Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гносеология. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О познании удачно сказано в Библии: «И увидела жена, что дерево хорошо для нищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Если бы Ева не вожделела знать, человечества бы не было. Первично представление о знании как умении. Знать нечто (ремесло, язык, обряд) означает знать дело — уметь практиковать… Читать ещё >

Гносеология. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятые гносеологии — Сенсуализм — Эмпиризм — Рационализм — Скептицизм— Универсалии — Истина и заблуждение —Прагматизм

В результате освоения материала данной главы студент должен: знать

  • • основные понятия и направления гносеологии;
  • • гносеологическое содержание спора реалистов и номиналистов; уметь
  • • сравнивать различные гносеологических ориентаций;
  • • выделять философски уязвимые положения основных гносеологических концепций и формулировать стоящие перед ними затруднения;

владеть

  • • приемами скептического рассмотрения вопросов;
  • • разработанной прагматизмом стратегией познания путей разрешения затруднительных ситуаций.

Понятие гносеологии

Гносеология (от др.-греч. yveoma — «знание», W>yo<; — «слово», «понятие») — учение о познании, его природе, источниках и предпосылках, условиях истинности.

О познании удачно сказано в Библии: «И увидела жена, что дерево хорошо для нищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Если бы Ева не вожделела знать, человечества бы не было.

Познание — опережающее отражение действительности. Оно возникает в качестве реакции в устойчивых, повторяющихся взаимодействиях. Познанию присущи:

  • — избирательность (селективность) — ориентация на восприятие значимых, «чувствительных» предметов;
  • — образность — воспроизведение предмета отражения в образах;
  • — операционалыюсть — свертывание в образе схемы взаимодействия с познаваемым предметом-оригиналом;
  • — репрезентация — опосредованность отображения и образов символами, знаками и пр.;
  • — конструктивность — оперирование образами в воображении, их перекодирование и конструирование новых образов, не имеющих оригиналов в действительности.

Характеризуя познание, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал: «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения»[1].

Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир?

Положительный ответ на этот вопрос дает гносеологический энтузиазм (когнитивный оптимизм). Так, античные гностики (III—I в. до н.э.) считали, что гнозис — открываемое спасителем высшее знание — может дать ответ на извечные человеческие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Условиями гнозиса являются катарсис (очищение чувств), добродетель и главенство разума в душе человека.

Агностики не уверены в познаваемости мира. Софист Горгий (480—380 до н.э.) в сочинении «О том, чего нет; или О природе» доказывал следующее:

Тезисы Горгия Аргументы Горгия

Ничего нет. Если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, иначе возникало бы из ничего; невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться нив самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, — ничто.

Если бы даже нечто и было, то оно Если реальное («то, что есть») мыслимо, было бы непознаваемо. то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Но Сцилла и Харибда мыслимы. Следовательно, реальное немыслимо.

Даже если бы оно было познаваемо, Словесное общение невозможно, так как его невозможно было бы высказать никто не вкладывает в слова тот же смысл, что в слове и истолковать другому. другой.

Английский зоолог Томас Гекели (1825—1895), называя себя агностиком, полагал, что если бог не обнаруживается сенсибельно (чувственно воспринимаемо), то сомнительно, что он может быть обнаружен интеллигибельно. Непознаваемо то, что не может быть обнаружено непосредственно. Границы знания расширяются, но в отношении бога, метафизических реалий и многого другого надежных свидетельств опыта нет.

Знание — это содержание сознания, присутствующее на всех его уровнях, в том числе и в бессознательном подсознательном. Познание есть изменение содержание сознания, состоящее в движении от исходного знания (и незнания) к новому знанию (и незнанию). Расширение круга знания увеличивает его окружность — знание незнания.

Аристотель указывал па многообразие типов знания — умение, мнение, опыт, наитие и др. К различным формообразованиям знания относятся оценки и рецепты, формулировки проблем, аксиомы и гипотезы, нормы права и морали, художественный образ, религиозный символ, гак как они имеют познавательное содержание, связанное с адаптацией, ориентацией и самореализацией во внешнем и внутреннем мире.

Первично представление о знании как умении. Знать нечто (ремесло, язык, обряд) означает знать дело — уметь практиковать, пользоваться, воспроизводить. Соответственно, незнание — это неумение. Практическое знание, как правило, неявно, невербально.

Познавательная деятельность развивается из практического познания путем обобщения и систематизации рецептов, накопленного опыта в специализированную духовную деятельность, которая на основе знаний-описаний вырабатывает знания-предписания (правила, программы и проекты), используемые для регуляции практической деятельности.

Исторически ведущими являются различные типы духовной деятельности. Французский философ Огюст Конт (1798—1857) формулировал закон трех стадий как закон интеллектуальной эволюции человечества (табл. 7.1). «Согласно моей основной доктрине, — писал он, — все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями: теологическая, метафизическая и научная…»[2]

Таблица 7.1

Огюст Конт: закон человеческого прогресса (или закон трех стадий).

Стадия.

Период времени.

Правящие или господствующие.

Основная общественная единица.

Теологическая.

(фикции).

Возникновение человека.

Жрецы.

Военные.

Семья.

Метафизическая.

(абстракции).

Средние века, Возрождение.

С вя щен нос л у жител и. Юристы.

Государство.

Научная.

(позитивная).

Индустриализация.

Промышленные ад м и н истраторы. Научные и моральные руководители.

Вся человеческая раса.

Интеграция духовной деятельности и практики преобразует последнюю. Совершается духовно-практическая революция, примером которой является научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия.

  • [1] Ленин В. И. Философские тетради //Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. М.: Политиздат, 1969. С. 198.
  • [2] Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении.) Ростовн/Д, 2003. С. 54.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой