Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данный подход нашел свое выражение в практике разработки и проведения различных игровых форм подготовки и переподготовки управленческих кадров: организационно-деятельностных игр (ОДИ), проектно-проблемных и методологических семинаров, игровых сессий, коммуникативно-ролевых игр, организационно-мыслительных игр и др. В этом случае критике и проблематизации подвергаются ценностные основания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания формирования среды образования управленческих кадров в малом городе
    • 1. Педагогические основания подготовки кадров управления
    • 2. Формирование среды образования управленческих кадров малого города как исследовательско-проектировочная задача
  • Глава 2. Проектирование и организация среды образования управленческих кадров малого города
    • 1. Инициация личностных позиций управленческих кадров организационно-деятельностными средствами
    • 2. Привнесение в деятельность управленческих кадров новой культуры коммуникации и мышления
    • 3. Организация устойчивых образовательных структур подготовки управленческих кадров нового типа
  • Глава 3. Педагогические условия адекватности образовательной среды подготовки управленческих кадров интересам развития малого города
    • 1. Экспертиза реалистичности проектирования изменений образовательной среды города
    • 2. Оценка динамики преобразования образовательной среды управленческих кадров малого города

Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях происходят значительные изменения в системе управления малыми городами. Это выражается прежде всего в том, что многие процессы принятия значимых решений переместились в регионы, а на местах проявляется значительная инициатива в их реализации.

Но, процесс «регионализации» имеет и другую сторону, связанную с повсеместными проявлениями неготовности управленческих кадров к работе в изменившихся условиях. Это во многом обусловлено той традицией, когда регионы не являлись самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности. Они были включены в единые отраслевые системы как ее элементы, что лишало их права на хозяйственную инициативу и предприимчивость. В итоге, неготовность управленческих кадцюв к самостоятельным действиям во многом сдерживает возможности территории к самостоятельному развитию.

Попытки решения проблемы за счет переподготовки управленческих кадров традиционными методами и формами, как правило, не приносят желаемого результата, так как не затрагивают личностных оснований реализации управленческой деятельности. А как показывает анализ, именно на этом уровне регуляции возникают основные затруднения в деятельности управленцев. В связи с этим становится актуальной задача разработки качественно новой образовательной практики, способной обеспечивать подготовку и переподготовку управленческих кадров малого города к решению качественно новых задач.

Разработка и реализация такой системы подготовки и переподготовки управленческих кадров представляет собой нетрадиционную общепедагогическую задачу. В качестве одного из возможных подходов к ее решению зачастую предлагается использовать зарубежный опыт подготовки персонала к управленческой деятельности (М. Альберт, П. Вейлл, М. Вудкок, Д. У. Дункан, М. Х. Мескон, Т. Питере, Я. Планкетт, Р. Уотерман, Д. Фрэнсис, Г. Хейл, Ф. Хедоури, JI. Якокка и др.).

Однако, как показывает практика, прямой перенос иностранных теорий менеджмента не вполне согласуется с отечественным менталитетом управленца и характером его деятельности. В связи с чем, возникает проблема построения специальной образовательной системы, отвечающей реалиям и задачам сегодняшнего дня в становлении культуры управленческой деятельности и профессиональной позиции управленца.

В отечественной педагогике активно разрабатывается рефлексивно-инновационный подход к решению данной задачи, основанный на идеях развития мышления и деятельности в процессах проектирования и проблемно-игровых форм обучения. Основные положения данного подхода наиболее полно представлены в работах Н. Г. Алексеева, О. С. Анисимова, Ю. В. Громыко, АЛ. Зинченко, С. В. Наумова, С. В. Попова, Б. В. Сазонова,.

B.И.Слободчикова, Г. П. Щедровицкого, П. Г. Щедровицкого и др. Активная работа в этом направлении ведется сотрудниками Института педагогических инноваций РАО Д. А. Григорьевым, В. К. Зарецким, Р. Г. Каменским,.

C.И.Красновым, И. С. Павловым, Н. Н. Павловым, В. К. Рябцевым, В. В. Семеновым и др.

Данный подход нашел свое выражение в практике разработки и проведения различных игровых форм подготовки и переподготовки управленческих кадров: организационно-деятельностных игр (ОДИ), проектно-проблемных и методологических семинаров, игровых сессий, коммуникативно-ролевых игр, организационно-мыслительных игр и др. В этом случае критике и проблематизации подвергаются ценностные основания потенциально возможной деятельности, ее средства и их адекватность тем целям, ради которых они применяются. При этом, выход из проблемной ситуации обучаемый вынужден искать прежде всего сам, видоизменяя ситуацию и используемые в ней средства. В итоге предметом рефлексии оказываются собственные способности и устремления в деятельности.

Тем самым подготовка управленческих кадров рассматривается как процесс изменения способов управленческой деятельности, осуществляемый через реализацию личностного развития и технологического переоснащения самого деятеля. Для того, чтобы это могло произойти в масштабах города, необходимо осуществить ряд организационных и педагогических действий для создания особой образовательной среды. В этом случае оказывается возможным вовлечь в образовательный процесс региональные интеллектуальные, профессиональные, организационные, материальные и другие ресурсы, направив их на развитие управленческой деятельности.

Понятие образовательной среды сегодня обретает статус особой педагогической категории. В работах В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, В. И. Слободчикова, В. Р. Имакаева, Л. Е. Курнешовой, Ю. С. Мануйлова, И. С. Павлова, Н. Н. Павлова, Л. Л. Портянской оно рассматривается как один из способов описания образовательной реальности наряду с такими понятиями как «место образования», «образовательное пространство» и «образовательная сфера». Центральной характеристикой образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Соответственно, задача построения образовательной среды предполагает поиск тех организационных и педагогических условий, которые обеспечили бы превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования.

В этой связи становится актуальной задача теоретического исследования возможностей образовательной среды малого города и ее практического формирования в интересах образования управленческих кадров. Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной задачи, отсутствие в педагогической науке ее разработки и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — образовательная среда малого города.

Предмет исследования — педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города.

Цель исследования — выявить организационно-педагогические условия формирования образовательной среды управленческих кадров малого города в новых социально-экономических условиях.

В соответствии с целью были определены следующие исследовательские и проектные задачи:

1. Проанализировать причины неадекватности традиционных средств деятельности управленческих кадров малого города новым социально-экономическим условиям.

2. Разработать представления о содержании и методах освоения управленческими кадрами малого города инновационных управленческих средств в новых социально-экономических условиях.

3. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному освоению и созданию новых средств управленческой деятельности.

4. Разработать проект и реализовать программу формирования среды образования управленческих кадров малого города.

5. Систематизировать полученные результаты в целях их использования другими малыми городами Украины и России.

Гипотеза исследования состоит в том, что за счет проектирования и построения комплексной педагогической реальности — образовательной среды — могут быть решены актуальные практические задачи развития системы управления малого города. При дефиците нормированных внешних ресурсов формирование образовательной среды может быть осуществлено за счет кооперации социокультурных, организационных и личностных ресурсов как самого города, так и привлекаемых извне. Методы исследования:

— изучение научной литературы по проблемам образования и подготовки управленческих кадров;

— проектирование образовательной среды управленческих кадров и научная экспертиза проектных разработок;

— проведение проблемных семинаров и рефлексивных дискуссий;

— обобщение опыта работы по созданию образовательной среды управленческих кадров города Судака (Республика Крым).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях смены социально-экономических и жизненных укладов образование управленческих кадров целесообразно осуществлять прежде всего в ходе развития и совершенствования самой управленческой деятельности.

2. В малом городе это предполагает проектирование и формирование особой педагогической реальности — образовательной среды, которая обнаруживает себя как система жизненных ценностей, поддерживающих ее форм отношений и систем деятельностей. Образовательная среда инициирует процессы саморазвития и самообразования управленческих кадров, освоения ими новых техник своей профессиональной деятельности.

3. Формирование образовательной среды управленческих кадров может быть обеспечено за счет переструктурирования социокультурных, организационных и личностных ресурсов малого города при реализации следующих педагогических условий:

— развертывание мыследеятельностного пространства для инициации личностного роста управленцев, который фокусируется в самоопределении и реализуется в способностях к организованному мышлению и рефлексииразработка устойчивых форм коллективной деятельности и мыследеятельности, их технологическое переоснащения за счет овладения техниками программирования, проектирования и экспертизы;

— выращивание новой практики управления в рамках постановки и решения задач регионального развития.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается опорой на апробированные методы системного анализа деятельностиучетом достижений современной педагогической наукипредставительностью выборки при сборе первичного материалаэкспериментальной проверкой основных теоретических положений исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

— выявлены и обобщены педагогические условия подготовки управленческих кадров малого города в новых социально-экономических условиях;

— сформулировано положение о необходимости проектирования и формирования образовательной среды как ведущего фактора в становлении системы управления в малом городе;

— отработаны социокультурные механизмы проектирования и формирования среды образования управленческих кадров малого города.

Практическая значимость исследования заключается:

— в возможности использования разработанной образовательной модели как технологического ресурса для администраций малых городов Крыма, Украины и Россиив использовании данной модели для воспроизводства и профессионализации управленческих кадров в специальных учебных заведениях;

— в применении разработанной образовательной модели для реализации государственного проекта муниципальной реформы на Украине с использованием г. Судак как города-полигона.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах работы путем непосредственной реализации теоретических выводов и практических рекомендаций в деятельности аппарата городского исполкома и создания условий для осуществления проектных разработок в образовательной среде города. Теоретические результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Инновации и образовательная политика. Образовательные институты нового типа» (1993 г.), проектно-проблемном семинаре «Введение в профессиональную управленческую деятельность» (1995 г.), республиканском семинаре «Содержание высшего образования и региональный заказ на подготовку специалистов» (1997 г.), а также на других конференциях, семинарах и совещаниях. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура диссертации разработана в соответствии с ее замыслом и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

1. Анализ исследований по проблемам подготовки управленческих кадров позволил выявить существование трех типов становления полноценной профессиональной деятельности: а) как естественный процесс научения, связанный с решением ситуативных управленческих задач в меняющихся условиях профессиональной деятельностиб) как социально организованный процесс повышения квалификации в рамках определенного учебного заведения и реализуемого в нем учебного процессав) как рефлексивное отношение к собственной деятельности в ходе ее реализации с последующим ее перепрограммированием.

2. В современных условиях подготовка управленческих кадров наиболее эффективна если она реализуется в неразрывном единстве с совершенствованием и развитием самой управленческой деятельности. При этом органически связываются два процесса: а) личностного развития, фокусирующегося в самоопределении и развертывающегося в приобретении способностей к организованному мышлению и рефлексииб) технологического переоснащения за счет овладения техниками программирования, проектирования и экспертизы.

3. Для совместной реализации двух данных процессов необходимо проектировать и формировать особую образовательную среду, ведущим признаком которой является «стягивание» различных видов ресурсов (профессионального, личностного, интеллектуального, организационного, материального и др.) на цели развития управленческой деятельности.

4. Эффективность концентрации указанных ресурсов в условиях малого города регулируется следующими тремя педагогическими условиями:

— разработкой устойчивых форм коллективной мыследеятельности как средства подготовки и переподготовки управленческих кадров;

— развертыванием мыследеятельностного пространства для инициации личностного развития управленцев;

— выращиванием управленческой практики в контексте решения задач регионального развития.

5. Построение образовательной среды управленческих кадров может быть осуществлено за счет преобразования внутренних ресурсов города. При этом, на разных этапах преобразования различные виды ресурсов получают свое оформление. На первом этапе ведущим оказывается процесс организации управленческой команды как ядра становящейся образовательной средына втором — формирование поля (плацдарма) развития управленческой деятельностина третьем — инициация индивидуальных траекторий развития субъектов деятельности, вовлеченных в процессы управления.

6. Появление многоканальности управления ведет к необходимости особого механизма — общественной экспертизы, предполагающей вовлечение в нее представителей других видов деятельности, непосредственно не занятых на административных местах. В ходе экспертизы важно обеспечить соотнесение проектируемых норм образовательной деятельности с реально складывающейся ситуацией в развитии города. Для общественной экспертизы используются процедуры обсуждения в системе городского управления, на региональных научно-практических конференциях управленческих кадров, на общественных сходах жителей города.

7. Формирование образовательной среды управленческих кадров в малом городе имеет ряд особенностей: а) реализация личностного развития осуществляется через процедуры игрового самоопределения, развитие культуры управленческой практики, реализацию индивидуальных образовательных вкладовб) в качестве ведущих используются различные формы коллективного действия и их обсуждения — практическое проектирование, ОДИ, проектно-проблемные семинары, общественные экспертизы (аналог — publie investigation в США) — в) переход образования в фактор развития управленческой деятельности осуществляется через создание полипрофессионального сообщества управленческих кадров, способного создавать в городе новые деятельностные практики.

8. Разработанная модель образовательной среды малого города позволяет наметить направление дальнейшего исследования: развитие модельных представлений через выделение и связь следующих трех аспектов — содержательного, управленческого и политического. Первый аспект предполагает прежде всего поиск новых форм связи действующих субъектоввторой — направлен на изучение и отработку процессов их соорганизациитретий — связан с определенным идеолого-ценностным оформлением новых принципов и механизмов управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Кривошеева А., Ушакова А. Проектно-созидательная модель обучения // «Альма матер». 1994. № 1.
  2. Н.Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности и принятия решения. -Новосибирск, 1991.
  3. Н.Г., Громыко Ю. В. и др. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7.
  4. Н.Г. Рефлексивно-методологическая проблематика философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995. № 2.
  5. Н.Г. Становление, развитие и перспективы методологической практики в Судакском регионе // Развитие малого города. Опыт региональной практики. Судак, 1995. С.11−17.
  6. Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования//Вопросы методологии. 1994. № 1−2. С.52−59.
  7. В.И. Саморазвитие менеджера // Народное образование. 1995. № 1.
  8. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань, 1992.
  9. О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. -М.: ВШУ АПК, 1989.
  10. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.-М.: Экономика, 1991.
  11. О.С. Управленческое мышление и перестройка управленческого образования // Педагогическая концепция последипломного образования. М.: ВШУ АПК, 1990, вып.2.
  12. О.С. Развитие управленческого образования в развивающих играх // Повышение квалификации в системе непрерывного образования. -М&bdquo- 1990.
  13. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.-Новгород, 1995.
  14. А.С. Философские беседы о личности: Книга для студентов педвузов и учителей. М., 1998.
  15. П.Р. Профессионал как развитая личность // Научно-практич. конф. Брянск, май 1995. Брянск, 1995.
  16. А.А. Управленческая деятельность // Практика и резервы организации. М., 1988.
  17. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления и деятельности. М., МНЙИПУ, 1989.
  18. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
  19. В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  20. В. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9.
  21. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология как содержание предмета человековедения // Гуманизация образовательных систем в условиях непрерывного образования. Томск, ТГОИ. 1995.
  22. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  23. П.П. Основы педагогики. М., 1925.
  24. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.
  25. А.А. Общая и прикладная акмеология. М., 1996.
  26. Н.В. Образовательный регион. Новый взгляд на развитие системы образования в крупном городе // Инновационная школа. 1995. № 1.
  27. А.Г. Непрерывное педагогическое образование. СПб.: Образование, 1995.
  28. В.Л., Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. М., 1997.
  29. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1996.
  30. А.П. Архитектурный вуз и производственная сфера // Вопросы методологии. 1994. № 1−2. С. 59−69.
  31. К.Я. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991.
  32. П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993.
  33. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. -М., 1990.
  34. Вопросы принятия решений в организационных системах // Под. ред. Д. М. Гвишиани. М., 1978.
  35. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика: Пер. с англ. М.: «Дело», 1991.
  36. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., Прогресс, 1992.
  37. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 1989.
  38. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
  39. А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. М., 1972.
  40. А.К. Трудовые установки. М., 1973.
  41. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.
  42. С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // Сборник ст. посвященных П. П. Милюкову. Прага. 1929. С. 37−86.
  43. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -Берлин: Слово, 1923.
  44. В. Эволюционная теория менеджмента: новый взгляд на будущее российского бизнеса // Консультант директора. № 12(48)-13(49). -М., ИНФРА-М. 1997.45 .Гончаров Н. К. Вопросы педагогики. М., 1980.
  45. Ю.В. Мыследеятельностная антропология основание проектирования в образовании // Там же. С. 446 — 480.
  46. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. -М., 1992.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ННТОР, 1996.
  48. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психол. журнал. 1989. № 1
  49. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. Функции рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопр. психологии. 1990. № 3.
  50. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.
  51. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организации // Нововведения в организациях. М., 1983.
  52. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте (пер. с англ.).- М.: Дело, 1996.
  53. В.А. Образование как объект научного познания. Предмет общей теории развития образования. Концептуальные основы Института стратегии развития, управления и прогнозирования образования в Сибири // Образование в Сибири. 1995. № 2.
  54. Европейская педагогика от Античности до Нового времени (иссл. и мат-лы). / Под ред. В. Г. Безрогова, Л. В. Машковой, ч.2,3. М., 1994.
  55. А.Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственных служащих: Дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  56. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в пермской области): Дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  57. В.Р., Буданов А. Н., и др. Управление инновационной образовательной деятельностью в регионе. Пермь, 1995.
  58. Ннновации профессиональной школы. Тамбов, 1995.
  59. Инновации в непрерывном образовании. / Под ред. М. В. Кларина. -М.: РАО, 1998.
  60. Инновационные процессы в образовании. / Всероссийская конференция. -Тюмень: ТГУ и НЦ РАО, 1995
  61. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.
  62. Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования. / Под ред. Н. Г. Алексеева. Пермь: ИЛИ РАО, 1992.
  63. Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом. Материалы международной конференции 18−21 мая 1992 г. Москва. -РАУ- М.: Луч, 1992.
  64. Как работают с людьми за рубежом. Киев, 1992.
  65. Как рождается проект. Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических инноваций. / Под. ред. Е. Н. Ястребцева. М., Восточный образовательный округ, 1995.
  66. Ю.И. Психолого-педагогические основы проектирования^ организации и развития региональной системы образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.
  67. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  68. JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации //Вопросы психологии. 1990. № 6.
  69. ., Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии //Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 20−26.
  70. Л.П. Вариативность образования: анализ становления и стратегические направления развития системы образования в г. Москве // Вариативные педагогические системы. Центр инноваций в педагогике. -М., 1995.
  71. В.Г. О едином образовательном пространстве государств-участников СНГ // Вестник межпарламентской ассамблеи. СПб. 1995. № 2(9).
  72. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.
  73. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Уч. пособие. М.: МГУ, 1995.
  74. Концепция программы развития образования Воронежской области. / Под ред. Савинкова Ю. А. Воронеж: ВИГЖРО, 1993.
  75. Ю.Л. Искусство моделирования природы игры. -М., 1994.87 .Кузьмина Н. В. Акмеологические закономерности авторских системдеятельности. -М., 1995.
  76. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  77. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  78. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.
  79. Ю.Н. Сценарии развития школы // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., 1995.
  80. Г., 0,Доннел С. Управление: системный и ситуативный анализ управленческих функций. В 2-х т. М., 1981.
  81. Т.М., Управление школой: задачи и деловые игры. -Минск: «Нар. асвета», 1988.
  82. И.С. Интеллектуальные инновации, рефлексия и когнитивные науки // Современные исследования и освоение механизмов рефлексии. -Новосибирск. 1995.
  83. И. С. Интеллектуальные системы, рефлексия и генетическая логика // Модели рефлексии. Новосибирск. 1996.
  84. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Ин-т управления образованием РАО. М.: Новая школа. 1993.
  85. Лазарев В. С и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Центр социальных и экологических исследований. М., 1995.
  86. B.C. и др. Анализ региональных и муниципальных систем управления образованием. Центр социальных и экологических исследований. М., 1998.
  87. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М., 1990.100 .Литвинова Е. Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии): Дис.. канд. псих. наук. М., 1992.
  88. Логика, методология, философия науки // Материалы 11-й междунар. конференции. М.: Обнинск, 1995, вып. 4-й.
  89. А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми тт. М., 1983−1985.
  90. ЮЗ.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  91. Ю8.Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
  92. Ф. Т. Онтология культуры // Культура. Традиции. Образование. Ежегодник Института культурологии РАН и МК РФ. М., 1995.
  93. Модернизация образовательных структур в динамичном обществе. / Аналигич. отчет. Институт образования взрослых РАО. М., 1998.111 .Мотивационное управление учением школьников в разных технологиях обучения. -М., 1995.
  94. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  95. ПЗ.Неверкович Н. Д. Игровые методы подготовки кадров: Уч. пособие. М. Высшая школа, 1995.
  96. И4.Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда посол. / Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: ИЛИ РАО, Инноватор. 1996.1150 путях повышения уровня методологической культуры педагогических кадров. / Метод, рекомендации. Киев.: ЦИУУ, 1988.
  97. Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. -Белград, 1995.
  98. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.122.0сновы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.123 .Павлов И. С. Общность как единица проектирования региональной программы развития образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  99. Н.Н. Образовательный проект. Республиканский колледж управления // Развитие малого города. Опыт региональной практики. Судак. 1995. С. 21 32.
  100. Н.Н. Проектирование образовательной сферы в малом городе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  101. Т. Уотерман Р. В поисках эффективного управления. -М.:Прогресс, 1981.
  102. Перлаки.И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1980.
  103. ПетровскийВ.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.-М., Феникс, 1995.
  104. В.А. Психология неадалтивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.
  105. Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
  106. М.Н., Пахомова С. Е. Институты сферы образования: теория и практика педагогических инноваций. М.: ИЛИ РАО, 1995.
  107. С.В., Щедровицкий П. Г. Игровое движение и организационно-деятельностная игра//Вопросы методологии. 1994. № 1−2. С. 112−137.
  108. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. В 2-х тг. М., 1992.
  109. Л.Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  110. М. М. Инновационные школы России: опыт управления школами нового типа. М., 1998.
  111. М. М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения //Педагогика. 1995. № 6. С. 21- 43.
  112. М.И. Основы маркетинга в сфере образования. СПб.: ЙТМО, 1992.
  113. М.И. Основы менеджмента в сфере образования. СПб.: ИТМО, 1994.
  114. Проблемы управления народным образованием и исследования его эффективности. М.: МГПИ, 1987.140 .Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. М.: АПН СССР, 1972.
  115. Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д. И. Фельдшгейна. -М., 1995.142 .Проблемы профессиональной социализации личности. / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998.143 .Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. -СПб., 1995.
  116. И.И. Развитие региональной образовательной системы. СПб.: Гос. пед. ун-т., 1992.
  117. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М.: ИГЖ РАО, 1994.146 .Проектирование системы развивающегося образования в Северном округе. М., 1996.
  118. Профессиография учителя. / Под ред. Э. Г. Костяшкина. М., 1970.
  119. Психология проектирования. / Под ред. В. В. Рубцова. М., 1997.
  120. Психолого-педагогические технологии развития профессионализма кадров управления.- М.: Луч, 1994.
  121. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  122. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. / Под ред. Б. Л. Вульфсона. М.: ИТО и П РАО, 1995.
  123. Э. Коммуникация в организациях. М., 1980.
  124. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. / Под ред. И. В. Дубровиной. -Ниж. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
  125. И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании. Бийск: БиГПИ, 1994.
  126. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. -Челябинск, 1994.
  127. В. А. Профессиональное самосознание учителя // Магистр. 1995. Льз.
  128. В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1995.
  129. В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. -М., ИЛИ РАО, 1994.
  130. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  131. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  132. А.М. Методы активного обучения. М.: «Высшая школа», 1991.
  133. Современная дидактика: теория практика. / Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1994.
  134. Современные технологии активного обучения взрослых. / Под ред. А. Е. Марона. М., 1998.
  135. Создание новой структуры управления региональной образовательной системой. СПб.: Образование, 1992.
  136. B.C. Россия в переходном состоянии // Наука, культура, образование на рубеже XXI века. Тезисы конф.- СПб., 1995.
  137. B.C. Возможность реализации концепции перехода к устойчивому развитию // Проблемы перехода России к устойчивому развитию. -М., 1995.
  138. Социально-психологические предпосылки развития общего образования взрослых. / Под ред. Г. Д. Глейзера и др. М., 1998.
  139. Сравнительный анализ развития систем образования в России и зарубежных странах: историко-педагогический аспект. / Под. ред. В. Г. Онушкина. М., 1998.
  140. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопр. психологии. 1995. № 1.
  141. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993.
  142. С.Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления.- М.: РАГС, 1996.
  143. С.И. Основы управления. М., 1995.
  144. А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.
  145. Управление развитием школы. / Под. ред. М. М. Поташника и др. -М.: Новая школа, 1995.17 5. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). Вып.4. М.: ВНИИСИ, 1990.
  146. Философия образования (Круглый стол) // Педагогика. 1995. № 4.
  147. Философско-ледагогические проблемы проектирования. / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: ИЛИ РАО, 1998.
  148. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  149. C.JI. Духовные основы общества М., 1992.180 .Ценностные ориентации в системе педагогического образования. / Под ред. З. И. Равкина. В 2-х тг. М., 1995.
  150. М. Что такое просвещение II Вопросы методологии. 1996. № 1−2. С. 44−55.
  151. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: «Экспедитор», 1996.
  152. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
  153. Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе. М.: Прометей, 1995.
  154. С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. М., 1980.
  155. А. Б. Культурологические предпосылки формирования и развития неформальных движений // Молодежный ренессанс (проблемы социализации молодежи). М.: Наука, 1990.
  156. Л.А. Проект «Великий шелковый путь» // Судак: великий шелковый путь. Выпуск 1. Судак, 1992.
  157. Л.А. Судак на пути к цивилизованному городу // Судак: великий шелковый путь. Выпуск 2. Судак, 1992.
  158. Л.А. Действуем нетрадиционно на грани фола (Судакский регион стал экспериментальным для отработки модели мушщипальной реформы на Украине) // Местное самоуправление. 1997. № 3−4. С. 12−19.
  159. Л.А., Павлов Н. Н. Новые формы деятельности местных органов самоуправления в малом городе // Судак. С. 55−60.
  160. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  161. Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. М., 1975.
  162. Г. П. Схема мыследеятельности системоструктурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Ежегодник. -М., 1975.
  163. Г. П. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах // Избранные труды. М., 1995.
  164. Экспериментальная психология развития. /Под ред. Б. Д. Эльконина.-М., 1997.
  165. Юнеско и развитие образования взрослых // Перспективы. 1982. № 1−2.
  166. Л. Карьера менеджера (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1990.
  167. Bell-Gredler М.Е. Learning and instruction: Theory into practice.- N.Y. 1986.
  168. Bridges D. Education, democracy and deciscussion. San Fr.-Oxf. 1991.
  169. Education research. 1995, v. 24.
  170. H.J. (and others) Games and simulations in science education. L.-N.Y. 1981.203 .Ellis A. K., Fouts J.T. Research of educational innovations. Princeton Ju. 1993.
  171. D. С., Lakomsky G. Knowledge educatioal administration.N.Y. 1990.
  172. KleitzbergP. The legitimation of educational aims: paradigms and metaphors.-Lund, 1993.206Joyce B. Models of teaching. Engelwood Cliffs (N.J.), 1980.
  173. Nasbitt J., Aburdence P. Mega-trends 2000. N.Y., 1990.
  174. Paul R. Critical Thinking& Fundamental to education in a free sociaty //Educational Leadership. 1984, Vol.42.
  175. Rogers C.R. Freedom to learn for 80's. Columbus, 1984.
  176. Shor I., Friere P. Apaedagogy for Ubertation. SouthHadley, 1987.
  177. Steven L. Lamy Global Education: A conflict of Images // From Thought to action. Ed. by Kenneth A. Туе. ASCD. 1991.
  178. The standarts in education: problems and perspectives // Proceedings.9−13 Oct., 1995. M., Russia, 1995.
  179. Towards developing new teacher competiencies in response to mega-trends in curriculum reforms. Bangkok, 1992.
Заполнить форму текущей работой