Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий: Философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «virtus» активно использовался в античной философии. У римлян он встречается при изложении философии военного искусства, также им пользовался в своих произведениях Цицерон. В буддизме система понятий с корнем vrt была одной из центральных. Его можно встретить в сутрах Патанджали. Идея виртуальности разрабатывалась в византийской философии Василием Великим и Исааком Сириным. Термин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКО -МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ВИРТУАЛЬНОСТИ, ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Исторический и категориальный анализ понятия виртуальности
    • 1. 2. Современные концептуальные подходы к проблеме виртуальной реальности и ее разработка в различных научных областях
    • 1. 3. Технологический подход к виртуальной проблематике
  • ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Природа компьютерных виртуальных технологий
    • 2. 2. Компьютерные виртуальные технологии как новый социокультурный феномен
    • 2. 3. Философско — правовые аспекты использования компьютерных виртуальных технологий

Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий: Философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Актуальность темы

защищаемой диссертационной работы определяется, прежде всего, ее большой теоретической и практической значимостью.

В рамках современных философских проблем все более отчетливо выдвигается потребность изучения различных аспектов виртуальной проблематики, связанных с понятиями виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий, а также целого ряда связанных с ними теоретических и практических задач. Концептуализация и практическое развитие виртуальной проблематики представляют крайний интерес, поскольку в начале третьего тысячелетия открылась вся ее глубина и многогранность. Философско — методологический и компьютернотехнологический аспекты виртуальной проблематики тесно переплелись между собой и породили новые направления в современной науке и культуре, а также обозначили перспективы развития информационного общества.

Компьютерно — технологический аспект виртуальной проблематики за последние десять лет получил значительное развитие. На сегодняшний день работа по созданию компьютерных виртуальных технологий является одним из самых успешных направлений в современной компьютерной индустрии. Над разработкой и созданием компьютерных виртуальных технологий работают многие зарубежные университеты, лаборатории, исследовательские центры и фирмы. Ими создано около двух десятков наименований компьютерных виртуальных устройств, уже в пятом — шестом поколении. Среди них: виртуальные шлемы, виртуальные очки, виртуальные перчатки, виртуальные костюмы, трекеры, устройства формирования запахов, устройства контактного воздействия, устройства силовой обратной связи, многопользовательские системы виртуальной реальности, а также много других оригинальных устройств. За рубежом компьютерные виртуальные технологии уже применяются в большом количестве сфер: государственной, военной, образовательной, медицинской, производственной, энергетической, нефтегазовой, банковской, биржевой, коммуникационной, исследовательской, конструкторской, архитектурной, презентационной, творческой, развлекательной и других. Направление по созданию и применению компьютерных виртуальных технологий в различных областях показало свою результативность и большую перспективность на самое ближайшее будущее. Все эти результаты требуют концептуального философского осмысления.

В настоящее время не существует концептуальных представлений об уровнях виртуальной проблематики и междисциплинарного философского подхода к виртуальным технологиям. Между тем их разработка позволила бы понять природу виртуального, во всем ее богатстве и многообразии, реализовать на новом проблемном уровне научные исследования в рамках виртуальной проблематики, а также разработать новые подходы, имеющие большое значение для многих важных областей теоретической и практической деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы.

Теоретической основой виртуальной проблематики являются понятия «виртуальность» и «виртуальный». Они глубоко уходят своими корнями в историю мировой философской мысли, берут начало в латинском термине «virtus» и являются полисемантичными.

Термин «virtus» активно использовался в античной философии. У римлян он встречается при изложении философии военного искусства, также им пользовался в своих произведениях Цицерон. В буддизме система понятий с корнем vrt была одной из центральных. Его можно встретить в сутрах Патанджали. Идея виртуальности разрабатывалась в византийской философии Василием Великим и Исааком Сириным. Термин «виртуальный» использовался в средневековой схоластической философии. Он содержится в основе онтологии Фомы Аквинского. У средневекового логика Дунса Скота термин «виртуальный» был главным пунктом его теории реальности. Термин «виртуальность» использовали в своих произведениях Николай Кузанский и Сигер Брабантский. В политической мысли эпохи Возрождения термин «виртуальный» встречается у Николо Макиавели. В немецкой философии также можно наблюдать применение этого термина. Его использовали в своих философских исследованиях Лейбниц, Кант и Гегель. В конце XIX века термин «виртуальный» использовал А.Бергсон. В 30-х годах XX века в своих философско — искусствоведческих работах термин «виртуальный» использовал А.Арто. К этому термину обращался и П. А. Флоренский.

Понятие виртуальной реальности является центральным в философских концепциях М. Маклюена, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Н. А. Носова, М. Ю. Опенкова, И. Г. Корсунцева, Д. В. Пивоварова и других философов.

В ряде естественно — научных исследований изучаются проблемы компьютерных виртуальных технологий. Технические и программные средства систем виртуальной реальности рассматривали в своих работах С. П. Капица, С. Ю Желтов, М. Б. Игнатьев, В. С. Бабенко, Л. В. Литвинцева, С. Д. Налитов, В. Б. Тарасов, А. В. Ильюшин, А. С. Инвалев, К. Р. Кирьяков, Ф. Хэмит, Д. Энкарнакао, Е. Китагава, Д. Каханер, С.Брайсон. Проблема компьютерных виртуальных систем для работы с большими объемами информации изучалась С. В. Кареловым. О методологических проблемах разработки систем компьютерной виртуальной реальности писал в своих работах В. И. Шапиро. Разработкой новых технических систем для погружения в компьютерную виртуальную реальность занимается Н. Н. Латыпов. Системы виртуальной реальности в различных сферах практической деятельности рассмотрены в работах А. Прохорова и Т.Знаменской.

Рядом исследователей разрабатываются философские проблемы виртуальной реальности в науке, культуре, образовании и искусстве. О человеко — машинных системах, сложных информационных комплексах и системах искусственного интеллекта в постнеклассической науке писал в своих работах В. С. Степин. Тенденции интеграции культур и формирования единой культуры человечества анализировал в своих работах В. К. Егоров. Проблемы виртуальной реальности в контексте становления информационного общества рассматриваются в работах К. Х. Делокарова,.

B.Л.Иноземцева, М. Кастельса, Д. Тапскотта и Г. Рэйнгольда. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем культуры, духовности, нравственности и национальной безопасности рассмотрены в работах Р. Г. Яновского. Вопросы киберкультуры рассмотрены в работах Т.Лири. Проблемами виртуальной реальности в экономике занимаются А. Крокер, М. Вайнштайн и А.Потемкин. Исследованиями в области виртуальной психологии занимаются Т. В. Носова, М. А. Пронин, А. Н. Михайлов, Ю. Т. Яценко, Г. П. Юрьев. О воображении как онтологической категории писал в своих работах М. С. Каган. Вопросами виртуальной реальности в современном искусстве занимаются О. Н. Астафьева, П. Борсук, В. Ф. Жданов, Т. В. Смирнова, А. М. Орлов, В. П. Терин, Н. П. Петрова. Проблемы виртуального образования анализируют в своих работах П. Джонсон — Ленз,.

C.Хилтс, Л. А. Хачатуров, А. Гор, Б. Гейтс и Д.Симс.

Также проводится большое количество научных исследований по философским проблемам виртуальной реальности на стыке с классическими проблемами философии. Вопросы виртуалистики как комплексного подхода к изучению человека были рассмотрены И. Т. Фроловым. Проблемы виртуальной реальности в контексте проблем философской антропологии рассматривал в своих работах О. И. Генисаретский. Виртуальная реальность как форма современного дискурса была исследована В. М. Розиным. Вопросами метафизики виртуальной реальности занимался М.Хайм. Виртуальная реальность в контексте проблем постмодернизма изучалась в работах С. Жижека и П.Вирилио. Виртуальная реальность в контексте проблем гносеологии была изучена Л. А. Микешиной. Виртуальная реальность в контексте проблем онтологии была рассмотрена в работах А. Д. Королева. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем глобалистики рассматривались в работах А. Н. Чумакова. Философскими проблемами виртуальной реальности, компьютерных виртуальных технологий и современного информационного общества занимается М. М. Кузнецов. Философско — методологические исследования компьютерной виртуальной реальности были проведены Е. В. Ковалевской. Философские проблемы виртуальности разрабатывал В. И. Фалько. Аксиологические аспекты использования компьютерных систем виртуальной реальности были рассмотрены В. П. Бранским. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы была рассмотрена О. В. Катаевой. Вопросы виртуальной герменевтики разрабатывались М. В. Шугуровым. Неогегельянство в контексте проблем виртуалистики было рассмотрено О. С. Анисимовым. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности была изучена С. Н. Иконниковой.

Большое количество исследований по отдельным аспектам виртуальной проблематики создает необходимую базу для систематического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий как нового социокультурного феномена.

Объектом диссертационного исследования является виртуальная проблематика в ее концептуальном и проблемном значении.

Предметом диссертационного исследования являются эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий.

Цель диссертационного исследования состоит в философскометодологическом изучении эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

— разработке уровней виртуальной проблематики;

— проведении историко — философского и категориального анализа понятий «виртуальность» и «виртуальный» ;

— концептуальном изучении основных философско методологических подходов к проблеме виртуальной реальности;

— разработке технологического подхода для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий;

— проведении философско — методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий;

— разработке на основе технологического подхода концепции виртуологии как нового научно — исследовательского подхода к виртуальным технологиям.

Методологические и теоретические основы исследования.

В своей диссертационной работе автор использовал следующие методы исследования: категориальный, исторический, аналитический, синтетический, прогностический, сравнительный, абстрагирования, индукции и дедукции, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

В качестве теоретической основы исследования были использованы коммуникативный, волновой, субъектный и ряд других философских подходов к виртуальной проблематике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке:

— уровней виртуальной проблематики, в которых определяется ее проблемное поле, а также новый уровень, связанный с понятием виртуальных технологий;

— технологического подхода к виртуальной проблематике, в котором раскрывается основной предмет исследования — эвристические возможности виртуальных технологий, выделяется три вида виртуальных технологийвысшие, естественные и искусственные, а также определяется наиболее совершенный вид искусственных виртуальных технологий — компьютерные виртуальные технологии;

— концепции виртуологии как научно — исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий, в рамках которого выделяется психологическая, физиологическая и артическая виртуология, определяется основной предмет исследования артической виртуологии — компьютерные виртуальные технологии, а также основное направление научных исследований — компьютерная виртуология.

Также научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении философско — методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий, в рамках которого был изучен ряд философских аспектов виртуальной проблематики, связанных:

— с природой компьютерных виртуальных технологий. Среди них: взаимодействие физической реальности с киберпространством, пространство и время в киберпространстве, субъекты киберпространства и др.;

— со сферами применения компьютерных виртуальных технологий. Среди них: виртуальное информационное общество, виртуальное образование, новый вид искусства — виртуальный театр и др.;

— с правовым использованием компьютерных виртуальных технологий. Среди них: воздействие компьютерной виртуальной формы предложения на индивидуальное и массовое сознание, опасности для человека и общества, связанные с преступным применением компьютерных виртуальных технологий, необходимость правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий и др.

К основным научным положениям, выносимым на защиту, относятся:

1. Определение уровней виртуальной проблематики.

2. Технологический подход для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий.

3. Понятия высших, естественных, искусственных виртуальных технологий и др.

4. Определения, уточняющие понятия виртуальности, компьютерной виртуальной реальности, компьютерной виртуальной технологии и др.

5. Концепция виртуологии как нового научно — исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Исследования, проведенные в рамках диссертационной работы, позволили расширить научное поле виртуальной проблематики и концептуализировать ее новый проблемный уровень, связанный со сферой виртуальных технологий. Результаты, полученные в данной диссертационной работе, могут быть использованы в курсах по онтологии и теории познания, социальной философии, а также в авторских учебных курсах по компьютерной виртуологии.

Ряд результатов диссертационной работы был внедрен автором в законодательную практику в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акт о внедрении от 6 февраля 2003 года, № 5.3−11/96.

Апробация работы.

Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конгрессах, конференциях и круглых столах: Всероссийская конференция «Авторизованные образовательные реформы». Москва, 19 мая 1999 г.- II Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении»: объединенная секция «Философия культуры и эстетика», круглый стол «Философия и психология виртуальной реальности». Екатеринбург, 7 — 11 июня 1999 г.- Всероссийская конференция «Виртуальная психология». Москва, 12 апреля 2000 г.- Восьмой Московский международный фестиваль компьютерной графики и телевизионных технологий «Аниграф — Телекино' 2000»: Международная научнотехническая конференция, посвященная проблемам современных компьютерных технологий для телевидения. Москва, 24 мая 2000 г.- Всероссийская конференция «Виртуалистика — 2001». Москва, 11 апреля 2001 г.- Всероссийская конференция «Государственность России и государственная служба: пути развития». Москва, 26 апреля 2002 г.- III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия»: секция «Философия культуры», коллоквиум «Рационализм и ценности культуры», круглый стол «Философские проблемы виртуалистики». Ростов — на — Дону, 16−20 сентября 2002 г. и др.

Публикации по теме диссертационного исследования.

Содержание диссертации отражено в 30 научных публикациях автора, общий объем которых составляет 8 п.л. Среди них:

1. Мехед Н. Г., Юхвид A.B. Виртуальная реальность и проблемы национальной безопасности. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Спецвыпуск. № 7 (138). -М., 2001. 1,9 п.л.

2. Юхвид A.B. Виртуальные технологии: философские аспекты // Современные проблемы государственного управления. Сборник статей. Под ред. д.ф.н., проф. В. К. Егорова. — М.: РАГС, 2002 г. 0,5 п.л.

3. Юхвид A.B. Государственность России в информационную эпоху // Государственность и государственная служба. Пути развития. Выпуск 2. Под ред. д.ф.н., проф. Егорова B.K. — М.: РАГС — СЗАГС, 2002. 0,1 п.л.

4. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта // Вестник МЭГУ. Международный научнотеоретический журнал авторизованной педагогики. — М., 2000. — № 12. 0,4 п.л.

5. Юхвид A.B. Концепция виртуальной реальности — новый перспективный подход к авторизованному образованию // Вестник МЭГУ. Международный научно — теоретический журнал авторизованной педагогики. — М., 1999. — № 11. 0,5 п.л.

6. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальной реальности для искусства XXI века // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.). — Екатеринбург: Уральский Государственный Университет, 1999. — Т. 3. — Ч. 2. 0, 1 пл.

7. Юхвид A.B. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. Рецензия на книгу К. Х. Делокарова, Н. П. Ващекина,.

А.Д.Урсула // Вестник Российского философского общества. — 2002. -№ 2. 0,1 п.л.

8. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальных технологий // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. — Т. 2. — Ростов — на — Дону, 2002 г. 0,1 п.л.

9. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуологии // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. — Т. 4. — Ростов — на — Дону, 2003 г. — (в печати). 0,5 п.л.

10. Юхвид A.B. Философия виртуологии // Вопросы философии. -М., 2003 г. (в печати). 0,5 п.л.

11. Юхвид A.B. Статьи «Виртуальная технология», «Виртуальная реальность», «Виртуальное образование», «Информационное общество» // Энциклопедический словарь по глобалистике. — М., 2003 г. 0,8 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименования. Общий объем диссертационного исследования составляет 144 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования можно подвести его итоги и сделать следующие выводы:

1. Был проведен исторический и категориальный анализ терминов «виртуальность» и «виртуальная реальность». Установлено, что они имеют большие философские и исторические корни, уходящие вглубь тысячелетий. В различных философских концепциях данные термины имеют свое значение, зависящее от характера и сути концепции, в которой рассматриваются, следовательно, они являются полисемантичными. Несмотря на это, можно зафиксировать общие черты их различных значений, связанные с рядом смысловых оттенков силы и энергийности.

2. Был проведен концептуальный анализ основных философских подходов к проблеме виртуальной реальности. Также данная проблема была рассмотрена в ряде современных философских, естественно — научных и междисциплинарных исследований. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что разработка концептуальных подходов к проблеме виртуальной реальности позволила создать ее поликонцептуальное поле, значительно углубить и развить множество областей научного знания и способствовать развитию философской мысли.

3. Был разработан технологический подход к виртуальной проблематике для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий.

4. На основе технологического подхода была создана целостная концепция виртуологии как нового научно — исследовательского подхода для комплексного изучения и развития сферы, связанной с виртуальными технологиями. В рамках данного подхода выделено основное направление научных исследований — компьютерная виртуология и основной предмет исследования — компьютерные виртуальные технологии.

5. На основании проведенных исследований было установлено, что виртуальная проблематика представляет собой единое проблемное поле, в котором можно выделить три уровня научных исследований: виртуальность, виртуальную реальность и виртуальные технологии. Первый уровень характерен для исторического и категориального подходов к виртуальной проблематике, второй — для большинства концептуальных подходов в рамках виртуальной проблематики и большого количества современных философских, естественно — научных и междисциплинарных исследований, третий — для технологического подхода к виртуальной проблематике, разработанного диссертантом.

6. Был проведен философско — методологический анализ природы компьютерных виртуальных технологий. Установлено, что их изучение крайне актуально и перспективно для современной философской науки, поскольку оно дает возможность по — новому подойти к рассмотрению многих вечных философских проблем — бытия, сознания, человека, реальности, пространства, времени и многих других. Это находит отражение в изучении проблематики компьютерных виртуальных технологий на стыке с проблемами компьютерного виртуального тела, сенсорного восприятия человека, синтетичности киберпространства, взаимодействия физической реальности с киберпространством, явления ковиртуальности, отличия киберпространства от природного мира, пространства и времени в киберпространстве, субъектов киберпространства, искусственного интеллекта, творческой личности, самостоятельных действий в киберпространстве, возможности повтора в киберпространстве, рождения и смерти в киберпространстве и др.

7. Был проведен философско — методологический анализ компьютерных виртуальных технологий как нового социокультурного феномена.

Установлено, что применение компьютерных виртуальных технологий уже сегодня коренным образом изменяет классические подходы в важнейших сферах человеческой деятельности — в государственном управлении, политике, национальной безопасности, экономике, образовании, медицине, производстве, коммуникации, науке, культуре, искусстве и многих других. Это можно с полной уверенностью утверждать, исходя из множества примеров применения компьютерных виртуальных технологий в данных сферах. На основе проведенного философско — методологического анализа были разработаны концепции виртуального образования, виртуального искусства, виртуального информационного общества и ряд других.

8. Был проведен философско — методологический анализ правовой сферы, связанной с применением компьютерных виртуальных технологий. Установлено, что существуют серьезные опасности, связанные с их локальным и массовым применением. Для предотвращения этих опасностей на территории Российской Федерации уже сегодня необходимо выработать механизм, который позволял бы тщательно контролировать развитие и применение компьютерных виртуальных технологий, а при необходимости, в правовом порядке, вводить ограничения и запреты. Этому будет способствовать комплексный проект по правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий в Российской Федерации, проводимый с 1999 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

9. Был сделан вывод, что в ближайшие несколько лет произойдет значительное уменьшение стоимости компьютерных виртуальных технологий и появятся технические возможности для их совместного использования с сетью Интернет. В результате компьютерные виртуальные технологии получат широкое распространение и станут неотъемлемой частью большинства сфер человеческой деятельности.

Это приведет к еще большей глобализации нашей жизни, дистанционной коммуникации и совместной деятельности людей всего мира в рамках единого киберпространства. Массовое применение компьютерных виртуальных технологий значительно повлияет на экономические, политические и общественные отношения, а глобальная культура перейдет на новый уровень. Но для того, чтобы эта культура была достойна человеческого рода, ее нужно строить на высоких моральных принципах.

Перспективы разработки проблематики диссертационного исследования связаны с дальнейшим развитием виртуологии как нового научного направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 742.
  2. А. Виртуальная реальность: воспоминания о будущем // Компью -Терра. 1999. — 10 августа. — № 30.
  3. О.С. Дух и духовность. Рефлексивно виртуальная версия неогегельянца. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14. — М., 2001.
  4. Ю.М. Виртуальная реальность преступника // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 8 — 37.
  5. А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993.
  6. О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р. ГЛновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. -С. 141 -145.
  7. B.C. Обобщенная схема системы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова Спб., 1996. — С. 28 — 38.
  8. B.C. Таксономия систем виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р. ГЛновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 145 — 147.
  9. B.C. Размышления о виртуальной реальности // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 113.
  10. Д. Грядущее постиндустриальное общество. В 2 т. М., 1998.
  11. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
  12. . Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
  13. . Америка. С-Пб.: Владимир Даль, 2000.
  14. П. Виртуальная реальность и искусство. М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. — URL: http://www.sgi.ru/articles/496/borsuk
  15. В.П. Природа виртуальной реальности и ее социальные последствия // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова Спб., 1996. — С. 40 -44.
  16. М. Два образа веры. М., 1995.
  17. А. Храните информацию в правом полушарии. Интервью с главой российского представительства компании Silicon Graphics (SGI) С. В. Кареловым // НГ Наука. -2001.-21 февраля.
  18. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской. Ч. 1. — М., 1991.
  19. П. Информационная бомба. М.: Прагматика культуры, 2002.
  20. Г. Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977.
  21. . Дорога в будущее. М.: Русская редакция, 1996.
  22. О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995.
  23. Ф.И. Анропологические исследования. Кант и Гегель. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 17. М., 2001.
  24. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред.
  25. B.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 557 — 572.
  26. А. Виртуальные модели мира. URL: http://www.ntv-tv.ru
  27. Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 8 — 37.
  28. . Различие и повторение. С-Пб.: Петрополис, 1998. — С. 255 -261.
  29. . Актуальное и виртуальное // Цифровой жук. 1998. — № 2.1. C.95 97.
  30. К.Х. Философия и цивилизационные трансформации // Ценности глобализирующегося мира / Под ред. д.ф.н., проф. К. Х. Делокарова. М., 2002. — С. 5 — 42.
  31. В.К. Философия культуры России. Контуры и проблемы. -М.: РАГС, 2002.
  32. С.Ю., Лихачев A.C., Степанов A.A. Виртуальная реальность -новая информационная технология // Научно информационный вестник «Аномалия». — 1995. — Т. 1. — С. 6 — 11.
  33. С. Добро пожаловать в пустыню реального. М.: Прагматика культуры, 2002.
  34. Т. Параллельный мир или цифровое зазеркалье. М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. — URL: http://www.sgi.ru/articles/396/znamenskaya
  35. Д.В. Виртуализация общества. С-Пб., 2002.
  36. М.Б. Системы виртуальной реальности и антропный принцип // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова Спб., 1996. — С. 12−21.
  37. A.B., Инвалев A.C., Кирьяков K.P. Виртуальная реальность и стереографика // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. -С. 117- 130.
  38. Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества. М.: Академия — Наука, 1998.
  39. Исаак Сирин. Творения иже во святых отца нашего Аввы Сирианина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии: Слова подвижнические. М., 1993.
  40. М.С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. С-Пб, 2000.
  41. В. Виртуальные частицы. М., 1982.
  42. С.П. Очевидное невероятное. Программа, посвященная проблеме компьютерных виртуальных технологий. — ОРТ, 1996.
  43. М. Информационная эпоха. М., 2000.
  44. М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния. М.: Логос, 2002.
  45. О.В. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы. Автореферат кандидатской диссертации. Ростов — на — Дону, Ростовский государственный университет, 2002.
  46. P.A. Виртуальные и возможные миры: свобода, ответственность, нравственность // Виртуальные реальности: Трудылаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 165 — 168.
  47. Е.В. Виртуальная реальность: философско методологический анализ. Автореферат кандидатской диссертации. -М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1998.
  48. И. Виртуальная реальность в психотерапии. M.: ММА им. Сеченова, 1999. — URL: http://www.mednet.odessa.ua/med/ps/psl.htm
  49. Н. Виртуальная реальность в действии // iXBT Hardware. -URL: http://www.hardware.ru/peripheral/virtuality.html
  50. Р. Бизнес интересуется виртуальной реальностью // Computerworld Россия. 1996. — № 29.
  51. И. Технология виртуальная, результат — реальный // Computerworld Россия. — 1997. — № 35.
  52. А.Д. Восприятие причины в условиях недобытия виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 43 — 46.
  53. И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. М.: ИГЖ Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2001. — С. 109.
  54. И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М.: ИПК Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 1998.
  55. И.Г. Субъект в технологическую эпоху. М., 1999.
  56. И.Г. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. М.: ИПК Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 1999.
  57. И.Г. Субъект и знаковые системы. М., 2000.
  58. И.Г. Онтология развития. М.: ИПК госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2001.
  59. К. План информационного общества: национальная цель к 2000 году. Токио, 1972.
  60. А., Вайнштайн М. А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм. Перевод Н. А. Носова // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. М., 1997. — С. 70 — 78.
  61. М.М. Статья «Маклюен Х.М.» // Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. — Т.2. — С.478 — 479.
  62. М.М. Философия Марашалла Маклюена и коммуникативные стратегии Интернета. Российская сеть информационного общества. URL: http://www/isn.ru/seminar-doc/Mclw.doc
  63. М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 86 — 100.
  64. М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен? // Российская сеть информационного общества. -URL: http://www.isn.ru/
  65. А. Виртуальная реальность. Где? Как? Когда? // Мир ПК. 1998. — № 3.
  66. H.H., Нерушай С. А. Запахи через Интернет // VirtuSphere -новые технологии виртуальной реальности. URL: http://www.aha.ru/ ~latypov/oth0.htm#3anaxH
  67. H.H., Лытыпов H.H., Мачкин П. И. Тренажерные комплексы на базе использования виртуальной сферы и VR // Вооружение, политика, конверсия. 1997. — №№ 3−4.
  68. Лем С. Сумма технологии. М.: ACT, 2002.
  69. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — С. 208.
  70. Л.В., Налитов С. Д., Тарасов В. Б. Технологии виртуальной реальности: состояние, применения, перспективы // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 87 — 106.
  71. Л.В., Налитов С. Д. Графические средства для построения систем когнитивной графики и виртуальных миров // Программные продукты и системы. 1995. — № 2.
  72. А.Ф. Эллинистически римская эстетика I — II вв. н.э. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
  73. М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.:Искусство, 1987.
  74. Н.Б. Статья «Бодрийяр Ж.» // Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. — Т. 1. — С. 291.
  75. С.Т. Виртуальная реальность в современной художественной культуре // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова Спб., 1996. -С. 40 — 44.
  76. К. Перспективы виртуальной реальности // Графикон 95. Сборник материалов конференции. — М., 1995.
  77. Л.А., М.Ю.Опенков. Новые образы познания и реальности. -М.: РОССПЭН, 1997. С. 219 — 222.
  78. Николай Кузанский. О видении Бога // Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1980. Т.2. — С. 46 — 47.
  79. Носов Н. А. Виртуальный подход к проблеме человека // Многомерный образ человека. М.: Наука, 2001.
  80. Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 68 — 85.
  81. H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. -Xol0.-C.152- 164.
  82. H.A., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 10. М., 2000.
  83. H.A., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. М., 1996.
  84. H.A. Словарь виртуальных терминов. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7. М., 2000.
  85. H.A. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994.
  86. Носов Н. А. Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997.
  87. H.A. Ошибки пилота: психологические причины. М.: Транспорт, 1990.
  88. Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
  89. H.A. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. — С. 87 — 94.
  90. H.A. Манифест виртуалистики. М., 2001.
  91. H.A. Аретея // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. — С. 67 — 77.
  92. Т.В. Феномен соположения реальностей. Труды лаборатории виртуалистики. Вып.11. М., 2000.
  93. Е.П., Рудой В. И. Комментарий // Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992. — С. 207.
  94. А.П. Статья «Симулякр» / Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. — Т.З. — С. 542−544.
  95. М.Ю. Онто диалогический подход к виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. — Вып. 4 / Под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. -С. 110.
  96. М.Ю. От Диониса до Делеза: философия виртуальности // Философская мысль. 2001. — С. 68 — 74.
  97. М.Ю. Виртуальная реальность: онто диалогический подход. Автореферат к докторской диссертации. — М., 1997.
  98. A.M. Новая виртуальная декорация для вечных сюжетов // Этюд о виртуальности. Спецвыпуск журнала «Декоративное искусство». 1996.- № 1.- С. 48 -49.
  99. Основы концепции центров принятия стратегических решений // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. URL: http:// www.sgi.com/global/ru solutions/cpsr.html
  100. Основные рынки SGI. // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. — URL: http://www.sgi.com/ global/ru/info/markets.html
  101. Н.П. Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация. М.'.Аквариум, 1997.
  102. Н. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет.- С-Пб.: Речь, 2002.
  103. Д.В. Статья «Виртуальное, виртуал, виртуальная реальность» // Современный философский словарь / Под ред.
  104. B.Е.Кемерова. London: PANPRINT, 1998. — С. 139 — 141.
  105. К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  106. А. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие. -М.: Инфра М, 2000.
  107. А. Реальность о виртуальной реальности // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. -URL: http://www.sgi.ni/articles/6.html
  108. М.А. Виртуальные организационные реальности руководителя в управленческом консультировании // Интер тренинг. 2002. — № 1.1. C. 19−27.
  109. В.M. Виртуальная реальность как форма современного дискурса // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 56 — 64.
  110. Сигер Брабантский. Questiones de anima intellectiva // Антология мировой философии. M., 1969. — T.l. — 4.2. — С. 819.
  111. T.B. Виртуальные реальности в музыке // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. — С. 175 — 180.
  112. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  113. Д. Электронно цифровое общество. — М.: Рефл — Бук, 1999.
  114. В.П. Вспоминая Маршалла Маклюена // Исследование средств общения. Интернет сайт. — URL: http://www.pr.ru/media
  115. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.
  116. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001.
  117. П.А. У водоразделов мысли. Сочинения: В 2 Т. М., 2000. — Т.2. — С. 285 — 292.
  118. В.И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы. М., 2000.
  119. И.Т. Комплексные, междисциплинарные исследования виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 8 -11.
  120. A.B. О виртуальном образовании // Электронный научно -педагогический журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.techno.ru/ journal/issue992/khutorskoy.htm
  121. X. Конструкторов объединяет компьютерная сеть // Federal Computer Week. USA, 1999.
  122. Цицерон. Об обязанностях // Лосев А. Ф. Эллинистически римская эстетика. I — II вв. н.э. — М.: МГУ, 1979. — С. 374.
  123. А.Н. Статья «Глобалистика» / Новая философская энциклопедия. В. 4 т. — Т. 1. — С. 533 — 534.
  124. Д.И. Человек и виртуальный мир. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  125. М.В. Виртуальная герменевтика. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 13. М., 2001.
  126. Г. П., Юрьева H.A. Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 16. -М., 2001.
  127. Р.Г. О виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. / Под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 134 — 138 .
  128. Baudrillard. A Tombre des majorites silencieuses, ou la fin du social. -Denoel, Paris, 1982.
  129. J. 1/esprit du terrorisme // Le Monde. 6.11.2001.
  130. Bryson S. Virtual Spacetime: An environment for the visualization of curved spacetime via geodesic flows // Proc. Vis"92, Boston. Oct., 1992. — P. 291 -298.
  131. Brzezinski Z. America in Technetronic Age. Boston, 1967.
  132. Coco Conn, Jaron Lanier, Margaret Minsky, Scott Fisher, Alison Drain. Virtual Environments and Interactivity: Windows to the Future. URL: http://www.siggraph.org/publications/panels/siggraph98/pol.html
  133. Encarnacao J., Gobel M. European Activities in Virtual Reality // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. — P. 66 — 74.
  134. Gertz M.W., Stewart D.B., Khosla P.K. A human machine interface or distributed virtual laboratories // IEEE Robotics & Automation Magazine. -1994.-Vol. l.-№ 4.-P. 5- 13.
  135. Hamit F. Virtual Reality and the Exploration of Cyberspace. N.Y.: Carmel Indiana Sams Publishing, 1993.
  136. Heim M. The Metaphisics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promice / Ed. S.K.Helsel, J.P.Roth. Westport — London, 1991. -P. 27−33.
  137. Hiltz S.R. Correlates of learning in a virtual classroom // Int. J. Man -Machine Studies. 1993. — Vol. 39. — P. 71 — 98.
  138. Johnson Lenz P., Johnson — Lenz T. Groupware: process and impact of design choices II Computer — Mediated Communication: Status and Evolution / Ed. by B. Kerr and S.R.Hiltz. — N.Y.: Academic Press, 1982. — P. 45 — 55.
  139. Kahaner D. Japanese activities in virtual reality // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. — P. 75 — 78.
  140. Leary T. Chaos & Cyberculture. Berkley: Ronin Publishing, 1994.
  141. Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society. Tokio, 1981.
  142. McCarty W.D., Sheasby S., Amburn P., Stytz M.R., Switzer C. A virtual cockpit for a distributed interactive simulation // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. — P. 49 — 54.
  143. McLuhan M. Laws Of The Media: The New Science. With Eric McLuhan. Toronto: University of Toronto Press, 1978.
  144. McLuhan M. The Medium Is The Massage: An Inventory of Effects. New York: Bantam, 1967.
  145. McLuhan M. Myth and Mass Media. Daedalus, 1959.
  146. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw-Hill, 1964.
  147. McLuhan M. At the Moment of Sputnic / Journal of Communication. Winter, 1974.-P. 48- 58.
  148. McLuhan M. War and Peace in the Global Village. With Quintin Fiore and Jerome Angel. New York: Bantam, 1968.
  149. Neisbitt F. Megatrends: The New Directions Transforming Our Lifes. N.Y., 1982.
  150. Pimentel K. Teaching your systems to share // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. — P. 60 — 66.
  151. Rheingold H. The virtual community. N.Y., 1998.
  152. Sims D. See how they run: modeling evacuations in VR // IEEE Computer Graphics and Application. March, 1995. — P. 11 -13.
  153. Sims D. Multimedia Camp Improves Disabled Kids // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. — P. 13 — 15.
  154. Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, 1985.
  155. Toffler A. The eco-spasm report. Toronto, 1975.
  156. Toffler A, Toffler H. Creating a New Civilisation. The Politics of the Third Wave. Atlanta, 1994.
  157. Turing H. Computer machinery and intelligence. N.Y., 1950.
Заполнить форму текущей работой