Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации работников образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теории и практики современного образования показал, что есть факторы, обусловливающие проблематику образовательного заказа. В частности, развитие инновационного движения в образовании обеспечило создание различных образовательных практик, что вынуждает педагогических работников самоопределяться относительно модели профессиональной деятельности. Развитие рынка образовательных услуг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Понятие процесса профессионализации педагогических работников на современном этапе
    • 1. 2. Динамика образовательного заказа на повышение квалификации как базовая характеристика процесса профессионализации педагогических работников
    • 1. 3. теоретические основания определения условий формирования образовательного заказа
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка системы условий формирования образовательного заказа, обеспечивающих развитие процесса профессионализации работников образования
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации условий формирования образовательного заказа в практике дополнительного педагогического образования
  • Выводы по второй главе

Условия формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации работников образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социокультурные, экономические изменения в обществе, а также внутрисистемные преобразования выдвигают особые требования к профессионализму работников образования. Это требования, в основе которых — формирование субъектной позиции человека в профессиональной деятельности. Профессионализация предполагает самоопределение человека относительно задач профессиональной деятельности, выработку норм деятельности самим субъектом, осознанный выбор направлений повышения квалификации. Это обусловливает необходимость кардинального переосмысления традиционных содержания и форм повышения квалификации работников образования.

Анализ работ, посвященных проблемам повышения квалификации, показывает, что современная система дополнительного педагогического образования претерпевает в настоящее время существенные изменения. Концептуальные подходы к содержанию и организации образования, организационно-управленческие механизмы меняются в ориентации на индивидуализацию процесса повышения квалификации, на создание условий для профессионализации (И.Ю. Алексашина, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, К. М. Ушаков, И. Д. Чечель и др.).

Однако многие авторы отмечают, что система дополнительного педагогического образования не в полной мере отвечает задачам профессионализации работников образования. Указывается, что содержание курсов повышения квалификации в основном ориентировано на трансляцию опыта, который не вполне обеспечивает решение современных профессиональных проблем (Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова и др.) — что результатом повышения квалификации является комплекс знаний, а не система средств и способов профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий, Г. С. Вершловский, Э. М. Никитин и др.) — что формы дополнительного педагогического образования не нацелены на анализ личного профессионального опыта и не мотивируют специалистов образования к дальнейшему профессиональному росту и саморазвитию (К.М. Ушаков, И. Д. Чечель и др.), не разработаны механизмы образовательного маркетинга на рынке услуг повышения квалификации (В.И. Ерошин,.

A.П. Панкрухин и др.).

Проблема профессионализации рассматривается исследователями в различных аспектах. В психологии профессионализация представляется в контексте профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А. К. Маркова и др.), развития личности в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. М. Ломов и др.), становления субъектной позиции в профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский и др.). Профессионализация рассматривается как процесс проявления субъектной активности (А.О. Конопкин, К. А. Осницкий, Н. С. Глуханюк и др.). Что и позволяет уточнить представление о профессионализации работников образования как об активности по превращению собственной профессиональной деятельности в предмет практического преобразования (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Е. И. Исаев, А. К. Маркова, Л. М. Митина,.

B.И. Слободчиков и др.).

В настоящее время проблема профессионализации начинает рассматриваться как одна из проблем управления образованием. Проведенные в Томске социологические исследования (Г.Н. Прозументова, Ю. В. Пирогова, 2000 г.) показали, что только 5,7% педагогов считают, что ресурсы системы повышения квалификации позволяют преодолеть объективные профессиональные затруднения и оказать помощь в решении актуальных профессиональных задач. В ряде исследований (Г.А. Гуртовенко, Н. С. Зубарева и др.) указано на взаимосвязь содержания заказа на повышение квалификации и процесса профессионализации.

Анализ теории и практики современного образования показал, что есть факторы, обусловливающие проблематику образовательного заказа. В частности, развитие инновационного движения в образовании обеспечило создание различных образовательных практик, что вынуждает педагогических работников самоопределяться относительно модели профессиональной деятельности. Развитие рынка образовательных услуг по повышению квалификации ставит перед педагогами задачу выбора таких услуг, которые наилучшим образом обеспечат решение профессиональных задачпроблема конкурентоспособности на рынке труда вынуждает педагогов принимать самостоятельные решения о направлении, способах и формах повышения квалификации. С расширением рынка образовательных услуг возникают новые задачи управления развитием образования, такие как: коррекция спроса на образовательные услуги, формирование новых образовательных потребностей, проявление и оформление образовательного заказа субъектов образовательного процесса (В.И. Ерошин, А. П. Панкрухин, А. А. Цукер и др.). Это обусловливает необходимость разработки особых маркетинговых механизмов обеспечения перехода к стратегии формирования заказа и заказчика на услуги в системе дополнительного педагогического образования.

Таким образом, существует противоречие между потребностью системы образования в специалистах, способных самостоятельно и осознанно преобразовывать свою профессиональную деятельность, формировать образовательный заказ и отсутствием условий формирования образовательного заказа в системе дополнительного педагогического образования как механизма управления процессом профессионализации.

В связи с этим, особое значение приобретает проблема определения условий формирования образовательного заказа на повышение квалификации и значимости этих условий для развития процесса профессионализации в системе дополнительного педагогического образования.

Актуальность решения обозначенной проблемы определила тему исследования «Условия формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации работников образования».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации работников образования в системе дополнительного педагогического образования.

Объект исследования: процесс профессионализации работников образования.

Предмет исследования: условия формирования образовательного заказа, обеспечивающие процесс профессионализации.

Гипотезой исследования является предположение о том, что образовательный заказ на повышение квалификации является характеристикой процесса профессионализации работников образования.

Формирование образовательного заказа и его влияние на процесс профессионализации возможно, если в системе дополнительного педагогического образования создать специальные условия, включающие:

— особые механизмы образовательного маркетинга, ориентированные на формирование и коррекцию спроса на образовательные услуги;

— методику формирования образовательного заказа;

— тьюторское сопровождение процесса формирования и реализации образовательного заказа в системе дополнительного педагогического образования.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Теоретически обосновать необходимость формирования образовательного заказа на повышение квалификации в системе дополнительного педагогического образования и его значимость для процесса профессионализации работников образования.

2. Выявить теоретические основания условий формирования образовательного заказа педагогических и управленческих кадров в системе дополнительного педагогического образования.

3. Разработать систему условий формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации в системе повышения квалификации.

4. Провести опытно-экспериментальную апробацию системы условий формирования образовательного заказа и оценить ее эффективность для процесса профессионализации работников образования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют подходы к содержанию и организации дополнительного профессионального образования (А.А. Вербицкий, В. Г. Вершловский, А. А. Деркач, Э. М. Никитин, А. П. Ситник и др.), идеи психологии профессионализма (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И Анцыферова, К. А. Маркова и др.), положения субъектного подхода к процессу личностного развития (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), положения о субъектной активности (А.О. Конопкин, К. А. Осницкий, Н.С. Глуха-нюк и др.), теоретические модели инновационной деятельности в образовании (Т.М. Ковалева, Г. Н. Прозументова и др.), теория маркетинга образовательных услуг (Н.А Баранник, Ф. Котлер, А. П. Панкрухин, Н. В Тихомирова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, моделирование условий формирования образовательного заказа, опрос (анкетирование, интервью), анализ документов, кейс-метод, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных корреляционного и сравнительного анализа.

База исследования: научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании» Томского государственного университета, кафедра Управления образованием факультета психологии ТГУ, Центр инновационного образования Регионального центра развития образования (РЦРО, Томская область), кафедра Управления человеческими ресурсами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2001—2002 гг.) был проведен анализ научной и методической литературы по теме исследования, сделано эмпирическое обобщение инновационных разработок в области изменения содержания и форм повышения квалификации, проведен анализ прецедентов проявления индивидуального образовательного заказа к системе повышения квалификации.

На втором этапе (2002;2003 гг.) были выявлены теоретические основания условий формирования образовательного заказа педагогических и управленческих кадров, разработана система условий формирования образовательного заказа в дополнительном педагогическом образовании, проведен констатирующий эксперимент на базе Регионального центра развития образования в рамках регионального проекта «Формирование механизмов развития Открытого образовательного пространства региона» (Мегапроект «Развитие образования в России», общее образование).

На третьем этапе (2003;2005 гг.) проведена конкретизация условий формирования образовательного заказа относительно его влияния на процесс профессионализации работников образования, реализован формирующий эксперимент на базе НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, выполнены анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных, результаты представлены научно-педагогической общественности, материалы оформлены в методическое пособие и текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что поставлена и решена задача определения условий формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации работников образования в системе повышения квалификации:

— теоретически обоснована значимость формирования образовательного заказа на повышение квалификации, его динамики для развития процесса профессионализации педагогических работников;

— выявлены теоретические основания условий формирования образовательного заказа и его влияния на профессионализацию педагогических и управленческих кадров в системе дополнительного педагогического образования;

— доказано, что создание указанных условий в системе дополнительного педагогического образования обеспечивает формирование образовательного заказа, его динамику и влияет на процесс профессионализации.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыто понятие образовательного заказа на повышение квалификации как характеристики процесса профессионализации;

— выделена специфика образовательного маркетинга, обеспечивающего процесс профессионализации работников образования, заключающаяся в ориентации на использование механизмов маркетинга отношений и маркетинга по базам данных;

— раскрыта сущность содержания психолого-педагогического взаимодействия в системе дополнительного педагогического образования, обеспечивающего формирование образовательного заказа;

— выделена специфика тьюторского сопровождения формирования и реализации образовательного заказа, включающая разработку карт образовательных ресурсов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, организацию рефлексии образовательного заказа относительно целей профессиональной деятельности;

— определены индикаторы становления и развития процесса профессионализации, в том числе: спрос на образовательные услуги в системе дополнительного педагогического образования, соответствие содержания спроса реальным профессиональным дефицитам и затруднениям педагогических и управленческих кадров, динамика содержания образовательного заказа, появление проектов изменения образовательной практики, программ деятельности, новых профессиональных групп.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны механизмы образовательного маркетинга в системе дополнительного педагогического образования, определены организационные формы их реализацииразработаны методы проектирования и корректировки индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации с помощью карт образовательных ресурсов, разработан пакет образовательных услуг, обеспечивающий разные типы спроса и заказа работников образования, разработано содержание тьюторского сопровождения образовательного заказа. Выявлены и экспериментально проверены условия формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации, которые повышают эффективность процесса дополнительного образования педагогов, менеджеров в образовании и специалистов смежных профессий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью методологических оснований, междисциплинарной научно-теоретической базой исследованиятеоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, репрезентативностью и валид-ностью опытно-экспериментальных данных, качественным и количественным анализом результатов исследования, экспериментальным подтверждением научных выводов, а также положительными результатами опытно-экспериментальной работы в системе дополнительного педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через организацию повышения квалификации педагогических и управленческих кадров учреждений образования г. Томска, Томской области, г. Барнаула Алтайского края, г. Лангепаса Тюменской области и других регионов. Результаты исследования были представлены как составная часть отчета о реализации ре" гионального проекта «Формирование механизмов развития Открытого образовательного пространства региона» (Мегапроект «Развитие образования в России», 2000;2003 гг.) и прошли этапы научной и общественной экспертизы. Методические рекомендации по формированию образовательного заказа были представлены в пособии «Формирование образовательного заказа на повышение квалификации: опыт, организация, управление», отчете региональной стратегической команды «Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия и механизмы управления». Результаты исследования изложены также в 11 публикациях по теме диссертации в научно-методических изданиях. Материалы исследования были представлены на Всероссийской конференции «Традиционные и инновационные процессы в образовании» (г. Томск, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.), на Всероссийской тьюторской конференции «Открытое образование и региональное развитие» (г. Томск, 2003, 2004, 2005 гг.), Всероссийской конференции «Педагогика развития» (г. Красноярск, 2002, 2003 гг.), итоговой конференции Мегапроекта «Развитие образования в России» (г. Москва, 2003 г.). Материалы исследования стали составной частью программы «Исследование феноменов и тенденций инновационного образования» НОЦ «Институт инноваций в образовании» и кафедры управления образованием факультета психологии Томского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образовательный заказ в системе дополнительного педагогического образования является характеристикой процесса профессионализации педагогических работников. Образовательный заказ в системе дополнительного педагогического образования нами рассматривается как спрос на услуги, обеспечивающие достижение субъектом повышения квалификации поставленной им цели развития профессиональной деятельности. Поэтому динамика содержания образовательного заказа свидетельствует о субъектной активности человека в профессиональной деятельности, а значит о развитии процесса профессионализации.

2. Формирование образовательного заказа и сопровождение его реализации является средством управления процессом профессионализации педагогических и управленческих кадров в системе дополнительного педагогического образования. Поэтому необходимо создание специальной системы условий формирования образовательного заказа на повышение квалификации.

3. Условиями формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации в системе дополнительного педагогического образования являются: использование механизмов образовательного маркетинга, которые включают анализ ситуации в образовании, определение идеальных и реальных групп потребителей услуг, разработку и корректировку пакета образовательных услуг, способы формирования учебных группприменение специальной методики формирования образовательного заказа, ориентированной на выявление и оформление образовательного заказа самим субъектом повышения квалификации и включающей в себя этапы организации анализа участниками повышения квалификации ситуации в образовании и собственного профессионального опытавыявления профессиональных дефицитов и затрудненийанализа ресурсов для изменения образовательной практикиоформление направления и форм повышения квалификациитью-торское сопровождение формирования и реализации образовательного заказа, предполагающее разработку карт образовательных ресурсов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, рефлексию образовательного заказа относительно целей профессиональной деятельности.

4. Создание указанных условий в системе дополнительного педагогического образования способствует развитию процесса профессионализации педагогических и управленческих кадров, индикаторами чего являются: оформление субъектами повышения квалификации спроса на образовательные услуги, соответствие содержания спроса реальным профессиональным дефицитам и затруднениям, динамика содержания образовательного заказа, появление проектов изменения образовательной практики, программ деятельности, создание участниками программ повышения квалификации новых профессиональных групп.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (239 источников) и 10 приложений.

Основные выводы.

Образовательный заказ на повышение квалификации в системе дополнительного педагогического образования является характеристикой процесса профессионализации. Образовательный заказ на повышение квалификации есть спрос на ресурсы, обеспечивающие достижение субъектом профессионализации поставленной цели. Динамика образовательного заказа педагогических и управленческих кадров свидетельствует о развитии процесса профессионализации, так как отражает изменение практики образования и управления.

Формирование образовательного заказа, его динамика, а значит, и развитие профессионализации обеспечивается созданием в системе дополнительного педагогического образования следующих условий: использование особых механизмов образовательного маркетинга, методики формирования образовательного заказав и тьюторского сопровождения формирования и реализации образовательного заказа.

Становление и развитие процесса профессионализации работников образования фиксируется оформлением субъектами повышения квалификации спроса на образовательные услуги, соответствием содержания спроса реальным профессиональным дефицитам и затруднениям, наличием динамики содержания образовательного заказа, появлением проектов изменения образовательной практики, программ деятельности, профессиональных групп.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о продуктивности создания условий для развития процесса профессионализации работников образования. Результаты исследования имеют как теоретическое, так и прикладное значение. Внедрение системы условий формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации педагогических и управленческих кадров позволяет говорить о расширении возможностей системы дополнительного педагогического образования для модернизации Российского образования. Проведенное исследование не разрешило все проблемы, связанные с созданием условий для развития процесса профессионализации работников образования в системе повышения квалификации. Результаты исследования актуализируют проблематику управления процессом профессионализации работников образования и служат основой для дальнейших теоретических и прикладных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать вывод о том, что системный характер преобразований в общественной жизни вызывает появление особых требований к профессионализму работников образования. Эти требования касаются необходимости становления и развития субъектной позиции педагогов в профессиональной деятельности. Анализ теоретических и прикладных исследований в социологии и психологии показал, что процесс субъективации человека в профессиональном мире рассматривают как процесс профессионализации. В качестве рабочего определения для данного исследования мы рассматриваем следующее: профессионализация — есть процесс проявления и развития субъектной активности в профессиональной деятельности.

Разнообразие и разноплановость трактовок понятия профессионализации работников образования в педагогических исследованиях обусловлено различием научных подходов. В частности, исследования процесса профессионализации педагогических и управленческих кадров представлены: в структурно-функциональном подходе к профессиональной деятельностив изучении творческого содержания профессионального развитияв подходах к профессиональному развитию в контексте становления субъектной позиции педагогов. Мы опираемся на положение субъектного подхода к профессиональной деятельности о том, что субъектная активность педагогических и управленческих кадров, а значит, и процесс профессионализации проявляется в преодолении работниками образования явления функциональной редукции, построении целей профессиональной деятельности, разработке проектных замыслов по ее развитию.

Проблематика образовательного заказа актуализирована несколькими факторами, характеризующими особенности современной ситуации в образовании. Во-первых, необходимостью инновационной деятельности для решения задач, стоящих перед образованием. Во-вторых, развитие рынка образовательных услуг обусловило задачи профессионального выбора и самоопределения.

Образовательный заказ в системе дополнительного педагогического образования мы определили как спрос на ресурсы, обеспечивающие достижение субъектом повышения квалификации поставленной им цели развития профессиональной деятельности. Связь образовательного заказа с пониманием педагогами смысла своей профессиональной деятельности, ориентацией на развитие образовательной практики, осознанием профессиональных задач, которые стоят перед ними и поиском ресурсов для преодоления профессиональных дефицитов позволяет нам утверждать, что образовательный заказ можно рассматривать как проявление субъектной активности в профессиональной деятельности. Поэтому образовательный заказ в системе дополнительного педагогического образования является характеристикой процесса профессионализации работников образования. Динамика образовательного заказа в системе дополнительного педагогического образования свидетельствует о развитии процесса профессионализации.

Анализ научных подходов и образовательных практик позволил установить, что психолого-педагогическими основаниями развития субъектной активности в профессиональной деятельности являются положения о значимости свободной образовательной среды для процессов субъективациио необходимости компетентностного подхода в образовании, определяющего новое понимание качества профессионального образования, а также положения теории индивидуализации, определяющие в качестве механизма тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ.

Материалы исследования позволили теоретически обосновать необходимость формирования образовательного заказа в системе дополнительного педагогического образования и его значимость для процесса профессионализации педагогических работниковвыявить теоретические основания условий формирования образовательного заказа.

В диссертационном исследовании была разработана система специальных условий формирования образовательного заказа и его влияния на процесс профессионализации, включающих особые механизмы образовательного маркетингаиспользование методики формирования образовательного заказа, тью-торское сопровождение процесса формирования и реализации образовательного заказа.

Мы выделили, что специфика образовательного маркетинга, обеспечивающего процесс профессионализации работников образования, заключается в ориентации на использование механизмов маркетинга отношений и маркетинга по базам данных. Механизмами маркетинга отношений и маркетинга по базам данных являются анализ ситуации в образовании, определение реального и идеального спроса на образовательные услуги, разработка и корректировка пакета образовательных услугразличные способы формирования учебных групп, включающие прямые контакты с потребителем, организацию диалога, разработку целевых предложений.

В исследовании указано, что цель методики формирования образовательного заказа — выявление и оформление образовательного заказа самим субъектом повышения квалификации. Методика включает в себя этапы организации анализа участниками повышения квалификации ситуации в образовании и собственного профессионального опытавыявления профессиональных дефицитов и затрудненийанализа ресурсов для изменения образовательной практики, оформление спроса на образовательные услуги.

Суть тьюторского сопровождения процесса формирования и реализации образовательного заказа заключается в организации рефлексии образовательного заказа относительно целей профессиональной деятельности. Тьюторское сопровождение включает разработку карт образовательных ресурсов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, анализ их реализации и эффективности для решения профессиональных задач.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что внедрение в системе дополнительного педагогического образования условий формирования образовательного заказа влияет на становление и развитие процесса профессионализации работников образования.

Мы показали, что реализация методики формирования образовательного заказа позволяет оформить целевые установки на изменение профессиональной деятельности в форме педагогического проекта и определить тип образовательных ресурсов необходимых для его реализации. Разработка и реализация программ повышения квалификации, ориентированных на компетентностный подход обеспечивает овладение участниками курсов повышения квалификации новыми способами профессиональной деятельности в образовании.

Тьюторское сопровождение реализации образовательного заказа может быть методически обеспечено картами образовательных ресурсов.

Ориентация на разные типы заказов обусловила разработку дифференцированного пакета услуг, в котором представлены услуги, обеспечивающие: 1) преодоление профессиональных затруднений- 2) развитие профессиональных компетентностей и освоение новых способов деятельности- 3) развитие профессиональной деятельности. Таким образом, в пакете услуг представлены: панорамные и обучающие семинарыобразовательные программы, ориентированные на формирование компетентностейконсультационные услуги по разработке и реализации проектов в образовании (проектный консалтинг), организационным изменениям в образовательных учреждениях (организационный консалтинг), разработке и реализации стратегии развития образовательных систем (стратегический консалтинг), комплексные программы научно-образовательного сопровождения изменений в образовании.

В соответствии с целью исследования были выделены задачи опытно-экспериментальной работы:

— смоделировать в практике дополнительного педагогического образования разработанную систему условий формирования образовательного заказа;

— доказать достаточность системы условий для формирования образовательного заказа на повышение квалификации и его динамики;

— экспериментально проверить эффективность условий формирования образовательного заказа для процесса профессионализации педагогических работников.

Данные констатирующего этапа эксперимента подтвердили дифференцированный характер спроса и заказа на образовательные услуги в системе дополнительного педагогического образования. Результаты констатирующего эксперимента показали значимость управленческих условий формирования образовательного заказа и организации специальных форм постоянного сопровождения процесса формирования, реализации и корректировки образовательного заказа в рамках курсовой подготовки.

Таким образом, на констатирующем этапе была конкретизирована гипотеза о системе условий формирования образовательного заказа, выявлена последовательность в организации условий, выделены требования к существенной доработке методики формирования образовательного заказа в части связи с механизмами образовательного маркетинга.

Для выявления критериев эффективности условий формирования образовательного заказа для процесса профессионализации нами было проведено эмпирическое обобщение материалов мониторинга регионального проекта относительно динамики содержания образовательного заказа, мотива участия в программах повышения квалификации, содержания аттестационных работ участников по итогам завершения курсовой подготовки. Что позволило в качестве индикаторов становления и развития процесса профессионализации выявить следующие:

1. Наличие спроса на образовательные услуги в системе дополнительного педагогического образования.

2. Соответствие содержания спроса реальным профессиональным дефицитам и затруднениям участников повышения квалификации.

3. Наличие динамики содержания образовательного заказа в процессе повышения квалификации.

4. Появление проектов изменения образовательной практики, программ деятельности, создание новых профессиональных групп.

Формирующий эксперимент осуществлялся в два этапа. На первом этапе диссертантом была существенно доработана методика формирования образовательного заказа, уточнены содержание и формы тьюторского сопровождения процесса формирования и реализации образовательного заказа.

Были разработаны карты образовательных ресурсов, в частности карта педагогических концепций (образовательных стратегий), представляющая дифференциацию философских, психологических, методологических и социокультурных оснований для выбора образовательной практики и типа профессиональной деятельности в образованиикарта проектных идей, которая фиксирует типологию направлений изменения в практике образования, карта прецедентов/результатов изменений — типология результатов изменений в образовании (новые программы, образовательные формы, новые структуры, модели и т. д.,), карта способов профессиональной деятельности — типология видов деятельности в образовании (анализ, исследование, конструирование, проектирование, управление, стратегирование) — карта услуг — фиксация возможных направлений индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного педагогического образования.

На втором этапе была внедрена разработанная система условий формирования образовательного заказа и его влияния на профессионализацию в практику дополнительного педагогического образования НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ. В процессе второго этапе было изучено влияние системы условий на оформление педагогическими и управленческими кадрами образовательного заказа на повышение квалификации и процесс профессионализации. Для решения этой задачи были использованы методы: моделирование условий в практике дополнительного педагогического образованиякейс-методанкетированиеинтервьюизучение документовкорреляционный и сравнительный анализ.

Таким образом, к окончанию формирующего эксперимента гипотеза нашего исследования получила подтверждение: результаты проведенных диагностик показали эффективность созданной системы условий для формирования образовательного заказа, его динамики. Субъектная активность педагогических и управленческих кадров выражается в выборе направления повышения квалификации, постановке новых профессиональных задач, разработке новых продуктов, обеспечивающих профессиональную деятельность, включении в профессиональные группы.

Проведенное исследование позволило теоретически обосновать значимость формирования образовательного заказа на повышение квалификации и его динамики для развития процесса профессионализации и выявить условия формирования образовательного заказа и влияния на профессионализацию педагогов и управленцев в системе дополнительного педагогического образованияэкспериментально проверить эффективность условий для развития процесса профессионализации работников образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Акмеологические методы исследования и оценки. Технологии развития. / Общая и прикладная акмеология. Уч. пособие. М.: 2001. 250 с.
  3. В.Н., Цырульников A.M. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород: НРЦРО, 1999, 120 с.
  4. И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997, 158 с.
  5. И.Ю. Новая философия образования: пути и проблемы становления / Директор школы. N 1. 2001, с. 71−74
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М.: 1996. 337 с.
  7. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М. Новгород: «С.Е.Т.», 1995. 272 с
  8. Антология педагогической мысли второй половины 19 в.- начала 20-го. под. ред. П. А. Лебедева, М.1990. 608 с.
  9. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. / Психологический журнал, 1980. Т.1 № 2. с. 52−60.
  10. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. 1998. Том 19. № I.e. 36−39
  11. М.В., Цукер А. А. Маркетинговый подход в образовании. Новокузнецк, 2002. 180 с.
  12. М., Леонтьева О. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов / сб. Новые ценности образования: десять концепция и эссе. Выпуск 3. Москва. Инноватор, 1995. 155 с.
  13. П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. 65 с.
  14. В.А. Модель профессионализации менеджера и новые задачи бизнес-образования Украины / Рынок ценных бумаг Украины, № 1−2. 2004
  15. В.А. Психология профессиональной деятельности. // Современная психология: Справочное руководство / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. с. 631−688
  16. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой индивидуальности человека. Рефлексивно-гуманистический подход. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. 204 с.
  17. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: 1993. 153 с.
  18. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  19. С.Г. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов. СПб.: ИОВ, 1993, 150 с.
  20. Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Вып. 2: Развитие взрослых в различные периоды зрелости. / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. Л.: ЛГУ, 1971. 167 с.
  21. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421 с.
  22. Е.В. Проблема профессиональной компетентности учителя / Лучшие страницы педагогической прессы. 2003 .-№ 2. с. 28−31
  23. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-пресс, 1993. 70 с.
  24. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: 1999 244 с.
  25. С.О. Основы педагогики. М. 2000, 328 с.
  26. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых России и США / РАО, Ин-т теорет. и межд. исслед. / Под ред. М.В. Кла-рина, И. Н. Семенова. М.: ИТПИМИО, 1994. 189 с.
  27. Э. Н. Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. / Учебное пособие. М.: Логос, 2001.250 с.
  28. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Современные образовательные теории / учебно-методический комплект. МВШСиЭН, Москва, 2002. 120 с.
  29. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972 260 с.
  30. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика, 1986,300 с.
  31. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. 168 с.
  32. А.А., Кузьмна Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма // Социально-политические процессы, организация и управления. М.: 1991 с. 280.
  33. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. 250 с.
  34. Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. М.: Мир, 1986. 326 с.
  35. JI.M. Тьютор как связующее звено между родителями, учениками и школой. / Газета «Первое сентября» № 86, 2000.
  36. Дополнительное педагогическое образование в 21 веке. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сост. Н. В. Брусенцова, М.: АПКиПРО 2001.366 с.
  37. В.М. Новая профессия в образовании: андрагог как организатор профессионального общения // Образование и рынок. 1997. N3. с. 46−51.
  38. В.М. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Сб. Вып.З., 4.2. М.: 1994. с.47−50.
  39. В.М. Формы активного обучения в системе повышения квалификации: Метод, рек. Оренбург, 1995. 57 с.
  40. С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: ИПК, 2002. 242 с.
  41. С.Е. Введение в практическую философию. Педагогическое действие как предмет исследования. Образование в Сибири. № 1, 1996
  42. Модель профессионального общения как средство повышения квалификации педагогов / Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Мат-лы конфер. Владимир, 1997. с. 83−86.
  43. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень 1990, 515 с.
  44. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: 1985 с. 332.
  45. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Образование, 1995. 234 с.
  46. В.К., Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления. Новосибирск, 1990 180 с.
  47. Э.Ф. Психология профессионального образования. Изд-во МПСИ, 2003, 480 с.
  48. В.М., Колкова Н. В. и др. Альтернативная проблемно-проектная модель повышения квалификации «Педагог открытого образования» / Вестник ТГПУ, 2000 вып. 8(24) Серия ПЕДАГОГИКА, с 46-^9
  49. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  50. Змеев С. И Основы андрагогики. М.:Флинта, 1999. 160 с.
  51. С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. / С. И. Змеев: Ин-т общего образов. М.: ИОО МО РФ. 1999. 215 с.
  52. С.И. Инновационные технологии обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования. / Инновации в образовании. Москва, 2000 180 с.
  53. Индивидуально-ориентированная педагогика. / Сборник научных трудов II тьюторской конференции. Томск. 1997 140 с.
  54. Инновационное движение в Российском школьном образовании. Под ред. Э. Днепрова, А. Пинского, А. Каспржака. М.: Парсифаль, 1997, 416 с.
  55. Инновационное образование взрослых: Матер. 1-й Всерос. Конф. 21−22 апреля 1994 г. М.: Изд-во ВИПСИ, 1996.
  56. Инновационные процессы в повышении квалификации педагогических кадров народного образования: Матер, научно-практ. конф. / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 1994. 112 с.
  57. Информационно-поисковая система «Профессиография»: Метод рекомендации / под. ред. Е. А. Климова.-Л., 1972
  58. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. / Вопросы психологии 2000 № 3 с. 57−66
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: 1990.220 с.
  60. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе // Сб. науч. тр. Грозный, 1980. 240 с.
  61. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. 160 с.
  62. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НРЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  63. М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с.
  64. E.A. Общие, особенные и единичные характеристики профессионализма. / Основы общей и прикладной акмеологии. М.:РАГС, 1995.-е. 161−177.
  65. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 250 с.
  66. Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988. 140 с.
  67. Е.А. Психология профессионала. М.: 1996. 220 с.
  68. Т.М. Практики тьюторства. / Сборник научных трудов IV Всероссийской тьюторской конференции. Томск, 2000 с. 34−36
  69. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое общество России. 2000. 204 с.
  70. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. / Педагогика, 1995 № 6. с. 84−89
  71. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: 1988. с. 260
  72. О.А., Осницкий А. К. Логика развития общей способности к осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Материалы IV съезда Всероссийского общества психологов. СПб., 2003. с. 120
  73. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека //Вопросы психологии. 1995. № l.c.26−29
  74. Консультационное и экспертное сопровождение инновационных процессов в образовании. Сборник материалов региональных проектов / под редакцией Т. М. Ковалевой, изд-во «Российская политическая энциклопедия», Москва 2003. 159 с.
  75. Консультационное сопровождение инновационных проектов и программ. Методическое пособие. / под ред. И. Ю. Малковой, Томск ЦКПЖК, 2002. 140 с.
  76. Комплексная подготовка педагога исследователя / под. ред. В.А. Дмитри-енко, Томск: изд-во ТГПУ, 2001. 290 с.
  77. Комплексное сопровождение детей-сирот. / под науч. ред. J1.M. Шипицы-ной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003. 93 с.
  78. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. J1.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПБ., 2000. 108 с.
  79. Ф. Маркетинг от, А до Я. Спб: Издательский дом «Нева», 2003. 224 е.
  80. В.В. Методология педагогического исследования. Самара 1994. с.270
  81. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 45−49
  82. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: МААН, 1993. 54 с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: изд-во Ленинградского университета. 1970. 144 с.
  84. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Спб., 1993.223 с.
  85. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.32 с
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: 1993. с. 240
  87. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  88. А.Н. Проблемы развития психики. Изд.3-е. М.: 1972 260 с.
  89. И. С. Степанов С.Ю. и др. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990. с. 168
  90. И.Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: Барнаул.: Изд-во Алт. Унта, 2004. 338 с.
  91. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. 304 с.
  92. Л.Н. К обществу образованных людей. / Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. 273 с.
  93. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984. 444 с.
  94. .Ф. Системность в психологии. // Избранные психологические труды. / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  95. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  96. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. № 6. с. 55−63.
  97. В.А. Проблемы исследования профессионализации операторов АЭС //Вопросы психологии. 1996.№ 4.-с. 63−71
  98. Международная программа переподготовки преподавателей психолого-педагогических дисциплин для педагогических учебных заведений России. М. Мирос, 1994. с. 130
  99. А.Е. и др. Образовательные потребности педагогических и руководящих кадров пилотируемых районов Республики Карелия. (Мегапроект «Развитие образования в России») / материалы соц. исследования. КФРО. 2002. 96с.
  100. Методология и методики сопровождения региональной проектов развития образования. / Сб. методических материалов под ред. Е. И. Казаковой, Москва, РОСПЭН, 2002. 206 с.
  101. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя. М. «Школа-пресс», 1998, 201 с.
  102. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. с. 28−38
  103. Модельный закон «Об образовании взрослых» / Разработан Ин-том образов. взр. РАО. СПб.: ИОВ РАО, 2001. 47 с.
  104. Р.С. Психология / учебник для студентов. / кн.2. Психология образования. М. Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
  105. Э.М. Теоретические и организационно педагогические основы федеральной системы дополнительного педагогического образования. Монография. М.: АПКиПРО, 1999. 314с.
  106. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: СПГУПМ, 1998. 10, 290 е.
  107. Обучаемость взрослых и проблемы прикладной психологии. / под ред. Б. Г. Ананьева и Ю. Н. Кулюткиной. Л.: ЛГУ, 1971. 167 с.
  108. А.К. Проблемы саморегулирования человека в процессе образования // МЭЛИ: Научные труды. М.: 2003. с. 180
  109. А.К. Самосознание и субъектная активность человека // Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. М.: 1999.
  110. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психол. 1996. № 1. с.23−28
  111. Основы общей и прикладной акмеологии. / под ред. А. А. Деркача. М.:РАГС и ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 264 с.
  112. Павлова J1.H. Сущность субъектной активности студента. Вопр. психол. 1997. № 2. с. 47−53
  113. Педагогика и логика. Г. П. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. М.: Касталь, 1993 280 с.
  114. Педагогические мастерские в альтернативной школе. Томск, 1991. 34 с.
  115. Переход к открытому образовательному пространству: стратегия и механизмы управления. / Отчет региональной стратегической команды. Часть 2 / под редакцией Г. Н. Прозументовой, Томск: UFO-npecc, 2003. 180 с.
  116. Г. И. Методологические основы проектирования новой образовательной стратегии / Инновационные и традиционные процессы современного образования. 1996. с. 29−32
  117. С.Е., Андреев Н. А. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии. 1998. № 2. с. 3−10.
  118. В.И. Системное управление образованием взрослых / ИОВ РАО. СПб., 2000. 231 с.
  119. Поколенческий дискурс в практиках самоопределения: Сборник научных трудов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 244 с.
  120. О.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие рефлексивной компетентности госслужащих. // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М. РАГС, 1996. 170 с.
  121. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. МЛ 987.
  122. Программа развертывания педагогических мастерских в инновационной школе. Томск, 1991. с.28
  123. Г. Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации. / Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Мон. сборник. Томск, ЦПКЖК, 2002. 256 с.
  124. Г. Н. Школа Совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
  125. И.Д. Опыт исторической реконструкции тьюторства (на материале истории английских университетов). / Сборник научных трудов II тьюторской конференции. Томск. 1997.
  126. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты (материалы конференции). СПб.: ИОВ РАО, 1994. 133 с.
  127. Профессиональное развитие: пути модернизации постдипломного образования педагога. Сб. метод материалов / под ред. И. Ю. Алексашиной М.: РОССПЭН, 2003. 208 с.
  128. Рабочая книга андрагога. / J1.B. Брушлинская, С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева и др.- /под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998. 197 с.
  129. Развитие научных школ в исследовании образования взрослых: Материалы н. конф. 30 мая 2001 г. / Под ред. Е. И. Добринской, Г. С. Сухобской. СПб.: ИОВ РАО, 2001. 190 с.
  130. Ю.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и уровни рефлективности в процессе профессионального самоопределения личности// Образование и культура. Новосибирск: ИИП и ПК, 1994. с. 100−110.
  131. З.А. Психологические основы профессионального образования. М. Изд-во МГУ, 1985. 126 с.
  132. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. / Хрестоматия по педагогической психологии. М/.1995.
  133. К. Что значит становиться человеком. / Психология личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999.
  134. СЛ. Основы общей психологии. М.: 1946. 290 с.
  135. В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987 159 с.
  136. Н.В. Образовательный туризм. / Московский Центр образовательных технологий, 2002.
  137. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. M:.ACADEMA, 2000. 240. с.
  138. Сетевые программы повышения квалификации Центра инновационного образования. Часть 1 5 Под. редакцией Г. Н. Прозументовой Томск, UFO-npecc, 2002.
  139. А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехноло-гии.-М.:ТШБ, 1996. 340 с.
  140. А.А., Савенков И. Э., Крупина И.В.,. Крупин И. К. Андрагогиче-ские аспекты повышения квалификации педагогических кадров. М.: АПКи-ПРО РФ, 2000. 84 с.
  141. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.1986
  142. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. Магистр, 1997. 224 с.
  143. Сластенин / Сб. научных трудов В. А. Сластенина.-М.: Изд. дом Магистр-пресс, 2000. 448 с.
  144. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: 2000.132 е.
  145. А.В. Социальная работа как профессия // Сибирский психологический журнал. 1996. Вып. 3. с. 63−67.
  146. Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации. / Отчет региональной стратегической команды. Томск, UFO-npecc. 2002, 250 с.
  147. С.Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: 1996. 180 с.
  148. Е.И. Психология взрослых основы акмеологии. СПб., 1995.
  149. Е.И. Человек: возраст, труд, образование. // Вопросы психологии. 1986. № 1. с. 36−42
  150. М.Н. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. Уфа, 1990. 156 с.
  151. Е.А. Тьюторство как механизм индивидуализации учебного процесса. / Сборник научных трудов IV Всероссийской тьюторской конференции. Томск, 2000.
  152. Е. А. Тьюторство в системе повышения квалификации. / Сборник материалов II Сибирского форума образования, Томск, изд-во ТГПУ, 2003
  153. Е.А. Динамика образовательного заказа как источник инноваций в системе повышения квалификации. Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Мон. сборник. Томск, ЦПКЖК, 2002. 256 с.
  154. Е.А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа. / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства. / сб. научных трудов конф., Томский ЦНТИ, 2004. 154 с.
  155. Теоретические основы непрерывного образования взрослых. / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика. 1987. 207 с.
  156. Э. Процесс учения у человека. М.1935. Инновации в образовании. / Сборник статей. Москва. 2000.
  157. Ю.И. Теоретические проблемы отбора содержания педагогического образования. // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. М. ВНИК «Школа», 1989
  158. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / Учеб. пособие для вузов Изд-во Ин-та практ. психологии М. 1992 71 с.
  159. Тьюторство: идея и идеология. / сб. научных трудов 1 тьюторской конференции. Томск. 1996. 140 с.
  160. Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. // Монографический сборник под. ред. Г. Н. Прозу-ментовой, А. О. Зоткина. Томск, ЦПКЖК, 2002, 256 с.
  161. К.М. Ресурсы управления школьной организацией Сентябрь, М.: 2000, 144 с.
  162. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. Сентябрь, М.: 2001, 176 с.
  163. Формирование образовательного заказа в повышении квалификации: опыт, управление, организация / Г. Н. Прозументова, Е. А. Суханова, О.Н. Калачико-ва, В. Ю. Соколов / методическое пособие. UFO-npecc, Томск. 160 с.
  164. И.Д. Категория педагогического действия в педагогике развития. 111 Всероссийская конференция «Педагогика развития», ч.2.
  165. И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Монография. Красноярск. Изд-во «Гротеск» 1999 256 с.
  166. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. М.: Наука, 1986. 786 с.
  167. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. М.: 1995.
  168. В.Э. Нравственная устойчивость личности / Психологическое исследование М. Педагогика, 1981
  169. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания / Вопросы психологии. 1988. № 8.
  170. О.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. / Дидактические материалы для обучения педагогов. Выпуск 1. Самара, 2002 98 с.
  171. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
  172. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. / сб. научных трудов 5 тьюторской конференции, Томск, 2000. 140 с.
  173. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. М.: 1993
  174. Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций. М.: 2000.
  175. П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации / Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: 1993, с. 77−96.
  176. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL, 1967
  177. .Д. Введение в психологию развития.-М.: 1995, 120 с.
  178. Drucer P. Innovation and entrepreneurship / Practice and principles. N.Y. Harper and Rov. 1985
  179. Kolb David A. Experiential learning- Experience as the source of learning a development / -Englewood Cliffs (N.Y.), 1984 /
  180. Kolb David A. Organizational behavior: An experiental approach. London- prentice-hall, 1991. 673 p.
  181. Kolb D., Fry R. Towards on applied theory of experiental learning // Theories of group process / Ed. By C. L. Cooper, N.Y., 1975.
  182. Laboratory schools (an educational resource) / National Association of Laboratory schools-Honolulu. 1991
  183. P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Дисс. докт. п. н. 13.00.08. М.: 2000.
  184. М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения. Дисс. к. псих. н. 19.00.07. Краснодар, 1999.
  185. И.Л. Личностно-ориентированный подход в непрерывном образовании государственных служащих. Дисс. к. психол. н., 19.00.13. М.: 2000
  186. Беляков В. В Личностно-деятельностный подход как основа образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей. Дисс. к. п. н. 13.00.08.-Ростов-на-Дону, 2001.
  187. В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете. Дисс. док. пед. н. 13.00.08. СПб., 2000.
  188. М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма. Дисс. к. психол. н., 19.00.13. М.: 2000.
  189. Л.Ю. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Дисс. докт. психол. н., 19.00.13. СПб., 1999.
  190. Н.В. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования. Дисс. к. психол. н., 19.00.13. М.: 1997.
  191. Н.С. Профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования. Дисс. к. пед. н. АПКиПРО, М.: 2002
  192. Р.Х. Формирование профессиональной компетенции учителя в системе последипломного образования. Дисс. д. пед. н., Казань, 1999
  193. Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дисс. докт. псих. н. 19.00.13. Екатеринбург, 2001.
  194. Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности). Дисс. к. психол. н., 19.00.07. М.: 1998.
  195. A.JI. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего. Дисс. к. психол. н. М: 1997.
  196. С.А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя. Дисс. к. п. н. 13.00.08. Кострома, 2000.
  197. Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе ПК. Дисс. к. п. н., АПКиПРО, М.: 2000
  198. JI.H. Психология личностного профессионально-значимого роста. Дисс. к. психол. н., 19.00.05. М.: 1996.
  199. Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды. Дисс. канд. псих, н.19.00.07 Казань, 2000.
  200. А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. Дисс. докт. пед. н., 13.00.08., М.: 2000.
  201. А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: (теория, методология, технология). Дисс. докт. психол. н., 19.00.13. М.: 1999.
  202. И.В. Психологические характеристики профессионально-ориентированной деятельности взрослых. Дисс. к. психол. н., 19.00.07. М.: 1997.
  203. Е.П. Эффективность экспертно-консультационной деятельности в процессе профессионализации кадров гос. службы. Дисс. к. псих. н. 19.00.13. М.: 1999.
  204. И.П. Теоретические основы развития дополнительного профессионального образования. Дисс. докт п. н. 13.00.01. СПб., 1997.
  205. Н.Н. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективного развития профессиональной культуры госслужащих. Дисс. канд. псих, н. 19.00.13. М.: 1999.
  206. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период. Дисс. докт. п. н. 13.00.01. Екатеринбург, 1993.
  207. Л.П. Педагогические условия организации непрерывной педагогической профессионализации преподавателей общеобразовательных кафедр в техническом ВУЗе Дисс. к. пед. н., 13.00.08. Челябинск, 2000.
  208. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте: на примере операторов АЭС. Дисс. к. псих. н. 19.00.07. М.: 1993.
  209. В.А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. Дисс. к. псих. н. 19.00.13. М.: 2001.
  210. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дисс. докт. психол. н., 19.00.13. М.: 2000
  211. С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственного служащего. Дисс. к. психол. н., 19.00.13. М.: 2000.
  212. Н.А. Проектирование педагогических технологий в системе повышения квалификации специалистов профессиональной школы. Дисс. к. пед. н., 13.00.08. Магнитогорск, 1999.
  213. И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителя. Дисс. д. пед. н., М.2002
  214. А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Дисс. докт. психол. н., 19.00.13. М.: 1999.
  215. Ю.П. Профессиональное становление личности. Дисс. докт. псих. н. 19.00.07.-Ярославль, 1999.
  216. А.В. Организация рефлексии педагогической деятельности учителями в условиях дополнительного профессионального образования. Дисс. к. пед. н., 13.00.08. Челябинск., 1997.
  217. С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущего учителя. Дисс. к. психол. н., 19.00.07. Самара, 2000.
  218. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Дисс. докт. псих. н. 19.00.05. Казань, 1999.
  219. Е.С. Психология профессионального становления личности. Дисс. докт. психол. н. М.: 1992.
  220. О.В. Система индивидуализированной профессиональной подготовки студентов технического ВУЗа (на примере ТПИ). Дисс. к. п. н. 13.00.08. Тольятти, 2000.
  221. В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления. Дисс. докт. п. н. 13.00.08. Барнаул, 2000.
  222. В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры. Дисс. к. психол. н., 19.00.07. М.: 1995.
  223. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Дисс. докт. п. н. 13.00.01. Казань, 1997.
  224. Е.В. Развитие способности педагога к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы. Дисс. д. пед. н., АП-КиПРО, М.: 2003
  225. Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной подготовки (на примере специальностей социономического типа). Дисс. к. психол. н., 19.00.07. Краснодар, 1997.
  226. А.И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики. Дисс. докт. социол. н. 22.00.08. М.: 1998.
  227. Е.К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации. Дисс. к. псих. н. 19.00.07. Казань, 2000.
  228. О.А. Дидактические условия самоопределения будущего учителя в профессионально-педагогической культуре. Дисс. к. пед. н. 13.00.08. Волгоград, 1999.
  229. А.Н. Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в системе образования взрослых. Дисс. к. пед. н., 13.00.01. Казань, 1990.
Заполнить форму текущей работой