Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Женщины среднего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь через выделение сильных переживаний. Для мужчин этого поколения особую значимость имеют события, связанные с изменением содержания и места работы. Мужчины среднего и старшего поколения осмысляют значимые события жизненного пути, связанные с профессиональной деятельностью, через собственные достижения, изменение содержания работы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Проблема общественного и индивидуального в развитии личности
    • 1. 2. Проблема жизненного пути личности в психологическом знании
    • 1. 3. Проблема смысла и осмысления в психологии
    • 1. 4. Принадлежность к поколению и полу как факторы осуществления и осмысления жизненного пути
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Обоснование выборки, методов и процедуры исследования психологических особенностей осмысления жизненного пути личности
    • 2. 2. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности
    • 2. 3. Тендерные особенности осмысления жизненного пути личности
  • Выводы по второй главе

Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Осмысление собственной жизни в контексте семьи и рода как неотъемлемой части истории народа способствует выстраиванию целостного и непротиворечивого образа себя в социальном времени, социальной и личностной идентичности. Оно является основой истинного патриотизма как переживания причастности и ответственности человека не только за себя, но и за жизнь и память рода и народа.

В настоящее время связи отдельного человека с родом и целостность исторической памяти народа в большинстве случаев нарушены. В недавнем прошлом многие люди были вынуждены скрывать информацию о предках и вычеркивать неблагонадежных родственников из своей семейно-родовой памяти. Часто линия рода ограничивалась теми, кого люди знали лично. История Отечества преподносилась фрагментарно и в отрыве от ее личностного переживания. Все это в совокупности с другими факторами сформировало целые поколения, которые переживают свой жизненный путь изолированно, не соотнося его с историей семьи и рода, не чувствуя себя продолжателями истории народа.

С 1990;х годов наблюдается хаотичный, а где-то и целенаправленный интерес людей к собственным родословным и к истории страны через жизнь конкретных людей. В этом контексте актуализируется вопрос о том, как человеку выстраивать связи со своей семьей и родом, историей народа. Становится необходимым изучение особенностей интеграции и обособления событий собственной жизни, истории семьи и рода и истории народа в осмыслении жизненного пути в зависимости от общественно-исторических условий.

Научная разработанность проблемы исследования. В отечественной психологии накоплено значительное количество исследований, связанных с изучением жизненного пути личности: в философском ключе.

С.JI. Рубинштейн), в рамках изучения организации времени жизни (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина), психологического времени личности (B.C. Мухина), временной перспективы и трансспективы (В.И. Ковалев, H.A. Логинова, H.H. Толстых), событий и межсобытийных связей (Е.И. Головаха, A.A. Кроник, P.A. Ахмеров), смысла и осмысленности жизни (Д.А. Леонтьев, В. Э. Чудновский, A.B. Серый), автобиографической памяти (В.В. Нуркова), нарратива как личной истории (Е.С. Жорняк, Е.Е. Сапогова). В зарубежной психологии жизненный путь был предметом исследования Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо, Д. Макадамса, М. Уайта и др. Эта проблема приобретает новое звучание в контексте изучения осмысления жизненного пути человеком как отдельной личности, члена семьи и рода, представителя народа в изменяющихся общественно-исторических условиях.

Методологическую основу исследования составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею"1.

В качестве теоретической опоры выступили идеи:

• о человеке как о субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская);

• об общественно-исторической и социокультурной обусловленности развития личности (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов);

• о человеке как о развивающейся личности посредством парного механизма идентификации-обособления, являющейся одновременно социальной единицей и уникальной индивидуальностью (B.C. Мухина);

• о регуляторной роли смысла во взаимодействии человека с миром (Д.А. Леонтьева).

Проблема исследования — каковы психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и.

1 Маркс К., Энгельс Ф Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. —2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 440. общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола?

Цель исследования — выявить психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола.

Объект исследования — смысловая сфера личности.

Предмет исследования — автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты осмысления жизненного пути личности.

Общая гипотеза исследования: психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности будут специфичны в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Частные гипотезы:

1. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности будут проявляться в насыщенности, масштабе, выраженности способов осмысления и тем в описании значимых событий собственной жизни, истории семьи и рода, истории народа.

2. Тендерные особенности осмысления жизненного пути личности будут специфичны в зависимости от включенности людей в семейную жизнь и типичное социальное функционирование.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать идеи и эмпирические исследования смысловой сферы, жизненного пути личности и его осмысления в психологии;

2) дать содержательную характеристику принадлежности к поколению и полу как факторам осуществления и осмысления жизненного пути личности;

3) разработать схему исследования психологических особенностей осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах;

4) собрать, обобщить эмпирические данные и сделать выводы о психологических особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособленности автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления в зависимости от поколения и пола.

Методы исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся в форме полу структурированного интервью, содержание которого определялось следующими методами: модификация методики «Линия жизни» A.A. Кроникамодификация методики «Оценивание столетий истории народа» (ОСИН) P.A. Ахмероваавторская методика «Описание членов родословной». Для обработки данных были применены сравнительный и качественный анализ, контент-анализ и U-критерий Манна-Уитни.

Выборка исследования составила 120 человек, среди которых было выделено 6 групп по 20 человек: мужчины и женщины младшего, среднего и старшего поколения. Отправной точкой для формирования выборки было младшее поколение. Младшее поколение составили юноши и девушки от 18 до 21 года. Возраст представителей среднего поколения — 43−55 лет. Возраст представителей старшего поколения — 63−79 лет.

Всего в ходе исследования было изучено и проанализировано при помощи контент-анализа 34 ООО смысловых единиц и 7 400 единиц счета. Смысловыми единицами были категории в описании событий жизненного пути, родословной, истории народа. Единицей счета была характеристика в описании события жизненного пути и истории народа, члена родословной.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических позицийприменением комплекса методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследованияэмпирической проверкой выдвинутых гипотезсравнительным, качественным и контент-анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики. Для получения достоверных и надежных результатов по методам исследования применялся метод экспертного оценивания (с привлечением трех экспертов помимо исследователя). При этом основные требования, предъявляемые к экспертной оценке, были соблюдены.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осмысление жизненного пути личности — особая сознательная деятельность человека по построению отношения к миру, другим людям и самому себе через наделение смыслом фактов и событий жизненного пути, истории семьи и рода, истории народа. В осмыслении жизненного пути личности происходит интеграция и обособление событий и фактов собственной жизни, истории семьи и рода, истории народа (автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов).

2. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют возрастно-поколенческие особенности.

В осмыслении жизненного пути личности представителями младшего поколения интеграция автобиографического и семейно-родового аспектов происходит через интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно.

В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как обособленное знание, так как семья для них в первую очередь — это круг ближайших родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи.

В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизнью и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо — чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

3. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют тендерные особенности.

В осмыслении жизненного пути девушками собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интереса к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников.

В осмыслении жизненного пути у женщин среднего поколения их собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у женщин старшего поколения — через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни членов родословной. У мужчин среднего поколения интеграция их жизни с историей рода происходит через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. В осмыслении жизненного пути личности женщинами среднего и старшего поколения их собственная жизнь, история семьи и рода интегрируются с историей народа как с условием их жизни и жизни их близких.

Научная новизна исследования заключается в том, что выработан подход к исследованию осмысления жизненного пути личности во взаимосвязи с историей семьи и рода, историей народа. Выявлены и описаны способы осмысления жизненного пути личности в автобиографическом (хронологизация событий, фиксация и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживаний), семейно-родовом (обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценка) и общественно-историческом аспектах (определение значения для широкой или локальной общности, для респондента лично и его семьи). Выявлено, что в зависимости от поколения осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется событийно, через доминирующий способ интерпретации, выделение эпох, периодов и поворотных событий жизни, опыта, который необходимо передать последующим поколениям. Изучены и раскрыты особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола, которые осуществляются в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Теоретическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования расширяют существующие знания: о смысловой сфере личностио возрастно-поколенческих и тендерных особенностях осмысления жизненного путиоб особенностях интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личностио современном состоянии семейно-родовой памятиоб особенностях восприятия истории семьи и рода и истории народа в зависимости от поколения и пола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что наличие научно обоснованных знаний об особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособления собственной жизни, истории семьи, рода и народа в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола может существенно повысить эффективность работы педагогов, психологов и сотрудников социальных служб. Полученные данные открывают новую перспективу в понимании сути межпоколенческих отношений. Показывают современное состояние семейно-родовой и исторической памяти. Результаты исследования могут быть использованы для создания программ, направленных на актуализацию семейно-родовой и исторической памяти и на коррекцию взаимоотношений между представителями разных поколений.

Результаты исследования были обсуждены и опробованы на III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, МПГУ, 2008) — научном семинаре по проблемам психолого-педагогической антропологии МГПУ (2009) — научном семинаре кафедры психологии образования МПГУ (2010) — Юбилейной конференции «125 лет Московскому Психологическому Обществу» (2011) — XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «JIomohocob-2011" — IV международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» (2011) — III всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления» (2011), VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, МПГУ, 2012).

Результаты исследования используются в проведении курсов «Историческая психология» и «Социокультурная психология» на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Основные результаты диссертации изложены в 9 научных статьях и тезисах общим объемом 3,3 п. л., в том числе 3 в журналах, включенных в перечень ВАК (1,9 п. л.).

Выводы по второй главе.

В результате проведенного исследования были выявлены особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах, интеграции указанных аспектов в зависимости от поколения и пола.

1. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути проявляются в выраженности способов осмысления и структурированности описания значимых событий собственной жизнинасыщенности, масштабе, темах в описании значимых событий собственной жизни, истории семьи и рода, истории народаспецифике интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов.

2. Осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется через хронологизацию событий, фиксацию и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживанийв семейно-родовом аспекте — через обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценкув общественно-историческом аспекте — через определение значения событий истории народа для широкой или локальной общности, для людей лично и их семьи.

3. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности усиливаются при уменьшении включенности в типичное социальное функционирование и увеличении различий в контексте формирования поколений.

4. Представители младшего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь событийно, через выделение сильных переживаний, осознание изменения себя в мире, фиксацию и планирование достижений. Особую значимость для них имеют события внутреннего мира, взаимоотношения со значимыми людьми и события будущего. Создание семьи рассматривается ими как одно из достижений в будущем.

Представители младшего поколения обладают наиболее глубоким и детальным знанием своей родословной, которую осмысляют через интерес к личности родственников, что согласуется с тем, как они осмысляют события собственной жизни.

Они осмысляют историю своего народа через определение значимости событий истории народа для широкой социальной общности, опираясь на школьные знания, собственный опыт без учета семейно-родовой памяти. Младшее поколение характеризуется некоторой несогласованностью в выборе значимых событий истории народа, оптимистичным взглядом на нее.

У представителей младшего поколения основанием для интеграции автобиографического и семейно-родового аспектов осмысления жизненного пути является интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно.

5. Представители среднего поколения осмысляют свою жизнь через хронологизацию и упорядочивание ее событий, в том числе при помощи доминирующего способа интерпретации. Среди событий жизни особое значение для них имеют детские воспоминания, события семьи и ее членов, профессионального пути и события общественной жизни. Они преимущественно осмысляют историю народа через влияние ее событий непосредственно на их жизнь и жизнь членов их семьи, оценивая их в основном негативно.

В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как обособленное знание, так как семья для них в первую очередь — это ближний круг родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи.

6. Представители старшего поколения осмысляют свой жизненный путь через выделение вех и периодов, поворотных моментов в собственной жизни, того опыта, который необходимо передать последующим поколениям, путем упорядочивания событий и обращения к сильным переживаниям (часто негативным). Среди событий жизни для них особую значимость имеют события профессионального пути, общественной жизни и события собственной семьи. События членов семьи переживаются ими как лично значимые события. Некоторым из них важно зафиксировать не только свою причастность к историческим событиям, но и связь с историческими деятелями. Представители старшего поколения в осмыслении родословной особенно внимательны ко времени жизни родственников. Для некоторых представителей старшего поколения важной оказывается связь их родственников с важными историческими деятелями, что согласуется с особенностями осмысления ими собственной жизни.

В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизни и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо: чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

7. Выраженность тендерных особенностей в осмысления жизненного пути личности снижается при схожести актуальных возрастно-психологических задач и включенности в типичное социальное функционирование.

8. Женщины в целом, в сравнении с мужчинами, более склонны осмыслять события собственной жизни через выделение сильных переживаний, а также относиться к событиям членов своей семьи как к значимым событиям собственной жизни.

9. Девушки в отличие от юношей склонны давать подробные описания значимых событий своей жизни, тогда как юноши предъявляют результаты осмысления своей жизни в более лаконичном виде. Девушки преимущественно осмысляют события своей жизни через выделение сильных переживаний (в том числе негативных). Для девушек особую значимость имеют темы семьи и будущего. В осмыслении отношений с противоположным полом для девушек наиболее значимыми являются их собственные переживания, тогда как для молодых людей — открытие новых граней отношений, оцениваемое некоторыми из них как достижение.

Девушки осмысляют свою родословную через интерес к семейной жизни, межличностным отношениями, личностным особенностям родственников и их связи с историческим контекстом. Личностный интерес, эмоциональная включенность в жизнь семьи и нацеленность на создание собственной семьи в будущем во многом обуславливают их более детальное знание своей родословной, в сравнении с юношами.

У девушек в осмыслении жизненного пути, в сравнении с юношами, собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их большей эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интерес к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников.

10.Женщины среднего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь через выделение сильных переживаний. Для мужчин этого поколения особую значимость имеют события, связанные с изменением содержания и места работы. Мужчины среднего и старшего поколения осмысляют значимые события жизненного пути, связанные с профессиональной деятельностью, через собственные достижения, изменение содержания работы и реже через изменение места работы. Тогда как женщины этих поколений осмысляют такие события через смену места работы, отношения в коллективе, интересность работы, степень самореализации в ней, редко через достижения в работе. События членов собственной семьи в прошлом, настоящем и будущем мужчины среднего и старшего поколения осмысляют как прохождение членами семьи закономерных этапов. Для многих женщин этих поколений семейная жизнь становится ключевым содержанием их жизни.

Мужчины проявляют избирательность в осмыслении своей родословной, им важно прослеживать своего линию рода. В осмыслении своей родословной женщины этого поколения стремятся увеличить численность своих родственников, обращаются к типажам и образам в культуре, испытывают сильные, иногда противоречивые эмоции к фигуре своей матери.

У женщин этого поколения превалирует осмысление истории народа через их влияние на их собственную жизнь и их близких. У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у мужчин — через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей народа условием их жизни и жизни их близких.

11. В осмыслении жизненного пути личности для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, особую значимость имеет реализация собственных интересов и увлечений. В осмыслении истории семьи и рода для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого поколения, важной оказывается семейная жизнь родственников. У женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, превалирует осмысление истории народа через их влияние на их собственную жизнь и их близких. Среди значимых событий истории народа для женщин этого поколения наиболее важными являются социально-экономические изменения, к которым они относятся в большинстве случае негативно.

У женщин старшего поколения связь собственной жизни и жизни рода осуществляется через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни предков. В осмыслении жизненного пути личности история народа интегрируется ими с их собственной жизнью, выступая в качестве условий их жизни и жизни их близких.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было направлено на выявление особенностей осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах в зависимости от поколения и пола.

Выборка исследования составила 120 человек, среди которых было выделено 6 групп по 20 человек: мужчины и женщины младшего, среднего и старшего поколения. Отправной точкой для формирования выборки было младшее поколение. Младшее поколение составили юноши и девушки от 18 до 21 года. Возраст представителей среднего поколения — 43−55 лет. Возраст представителей старшего поколения — 63−79 лет.

Основная гипотеза исследования, согласно которой психологическими особенностями интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности специфичны в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Осмысление жизненного пути личности осуществляется через интеграцию и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов. Автобиографический аспект осмысления жизненного пути личности включает субъективное отражение опыта собственной жизни человека во временном континууме прошлого и настоящего, планирования своих жизненных перспектив в будущем. Семейно-родовой аспект — представление о членах семьи и рода, осмысление своего отношения к ним, осознание собственного места в истории семьи и рода, перспектив развития семьи и сохранения рода. Общественно-исторический аспект — представление и осмысление своего отношения к событиям прошлого и настоящего, осознание перспектив будущего своего народа в соотношении со своей жизнью и жизнью рода.

Осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется через хронологизацию событий, фиксацию и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживанийв семейно-родовом аспекте — через обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценкув общественно-историческом аспекте — через определение значения событий истории народа для широкой и локальной общности, для людей лично и их семьи.

В осмыслении жизненного пути личности представителями младшего поколения интеграция автобиографического и семейно-родового аспектов происходит через интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно. В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как обособленное знание, так как семья для них в первую очередь — это круг ближайших родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи. В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизнью и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо — чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

У девушек в осмыслении жизненного пути, в сравнении с юношами, собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их большей эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интереса к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников. У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у мужчин — через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей народа условием их жизни и жизни их близких. У женщин старшего поколения связь собственной жизни и жизни рода осуществляется через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни предков. В осмыслении жизненного пути история народа интегрируется с их собственной жизнью, выступая в качестве условия их жизни и жизни их близких.

Первая из частных гипотез исследования о том, что возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности будут проявляться в насыщенности, масштабе, выраженности способов осмысления и тем в описании значимых событий собственной жизни, родословной и истории народа, подтвердилась.

Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути проявляются в выраженности способов осмысления, структурированности описания значимых событий жизни (событийное осмысление, доминирующий способ интерпретации, выделение вех и периодов, выделение поворотных моментов жизни и жизненного опыта для передачи другим поколениям) — в темах значимых событий собственной жизни, народа и характеристик в описании родословнойспецифике интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов.

Представители младшего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь событийно, через выделение сильных переживаний, осознание изменения себя в мире, фиксацию и планирование достижений. Особую значимость для них имеют события внутреннего мира, взаимоотношения со значимыми людьми и события будущего. Они осмысляют родословную через интерес к личности родственников. Представители младшего поколения осмысляют историю своего народа через определение значимости ее событий для широкой социальной общности, в основном без опоры на семейно-родовую память.

Представители среднего поколения осмысляют свою жизнь через хронологизацию и упорядочивание ее событий, в том числе при помощи доминирующего способа интерпретации. Среди событий жизни особое значение для них имеют детские воспоминания, события семейной жизни, а также события, связанные с профессиональной деятельностью и жизнью общества. Они преимущественно осмысляют историю народа через влияние исторических событий непосредственно на их жизнь и жизнь членов их семьи.

Представители старшего поколения осмысляют свой жизненный путь через выделение вех и периодов, поворотных моментов в собственной жизни, того опыта, который необходимо передать последующим поколениям. Осмысление событий собственной жизни у них происходит путем упорядочивания событий и обращения к сильным переживаниям (часто негативным). Среди событий жизни для них особую значимость имеют события профессионального пути, общественной жизни и собственной семьи. События членов семьи переживаются ими как лично значимые события. Некоторым из них важно зафиксировать не только свою причастность к историческим событиям, но и связь с историческими деятелями. В осмыслении родословной они особенно внимательны к времени жизни родственников. Для некоторых представителей старшего поколения важно утвердить связь собственной жизни и жизни родственников с важными историческими деятелями.

Вторая из частных гипотез исследования: тендерные особенности осмысления жизненного пути личности будут специфичны в зависимости от включенности людей в семейную жизнь и типичное социальное функционирование, также подтвердилась.

Выраженность тендерных особенностей осмысления жизненного пути личности снижается при схожести актуальных возрастно-психологических задач и включенности в типичное социальное функционирование.

Женщины в целом, в сравнении с мужчинами, более склонны осмыслять события собственной жизни через выделение сильных переживаний, а также относиться к событиям членов своей семьи как к значимым событиям собственной жизни.

Девушки, в отличие от юношей, склонны давать подробные описания значимых событий своей жизни, тогда как юноши предъявляют результаты осмысления своей жизни в более лаконичном виде. Девушки преимущественно осмысляют события своей жизни через выделение сильных переживаний. Для девушек особую значимость имеют темы семьи и будущего. Они осмысляют свою родословную через интерес к семейной жизни, межличностным отношениями, личностным особенностям родственников и их связи с историческим контекстом. Личностный интерес, эмоциональная включенность в жизнь семьи и нацеленность на создание собственной семьи в будущем во многом обусловили более детальное знание девушками своей родословной, в сравнении с юношами.

Женщины среднего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь через выделение сильных переживаний. Для мужчин этого поколения особую значимость имеют события, связанные с изменением содержания и места работы. Мужчины проявляют избирательность в осмыслении своей родословной, им важно прослеживать линию своего рода. У женщин этого поколения превалирует осмысление истории народа через влияние ее событий на их собственную жизнь и жизнь их близких.

В осмыслении жизненного пути личности для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, особую значимость имеет реализация собственных интересов и увлечений. В осмыслении истории семьи и рода для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого поколения, важной оказывается семейная жизнь родственников. У женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, превалирует осмысление истории народа через влияние событий истории народа на их собственную жизнь и жизнь их близких, вызванное социально-экономическими изменениями.

Таким образом, в осмыслении своего жизненного пути человек связывает и соотносит события собственной жизни с историей семьи и рода, историей народа в контексте актуальных возрастно-психологических задач, личностных смыслов, включенности в жизнь семьи и рода, ощущения причастности к истории народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  2. , К.А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. — М.: Институт психологии РАН, 2002. — С. 88—103.
  3. Абулъханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. —М.: Мысль, 1991. — 304 с.
  4. , А. Наука жить / А. Адлер. — К.: Port-Royal, 1997. — 287 с.
  5. , А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг. — М.: Психотерапевтический колледж, 1999. — 487 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.— 288 с.
  7. , Е.А. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями / Е. А. Анненкова, И. П. Шкуратова // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. — Вып. 4.— 2007. — С. 17—23.
  8. , Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского и др. — М.: Изд-во ИП РАН, 2000. — С. 262.
  9. Арнаутова, Ю.Е. Memoria: «тотальный социальный феномен и объект исследования» / Ю. Е. Арнаутова // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. — М.: Круг, 2003. — С. 19—37.
  10. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
  11. , Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.
  12. , E.H. Биографическое интервью: Учебно-методическое пособие / E.H. Астафьева, О. Е. Кошелева, Е. Ю. Мещеркина, В. В. Нуркова- Под ред. В. Г. Безрогова. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 88 с.
  13. , C.B. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / C.B. Афиногенова. — СПб., 2007. — 15 с.
  14. , P.A. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / P.A. Ахмеров, A.A. Кроник. — М.: Смысл, 2003. — 284 с.
  15. , P.A. Биографические кризисы личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / P.A. Ахмеров. —М., 1994. — 19 с.
  16. , P.A. Субъективная картина истории народа /. P.A. Ахмеров // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1(2). — С. 90—95.
  17. , А. Теория социального научения / А. Бандура. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  18. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  19. , A.M. Смена поколений как социокультурная проблема (к истории изучения вопроса) / A.M. Безгрешнова // Поколение в социокультурном контексте XX века. — М.: Наука, 2005. — С. 213—216.
  20. , В.Г. Архив воспоминаний о детстве Университета Российской академии образования / В. Г. Безрогов // Развитие личности. —2003, —№ 3, —С. 186—208.
  21. , В.Г. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминания / В. Г. Безрогов, O.E. Кошелева, Е. Ю. Мещеркина, В. В. Нуркова. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 192 с.
  22. , С. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004, —336 с.
  23. , Т.Н. Жизненный путь личности: осознанный и неосознаваемый аспекты / Т. Н. Березина // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. — М.: Институт психологии РАН, 1997.1. С. 313—323.
  24. , Т.Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения / Т. Н. Березина // Мир психологии. —2008. — № 2.1. С. 105—116.
  25. , В.М. Общие основы рефлексологии человека / В. М. Бехтерев. — М.: Государственное издательство, 1928. — 544 с.
  26. , Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. — СПб.: Ювента, 1999. —300 с.
  27. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович.
  28. М.: Институт практической психологии, 1997. — 352 с.
  29. , Л.В. Возрастные изменения возрастной транспективы субъекта / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19, № 2. — С.53−56.
  30. , A.A. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / A.A. Бочавер. — М., 2010.— 26 с.
  31. , Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 7—9.
  32. , Н.П. Научный статус качественных методов в психологии / Н. П. Бусыгина // Московский психотерапевтический журнал. — 2005, — № 1, — С. 4—29.
  33. , Ю.А. Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. А. Васильева. — М., 1995. — 24 с.
  34. , A.A. Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью: учащиеся духовных школ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / A.A. Васильченко. — М., 2007. — 26 с.
  35. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  36. , Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. — 1995.1. Т. 16. —№ 3. —С. 90—101.
  37. , Ф.Е. Типология переживания различных критическихситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. — 1995.1. Т. 16, № 5. — С. 105—114.
  38. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  39. , Л. И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л. И. Воробьева // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 19—30.
  40. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  41. , Л.С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский. — Ижевск: Удмуртский университет, 2001. — 304 с.
  42. , Л.С. Мышление и речь. Общая психология. Познавательные процессы: виды и развитие / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 1997, —514 с.
  43. , Л.С. Проблема возраста / JI.C. Выготский // Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  44. , Н.Ю. Субъективный образ жизненного пути женщин-предпринимательниц: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. Ю. Галой. — М., 2009. — 23 с.
  45. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель // Философия истории. Антология. — М.: Аспект Пресс, 1994. — 351с.
  46. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1977. — 471с.
  47. , Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2001. — С. 256—269.
  48. , Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кроник. — М.: Смысл, 2008. — 267 с.
  49. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. / Э. Гуссерль. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.
  50. , Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль // Собрание сочинений. Т. I. — М.: Гнозис, 1994. — 102 с.
  51. , В. Толковый словарь живого русского языка / В. Даль. — В 4-х т. — Т. 4. — М.: Рус. яз., 1983. — 683 с.
  52. , Ч. Биографический очерк одного ребенка / Ч. Дарвин // Собрание сочинений. Т. 5. — М.: Изд. АН СССР, 1953. — 640 с.
  53. , В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.
  54. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: Терра-Книжный клуб, 2008. — 400 с.
  55. , Е.С. Нарративная психотерапия: от дебатов к диалогу / Е. С. Жорняк // Московский Психотерапевтический Журнал. — 2001. —№ 3.1. С. 91—124.
  56. , В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В. Ф. Журавлев // Социология. — 1993. — № 3−4. — С. 34— 43.
  57. , Ф. Психология временной перспективы / Ф. Зимбардо.
  58. СПб.: Факультет психологии СПбГУ, 2008. — 91 с.
  59. , В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. I. Живое знание / В. П. Зинченко. — Самара: Самарский Дом печати, 1998, — 200 с.
  60. , Е. М. Онтология субъективного / Е. М. Иванов. — Саратов: Наука, 2007. — 200 с.
  61. , Е.П. Пол и тендер / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. —688 с.
  62. , Е.П. Структура эмоциональности как свойства личности / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин // Психологические проблемы самореализации личности.— 2001, —Вып. 5, —С. 102—110.
  63. , М.С. Проблема поколения в истории культуры / М. С. Каган // Избранные труды в VII т. Т. III. Труды по проблемам теории культуры. — СПб.: ИД «Петрополис», 2007. — С. 650—652.
  64. , Е.С. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории (часть 2) / Е. С. Калмыкова, Э. Мергенталер // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. № 6. — С. 112—118.
  65. , И. Метафизика нравов / И. Кант // Кант И. Собрание сочинений, в 6 т. Т. 4. Ч. 2. — М.: Мысль. —1965. — 510 с.
  66. , Дж. Психология личности / Дж. Капрарад, Д. Сервон.
  67. СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
  68. , С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М.: Смысл, 2003. —301 с.
  69. , А. Дж. Теория личности / А.Дж. Келли. — СПб: Речь, 2000.249 с.
  70. , Е.И. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности / Е. И. Киричук, О. П. Лысенко // Психология личности и время жизни человека. —Черновцы, 1991. — С. 18— 20.
  71. , В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории.
  72. М.: Наука, 1995, —С. 179—185.
  73. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. — М.: Мысль, 1984. — 112 с.
  74. , Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. —1992. —№ 3. — С. 173−175.
  75. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
  76. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  77. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М.: Академия, 2003.336с.
  78. , О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении / О. Конт. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 80 с.
  79. , КВ. Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте: На материале проживающихв домах-интернатах: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / К. В. Костенко. — Краснодар, 2005. — 24 с.
  80. , JI.C. Жизненный выбор личности: психологический анализ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / JI.C. Кравченко. М., 1987. — 20 с.
  81. , Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта Электронный ресурс. / T.JI. Крюкова // Психологические исследования: электрон, науч. журн. — 2008. — № 2(2). URL: http://psystudy.ru (17.03.2012).
  82. , Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности / Л. Ю. Кублицкине // Гуманистические проблемы психологической теории. —М.: Наука, 1995. — С. 185—192.
  83. , И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. —464 с.
  84. , В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук /
  85. B.Е. Купченко. — Омск, 2004. — 26 с.
  86. , А.Ф. Избранные труды по психологии. К учению о психологической активности. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. —М.: Алетейя, 2001. — 192 с.
  87. , К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века). — М.: Изд-во МГУ, 1980. —1. C. 131—145.
  88. , К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. — СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
  89. , A.B. Психологические характеристики временной трансспективы самоактуализирующейся личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / A.B. Левченко. — Хабаровск, 2011. — 21 с.
  90. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2004. — 352 с.
  91. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 558 с.
  92. , Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д. А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2005. — С. 369.
  93. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  94. , A.M. Антропология мифа / A.M. Лобок. — Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского района, 1997. — 688 с.
  95. , А. М. Деятельность смысла / A.M. Лобок // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2005. — С. 26—36.
  96. , H.A. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева / H.A. Логинова // Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С. 104—112.
  97. , H.A. Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии / H.A. Логинова // Вопросы психологии. — 1980, —№ 1, —С. 154—157.
  98. , H.A. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие / H.A. Логинова. — Алматы: Казак университет!, 2001. — 172 с.
  99. , А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия /А. Лэнгле. — М.: Генезис, 2004. — 128 с.
  100. , Д.В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования / Д. В. Лубовский // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5.— С. 157−171.
  101. , Д. Психология жизненных историй / Д. Макадаме // Методология и история психологии. — 2008. — № 3. — С. 135—166.
  102. , К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. — М.: Говорящая книга, 2010. — 744 с.
  103. , В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Р. Манукян. — СПб., 2003. —22 с.
  104. , К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. Т. 42. — М.: Госполитиздат, 1974. — С. 41—174.
  105. , К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 45 т. 2-е изд. Т 3. — М.: Госполитиздат, 1955. -С. 7—544.
  106. , А. Психология бытия / А. Маслоу. — М.: Рефл-бук, 1997. — 304 с.
  107. Mud, М. Культура и мир детства / М. Мид. — М.: Наука, 1988. —429 с.
  108. , С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. № 1. — С. 3— 18.
  109. , B.C. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Мухина, A.A. Хвостов. —М.: Академия, 2008. — 624 с.
  110. , B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. -Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. — 1072 с.
  111. , B.C. Рождение личности /B.C. Мухина. — М.: Прогресс, 1984, —286 с.
  112. , B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / B.C. Мухина. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999.— 544 с.
  113. Мэй, Р. Любовь и Воля / Р. Мэй. — М.: Рефл-бук, 1997. — 384 с.
  114. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Издательство: МПСИ, 2004. — 400 с.
  115. , У. Познание и реальность / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1981. —229 с.
  116. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. — СПб.: Речь, 2004, —388 с.
  117. Нора, 77. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция -память. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — С. 17—50.
  118. , В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ / В. В. Нуркова. — М.: РГГУ, 2006. —287 с.
  119. , В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: Автореф. дисс.. докт. психол. наук / В. В. Нуркова. — М., 2009. — 50 с.
  120. , В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности /В.В. Нуркова. — М.: УРАО, 2000. — 320 с.
  121. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  122. , А. С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры / А. С. Обухов. — М.: Прометей, 2005. — 320 с.
  123. , A.C. Современные подходы к исследованию личности через нарративные тексты / A.C. Обухов, Е. Е. Чурилова // Преподаватель XXI век. —2009. —№ 4. —С. 331—343.
  124. С.И. Смысл / С. И. Ожегов // Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. Яз., 1990. — 921 с.
  125. , А.Б. Развитие склонности и временная перспектива личности / А. Б. Орлов // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978, —С. 7—9.
  126. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. -M.: Наука, 1991. — 403 с.
  127. , Т.А. Организация времени жизни как компонент структуры личности студента: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Т. А. Павлова, —М., 1988, — 19 с.
  128. , Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз. — М.: Смысл, 2010. —368с.
  129. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. 660с.
  130. , Ю.А. Рефлексия смысла жизни и личностное самоопределение в контексте инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 177—186.
  131. , Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки) / Л. П. Репина. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 44 с.
  132. , К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. — М.: Рефл-бук, 1997.— 320 с.
  133. , С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  134. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2000. — 712 с.
  135. , С. Л. Вопросы психологической теории / C. J1. Рубинштейн // Вопросы психологии. —1955. — № 1. — С. 6—17.
  136. , H.A. Автобиографии как психологические документы / H.A. Рыбников // Психология. — 1930. — № 3. — Вып. 4. — С. 440—458.
  137. , H.A. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа / H.A. Рыбников. — М., 1930, —75 с.
  138. , Э.В. От редколлегии: Смысл как отношение к действительности и его определение как социокультурной реальности / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 3—13.
  139. , Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива / Е. Е. Сапогова // Известия ТулГУ. Серия «Психология» / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Вып. 5. — В 2 ч. — Ч. I. — С. 200—228.
  140. , Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии / Е. Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 2. — С. 63—74.
  141. , Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии / Т. Р. Сарбин // Постнеклассическая психология. — 2004. — № 1. — С. 6—28.
  142. , A.B. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / A.B. Селин. — Курск, 2009. — 26 с.
  143. , В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени / В. Ф. Серенкова // Гуманистические проблемы психологической теории. —М.: Наука, 1995. — С. 192—204.
  144. , A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / A.B. Серый. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002, — 183 с.
  145. , A.B. Применение теста смысложизненных ориентаций в диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) /
  146. A.B. Сервый, A.B. Юпитов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 64 с.
  147. , Е.В. Методы математической статистики в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
  148. , Б. Оперантное поведение / Б. Скиннер // История зарубежной психологии: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 60—82.
  149. , Ж. Коллективная память поколений / Ж. Скотт, Г. Шуман // Социологические исследования — 1992. — № 2. — С. 47—60.
  150. , В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995.384 с.
  151. , В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 25—36.
  152. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / Под. ред. A.A. Бодалева, Г. А. Вайзер, H.A. Карповой,
  153. B.Э. Чуковского. Ч. 1. — М.: Смысл, 2004. —328 с.
  154. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин.
  155. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  156. , И. А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения: Дисс.. канд. психол. наук / И. А. Спиридонова. — М., 2002. — 165 с.
  157. , Л.Г. Формирование тендерной идентичности у современных юношей и девушек / Л. Г. Степанова // Психологическая наука и образование. — 2009. — № 5, — С. 67—72.
  158. , Д. Наблюдения над развитием душевных способностей ребенка /Д. Тидеман. — 1877.
  159. , А. Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 640 с.
  160. , Э. Поведение как молярный феномен / Э. Толмэн // История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 107—123.
  161. , A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности / A.B. Толстых. — СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  162. , H.H. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы / H.H. Толстых // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—55.
  163. , H.H. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Автореф. дисс.. докт. психол. наук / H.H. Толстых. — М., 2010. — 54 с.
  164. , Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни / Г. Томэ // Принципы развития в психологии. — М.: Наука, 1978. С. 173—196.
  165. , Э. Воспитание и поведение / Э. Торндайк // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. A.A. Реана — СПб: Питер, 2000. — С. 142—149.
  166. , Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории / Э. Трельч. — М.: Юрист, 1994. — 719 с.
  167. , М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию / М. Уайт. — М.: Генезис, 2010. — 326 с.
  168. , Д.Б. Психология как наука о поведении / Д. Б. Уотсон // Психология личности в трудах зарубежных психологов/ под ред. A.A. Реана
  169. СПб.: Питер, 2000. — С. 149—165.
  170. , С. А. Тендерные различия: социокультурный аспект / С. А. Филиппова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки — 2007. — № 3. — С. 247— 251.
  171. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.— 368 с.
  172. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. — М.: Наука, 1989. —456 с.
  173. Фрейд, 3. Очерки по сексуальности / 3. Фрейд. — М.: Попурри, 2008. —480 с.
  174. Фресс, 77. Восприятие и оценка времени / П. Фресс // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1978. — Вып. 6.1. С. 88—135.
  175. , Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия / Дж. Фридман, Дж. Комбс. — М.: Класс, 2001. — 368 с.
  176. , М. Время и бытие / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993, —448 с.
  177. , М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. — М.: Новое издательство, 2007. — 348 с.
  178. , B.C. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: Дисс.. канд. психол. наук / B.C. Хомик. — М., 1985, — 153 с.
  179. , О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / О. В. Хухлаева. — М.: Генезис, 2009. — 208 с.
  180. , М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность / М. Чиксентмихайи. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 194 с.
  181. , В.Э. Смысл жизни и судьба / В. Э. Чудновский. — М.: Ось-89, 1997. —365 с.
  182. , Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М.: Академический Проект, 2007. — 336 с.
  183. , Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Г. Г. Шпет. — М.: РОССПЭН, 2005. — 688 с.
  184. , В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. В. Штерн. — М.: Союз, — 1997. — 128 с.
  185. , Ф. Происхождение семьи, частной собственной и государства / Ф. Энгельс //Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3, —М.: Политиздат, 1986, — 639 с.
  186. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Ленато, 1996. —592 с.
  187. , Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 2006. — 352 с.
  188. Юнг, КГ. Архетип и символ / К. Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991. —304 с.
  189. , И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. — М.: Класс, 1999, —579 с.
  190. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  191. Allport, G.W. Personality under social catastrophe Ninety life histories of the nazi revolution / G.W. Allport, G.S. Bruner, E.M. Jandorf // Personality in Nature Society and culture. — 1967.
  192. Barclay, C.R. Autobiographical remembering: Narrative constraints on objectified selves / C.R. Barclay // Remembering our past: Studies in autobiographical memory. — Cambridge, 1996. — P. 94—125.
  193. Bartlett, F.C. Remembering / F.C. Bartlett. — N. Y., 1932.
  194. Bern, S. Sex typing and androgyny / S. Bern, W. Martyna, C. Watson // Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. —№ 31. —P. 634−643.
  195. Brewer, W.F. What is autobiographical memory? / W.F. Brewer // Autobiographical memory. —N. Y., 1986. —P. 25—49.
  196. Brewer, W.F. Stories are to entertain: A structural-affect theory of stories / W.F. Brewer, E.H. Lichtenstein. — 1982. — P. 473—486.
  197. Brown, R. Flashbulb memories / R. Brown, J. Kulik // Cognition. 1977. 3,—P. 73—99.
  198. Buhler, C. The Human Course of Life in its Goal Aspects / C. Buhler // Journal of Humanistic Psychology. — 1964. —№ 4. P.1−17.
  199. Conway, M.A. The construction of autobiographical memories in the self-memory system / M.A. Conway, Pleydell- C.W. Pearce // Psychol. Rev. —2000. —№ 107. —P. 261—288.
  200. Cottle, T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women / T.J. Cottle. — N.Y.: Wiley, 1976.
  201. Doob, L. Patterning of time / L. Doob. — New Haven- London: Yale Univ. Press, 1971.
  202. Fentress, J. Social memory / J. Fentress, C. Wickham. Oxford: Blackwell, 1992.—229 p.
  203. Goldfried, M.R. Integrating Gay, Lesbian, and Bisexual Issues IntoMainstream Psychology / M.R. Goldfried // American Psychologist. —2001.
  204. Vol. 56, Issue 11. — P. 977−988.
  205. Habermas, T. Getting a life: The emergence of the life story in adolescence / T. Habermas, S. Bluck // Psychol. Bull. —2000. — № 126. — P. 748—769.
  206. Helson, R. Ego development and personality change in adulthood / R. Helson, B.W. Roberts // J. Pers. Soc. Psychol. —1994. —№ 66. — P. 911—920.
  207. Hermanns, H. Narrative Interview / H. Hermanns // Handbuch Qualitative Sozialforschung. — Munchen, 1991.
  208. Holmes, T.H. The social readjustment rating scale / T.H. Holmes, R.H. Rahe // Journal of Psychosomatic Research. — 1967. — Vol. 11. — P. 213—218.
  209. Kotre, J. Make it count / J. Kotre. — N. Y., 1999.
  210. McAdams, D.P. Power, intimacy, and the life story: Personological inquiries into identity / D.P. McAdams. — N. Y., 1985.
  211. Mc Adams, D.P. Stories we live by: Personal myths and the making ofthe self / D.P. McAdams. N.Y., Guilford Press, 1997. — 230 p.
  212. McAdams, D.P. The role of defense in the life story / D.P. McAdams // J. Pers. —1998. —№ 66. — P. 1125—1146.
  213. McCrae, R. R. Cross-cultural assessment of the five-factor model: The revised NEO Personality Inventory / R. R. McCrae, P. T. Jr. Costa, G. H. Pilar, J.P. Rolland, W. D. Parker // Journal of Cross-Cultural Psychology. —1998. — № 29.1. P. 171−188.
  214. Neugarten, B.L. Age and the Life Course / B.L. Neugarten, G.O. Hagestad // Handbook of Aging and the Social Sciences. — N.Y.: Van Nostrand-Reinhold., 1976. — P. 35−55.
  215. Pillemer, D.B. Momentous events, vivid memories / D.B. Pillemer. — Cambridge: MA., 1998.
  216. Stein, N.L. A theoretical approach to understanding and remembering emotional events / N.L. Stein, E. Wade, M.C. Liwag // Memory for everyday and emotional events. —1997. —P. 15—47.
  217. Sullivan, H.S. The psychiatric interview / H.S. Sullivan. New York: Norton, 1954.
  218. Thompson, C.P. Autobiographical memory: Remembering what and remembering when / C.P. Thompson, J.J. Skowronski, S.F. Larsen, A.L. Betz. — Mahwah, NJ, 1996.
  219. Thome, A. Personal memory telling and personality development / A. Thorne // Pers. Soc. Psychol.Rev. — 2000. — № 4. — P. 45—56.
  220. Tomkins, S.S. Script theory / S.S. Tomkins // Nebraska Symposium on Motivation. —1979. —Vol. 26. — P. 201—236.
  221. Zaleski, Z. Personal Future in Hope and Anxiety Perspective / Z. Zaleski // Z. Zaleski (Ed.) Psychology of Future Orientation. —Lublin, 1994.
Заполнить форму текущей работой