Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B. Г. Федотовой «Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности, она лишь колеблется в ту или иную сторонуРоссия осуществляет слабый, неустойчивый синтез между Востоком и Западом, постоянно теряя стабильность и цельностьРоссияевразийская страна, в ней осуществлен синтез европейского и азиатского начала, она явилась плавильным тиглем для славяно-тюркских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие представлений о цивилизационной специфики общества в западноевропейской социальной философии
    • 1. 1. Отражение особенностей цивилизационного развития в западноевропейской социальной мысли
    • 1. 2. Цивилизационная специфика общества в концепциях О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби
    • 1. 3. Учение о типах цивилизаций С. Ф. Хантингтона и П. Дж. Бьюкенена
  • Глава 2. Русская социальная философия Х1Х-ХХ1 вв. о цивилизационном развитии России
    • 2. 1. Концепция цивилизационного развития в социально-философском наследии славянофилов (А. С. Хомякова и И. В. Киреевского) и
  • Н. Я. Данилевского
    • 2. 2. Теория цивилизации и прогресса в учении К. Н. Леонтьева
    • 2. 3. Проблема цивилизационной специфики общества в современной социальной философии

Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рассматриваемая в диссертационном исследовании проблема цивилизационной специфики общества в настоящее время приобрела особую актуальность. Экономические, финансовые, миграционные потоки в разных регионах мира служат прямым доказательством складывания нового цивилизационного порядка на основе взаимопроникновения и сосуществования разных культур и форм цивилизации (С. Ф. Хантингтон). В частности, наблюдаемые типы региональной и глобальной интеграции свидетельствует о динамичном культурном и цивилизационном обмене.

На Западе с 1980;х годов, а в России на рубеже XXI века нарастает критика цивилизационных представлений, которым отказывают не только в статусе современной парадигмы социально-исторического знания, но и в научности вообще (К. Гинзбург, Ю. И. Семенов, В. А. Шнирельман). Существует мнение, что теория цивилизаций выпадает как из контекста современной глобалистики, ориентированной на изучение универсального, общечеловеческого, так и из контекста развития дисциплинарного исторического знания, все более ориентированного на изучение конкретного, частного, связанного с индивидуальными аспектами человеческого бытия во времени (А. Я. Гуревич, Э. В. Сайко). В результате, панегирическое отношение к теории цивилизаций постепенно превращается в критическое.

Отмечая огромное значение цивилизационного подхода в выявлении проблем, цивилизационных ориентиров и специфики цивилизационного развития России и Запада, нельзя отрицать индивидуальные законы развития цивилизаций, не отвечающие общемировым цивилизационным тенденциям. А. С. Ахиезер справедливо утверждает, что необходимым условием существования любого общества является «диалог между собственной спецификой (самобытностью) и современным миром» [6, с. 18].

Проблему межцивилизационного диалога, важного для решения глобальных вопросов человечества, и в частности распространенных в настоящее время национальных и религиозных конфликтов, затрагивают в своих работах западные философы П. Дж. Бьюкенен, А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтон, О. Шпенглер и др. Однако современность изменила особенность такого диалога, сегодня «сам диалог и преемственность культур затруднены в случае кризиса идентичности или ее быстрых изменений, а также усиливающегося фактора плюрального восприятия своей идентичности. Это относится как к индивиду, так и к конкретным обществам» [160, с. 16].

Цивилизация как процесс основывается на динамичном социокультурном разнообразии. В таком ракурсе вполне оправданным является введение в проблемное поле социальной философии категории цивилизационной специфики общества, которая включает принципы, идеалы и направления основных цивилизационных систем (в данной работе — России и Запада). Современные условия непрерывно меняющихся глобальной" и региональной экономики, хозяйственных и политических систем, повседневности ставят вопрос о месте и перспективах в мировом цивилизационном процессе, как западного, так и российского общества. Продолжаются и нарастают дискуссии о возможной модели цивилизационного развития российского общества, об оценке современного российского общества в контексте цивилизационного развития.

Понятийный аппарат и методология исследования нового цивилизационного поля, условием появления которого стало вхождение России в русло общественных отношений, развивающихся под влиянием глобализации, сформировались в середине ХЕХ века, который с полным правом называют «веком россиеведения». В этой связи вполне объясним возросший интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению направлений и отдельных периодов развития русской социальной философии, проблем цивилизационной специфики. В трудах Н. Я. Данилевского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова затрагиваются вопросы, связанные со спецификой исторического пути России, обосновывается необходимость выработки «национальной идеи» и национального самосознания общества, выбора пути его социально-экономического развития, определения основных особенностей цивилизационной специфики России.

Всестороннее и объективное осмысление проблемы цивилизационной специфики общества, по утверждению автора, требует применения комплексного подхода, в анализе философских, религиозных, культурных, политических аспектов, обеспечивающих возможность верной и объективной интерпретации мирового цивилизационного процесса и места России в нем.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование цивилизационной специфики общества всегда привлекало мыслителей. Начало науки о цивилизации было положено древнегреческими мыслителями (Аристотель, Геродот), заложившими западное понимание проблемы цивилизационной специфики, построенное на противопоставлении мира эллинов как «цивилизованного» и варваров как «нецивилизованного" — Цицероном, предложившим идею постепенного распространения цивилизованности (как образования и культуры) на другие народыСтрабоном, отождествляющим цивилизацию с наличием городской культурыАврелием Августином, выдвинувшим религиозное понимание прогресса как распространения христианских идеалов в обществе.

Рассматриваемая проблема находит отражение в исследованиях отечественных и западных мыслителей. Прежде всего, это соборно-феноменологическая гипотеза А. С. Хомякова, в которой предполагается, что соборность — инвариант, Вечности, выступающая субстанцией всех разновидностей человеческого бытиятруд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», где ученый обозначил расхождение цивилизационного развития Европы и России, которое выводится под знаком абсолютизации различий восточного и западного христианстваработы К. Н. Леонтьева, обосновавшего идеал «византизма» как крайне консервативный вариант понимания проблемы, уделявшего основное внимание культуре, монархизму, православию и критиковавшего либеральные ценности.

Противопоставление «цивилизованного» и «естественного» состояния общества находит отражение в трудах английского философа Т. Гоббса и французского философа-просветителя Ж. Ж. Руссо. Если для первого идеалом является «цивилизованное» общество, отождествляющееся с государством, для второго идеалом выступает «естественное» состояние человека. Следует отметить также Вольтера, сторонника рационального понимания проблемы цивилизацийК. Маркса, предложившего теорию «цивилизационной стадиальности и цивилизационной парадигмы», способствующей выявлению этапов формирования наций и национальных государствО. Шпенглера, объяснившего концепцию противостояния культуры и цивилизации (в трактовке диссертанта — как западный тип «культурологического понимания цивилизационной специфики общества») — А. Дж. Тойнби, осуществившего глубокий анализ развития цивилизации, показавшего цивилизационные особенности и отличияС. Ф. Хантингтона, разработавшего модели столкновения цивилизацийП. Дж. Бьюкенена, отстаивавшего консервативное понимание вопроса цивилизационной специфики Запада.

Работы ряда современных авторов затрагивают проблему цивилизаций в социальном аспекте (В. В. Барулин, Н. И. Воронина, И. А. Гобозов, И. В. Загороднова, В. Д. Зотов, А. А. Ивин, И. Н. Ионов, В. В. Ильин,.

A. А. Кара-Мурза, С. Г. Кара-Мурза, В. Е. Кемеров, Ю. Ф. Кожурин, С. Е. Крапивенский, В. Б. Кучевский, В. В. Максимов, С. Н. Малявин, Е. А. Мартынова, Н. А. Маслов, В. М. Межуев, К. X. Момджян, Е. В. Мочалов, И. Б. Орлова, А. С. Панарин, Н. С. Савкин, Т. Ю. Сидорина, Г. Ф. Сунягин, Ж. В. Чашина, В. И. Фатющенко).

Однако среди многообразия исследований, посвященных категории «цивилизация», практически отсутствуют работы, в которых исследуется проблема типологии цивилизационной специфики общества, хотя отдельные вопросы данной проблемы обсуждаются в ряде источников (например,.

B. В. Ильин в монографии «Россия в сообществе мировых цивилизаций» рассматривает цивилизацию России во взаимодействии с моделями Запада и Востока), а А. С. Ахиезер в книге «Специфика исторического пути России» предлагает теорию циклического развития России, которая объясняет закономерности маятникового развития циклов, начиная с Киевской Руси и по настоящее время. Ученый смог раскрыть конкретно-историческое содержание каждого этапа и периода, показать природу раскола русской культуры и общества, механизм адаптации русской культуры к расколу, что рассматривается им как «историческая ловушка», в которой находится русская культура и общество.

По мнению современного культуролога В. В. Малявина, главная цивилизационная особенность России состоит в том, что «традициякультура — цивилизация в этой стране не составляют единой отлаженной системы, определяющей и общий тип общества» [101, с. 41]. Автор придерживается негативного мнения о русской цивилизации определяя ее как, «заимствованную по случаю у разных народов и служившую преимущественно интересам государства. Народу она оставалась чуждой» [там же, с. 42].

Интерес представляют труды В. И. Холодного, отстаивающего идею, что возможное возрождение России и мировой цивилизации связано с соборной эволюцией человечества, в современных условиях нейтрализованной утилитарным прагматизмом и индифферентизмом.

Весьма значителен вклад в понимание проблемы цивилизационных обществ В. Г. Федотовой, в работах которой показаны изменения, вносимые глобализацией в модернизационную теориюфундаментально проанализированы причины появления множества «модернизмов» и отсутствие сегодня универсальной социальной модели развития. Задачи России трактуются как двухсторонние: выход в глобальную экономику и решение внутренних проблем путем модернизации нового типа, не имеющей догоняющего характера. Ученый оригинально и подробно анализирует перспективы российского развития, образы России и сценарии ее будущего.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время не существует единства мнений и оценок цивилизационной специфики общества в традиционной русской и западной, а также современной социальной философии. Спорные точки зрения, антиномичные и дискуссионные выводы представляют несомненный научный интерес для исследования данной проблемы.

Объектом диссертационного исследования являются цививилизационные системы в научных исследованиях, а предметом исследования — цивилизационная специфика общества в социально-философском анализе.

В связи с этим цель работы — осуществление комплексного социально-философского анализа формирования и развития концепции цивилизационной специфики общества в современной социальной философии, наследии русских и западных мыслителей. На это направлен ряд конкретных задач: изучить и сравнить основные особенности и этапы формирования представлений о цивилизационной специфике общества в западноевропейской социальной философии: а) раскрыть сущность концепции цикличности цивилизаций и прогресса в социальной философии О. Шпенглера и А. Дж. Тойнбиб) выявить и определить особенности формирования проблемы цивилизационной специфики общества в социальных доктринах С. Ф. Хантингтона и П. Дж. Бьюкененапроанализировать основные этапы и особенности становления концепции цивилизационной специфики России в трудах славянофилов (А. С. Хомякова и И. В. Киреевского) и Н. Я. Данилевскогоосмыслить теорию цивилизации и прогресса К. Н. Леонтьева в рамках цивилизационной специфики Россииразработать и обосновать содержание понятия цивилизационной специфики обществарассмотреть и наметить основные подходы к решению проблемы цивилизационной специфики общества в современной социальной философии России.

Методологические основания исследования.

Методология исследования определена спецификой предмета, целью и задачами работы. Она включает диалектический принцип историзма, способствующий единству логического и исторического способов познания в процессе исследования. Его содержательной стороной выступает идея развития, позволяющая рассматривать изучаемый объект в становлении. Также автор использует методы: реконструкции, предполагающий гипотетическое воссоздание целого в соответствии с внутренней логикой наличных фрагментовкомпаративного анализа (сравнение, аналогия, сопоставление и т. п.), дающий возможность сравнения различных (иногда взаимоисключающих) тенденцийон включает также возможности-сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить с помощью сравнения общее и особенное в исторических явленияхаксиологический метод, способствующий выявлению значимости идей, выдвинутых отечественной и западной социальной философией для современности, обоснованию их ценностигерменевтический метод, предполагающий осмыслению и интерпретацию явления философии и духовной культуры прошлого.

В процессе исследования использовались как историко-философские, так и общенаучные методы, в частности методы абстрагирования и идеализации.

Гипотеза исследования.

Цивилизационная специфика общества является одной из основных проблем в современной социальной философии и проявляется в разном понимании сущности, целей и задач прогресса и цивилизации, социальных и религиозных идеалов.

Для русской социально-философской традиции характерно консервативно-православное понимание цивилизационной специфики, нашедшее отражение в скептическом отношении к прогрессу, отрицании принципов гуманизма и либерализма.

Западные философы отдавали приоритет рациональному подходу, базирующемуся на ценностях права и технократизма, идеологии гуманизма и либерализма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— доказано, что проблема цивилизационной специфики общества актуальна и значима в силу дальнейшего нарастания цивилизационных противоречий в современном мире;

— раскрыты и подчеркнуты своеобразие, преемственность и самобытность идей Н. Я. Данилевского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова, П. Дж. Бьюкенена, А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтона, О. Шпенглера при рассмотрении линейности и цикличности исторического процесса современного общества;

— представлен авторский подход к социально-философскому содержанию, особенностям, этапам формирования воззрений мыслителей и ученых на цивилизационную специфику общества в социальной философии России и Запада;

— обосновано определение цивилизационной специфики общества как теоретико-методологического основания исследования межцивилизационных проблем России и Запада;

— проанализирована проблема цивилизационного положения России в условиях глобализации, определены механизмы сохранения ее национального, культурного и религиозного своеобразия.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Особенности этапов становления проблемы цивилизационной специфики общества в западной социальной философии заключены в том, что для Античности характерно противопоставление «цивилизованного» общества греков «нецивилизованному» (не эллинов) — Средневековью присуща связь цивилизационой концепции с христианским теологизмомэпоха Возрождения постепенно смещает акценты теоцентризма в сторону рациональной парадигмыв эпоху Просвещения и Нового времени происходит научное формирование концепции цивилизационной специфики общества- «пострациональный» этап (начало XX в), представленный О. Шпенглером и А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтоном и П. Дж. Бьюкененом, трактует развитие социума через категорию локальных цивилизаций.

2. Социально-философское наследие и идеи славянофилов стали особым этапом в развитии русской проблемы цивилизационной специфики общества. Мыслители выступили сторонниками особого пути России, декларируя в нем важную роль Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития в форме общины и артели. Классики славянофильства (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков), усвоив последние достижения социальной философии запада (Г. Гегель, И. Кант), подвергли критике самые основы западной цивилизации и предложили ей альтернативные варианты, выразившиеся в цивилизационно-православной модели специфики общества.

3. Социальная философия К. Н. Леонтьева дополняет и творчески переосмысливает теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского положением о том, что развитие человечества протекает в рамках самобытных национальных культур. К. Н. Леонтьевым предложена оригинальная трактовка целей прогресса и связанной с ним концепции цивилизационной специфики общества, включающей типы социально-государственного устройства, комплекс антропологических идей, модели решения национального вопроса, представления о будущем России.

Формообразующим началом российского культурно-государственного организма, объединительным стержнем национально-разнообразного государства, по глубокому убеждению философа, должен быть византизм (в прошлом обеспечил России ее «цветущую сложность», привел Россию к величию и могуществу, был залогом всех ее достижений).

4. Цивилизационная специфика общества как социально-философская категория включает принципы, идеалы и направления развития основных цивилизационных систем (в данной работе — России и Запада), находит отражение в философии, культуре, этике, религии, проявляется в моделях прогресса и социально-государственного устройства. Цивилизационная специфика общества может служить в качестве общей методологии исследования межцивилизационных проблем «Россия — Запад», «Запад — Восток», «Восток — Россия», позволяет наметить и оценить перспективы развития российской цивилизации в современном мире.

5. Российская цивилизация рассматривается автором как полицивилизация, интегрировавшая в себе многие культуры, религии, традиции. Она реализовала свою идентичность в социокультурных сходствах народов, проживающих на одном географическом и политическом пространстве в течение многих столетий, но не восприняла в полной мере достижения западной цивилизации (прежде всего правовую культуру). Главная особенность российской цивилизации заключена в способности сближаться, сотрудничать с представителями других цивилизаций, осуществлять процесс взаимовлияния, взаимообогащения культур, не теряя при этом своей неповторимой идентичности.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы: в процессе дальнейшего исследования теоретических проблем русской и западной социальной философиив теории и практике педагогического образования и воспитанияв преподавании вузовских курсов социальной философии, истории России, при проведении семинарских занятий и чтении лекцийпри разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области отечественной и западной социальной философии, а также в работе методологических семинаров вузов.

Апробация работы.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии для гуманитарных специальностей ГОУВПО «Мордовский государственный университет Н. П. Огарёва». Основные положения и выводы исследования представлены в сообщениях и докладах на Всероссийских научно-практических конференциях: «Третьи Саранские философские чтения: Русская философия в аксиологическом измерении» (г. Саранск, 2007 г.), «Четвертые Саранские философские чтения: Русская философия: историография, источниковедение, методология» (г. Саранск, 2008 г.), «Пятые Саранские философские чтения: Современная историография русской философии: проблемы и перспективы» (г. Саранск, 2009 г.), «Шестые Саранские философские чтения: „Вехи“: сто лет спустя» (г. Саранск, 2010 г.).

Структура диссертационной работы определяется целью, задачами и методологией данного исследования и включает введение, две главы, каждая из которых состоит из трёх параграфов, заключение, библиографический список, три приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В начале XXI для России все еще актуальным остается вопрос о выборе пути. Какую модель развития принять? К каким целям стремиться? России активно и небезуспешно навязывается западная модель, выдаваемая за «универсальную» или «общечеловеческую» цивилизацию. Теоретическим обоснованием такого подхода служит однолинейная схема социально-исторического процесса, где за вершину, высшую точку принимается западная (европейская и ее модификация — американская) цивилизация, ценности которой должны якобы быть распространены по всему миру.

По мнению диссертанта, Россия в своей основе не имеет ярко выраженных черт западной цивилизации, она формировалась в течение многих веков на традициях Киевской Руси и Москвы, под значительным воздействием православной Византии, длительного монгольского правления, отстаивая собственное бытие в борьбе с иноземными захватчиками. Все эти процессы глубоко дистанцировали цивилизационную специфику Российского и Западного обществ (прил. 1), что не осталось незамеченным.

A. С. Хомяковым, Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым и др. Начатый Петром I процесс модернизации и вестернизации России не повернул нашу страну к западным ориентирам. Не смогли европеизировать ее и монархи-либералы Екатерина П и Александр II.

По справедливому замечанию современного исследователя.

B. Г. Федотовой «Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности, она лишь колеблется в ту или иную сторонуРоссия осуществляет слабый, неустойчивый синтез между Востоком и Западом, постоянно теряя стабильность и цельностьРоссияевразийская страна, в ней осуществлен синтез европейского и азиатского начала, она явилась плавильным тиглем для славяно-тюркских народов, сформировавших в результате органику российского суперэтноса, его культуруРоссия вовсе не является азиатской страной, она — безусловно европейская страна, находящаяся, однако, в состоянии недостаточной развитости („отсталая“ Европа, „вторая“ Европа), но способная преодолеть отсталость и подняться до уровня развитых капиталистических странРоссия представляет собой часть восточноевропейской цивилизацииРоссия обладает собственной цивилизационной особенностью, которая ярче всего представлена ее провинцией» [160, с. 55].

Мы считаем, что основной социальной идеологией концепции цивилизационной специфики России является консерватизм, для Западалиберализм, которые различаются по своим ценностным критериям (прил. 2). Отличается специфика российское общество и от советского, идейной основой которого является социализм (прил. 3).

Для Запада существование страны-соседа с иными цивилизационными парадигмами было всегда болезненным. И. А. Ильин, например, выдвигает три основные причины западно-российской конфронтации. Первая связана с языковыми трудностями. Русский язык не принадлежит к романо-германской группе и к тому же вытеснен из основной части Европы, не распространен в ней: «Русский язык стал чужд и „труден“ западным европейцам. А без языка народ народу нем („немец“)». Вторая причина состоит в том, что Западу чужда русская (православная) религиозность. Европой искони владел Рим — сначала языческий, потом католический, воспринявший основные традиции первого. В русской же истории была воспринята не римская, а греческая традиция. Римская и греческая традиции и соответственно западная и русская во многом противоположны друг другу. Третья причина связана с особенностями мировосприятия и психологической структуры: «Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением и лишь потом волею и умом» [51, с. 155].

Как показывает современная действительность, конфликты России и Запада в своей основе — это столкновения цивилизаций, и выход из этого противостояния возможен только благодаря межцивилизационному диалогу, но при этом национальные интересы России не должны заключаться в слепом копировании ценностей западной цивилизации. Большой смысл автор работы видит в укреплении естественной национально-исторической почвы, пересмотре ориентиров, нацеленных на чужие социально-экономические достижения и ценности, переключении максимума ресурсов и национальной энергии на укрепление общенационального фундамента.

Российское общество по своим базовым основаниям и надстроечным проявлениям остается гибридным, синкретичным, поскольку в нем переплелись как элементы европейского происхождения при господстве азиатских и византийских моделей общественного устройства, так и соответствующие институты и убеждения. Иными словами, на русской, евразийской почве не прижились исключительно западные заимствования.

Существующее в либеральной среде мнение об интеграции России и Европы представляется нам глубоко ошибочным. Россия для Запада является основным источником природных ресурсов. Но Россия, как партнер по созданию единого экономического пространства, технологически развитое государство, мощный субъект мировой политики, конкурирующий с североатлантическим’блоком, отстаивающий свои национальные интересы, никак не устраивает Запад.

Вместе с тем необходимо отметить, что рассмотрение проблемы цивилизационной специфики общества в традициях социальной философии России отмечается определенными особенностями — очень многие рассуждения отечественных мыслителей исходили из антизападнической парадигмы. В связи с этим некоторые из них возводили грехи западной цивилизации ко временам ее отпада от истинной веры, другие связывали их с мировоззренческими перипетиями эпохи Возрождения и Реформации, третьи осуждали буржуазные революции и преобразования.

Мы исходим из того, что Россия как уникальное цивилизационное образование должна сохранить свою социокультурную идентичность и ни в коем случае не допускать иной трансформации. Россия с ее богатыми природными и интеллектуальными ресурсами обладает потенциальной возможностью для реализации амбициозного прорыва — технологического развития, которое позволило бы ей, если не превзойти, то сравниться с современными постиндустриальными государствами.

Попытки использования западного опыта на российской почве, как показывает история, не приводят к успеху, но зато порождают деструктивные процессы. И как ни печально, уровень наркомании, проституции, тяжких преступлений, в стране значительно опережает аналогичные явления на Западе.

Цивилизационное развитие России как многонационального федеративного государства во многом зависит от сохранения и развития исторически существующего этнического и культурного многообразия, а также от умения жестко отстаивать свои геополитические, национальные интересы, исторически выработанные цивилизационную специфику не только по всему периметру государственных границ, но и на дальних подступах к ним.

Россия как уникальная цивилизация представляет собой совокупность различных культурно-исторических, цивилизационных векторов. А православный вектор в ней всегда играл ключевую роль, поэтому без сохранения православия невозможно говорить о существовании цивилизационных ориентиров России.

А. Дж. Тойнби писал, что «цивилизации развиваются благодаря порыву, который ведет их от вызова через ответ к дальнейшему вызовуот дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации» [157, с. 166]. Такая «пульсация» — объективный диалектический закон функционирования цивилизаций. Заимствование Россией западной модели цивилизации должно иметь четкие пределы. Универсальные цивилизационные ориентиры (рыночное общество, права человека, самоценность человеческой жизни) должны адаптироваться к самобытным национально-историческим традициям России. Западные ценности объективно не могут поглотить цивилизационно-культурные формы, исторически сложившиеся в многонациональной и многоконфессиональной России. Ее успешное развитие видится нам в сохранении этого многообразия, самобытных культурных норм и национальных традиций при избирательном восприятии, западных ценностей.

Обратившись к Западной Европе, мы увидим, что там не уменьшаются, а, напротив, постепенно нарастают философские, социологические и практические леворадикальные протесты против атрибутов современного западного цивилизационного общества, которое характеризуются как одномерная утилитарно-технократическая система бытия, превращающая человека в индифферентно мыслящего деятеля-исполнителя, лишенного личностной самостоятельности. В последнее время Запад взял курс на глобализацию, объективно представляющую собой процесс уничтожения архаического человека и архаичного образа жизни. В этих условиях леворадикализм преобразовался в антиглобализм. Последний имеет перспективу превратиться в мощную идеологию, потенциально способную пробудить зомбированное население и сориентировать его на революционное возрождение архетипических и национальных ценностей.

Наряду с традиционным антиглобализмом, на Западе усиливается консервативная критика либерализма, ориентирующая людей на возврат к традиционным ценностям, таким как признание авторитета, уважение семьи, религии, общины, индивидуальная собственность вместо корпоративной, чувство хозяина как внутренняя бережливо-благотворительная ценность, что выразилось в концепциях Хантингтона и Бьюкенена. Вместе с тем здесь мы сталкиваемся со сложной диалектикой исторического процесса, когда, например, ментальность американцев, будучи стабильно либеральной, несет в себе и консервативную тенденцию, и фашизированную установку.

Следует отметить тот факт, что сейчас на Западе, который влияет на другие страны, складывается иной тип общества. Фокусом современных обществ выступает индивидуальность, вырастающая на пересечении инноваций, секуляризации и демократизации. Активная деятельность ради будущего, а не только сегодняшнего потребления порождает здесь тип трудоголика, постоянно готового к жизненной гонке. Его становление в Западной Европе осуществлялось на основе такого способа секуляризации жизни, как протестантизм, появление протестантской этики капитализма. Но и более поздние непротестантские модернизации дали тот же результат в изменении персональности. Современным становится не только общество, но и человек. Его отличает: интерес ко всему новому, готовность к изменениямразнообразие взглядов, ориентация на информациюсерьезное отношение ко времени и к его измерениюэффективностьпланирование эффективности и времени, личное достоинство, партикуляризм и оптимизм Индивидуальная модернизация — процесс не менее драматический, чем социальная.

Сегодня перед цивилизационно изменяющейся Россией стоят серьезные вызовы, а их преодоление возможно через адекватный ответ, суть которого нам видится не только в отстаивании жизненно важной цивилизационной специфики российского общества, но и активной роли государства в сглаживании существующих социальных противоречий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. О граде Божьем / Августин Блаженный. М.: Харвест: ACT, 2000. -1296 с.
  2. , Л. Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева / Л. Р. Авдеева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -1982. -№ 3.- С. 74−86.
  3. , К. М. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства / K.M. Агеев. Киев, 1909. — 342 с.
  4. , Ю. В. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века : К. Н. Леонтьев. / Ю. В. Андронов, А. Г. Мячин, А. А. Ширинянц. М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 228 с.
  5. Аристотель. Афинская политика: государственное устройство афинян / Аристотель. -М.: Г. П.И.Б., 2003.-229 с.
  6. , А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А. С. Ахиезер. М.: Новый хронограф, 2008. — 934 с.
  7. , С. И. К. Н. Леонтьев и классическое славянофильство / С. И. Бажов. // Кентавр. -1994. -№ 1. С. 32 — 48.
  8. , С. И. Философия истории’Н. Я. Данилевского / С. И. Бажов. М.: Наука, 1997.-215 с.
  9. , В. С. Социальная философия : в. 2 ч. ч. 1 / В. С. Барулин. — М.: Изд-во Моек. ун-та, 1993. 336 с.
  10. , В. С. Социальная философия : в. 2 ч. ч. 2 / В. С. Барулин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. —240 с.
  11. , А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. Минск: Харвест, 1999. -1408 с.
  12. , Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1997. — 540 с.
  13. , В. В. Перипетии историзма: подходы к истории философии на Западе / В. В. Бибихин // Филос. и социол. мысль. -1989. -№ 12. С. 73 — 87.
  14. , П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. -М.: ACT, 2008. -350 с.
  15. , Т. И. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. -М.: Высш. шк., 1995. -352 с.
  16. Вольтер. Философские произведения /Вольтер. -М.: Эксмо, 2005, —432 с.
  17. , О. В. Парадоксы восприятия А. Тойнби в современной российской историографии / О. В. Воробьёва // Диалог со временем, — 2004. — № 4.-С. 259−276.
  18. Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. — Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2001. -232 с.
  19. В. Соловьёв: Pro et contra: антология: в 2 кн., Кн. 1. СПб.: РХГИ, 2000. — 895 с.
  20. В. Соловьёв: Pro et contra: антология: в 2 кн., Кн. 2. СПб.: РХГИ, 2000. -1069 с.
  21. , А. А. Русская философия IX — XIX / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 744 с.
  22. Геродот. История / Геродот. — М.: Ладомир, 2001. 740 с.
  23. , Э. История упадка и разрушения Римской империи: в 7 т. Т. 1 / Э. Гиббон. СПб.: Наука: Ювента, 1997. — 428 с.
  24. , Э. История упадка и разрушения Римской империи: в-7 т. Т. 7 / Э. Гиббон. СПб.: Наука, 2000. — 424 с.
  25. , И. А. Социальная философия: учеб. для вузов / И. А. Гобозов. М.: Акад. проект, 2007. — 348 с.
  26. , И. А. Социальная философия: учеб. слов. / И. А. Гобозов. — М.: Акад. проект, 2008. — 367 с.
  27. , В. Д. Философия / В. Д. Губин. М.: Гардарики, 2001. — 334 с.
  28. , Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495 с.
  29. , А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А. Я. Гуревич. -М.: РОССПЭН, 2005.-422 с.
  30. , П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. — М.: Аспект-Пресс, 1995. -288 с.
  31. , Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003. — 640 с.
  32. , В. И. Идейное содержание социального биологизма / В. И. Добрынина //Вест. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1987. -№ 1. — С. 85 -87.
  33. , К. М. Генезис дипломата / К. М. Долгов, А. В. Торкунов // Леонтьев К. Н. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты: 1865 1872. — М.: РОССПЭН, 2003. — С. 7- 60.
  34. , А. Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: очерки геополитики XXI века / А. Г. Дугин.- СПб.: Амфора, 2007. -382 с.
  35. , И. И. История, русской философии / И. И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. — 584 с.
  36. , Б. Ф. О национализме и панславизме славянофилов / Б. Ф. Егоров // Славянофильство и современность: сб. ст. СПб., 1994. — С. 23 — 32.
  37. Емельянов-Лукьянчиков, М. А. К. Н. Леонтьев. Учитель смелости. / М. А. Емельянов-Лукьянчиков // Журн. Рус. культуры. 2006. — № 1. — С. 198 -202.
  38. Емельянов-Лукьянчиков, М. А. Концепция «племенизма» К. Н. Леонтьева в цивилизационной историософии ХЖ-ХХ веков / М. А. Емельянов-Лукьянчиков // Вопр. истории. -2004. № 9. — С. 120 — 132.
  39. , А. И. Социальная философия русского консерватизма / А. И. Есюков. Архангельск: Помор, ун-т, 2009. — 276 с.
  40. , К. А. Восточный вопрос в историософской концепции К. Н. Леонтьева / К. А. Жуков. СПб.: Алетейя, 2006. — 227 с.
  41. , И. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / И. В. Загороднова, Е. В. Мочалов. -Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2008. 196 с.
  42. , А. Ф. Учебник русской политологии / А. Ф. Замалеев. — СПб.: Летний сад, 2002. 352 с.
  43. , В. А. Веберовские взгляды на государство и прогресс / В. А. Зарин // Актуальные проблемы современной Африки. М., 1988. — Вып. 2. — С. 26 -34.
  44. , В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. — М.: Раритет, 2001.-880 с.
  45. , В. В Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. М.: Республика, 1997.-368 с.
  46. , А. Ф. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века J А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. -М.: Высш. шк., 1988. 520 с.
  47. , В. Д. Очерки социальной философии / В. Д. Зотов. М.: Наука, 19 941 -207 с.
  48. , А. А. Основы социальной философии / А. А. Ивин. — М.: Высш. шк., 2005.-440 с.
  49. , В. В. Россия в сообществе мировых цивилизаций / В. В. Ильин. — М. :КДУ, 2009. -200 с.
  50. , И. А. Наши задачи / И. А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. Т. 2, кн. 2. -М.: Рус. кн., 1994. С. 59 -187.
  51. , И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Собр. Соч.: в 10 т. Т. 4-М.: Рус. кн., 1994.-С. 149−414.
  52. , М. Т. Краткий очерк истории философии / М. Т. Иовчук. М.: Мысль, 1967.-790 с.
  53. , И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание / И. Н. Ионов. М.: Наука, 2007. — 499 с.
  54. , И. А. Политико-правовая утопия в России: конец XIX — начало XX в. / И. А. Исаев. М.: Наука, 1991. — 266 с.
  55. , М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. —205 с.
  56. Каменский 3. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков / 3. А. Каменский. СПб.: РХГИ., 2003. — 536 с.
  57. , Э. Превращение. Проблема человека в западной философии / Э. Канетти. -М.: Прогресс, 1988. -552 с.
  58. , И. Идеи всеобщей истории о космополитической точки зрения / И. Кант. М.: Эксмо, 2006. — 735 с.
  59. , И. Метафизические начала учения о праве / И. Кант. М.: Мир книги, 2007. — 399 с.
  60. Кара-Мурза, А. А. Между «империей» и «смутой» / А. А. Кара-Мурза. — М.: ИФРАН, 1996. -173 с.
  61. Кара-Мурза, С. Г. Власть манипуляции / С. Г. Кара-Мурза. М.: Акад. проект, 2007. -380 с.
  62. , А. С. Философия. Рационализм и материализм XXI века / А. С. Кармин. СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
  63. , В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Акад. проект, 2001.-317с.
  64. , В. Е. Социальная философия / В. Е. Кемеров. — М.: Акад. проект, 2004.-382 с.
  65. , В. И. Историософия А. С. Хомякова / В. И. Керимов. М.: Знание, 1989.-64 с.
  66. , Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX века / Н. С. Киняпина. -М.: Высш. шк., 1974. -280 с.
  67. Классика геополитики, ХЗХ век. Сб. работ -М.: ACT, 2003. 718 с.
  68. , А. Д. Принципы новой философии (идеи, размышления, гипотезы) / А. Д. Ковалёв. М.: Соврем, тетради, 2006. — 327 с.
  69. , Ю.Ф. Цивилизация: идентификация социокультурной системы региона / Ю. Ф. Кожурин. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. — 352 с.
  70. , В. В. Пророк в своем отечестве (Ф. И. Тютчев и история России XIX века) / В. В. Кожинов. М.: Наука, 2001. — 416 с.
  71. , А. Философия и национальная проблема России в начале XIX века / А. Койре. М.: Модест Колеров, 2003. — 304 с.
  72. К. Н. Леонтьев: Pro et contra: антология: в 2 кн., кн. 1 СПб.: РХГИ, 1995. -480 с.
  73. К. Н. Леонтьев: Pro et contra: антология: в 2 кн., кн. 2. — СПб .: РХГИ, 1995. -702 с.
  74. , Ю. А. Наука и религия, историко-культурный очерк / Ю. А. Комелев, И. Б. Полякова. -М.: Наука, 1988. 175 с.
  75. , А. А. Пророчества Константина Леонтьева /
  76. A. А. Корольков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. — 200 с.
  77. , В. И. Греко-болгарский вопрос / В. И. Косик, Г. Б. Кремнев // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 -1891). -М., 1996. С. 793 -794.
  78. , В. И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему /
  79. B. И. Косик. -М.: Зерцало, 1997. -240 с.
  80. , Е. А. Историософия Арнольда Тойнби / Е. А. Косминский // Вопр. Истории. 1957. -№ 1. — С. 138 — 167.
  81. , В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях / В. А. Кошелев. — М.: Новое лит. обозрение, 2000.-512 с.
  82. , С. Э. Социальная философия / С. Е. Крапивенский. — М.: ВЛАДОС, 2004.-416 с.
  83. Критический анализ современной буржуазной философии / И. С. Вдовина, Э.
  84. B. Деменчонок, А. Б. Зыкова и др.. // Вопр. философии. 1985. — № 12. —1. C. 18−35.
  85. , А. Г. Критика исторического метода О. Шпенглера /
  86. A. Г. Кутлуяя //Филос. науки. -1987. -№ 1. -С. 84−89.
  87. , В. Б. Социальная философия : общество и сферы его жизнедеятельности / В. Б. Кучевский. -М.: МЗ Пресс, 2003. 151 с.
  88. , В. Н. Социальная философия / В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. — 239 с.
  89. , Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли : Вторая половина XIX — начало XX века / Ш. М. Левин. Л.: Наука, 1974. — 443 с.
  90. , В. В. История либерализма в России : 1762−1914 /
  91. B. В. Леонтович. -М.: Рус. путь, 1995.-548 с.
  92. , К. Н. Византизм и славянство / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 300 — 443.
  93. , К. Н. Грамотность и народность / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 90 — 130.
  94. , К. Н. Еще раз о греко-болгарской распре / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7 кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 272 — 298.
  95. , К. Н. Избранное/К. Н. Леонтьев. -М.: Рарог, 1993. -393 с.
  96. , К. Н. Избранные письма, 1854 — 1891 / К. Н. Леонтьев. СПб.: Пушк. фонд, 1993. — 637 с.
  97. , К. Н. Мое обращение и жизнь на Св. Афонской горе / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т. 6, кн. 1. — СПб.: Владимир Даль, 2003.-С. 782- 804.
  98. , К. Н. Панславизм на Афоне / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 210 — 267.
  99. , К. Н. Четыре письма с Афона / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1 СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 131 — 175.
  100. , А. Ф. Владимир Соловьёв / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. — 206 с.
  101. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М.: Политиздат, 1991. — 522 с.
  102. , Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М.: Совет, писатель, 1991.-480 с.
  103. , В. В. Социальный антиномизм : социально-философское исследование / В. В. Максимов. М.: РИФ «РОЙ», 2002. -164 с.
  104. , В. В. Россия. после Востока и Запада / В. В. Малявин // Восток, Запад и Россия. М.: Журн. «Эксперт», 2005. — С. 23 — 67.
  105. , С. Н. История русской социально-философской мысли / С. Н. Малявин. -М.: Дрофа, 2003. 195 с.
  106. , К. Капитал : квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге /Маркс. -М.: КомКнига, 2010. 195 с.
  107. , Е. А. Социософия «Вех» / Е. А. Мартынова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -120 с.
  108. , В. М. Между прошлым и будущим / В. М. Межуев. М.: ИФРАН, 1996. -151 с.
  109. , А. В. Итоги : Философские проблемы современности / А. В. Михайлов7/Наш современник. 1990. -№ 12. — С. 3 — 32.
  110. , Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. М.: Яз. Рус. культуры, 2000. -224 с.
  111. , К. X. Введение в социальную философию : учеб. пособие / К. X. Момджян. -М.: Ун-т: Высш. шк., 1997. 447 с.
  112. , К. X. Общество. История: учеб. пособие / К. X. Момджян. -М.: Наука, 1994.- 239 с.
  113. , А. Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россиян и Германия в конце XIX начале XX века) / А. Н. Мочкин. — М.: ЦОПИФ РАН, 1999. — 194 с.
  114. , Ю. JI. Культурологизм как методологическая тенденция в современной западной философии / Ю. Л. Муравьёв // Филос. науки. 1988. — № 1, —С. 66−111.
  115. Н. А. Бердяев о русской философии: в 2 ч. ч. 1 / Н. А. Бердяев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. —287 с.
  116. Н. А. Бердяев о русской философии: в 2 ч. ч. 2 / Н. А. Бердяев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 239 с.
  117. , Д. Высокая технология, глубокая гуманность : технологии и наши поиски смысла/Д. Нейсбит. -М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 381 с.
  118. , С. А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50 70-е годы XIX века / С. А. Никитин. -М.: Наука, 1970. — 328 с.
  119. , Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: Изд-во МГУ, 1990. -302 с.
  120. , Л. И. Русская философия истории / Л. И. Новикова- И. Н. Сиземская, М.: Аспект Пресс, 1999. — 399 с.
  121. , К. М. Социальная философия / К. М. Оганян. СПб.: Петрополис, 2009.- 396 с.
  122. И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и переспектива / И. Б. Орлова. М.: Издательство НОРМА, 1998.- 280 с.
  123. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. М.: Наука, 1991.- 486 с.
  124. , А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.-416 с.
  125. А. С. Православная цивилизация в глобальном мире /
  126. A. С. Панарин. -М.: Алгоритм, 2002. 496 с.
  127. , В. И. Философия исторического прогнозирования : ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века /
  128. B. И. Пантин. -Дубна: Феникс+, 2006. -448 с.
  129. , К. С. Очерки социальной философии / К. С. Пигрова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 292 с.
  130. , О. А. Терновый венец России : Тайная история масонства, 1731 -2000. / О. А. Платонов. -М.: Рус. вестн., 2000. -912 с.
  131. , О. А. Экономика русской цивилизации / О. А. Платонов. — М.: Инс-т рус. цивилизации, 2008. 800 с.
  132. , В. В. П. А. Сорокин об основных проблемах и типологии теории прогресса/В. В. Проказов // Вестн. АмГУ.- 2001.- № 10. С. 31−33.
  133. , Б. История западной философии и ее связи с политическими* и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. -Екатеринбург: Деловая книга, 2008. — 1004 с.
  134. , Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А. Д. Тойнби (опыт критического анализа) / Е. Б. Рашковский. М.: Наука, 1976. — 199 с.
  135. , А. В. Консервативная концепция переустройства России / А. В. Репников. М.: Академия, 2007. — 520 с.
  136. , А. В. Консервативная концепция российской государственности/ А. В. Репников. — М.: СигналЪ, 1999. 161 с.
  137. , А. В. «Эстетический аморализм» в произведениях К. Н. Леонтьева / А. В. Репников. М.: СигналЪ, 1999. — 40 с.
  138. , Ж. Ж. Об общественном договоре / Ж. Ж. Руссо. М.: Канон-Пресс, 1998. -416 с.
  139. , Н. С. Социальная философия / Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 256 с.
  140. , С. С. Шелохаев, В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX начало XX в.) /С. С. Секиринский, В. В. Шелохаев. -М.: Памятники ист. мысли, 1995. — 286 с.
  141. , Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семеникова. М.: Университет, 2005. —752 с.
  142. , Ю. Н. Социальная философия А. Тойнби: критический очерк / Ю. Н. Семёнов. М.: Наука, 1980. — 200 с.
  143. , В. В. Курс лекций по истории русской философии / В. В. Сербиненко. М.: Омега-М, 2006. — 464 с.
  144. , А. Ф. Константин Леонтьев / А. Ф. Сивак. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1991.- 88 с.
  145. Т. Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. -М.: МГУВШЭ, 2001. 182 с.
  146. , И. П. Социософия революции / И. П. Смирнов. — СПб.: Алетейя, 2004, — 370 с.
  147. , B.C. Избранное / В. С. Соловьёв. М.: Совет. Россия, 1990. — 491 с.
  148. , В. С. Национальнай вопрос в России / В. С. Соловьёв М.: ACT: Хранитель, 2007. — 505 с.
  149. , В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьёв. Минск: Харвест, 2001.-192 с.
  150. , В. С. Смысл любви / В. С. Соловьёв. — Киев: Лыбидь, 1991. -63 с.
  151. , В. С. Соч. в 2 т. Т.1 / В. С. Соловьёв. М.: Мысль, 1990. — 892 с.
  152. , В. С. Соч. в 2 т. Т.2 / В. С. Соловьёв. М.: Мысль, 1990. — 822 с.
  153. , В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями / В. С. Соловьёв. М.: ACT: Хранитель, 2007. -347 с.
  154. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  155. Столович, JL Н. История русской философии / JI. Н. Столович. — М.: Республика, 2005. 495 с.
  156. , Г. Ф. Социальная философия как философия истории / Г. Ф. Сунягин. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008. — 66 с.
  157. , Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры / Г. М. Тавризян. М.: Искусство, 1989. — 272 с.
  158. , JI. А. Монархическая государственность / JI. А. Тихомиров. -М.: Облиздат: Алир, 1998. 672 с.
  159. , А. Дж. Постижение истории : избр. / А. Д. Тойби. М.: Айрис-пресс, 2003. — 638 с.
  160. , А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Д. Тойнби. — М.: Айрис-пресс, 2003. 589 с.159: Фатющенко, В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций / В. И. Фатющенко. М.: Гнозис, 2009. — 317 с.
  161. , В. Г. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / В. Г. Федотова. М.: Институт философии, 2002. — 208 с.
  162. , В. Г. «Хорошее общество» социальное конструирование приемлемого для жизни общества / В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2003.-189 с.
  163. Философия истории в России -XIX век / Н. А. Бенедиктов, С. Н. Пушкин, Л. Е. Шапошников, E.H. Шаталин и др. Н. Новгород: Нижегор ин-т развития образования, 1994. —221 с.
  164. , Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Вильнюс: Вильнюс, православ. епарх. упр., 1991. — 601 с.
  165. , Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М.: ACT.: Ермак, 2004. — 588 с.
  166. , С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ACT, 2005. — 603 с.
  167. , С. В. К .Н. Леонтьев о национализме и национальной политике / С. В. Хатунцев // Страницы истории и историографии Отечества. Воронеж.: Гос. ун-т, 2001. — Вып. 3. — С. 128 -143.
  168. , С. В. Константин Леонтьев : Интеллектуальная биография. 1850 1874 / С. В. Хатунцев. — СПб.: Алетейя, 2007. — 208 с.
  169. , С. В. Отечественная история в оценках К. Н. Леонтьева / С. В. Хатунцев // Воронежский государственный университет. Труды молодых ученых. Воронеж, 2001. — Вып. 1. — С. 237- 243.
  170. , С. В. Отечественная история в системе общественно-политических взглядов К. Н. Леонтьева / С. В. Хатунцев // Вопр. истории. -2004.- № 1. С. 155−159.
  171. , С. В. Русский ум (Жизнь Константина Леонтьева) / С. В. Хатунцев // Подъем.- 2001. № 11.- С. 203−209.
  172. Холодный, В! И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и переспектива соборной феноменологии / В. И. Холодный. М.: Акад. проект, 2004.-528 с.
  173. , А. С. Всемирная задача России / А. С. Хомяков. -М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. 784 с.
  174. , А. С. Избранное / А. С. Хомяков. Тула: Приок. кн. изд-во, 2004. — 544 с.
  175. , С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.-476 с.
  176. , С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. -М.: Парад, 2005. 448 с.
  177. , С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. -СПб.: Алетейя, 1994. 446 с.
  178. , С. С. Путем зерна : русская религиозная философия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. 1999. -№ 9. — С. 139 — 147.
  179. , С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. — 1993. -№ 5. -С. 31−69.
  180. , Н. И. Славянофильство : Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. / Н. И. Цимбаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 269 с.
  181. Цицерон. Избранные сочинения / Цицерон. М.: Фолио: ACT, 2000. — 464 с.
  182. , Ж. В. Смыслоценностное решение цивилизационного вопроса / Ж. В. Чашина. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 127 с.
  183. , JI. Е. Русская религиозная философия XIX XX веков /
  184. JI. Е. Шапошников. Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1992.— 221 с.
  185. , Н. А. Константин Леонтьев и- русский либерализм / Н. А. Шестаков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Соц-полит. исслед. — 1993. -№ 2.-С. 57−62.
  186. А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. -512 с.
  187. , Е. А. Социальная революция в концепции цивилизации А. Тойнби / Е. А. Шинкаренко // Социальная революция: Вопросы теории. -Л.,-1989. С. 143−148.
  188. , О. Годы решений. Германия и всемирно-историческое развитие / О. Шпенглер. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 224 с.
  189. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. Минск: Харвест, 2000. -1376 с.
  190. , М. В. Будущее отчуждения и судьба России в апокалиптических пророчествах К. Леонтьева / М. В. Шугуров // Вече: Альманах русской философии и культуры СПб. -2009. № 13. — С. 95 -104.
  191. , В. Глубокая простота : Основы социальной философии / В. Шуте. -СПб.: РОЗА МИРА, 1992. 216 с.
  192. , Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко. — М.: Республика, 2003. 510 с.
  193. , Б. В. Мощь философии / Б. В. Яковенко. СПб.: Наука, 2000. -976 с.
  194. , И. Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы / И. Г. Яковенко. М.: Новый хронограф, 2008. — 320 с.
  195. , И. А. История человечества. История отношений человека и природы как цивилизационный процесс / И. А. Яковлев. — СПб.: Алетейя, 2006.- 300 с.
  196. A. JI. Славянофилы и Константин Леонтьев / А. Л. Янов // Вопр. философии. 1969. -№ 8. — С. 97- 106.
  197. Casserley J. V. L. Toward a Theology of History / J. V. L. Casserley. -London, 1965.-278 p.
  198. Cornman, J. Philosophical problems and arguments: An introduction-Indianapolis: Hackett publishing company / J. Cornman, K. Lehrer, E. Pappas. -London, 1987. 366 p.
  199. Mason, H. L. Toynbee’s Approach to World Politics / H. L. Mason. -New Orlean, 1958.-456 p.
  200. Melko, M. The Origins of General Wars in World History / M. Melko // Comparative Civilizations Review. Carlisle (PA). -1997. -№ 37. P. 65−90.
  201. Niebuhr, R. Faith and History: Comparison of Christian and Modem Views of History / R. Niebuhr. -London, 1949.-349 p.
  202. Nichols, J. H. Religion in Toynbee’s History / J. H. Nichols // Journal of Religion. -1948. Apr. — P. 99 — 119.
  203. Robb, D. Brahmin from Abroad / D. Robb // American Studies. 1985. -Vol 26, № 2,-P. 45−69.1. Цивилизационная специфика
  204. Российского общества Западного общества
  205. Социально-философская идеология1. Консерватизм Либерализм1. Религиозная основа
  206. Православие Католицизм, протестантизм1. Отношение к прогрессу
  207. Духовный прогресс Технический прогресс
  208. Идеал социально-государственного устройства
  209. Самодержавная монархия Правовое государство1. Цивилизационная модель
  210. Концепция «культурно-исторических» типов, «славяноцентризм». Европоцентризм, глобализм1. Консерватизм Либерализм
  211. Традиционализм Реформистский прогрессизм
  212. Иерархизм Формально-правовой эгалитаризм
  213. Антирационализм Рационализм1. Органицизм Механицизм
  214. Соборный антииндивидуализм Индивидуализм
  215. Авторитаризм Индивидуальная свобода1. Национализм Космополитизм
  216. Религиозный морализм Автономный морализм1. Консерватизм Социализм
  217. Традиционализм Революционный прогрессизм1. Иерархизм Эгалитаризм
  218. Антирационализм Рационализм1. Органицизм Органицизм
  219. Соборный антииндивидуализм Коллективизм
  220. Авторитаризм Коллективная свобода
  221. Национализм Интернационализм
  222. Религиозный морализм Этический релятивизм
Заполнить форму текущей работой