Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе эксперимента оказалось возможным выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование построенной и внедренной в образовательный процесс модели предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и профильных элективных курсов (на примере курса математики): предварительная диагностика уровня готовности учащихся основной школы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. РОЛЬ И МЕСТО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 2. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
  • ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
  • ГЛАВА II. МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ И БАЗОВЫХ КУРСОВ
    • 2. 1. РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ БАЗОВЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 2. МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ И БАЗОВЫХ КУРСОВ
    • 3. 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 2. ОПИСАНИЕ ХОДА И ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ

Предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Главная задача современной школы, как отмечается в инициативе «Наша новая школа» — «это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.» [74, с. 12]. При этом особое внимание необходимо уделить школьникам 8−9 классов: связать программы их обучения с выбором профиля дальнейшего обучения и на этой основе реализовать качественное предпрофильное обучение с целью обеспечения их более раннего профессионального и личностного самоопределения [74].

В качестве нормативно-правовой основы предпрофильного обучения школьников в настоящее время выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» [60, 125]. Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их профильному самоопределению по завершении основного общего образования.

Исследование и систематизация научных источников позволили определить степень изученности проблем, связанных с методическими особенностями организации элективных курсов в процессе предпрофильного обучения школьников.

Анализ особенностей развития современной школы в России в последние десятилетия, проблем предпрофильного и профильного обучения дали в своих работах Т. П. Афанасьева, И. П. Данилов, П. Дикеисон, С. И. Денисенко, А. Г. Капустинк, A.A. Кузнецов, Т. Г. Новикова, A.A. Пинский, JI.O. Рослова, С. Н. Чистякова, А. П. Шестаков и др.

Рассмотрению профильной ориентации и предпрофильной подготовки учащихся в системе профильного обучения посвящены работы А. В. Гапоненко, Е. В. Ереминой, Т. В. Корбанович, М. А. Мичасовой, С. Н. Рягина, Г. Г. Тупикиной, Г. П. Шереметовой и др.

Разработке содержательного и методического обеспечения профильного и предпрофильного обучения математике с использованием информационных технологий посвящены исследования Е. И. Барановой, О. В. Лосевой, М. Г. Мехтиева, С. М. Мирзаева, Т. Г. Пискуновой, М. Е. Сангаловой, Э. Т. Селивановой, Е. В. Степановой, П. Т. Сухановой и др.

Из анализа работ следует, что основным средством реализации предпрофильного обучения школьников являются предпрофильные элективные курсы различного содержательного и методического наполнения, в рамках которых в той или иной степени реализуются следующие функциональные линии: пропедевтико-профессиональная, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого школьнику в будущей учебной и учебно-профессиональной деятельности, познавательная, связанная с развитием определенного стиля мышления, характерного для того или иного профиля, и потребностно-мотивационная, обеспечивающая формирование ценностного отношения к соответствующему виду деятельности и осознанную возможность выбора профили обучения.

Несмотря на наличие достаточно большого количества научных статей, монографий и диссертационных исследований, посвященных рассматриваемой проблематике [27, 44, 81, 98, 147 и др.], в ее рамках еще остается ряд не до конца решенных вопросов, связанных с определением состава и структуры предпрофильного обучения, соотношением базовых и элективных курсов по различным дисциплинам и, в частности, математике, определением критериев эффективности такого обучения применительно к различным циклам дисциплин и др.

Анализ теории и практики реализации различных моделей предпрофильного обучения в школе позволил выявить противоречие между необходимостью целенаправленной подготовки учащихся к выбору профиля обучения в условиях предпрофильного обучения и недостаточной разработкой теоретических и практических основ такой подготовки, а также ее дидактического сопровождения.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в определении путей и средств обеспечения эффективной предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики).

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики)».

Объект исследования: процесс школьного образования в условиях его профилизации.

Предмет исследования: предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики).

Гипотеза исследования: предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов будет эффективной, если:

— будут раскрыты сущность и структура организации предпрофильного обучения в общеобразовательной школе на основе организации элективных курсов;

— разработана модель предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективной реализации разработанной модели.

— разработана и внедрена в учебный процесс система предпрофильных элективных курсов, обеспечивающих содержательную и структурную преемственность общего и профильного образования (на примере курса математики).

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были определены его задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы предпрофильной подготовки школьников и экспериментально выявить реальное состояние этой подготовки в современной образовательной практике.

2. Раскрыть роль и место элективных курсов в структуре предпрофильной подготовки школьников.

3. Разработать и теоретически обосновать модель предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания элективных и базовых курсов.

4. Раскрыть возможности обеспечения рационального сочетания базовых и элективных курсов в рамках функционирования построенной модели.

5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации построенной модели в реальной образовательной практике.

6. Разработать систему предпрофильных элективных курсов, обеспечивающих содержательную и структурную преемственность общего и профильного образования (на примере курса математики).

Теоретико — методологической основой исследования являются:

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

— идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М. В. Кларин, A.B. Петровский, Г. Е. Сенькина, В. В. Сериков, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

— отечественная психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— исследования в области профилизации школьного обучения и предпрофильной подготовки (Г.Ф. Глебова, В. Н. Грищенко, И. Ю. Гутник, О. Б. Даутова, Т. Б. Демина, Л. П. Жукова, A.B. Кузнецов, Е. В. Моргорская, Е. А. Мороз, Н. В. Немова, A.A. Пинский, Г. Е. Сенькина, А. П. Тряпицына, H.A. Южанина и др.);

— работы в области профессиональной ориентации и формирования профессиональной направленности (В.Ф. Витинып, М. Р. Гинзбург, С. Ю. Горбатюк, H.H. Захаров, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузнецова, А. Б. Орлов, Н. С. Пряжников, Г. Е. Рескина, A.A. Ростунов, П. Я. Шавир и др.);

— работы по проблемам психолого-педагогической диагностики в современной педагогике (B.C. Аванесов, А. Г. Асмолов, K.M. Гуревич, И. Ю. Гутник, М. Е. Ермаков, В. И. Загвязинский, В. Г. Максимов, Е. А. Михайлычев, А. И. Орлов, C.B. Поздняков, A.M. Раевский, Л. П. Рязанова и др.);

— исследования в области применения современных педагогических технологий в учебном процессе, профильном обучении и предпрофильной подготовке (В.П. Беспалько, Э. М. Браверман, В. В. Гузеев, О. Б. Даутова, И. А. Донец, В. М. Казакевич, Е. Б. Мартынова, Т. В. Машарова, О. Н. Крылова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, А. П. Тряпицына, Н. Е. Щуркова и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблемам предпрофильной подготовки школьников, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ школьной документации, математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, заключаются в том, что:

1. обоснована целесообразность обеспечения рационального сочетания базовых и элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки школьников;

2. разработана и теоретически обоснована модель предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов;

3. предложена структура предпрофильной подготовки (на примере курса математики), опирающаяся на рациональное сочетание базовых и элективных курсов;

4. выявлен, охарактеризован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации разработанной модели.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в его рамках разработано, обосновано и экспериментально проверено дидактическое обеспечение построенной модели предпрофильной подготовки в виде системы предпрофильных элективных курсов, обеспечивающей содержательную и структурную преемственность общего и профильного образования (на примере курса математики). Результаты внедрения свидетельствуют об эффективности разработанных материалов в мотивационном, когнитивно-деятельностном и содержательном аспектах.

Основные положения исследования могут применяться для эффективной организации предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ, подготовки соответствующих учебных пособий и дидактических материалов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на современные педагогические исследования по проблемам: внутренней непротиворечивостью и согласованностью выдвигаемых теоретических положений, их соответствием, ведущим психолого-педагогическим концепциямиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных его цели, предмету и сформулированным задачамнепосредственным участием соискателя в опытно-экспериментальной работерезультатами экспериментальной проверки предложенных педагогических решений, их положительной оценкой учителями и корректным использованием математико-статистических методов обработки и интерпретации экспериментальных данныхличным опытом работы диссертанта по исследуемой проблеме.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1. Организационно-прогностический этап (2007;2008 гг.), включающий в себя определение проблемы и цели экспериментальной работы, формулировку гипотезы экспериментальной работы, теоретическое обоснование экспериментальной работы.

2. Содержательно-процессуальный этап (2008;2010 гг.), включающий в себя анализ реального состояния проблемы предпрофильной подготовки школьниковдиагностику исходного уровня такой подготовкиразработку ее структурной моделивыявление педагогических условий эффективного функционирования построенной модели.

3. Аналитико-корректирующий этап (2010;2012 гг.), включающий в себя диагностику достигнутого уровня готовности учащихся к обучению в старших профильных классахсверку аналитического материала с целью, задачами и гипотезой исследованияобработку результатов экспериментальной работы методами математической статистики.

Экспериментальная работа включила в себя проведение констатирующего, поискового и формирующего экспериментов. Ее основной целью была проверка эффективности разработанной модели предпрофильной подготовки учащихся на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики), и оценка влияния выявленных педагогических условий на эффективность ее функционирования путем сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группах до начала и по окончании эксперимента.

На этапе проведения констатирующего эксперимента (2008;2009 гг.) изучалось состояние проблемы исследования в педагогической теории и практикепроводился анализ методической и психолого-педагогической литературыуточнялось содержание терминологического аппаратапроводилась работа по обоснованию темы исследования, определению его объекта и предметаизучался уровень готовности учителей к ведению предпрофильной подготовки, а также характер их участия в выборе профиля обучения.

Основными задачами констатирующего эксперимента являлись: изучение и анализ состояния предпрофильной подготовки в основной школеизучение мотивов выбора профиля обучения на средней и старшей ступенях школьного образованиявыбор экспериментальных и контрольных групп для проведения исследованияразработка листов анкетирования и опросованализ состояния исследуемой проблемы.

В ходе поискового эксперимента (2009;2010 гг.) разрабатывалась модель предпрофильной подготовки, основанной на рациональном сочетании базовых и элективных курсов, в рамках которой в оптимальные сроки учащиеся основной школы могли бы соотнести свои способности и ценностные приоритеты с возможностью адекватного выбора профиля обучения в старшей школе. На этом этапе также отрабатывалось и корректировалось содержание элективных курсов, проводилась корректировка модели предпрофильной подготовки.

В ходе формирующего эксперимента (2010;2012 гг.) была сформулирована в окончательном виде гипотеза исследования, определена и обоснована его стратегия, выявлены цели и задачи, разработана модель такой подготовкивыявлены педагогические условия ее эффективного fill функционированияпроводились уточнение и коррекция теоретических и методических основ исследования, математико-статистическая обработка результатов эксперимента, внедрение результатов в практику МБОУ СОШ № 30, 36 и 12 г. Пензы, оформление диссертационной работы.

Методы и экспериментальная база исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга исследовательских методов: теоретический анализ педагогических, психологических, научнометодических, философских источниковлогико-педагогический анализ образовательных стандартов, учебникованкетирование, тестирование учащихсянаблюдениеиндивидуальные и групповые беседы с учащимися, учителями, родителямипедагогический эксперименттеоретическое обобщение результатов опытно — экспериментальной работыметоды математической статистики.

Опытно — экспериментальная работа осуществлялась с 2007 по 2012 гг. на базе МБОУ СОШ № 30, 36 и 12 г. Пензы, на различных этапах в эксперименте участвовало 126 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях научно — методического семинара кафедры теории и методики обучения математике и информатике Пензенского Государственного Педагогического Университета имени В. Г. Белинского (2007 — 2012 гг.) — выступлениях на Международных научных конференциях «Герценовские чтения» (Санкт — Петербург, 2009, 2010 гг.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения» (Пенза, 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики" (Глазов, 2009 г.), Международных научнопрактических конференциях «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики» (Биробиджан, 2009, 2010, 2011 гг.).

Внедрение научных результатов осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 30, 36 и 12 г. Пензы (2007;2012 гг.).

Содержание проведенного исследования изложено в 10 публикациях, три из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обеспечение содержательной и структурной преемственности общего и профильного образования в рамках предпрофильной подготовки школьников предполагает необходимость рационального сочетания базовых и предпрофильных элективных курсов.

2. Авторская модель предпрофильной подготовки школьников, основанная на рациональном сочетании базовых и предпрофильных элективных курсов, опирается на принципы: индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, сознательности и активности, и включает в себя целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

3. Эффективность реализации разработанной модели обеспечивается выполнением следующих педагогических условий: адекватная диагностика уровня готовности учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе их предпрофильной подготовкиорганизация предпрофильных элективных курсов с учётом индивидуальных особенностей учащихсяпредоставление учащимся свободы выбора профиля обученияобеспечение субъект — субъектных отношений участников учебного процессакомпьютерная поддержка.

Структура диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

1. В ходе эксперимента оказалось возможным выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование построенной и внедренной в образовательный процесс модели предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и профильных элективных курсов (на примере курса математики): предварительная диагностика уровня готовности учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения в процессе их предпрофильной подготовкиобеспечение в рамках предпрофильной подготовки возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученикакомпьютерная поддержка образовательного процесса позволяет в существенной мере интенсифицировать предпрофильную подготовку школьников, одновременно повышая их учебную мотивациюпредоставление учащимся свободы выбора элективных 1 курсов призвано способствовать успешному самоопределению школьников, формированию их личностной ответственности за сделанный выборпсихолого-педагогическое сопровождение учащегося, включающее в себя обеспечение рефлексии причин его успешности / неуспешности в курсах по выбору, выявления его склонностей и возможностей для самореализации в различных видах деятельностиобеспечение субъект — субъектных отношений участников учебного процесса, данное условие характеризуется отношением учителя к школьнику как к субъекту профессионально значимого саморазвития, созданием условий для его самореализации в процессе моделирования, разрешения и интерпретации личностно и профессионально значимых задачных ситуаций. Особенности реализации данных условий раскрыты в тексте главы.

2. Для оценки эффективности предлагаемых педагогических решений был разработан и апробирован в учебной практике специальный диагностический инструментарий, включающий в себя наблюдение, анкетирование, набор контрольных срезов для оценки качества знаний по математике, а также ряд диагностических методик. Данный инструментарий обеспечивает достижение всех выделенных критериев готовности учащихся к выбору профиля обучения и направления дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Сопоставление результатов проведенного экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах подтвердило эффективность реализации построенной модели по всем выделенным критериям. По окончании эксперимента был проведен опрос, результаты которого показали, что большинство учащихся удовлетворяет выбранный профиль обучения, и они желают продолжить изучение математики на углубленном уровне в старшей школе.

При переходе на старшую ступень обучения учащиеся экспериментальных классов более адекватно осуществили выбор профиля обучения и показали более высокий уровень подготовки, чем учащиеся контрольных классов, что было подтверждено наблюдениями учителей, результатами диагностических методик и предметных срезов по рассматриваемой дисциплине.

4. Полученные результаты свидетельствуют, что предложенная педагогическая стратегия, как и предполагалось, позволила сформировать у подавляющего большинства учащихся экспериментальной группы адекватную позицию относительно выбора профиля обучения в старшей школе. В контрольной же группе количественный анализ ответов на вопросы анкеты не позволил сделать подобные выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено проблеме определения путей и средств обеспечения эффективной предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики).

В ходе проведенного теоретико-экспериментального исследования были решены все поставленные задачи, и получены следующие результаты:

— Раскрыты особенности предпрофильных элективных курсов, выявлены недостатки реализации таких курсов в современной образовательной практике (случайный выбор тематики предлагаемых учащимся элективовнедостаточная соотнесенность базовых и элективных курсов в предпрофильной и профильной школедоминирование предметных элективов, направленных исключительно на подготовку учащихся к ГИАотсутствие целенаправленного структурирования содержания курсов), и сформулированы требования к их планированию, организации и проведению (краткосрочность, преемственность, пропедевтико-профессиональная направленность, преобладание активных форм обучения и упор на организацию самостоятельной работы школьников).

— Определено, что обеспечение содержательной и структурной преемственности общего и профильного образования в рамках предпрофильной подготовки школьников предполагает необходимость рационального сочетания базовых, предпрофильных и профильных элективных курсов. На основании данного положения предложена структура предпрофильной подготовки, опирающаяся на рациональное сочетание базовых и элективных математических курсов.

Разработана и теоретически обоснована авторская модель предпрофильной подготовки школьников, основанная на рациональном сочетании базовых и предпрофильных элективных курсов, которая опирается на принципы: индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, сознательности и активности, и включает в себя целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

— Разработан диагностический инструментарий, включающий в себя систему критериев (мотивационный, пропедевтико-профессиональный, когнитивно-деятельностный), определяющих поуровневый характер формирования готовности учащихся к выбору профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, и комплекс диагностических методик, позволяющий определить уровень такой готовности по отношению к тому или иному критерию.

— Показано, что эффективность реализации разработанной модели обеспечивается выполнением следующих педагогических условий: предварительная диагностика уровня готовности учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения в процессе их предпрофильной подготовкиобеспечение в рамках предпрофильной подготовки возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученикапсихолого-педагогическое сопровождение учащегосяобеспечение субъект — субъектных отношений участников учебного процессакомпьютерная поддержка образовательного процесса.

— Разработаны и адаптированы к особенностям основной школы структура, содержание и программно-дидактическое сопровождение предпрофильных элективных курсов: «Квадратные уравнения и неравенства с параметром», «Драгоценный камень геометрии», «Как бороться с модулями», «Встреча с графиками», «Решение задач по статистике на компьютере». Указанные курсы естественным образом соотносятся с содержанием базового математического курса основной школы и имеют непосредственные «выходы» в содержание профильного обучения математике в старших классах.

Результаты экспериментальной проверки разработанных педагогических решений свидетельствуют о том, что разработанная модель предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и профильных элективных курсов (на примере курса математики) способствует повышению качества общеобразовательной и пропедевтико-профессиональной подготовки школьников, а также обеспечивает позитивную динамику в плане формирования у учащихся ценностного отношения к изучению математики как одной из важных предпосылок их будущего профессионального и личностного роста.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения многоаспектной проблемы определения путей и средств обеспечения эффективной предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики). Предлагаемые педагогические решения ни в коей мере не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблематики, инициируя возможность дальнейших ее исследований. В частности, с точки зрения широты охвата исследовательской базы работы, целесообразно оценить возможности рассматриваемого подхода применительно к различным предметным областям. С точки же зрения возможностей усиления глубины произведенного анализа, желательно было бы в большей степени сконцентрироваться на обеспечении преемственности предпрофильного и профильного образования. С решением этих и других задач мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Г. О преемственности в обучении// Советская педагогика. — СП, 1953- № 2. С.23−25.
  2. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст. / Б. Г. Ананьев // Ананьев Б. Г. Избр. Псих. Труды: в 2-х т.- М., 1980.-Т.2.-С.9−127
  3. , М.М. Активные формы и методы обучения / М. М. Анцибор. Тула, 2002.
  4. , И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И. Артюхова // Школьный психолог. Изд. дом «Первое сентября». 2005. — № 20. — С. 19.
  5. , С.И. Теоретические основы научной организации пед. Исследований Текст. / С. И. Архангельский. -М.: Знание, 1976. -268с.
  6. , С. Ю. Взгляд школьного учителя на элективные курсы в системе профильного обучения Текст. / С. Ю. Астанина // Профильная школа. 2005. — № 2. — С.51−54.
  7. , Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга I. Система профильного обучения старшеклассников. Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова / Под ред. Н. В. Немовой. М.:АПК и ПРО, 2004. — 73 с.
  8. , Т.П., Немова Н. В., Стрельцова Н. Я., Томазова А. Н. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: Методическое пособие / Под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ППРО, 2005.-78 с.
  9. , М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике: пособие для учителей / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. М.: Учпедгиз, 1956.-248 с.
  10. , A.B. Профильное обучение как условие повышения качества образования // A.B. Баранников // Профильная школа. 2006. — № 2. -С. 14−23.
  11. , В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении Текст.: дисс.. к.п.н. / В. В. Бесценная. Омск, 2006. — 173 с.
  12. , О.Н. Психологическое сопровождение и профориентационная работа в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений Пушкинского района // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С.87.
  13. , Л.Н., Сапрыкина, Е.А. Предпрофильная подготовка учащихся восьмых-девятых классов: система ориентирующих курсов в межшкольном учебном комбинате // Директор школы. 2006. — № 3. — С. 5964.
  14. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: псих, исслед-е Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  15. , В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры.-СПб, 1996.-380 с.
  16. , Н.В. Диалектика педагогического исследования / Н. В. Бордовская. СПАб., 2001. — 234 с.
  17. , В.Н. Информационная поддержка организации предпрофильного и профильного обучения / В. Н. Борзун и др. // Методист. 2005. -№ 1.-С. 13−16.
  18. , A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации Текст. / A.A. Вербицкий, Т. А. Платонова.- М., 1986.- С. 14.
  19. , И.Н. Дифференциация обучения математике учащихся предпрофильных классов с использованием системы упражнений прикладного характера: дис.. канд. пед. наук. / И. Н. Вольхина -Новосибирск, 1998. 202 с.
  20. , Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя.- М.: Айрис-пресс, 2006.-128с.
  21. Воспитание школьников в процессе обучения математики: книга для учителя: из опыта работы / сост. Л. Ф. Пучинин. М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
  22. , Л.С. Проблемы возраста Текст. / JI.C. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
  23. , Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах: Сборник статей / Под ред. Ш. И. Ганелина, А. К. Бушли. М.: Изд-во АПР РСФСР, 1961, 280 с.
  24. , Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащегося к профессиональному самоопределению // Профильная школа. 2005. — № 6. — С. 6 — 10.
  25. , И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие для учителей Текст. / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина / под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб.: КАРО, 2006.-128 с.
  26. , Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985.
  27. , О.И. Педагогические условия преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Голованева. Чебоксары, 2006. — 23с.
  28. , М.В. Предложения по развитию системы предпрофильной подготовки: Калининградская область // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С.38
  29. , JI.JI. Организация предпрофильного и профильного обучения // Открытая школа. 2005. — № 6. — С. 15−16.
  30. , Р.Н. Предпрофильная подготовка учащихся экспериментальных школ: опыт организации: Самарская область // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С.91.
  31. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977.- 136 с. (Науч. иссле. инт содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР).
  32. , Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя / Я. И. Груденов. М., 1990. — 78.
  33. , В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике / В. А. Далингер. М.: Просвещение, 1991.
  34. , B.C. Интегративно дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе // Профильная школа. — 2005. — № 2. — С. 15
  35. , Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьников / Т. Б. Демина // Профильная школа. 2006.- № 1. — С.45−48.
  36. , Г. В., Кузнецова JI.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе 1990. — № 4.- С. 15—20.
  37. , Г. В., Седова, Е.Л., Троицкая, С. Д. Концепция профильного курса математики / Г. В. Дорофеев и др. // Математика в школе.- 2006. № 7.
  38. , Г. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения / Г. Дуганова // Директор школы. 2005. — № 8.- С.39−45.
  39. , Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения Текст. / Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбкина // Профильная школа. 2009. — № 3. — С.6−11.
  40. , А. С. Предпрофильная подготовка учащихся в рамках элективного курса по химии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Звягин Александр Сергеевич. Москва, 2007. — 229 с.
  41. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» -Электронный ресурс. / http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm
  42. , Е. Мультипрофильная школа // Народное образование. -2005. № 7. -С. 117−119
  43. , Т.Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания Текст. / Т. Г. Ивошина. Пенза: Изд-во Пенз.гос.технол.акад., 2005. — 175 с.
  44. , B.C. Формированием личности школьника: целостный процесс: учебное пособие для вузов Текст. / B.C. Ильин.- М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
  45. Информационная поддержка организации предпрофильного и профильного обучения / В. Н. Борздун и др. // Методист. 2005. — № 1. — С. 1316.
  46. , А.Г. Учебно-методический комплект для элективных курсов. Материалы семинара «Учебно-методические комплекты по элективным курсам» (старшая профильная школа). М., 2002.
  47. , А.Г. Элективные курсы ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства // Директор школы. — 2006. — № 1. — С. 3 — 9.
  48. , А.Г. Элективные курсы: типология и задачи // Директор школы. 2006. — № 3. — С.53 — 57.
  49. , Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение. 1990. 150 с.
  50. , Т. Модернизация Российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки.- 2002. № 2. — С. 48−55.
  51. , JI. Электив: что за термин? // Первое сентября. 2006. — № 6. — С.9.
  52. , H., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка / Н. Колесников и др. // Народное образование. 2004. — № 1. -С.97−100.
  53. , Ю.М. Профильная дифференциация обучения / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 1990. — № 4.-С. 21−27.
  54. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) Текст. // Официальные документы в образовании.- 2002. № 27. — С. 13−33.
  55. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: АПК и ППРО, 2005. — 22с.
  56. Концепция развития школьного математического образования Текст. // Математика в школе. 1990. — № 1. — С. 4−9.
  57. , М. В. Элективные курсы по математике Текст.: учебно-методические рекомендации /М. В. Крутихина, З. В. Шилова. -Киров.: Издательство ВятГГУ, 2006. 40 с.
  58. , Я. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 7−28.
  59. , A.M. Человек и его профессия Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / A.M. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова.- Минск: Соврем. Слово, 2006.- 544 с.
  60. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.- 336 с.
  61. , Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы // Школьные технологии.- 2005.-№ 1. С. 71 — 84
  62. , П. Методика Проба выбора профиля образования Текст. / П. Лернер // Педагогическая диагонтсика, 2008. № 2. — С.94−103.
  63. , Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие / Г. Л. Луканкин. М.: Просвещение, 1980.-105 с. 1
  64. , Е. Ю., Муштавинская И. В. Математика в профильной школе: Пособие для учителя (Серия «Профильное обучение»). СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005. — 167 с.
  65. , А. С. Педагогические сочинения Текст. / А. С. Макаренко.- Т.4.-М.:Педагогика, 1983.-426 с.
  66. , В.Г., Максимова О. Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары, 1988. — 76 с.
  67. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. М., 1983. — 186с.
  68. , М.И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1981.-С.47
  69. , Д.А. «Главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика» Текст.: из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. // Народное образование. — 2010. — № 1. — С. 11−13
  70. , Д.А., Дмитриева Н. В. Диагностика учебно -методической готовности учащихся к профильному обучению Текст. / Д. А. Метелкин, Н. В. Дмитриева // Педагогическая диагностика, 2006. -№ 4. С.82−89
  71. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С. Н. Чистяковой Текст. / -Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 125с.
  72. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Под ред. Ю. М. Колягина и др. М.: Просвещение, 1980.
  73. , Т.Г. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Новые ценности образования. 2005. — № 1. — С.29−33.
  74. , И.В. О профориентационной работе в школе// Вопросы психологии, 1989.- № 5, с. 158−163.
  75. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. Изд. 4-е, доп. — М.: KP АС АНД, 2010. — 224 с. — (Психология, педагогика, технология обучения).
  76. , М. А. Предпрофильная подготовка школьников в системе дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мичасова Милена Альбертовна. Нижний Новгород, 2006. — 161 с.
  77. , В.Ф. Многомерный анализ достижений ученика для профилирования и профориентации / пер. с укр. A.A. Остапенко // Педагогическая диагностика. 2006. — № 2. — С. 124 — 133.
  78. , Е.А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «Школа-вуз»/Школа и производство, 2005 № 8.-С.31−34.
  79. , Н. Особенности проектирования педагогической системы предпрофильного обучения //Фэн Ьэм мэктеп. 2004. — № 8. -С.2−5.
  80. , Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация девятиклассников / Н. В. Немова // Директор школы. 2005. -№ 5.-С. 41−49.
  81. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  82. , Т.Г., Прутченков, A.C., Пинская, М.А., Федотова, Е. Е. Папка личных достижений школьника «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ед. Т. Г. Новиковой. — М.: АПК и ППРО, 2006. -144с.
  83. , Н.В. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения / Н. В. Новожилова и др. // Народное образование. 2004. -№ 2. — С. 120−129.
  84. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. -2002.- № 2. С. 2 — 49.
  85. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
  86. , Р. Формирование самопознания и самооценки учащихся в целях профориентации // Классный руководитель. 1997. — № 4. -С.51−63.
  87. , В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.- 16 с.
  88. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского Текст. / М.:Просвещение, 1983.- с. 608.
  89. Педагогическая энциклопедия. Т.1. // Гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. — М., 1964. 831 с.
  90. , А. Предпрофильная подготовка в основной школе: управление процессом введения // Управление школой: изд. дом Первое сентября. 2005. — № 20. — С.6
  91. , А. А. Либеральная идея и практика образования Текст. / А. А. Пинский. М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 334 с.
  92. , Т.Г. Развитие мотивационной сферы подростков через формирование временной перспективы // Возможности практической психологии в образовании. М.: Перспектива, 2003. — Вып. 4. — С.59−71.
  93. , Д. Как решать задачу. Пособие для учителей Текст. / Д. Пойа. М.: Учпедгиз РСФСР. — 1959. — 208 с.
  94. , Т.Г. Помогут ли элективные курсы решить проблему предпрофильной подготовки? // Завуч/ 2004. — № 6. — С.30−36.
  95. Практикум по педагогике / Под ред. З. И. Васильевой.- М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  96. , O.A. Некоторые педагогические аспект успешной организации предпрофильной подготовки // Профильная школа. 2005. — № 5. — С.41−43.
  97. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий / Данкова И. Н., Бондаренко Т. Е., Емелина JI. JL, Плетнева O.K. М.: «5 за знания», 2006.-128 с.
  98. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам / Сост. А. Ю. Пентин. М.: АПК и ПРО, 2003.
  99. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5—11 класс. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. 4-е изд., -М.: Дрофа, 2004.-320 с.
  100. , Н. Направления и методы профориентации // Директор школы. 2006. — № 2. — С.79−84.
  101. , Е.Ю. Активизирующий опросник «Перекресток» // Педагогическая диагностика. 2005. — № 1. — С.82−114.
  102. , Е.Ю. Профориентация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008, — 496 с.
  103. Психологические тесты в 2-х томах / Под ред. Карелина A.A. -М. Владос, 1999. Том 1. -312 с.
  104. , Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПК и ППРО, 2005. -22с.
  105. , И. Здоровье поростков и выбор профессионального пути // Директор школы. 2005. — № 6. — С. 101−104.
  106. , Г. В. Отбор в профильные классы Издательство: Генезис, 2006 г. 124 с.
  107. , М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования: Монография Текст. / М. А. Родионов. Саранск: Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2001. — 252 с.
  108. , Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы Текст. / Е. С. Романова. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2003.-464 с.
  109. , JI.O. Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения / JI.O. Рослова. Математика. Изд. дом «Первое сентября», 2007. — № 2 (616).
  110. , C.JI. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 26.
  111. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. Спец. Пед. Вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  112. , Г. Г. Положение об индивидуальном учебном плане учащегося 9-го класса средней школы № 33 г. Костромы // Практика административной работы в школе. 2005. — № 5. — С. 9−11.
  113. , М.Н. Преемственность в обучении математике: пособие для учителей// Сб.статей. — М.: Просвещение, 1973. 239 с.
  114. , В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  115. , И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. / И. М. Смирнова.- М., 1995.-364 с.
  116. Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/
  117. , В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.- 112с.
  118. , A.A. Педагогика математики / A.A. Столяр. М.: Высшая школа, 1986.-414 с.
  119. , Н.В. Реализация предпрофильной подготовки учащихся на сонове модели «Школа ССУЗ» // Образование в документах. -2006.-№ 7.-С.82−88.
  120. , Т.Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки // Профильная школа. 2004. — № 3. — С.46−48.
  121. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. — С.36−37. — 110 с.
  122. , М.В. Реализация в обучении математике многомерной модели дифференциации образования: автореф. диссерт. д-ра пед.наук. / М. В. Ткачева. М., 1994. — 50с.
  123. , В.М. Установление преемственных связей в преподовании математики в условиях развивающего обучения: автореф. дис. доктора пед. наук / В. М. Туркина. Спб, 2003. — 39с.
  124. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  125. , P.A. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференциации обучении математике в школе: дис.. докт. пед. наук. / P.A. Утеева. -М., 1998.- 363 с.
  126. , Е.А. Курсы по выбору с математическим содержанием как средство формирования экономической культуры учащихся IX классов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Фадеева Екатерина Алексеевна. -Москва, 2008.-271 с.
  127. , Г. З. Изучение интересов и предпочтений учащихся в ситуации выбора профиля обучения // Методист. 2005. — № 1. — С. 34−35.
  128. , H.H. Временное положение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки // Практика административной работы в школе. 2006. — № 2. -С.22−23.
  129. , JI. В. Элективный курс по философским проблемам математики Текст. / JI. В. Федяева // Вестник Омского государственного университета. 2007. — № 3. — С. 13 — 16.
  130. , Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. — № 6 — С.31−41.
  131. , В.В. О прикладной ориентации курса математики / В. В. Фирсов // Математика в школе. 2006. — № 7.
  132. , А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся старших классов и условия его преодоления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новгород, — 2000. — 18с.
  133. , Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1994. -№ 6.-С.57−64.
  134. , A.B. Современная дидактика. М., 2007.
  135. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации для директоров школ, руководителей региональных и муниципальных учреждений образования. М., 2003.
  136. , Т.В. Выбор профиля обучения // Профильная школа. -2006. -№ 1.-С.32−33.
  137. , И.Д. Цель и смысл предпрофильной подготовки / И. Д. Чечель // Директор школы. 2005- № 3. — 46.
  138. , И.Д., Прутченков, A.C. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Научно-методическое пособие. М.: АПК и ППРО МО РФ, 2003.-124 с.
  139. , С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования: элективные курсы / Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин, Н. Чистякова и др. // Профильная школа. 2005. -№ 2. — 40.
  140. , С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 19−26.
  141. , С.Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. 2004.- № 11. — С.8−13.
  142. , В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии.-2000.-№ 3 .-С.72−83.
  143. , Т.И., А.Н. Худин, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова / Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.- 160 с.
  144. , И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: кн. для учителя Текст. / И. М. Шапиро. М.: Просвещение, 1990. — 90 с.
  145. , С.И. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике: пособие для учителей / С. И. Шварцбург и др. М., 1977.-48 с.
  146. , Н.И. Основы психологической диагностики Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Н. И. Шевандрин, — М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч.1.- 288 с.
  147. , И.М. Предпрофиль в условиях сельской школы: Республика Татарстан // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. -С.76.
  148. , Е.В. Информационно-педагогические технологии: словарь / Е.В. Ширшов- под ред. Т. С. Буториной Текст./ Е. В. Ширшов. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256 с.
  149. , О.И. Планирование работы по организации и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальной системе образования // Практика административной работы в школе. 2006. — № 1. — С. 9 — 10.
  150. Школа и выбор профессии. /Под ред. А. Е. Голомштока, М., 1970, -С. 14−15.
  151. , В. Профилизация школы: о чем говорят опросы учащихся и родителей // Директор школы. 2005. — № 9. — С.9 — 14.
  152. , Н. Явные и скрытые проблемы профилизации: профильное обучение // Директор школы. 2005. — № 1. — С.42.
  153. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержанию общего образования / Под ред. А. В. Баранникова.- М.: ACT Астрель, 2002. -221 с.
  154. Элективные курсы в предпрофильной подготовке: естественно-научное, математическое и технологическое образование: метод, пособие / И. Ю. Алексашина. СПб.: СПбАППО, 2006. — 184 с.
  155. Элективные курсы по математике Текст.: учебно-методические рекомендации. / М. В. Крутихина, З. В. Шилова. Киров, ВятГГУ. — 2006. — 40 с.
  156. , Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. № 4.
  157. Darling-Hammond, L., AncessL., Falk В. Authentic assessment in action. New York: Teachers College, Columbia University, National Center for Restructuring Education, Schools, and Teaching, 1995. — P. 36−53.
  158. Marzano, R. J., Kendall, J.S., Implementing standards-based education. NationalEducation Association of the US, 1998. 90 p.
Заполнить форму текущей работой