Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 300 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам проблемы обучения. Проанализированы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по 7 специальностям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и прикладные основы дистанционного 16 обучения студентов в системе высшего профессионального образования
    • 1. Генезис развития и современное состояние дистан- 16 ционного обучения студентов в системе высшего профессионального образования
    • 2. Сущность и содержание дистанционного обучения 37 студентов
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование совершен- 56 ствования дистанционного обучения студентов вузов
    • 1. Замысел и методика опытно-экспериментальной ра- 56 боты по совершенствованию эффективности дистанционного обучения студентов
    • 2. Динамика и результаты педагогического эксперимен- 77 та по совершенствованию дистанционного обучения
  • Глава III. Основные пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах
    • 1. Моделирование дистанционного управления обуче
    • 2. Разработка и внедрение корпоративной информаци- 106 онной образовательной системы вуза
    • 3. Повышение эффективности методики педагогиче- 127 ского взаимодействия студентов и преподавателей в условиях дистанционного обучения
  • Заключение

Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап модернизации системы высшего профессионального образования предъявляет высокие требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Однако не все регионы Российской Федерации имеют возможность организовать подготовку студентов непосредственно в стационарных вузах. Кроме того, недостаточно высокие доходы населения страны и особенно сельского населения, по сути, лишают их возможности обучаться в вузах, которые находятся в крупных областных центрах. В сложившихся условиях важной задачей государства является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования.

Исследование показывает, что в таких услугах сегодня нуждаются граждане России всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центровне имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ее ограниченной пропускной способности, невозможности совмещения учебы с работойпроходящие службу в рядах Вооруженных Силимеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалидыраненые, находящиеся на излечении в госпиталяхлица, нуждающиеся в обучении на дому и др.) — осужденные лица пенитенциарной системыжелающие получить образование в зарубежных образовательных учрежденияхиностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Необходимость исследования педагогических путей совершенствования дистанционного обучения как важной теоретической и прикладной проблемы педагогики высшей школы на современном этапе ее развития определяется рядом факторов.

Новая парадигма высшего профессионального образования ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности образовательного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям, запросам населения и работодателей1.

В последние годы изменились взгляды на построение обучения в высшей школе. По оценкам специалистов, современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен на применение совокупности технологий обучения, в рамках которых бучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% - на очные, а оставшиеся 20% - на самообразование, а на очные формы обучения студентов может приходиться не более 20% учебного времени, а в остальное время студент усваивает программу самостоятельно2. В этих условиях в значительной степени возрастает роль дистанционного обучения, что, в свою очередь требует * разработки адекватной ей методики в вузе, создания нового поколения информационно-образовательных ресурсов и способов передачи знаний студентам3.

Практика показывает, что развитие дистанционного обучения изменяет способы и приемы образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает информационное ресурсное обеспечение, является предпосылкой для разработки качественно новой методики обучения студентов в вузе.

В настоящее время в большинстве российских вузов, как свидетельствует проведенное исследование, методическое обеспечение дистанционного.

1 Всемирная декларация^ высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5−9 октября 1998 Г.-С.12.

Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: мировые тенденции и отечественные проблемы // Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний. Тезисы докладов V межвузовской научной конференции Российского нового университета. — М., 2004. — С. 228.

3 См.: Муравлев Д. П. Совершенствование образовательного процесса вуза на основе новых информационных технологий: Дис.канд. пед. наук. — М., 1999; Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2002; Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, -перспективы использования.- М., 1994. обучения либо недостаточно, либо полностью отсутствует. Вузы, в которых уже созданы отдельные модули, позволяющие автоматизировать определенные виды деятельности, используют каждый свои собственные подходы к решению проблемы1. В результате складывается ситуация, при которой вузы несут дополнительные издержки на разработку дистанционных обучающих средств при отсутствии гарантий достижения поставленных целей. Чтобы дистанционное обучение в вузе служило улучшению, реализации образовательных программ, управления учебным процессом, оно должно быть педат гогически обосновано2. Реализация этой задачи требует исследования эффективности различных методов дистанционного обучения студентов и способов их объединения в единую дидактическую методику.

В последние несколько лет защищены или представлены к защите десятки диссертаций, опубликованы научные труды и учебные пособия по проблеме дистанционного обучения, активизировалось обсуждение данной проблематики на страницах научных изданий3.

Однако в представленных работах дистанционное обучение рассматривается, как правило, в рамках отдельной учебной дисциплины, или отдельно-'.

1 См.: Червяков Л. М., Волкова Г. Д., Щукин М. В., Бычкова H.A. Инструментальные средства процессов анализа и концептуального моделирования корпоративных информационных систем для управления. качеством образовательного учреждения (http://qua1itv21.m/index.php?rnodule=subjects&func—vinpage&pajeid=:55').

2 См.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Среднесрочная стратегия на 2002;2007 гг. — М., 2003. — С. 39.

3 См.: Андреев A.A., Барабанщиков A.B. Некоторые проблемы разработки методики дистанционного обучения. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. -М., 1997; Андреев A.A., ЗайцеваЖ.Н., Лобачев С. Л., Солдаткин В. И., Тихомиров В. П. Теория и практика дистанционного обучения в России. Монография. -М., 1999. -510с.- Гальперин П. Я. О психологических основах программированного обучения. -М., 1967; Скуратов А. К. Дистанционное образование: седьмой год работы AMO. Материалы конгресса. «Образование-98», -М., 1998. -С.75−79- Тихомйров В. П. Основные принципы построения СДО России//Дистанционное обучение. -№ 1,1998. -С.4−9- Петровский ^ A.B. Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. -М., 1987. -С.145- Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: Дис. .д-ра пед. наук. — Тюмень, 2003; Полат Е. С., М. В Моисеева, А. Е. Петров, М. Ю. Бухаркина, Ю. В. Аксенов, Т. Ф. Горбунькова. Дистанционное обучение. -М., 1998, 192сКраснова Г. А., Беляева М. И., Соловов A.B. Технология создания электронных обучающих средств. — М., 2001; Сурнин И. П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 2004 и др. го метода или средства информатизации образовательного процесса. Остаются относительно слабо разработанными вопросы прогнозно-ориентированного построения дистанционного обучения, активного применения информационно-телекоммуникационных образовательных технологий. т Отсутствуют работы, связанные с дидактическим обоснованием различных методов дистанционного обучения в разных формах высшего профессионального образования и разработкой методики дистанционного обучения студентов как совокупности наиболее эффективных и адекватных современным требованиям методов их обучения в высшей школе.

Учитывая актуальность и важность научного обоснования педагогических путей совершенствования дистанционного обучения студентов в высшей школе, была выявлена, определена и сформулировдна тема диссертации.

Объектом диссертационного исследования является дистанционное * обучение в высшем учебном заведении, а ее предметом — обоснование сущности, содержания и педагогических путей совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе разработки теоретических и прикладных дидактических основ дистанционного обучения студентов и их опытно-экспериментальной проверки выявить и обосновать педагогические пути его совершенствования в современных высших учебных заведениях.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогического опыта, современного состояния дистанционного обучения в отечественных и зарубежных вузах выявить и обосновать теоретические и прикладные основы исследуемого педагогического процесса в современных вузах.

2. Разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать дидактическую модель совершенствования дистанционного обучения студентов высших учебных заведений.

4. Обосновать педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах.

Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях модернизации высшего профессионального образования наблюдается очевидное противоречие между практической потребностью высшей школы в научно обоснованной теории и методике дистанционного обучения студентов и отсутствием для ее реализации необходимых дидактических и содержательно-методических ориентиров. В теоретических исследованиях и прикладных разработках преобладает, как правило, технократический подход. Упор дела- -ется на технические возможности современных компьютеров и средств телекоммуникаций. Продуктивно, с педагогических позиций разрешить данное противоречие возможно на основе моделирования дистанционного управления обучением студентов, разработки и внедрения корпоративной информационной образовательной среды в вузах, повышения эффективности методики педагогического взаимодействия студентов и преподавателей в ходе реализации дистанционного обучения.

Методологические и теоретические основы исследования составили диалектические положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и * целостности явлений и процессов окружающего мира, общенаучные методологические подходы (исторический, системный, комплексный, процессуальный, содержательно-функциональный и др.). Основными принципами исследования стали принципы объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности.

При разработке концептуальных основ дистанционного обучения использованы положения общей дидактики (Ю.К. Бабанский, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, A.M. Новиков, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, A.B. Бара- * банщиков, А. П. Верхола, В. П. Давыдов, С. И. Зиновьев, И. И. Кобыляцкий, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, Н. Ф. Талызина и др.), теории педагогических систем, исследования проблем системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий и др.), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, И. А. Липский, И. П. Подласый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т. И. Шамова, М. А. Чошанов, П. Юцявичене), теории опережающего содержания профессионального образот вания (В.И. Байденко, Б.М. Бим-Бад, H.A. Селезнева, Ю. Г. Татур и др.).

Важное значение для выработки научных результатов имели теоретические положения педагогических1 технологий (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. Н. Гуляев, М. В. Кларин, Э. Н. Коротков, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, А. П. Тряпицына, Т. И. Шамова и др.), информатизации образовании и использовании новых информационных технологий в образовании (JT.X. Зайнутдинова, И. Г. Захарова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, A.B. Смирнов, В. И. Солдаткин и др.), а также механизмы проектирования и моделирования обучения в высшей г школе (A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, В. А. Ермоленко, Д. Г. Левитес, -Е.В. Лобанова, Г. Е. Муравьева, Ю. С. Руденко, В. А. Сластенин, В. М. Соколов, Г. Ф. Ушамирская, Д. В. Чернилевский и др.), подготовки преподавателей к деятельности педагогического проектирования (А.К. Быков, В. И. Вдовюк, Е.С. Заир-Бек, Н. В. Кузьмина, А. Д. Лазукин, М. И. Лямзин, Д. Г. Левитес, В. А. Сластенин, В. Я. Слепов и др.), теории и методики дистанционного обучения (A.A. Андреев, В. И. Овсянников, В. И. Солдаткин, С. А. Щенников, И.П. Сур-нин и др.).

Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, федеральные и от- •>• раслевые программы развития дистанционного образования и его информатизации, отчеты научно-исследовательских организаций по внедрению современных дистанционных средств и методов в образовательный процесс высшей школы, материалы научных конференций и семинаров. В процессе исследования изучены приказы Минобрнауки РФ по регламентации образовательного процесса в высшей школе, концепции развития дистанционного обучения в отдельных отечественных и зарубежных вузах. В исследовании также использовались мемуарная, энциклопедическая’и справочная литература, учебно-методические материалы вузов, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе высшего профессионального образования, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими теоретическими методами явились: анализ (исторический и сравнительный) — синтезобобщениеабстрагирование и конкретизация, типизацияпрогнозированиемоделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетированиепедагогическое наблюдениебеседыанализ документов и результатов деятельностиэкспертная оценкаобобщение независимых характеристикмониторингизучение и обобщение педагогического опытаэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты, опытная педагогическая работа) — методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Военном университете, Российском новом университете, Московском открытом социальном университете. Кроме того, исследовательский материал был получен из 12 филиалов этих вузов, расположенных в Московской, Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской и Тамбовской областях. Исследованием было охвачено 17 руководителей образовательных учреждений высшего профессионального образования, 196 преподавателей вузов, более 800 студентов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе (2004;2005 гг.) проводилось изучение литературы и вузовской практики дистанционного обученияопределялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался инструментарий и уточнялись критерии оценки эффективности дистанционного обученияопределялись участники экспериментальной работы: высшие учебные заведения, кафедры, преподаватели, студентыосуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе (2005;2006 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явилйсь разработка педагогической модели дистанционного обучения студентов вузов на основе прогнозно-ориентированного подходасовершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию дистанционных обучающих средств.

На третьем (заключительном) этапе (2006;2007г.) осуществлялись всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий экспериментальных вузов, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и студентами. Формировались основные выводы и рекомендации по совершенствованию дистанционного обучения студентов в современных вузах.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 300 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам проблемы обучения. Проанализированы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по 7 специальностям (юриспруденцияфинансы и кредитбухучет, анализ и аудитприкладная информатика (в экономике) — социально-культурный сервис и туризмпедагогика и психологияпсихология), свыше 20 учебных планов, более 50 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных вузах. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах более 196 преподавателей, более 25 заведующих кафедрами и начальников учебных отделов вузов. Констатирующим и формирующим экспериментом, опытной работой было охвачено более 800 студентов. Решению задач исследования способствовала деятельность автора по разработке системы дистанционного обучения в Российском новом университете, его дидактическому проектированию в других вузах. В ходе эксперимента был разработан спецкурс «Проектирование и реализация дистанционного обучения в ' вузе», который проводился с административно-управленческим аппаратом и преподавателями Военного университета, Российского нового университета, Московского открытого социального университета и их филиалов. Исследовательским коллективом разработана и апробирована корпоративная информационная система вуза. Внедрена модель дистанционного обучения студентов в Волоколамском филиале РосНОУ. Элементы апробированной модели внедрены в Военном университете и Московском открытом социальном университете.

Научная новизна исследования заключается:

— в обоснований теоретических и прикладных педагогических положений дистанционного обучения студентов вузов;

— в разработке педагогической модели дистанционного обучения студентов и ее практической реализации в современных вузахопределении критериев и показателей оценки эффективности элементов дистанционного обучения;

— в выявлении педагогических путей и условий совершенствования дистанционного обучения студентов вузов и организации учебного процесса на его основе.

На защиту выносятся:

— выявленные в ходе историко-педагогического анализа основные тенденции в развитии процесса дистанционного обучения студентов: зависимость организации, содержания и методики дистанционного обучения от развития средств телекоммуникации и информационных технологийпереход от использования отдельных приемов дистанционного обучения студентов к созданию дидактических обучающих и контролирующих программусиление педагогического обоснования проектирования современных дистанционных технологий обучениязаконодательное закрепление дистанционного обучения как перспективного вида высшего профессионального образования и др.

— уточненная педагогическая сущность дистанционного обучения студентов представляющая собой целеустремленный, систематически организованный педагогический процесс формирования у студентов знаний, умений и навыков посредством использования совокупности традиционных и инновационных информационных, телекоммуникационных образовательных технологий на основе специализированной информационно-образовательной среды, характеризующийся наличием гибкости в выборе места и времени обучения, высокой степенью активизации познавательной активности и удовлетворением самообразовательных потребностейсодержание включающее: электронную почтуголосовую почтутелеконференции и видеоконференции по электронной почтемэйл-серверыэлектронные доски объявленийэлектронные библиотекиУеЬ-серверы сети Интернетвидеокассетыэлектронные учебникилазерные дискитрансляции лекций по телевидению, с обратной связью по телефонумультимедиа технологиигипертекстовые технологииКейс-технологииИнтернет-технологиителевизионно-спутниковые сетевые технологии и др.- структура дистанционного обучения как педагогического процесса, состоящая из целей и задач процесса дистанционного обучения, его закономерностей и принципов построения, субъект-объектных отношений, методов, форм и средств обучения, а также его результатов.

— разработанная педагогическая модель дистанционного обучения студентов, состоящая из: целевого, методического, результирующего и организационного блоков и программа ее практической реализации в Волоколамском филиале Российского нового университета, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работыкритерии оценки эффективности дистанционного обучения студентов в современных вузах: качественный, тем-повременной, интегральный и их конкретные показатели;

— основные пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах: моделирование дистанционного управления обучением студентовразработка и внедрение корпоративной информационной образовательной среды в вузахповышение эффективности методики педагогического взаимодействия студентов и преподавателей в ходе реализации дистанционного обучения и условия их эффективной реализации.

Теоретическая значимость исследования. Разработаны дидактические основы моделирования учебного процесса на основе дистанционных средств. Тем самым обосновано новое направление фундаментальных и прикладных исследований, намечена проблематика и перспективы его дальнейшего развития. В категориально-понятийный аппарат дидактики включена совокупность понятий, раскрывающих педагогическую сущность дистанционного обучения, педагогические механизмы его моделирования и проектирования в условиях вуза, обоснованы технологии обучения студентов с применением современных дистанционных средств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование образовательного процесса в вузах. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены руководством вузов и кафедр в основу принятия научно обоснованных управленческих решений по разработке современных электронных образовательных и информационных систем, построению обучения на новых технологических подходах, внедрению более эффективных механизмов управления учебным процессом, реализации интенсивных дистанционных методик обучения. На базе научно-прикладных результатов исследот вания возможны и осуществляются дальнейшая разработка современных технологий дистанционного обучения студентов, организация системы дистанционного обучения, комплексное решение проблемы создания корпоративной информационной системы вуза, а также подготовка преподавателей высшей школы к реализации методов дистанционного обучения.

Достоверность полученных результатов обусловлена теоретико-методологическими позициями, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных, процессуальных характеристиках и взаимосвязи между ними, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования нашли экспериментальное подтверждение, прошли широкую апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всей опытно-экспериментальной работы в ходе обучения преподавателей и студентов Волоколамского филиала Российского нового университета, Московского открытого социального университета и Военного университета. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на межвузовских и университетских семинарах и научно-практических конференциях.

Апробация осуществлялась также путем разработки модели дистанционного обучения студентов Волоколамского филиала Российского нового университета и организации их обучения с применением дистанционных образовательных технологий (приказ Минобрнауки РФ № 2551 от 31.05.2004 г. «О подтверждении готовности Российского нового университета к реализации отдельных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме») — внедрением в 8 филиалах корпоративной информационной системыразработкой и использованием электронных дистанционных средств по юриспруденции, экономике (финансы и кредитбухучет, анализ и аудит) — педагогике и психологии. Результаты исследования нашли отражение в научных статьяхобщий объем публикаций по теме исследования составляет более 5 печатных листов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Глава 1. Теоретические и прикладные основы дистанци.

Выводы по III главе.

Обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов исследование, обоснование основных педагогических путей и условий эффективности построения и функционирования вузовских ИОС по- -зволяют сформулировать следующие выводы.

1. Реализация программно-целевого подхода в применении средств дистанционного обучения в образовательном процессе позволяет обеспечить приоритетность решаемых задач, системный подход, единство цели и целевой направленности работ и информационно-образовательных ресурсов, оценку и выбор альтернатив. Результаты проведенного исследования, итоги внедрения КЦП в экспериментальных вузах показывают, что эффективность т дистанционного обучения обеспечивается на различных этапах организации работ соблюдением следующих педагогических условий: установлением реальной обстановки с, новациями в сфере создания ИОС вуза на кафедрахоценкой сложившейся ситуации по применению НИТОрассмотрением потребности в дальнейшем развитии этой инновационной деятельности по развитию технологии дистанционного обучения и уточнением ее направленийразработкой план-заданий кафедрам по обобщению передового опыта в сфере создания электронных информационно-образовательных продуктов.

2. Организационно-педагогическое обеспечение дидактического проек-т тирования применения дистанционного обучения предусматривает модернизацию организационно-штатной структуры вуза, создание специальных производственно-технологических подразделений. Их формирование позволит оптимизировать влияние организационных, финансово-экономических, технических, морально-психологических и других факторов на процессы формирования системы средств обучения. Среди педагогических условий, обеспечивающих эффективность организационно-педагогического обеспечения дидактического проектирования ИОС вуза, выделены, создание системы освоения и внедрения педагогических инновацийкомплексное планирование т использования электронных образовательных ресурсов, программно-аппаратных и информационно-аппаратных и информационно-телекоммуникационщлх средств ИОС, позволяющих создать специальную информационно-образовательную среду практически в любом географическом пункте и организовать непрерывный учебный процесс с помощью средств дистанционного обучения — от электронного рабочего учебника до видеои слайд-лекций, компьютерных обучающих и тестирующих программ, используемых студентом при самостоятельной работе в удобном для него т месте и в удобное время.

3. Развитие у руководителей и профессорско-преподавательского состава навыков и умений управленческой и педагогической деятельности в т условиях дистанционного обучения способствует комплексному решению задач дидактического проектирования и организации учебного процесса на ее основе. Условиями, обеспечивающими эффективность обоснованного в исследовании пути, являются: обязательная градация управленческого, преподавательского и вспомогательного персонала вуза для обеспечения системы переподготовки и повышения квалификациивключение в содержание. повышения квалификации теоретических и прикладных проблем разработки методики применения дистанционного обученияорганизация проведения систематических семинаров по использованию отдельных компонентов дис танционного обучения в образовательном процессепроведение практических занятий с административно-управленческим и преподавательским составом по использованию дидактических средств при обучении студентов.

4. Разработка и внедрение вузовских корпоративных информационных систем является одним из основных путей повышения эффективности образовательного процесса, адекватной современному развитию технологий в обт разовании. Несмотря на неоднозначную ситуацию в плане разработки универсальной методики управления образовательным учреждением, у многих вузов накоплен богатый опыт по разработке такого класса программных про9 дуктов, существует масса интересных идей и подходов. Экспериментальная работа подтвердила, что самым удобным вариантом разработки и внедрения дистанционной технологии в образовательный процесс является модульный принцип, позволяющий реализовать поэтапный процесс разработки, проверки и внедрения модулей, осуществляющих автоматизацию соответствующих направлений деятельности вуза.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В целях эффективной разработки и внедрения в образовательный процесс вузов системы дистанционного обучения целесообразно, рекомендовать:

1. На уровне Федеральной службы по надзору в сфере образования Министерства образования и науки РФ:

— рекомендуется внести изменения в нормативные документы о предоставлении прав вузам использовать технологии дистанционного обучения во всех формах получения образования;

— для осуществления глубокого, оперативной) изучения проблем использования средств дистанционного обучения в вузах целесообразно создать соответствующий Совет по координации проводимой работы, а также сертификации используемых педагогических технологий и отдельных средств электронного обучения;

— предлагается пересмотреть нормы обеспечения учебной литературой, а также комплектования штатов кафедр для вузов, широко использующих электронные библиотеки, средства телекоммуникаций и технологии дистанционного обучения.

2. На уровне высших учебных заведений:

— рекомендуется в основу разработки процесса дистанционного обучения вуза положить педагогическую модель дистанционного обучения, апробированную в ходе диссертационного исследования (приложение № 1 диссертации) — руководству вузов целесообразно предусмотреть усиление материального и морального стимулирования преподавателей, активно участвующих в разработке дистанционных обучающих программ и использующих их в учебной и научно-исследовательской деятельности;

— предлагается предусмотреть возможность организации и проведения со студентами спецкурса «Учебная деятельность в условиях дистанционного обучения»;

— изыскать возможность осуществить комплекс мероприятий по повышению квалификации преподавателей на основе программы «Организация педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения»;

— представляется необходимым создание собственных образовательных порталов, внедрение корпоративных информационных систем вузов в соответствии с рекомендациями, содержащимися в главе 3 диссертации.

3. На уровне факультетов и кафедр: предлагается разработку электронных учебно-методических комплексов по специальностям и учебным дисциплинам осуществлять в соответствии с рекомендациями, изложенными в § 1 главы 3 диссертации;

— целесообразно на заседаниях советов факультетов, кафедр регулярно обсуждать вопросы внедрения и использования средств дистанционного обучения, эффективности обучения студентов на ее основе;

— руководству факультетов и кафедр при оценке эффективности и качества проведенных занятий с использованием дистанционных средств рекомендовать к использованию критерии и показатели, разработанные в § 2 главы 2 диссертации— представляется необходимым более активно привлекать студентов членов кружков научного общества к разработке и использованию средств дистанционного обучения в учебной и исследовательской работе.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: технология создания программно-методических средств электронного обучения в вузахсодержание и структура информационно-педагогического обеспечения образовательного процесса с применением средств дистанционного обучения в вузахинтенсификация освоения учебных планов и программ высшего профессионального образования в условиях дистанционного образования вузатеоретико-прикладные основы создания и использования электронных учебных курсов в обучении студентов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности// Высшее образование сегодня. 2004. № 6.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1994. — № 1. — С. 18−22.
  3. C.B., Джалиашвили З. О., Кречман Д. Л., Никифоров И. С., Ченосова Е. С., Юрков A.B. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. 3.0. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  4. .Л. Системный проект и опыт формирования информационно-обучающей среды вуза: http://cpq300.comp.pgu.karelia.ru/pgu/RussianWin/conferences/Data/19 950 605/Abst
  5. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 7−19.
  6. И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 20с.
  7. В.Д., Андреев Г. П., Давыдов H.A. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ (дидактический аспект). М.: ВПА^ 1988.
  8. A.A. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1997. — 120 с.
  9. A.A., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.- 196 с.
  10. Ю.Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1999. 367 с.
  11. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. -Омск: ОмГПУ, 1998. 189 с.
  12. В.В. Особенности инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие. М.- Новокузнецк, 1997.-С. 69−79.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. -383 с.а. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  14. Petersburg, http: //iol.spb.osi.ru/IOL1999.
  15. С.А. Использование компьютерных обучающих программ при дистанционном обучении экономистов // Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  16. .С., Калюжный A.A. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе: http: //www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ahmetov.html.
  17. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.
  18. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. -387 с.
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на- Дону, 1972. -346 с.
  20. Ю.К. Оптимизация процесса обучения общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 252 с.
  21. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 1999. .
  22. В.И., Селезнева H.A. Опережающий стандарт образования как теоретическая и практическая проблемы // Проблемы качества образования. -М., Уфа: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2000. Ч. 2.
  23. С.А., Решетова З. А. Проблема единства фундаментальных и профессиональных знаний и построения учебного предмета в вузе // Современная высшая школа. 1985. № 4.
  24. Э.М., Глазырина И. Б. Автоматизированный контроль знаний студентов вузов // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Сборник трудов международной научно-практической конференции. -М.: МГИУ, 2003.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  26. Беспалько В.П. O критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. -№ 1. — С. 3−8.
  27. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  28. A.M., Кревский И. Г. Структура дистанционного образования в регионе // Тематика 96: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. СПб, 1996. — С. 120−121.
  29. В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. -№ 2. — С. 12−17.
  30. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. 1988. № 5.
  31. А.П. Информатизация образования в Удмурдском университете // Программированное обучение и компьютеризация в учебном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1996. -С. 10−11.
  32. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовка специалистов, 2002.
  33. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пер’ераб. и доп. М.: «Большая российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2000.
  34. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 350 с.
  35. О.В. Использование учебных телеконференций в обучении студентов // Дистанционное образование. 2000. — № 6. — С. 45−48.
  36. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 2000. -54 с.
  37. Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школ: Дис. канд. пед. наук. -СПб, 2001.-202с.
  38. Н.П. Диагностика, информационное и комбинированное обеспечение непрерывного повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 24с.
  39. Веселков Ф, Ковалев С, Мац JI. Информационная подготовка экономистов // Высшее образование в России. 2001 № 2. — С. 62−66.
  40. Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. 1998. № 2. — С. 32−36.
  41. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ВУ
  42. За / Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1998.
  43. С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики на примере гипертекстового представления учебного материала по тригонометрии: Дис.'. канд. пед. наук.-М., 1999.- 178 с.
  44. Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Дис. канд. пед. наук. -СПб., 1999.-237с.
  45. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Дис. д-ра пед. наук. М., 2002.
  46. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры .// Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5−9 октября 1998 г.
  47. JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.
  48. М.П., Демкин В. П. Мультимедиа курсы в дистанционном образовании // Информационные технологии в проектировании и производстве. Вып. 3. М.: ВНИИМИ, 1997. — С. 11−15.
  49. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  50. Т., Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985. № 3.
  51. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 154 с.
  52. И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. 1998. № 6. — С. 44−47.
  53. Господарик Ю.П.'Дистанционное обучение истории и средняя школа// Дистанционное образование. 2000. № 5. — С. 10−17.
  54. В.В., Минзов А. С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1999. № 3.
  55. Д.Б. Модели, алгоритмы и инструментарий для создания программных обучающих комплексов системы дистанционного экономического образования: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 24 с.
  56. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112с.
  57. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 38с.
  58. А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования:
  59. Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 212 с.
  60. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1996.
  61. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  62. В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам // Высшее образование в России. 2001, № 1. — С. 127−129.
  63. В., Вымятин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа//Высшее образование в России. 1998, № 4.-С. 121−124.
  64. В., Майер Г., Трубникова Т. Нормативная база дистанционного образования //Высшее образование в России. № 5, 2001. С. 100−102.
  65. A.C., Кириллов А. И., Сливина Н.А, Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Комплексные обучающие программы // Информатика и образование. 1995, № 3.1 С. 15−21.
  66. .М. Система дистанционного обучения в Кыргызском государственном национальном университете // Открытое образование. 2000. № 1. — С. 63−70.
  67. Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. — 92 с.
  68. Е.А., Калиниченко А. И. Основы организации современного учебного процесса в вузе. М., 1992. — 216 с.
  69. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  70. Доступность высшего образования в России / Отв. ред. C.B. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
  71. Э.В., Каймин В. А. Информатика и дистанционное образование. -М.: ВАК, 1998. 88с.
  72. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования // Дистанционное образование. 1998. — № 1.
  73. В.В., Тарасов В. Б. Виртуальная кафедра в техническом университете // Дистанционное образование. 2000. № 6. — С. 39−45.
  74. Е.Г. Электронный учебник для студентов дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: Тезису докладов. 7 февраля 2003 г. (г. Москва). Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003. — С. 51−53.
  75. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М: МГУП, 1999.
  76. Закон РОССИИ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). М., 2003.
  77. В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987.
  78. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. .док. пед. наук. СПб, 1995.
  79. JI.X. Теоретические основы создания и применения электронных учебников по общетехническим дисциплинам: Дис. д-ра пед. наук. -Астрахань-М., 1999.
  80. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968.
  81. А.Н. Организация дистанционного обучения в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова // Дистанционное образование. 1999. № 1.
  82. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 192 с.
  83. И.Г. Формирование информационной • образовательной среды высшего учебного заведения: Дис. .докт. пед. наук. Тюмень, 2003.
  84. А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ (на материалах практических занятий по военно-техническим дисциплинам с курсантами ввузов): Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 196 с.
  85. О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. http://www.academiaxxi.ru/methpapers/AO recom t. htm
  86. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2002. № 5. — С. 34−42.
  87. А., Кривошеев А, Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаий в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование. -1995. № 2. С.87−93.т
  88. Ильясов И. И, Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. — 205 с.
  89. Ильяшенко А. П, Шестериков Э. Л. Организация и использование видеокомпьютерных систем и компьютерной технологии обучения // Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение. Киев, 1991. — С.62−72.
  90. Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе. Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. — 200с.
  91. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий / Решение коллегии Министерства образования РОССИИ от 26.06.2002 г.
  92. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Среднесрочная стратегия на 2002−2007 гг. М, 2003.
  93. Кабак И. С, Позднеев Б. М. Информационно-техническое и методическое обеспечение дистанционного образования в области специальных дисциплин У/ Дистанционное образование. 1999. № 1.
  94. В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. 1998. № 6. — С. 43−47.
  95. С.А. Развитие дистанционного образования в Украине: интеграция в мировые образовательные структуры // Открытое образование. -2002.№ 5.-С. 26−28.
  96. Р., Тюрина JI. Библиотечно-информационная деятельность вузов // Высшее образование в России. 2001. № 2. — С. 107−112.
  97. Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Методы и средства построения образовательного портала технического вуза // Открытое образование. -2002. № 2.-С. 34−41.
  98. A.A. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. М., 1983. — 389 с.
  99. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1995.
  100. Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 210с.
  101. С.П. Дистанционное обучение в РАО «Газпром» // Дистанционное образование. 1997. № 3.
  102. В.А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. // Информатика и образование. — 1997. № 2. — С. 104−106.
  103. С. Методика: наука? искусство? ремесло? // Высшее образование в России.-2001. № 2.-С. 112−115.
  104. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): Дис.канд. пед. наук. М., 1992. -203с.
  105. Коковалец J1.C. Познавательная систематичность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. № 2. — С. 46−50.
  106. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1997. № 2.
  107. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1993. — 72 с.
  108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Одобрена Распоряжением Правительства РОССИИ от 29.12.2001 г. № 1756-Р
  109. Концепция дистанционного обучения в Российском новом университете. М.: РосНОУ, 2003. .
  110. Компьютеризованный учебник / Б. И. Глазов, Д. А. Ловцов, С. Н. Михайлов, A.B. Сухов//Информатика и образование. 1994. № 6.-С.86−94.
  111. Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. Кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  112. Г. Институт дистанционного образования. 2002. № 5. — С.123−130.
  113. Г. А., Беляева М. И., Соловов A.B. Технология создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001.
  114. В.В., Шахгельдян К. И. Информационная среда вуза: http: // vvsu.ru/oiskp/pubinformationenvironment.asp.
  115. A.B. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения по физике: Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 177с.
  116. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL, 1967.
  117. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 124 126.
  118. С.С. О качестве систем дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. № 6. — С. 123−124.
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975.
  120. Е.Ю. Ода троечнику (заметки на полях статьи о новой парадигме результата образования) // Высшее образование сегодня. 2004. № 5.
  121. Либин-Левав В. А. Теория и практика дистанционного образования: (Открытый ун-т Израиля): Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 167 с.
  122. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. -186 с.
  123. Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: Дис.. д-ра. пед. наук. -М., 2005.-421 с.
  124. О.С. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003. № 3.
  125. В.Ю., Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды: Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. Тамбов, 1997. — 24с.
  126. Я.Е., Кострова В. Н. Формирование подсистемы дистанционного обучения в вузе // Дистанционное образование. 2000. № 5. — С. 33−36.
  127. В.И. Организационно-педагогические проблемы применения ЭВМ в учебном процессе ВВУЗов: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 178 с.
  128. Г. Н., Вишняков A.B., Капустин Ю. И. Электронный учебник -что это? // Открытое образование. 2002. № 2. — С. 19−22.
  129. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.'
  130. И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991. ¦
  131. Е.К. Электронная библиотека как системообразующий модуль системы дистанционного образования // Дистанционное образование. 1988. -№ 3.
  132. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. -1996. № 3. — С. 1−8.
  133. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качесвом образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 96 с.
  134. Е. И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ. Киев: Госпрофобр, 1986. — 111с.
  135. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Высшая школа, 1987. — 223с.
  136. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. -192с.
  137. Е. И, Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Выща школа, 1989. 184с.
  138. Е.И., Бабенко Л. П., Верник Л. В. и др. Основы компьютерной грамотности. Киев: Выща кола, Головное издательство, 1988. — 215с.
  139. М.В. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 140с/
  140. A.B., Цытович П. Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». 2001. № 4. http://scholar.urc.ac.ru/ped/ournal/numero4/pedag/tsit3.html.ru
  141. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РОССИИ / Приказ Минобразования РОССИИ от 18.12.2002 г. № 4452.
  142. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД РОССИИ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 19 с.
  143. A.C. Крнцепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной среде // Дистанционное образование. 1998. — № 3.
  144. Е. Типология дидактических тестов при разработке и экспертизе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1997. № 2. — С. 16−17.
  145. В.И. Теория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М, 1990. — 46 с.
  146. Молчан А. П, Батурина Н. Ю, Молчан В. Ю. Сочетание традиционных &bdquo-и компьютерных форм обучения студентов // Методы активизации познават. де-ят. студентов. Новочеркасск, 1993. — С.168−188.
  147. Т.Н., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. -1998. № 8. — С. 4.0−43.
  148. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы компьютерного обучения //Педагогическая информатика. 1993. № 2. — С. 10−16.
  149. В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2001. -22с.
  150. Моделирование учебного процесса в вузах МВД России: Учеб. пособие / JI.B. Кузнецова- Барнаульский юридический институт МВД РОССИИ. Барнаул: РИО БЮИ МВД РОССИИ, 2001. — 117 с.
  151. М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 2. — С. 49−55.
  152. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 386 с.
  153. В.М. Дидактико-методологические основы проектирования образовательного процесса и методическая система дистанционного обучения / Российский портал открытого образования / 02.11. 2002. http://conf/sssu/ru/phorums/read.php?f= 18&i=8&t=8
  154. В.М. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели E-Learning? // Открытое образование. 2004. № 2.
  155. Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВУ, 1999.-212 с.
  156. Г. Е. Дидактическое проектирование / Шуйский гос. пед. университет. Шуя: ШПГУ, 2000.
  157. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36−40.
  158. Новиков И. Office Extensions: эпоха XML и .Net // PC Magazine/Russian Edition.-2001.-№ 5. т С. 126.
  159. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Academia, 2000. — 270 с.
  160. A.B. Классификация информационных систем и их применение в сфере автоматизации дистанционного обучения // Открытое образование.2004. № 5.
  161. И.П. Системные вопросы дистанционного обучения /http://www.engineer.bmstu.ru/iournal/publications/norenkov sys quest. phtml
  162. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений / Письмо Минобразования РОССИИ № 14−55−996 ин/15 от 27.11.2002 г.
  163. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. — 178 с.
  164. В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? // Педагогика. 1996. — № 2.
  165. В.И. Дистанционное образование: Теоретические проблемы и противоречия // Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в системе педагогического образования: Ежегодник. М., 1999. № 7. — С. 5−13.
  166. В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. — № 2. — С.64−73.
  167. K.P. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дисг. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 176с.
  168. А.Г. Проблема обратной связи при дистанционном обучении // Открытое образование. 2002. — № 3. — С. 43−47.
  169. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». № 11-ФЗ от 10 января 2003 года.
  170. О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. № 3.
  171. О. Электронный учебный курс // Высшее образование в России. 1999. № 4. — С.126−129.
  172. A.B. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий, http://www.ito.edu.ru/2001 /ito/p.html
  173. Отраслевой стандарт «Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002−95. М., 1995.
  174. О создании системы дистантного образования в Российской Федерации / Решение коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РОССИИ от 09.06.1993 г. № 9/1.
  175. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. (Научно-методический сборник). М.: Военный университет, 1995. -104 с.
  176. А.Н., Королева М. В., Клочков И. А. Новые информационные технологии в преподавании общественных наук: Методические рекомендации. -М.:ВПА, 1991.-76 с.
  177. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М.: РПА, 1996. — 604с.
  178. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  179. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 512 с.
  180. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. д-ра пед. наук. М., 1973. — 392с.
  181. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. М.: МПУ, 1996. — 272с.
  182. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  183. Политехнический словарь М.: «Советская энциклопедия», 1976.
  184. Е.С. и др. Дистанционное обучение. М.: Владос, 1998. — 189 с. т
  185. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 года // Информатика и образование, 1996. № 5.
  186. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.-М., 1983.
  187. А.И. Информатизация российского общества и укрепление бороны страны: Дис. д-ра филос. наук. М.: ВУ, 1996. — 394 с.
  188. В.И. Проблемы научного управления социальным познанием слушателей военных академий с помощью ЭВМ: Дис.канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.- 190 с.
  189. В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам. М.: ВПА, 1988. — 120 с.
  190. Построение экспертных систем. Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената. М.: МИР, 1987.
  191. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: ACADEMIA, 2002.
  192. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.
  193. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
  194. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005 годы: Федеральная целевая программа. М., 2000.
  195. И.В., Сухов В. П., Шугрина М. В. О классификации компьютерных учебных программ// Проблемы информатизации в распределенных системах управления и проектирования. -Воронеж, 1994. С.150−155.
  196. П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей. Белгород, 1998.
  197. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.
  198. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.
  199. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1994.
  200. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2000.
  201. Российская педагогическая энциклопедия. М'.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. В 2-х т. Т. 1.
  202. А.Л., Храпова Л. В., Храпов В. Н. Автоматизированная обучающая система «Барьер»: Методическое пособие. Новосибирск: СибАГС, 1997. — 48с.
  203. Ю.С. Проектирование обучения слушателей и курсантов в высшей военной школе: Монография. -М.: ВУ, 2001. 170 с.
  204. Ю.С. Методологические подходы к проектированию содержания обучения в высшей школе / Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России. -М.: РосНОУ, 2001. С.199−203.
  205. Ю.С. Перспективы подготовки научно-педагогических кадров. В сб. «Приоритеты развития Военного университета». М.: ВУ, 1998. — С. 58−64.
  206. Ю.С. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ввуза / Педагогика высшей военной школы. М.: ВУ, 2001. — С. 198−209.
  207. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и интенсивных дидактических систем / Мин-во Гражданской авиации. МИИГА / Под ред. A.A. Золотарева. В 2-х частях. М.': б. И., 1988. — 270 с.
  208. С.П. Компьютерная технология подготовки и проведения учебныхзанятий: Дис.канд. пед. наук. 1 том. — Краснодар, 1999. — 186с.
  209. В.Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материале естественнонаучных дисциплин): Дис. канд. пед. наук. 1991. — 174с.
  210. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) // Информатика и образование, — 1991. № 1.
  211. Г. Н. Элементы теории системного управления образовательных систем. Челябинск: Издание Челябинского технического ун-та, 1994.-4.1: Системное видение образования. — 1994. — 167 с.
  212. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Издательская корпорация Логос, 1999.
  213. . Реализация образовательного потенциала информационных технологий // Высшее образование в России. 2004, № 3. — С. 61−65.
  214. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. — 264с.: 13 рис.
  215. Системы высшего образования стран Запада. М., 1991.
  216. И. Корпоративный e-Learning: сначала офф-лайн, затем онлайн // e-Learning World. 2004. № 2.
  217. Э.Г., Слуднов A.B. Дистанционное обучение в системе Сибирского института финансов и банковского дела // Дистанционное образование. 2000. № 6. — С. 56−60.
  218. Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное обучение. 2000. № 1.
  219. В.В. Методика совершенствования содержания обучения курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Дис.канд. пед. наук. Серпухов, 2000.
  220. A.B. Использование новых информационных технологий в преподавании физики: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 498 с.
  221. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1998. — 120 с.
  222. Создание курсов в среде дистанционного обучения Lotus Learning Space: Пособие для преподавателей. Омск, 2001.
  223. Создание мультимедийных электронных учебников: Метод, разработка / H.A. Шигина. М.: Изд-во Пенз. технол. ин-та., 2001. 39 с.
  224. О.И. Основы разработки информационной среды педагогического вуза: http: // ito.edu.ru/2001/ito/iv/iv-0−41.html.
  225. A.B. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. 1996. № 1.
  226. В.И. Справка об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий / 21.06.2002 г.: Российский портал открытого образования. -http://conf/sssu/ru/phorums/read.php.
  227. В.И. Качество открытого образования в контексте глобализации // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2004.
  228. Солдаткин В. И, Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация / Международная академия открытого образования. М.: МЭСИ, 1999.
  229. O.A. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения информационных технологий (на примере изучения теории графов): Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. — 163с.
  230. Стародубцев В. А, Федоров А. Ф. Методические и дидактические аспекты создания видеолекций для дистанционного образования // Открытое образование.-2002.-№ 3.-С. 19−27.
  231. Л.С. Педагогические условия применения компьютерной технологии обучения в 9−11 классах современной школы (на примере обучения иностранному языку): Дис. канд. пед. наук. М.: 1997. — 154 с.
  232. И.П. Комплексный подход к внедрению дистанционных образовательных технологий в вузах МВД РОССИИ: Сборник научных трудов «Вестник Воронежского института МВД РОССИИ». Воронеж: Воронежский институт МВД РОССИИ, 2004. — С. 23−28.
  233. И.П. Теоретико-прикладные основы дистанционного обучения в вузах МВД России. Учебно-методическое пособие. М.: РАЕН, отделение «Физическа культура и спорт, экология человека», 2003. — 75 С.
  234. Существующие информационные системы сети Интернет по информационным технологиям в образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2001. — 140 с.
  235. Талызина Н. Ф, Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса.-М.: Знание, 1977.
  236. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 298 с.
  237. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  238. В.П. Дистанционное обучение: история, экономика и тенденции // Дистанционное образование. 1997. — № 2.
  239. Е.Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тула, 1999.
  240. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1991. — 191 с.
  241. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация / Международная академия открытого образования. М.: МЭСИ, 1999. — 156 с.
  242. A.M., Иванников А. Д. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998.
  243. А.Н., Иванников А. Д. Технология дистанционного обучения в вузах России//Высшее образование в России, 1994. № 3. С.3−10.
  244. Н. Телекоммуникационная сеть для. системы образования // Информатика и образование, 1992. № 2. С 3−14.
  245. Г. Ф. Проектирование образования: структура, функции, статус // Высшее образование сегодня. 2003. № 7.
  246. Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 18 с.
  247. Хуторской А. В, Особенности развития дистанционного обучения в российских школах. -М., 1998. 123 с.
  248. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 гг.)»
  249. В., Кобельков Н. О сертификации дистанционных технологий // Высшее образование в России. -2002. № 5. — С. 130−132.
  250. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  251. Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: Дисд-ра. пед. наук. М., 2006. — 445 с.
  252. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
  253. В.И. От создания информационной среды вуза к созданию информационной среды региона: http://www.informika.ru/text/magaz/ bullprod/4 95/1203 004.html
  254. Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 166с.
  255. Р.В., Федотенко И. Л., Ермаков Д. С. Организационно-педагогические основы реализации технологий дистанционного обучения в вузе // Открытое образование. 2002. № 3. — С. 66−70.
  256. С.А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. -М.: Наука, 2002.-680 с.
  257. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996. — 288 с.
  258. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.-437 с.
  259. Д. Обзор рынка обучающего контента // E-Learning World. 2004. № 3. http://www.e-learningcentre.co.uk
  260. В. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России.-№ 4.-2000.-С. 124−126.
  261. Ю.М., Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. НИИВО. М., 1990.
  262. Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы развития. М., 2003. — 78 с.
  263. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974.
  264. Эффективность информационных технологий образования в высшей школе: Межвузовская науч. практ. конф. 12−16 сент. 1994 г. Новороссийск: Тезисы докл. М.: НИИВО, 1994. 146 с.
  265. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб., 2000. — 356 с.
  266. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. -263 с.
  267. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты.-Л., 1988.-245 с.
  268. З.Я., Ширяев В. Д. Компьютерные технологии в учебном процессе (в вузе) // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск, 1994. — С. 112−118.
  269. Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 55−62.
  270. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М., 1997.
  271. A.A., Титарев Д. Л. Система автоматизированного проектирования компьютерных обучающих курсов // Дистанционное образование. 2000. -№ 3.- С. 21−27.
Заполнить форму текущей работой