Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественный идеал России в философских воззрениях славянофилов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.C. Соловьев, изучая славянофильские воззрения на идеальное устройство русского общества, критиковал их за идеализацию прошлого страны. Он полагал, что необходимо определить условия и пути приближения к заявленным идеалам, но «вместо того славянофилы стали уверять себя и других, что их идеалы уже осуществлены русским народом в его прошедшей историиони потребовали от общества только одного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-политические и философские истоки понимания общественного идеала России славянофилами
    • 1. 1. Становление и развитие общественного идеала в России
    • 1. 2. Философия общественного идеала в наследии декабристов и формирование славянофильства
    • 1. 3. Влияние западной философии на становление общественного идеала России славянофилов
  • Глава 2. Общественный идеал России в философских воззрениях славянофильства
    • 2. 1. Философия общественного идеала России славянофилов в проблеме противостояния Востока и Запада
    • 2. 2. Философия общественного идеала России в социально — религиозных воззрениях славянофилов
    • 2. 3. Философия общественно — политического идеала России в учении славянофилов о государстве

Общественный идеал России в философских воззрениях славянофилов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общество обращается к проблеме своих идеалов тогда, когда ему не ясны перспективы развития, когда оно испытывает потребность реформировать сложившуюся систему социальных связей и отношений. Осмысление общественного идеала России связано с поиском перспектив и вариантов ее развития в современном мире, что осуществляется в ходе изучения прошлого страны, ее теоретической мысли и практического опыта.

Обозначенная проблема является составной частью русской философской мысли, и в этой связи наибольший научный интерес представляют воззрения славянофильства, — общественного течения середины XIX века, — в котором наиболее ярко отразилось противостояние самобытных основ и западного влияния в русском обществе. Славянофилы одни из первых предприняли попытку разработать модель идеального российского общества и на ее основе обосновать самобытный путь России и ее историческое предназначение для разрешения проблем, стоящих перед Европой. Они одни из первых обозначили проблемы общества, требующие теоретического осмысления, и заложили прочный фундамент для развития философии в России.

Актуальность исследования обусловлена и тем фактом, что в течение полутора веков ученые наибольшее внимание уделяли лишь старшим славянофилам (А.С. Хомякову, И. В. Киреевскому, К. С. Аксакову, Ю.Ф. Самарину), игнорируя воззрения их последователей (А.И. Кошелева, Д. А. Валуева, Ф. В. Чижова, А. Ф. Гильфердинга, позднее — В. И. Ламанского, В.Д. Черкасского). С точки зрения создания целостной концепции славянофильских воззрений по проблеме общественного идеала представляется важным изучать их философскую мысль во всей совокупности.

Каждая историческая эпоха нашей страны выдвигала те или иные общественные идеалы, но XIX век дал им новое прочтение. В этой связи встает вопрос о соотношении внутренних (традиционных) и внешних (западных) источников и влияний для понимания проблемы. Исследование общественного идеала в данном направлении будет способствовать пониманию истоков славянофильских воззрений, даст возможность ее осмысления на новом качественном уровне и обозначить оригинальный вклад славянофильства в философскую науку, поможет понять многие общественно — политические процессы российского общества середины XIX века.

Исследование проблемы славянофильского общественного идеала во многом способствует и глубокому пониманию процессов, происходящих в современном обществе. Мы полагаем, что единственно надежный путь для гармоничного будущего состоит в изучении прошлого России с целью выявления мыслей и тенденций, достойных быть воскрешенными, изученными, продолженными. Если в прошлом страны было много плодотворного, то нужно черпать из него на благо страны. Отмеченная мысль лейтмотивом проходит через всю отечественную философскую мысль: «Россия не есть пустое вместилище, — указывает И. А. Ильин, — в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями».1 «Мы не имеем права освобождать свое будущее от исторической памяти, от накопленного опыта, от достижений мысли», 2 -отмечает М. В. Рац. «Без обращенности в прошлое, — указывает В. В. Кожинов, -можно только разрушатьсозидание же немыслимо без глубочайшего внимания к прошлому».3.

Вера в особую миссию России, познавательный поиск идеалов наилучшего общественного устройства и изучение прошлого опыта — это то, что актуально для современного российского общества и науки.

1 Ильин И. А. О русской идее // Русская идея / Сост. и автор вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 440.

2 Рац М. В. Освободить будущее от прошлого? Освободить прошлое от будущего? Введение к теме // Связь времен: Историко — философский альманах / Назаретян А. П., Хоружий С. С., Аверинцев С. С. и др. М.: Прогресс — Традиция, 2001. С. 220.

3 Кожинов В. В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 248.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы общественного идеала России в философии славянофилов связано с теоретическим анализом учений представителей интересующего нас общественного течения XIX века разными авторами. К тем или иным проблемам славянофильства обращались специалисты из области философии и отечественной истории, литературоведы и славяноведы, историки религии, социологи и экономисты. Несмотря на устойчивый интерес исследователей к славянофильству, их философские взгляды по проблеме общественного идеала изучены крайне недостаточно. Более того, в историко-философских работах настоящего времени не существует исчерпывающего исследования концепций общественного идеала славянофилов.

Имея в виду специфические задачи своей дисциплины, сосредоточиваясь на каком-либо одном из аспектов славянофильской деятельности, исследователи нередко приходили к односторонним выводам и оценкам. Этим можно объяснить разнобой, а иногда и противоречивость мнений авторов, которые, хотя и вносят вклад в изучение проблемы, но все же недостаточно продвигают ее осмысление в целом. «Давно пора всерьез заняться славянофилами"1, — писал Б. Егоров в 60-е годы XX века, имея в виду тот факт, что у исследователей нет единого взгляда на славянофильство. Единого взгляда исследователей на славянофильство нет и сегодня. Их учение нередко упрекают в ограниченности или, наоборот, сложности. Т. Н. Градовский так писал по этому поводу: «Чтоб постигнуть учение славянофилов, необходимо выйти из того круга понятий, которые кажутся нам нераздельно связанными с общими л законами логики». Ему вторил М. И. Жихарев, называя славянофильство.

1 Егоров Б. Проблема, которую необходимо решить // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 128.

2 Цит. по: Аксаков И. С. Ответ г. Градовскому на его разбор «Записки» К. С. Аксакова // Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 477. одним из самых безобразных и уродливых отклонений от всякой логики и всякого рассудка".1.

Рассмотрим основные положения мыслителей в философском осмыслении проблемы общественного идеала славянофилов. В конце XIXначале XX веков данная проблема анализировалась, как правило, в связи с рассмотрением философских взглядов тех или иных представителей славянофильства в работах B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, М. О. Гершензона, В. З. Завитневича, В. З. Колюпанова, Н. П. Лясковского, С. Н. Венгерова и других.

B.C. Соловьев, изучая славянофильские воззрения на идеальное устройство русского общества, критиковал их за идеализацию прошлого страны. Он полагал, что необходимо определить условия и пути приближения к заявленным идеалам, но «вместо того славянофилы стали уверять себя и других, что их идеалы уже осуществлены русским народом в его прошедшей историиони потребовали от общества только одного: обратиться к старине, вернуться домой». Далее, мыслитель указывал, что для представителей кружка «важнее, дороже и существеннее национальный элемент, а все остальное, между прочим, и религия, может иметь только подчиненный и условный интерес».3 При этом, несмотря на критическое отношение к славянофильским воззрениям, B.C. Соловьев признавал справедливым их разграничение общественного идеала и государственности. В этой связи он указывал: «Единственный истинный смысл, который может заключаться в основной славянофильской идее, состоит лишь в том, что для русского народа, как христианского, государство не есть высший практический идеал.».4.

В целом позицию B.C. Соловьева разделял М. О. Гершензон, считая национальный элемент определяющим в философии славянофилов, и,.

1 Жихарев М. И. Докладная записка потомству о П. Я. Чаадаеве // Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: Мемуары современников. М.: МГУ, 1989. С. 93.

2 Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. / Под ред. B.C. Степина. С. С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 475.

3 Там же. С. 437.

4 Там же. С. 453. следовательно, в их общественном идеале. Философ отмечал, что славянофилы идеализировали русский народ. «Дело началось с чувства влюбленности в русский народ, — писал М. О. Гершензон в этой связи, — и кончилось доказательством, что он — лучше всех других».1 М. О. Гершензон, кроме того, положительно относился к славянофильской идее о великом назначении своей страны в соответствии с идеей общины: «Славянофильская идея о мировом призвании России, — указывал он, — формулировалась. в признании за общинным началом великого будущего».2.

Н.А. Бердяев, рассматривая философию славянофильства, указывал, что им одним в середине XIX века была присуща национальная идея, и полагал это большой заслугой. При этом он показал, что славянофильское мечтание об идеальной допетровской Руси было «лишь утопией совершенного строя, совершенной жизни».3 Мыслитель писал: «Сейчас можно удивляться идеализации Московской России славянофилами, она ведь ни в чем не походила на то, что любили славянофилы.».4 Н. А. Бердяев, таким образом, выступил против возврата к допетровским идеалам, за которые ратовали славянофилы, будучи убежден, что ни в коем случае не надо искать ответы в прошлом, как это делали славянофилы, а необходимо вырабатывать принципиально новые творческие решения, ориентируясь на современные условия. Более того, мыслитель предложил развернуть широкую национальную программу, смысл которой — во всесторонней европеизации России на основе подчинения принципам западной цивилизации. «Россия как «окончательная» Европа"5 — так охарактеризовал эту программу современный исследователь JI. Поляков.

1 Гершензон М. Избранное: В 3 т. М. — Иерусалим: Университетская книгаGesharim, 2000. Т. 1. С. 457.

2 Там же. С. 539.

3 См.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 26 — 27.

4 Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. С. 37.

5 Поляков JT. Мессия XX века (Судьбы России sub specie Николая Бердяева) // Параллели: Россия — Восток — Запад: Альманах философской компаративистики / Философское общество, ин-т философии РАН СССР. М.: Винити, 1991. Вып. 1. С. 66.

После вынужденной эмиграции русских ученых из страны в 1922 году те или иные стороны проблемы исследовали также В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, С. А. Левицкий, И. О. Лосский, Ф. А. Степун, Г. В. Флоровский и другие.

B.В. Зеньковский считал наиболее важным, что внесли ранние славянофилы в русскую философскую мысль, являлся «возврат к церковной установке и ожидание новой культуры на ее основе».1 С. Л. Франк, исследуя истоки славянофильского идеала, отмечал, что «этот идеал много общего имеет с идеями немецких романтиков, но в то же время примыкает к неким древним традициям русской истории и русского типа мышления».2.

Философское осмысление проблемы общественного идеала России отразилось в учении о культурно-исторических типах НЛ. Данилевского, в его обосновании славянского единства и братстванашло отражение в теории всеединства B.C. Соловьева, «всечеловечности русской культуры» Ф. М. Достоевского, космизме Н. Ф. Федорова, «евразийстве» Л. Н. Гумилева. Евразийское течение развило славянофильскую тему о самобытных основах русской культуры и истории. «Славянофильская тема о самобытных основах российской истории и культуры, по сути, центральная тема евразийства», 3 -указывает С. С. Хоружий.

Начиная с 30-х годов XX века в российской философской науке было проведено ряд дискуссий о славянофильстве. В этот период проблему общественного идеала славянофилов в контексте разнообразных литературных, исторических и философских изысканий исследовали Н. С. Державин, Н. Л. Мещерякова, А. И. Ковалевский. С. С. Дмитриев и другие. Особенно заметной стала статья С. С. Дмитриева, «Славянофилы и славянофильство"4, опубликованная в 1941 году, в которой были поставлены важнейшие историософские вопросы. Через десять лет А. Г. Дементьев, исследуя.

1 Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. JI.: Эго, 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 38.

2 Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 494.

3 Хоружий С. С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 80.

4 См.: Дмитриев С. С. Славянофилы и славянофильство // Историк — марксист. 1941. № 1.

C. 91−96. славянофильскую журналистику: «Московитянин», «Московские сборники», «Русскую беседу», газеты «Молва», «Парус», «День», отметил, что в своих идеалах славянофилы не были сторонниками буржуазного прогресса, а, наоборот, «стремились увековечить основы существующего общественно-политического строя, приспособив к нему некоторые стороны капиталистического прогресса».1.

В 60-х годах XX века философы А. А. Галактионов и П. Ф. Никандров показали, что о славянофильстве можно говорить «как об одном из значительных явлений, давшем целый комплекс идей и теорий, которые отразили мучительные поиски ответов на самые острые вопросы русской жизни». В 1969 году в журнале «Вопросы литературы» дискуссия, посвященная литературной критике славянофилов, выявила единодушное мнение научной общественности о том, что проблематика славянофильства изучена слабо и нужны как конкретные, так и обобщающие исследования.3 К 70-м годам, как указывает Е. А. Дудзинская, эта мысль в советских научных кругах стала общепризнанной.4.

Среди исследователей последних десятилетий, показавших глубину и оригинальность идей славянофильского наследия, необходимо отметить Т. И. Благову, В. И. Керимова, А. Д. Сухова, НИ. Цимбаева, Е. А. Дудзинскую, А. Е. Шапошника. В. А. Кулешова, М. А. Маслина и других. В работах указанных исследователей нашли отражение общественно-идейная борьба славянофилов, проблемы пути развития России, их отношение к Западу, тема.

1 Дементьев А. Г. Очерки по истории русской журналистики (1840 — 1850 гг.). М.: Гослитиздат, 1951. С. 355.

Галактионов А.А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии. 1966. № 6. С. 120.

3 См. об этом: Янов А. Загадка славянофильской критики // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 100 — 116- Покровский С. Мнимая звезда // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 117 — 128- Егоров Б. Проблема, которую необходимо решить // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 129 -135- Дементьев А. «Концепция», «конструкция» и «модель» // Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 116 — 128- Иванов, А Отрицательное достоинство // Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 129 — 138- Фризман JI. За научную объективность // Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 138- 152.

4 Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983. С. 18. общины и многое другое, что имеет отношение к славянофильскому идеалу. При этом ряд исследователей указывали на приоритетное значение проблемы общественного идеала для славянофилов. Так, Т. И. Благова отмечала, что «славянофилы мыслили свою философию. как теорию воспитания, жизнеустроительное учение, как проект идеального общества, в котором реализована основная христианская заповедь любви к Богу и Ближнему».1.

Многие ученые негативно оценивают славянофильские идеалы и их основу. Ю. С. Комаров отмечает: «Создавая модель «нового» общества, славянофилы опирались на заведомо ложный тезис о том, что будто русский народ по природе своей религиозен, а Россия есть «государство православное"2.

Необходимо также отметить попытки рассматривать общественные идеалы России славянофилов как целостный феномен, принадлежащий не только XIX столетию, но славянофильству как общероссийскому направлению вообще, что показано у В. Н. Жукова.3 Многие современные мыслители отстаивают славянофильскую идею возрождения России на исконно русских началах. Е. С. Троицкий по этому поводу отмечает: «Это важнейшая предпосылка сбережения русской цивилизации, это успешная политика национальной самоидентификации, рост национального самосознания народа и в связи с этим воплощение в жизнь соборного принципа единства слова и дела».4 Существуют также воззрения, отрицающие целесообразность поисков идеального пути общества. «Романтизм социальных преобразований, — пишет В. В. Налимов, — так волновавший русскую интеллигенцию, ушел в.

1 Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. С. 19.

Комаров Ю. С. Общество и личность в православной философии. Казань: Казанский ун-т, 1991. С. 59.

3 См.: Жуков В. Н. Общественный идеал России в социальной философии славянофильства (Социально-философский аспект): Дис.. д-рафилос. наук. М., 2000.401 с.

4 Троицкий Е. С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность: Сборник статей / Сост. и автор вступит, статьи Е. С. Троицкий. М.: Б.И., 1994. С. 18. невозвратное прошлое. Наверное, лучшее, что можно сделать, — это дать возможность жизни развиваться в своей спонтанности".1.

Необходимо отметить, что, несмотря на большое количество работ по исследованию философской мысли славянофильства, недостаточно внимания уделено их разработкам проблемы общественного идеала. Как правило, данная тема отдельно не рассматривается и затрагивается лишь вскользь. Кроме того, нет целостного анализа общественного идеала в философии славянофилов во всей совокупности воззрений представителей данного направления. Все это подводит к мысли о необходимости изучения и обобщения философских воззрений по проблеме общественного идеала в теоретических построениях славянофильства.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются философские воззрения славянофилов.

Предметом — концепции общественного идеала России в философии представителей славянофильства.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в обобщении философских воззрений славянофилов по проблеме общественного идеала России.

Задачи:

1. Раскрыть особенности становления и развития проблемы общественного идеала в России.

2. Обозначить специфику влияния западноевропейской философии на формирование общественного идеала славянофилов.

3. Выявить теоретические основания и сущность общественного идеала славянофилов.

1 Налимов В. В. Достоинство человека // Связь времен. М: Прогресс — Традиция, 2001. Вып. 1. С. 208.

4. Исследовать философские воззрения славянофилов по проблеме общественного идеала России в антитезисе Восток — Запад, в политических и социальных учениях.

5. Проанализировать оценки философии общественного идеала России славянофилов в традиционной и современной научной литературе.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. Методологической основой диссертационного исследования является системный подход к анализу философских взглядов славянофилов, принципы историзма и диалектики, применяемые в общественных науках, методы сравнительно-исторического анализа. Данные методы позволяют раскрыть объект исследования всесторонне, в единстве философских, социальных и исторических аспектов.

Теоретической базой исследования является литературное наследие представителей славянофильства, их последователей, оппонентов, а также современные источники. Изучены переписка славянофилов, дневники, воспоминания их современников, достоверно передающих неповторимые черты эпохи.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования связана с осуществлением целостного анализа общественного идеала России в философии славянофилов, с изучением творческого наследия не только старших славянофилов, но и менее изученных мыслителей данного направления — Д. А. Валуева, А. Ф. Гильфердинга, В. И. Ламанского, А. И. Кошелева, Ф. В. Чижова, В. Д. Черкасского.

1. Показаны истоки формирования славянофильских воззрений по проблеме общественного идеала России.

2. Обозначен вклад западноевропейской философии в формирование общественного идеала славянофилов.

3. Определены теоретические основания и сущность общественного идеала славянофилов.

4. Выявлено общее и особенное в философских воззрениях славянофилов по проблеме общественного идеала России в антитезисе Восток-Запад, учениях о государстве, общине и соборностипредпринята попытка сформировать единую концепцию общественного идеала в философии славянофилов.

5. Проанализированы имеющиеся интерпретации и оценки общественного идеала России славянофилов в традиционной и современной научной литературе.

Положения, выносимые на защиту.

1. Становление проблемы общественного идеала России в философии славянофильства представляется закономерным процессом, обусловленным историческим развитием российского общества, русской философской мысли, а также формированием национального самосознания русского народа.

2. Славянофилы сформировали общественный идеал на основе соборности и православных ценностей русского народа, разрабатывая его в контексте противопоставления идей свободы и необходимости, соборности и индивидуализма, свойственных восточной и западной культурам.

3. Общественный идеал славянофилов понимается как осознание целей и задач обществом, как момент осознания народом своего места в мире.

4. Общественный идеал представляет собой синтез духовных, социальных и политических воззрений и является одной из центральных категорий в философии славянофилов. Данная тема связывает в единое целое воззрения старших и младших славянофилов и обусловливает направление и смысл их исследовательских поисков.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования способствуют обогащению теоретического и методологического аппарата отечественной философской науки, позволяют глубже осмыслить философские воззрения славянофилов и выявить тенденции в развитии общественного идеала России.

Выводы исследования могут быть использованы в учебно-методологических целях для подготовки спецкурсов и лекционных занятий в рамках существующих философских и социально-гуманитарных дисциплин, а также при дальнейшей разработке проблемы общественного идеала России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в лекционных занятиях автора по курсу «Философия». Материалы диссертации обсуждались на Международных научно-технических конференциях Мурманского государственного технического университета в 2004 — 2005 годах. По материалам диссертации опубликованы научные статьи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

137 Заключение.

Происходящие сегодня в России изменения, во многом противоречивые, остро ставят вопрос об идеалах российского общества, с тем, чтобы определить пути и возможности дальнейшего развития страны. Россия сегодня существует как неопределенная совокупность людей, объединенных в большей степени лишь территориально, но слабо связанных национально-культурной идентичностью и представлениями о перспективах своего развития. Вероятно, причина указанных тенденций кроется в отсутствии некой общей идеи, сплачивающей отдельных людей в единое целое. Поиск такой идеи, начиная с 40-х годов XIX века, стали осуществлять славянофилы, находя оригинальные обоснования наилучшего устройства российского общества.

Идеалы славянофильства были подготовлены народной почвой и связаны с особенностями развития национального самосознания в русском обществе. В своих воззрениях славянофилы первоначально опирались на идеализм и романтизм французской и немецкой философских школ, при этом оригинально относясь к мировым идеям в выражении призвания и пути России. Источниками славянофильских воззрений явилось и творчество Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. Я. Чаадаева, а также любомудрие и декабризм. При всем этом непосредственным источником для философских построений идеальной модели своей страны служила история русского народа и православные традиции. Славянофилы, воспринимая и усваивая идеи из различных источников, преломляли их через самобытные особенности русского народа. Можно говорить о том, что славянофильство явилось выражением вековых традиций русской философской мысли и быта русского народа. Сами же славянофилы были утопистами: с позиций сконструированного ими идеала, они резко критиковали реальность, как европейскую, так и российскую.

Теоретические положения славянофильства определялись, прежде всего, антитезой Восток — Запад. В ее основе лежало обоснование противоположных общественных начал: истинного — христианской веры, пришедшей в Древнюю.

Русь с Византии, и ложного — рационализма Запада, унаследованного от классического язычества. Противопоставляя духовную сущность западного и русского человека, западного и российского обществ, славянофилы пришли к выводу, что за конкретной противоположностью стоят два типа общественного устройства — основанного на любви и основанного на разуме. Разработка проблемы соотношения Востока и Запада помогла осознать и обосновать философам самобытность, уникальность русского народа на основе анализа религий, обозначить особый путь нашего общества, отличного от западного и даже поставить Россию во главе других стран и народов. При этом, когда славянофилы говорили об «особом пути России», они отнюдь не имели в виду сохранение существующей в России социальной реальности, а подразумевали следование определенным социальным и нравственным ценностям, традиционным для России и противоположным западноевропейской культуре.

Славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования на фоне признания ее негативных сторон: материализма, атеизма, обрядности, приоритета форм духовной и социальной жизни над содержанием, утилитаризма и узкого рационализма, индивидуализма, питающего эгоизм и мещанство.

Идеалом русского общества, по единодушному мнению славянофилов, должна стать древняя Русь, служащая образцом единомыслия народа, идеально соответствующая народному духу и не нуждающаяся в каких-либо преобразованиях. Этот идеал — соборный органический мир, представляющий гармоничное целое, лишенное, в том числе, проявлений сословного неравенства. В основе гармоничного мира, согласно мыслителям, лежит одинаковое стремление всех и каждого к общему благу, несмотря на социальное положение в обществе.

Славянофилами была разработана концепция прошлого России, в центре которой — тезис о самобытной русской душе и об особом характере русского человека, складывающимся на основе участия православной церкви и развивающимся в общинном быту. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь и мечтали о возврате на ее путь. Если бы этот строй удалось сохранить, то русский народ смог бы достигнуть своего идеала — христианского общества, духовно совершенствуясь и нравственно приближаясь к Богу. Славянофилы, таким образом, не говорили о возврате к состоянию древней Руси, а призывали встать на ее путь, который полагали истинным. Итак, свой общественный идеал славянофилы противопоставляли и Западу, и современной им России. При этом они не хотели коренной ломки существующих общественных устоев, а стремились укрепить феодальные порядки.

Представители славянофильства искали в прошлом страны тот роковой перелом, когда ее идеальный общественный строй был разрушен. В оценке такого перелома славянофилы несколько расходились. К. С. Аксаков видел причину произошедших изменений в личной воле Петра I. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский видели причины более глубокие: гармоничный строй русской жизни был подорван внутренней реакцией, проявления которой они обнаружили уже в XVI — XVII веках. Однако сущность перелома славянофилы оценивали в целом однозначно: торжество европейского просвещения привело к крушению внутренней духовной гармонии русской жизни и к гибельным переменам в ее внешнем устройстве.

Идеология славянофилов носила народнический характер и внесла несомненный вклад в формирование русского национального самосознания в идеальном христианском обществе. Характерным свойством русской народности была признана братская общинность в церкви и обществе, которая являла собой необходимое условие его соборного единения, солидарности на основе любви. Общинность как ядро организации русского народа являлась бесспорным достижением славянофильства.

Соотношение общественного и личного в русском характере славянофилы решили в пользу общественного. При этом они старались показать, что община вовсе не подавляет собою личность, и в этой связи несколько безразлично отнеслись к такому фактору как круговая порука, определенно стесняющему личность.1 Очевидно, что славянофилы, видя в общине идеальную форму, не сумели произвести полный ее анализ и дать объективную оценку ее элементам.

Философско-исторические построения славянофилов и их последователей пронизаны обоснованием великой миссии России, изучением общественного бытия славянских народов, поиском наилучшего, идеального устройства общества. Можно утверждать, что славянофилы все свои философские поиски осуществляли через призму общественного идеала.

Государство, — указывали славянофилы, — не более чем форма. Оно необходимо, но является вторичным по отношению к своему содержаниюдуховной жизни народа. Государство, по А. С. Хомякову, есть «правда внешняя». У Ю. Ф. Самарина оно — «условие общежития», у братьев Аксаковых — «внешний закон». Государство — не цель, а всего лишь средство, компромисс между внутренней и внешней правдой. Славянофильству свойственна идея, что государство — зло, всегда основанное на принуждении и насилии. Спасительную роль в деле освобождения народа от активной политической деятельности славянофилы отводили наименьшему злу — самодержавию. Они были сторонниками монархии на том основании, что лучше пусть один человек будет замаран властью, всегда греховной, чем весь народ.

Исходя из теоретического анализа общественного идеала, можно заключить, что нельзя отождествлять этот идеал с миссией какого — либо народа или его религией. Общество и народность или еще какое-либо историческое явление не идентичны, и сведение общественного идеала к ним ставит перед обществом однобокие, ограниченные цели. Таким образом, славянофилы лишь абсолютизировали исторические явления в лице русского народа, его религии, его нравственных, бытовых и государственных начал.

Славянофилы строили модель общества не с экономических позиций, а брали за основу религиозно — мистические начала и даже положили их в.

А.С. Хомяков в статье «О сельских условиях» показывает круговую поруку положительным фактором поземельной общины. основу своих учений о государстве. Все общество рисовалось ими как единый религиозный собор, или христианская церковь. Православие, царская власть, сельская община, право народа на свободу мнения, борьба против заимствований из Запада, нравственное самосовершенствование — разносторонние аспекты модели общественного идеала — занимают исключительное место в их сочинениях. Многие положения славянофилов представляют собой защиту русской жизни в различных ее проявлениях и потому всегда будут находить своих приверженцев.

Бесспорна заслуга славянофилов в развитии русского самосознания. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства. Славянофилы показали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность. Их призыв к «единству во множестве» очень актуален, так как для общества очень важно иметь цельность и гармонию разнообразных его составляющих элементов. Гармоничное сочетание индивидуальных устремлений с общими целями, развитие общественного идеала на духовно — нравственных началах — это и есть путь к обновленному обществу. Можно утверждать, что вклад представителей славянофильского направления, заложивших основы русского религиозного идеализма второй половины XIX века в духовное достояние России, очень значителен. Славянофильские построения являются неотъемлемым элементом русской духовной культуры, необходимым и важным этапом ее развития, без которого невозможно представить противоречивый процесс самоопределения отечественной культурной традиции.

Размышления славянофилов об общественном идеале подтверждаются, на наш взгляд, последующей историей. Никакие современные инновации и технологии не помогут в полной мере возродить Россию, если не будут восстановлены и укреплены ее национально-кулыурные традиции, если не будет стремления к внутреннему единству и целостности духа, что во многом достигается благодаря религии. Общество также должно ясно осознавать свои идеалы, полагая их целью своего развития. Однако лишь поняв национальносамобытные истоки народа своей страны, мы можем анализировать пути его развития, ставить реалистические задачи, которые будут поняты и реализованы русским народом. Для осуществления данных требований необходимо воспитывать в поколениях любовь к отечеству, к нации. Спасение общества не в заимствовании культуры Запада, а в живой вере, единстве, любви, искреннем желании возродить свое отечество. А это уже требует следования определенным принципам в суждениях и действиях, упорного воспитания путем интенсивной и углубленной работы над собой, как отмечали еще славянофилы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева / под ред. М.В. Нечкиной- вступ. статья и коммент. НЛ. Эйдельмана. -М.: Наука, 1983. 340 с.
  2. , Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве / Л. И. Абалкин // Социс. 2003. — № 5. — С. 3 — 7.
  3. , И.С. Отчего так нелегко живется в России? / И. С. Аксаков. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. -1008 с.
  4. , К.С. Рабство и свобода / К. С. Аксаков // Москва. 1991. -№ 8.-С. 199−201.
  5. , П.В. Философы России ХЕХ XX столетий / П. В. Алексеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2002. — 1159 с.
  6. , Е.И. Гоголь и Аксаковы / Е. И Анненкова. Л.: ЛГПИ, 1983.-48 с.
  7. , М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В. Киреевского / М. Ф. Антонов. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. -33 с.
  8. , А.Н. Прошлое. Настоящее. Будущее: историко философская мысль России ХЕХ — XX веков / А. Н. Аринин, В. М. Михеев. — М.: ТОО «Интелтех», 1995. — 207 с.
  9. , А.С. Россия : Критика исторического опыта: в 3 т. / А. С. Ахиезер. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — Т. 2. — 594 с.
  10. , А.С. Социокультурные основания и смысл большевизма / А. С. Ахиезер, А. П. Давыдов, М. А. Шуровский. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. — 610 с.
  11. , В.Г. Полн. собр. соч.: в 9 т./ В. Г. Белинский. М.: Академия наук СССР, 1955. — Т. 8,9.
  12. Бердяев, Н. А А. С. Хомяков / Н. А. Бердяев. М.: Путь, 1912. — 250 с.
  13. , Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М.: Наука, 1990. 224 с.
  14. , Н.А. О русской философии : в 2 т. / Н. А. Бердяев / сост., вступ. статья и примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. Свердловск: Уральский ун-т, 1991. — Т. 1.-288 с.
  15. , Н.А. Русская идея : Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. — 542 с.
  16. , Н.А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 208 с.
  17. , Б.Н. Судьба России : взгляд русских мыслителей / Б. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. — 252 с.
  18. , Т.И. О философском наследии А.С. Хомякова / Т. И. Благова // Философские науки. 1991. -№ 1. -С.128 — 134.
  19. , Т.И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский / Т. И. Благова. М.: Высшая школа, 1995. — 352 с.
  20. , С.Н. О социальном идеале / С. Н. Булгаков // Вопросы философии и психологии. 1903. — Кн. 68. — С. 291 — 376.
  21. , А. По поводу «русской идеи» в русской философии / А. Валицкий // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 68 — 72.
  22. , Д.А. Исследование о местничестве / Д. А. Валуев. М.: Тип. Августа Семена, 1845. — 166 с.
  23. , Д.А. Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных : в 2 т. / Д. А. Валуев. -М.: Тип. Августа Семена, 1845. Т. 1. — 196 с.
  24. , С.А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков / С .А. Венгеров. СПб., 1912. — 248 с. Э
  25. , А.А. Русская философия IX XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. — 2-е изд., испр. и доп. — JI.: ЛГУ, 1989. — 744 с.
  26. , А.А. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров // Вопросы философии. 1996. — № 6. — С. 120.
  27. , Г. Ф. В. Лекции по истории философии / Г. Ф.В. Гегель: в 2 кн. / сост. Ю.В. Перов, К. А. Сергеев. СПб.: Наука, 1993. — Кн. 1.-342 с.
  28. , А.И. Собрание сочинений : в 30 т. / А. И. Герцен. М.: АН СССР, 1956.-Т. 8−11.
  29. , М.О. Избранное : в 3 т. / М. О. Гершензон. М. Иерусалим: Университетская книга- Gesharim, 2000. — Т. 1. — 592 с.
  30. , М.О. Славянофильство / М. О. Гершензон // Вопросы философии. 1977. — № 12. — С. 68 — 78.
  31. , А.Ф. Историческое право хорватского народа // Русская беседа. -1860. Т. 1. — № 19. — С. 1 — 14.
  32. , А.Ф. О сродстве языка славянского с санскритским. -СПб.: Тип. имп. акад. наук, 1853. 288 с.
  33. , Н.В. Собрание сочинений : в 9 т. / Н. В. Гоголь / сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. — М.: Русская книга, 1994.-Т. 6.-560 с.
  34. , В.О. Проблема человека в русской философии первой половины XIX века / В. О. Гошевский, Е. В. Закондырин,
  35. B.Ф. Костюкевич. Мурманск: Пазори, 1993. — 316 с.
  36. , Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей / Г. Грачев. -М.: Новости, 1991.-272 с.
  37. , К.Я. Владимир Иванович Ламанский / К. Я. Грот. Петроград: Тип. А. С. Суворина «Новое время», 1915. — 26 с.
  38. , А.В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1995.-310 с.
  39. , Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский / сост., послесл. и коммент. С. А. Вайгачева. — М.: Книга, 1991. 574 с.
  40. , А.Г. Очерки по истории русской журналистики (1840 -1850 годы) / А. Г. Дементьев. М. — Л.: Гослитиздат, 1951. —504 с.
  41. , С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм /
  42. C.С. Дмитриев // Вопросы истории. 1993. — № 5. — С. 24 — 40.
  43. , С.С. Славянофилы и славянофильство / С. С. Дмитриев // Историк марксист. 1941. — № 1. — С. 91 — 96.
  44. , Е.А. Славянофилы в общественной борьбе / Е. А. Дудзинская. М.: Мысль, 1983. — 271 с.
  45. , В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / В. А. Дьяков. М.: Наука, 1993 — 207 с.
  46. , В.Н. Общественный идеал России в социальной философии славянофильства (социально-философский аспект): дис.. докторафилос. наук: 09.00.11 / В. Н. Жуков — Ин-т молодежи. М., 2000. -401 с.
  47. , В.З. Место Алексея Степановича Хомякова в истории русского народного самосознания / В. З. Завитневич. Харьков: Харьковское отделение «Русского собрания», 1904. — 43 с.
  48. , В.В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. JI.: Эго, 1991. — 2 т.
  49. , В.В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский / сост. П. В. Алексеева. М.: Республика, 1997. — 368 с.
  50. Иванов Разумник. История русской общественной мысли: в 3 т. / Иванов — Разумник / подгот. текста, послесл. и примеч. И. Е. Задорожнюка, Э. Г. Лаврика. — М.: Республика — ТЕРРА, 1997. -Т. 1.-416 с.
  51. Из русской думы: в 2 т. / сост. Ю. Селиверстов — вступит, статья В. Н. Ганичева, В. Г. Распутина. М.: Роман — газета, 1995. — Т. 1. -256 с.
  52. Избранные социально-политические произведения декабристов: в 3 т. М.: Гослитиздат, 1951. — Т. 2 — 568 с.
  53. , К.Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. М.: Правда, 1989.-356 с.
  54. , З.А. Московский кружок любомудров / З. А. Каменский. -М.: Наука, 1980. 328 с.
  55. , З.А. Русская философия начала ХЕХ века и Шеллинг / З. А. Каменский. М.: Наука, 1980. — 320 с.
  56. Кант и философия в России / сост. А. В. Гулыга. М.: Наука, 1994. -271 с.
  57. , Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин / предисл., подгот. текста и примеч. Ю. С. Пивоварова. М.: Наука, 1991. — 127 с.
  58. , JI.B. Русская идея (символика и смысл) / JI.B. Карасев // Вопросы философии. 1992. — № 8. — С. 92 — 104.
  59. , Г. Были ли славянофилы либералами? // Вопросы истории. -2002,-№ 9.-С. 112−119.
  60. , В. И. Историософия А.С. Хомякова / В. И. Керимов. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  61. , И.В. Избранные статьи / И. В. Киреевский / сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. —238 с.
  62. , Е.А. Очерки радикализма, а России XIX века : философско исторические концепции 40-х — 60-х годов / Е. А. Кириллова / отв. ред. М. А. Маслин. — Новосибирск: Новосибирский ун-т, 1991.-201 с.
  63. , В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX веков. — М.: РГНФ, 1996. — 124 с.
  64. , Н.С. Единство во множестве : личность и народ в философии славянофилов / Н. С. Коваленко. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. — 137 с.
  65. , Н.С. П.Я. Чаадаев и славянофилы: проблема патриотизма / Н. С. Коваленко // Человек и социум: сборник научных статей. -Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. С. 64 — 73.
  66. , Н.С. Философские воззрения декабристов / Н. С. Коваленко // Человек и социум: сборник научных статей. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. — С. 73 — 83.
  67. , В.В. Судьба России : вчера, сегодня, завтра / В. В. Кожинов. -М.: Молодая гвардия, 1990. 252 с.
  68. , Я.Н. Материалы для истории философии в России. Славянофилы / Я. Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. -1891.-Кн. 6.- С. 1−88.
  69. , А.А. На перекрестках мировоззрений / А. А. Колчин, Н. С. Рыбаков. Псков: Псковский областной ин-т усовершенствования учителей, 1993. — 100 с.
  70. , Ю.С. Общество и личность в православной философии / Ю. С. Комаров. Казань: Казанский ун-т, 1991. — 192 с.
  71. , А. Николаевская Россия / А. Кюстин — пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — 352 с.
  72. , В. О распространении знаний в России / В. О. Ламанский. -СПб.: Тип. главного штаба Его императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1857. 50 с.
  73. , В. Чтения о славянской истории в императорском Санкт -Петербургском университете / В. Ламанский. СПб.: Печатня В. Головина, 1867. — 38 с.
  74. , А.А. Время Грановского : у истоков формирования русской интеллигенции / А. А. Левандовский. М.: Молодая гвардия, 1990.-304 с.
  75. , К.Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 1891) / К. Н. Леонтьев / сост. и коммент. Г. Б. Кремнева. — М.: Республика, 1996.-799 с.
  76. , А. А. Памяти Ф.В. Чижова / А. А. Либерман. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1908. — 24 с.
  77. , Н.О. История русской философии / И. О. Лосский. М.: ЗАО «Сварог и К», 2000. — 496 с.
  78. , Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. -1993. № 6. -С. 105−114.
  79. , В.Н. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения / В. Н. Лясковский. М.: Унив. тип., 1897. — 176 с.
  80. , М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Владимира Соловьева / М. Г. Макаров // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 74 — 88.
  81. , О.Д. Концепция личности в русской и немецкой философии конца ХЕХ — начала XX веков (компаративистский анализ): дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / О. Д. Мачкарина — Мурманский гос. техн. ун-т. Мурманск, 1999. — 182 с.
  82. , П.Н. Разложение славянофильства / П. Н. Милюков // Вопросы философии и психологии. 1893. — Кн. 18. — С. 46 — 96.
  83. Москва Петербург: pro et contra / сост., вступит, статья, коммент. К. Г. Исупова. — СПб.: РХГИ, 2000. — 712 с.
  84. , Н.И. Сочинения : в 2 т. / Н. И. Надеждин / под. общ. ред. З. А. Каменского. СПб.: РХГИ, 2000. — Т. 1. — 973 с.
  85. , С. В. Взгляды славянофилов на роль социальных институтов в становлении личности / С. В. Наумов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 39 с.
  86. , П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев / сост., подгот. текста и вступит, статьи А. В. Соболева. М.: Пресса, 1991. — 640 с.
  87. , С.Н. К вопросу о формировании общественной теории славянофильства / С. Н. Носов // Вестник ЛГУ. 1980. — № 20. -С. 16 — 20.
  88. , Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения : в 2 т. / Н. П. Огарев / под общ. ред. М. Т. Иовчука, Н. Г. Тараканова. М.: Гослитиздат, 1952. — Т. 1 — 664 с.
  89. , В.Ф. Сочинения : в 2 т. / В. Ф. Одоевский / сост. и коммент. В. И. Сахарова. М.: Худож. лит., 1981. — Т. 1. — 365 с.
  90. , Ю.Г. Пушкин, декабристы и Чаадаев : сборник / Ю. Г. Оксман, В. В. Пугачев. Саратов: Пароход, 1999. — 259 с.
  91. , Е.В. Мировоззрение и общественный идеал / Е. В. Осипова. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. 84 с.
  92. Остафьевский архив князей Вяземских: переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым: в 5 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. — Т. 1. — 676 с.
  93. , В.М. Россия на перепутье : историко — философские очерки / В. М. Острецов. М.: Молодая гвардия, 1990. — 143 с.
  94. Параллели: Россия Восток — Запад: альманах философской компаративистики / Философское общество, ин-т философии РАН СССР. — М.: Винити, 1991. — Вып. 2.-183 с.
  95. И. Сочинения / под ред. Д. С. Лихачева. М. — Л.: АН СССР, 1956.-387 с.
  96. , А.М. Германский комплекс славянофилов / А. М. Песков // Вопросы философии. 1992. — № 8. — С. 105 — 120.
  97. , А.М. У истоков русского философствования : шеллингианские таинства любомудров / А. М. Песков // Вопросы философии. 1994. -№ 5. — С. 89 — 100.
  98. , Н.П. Русская религиозная философия / Н. П. Полторацкий // Вопросы философии. 1992. — № 2. — С. 126 — 140.
  99. , М. Г. Памяти В.И. Ламанского / М. Г. Попруженко. -Одесса: Тип. Е. Хрисогелос, 1915. 22 с.
  100. , В.В. Несовместимые контрасты жития / В. В. Розанов / сост., вступит, статья В. В. Ерофеева — коммент. О. Дарка. М.: Искусство, 1990. — 605 с.
  101. , В.В. Около церковных стен / В. В. Розанов / под общ. ред.
  102. A.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. — 558 с.
  103. Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993.
  104. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: антология. М.: Наука, 1993. — 368 с.
  105. Русская идея / сост. и автор вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.
  106. Русская цивилизация и соборность: сборник статей / сост. и автор вступит, статьи Е. С. Троицкий. М.: Б.И., 1994. — 250 с.
  107. Русские мыслители / под ред. И. Н. Лосева. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-352 с.
  108. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: мемуары современников. М.: МГУ, 1989.-446 с.
  109. , Ж.Ж. Об общественном договоре : трактаты. М.: ТЕРРА — КАНОН — Пресс-ц, 2000. — 544 с.
  110. Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / сост. Т. А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. — 280 с.
  111. , Ю.Ф. Избранные произведения / Ю. Ф. Самарин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 608 с.
  112. , В.И. Страницы русского романтизма : книга статей /
  113. B.И. Сахаров. М.: Сов. Россия, 1988. — 352 с.
  114. Связь времен — историко философский альманах / сост.
  115. A.П. Назаретян и др. М.: Прогресс — Традиция, 2001. Вып. 1. -328 с.
  116. , Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семеникова. 2-е изд., испр. и дополн. — Брянск: Курсив, 1996. -526 с.
  117. , И. Федор Чижов / И. Симонова. М.: Молодая гвардия, 2002.-336 с.
  118. Славяне и Русь: проблемы и идеи: концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / предисл., послесл. и коммент., сост. А. Г. Кузьмина. 2-е изд. — М.: Флинта — Наука, 1999. — 483 с.
  119. Славянство в условиях глобализации и информационной войны: сборник / сост. Е. Троицкий. — М.: Граница, 2002. —406 с.
  120. , Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 50-х начале 60-х годов XIX века / Н. Г. Сладкевич. — Л.: ЛГУ, 1962. -286 с.
  121. , В. Философское начало цельного знания / В. Соловьев. -Минск: Харвест, 1999. 912 с.
  122. , B.C. Сочинения / B.C. Соловьев: в 2 т. / под ред.
  123. B.C. Степина, С. С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. — Т. 1. — 892 с. — -Т. 2. — 822 с.
  124. , Ф. Портреты / сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1999. -440 с.
  125. , А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С. Хомяков) /
  126. A.Д. Сухов. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. — 80 с.
  127. , Е.Ю. В .Г. Белинский в споре со славянофилами / Е. Ю. Тихонова. М.: УРСС, 1999. — 129 с.
  128. , В.К. Сущностные силы души русского народа /
  129. B.К. Трофимов. Ижевск: Иж ГСХА, 1998. -46 с.
  130. , С.В. Общественный идеал : диалектика развития / С. В. Туманов. М.: МГУ, 1986. — 197 с.
  131. , Н.И. Басманный философ / Н. И. Ульянов // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 74 — 89.
  132. , К.В. Русская религиозная философия / К. В. Фараджев. М.: Весь мир, 2002. — 208 с.
  133. , Г. П. Собрание сочинений : в 12 т. / Г. П. Федотов / сост., примеч. С. С. Бычков. М.: Мартис, 1998. — Т. 2. — 380 с.
  134. Философия Шеллинга в России / под. общ. ред. В. Ф. Пустарникова. -СПб.: РХГИ, 1998. 526 с.
  135. Философы России ХЕХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 1999. — 944 с.
  136. Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. -432 с.
  137. , C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992.— 511 с.
  138. , В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии / В. И. Холодный. М.: Коффи, 1994. — 113 с.
  139. , А.С. Сочинения : в 2 т. / А. С. Хомяков / под ред. Е. В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. — 2 т.
  140. , В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему / В. Г. Хорос // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 99 — 110.
  141. , С.С. Карсавин, евразийство и ВКП / С. С. Хоружий // Вопросы философии. -1992. № 2. — С. 78 — 87.
  142. , С.С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.-477 с.
  143. , С.С. Трансформация славянофильских идей в XX веке / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 52 — 62.
  144. , Н.И. Славянофильство : из истории русской общественно-политической мысли XIX века / Н. И. Цимбаев. М.: МГУ, 1986. — -269 с.
  145. , В.Д. Его статьи, его речи и воспоминания о нем / В. Д. Черкасский / сост. П. А. Лебедев. М.: Тип. П. А. Лебедева, 1879. -372 с.
  146. , Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. / Н. Г. Чернышевский / под ред. В. Я. Кирпотина. М.: Гослитиздат, 1947 — 1948. — Т. 3 -884 с.- Т. 4 — 982 с.
  147. , Н.А. Общественный идеал в русской философской публицистике пореформенного периода (60−80-е годы XIX века): автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Н. А. Чиркова — СПб. гос. ун-т. СПб., 2002. — 22 с.
  148. , Т.Л. Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века : автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Т. Л. Чистякова — Мурманский гос. техн. ун-т. Мурманск, 2002. — 20 с.
  149. , Л. Г. Философия соборности : очерки русского самопознания / Л. Г. Шапашников. СПб.: СПб. ун-т, 1997. — 199 с.
  150. , С.Э. Общественные идеалы как предмет социально-философского осмысления : автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / С. Э. Шешнев — Морд, ун-т им. Н. Г. Огарева. Саранск, 2002. -16 с.
  151. , В. Европа и душа Востока / В. Шубарт: пер. с нем. М. В. Назарова, З. Г. Антипенко. М.: Эксмо, 2003. — 480 с.
Заполнить форму текущей работой