Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

III группа (высокий уровень) — дети не испытывают трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. Они обдумывают предложенное задание (задумчиво смотрят в потолок, зажмуриваются, разглядывают картинки). Иногда дошкольники берут на себя роль рассказчика или сказочника: «Жила была кошка, которая очень любила цветы. И вот однажды она притащила очень красивое комнатное растение… Читать ещё >

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На первом этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики исследования:

  • — методика «Где чье место» для изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах;
  • — тест «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтасова); [26,38]
  • — методика Р. С. Немова «Придумай игру» [26].

Методика № 1. «Где чье место?» [26].

Стимульный материал. Сюжетная картинка: домик с крышей и трубой, рядом с ним собачья конура, перед домом — цветочная клумба и пруд, около пруда растут деревья; на переднем плане дорожка, на которой стоит детская коляска; по небу плывут облака, летят птицы. На каждом из перечисленных предметов нарисован пустой кружок. Прилагаются такие же по величине кружки с изображением кошки, собаки, девочки, груши, яблока, цветка, лебедя и летящей птицы (см. приложение 1).

Диапазон применения. Дети 5−7 лет.

Инструкция. «Внимательно посмотри на свои кружки и расположи их на картинке не там, где они должны находиться, а совсем в другом месте. Придумайте, как тот или иной изображенный на кружке предмет или персонаж там очутился».

Проведение методики проводится индивидуально. После того, как ребенок выполнит инструкцию, воспитатель располагает картинки по своему усмотрению и просит ребенка объяснить, почему и как они могли там оказаться.

По характеру решения задания детей мы разделили на группы:

I группа (низкий уровень) — дети испытывают значительные трудности при выполнении задания. Они ставят кружочки на привычные места и дают объяснения такого типа: «Собака в конуре, потому что должна быть там». Когда взрослый располагает картинки в непривычных местах, ребенок смеется, но ничего объяснить не может. Если попытки объяснить расположение картинок и наблюдаются, то неоригинальные: «Птица сидит на заборе, потому что она отдыхает».

Вова В. «Цветок на окне, потому что должен быть там»; «Птичка летит по небу, а на окно она сесть не может». Ребенок затрудняется ответить почему.

II группа (средний уровень) — при выполнении задания дети испытывают особые затруднения не при размещении картинок, а при объяснении, некоторые дошкольники перемещают расставленные кружочки в правильные места. Рассказы, как правило, имеют реальную почву («Бабушка мне говорила…»). В ситуации, когда кружки расставляет взрослый, рассказы становятся содержательнее и детальнее.

Карина С. «Собачка в пруду, потому что жарко на улице, груша на окне кто-то сорвал». Ответила с помощью наводящих вопросов.

III группа (высокий уровень) — дети не испытывают трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. Они обдумывают предложенное задание (задумчиво смотрят в потолок, зажмуриваются, разглядывают картинки). Иногда дошкольники берут на себя роль рассказчика или сказочника: «Жила была кошка, которая очень любила цветы. И вот однажды она притащила очень красивое комнатное растение к себе в корзинку и украсила свой дом». С заданием они справляются лучше, когда им приходится действовать самим, нежели объяснить расположение картинок, сделанное взрослым, то есть, опираются в расположении картинок и составлении рассказа на целостный замысел.

Даниил М. «Обдумал предложенное задание и сказал что, кошка испугалась собаку и залезла на дерево. Мама рассказывала, что когда я был маленький, то сидел на дорожке и играл в мячик. Уточка зашла в будку в гости к собаке».

Таня И. «Посмотрела на картинку и сказала, что птичка села на забор отдохнуть, а рыбка на дорожке загорает».

Результаты первой методики мы занесли в таблицу 2.

Таблица 2.

Методика «Где чье место?».

(констатирующий эксперимент).

№ п/п.

Ф.И ребенка.

Группа.

Уровень.

1.

Егор В.

2 уровень.

С.

2.

Даниил М.

3 уровень.

В.

3.

Вова В.

1 уровень.

Н.

4.

Лида С.

1 уровень.

Н.

5.

Саша А.

2 уровень.

С.

6.

Таня И.

3 уровень.

В.

7.

Миша М.

1 уровень.

Н.

8.

Ваня Ш.

2 уровень.

С.

9.

Наташа К.

1 уровень.

Н.

10.

Федя З.

1 уровень.

Н.

11.

Маша Д.

2 уровень.

С.

12.

Света Н.

3 уровень.

В.

13.

Костя П.

2 уровень.

С.

14.

Карина С.

2 уровень.

С.

15.

Оля Б.

3 уровень.

В.

16.

Андрей Л.

1 уровень.

Н.

17.

Валя Г.

1 уровень.

Н.

18.

Даша Г.

1 уровень.

Н.

19.

Витя К.

2 уровень.

С.

20.

Игорь П.

2 уровень.

С.

Условные обозначения: В — высокий уровень;

С — средний уровень;

Н — низкий уровень.

По характеру решения задания испытуемые были разделены на три группы. В исследуемой группе 8 детей из 20 были отнесены к 1 группе, 8 человек ко 2 группе и 4 человека к 3 группе. Следовательно, низкий уровень развития воображения имеют 40% детей, средний уровень — 40% и высокий уровень — 20%. Что наглядно отражено в диаграмме 1.

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии.

Диаграмма 1. Уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста по методике «Где чье место?».

Для определения уровня развития воображения использовали тест «Свободный рисунок». Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Ребенку предлагалось придумать что-либо необычное и нарисовать. На выполнение задания отводилось 4 минуты (см. приложение 2).

Оценка рисунков производится в баллах по следующим критериям:

  • 6 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
  • 5 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
  • 4 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
  • 3 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
  • 2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития воображения:

  • 5−6 баллов — высокий уровень;
  • 4 балла — средний уровень;
  • 2−3 балла — низкий уровень.

Анализ результатов по методике «Свободный рисунок» показал, что в большинстве работ (14 рисунков исследуемой старшей группе, т. е. 70% от общего числа работ) слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы. Работы дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. В остальных работах (6 работ в исследуемой старшей группе, т. е. 30% от общего числа работ) можно выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей. В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 4 балла, соответствующих среднему уровню развития воображения.

Приведем пример: рис. 1. получил средний бал.

Витя К. нарисовал дом, в котором он живет. Сначала нарисовал само здание, затем нарисовал окна. Начинал рисовать с нижнего этажа.

Воспитатель. Сколько этажей в твоем доме?

Витя К. Два. Я живу на первом этаже.

Воспитатель. А что еще ты нарисовал?

Витя К. Эта радуга, солнце, облака, цветы.

В ходе занятия использовал 4 фломастера. В конце занятия попросил еще лист для другого рисунка.

Проведем пример: рис. 2. получил средний бал.

Оля Б. нарисовала вазу с цветами и два человека.

Воспитатель. А почему ты нарисовала большую вазу и два человека?

Оля Б. Подружки подарили цветы на день рождения, я очень люблю цветы.

В ходе занятия использовала 4 фломастера.

Приведем пример рис. 7 получил низкий бал.

Маша Д. Нарисовала папу, он идет домой с работы.

Воспитатель. А где дом?

Маша Д. За деревом.

В ходе выполнения задания использовала четыре фломастера, просила помощи нарисовать туловище человека.

Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 3. и диаграмме 2.

Таблица 3.

Результаты исследования по методике «Свободный рисунок».

(констатирующий эксперимент).

№ п/п.

Имя ребенка.

Баллы.

Уровень.

1.

Егор В.

низкий.

2.

Даниил М.

средний.

3.

Вова В.

низкий.

4.

Лида С.

низкий.

5.

Саша А.

низкий.

6.

Таня И.

средний.

7.

Миша М.

низкий.

8.

Ваня Ш.

низкий.

9.

Наташа К.

низкий.

10.

Федя З.

низкий.

11.

Маша Д.

низкий.

12.

Света Н.

средний.

13.

Костя П.

низкий.

14.

Карина С.

средний.

15.

Оля Б.

средний.

16.

Андрей Л.

низкий.

17.

Валя Г.

низкий.

18.

Даша Г.

низкий.

19.

Витя К.

средний.

20.

Игорь П.

низкий.

Средний балл.

4,1.

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии.

Диаграмма 2. Уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста по методике «Свободный рисунок».

В таблице 4 отображен средний показатель, полученный в результате суммирования индивидуальных результатов исследуемой группы.

Таблица 4.

Средний показатель уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Исследуемые.

Уровень развития.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Старшая группа.

6 детей (30%).

  • 14 детей
  • (70%)

Методика 3 «Придумай игру» Р. С. Немова делает возможным судить об уровне развития фантазии [26]. Диапазон применения: дети 5−7 лет.

Инструкция: Придумай какую-либо игру и подробно расскажи о ней. Время выполнения 5 минут.

После отведенного времени мы задавали вопросы:

  • — Как называется игра?
  • — В чем она состоит?
  • — Сколько человек необходимо для игры?
  • — Какие роли получают участники в игре?
  • — Как будет проходить игра?
  • — Каковы правила игры?
  • — Чем должна будет закончится игра?
  • — Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Обработка данных осуществлялась так: В ответах детей мы оценивали не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому, спрашивая ребенка, старались помогать ему — постоянно задавали наводящие вопросы, которые, не подсказывали ответ. Ответы детей оценивали по определенным уровням и баллам. Уровни оценки содержания придуманной игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных её участников.

Наличие в игре определённых правил.

Точность уровней оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная игра оценивалась от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов: означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
  • 1 балл: наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.
  • 2 балла: присутствие и отчётливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития воображения:

  • 8−10 баллов — высокий уровень;
  • 6−7 баллов — средний уровень;
  • 4−5 баллов — низкий уровень.

Приведем пример игры Вити К.

Экспериментатор: Как называется игра?

Витя К.: «Гонки».

Экспериментатор: В чем она состоит?

Витя К.: Быстро ездить и разбирать и собирать машины.

Экспериментатор: Сколько человек необходимо для игры?

Витя К.: 3.

Экспериментатор: Какие роли получают участники в игре?

Витя К.: Даниил и Миша будут гонщиками, а я буду ремонтировать машины.

Экспериментатор: Как будет проходить игра?

Витя К.: Ребята будут быстро ездить.

Экспериментатор: Каковы правила игры?

Витя К.: Гонять по кругу кто быстрей. Когда что ни будь, сломается заезжать в мастерскую.

Экспериментатор: Чем должна будет закончиться игра?

Витя К.: Машины доедут до финиша.

Экспериментатор: Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Витя К.: Все получат медали. Гонщики за то, что быстро ездили, а я что быстро ремонтировал машины.

На основе общего числа полученных данных по методике «Придумай игру» (таблица 5) были выявлены следующие результаты:

Таблица 5.

Результаты исследования по методике «Придумай игру».

(констатирующий эксперимент).

№.

Ф. И ребенка.

Результат.

Уровень.

1.

Егор В.

С.

2.

Даниил М.

В.

3.

Вова В.

Н.

4.

Лида С.

Н.

5.

Саша А.

В.

6.

Таня И.

С.

7.

Миша М.

Н.

8.

Ваня Ш.

С.

9.

Наташа К.

Н.

10.

Федя З.

С.

11.

Маша Д.

С.

12.

Света Н.

Н.

13.

Костя П.

Н.

14.

Карина С.

В.

15.

Оля Б.

В.

16.

Андрей Л.

Н.

17.

Валя Г.

С.

18.

Даша Г.

Н.

19.

Витя К.

В.

20.

Игорь П.

С.

Анализ результатов показал, что, из 20 детей у 5 — высокий уровень развития воображения (25%); 7 человек — средний уровень (35%); 8 человек — низкий уровень (40%).

Результаты исследования по методике «Придумай игру» отображены в диаграмме 3.

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии.

Диаграмма 3. Уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста по методике «Придумай игру».

Обобщив результаты трех методик, мы пришли к выводу: низкий уровень развития воображения показали 9 детей — 45%, столько же детей средний уровень — 45% и высокий уровень 2 ребенка — 10% (см. таблицу 6 и диаграмму 4.).

Таблица 6.

Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

(констатирующий эксперимент).

№ п/п.

Ф.И ребенка.

«Где чье место?».

«Свободный рисунок».

«Придумай игру».

Итого.

1.

Егор В.

С.

Н.

С.

С.

2.

Даниил М.

В.

С.

В.

В.

3.

Вова В.

Н.

Н.

Н.

Н.

4.

Лида С.

Н.

Н.

Н.

Н.

5.

Саша А.

С.

Н.

В.

С.

6.

Таня И.

В.

С.

С.

С.

7.

Миша М.

Н.

Н.

Н.

Н.

8.

Ваня Ш.

С.

Н.

С.

С.

9.

Наташа К.

Н.

Н.

Н.

Н.

10.

Федя З.

Н.

Н.

С.

Н.

11.

Маша Д.

С.

Н.

С.

С.

12.

Света Н.

В.

С.

Н.

С.

13.

Костя П.

С.

Н.

Н.

Н.

14.

Карина С.

С.

С.

В.

С.

15.

Оля Б.

В.

С.

В.

В.

16.

Андрей Л.

Н.

Н.

Н.

Н.

17.

Валя Г.

Н.

Н.

С.

Н.

18.

Даша Г.

Н.

Н.

Н.

Н.

19.

Витя К.

С.

С.

В.

С.

20.

Игорь П.

С.

Н.

С.

С.

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием АРТ-терапии.

Диаграмма 4. Уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были определены уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены дети, которые с трудом сочиняют, фантазируют в различных ситуациях. Оригинальных творческих решений очень мало, многие из них выполнены с небольшой подсказкой взрослых — всё это ещё раз доказывает, что необходима работа по формированию у детей творческого решения заданий, развитию детской фантазии, развитию их индивидуальности и оригинальности решений.

Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык [13,14,19].

Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных [13,15,17].

На формирующем этапе мы выбрали работу по развитию воображения с использованием арт-терапии в следующих направлениях:

  • 1. Игротерапия;
  • 2. Изотерапия;
  • 3. Песочная терапия
  • 1. Игра является ведущим видом деятельности с раннего детского возраста. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на человека — игротерапию.

Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.

2. Один из основных методов арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия — это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок — это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние.

В данной работе мы выбрали следующие виды изотерапии: марания, рисование ладошками, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами).

3. Песочная терапия — один из методов арттерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапии Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать план работы со старшими дошкольниками, направленный на развитие воображения.

С этой целью были подобраны серии игровых, развивающих упражнений. Для работы с детьми были определены следующие приёмы, которые, по мнению учёных (Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко), способствуют развитию воображения и оказывают помощь ребёнку в создании образа в рисунке, в ручном труде, в составлении предложений и т. д.: приём незаконченного рисунка, дорисовывание. Занятия рассчитаны на проведение 1−2 раз в неделю. При организации работы с детьми учитывались их возрастные и индивидуальные особенности развития воображения [4,7].

Цель занятий: помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение.

Задачи занятий:

  • 1. Развитие творческих и коммуникативных способностей, воображения.
  • 2. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  • 3. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  • 4. Сплочение детского коллектива.
  • 5. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Характеристика:

Игры и упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста 5−6 лет.

Организация и структура занятия:

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия — 30−45 минут (с обязательной сменой деятельности). Оптимальное количество участников — 7−8 человек.

Для проведения занятий понадобится следующий материал:

плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты, песок, детские сказки.

Таблица 7.

Структура коррекционно-развивающего занятия c использованием методов арт-терапии.

Этап.

Цель и назначение этапа.

Содержание этапа.

Ритуал приветствия.

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности,.

упражнение-приветствие.

Настрой, разогрев.

привлечение внимания, заинтересованности, активизация детей.

коммуникативные игры и упражнения.

Основная часть.

Приобретение нового опыта.

Достижение основной цели занятия.

Применение арт-терапевтических техник, направленных на отработку темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, музыкальных инструментов и др.

Обобщение.

«Обратная связь».

обобщение знаний, чувств, личного опыта.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, названий к работам.

Ритуал прощания.

завершение взаимодействия.

Медитативные техники, релаксационные упражнения.

Конспекты занятий представлены в приложении 3.

Параллельно с играми подобрано достаточно разнообразная серия игровых упражнений для развития воображения детей дошкольного возраста по средством арт-терапии (см. приложение 4). Эти игры также позволяют объединить их разрозненные представления о предметах и явлениях, углубить их знания об окружающем мире.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой