Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа
B. Г. Федотовой «Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности, она лишь колеблется в ту или иную сторонуРоссия осуществляет слабый, неустойчивый синтез между Востоком и Западом, постоянно теряя стабильность и цельностьРоссияевразийская страна, в ней осуществлен синтез европейского и азиатского начала, она явилась плавильным тиглем для славяно-тюркских… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление и развитие представлений о цивилизационной специфики общества в западноевропейской социальной философии
- 1. 1. Отражение особенностей цивилизационного развития в западноевропейской социальной мысли
- 1. 2. Цивилизационная специфика общества в концепциях О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби
- 1. 3. Учение о типах цивилизаций С. Ф. Хантингтона и П. Дж. Бьюкенена
- Глава 2. Русская социальная философия Х1Х-ХХ1 вв. о цивилизационном развитии России
- 2. 1. Концепция цивилизационного развития в социально-философском наследии славянофилов (А. С. Хомякова и И. В. Киреевского) и
- Н. Я. Данилевского
- 2. 2. Теория цивилизации и прогресса в учении К. Н. Леонтьева
- 2. 3. Проблема цивилизационной специфики общества в современной социальной философии
Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Рассматриваемая в диссертационном исследовании проблема цивилизационной специфики общества в настоящее время приобрела особую актуальность. Экономические, финансовые, миграционные потоки в разных регионах мира служат прямым доказательством складывания нового цивилизационного порядка на основе взаимопроникновения и сосуществования разных культур и форм цивилизации (С. Ф. Хантингтон). В частности, наблюдаемые типы региональной и глобальной интеграции свидетельствует о динамичном культурном и цивилизационном обмене.
На Западе с 1980;х годов, а в России на рубеже XXI века нарастает критика цивилизационных представлений, которым отказывают не только в статусе современной парадигмы социально-исторического знания, но и в научности вообще (К. Гинзбург, Ю. И. Семенов, В. А. Шнирельман). Существует мнение, что теория цивилизаций выпадает как из контекста современной глобалистики, ориентированной на изучение универсального, общечеловеческого, так и из контекста развития дисциплинарного исторического знания, все более ориентированного на изучение конкретного, частного, связанного с индивидуальными аспектами человеческого бытия во времени (А. Я. Гуревич, Э. В. Сайко). В результате, панегирическое отношение к теории цивилизаций постепенно превращается в критическое.
Отмечая огромное значение цивилизационного подхода в выявлении проблем, цивилизационных ориентиров и специфики цивилизационного развития России и Запада, нельзя отрицать индивидуальные законы развития цивилизаций, не отвечающие общемировым цивилизационным тенденциям. А. С. Ахиезер справедливо утверждает, что необходимым условием существования любого общества является «диалог между собственной спецификой (самобытностью) и современным миром» [6, с. 18].
Проблему межцивилизационного диалога, важного для решения глобальных вопросов человечества, и в частности распространенных в настоящее время национальных и религиозных конфликтов, затрагивают в своих работах западные философы П. Дж. Бьюкенен, А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтон, О. Шпенглер и др. Однако современность изменила особенность такого диалога, сегодня «сам диалог и преемственность культур затруднены в случае кризиса идентичности или ее быстрых изменений, а также усиливающегося фактора плюрального восприятия своей идентичности. Это относится как к индивиду, так и к конкретным обществам» [160, с. 16].
Цивилизация как процесс основывается на динамичном социокультурном разнообразии. В таком ракурсе вполне оправданным является введение в проблемное поле социальной философии категории цивилизационной специфики общества, которая включает принципы, идеалы и направления основных цивилизационных систем (в данной работе — России и Запада). Современные условия непрерывно меняющихся глобальной" и региональной экономики, хозяйственных и политических систем, повседневности ставят вопрос о месте и перспективах в мировом цивилизационном процессе, как западного, так и российского общества. Продолжаются и нарастают дискуссии о возможной модели цивилизационного развития российского общества, об оценке современного российского общества в контексте цивилизационного развития.
Понятийный аппарат и методология исследования нового цивилизационного поля, условием появления которого стало вхождение России в русло общественных отношений, развивающихся под влиянием глобализации, сформировались в середине ХЕХ века, который с полным правом называют «веком россиеведения». В этой связи вполне объясним возросший интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению направлений и отдельных периодов развития русской социальной философии, проблем цивилизационной специфики. В трудах Н. Я. Данилевского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова затрагиваются вопросы, связанные со спецификой исторического пути России, обосновывается необходимость выработки «национальной идеи» и национального самосознания общества, выбора пути его социально-экономического развития, определения основных особенностей цивилизационной специфики России.
Всестороннее и объективное осмысление проблемы цивилизационной специфики общества, по утверждению автора, требует применения комплексного подхода, в анализе философских, религиозных, культурных, политических аспектов, обеспечивающих возможность верной и объективной интерпретации мирового цивилизационного процесса и места России в нем.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование цивилизационной специфики общества всегда привлекало мыслителей. Начало науки о цивилизации было положено древнегреческими мыслителями (Аристотель, Геродот), заложившими западное понимание проблемы цивилизационной специфики, построенное на противопоставлении мира эллинов как «цивилизованного» и варваров как «нецивилизованного" — Цицероном, предложившим идею постепенного распространения цивилизованности (как образования и культуры) на другие народыСтрабоном, отождествляющим цивилизацию с наличием городской культурыАврелием Августином, выдвинувшим религиозное понимание прогресса как распространения христианских идеалов в обществе.
Рассматриваемая проблема находит отражение в исследованиях отечественных и западных мыслителей. Прежде всего, это соборно-феноменологическая гипотеза А. С. Хомякова, в которой предполагается, что соборность — инвариант, Вечности, выступающая субстанцией всех разновидностей человеческого бытиятруд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», где ученый обозначил расхождение цивилизационного развития Европы и России, которое выводится под знаком абсолютизации различий восточного и западного христианстваработы К. Н. Леонтьева, обосновавшего идеал «византизма» как крайне консервативный вариант понимания проблемы, уделявшего основное внимание культуре, монархизму, православию и критиковавшего либеральные ценности.
Противопоставление «цивилизованного» и «естественного» состояния общества находит отражение в трудах английского философа Т. Гоббса и французского философа-просветителя Ж. Ж. Руссо. Если для первого идеалом является «цивилизованное» общество, отождествляющееся с государством, для второго идеалом выступает «естественное» состояние человека. Следует отметить также Вольтера, сторонника рационального понимания проблемы цивилизацийК. Маркса, предложившего теорию «цивилизационной стадиальности и цивилизационной парадигмы», способствующей выявлению этапов формирования наций и национальных государствО. Шпенглера, объяснившего концепцию противостояния культуры и цивилизации (в трактовке диссертанта — как западный тип «культурологического понимания цивилизационной специфики общества») — А. Дж. Тойнби, осуществившего глубокий анализ развития цивилизации, показавшего цивилизационные особенности и отличияС. Ф. Хантингтона, разработавшего модели столкновения цивилизацийП. Дж. Бьюкенена, отстаивавшего консервативное понимание вопроса цивилизационной специфики Запада.
Работы ряда современных авторов затрагивают проблему цивилизаций в социальном аспекте (В. В. Барулин, Н. И. Воронина, И. А. Гобозов, И. В. Загороднова, В. Д. Зотов, А. А. Ивин, И. Н. Ионов, В. В. Ильин,.
A. А. Кара-Мурза, С. Г. Кара-Мурза, В. Е. Кемеров, Ю. Ф. Кожурин, С. Е. Крапивенский, В. Б. Кучевский, В. В. Максимов, С. Н. Малявин, Е. А. Мартынова, Н. А. Маслов, В. М. Межуев, К. X. Момджян, Е. В. Мочалов, И. Б. Орлова, А. С. Панарин, Н. С. Савкин, Т. Ю. Сидорина, Г. Ф. Сунягин, Ж. В. Чашина, В. И. Фатющенко).
Однако среди многообразия исследований, посвященных категории «цивилизация», практически отсутствуют работы, в которых исследуется проблема типологии цивилизационной специфики общества, хотя отдельные вопросы данной проблемы обсуждаются в ряде источников (например,.
B. В. Ильин в монографии «Россия в сообществе мировых цивилизаций» рассматривает цивилизацию России во взаимодействии с моделями Запада и Востока), а А. С. Ахиезер в книге «Специфика исторического пути России» предлагает теорию циклического развития России, которая объясняет закономерности маятникового развития циклов, начиная с Киевской Руси и по настоящее время. Ученый смог раскрыть конкретно-историческое содержание каждого этапа и периода, показать природу раскола русской культуры и общества, механизм адаптации русской культуры к расколу, что рассматривается им как «историческая ловушка», в которой находится русская культура и общество.
По мнению современного культуролога В. В. Малявина, главная цивилизационная особенность России состоит в том, что «традициякультура — цивилизация в этой стране не составляют единой отлаженной системы, определяющей и общий тип общества» [101, с. 41]. Автор придерживается негативного мнения о русской цивилизации определяя ее как, «заимствованную по случаю у разных народов и служившую преимущественно интересам государства. Народу она оставалась чуждой» [там же, с. 42].
Интерес представляют труды В. И. Холодного, отстаивающего идею, что возможное возрождение России и мировой цивилизации связано с соборной эволюцией человечества, в современных условиях нейтрализованной утилитарным прагматизмом и индифферентизмом.
Весьма значителен вклад в понимание проблемы цивилизационных обществ В. Г. Федотовой, в работах которой показаны изменения, вносимые глобализацией в модернизационную теориюфундаментально проанализированы причины появления множества «модернизмов» и отсутствие сегодня универсальной социальной модели развития. Задачи России трактуются как двухсторонние: выход в глобальную экономику и решение внутренних проблем путем модернизации нового типа, не имеющей догоняющего характера. Ученый оригинально и подробно анализирует перспективы российского развития, образы России и сценарии ее будущего.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время не существует единства мнений и оценок цивилизационной специфики общества в традиционной русской и западной, а также современной социальной философии. Спорные точки зрения, антиномичные и дискуссионные выводы представляют несомненный научный интерес для исследования данной проблемы.
Объектом диссертационного исследования являются цививилизационные системы в научных исследованиях, а предметом исследования — цивилизационная специфика общества в социально-философском анализе.
В связи с этим цель работы — осуществление комплексного социально-философского анализа формирования и развития концепции цивилизационной специфики общества в современной социальной философии, наследии русских и западных мыслителей. На это направлен ряд конкретных задач: изучить и сравнить основные особенности и этапы формирования представлений о цивилизационной специфике общества в западноевропейской социальной философии: а) раскрыть сущность концепции цикличности цивилизаций и прогресса в социальной философии О. Шпенглера и А. Дж. Тойнбиб) выявить и определить особенности формирования проблемы цивилизационной специфики общества в социальных доктринах С. Ф. Хантингтона и П. Дж. Бьюкененапроанализировать основные этапы и особенности становления концепции цивилизационной специфики России в трудах славянофилов (А. С. Хомякова и И. В. Киреевского) и Н. Я. Данилевскогоосмыслить теорию цивилизации и прогресса К. Н. Леонтьева в рамках цивилизационной специфики Россииразработать и обосновать содержание понятия цивилизационной специфики обществарассмотреть и наметить основные подходы к решению проблемы цивилизационной специфики общества в современной социальной философии России.
Методологические основания исследования.
Методология исследования определена спецификой предмета, целью и задачами работы. Она включает диалектический принцип историзма, способствующий единству логического и исторического способов познания в процессе исследования. Его содержательной стороной выступает идея развития, позволяющая рассматривать изучаемый объект в становлении. Также автор использует методы: реконструкции, предполагающий гипотетическое воссоздание целого в соответствии с внутренней логикой наличных фрагментовкомпаративного анализа (сравнение, аналогия, сопоставление и т. п.), дающий возможность сравнения различных (иногда взаимоисключающих) тенденцийон включает также возможности-сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить с помощью сравнения общее и особенное в исторических явленияхаксиологический метод, способствующий выявлению значимости идей, выдвинутых отечественной и западной социальной философией для современности, обоснованию их ценностигерменевтический метод, предполагающий осмыслению и интерпретацию явления философии и духовной культуры прошлого.
В процессе исследования использовались как историко-философские, так и общенаучные методы, в частности методы абстрагирования и идеализации.
Гипотеза исследования.
Цивилизационная специфика общества является одной из основных проблем в современной социальной философии и проявляется в разном понимании сущности, целей и задач прогресса и цивилизации, социальных и религиозных идеалов.
Для русской социально-философской традиции характерно консервативно-православное понимание цивилизационной специфики, нашедшее отражение в скептическом отношении к прогрессу, отрицании принципов гуманизма и либерализма.
Западные философы отдавали приоритет рациональному подходу, базирующемуся на ценностях права и технократизма, идеологии гуманизма и либерализма.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— доказано, что проблема цивилизационной специфики общества актуальна и значима в силу дальнейшего нарастания цивилизационных противоречий в современном мире;
— раскрыты и подчеркнуты своеобразие, преемственность и самобытность идей Н. Я. Данилевского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова, П. Дж. Бьюкенена, А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтона, О. Шпенглера при рассмотрении линейности и цикличности исторического процесса современного общества;
— представлен авторский подход к социально-философскому содержанию, особенностям, этапам формирования воззрений мыслителей и ученых на цивилизационную специфику общества в социальной философии России и Запада;
— обосновано определение цивилизационной специфики общества как теоретико-методологического основания исследования межцивилизационных проблем России и Запада;
— проанализирована проблема цивилизационного положения России в условиях глобализации, определены механизмы сохранения ее национального, культурного и религиозного своеобразия.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Особенности этапов становления проблемы цивилизационной специфики общества в западной социальной философии заключены в том, что для Античности характерно противопоставление «цивилизованного» общества греков «нецивилизованному» (не эллинов) — Средневековью присуща связь цивилизационой концепции с христианским теологизмомэпоха Возрождения постепенно смещает акценты теоцентризма в сторону рациональной парадигмыв эпоху Просвещения и Нового времени происходит научное формирование концепции цивилизационной специфики общества- «пострациональный» этап (начало XX в), представленный О. Шпенглером и А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтоном и П. Дж. Бьюкененом, трактует развитие социума через категорию локальных цивилизаций.
2. Социально-философское наследие и идеи славянофилов стали особым этапом в развитии русской проблемы цивилизационной специфики общества. Мыслители выступили сторонниками особого пути России, декларируя в нем важную роль Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития в форме общины и артели. Классики славянофильства (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков), усвоив последние достижения социальной философии запада (Г. Гегель, И. Кант), подвергли критике самые основы западной цивилизации и предложили ей альтернативные варианты, выразившиеся в цивилизационно-православной модели специфики общества.
3. Социальная философия К. Н. Леонтьева дополняет и творчески переосмысливает теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского положением о том, что развитие человечества протекает в рамках самобытных национальных культур. К. Н. Леонтьевым предложена оригинальная трактовка целей прогресса и связанной с ним концепции цивилизационной специфики общества, включающей типы социально-государственного устройства, комплекс антропологических идей, модели решения национального вопроса, представления о будущем России.
Формообразующим началом российского культурно-государственного организма, объединительным стержнем национально-разнообразного государства, по глубокому убеждению философа, должен быть византизм (в прошлом обеспечил России ее «цветущую сложность», привел Россию к величию и могуществу, был залогом всех ее достижений).
4. Цивилизационная специфика общества как социально-философская категория включает принципы, идеалы и направления развития основных цивилизационных систем (в данной работе — России и Запада), находит отражение в философии, культуре, этике, религии, проявляется в моделях прогресса и социально-государственного устройства. Цивилизационная специфика общества может служить в качестве общей методологии исследования межцивилизационных проблем «Россия — Запад», «Запад — Восток», «Восток — Россия», позволяет наметить и оценить перспективы развития российской цивилизации в современном мире.
5. Российская цивилизация рассматривается автором как полицивилизация, интегрировавшая в себе многие культуры, религии, традиции. Она реализовала свою идентичность в социокультурных сходствах народов, проживающих на одном географическом и политическом пространстве в течение многих столетий, но не восприняла в полной мере достижения западной цивилизации (прежде всего правовую культуру). Главная особенность российской цивилизации заключена в способности сближаться, сотрудничать с представителями других цивилизаций, осуществлять процесс взаимовлияния, взаимообогащения культур, не теряя при этом своей неповторимой идентичности.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы: в процессе дальнейшего исследования теоретических проблем русской и западной социальной философиив теории и практике педагогического образования и воспитанияв преподавании вузовских курсов социальной философии, истории России, при проведении семинарских занятий и чтении лекцийпри разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области отечественной и западной социальной философии, а также в работе методологических семинаров вузов.
Апробация работы.
Диссертация была обсуждена на кафедре философии для гуманитарных специальностей ГОУВПО «Мордовский государственный университет Н. П. Огарёва». Основные положения и выводы исследования представлены в сообщениях и докладах на Всероссийских научно-практических конференциях: «Третьи Саранские философские чтения: Русская философия в аксиологическом измерении» (г. Саранск, 2007 г.), «Четвертые Саранские философские чтения: Русская философия: историография, источниковедение, методология» (г. Саранск, 2008 г.), «Пятые Саранские философские чтения: Современная историография русской философии: проблемы и перспективы» (г. Саранск, 2009 г.), «Шестые Саранские философские чтения: „Вехи“: сто лет спустя» (г. Саранск, 2010 г.).
Структура диссертационной работы определяется целью, задачами и методологией данного исследования и включает введение, две главы, каждая из которых состоит из трёх параграфов, заключение, библиографический список, три приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В начале XXI для России все еще актуальным остается вопрос о выборе пути. Какую модель развития принять? К каким целям стремиться? России активно и небезуспешно навязывается западная модель, выдаваемая за «универсальную» или «общечеловеческую» цивилизацию. Теоретическим обоснованием такого подхода служит однолинейная схема социально-исторического процесса, где за вершину, высшую точку принимается западная (европейская и ее модификация — американская) цивилизация, ценности которой должны якобы быть распространены по всему миру.
По мнению диссертанта, Россия в своей основе не имеет ярко выраженных черт западной цивилизации, она формировалась в течение многих веков на традициях Киевской Руси и Москвы, под значительным воздействием православной Византии, длительного монгольского правления, отстаивая собственное бытие в борьбе с иноземными захватчиками. Все эти процессы глубоко дистанцировали цивилизационную специфику Российского и Западного обществ (прил. 1), что не осталось незамеченным.
A. С. Хомяковым, Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым и др. Начатый Петром I процесс модернизации и вестернизации России не повернул нашу страну к западным ориентирам. Не смогли европеизировать ее и монархи-либералы Екатерина П и Александр II.
По справедливому замечанию современного исследователя.
B. Г. Федотовой «Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности, она лишь колеблется в ту или иную сторонуРоссия осуществляет слабый, неустойчивый синтез между Востоком и Западом, постоянно теряя стабильность и цельностьРоссияевразийская страна, в ней осуществлен синтез европейского и азиатского начала, она явилась плавильным тиглем для славяно-тюркских народов, сформировавших в результате органику российского суперэтноса, его культуруРоссия вовсе не является азиатской страной, она — безусловно европейская страна, находящаяся, однако, в состоянии недостаточной развитости („отсталая“ Европа, „вторая“ Европа), но способная преодолеть отсталость и подняться до уровня развитых капиталистических странРоссия представляет собой часть восточноевропейской цивилизацииРоссия обладает собственной цивилизационной особенностью, которая ярче всего представлена ее провинцией» [160, с. 55].
Мы считаем, что основной социальной идеологией концепции цивилизационной специфики России является консерватизм, для Западалиберализм, которые различаются по своим ценностным критериям (прил. 2). Отличается специфика российское общество и от советского, идейной основой которого является социализм (прил. 3).
Для Запада существование страны-соседа с иными цивилизационными парадигмами было всегда болезненным. И. А. Ильин, например, выдвигает три основные причины западно-российской конфронтации. Первая связана с языковыми трудностями. Русский язык не принадлежит к романо-германской группе и к тому же вытеснен из основной части Европы, не распространен в ней: «Русский язык стал чужд и „труден“ западным европейцам. А без языка народ народу нем („немец“)». Вторая причина состоит в том, что Западу чужда русская (православная) религиозность. Европой искони владел Рим — сначала языческий, потом католический, воспринявший основные традиции первого. В русской же истории была воспринята не римская, а греческая традиция. Римская и греческая традиции и соответственно западная и русская во многом противоположны друг другу. Третья причина связана с особенностями мировосприятия и психологической структуры: «Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением и лишь потом волею и умом» [51, с. 155].
Как показывает современная действительность, конфликты России и Запада в своей основе — это столкновения цивилизаций, и выход из этого противостояния возможен только благодаря межцивилизационному диалогу, но при этом национальные интересы России не должны заключаться в слепом копировании ценностей западной цивилизации. Большой смысл автор работы видит в укреплении естественной национально-исторической почвы, пересмотре ориентиров, нацеленных на чужие социально-экономические достижения и ценности, переключении максимума ресурсов и национальной энергии на укрепление общенационального фундамента.
Российское общество по своим базовым основаниям и надстроечным проявлениям остается гибридным, синкретичным, поскольку в нем переплелись как элементы европейского происхождения при господстве азиатских и византийских моделей общественного устройства, так и соответствующие институты и убеждения. Иными словами, на русской, евразийской почве не прижились исключительно западные заимствования.
Существующее в либеральной среде мнение об интеграции России и Европы представляется нам глубоко ошибочным. Россия для Запада является основным источником природных ресурсов. Но Россия, как партнер по созданию единого экономического пространства, технологически развитое государство, мощный субъект мировой политики, конкурирующий с североатлантическим’блоком, отстаивающий свои национальные интересы, никак не устраивает Запад.
Вместе с тем необходимо отметить, что рассмотрение проблемы цивилизационной специфики общества в традициях социальной философии России отмечается определенными особенностями — очень многие рассуждения отечественных мыслителей исходили из антизападнической парадигмы. В связи с этим некоторые из них возводили грехи западной цивилизации ко временам ее отпада от истинной веры, другие связывали их с мировоззренческими перипетиями эпохи Возрождения и Реформации, третьи осуждали буржуазные революции и преобразования.
Мы исходим из того, что Россия как уникальное цивилизационное образование должна сохранить свою социокультурную идентичность и ни в коем случае не допускать иной трансформации. Россия с ее богатыми природными и интеллектуальными ресурсами обладает потенциальной возможностью для реализации амбициозного прорыва — технологического развития, которое позволило бы ей, если не превзойти, то сравниться с современными постиндустриальными государствами.
Попытки использования западного опыта на российской почве, как показывает история, не приводят к успеху, но зато порождают деструктивные процессы. И как ни печально, уровень наркомании, проституции, тяжких преступлений, в стране значительно опережает аналогичные явления на Западе.
Цивилизационное развитие России как многонационального федеративного государства во многом зависит от сохранения и развития исторически существующего этнического и культурного многообразия, а также от умения жестко отстаивать свои геополитические, национальные интересы, исторически выработанные цивилизационную специфику не только по всему периметру государственных границ, но и на дальних подступах к ним.
Россия как уникальная цивилизация представляет собой совокупность различных культурно-исторических, цивилизационных векторов. А православный вектор в ней всегда играл ключевую роль, поэтому без сохранения православия невозможно говорить о существовании цивилизационных ориентиров России.
А. Дж. Тойнби писал, что «цивилизации развиваются благодаря порыву, который ведет их от вызова через ответ к дальнейшему вызовуот дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации» [157, с. 166]. Такая «пульсация» — объективный диалектический закон функционирования цивилизаций. Заимствование Россией западной модели цивилизации должно иметь четкие пределы. Универсальные цивилизационные ориентиры (рыночное общество, права человека, самоценность человеческой жизни) должны адаптироваться к самобытным национально-историческим традициям России. Западные ценности объективно не могут поглотить цивилизационно-культурные формы, исторически сложившиеся в многонациональной и многоконфессиональной России. Ее успешное развитие видится нам в сохранении этого многообразия, самобытных культурных норм и национальных традиций при избирательном восприятии, западных ценностей.
Обратившись к Западной Европе, мы увидим, что там не уменьшаются, а, напротив, постепенно нарастают философские, социологические и практические леворадикальные протесты против атрибутов современного западного цивилизационного общества, которое характеризуются как одномерная утилитарно-технократическая система бытия, превращающая человека в индифферентно мыслящего деятеля-исполнителя, лишенного личностной самостоятельности. В последнее время Запад взял курс на глобализацию, объективно представляющую собой процесс уничтожения архаического человека и архаичного образа жизни. В этих условиях леворадикализм преобразовался в антиглобализм. Последний имеет перспективу превратиться в мощную идеологию, потенциально способную пробудить зомбированное население и сориентировать его на революционное возрождение архетипических и национальных ценностей.
Наряду с традиционным антиглобализмом, на Западе усиливается консервативная критика либерализма, ориентирующая людей на возврат к традиционным ценностям, таким как признание авторитета, уважение семьи, религии, общины, индивидуальная собственность вместо корпоративной, чувство хозяина как внутренняя бережливо-благотворительная ценность, что выразилось в концепциях Хантингтона и Бьюкенена. Вместе с тем здесь мы сталкиваемся со сложной диалектикой исторического процесса, когда, например, ментальность американцев, будучи стабильно либеральной, несет в себе и консервативную тенденцию, и фашизированную установку.
Следует отметить тот факт, что сейчас на Западе, который влияет на другие страны, складывается иной тип общества. Фокусом современных обществ выступает индивидуальность, вырастающая на пересечении инноваций, секуляризации и демократизации. Активная деятельность ради будущего, а не только сегодняшнего потребления порождает здесь тип трудоголика, постоянно готового к жизненной гонке. Его становление в Западной Европе осуществлялось на основе такого способа секуляризации жизни, как протестантизм, появление протестантской этики капитализма. Но и более поздние непротестантские модернизации дали тот же результат в изменении персональности. Современным становится не только общество, но и человек. Его отличает: интерес ко всему новому, готовность к изменениямразнообразие взглядов, ориентация на информациюсерьезное отношение ко времени и к его измерениюэффективностьпланирование эффективности и времени, личное достоинство, партикуляризм и оптимизм Индивидуальная модернизация — процесс не менее драматический, чем социальная.
Сегодня перед цивилизационно изменяющейся Россией стоят серьезные вызовы, а их преодоление возможно через адекватный ответ, суть которого нам видится не только в отстаивании жизненно важной цивилизационной специфики российского общества, но и активной роли государства в сглаживании существующих социальных противоречий.
Список литературы
- Августин Блаженный. О граде Божьем / Августин Блаженный. М.: Харвест: ACT, 2000. -1296 с.
- Авдеева, Л. Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева / Л. Р. Авдеева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -1982. -№ 3.- С. 74−86.
- Агеев, К. М. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства / K.M. Агеев. Киев, 1909. — 342 с.
- Андронов, Ю. В. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века : К. Н. Леонтьев. / Ю. В. Андронов, А. Г. Мячин, А. А. Ширинянц. М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 228 с.
- Аристотель. Афинская политика: государственное устройство афинян / Аристотель. -М.: Г. П.И.Б., 2003.-229 с.
- Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А. С. Ахиезер. М.: Новый хронограф, 2008. — 934 с.
- Бажов, С. И. К. Н. Леонтьев и классическое славянофильство / С. И. Бажов. // Кентавр. -1994. -№ 1. С. 32 — 48.
- Бажов, С. И. Философия истории’Н. Я. Данилевского / С. И. Бажов. М.: Наука, 1997.-215 с.
- Барулин, В. С. Социальная философия : в. 2 ч. ч. 1 / В. С. Барулин. — М.: Изд-во Моек. ун-та, 1993. 336 с.
- Барулин, В. С. Социальная философия : в. 2 ч. ч. 2 / В. С. Барулин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. —240 с.
- Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. Минск: Харвест, 1999. -1408 с.
- Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1997. — 540 с.
- Бибихин, В. В. Перипетии историзма: подходы к истории философии на Западе / В. В. Бибихин // Филос. и социол. мысль. -1989. -№ 12. С. 73 — 87.
- Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. -М.: ACT, 2008. -350 с.
- Благова, Т. И. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. -М.: Высш. шк., 1995. -352 с.
- Вольтер. Философские произведения /Вольтер. -М.: Эксмо, 2005, —432 с.
- Воробьёва, О. В. Парадоксы восприятия А. Тойнби в современной российской историографии / О. В. Воробьёва // Диалог со временем, — 2004. — № 4.-С. 259−276.
- Воронина Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. — Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2001. -232 с.
- В. Соловьёв: Pro et contra: антология: в 2 кн., Кн. 1. СПб.: РХГИ, 2000. — 895 с.
- В. Соловьёв: Pro et contra: антология: в 2 кн., Кн. 2. СПб.: РХГИ, 2000. -1069 с.
- Галактионов, А. А. Русская философия IX — XIX / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 744 с.
- Геродот. История / Геродот. — М.: Ладомир, 2001. 740 с.
- Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской империи: в 7 т. Т. 1 / Э. Гиббон. СПб.: Наука: Ювента, 1997. — 428 с.
- Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской империи: в-7 т. Т. 7 / Э. Гиббон. СПб.: Наука, 2000. — 424 с.
- Гобозов, И. А. Социальная философия: учеб. для вузов / И. А. Гобозов. М.: Акад. проект, 2007. — 348 с.
- Гобозов, И. А. Социальная философия: учеб. слов. / И. А. Гобозов. — М.: Акад. проект, 2008. — 367 с.
- Губин, В. Д. Философия / В. Д. Губин. М.: Гардарики, 2001. — 334 с.
- Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495 с.
- Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А. Я. Гуревич. -М.: РОССПЭН, 2005.-422 с.
- Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. — М.: Аспект-Пресс, 1995. -288 с.
- Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003. — 640 с.
- Добрынина, В. И. Идейное содержание социального биологизма / В. И. Добрынина //Вест. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1987. -№ 1. — С. 85 -87.
- Долгов, К. М. Генезис дипломата / К. М. Долгов, А. В. Торкунов // Леонтьев К. Н. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты: 1865 1872. — М.: РОССПЭН, 2003. — С. 7- 60.
- Дугин, А. Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: очерки геополитики XXI века / А. Г. Дугин.- СПб.: Амфора, 2007. -382 с.
- Евлампиев, И. И. История, русской философии / И. И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. — 584 с.
- Егоров, Б. Ф. О национализме и панславизме славянофилов / Б. Ф. Егоров // Славянофильство и современность: сб. ст. СПб., 1994. — С. 23 — 32.
- Емельянов-Лукьянчиков, М. А. К. Н. Леонтьев. Учитель смелости. / М. А. Емельянов-Лукьянчиков // Журн. Рус. культуры. 2006. — № 1. — С. 198 -202.
- Емельянов-Лукьянчиков, М. А. Концепция «племенизма» К. Н. Леонтьева в цивилизационной историософии ХЖ-ХХ веков / М. А. Емельянов-Лукьянчиков // Вопр. истории. -2004. № 9. — С. 120 — 132.
- Есюков, А. И. Социальная философия русского консерватизма / А. И. Есюков. Архангельск: Помор, ун-т, 2009. — 276 с.
- Жуков, К. А. Восточный вопрос в историософской концепции К. Н. Леонтьева / К. А. Жуков. СПб.: Алетейя, 2006. — 227 с.
- Загороднова, И. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / И. В. Загороднова, Е. В. Мочалов. -Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2008. 196 с.
- Замалеев, А. Ф. Учебник русской политологии / А. Ф. Замалеев. — СПб.: Летний сад, 2002. 352 с.
- Зарин, В. А. Веберовские взгляды на государство и прогресс / В. А. Зарин // Актуальные проблемы современной Африки. М., 1988. — Вып. 2. — С. 26 -34.
- Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. — М.: Раритет, 2001.-880 с.
- Зеньковский, В. В Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. М.: Республика, 1997.-368 с.
- Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века J А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. -М.: Высш. шк., 1988. 520 с.
- Зотов, В. Д. Очерки социальной философии / В. Д. Зотов. М.: Наука, 19 941 -207 с.
- Ивин, А. А. Основы социальной философии / А. А. Ивин. — М.: Высш. шк., 2005.-440 с.
- Ильин, В. В. Россия в сообществе мировых цивилизаций / В. В. Ильин. — М. :КДУ, 2009. -200 с.
- Ильин, И. А. Наши задачи / И. А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. Т. 2, кн. 2. -М.: Рус. кн., 1994. С. 59 -187.
- Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Собр. Соч.: в 10 т. Т. 4-М.: Рус. кн., 1994.-С. 149−414.
- Иовчук, М. Т. Краткий очерк истории философии / М. Т. Иовчук. М.: Мысль, 1967.-790 с.
- Ионов, И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание / И. Н. Ионов. М.: Наука, 2007. — 499 с.
- Исаев, И. А. Политико-правовая утопия в России: конец XIX — начало XX в. / И. А. Исаев. М.: Наука, 1991. — 266 с.
- Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. —205 с.
- Каменский 3. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков / 3. А. Каменский. СПб.: РХГИ., 2003. — 536 с.
- Канетти, Э. Превращение. Проблема человека в западной философии / Э. Канетти. -М.: Прогресс, 1988. -552 с.
- Кант, И. Идеи всеобщей истории о космополитической точки зрения / И. Кант. М.: Эксмо, 2006. — 735 с.
- Кант, И. Метафизические начала учения о праве / И. Кант. М.: Мир книги, 2007. — 399 с.
- Кара-Мурза, А. А. Между «империей» и «смутой» / А. А. Кара-Мурза. — М.: ИФРАН, 1996. -173 с.
- Кара-Мурза, С. Г. Власть манипуляции / С. Г. Кара-Мурза. М.: Акад. проект, 2007. -380 с.
- Кармин, А. С. Философия. Рационализм и материализм XXI века / А. С. Кармин. СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
- Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Акад. проект, 2001.-317с.
- Кемеров, В. Е. Социальная философия / В. Е. Кемеров. — М.: Акад. проект, 2004.-382 с.
- Керимов, В. И. Историософия А. С. Хомякова / В. И. Керимов. М.: Знание, 1989.-64 с.
- Киняпина, Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX века / Н. С. Киняпина. -М.: Высш. шк., 1974. -280 с.
- Классика геополитики, ХЗХ век. Сб. работ -М.: ACT, 2003. 718 с.
- Ковалёв, А. Д. Принципы новой философии (идеи, размышления, гипотезы) / А. Д. Ковалёв. М.: Соврем, тетради, 2006. — 327 с.
- Кожурин, Ю.Ф. Цивилизация: идентификация социокультурной системы региона / Ю. Ф. Кожурин. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. — 352 с.
- Кожинов, В. В. Пророк в своем отечестве (Ф. И. Тютчев и история России XIX века) / В. В. Кожинов. М.: Наука, 2001. — 416 с.
- Койре, А. Философия и национальная проблема России в начале XIX века / А. Койре. М.: Модест Колеров, 2003. — 304 с.
- К. Н. Леонтьев: Pro et contra: антология: в 2 кн., кн. 1 СПб.: РХГИ, 1995. -480 с.
- К. Н. Леонтьев: Pro et contra: антология: в 2 кн., кн. 2. — СПб .: РХГИ, 1995. -702 с.
- Комелев, Ю. А. Наука и религия, историко-культурный очерк / Ю. А. Комелев, И. Б. Полякова. -М.: Наука, 1988. 175 с.
- Корольков, А. А. Пророчества Константина Леонтьева /
- A. А. Корольков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. — 200 с.
- Косик, В. И. Греко-болгарский вопрос / В. И. Косик, Г. Б. Кремнев // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 -1891). -М., 1996. С. 793 -794.
- Косик, В. И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему /
- B. И. Косик. -М.: Зерцало, 1997. -240 с.
- Косминский, Е. А. Историософия Арнольда Тойнби / Е. А. Косминский // Вопр. Истории. 1957. -№ 1. — С. 138 — 167.
- Кошелев, В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях / В. А. Кошелев. — М.: Новое лит. обозрение, 2000.-512 с.
- Крапивенский, С. Э. Социальная философия / С. Е. Крапивенский. — М.: ВЛАДОС, 2004.-416 с.
- Критический анализ современной буржуазной философии / И. С. Вдовина, Э.
- B. Деменчонок, А. Б. Зыкова и др.. // Вопр. философии. 1985. — № 12. —1. C. 18−35.
- Кутлуяя, А. Г. Критика исторического метода О. Шпенглера /
- A. Г. Кутлуяя //Филос. науки. -1987. -№ 1. -С. 84−89.
- Кучевский, В. Б. Социальная философия : общество и сферы его жизнедеятельности / В. Б. Кучевский. -М.: МЗ Пресс, 2003. 151 с.
- Лавриненко, В. Н. Социальная философия / В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. — 239 с.
- Левин, Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли : Вторая половина XIX — начало XX века / Ш. М. Левин. Л.: Наука, 1974. — 443 с.
- Леонтович, В. В. История либерализма в России : 1762−1914 /
- B. В. Леонтович. -М.: Рус. путь, 1995.-548 с.
- Леонтьев, К. Н. Византизм и славянство / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 300 — 443.
- Леонтьев, К. Н. Грамотность и народность / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 90 — 130.
- Леонтьев, К. Н. Еще раз о греко-болгарской распре / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7 кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 272 — 298.
- Леонтьев, К. Н. Избранное/К. Н. Леонтьев. -М.: Рарог, 1993. -393 с.
- Леонтьев, К. Н. Избранные письма, 1854 — 1891 / К. Н. Леонтьев. СПб.: Пушк. фонд, 1993. — 637 с.
- Леонтьев, К. Н. Мое обращение и жизнь на Св. Афонской горе / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т. 6, кн. 1. — СПб.: Владимир Даль, 2003.-С. 782- 804.
- Леонтьев, К. Н. Панславизм на Афоне / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 210 — 267.
- Леонтьев, К. Н. Четыре письма с Афона / К. Н. Леонтьев // Полн. собр. соч.: в 12 т. Т.7, кн. 1 СПб.: Владимир Даль, 2005. — С. 131 — 175.
- Лосев, А. Ф. Владимир Соловьёв / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. — 206 с.
- Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М.: Политиздат, 1991. — 522 с.
- Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М.: Совет, писатель, 1991.-480 с.
- Максимов, В. В. Социальный антиномизм : социально-философское исследование / В. В. Максимов. М.: РИФ «РОЙ», 2002. -164 с.
- Малявин, В. В. Россия. после Востока и Запада / В. В. Малявин // Восток, Запад и Россия. М.: Журн. «Эксперт», 2005. — С. 23 — 67.
- Малявин, С. Н. История русской социально-философской мысли / С. Н. Малявин. -М.: Дрофа, 2003. 195 с.
- Маркс, К. Капитал : квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге /Маркс. -М.: КомКнига, 2010. 195 с.
- Мартынова, Е. А. Социософия «Вех» / Е. А. Мартынова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -120 с.
- Межуев, В. М. Между прошлым и будущим / В. М. Межуев. М.: ИФРАН, 1996. -151 с.
- Михайлов, А. В. Итоги : Философские проблемы современности / А. В. Михайлов7/Наш современник. 1990. -№ 12. — С. 3 — 32.
- Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. М.: Яз. Рус. культуры, 2000. -224 с.
- Момджян, К. X. Введение в социальную философию : учеб. пособие / К. X. Момджян. -М.: Ун-т: Высш. шк., 1997. 447 с.
- Момджян, К. X. Общество. История: учеб. пособие / К. X. Момджян. -М.: Наука, 1994.- 239 с.
- Мочкин, А. Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россиян и Германия в конце XIX начале XX века) / А. Н. Мочкин. — М.: ЦОПИФ РАН, 1999. — 194 с.
- Муравьёв, Ю. JI. Культурологизм как методологическая тенденция в современной западной философии / Ю. Л. Муравьёв // Филос. науки. 1988. — № 1, —С. 66−111.
- Н. А. Бердяев о русской философии: в 2 ч. ч. 1 / Н. А. Бердяев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. —287 с.
- Н. А. Бердяев о русской философии: в 2 ч. ч. 2 / Н. А. Бердяев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 239 с.
- Нейсбит, Д. Высокая технология, глубокая гуманность : технологии и наши поиски смысла/Д. Нейсбит. -М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 381 с.
- Никитин, С. А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50 70-е годы XIX века / С. А. Никитин. -М.: Наука, 1970. — 328 с.
- Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: Изд-во МГУ, 1990. -302 с.
- Новикова, Л. И. Русская философия истории / Л. И. Новикова- И. Н. Сиземская, М.: Аспект Пресс, 1999. — 399 с.
- Оганян, К. М. Социальная философия / К. М. Оганян. СПб.: Петрополис, 2009.- 396 с.
- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и переспектива / И. Б. Орлова. М.: Издательство НОРМА, 1998.- 280 с.
- Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. М.: Наука, 1991.- 486 с.
- Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.-416 с.
- Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире /
- A. С. Панарин. -М.: Алгоритм, 2002. 496 с.
- Пантин, В. И. Философия исторического прогнозирования : ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века /
- B. И. Пантин. -Дубна: Феникс+, 2006. -448 с.
- Пигрова, К. С. Очерки социальной философии / К. С. Пигрова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 292 с.
- Платонов, О. А. Терновый венец России : Тайная история масонства, 1731 -2000. / О. А. Платонов. -М.: Рус. вестн., 2000. -912 с.
- Платонов, О. А. Экономика русской цивилизации / О. А. Платонов. — М.: Инс-т рус. цивилизации, 2008. 800 с.
- Проказов, В. В. П. А. Сорокин об основных проблемах и типологии теории прогресса/В. В. Проказов // Вестн. АмГУ.- 2001.- № 10. С. 31−33.
- Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими* и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. -Екатеринбург: Деловая книга, 2008. — 1004 с.
- Рашковский, Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А. Д. Тойнби (опыт критического анализа) / Е. Б. Рашковский. М.: Наука, 1976. — 199 с.
- Репников, А. В. Консервативная концепция переустройства России / А. В. Репников. М.: Академия, 2007. — 520 с.
- Репников, А. В. Консервативная концепция российской государственности/ А. В. Репников. — М.: СигналЪ, 1999. 161 с.
- Репников, А. В. «Эстетический аморализм» в произведениях К. Н. Леонтьева / А. В. Репников. М.: СигналЪ, 1999. — 40 с.
- Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре / Ж. Ж. Руссо. М.: Канон-Пресс, 1998. -416 с.
- Савкин, Н. С. Социальная философия / Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 256 с.
- Секиринский, С. С. Шелохаев, В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX начало XX в.) /С. С. Секиринский, В. В. Шелохаев. -М.: Памятники ист. мысли, 1995. — 286 с.
- Семеникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семеникова. М.: Университет, 2005. —752 с.
- Семёнов, Ю. Н. Социальная философия А. Тойнби: критический очерк / Ю. Н. Семёнов. М.: Наука, 1980. — 200 с.
- Сербиненко, В. В. Курс лекций по истории русской философии / В. В. Сербиненко. М.: Омега-М, 2006. — 464 с.
- Сивак, А. Ф. Константин Леонтьев / А. Ф. Сивак. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1991.- 88 с.
- Сидорина Т. Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. -М.: МГУВШЭ, 2001. 182 с.
- Смирнов, И. П. Социософия революции / И. П. Смирнов. — СПб.: Алетейя, 2004, — 370 с.
- Соловьёв, B.C. Избранное / В. С. Соловьёв. М.: Совет. Россия, 1990. — 491 с.
- Соловьёв, В. С. Национальнай вопрос в России / В. С. Соловьёв М.: ACT: Хранитель, 2007. — 505 с.
- Соловьёв, В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьёв. Минск: Харвест, 2001.-192 с.
- Соловьёв, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьёв. — Киев: Лыбидь, 1991. -63 с.
- Соловьёв, В. С. Соч. в 2 т. Т.1 / В. С. Соловьёв. М.: Мысль, 1990. — 892 с.
- Соловьёв, В. С. Соч. в 2 т. Т.2 / В. С. Соловьёв. М.: Мысль, 1990. — 822 с.
- Соловьёв, В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями / В. С. Соловьёв. М.: ACT: Хранитель, 2007. -347 с.
- Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
- Столович, JL Н. История русской философии / JI. Н. Столович. — М.: Республика, 2005. 495 с.
- Сунягин, Г. Ф. Социальная философия как философия истории / Г. Ф. Сунягин. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008. — 66 с.
- Тавризян, Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры / Г. М. Тавризян. М.: Искусство, 1989. — 272 с.
- Тихомиров, JI. А. Монархическая государственность / JI. А. Тихомиров. -М.: Облиздат: Алир, 1998. 672 с.
- Тойнби, А. Дж. Постижение истории : избр. / А. Д. Тойби. М.: Айрис-пресс, 2003. — 638 с.
- Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Д. Тойнби. — М.: Айрис-пресс, 2003. 589 с.159: Фатющенко, В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций / В. И. Фатющенко. М.: Гнозис, 2009. — 317 с.
- Федотова, В. Г. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / В. Г. Федотова. М.: Институт философии, 2002. — 208 с.
- Федотова, В. Г. «Хорошее общество» социальное конструирование приемлемого для жизни общества / В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2003.-189 с.
- Философия истории в России -XIX век / Н. А. Бенедиктов, С. Н. Пушкин, Л. Е. Шапошников, E.H. Шаталин и др. Н. Новгород: Нижегор ин-т развития образования, 1994. —221 с.
- Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Вильнюс: Вильнюс, православ. епарх. упр., 1991. — 601 с.
- Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М.: ACT.: Ермак, 2004. — 588 с.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ACT, 2005. — 603 с.
- Хатунцев, С. В. К .Н. Леонтьев о национализме и национальной политике / С. В. Хатунцев // Страницы истории и историографии Отечества. Воронеж.: Гос. ун-т, 2001. — Вып. 3. — С. 128 -143.
- Хатунцев, С. В. Константин Леонтьев : Интеллектуальная биография. 1850 1874 / С. В. Хатунцев. — СПб.: Алетейя, 2007. — 208 с.
- Хатунцев, С. В. Отечественная история в оценках К. Н. Леонтьева / С. В. Хатунцев // Воронежский государственный университет. Труды молодых ученых. Воронеж, 2001. — Вып. 1. — С. 237- 243.
- Хатунцев, С. В. Отечественная история в системе общественно-политических взглядов К. Н. Леонтьева / С. В. Хатунцев // Вопр. истории. -2004.- № 1. С. 155−159.
- Хатунцев, С. В. Русский ум (Жизнь Константина Леонтьева) / С. В. Хатунцев // Подъем.- 2001. № 11.- С. 203−209.
- Холодный, В! И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и переспектива соборной феноменологии / В. И. Холодный. М.: Акад. проект, 2004.-528 с.
- Хомяков, А. С. Всемирная задача России / А. С. Хомяков. -М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. 784 с.
- Хомяков, А. С. Избранное / А. С. Хомяков. Тула: Приок. кн. изд-во, 2004. — 544 с.
- Хоружий, С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.-476 с.
- Хоружий, С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. -М.: Парад, 2005. 448 с.
- Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. -СПб.: Алетейя, 1994. 446 с.
- Хоружий, С. С. Путем зерна : русская религиозная философия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. 1999. -№ 9. — С. 139 — 147.
- Хоружий, С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. — 1993. -№ 5. -С. 31−69.
- Цимбаев, Н. И. Славянофильство : Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. / Н. И. Цимбаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 269 с.
- Цицерон. Избранные сочинения / Цицерон. М.: Фолио: ACT, 2000. — 464 с.
- Чашина, Ж. В. Смыслоценностное решение цивилизационного вопроса / Ж. В. Чашина. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 127 с.
- Шапошников, JI. Е. Русская религиозная философия XIX XX веков /
- JI. Е. Шапошников. Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1992.— 221 с.
- Шестаков, Н. А. Константин Леонтьев и- русский либерализм / Н. А. Шестаков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Соц-полит. исслед. — 1993. -№ 2.-С. 57−62.
- Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. -512 с.
- Шинкаренко, Е. А. Социальная революция в концепции цивилизации А. Тойнби / Е. А. Шинкаренко // Социальная революция: Вопросы теории. -Л.,-1989. С. 143−148.
- Шпенглер, О. Годы решений. Германия и всемирно-историческое развитие / О. Шпенглер. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 224 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Минск: Харвест, 2000. -1376 с.
- Шугуров, М. В. Будущее отчуждения и судьба России в апокалиптических пророчествах К. Леонтьева / М. В. Шугуров // Вече: Альманах русской философии и культуры СПб. -2009. № 13. — С. 95 -104.
- Шуте, В. Глубокая простота : Основы социальной философии / В. Шуте. -СПб.: РОЗА МИРА, 1992. 216 с.
- Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко. — М.: Республика, 2003. 510 с.
- Яковенко, Б. В. Мощь философии / Б. В. Яковенко. СПб.: Наука, 2000. -976 с.
- Яковенко, И. Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы / И. Г. Яковенко. М.: Новый хронограф, 2008. — 320 с.
- Яковлев, И. А. История человечества. История отношений человека и природы как цивилизационный процесс / И. А. Яковлев. — СПб.: Алетейя, 2006.- 300 с.
- Янов A. JI. Славянофилы и Константин Леонтьев / А. Л. Янов // Вопр. философии. 1969. -№ 8. — С. 97- 106.
- Casserley J. V. L. Toward a Theology of History / J. V. L. Casserley. -London, 1965.-278 p.
- Cornman, J. Philosophical problems and arguments: An introduction-Indianapolis: Hackett publishing company / J. Cornman, K. Lehrer, E. Pappas. -London, 1987. 366 p.
- Mason, H. L. Toynbee’s Approach to World Politics / H. L. Mason. -New Orlean, 1958.-456 p.
- Melko, M. The Origins of General Wars in World History / M. Melko // Comparative Civilizations Review. Carlisle (PA). -1997. -№ 37. P. 65−90.
- Niebuhr, R. Faith and History: Comparison of Christian and Modem Views of History / R. Niebuhr. -London, 1949.-349 p.
- Nichols, J. H. Religion in Toynbee’s History / J. H. Nichols // Journal of Religion. -1948. Apr. — P. 99 — 119.
- Robb, D. Brahmin from Abroad / D. Robb // American Studies. 1985. -Vol 26, № 2,-P. 45−69.1. Цивилизационная специфика
- Российского общества Западного общества
- Социально-философская идеология1. Консерватизм Либерализм1. Религиозная основа
- Православие Католицизм, протестантизм1. Отношение к прогрессу
- Духовный прогресс Технический прогресс
- Идеал социально-государственного устройства
- Самодержавная монархия Правовое государство1. Цивилизационная модель
- Концепция «культурно-исторических» типов, «славяноцентризм». Европоцентризм, глобализм1. Консерватизм Либерализм
- Традиционализм Реформистский прогрессизм
- Иерархизм Формально-правовой эгалитаризм
- Антирационализм Рационализм1. Органицизм Механицизм
- Соборный антииндивидуализм Индивидуализм
- Авторитаризм Индивидуальная свобода1. Национализм Космополитизм
- Религиозный морализм Автономный морализм1. Консерватизм Социализм
- Традиционализм Революционный прогрессизм1. Иерархизм Эгалитаризм
- Антирационализм Рационализм1. Органицизм Органицизм
- Соборный антииндивидуализм Коллективизм
- Авторитаризм Коллективная свобода
- Национализм Интернационализм
- Религиозный морализм Этический релятивизм