Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Массовое сознание в современном российском обществе: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основываясь на признании массы носителем массового сознания, определяет массовое сознание определено как способ отражения и оценки массой своего социального бытия на основе некоторых общих условий жизни различных социальных групп. С одной стороны, данное определение отражает соотнесенность массового сознания с массами людей, а с другой, фиксирует результат действия процессов массовизации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Массовое сознание как общественный феномен
  • §-1.Масса как носитель сознания
  • §-2.Массовое сознание как вид общественного сознания
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Особенности функционирования и развития массового сознания в современном российском обществе
  • §-1.Трансформационные процессы в России и мире- их влияние на массовое сознание
  • §-2.Содержание массового сознания в современном российском обществе

Массовое сознание в современном российском обществе: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Массы, как некоторые неоднородные множества людей, представляют собой важную слагаемую общественного развития, являясь реальной силой в обществе. В силу этого, многие мыслители обращались и обращаются к исследованию этой проблемы. Разработка и использование понятия массы в социальной философии позволили исследователям объяснять различные явления жизни социума, вскрывать особенности общественных отношений, быяснять механизмы и принципы взаимоотношений людей и социальных институтов.

На определенном этапе своего развития общество столкнулось с ситуацией, когда различные массовые объединения и движения начали играть ключевую роль в различных социальных процессах. Ярким примером такой ситуации стал рубеж XIX—XX вв.еков. В этот период, под влиянием ряда экономических, социальных и культурных факторов значительным образом изменилось влияние массы и массового сознания на общественную жизнь. В социально-экономической сфере, усиление роли массы было обусловлено развитием массового производства, расширением сферы услуг, привлечением и концентрацией большого числа людей в городах. В политической сфере, на активность масс повлияло развитие таких демократических процедур как всеобщие выборы, представительные органы власти, использование политических технологий, рассчитанных на массового избирателя. В духовной сфере, огромное значение приобрела массовая культура и искусство, влияющие на внутренний мир множества людей. Все это привело к некоторой стандартизации условий жизни, породив качественное изменение характера масс, которое нашло свое выражение в преобладании во многом сходных моделей мышления и поведения, ценностей, настроений и мнений. На усиление роли массы в этот период повлияло и развитие средств массовой информации. Газеты, журналы, радио и телевидение дали возможность говорить не просто о массовом читателе, слушателе, зрителе, а о публике, сознание которой во многом определяется воздействием СМИ. На новейшем этапе развития общества, глобализационные и информатизационные процессы, которые ознаменовались складыванием интегрированного экономического, политического и культурного пространств, привели к еще большему усилению роли массы в жизни общества. Система массовой культуры, средства массовой информации выступили в качестве важнейших факторов в контроле и трансформации сознания людей в рамках всего мирового сообщества.

В этой связи становится актуальным и практически необходимым проанализировать названные процессы, выявить их источник, показать динамику и тенденции развития, исследовать особенности массового сознания в современной России. Эти вопросы определяют практическую и теоретическую актуальность рассматриваемой проблемы. Степень научной разработанности проблемы. В современной социальной философии изучение массы и массового сознания является важной исследовательской задачей. В научной литературе большое внимание уделяется изучению массы как социального феномена. В работах X. Арендт, Д. Белла, Г. Лебона, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета, С. Сигеле, Г. Тарда, Э. Тоффлера, 3. Фрейда, К. Юнга, а также отечественных авторов: А. П. Назаретяна, Д. В. Ольшанского, Б. Д. Парыгина и др.1 изучается роль массы в структуре социума, социально-психологические аспекты массы, массовое поведение, влияние массы на индивида, проблема элиты и массы. Однако, в работах этих авторов нечетко разработано само понятие массы, мало внимания уделяется факторам объективного характера, которые связаны с экономическими, социальными, политическими и культурными процессами в обществе. Также в исследованиях этих авторов недостаточно полно прослежена связь массового сознания с особенностями массы как социального образования.

1 См.: Арендт X. История тоталитарной жизни. М., 1990; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; Лебон Г. Психология толп. М., 1998; Московичи С. Век толп. М., 1998; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды М., 1997; Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М., 1998 Тард Г. Законы подражания. Спб. 2000; Тоффлер А. Новая волна на Западе М., 1986; Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». По ту сторону принципа удовольствия. М., 2001; Юнг К. Проблема души современного человека. Архетип и символ. М., 1991; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. М, 2001; Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2000; Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

Представление о массовом сознании как о реально существующем в обществе сознании с характерными для него чувствами, умонастроениями, ценностями, установками и стереотипами присутствует в работах ряда российских и западных исследователей. В исследованиях Б. А. Грушина, А. Я. Гуревича, Д. Давыдова, Х. Г. Дшшгенского, Е. А. Доценко, И. П. Дубова, С.Г. Кара-Мурзы, Э. Кассирера, Я. В. Любивого, Ф. Т. Михайлова, А. К. Уледова, Г. Шиллера, М. Элиаде и других авторов1 дается общая характеристика массового сознания, исследуется его связь с различными уровнями и формами общественного сознания, анализируется структура феномена, выявляются закономерности его развития. Тем не менее, несмотря на достаточно четко разработанные концептуальные подходы к исследованию места массового сознания в структуре сознания общества, отсутствует единая точка зрения на природу массового сознания. Недостаточно внимания уделяется таким элементам структуры массового сознания как стереотипы, массовые настроения, эмоции. При исследовании закономерностей развития массового сознания авторы больше говорят о манипулировании, при этом, массовое сознание как объект манипулятивного воздействия зачастую представляет собой не объективно существующий вид сознания общества, а некое статистическое образование — общественное мнение. Отдельным направлением исследования массового сознания является его анализ в современном российском обществе. Здесь основное внимание обращают на себя исследования социологов В. Э Бойкова, Н. И. Лапина, Н. М. Лебедевой, Т.В.

1 См.: Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987; Гуревич А. Я. Проблема ментальности в современной историографии. Всеобщая история, дискуссии, новые подходы. М., 1989; Давыдов Д. Розин М. Политическая мифология. // Сов. Культура. 1990. № 8- Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. М., 1987; Доценко Е. Психология манипуляции. М., 1996; Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5- Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; Кассирер Э. Политические мифы // Реклама: Внушение и манипуляция. М., 2001; Любивый Я. В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев., 1993; Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и сознание индивида. М., 1990; Уледов А. К. Духовное обновление общества. М., 1990; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Науменко, И. М. Поповой, Н. В. Полравко, О. Ю. Семендяевой, В. Н. Сырова, 1 которые дают обстоятельный анализ состояния массового сознания в современном российском обществе на основе конкретных статистических и эмпирических исследований. При этом, важно отметить, что почти нет работ философского характера, предметом исследования которых было бы массовое сознание современного российского общества.

Несмотря на значительный объем теоретико-методологических и прикладных исследований массового сознания, многие его аспекты требуют более основательного исследования в теоретическом плане. Важно не только определить основные теоретические подходы к его изучению, выявить его связь с другими феноменами общественного сознания, но и определить структуру и содержание массового сознания, вскрыть факторы и механизмы его функционирования в современных условиях. Не менее важным аспектом исследования массового сознания является анализ тенденций и особенностей его развития в современном российском обществе.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является социально-философский анализ содержания массового сознания, особенностей его формирования и развития в современном российском обществе. Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:

— проанализировать различные научные подходы в изучении массового сознания;

— выявить и охарактеризовать массу как субъекта социального действия и носителя массового сознания;

1 См.: Бойков В. Э. Ценности л ориентиры общественного сознания россиян Н Социологические исследования. 2004. № 7- Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5- Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. № 3- Науменко Т. В. Массовое сознание и журналистика // Credo. № 3. 2001; Попова И. М «Уравнительность» — иллюзия массового сознания // Социологические исследования. 1992. № 3- Семендяева О. Ю. Эффект стереотипизации // Социологические исследования. 1985. № 1- Сыров В. Н., Поправ ко Н. В. Генезис массового сознания // Социологический журнал. 1998. № 2.

— показать существенные признаки массового сознания, как особого вида сознания общества;

— проанализировать содержание массового сознания;

— изучить способы формирования и развития массового сознания, выявить роль СМИ в его формировании;

— на основе исследования основных тенденций общественных процессов охарактеризовать особенности массового сознания в современном российском обществе;

Объектом исследования является массовое сознание как вид общественного сознания.

Предметом исследования является содержание массового сознания в современном российском обществе.

Методологическая и теоретическая база исследования. Данная диссертационная работа основывается на материалистическом понимании истории. В основе исследования лежит представление о законосообразном характере развития общества. Теоретико-методологической базой исследования послужили системно-структурный анализ, сравнительное изучение явлений, элементы комплексного и междисциплинарного анализа. В работе использованы такие инструментальные методы, как экспликация понятий, определение, концептуализация, обобщение. Используемые в работе идеи и результаты психологических и социологических исследований позволяют более полно интерпретировать процессы, происходящие в массовом сознании современного российского общества. При рассмотрении содержания массового сознания, автором диссертации активно используется фактический материал российской и западной прессы, публицистики, телевидения. Положения, выносимые на защиту:

1.Масса как социальный феномен представляет собой механически образованное множество людей, в котором происходит растворение, нивелировка особенностей сознания индивидов, входящих в это множество. Масса обладает рядом специфических признаков: аморфностью структуры, ситуативностью возникновения, неопределенностью состава в количественном и качественном отношении.

2.В современных условиях глобализационные и информатизационные процессы, которые характеризуются складыванием единого экономического, политического и культурного пространств, привели к значительному усилению роли массы в жизни общества.

3. Специфика существования массы в современных условиях состоит в том, что она во многом представляет собой аудиторию СМИ, объединяя людей разного уровня, находящихся в различных социально-экономических условиях, но пребывающих в некоем едином социо-информационном поле.

4. По своей природе массовое сознание представляет собой способ отражения и оценки массами общих моментов бытия социума. Как вид общественного сознания, оно содержит в себе элементы, по глубине и способам отражения действительности относящиеся к различным уровням и формам общественного сознания, как-то к обыденному и теоретическому сознанию, общественной психологии, идеологии, менталитету, индивидуальному и коллективному сознанию.

5. Приобретая наднациональный характер, массовая культура с помощью СМИ, киноиндустрии, шоу-бизнеса и других институтов становится специфическим средством влияния на массовое сознание россиян, ослабляя в нем национальные черты, самобытные взгляды, традиционные стереотипы. Во многом, этому способствуют как процессы глобализации, так и объективные изменения в различных сферах жизни российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:

— дано понятие массы как неустойчивого, ситуативного и неорганизованного множества людей, механически или пространственно соединенных под воздействием некоторой стандартизации и унификации условий жизни общества;

— показано, что массовое сознание представляет собой способ отражения и оценки массой общественного бытия на основе некоторых общих условий жизни различных социальных групп. Массовое сознание выступает как вид (а не форма или компонент) общественного сознания, поскольку оно включает в себя элементы других его уровней и форм;

— обоснована роль как объективных условий жизни общества (процессы массовизации в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни), так и значительная роль внешнего фактора — средств массовой информации в формировании массового сознания и особенностей его содержания;

— уточнена структура массового сознания, которая выступает в форме массово разделяемых ценностей и идей, а также стереотипов, мифов, установок, переживаний. Их содержание раскрыто с учетом специфики современного российского общества;

— определены специфические особенности массового сознания современного российского общества: своеобразный синтез идей консерватизма и либерализма, западных и «почвеннических», советских и современных ценностей, усиливающийся конформизм.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретические результаты и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения феномена массового сознания в обществе. Сформулированные в диссертации теоретические положения могут составить основу конкретно-социологических и психологических исследований. Результаты исследования можно использовать в преподавании различных курсов в области социальной философии, социологии, социальной психологии, теорий политического маркетинга и технологий. Апробация работы. Ряд идей и положений диссертационного исследования обсуждались на второй международной (VII традиционной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов МГСУ «Гуманитарные проблемы современного города» (Москва, май, 2004 г.). Диссертация обсуждалась на кафедре социальной философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и была рекомендована к защите 4 октября 2004 г. По теме работы опубликовано 2 статьи и тезисы. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог данному диссертационному исследованию, заключим, что обращение к проблеме массового сознания не только не утратило актуальности в настоящее время, но, напротив, соответствует потребности теоретического осмысления жизни современного общества. Об этом феномене позволяет говорить как значительная роль различных массовых явлений и процессов в условиях глобализации и информатизации общества, так и система массовой культуры, средства массовой информации, в задачу которых входит контроль и трансформация сознания масс.

В диссертации был поставлен и решен ряд исследовательских задач. Была выявлена и охарактеризована масса как субъект социального действия и носитель массового сознания, проанализированы различные исследовательские подходы в ее изучениивыявлены существенные признаки массового сознания, позволяющие осмыслить его как отдельный вид общественного сознаниярассмотрено содержание массового сознания. В диссертации изучены способы формирования массового сознаниявыявлена роль СМИ и массовой культуры в его формированиибыли проанализированы особенности массового сознания в современном российском обществе.

В первой главе диссертации, на основе изучения основных подходов к исследованию проблемы массы в социальной философии, раскрыта специфику массы как социального образования. Сравнивая ее с другими социальными общностями, он определяет массу как неустойчивое, ситуативное и неорганизованное множество людей, механически или пространственно соединенных под воздействием некоторой стандартизации и унификации условий жизни общества. Основными отличительными особенностями массы являются аморфность структуры, ситуативностъ возникновения, неопределенность состава в количественном и качественном отношении. Анализируя взгляды П. Сорокина на проблему соотношения реальных или номинальных общностей, диссертант пришел к выводу, что масса имеет номинальный характер с точки зрения формального характера связей индивидов, ее составляющих.

В диссертации показано, что масса всегда играла важную роль в социальной жизни и была значимой силой общественного развития. В связи с этим, масса — специфический социокультурный феномен, возникший в западном обществе в ходе массовизации. В диссертации обосновано понимание массовизации как процесса, который проявляется в значительном усилении роли массовых движений и изменений в обществе под воздействием макро и микросоциальных факторов, в наибольшей степени определяющих духовное состояние общества в целом, или микросреды отдельных социальных групп. В настоящем исследовании представлена точка зрения, согласно которой акцентируется неразрывная связь процесса массовизации с такими общественными институтами, как массовая культура и средства массовой информации. Эти институты общества способны формировать массовое сознание.

Также выявлена и значительную роль психологических механизмов в образовании масс. На основе анализа взглядов исследователей на эту проблему, в работе делается вывод, что масса в психологическом отношении представляет собой «недифференцированное множество», в котором происходит растворение, нивелировка особенностей психики индивида.

В работе рассматривается проблема массы и лидера. При этом, данная проблема трактуется автором не просто как проблема лидера и массы, а более широко, в контексте отношений элита-масса. Одной из наиболее важных функций элиты состоит в осуществлении контроля над массами, направлении энергии масс в своих интересах. Также, масса во многом представляет собой важный инструмент в противоборстве различных элит.

На определенном этапе развития общества, масса стала активно включаться в коммуникационные процессы, что существенным образом повлияло на ее характер. Масса приобрела дополнительное измерение — она стала массой-аудиторией. В диссертации дается обоснование этого процесса.

Информация, распространяемая с помощью СМИ, представляет собой множество разнородных по качеству и количеству данных. Отсутствие гомогенности в движении информации создало предпосылки для углубления гетерогенности массы. Другими словами, в работе показано, что средства массовой информации зачастую выступают решающим фактором в контроле и трансформации сознания масс.

Для более глубокого понимания сущности массы, в работе проведен анализ соотношения массы и толпы. Так, толпа представляет собой внешне неорганизованное образование, стихийно порожденное под воздействием внезапно возникшей ситуации. Масса же, как правило, организована с помощью таких внешних факторов, как определенная идея, настроение, мнение, политическая сила, влияние лидера. Более того, в современных условиях масса может проявлять себя не только как непосредственно наблюдаемое социальное образование. Она существует и как аудитория СМИ, представляя собой множество людей разного уровня, находящихся в различных социально-экономических условиях, но разделяющих некую единую совокупность общих норм, ценностей, установок.

Основываясь на признании массы носителем массового сознания, определяет массовое сознание определено как способ отражения и оценки массой своего социального бытия на основе некоторых общих условий жизни различных социальных групп. С одной стороны, данное определение отражает соотнесенность массового сознания с массами людей, а с другой, фиксирует результат действия процессов массовизации, проявившихся в усилении влияния различных массовых объединений и движений во всех сферах на общественную жизнь, что позволяет более широко понимать как саму массу, так и ее сознание. Свойствами массового сознания являются стандартизированность и фрагментированность, проявляющиеся в качественной отрывочности, разрозненности, упрощенности его содержания. Автор придерживается понимания массового сознания как вида общественного сознания, который функционирует в социальной действительности как особое духовное образование. Оно включает в себя элементы других уровней и форм общественного сознания. В силу этого, его содержание характеризуется множественностью и разнообразностью своего проявления, отсутствием четкой структуры, противоречивостью. Преобладание в его структуре тех или иных элементов зависит от характера общества, господствующих в нем отношений.

Содержание массового сознания, составляют установки и стереотипы Важнейшей составляющей массового сознания являются различные мифы, функционирующие и намеренно внедряемые в массовое сознание. Особую роль в массовом сознании играют различные слухи. На содержание массового сознания значительное влияние оказывают массовые настроения и эмоции. Формируется массовое сознание как в ходе участия массы в социальной жизни под воздействием объективных условий, так и в ходе определенного воздействия средств массовой информации.

Во второй главе диссертации показано, что такие социо-культурные процессы, как глобализация и информатизация, самым непосредственным образом влияют на состояние массового сознания. Складывание единого социокультурного пространства способствует дальнейшей массовизации общества. Система массовой культуры и СМИ создают массу одинаково мыслящих, одинаково говорящих, одинаково информированных, одинаково одевающихся индивидов, которые, несмотря на их принадлежность к разным культурам, представляют собой некую наднациональную, надкультурную общностьмассу. Стирая границы, новая суперкультура проникла почти во все страны и регионы мира, создав плотно взаимосвязанный мир, в котором облегчаются исполнения желаний, запросов человека. Сегодня все человечество как бы «объединено» единой системой культурных символов. Вне зависимости от национальной и социальной принадлежности, люди во всем мире приобщаются к единой системе массовой культуры, которая дает вполне определенную шкалу оценок, систему ценностей, модели поведения и мышления. СМИ формируют одинаковое, стандартизированное сознание у людей разных стран и культур. Их взаимодействие на человека настолько сильно, что миллионы людей во всем мире разделяют ту систему ценностей, которая пропагандируется, внедряется через СМИ.

В работе повазано, что процессы глобализации и информатизации самым непосредственным образом коснулись и России. Специфика современной социо-культурной ситуации в России состоит в том, что модернизация всех сфер жизни общества разворачивается на фоне активного включения России в мировые глобальные процессы. Описанные процессы и связанные с ними проблемы непосредственным образом влияют и на состояние массового сознания современного общества. Можно сказать, что основные признаки массового общества, которые сложились еще в начале XX века, сегодня получают свое дальнейшее развитие. Общество глобального информационного капитализма отнюдь не перестало быть массовым, более того, с развитием коммуникаций, глобализацией рынков, финансов, технологий, процесс омассовления в той или иной степени затронул все человечество. В первую очередь, это проявляется в таком явлении современной жизни как массовая культура.

В результате проведенного анализа можно констатировать, что процессы, происходящие в массовом сознании современного глобального общества, носят достаточно негативный характер, способствуя нарастанию отчуждения в обществе, превращая индивида в послушный «винтик» социальной системы. Диссертант высказывает точку зрения, согласно которой ведущая роль в преодолении складывающейся негативной ситуации должна принадлежать институтам социализации человека.

В диссертационном исследовании были проанализированы особенности содержания массового сознания современного российского общества в контексте глобализационных и информационных процессов. Были исследованы наиболее общие представления и оценки массами людей основных экономических, политических, социальных и культурных изменений в обществе. В результате проведенного анализа, автор исследования делает вывод, что для массового сознания современного российского общества характерны такие особенности как синтез идей консерватизма и либерализма, западных и «почвеннических», советских и современных ценностей, усиливающийся конформизм.

В работе дан анализ содержания массового сознания россиян. Разобраны наиболее общие и массово разделяемые чувства и настроения, стереотипы, мифы, установки, ценности, характеризующие этот феномен. Анализ проводился с учетом социологических и эмпирических исследований, подтверждался примерами из российской жизни. В числе основных тенденций развития массового сознания в России названо то, что в России продолжается активный процесс складывания массового сознания. Массовая культура постоянно наращивает свое влияние на массовое сознание россиян, существенным образом ослабляя в нем национальные черты, самобытные взгляды, традиционные стереотипы россиян. На взгляд автора, этот процесс будет продолжаться и в ближайшем будущем. Во многом, этому способствуют как объективные условия в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни современного российского общества, так и средства массовой информации, которые активно формируют массовое сознание. Мы видим, что массовое сознание сдвигается в сторону преобладания западной модели ценностных ориентаций, прагматизма. Все большее значение в массовом сознании имеют западные стандарты поведения и общения. Массовое сознание приобретает все более и более управляемые, конформистские свойства.

Содержащиеся в работе положения и выводы призваны расширить и во многом по-новому структурировать проблемное поле социально-философского знания о феномене массового сознания. В качестве перспектив дальнейшей разработки исследуемой в диссертации проблемы можно назвать дальнейшее исследование массового сознания в контексте создания целостной теории массы как феномена общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. М., 1997. 202 с.
  2. Г. М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.
  3. А.И. Структура общественного сознания. М., 1973. 86 с.
  4. АрендтХ. История тоталитарной жизни. М., 1990. 672с.
  5. Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1976. 550 с.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 606 с.
  7. Г. К. Доктрина «массового общества» М., 1971. 190 с.
  8. Р. Миф сегодня. М., 1996. 313 с.
  9. B.C. Социальная философия. М., 2000. 558 с.
  10. Л. Иного не дано. М., 1989. 299 с.
  11. Г. Психоанализ огня. М., 1993. 147 с. 147 с.
  12. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. 303 с.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. 783 с.
  14. Д. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 2000.554 с.
  15. Н. А. Новое средневековье. М., 1991. 81 с.
  16. Н. А. О назначении человека. М., 1993. 383 с.
  17. Н. А. Судьба России. М., 1990. 346 с.
  18. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. 416 с.
  19. Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. М., 1994. 536 с.
  20. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. 125 с.
  21. . Символический обмен и смерть. М., 2000. 389 с.
  22. . Система вещей. М., 2001. 218 с.
  23. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. 159 с.
  24. Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990. 167 с.
  25. Ю.А. Эпоха НТР: новые основы массового производства и общество // Полис. 1996. № 2. 123 с.
  26. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. 804 с.
  27. Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 278 с.
  28. Л.П. Психология масс // Очерки коллективной психологии М., 1924. 87 с.
  29. А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб., 1992. 131 с.
  30. В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. 159 с.
  31. Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 323 с.
  32. Л.С. Проблемы психологического развития ребенка // Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.
  33. Р.И. Западное телевидение и массовая культура. М., 1991. 212 с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Сочинения. Т. 5. М., 1937. 715 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. 695 с.
  36. Гегель. Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1971. 629 с.
  37. Р. Конец нового света. М., 2002. 483 с.
  38. Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 218 с.
  39. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1985. 184 с.
  40. Г. Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. 379 с.
  41. Л.П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агрессии) // Прикладная психология. 1999. № 3. 302 с.
  42. И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. 1998. № 3. 123 с.
  43. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. 367 с.
  44. .А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967. 400 с.
  45. .А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. 1970. № 8. 164 с.
  46. А.Я. Проблема ментальности в современной историографии. Всеобщая история, дискуссии, новые подходы. Вып.1. М., 1989. 360 с.
  47. П.С. Социальная мифология. М., 1983. 176 с.
  48. Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997. 225 с.
  49. С.С., Пушканский Б. Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. Спб., 1994. 86 с.
  50. Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1999. 332 с.
  51. Д., Розин М. Политическая мифология // Сов. Культура. 1990. № 8. 155 с.
  52. Г. Общество спектакля. М., 2000. 183 с.
  53. В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизмы их взаимосвязи. Кишинев, 1970. 216 с.
  54. М., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб., 1999. 99 с.
  55. Г. Г. В поисках смысла и цели. М., 1987. 255 с.
  56. А.В., Тощенко Ж. Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996. 143 с.
  57. Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. 342 с.
  58. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. 189 с.
  59. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 349 с.
  60. Ежегодник Romir Monitoring «Общественное мнение России 2003».М., 2003.
  61. Ежегодник Romir Monitoring «Общественное мнение России 2004».М., 2004.
  62. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. Спб., 2002. 213 с.
  63. Е., Свечников А. Современный глобальный капитализм. М., 2003. 312 с.
  64. Индивидуальное и массовое сознание // Материалы Вайнгартенского симпозиума. М., 1990. № 11. 123 с.
  65. B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10. 164 с.
  66. В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. 302 с.
  67. Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999. 158 с.
  68. А. Бунтующий человек. М., 1990. 414 с.
  69. Э. Масса и власть. М., 1997. 527 с.
  70. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 526 с.
  71. Э. Политические мифы. Реклама: Внушение и манипуляция. М., 2001. 370 с.
  72. Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., 2000. 248 с.
  73. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 302 с.
  74. И. Критика чистого разума. Симферополь, 2003. 461 с.
  75. В.В. Загадочные страницы истории XX века. Черносотенцы и революция. М., 1995. 254 с.
  76. А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2004. 350 с.
