Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение кластерного подхода в сочетании с методами оценки состояния природных и антропогенных составляющих в их взаимодействии, по нашему мнению, позволит не только выявить причину процессов деградации их развития, но и определить основные направления более эффективного социально-экономического развития региона. В соответствии с этим, условно вводится понятие инновационного кластера — любой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль инновационного предпринимательства в развитии региональной экономики
    • 1. 1. Роль и место инновационного предпринимательства в современной экономике
    • 1. 2. Уровень и факторы развития инновационного предпринимательства в России
    • 1. 3. Анализ состояния инновационной деятельности в Санкт-Петербурге
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методические основы организации инновационного кластера в регионе
    • 2. 1. Кластерный подход к организации инновационного кластера в регионе
    • 2. 2. Организационные формы инновационного предпринимательства
    • 2. 3. Кластер как инструмент управления инновационным предпринимательством в регионе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Основные направления организации инновационного кластера в Санкт-Петербурге
    • 3. 1. Принципы создания инновационного кластера
    • 3. 2. Разработка проекта «Инновационный ВУЗ»
    • 3. 3. Формирование городской сети бизнес-инкубаторов
    • 3. 4. Организация технопарка
  • Выводы по третьей главе

Государственное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость создания условий для развития инновационного предпринимательства в нашей стране диктуется рядом условий. Во-первых, это связанно с необходимостью преодоления сырьевой зависимости и перехода к производству, технологически более сложной продукции, а также увеличения ее экспорта. Во-вторых, повышение восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям1 способно создать спрос на многочисленные научные и технологические разработки и, следовательно, способствовать, решению сложной задачи их коммерциализации. В-третьих, создание новых рабочих мест в инновационном секторе экономики и увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах снизит остроту проблемы потери кадров в результате их отъезда за пределы страны или ухода в отрасли, альтернативные высокотехнологичным видам деятельности.

Особое значение инновационное предпринимательство может иметь для развития региональной экономики. Закрепление населения на территориях Российской' Федерации имеет важнейшее значение для развития национальной экономики и повышения безопасности страны. Создание условий для закрепления высококвалифицированных кадров в регионах будет способствовать повышению устойчивости их развития, накоплению экономического потенциала для решения разнообразных социально-экономических проблем, окажет положительное влияние на преодоление дотационности многих регионов, а также позволит снизить финансовую нагрузку на федеральный бюджет.

Безусловно, важной задачей в направлении создания благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства в нашей стране в целом и в российских регионах, в частности, является повышение роли государства. Однако, несмотря на многочисленные решения, направленные на развитие инновационного предпринимательства, отсутствие концепции государственного участия в стимулировании, регулировании, управлении инновационной деятельностью оставляет нерешенными многие проблемы, сдерживающие ее развитие.

Несмотря на повышенное внимания к данной проблеме в последнее время, значительное количество теоретических и прикладных ее аспектов исследовано все же явно недостаточно. Прежде всего, это касается исследования проблемы государственного регулирования и поддержки инновационного предпринимательства на уровне регионов. Мы исходим из того, что развитие регионального инновационного предпринимательства является условием для эффективного функционирования региональной инновационной системы. В свою очередь, регионы, осуществляющие активную инновационную политику, являются важными элементами национальной инновационной системы в России. Особенно продуктивным нам представляется подход, основанный на теории кластеров, являющихся своеобразными центрами развития инновационной деятельности.

Таким образом, избранная тема исследования является актуальной и отвечает насущным задачам формирования моделей региональной и национальной инновационной политики в России.

Диссертация выполнена в соответствии с Паспортом специальности ВАК, п. 10.8.

Цель исследования заключается в разработке научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в предпринимательском секторе экономики, основанных на кластерном подходе.

Исходя из сформулированной цели исследования, в работе решаются следующие задачи:

— исследовать роль, место и уровень развития инновационного предпринимательства в экономике страны и Санкт-Петербурга;

— раскрыть понятие «инновационное предпринимательство» и разработать систему критериев по отнесению предпринимательской деятельности к инновационной;

— проанализировать и обосновать роль государства в управлении инновационной деятельностью и определить его стратегию в этой области;

— сформулировать и уточнить систему принципов и методов управления инновационной деятельностью в регионе;

— исследовать сущность и содержание кластерного подхода к формированию региональной инновационной системы;

— определить характер и содержание организационно-правовой поддержки инновационной деятельности;

— разработать организационную структуру и процедуры создания и развития инновационного кластера в Санкт-Петербурге.

Объект исследования — инновационное предпринимательство в регионе.

Предмет исследования — механизм функционирования системы государственного регулирования и поддержки инновационного предпринимательства.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена монографиями, научными статьями, другими публикациями российских и зарубежных экономистов. Теоретические выводы и обобщения делаются на основе научного анализа репрезентабельных статистических и фактологических данных из зарубежных и российских источников.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов в области теории управления социально-экономическими системами и предпринимательскими структурами.

Данной тематике посвящены работы Акулина H. JL, Андреева С. И., Ану-рина В. Ф, Беляева В. И., Берри Л., Бейкера М., Битнера М., Боуэна Д., Бсгачева В. Ф., Гаммессона Э., Година A.M., Голубкова Е. П., Грёнроса К., Дихтля Е.,.

Дмитриева H.H., Жабиной С. Б, Зейтхамля В., Котлера Ф., Кабакова B.C., Кру-панина A.A., Лангеарда Е., Марковой В. Д., Малери Р., Мердика Р. Г., Мгйдебу-ра Е.В., Мейкенза Д., Минько Э. В., Мирзоева Р. Г., Никифоровой В., Парасу-рамана А., Попкова В. П., И., Ратмела Д., Соловьева Б. А., Тарасевич В. М., Хершгеля X., Швальбе X., Эйглие JT.

Для обоснования выдвинутых в диссертации положений применялись методы логического и экономического анализа, элементы системного подхода, метод экспертных оценок и морфологический анализ, использованы справочные, статистические и нормативные материалы по исследуемой проблематике.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе комплексного подхода предложена система научно обоснованных методик формирования государственного механизма поддержки инновационного предпринимательства в регионе, включающая в себя следующие элементы.

1. уточнены и дополнены основные теоретические положения по формированию и развитию региональной инновационной системы предпринимательства, что позволило создать научную базу для разработки практических рекомендаций;

2. исследованы и раскрыты с учетом существующих тенденций особенности и содержание инновационной предпринимательской деятельности, положенные в основу разработанного с участием автора глоссария;

3. раскрыты и уточнены роль и место инновационной предпринимательской деятельности в системе управления региональной экономикой;

4. разработаны научные основы, структура и содержание кластерного подхода к организации инновационной предпринимательской деятельности в регионе, являющиеся базой для формирования кластерной политики в регионе;

5. предложены процедуры и организационная схема создания регионального инновационного кластера, включающего совокупность бизнес-инкубаторов и научно-технических парков;

6. доказана зависимость эффективности функционирования региональной инновационной системы от ее обеспеченности квалифицированными кадрами и разработана интегрированная структура управления рынком труда.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти монографиях. Результаты диссертационного исследования также отражены в научных публикациях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты проведенного исследования рекомендованы для использования в практике принятия государственных решений в области формирования инновационной политики (в том числе при определении политики по разграничению полномочий между федеральным центром и регионами), при формировании законодательной базы, направленной на стимулирование инновационной деятельности, при подготовке учебных курсов для студентов экономических специальностей, а также при выполнении научных исследований.

По теме исследования опубликовано 11 работ общим объемом 3,9 п.л., в т. ч. 4 публикации в рекомендованных ВАК изданиях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, 3-х приложений и списка использованной литературы.

Выводы по третьей главе.

Анализ ситуации в сфере высшего профессионального образования показывает, что существуют следующие проблемы:

1) коммерциализации существующих и разрабаты:&а-е:ги:ых в научно-исследовательских лабораториях ВУЗов, артефактов и те?<^а:ологий (поиск и разработка оптимальных для этого организационных форм).

2) обновления материально-технической базы для обеопечения учебного процесса и деятельности научно-исследовательских лаборатс^>р>

3) актуализации содержания подготовки за счет создоь^езгтия системы прак-тикоориентированного обучения, предполагающее вовлечешЕз:-^ студентов, в деятельность научно-исследовательских лабораторий и активноо^ взаимодействие с предприятиями города.

4) выстраивания целостной системы инженерной подготовки.

5) выстраивания организационных форм коммерциа-гагЕэсзалдии разработок ВУЗов и системы практикоориентированного обучения —, гз, апънейший постепенный переход к финансовой независимости/автономностз&эс от государства в части финансирования.

Формулирование подобного списка актуальных для развития инновационного кластера задач заставляют говорить о поиске адеюватных для ВУЗов форм организации инновационной деятельности. Для этих: задач, стоящих перед ВУЗами и городом, необходима реализация следующих: гзсгзроектов:

1. создание «Инновационный ВУЗ».

2. создания городской сети бизнес бизнес-инкубаторов на базе профильных ВУЗов и предприятий.

3. создания молодежного бизнес-инкубатора.

Технопарк и бизнес-инкубатор по сути своей предстасв^гхязот одно и то же — это структуры, специализирующиеся на создании благопр>^^^з:ткых условий для возникновения малых предприятий за счет предоставление: дранным предприятиям площадей и оборудования на выгодных условиях.

Анализ российского опыта в использовании таких организации инновационной деятельности ВУЗов показывает, что для усххешной реализации проектов по созданию и технопарка и бизнес-инкубатора о€>^5з:з:ательно:

1) наличие материально-технической базы, необходимой для становления малых инновационных предприятий;

2) наличие школы инновационного бизнеса;

3) наличие венчурного финансирования.

Очевидно, что проекты по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков представляют собой проекты, требующие больших инвестиций. Очевидно также, что вуз собственными силами не способен реализовать подобные проекты. Однако реализация собственных проектов университета в контексте городского, регионального и государственного развития, позволяет получить финансовую и иную помощь в реализации проектов.

Как одно из приоритетных направлений развития выделяется задача выстраивания целостной системы подготовки инженеров и системы практикоори-ентированного обучения.

Заключение

.

Применение кластерного подхода в сочетании с методами оценки состояния природных и антропогенных составляющих в их взаимодействии, по нашему мнению, позволит не только выявить причину процессов деградации их развития, но и определить основные направления более эффективного социально-экономического развития региона. В соответствии с этим, условно вводится понятие инновационного кластера — любой объект или часть объекта рассматриваются (оцениваются) как составляющие территориальной структуры с учетом процессов развития параллельно задействованных производств и возможных последствий принимаемых решений по этому развитию. В институциональной сфере кластера создаются условия и механизмы для развития инвестиционно-кредитной деятельности, адекватная нормативно-правовая базадля привлечения дополнительной рабочей силы с учетом реализации продукции (районный, межрайонный и областной рынки) с учетом рыночной конкуренцииусовершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая предпринимательскую-деятельность в кластере. Ожидаемые результаты новой инвестиционной политики в кластере: увеличение инвестиций в основной капитал предприятий и организаций всех форм собственности, включая малые предпринимательские формыполучение инвестиционного рейтингарост занятости в малых предпринимательских формах в кластереувеличение добавленной стоимости, создаваемой в малом бизнесе.

Одним из важнейших направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации является создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных инновационных кластеров.

Для реализации этого направления необходимо обеспечить: — создание условий развитие малых предприятий в области инноваций производства;

— создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым предприятиям, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, промышленных кластеров, центров коллективного пользования, центров субконтрактации, лизинговых компаний, центров трансферта технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками, в том числе на базе аграрных сельскохозяйственных высших учебных заведений и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и обеспечения деятельности таких организаций, включая программы информирования молодых людей о предоставляемых возможностях и услугах;

— субсидирование затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных малыми предприятиями;

— реализацию мероприятий, направленных на создание условий для привлечения малых предприятий к заключению договоров субподряда в области инноваций производства;

— реализацию программ развития лизинга промышленного оборудования малыми предприятиями.

Для обеспечения финансирования этих мероприятий необходимо создать:

1. фонд венчурных инвестиций.

2. гарантийный фонд.

3. микрофинансирование.

4. фонды смешанных инвестиций.

5. фонды акций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой