Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальная идея как предмет социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы Одними из первых осуществили самую общую научно-теоретическую разработку национальной проблематики, включая понятия смысла назначения и существования наций и народов, немецкие мыслители — И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Риккертангличанин Дж.С. Милльфранцузы — Э. ¦ Дюркгейм, Э. Ренанотечественные мыслители славянофильской школы — А. С… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Национальная идея как социально-философская проблема
    • 1. Философская категория «идея» — ключ к философскому осмыслению понятия национальная идея"
    • 2. Национальная идея как этносоциальный тип идеи
    • 3. Аксиологические аспекты социально-философского осмысления национальной идеи в целостности общегосударственного, национального и индивидуально-личностного проявления
  • Глава II. Русская идея как предмет философского исследования в отечественной философской мысли
    • 1. Истоки и становление русской идеи
    • 2. Концептуальный анализ русской идеи в философском наследии
  • Вл. С. Соловьева и Н. А. Бердяева
    • 3. Современные социально-философские интерпретации национальной идеи и возможные перспективы ее развития на фоне мировых тенденций

Национальная идея как предмет социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. О национальной идее сказано и написано особенно в последнее время так много, что изобилие текстов уже даже начинает мешать пониманию главного. Многочисленность публикаций по поводу национально-государственной идеи России приводит некоторых авторов к мысли, что эта идея не имеет философских оснований и сводится к национальной мифологии.

Однако с этим нельзя согласиться. Социальная трансформация российского общества, начавшаяся в 90-е годы прошлого века, актуализирует исследуемую проблему именно как социально-философскую по ряду факторов. Во-первых, среди множества причин, объясняющих неудачи первого этапа модернизации российского общества, меньше всего привлекает внимание ученых духовно-теоретическая неподготовленность общества к поистине революционным преобразованиям. Конечно, реформам 90-х годов предшествовала горбачевская перестройка. В целом же сфера представлений о высших целях, историческом возможном и должном оставалась инвариантной. Россия, в отличие, например, от Франции XVIII в., приступила к преобразованиям, так и не выработав соответствующего мировидения, системы новых идейных и духовно-нравственных ориентиров, которые делали бы понятными именно для широких слоев населения общественно-политические перемены, соотносили бы их с императивами современности, с ходом предшествующего развития страны, открывали бы дорогу ценностям, соответствующим духу времени XXI века. Во-вторых, обостренное внимание к цивилизационному статусу страны обуславливает необходимость определения так называемого духовного ядра российской цивилизации, философские основания и форму выражения которых необходимо осмыслить. Никогда ранее цивилизационный статус нашей страны не обсуждался так остро, как в настоящее время.11 Сегодня на.

1 См.: Ионов И. Н. Парадоксы российской цивилизации// Общественные науки и современность. 1999, № 5. С. 115. повестку дня поставлены вопросы о самоопределении страны в специфических социокультурных и исторических условиях в контексте социального времени. И дело здесь не в «особости» исторического пути России (путь любой страны является в этом смысле особым). А в том, что каждый народ, страна выбирают свою дорогу, учитывая характер и траекторию прошлого и предстоящего развития, новые условия в мире, а у нас — и попытку его неоднократной коррекции в прошлом веке.

Актуальность проблемы в практическом плане определяется тем, что на фоне усиления тенденций национального самоопределения проявились центробежные сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше государственных интересов. В связи с чем возникает противоречие, разрешить которое представляется возможным лишь при условии социально-философского анализа его природы. С одной стороны, о правах наций, этносов заявляется на всех уровнях: «Этнос имеет святое право на свой образ жизни, данный через культуру».2 С другой — существует реальная угроза целостности России. Поэтому национальную идею мы исследуем как важнейшую компоненту российского государственного строительства на современном этапе, основополагающее: понятие в сфере государственной национальной политики, обуславливающее необходимость социально-философского анализа национального вопроса и создание научной системы прогнозирования межнациональных отношений адекватно требованиям времени.

Вместе с тем это обстоятельство отнюдь не умаляет значения разработки ценностных ориентиров личности и обуславливает исследование еще одного важнейшего, но не получившего в научной литературе достаточного освещения тезиса о роли духовно-нравственных ценностных начал как конкретных проявлений национальной идеи в личностном становлении человека.

2 Ильин В. В. Политология. Учебник для вузов. М., Книжный дом. «Университет», 1999. С. 529.

В теоретическом плане специалисты конкретно-научных социальных и гуманитарных областей знания проделывают значимую исследовательскую работу и даже выходят на междисциплинарный уровень изучения данной темы. Однако остро ощущается нехватка работ, обладающих должной философской целостностью, осмыслением преемственности трактовки национальной идеи в отечественной философской традиции, глубиной и масштабностью познания.

Степень разработанности проблемы Одними из первых осуществили самую общую научно-теоретическую разработку национальной проблематики, включая понятия смысла назначения и существования наций и народов, немецкие мыслители — И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Риккертангличанин Дж.С. Милльфранцузы — Э. ¦ Дюркгейм, Э. Ренанотечественные мыслители славянофильской школы — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. и И. С. Аксаковы, Н. Я. Данилевский, Ю. Ф. Самаринзападники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, а также не примыкавшие ни к первым, ни ко вторым — П. Я. Чаадаев, М. А. Бакунин, B.C. Соловьев, П. Л. Лавров и другие. Для XX века характерна активизация внимания науки к данной тематике. Общеметодологические и социально-философские аспекты национальных проблем изучают в это время немецкие мыслители К. Каутский, О. Шпенглер, К. Ясперсиспанский философ X. Ортега-и-Гассет, английский историк А. Тойнби, наш соотечественник, а затем американский социолог П. Сорокин.

Тема национальной русской идеи, по существу, стала классической для русской философии XX века. К ней в той или иной степени обращались многие известные русские мыслители. Причем в этот период отчетливо выделяется два направления. Первое, преимущественно религиозно-философское, продолжающее традиции XIX века, представлено именами П. И. Новгородцева, Е.Н. и К. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, Вяч. Иванова, В.В.

Зеньковского, Л. П. Карсавина, П. Б. Струве, С. Л. Франка, Г. П. Федотова, Г. Г. Шпета и других. Второе представлено сторонниками марксизма — Г. Плехановым, А. В. Луначарским и рядом современных отечественных философов.

По причине неоднозначности трактовок смысла национальной русской идеи отечественными мыслителями их условно можно разделить на две группы. Первые провозглашают достижение высоких нравственных идеалов через осмысление русской идеи. К ним можно отнести Ф. М. Достоевского, B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина. Из наших современников — B.C. Глаголева, Маслина, М. В. Раца и многих других. Во второй группе те, кто считает русскую идею идеологией русского империализма, — Д. С. Мережковский, И. Л. Солоневич. Из современных исследователей эту группу представляют Д. В. Драгунский, А. Л. Янов. Конкретно-научным, общетеоретическим, философским изучением данного вопроса активно занимаются представители многих дисциплин. И хотя в силу специфики самого предмета, охватывающего все стороны общественной жизни, отнесение того или иного исследователя к конкретному научно-философскому направлению представляется весьма условным (многие работают в нескольких направлениях), в диссертации выделены основные проблемные блоки в его изучении.

Итак, преимущественно социологические аспекты проблемы исследуют Арутюнян Ю. З., Галиев Г. Т., Здравосмыслов А. Г., Ирназаров Р. И., Кудрин А. В., Тадевосян Э. В. и другие. Социально-политические ее аспекты оказываются в центре внимания Бугая Н. Ф., Вдовина А. И., Зорина В. Ю., Казимова А. К., Моисеева Н. Н., Никонова А. В., Осипова Г. В., Тавадова Г. Т. и других. Социально-психологическое направление проблемы разрабатывают Баранов Е. Г., Зарипов, А .Я., Иорданский В. Б., Михайлов В. А., Трофимов В К., Хабибуллин К. Н. и другие. Междисциплинарные и антропологические аспекты проблемы изучают Баграмов Э. А., Губогло М. Н., Дубова Н. А., Иванов.

В.И., Кузеев Р. Г., Миллер А. И., Тишков В. А., Торукало В. П. и другие. Общетеоретической и социально-философской разработкой вопроса занимаются в последнее десятилетие Абдулатипов Р. Г., Вальков А. А., Валеев Д. Ж., Глаголев B.C., Гулыга А. В., Гусейнов Г. И., Железняк В. Н., Здравомыслова О. М., Кайдалов В. А., Карасев JI.B., Катасонов В. Н., Кобылянский В. А., Межуев В. М., Руткевич М. Н., Сабиров В. Ш., Сагатовский В. Н., Соина О. С., Троицкий Е. С. и другие. Аксиологические, в том числе мировоззренческие, аспекты проблемы в центре внимания Ахиезера А. С., Библера B.C., Громова М. Н., Калашниковой Е. М., Кондакова Б. В., Малинина В. А., Писманика М. Г., Семенова В. Л., Черных В. Ю., Тагирова И. Р. и других.

И все же, несмотря на обилие имеющейся специальной литературы, в трактовке национальной идеи наблюдается абсолютизация политологических аспектов ее проявления и отсутствие должной философской концептуализации. В связи с чем ясно обозначилась задача более глубокого и целостного исследования философских оснований национальной идеи, выявления ее генезиса в контексте отечественной философской мысли, осмысления ее аксиологических проявлений, соотнесения сущности понятия русской идеи с понятием национальной идеи как некоего основания существования и развития государства, нации, личности. Необходим интеграционный подход, включающий исследование культурного, духовно-нравственного, смысложизненного проявления национальной идеи.

Общетеоретическим и методологическим аспектам социально-философских оснований национальной идеи в целом и русской идеи, в частности, в диссертации уделяется главное внимание.

Объектом диссертационного исследования является национальная идея как социокультурный феномен, обеспечивающий целостность системы духовно-нравственных идеалов и императивов отдельных этносов и России в целом.

Предметом исследования — социально-философский анализ сущностного, в том числе аксиологического содержания, структуры национальной идеи в контексте отечественной философской мысли.

Целью исследования выступает социально-философское обоснование и осмысление концептуальных подходов к национальной идее как к социально-философской проблеме и социокультурному феномену в контексте социально-философского знания.

Реализация данной цели представляется возможной при решении более конкретных задач:

• философской рефлексии понятия «идея» в его целостном проявлении;

• социально-философского и философско-исторического исследования проблем генезиса, онтологических и гносеологических предпосылок национальной идеи;

• социально-философского анализа взаимообусловленности национальной и русской идеи в процессе этносоциального развития народов России в современную эпоху;

• прогностического исследования эволюции национальной идеи и определения возможных перспектив использования ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике.

Методологическую основу исследования составляют системно-интегральный, ценностный и компаративистский подходы, а также концептуальные идеи философии всеединства Вл. С. Соловьева и его школы (идея целостности знания и идея соборности). В рамках предложенных подходов используются общефилософские принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, методы аналогии, анализа и синтеза, диалога и полилога.

Источниками диссертации являются философские, конкретно-научные, междисциплинарные и другие исследования и произведения, в которых в той или иной мере рассматриваются духовно-нравственные аспекты этносоциального развития и межкультурного взаимодействия народов России. Особую ценность для диссертации представляют идеи М. М. Бахтина, разработавшего концепцию межличностного и межкультурного диалога. В качестве источников используются и статистические материалы, результаты социологических исследований, проведенных в сфере межнациональных отношений в Западно-Уральском регионе. Использован опыт работы диссертанта в реализации национальной политики в Пермской области на современном этапе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

1. исследованы социально-философские основания и философско-исторические проблемы генезиса и сущности национальной идеи в целостности государственного, национального и индивидуально-личностного проявления;

2. осмыслены и обобщены философские основания национальной и русской идеи с учетом современных мировых тенденций развития, сформулирован и раскрыт тезис их взаимообусловленности;

3. обосновано проявление национальной идеи как этносоциального типа в соответствии с особенностями национального самосознания, проявляющимися в менталитете и исторической памяти;

4. выявлены преемственность концептуальных подходов в социально-философском осмыслении содержания русской идеи в отечественной философской мысли, ее онтологические и гносеологические предпосылки в оценке философов всеединства;

5. сформулировано и развернуто прогностическое предположение о перспективах развития национальной идеи в аксиологическом плане как движения человечества к возможному всеединству на основе сочетания общечеловеческих ценностей и этнокультурных особенностей стран и народов.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно, во-первых, подводит определенный итог всего предшествующего периода в социально-философском исследовании национальной идеи как одного из сложнейших философских понятийво-вторых, позволяет в определенном смысле осознать национальную идею и как частное ее проявление — русскую идею как социокультурный феномен, с одной стороны, способствующий этносоциальному развитию народов, населяющих Россию, с другойобеспечивающий целостность России как государства, а также определяющий перспективы «вписывания» Российской Федерации в мировой цивилизационный процесс.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов в трех главных направлениях:

• для разработки научно-философских основ государственной национальной политики, в том числе на региональном уровне для обоснования теоретических и методологических оснований деятельности властных структур, общественных организаций в межнациональной сфере;

• в деятельности научно-исследовательских учреждений организаций, осуществляющих мониторинг и социальное прогнозирование современного российского общества;

• для разработки и реализации конкретных путей модернизации современного образования, в том числе в преподавании учебных курсов по социальной философии, философии истории, этнологии.

Апробация работы. Результаты исследования изложены автором в 11 публикациях, а также на научно-практических конференциях различного уровня и научных семинарах по вопросам национальной политики и этносоциального развития народов Прикамья. Идеи диссертации.

10 использовались в администрации Пермской области при обосновании основных направлений государственной национальной политики на региональном уровне, при разработке и реализации областной целевой комплексной программы гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999;2003 годы.

Основные его положения отражены в дипломной работе автора при профессиональной переподготовке преподавателей философии в Уральском государственном университете (Пермский филиал ИППК).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, включающего 335 источников. Общий объем текста — 179 страниц.

Заключение

.

Конец века стал для нашей страны временем глубочайшего социально-психологического и духовно-нравственного кризиса. В такие моменты истории, когда рушатся казавшиеся незыблемыми устои человеческого существования, человек испытывают острую потребность в самоидентификации, т. е. в осознании новых жизненных реалий и осмыслении своего положения во вновь формирующейся социальной системе. Каждый из нас осознает необходимость разрешения смысложизненных вопросов на новом витке социального развития. Общество не в состоянии нормально существовать, не имея ценностных ориентиров своего развития. Эти обстоятельства актуализируют философское осмысление национальной идеи.

Исторически сложившаяся и сохраняющаяся в наши дни специфичность России предполагает отношения взаимодополнительности по отношению к остальным цивилизационно-культурным ареалам, представленным на Земле.

Важно и то, что становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими установками может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, что и предполагает национальная идея. Толерантность в данном случае есть движение к общечеловеческой культуре, нейтрализующее противостояние в обществе. Через развитие толерантности устанавливается взаимное проникновение, гармоничное взаимодействие, усвоение различных этнокультурных ценностей. Однако становление общечеловеческой культуры не стоит понимать как усвоение мировым сообществом общей системы ценностей, т. е. унификации культур и народов. Представляется необходимым сохранение этносоциальной самобытности региональных и национальных культур.

Опыт западных стран показывает, что национальная идея во многих случаях работает. Высок уровень патриотизма в США, Англии, Франции и других странах. Поэтому важность данного понятия для современного развития России не вызывает сомнения. К ней начинают склоняться и официальные власти. И власть имущие, и государственные деятели, крупнейшие просветители, и религиозные деятели находятся в мучительных поисках ответа на вопрос: какова историческая миссия того или иного народа, государства на Земле.

Что касается России, то ответ на этот вопрос связывается с русской идеей.

Русская идея не застывшая идеологическая форма, это живое биение мысли, плодотворный диалог философов в рамках единого духовного пространства. Ее характеризуют цельность и многомерность, поэтому она актуальна сегодня. Живучесть русской идеи объясняется, на мой взгляд, тем, что она проясняет смысл существования России во всемирной истории, смысл существования нации. Главное содержание русской идеи сводится к разрешению проблемы судьбы России, философия русской истории и культуры терминологически определилась как русская идея. Русская идея не является националистической и шовинистической. Любовь к России («святой Руси») сквозь призму русской идеи сочетается с уважительными отношениями к другим народам и культурам. Более того, русская идея в своих конечных устремлениях нацелена на объединение народов. Русская идея не является идеей только этнических русских, огромно ее значение для всех россиян, независимо от их этнического происхождения и даже религиозной принадлежности. Дело в том, что феномен русской культуры преисполнен пафосом человеческого братства и единения.

Уникальный факт отмечаем мы сегодня: история убедила, что рядом с русским народом, его культурой, письменностью сохранились другие народы, обрели свое лицо, культуру, развивают ее. Итак, русская идея — это цельное мировоззрение, во главе которого вопрос о сохранении и развитии России в европейском и мировом сообществе. Это специфическое видение и разрешение вопросов бытия, это предостережение человеку о сложных путях жизнеустройства. В XXI веке Россия может и должна, наконец, стать современным государством, не потеряв при этом своих уникальных культурно-исторических черт.

Если говорить о критерии оценки органами власти русской идеи, то это может быть ее реальное отношение к духовности, культуре, формированию человека. Важно понимание ими, что именно это стоит во главе угла, а не приходит после достижения экономического роста и политической стабильности. Все сказанное не означает недооценки роли экономики и политики, но подразумевает не тот вариант экономики, когда она становится самоцелью, и ту модель политики, когда существующие партии обличают друг друга грязью в попытке заполучить власть, а хозяйствование, обеспечивающее мощь страны, здоровый образ жизни ее народа и эффективное управление жизнью общества. Практическую значимость обретает и нравственное измерение политики. Освобождение политических институтов от нравственной ответственности гибельно для идущих в стране реформ. Так называемая новая политическая мораль, согласно которой «все позволено», свидетельствует о внутренней духовной деградации общества.

Такой подход предполагает в современных условиях следующие основные направления действия: развитие целостной духовной культуры, ментальности обществаее воплощение в культурную среду, охватывающую все сферы человеческой деятельностиформирование подрастающего поколения, осуществление процессов социализации и индивидуализации человека на основе целостной духовности и богатой культурной почвы. С каждым из данных направлений возможны перспективы дальнейшего углубления работы над темой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. М.: Мысль, 1999. 127 с.
  2. Р.Г. Природа и парадоксы национального «я».- М.: Мысль, 1984.-С.З-4, 31.
  3. Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М.: «Славянский диалог» 1999. 32 с.
  4. А.И. Философия в духовной академии // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 135−141
  5. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. 123 с.
  6. JI.P. Русские мыслители: А. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 195 с.
  7. Н.М. Национальная идеология и культуцрно-воспитательная функция государства // Власть. 2000, № 3. С. 34−39.
  8. В. Бог и Отечество формулы русской идеи // Москва. 1993, № 1. С. 120−127.
  9. АЛ., Маслин М. А. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. Вступительная статья // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.- С. 3−17.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994, № 4. С. 34−36.
  11. П.Аннинский JI.A. Русские плюс. М.: Алгоритм, 2001. — 384 с.
  12. З.Арбатов А. Г. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 5. С. 5−12.
  13. Н.Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992,-237 с.
  14. Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций // Социологические исследования. 1988, № 6. С. 57−67.
  15. Т.В., Микешин М. И. Европейская идентичность и российская ментальность//Вопросы философии. 2002, № 2. С. 181−184.
  16. Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988, № 6. С. 89.
  17. JI. В. Интеллигенция и революция // Москва. 1998, № 2. С. 76−85.
  18. А.С. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 27−31.
  19. А. С. Россия: критика исторического опыта. М.: Философ, об-во СССР, 1991.-Т. 1.-320 с.-Т.2−378 с.-Т.3.-471 с.
  20. С. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Мысль, 1997. — 123 с.
  21. Е.А. Русская идея в эсхаталогической перспективе // Вопросы философии. 1990, № 8. С. 62−73.
  22. Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991, № 8. С. 102−116.
  23. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с.
  24. .Н. Самосознание русских: исторический дискурс и современность // Вестник Удмурте, ун-та. 1999, № 7. С.37- 42.
  25. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
  26. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.-364 с.
  27. В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея: Республика. М. 1992. С. 73−91.
  28. Н.А. Судьба России. М., 1990. — С.7, 27−29, 94−96.
  29. Н.А. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992.296−312.
  30. Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990, № 1. с. 101−128.
  31. Е.М. Принцип диалога в наследии М.М. Бахтина // Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь, 1997. С. 26−27.
  32. .Н. Русская (российская) национальная идея // Этнопанорама. 1999, № 2. С. 25 -32.
  33. В.Г. Русский менталитет // Вопросы философии. 1996, № 5. С. 49 -58.
  34. В. С. Национальная русская идея? русская речь. Опыт культурологического предположения //Октябрь. 1993, № 2. С. 155 — 183.
  35. B.C. О сути диалогизма. // Диалог и коммуникация философские проблемы // (Материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1989, № 7. С. 49−51.
  36. X. О национальной политике России // Жизнь национальностей. 1995, № 2−3. С. 1−3.
  37. В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций. М., 1998. — 416 с.
  38. К.П. Национальное измерение «глобального» мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 31- 46.
  39. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. 1997, № 104 110.
  40. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 363 с.
  41. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория и современность. М.: Наука, — 1983.- 334 с.
  42. А.А. Диалог и коммуникация философские проблемы (материалы «круглого стола «) // Вопросы философии. 1989, № 7. С. 78−80.
  43. Н.В. Самобытность русской науки: предпосылки и реальность-Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1996 г. 147с.
  44. Н.Ф., Валентей С., Пугачев Б. Национальная доктрина России (проблемы и перспективы) // Российская газета, 1994. 13 апреля.
  45. С.Н. Размышления о национальности. Соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Йзд-во Искусство, 1993. С. 123−127.
  46. Ю. Русский консерватизм: обретение утраченного? // Москва. 1993, № 2. С. 37−41.
  47. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство // Социологические исследования. 1996, № 5. С. 57−69.
  48. А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 68−72.
  49. А.А. Идея нации: социально-философское понимание. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 2000.-28 с.
  50. Н.В. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973. — 178 с.
  51. А.И. Российская нация: национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Реалисты, 1996.- 136 с.
  52. А.И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике XX век. М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир», 1998.-448 с.
  53. А.И. О национальной государственной идее России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000, № 2. С. 14−27.
  54. .П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995, № 6. С. 111- 122.
  55. .П. Этика преображенного эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  56. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.-240 с.
  57. К.С. Заметки о перспективах российской государственности // Вопросы философии. 1994, № 9. С. 123−132.
  58. В.В. Проблема смысла жизни в русской философии конца XIX -начала XX вв. // В сб.: Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь, 1997. — С. 37−39.
  59. П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994, № 6. С. 49.
  60. А.А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии. 1996, № 6. С. 138−146.
  61. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос, — М.: Прогресс-Культура, 1995. 480 с.
  62. Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на — Дону: Изд. Ростовского университета, 1992.-318с.
  63. Гегель. Наука логики. Т. 3 М., 1972. — С. 26−112.
  64. А.И. Собр. соч.: В 9 т. М.: «Советский писатель», 1955−1958. Т. 1. С. 123−126.
  65. .С. Менталитет и образование. М.: Изд-во «Совершенство», 1996. 144 с.
  66. B.C. В поисках национальной идеи России // В сб.: Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь, 1997. С. 3 — 4.
  67. B.C. Русская идея на рубеже тысячелетий // В сб.: Славянский мир: на рубеже тысячелетий: Материалы IV научной конференции. Пермь, 1999.-С. 37 — 39.
  68. С.Л. Общественно-политические организации радикально-националистического толка: их электорат и роль в современном политическом процессе // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1999. № 2. С. 18 -21.
  69. С.Ф. Куда и почему идет Россия? // Социологические исследования. 1999, № 7. С. 32−37
  70. С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей // Социологические исследования. 2000, № 2. С. 39−48.
  71. . Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992, № 1.С. 52−60.73 .Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 54- 65.
  72. А. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. — 310 с.
  73. М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этнографическое обозрение. 1995,5.6. С. 110−124.
  74. М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Изд-во «Школа», 1998. -811с.
  75. JI. Н. География этноса в исторический период. Д.: Наука, 1990. -764 с.
  76. JI.H. О термине «этнос»: Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Д., 1967. Вып.З. — С. 14−15.
  77. Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Прогресс, 1992.-336 с.
  78. . А.Я. Исторический синтез и «Школа анналов». М.: Изд-во «Искусство», 1993. 564 с.
  79. Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX века, М.: «Наука», 1995. С. 234−249.
  80. В. В. Достижения Э.В. Ильенкова в материалистической диалектике и теоретической психологии // Э. В. Ильенков: личность и творчество / Редактор-составитель И. П. Ферман. М.: «Языки русской культуры», 1999. -С. 15−28.
  81. Р. Избранные произведения. М.: Наука, 1950. С. 169.
  82. . Национальная идея для России: утопия или необходимость? // Центр от 22. 05.2000.
  83. Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Русская идея М.: Республика. 1992. С. 129−136.
  84. Ф.М. Полн. собр. сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972−1988.
  85. Л., Гузенкова Т. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: Мысль, 1994.-С. 123−137.
  86. Л.М. Штрихи к национальному самосознанию русского народа // Русские. Этносоциологические очерки. Под редакцией Ю. В. Арутюняна. -М.: Мысль, 1993.-247 с.
  87. Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. — 372 с.
  88. Н.И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. М.: Наука, 1999. — 167 с.
  89. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросыфилософии. 1993, № 5. С. 112−125.
  90. Н.А., Лопуленко Н. А. Современные этносоциальные проблемы Кизеловского района Пермской области: Исследования по прикладной и неотложной этнологии / Институт этнологии и антропологии РАН.- М., 1996, № 87. С. 26−32.
  91. Э. Ценностные и реальные суждения // Социология. М.: Канон, 1995, — С. 245.
  92. В.А. О давних и нынешних спорах вокруг русской идеи // Славяноведение. 1994, № 6. С. 32−46.
  93. И.И. История русской философии. М.: Высш. шк., 2002. -584 с.
  94. . Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность, 2000, № 2. С. 57- 61.
  95. И.Е. Идея как форма разрешения противоречия // Роль категории «идея «в научном познании. Алма-Ата, 1979. — 248 с.
  96. В.Н. «Новые начала» И.В. Киреевского // В. В. Афанасьев. Православный философ (о В.И. Киреевском). Пермь, 2000. С. 56−59.
  97. В.В. Русский вопрос: Внутриполитические аспекты //
  98. Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 1998, № 1.1. С. 27−32.
  99. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. — 312 с.
  100. А.С. Молодежь в современном мире: индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского унта, 1996. — 234 с.
  101. И.Ю. Социум этнос — этничность — нация — национализм // Этнографическое обозрение. 2002, № 1. С. 3 -30.
  102. А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М.: Мысль, 1997.- 286 с.
  103. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996, № 12. С.23−42.
  104. О.М. Русская идея: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. 2000, № 4. С. 109 115.
  105. В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544 с.
  106. А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычная своеобычность»? // Социологические исследования. 1999, № 5. С.71−78.
  107. . Третий национализм// Знамя. 1993, № 1. С.132−139.
  108. Г. Самое трудно: Национальный вопрос в современной России. Проблемы и подходы // Советская Россиия. 1998. 12 февраля. С. 1.
  109. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ ст. и прим. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. — 428 с — (Мыслители XX века).
  110. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: «Наука», 1967. 320 с.
  111. Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979, № 7. С.147−156
  112. В.В. Новый миллениум для Росии: путь в будущее. М.: Издательство МГУ, 2001. — 214с.
  113. В.И. Этнос как результат социального конструирования // Человек и этнос: философия, социология, этнология. Учеб. пос. / Под ред. В. А. Семенова. Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 1998. — 76 с.
  114. И.Н. Парадоксы российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1999, № 5. С. 115−127.
  115. И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века- // Общественные науки и современность. 1999, № 2. С. 115−125
  116. Иноземцев B. JL, Кузнецова Е. С. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Политические исследования. 2000, № 6. С. 135−143.
  117. П., Цимбаев Н. Русская идея как элемент национального самосознания // Вестник московского университета. Сер. 8. История.1993. № 2. С. 4−7.
  118. М.С. Философская теория ценности. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 205 с.
  119. В. А. Бердяев Н.А.: историческая миссия христианской культуры религиозное преображение мира // В сб. Христианская культура и православие: Материалы «круглого стола». Пермь, 2000. С. 6−8.
  120. В.А. К вопросу о ментальности российской духовности // В сб. Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2002 г. С. 4−8.
  121. В.А. Русская идея как феномен национального духа // В сб. Русская идея и современность. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина: Материалы «круглого стола». Пермь, 1999. С. 3 4.
  122. М.Ф. И. В. Киреевский о соотношении веры и знания // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной конференции. Пермь, 1997. С. 123−125.
  123. М.Ф., Калашникова Е. М. К вопросу о российском менталитете // В сб. Славянский мир в контексте диалога культур: Материалы III международной научной конференции. Пермь, 1998. С. 55−57.
  124. И. Сочинения: В 6-ти томах. Т. 3. М.: Наука, 1964. — С. 365.
  125. В.К. Феномен русского европейца. Культурфилософские очерки. -М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 384 с.
  126. Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992, № 8. С.93−104.
  127. Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997, № 4. С. 3−18.
  128. Л.П. Восток, Запад и русская идея // Л. П. Карсавин. Восток, Запад и русская идея / Сост., вступ ст. и прим. В. Кошарного. М.: Республика, 1994. С. 313 — 323.
  129. В.Н. Национально-государственная идея России: верность историческому призванию // Нева. 1997, № 5. С. 3−13.
  130. А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность, 2001. № 2. С. 20 30.
  131. И. В. Критика и эстетика. М.: Наука, 1979. 279 с.
  132. И.В. Избранные статьи. / Вступ. ст. В. А. Котельникова, — М.: Современник, 1984. 383 с.
  133. Ю. О российской общественной идее//Власть. 2001, № 2. С. 39−43.
  134. В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. — 164 с.
  135. А. Нация в истории и современность. / Перевод с немецкого Е. Н. Ферштейн и Н. М. Калхатчан. М.: Мысль, 1978. — С. 136, 285−286.
  136. В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967, № 2. С. 108−111.
  137. В.И. Этнос. Нация. Национализм. М.: Наука. 1999. — 314 с.
  138. A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии. 2002, № 1.С. 177−179.
  139. .В. Русская и славянская идеи в русской культуре XIX века // В сб. Славянский мир в контексте диалога: Материалы международной научной конференции 23−24 апреля 1998 года. Пермь, 1996. С. 130.
  140. JI. Русская идея это идея спасения человечества // Известия. 1993. 13.03.
  141. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Наука, 1965.-326 с.
  142. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Изд-во «Наука», 1982. 295 с.
  143. Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 3−24.
  144. В. Л.П. Карсавин. Предисловие. // Русская идея. М: Республика, 1992.
  145. О. К. О различии ценностных систем разных культур // Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. СПб, 1995. С. 67−81.
  146. П.В. Метафизический нарцисс. П. Я. Чаадаев и судьба русской философии в России // Вопросы философии. 1997, № 8. С. 37.
  147. С.В. Грех, преступление и кара божья в сознании русских крестьян // Православие и культура этноса- Тезисы докладов международного научного симпозиума. К 2000-летию христианства. М.: Старый сад. С.123−125.
  148. В. Вступительная статья к главе «И.А. Ильин» // Русская идея. М., 1992. С.123−125.
  149. В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении Социологические исследования. 2000, № 7. С. 132−135.
  150. П.И. Национальное самосознание как этнический самоопределитель // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо Маклая, 1949, VIII.
  151. А.В. Глобализация мира: миф или реальность? // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 15−26.
  152. К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.1. М., 1885. С. 311.
  153. А.И. Духовное ядро как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность. 1995, № 2. С. 57−65.
  154. Г. И. Русские американцы. М.: Произв.-коммерч. предприятие «Русло». 1993.-С. 5−11.
  155. С.Д. О понятии национальная идея // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной научной конференции 20−21 мая 1997 г. Пермь, 1997. С. 3−7.
  156. А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., Прогресс, 1999. — 720 с.
  157. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991 г. — 525с.
  158. ЛосскийН.О. История русской философии. М.: Высш.шк., 1991.559 с. (Библиотека философа).
  159. Д. Своеобразие эстетического. М., 1987. Т.4. 389 с.
  160. С.В. Национализм, этничность, культура. Категория науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999, № 4. С. 101−110.
  161. В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994, № 4. С. 3−9.
  162. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-Культура, 1992. — 414 с.
  163. М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 6−8.
  164. В.О. О национальной идее // Вопросы философии. 1997, № 12. С. 3−14.
  165. В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. 1996, № 3. С. 46−55.
  166. В.А. Русская нация и русская идея в свете концепции национальной политики Российской Федерации // Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной конференции. Ч. 1. Оренбург, 1996. С. 9−15.
  167. Н.В. Национальные интересы и национальная безопасность России//Власть. 2000, № 3.
  168. М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999, № 11. С. 60−66.
  169. Н.Н. О России с тревогой и надеждой // Свободная мысль. 1992, № 3. С. 6−7.
  170. М.М. Еще раз о национальной идее // Разделит ли Россия участь Союза. М.: «Наука», 1993. С. 135−138
  171. В.И. Идея образования как основа образовательной политики XXI века // Школа духовности. 1999, № 2. С. 28−35.
  172. Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 65−74.
  173. Л., Кузе с И. За пределами рационального. Неучтенные факторы российской экономики // Вопросы экономики. 1995, № 8. С. 137.
  174. М.И. П. Чаадаев: «Россия это особый мир» // Философические исследования. 1998, № 3. С. 174−192.
  175. М.Г. Русская идея как выражение русского характера // Русская идея современность. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Материалы «круглого стола». Пермь, 1999. С. 6 8
  176. С.Г. Как создается национальная идея // Свободная мысль. 1997, № 6. С.З.
  177. П.И. Об общественном идеале / Сост. и вступ. ст. А. В. Соболева. -М.: Пресса, 1991.- 638 с.
  178. А.А. Проблема идеального: традиции и новации // Э. В. Ильенков: личность и творчество / Редактор-составитель И. П. Ферман. М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 74−86.
  179. А.И. История русской философии X XX веков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998 — 320 с.
  180. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. Курс лекций. М.: Изд-во «Магистр», 1997 — 327 с.
  181. О.С. К проблеме русского национального идеала // В сб. Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург. 1996. С. 76.
  182. Новоженов Ю, Лукьянин В. Утопична ли русская идея // Москва. 1999, июль. С. 130−152.
  183. А.П. Гносеология и коммуникативная природа сознания // Вопросы философии. 1987, № 7. С. 97 101.
  184. В. Ф. Русские ночи. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. -С. 137, 181.
  185. О России и русской философской культуре / Отв. ред. Е. М. Чехардин. М.: Мысль, 1990.-467 с.
  186. Ортега -и- Гассет X. Что такое философия. М.: Наука, 1991. 186с.
  187. Г. Духовность, народность, державность И Рабочая трибуна.1994, 23 декабря. С. 2.
  188. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997, № 10. С. 3−12.
  189. А.Т. Герцен // Русская философия: Словарь. М.: Высшая школа, 1995. С. 134−136.
  190. А. Образованность как русская идея: коллизии и перспективы // Москва. 1998, ноябрь. С. 135−145.
  191. И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1999, № 10. С. 3 -9.
  192. С.В. «Мудрость бо есть велика.» // Бежин луг. 1995,199. № 6. С. 117−126.
  193. С.В. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и автор вступ. ст. Перевезенцев С. В. М.: Роман-газета, 1994. — 240 с.
  194. A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992, № 8. С. 105−109.
  195. М. В. Национальный вопрос в философской мысли России // Национальная проблема пути решения: Сборник научных статей. Ижевск, Изд-во Удмуртск. ун-та, 1997. С. 8−9, 37- 44.
  196. Платон. Диалоги. Харьков: Фолио, 1965. 385 с.
  197. О. Русская цивилизация. М., «Роман-газета», 1995. — 224 с.
  198. В.Н., Краснопевцева Т. И. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии, 1995, № 6. С. 63−69.
  199. Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992, № 2. С. 126 139.
  200. Л. В. Логика русской идеи // Общественные науки и современность. 1992, № 5. С. 123−132.
  201. B.C. Историческая память в этническом самосознании народов//Социологические исследования. 1999, № 3. С. 14.
  202. В.М. Российская традиция и трудовая этика // В сб. Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции Пермь, 2002 г. С. 9 -15.
  203. Рац М.В. «Российский проект в глобальном контексте». Идеология развития и ее задействование в политике // Политические исследования. 2001, № 6. С. 167−183.
  204. А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу // Социологические исследования. 2000, № 12. С. 76−83.
  205. Результаты научного исследования по теме «Межнациональное общение и взаимодействие народов Прикамья в современных условиях», проведенного в 2001 г. Пермь, 2002. -138 с.
  206. Н.С. Национальная идея как императив разума (Эскиз геоэкономической и социокультурной стратегии России для XXI века) // Вопросы философии. 1997, № 10. С. 13−29.
  207. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Наука, 1997.- 186 с.
  208. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 23−27.
  209. Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 272 с.
  210. Русская идея / Сост. И авт. Вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.
  211. Русская идея и новая российская государственность: проблемы, направления, перспективы. Материалы дискуссии, проведенной в «Горбачев-фонде» // Новый мир. 1993. № 3. С. 3 12
  212. Русская философия: Словарь / Под общей ред. М. А. Маслина.- М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1999. — 656 с.
  213. Русская идея и новая российская государственность: проблемы, направления, перспективы. Материалы дискуссии, проведенной в «Горбачев-фонде» // Новый мир. 1993, № 3. С. 3−12.
  214. М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999, № 5. С. 19−32.
  215. С.Е. О методологии исследования этнических общностей // Этнографическое обозрение. 2000, № 5. С. 11 -12.
  216. С.Е. Философия этноса. М., 2001. С. 123−125.
  217. О.В. «MOTHER RUSSIA»: тендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. 2000, № 4. С. 116−121.
  218. И.В. Русская идея в диалоге культур // Славянский мир -современность и перспективы: Материалы конференции. Пермь, 1998.
  219. В. Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. — 151 с.
  220. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб.: Петрополис, 1994. -217 с.
  221. Ю.Ф. Сочинения. Т. 1,-М.,. 1877.-364 с.
  222. А.Д. О письме А. Солженицына «вождям Советского Союза» // Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М.: Мысль, 1990. С. 63−72.
  223. Н.В. Роль русской национальной идеи в многонациональном государстве // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной научной конференции 20−21 мая 1997 года. Пермь, 1997. -С. 86- 88.
  224. В. Русская идея в миросозерцании Ф.М. Достоевского. Киров, 1998.- 142 с.
  225. З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. С. 152−157, 234−239.
  226. З.В. Национальное самосознание русских. М.: Мысль, 1996. -345 с.
  227. Г. Русской мечты, увы, не существует. Немецкие размышления о русской душе // Труд. 1994. 3 сентября. С. 3.
  228. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999, № 1. С. 21- 31.
  229. В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества// Жизнь национальностей. 1998, № 1−2, С. 20−22.
  230. Слово и дело. Программа общероссийского общественно-политического движения. М., 1998. — 36 с.
  231. B.JI. Вера (Философско-исторический очерк). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. — 145 с.
  232. О. С. Уроки И.А. Ильина. // В сб. Философия образования и традиции русской школы. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской. научной конференции. Ч. 2. СПб, 1995. С. 46−48.
  233. О.С. Крах партийного руководства // Синопсис: Философский альманах, 1999, № 1. С. 4−9.
  234. А.В. Как возможна мировая философия // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999, № 2.
  235. А.И. «Русский вопрос» к концу XX века. М.: Мысль, 1995,-236 с.
  236. В. Лекции по истории философии// Вопросы философии. 1989, № 6. С.110−116
  237. B.C. Русская идея // Русская идея, М.: «Республика», 1992.249. С. 186−195
  238. B.C. Сочинения: 2 т. / Вступ. ст. В. Ф. Асмуса. М.: Правда, 1989. — Т. 1 — 687 с. — Т. 2. — 735 с.
  239. Г. Г. Роль категории «идея «в научном познании. Алма-Ата, 1979.-72 с.
  240. П.А. Заметки социолога. Славянофильство наизнанку // Социологическая публицистика. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000.-С. 131.
  241. П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — С. 463- 489.
  242. И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т.2. М.: Политиздат, 1951. С. 139−156.
  243. B.C. Российская философия сегодня // Вопросы философии. 1997, № 5. С. 3−14.
  244. Ф. А. Миросозерцание Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов / Сост.: В. М. Борисов, А. Б. Рогинский. М.: Книга, 1990. — С. 332 -356.
  245. П. Русь Россия: духовные истоки национального возрождения //Москва. № 2. С. 151−156.
  246. И.Р. Взаимодействие национальных идей в Поволжско-Уральском регионе // В сб. Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1.- Оренбург, 1996. С. 33−35.
  247. .Н. Чаадаев. М.: Мол. гвардия, 1990. 575 с. — («Жизнь замечательных людей»).
  248. Н.С. Культура в современном социогуманитарном знании Социологические исследования 1998. № 8. С. 109−111.
  249. В.А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998, № 9. С. 3−26.
  250. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996, № 100. -234 с.
  251. В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997, № 3. С. 67−75
  252. Толстой J1.H. Почему христианские народы и русский в особенности находятся в бедственном положении // Слово. 1991, № 9. С. 6.
  253. .Т. Историческая память и социология // Социологические исследования. 1998, № 5.
  254. Е. О Русской идее. Очерк теории возрождения нации (в 2-х частях). М., 1994.-313 с.
  255. Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. М., 1989. — 78 с.
  256. Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. Социально-философские очерки. М.: Политиздат, 1989. — 272 с.
  257. Е. Русский народ в поисках правды и организованности (19 881 996). М.: Политиздат, 1996.- 462 с.
  258. Е.С. На пороге XXI века // Жизнь национальностей. 1998, № 2−3. С. 23−26.
  259. Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: В 2 т. М.: Медиум, 1995. — Т. 1. — 606 с. — (Прилож. К журн. «Вопросы философии»).
  260. Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Новый мир. 1990, № 7. С. 218.
  261. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.-321 с.
  262. М.Б. Философское основание культурологии. М.: Наука, 1997. -237 с.
  263. Ф.И. Собр. соч. СПб: Изд-во Ленинградского ун-та, 1911. Т. 2. -С.237.
  264. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., Логос, 2000. -С. 19−28.
  265. Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989, № 6. С. 72 75
  266. Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации. Философско-методологический аспект. Самара. Изд-во СамГПУ. 1995.- 164 с.
  267. Г. П. Национальное и всемирное // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.-М.: Наука, 1980.-470 с.
  268. Г. П. Судьба и грехи России. Т.2. М.: Мысль, 1992. — 376 с.
  269. Философия «русской идеи»: Россия и Европа / Дискуссия в лаборатории философских проблем этнологии ин-та философии АН СССР// Общественные науки и современность. 1991, № 5. С. 143−154.
  270. Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. — 432 с.
  271. С.Л. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992. — 345 с.
  272. С.Л. Сочинения. М.: Мысль, 1990. С. 213−219.
  273. А.С. Тревоги и надежды русской культуры // Жизнь национальностей. 1998, № 1−2. С. 45−51.
  274. А.С. О старом и новом. М.: Наука, 1998. — С. 38.
  275. В.Г. Русская идея на историческом перекрестке // Свободная мысль. 1992, № 6. С. 33 36.
  276. С.С. Трансформации славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994, № 11. С. 52 62.
  277. О. Иван Ильин и его программа национального возрождения России// Континент. 1995, № 95. С. 123−127.
  278. Цивилизация. Культура. Личность. Ответов. Редактор В. Ж. Келле. -М., Эдиториал УРСС, 1999. 221 с.
  279. П.Я. Сочинения. М.: Мысль, 1989. 438 с.
  280. Г. Н. Роль православия в освоении русскими Урала // В сб. Православие и культура этноса: Тезисы докладов международного научного симпозиума. К 2000-летию христианства. М.: Старый сад. — С. 48 — 51
  281. Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII -первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1995. 364 с.
  282. Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М.: Политиздат, 1964. -638 с.
  283. В.Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей /Перм. гос. мед. академия. Пермь, 1999.- 240 с.
  284. Е.Л. Об идолах и идеалах // Э. В. Ильенков: личность и творчество. М.: «Языки русской культуры», 1999. С. 99 — 108
  285. Л.И. К вопросу о менталитете русского народа // Социологические исследования. 2000, № 7. С. 138 140.
  286. К.В. Этническая общность, этничское сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972, № 4. С. 36−39.
  287. И.Б. От русской идеи к идее Новой России: Как нам преодолеть идейный кризис. — М., 1996. — 137 с.
  288. И. Русские в эпоху коммунизма // Москва. 1999, № 10.306. С. 137−139.
  289. И. Невыученные уроки истории // Российская Федерация. 1991, № 13. С.52−54.
  290. О. Закат Европы // Очерки морфологии мировой истории. М.: Наука, 1993,-С. 175.
  291. В. Запад и душа Востока // Аум. 1990. № 4. С. 99 -102.
  292. .П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999, № 12. С. 50 -53.
  293. В.Г. Западничество // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995. С. 198.
  294. В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии. 1994, № 7−8. С. 135.
  295. Р.И. Русская идея и современное образование // Русская идея и современность: Материалы «круглого стола», Пермь, 1999. С. 18−20.
  296. Р.И. Русская идея как феномен духовности // В сб. Славянский мир на рубеже тысячелетий. Материалы IV Международной научной конференции. — 15 — 16 апреля 1999 г. — Пермь, 1999. С. 44.
  297. Р.И. Вечные ценности русской культуры и философии // В сб. Христианская культура и традиции православия. К 2000-тию христианства. -Материалы «круглого стола». Пермь, 2000. С. 2 -6.
  298. Р.И. О путях национально-культурного развития русского народа в общем контексте обновления национальной жизни в Пермской области // Этнопанорама. 2001, № 2. С 61−65.
  299. Р.И. Национально-культурные объединения как институты самоорганизации этносов // Жизнь национальностей. 2001, № 4. С. 53−55.
  300. Р.И. Русская идея и русский вопрос в свете концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации области М., 2001. С. 185−190.
  301. Р.И. О роли национально-культурных общественных объединений в реализации закона «О национально-культурной автономии» // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации области М.: «Старый сад», 2001. С. 158−163.
  302. Р.И. Национальное самосознание и национальная идея: грани взаимодействия // В сб. Родовое сознание и предпринимательство. -Материалы международной молодежной конференции 27−30 марта 2002 г. -Пермь, 2002. С. 250−253.
  303. Эверт Ван Дер Звеерде Конец русской философии как русской // Вопросы философии. 1998, № 2. С. 129.
  304. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Совершентво, — 1997.-384 с.
  305. П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. // Философские произведения. М., 1990. 134с.178
  306. И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 84 92
  307. JI.E. К вопросу о национальной традиции в философии // В сб. Человек, общество, культура. Тула, 1998. — С. 17.
  308. A.JI. Русская идея и 2000 год: главы из книги // Нева. 1990, № 9. С. 143−164- № 10. С. 151−175- № 11 С. 150−175- № 12. С. 163−171.
  309. Янов .А. Л. Славянофилы и внешняя политика России в XIX веке // Политические исследования. 1998, № 6. С. 159.
  310. Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования. 1997, № 5. С. 15−20.
  311. К. Смысл и назначение истории. М.: Мысль, 1991. — 478 с.
Заполнить форму текущей работой