  77. Н. Об ученом незнании // Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1979. 488 с.
  78. Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1996. 556 с.
  79. С.В. Проблемы соотношения рационального и иррационального в общественном сознании. Новосибирск. 2000. 159 с.
  80. Лайнбарджер Л Психологическая война. М., 1962. 350 с.
  81. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5. 163 с.
  82. Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. № 3. 223 с.
  83. Г. Психология толп. М., 1998. 311 с.
  84. Леви Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1997. 383 с.
  85. Э. Государство масс и угроза бесклассового общества. М., 1994. 172 с.
  86. В.И. Полное собрание сочинений. Т.1−39. М.-Л, 1948−1960.
  87. А.Н. Историческая психология. М., 1987. 391 с.
  88. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. 159 с.
  89. У. Общественное мнение М., 2004. 384 с.
  90. Г. Проблемы переходного периода//Известия. 1989. № 2.
  91. А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. 685 с.
  92. . Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в трех томах.Т.1. М., 1985. 621 с.
  93. А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 2001. 559 с.
  94. А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. 540 с.
  95. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. 399 с.
  96. Любивый Я В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 1993. 139 с.
  97. ЮО.Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 2003. 205 с.
  98. Д. Социальная психология. СПб., 1997. 684 с.
  99. А. После добродетели. Екатеринбург, 2000. 381 с. ЮЗ. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003. 462 с.
  100. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 162 с.
  101. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 1−29. М.-Л., 1929−1948. Юб. Маркс К. Капитал Т.1. Ленинград, 1949. 794 с.
  102. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. 340 с.
  103. Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения 3. Фрейда. М., 1995. 313 с.
  104. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 479 с. ПО. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 423 с.
  105. М. де Флуэ. Теория массовых коммуникаций. М., 2000. 300 с.
  106. В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996. 303 с.
  107. Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2001. 342 с.
  108. Р. Властвующая элита. М., 1959. 543 с.
  109. Н.К. Герои и толпа // Избранные труды по социологии в двух томах. Т.1. СПб., 1998. 361 с.
  110. Нб.Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и сознание индивида. М., 1990. 220 с.
  111. А. Социодинамика культуры. М., 1973. 405 с.
  112. К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. 447 с.
  113. П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. 427 с.
  114. С. Век толп. М., 1998. 478 с.
  115. А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. М., 2001. 111 с.
  116. А.П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности // Материалы всесоюзного симпозиума «Актуальные проблемы социальной психологии». Кострома, 1986. 221 с.
  117. Т. В. Массовое сознание и журналистика // Credo. № 3. 2001.
  118. Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Полное собрание сочинений. Т. 1.М., 1912. 412 с.
  119. Ноэль-Нойман Э. Глубинная психология и новая этика. СПб., 1999. 272 с.
  120. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. СПб, 1996. 351 с. 127.0лыпанский Д. В. Психология масс. СПб., 2000. 363 с. 128.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997. 700 с.
  121. А. С. Искушение глобализмом. М., 2002. 415 с.
  122. А. Опасности и риски глобализации // Наш современник. № 1. 2001. 128 с.
  123. А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. № 9. 160 с.
  124. М. Демократия для немногих. М., 1990. 501 с.
  125. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. 192 с.
  126. .Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 262 с.
  127. В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. 216 с.
  128. Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид. М., 1999. 526 с.
  129. Попова И. М «Уравнительность» иллюзия массового сознания // Социологические исследования. 1992. № 3. 201 с.
  130. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 232 с.
  131. Г. Имиджелогия. М., 2001. 698 с.
  132. . Л.Г. Психология социальных общностей. СПб., 2002. 172 с.
  133. А.В. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967. 340 с.
  134. К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники. М., 1992. 271 с.
  135. А.Е. Язык «общества спектакля» // Философская мысль. 2002. № 1. 121 с.
  136. С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психологический журнал. 1990. Т.П. № 5. 110 с.
  137. О.Ю. Эффект стереотипизации // Социологические исследования. 1995. № 1. 160 с.
  138. Ю.И. Философия истории. М., 1999. 380 с.
  139. П.А. Массовое политическое сознание. Проблемы формирования и развития. Киев, 1991.175 с.
  140. С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М., 1998. 116 с.
  141. П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2002. 583 с.
  142. В. С. Духовные основы жизни// Собрание сочинений. Т. 3. М., 2001. 544 с.
  143. П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М&bdquo- 1992.542 с.
  144. П. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии. Т 2. М., 1993.688 с.
  145. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976. 102 с.
  146. Т. Г. Этнопсихология. М., 2004. 367 с.
  147. Л. Г. Массовое сознание в поисках новой парадигмы. М., 1996. 111 с.
  148. В.Н., Поправке Н. В. Генезис массового сознания // Социологический журнал. .1998, № 2. 113 с,
  149. Г. Законы подражания. Спб., 2000. 370 с.
  150. Г. Мнение и толпа. М., 1998. 201 с.
  151. Г. Трансформация власти. М., 2000. 380 с.
  152. Э. Первобытная культура. М., 1989. 400 с.
  153. Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991. 32 с.
  154. Э. Новая волна на Западе. М., 1986. 781 с.
  155. А. Политическая мифология. М., 2002. 211 с.
  156. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с.
  157. А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. 434 с.
  158. А. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль. № 11. 2000. 253 с.
  159. И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988. 212 с.
  160. . Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. 317 с.
  161. А .Я. Социокультурный прогноз на XXI век // Культурология для культурологов. М., 2000. 458 с.
  162. Фофанов В. П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск, 1986. 187 с.
  163. Франк C. J1. Духовные основы общества. М., 1992. 510 с.
  164. Франк С. J1. Реальность и человек. М., 1997. 478 с.
  165. Фрейд. 3. Острословие и его отношение к бессознательному. М., 2001. 308 с.
  166. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 2001. 188 с.
  167. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 446 с.
  168. Э. Бегство от свободы. М., 1992. 269 с.
  169. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1989. 176 с.
  170. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. 377 с.
  171. . М. Бытие и время. СПб., 2002. 450 с.
  172. С. Грядущее столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
  173. Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001. 445 с.
  174. М.А. Толпа, массы, политика. М., 2001. 222 с.
  175. Хейзинга Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 458 с.
  176. А. Т. Групповое и массовое сознание в поле слухов // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996. 112 с.
  177. П. «Делать мнение». Новая политическая игра. М., 1997. 335 с.
  178. . М.А. Обыденное сознание. Философско-методологическое исследование повседневного практического сознания масс. Ереван, 1984. 183 с.
  179. Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. 326 с.
  180. Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001. 478 с.
  181. В.А. Историческая психология. М., 1997. 505 с.
  182. О. Закат Европы. Ростов-на-Дону, 1998. 637 с.
  183. Л. Л. Кризис сознания как феномен культуры. Новосибирск, 1999. 251 с.
  184. М. Аспекты мифа. М., 1995. 238 с. 193. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. 331 с.
  185. Юм. Д. О человеческой природе // Сочинения в двух томах. T.l. М., 1966. 846 с.
  186. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 286 с.
  187. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М., 1998. 477 с.
  188. Юнг К. Г. Проблема души современного человека. Архетип и символ. М., 1991. 561 с.
  189. Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. 345 с.
  190. К. Духовная ситуация времени. М., 1990. 214 с.
  191. К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.
  192. Abric J. CI. A theoretical and experimental approach to the stady of social representations in a situabion of interaction // Social representations. Cambrige, 1984. 285 c.
  193. Adorno Th.W. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950. 173 c.
  194. Agnew J.A. The Devaluation of place in Social Science. Boston, 1989. 180 c.
  195. Anderson B. Imagined Communities. L. Verso. 1983. 160 c.
  196. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y., 1976. 142 c.
  197. Bell D. The End of Ideology, Glencoe, 1964. 184 c.
  198. Bennet L. Culture, communikation and political control // Culture political change. New Brunswick, 1983.
  199. Blumer H. Collective Behavior. N. Y., 1946. 220 c.
  200. Castells M. The information age: economy, society and culture. Oxford, 1998. 285 c.
  201. Cliff D. Wealth without money. Network, 1993. 312 c.
  202. Cobb J.B. Postmodern. Social policy. Spirituality and society // Postmodern visions. N.Y., 1988. 489 c.
  203. Doise W. Social representetions, inter group experiments and levels of analisis // Social representations. Cambrige, 1984. 285 c.
  204. Drucker P. Post capitalist society. N.Y., 1993. 178 c.
  205. Endleman R. Personality and social life. N.Y., 1967. 624 c.
  206. Enzensberger H.M. The consciousness industry // On literature, politics and media. N.Y., 1974.314 c.
  207. Fellay B. The New Age movement // Bulletin of the Society of St. Pins X for German speaking arrears. 1989. 201 c.
  208. Feyer L. Ideology and ideologists. Oxford, 1979. 503 c.
  209. Grabowsky A. Zur Problematik der Masse // Zeitschrift fur Politik. Munchen. 1968. № 2. 28 c.
  210. Greenfild L. Nationalist. Five Roads to Modernity. Cambrige, 1992. 13 c.
  211. Grof. S., Bennet H.Z. The holotropic mind. The three levels of human consciousness and how they shape our lives. San Francisco, 1992. 75 c.
  212. Hortheimer M. Eclipse of reason. N.Y., 1947. 370 c.
  213. Jung K.G. The archetypes and collective unconsciousness. Pricenton, 1976. 205 c.
  214. Lyotard J.F. The Postmodern condition. Manchester, 1984. 403 c.
  215. McDonald D.A. Theory of Popular Culture // Politics. 1994. February. 122 c.
  216. Mc Luhan M. The medium is the message. N. Y, 1967. 396 c.
  217. Murphy M. The Future of body. Exploration into the further evolution of human nature. Los Angeles, 1992.
  218. Riesman D. The Lonely Crowd. N.Y., 1950. 302 c.
  219. Robertson J. American myth. American reality. N. Y., 1980. 103 c.
  220. Yankelovich D. New Rules. N. Y., 1981. 131 c.
Заполнить форму текущей работой