Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 2003 года по 2008 год в виде публикаций в печати научных статей, методических рекомендаций, докладов на Всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, областных и городских совещаниях (г. Тюмень, г. Челябинск, г. Екатеринбург), на кафедре трудового и профессионального обучения института повышения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея
    • 1. 1. Генезис требований к функционированию и развитию учреждений начального профессионального образования
    • 1. 2. Сущностные характеристики непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея
    • 1. 3. Модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по управлению развитием образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея
    • 2. 1. Состояние развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея
    • 2. 2. Организация и содержание формирующего эксперимента
    • 2. 3. Результаты и общие
  • выводы проведенного исследования
  • Выводы по второй главе

Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена динамизмом развития общества, социальной профессиональной, образовательной сферами, детерминирующими появление новых тенденций, подходов, концепций, в числе которых мы выделяем тенденцию непрерывного развития. С учетом этого необходим научный поиск путей, механизмов, моделей перехода от дискретного развития субъектов и объектов образовательной деятельности к непрерывному, выявление влияния образовательной среды на процессы саморазвития субъектов и объектов образовательного процесса через предъявления новых требований к ее эффективному, инновационному, творческому осуществлению. В связи с этим важным является обоснование внутреннего механизма развития образовательного потенциала, как педагогических работников, так и образовательных учреждений в целом, а также содержание и форм организации деятельности, обеспечивающих непрерывность их развития.

Необходимо отметить, что данным вопросам уделялось внимание в педагогической теории и практике.

Развитию образовательных учреждений посвящены работы зарубежных ученых: Ф. Кумбса, Э. Маркса, М. Петри, В. Руста и др. Проблемы профессионализма и его повышения рассматривались в работах B.C. Безруковой, А. П. Беляевой, Т. Е. Зборовского, Э. Ф. Зеера, A.M. Новикова, И. П. Смирнова и других. Различные вопросы развития учреждений начального профессионального образования в условиях многоуровневого профессионального образования, реализации идеи непрерывного образования исследовали: JI.M. Кустов, Г. М. Романцев, A.M. Новиков, Ф. Н. Клюев и др.

Ряд отечественных и зарубежных авторов рассматривают проблему профессионального становления личности, ее саморегуляцию, надситуатив-ную активность, формирование профессиональной «Я-концепции», модели профессиональной карьеры (Л.И. Анциферова, Б. Г. Ананьев, Т. И. Артемьева, Р. Берне, Э. Ф. Зеер, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. К. Маркова, К. К. Платонов и др.). Интерес для исследуемой проблемы повышения профессиональной готовности преподавателей лицея, колледжа представляют работы по анализу креативной педагогической деятельности и педагогического мастерства: А. С. Белкин, С. Г. Вершловский, З. А. Галагузова, Р. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, JI.M. Кустов, B.C. Леднев, А. Т. Маленко, Е. В. Ткаченко, Г. Н. Сериков и другие. Вопросы управленческого содействия педагогам профессиональной школы в повышении их профессиональной компетентности были предметом исследования в работах С. А. Безугловой, З. М. Большаковой, В. А. Карачаровского, Н. В. Коноплиной, A.M. Кузьмина, JI.M. Кустова, Г. М. Романцева, М. П. Сибирской и др.

В то же время мы отмечаем, что большинство исследований не ориентировано на обоснование непрерывного характера изменений предмета исследования и осуществлялись в условиях стабильной социальной, профессиональной. образовательной среды. Изменение стабильного состояния функционирования общества и перевод его в режим развития, как одного из основных стратегических направлений социального прогресса, потребовали новых методологических оснований, научных исследований, обоснований содержания, механизмов, форм организации непрерывного развития объектов и субъектов образовательной деятельности. В то же время, анализ позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы на методологическом, теоретическом, методическом уровнях, что обуславливает ситуацию актуализации противоречий между объективным характером непрерывного изменения состояния образовательной среды и дискретным, спонтанным характером развития учреждений образования, не учитывающим новые условия и требования осуществления образовательной деятельностидекларацию идеи непрерывного образования, существующей потребностью у преподавателей профессионального лицея в своем профессионально-педагогическом самоопределении, самореализации своих потенциальных возможностей.

Выделенные нами противоречия позволили определить проблемное поле научного поиска и сформировать проблему, следующим образом: каковы содержание, форма организации и механизм перехода от дискретного к непрерывному развитию образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

Актуальность выделенной проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике определили выбор темы исследования: «Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея».

Цель исследования — определить, научно обосновать и экспериментально проверить содержание, формы организации и механизм непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

Объект исследования — образовательный процесс учреждения начального профессионального образования в условиях динамичной образовательной среды.

Предмет исследования — непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей учреждения начального профессионального образования.

Решение актуальной проблемы и достижение поставленной цели определялись следующим положением гипотезы: повышение эффективности образовательной деятельности профессионального лицея, связанное с переходом от дискретного характера образовательного потенциала к непрерывному развитию возможно в том случае, если:

— будут выделены тенденции, обусловливающие непрерывность развития субъектов и объектов образовательной деятельности;

— формой саморазвития образовательного потенциала профессионального лицея будет являться «обучающаяся организация», стратегически планируемым и реализуемым направлением деятельности, которой является развитие потенциала до уровня, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях осуществления образовательной деятельности;

— модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея будет включать компоненты, отражающие пространственно-временную характеристику процесса саморазвития, диалектическую взаимосвязь устойчивости и изменчивости его состояния, обусловленного динамизмом образовательной среды;

— алгоритм перевода самообразовательной деятельности в статус обучающейся организации в рамках модели будет представлен совокупностью следующих этапов. Это создание и поддержка постоянных обучающих возможностей на всех уровнях организацииорганизация сотрудничества и обучения в командахформирование общего для всей организации стиля мышления, в основе которого лежит исследование и диалогформирование коллективного видения направлений развития и взаимодействия обучающейся организации с образовательной средой.

