постоянно сталкивался с указанной проблемой в практической профессиональной деятельности, кроме того, интерес к оценочным характеристикам речи подкреплялся тем фактом, что проблема качества речи не ограничивалась современной схемой «коммуникативных качеств речи», но возросла за счет получения исторических сведений и современных новаций.

Актуальность настоящей работы объясняется необходимостью выяснения эволюции состава и содержания качеств речи от античности до наших дней, исследования использования теории качеств речи в речевой деятельности политиков и дипломатов.

Объектом исследования является русская речеведческая терминология в ее историческом и современном преломлении.

В’качестве предмета исследования представлены состав, содержание и эволюция коммуникативных качеств речи в истории античной и русской филологической мысли, их использование в характеристиках политической и дипломатической речи.

Новизна данной работы состоит в том, что выясняются и систематизируются сведения о составе качеств речи в античной теории языка и стиля, русской теории риторики и стилистики XVII—XIX вв.еков, показываются движение русской лингвистической мысли в становлении понятия «коммуникативные качества речи», а также отмечаются современные тенденции к обновлению характеристик, оценок и качеств речи. Кроме того, через анализ речевых портретов выдающихся политиков и дипломатов сделана попытка выяснения образцовых профессиональных качеств речи.

Данная работа приобретает значение для современного осмысления теории стилистики, риторики, наук о речи в целом, поскольку показывает историко-культурную основу развития важнейшей стилистической категории, ее использование в речевой практике и перспективы эволюции качеств речи в современном обществе новых речевых технологий.

Таким образом, целью данного исследования является установление эволюции лингво-стилистической категории «качества речи» с возможностями ее использования в речевой практике политики и дипломатии.

В связи с этим решаются следующие задачи:

— выяснение состава и содержания качеств-«достоинств» речи в античной теории языка и стиля как предтечи современной теории коммуникативных качеств речи;

— описание и систематизация сведений относительно качеств-«совершенств» речи в истории русской риторики и стилистики XVII—XIX вв.еков, теории словесности начала XX века, а также описание становления теории коммуникативных качеств речи в советском языкознании;

— исследование возможностей увеличения состава существующих качеств речи в связи с реальным использованием их в речевой практике современного коммуникативного сообщества, установление состава и содержания этих «новых» качеств речи;

— описание специфики политической и дипломатической деятельности как речевых искусств, в связи с чем возникает задача описания качеств личности и качеств речи профессионала-речевика;

— сбор, обобщение и систематизация речевых портретов профессиональных политиков и дипломатов с целью выяснения образцовых качеств их речи.

Выдвинутая в нашем исследовании гипотеза состоит в предположении существования принципиально иного количественного и содержательного состава качеств речи, нежели это имеется в. современных теориях стилистики, риторики и культуры речи. Как показали первые наблюдения над составом качеств речи в античных теориях или классических русских теориях словесности и риторики, сам перечень качеств речи существенно богаче, хотя основной состав остается незыблемым. Кроме того, мы предположили, что речевая реальность в описании ее качеств намного богаче любой теории, поэтому нами исследовались две «речевые профессии» (политика и дипломатия) с точки зрения представления в них состава качеств речи в речевых портретах политиков и дипломатов.

Методологической базой исследования явились принципы современного историко-культурологического и филологического анализа текстов. Были использованы следующие методы исследования:

— метод выборки, выписки и семантико-содержательного анализа и сопоставления описываемых в теории языка и стиля качеств речи;

V,.

— историко-сопоставительный метод, состоящий в последовательном анализе и сопоставлении изучаемых терминов в каждый исторический период развития филологической мысли;

— классификационно-систематизаторский метод выяснения состава и возможностей применения категории «качества речи» относительно разных областей речевой практики, в связи с чем увеличился сам состав качеств речи;

— лингвокультурологический эволюционный метод, состоящий в наблюдении над культурно-содержательной эволюцией терминов, обозначающих качества речи;

— сравнительно-сопоставительный метод описания речевых портретов, качеств личности и проявляемых качеств речи в деятельности политиков и дипломатов разных эпох и стилей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В античной теории языка и стиля усилиями первых теоретиков (Горгий, Исократ, Платон, Аристотель, Теофраст, Цицерон, Дионисий Галикарнасский, Гермоген) впервые формулируется основной состав качеств речи: чистота, ясность, уместность и красота. Этот состав дополняется расширенным кругом, куда входят краткость, правдоподобие, сила, или мощь. Именно в античности складывается основной состав «достоинств» речи, который будет положен в основу современной теории коммуникативных качеств речи.

2. В истории русской филологической мысли указания на качества речи определяют сущность каждой из основных филологических наук: в грамматике — правильность, в риторике — украшенность, убедительность. В ранних риториках описаны также «благоречие», сладость, чистота, ясность, уместность, приличие. М. В. Ломоносов не только отмечал «великолепие, живость, крепость, нежность, богатство, краткость» российского языка, но и описал в «Кратком руководстве к красноречию» чистоту стиля, течение слова, великолепие и силу слова.

3. Учение о качествах речи сформировалось в особый раздел в учебниках русской риторики и словесности конца XVIII — первой половины XIX века. Их авторы предложили подробные описания качеств слога или стиля, которые должны быть присущи образцовым сочинениям. По-прежнему выделяются основные качества хорошей речи (ясность, чистота, правильность, красота), но каждый автор привносит свои новые понятия. Среди них: разнообразие, единство, равность (М.М. Сперанский), легкость, краткость, точность, возвышенность духа (Я.В. Толмачев), приличие, плавность, гармония (Н.Ф. Кошанский), благозвучие, естественность, соразмерность, определительность, полнота (А.И. Галич).

Термины для наименования качеств эволюционируют: «совершенства слова» у И. С. Рижского, «общие свойства слога» — у М. М. Сперанского, «всеобщие совершенства» и «особенные качества слога» у.

A.Ф. Мерзлякова, «условия речи» — у К. П. Зеленецкого.

4. Состав качеств речи в теории словесности начала XX столетия, достаточно ограничен (всего пять основных качеств). Поэтому было справедливо стремление передовых русистов вроде В. И. Чернышева преодолеть эту косность через описание всех возможных случаев правильного / неправильного употребления слов и конструкций в русском языке. Несмотря на попытку создать «стилистическую грамматику»,.

B.И. Чернышев, тем не менее, не включил в свое исследование прежних достижений стилистики, которые состояли в использовании стилистических приемов и различных качеств речи, ограничившись понятием правильности.

5. Категории качеств речи использовались в работах ведущих советских русистов первой половины XX столетия, но получили полное развитие только в работе Б. Н. Головина, который понимал культуру речи как «совокупность и систему ее коммуникативных качеств». Б. Н. Головин подробно описал десять основных качеств речи, которые вошли во все последующие разработки современных теоретиков культуры речи. Современная теория речи, как и реальная практика речи, показывает, что состав качеств речи значительно богаче.

6. Предложена историческая периодизация эволюции качеств речи: 1. Античный период- 2. Русский классический риторический период (XVII — первая половина XIX века) — 3. Русский классический стилистический период (середина XIX — начало XX веков), 4. Советский культурно-речевой период (или период культуры речи) — 5. Современный период конца XXначала XXI веков, когда на основе предшествующей традиции сформировался достаточно полный-состав описываемых коммуникативных качеств речи.

7. Семантическая классификация качеств речи предполагает их деление на ряды слов по признаку «терминированное&trade- / нетерминированности». Данная классификация включает следующие уровни рядов слов: Термины первого ряда — классические, обозначающие основные коммуникативные качества речи {правильность, ясность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, образность, доступность, действенность, богатство). Термины первого ряда — современные: эффективность, влиятельность, гармоничность, экспрессивность, динамизм, действенность, коммуникабельность и нек. др. Термины второго ряда, которые время от времени попадают в основной ряд и получают там детализированное описание: эюивость, легкость, краткость, плавность, благозвучии и нек. др. Не-термины, т. е. слова, обозначающие качества речи в разных оценочных контекстах: агрессивность, актуальность, абсурдность, азартность, аморфность, анекдотичность, архаичность, афористичность и т. д. Согласно данным Словаря С. И. Ожегова, таких прилагательных более 400.

8. Исследованные коммуникативные качества речи применены к описанию деятельности политиков и дипломатов. Политика и дипломатия определены в диссертации как искусства профессиональной речи («политика есть общение» — И. А. Ильин, для дипломатии исключительно важно «искусство красноречия» — B.JI. Исраэлян). Как показывает исследование, сначала описываются общие (честность, надежность, образованность, компетентность) и своеобразные (обаяние, артистизм, умение вызвать доверие, искренность, объективность, дружелюбие) качества личности, а затем эти ораторские характеристики применяются к качествам речи.

9. Качества профессиональной речи описываются через реальную речевую практику и речевые портреты выдающихся образцовых деятелей в данных сферах общения. Изучение речевых портретов в истории и современности показывает, что описываются сначала качества личности, но из них выводятся и качества речи, например: о Петре Великомживость, изобретательность, остроумие, оригинальность, неожиданность сужденийо В. И. Ленине — железная логика, живость, острота, меткость, принципиальность, ироничность и мн. др.- о В. В. Путине — «естественная, деловая, принципиальная, серьезная, здравая, осмысленная, остроумная» (Р. Медведев). Многообразие характеристик показывает богатство индивидуальных характеров и качеств их речи.

Теоретическая значимость работы состоит в установлении исторической эволюции теории коммуникативных качеств речи, уточнении состава и семантического содержания терминов, обозначающих основные качества речи, теоретическом развитии данной теории и применении ее к конкретных областей профессиональной деятельности в политике и дипломатии. Предложена историческая периодизация эволюции терминов, семантическая классификация слов, обозначающих качества речи по признакам «терминированности / нетерминированности».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как в курсах историко-филологической тематики (истории языкознания, стилистике, риторике, культуре речи), так и при преподавании современных языковедческих дисциплин (риторики, стилистики, русского языка и культуры речи, лексикографии, словесности, межкультурной коммуникации). Описание политики и дипломатии как практических искусств ведения и построения речи могут быть полезны для подготовки специалистов в данных областях, а исследование речевых портретов политиков и дипломатов, систематизация образцовых качеств личности и речи будут способствовать повышению качества обучения в соответствующих вузах.

Основные выводы исследования могут быть сформулированы парадоксально (антиномично): с одной стороны, мы убедились в том, что действительно существует основной корпус коммуникативных качеств речи, которые являются терминами-категориями культуры речи, риторики и стилистики, с другой стороны, этот состав качеств окружен богатейшим массивом слов, которые обозначают качества личности и речи — и это потенциальная возможность для обогащения имеющегося основного состава. Для эффективного и высококультурного состояния общества, видимо, требуется оптимальное соотношение двух тенденций: как опоры на культурно значимые факты, идеи, положения (в нашем случае знание и владение основными коммуникативными качествами речи: правильностью, чистотой, ясностью, уместностью и проч.), так и творческого применения стилистически «новых» идей и положений. В нашем случае это проявляется в создании и обогащении теории и практики общественной речи новыми терминами: эффективность, влиятельность, новизна, гармоничность и т. д. В таком творческом созидании речевой жизни нового информационного сообщества большое значение приобретают чувство языка, понятие вкуса как «способности понимать прекрасное» (И. Кант), стилевой целесообразности, истинной красоты слова, примеры которых мы находим как в отдаленной истории России, так и в деятельности наших современников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование, на наш взгляд, с убедительностью показало перспективность и многоаспектность такой классической и остающейся актуальной темы как коммуникативные качества речи. Прежде всего, была продемонстрирована историческая составляющая данной проблемы, открывшая огромные возможности для исследования истории античных и отечественных руководств по риторике, стилистике, логике, поэтике, «словесным наукам» в целом. Оценка речи является важнейшей категорией для эффективного построения речевой коммуникации, поэтому точность выявления тех или иных характеристик, описания речевых портретов имеют непреходящее значение как для теории речеведческих дисциплин, так и для практики общения, обучения хорошей речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999. 358 с.
  2. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. 408 с.
  3. Д.Н. Риторика. М., 1999. 534 с.
  4. А.А. О Владимире Ильиче Ленине // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В 5-ти томах. 2-е изд., М., 1979. Т. 4. С. 7−34.
  5. В.И. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002. 416 с.
  6. В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. 2-е: изд., переработанное и дополненное. М, 2006. 452 с.
  7. В.И. Риторика. Вводный курс. 2-е изд., М., 2007. 296 с.
  8. В.И. Словесные науки-в Словаре Академии Российской //• Словарь Академии Российской. Репринтное издание. М, 2006. Т. 4. С. 7−23.
  9. Аннушкин В. И, Муратова КВ. Риторика и дипломатия. М., 1996.46 с.
  10. В.И. Политическая риторика: наука — практика — преподавание // Выборы. М., 2007. С 3- 186.
  11. Античные теории языка и стиля. Под общей редакцией О. М. Фрейденберг. М.-Л., 1936. 346 с.
  12. Ъ. Аристотель. Риторика // Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978. С. 15−166.
  13. И. Учебник теории словесности. Издание 25-ое, пересмотренное и исправленное, М., 1909.156 с.
  14. Ю.А. Стилистика и культура речи. M. j 1999. 236 с. 1 в. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2004. 326 с.
  15. А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 218 с.
  16. Введенская JI. А, Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2006. 544' с.
  17. Л.А. Давайте говорить правильно. «М., 1993. 226 с.
  18. Г., Макклафлин К Язык жестов — путь к успеху. СПб., 2001. 186 с.
  19. В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 171−175.
  20. В.В. Проблемы культуры речи и некоторые вопросы русского языкознания // Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 171— 175.
  21. В.В. О художественной прозе. Избранные работы по русскому языку: О языке художественной прозы. М., 1980. С. 175−184.
  22. В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. 298 с.
  23. Г. О. Культура языка. М., 1929. 246 с.
  24. А.А. Курс русской риторики. М., 2001. 396 с.
  25. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996. 345 с.
  26. Галич А. К Теория красноречия. СПб., 1830. 168 с.
  27. .Н. Основы культуры речи. М., 1988. 328 с.
  28. А. А. Политология. Учебник. М., 2002. 526 с.
  29. В. Слово оратора: Л., 1932. 286 с.
  30. JI.K. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996. 559 с.
  31. Граудина Л. К, Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. 486 с.
  32. Г. Р. Записки из всем известных происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина // Избранная проза. М., 1984. С. 23−247.
  33. Дипломатический словарь. Т. I. М., 1984. 376 с.
  34. В.А. Основы дипломатической службы. М., 1958. 274 с.
  35. В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990. 268 с.
  36. Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999. 342 с.
  37. А.Н. Азбука дипломатии. М., 1975. 338 с.
  38. М.Н. Предмет риторики в парадигме речеведческих дисциплин (взгляд со стороны стилистики). // Стереотипность и творчество в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 2000. С. 258−271.
  39. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977. 414 с.
  40. В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005. 287 с. с илл.
