Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задание 1. Угадай мелодию. Экспериментатор исполняет фрагмент музыкального произведения (П.И. Чайковский. Па-де — де из балета Щелкунчик). Если ребенок называет произведение верно, он получает одну фишку. Если в ответе фигурирует и композитор, то — две фишки. При условии полного ответа (с названием цикла) — три фишки. Методика Музыкальный турнир проводится на уроке обобщения и закрепления… Читать ещё >

Исследование формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описание констатирующего эксперимента

Цель исследования заключается в разработке технологии развития музыкальной эстетической культуры младших школьников средствами народной культуры в рамках урока музыки.

Предполагается, что формирование музыкальной эстетической культуры младших школьников будет эффективным, если использовать в учебной деятельности средства народной культуры.

Экспериментальная база: общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы. В исследовании приняли участие ученики 2-В класса, в возрасте 8 лет, в количестве — 20 человек (9 девочек, 11 мальчиков); родители указанных детей.

С целью исследования уровня музыкально-эстетической культуры младших школьников в сентябре 2012 был предпринят констатирующий эксперимент. Мы также предположили, что дети имеют средний или низкий уровень развития музыкально-эстетической культуры.

Данное предположение мотивируется наблюдениями за второклассниками на уроках музыки, в процессе неформального общения; кроме того, нам известно, что специальной работы по формированию музыкальной эстетической культуры с ними не проводилось.

Процедура констатирующего эксперимента по выявлению уровня музыкальной культуры младших школьников проводилась по комплексной методике Л. В. Школяр.

Критериями музыкальной развитости младших школьников являлись:

  • 1) общая осведомленность о музыке;
  • 2) наличие любви и интереса к музыкальному искусству.

Общая осведомленность о музыке изучается с помощью трех методик.

Методика Встреча с музыкой на уроке предполагает проведение эксперимента в рамках урока. Создается педагогическая ситуация: ученики должны составить Афишу концерта из программных сочинений русских и зарубежных композиторов (по желанию) и мотивировать свой выбор того или иного произведения.

При обработке результатов наивысшую оценку получают ответы детей, включивших в Афишу музыку разных композиторов, видов, форм и жанров, звучащую и в классе и за его пределами.

Методика Музыка и мои друзья тоже сопряжена с выявлением у школьников предпочитаемой музыки. Дети составляют программу музыкального концерта для одноклассников.

Кроме того, каждому ученику задается проблемный вопрос: Какие музыкальные диски ты бы подарил другу на день рождения?

Обработка результатов идентична предшествующей методике.

Методика Музыкальный турнир проводится на уроке обобщения и закрепления полученных знаний: ученики выполняют ряд творческих заданий соревновательного типа. За правильный ответ каждый ребенок получает фишку. Набравший большее число фишек считается победителем. Игра проводилась нами фронтально.

Задание 1. Угадай мелодию. Экспериментатор исполняет фрагмент музыкального произведения (П.И. Чайковский. Па-де — де из балета Щелкунчик). Если ребенок называет произведение верно, он получает одну фишку. Если в ответе фигурирует и композитор, то — две фишки. При условии полного ответа (с названием цикла) — три фишки.

Задание 2. Кроссворд в мире музыки. Кроссворд выполнен на листе ватмана и помещен на доске. Испытуемые читают задания и сразу выполняют их, вписывая в соответствующие клетки:

  • 1) Назови фамилию великого русского композитора, автора фортепианного цикла Картинки с выставки;
  • 2) Каково общее название мажора и минора?
  • 3) Как называется сольный номер в опере?
  • 4) Как называется одновременное сочетание трех или более звуков?
  • 5) Как называется переложение музыки для оркестра?
  • 6) Назови струнный щипковый музыкальный инструмент;
  • 7) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?

Анкета. Общую осведомленность учеников о музыке позволяет узнать анкета, которая была предложена испытуемым. Вопросы для испытуемых:

  • 1. Как ты относишься к музыке?
  • 2. Для чего музыка нужна в жизни?
  • 3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
  • 4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
  • 5. Где ты слушаешь музыку? (Телевидение, радио, концерт).
  • 6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?
  • 7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
  • 8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
  • 9. Какую музыку ты слушал последний раз с родителями? Где?
  • 10. Какие музыкальные передачи за последнее время тебе понравились? Почему?

В процессе проведения экспериментального исследования наблюдалась общая заинтересованность детей, их желание участвовать в исследовании.

В процессе проведения исследования велись наблюдения за испытуемыми, отмечалось количество верных ответов, фиксировалось число полученных каждым учеником фишек.

Критерии оценки:

  • 1) низкий уровень — 0 баллов — отказ от выполнения задания или выполнение его с грубыми ошибками (более 2);
  • 2) средний уровень — 1 балл — частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;
  • 3) высший уровень — 2 балла — правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 — 2 неточности, исправленные самостоятельно).

Выделим уровни, разделив их в шкале числовых отношений по баллам:

  • — 0−1 балл — низкий уровень;
  • — 2−3 балла — ниже среднего;
  • — 4−5 баллов — средний уровень;
  • — 6−7 баллов — выше среднего;
  • — 8 баллов — высший уровень.

Оценки детей (в баллах) отражены в сводной таблице результатов.

Таблица 1 — Сводная таблица результатов экспериментального исследования на констатирующем этапе.

№.

1. Встреча с музыкой.

2. Музыка и мои друзья.

3. Угадай мелодию.

4. Кроссворд.

Баллы за все задания.

1,5.

4,5.

1,5.

3,5.

Ср.балл.

1,1.

1,6.

0,6.

0,6.

4,1.

Наивысшее количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 2 Х 4 = 8 баллов. Такого количества баллов не набрал никто из детей.

В таблице 2 показано соотношение уровней развития музыкально-эстетической культуры младших школьников в соответствии с набранными баллами.

Таблица 2 — Уровни развития музыкально-эстетической культуры младших школьников.

Уровни.

кол-во человек.

№№.

%.

высший уровень.

;

;

0%.

выше среднего.

3,7,13,17,12.

25%.

средний.

1,4,5,6,8,10,15,16,18,20.

50%.

ниже среднего.

9,11,14,19.

20%.

низкий уровень.

5%.

Итак, мы видим, что 75% младших школьников имеют средний и выше среднего уровни развития музыкально-эстетической культуры, 25% - низкий и ниже среднего уровни развития.

Выделим те задания, которые были более сложными для младших школьников. Хуже всего дети справились с заданиями:

  • 1) Составить Афишу концерта из программных сочинений русских и зарубежных композиторов (по желанию);
  • 2) Угадай мелодию;
  • 3) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?

При этом выяснилось, что лучше всего дети справились с заданиями:

  • 1) Составить программу музыкального концерта для одноклассников;
  • 2) Назвать фамилию великого русского композитора, автора фортепианного цикла Картинки с выставки;
  • 4) Назови струнный щипковый музыкальный инструмент.

Результаты анкетирования детей показали, что 70% испытуемых второклассников относятся к музыке хорошо, с интересом, обожают ее и т. п. 30% испытуемых детей менее оптимистичны в своих ответах (нормально, смотря к какой и др.).

  • 90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна для души, для того, чтобы успокоить человека, если ему плохо, поднять его настроение и т. п. 10% испытуемых затрудняются с ответом (не знаю, не думала и т. п.).
  • 95% испытуемых к числу музыкальных произведений, которые они знают, относят произведения классической музыки; однако любимыми для подавляющего большинства подростков являются популярные эстрадные песни, джазовые произведения.

Все испытуемые встречаются с музыкой дома, в гостях, в машине, любят петь дома; второклассники в подавляющем большинстве отмечают, что их родители поют дома и в гостях. Однако крайне редко встречаются ответы, свидетельствующие о том, что младшие школьники слушают музыку на концерте (2%).

Дома испытуемые слушают музыку вместе с родителями, когда смотрят телевизор (95%).

По результатам анкетирования выяснилось, что испытуемые второклассники при положительном отношении к музыке, классическую музыку знают, а эстрадную, популярную — любят, что свидетельствует о разграничении ее эмоционального и интеллектуального восприятия.

По результатам констатирующего этапа экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

  • 1) уровень развития музыкально-эстетической культуры испытуемых второклассников преимущественно средний;
  • 2) испытуемые в целом знакомы с миром музыки, однако эти знания остаются для них просто нужными, обязательными, но ни в коей мере не требуются им для пополнения духовного багажа личности: ответы испытуемых, которым серьезная музыка необходима в эмоциональном, духовном плане, единичны;

Очевидно, что подобное положение ни в коей мере не может удовлетворять учителя музыки. С этой целью необходимо рекомендовать наиболее эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у младших школьников музыкальной культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой