Организация маркетинг-менеджмента в системе инновационного предпринимательства
Проблемы управления инновациями достаточно широко освещены в научной литературе. Вместе с тем, анализ соответствующих публикаций по данной проблеме приводит к выводу о том, что в настоящее время недостаточно полно разработана теоретическая и методологическая база процессов управления инновационной деятельностью хозяйственных образований в условиях складывающихся рыночных отношений. Это находит… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Комплекс маркетинга и маркетинг-менеджмент в системе инновационного предпринимательства
- 1. 1. Становление и проблемы организации маркетинг-менеджмента в предпринимательской деятельности
- 1. 2. Сущность инновационного предпринимательства и задачи организации маркетинг-менеджмента нововведений
- ГЛАВА II. Концептуальные и методические основы организации маркетинг-менеджмента в системе инновационного предпринимательства
- 2. 1. Характеристики процесса принятия решений в инновационном предпринимательстве
- 2. 2. Методические положения организации маркетинг -контроллинга и маркетинг-аудита в сфере инновационного предпринимательства
- ГЛАВА III. Разработка методических подходов к формированию стратегии маркетинг — менеджмента в инновационном предпринимательстве
- 3. 1. Концептуальные положения методики разработки стратегии маркетинг — менеджмента нововведений
- 3. 2. Формирование и выбор стратегии маркетинг -менеджмента в инновационном предпринимательстве
Организация маркетинг-менеджмента в системе инновационного предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Сложное экономическое положение, в котором находятся многие предприятия в условиях переходного периода, сделало проблему совершенствования управления инновационной деятельностью крайне важной и актуальной.
Исследование показывает, что в экономике России значительно снизилась инновационная активность и восприимчивость хозяйственной сферы к нововведениям. Если рыночный механизм саморегулирования частично и способствует решению этой проблемы, а экономические законы товарного производства стимулируют продуцентов к нововведениям, то несовершенство системы управления инновационными процессами на всех уровнях экономики, особенно неупорядоченность государственной инновационной политики, значительно сдерживают и снижают эффективность исследований, разработки, распределения и использования нововведений.
Изучению сущности и структуры инновационных процессов, вопросов управления нововведениями в рамках рыночного способа хозяйствования уделяется много внимания, как зарубежными, так и отечественными учеными и специалистами. Теория нововведений (инноваций) стала активно разрабатываться еще в 30-х годах. В отечественной научной литературе результаты исследований проблем инновационной деятельности представлены работами различных научных школ России.
В настоящее время считается общепризнанным, что развитие инновационной деятельности является наиболее прогрессивной формой предпринимательства в системе рыночных отношениях. Рынок создает реальные возможности для развития научно-технического прогресса.
Коренным отличием инновационной деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя. Основой этой деятельности является цикл «исследование — разработка — распределение (сбыт) — потребление нововведений».
В общем случае социальноориентированный рынок можчо рассматривать как сферу реализации общественного продукта, базирующуюся на определенных экономических взаимоотношениях производителя и потребителя, целью которых должно быть максимальное удовлетворение потребностей общества.
Инновационные процессы не обладают автоматизмом действия даже в условиях рыночных отношений. Они нуждаются как в макрорегулировании (на уровне государства), так и в микрорегулировании (на уровне отдельного хозяйственного образования). Это тем более важно, что в настоящее время сложились неблагоприятные условия и тенденции в области управления инновационной деятельностью.
Негативную роль при этом сыграла и характерная для российской экономики разорванность инновационного цикла. Так, если в экономически развитых странах разработка новых продуктов и технологий и, затем, соответствующее производство преимущественно сосредоточены в рамках одной (или нескольких) фирм, то для российской экономики, за редкими исключениями, типична организационная разорванность между исследованиями и разработками (выполняемыми специальными научно-исследовательскими организациями) и непосредственным производством.
Неподготовленность большинства предприятий к реалиям современной экономической ситуации России объясняется в первую очередь тем, что прошлая, практически полностью определенная и ограниченная плановыми заданиями внешняя среда не стимулировала, а часто даже препятствовала формированию инновационных моделей управления. При вхождении такого, не ориентированного на инновации, не умеющего управлять инновациями предприятия в новую динамическую среду, естественно, возникает конфликт, ведущий к необходимости либо постоянно оперативно подстраиваться под уже свершившееся, либо формировать специфические механизмы управления, позволяющие прогнозировать будущие перемены и вырабатывать адекватные им способы реагирования, т. е. механизмы управления инновациями.
Проблемы управления инновациями достаточно широко освещены в научной литературе. Вместе с тем, анализ соответствующих публикаций по данной проблеме приводит к выводу о том, что в настоящее время недостаточно полно разработана теоретическая и методологическая база процессов управления инновационной деятельностью хозяйственных образований в условиях складывающихся рыночных отношений. Это находит отражение в определенном субъективизме разнообразных подходов к определению понятия нововведения, к содержанию инновационной деятельности как объекта предпринимательства, к формированию организационно — экономических механизмов управления инновациями, к постановке и решению задач инновационной политики.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире важнейшим фактором экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, — единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обращения, обмена, потребления.
Основой для исследований инновационных процессов является концепция нововведений, разрабатываемая как западной, так и отечественной наукой. В целях адаптации национального хозяйства России к закономерностям функционирования мирового рыночного хозяйства необходимо изучение зарубежного опыта управления инновационной деятельностью.
В данном исследовании нововведение рассматривается, прежде всего, как процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, обеспечивая экономический эффект.
С этой точки зрения инновационный процесс — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с созданием и практической реализацией нововведений, приводящих к коммерческому успеху на рынке. Инновационный процесс характеризуется комплексностью и системностью.
Нововведение становится все более важным моментом экономической жизни. В нынешней обстановке быстрых социально-экономических перемен организациям жизненно важно идти в ногу с техническими инновациями или даже впереди них и успешно внедрять нововведения.
Важным фактором диффузии нововведения является взаимозависимость его сложности и уровня знаний на данный момент.
Еще один важный аспект диффузии нововведения — время, необходимое для его внедрения. Оно может колебаться в интервале нескольких лет, и зависит от характера нововведения. Реализация нововведения является непрерывным процессом, при этом организации имеют тенденцию внедрять нововведение сразу же после его открытия.
Нововведение должно быть оценено по достоинству полностью в рамках самой организации и доведено до конца, прежде чем его можно будет распространять на рынке. Отсутствие оценки нововведения внутри организации значительно увеличивает время диффузии, т.к. возможности производителей не обязательно совпадают с потребностями их потенциальных клиентов.
Синтезируя определения предпринимательской деятельности, можно сделать вывод, что инновационная деятельность является неотъемлемой, сущностной частью всего процесса предпринимательства, а сами предприниматели обладают способностью принимать, создавать, использовать нововведения и новшества.
Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства.
В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие подобной политики и подобных ей механизмов в России. Кризисное состояние экономики, чрезмерная политизация, обостренная напряженность общественной жизни, крайнее расстройство финансово-кредитной системы, нарастающая инфляция в условиях сплошного товарного дефицита толкают правительство на «пожарные» мероприятия сугубо временного характера. Хорошо, если в их число входят действия по прямому спасению фундаментальной науки, творческих коллективов, военно-промышленного комплекса, бывших центральных отраслевых институтов и т. п. Но даже и этого, если всерьез учитывать длительную перспективу, наверняка мало.
Из всех соображений, которые ввиду очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно определить и достаточно четко сформулировать действенную программу развития всего будущего инновационного комплекса России. Она должна охватывать как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования.
Сложная структура процесса создания новшества, новые формы его организации требуют существенной реконструкции и совершенствования действующей системы управления этим процессом. Они должны осуществляться комплексно: сверху вниз, реализуя общие принципы и требования применительно к единой централизованной системе управления, и снизу вверх, реализуя особенности общих принципов и требований применительно к конкретному процессу, увязывая при этом показатели и методы оценки, планирования и стимулирования в единую действенную систему.
Достаточно глубоко прорабатываются эти проблемы научными школами Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербургского государственного университета, Института социальноэкономических проблем РАН, Санкт-Петербургской государственной инженерно — экономической академии.
Несмотря на значительный вклад в изучение проблем инноваций в условиях рынка, до сих пор отсутствует концепция инновационной политики, рациональный инструментарий и механизм ее реализации. Все еще нет однозначного представления о том, что включает в себя инновационный процесс, как должна строиться система управления инновациями, какую роль играет в этой системе философия и инструментарий маркетинга, в чем состоят принципы и методы маркетинг — менеджмента в системе организации управления инновационной деятельностью.
Особую значимость в формировании научных подходов по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью в России приобретает внедрение маркетинговой философии и инструментария в систему бизнес-коммуникаций в сфере инноваций. Не менее важным является развитие теории и методологии маркетинг — менеджмента как основополагающей науки управления инновациями в условиях рынка.
В связи с вышеизложенным, в диссертации поставлена цель — разработать концептуальные и методические положения по развитию существующих подходов к организации инновационных процессов в системе предпринимательства на основе методологии и теории маркетинг — менеджмента.
Для достижения указанной цели автором в процессе работы ставились и решались следующие задачи:
— сформулировать предложения по развитию терминологического аппарата, касающегося инновационной деятельности и маркетинг — менеджмента;
— исследовать комплекс маркетинга и сущность маркетинг — менеджмента и процесса его организации в системе инновационного предпринимательства;
— разработать методические положения по организации маркетинг — контроллинга и маркетинг — аудита в сфере инновационного предпринимательства как основных функций маркетинг — менеджмента;
— определить основные концептуальные и методические подходы к формированию и выбору стратегии маркетинг-менеджмента в инновационном предпринимательстве.
Предметом исследования являются теория и методы организации инновационной деятельности в предпринимательстве.
В качестве объекта исследования принято первичное звено производственной сферы, осуществляющее инновационную предпринимательскую деятельность в условиях конкуренции.
Методы исследования. Исходные и промежуточные посылки, выводы и предложения диссертации базируются на положениях общей экономической теории, современного маркетинга, методологии маркетинг — менеджмента в сфере инвестиционной деятельности, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования состоит в том, что сформулирован, методически обоснован подход и предложены пути организации маркетинг — менеджмента в системе инновационного предпринимательства. Научной новизной обладают:
— предложения по развитию терминологии, относящейся к проблемам организации инновационной деятельности с учетом принципов и методов маркетинг — менеджмента;
— исследование сущности, места, роли маркетинг — менеджмента и процесса его организации в системе инновационного предпринимательства;
— концептуальные и методические положения по организации маркетингконтроллинга и маркетинг — аудита в системе маркетинг — менеджмента инноваций;
— методические подходы к формированию и выбору стратегии маркетингменеджмента в инновационном предпринимательстве.
Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в диссертации, определяется тем, что они могут найти применение: при разработке инновационной политики предпринимательских структур и механизмов ее реализациипри подготовке программы работ по внедрению системы маркетингконтроллинга и маркетинг — аудита в системе исследования, разработки, распределения и потребления инновацийпри подготовке и совершенствовании учебных материалов к таким дисциплинам, как «Маркетинг инноваций», «Основы предпринимательства», «Маркетинг-менеджмент» и др.
Основные положения диссертационного исследования приняты для практического использования, а также используются в учебном процессе кафедрой маркетинга СПбГУЭФ при подготовке экономистов по специальности «Маркетинг».
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и в Ульяновском государственном университете.
По теме диссертации подготовлено и опубликовано в открытой печати в виде статей и тезисов 4 работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование генезиса становления и проблем организации предпринимательской деятельности в России показало, что реформирование экономики сопровождается недостаточным вниманием к исследованию, разработке, распределению и потреблению инновационных достижений.
Имеет место снижение инновационной активности и восприимчивости предпринимательских структур к новым технологиям и процессам, значительно сократилась роль государства в регулировании инновационного механизма в стратегическом планировании НТП, что оказывает отрицательное влияние на экономические результаты бизнес — коммуникаций.
Инновацию следует рассматривать как изменение в товаре, технике, технологии, которое материализует новое научное знание в новшество, предназначенное для удовлетворения сложившихся общественных потребностей.
Инновация как экономическая категория носит двойственный характер. Она является ядром НТП, выступает как средство удовлетворения возвышающихся общественных потребностей и как движущая сила технического развития.
Развитие инновационной деятельности является наиболее прогрессивной формой предпринимательства в рыночных отношениях.
Инновационные процессы не обладают автоматизмом действия даже в условиях рыночных отношений. Они нуждаются как в макрорегулировании (на уровне государства), так и в микрорегулировании (на уровне отдельного хозяйственного образования). Это тем более важно, что в настоящее время сложились неблагоприятные условия и тенденции в области управления инновационной деятельностью.
Негативную роль при этом сыграла и характерная для российской экономики разорванность инновационного цикла. Так, если в экономически развитых странах разработка новых продуктов и технологий и, затем, соответствующее производство преимущественно сосредоточены в рамках одной (или нескольких) фирм, то для российской экономики, за редкими исключениями, типична организационная разорванность между исследованиями и разработками (выполняемы;
ми специальными научно-исследовательскими организациями) и непосредственным производством.
Неподготовленность большинства предприятий к реалиям современной экономической ситуации России объясняется в первую очередь тем, что прошлая, практически полностью определенная и ограниченная плановыми заданиями внешняя среда не стимулировала, а часто даже препятствовала формированию инновационных моделей управления. При вхождении такого, не ориентированного на инновации, не умеющего управлять инновациями предприятия в новую динамическую среду, естественно, возникает конфликт, ведущий к необходимости либо постоянно оперативно подстраиваться под уже свершившееся, либо формировать специфические механизмы управления, позволяющие прогнозировать будущие перемены и вырабатывать адекватные им способы реагирования, т. е. механизмы управления инновациями.
Анализ показал, что в настоящее время недостаточно полно разработана теоретическая и методологическая база процессов управления инновационной деятельностью хозяйственных образований в условиях складывающихся рыночных отношений. Это находит отражение в определенном субъективизме разнообразных подходов к определению понятия нововведения, к содержанию инно вационной деятельности как объекта предпринимательства, к формированию организационно — экономических механизмов управления инновациями, к постановке и решению задач инновационной политики.
Предпринимательство тесно связано с инновационной деятельностью, наличие которой является главной особенностью, что отличает предпринимательство от бизнеса. Предпринимательство состоит главным образом в реформировании производства путем использования новшеств в целях совершенствования производственного процесса и постоянного удовлетворения изменяющихся во времени общественных потребностей. Предпринимательство следует рассматривать как инициативную, самостоятельную, творческую, ориентированную на достижения науки и техники деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
В данном исследовании нововведение рассматривается, прежде всего, как процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, обеспечивая экономический эффект.
С этой точки зрения инновационный процесс — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с созданием и практической реализацией нововведений, приводящих к коммерческому успеху на рынке. Инновационный процесс характеризуется комплексностью и системностью. В зависимости от места применения (потребления) можно выделить пять групп нововведений:
• товарные — новые продукты, потребляемые в сфере производства (средств производства) или в сфере потребления (предметы потребления);
• технологические — новые (или усовершенствованные) способы производства старых или новых продуктов;
• управленческие — новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления;
• экономические — проведение маркетинговых исследований в области инноваций, на основе методов сбора и анализа информации о потенциале (в т.ч. коммерческого конкретного нововведения);
• социальные — эффективные программы и мероприятия, приводящие к повышению уровня жизни населения.
В диссертации предлагается классификация нововведений по социально-временным факторам:
• нововведения, соответствующие определенному этапу развития общества или организации;
• нововведения, не соответствующие развитию общества или конкретной организации на определенном этапе их развития.
К первым относятся инновационные процессы, вызванные к жизни объективными потребностями определенного временного этапа (например, появление и развитие авиации).
Ко вторым можно отнести те нововведения, которые могут быть вредными или не приносить пользу для общества или организации. В работе такие нововведения предлагается назвать «иррациональными» .
Иррациональное нововведение — это нововведение, которое не приносит пользы обществу или организации (наносит вред), не соответствует их потребностям в данной ситуации и в данное время.
Разработка механизмов управления инновационной деятельностью невозможна без систематизации принципов, на которых они базируются. В работе.
рассматриваются следующие принципы:
• «не навреди!» ;
• соответствия инновационной деятельности и ее результатов (новшества) определенным временным рамкам. Нововведение, которое для данного общества или организации не соответствует конкретному этапу развития, не может принести пользы и быть востребованным;
• соответствия инновационной деятельности и ее результатов культурному уровню рынка. Новшество, которое внедряется на рынок, должно соответствовать культурному уровню этого рынка, иначе оно не будет обладать коммерческим потенциалом и не будет востребовано этим рынком;
• финансовой обеспеченности нововведения. Инновационная деятельность должна быть адекватна финансовым возможностям организации и обеспечиваться денежными ресурсами на каждом этапе для ее успешного завершения и проведения мероприятий по анализу и подготовке рынка к внедрению новшества;
• общественной полезности. Нововведение должно приносить пользу не только конкретной структуре, занимавшейся его разработкой, но и обществу в целом, т. е. нововведение должно ориентироваться на принципы социально-этического маркетинга;
• экономико-географический. Результат и сам процесс нововведения должен реализовываться, быть адекватен определенному уровню экономики и географическим, климатическим и т. п. условиям;
• поддержки фундаментальной науки. Задача государственных органов и предпринимательских структур, занимающихся инновационной деятельностью, поддерживать материальную основу этой деятельности — фундаментальную науку;
• защищенности инновационной деятельности. Принятие и действие законов и других нормативно-правовых документов для защиты авторских прав и интересов организаций, действующих в сфере инновационной деятельности;
• организации обратной связи. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке новшества, которое должно на определенном этапе жизненного цикла вызывать к жизни потребность в создании следующего нового продукта (идею) и давать финансовую возможность этого процесса;
• кадрового соответствия. Для успешного проведения процесса нововведения организация должна располагать кадрами, которые могут и хотят создавать новое и эффективно использовать его;
• конкурентоспособности. Политика нововведения должна строиться с учетом деятельности конкурентов на рынке, анализа их возможностей, сильных и слабых сторон;
• единой инновационной стратегии. Организация разрабатывает стратегию в области инновационной деятельности, учитывающую экономические, финансовые, кадровые возможностисоциальное воздействие на обществофакторы внешней среды;
• коммерческого эффекта нововведения. Процесс инновационной деятельности возможен и имеет смысл в том случае, когда он обладает коммерческим потенциалом, а новшество приносит прибыль, которая должна покрывать затраты на ведение инновационной деятельности;
• экологической безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды;
• приоритетности потребности рынка. Фирма, занимающаяся инновационной деятельностью, для получения коммерческого эффекта должна ориентироваться на потребителя и предлагать ему те новшества, которые ему действительно нужны.
Нововведение становится все более важным моментом экономической жизни. В нынешней обстановке быстрых перемен организациям жизненно важно идти в ногу, или даже впереди, технических перемен и успешно внедрить нововведения.
Важным фактором диффузии нововведения является взаимозависимость его сложности и уровня знаний на данный момент.
Еще один важный аспект диффузии нововведения — время, необходимое для проведения: оно может колебаться в интервале нескольких лет и очень зависит,.
по-видимому, от характера нововведения. В диссертационном исследовании показано, что реализация нововведения является непрерывным процессом, при этом организации имеют тенденцию внедрять нововведения сразу же после его открытия.
Нововведение должно быть оценено по достоинству полностью в рамках самой организации и доведено до конца, прежде чем его можно будет распространять на рынке. Отсутствие оценки нововведения внутри организации значительно увеличивает время диффузии, так как возможности производителей не обязательно совпадают с потребностями их потенциальных клиентов.
Эффективность инновационного предпринимательства зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Все факторы можно свести к трем основным группам:
Первая — организационно — экономические, сущность которых заключается в создании условий, обеспечивающих воздействие экономических, финансово-кредитных, планово-организационных рычагов на наиболее полное использование инновационного потенциала.
Вторая группа связана с использованием кадров. Достигнутый уровень развития науки и техники и перспективы его дальнейшего подъема предъявляют высокие требования к квалификации занятых в этой сфере.
Третья группа объединяет факторы технической оснащенности труда, так как реализация научно-технических достижений осложняется тем, что отсутствуют материальные условия внедрения новой техники. Коэффициент обновления основных производственных фондов неуклонно снижается. Большинство предприятий не имеет необходимой опытно-экспериментальной базы и не может обеспечить высокий уровень организации работ в короткие сроки.
Процесс нововведения рассматривается как многоэтапныйна каждом этапе производится выбор наиболее рационального варианта. Обычно выделяют следующие этапы:
1. Получение информации о существовании некоторого нововведения.
2. Анализ нововведения и его свойств, обоснование целесообразности принятия нововведения.
3. Принятие решения об использовании нововведения.
4. Осуществление усилий по внедрению новшества.
5. Развитие нововведения в организации.
При создании новой продукции необходима ориентация на потребности рынка и маркетинга.
Современный маркетинг — это сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильно рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно меняющихся параметров поведения в условиях рынка:
• маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности;
• маркетинг как концепция управления;
• маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде;
• маркетинг как метод поиска решений.
В данном контексте маркетинг выступает как управленческий стиль мышления, опосредующий творческую, непрерывную и нередко агрессивную деятельность по формированию, удовлетворению и изменению спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли или иных результатов предпринимательской или другой общественно-полезной деятельности.
В переходный период формирование рыночных отношений в российском предпринимательстве, в том числе и при организации инновационных процессов, вполне правомерно использование модели «4Р» — маркетинга — микса.
При разработке маркетинга — микса необходимо учитывать следующие принципы:
• принцип последовательности, который требует согласования каждой переменной величины с другими переменными. Так, например, высокое качество товара должно сопровождаться качественной рекламой, качественным обслуживанием и репрезентабельной упаковкой товара;
• принцип взвешенного подхода предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно меняющимся переменным конъюнктуры рынка. При этом, уделяя внимание важнейшим переменным, нельзя не учитывать и другие переменные. Например, если рынок чувствителен к качеству товара, то в рекламе целесообразно дать развернутую характеристику качественных преимуществ товара;
• принцип учета изменения бюджетных и иных расходов фирмы требует соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры маркетинга — микса. Рациональность и разумное сочетание инструментов маркетинга для каждой конкретной ситуации на рынке могут быть залогом эффективного использования оборотных средств и вложенного капитала фирмы. Поэтому для каждого сочетания инструментов маркетинга — микса следует определить зависимости изменения объемов продажи от затрат на маркетинг, а также планировать калькуляцию затрат по всей структуре маркетинговых мероприятий.
Оптимальный маркетинг — микс представляет собой такую комбинацию маркетинговых инструментов, благодаря которой обеспечивается достижение поставленных целей при рациональном расходовании имеющихся средств бюджета маркетинга. Относительная значимость каждого отдельно взятого инструмента маркетинга — микса зависит от различных факторов, таких как тип организации (торговое, производственное, посредническое), от вида товара и от поведения покупателей.
Развитие теории и практики разработки маркетинга — микса и на его основе планирования маркетинговых мероприятий явилось отправной точкой в формировании теории, методологии и методов организации маркетинг — менеджмента.
Однако не только использование маркетинга, как средства обеспечения получения преимуществ фирмы у потребителей за счет проведения комплекса маркетинга, оказало влияние на формирование маркетинг — менеджмента как нового научного направления, нового подхода к организации предпринимательства и новой функции бизнеса. Значительную роль в этом сыграли также такие факторы, как целевая направленность в системе управления предприятием на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и применение принципов взаимодействия производителей и потребителей, которые позволяют осуществлять непрерывный процесс согласования и координации маркетинговых коммуникаций.
Маркетинг, рассматриваемый до середины 80-х годов только как способ распределения и продажи товаров, стал тормозом в условиях развитой конкуренции, формирования сети рынков товаров и услуг, создания коммуникативных.
взаимосвязей в системе взаимодействия субъектов маркетинговой системы. Требование экологичности и социальной направленности маркетинговых процессов еще более ограничило применение сбытовой направленности концепции управления маркетингом. Это означает, что наряду с подфункциями сбыта, рекламы, распределения и ценообразования, в сфере маркетинговой деятельности выделилась и сформировалась интегрированная функция маркетинга — управление всей системой маркетинга на каждом иерархическом уровне функционирования экономики.
Маркетинг-менеджмент — это управленческая деятельность, связанная с осуществлением планирования, организации, координации, контроля, аудита и стимулирования мероприятия по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличению прибыли.
Маркетинг-менеджмент выступает философией и средством интенсификации маркетинговой деятельности, основной целью которой является не просто сбыт и стимулирование продаж, а управление спросом.
Одновременно маркетинг-менеджмент представляет собой целенаправленную деятельность, связанную с процессом обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия на рынке, который включает такие стадии, как анализ окружающей среды, ситуационный анализ и прогноз рынка и возможностей потенциала предприятия, разработка целей и стратегий поведения на рынке, планирование маркетинговых целей и тактики поведения предприятия в конкретно сложившейся ситуации, разработка плана маркетинга-микса, осуществление этого плана, т. е. организацию, управление, контроль за реализацией маркетинговых мероприятий и оценку результатов маркетинговой деятельности.
Маркетинг-менеджмент как функция должна рассматриваться не только во взаимосвязи с задачами в рамках процесса маркетинга, но и с задачами по руководству людьми и коллективом, ответственными за достижение целей фирмы.
Таким образом, маркетинг-менеджмент интегрирует функциональный и институциональный смысл управления маркетинговой деятельностью на всяком иерархическом уровне социально-экономической системы.
В функциональном смысле маркетинг-менеджмент рассматривается как деятельность или процесс формирования, организации (например, планирова;
ния) какого-либо решения и затем его осуществления (например, его исполнение или контроль).
В институциональном смысле маркетинг-менеджмент — это руководящая сила, которая на основе предоставляемых ей правовых и организационных полномочий распределяет между отдельными работниками или группами работающих распоряжения и задачи, подлежащие обязательному исполнению. В качестве руководящей силы выступают менеджер или группа менеджеров. В таком случае менеджмент рассматривается как руководство фирмы, отдела или какой-либо иной структуры управления этой фирмы. Основными факторами, которые формируют среду маркетинг — менеджмента, являются культура, политика и структура.
Концепция маркетинга-менеджмента определяется как система основных идей, инструментария и анализа предпринимательской деятельности и окружающей среды, формирования стратегий и контроля. То есть основными элементами концепции маркетинга-менеджмента являются:
1. Предпринимательство, окружающая среда — структура, культура, политика, ресурсы, рынки, отрасли, окружающая среда, конкуренты.
2. Формулирование политики — концепция, модель, цели, стратегии.
3. Реализация политики — планы, бюджет, маркетинговые мероприятия.
4. Проверка и контроль политики — результаты, процессы, предпосылки объективных и субъективных изменений.
Маркетинг — менеджмент как функция предпринимательской деятельности выполняет роль регулятора причинно-следственных связей между спросом и предложением на основе непрерывного отслеживания поведения потребителей и механизма адаптации предприятия к постоянно меняющейся экономической конъюнктуре на рынке. Благодаря своему гносеологическому началу и коммуникативной направленности маркетинг — менеджмент опосредует мотивацию взаимодействия фирмы в конкурентной борьбе на максимизацию ее прибыли и, одновременно, обеспечивает максимизацию общественного продукта. В этой связи маркетинг — менеджмент может быть эффективным, если он ориентирован на потребителя и окружающую среду, на координацию стратегических и тактических мероприятий плана маркетинга.
Принятие маркетинговых решений представляет собой процедуру формирования стратегии и тактики поиска и оценки конкурентных преимуществ в процессе осуществления политики удовлетворения нужд потребителей на более высоком уровне по сравнению с конкурентами.
Насколько быстро, оперативно и качественно принято решение о необходимости изменения существующих стратегии и тактики фирмы в целях ее быстрой адаптации к новым условиям конкретных отношений в рыночной среде, настолько эффективнее будет достигнута цель удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли фирмой.
Однако необходимость внесения изменений в стратегию и тактику поведения фирмы на рынке должна быть тщательно обоснована с использованием результатов непрерывного мониторинга перспективной ситуации на рынке и социально-экономических показателей деятельности фирмы.
Такой мониторинг предполагает наличие развитой системы контроллинга как концепции, функции и средства системного управления затратами и результатами в системе предпринимательства.
Контроллинг (в переводе с английского «Controlling» — осуществление регулирования, управления, контроля) в настоящее время рассматривается как концепция системного менеджмента, управления организацией или отдельным функциональным процессом в целях обеспечения успешных, в долгосрочной перспективе, бизнес-коммуникаций.
Необходимость контроллинга, как концепции, функции и целостного инструмента в системе управления предпринимательством обусловлена: неустойчивостью условий и характеристик внешней среды, в которой функционирует организацияростом объема информации и значимости информационного обеспечения текущих (оперативных) и стратегических (перспективных) решенийусилением интернационализации рыночных отношений и предпринимательской деятельностипотребностью практики в комплексной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента в ходе их системной интеграцииусилением функции координации в процессе подготовки, принятия и реализации предпринимательских решений.
Главное назначение контроллинга состоит в обеспечении менеджмента результатами стратегической и оперативной разведки о состоянии и динамике ок;
ружающей среды и поведении организации на рынке в процессе достижения поставленных целей.
Ответственность за осуществление организации и эффективное функционирование системы контроллинга возлагается на контроллера. Не на контролера. т. е. специалиста осуществляющего учет и анализ отчетной информации о деятельности фирмы, а на специалиста, обученного и способного выполнять функции и задачи контроллинга, т. е. менеджера по координации деятельности фирмы и ее структурных подразделений, по организации управленческого учета и планирования для разработки политики по обеспечению выживаемости фирмы в долгосрочной перспективе.
В деятельности контроллера могут иметь место следующие основные функции, которые определяются целями организации: учетпланированиеконтрольинформационно-аналитическое обеспечение процесса принятия решенийподдержка координации и адаптации организационной системыосуществление специальных исследований, обоснований и расчетов для характеристики состояния и тенденций развития организации в условиях конкуренции.
Как и в других сферах предпринимательства, в сфере инноваций выделяют оперативный и стратегический маркетинг — контроллинг. Стратегический маркетинг — контроллинг координирует функции стратегического планирования и контроля при поддержке стратегического информационного обеспечения. В этой связи основными задачами стратегического маркетинг — контроллинга являются: анализ стратегических решений, осуществляемых в процессе деятельности на рынкеметодическая и информационная поддержка маркетинг — менеджмента при технико-экономическом обосновании и внедрении новых продуктовкоординация стратегических планов.
Оперативный маркетинг — контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии с использованием имеющейся системы информационного обеспечения. Основной задачей оперативного маркетинг — контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки маркетологов — менеджеров в их действиях по поддержке запланированного уровня прибыли, рентабельности и других показателей в краткосрочном периоде.
Маркетинг — контроллинг выступает как концептуальная и методическая основа для интеграции и координации процесса управления маркетингом, как инструмент для формирования и учета будущих обратных связей в системе управления маркетингом. Это означает, что маркетинг — контроллинг кооперирует и целенаправляет взаимодействие всех ресурсов и субъектов процесса обеспечения эффективной маркетинговой деятельности, достижения целей маркетинга и, соответственно, целей фирмы в перспективе.
Маркетинг-аудит, или стратегический контроль системы маркетинга, — это всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодическая ревизия (проверка) внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений. Маркетинг-аудит можно рассматривать как средство осуществления стратегического маркетинг — контроллинга. Предметом маркетинг — аудита являются цели маркетинга, программы маркетинга, их осуществление, деятельность службы маркетинга, состояние факторов окружающей среды, маркетинговые решения.
Цель маркетинг — аудита заключается в установлении узких мест в системе маркетинга, где существуют проблемы и возможности их устранения, а также формирование плана рекомендаций для руководства по повышению эффективности маркетинговой деятельности и принятие маркетинговых решений.
Процесс маркетинг — аудита включает три основных этапа. Первый этап связан с изучением и определением фактического состояния системы маркетинга, отношений между ее субъектами. Второй этап касается оценки выявленных фактов о состоянии системы маркетинга. На третьем этапе вырабатываются окончательные рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности в будущем.
Маркетинг-аудит, как инструмент выявления нарушений в системе маркетинга можно классифицировать на следующие составляющие:
• аудит методов, т. е. развитие методов планирования, контроля, обеспечения информацией;
• аудит маркетинга — микса, т. е. исследование соответствия маркетингамикса стратегии маркетинга;
• аудит стратегий, т. е. проверка основополагающих предпосылок, стратегических целей, содержания выводов о выбранных стратегиях;
• аудит форм организации (структуры) маркетинга, т. е. ревизия полноты соответствия организационной структуры задачам маркетинга, возможностей координации и регулирования с помощью имеющейся (применяемой) организационной структуры. Планирование маркетинг — аудита — важнейшая процедура в организации и проведении аудиторской проверки состояния маркетинговой системы. Основными этапами плана могут быть предварительное планирование, разработка общего плана маркетинга-аудита, составление программы проведения маркетинг — аудита, формирование программы профилактических мероприятий в системе маркетинга. Перед началом разработки плана осуществляется оценка затрат времени и денежных средств для осуществления, а также формируется перечень подлежащих опросу подразделений (лиц) и разрабатываются опросные карты.
В диссертационном исследовании механизм управления инновационной деятельностью рассматривается как совокупность экономических, организационных, правовых и других методов и способов, объективно обусловливающих необходимость использования всех форм экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями новшеств по поводу его создания, производства, эксплуатации. Структурно механизм управления инновационным процессом можно представить в виде двух взаимосвязанных блоковфункциональных и обеспечивающих подсистем.
Стратегия инновационного проекта — это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период, представляющий собой горизонт планирования инновации. Определение целей и принципов проекта важно для разработки нововведения и служит начальной точкой для разработки концепции маркетинга инновационного проекта. Стратегия проектацентральное звено, как в подготовке, так и в оценке инновационного проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой концепции. Она также оказывает определяющее воздействие на выбор месторасположения, технических параметров нововведения и ресурсных требований. Формулирование идеи инновации должно включать описание предварительной стратегии проекта, например достижение преимущества перед конкурентами в отношении издержек производства, специализация на разработке новых качественных характеристик продукта. Основные задачи маркетингового исследования — проверка предварительной.
стратегии проекта с точки зрения маркетинга и идентификации альтернативных стратегий.
Выбор нововведений, обеспечивающих достижение рыночных целей, а также конкурентных позиций организации, является важным этапом маркетинг — менеджмента. При этом нововведение рассматривается как сложный ряд видов деятельности, новая идея усваивается посредством последовательного прохождения взаимосвязанных этапов исследования, разработки и принятия управленческих решений.
Инновационный процесс (включая последние этапы делового анализа и тестирования на сбыт на рынке), его упорядоченность влияют на снижение риска. Фактически можно отдельно говорить о том, что одной их основных задач управления процессом введения продукта является уменьшение риска от создания новшества.
Поэтому в работе рассматриваются, во-первых, некоторые виды рисков, связанных с разработкой нового продукта (функциональная и производственная выполнимость, НИОКР, маркетинговые исследования, разработка), и, во-вторых, виды рисков, связанных с получением достаточной прибыли от пред-пр иним атель ств а.
Рассмотренный комплекс вопросов организации маркетинг — менеджмента в инновационной деятельности может быть использован при совершенствовании концепции развития бизнес — коммуникаций в системе «исследование — разработка — распределение — потребление инноваций».
СПИСОК ЛИТЕРАТУР^.
1. Абрамишвили Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг» .- М: Междунар. отношения, 1976.
2. Азоев Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
3. Англо-русский словарь по экономике и финансам, СПб.: Экономическая школа, 1993.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
5. Аренков И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 1997.
6. Афанасьева Н. В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства/ Под общей редакцией академика Багиева Г. Л.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
7. Багиев Г. Л. Маркетинг. Словарь. — СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1998.
8. Багиев Г. Л. Маркетинг. Краткий словарь-справочник. — Л.: ВНТОЭиЭП, 1991.
9. Багиев Г. Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
10.Багиев Г. Л., Успенский И. В, Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках: Учебное пособие. — СПб.: Изд-вс СПбГУЭФ, 1998.
11.Багиев Г. Л., Иванькова Н. А., Шарма Део Д. Основы теории рыночных сетей и промышленный маркетинг. В кн.: Стратегия развития высшего образования и рыночные новации в России: Ученые записки секции экономики. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
12.Багиев Г. JI., Красикова Н. И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
13.Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Философия организации. Инструментарий.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
14.Багиев Г. Л., Новиков О. А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. пособие. — Л.: ЛФЭИ, 1991.
15.Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару. — Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
16.Багиев Г. Л., СайедМохамед Назим, Юлдашева О. У. Промышленный маркетинг: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
П.Багиев Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства / Под общей ред. акад. А. И. Муравьева — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
18.Баркан Д. И. Маркетинг для всех. — Л.: Ред. — издательский центр. «Культ-информ-пресс» совместно с социально-коммерческой фирмой «Человек», 1991.
19.Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болгарского и предисловие д.э.н., проф. А. М. Немчина. — СПб.: Научный центр «Корпорации двадцатый трест», 1993.
20.Богачев В. Ф., Кабаков B.C., Ходачек A.M. Стратегия малого предпринимательства. — СПб.: Корвус. 1995.
21.Болотов С. П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. Пособие. — Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1994.
22.Бондарев А. К., Черенков В. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
23.Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. -М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд. «, 1997.
24.Браверман А. А. Маркетинг и полный хозрасчет. — М.: Тисса, 1989.
25.Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс. 4.1. — М., 1994.
26.Васильев Ю. С., Кииелев В. Г., Колосов В. Г. Зачем предпринимателю инновации. — СПб.: СПбГТУ, 1996.
27.Васильев Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия инноваций. — СПб.: СПбГТУ, 1997.
28.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. — М: Гардарика, 1998.
29. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. -М.: Экономика, 1989.
30.Гвишиани Д. М, Громенко В. И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики. // Инновационная политика развитых капиталистических государств // ВНИИ системных исследований. — М., 1990.
ЗГГлухов В.В. Организационно-экономические формы поддержки инновационной деятельности. Тезисы доклада научно-практического семинара «Методология и практика разработки инновационных инвестиционных инжиниринговых проектов и их реализация». 5 декабря 1996 г., СПб.
32.Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. — М.: Финпресс, 1998.
33.Голубков Е. П. Маркетинг. Словарь. — М.: Экономика, «Дело ЛТД.», 1994.
34.Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
35.Глухов В. В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. — СПб.: Специальная литература, 1995.
36.Гражданский Кодекс Российской Федерации. — М.: Экономика, 1993.
37.Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг. — Lexingston Books, 1990.
38.Данько Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект).-М.:ИНФРА-М, 1997.
39.Доктрина развития российской науки. Кинелев В. Г., Смирнов Б. М., Тихонов А. Н. — СПб.: СПбГТУ, 1995.
40.3авгородняя А.В., Мотышина М. С. Маркетинг: методы и процедуры. — Л.: ЛФЭИ, 1990.
41.3авлин П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. — СПб.: Наука, 1994.
42.Инновационный процесс в странах развитого капитализма. — М.: МГУ, 1991.
43.Кабаков B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программы, решения. — Л.: Лениздат, 1990.
44.Камбуров С. В., Нистратов В. В. Инновационные процессы в промышленности США и Японии: сравнение стратегических установок // Инновационная политика развитых капиталистических государств // ВНИИ системных исследований. -М., 1990.-Вып.З.
45.Карлофф Б. Деловая стратегия. — М., Экономика, 1991.
46.Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1992.
47.Ковтуненко А. Планирование маркетинга инноваций // Экономист, № 10, 1993.
48.Колосов В. Г. Стратегия развития Санкт-Петербурга, как инновационно-инвестиционного центра России. В сб. «Концепция развития Санкт-Петербурга». — СПб.: Изд-во «Союз ученых, инженеров и специалистов производства», 1996.
49.Колосов В. Г., Некрасов С. П. О компьютерной подготовке современных специалистов. Тезисы доклада межвузовской научно-методической конференции «Проблемы и пути совершенствования профессиональной подготовки выпускников высших военно-учебных заведений». 13−14 ноября 1996 г. — СПб.: Пушкинское ВУРЭ ПВО.
50.Колосов В. Г., Юнь О. М., Хорошилов Г. С. и др. Новые высокие технологии и проблема реструирования и приватизации предприятий. Тезисы доклада. Ека теринбург, 20−22 июня 1995 г.
51.Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 1998.
52.Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.
53.Котлер.Ф. Маркетинг менеджмент — СПб.: Питер Ком, 1998.
54.Крылов И. В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). Учебное пособие.- М.: Центр, 1998.
55.Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер сфр. — СПб.: Наука, 1996.
56.Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1998.
57.Лукашевич М. Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод, пособие по дисц. внешнеэконом. специализации — В 2 частях. 41. Общие положения/ Под ред.
A.Г.Медведева. — СПб.: Изд-во СПбИЭИ, 1992.
58.Лукашевич М. Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод, пособие по дисц. внешнеэкон. специализации: — В 2 частях. 4.2. Применение инструментов маркетинга / Под ред. А. Г. Медведева. — СПб.: Изд-во СПбИЭА, 1992.
59.Львов Д. С. Эффективное управление технологическим развитием. — М.: Экономика, 1992.
60.Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
61. Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета / СПбУЭФ. — СПб., 1994. -Ч. 1,2.
62. Маркетинг промышленных товаров: Пер. с англ./ Общая ред. и предисловие.
B.И.Седого. -М.: Прогресс, 1978.
63. Маркетинг: Пер. с англ./ Под ред.Д. И. Костюхина. — М.: Прогресс, 1974.
64.Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
65.Моисеева Н. К. Международный маркетинг: Учебное пособие. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
66.Немчин A.M. Основы маркетинга: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛИЭИ, 1991.
67.Никифорова С. В. Международный маркетинг: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
68.Никифорова С. В. Теоретические и методологические аспекты стратегического маркетинга: Препринт. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
69.Новиков О. А. Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. — 4.1,2.
70.Новиков О. А. Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
71.Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991.
72.0сновы предпринимательской деятельности (Экономическая теория, Маркетинг, Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1994.
73.0.Шонеси Дж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979.
74.Питер Р.Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ.- М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.
75.Плоткин Б. К.
Введение
в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
76.Попов Е. В. Продвижение товара. — Екатеринбург.: Наука, 1997.
77.Попов Е. В., Клюев Ю. Б. Методы маркетинговых исследований.- Екатеринбург: Урал, гос.-техн.ун-т, 1996.
78.Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Экономика, 1989.
79.Проблемы научно-технического прогресса в условиях перехода к рынку. — М.: РЭА, 1992.
80.Ромат Е. В. Реклама в системе маркетинга: Учебн. пособие/ Харьк.гос.академия технологий и организации питания.-Харьков, 1995.
81.Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика,.
82.Румянцев А. А., Вершина С. В., Губичева З. К. и др. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат/ Под ред. Когута А. Е. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
83.Санто Б. Инновация как средство экономического воздействия. — М.: Прогресс, 1990.
84.Сахарнов Ю. В. Экономические основы и стратегия ресурсообеспечения предпринимательства в регионе// Российский экономический журнал, 1997.
85.Семененко А. И. Предпринимательская логистика. — СПб.: Политехника, 1997.
86.Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
87.Соколов Д. В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
88.Соколов Д. В. Моделирование выбора образца нового изделия для производства // Обновление продукции народного потребления в легкой промышленности и управления на современном этапе. Научно-практическая конференция. -Таллин, 1986.
89.Титов А. Б. Оценка коммерческого потенциала нововведений. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
90.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989.
91.Томилов В. В., Крупанин А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства / Под общ. ред. акад. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ,.
92.Управление нововведениями и стратегия корпораций. — М.: Экономика, 1989.
93.Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Порщнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. Перераб. и доп. — М.: ИнфраМ, 1998.
94.Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. -М.: Акалис, 1996.
95.Халлен JL, Сайед-Мохамед Н., Юхансон Я. Взаимоотношения и обмен в международном бизнесе. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета.- 4.1. — СПб.: СПбУЭФ, 1994.
96.Шарма Део. Промышленная сеть в маркетинге. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета. — 4.1. — СПб.: СПбУЭФ, 1994.
97.1Пвальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. — М.: Республика, 1995.
98.Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990.
99.Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие. Под ред. проф. А.П. Градо-ва. — СПб.: Специальная литература, 1995.
ЮО.Эффективные технологии маркетинга / Effective Marketing Technologies / Ю. А. Ковальков, О. Н. Дмитриев. — М.: Машиностроение, 1994.
Ю1.Ященко И. Я. Комплексная оценка эффективности нововведений в отраслях народного хозяйства. — Киев: Наукова думка, 1989.
102.Camp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
103.Cateora P.R. International marketing. — Irwin, Boston, 1990.
104.Wehrli H. — P. Marketing. 2., ueberarb. — WetzikonSwitzerland: by WWC AG, 1992.
105.Weis H.C. Marketing. 8 Auflage — Zudwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.
106.Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitikmit Fallstudien Einfue-hrung und Relaunch des VW — Golf / H. Meffert. — 7., ueberab. u. erw. Aufl., Nachdr. — Wiesbaden: Gabler, 1991.
Список литературы
- Абрамишвили Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг».- М: Междунар. отношения, 1976.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Англо-русский словарь по экономике и финансам, СПб.: Экономическая школа, 1993.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Аренков И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 1997.
- Афанасьева Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства/ Под общей редакцией академика Багиева Г. Л.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Багиев Г. Л. Маркетинг. Словарь. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1998.
- Багиев Г. Л. Маркетинг. Краткий словарь-справочник. Л.: ВНТОЭиЭП, 1991.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Багиев Г. Л., Успенский И.В, Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках: Учебное пособие. СПб.: Изд-вс СПбГУЭФ, 1998.
- Багиев Г. Л., Иванькова Н. А., Шарма Део Д. Основы теории рыночных сетей и промышленный маркетинг. В кн.: Стратегия развития высшего образования и рыночные новации в России: Ученые записки секции экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Багиев Г. JI., Красикова Н. И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Философия организации. Инструментарий.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Багиев Г. Л., Новиков О. А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. пособие. Л.: ЛФЭИ, 1991.
- Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару. Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
- Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л.: Ред. — издательский центр. «Культ-информ-пресс» совместно с социально-коммерческой фирмой «Человек», 1991.
- Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болгарского и предисловие д.э.н., проф. А. М. Немчина. СПб.: Научный центр «Корпорации двадцатый трест», 1993.
- Богачев В.Ф., Кабаков B.C., Ходачек A.M. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус. 1995.
- Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. Пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1994.
- Бондарев А.К., Черенков В. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
- Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного пери- ода: методология и практика. -М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд. «, 1997.
- Браверман А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: Тисса, 1989.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. 4.1. М., 1994.
- Васильев Ю.С., Кииелев В. Г., Колосов В. Г. Зачем предпринимателю инновации. СПб.: СПбГТУ, 1996.
- Васильев Ю.С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия инноваций. СПб.: СПбГТУ, 1997.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М: Гардарика, 1998.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. -М.: Экономика, 1989.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
- Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. М.: Экономика, «Дело ЛТД.», 1994.
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Экономика, 1993.
- Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston Books, 1990.
- Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект).-М.:ИНФРА-М, 1997.
- Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М.: МГУ, 1991.
- Кабаков B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: Лениздат, 1990.
- Камбуров С.В., Нистратов В. В. Инновационные процессы в промышленности США и Японии: сравнение стратегических установок // Инновационная политика развитых капиталистических государств // ВНИИ системных исследований. -М., 1990.-Вып.З.
- Карлофф Б. Деловая стратегия. М., Экономика, 1991.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1992.
- Ковтуненко А. Планирование маркетинга инноваций // Экономист, № 10, 1993.
- Колосов В.Г. Стратегия развития Санкт-Петербурга, как инновационно-инвестиционного центра России. В сб. «Концепция развития Санкт-Петербурга». СПб.: Изд-во «Союз ученых, инженеров и специалистов производства», 1996.
- Колосов В.Г., Юнь О.М., Хорошилов Г. С. и др. Новые высокие технологии и проблема реструирования и приватизации предприятий. Тезисы доклада. Ека теринбург, 20−22 июня 1995 г.
- Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
- Котлер.Ф. Маркетинг менеджмент СПб.: Питер Ком, 1998.
- Крылов И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). Учебное пособие.- М.: Центр, 1998.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер сфр. СПб.: Наука, 1996.
- Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Лукашевич М.Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод, пособие по дисц. внешнеэконом. специализации В 2 частях. 41. Общие положения/ Под ред.A.Г.Медведева. СПб.: Изд-во СПбИЭИ, 1992.
- Лукашевич М.Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод, пособие по дисц. внешнеэкон. специализации: В 2 частях. 4.2. Применение инструментов маркетинга / Под ред. А. Г. Медведева. — СПб.: Изд-во СПбИЭА, 1992.
- Львов Д.С. Эффективное управление технологическим развитием. М.: Экономика, 1992.
- Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета / СПбУЭФ. СПб., 1994. -Ч. 1,2.
- Маркетинг промышленных товаров: Пер. с англ./ Общая ред. и предисловиеB.И.Седого. -М.: Прогресс, 1978.
- Маркетинг: Пер. с англ./ Под ред .Д. И. Костюхина. М.: Прогресс, 1974.
- Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
- Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
- Немчин A.M. Основы маркетинга: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛИЭИ, 1991.
- Никифорова С.В. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
- Никифорова С.В. Теоретические и методологические аспекты стратегического маркетинга: Препринт. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Новиков О. А. Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. — 4.1,2.
- Новиков О. А. Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.72.0сновы предпринимательской деятельности (Экономическая теория, Маркетинг, Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Шонеси Дж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.
- Питер Р.Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ.- М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.
- Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Попов Е.В. Продвижение товара. Екатеринбург.: Наука, 1997.
- Попов Е.В., Клюев Ю. Б. Методы маркетинговых исследований.- Екатеринбург: Урал, гос.-техн.ун-т, 1996.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Экономика, 1989.
- Проблемы научно-технического прогресса в условиях перехода к рынку. М.: РЭА, 1992.
- Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учебн. пособие/ Харьк.гос.академия технологий и организации питания.-Харьков, 1995.
- Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.
- Румянцев А.А., Вершина С. В., Губичева З. К. и др. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат/ Под ред. Когута А. Е. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
- Санто Б. Инновация как средство экономического воздействия. М.: Прогресс, 1990.
- Сахарнов Ю.В. Экономические основы и стратегия ресурсообеспечения предпринимательства в регионе// Российский экономический журнал, 1997.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.
- Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
- Соколов Д.В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
- Соколов Д.В. Моделирование выбора образца нового изделия для производства // Обновление продукции народного потребления в легкой промышленности и управления на современном этапе. Научно-практическая конференция. -Таллин, 1986.
- Титов А.Б. Оценка коммерческого потенциала нововведений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
- Томилов В.В., Крупанин А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства / Под общ. ред. акад. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Управление нововведениями и стратегия корпораций. М.: Экономика, 1989.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Порщнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Инфра -М, 1998.
- Уткин Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. -М.: Акалис, 1996.
- Халлен JL, Сайед-Мохамед Н., Юхансон Я. Взаимоотношения и обмен в международном бизнесе. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета .- 4.1. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
- Шарма Део. Промышленная сеть в маркетинге. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета. 4.1. — СПб.: СПбУЭФ, 1994.97.1Пвальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
- Camp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
- Cateora P.R. International marketing. Irwin, Boston, 1990.
- Wehrli H. P. Marketing. 2., ueberarb. — Wetzikon- Switzerland: by WWC AG, 1992.
- Weis H.C. Marketing. 8 Auflage Zudwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.
- Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitik- mit Fallstudien Einfue-hrung und Relaunch des VW Golf / H. Meffert. — 7., ueberab. u. erw. Aufl., Nachdr. — Wiesbaden: Gabler, 1991.