Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка комплекса средств подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников и выявление условий ее осуществление в реальном учебно-воспитательном процессе дали нам возможность перейти к экспериментальному обучению студентов. В ходе подготовки и проведения занятий по педагогике и методике трудового обучения, педагогической практике мы стремились… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования познавательных интересов у младших школьников
    • 1. 1. Сущность, компоненты и функции категории «познавательные интересы»
    • 1. 2. Условия и пути формирования познавательных интересов младших школьников будущими учителями начальных классов
  • Глава 2. Технология подготовки будущих учителей начальных классов к формированию познавательных интересов у младших школьников

2.1 Анализ уровня и возможностей теоретической подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников. 2.2. Общие подходы к разработке технологии подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов школьников

2.3 Экспериментальная проверка технологии подготовки студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников.

Заключение

Подготовка студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов — одна из важнейших задач развития общества. Социально-экономическое обновление сфер жизнедеятельности вызвало в педагогической науке массу проблем и противоречий, решение которых связано с формированием высокой общей и профессиональной культуры педагога, его готовности к педагогическому творчеству. Решение этих проблем невозможно без опоры и ориентации на мотивационную сферу учащихся, их познавательные интересы.

Проблемам формирования познавательного интереса у школьников в различном возрасте при изучении отдельных предметов посвящены исследования многих педагогов и психологов (О.С.Гребенюк, Е. И. Киричук, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, В. Ф. Моргун, Н. Г. Морозова, Г. И.Щукина).

Массовость профессии учителя, пробелы в его профессиональной подготовке, случайность выбора профессии, трудности быта приводят к тому, что у ряда учителей отсутствует интерес к своей профессиональной деятельности. В силу объективных причин это сейчас же сказывается на учениках, интересы которых зависят от интереса учителя, так как личность учителя является основным средством формирования личности ученика. Зависит это в решающей степени от профессионализма учителей. К сожалению, часть учителей, работающих сегодня в школе, не умеет возбуждать, поддерживать и развивать познавательный интерес у школьников.

В большинстве случаев познавательный интерес развивается учителем только как средство организации учебного процесса, как побудитель познавательной деятельности. Не выдержена тенденция к поиску путей формирования интереса к познанию в младшем школьном возрасте.

Важность этой проблемы очевидна и в связи с падением интереса школьников к учению в массовой школе, в том числе и в начальной. Специально организованные исследования ученых констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться.

На практике недостаточно используются современные технологии, пути формирования познавательных интересов, наработанные психолого-педагогической наукой. Усилия учителя направлены на то, чтобы передать учащимся как можно больше сведений, предусмотренных программой, что не способствует формированию и развитию познавательных интересов.

В связи с этим возрастает необходимость приведения системы подготовки учителей в педколледже в соответствие с актуальными потребностями современной школы.

В.А.Сухомлинский отмечал, что начинать работу по развитию познавательных интересов у учащихся следует с формирования интереса к этой работе у самого учителя. Необходимо осознавать, что умение формировать познавательные интересы у школьников Ш должно стать профессиональным умением учителя.

Различным аспектам проблемы формирования профессионально значимых умений учителя посвящены многочисленные исследования (О.А.Абдуллиной, О. С. Гребенюка, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, М. И. Рожкова, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова и др.).

В ряде работ доказывается мнение о необходимости специальной подготовки в данном направлении, при этом подготовленность будущего учителя к формированию познавательных интересов у школьников рассматривается как важный фактор овладения профессиональной деятельностью учителя в целом. В связи с этим мы рассматриваем проблему подготовленности будущих учителей начальных классов в исследуемом направлении как один из аспектов их общепрофессиональной подготовки.

Вместе с тем до сих пор остается недостаточно исследованной проблема подготовки учителей в педколледже к деятельности по формированию познавательных интересов у школьников, поскольку младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которой во многом зависит ее судьба в течение всего срока школьного обучения. Актуальность такой подготовки для будущих учителей подтвердил опрос 134 учителей города Сургута и 344 студентов, который показал, что 43,4% этих студентов и 44,8% учителей, оценивали уровень своей профессиональной подготовки к формированию познавательного интереса у школьников как неудовлетворительный.

Наше исследование состояния подготовки студентов педколледжа показало, что даже хорошо успевающие по 11 психолого-педагогическим дисциплинам студенты недостаточно осведомлены о значении познавательного интереса в развитии личности младших школьников. Их представления о сущности, роли, месте познавательного интереса в структуре личности учащихся недостаточны для того, чтобы организовать процесс формирования данного качества у школьников. Владея целым рядом важных педагогических умений, они нередко затрудняются в вопросах формирования познавательных интересов у учащихся начальных классов. Все это значительно снижает результаты целостного формирования личности школьника.

Такой результат не является случайным. Цель подготовки учителя к формированию познавательных интересов у младших школьников специально не ставится. В программах психолого-педагогических дисциплин отсутствуют разделы, направленные на ознакомление будущих учителей с процессом развития этого качества личности учащихся начальных классов. При всей ценности накопленных наукой знаний о познавательных интересах их поэлементное, суммативное рассмотрение в рамках только психолого-педагогических дисциплин не в состоянии обеспечить полноценное овладение будущими учителями технологией организации этого процесса в практической деятельности. Не выявлены возможности разнообразных средств формирования такой подготовленности студентов (возможности психолого-педагогических, специальных учебных предметов, различных видов практической подготовки будущих учителей начальных классов).Неясно, какие формы и методы обучения в наибольшей мере содействуют подготовке студентов в данном направлении. Не установлено, как осуществляется подготовка будущих учителей на разных этапах обучения в педколледже к решению задач формирования познавательных интересов у младших школьников.

Отсюда вывод: подготовка студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников не предусматривается в явном виде в программах психолого-педагогического курса. Программы по этим дисциплинам не нацеливают преподавателей на обязательное овладение будущими учителями знаниями о процессе формирования у школьников интереса к учению, на выявление возможностей разнообразных средств подготовки студентов к этой работе.

Сложившееся состояние подготовки будущих учителей в педколледже к формированию познавательных интересов у школьников требует соответствующего изменения содержания психолого-педагогической подготовки студентов как в части обязательных знаний и способов деятельности, подлежащих усвоению, так и в области технологии их усвоения. Однако существующая традиционная форма подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже не в полной мере обеспечивает успешную подготовку большинства из них к формированию познавательных интересов у младших школьников.

В связи с этим возникает проблема исследования: каким образом осуществлять подготовку будущих учителей в педколледже к успешному формированию познавательных интересов у младших школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать комплекс средств подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у # младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения будущих учителей начальных классов в педколлежде.

Предмет исследования: комплекс средств подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов у младших школьников.

Гипотеза исследования. Умение формировать познавательные интересы у младших школьников является одним из основных профессиональных качеств учителя начальных классов. Его основы могут быть сформированы на основе реализации личностно ориентированного комплекса средств подготовки студентов педколледжа, определяемого следующими условиями: процесс обучения по формированию познавательных интересов у младших школьников станет целью этой подготовки и будет включен в учебные программы психолого-педагогического цикла;

— будет обеспечено достаточно успешное усвоение студентами в курсе педагогики и психологии сущности и роли познавательных интересов в процессе обучения;

— для оценки подготовленности студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников будут использоваться научно-обоснованные способы диагностики: анкетирование, тестирование, диагностирующие контрольные работы, самооценка, экспертная оценка.

С учетом выдвинутых цели и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность процесса подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов у младших школьников;

— определить возможности теоретической и практической подготовки студентов в педколледже как средства формирования подготовленности будущих учителей к развитию познавательных интересов у младших школьников;

— разработать и экспериментально проверить личностно ориентированные средства подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют идеи демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе, философские идеи о соотношении сознания и деятельности, о сущности процесса познания, психолого-педагогические представления о структуре личности, о теоретической сущности человека и определяющей роли деятельности в становлении личности, объектно-субъектных связей в обучении, личностно-ориентированном образовании.

Исследование базировалось на концепциях целостного процесса по проблеме формирования личности школьника (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, О. С. Гребенюк, В. В. Давыдов и др.), теории высшего педагогического образования.

Л.М.Архангельский, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский,.

Н.В.Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.), идеях проектирования педагогических систем (В.П.Беспалько, Л. Ф. Спирин, Ю. Г. Татур и др.), выводах психологов, педагогов о проблеме формирования познавательных интересов учащихся (М.В.Матюхина, Н. Г. Морозова, Г. И.Щукина). т Для решения поставленных в исследовании задач были определены методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, анализ педагогической практики, изучение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент и опытная работа, педагогические измерения (анкетирование, тестирование, собеседование).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились педагогический колледж города Сургута Тюменской области и его филиал в городе Нефтеюганск Тюменской области, школы № 9, 12, 33 города Сургута и школа № 2 пос. Солнечный Сургутского района. Основная опытноэкспериментальная работа проводилась в Сургутском педагогическом колледже (с августа 1995 г.-государственный педагогический институт).

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1992;1994гг.) велась проблемно-поисковая работа, изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по избранной проблеме. Диссертантом отрабатывался понятийно терминологический аппарат исследования, осмысливались исходные позиции поисковой деятельности, уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы. На этой основе была проведена постановка проблемы и формировались основные положения исследования, определились формы, методы, содержание работы, способствующие повышению эффективности процесса формирования познавательных интересов будущими учителями у младших школьников.

На втором этапе (1994;1997гг.)велся планомерный поиск оптимальных рациональных приемов и педагогических условий эффективности практической подготовки студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников. и.

Основными методами этого этапа были: теоретико-методологический анализ научной литературы и передового опыта по изучаемой проблеменаблюдение за студентами в учебном процессе, анкетирование студентов и преподавателей педколледжа, беседы со студентами и преподавателями, состояние характеристик групп будущих учителей и отдельных студентовизучение дидактических материалов практических курсов психолого-педагогических и специальных дисциплин, педагогической практики, создание экспериментальных ситуаций, моделирующих условия предстоящей деятельности по формированию познавательных интересов младших школьников. В этот период моделировались заложенные в общей гипотезе педагогические условия и пути, обеспечивающие формирование у студентов готовности к формированию познавательных интересов младших школьников. Была организована опытно-экспериментальная работа, которая сопровождалась уточнением и обогащением гипотезы, проведением контрольных срезов, их анализом.

На третьем этапе (1997;1999гг.)проводились систематизация, обобщение, количественная и качественная обработка результатов проведенного исследования, велась доработка методических рекомендаций студентам по формированию познавательных интересов младших школьников. Были сделаны теоретические обобщения, оформлялась диссертация.

Научная новизна работы заключается в следующем: раскрыта сущность процесса подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников;

— определена и обоснована возможность теоретической и практической подготовки студентов педколледжа как средства формирования у будущих учителей умения развивать познавательные интересы у младших школьников;

— разработан личностно-ориентированный комплекс средств подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников рассматривается во взаимосвязи с другими аспектами общепедагогической подготовки. Охарактеризованы особенности технологии теоретической и практической подготовки студентов, повышающей ее эффективность в исследуемом направлении. Апробирована методика диагностики сформированности познавательных интересов у детей, а также умения их формирования будущими учителями.

Подготовка студентов к формированию познавательных интересов рассмотрена как процесс, в котором в единстве и во взаимосвязи формируются разнообразные аспекты предстоящей педагогической деятельности, решаются задачи развития личности будущего учителя в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выдвинутые в исследовании положения позволяют повысить уровень профессиональной подготовки в педколледже будущих учителей начальных классов по формированию познавательных интересов у младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями психолого-педагогического цикла педколлежда и вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к проблеме исследования, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, использованием современных научных концепций и обоснованностью теоретических позиций. Выдвинутые в диссертации гипотезы проверены и подтверждены результатами проведенного экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения: сущность подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников;

— необходимый уровень подготовленности будущих учителей к работе по формированию познавательных интересов у младших школьников достигается в процессе организации общей подготовки студента, которая представляет собой взаимодействие теоретической и практической подготовки. Она выражается в интеграции содержания и способов учебной деятельности, характере взаимоотношений между преподавателями и студентами в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики;

— личностно-ориентированный комплекс средств подготовки в колледже будущих учителей начальных классов к формированию познавательных интересов у младших школьниковизменения в учебных программах педколледжа по педагогике и психологии (аспект формирования познавательных интересов).

Апробация и внедрение. Результаты исследования докладывались на конференции преподавателей и аспирантов кафедры педагогики Московского педагогического университета по итогам научно-исследовательской работы.

1995 г." Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в школе и в вузе" (Москва, 1996)-на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе"(Сургут, 1996)-на5-й конференции молодых ученых (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997)-на заседаниях кафедры начального образования и частных методик Сургутского педколледжа, кафедры начального образования Ярославского областного института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.

По теме исследования соискателем опубликовано 5 научных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в работу включены схемы и таблицы.

Выводы по второй главе.

Формирование познавательных интересов у младших школьников определило путь нашего исследования — разработка комплекса средств подготовки студентов педколледжа по данной проблеме. Поставленная цель достигалась поэтапно.

Во-первых, проведено диагностирование фактического состояния подготовки студентов педколледжа и учителей начальных классов к формированию познавательных интересов у младших школьников. Современный педагог должен не только широко и глубоко знать свой предмет и владеть разнообразными методическими приемами, но и иметь основательную психолого-педагогическую подготовку, стремиться к творчеству. Развитие творческих способностей наиболее тесно связано с раскрытием индивидуальности. Творчество, как потенциальная возможность, заложено в каждом человеке, и необходимо для развития творческой индивидуальности в процессе обучения.

Во-вторых, исходя из положения, что возможности учебно-воспитательного процесса формирования личности является его важнейшим интегративным свойством, нами было выявлено возможности учебных программ, предметов и пособий по освоению проблемы формирования познавательных интересов у младших школьников. Анализ учебных программ для педколледжа по дисциплинам психолого-педагогического цикла позволяет в определенной мере оценить возможности подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников. При детальном рассмотрении с позиций нашего исследования указанных программ мы пытались выделить в них отражение возможностей знакомство студентов с современной научной трактовкой сущности категорий и понятий данной проблемыс функциями, условиями, средствами и путями формирования познавательных интересов в учебно-воспитательном процессес практикой формирования у студентов профессионального умения формировать познавательные интересы у младших школьников.

В ходе анализа учебных пособий, используемых студентами педколледжа по общей, возрастной и педагогической психологии, педагогики и истории педагогики, методикам преподавания разных учебных дисциплин мы попытались выявить, в каком объеме указанные пособия позволяют научить студентов формировать познавательные интересы у младших школьников.

Результаты выполненного анализа привели нас к выводу о необходимости совершенствования подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников по следующим направлениям: выделение литературы, которую целесообразно рекомендовать студентам при изучении ими проблем, связанных с сущностью познавательных интересов, их функциями в процессе учебного познания, их возникновением, развитием и угасанием, методами формирования познавательных интересов у младших школьниковвыработка общих позиций деятельности преподавателей психолого-педагогических дисциплин по проблемам формирования познавательных интересов у студентов в ходе их обучения в педколледжеразработка общих путей формирование познавательных интересов при изучении ими психолог о педагогических дисциплин в педколледжеразработка комплекса средств подготовки студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников.

Разработка комплекса средств подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников и выявление условий ее осуществление в реальном учебно-воспитательном процессе дали нам возможность перейти к экспериментальному обучению студентов. В ходе подготовки и проведения занятий по педагогике и методике трудового обучения, педагогической практике мы стремились к предельно четкой организации. Материал по формированию познавательных интересов школьников на предыдущем занятии служил основой для усвоения более сложных знаний и умений и навыков. Последовательно усложняющиеся задания раскрывали логику развития данного качества личности у младших школьников. При планировании занятий преподавателями намечались наиболее рациональные приемы сотрудничества, проектировались эмоциональный фон занятия и нужные психические состояния. Широко применялись эвристические беседы типа «Круглого стола», решение педагогических задач, изучение учебной и методической литературы, составление планов конспектов, анализ опыта учителя начальных классов, активные методы обучения, предполагающие вовлечение студентов в деятельность, адекватную предстоящей работе учителя. Разработанная система занятий требовала не простого воспроизведения материала, а предполагала самостоятельный отбор студентами нужных фактов, явлений, установление между ними взаимосвязей, обобщений. Задания носили поисковый характер. Придавалось большое значение деятельности по моделированию и разрешению педагогических ситуаций для того, чтобы усилить практический характер занятий, их эмоциональный фонпреподаватель предлагал студентам при решении педагогических ситуаций привлекать собственные наблюдения, элементы опыта, сформированные в ходе предыдущих педагогических практик. Педагогическая практика была продолжением системы учебных занятий.

Проведение опытной работы показало, что в условиях обучения будущих учителей по данной методике к концу обучения студентам удаётся овладеть умением формировать познавательные интересы, которое проявляется:

• в знаниях студентов о сущности познавательных интересов и закономерностях его формирования;

• в поведении студентов в моделируемых и реальных педагогических ситуациях;

• в оценке собственного профессионального поведения и поведения однокурсников;

• в осознании необходимости использования разнообразных путей и средств формирования познавательных интересов у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование дает основание подчеркнуть возрастающее значение специальной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию познавательных интересов младших школьников. Это обуславливается рядом обстоятельств: спецификой младшего школьного возраста, в котором закладываются многие личностные образования, потребностью общества в развитии личностей, наделенных творческим мышлением, способных проявить свои дарования, творческую инициативу.

Подготовка будущих учителей к формированию познавательных интересов младших школьников выступает как один из ведущих аспектов общепедагогической подготовки к труду учителя и представляет собой систему качеств личности студента, обеспечивающую эффективное выполнение функций, связанных с организацией целостного процесса формирования познавательных интересов младших школьников.

Полученные результаты подтвердили эффективность разработанной нами теоретико-практической технологии подготовки студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников. Студенты экспериментальной группы добились определенных успехов по сравнению с контрольной, применив на практике знания, умения и навыки по формированию познавательных интересов у младших школьников.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают вывод о необходимости качественных изменений всех компонентов в учебном процессе по подготовке студентов к формированию познавательных интересов, свидетельствуют о том, что основная цель исследования достигнута. Разработанный комплекс средств практической подготовки студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников приносит положительные результаты.

Выполненное исследование показывает, что решение проблемы подготовки студентов к формированию познавательных интересов младших школьников, требует поиска четких показателей подготовленности, методики диагностирования подготовленности, соотношения изученных нами средств учебных предметов, видов практической подготовки и педагогических средств межпредметного характера не только на предметносодержательном уровне, но и на методологическом мировоззренческом уровне. В этом случае все компоненты рассматриваемого процесса будут целенаправленно влиять на подготовку студентов к формированию познавательных интересов младших школьников, а, следовательно, содействовать общепедагогической подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.

В ходе исследования возникли проблемы, решения которых предполагает отдельного самостоятельного изучения.

Требует дальнейшего исследования вопрос о переподготовке учителей начальных классов в институте повышения квалификации с целью совершенствования их подготовки к формированию познавательных интересов у младших школьников, а также внедрение наработанных материалов в пособия и учебные программы педколледжей.

Решение задач данного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Возбуждение и развитие познавательных интересов у школьников во многом зависит от личностной позиции самого учителя, выражающейся в постоянном сотрудничестве с детьми при определение целей, программ, способов индивидуальных действий ученика на уроке на основе достигнутого. При непосредственном участие учителя происходит развертывание, протекание и завершенность познания ученика. Любой компонент познавательной деятельности ученика сопряжен с прогнозирующей, организующей, регулирующей, корректирующей деятельностью учителя. Так, восприятия учеником и задачи, и содержание требует от учителя большой предварительной работы: актуализации задачи либо объекта, который подлежит восприятию отбора необходимых источников, мобилизации прошлого опыта и знаний учащихся, создания необходимой обстановки стимулирующей ценную мотивацию, последующие действия и т. д.

Глубокий, длительный и сложный процесс осмысления приобретаемых учеником знаний также не проходит стихийно. Он протекает при прямом содействии и участии учителя, который создает особые ситуации затруднения, проблемности, организует обмен суждениями среди учеников, приводит в движение их прежние знания, необходимые им для доказательства и обоснования своих суждений. При помощи методических средств учитель направляет внешние действия и внутренние процессы на поиск нужных путей, на догадку, пробу, выбор ряда возможных решений.

Анализ уровня подготовки студентов и учителей младших классов к формированию познавательных интересов у младших школьников позволяет оценить уровень соответствующих знаний и умений подавляющего большинства студентов и учителей как недостаточный для профессиональной деятельности. Поэтому, эффективность и действенность работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников определяется уровнем сформированности соответствующего профессионального умения у студентов педколледжа.

2. Для решения проблемы подготовки студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников необходимо:

— теоретическую и практическую подготовку по всем дисциплинам психолого-педагогического цикла проводить в соответствии с требованиями комплекса средств формирования познавательных интересов;

— необходимо обеспечить деятельностный подход всех преподавателей педколледжа к подготовке студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников, владением каждым из них умением организовать процесс обучения студентов в соответствии с закономерностями усвоения и формирования познавательных интересов.

— необходимо в явном виде включить в программу психолого-педагогических курсов как обязательный элемент содержания образования знания о сущности и роли познавательных интересов в процессе обучения, условиях, средствах, формах и методах их формирования. При планировании и проведении педагогической практики необходимо также разработать комплекс заданий по апробированию своих знаний и умений по формированию познавательных интересов у младших школьников, диагностированию школьников по данной проблеме, изучению опыта работы учителей начальных классов.

3. За отведенное учебным планом время при соблюдении объективно необходимых условий разработанный комплекс средств практической подготовки позволяет студенту овладеть соответствующими знаниями и умениями, что дает возможность будущему учителю эффективно влиять на формирование познавательных интересов у младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников// Советская педагогика. 1989. — № 7. — С .40 — 43.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.- 208 с.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Щукиной Г. И. М.: Просвещение, 1984. 276 с.
  4. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народных искусств. М., 1994.
  5. М.Ш. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Алма — Ата, 1990. — 104 с.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика. 1984. — 286с.
  7. Ш. А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1991.-176с.
  8. Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной в школе// Вопросы психологии. 1984. — № 5.- С.36−41.
  9. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — T. l, Т.2. — 230 е., 287с.
  10. .Г. Познавательные потребности и интересы// Учение записки ЛГУ. Психология. Л., 1959. — Вып. 16. — № 265. С. 4146.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.386с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.-87 с.
  13. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей. Д., 1991.- 423 с. Дисс. док. пед. наук.
  14. С.П. Сущность процесса обучения. Учеб. пособия по спец. курсу для студ. пед. ин-тов. по спец № 2121 «Педагогика и методика начального обучения».-М.: Просвещение. 1981. 143 с.
  15. М.Ф. К вопросу о динамике интереса. 1940. — №№ 11, 12.-С. 149−160.
  16. Н.А. Активизация интереса к учению как одно из средств повышения успеваемости. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.-18 с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Ин-т развития проф. обр-ния МО РФ, 1995. -336с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  19. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя.-М. :Просвещение, 1991 -176с.
  20. Байбародова J1.B., Паладьев С. JI, Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учеб.-метод.пособие.Псков: 1994,91с.
  21. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения// Изв. АПН РСФСР. М&bdquo- 1955. — № 73. — С. 3 -15.
  22. JI.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96с.
  23. В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  24. Н.М. Система подготовки будущих учителей начальных классов к пед. творчеству. Грозный, 1993. — 186с.
  25. Н.И. Подготовка студентов младших курсов педвуза к формированию познавательных интересов учащихся начальных классов: Автореф. дисс. кан. пед. наук. Волгоград, 1991.-20 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо М. В. и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  27. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Петровского А. В. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. 288с.
  28. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) Под ред.Д. Б. Эльконина, В. В. Дадывова.-М. -.Просвещение, 1996.-442с.
  29. К. Н. Психологи о педагогических проблемах/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение. 1981. — 128 с.
  30. В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Моск. пед. университет, — 1995. — 111с.
  31. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии.-М., 1995.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.- М.: Педагогика. 1984.-Т.4.-432с.
  33. О.С. Общая педагогика:Курс лекций.-Калининград, 1996.
  34. П.Я. Методы обучения и умственное развитиеребенка.-М.:Изд-воМосков.уни-та, 1985.-45с.
  35. Гребенюк О. С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы: Дисс. .докт.пед.наук.-Казань, 1988.-459с.
  36. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций/Калининград уни-т. Калининград, 1995.-94с.
  37. Гребенюк О. С. Проблема формирования мотивации учения и труда учащихся средних ПТУ: Дидактический аспект/Под ред.М. И. Махмутова.-М. :Педагогика, 1985.-152с.
  38. Г., Давидсон А. Работы из бумаги. Пер. с немец. Н. А. Кирпичниковой. М., И. Д. Сытин, 1913. 95 с.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239с.
  40. В.В., Матова А. К., Шумилин А. Е. Психологические проблемы формирования у школьников потребностей и мотивов учеб. деят-сти// Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности шк-ов и студентов. М., 1980. — С. 36−49.
  41. Т.Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск. — 1995. — 18с.
  42. Н.Г. Основное усвоить на уроке. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1987. -182 с.
  43. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развитияЛТод ред. Эльконина Д. Б., Венгера A. JL- М., 1981- 157 с.
  44. О сущности интересов и подходе к их исследованию// Сов. педагогика. -1971. № 9. — С. 72−81.
  45. .И. Структура и динамика мотивов деятельности// Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 126−130.
  46. В.Т. Развитие познавательно творческой активности старшеклассников в процессе трудовой подготовки в школьном кооперативе. М.: ИПСОМ РАО. 1995.
  47. В.Т. Формирование целеполагания как компонент учебной деятельности в зависимости от типа обучения// Вопр. псих. 1980.-№ 6.- С. 73−82.
  48. О. Ш Совершенствование подготовки будущих учителей начальных классов к осуществление экономического воспитания младших школьников: Дисс.кан. пед. наук Киев, 1987.
  49. А.К. Исследование развития познавательных интересов мл. школьников в зависимости от способа обучения: Автореф. дисс. кан. псих, наук Харьков.- 1975 г.
  50. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989.-176с.
  51. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов мл. школьников в различных условиях обучения// Воп. псих. 1975. — № 3.
  52. Дурай Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к пед. деятельности. — М., 1983. — 356с.
  53. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перер. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  54. А.П., Л.А. Болотина. Начальное техническое моделирование. М., Просвещение. — 1982. — 158 с.
  55. В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.:1995.-157с.
  56. В.И. Педагогическое творчество учителя// Сов.педагогика.- 1989. № 1.
  57. JI.B. Избранные педагогия, труды. М.: Педагогика, 1990.-424с.
  58. Г. А. Сравнение будущей деятельности студентов и учителей// Сов. педагогика. 1980. — № 3. — С. 92−98.
  59. В.М. Интеллектуальные игры как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Дисс.. кан. пед. наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 1988.
  60. Изучение развития учащихся учителем/ Под ред.М. В. Зверевой.-Самара, 1992.-81 с. -№ 14.
  61. Н.Б. Методика обучения матемитике в начальных классах:Учебное пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений и фак-ов нач.кл.педвузов.-М.:Издательский центр «Академия». 1998.-288с.
  62. B.C. Формирование личности школьника(целостный процесс).М. :Педагогика, 1984.
  63. Ю.В., Талызина И. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М., 1989. — 38 с.
  64. Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  65. Краевский В. В. Место и функции эксперимента в педагогическом исследовании.-М.: 1973 .-98с.
  66. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. :изд-во Ленинград. ун-та, 1970.
  67. Н.К. Пед. соч. в 10 ти т. — Т. 4. — 1959.
  68. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально педагогической подготовки учителя./ Сов. пед. -1982.-JVO 3.- С.63−66.
  69. Э.А. Активизация учебного познания// Сов. педагогика. 1990. — № 4. — С. 34−37.
  70. Л.Н. Психолого педагогические условия формирования профессионально — педагогической направленности будущего учителя. — Ереван. — 1990. — 108 с.
  71. А.В. Самостоятельная работа студентов в процессе профессиональной подготовки учителя. М., 1994. — 35 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.
  73. .Г. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушат. ИПК и ФПК.М.: Прометей, 1998. 528 с.
  74. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М., 1981.
  75. ЛукьянченкоТ.Н. Труд, как средство формирования познавательной активности младшихшкольников.-М., 1990- 111с.
  76. А.С. Мои педагогические воззрения// Соч. М.: Изд-во АНН РСФСР, 1958. — Т.5. — С. 273−303.
  77. В.Н. Межпредметные связи в формировании познавательного интереса// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1976.- С. 14 -25.
  78. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения// Вопросы психологии. 1984. — № 4.- С.130−133.
  79. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М.-.Просвещение, 1983. 37с.
  80. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  81. А.К. Формирование интереса к учению у школьников,-М.: Педагогика, 1986. 195 с.
  82. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.-М. :Просвещение, 1984.-144с.
  83. М.И. Организация проблемного обучения в школе:Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1977.-240с.
  84. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститутов: Дисс.канд. пед. наук. Челябинск. 1987. — 229 с.
  85. В.И. Развитие художественно творческих способностей младших школьников средствами конструирования из бумаги на основе трансформируемого модуля. — М., 1995.
  86. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. Кузьминой И.В.-Л.Изд-во ЛГПИ, 1980.- 172 с.
  87. Методика трудового обучения с практикумом/ под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  88. В.Ф. Проблема мотивации учения в теории поэтапного формирования умственных действий// Педагогические основы программированного обучения/ Под ред. Талызиной Н. Ф. -М., 1987. С.200−220.
  89. Н.Г. Воспитание познавательного интереса у детей в в семье. М.: АПН РСФСР. 1961. — 223 с.
  90. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание 1979.-48 с.
  91. А.Ф. Роль практической подготовки в вузе в развитии профессиональной активности будущих специалистов// Активность личности в обучении/ Сб. науч. труд. М.: НИШВШ, 1986. — 192 с.
  92. .Н. Ступеньки творчества, иди развивающие игры. 3-е изд., доп. М., Просвещение, 1990. — 160 с.
  93. Р.А. Психолого педагогические основы развития познавательной активности студентов. — Проблемы развития познавательной активности студентов. — Казань, 1980. — С. 15−17.
  94. Обучение и развитие/ Под ред. Занкова JI.B. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
  95. Общая психология./ Под редакцией Богословского В. В. М.: Просвещение. 1973.-351 с.
  96. Общая психология./ Под ред. Петровского А. В. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1986. — 464 с.
  97. Обучение ручному труду в начальной школе. Под ред. Б. В. Гурьянова. М.: Просвещение, 1959. — 152 с.
  98. О путях повышения эффективности труда учителя/ Под ред. Марковой А. К. М., 1987. — 127 с.
  99. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. Петровского А. В. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. — 303 с.
  100. Р.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов. Славянск, 1991.
  101. А.И. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе.
  102. Педагогика.Учебное пособие для студентов педвуза и педколледжей.Подред.П. И. Пидкасистого.-М.:1995.-637с.
  103. Педагогика (Учебное пособие для педучилищ) С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин.-М.:Просвещение, 1987.-367с.
  104. Педагогика/ Под общ. ред. Нойнера Г., Бабанского Ю. К. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  105. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  106. Л.Д. Интуиция и познавательный процесс. Дисс. кан. философ, наук — М., 1983. — 176 с.
  107. Е.В. Формирование познавательней активности школьников в их общественной деятельности. Дис. кан .пед. наук. X.: Харьковский ГПИ, 1990.
  108. И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов пединститутов: Автореф. дисс.кан. пед. наук.- М., 1978.-170.
  109. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  110. Программа пед.колледжа. Возрас. и пед. психол. Для спец. № 2121 «ПиМНО». М.: Просвещение. 1987.
  111. Л.К. Организация учебного времени как фактор развития познавательной активности у студентов первокурсников.- Брянск: ВГПУ. 1995.
  112. ИЗ. Прядехо А. Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. М.: АПН СССР, 1990. — 218 с.
  113. Психология развивающейся личности /Под ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1987. 297 с.
  114. Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  115. М.И. Теоретические основы педагогики:Учебное пособие.-Ярославль:Изд-во ЯГПУ, 1994.-63с.
  116. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
  117. И.А. Влияние методов обучения на формирование познавательных интересов учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1983.- 18 с.
  118. Совет, энциклопедия, словарь/ Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.) М.: Советская энциклопедия. — 1981. -1600 с.
  119. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  120. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач.-Кострома, 1994.
  121. Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями: Работаем по системе Занкова: Кн. для учителя/ Сост. М. В. Звервва, Н. К. Индин. М.: Просвещение, 1991.-272 с.
  122. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения/ Под ред. Талызиной Н. Ф. М.: Педагогика, 1984. -472 с. (пер. с англ.).
  123. В.А. Сердце отдаю детям. Минск.: Народная асвета, 1982. — 242 с.
  124. М.М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения. -Волгоград, 1991. 194с.
  125. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к обучению и программированное обучение.// Псих, основы програм. обуч. /под ред. Талызиной Н. Ф. М., 1984. — С. 187−199.
  126. Н.Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете// Вестник высшей школы. 1985. -№ 5. — С.32−35.
  127. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Совершенствование обучения в высшей школе// Вестник высш. шк. 1973. -№ 7.- С .71−82.
  128. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста// Современ. высш. шк. 1986. — № 2 (54). — С.75−82.
  129. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та 1984.-413 с.
  130. Управление познавательной деятельностью учащихся/ Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. М.: Изд-во Моск. ун-та 1972.-262с.
  131. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. -М, — Д.: АПН РСФСР, 1950. С. 232.
  132. К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945. — 597 с.
  133. Философский энциклопедический сл./ Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  134. Г. А. Виды общения в обучении.-Томск, 1993.90с.
  135. Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982.-209 с.
  136. В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. М., 1994. — 42 с.
  137. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 1979. — 160с.
  138. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-331 с.
  139. Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  140. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.//Вопросы психологии № 2.-1995.
  141. Charlotte Buhler. Le developpement des interets de l’enfant.'Tour nouvelle", 1974, pp. 313 314.
  142. Ch. Buhler. Psychologue im Leben unserer Zeit. Munchen, 1962.
Заполнить форму текущей работой