  41. В.Г. Проблемы культуры речи // Теоретические проблемы советского языкознания. М., 1968. С. 64−72.
  42. В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. 268 с.
  43. Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1829−1849 (10 изданий). Цитаты по изданию 1832 г. 131 с.
  44. Н.Ф. Частная реторика. СПб., 1832−1849 (7 изданий). Цитаты по изданию 1834 г. 151, XI с.
  45. Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. 4-е изд. М., 2000. 278 с.
  46. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под общим руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М., 2003. 584 с.
  47. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996: 560 с.
  48. Т.А. Качества речи // Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986. С. 6−24.
  49. Н. Учебный курс теории словесности. Изд. 5-е. СПб., 1905. 126 с.
  50. М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС. М.- Л., 1952. Т. VII. С. 89−378, 805−839.
  51. Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003. 426 с.
  52. Р. Владимир Путин действующий президент. М., 2002. 480 с.
  53. Меликова-Толстая С. В. Античные теории художественной речи // Античные теории' языка и стиля. Под общей редакцией О. М. Фрейденберг. М.-Л., 1936. С. 3−64.
  54. А. Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. 1-е изд. М., 1809. 113 е.- 4-е изд., М., 1828. (Все издания стереотипические).
  55. А.В. Умение говорить публично. 3-е изд., М., 1927. 122 с.
  56. А.К. Основы риторики: Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10−11 классов общеобр. учреждений. 2-е изд., М., 2001.496 с.
  57. Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР (принципы, нормы, практика). М., 1988. 384 с.
  58. . Г. Дипломатия М., 1941. 362 с.
  59. Овсяннико-Куликовский Д. Н. Теория словесности. 4-е изд., М., 1923.218 с.
  60. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.318 с.
  61. Основы культуры речи. Хрестоматия. Сост. Л. И. Скворцов. М., 1984. 354 с.
  62. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. М., Вагриус, 2000. 256 с.
  63. Пиз А. Язык телодвижений. Пер. Е. Н. Котляр. СПб., 2000. 262 с.
  64. Политология. Курс лекций. Под ред. доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1999. 528 с.
  65. М.Н. Политическое красноречие: Что нужно для оратора. СПб., 1906. 284 с.
  66. Рар А. Владимир Путин. «Немец» в Кремле. М., 2001. 248 с.
  67. Речевое общение: искусство убеждать. СПб, 1999. 128 с.
  68. Риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т. А. Ладжыженской. М., 1998. Ч. 1, 192 с. Ч. 2, 192 с.
  69. Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред. и сост. М. И. Панов и Л. Е. Тумина. М., Ярославль, 2003. 670 с.
  70. Ю.В. О термине «Риторика» // Риторика. Специализированный проблемный журнал / Гл. редактор И. В. Пешков. 1995. № 1.С. 7−12.
  71. Ю.В. Риторика публичной лекции. М., 1989. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Лекторское мастерство" — № 1). 62 с.
  72. Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002. 126 с.
  73. Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999.482 с.
  74. Е.В. Лингвопрагматические аспекты политической теледискуссии: Дисс. .канд. филол. наук. М., 2006. 183 с.
  75. Д.Э. Культура речи. М., 1964. 316 с.
  76. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977. 358 с.
  77. А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М. 2003. 396 с.
  78. Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е исправленное и переработанное / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1997. 702 с.
  79. Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1944.208 с.
  80. Л.И. Культура речи. // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1979. С. 119−121.
  81. Словарь Академии Российской 1789−1794. Тома I-VI. Репринтное издание / Гл. ред. Г. А. Богатова. М., 2004.
  82. П. Теория словесности для средних учебных заведений. 18-е изд. М., 1913. 146 с.
  83. В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995. 192 с.
  84. СоперП. Основы искусства речи. М., 1992. 348 с.
  85. Соссюр де Ф. (Фердинанд де Соссюр). Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977. С. 31—288.
  86. Спафарий. Николай Спафарий. Эстетические трактаты. Подготовка текстов и вступительная статья О. А. Белобровой. Л., 1978. 160 с.
  87. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. 548 с.
  88. Я.В. Военное красноречие. СПб., 1825. 170 с.
  89. Я.В. Правила словесности. СПб., 1815. 233 с.
  90. JI.E. Качества речи (Коммуникативные качества речи) // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М. И. Панов. М., 2006. С. 359−367.
  91. М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. М., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1997. 264 с.
  92. Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998. 292 с.
  93. Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002. 216 с.
  94. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др. / Под ред. М. А. Кормилициной и О. Б. Сиротининой. Саратов, 2001. 320 с.
  95. Чернышев В.И. .Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики. СПб., 1914. 282 с.
  96. Е.Н. Культура речи. // Русский язык. Энциклопедия. Издание 2-е, пререраб. и доп. / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1997. С. 204 205.
  97. В.Я. Учебный курс теории словесности. Издание 7-е. СПб., 1907. 152 с.
Заполнить форму текущей работой