В соответствии с целью выделены следующие задачи исследования:

1. На основе историко-генетического анализа рассмотреть генезис требований к образовательной деятельности преподавателей учреждений начального профессионального образования и выделить тенденции, обусловливающие непрерывный характер развития их образовательного потенциала.

2. Обосновать и разработать модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

3. Разработать алгоритм перевода самообразовательной деятельности педагогов профессионального лицея в статус «обучающаяся организация».

4. Экспериментально проверить теоретические положения и модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи философов о самоорганизации, самоуправлении, саморазвитии социальных систем, таких как: Е. В. Семенова, С. В. Анохина, Б. В. Белоцерковского,.

С.В. Борзилова, И. В. Дмитриевской, М. Ю. Казаринова, М. К. Мамардишвили, М. В. Никитина и др.- теорию и методологию педагогического исследования: Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, В. А. Сластенина и др.- теорию системы и системного подхода: В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, В. Н. Сагатовского, Г. Н. Серикова, Э. Г. Юдина и др.- исследования различных аспектов профессионального образования и профессионализации личности: С. А. Батышева, JI.A. Беляева, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко, А. Шелтон, А. К. Марковой, В.Д. Шадрико-ва, Э. Ф. Зеера и др.- теорию анализа и проектирования педагогической деятельности: В. В. Беличева, JI.M. Кустова, А. К. Марковой и др.- теоретическое основание профессиональногостановления педагога: идеи С. А. Батышева, С. А, Гильманова, Э. Ф. Зеера, В. И. Загвязинского, А. К. Марковой, Ф. Н. Клюева, B.JI. Савиных и др.- теорию управления образованием: В. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, Ю. А. Конаржевского, В. П. Кузьмина, B.C. Лазарева, С. А. Репина, Н. В. Худоминского, Т. И. Шамова, Р. Х. Шакурова и других. Исследования зарубежных ученых в области организационного обучения, теории действия, рефлексивной практики, теории обучающейся организации проведены М. Тидлером, К. Уаткинсом, В. Марсиком, П. Сенге, Н. Диксоном, А. Майо, А. Рейнолдом и других. Компетентност-ный подход в образовании рассмотрен в работах Р. Арнольдса, Д. Мартенса, А. Шелтена, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, М. П. Сибирской, Д. Равена, И. Д. Фрумина, М. В. Никитина и др.

Исследование осуществлялось в течение 5 лет на базе профессионального лицея № 1 и профессионального училища № 28 г. Тюмени. В эксперименте приняли участие 129 педагогических работников, и состояло оно из трех этапов. На каждом этапе использовались соответствующие методы.

Первый этап (2003—2004 гг.) был связан с анализом уровня разработанности проблемы, обоснованием влияния образовательной среды на развитие потенциала преподавателей учреждений начального профессионального образования, выявлением генезиса требований к профессиональной компетентности преподавателей, формулировкой первого варианта рабочей гипотезы, разработкой инструментария ее проверки, проведением констатирующего эксперимента. На данном этапе были использованы следующие методы: анализ научной литературы, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, изучение продуктов учебной, профессиональной и профессионально-педагогической деятельности.

На втором этапе исследования (2005;2007 гг.) были разработаны содержание, формы организации деятельности по развитию образовательного потенциала преподавателей. Были выделены индивидуальный, профессионально-групповой, коллективно-образовательный уровни самообразовательной деятельноститеоретически, поэлементно обоснована обучающаяся организация, как современная форма самоорганизации индивида, профессионального коллектива, учреждения в целом, направленная на непрерывное развитие потенциальных возможностей. Разработан алгоритм управленческой деятельности по переводу организации самообразовательной деятельности в статус обучающейся организации. Проведен первый и второй этапы формирующего эксперимента.

Методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, экспертная оценка, анализ результатов деятельности и учебно-нормативной документации, аналогия, сравнение, моделирование.

Основным содержанием третьего этапа (2007—2008 гг.) было завершение формирующего эксперимента по экспериментальной проверке эффективности развития индивидуального, профессионально-группового, коллективно-учрежденческого потенциала в рамках обучающейся организации. Осуществлялся сбор эмпирического материала, велась его обработка, в том числе с использованием информационных технологий и статистических методов, были сформулированы выводы, осуществлялось диссертационное оформление исследования. Разработанные рекомендации внедрялись в практику работы профессионального лицея. На данном этапе использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, педагогический эксперимент, статическая и математическая обработка количественных показателей.

Научная новизна темы исследования заключается в следующем:

— на основе историко-генетического анализа рассмотрен генезис требований к образовательной деятельности преподавателей учреждений начального профессионального образованиявыделены тенденции, обуславливающие непрерывный характер развития их образовательного потенциала. Это: динамизм образовательной средынепрерывный характер развития образовательных системвыделение качества обучения персонала, как основы императивного развитияпереход от интрафункционального содержания профессиональной деятельности преподавателя (квалификация) к экстрафункциональному (компетентности);

— с позиции проводимого исследования дано определение и скорректировано содержание следующих понятий: «образовательный потенциал преподавателей профессионального лицея», «непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея», «обучающаяся организация», «самообучающаяся организация», что расширило научное обоснование проблемы непрерывного образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея;

— обоснована форма саморазвития образовательного потенциала профессионального лицея, которой является «обучающаяся организация» и деятельность которой, наряду с выполнением основной образовательной функции, является повышение своего потенциала до уровня, позволяющего эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешних и внутренних факторов, а также алгоритм перевода самообразовательной деятельности преподавателей профессионального лицея (индивидуальной, профессионально-групповой, коллективной) в статус «обучающейся организации»;

— разработана двухкомпонентная модель непрерывного развития образовательного потенциала, включающая структурный компонент, представленный как системно организованное пространство непрерывного развития образовательного потенциала и процессуальный компонент, представленный как совокупность процессов:

— развитие образовательной среды и самообразовательной деятельности участников процесса по развитию своих образовательных возможностей;

— организационно-педагогического содействия непрерывному развитию образовательного потенциала;

— ресурсного обеспечения непрерывного развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности понятий применительно к предмету исследования «образовательный потенциал преподавателей профессионального лицея», «непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея» и раскрытием их содержания, а также выделением сущностных характеристик процесса непрерывного развития образовательного потенциалаобоснования актуальной формы саморазвития образовательных возможностей участников процесса «обучающаяся организация" — представленным процессом непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея в виде модели, включающей в свой состав структурный и процессуальный компоненты, что позволяет дать теоретическое обоснование переходу от дискретного характера развития образовательных структур и образовательного потенциала участников процесса к непрерывному.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует решениям проблем непрерывного образовательного потенциала преподавателей лицея. Разработанные критерии и показатели позволяют оценить уровень развития образовательного потенциала преподавателей лицея и состояние их самообразовательной деятельности (обучаемая организация, обучающаяся организация, самообучающаяся организация). Подготовленные, по результатам исследования, методические рекомендации в помощь руководителям учреждений начального профессионального образования «Управление процессом развития1 учреждения* начального профессионального образования», «Модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея», «Методика оценки’построения системы. «Обучающаяся-организация» направлены на совершенствование деятельности учреждений начального профессионального образования по развитию образовательного потенциала преподавателей.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями-учреждений начального профессионального образования для развития своих образовательных возможностей, а' также в системе повышения квалификации руководителей’и инженерно-педагогических.работников:

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выделенные тенденции: динамизм образовательной среды, непрерывный-характер осуществления образования* определение качества. обучения персонала, как основного императива развития, переход от квалификационного (интрафункционального) содержания профессиональной деятельности преподавателей к компетентностному (экстрафункциональному), объективно" обуславливают обоснование содержанияформ и механизмов непрерывного развития образовательного потенциала преподавателейпрофессионального ' лицея:

2. Построение модели, включающей структурный и процессуальный компоненты, позволяет описать процесс непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей лицея, как взаимодействие и смена его устойчивости и изменчивости.

При этом одна сторона выражает сосуществование качественно различных сторон, образуя пространственную структуру (обучающуюся организацию), другая сторона выражает постоянное изменение процессов, образуя их временную структуру (процесс развития образовательной среды, процесс самостоятельной деятельности преподавателей лицея, процесс управленческого содействия развитию образовательного потенциала, процесс ресурсного обеспечения).

3. Эффективной формой управления непрерывной самообразовательной деятельностью педагогов учрежденияначального профессионального образования является «обучающаяся организация», стратегическим и реализуемым направлением деятельности которой, является повышение своего потенциала до уровня, позволяющего организации эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешних и внутренних факторов.

4. Алгоритм управленческой деятельности, включающий следующие этапы:

— создание и поддержка постоянных обучающихся возможностей на всех уровнях организации;

— организация сотрудничества и обучения в командах;

— формирование общего для всей организации стиля мышления, в основе которого лежат потребность в саморазвитии, познании нового и диалог;

— формирование коллективного видения направлений развития и взаимодействия обучающейся организации с образовательной средой, что обеспечивает перевод самообразовательной деятельности преподавателей в новое состояние «обучающаяся организация».

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 2003 года по 2008 год в виде публикаций в печати научных статей, методических рекомендаций, докладов на Всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, областных и городских совещаниях (г. Тюмень, г. Челябинск, г. Екатеринбург), на кафедре трудового и профессионального обучения института повышения квалификации Курганской области, на кафедре педагогики Курганского государственного университета, в институте развития начального профессионального образования (г. Челябинск), на областных педагогических чтениях системы начального профессионального образования Тюменской области (2003—2008 гг.), на межрегиональной, межотраслевой научно-практической конференции на тему: «Социальное партнерство в сфере профессионального образования» (г. Тюмень, 2007 г.), на межрегиональном семинаре по методологии педагогических исследований (г. Тюмень, 2009 г.).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на основные положения современной психолого-педагогической наукиметодологической обоснованностью теоретических позицийиспользованием комплекса методов и приемов, соответствующих целям, задачам и предмету исследованияположительными результатами опытноэкспериментальной работы и их представлением на международных, межрегиональных, региональных конференциях, длительной работой автора в качестве руководителя начального профессионального образования.

Выводы по второй главе ,<

1. На основе историко-генетического анализа формирования требований образовательной среды к функционированию и развитию учреждений начального профессионального образования нами выделены следующие тенденции, детерминирующие появление новых тенденций непрерывного совершенствования и самосовершенствования образовательной деятельности.

Это динамизм образовательной среды, необходимость непрерывных обновлений профессиональных знаний, выделение качества обучения персонала организации как основного императива ее развития, переход от квалификационного содержания профессиональной подготовки к компетентностному.. ¦

2. В процессе теоретического обоснования предмета исследования, нами опредег лены следующие сущностные характеристики непрерывного развития образовательного потенциала: определение основных понятий: «образовательный потенциал профессионального лицея», «непрерывное развитие», «непрерывное развитие образовав тельного потенциала профессионального лицея». А также выделение состава процесса непрерывного развития образовательного потенциаламетодологическое обоснование самообучающейся организации как особым образом организованной саморазвивающейся системыпринципов непрерывного развития образовательного потенциала.^;

3. В качестве приоритетного направления деятельности учреждений началь: ного профессионального образования, в условиях динамично развивающейся образовательной среды, нами выделено непрерывное развитие образовательного потенциала профессионального лицея.

Под образовательным потенциалом профессионального лицея мы понимаем существующую, потенциально имеющуюся совокупность образовательных возможностей сотрудников, учащихся лицея и интегративную целостность средств, обес. г печивающих эффективное осуществление образовательной деятельности в условиях динамично развивающейся образовательной среды.

Его непрерывное развитие обосновывается нами с позиции теории управлениясистемно-синергетического, системного, деятельностного компетентностного подходов, теории обучающейся организации.

С позиции системно-синергетического подхода образовательная структура «Профессиональный лицей» рассматривается нами как открытая, неравновесная система, взаимодействующая со сверхсложными неравновесными системами, каковыми являются образовательная система начального профессионального образования страны, региональная система начального профессионального образования области.. .

С позиции системного подхода профессиональный лицей рассматривается нами как особым образом организованная система, имеющая цель, структуру, функции, специфические особенности, определяющие ее системные свойства. Признаками системной организации являются определенность и сопоставимость целей, разграничен ность полномочий, координация деятельности субъектов образовательной деятельно^.

— ' * { сти, направленность их деятельности на системный уровень организации.. г.

С позиции компетентиостиого подхода мы рассматриваем становление профессионала, как процесс определения и преодоления ограничений профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность включает базовый компонент, актуальный компонент, потенциальный компонент.

4. В качестве детерминанта, обеспечивающего непрерывный характер развития, нами выделены внешние и внутренние по отношению к процессу развития факторы.

К внешним факторам относим динамизм образовательной среды. Подвижность, среды проявляется в смене ее состояний, что, в свою очередь, порождает новые тенденции, условия, требования к осуществлению образовательной деятельности. В качестве внутреннего фактора выступает потребность преподавателей в развитии своих образовательных возможностей.

Под механизмом непрерывного развития нами понимается последовательности состояний непрерывного развития образовательного потенциала. В качестве таковых состояний выделяются: обучаемая организация, обучающаяся организация, самообучающаяся организация.

5. В построении модели непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея мы руководствовались положением диалектической логики о борьбе противоположностей устойчивости и изменчивости. .: —, ь.

Одна сторона выражает сосуществование качественно различных сторон, образуя пространственную структуру. Другая сторона выражает постоянное изменение процесса, образуя его временную структуру.

В соответствии с данным положением нами разработана двухкомпонентная модель непрерывного развития образовательного потенциала. Первый компонент мо,-дели представляет его пространственную структуру в виде системно организованного пространства непрерывного развития образовательного потенциала, а второй — его временное содержание в форме совокупности взаимодействующих процессов самостоятельной деятельности преподавателей лицея по развитию своих образовательных возможностей, организационно-педагогического содействия процессу саморазвитияресурсного обеспечения непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея.

7. Алгоритм перевода из одного состояния в другое включает: выделение непрерывного развития и саморазвития в качестве стратегии деятельности профессионального лицеясоздание обучающей средыформирование команд сотрудничества-' вовлечение всего персонала в процесс саморазвития.

8. Опытно-экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу о том, что перевод самообразовательной деятельности преподавателей профессионального лицея j. t на индивидуальном, профессионально-групповом, коллективно-образовательном уровнях в статус «обучающаяся организация», эффективно влияет на уровень развития образовательных возможностей, конкурентоспособности как преподавателей, так й профессионального лицея.

9. По итогам исследования сделано предположение об объективной невозможности перевода профессионально-групповой и коллективной образовательной деятельности в статус «самообучающаяся организация». .

10. Решение проблемы непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея осуществляется более эффективно, если она реализуется в рамках пространственно-временной модели.

Проведенное исследование показало многоаспектность, комплексный, не мо,-нонаучный характер проблемы и в рамках одного исследования на уровне кандидат? ской диссертации оно не укладывается, требует дальнейшего исследования теоретико-методологические основы процесса непрерывного развития образовательных учреждений, дальнейшего исследования заслуживает состояние самообразовательной деятельности в статусе «обучающая организация», «обучающаяся организация», «самообучающаяся организация».

Заключение

.

1. Историко-генетический анализ в области исследования позволяет утверждать, что проблема генезиса требований к образовательной деятельности учреждений начального профессионального образования актуальна и подтверждается следующими тенденциями: динамизмом образовательной среды, непрерывным характером развития образования, выделением качества обучения персонала как основного императива развития, переходом от интрафункционального содержания профессиональной деятельности преподавателя (квалификация) к экстрам функциональному (компетенции). «V?

2. Разработана и обоснована двухкомпонентная структурно-профессиональная модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея, представленная как совокупность взаимодействующих процессов: самостоятельная деятельность преподавателей, организационно-педагогическое содействие и ресурсное обеспечение, что делает возможным в значительной степени повысить их уровень квалификации, адаптационную готовность, образовательную результативность и конкурентоспособ. т ность в соответствии с требованиями образовательной среды.

3. Разработан алгоритм перевода самообразовательной деятельности педагогов профессионального лицея в статус «обучающаяся организация», позволяюг щий ориентировать образовательный процесс на создание и поддержку постоянг ных обучающих возможностей на всех уровнях организациисотрудничество? и обучение в командахформирование общего для всей организации стиля мышления, в основе которого лежит исследование и диалогформирование коллективного видения направлений развития и взаимодействия обучающейся организации с образовательной средой, на основе которых в качестве приоритетного направления определено непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей.

4. Эффективность теоретических положений и разработанной модели непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея была доказана в ходе экспериментальной проверки, что позволяет говорить о правильности выдвинутой гипотезы.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Необходимы дальнейшие исследования теоретико-методологических основ процесса непрерывного развития образовательных учреждений, обоснования самообразовательной деятельности в статусе «обучаемая организация», «обучающаяся организация», «самообучающаяся организация».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст.>?>'/¦ Р. Ф. Абдеев // Владос, 1994. 336 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-нова. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  3. , А.Г., Речин, В.Д. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятием Текст. /А.Г. Аганбегян, В. Д. Речин. М.: Экономика, 1989. — 255 с.. :.
  4. , В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
  5. Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сборник научно-методических материалов Текст. / Под ред. В. В. Садырина. Челябинск: Изд-во НИ-УМЦ «Образование», 2002. — Вып. 1. — 248 с.
  6. , Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография Текст. / Н. А. Алексеев. Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996. — 216 с.
  7. , С.Ю. Непрерывное образование: опыт развития стран Текст. / С. Ю. Алферов // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 106−111.
  8. , Ш. В., Загвязинский, В.И. Паритеты, приоритеты и ак^ центы в теории и практике образования Текст. / Ш. В. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 11−16.
  9. , К. Учителя и инновации: пер. с макед-ш Текст. / К. Ангеловски: -М.: Просвещение, 1991.-159 с. оц:
  10. , Н.В., Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости Текст. / Н. В. Андреев, С.Е. Пиняева// Вопросы психологии- -тг 1998. № 2. — С.3−10.
  11. , В.А. Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе образовательного учреждения СПО Текст. / В. А. Андреева. М.: НПЦ «Профессионал — Ф „, 2005. — 30 с.
  12. , Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Е.В. Андриенко'-- — М., 1994.- 17 с.
  13. , Н.П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  14. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин // избранные труды. Философские аспекты теорий функциональных систем. М.: Наука, 1978. — 339 с.
  15. Антология педагогической мысли: 3 Т., Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании Текст. / Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1989. — 463 с.
  16. Антология педагогической мысли России XVII века Текст. / М.: Педа: гогика, 1985. —480 с. .
  17. Аттестация педагогических работников: Справочное издание. М.: ИФ „Образование в документах“, 2000. — 96 с.
  18. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практ. пос. для работников органов управления образованием Электронный ре7 сурс. / М.: Центр соц. и экон. исследований, 1996. 96 с.
  19. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.. у:.'1. ЛФ
  20. , В.Г. Программно-целевое управление Текст. // Научное управление обществом: Выпуск 2. / Под ред. JI.K. Науменко, Г. П. Журавлёва, В. В. Григорьева / В. Г. Афанасьев. М., 1978. — С. 45−87.
  21. , В.Ю., Усанова, С.Ю. Мотивация преподавателей как объект образовательного маркетинга Текст. / В. Ю. Байдалова, С. Ю. Усанова // Среднее профессиональное образование. 2005. -№ 1. — С. 44−47.
  22. , С.А. Развитие организационно-педагогической компетентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении: Дис. канд.пед.наук Текст. / С. А. Баландин. -Челябинск, 2004. 151 с.
  23. , Н.Э. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя Текст. / Н. Э. Балицкая // Педагогическое образование. -1992.- Выпуск 5. С. 101−102.
  24. , JI.E., Протасов, В.Б. Управление качеством Текст. / J1.E. Басовский, В. Б. Протасов. М.: ИНФР А, 2000. — 212 с.
  25. , С .Я. Производственная практика: Учебник для работников занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. 3-е изд, перераб. и доп. Текст. / С. Я. Батышев. М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.: ^
  26. , А.С., Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность / А. С. Белг кин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Центр „Учебная книга“, 2003. — 188 с.
  27. , А.С., Жукова, Н.К. Педагогический мониторинг образовательного процесса Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург: УГЛУ, 1998.-75 с.
  28. , А.П. Перспективы развития профессиональной школы Текст. / А. П. Беляева // Педагогика, 1993. № 4. — С. 26−29.
  29. , А.П. Региональная система профессионального образования Текст. / А. П. Беляева // Педагогика, 1993. № 4. — С. 68−72.
  30. , Р. Развитие Я концепции и воспитание: пер. с англ-го Текст.7j
  31. Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422 с. f 1'
  32. , JI. Общая теория систем: Обзор проблем и ситуаций Текст. / JI. Берталанфи // Системное исследование. М.: Наука, 1968. — С. 30−54.
  33. , В.П. Слагаемые < педагогической технологии Текст. /
  34. B.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  35. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лект ции по педагогической антропологии и философии образования Текст. '/ Б.М. Бим-Бад. М.: РОУ, 1994. — 112 с.
  36. , Б.П., Катаева, Л.И. Педагогическая диагностикам сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас // Педагогика. 1993. — № 2.1. C. 10−15. 'f/
  37. , И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с. -ч
  38. , Л.Г. Методика изучения уровня профессиональной компетентности педагога: Методические рекомендации Текст. / Л. Г. Бобкова. Курган: ИПКиПРО, 2001.-76 с.
  39. , Л.Г. Управление развитием профессиональной компетентно^ сти педагога: Методические рекомендации Текст. / Л. Г. Бобкова. Курган: ИПК и ПРО, 2000. — 36 с.
  40. , В.А. Системологическое моделирование личности и социальная психология Текст. / В. А. Богданов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 145 с. 162 :1
  41. , А.А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалёв. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  42. , В.А. Психология профессиональной пригодности Текст. /
  43. B.А. Бодров.-М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  44. , Т. Как улучшить управление организацией: Пос. для руководителя Текст. / Т. Бойделл. М.: АО „ИНФРА-М“ АОЗТ „Премьер“, 1995. — 204 е.
  45. Большой толковый словарь русского языка Текст. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: „Норинт“, 2000. — 1536 с.
  46. , Ю.К., Нестеров, А.А., Трапицын, С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография Текст. / Ю. К. Бордовский!-
  47. А.А. Нестеров. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с. '- '
  48. , В.Г. О некоторых проблемах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Текст. / В.Г. 'Боровик // Вестник образования России. 2005. — № 12. — С. 61−65.
  49. , О.А. Характеристики компетентности специалиста Текст. / О. А. Булавенко // Профессиональное образование. 2005. — № 4. — С. 21.
  50. , В.А., Слободчиков, В.И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования Текст. / В. А. Болотов // Педагогика. — 1997. -№ 4. С. 66−72.
  51. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4НН1. C. 11−17. '
  52. , Г. М. Философия менеджмента: Истину ищут студенты Текст.-/ Челябинск: ЧИК, 1997. 62 с.
  53. , А.А. О проблеме коммуникации Текст. // Методологические проблемы социальной психологии / А. А. Брудный. — М.: Просвещение, 1975. — С. 86. :.
  54. , А.В. Системно-деятельностная концепция и теория функциональных систем Текст. / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1999.- № 5.-С. 110−122.
  55. , И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой Текст. / И. Бушмарин // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 2. — С. 65.
  56. , Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Текст. / Т.М. Буякас//Вопросы психологии. 2002.- № 2.- С. 28−39.
  57. , К.Я., Костыко, Г.С., Кустов, JT.M. Педагогические основы управления развитием профессионального лицея: Учебное пособие Текст. / К .Я. Вазина. — Челябинск: ЧИРПО, 1998. 168 с.
  58. , Г. Х. Гипотеза педагогического исследования Текст. / Г. Х. Вале-ев // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 22−26.
  59. , А.П. Философские основания современной парадигмы образования Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−20.
  60. , М.А. Педагогическая синергетика: Монография Текст. / М. А. Весна. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. — 405 с.
  61. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
  62. , А.Ю. Педагогический мониторинг развития профессионального лицея: Автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / А. Ю. Виноградов. Магнитогорск, 2002. -24 с.
  63. , О.С. О логике развития управления Текст. / О. С. Виханский // Проблемы теории и Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1998. -126 с.
  64. , М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ-го Текст. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: „Дело“, 1991. -320 с.
  65. , А.С. Проблемы и цели современной педагогики: Методические рекомендации Текст. / А. С. Гаязов. — Бирск: БПИ, 1992. 16 с.
  66. , Г. В. Наука логики: Т. З Текст. / Г. В. Гегель. — М.: Мысль, 1972. -374 с.
  67. , Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащегося профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / Н. Ф. Гейжан. СПб, 1995. — 54 с.
  68. , Б.Н. Проблемно-ситуационные игры: цели, структура, организация Текст. / Б. Н. Герасимов // Активные методы обучения в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. СПб: ЛИЭИ, 1991. — С. 60−71.
  69. , Б.С. Философия образования для XXI в. В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский.— М., 1998.-608 с.
  70. , С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / С. А. Гильманов. Казань, 1996. — 48 с.
  71. , А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее Текст.7 А. Т. Глазунов. М.: Изд. Центр „АПР“, 1999. — 92с.
  72. , В.В., Глущенко, И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование. Теория проектирования экспериментов Текст. / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. М.: ТОО НПЦ „Крылья“, 1997. — 400 с.
  73. , В.В., Захарова, Е.В., Тихонравов, Ю. В. Теория управления Текст. / В. В. Глущенко, Е. В. Захарова, Ю. В. Тихонравов. М.: Вестник, 1997. -336 с. чг,
  74. , Е.А., Кустов, Л.М. Профессиональная компетентность руководителя учреждения начального профессионального образования: Учеб. пос. Текст. / Е. А. Гнатышина, Л. М. Кустов. Челябинск: ЧФ ИРПО, 1994. — 124 с.
  75. Гришин, А. В, Кустов, Л. М. Проблема актуализации социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы Текст. / А. В. Гришин, Л. М. Кустов. Челябинск: Акме-Проф, 1999: — 110 с. 1. I -I
  76. , А.В., Кустов, Л.М., Клюев, Ф.Н. Личностно-ориентированноеобразование: Учеб. пособие-тезаурус Текст. / Под науч. ред. Л.М. Кустова'.f
  77. Челябинск: ЧИРПО-ЮУКИ, 2003 .- 135 с.
  78. , Ю.В., Алексеев, Н.Г., Давыдов, В. В. Национальная доктрина развития российского образования Текст. / Ю. В. Громыко, Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов // Учительская газета. 1997. — № 43. — С. 12−13.
  79. , В.М. О мерах по поддержке и совершенствованию НПО и СПО в целях обеспечения его конкурентоспособности: Доклад на IV съезде Союза директоров ссузов России Текст. / В. М. Демин // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 4. — С.4−7.
  80. , А.А., Зазыкин, В.Г. Акмеология Текст. / А. А. Деркач, В.Г. За-зыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  81. Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции> V
  82. Текст.: Сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. Курган, 10 февраля 2006 г. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. — 159 с. -
  83. , Р.Х. Организационно-педагогические основы интенсификации системы профессиональной подготовки в учебных заведениях профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. / Р. Х. Джураев. -СПб, 1995. 50 с.
  84. , В .Я., Щедровицкий, Г.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования Текст. / В .Я. Дубровский, Г. П. Щедровицкий. М.: МГУ, 1971. — 93 с.
  85. , В.И., Зауэр, Л.С., Колганова, Н. А. Рейтинговая оценка деятельности инженерно-педагогических работников учреждений профессиональнот го образования Текст. / В. И. Дружинин, Л. С. Зауэр, Н. А. Колганова. Курган- ИПК и ПРО, 2002. — 28 с.
  86. , И.В. Методическая' служба и профессионализм учителя Текст. / И. В: Жуковский? // Официальные документы в“ образовании- 1999-?-№ 19. — С.33−45.
  87. Загвязинский- В- И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие.Текст.-/ В. И. Загвязинский- Р. Атаханов. М.: Издательский центр „Академия“, 2006. — 208 с.
  88. Загвязинский-' В. И. Проектирование региональных, образовательных, систем Текст.-/ В. И. Загвязинский?// Педагогика. — 1999. — № 5. С. 8—14.
  89. , В.И., Закирова, А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования Текст. / В. И. Загвизинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. -1997. № 2. — С. 9−14. Г •
  90. Закон Российской Федерации „Об образовании“ Тёкст. // Вестник обт разования- , — 1996. № 7. — С. 3−60.,. глц-
  91. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ Текст. / Э. Ф. Зеер // Педагогика. 1993. — № 4. — С.106. г
  92. Зеер- Э. Ф. Психология профессий Текст. / Э: Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1997.- 244с.
  93. , В.П. О целях и ценностях образования Текст./ В.П. Зинченко-// Педагогика, — 1997.-№ 5. С. 3−17.
  94. , С.И. Технологияюбучения взрослых Текст. / С. И. Змеев. М.: Изд. центр „Академия“», 2002. — 208 с. ,
  95. , Н.К. К вопросу о реформе средних технических училищ смешанного типа Текст. / Н. К. Иванов, СПб, 1909.-1 Юс. .
  96. , Д.Ф., Сериков, Г.Н. Принцип регулируемого эволюционирования→. в педагогике Текст. / Д. Ф. Ильясов, F.H. Сериков. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003-- 336 с.
  97. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп // Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  98. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / И. Ф. Исаев! М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  99. , М.С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  100. , В.Г. Эффективное управление учреждением профессионального образования в новых экономических условиях Текст. / В. Г. Казаков. М.: АЛО, 1999. -39 с.
  101. , В.А. Технология адаптации! мастера производственного обучения профессионального лицея к новым условиям образовательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук Текст./В.А. Карачаровский. Челябинск, 1998. — 24 с-
  102. Ю2.Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. / Г. Ф. Карпова. Ростов-на-Дону, 1994. -46 с.
  103. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. /М. В. Кларин //Педагогика. 1996. — С. 14−21.
  104. , Ф. Н., Серкова, Г. Г. Программа’развития: структура, содержание: метод, пособие для руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования Текст. / Челяб. Обл., Чел. ИРПО. Челябинск, 2003.-55 с.
  105. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой Текст. / Ю. А. Конаржевский М.: Педагогика,^ 1986.- 144 с.
  106. Концепция Федеральной программы развития образования Текст. // Учительская газета. 1993. — № 2, — С. 14—15.
  107. , Г. С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект: Автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Г. С. Косгыко. Курган, 1997.-24 с.
  108. , JI.B. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд.гпед. наук Текст. / JI.B. Котовская. Магнитогорск, 1999. — 24 с.
  109. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Текст. /В.В. Краевский. Самара: СамГТШ, 1994. — 165 с.
  110. , А.С. Вероятность и система Текст. / А. С. Кравец. Воронеж, 1970.-170 с.
  111. , Ю.Д. Организационное поведение Текст. / Ю.Д. Красов-ский. М.: ЮНИТИ, 1999. — 472 с.
  112. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш.шк., 1989.- 167 с. «t
  113. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. нпс., 1990.- 119 с.
  114. , С. А. Особенности профессиональной карьеры преподавателей в системе профессионального образования Текст. / С. А. Куликова // Среднее профессиональное образование. Приложение. — 2006. — № 9. — С. 112 — 116.
  115. , JI.M. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография Текст. / JI.M. Кустов- Челябинск: ИРПКО, 1998.-276 с.
  116. , JI.M. Исследовательская деятельность инженера-педагога. Основы педагогической теории Текст. / JI.M. Кустов. Челябинск: ИРПО, 1996. — 207 с. > ^
  117. , JT.M. Организация экспериментальной педагогической деятельности в учреждениях начального профессионального образования: Учебное пособие Текст. / Л. М. Кустов. Челябинск: ЧФИРПО, 1995. — 120 с.
  118. , Л.М. Профессионально-педагогическая диагностика Текст. / Л. М. Кустов. Челябинск: ЧФИРПО, 1994. — 100 с.
  119. , Л.М. Преемственность профессионально-технической и высшей школы Текст. / Л. М. Кустов. Свердловск: УрГУ, 1990. — 120 с., Уи
  120. , Ю.М. Очередные задачи в строительстве рабфаков Текст. 7 Ю. М. Кутепов. М.: Просвещение, 1924, № 5. — С. 5 — 6.
  121. , И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении Текст. / И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 199 с.
  122. , К.М. Педагогическая деонтология Текст. / К. М. Левитан. Екатеринбург, 1992. — 272 с.
  123. , Л.К. Доклад на III секции 3-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России Текст. / Л. К. Лейхман. СПб, 1903.
  124. , А.Н. Научно-педагогические основы формирования государст7 венного стандарта профессионального образования: Дисс. докт. пед. наук Текст. •/ А. Н. Лейбович. М., 1995. — 60 с.
  125. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  126. Личностно-ориентированное образование: учебное пособие Текст. / Под науч. ред.Л. М. Кустова. Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2003. — 135 с.
  127. , М.И. Методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации инженерно-педагогических работников: Автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. /М.И. Мамаева. -Екатеринбург, 1995.- 22 с.
  128. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 63.170 'Г,
  129. , А.К. Психология-профессионализма Текст., / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знамя», 1996. — 309 с.
  130. , У. Управление конфликтными ситуациями «и развитие организации: Пер. с англ-ш Текст. / У. Мастенбрук. М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
  131. , М.Х., Альберт, М., Хэдоури, Ф.: Основы менеджмента: перев. с нем-го Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт. М.: Просвещение, 1984'. — 173 с.
  132. , Н.Н., Гайворонский, Н.М. Технология моделирования содержания образования (на примере развития многопрофильного лицея): Учебно-практическое пособие Текст. / Н. Н. Михайлова, Н. М. Гайворонский. М.,"2001.- 128 с.
  133. Модернизация российского образования: документы и материалы Текст. / Ред. составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУВШЭ, 2002. — 332 с.
  134. , А. М. Профтехшкола: стратегия развития Текст. У A.M. Новиков. М.: «Ровесник», 1991. — 68 с.
  135. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям Текст. / Д. Я. Ягофаров. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2008. — 399 с.
  136. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: учеб. пособие Текст. / Под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина. Челябинск: Юж.Урал. кн. Изд-во, 2003. — 592. с. а-
  137. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы Текст. / М.: Алгоритм-2002. 480 с.
  138. , С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская А.Н.- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. -928 с.
  139. О концепции модернизации российского образования на период до 2001−0 года. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002. № 393. Приложение: содержание Концепции, Текст. // Вестник образования России. -2002.-№ 6.-С. 10−40.171 .k
  140. , О. Н. Реформирование профессионального образования за рубежом Текст. / М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003.- 152 с.
  141. О лицензировании, аттестации, аккредитации образовательных учреждений и аттестации научно-педагогических кадров Текст. / состав. Усов, М. А., Федо-' ров, В. Д., Ширшова, В. С. М.: НМЦ «Профессионал — Ф», 2001. — 240 с.
  142. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы. Приказ Минобразования России от 24.04.01. № 1818. Приложение Текст. // Вестник образования России. — 2001. № 19. — С.7−35.
  143. Основы профессиональной педагогики. Изд.2-е, перераб. и доп Текст.-/ под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. — М.: Высшая школа, 1997. — 504 с.
  144. , И. А. Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе Текст. //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. -№ 9. — С.26−30. *
  145. , Б. С. Как поднять квалификацию инженеров-педагогов Текст.? //Советская педагогика. 1991. — № 1. — С.77−80.
  146. Педагогические исследования в учреждениях начального профессионального образования: сб. науч. трудов Текст. / под ред.Л. М. Кустова, Ф. Н. Клюева, А. Я. Найна: ЧелИРПО. Челябинск, 2001. — 337 с. / .
  147. , Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема Текст. // Известия Южного отделения РАО. Выпуск. Л,.' - Ростов н/Д., 1999.-С.127−136.
  148. Проблемы оценки эффективности трудового и профессионального образования: научно-практич. конференция Текст. / под ред. В. Л. Савиных. Курган, 1995. — 148 с.
  149. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-метод. Сборник Текст. /состав. А. Ф. Щепотин, С. Ю. Черноглазкин. М.: Изд-во ИПРСПО, 2002. — 175 с.
  150. Психологические аспекты подбора и проверки персонала Текст. / Сост. Н. А. Литвинцева. М.: Изд. «Управление персоналом», 1997. — 400 с.
  151. Психология становления педагога профессиональной школы Текст. / под ред.Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: изд-во Урал.гос. проф.-пед.ун-та, 1996. — 148 с.
  152. , Т. Н. Профессиональная деформация педагога Текст. / Т. Н. Резер // Профессиональное образование. 2006. — № 2. — С. 12−14.
  153. , С.А. Программно-целевой принцип управления образованием Текст. / С. А. Репин. Челябинск: Изд-во ЧИПУ, 1999. — 221 с.
  154. , С.А. Управление областной образовательной системой: Научно-методическое пособие Текст. / С. А. Репин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 152 с.
  155. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. М: МО и ПО РФ, 1997. — 52 с.
  156. , Е. И. Психологический климат в педагогическом коллективе (тест) / Е. И. Рогов // Профессиональное образование. 2005. — № 4. — С. 14.
  157. , Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. — 333 с.
  158. , Г. М., Хаматнуров, Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище Текст. / Г. М. Романцев. Екатеринбург: УГППУ, — 137 с.
  159. , В.JI. Профессиональное самоопределение подростков группыIриска: Монография Текст./ В. Л. Савиных. Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. — 332 с. 1. Ч ¦
  160. , Ю.Н. Самообразование преподавателей теоретических дисциплин профтехучилищ: Автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. / Ю. Н. Салмин. Екатеринбург, 1993.- 20 с.
  161. Самоорганизация. Организация. Управление. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995. — 272 с.
  162. , А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография Текст. / A.M. Сарацов. Волгоград: Перемена, 2000. — 259 с.
  163. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Выпуск 2. — СПН, 1895. — 72 с.
  164. , П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации, перев. с англ. Текст. / П. Сенге. М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
  165. , Т. А., Уварова, Н. М., Назарова, С. Е. Профессионализм методиста: методическое пособие Текст./ М.: Педагогическое общество России, 2003. — 224 с.
Заполнить форму текущей работой