Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включение в дидактические условия таких составляющих, как реализация интеграционных связей, моделирование ситуаций ПО, личност-но-ориентированное общение обусловило более широкий подход к исследуемой проблеме с психолого-педагогических, социальных и методических позиций. Это позволило рассматривать проблему формирования ПК в более широком, на наш взгляд, плане — как развитие характеристик… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования профессиональной коммуникативности будущих педагогов и ее решение в теории и практике вузовского обучения
    • 1. 1. Сояние проблемы формирования профиональной коммуникативни в дидактике вей школы
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной щ коммуникативности как личностно-профессионального качества будущего учителя
  • Глава 2. Дидактические условия формирования профессиональной коммуникативности у студентов неязыковых факультетов педагогических вузов
    • 2. 1. Дидактические условия как основа конструирования специальной дидактической модели формирования профессиональной коммуникативностиудентов
  • Ф
    • 2. 2. Формируемые характеристики профессионального общения
    • 2. 3. Качества профессиональной коммуникативности, формируемые на занятиях по русскому языку на неязыковых факультетах
    • 2. 4. Моделирование и использованиетуаций профессионального общения на занятиях по русскому языку
  • Глава 3. Организация и результаты эксперимента по) формированию профессиональной коммуникативности ууденггов
    • 3. 1. Задачи и организация эеримента
    • 3. 2. Методика и ход эеримента
    • 3. 3. Математичая обработка эериментальной работы

Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено решению проблемы формирования профессиональной коммуникативности студентов неязыковых факультетов педвузов.

Обучение профессионально направленным видам речевой деятельности является одной из важных и недостаточно разработанных проблем в теории и практике обучения студентов.

Наблюдения за процессом обучения студентов на нефилологических факультетах и их последующей практической деятельностью позволили сделать вывод, что перенос знаний и умений, полученных на занятиях по русскому языку, в практическую деятельность осуществляется крайне недостаточно.

Возникшее противоречие между овладением определенной суммой знаний и умений по русскому языку на неязыковых факультетах и практическим их применением заключается, на наш взгляд, в нарушении связей в обучении русскому языку со специальными дисциплинами. Это нарушение отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки будущих специалистов.

Актуальность исследования обусловлена требованиями обеспечения высокого уровня подготовки учителей в педагогических вузах, способных эффективно решать коммуникативные задачи в процессе обучения. Это во многом зависит от установления оптимальных связей между предметами, от овладения студентами необходимыми характеристиками и качествами профессионального обучения. Значимость формирования процедур профессиональной коммуникативности заключается, на наш взгляд, в повышении эффективности педагогического процесса, в подготовке специалиста, знающего предмет и умеющего на практике использовать полученные знания и умения.

Актуальность данного исследования заключается и в том, что студенты должны овладеть русским языком не только как средством повседневного общения, но и как средством общения в области своей специальности, т. е. читать и перерабатывать методическую литературу, владеть необходимой терминологией, правильно и полно составлять высказывания на русском языке.

Современная наука располагает системой знаний, необходимой для постановки и решения поставленной в данной работе проблемы.

Социально-психологическая направленность общения раскрыта в исследованиях Т. М. Андреевой, А. П. Буевой, Б. Ф. Ломова и др. /9, 33, 147/.

Вопросы взаимодействия общающихся сторон нашли отражение в работах А. А. Бодалева, Э. Э. Линчевского и др. /26,145/.

Вопросы развития личности и ее саморегуляции рассматриваются Ю. А. Миславским, Е. Г. Злобиной, В. А. Сластениным и др. /87, 164, 176, 226/.

Культуре профессионального общения посвящены работы Г. П. По-стылико, К. М. Левитана, Н. Б. Крыловой, B.C. Грехнева /64, 120, 134, 201/. Проблемы формирования коммуникативных умений и коммуникативных способностей освещена в работах А. П. Бодалева, Л. Ю. Бочировой, Л.М.

1 у.

Власова, Н. Д. Кузьминой, Х. И. Липметса, В. А. Мудрика, А.Л. Свеницко-V го, В. К. Спирина, и др. /26, 27, 30, 43, 126, 171, 144, 217, 234/.

В качестве важного средства формирования профессиональной коммуникативности (ПК) можно рассматривать отдельно разрабатываемые направления в обучении: интеграционный характер обучения, роль моделирования в процессе обучения, фактор личностно-ориентированного общения и др. Проблема интеграции обучения в вузе анализируется в исследованиях М. Б. Дьяковой, И. В. Логиновой, И. И. Кузьмина, Е. Р. Черкасовой, Н. А. Чурилина /77,128,146, 261,266/. В них обращается внимание на теоретические возможности установления интеграционных связей, на теоретическое обоснование. Однако проблема многоаспектных интеграционных связей практического курса русского языка со специальными дисциплинами, пути их осуществления, способствующие, с одной стороны, более эффективному обучению русскому языку студентов, с другой стороны, приобщению их через язык специальности к будущей профессии, разработана недостаточно.

Важное место в формировании ПК отводится моделированию ситуаций профессионального общения, формированию необходимых профессиональных навыков и умений с адекватным речевым оформлением. Анализ имеющихся исследований данной проблемы свидетельствует о том, что решены лишь отдельные вопросы многоуровневого формирования ПК. Так, имеются исследования, посвященные общей проблеме моделирования, проблеме моделирования профессиональной направленности, проблеме моделирования языковой деятельности /21, 171, 169, 170, 130, 282, 172, 119/.

Фактору личностно-ориентированного общения в процессе обучения в последнее время уделяется большое место в работах Г. А. Китайгородской, Ю. Н. Караулова, Ю. Ф. Михайлова, И. М. Юсупова и др. /98, 102, 123, 127, 284, 283/. Они рассматривают данную проблему с позиции личностной заинтересованности обучающихся в получении необходимых знаний, а личностная заинтересованность непосредственно связывается с реализацией принципов педагогики сотрудничества, с развитием такого профессионально важного качества, как эмпатия /283/.

Однако мало работ, посвященных непосредственно средствам и способам формирования ПК. Наиболее соответствуют этим параметрам диссертационные исследования Е. Ф. Логиновой, Т. И. Янковской /146, 288/.

Перечисленные работы не могут обеспечить решения всей совокупности задач формирования ПК. Из теоретических вопросов, требующих специального исследования, наиболее важным представляется вопрос о соответствии методики обучения русскому языку профессиональным коммуникативным потребностям студентов. Кроме того, должен быть решен вопрос об уровне профессиональной коммуникативной компетенции в процессе обучения, необходимом и достаточном для практического владения разнообразными видами речевой профессионально направленной деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, противоречия и сложности, возникающие при ее решении в педагогической практике, определили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов». Актуальность данного диссертационного исследования, таким образом, определяется назревшим противоречием между практической необходимостью формирования ПК в вузовском обучении и недостаточной разработанностью этой проблемы.

Цель исследования состоит в научно обоснованной разработке методов, форм, приемов и средств развития ПК на занятиях практического курса русского языка, а также разработке и экспериментальной проверке системы заданий, построенных на основе учебных материалов, соответствующих требованиям формирования ПК.

Объектом исследования выступает процесс обучения русскому языку студентов на основе реализации интеграционных связей со специальными дисциплинами, моделирования ситуаций профессионального общения.

Предмет исследования составляют дидактические условия формирования ПК у студентов неязыковых факультетов на основе разработанных процедур формирования ПК.

Гипотеза исследования. Формирование у студентов ПК на занятиях по русскому языку на неязыковых факультетах будет эффективным, если:

— процесс обучения русскому языку построить в соответствии с требованиями профессионально ориентированного речевого общения;

— определить оптимальные дидактические условия формирования ПК;

— процесс формирования ПК осуществлять на основе специально разработанной дидактической модели формирования ПК;

— моделирование ситуаций профессионального общения в процессе обучения производить с учетом многоуровневого характера профессиональной деятельности с адекватным речевым оформлением.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующих задачи исследования:

— выявить и обосновать сущность и структуру ПК студентов неязыковых факультетов;

— определить и обосновать целесообразность выбора дидактических условий формирования ПК;

— определить необходимые характеристики и качества профессионального общения как структурные компоненты дидактической модели ПК;

— экспериментально апробировать и доказать эффективность разрабатываемой дидактической модели формирования ПК.

Методологическойи теоретической основой исследования являлись: философская теория взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающей действительности, психолого-педагогическая теория общения, принцип комплексного подхода к yчeбнo-вocпитafeльнoмy процессу, дидактико-методические положения о формировании ПК. В исследовании также использованы работы по интеграции обучения, моделированию профессиональной деятельности, сотворчеству педагога и учащихся, (В.И. Андреев), психология обучения и воспитания /8,60,152,153,171,169,271, 114, 39/.

В работе для решения указанной проблемы использовались следующие методы: метод изучения научной литературы по проблеме, метод целенаправленного педагогического наблюдения, метод лингвистического анализа (для установления типичных языковых средств, используемых в различных ситуациях), метод моделирования, метод педагогического эксперимента, математической статистики.

Обоснованность и достоверность исследования определяются опорой на фундаментальные положения психолого-педагогической теории личности и’профессиональных качеств, а также обеспечивается результатом эксперимента и достаточной по времени его апробацией. Исследование проведено на базе физического и математического факультетов Казанского государственного педагогического университета.

Научная новизна заключается в том, что проблема формирования ПК на занятиях по русскому языку у студентов неязыковых факультетов педвузов впервые стала предметом специального дидактического исследования:

— сформулированы педагогические принципы и разработаны дидактические условия формирования ПК в процессе подготовки студентов неязыковых факультетов к их будущей профессии;

— определены характеристики и качества ПК, процедуры их формирования у студентов, что явилось основой их обучения различным видам профессиональной деятельности;

— выявлены реальные коммуникативные потребности студентов неязыковых факультетов в овладении ПК;

— разработана, опытно проверена и локально внедрена система заданий по формированию ПК учителя-предметника;

— разработаны конкретные положения обучения разнообразным видам речевой профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании способов и средств формирования ПК в практическом курсе русского языка у студентов неязыковых факультетов педвузов. Полученные результаты дополняют и конкретизируют концепцию профессиональной направленности обучения русскому языку.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке научно обоснованных рекомендаций для преподавателей русского языка по вопросам методики формирования ПК студентов;

— в том, что разработанная методика позволяет не только планировать процедуры формирования ПК, но и объективно оценивать эффективность этого процесса;

— в положительном влиянии формирования ПК на занятиях по русскому языку на качество усвоения студентами специальных дисциплин.

Материалы диссертации прошли апробацию и докладывались на:

— Юбилейной научно-методической конференции «Новые технологии обучения» в Казанском техническом университете (апрель 1992 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика управления методической подготовкой специалиста в педагогическом вузе» в Орском государственном педагогическом институте (ноябрь 1996 г.);

— Юбилейной научной и научно-методической конференции «Актуальные проблемы научных исследований и высшего профессионального образования» в Казанском техническом университете (март 1997 г.);

— на Поволжской региональной научно-методической конференции «Подготовка специалистов в системе непрерывного многоуровневого образования» в Казанском филиале Московского энергетического института (Технического университета) (ноябрь 1997 г.);

— научно-методической конференции «Повышение эффективности познавательной деятельности обучаемых в Казанском высшем артиллерийском командно-инженерном училище им. М. Н. Чистякова (ноябрь 1998 г.).

Тезисы докладов опубликованы.

Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры преподавания русского языка в национальной школе КГПУ.

Практическое применение результаты исследования нашли в методических разработках по «Практическому курсу русского языка» для неязыковых факультетов педвузов. Часть 1 (1991 год). Часть 2 (1995 год).

Использование их в практике показало, что предложенная система обучения, базирующаяся на методике формирования ПК, эффективна, поскольку приводит студентов к достижению необходимого им для дальнейшего обучения уровня профессионально развитой речи.

Апробация исследования осуществлялась также в ходе экспериментальной работы на физическом и математическом факультетах, проводилась в форме докладов и выступлений студентов.

Экспериментальная проверка основных положений исследования и созданных на его основе учебных материалов осуществлялась опытным путем в процессе преподавания на физическом и математическом факультетах КГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

— формирование ПК на занятиях по русскому языку является одним из условий повышения качества знаний по русскому языку, интенсификации и профессионализации обучения студентов неязыковых факультетов педвузов;

— дидактические условия формирования ПК;

— целесообразность использования разработанных характеристик и качеств ПК, как необходимых составляющих дидактической мо' дели, направленных на повышение уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1992 — 1994 уч. год). Изучение научной литературы по проблеме, постановка цели, гипотезы, задач исследования.

Второй этап (1994 — 1995 уч. год). Разработка дидактической модели подготовки студентов физического и математического факультетов к профессиональным видам речевой деятельности на занятиях по русскому языку, разработка критериев оценки уровня готовности студентов к осуществлению профессиональной коммуникативной деятельности.

Третий этап (1995 — 1996 уч. год). Планирование проведения эксперимента. Проводился формирующий эксперимент, практическая апробация результатов исследования.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

вывод.

Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод: предлагаемая методика обучения дает более высокие результаты формирования профессиональной коммуникативности, чем традиционная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Постановка и исследование проблемы формирования профессиональной коммуникативности обусловлена социально-экономическими изменениями, приведшими к возникновению образовательных учреждений нового типа. Изменившиеся условия выдвигают на передний план проблему подготовки учителя к инновационной деятельности, которая невозможна без овладения требованиями ПК.

При всей значимости проведенных по проблеме профессионального общения исследований в них, на наш взгляд, отсутствует целостность и четкое взаимодействие структурных элементов профессиональной коммуникативности, не определен уровень адекватности их речевого оформления, характеристики и качества профессиональной коммуникативности не рассматриваются в аспекте их взаимодействия и ограничиваются в основном личностными показателями специалиста и перечнем выполняемых функций.

В данном исследовании ПК рассматривается как многоуровневое интеллектуальное общение с адекватным речевым оформлением, реализующееся в процессе обучающей профессиональной коммуникативной деятельности. Решение проблемы формирования ПК в диссертации непосредственно связано с определением дидактических условий формирования ПК и конструированием специальной дидактической модели ПК. Дидактическая модель понимается как комплекс дидактических условий и формируемых на их основе характеристик и качеств ПК. Характеристики и качества включают в себя информативные, интерактивные, эмпатийные стороны профессионального общения. Каждая из них предполагает использование строго определенного блока ПО, включающего в себя определенные профессиональные действия с адекватным речевым оформлением.

Включение в дидактические условия таких составляющих, как реализация интеграционных связей, моделирование ситуаций ПО, личност-но-ориентированное общение обусловило более широкий подход к исследуемой проблеме с психолого-педагогических, социальных и методических позиций. Это позволило рассматривать проблему формирования ПК в более широком, на наш взгляд, плане — как развитие характеристик и качеств профессионального многоуровневого интеллектуального общения, как обеспечение готовности студентов к эффективному осуществлению профессиональной коммуникативной деятельности многообразной направленности с учетом изменяющихся условий ПО. Компоненты дидактической модели ПК представляют собой достаточно сложное образование, включающее в себя разветвленную структуру характеристик, качеств и умений профессиональной коммуникативности, обеспечивающее, в основном, все стороны обучающего общения.

В исследовании осуществлен системный подход к изучению процесса формирования ПК, позволивший достаточно детально рассмотреть виды профессионального общения, их взаимосвязь и взаимодействие с основными функциями коммуникативности. Этот подход позволил также определить необходимые коммуникативные умения, пути и способы их формирования, определить соответствующее речевое оформление видов.

ПО.

Проведенное исследование показало целесообразность введения дидактической модели формирования ПК с определением характеристик и качеств ПО для подготовки будущих учителей. Характеристики и качества позволяют сформировать ряд приоритетных профессиональных коммуникативных умений, обеспечивающих функциональное взаимодействие всех элементов модели в процессе достижения конкретной цели обучающего общения.

Исходным началом процесса формирования ПК является целевая установка на профессионально ориентированное обучение на занятиях по русскому языку, на подготовку студентов к овладению средствами ПК и включение в процесс моделирования ситуаций ПО.

Занятия по русскому языку располагают достаточным потенциалом для приобщения студентов к профессиональной коммуникативной деятельности и формирования у них необходимых коммуникативных умений.

Исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Эффективность формирования профессиональной коммуникативности может повыситься, если:

— процесс обучения русскому языку построить в соответствии с требованиями профессионально ориентированного речевого общения;

— определить дидактические условия формирования профессиональной коммуникативности;

— процесс формирования профессиональной коммуникативности осуществлять на основе специально разработанной дидактической модели формирования профессиональной коммуникативности;

— моделирование ситуаций профессионального общения производить с учетом многоуровневого характера профессиональной деятельности с адекватным речевым оформлением.

Таким образом, проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Сформулированы и обоснованы оптимальные дидактические условия формирования ПК студентов. На их основе разработана обучающая дидактическая модель ПК. Ее функционирование позволило повысить уровень формирования ПК за счет мотиваци-онной, содержательной и процессуальной сторон обучения.

2. Выявлена о обоснована сущность и структура формирования ПК. Определена их роль и особенности в процессе обучения русскому языку студентов неязыковых факультетов.

3. Определены и систематизированы характеристики ПК. Выявлены закономерности их использования в конкретных наиболее значимых видах профессиональной коммуникативной деятельности. Установлена взаимосвязь как между отдельными компонентами характеристик ПК, так и характеристиками в целом.

4. Выявлены качества ПК, их оптимальные составляющие и функциональные компоненты, реализующиеся в процессе обучающего общения.

5. Определение характеристик и качеств ПК позволило построить процесс обучения русскому языку в соответствии с требованиями ориентированного интеллектуального общения.

6. Разработан метод моделирования ситуаций ПО на основе применения таких форм обучающего общения, как фреймы и скрипты. Он в достаточной степени позволил реализовать многоуровневый характер профессиональной деятельности с адекватным речевым оформлением. Данный метод не накладывает ограничений на его использование в других дисциплинах и способен функционировать при формировании ПК на всех факультетах.

7. Экспериментально апробирована и доказана эффективность разрабатываемой дидактической модели формирования ПК. Это проявилось в качестве ответов студентов, в их умении ориентироваться в видах профессиональной коммуникативной деятельности с выбором адекватного речевого оформления, а также в умении находить контакты с предполагаемой аудиторией и применять на практике требования личностно-ориентированного общения в процессе моделирования ситуаций ПК. На основе полученных данных были выявлены определенные закономерности и тенденции формирования ПК студентов. Поэтому, исходя из совокупности дидактических условий, характеристик и качеств ПК, можно прийти к заключению, что разработанная обучающая дидактическая модель ПК может быть использована в качестве отправной точки для формирования ПК студентов.

Кроме того, совершенствование системы формирования профессиональной коммуникативности связано с расширением сферы применения путей и способов профессионально направленного обучения.

Перспективы формирования ПК также связаны и с созданием новых учебно-методических комплексов. Необходимы профессионально ориентированные учебные пособия для различного контингента студентов, построенные на специально отобранном и организованном для конкретных целей учебном материале профессиональной направленности.

Все эти задачи свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований вопросов формирования профессиональной коммуникативности.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет утверждать правомерность поставленной проблемы формирования профессиональной коммуникативности. — -.- ————————————————————————-223.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: сб. науч. тр. (АПН СССР, НИИ общ. и пед. психоло-гии//Ред. кол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1983.-98 с.
  3. Г. И. Субъектное обучение в высшей школе: новый подход. В сб. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы./ Тезисы докладов научной конференции Института психологии. Изд-во «Институт психологии РАН», М., 1997.-с. 87.
  4. И.Н. Коммуникативно-ориентированная форма обучения научному стилю речи. / Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. / Н. С. Власова, И. Н. Алексеева, И. Р. Барабанова и др. М.: Рус. яз., 1990. — 230 с.
  5. .С. Общение и его проблемы. М.: Изд. Педагогика, 1991.-с. 3−4.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.224
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  8. Г. М. Социальная психология / Учебник для фак. психологии ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
  9. Н.П. Учителю о психологическом климате в его коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  10. П.Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1966. -279 с.
  11. В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954. -104 с.
  12. В.Г. Человек как система и система деятельности человека. Социологические исследования, 1976, № 4, с. 30.
  13. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  14. Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности (на примере подготовки инженер.-преподават. кадров). Дисс. канд. пед. наук. М., 1985.- 184 с.
  15. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. М., 1985. 139 с.
  16. Т.В. Порождение речи: нейро-лингвист. анализ синтаксиса. Изд-во МГУ, 1989. 213 2} с. 20 см.
  17. Э.М. Контрастивная грамматика: морфология русского и тюркских языков. Учеб. пособие: Казань, изд-во Казан, ун-та, 1987.-151 с.
  18. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.225
  19. А. Категории искусственного интеллекта в лингвистической семантике. Фреймы и сценарии. М., 1987. — 216 с.
  20. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-316 с.
  21. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965.-227 с.
  22. М.Н. Межпредметные связи общеобразовательных и специальных дисциплин на политехнической основе в сельских СПТУ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1982. 18 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 е.: ил.
  24. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. — с. 183 -204.
  25. А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  26. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика, 1990. № 12. — 65 — 71 с.
  27. А.П. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М.: Новая школа, 1994. -80 с.
  28. С.Г. Обучение иностранных студентов-медиков профессиональному общению на русском языке. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1983.-143 с.
  29. А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. — 216 с.
  30. А.А. К анализу процесса понимания текстов // Знак и общение. Фрунзе, 1974. — с. 3 — 6.
  31. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  32. Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1991. — 432 с.
  33. Ю.В. Межпредметные связи в учебном процессе педагогических училищ.// Советская педагогика, 1971, № 12.
  34. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. 192 с.
  35. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 336 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  37. Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Дидакт. пособие. Казань. / Казан, пед. ин-т./ 1974. 67 с.
  38. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза. Казань, Таткнигоиздат, 1975. 160
  39. Д.В. Формирование профессионального мышления у студентов педвуза. / Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. 144 с.
  40. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие для студентов пединститутов. Казань, 1992.-108 с.
  41. Л.М., Сементовская В. К. Деловое общение. Л. Лениз-дат, 1980. — 80 с.
  42. Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 286 с.
  43. Г. Г. Человек человек. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1979.-191 с.
  44. Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика. М.: Наука, 1979. Вып. И с. 102
  45. Воспитателю о личностном общении (Психология общения). ИМО «Творческая педагогика». М.: М.П. «Новая школа», 1994. -77 с.
  46. Л.С. Инструментальный метод в психологии. Собрание сочинений в 6-ти т., т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  47. А.С. Обучение школьников умению объяснять изучаемые явления в процессе преподавания предметов естественного 228цикла в VI VIII классах. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Казань, 1984.-17 с.
  48. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-139 с.
  49. И.Р. Грамматическая категория текста. М.: Высш. школа, 1977. — 148 с.
  50. Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии): Моногр. М.: Высш. шк., 1986. — 280 с.
  51. Гез. Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. // Иностр. яз. в шк., 1985, № 2.-с. 17−24.
  52. Г. Коммуникативность и ситуативность при развитии устных речевых навыков и умений в процессе обучения русскому языку. В. кн.: Методика преподавания русского языка за рубежом. -М.: Рус. яз., 19 821.-с. 130−135.
  53. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Высшая школа, 1974. — 20 с.
  54. В.И., Шахнарович A.M. Коммуникативные и когнитивные аспекты текста как единицы речевой деятельности // Сб. науч. тр. / МГИИЯ им. М. Тореза, 1985, Вып. 252. 217 с.
  55. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии, 1975, № 1. с. 101−111.
  56. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика, 1994, № 2. с. 15−19.
  57. В.О. О взаимосвязях школьных предметов. Народное образование, 1976, № 10.
  58. Д.И. Определение. М.: Мысль, 1974. — 311 с.229
  59. МИ., Краснянская К. А. Применение математическойстатистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  60. Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии, 1979, № 3. 56 — 65 с.
  61. B.C. Культура педагогического общения: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  62. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 214 с.
  63. В.В. Виды общения в обучении / Логико-психол. пробл. постр. учеб. предметов./ М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  64. В.В. Доказательность и убедительность в лекции. М., 1981.-239 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  66. Г. Б. Практикум по риторике: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. М.: Издательский центр A3,1995. — 87 с.
  67. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -310 с.
  68. Деловые игры и имитационное моделирование. М.: Изд-во МГУ, 1985.-123 с.
  69. Деловые игры в учебном процессе: Сб. статей / Ред. колл. Л. Ф. Чернакова и др. Мн.: Рышейша шк., 1985. — 115 с.
  70. Л.И. Обучение студентов-филологов национальных отделений университетов воспроизведению научного текста на занятиях по практическому курсу русского языка. Автореф. дисс.7. канд. пед. наук. М., 1985. — 17 с.
  71. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  72. А.Б. Общение: наука и искусство. Изд. 2-е. М.: Знание, 1980.-160 с.
  73. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации // Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984.-284 с.
  74. М.Б. Система подготовки студентов педвузов к осуществлению МПС в средней школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.-16 с.
  75. Н.П. Психология общения: Пособие для студентов психологов. Ярославль, 1979. — 96 с.
  76. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — с.
  77. Д.Н. Профессионализация в контексте жизни человека. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. / Тезисы докладов научной конференции Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — с. 10.
  78. А.А. Информационный тезаурус как база речемысли-тельной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — 186 с.
  79. А.А. Слово образ — проекция текста. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы / Тезисы докладов научной конференции Института психологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — с. 154.
  80. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая п.Х)блема. -Советская педагогика, 1974, № 12. с. 10−16.
  81. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.-64 с.
  82. И.А. Психологическая схема смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — 118 с.
  83. И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. М., 1985. -121 с.
  84. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Надкова Думка, 1982. — 114 с.
  85. Г. А. О лингвистических основаниях коммуникативной типологии речи. Русский язык за рубежом, 1982, № 5.
  86. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996.-231 с.
  87. З.И. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка. М., 1981. — с. 75.
  88. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: АПК РСФСР, 1962. — 376 с.
  89. Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  90. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  91. О.Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1990. — 152 с.----- --------- ¦:.-- 232
  92. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. дляучителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  93. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995.-108 с.
  94. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. -146 с.
  95. Карпов, А С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  96. Е.Г. Деловая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  97. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 152 с.
  98. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. ML: Рус. яз., 1992. — 254 с.
  99. Г. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1967. — 216 с.
  100. М.И. Стилистические проблемы теории речевой коммуникации. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. -212 с.
  101. В.В. Культура речи культура поведения. — Л.: 1988. -216 с.
  102. Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопр. языкознания, 1979. № 6. — с. 9 -14
  103. В.П. Формирование культуры меженационального общения. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 199 с.
  104. Н.А. Текстообразующая роль коммуникативной интенции. Калинин, 1983. 136 с.
  105. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы / Под ред. Е. И. Пасова. М.: Просвещение, 1985. — 124 с.
  106. Л.В. Сборник педагогических задач. // Учебное пособие для студентов пединститутов. М., 1987. — 66 с.
  107. Е.Л., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии, 1980. -№ 1. с. 111−115.
  108. Коротяев. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп и испр. — М.: Просвещение, 1989. -159 с.
  109. Л.Б. «Ситуация», «Речевая ситуация и тема» как методические понятия. Вкн.: Тезисы докладов 3-ей научно-методической конференции русистов по актуальным вопросам преподавания русского языка как неродного. — Рига, 1971. — с. 35−36.
  110. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. -252 с.
  111. Н.В. Методика взаимосвязанного обучения разным видам чтения на I курсе неязыкового вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. — 23 с.
  112. И.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  113. А.И. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Дис. канд. пед. наук. Л., 1983.- 180 с.
  114. Е.С. Роль словообразования в языковой картине мира. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Изд-во «Наука», 1988.-248 с.
  115. Т.С. Что значит обучать языку. // Что значит знать язык и владеть им. / И. М. Шанский, Т. С. Кудрявцева и. др.- Под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ие, 1989. -с.74.
  116. В.В. Методика разработки педагогических игр. Методические рекомендации. М.: ВИМЦ, 1988. — 26 с.
  117. И.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. М., 1973. — с. 26 — 37.
  118. Н.В. Психологическая структура деятельнсти учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 57 с.
  119. Н.Н. Взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла как необходимое дидактическое условие формирования общих естественно-научных понятий. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск: 1985. — 19 с.
  120. Ю.И. Кодирование звуковой структуры речевых сообщений человеком при восприятии и образовании речи. Л.: 1980. -218с.
  121. А.Т. Моделирование в исследованиях системных объектов в области теории воспитания. // Структурно-системные исследования явлений и процессов // М.: 1970.
  122. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. В кн.: Проблемы общения в психологии. М.: «Наука», 1981.-с. 92−121.
  123. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. -69 с.
  124. К.М. Культура педагогического общения- Иркутск: Изд-во ИУ, 1985. 104 с.
  125. А.А. Языкознание и психология. М.: 1966.
  126. А.А. Психология общения. Тарту, 1973. — 208 с.
  127. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979, № 1.-с. 121−132.
  128. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -48 с.
  129. А.А. К определению речевой ситуации. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1986. — с. 161 — 162.
  130. А.А. Принцип коммуникативности сегодня. // Иностранный язык в школе. 1986. — № 2. — С. 27 — 32.
  131. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  132. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — т. 1.
  133. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам. М., 1972.
  134. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64 с.
  135. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. — 36 с.
  136. Е.Ф. Лингводидактический аспект межпредметных связей в обучении русскому языку нерусских. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1980. — 24 с.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  138. .Ф. Особенности познавательных процессов в услвоиях общения / Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: 1991.-с. 107- 127.
  139. И.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников, дисс.. канд. пед. наук. М.: 1967.- 186 с.
  140. Н.А. Межпредметные связи и проблема формирования умений. Советская педагогика, 1973, № 10. с. 31 — 38.
  141. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для стдентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  142. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  143. Е.А. Устное иноязычное общение как предмет обучения. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. — с. 211 — 218.
  144. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.
  145. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 280 с.
  146. Методические проблемы социальной психологии / Сб. статей. Отв. ред. Е. В. Шорохов. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  147. Н.А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи / Н. А. Мете, О. Д. Митрофанова, Т. Б. Одинцова. М.: Рус. яз., 1981. — 141 с.
  148. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1976. — 299 с.
  149. М. Фреймы для представления знаний. М., 1981. -239 с.
  150. М.С. Субъективный тезаурус модель для психологии // Проблемы связности и цельности текста. — М., 1982. -186 с.
  151. Л.М. Вопросы психологии. № 4, 1997. — с. 28.
  152. Ю.А. Саморегуляция личности и трудовая активность сельских школьников // Новые исследования в психологии.1988.-№ 2(39).-с. 52−57.
  153. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. // Вопр. психологии, 1988. № 3. — с. 71 — 78.
  154. Ф.Т. Общественное сознание и смамосознание индивида. / Отв. ред. Б.А. Грушин- АН СССР, ин-т философии. М.: Наука, 1990.-220 с.
  155. Ф.Т. Роль общения в развитии личности школьника. // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. статей / Под ред. В. В. Давыдова, И. В, Дубровиной. М., 1980. — 314 с.
  156. Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях). Санкт-Петербург, 1993. — 56 с.
  157. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя (Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-120 с.
  158. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств. / Сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.-120 с.
  159. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е. И. Смирновой Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. 177 с.
  160. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах / Под ред. А. Е. Кибрика и А. С. Нариньяни. М.: Наука, 1987.-280 с.
  161. О.И. Грамматика текста. М.: Высш. школа, 1981. -183 е., 20 см.
  162. Е.И. Русский язык и специальность. М.: Просвещение, 1971.- 136 с.
  163. Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Рус. яз., 1983.- 176 с.
  164. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  165. А.В. Коммуникативная культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. / АПН СССР, врем. науч. исслед. коллектив «Школа». -М., 1989.-с. 56−67.
  166. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. Бруш-менского. М.: Наука, 1982. — 287 с.
  167. Н.Д., Карминская Л. И. Обучение как специально организованный процесс общения. М., 1987. — 50 с.
  168. А.И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. — 294 с.
  169. Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникаций. М., 1984. — 250 с.
  170. Н.Н. Социально-психологический подход и его роль в профессиональном воспитании студентов. // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Научные труды. Сборник до. Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981. — с. 21 — 25.
  171. Н.Н. Психологическая культура отношений. Л., 1991. -31 с.
  172. Н.Н. Психология делового общения. Л., 1991. — 29 с.
  173. Л.Ю. Формирование профессиональной направленности при обучении иностранному языку. В кн.: Методика преподавания иностранных языков в вузе, вып. 1. — Л.: ЛГУ, 1978. — 61 -63 с.
  174. Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: Проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. Вып. 386. М.: МГЛУ, 1991. 184 с.
  175. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 302 с.
  176. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польского. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
  177. Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. / Под ред. Д. П. Горского. М.: Мысль, 1983.-286 с.
  178. Н.Д. Коммуникативная семантика речи. Психологич. журн. 1991. Т. 12, № 2.
  179. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1965.-208 с.
  180. Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. Леонтьев А.А.-М.: Рус. яз., 1988.-е. 162- 173.
  181. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  182. Перспективы развития системы непрерывного образования. / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
  183. Г. А. Вопросы учителя. Казань: Изд-во КГУ, 1976. -200 с.
  184. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его формирование у студентов. / Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. -Казань, 1989. 144 с.
  185. П.И., Арстанов М. Ж., Хайдаров Ж. С. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения в вузе // Современная военная школа, 1962. № 1. 137. — с. 22 — 48.
  186. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1975. -136 с.
  187. В.И. Существует ли языковая картина мира? // Язык как коммуникативная деятельность человека. М., 1987. — 184 с.
  188. Г. П. Культура общения и личность. Киев: О-во «Знание» УССР, 1984.-33 с.
  189. О.Г. Коммуникативный анализ вопросительного предложения. В кн.: Тезисы VII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1982. — с. 84 — 85.
  190. Психологический словарь / Под ред. Р. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. -440 с.
  191. А.А. Психология и педагогика. М.: Изд-во «Центр», 1996.-332 с.
  192. С.Х. Исскусство и эмоции. Изд. 2-е доп. М.: Музыка, 1972.- 168 с.
  193. И.П. НОТ учителя: 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
  194. Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика 1980 — 176 с.
  195. . А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. — 143 с.
  196. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.: Гольф, 1996.-208 с.
  197. В.Ю. Языковые контакты. Л., 1972. — 238 с.
  198. Э.И. Обучение речевому общению. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1998. — с. 219 — 223.
  199. С.Л. Человек и мар. Методологические и теоретические проблемы психологий. М., 1969. — 370 с.
  200. С.Л. Принципы и пути развития психики. М.: АПН СССР, 1969.-354 с.
  201. Л.П. Коммуникативные особенности обращения // Содержательные аспекты предложения и текста. Калинин, 1983. -с. 38−44.
  202. Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1998. — с. 180 — 187.
  203. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 175 с.
  204. В.П. О психологической модели умственного процесса. В кн.: Теория и практика управления методической подготовкой специалиста в вузе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Орск: Изд-во Орского пединститута, 1996.-с. 61.
  205. Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений у студентов педвуза: Дисс.. канд. пед наук.-М., 1984.-230 с.
  206. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  207. В.А., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991.-с. 154−161.
  208. В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев
  209. АЛ. -М: Рус. яз., 1991.-с. 173- 180.
  210. Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогием, 1989. — (Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
  211. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986.-115 с.
  212. Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. -М.: Знание 1995.-256 с.
  213. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Педагогика, 1986.-160 с.
  214. А.А. О субъективных структурах педагогического опыта. В сб.: Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы / Тезисы докладов научной конференции Института психологии РАН. М., 1997. с. 106.
  215. Л.Н. Тематический аспект организации материала по специальности. В кн.: Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. М.: Изд-во «Наука», 1976. — с. 90 — 98.
  216. Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Научные труды. Сб. 90. Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981.-102 с.
  217. В.М. Социализация, общение, педагогика / Вопросы педагогики и психологии общения. Науч. труды. Вып. 1.
  218. Г. Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.
  219. Ю.А., Марковина И. Ю. Культура и ее этнопсихологическая ценность. // Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988.
  220. А.Ф., Стенинский М. А., Фрумкин M.JI. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. / Под ред. В. А. Сластенина. Ярославль, 1974.
  221. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дисс.. док. пед. наук. Л., 1980. -435 с.
  222. Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.
  223. Е.В. Совершенствование познавательной деятельности школьников средствами межпредметных проблемных заданий. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 19 с.
  224. Н.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности. Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 215 с.
  225. Г. Д. Способы коммуникативного воздействия на примере синтаксиса устной речи // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. — с. 39 — 41.
  226. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  227. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986. — с. 4 — 34.
  228. Е.Ф. Функциональная модель диалогического общения. В кн.: Теория и практика лингвистического описания разговорнойречи. Горький, 1966. — с. 22 — 25.
  229. Е.Ф. Социальные взаимодействия в речевом общении. В кн.: Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1979. -с. 8- 15.
  230. Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю. А. Сорокин, Е. Ф, Тарасов, A.M. Шахиарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979. — с. 62.
  231. Н.В. Обучение иностранных студентов-нефилологов устному рассуждению (на материале учебных текстов по физике). Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. — 16 с.
  232. А.В. Социальные функции общения. В кн.: Актуальные вопросы марксистской гносеологии и социологии. — М.: Политиздат, 1977.-с. 106−121.
  233. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  234. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  235. Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология. Психологическая наука: традиции, современное состояние и пер-спективы./Тезисы докладов научной конференции Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — с. 165.
  236. Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1998. — с. 187- 193.
  237. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин. В кн.: Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — с. 3 — 12.
  238. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высш. шк., 1989. — 159 с.
  239. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычнойречи. М.: Высш. школа, 1989. — 238 с.
  240. И.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: «Педагогика», 1989. — 192 с.
  241. У.Л. Значение и структура языка. М., 1975. — 282 с.
  242. Е.Р. Политехнический аспект межпредметных связей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1983. 19 с.
  243. Л.А., Кожевников В. А. Речь, артикуляция, восприятие. -М.: 1965.-312 с.
  244. Что значит знать язык и владеть им. / Н. М. Шанский, И.Л. Рез-ниченко, Т. С. Кудрявцева и др.- Под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1989. — 192 с.
  245. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сборник ролевых игр. М., 1991. — 101 с.
  246. В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческой группе. Дисс.. канд. пед наук.-Л., 1991.-190 с.
  247. Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л.: 1984. -21 с.
  248. П.А. О структуре и критериях профессиональной направленности студентов. // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981.-с. 5−13.
  249. Р.Х. Соиально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективнм. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  250. Р.Х. Новый подход к разработке теории мотивации / Сред. спец. образование: состояние, проблемы, тенденции. Тезисы докл. науч. конф. ИССО РФО /- Казань. ИССО РАО, 1993. — с. 106−107.
  251. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  252. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука: Пер. с англ. / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978. -418 с.
  253. Ю.А. Общение: возможность и действительность. -Фрунзе: Илим, 1985. 176 с.
  254. С.А. Ее величество игра. М.: № 8, Магистр, 1992. -160 с.
  255. Шмидт Райнер. Искусство общения. М., 1992. — 79 с.
  256. В.А. Моделирование и философия. М.: 1996. — 191 с.
  257. Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., Просвещение, 1972. — 350 с.
  258. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблема совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980, — с. 3 -42.
  259. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  260. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  261. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 704 с.
  262. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  263. Э.Г. Методологические проблемы системного подхода в социальных исследованиях. // Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. // М.: 1970.
  264. И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями. / Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. — 144 с.
  265. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.- 192 с.
  266. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 202 с.
  267. A.M., Яглом И. И. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973.-с. 319.
  268. Т.И. Формирование навыков профессионально направленного продуктивного билингвизма у студентов-нефилологов педвуза в процессе обучения русскому языку (на материалефизического факультета). Дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1983.- 183 с.
  269. Johnson D. W., R. Т. Johnson and Е. J. Holubec. Structuring Cooperative Learning: Lesson Plans for Ts. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1987.
  270. Johnson D. W. and R. T. Johnson. Social Skills for Successful Group Work // Educational Leadership. Y. 47. — № 4ю — PP. — 31 — 35.
  271. Johnson D. W. and R. T. Johnson Learning Learning Together and Alone: Cooperation, Competition and Individualization. N. Y.: Prentice-Hall, 1975.
  272. Johnson D. W. and R. T. Johnson and al. Circles of Learning Cooperation in the Classroom. Alexandria, Ya: Association for Supervision and Curriculum Development, 1984.
  273. Slavin R. E. The Cooperative Revolution in Education //The Education Degest. 1988. — V. 54. — № l. — pp. 18 — 26.
  274. Van Ments Morry The Effective Use of Role-Play A Handbook for Theathers and Trainers. L.: Kogan Page, 1983.
  275. Yukl G. A. Leadership in organizations. Engle. Wood cliffs N.Y., 1981.
Заполнить форму текущей работой