Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного образования на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие основные положения: подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования — наиболее востребованная и экономичная подсистема профессионализации этих специалистов, адекватная специфике становления института социальных педагогов в России, приближенная к социальному заказу конкретного региона и имеющая ряд преимуществ (мобильность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки совершенствования подготовки социальных педагогов в процессе их профес- 14 сионализации
    • 1. Сущностные характеристики профессиональной деятельности социального педагога как специалиста
    • 2. Исторические корни и ведущие тенденции развития социально-педагогической практики в России
    • 3. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования
  • Глава 2. Региональная модель подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионально- 69 го образования
    • 1. Содержание и технологии подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования
    • 2. Соотношение общего и специфического в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов на региональном уровне
    • 3. Условия эффективности профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования

Подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного образования на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основных слагаемых общецивилизованного процесса XX века стала социальная работа, как особого рода социальный феномен. В России эта профессия с конца 90-х годов заняла прочное место в области соответствующей практической деятельности, опирающейся на систему социальных наук и, прежде всего, на социальную педагогику как необходимый теоретический фундамент.

Своеобразие ситуации, характерной для России, где процесс профессионального становления института социальных педагогов развивался одновременно (а в большинстве регионах — с определенным отставанием) с интенсивным развитием социально-педагогической практики, — сказалось на уровне компетентности, профессиональной подготовленности социального педагога как специалиста.

Острая востребованность профессионализации уже работающих социальных педагогов, а также специалистов других профессий с высшим образованием, вызвала к жизни разнообразные формы ускоренной их профессиональной переподготовки, повышения квалификации, среди которых важное место заняла становящаяся система дополнительного профессионального образования.

Это, в свою очередь, актуализировало вопросы поиска оптимальных форм и сроков подготовки и переподготовки специалистов, видов дополнительного социально-педагогического образования и повышения профессиональной компетентности, их исследовательской деятельности. С другой стороны, потребовало от науки соответствующего обоснования стратегии и выбора образовательных технологий.

Вместе с тем, отсутствие собственных учебных программ и курсов, теоретико-методологической базы, государственных стандартов подготовки специалистов для социальной сферы не позволяли рассчитывать на эффективность действий новой системы образования, характеризующейся состоянием напряженного поиска и общественного эксперимента. Многие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой социальных педагогов, используют старые подходы, методы, технологии, не адаптированные к российским и региональным условиям зарубежные модели обучения специалистов.

В этой связи усилилась значимость дополнительного профессионального образования в интересах современной практики социальной работы как более экономичной и ускоренной формы профессиональной переподготовки социальных педагогов.

На фоне модернизации деятельности самих учреждений дополнительного профессионального образования нарабатываются научно-методические материалы для наполнения учебных программ, появляются новые технологические решения образовательных задач, ведутся научные, опытно-экспериментальные исследования, требования к дополнительному профессиональному образованию соотносятся со стандартами высшего и начального профессионального образования специалистов в рамках профессии «социальная работа», идет становление соответствующих региональных подсистем.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы, обоснование фундаментальной роли социальной педагогики в процессе становления в России новой профессии нашли отражение в исследованиях последних лет (А.И. Арнольдов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, М. П. Гурьянова, В. И. Загвязинский, С. И. Змеев, И. А. Зимняя, В. Н. Келасьев, Т. Г. Киселева, Н. В. Кузьмина, P.M. Куличенко, Б. Т. Лихачев, И. А. Липский, В. Ш. Масленникова, А.В. Муд-рик, В. А. Никитин, Н. М. Полуэктова, Т. С. Полякова, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, B.C. Торохтий, Н. Б. Шмелева, Г. Н. Филонов, М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро, И. М. Якиманская, И.В., Т. Ф. Яркина и ДР-).

Тематике профессионализации посвящено немало теоретических и прикладных исследований в рамках теории анализа деятельности (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, М. Ю. Забродин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.) — психологической теории профессионального становления (Л.И. Божович, И. С. Кон, Б. А. Федоришин и др.) — исследования процесса формирования профессионально важных личностных качеств специалиста (Д.А. Григорьев, Н. Н. Нечаев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Чистякова и др.).

Кроме этого, применительно к предмету диссертационного исследования, мы также опирались на идеи и положения в трудах зарубежных ученых (Вигман С., Доэл М., Казетта Ч., Келли А., Мюллер В, Олсон С, Рамон Ш., Рамзай Р., Сведнер X., Хиндука Шангги К. и др.).

Однако некоторыми исследователями в этой области не вполне осознается необходимость и целесообразность подготовки социальных педагогов на региональных уровнях. В этой связи повышается ответственность образовательных учреждений за качество подготовки специалистов, что инициирует эффективность деятельности преподавательского состава, проведение глубокой научно-исследовательской работы с ориентацией на решение теоретико-методологических проблем обучения профессии, научное осмысление накопленного мирового и российского опыта подготовки социальных педагогов. Все это является актуальной проблемой в условиях конкуренции и роста сети государственных и негосударственных учебных заведений и осуществляющих обучение специалистов для работы в различных социальных службах при сохранении низкого социального статуса профессии.

Особую значимость в решении проблем подготовки социальных педагогов приобретают такие учреждения нового типа, каким является Норильский Центр развития образования.

Вопрос о подготовке и переподготовке кадров для социальной сферы в Норильском регионе возник вследствие целого ряда факторов:

• потребовалась активизация социальной работы в связи с углубляющимся кризисом, снижением жизненного уровня населения региона, ранее считавшимся вполне благополучным по социально-экономическим характеристикам;

• бесперспективностью решения жшшщно-бытовых проблем для многих семей на Крайнем Севере и при условии выезда «на материк» в связи с резким обнищанием населения и расслоением общества на богатых и бедных;

• ухудшением демографической ситуации и здоровья людей, а также низкими показателями рождаемости при достаточно высоком уровне смертности;

• нарастанием волны насилия, преступности, наркомании, отчужденности от общественных ценностей;

• психологической деформации взглядов и убеждений, направленности людей на индивидуальное сознание.

Следует отметить, что в Большом Норильске первые социальные педагоги появились в 1991 году в Центре социального воспитания, Школе социальной реабилитации, Центре семьи, в Управлении социальной защиты, в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. С введением в штаты разноведомственных учреждений социальной сферы этих специалистов встала проблема их переподготовки, обучения и повышения квалификации, что послужило обоснованием для создания в регионе Заполярного Центра социальной педагогики и социальной работы (1991) и затем — Центра развития образования (1994).

Результаты образовательной деятельности по подготовке социальных педагогов в регионе представлены нами в настоящем диссертационном исследовании.

Таким образом, потребность общества в кадрах компетентных специалистов для формирующихся региональных социальных служб, а также неразработанность проблем профессиональной переподготовки и повышения квалификации этих специалистов обусловили выбор темы нашего исследования. С учетом этого была определена и сформулирована тема следующим образом: «Подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образовании на региональном уровне».

Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного профессионального образования по подготовке социальных педагогов.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования на региональном уровне.

Цель исследования: разработка региональной модели профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования. Задачи исследования:

1. Исследовать сущностные характеристики профессиональной деятельности социальных педагогов с различными группами населения.

2. Определить специфику и основные компоненты профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования.

3. Обосновать региональную модель подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования.

4. Разработать учебно-методические рекомендации по переподготовке и повышению квалификации социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования.

Процесс подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования с учетом его реализации на региональном уровне будет эффективным, если:

• приоритеты в образовательной деятельности учреждения дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов соответствуют сущностным характеристикам профессиональной деятельности социального педагога;

• потребность в специалистах осуществляеся на основе социального заказа региона;

• теоретическая модель подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования адекватна их практической профессиональной деятельности;

• на различных уровнях обучения используются образовательные технологии, соответствующие профессиональным стандартам и ценностям, целям, задачам, профессиональному назначению института социальных педагогов.

Методологической основой исследования являются философские труды и работы ведущих специалистов в области непрерывного социального образованияосновные положения психологии, современной педагогики, социальной педагогики и андрогогикиличностно-ориентированный и системный подходы к процессу профессионализации социальных педагоговведущие идеи зарубежных и отечественных исследователей по теории и практике социально-педагогической деятельности.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: анализ философской, социологической, социально-психологической и педагогической литературыметод изучения, обобщения и систематизации педагогического опытаопытно-экспериментальная работаметоды системного и качественного анализа статистических данныхопрос, интервью, ранжирование, контент-анализ, наблюдения, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфики профессиональной подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования, назначение и функции которого состоят в осуществлении пе-¦ реподготовки и повышения квалификации специалистовв разработке прогностической модели подготовки социальных педагогов в образовательном учреждении этого типаобосновании специализаций социального педагога и адекватных им образовательных технологий для обеспечения профессиональной деятельности с конкретной категорией клиентов на региональном уровне.

Практическая значимость исследования заключается в разработке пакета учебных программ и научно-методических рекомендаций по переподготовке и повышению квалификации социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования, которые могут быть использованы учреждениями этого и других типов на региональном уровне.

Ваза исследования. Исследовательская, опытно-экспериментальная I работа проводилась на базе социально-педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, подготовительных курсов, модульных групп Норильского Центра развития образования как учреждения дополнительного профессионального образования, а также на базе Центров внешкольной работы гг. Норильска, Талнаха,. Полным циклом профессиональной переподготовки на базе учреждения дополнительного профессионального образования в процессе нашего исследования было охвачено 285 специалистов.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап — (1990;1991 гг.). Накопление теоретических и научно-методических материалов по исследованию сущностных характеристик профессиональной деятельности социального педагогаизучение отечественной и зарубежной теории и практики социальной работы и образования в этой области.

В этот период шел поиск организационных, научно-методических форм подготовки и переподготовки практических социальных педагогов, работающих в различных учреждениях социальной сферы, в основном, в системе образования.

Второй этап — (1992 -1995 гг.). Включенное наблюдение в процессе становления института социальных педагогов в регионах страны.

В этот период была начата работа по опытно-экспериментальной апробации различных форм профессиональной подготовки социальных педагогов. В образовательных учреждениях в экспериментальном порядке открываются классы допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования, где апробируются учебные программы подготовки помощников социальных педагогов под руководством диссертанта. Накапливается опыт модульного структурирования учебных планов, разрабатывается методический инструментарий, формируется преподавательский коллектив. Расширяется спектр научных исследований в данной области.

С 1993 года исследование осуществлялось в рамках Комплексной программы Российской академии образования «Социальная педагогика» и «Педагогика социальной работы: региональные системы». В частности, разрабатывается проблема обеспечения профессиональной подготовки специалистов на уровне начальной профессиональной подготовки и поствузовского образования.

Третий этап (1995 — 1998 гг.). Теоретическое обоснование прогностической региональной модели переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов и ее опытно-экспериментальная апробация.

Были разработаны и апробированы учебные планы и программы для различных уровней профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификацииметодики и технологии активных форм обучения, профдиагностики и профотбора. В процессе становления системы подготовки социальных педагогов в регионе отрабатывалась подсистема переподготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается, с одной стороны, посредством сопоставления промежуточных результатов, проведения мониторингов, отбора адекватных диагностических методик, анализа эмпирического опыта подготовки социальных педагогов, изучения потребностей региона в кадрах социальных педагоговс другой стороны, — при осуществлении педагогических наблюдений, изучении профессиональной пригодности к социально-педагогической работе, а также соответствия результатов профессиональным ожиданиям слушателей.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе непосредственной работы над учебными планами, программамипосредством выступлений перед слушателями и преподавателямина занятиях в классах начального профессионального образования и подготовки помощников социальных педагоговна подготовительных курсахв учреждениях, являющимися базой учебной практики.

Основные идеи диссертации использовались в ряде образовательных учреждений региона, Украины, городов Красноярского края и других территорий России.

Полученные в результате исследования учебно-методические материалы использовались на различных курсах для социальных педагогов и других специалистов социальной сферы, в докладах на I — VI региональных конференциях Заполярного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ (1992;1998), педагогических конференциях, региональных и краевых семинарах, на общероссийских семинарах (Москва 1997; 1999), на Международной конференции по проблемам обучения социальной работе (Хельсинки-Санкт-Петербург, 1997).

Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в непосредственной организации научно-методического обеспечения образовательного процесса в период работы в Школе социальной реабилитации, Центре внешкольной работы в должности заместителя директора, в Центре развития образования в качестве заведующего кафедрой социальной педагогики и воспитания. Диссертант непосредственно создавал систему переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов в регионе на базе учреждения дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся следующие основные положения: подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования — наиболее востребованная и экономичная подсистема профессионализации этих специалистов, адекватная специфике становления института социальных педагогов в России, приближенная к социальному заказу конкретного региона и имеющая ряд преимуществ (мобильность, практикоориентированность, адекватность потребностям региона и др.) — своевременная дифференцированная ориентация различных специалистов с высшим образованием на профессию «социальный педагог», а также диагностика стартовых возможностей, личностных и профессионально важных качеств будущего социального педагога позволяет осуществлять профессиональную переподготовку в течение двух лет и непрерывно повышать квалификацию специалиста без отрыва от его практической социально-педагогической деятельностисодержание модели подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования определяется требованиями государственного стандарта и особенностями учебного процесса в учреждении данного типа с учетом мировых и отечественных тенденций развития непрерывного социального образованияпринципиальное значение в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалиста имеет формирование необходимых личностных качеств, развитие его социальной активности, формирование навыков исследовательской деятельности и устойчивых установок на постоянное саморазвитие и самообразование в процессе его становления как социального педагога;

• важным компонентом в осуществлении переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов является допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка будущих специалистов как помощников социальных педагогов, способствующая формированию профессиональных ориентации и личностных качеств социальных педагогов у подростков и молодежи.

Выводы по второй главе.

Имеющийся опыт подготовки социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования позволяет констатировать наличие особенностей, отличающих подготовку социальных педагогов как представителей особой деликатной профессии.

Подготовка социального педагога в системе, адекватно отражающей современные требования, должна строиться на следующих позициях: непрерывность, ориентация на самостоятельную деятельность, дифференцированный, индивидуально-творческий подход к подготовке специалистаориентация на современные технические средства обучения и новые информационные технологии с выходом на единую систему информационного обеспечения социального образования.

Одним из важных компонентов обучения специалистов данного профиля является их практическая подготовка. Только деятельная и долговременная практика поможет будущему социальному педагогу овладеть искусством общения, интуиции. Этому нельзя научиться в аудитории, даже при широком использовании методик активного обучения и иммита-ционных тренингов.

Реализация таких подходов предполагает изменение как содержания образования, так и всей структуры подготовки социального педагога на личностно-деятельной основе.

Наличие названных условий обеспечивает оптимальный режим функционирования представленной нами модели подготовки и обучения социальных педагогов на региональном уровне, независимо от административно-территориального типа региона и деятельности отдельных конкретных лиц. Изучение и анализ выявленных нами условий является одним из основных путей совершенствования всей системы подготовки кадров для социальной сферы.

Заключение

.

Проведенное нами диссертационное исследование подтверждает, что профессия «социальная работа», несмотря на свою молодость и возникающие внутренние противоречия, обладает сущностными характеристиками, которые определяют её устойчивость.

Жизненность данной профессии связана, прежде всего, с тем обстоятельством, что она обеспечивает эффективное решение специфических задач различных категорий населения специалистами, обладающими глубокими знаниями по специальности и профессиональной компетентностью.

Социальная работа, являясь по содержанию и специфике многопрофильной профессиональной деятельностью, предполагает знание целого комплекса дисциплин, каждая из которых дополняет и углубляет различные разделы и подразделы социальной работы как самостоятельной учебной дисциплины.

Региональная система образования и практической социально-педагогической деятельности находится в прямой зависимости от характера жизненного пространства региона, его развитости, социокультурных, географических и природных факторов, национально-этнических особенностей, миграционных процессов. Решение социальных проблем на региональном уровне способствует осуществлению адресной, конкретной помощи клиентам, поэтому реагирование на запросы времени, нужды различных категорий населения в социально-педагогической и психологической помощи и поддержке является необходимым условием деятельности Центра развития образования по подготовке кадров для профессиональной работы в социальной области.

Практика подтверждает, что только профессионалы должны работать в такой многоаспектной области, как социальная работа. Подготовка специалистов такого многостороннего, сложного по содержанию и формам реализации вида деятельности может сложиться и функционировать при разработке общей концепции обучения социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования, заключающейся в определении целей, задач, содержания и обучающих технологий.

Как любая сложная развернутая во времени и пространстве деятельность, подготовка социальных педагогов предполагает уровневый подход: от ориентировочно-исследовательской, направленной на знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями, прогнозирования её осуществления, до саморазвития, самосовершенствования специалиста.

Увеличение количества образовательных структур, осуществляющих профессиональную подготовку социальных педагогов, должно исходить из наличия соответствующей материально-технической базы, научно-методического обеспечения, уровня компетентности преподавательского состава образовательного учреждения. Вместе с тем, подготовка таких специалистов предполагает и нетрадиционные подходы к разработке содержания и технологий обучения.

Пополнение рядов социальных педагогов специалистами из других областей производственной сферы требует поиска новых форм и уровней подготовки. При этом важен учет контингента обучающихся, их базового образования, предшествующего опыта работы.

Вместе с тем, подготовка взрослых имеет свою специфику и предполагает разумное использование в процессе обучения имеющихся теоретических и практических знаний обучающихся.

Уровень и содержание социальной работы, безусловно, зависят от профессиональной компетентности специалистов, занятых в этой сфере, от их креативности и постоянного самосовершенствования. Для этого необходимо создание условий для роста профессионального мастерства, повышения квалификации через разнообразные формы и методы обучения, разработку учебных планов в соответствии с уровнем подготовленности слушателей, потребности в соответствующих знаниях, социального «заказа» снизу и сформированное&tradeмотивационных установок.

1. В результате проведенного исследования подтверждено положение о том, что подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования в рамках инновационной региональной модели должна базироваться на реализации в обучении основных сущностных профессиональных характеристик.

2. Важное значение для организации профессиональной подготовки социальных педагогов имеет соответствие реальной востребованности в регионе специалистов конкретного профиля количеству обучаемых в учреждениях дополнительного профессионального образования.

3. Диссертационное исследование подтвердило принципиальное значение в процессе профессиональной подготовки формирование профессионально-личностных качеств, развитие социальной активности специалистов, формирование навыков исследовательской деятельности и устойчивых установок на постоянное саморазвитие и самообразование.

4. Доминирование общепрофессионального, исследовательского и практического компонентов при разработке образовательных программ различных уровней обеспечивает эффективность профессиональной подготовки социальных педагогов.

5. В связи с тем, что учреждения дополнительного профессионального образования имеют ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными институтами: мобильность, адекватность по отношению к социальным проблемам населения, экономическая целесообразность и ориентированность на практику социальной работы, они могут быть использованы как наиболее активные субъекты региональной системы разноуровневой подготовки социальных педагогов.

6. Важным компонентом в осуществлении переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов является допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка будущих специалистов как помощников социальных педагогов, способствующая формированию профессиональных ориентаций и личностных качеств социальных педагогов у подростков и молодежи.

Проводимые российскими учеными в последние годы научные изыскания в области социальной педагогики и социальной работы, в частности, Институтом педагогики социальной работы, региональные исследования, опытно-экспериментальная работа в учреждениях дополнительного профессионального образования определили направление дальнейшего изучения и расширения проблематики в области профессиональной подготовки социальных педагогов. Материалы данного исследования планируется апробировать в учреждениях дополнительного профессионального образования в различных регионах России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Социальная работа: ребенок из культуры достоинства // Социальная работа. Вып. 6.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 7.
  2. А.И., Бочарова В. Г., Вульфов Б. З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Методические материалы. М.: АСОПиР, 1994. — 109 с.
  3. А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). М.: 1999. — 136 с.
  4. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. М., 1996. № 1.- С. 73.
  5. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: 1996. M.:SvR-Аргус, 1994.-208С.
  6. В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М.: ЦСП РАО, 1996. — 16 с.
  7. В., Яркина Т Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Социальная работа М., 1993. № 3.- С.З.
  8. В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогики и её отношение к практике. М., 1994.-С. 14.
  9. В., Григорьев Р. Стратегия и технология образования в области социальной работы (научный доклад) М.: ЦСП РАО, 1996. — 54 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.- 193с.
  11. Ю.К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Некоторые подходы к его подготовке. / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993.- С. 275.
  12. С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников // Социальная работа. Вып. 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 65.
  13. С.А. Создание в России сети социальных служб как базы для практической подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа. Вып. 9. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- С. 98.
  14. В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Социальная работа. Вып. 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 68.
  15. .П., Голубев Н. К. Гражданскому обществу институт социальных педагогов//Педагогика. — М., 1992. № 5,6. — 17,19с.
  16. B.JI. Педагогические аспекты подготовки социальных работников (материалы к статье)//Социальная работа. Вып.2. М., 1992. -С.5.
  17. Е.Б. Подготовка социального педагога семейного типа в педагогическом вузе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовском государственном педагогическом университете, 1996.- 20 с.
  18. Н.П. Подготовка кадров для социальной работы в учреждениях здравоохранения // Социальная работа: теория, технология, образование.- М., 1996. № 2.- С. 77.
  19. И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. Т.2.- С. 287.
  20. Ю.Н. Психологический портрет социального работника // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.- С. 55.
  21. Г. Региональная модель: Архангельская область //Социальная работа, 1996. № 1/8.- С. 39.
  22. А.А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып 5.- С. 101.
  23. Г. Соображения по набору, обучению и обязанностям социальных педагогов / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. Т.2.- С. 295.
  24. В., Курлов В. Постдипломное образование: предпочтения учителей и возможности существующей системы // Директор школы-М., 1998. № 4.- С. 21.
  25. Д. Подготовка социальных работников в Югославии: становление, состояние и перспективы // Российский журнал социальной работы. М., 1996.№ 2.- С. 142.
  26. Р. и др. Мир начинается с меня / Пер. с англ. / Под ред. ФЛркиной. Тула, 1993. — 140 с.
  27. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности/Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/Под ред. Т. Ф. Яркиной. Москва-Тула, 1993. — С.59.
  28. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика, 1996. № 7.- С. 63.
  29. Ю.Н. Выбор специальности «социальная педагогика» и/или «социальная работа» в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования / Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып.4.~ Барнаул, 1995.
  30. Ю.В. ОДИ и развитие образования (Технология прорыва в будущее). М., 1992. — 191с.
  31. Ю.В., Давыдов В. В., Лазарев B.C., Рубцов В. В., Слобод-чиков В.И. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. // Народное образование. Январь март, 1993.- С. 45.
  32. Л.Г., Кувшинникова В. А., Синцова Л. К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука, 1994. — 111 с.
  33. Л.Г. Образовательные программы и формы подготовки специалистов в области социальной работы / Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 4. Барнаул, 1995.-С.48.
  34. С.И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России: пути самоопределения // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С. 41.
  35. С.И. Социальное развитие и образование в провинциальном регионе России: контекст сохранения и эволюции жизненных сил человека // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 2.-С.10.
  36. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. Барнаул, 1996. — 158 с.
  37. М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. Вып.6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 79.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа». М., 1995.-С.181.
  39. Города России: образование и социальная работа // Социальная работа. М., 1994. № 3−4(6).- С. 53.
  40. М.П. Новая профессия в социальной сфере: (О подготовке социальных педагогов в колледжах) // Специалист, 1996. № 11/12.- С. 28.
  41. М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика, 1997. № 6.- С. 49.
  42. М.Т. Педагогика образования взрослых (учебное пособие). М.: ТОО «ИнтелТех», ЦИНО общества «Знание» РФ, 1995. — 96 с.
  43. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М., 1993. 163с.
  44. Л.Д. Особенности переподготовки социальных работников для служб занятости и профориентации // Социальная работа. Вып 6. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С.126.
  45. Л.Д. Проблемы подготовки социальных работников для регионов экологического неблагополучия // Социальная политика и социальная дифференциация. Вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул — Москва, 1994.- С. 96.
  46. Э.Д., Лазарев B.C., Собкин B.C. Состояние системы образования РСФСР и основные направления деятельности Министерстваобразования в переходный период / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1991. -225 с.
  47. З.Д., Лазарев B.C., Собкин B.C. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1991. — 324 с.
  48. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы //Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С. 25.
  49. Н.А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Элементы педагогического менеджмента в процессе обучения специалистов. Симферополь «Таврия», 1992.-112 с.
  50. Т.Е. Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики (Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1992.- 21С.
  51. М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. Под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1995. — 237 с.
  52. Ю. Подготовка кадров: Нижегородский региональный вариант //Социальная работа. М., 1996. № 1/8.- С. 34.
  53. М.В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1998. -288 с.
  54. В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации // Доклады Международной конференции «Социальные реформы и образование: мировой опыт и общественная практика». М.: Изд-во Союз МГСУ, 1996.-45 с.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.
  56. И.Г., Злобин П. Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-М., 1994. № 4.- С. 19.
  57. И.Г. О качестве подготовки специалистов // Вестник социальной работы. М., 1993. № 1.- С. 28.
  58. И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы //Социальная работа. Вып. 6 М., 1992.- С. 25.
  59. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс //Социальная работа. Вып.6.-М., 1992.- С. 85.
  60. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992.- С. 8.
  61. И.Н. Социальная педагогика в школе. М.: РИПКРО, 1996.-70С.
  62. С.И. Андрогогика: становление и пути развития // Педагогика, 1995. № 2.- С. 64.
  63. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: АСОПиР, 1995. — 155С.
  64. Н.Ю. В экстремальных условиях Крайнего Севера // Социальная работа. М., 93. № 3.- С. 10.
  65. Н.Ю., Денисова JI.B. Заполярный центр: разноуровневая система обучения социальной работе // Социальная работа. М., 1996. № 1.-С. 36.
  66. JI.E., Глазунова О. И., Дмитриев Д. Б. Новые подходы к управлению в работе на экспериментальных площадках. Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. М., 1992. — 124 с.
  67. JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования (на примере столичного образования). М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 112 с.
  68. Ю.А., Тышневич Б. И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа. Вып. 5. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 48.
  69. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. — 342 с.
  70. В. Проблемы преподавания специальных дисциплин // Социальная работа: теория, технология, образование. М., 1996.- С. 70
  71. В.И., Поручник И. Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С. 82.
  72. Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М, 1996. — 16 с.
  73. P.M. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногафия. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — 240 с.
  74. P.M. Готовим профессионалов // Социальная работа. М., 1996. № 1.- С. 39.
  75. P.M., Панасенко А. И. Из опыта подготовки социальных педагогов как второй профессии // Социальная работа. Вып.6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 91.
  76. Л.И., Ермоленко Г. В. Проблемы и перспективы допрофес-сиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. Т. 2.- С. 312.
  77. М.А. Проблемы гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып.5. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С. 81.
  78. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Программы высших учебных заведений для специальности 03.11.00 «Социальная педагогика». Изд-во ВНИК «Школа-микрорайон». — М., 1991.-С. 10.
  79. А.А. Социальная работа и проблемы духовности // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 1.- С. 22.
  80. А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных очерков. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. — 224 с.
  81. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.- 192 с.
  82. В.В. Система подготовки социальных работников в Федеративной Республике Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. М., 1995. № 3.- С. 45.
  83. М. Подготовка кадров: проблемы и перспективы // Социальное обеспечение. М., 1996. № 7.- С. 13.
  84. О.Г., Журавлева Е. А. Профессиональная переподготовка специалистов по социальной работе (из опыта работы) // Образование в области социальной работы в России. М., 1996.- С. 27.
  85. С.В. Особенности приема абитуриентов и подготовки специалистов по социальной работе в Орловском педагогическом университете // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 2.-С.105.
  86. Куда идет Россия?.Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998 — 384 с.
  87. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988.- 121 с.
  88. В., Оганяк К. Главное профессионализм и компетентность // Вестник социальной работы. — М., 1994. № 1.- С. 43.
  89. Личность семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы (Материалы Международной научно-практической конференции 1−3 июня 1993 г.). -М.: Изд-во «Союз», 1994. — 197 с.
  90. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-640 с.
  91. И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) // Российский журнал социальной работы -М., 1995. № 2.- С. 55.
  92. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практикоориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика, 1996. № 5.- С. 24.
  93. Ю.А. йнтегративная модель подготовки социального работника // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 2.-С.102.
  94. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
  95. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  96. С.М. Подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе в Тюменском регионе: реальность и перспективы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. Вып. 2.- С. 44.
  97. В. Образование в области социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование. М., 1996. Вып. 2.- С. 77.
  98. А.С. Сочинения: в 8 томах. Т.1. Методика воспитательного процесса. Т.4. Некоторые выводы из моего воспитательного опыта. М.: Педагогика, 1983,1985. Т.1.-С. 267- т.4. — С. 230.
  99. Г. М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности // Социальная работа. Вып.6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С. 104.
  100. Методика работы социального педагога и социального работника: «Программы для высших учебных заведений по специальности 03.11.00 «Социальная педагогика», ч. 2. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 14 с.
  101. Методическое письмо «О работе социального педагога». Ротапринт Центра социальной педагогики РАО. М., 1993. — 12 с.
  102. JI.В. К вопросу о технологии в социальной педагогике //Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 3. -С.63−67.
  103. В., Вигман С. Нетрадиционные методики для образования взрослых / Пер. с немецкого Г. В. Снежинской. М.: Центральный институт непрерывного образования Общества «Знание» России. Немецкая Ассоциация народных университетов. — М., 1998. — 72 с.
  104. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997.-168 с.
  105. В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -72 с.
  106. В.А. О теоретической идентичности социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование. М., 1996. № 1.-С.31.
  107. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  108. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. Учебное пособие. М., 1995. — 321 с.
  109. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. Барнаул, 1991.- С. 69.
  110. Основы социальной работы. Учебник /Отв.ред. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 1998.-368 с.
  111. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. Барнаул, 1991.- С. 69.
  112. Образование в области социальной работы в России. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 1996. — 64 с.
  113. Образование и социальная работа // Социальное обеспечение. М., 1996. № 4.- С. 7.
  114. Общие основы методики социальной работы (в помощь социальным педагогам и социальным работникам) / Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1996.-102 с.
  115. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации (Серия «Социальная работа в меняющемся мире») / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. -157 с.
  116. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы / Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 1997. — 283 с.
  117. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования М., 1996. № 7.
  118. К.М. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 2.- С. 96.
  119. Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования // Социальная работа. Вып. 6. М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 108.
  120. О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития. Решение коллегии Министерства образования РФ. -М.: Изд-во Минобразования России, 1993. 8с.
  121. С. Социальная работа в общине (микрорайоне) // Социальная работа. Вып. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 15.
  122. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу- Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. — 223 с. — (Программа «Высшее образование»).
  123. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С. 9.
  124. Проблемы социальной работы в России (Материалы первой национальной конференции).- М.: Институт социальной работы, 1995. 142 с.
  125. П.Д. Гуманитаризация образования и её роль в подготовке социальных работников // Российский журнал социальной работы. -М., 1995. № 1.- С. 87.
  126. И. Поэтапная подготовка кадров // Директор школы. -М, 1997. № 5.- С. 59.
  127. Права человека и работа в социальной сфере. Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. Организация объединенных наций. — Нью-Йорк и Женева, 1995.- 133 с.
  128. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. — 223 с.
  129. П.Д. Система подготовки социальных работников в России и роль в этом процессе ГАСБУ // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 1.- С. 113.
  130. Н.М. Подготовка социальных работников в Муниципальном институте практической психологии и социальной работы // Образование в области социальной работы в России. М., 1996.- С. 30.
  131. Приоритетное направление системы профессионального образования// Социальная работа. М., 1994. № 2.- С.З.
  132. Педагог пришел учиться. Методические рекомендации для системы повышения квалификации педагогических кадров Минобразования России, РИПКРО / Отв. ред. И. Д. Чечель. М., 1995. Вып. 1. — 74 с.
  133. A.M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа. Вып. 9. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1995.- С. 75.
  134. Пинку с А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы). М.: Изд-во «Союз», 1993.- 223 с.
  135. О.Г. Социально-педагогическая защита семьи и детства (Доклад на 6-й конференции регионального отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников). Норильск, 1998.
  136. С. А. Социальная педагогика развивающаяся область образования. Учебное пособие/Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИП-КРО, 1998.- 180 с.
  137. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. М., 1991. № 11.- С. 65.
  138. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования/Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИПКРО, 1998. — 180 с.
  139. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е. И. Тт.1,2.-М.: ИСР, 1997.- 769 с.
  140. Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. М., 1996. № 1.- С. 117.
  141. Р. Социальная работа: наука профессия. К развитию концепции. Серия: Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1- М. Д991- 39 с.
  142. Региональная программа социального развития до 2005 года. Норильск, 1998. — 98 с.
  143. М.Г., Семенов С. Д. Новые технологии социально-педагогической работы // Школьные технологии. М., 1997. № 2.- С. 41.
  144. В.М. Программирование и моделирование в системе социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. М., 1996. № 1.- С. 77.
  145. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 142 с.
  146. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / Арнольдов А. И., Бочарова В. Г., Вульфов Б. З., Гурьянова М. П. и др. М., 1994.
  147. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: «Магистр», 1994. — 227 с.
  148. Социально-педагогический колледж. Учебное пособие по подготовке социальных педагогов села. / Под ред. М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во фирмы «СОЦИННОВАЦИЯ», 1995. — 590 с.
  149. Содержание образовательных программ по социальной педагогике и социальной работе в многоуровневой системе высшего педагогического образования. Екатеринбург, 1994. — 54 с.
  150. З.М., Татарченко А. Ф. Специфика подготовки социальных работников в Нижегородском государственном университете // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С 100.
  151. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках/Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФА-М.-Норма, 1998. -С.368.
  152. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва — Тула, 1993.- С. 265.
  153. А.С. Социальная работа как профессия: этические и профессиональные ценности.-М., 1998.-39 с.
  154. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании (практическое руководство).- М.: Народное образование, 1996. 111 с.
  155. B.C. Довузовская подготовка социальных работников (из опыта работы школы № 15 г. Курска) // Российский журнал социальной работы.- М., 1996. № 2.-С. 25.
  156. Е.Р. Высшее образование по социальной работе в Саратовском государственном техническом университете // Российский журнал социальной работы М., 1995. № 2.- С. 85.
  157. А.П. Педагогические проблемы подготовки социальных работников в учебном заведении // Социальная работа. Вып.6 М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С.114.
  158. А.В. Морально-этические проблемы социальной работы // Образование в области социальной работы в России. М., 1996.- С. 16.
  159. Социальная работа: Учебные планы и программы (Шведский опыт) / Сост. Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др. М.: Наука, 1994. — 185 с.
  160. М. Социальная работа в России // Социальная защита. -М., 1995. № 5.-С. 116.
  161. X. Об организации социальной работы в системе обучения социономов в Швеции // Социальная работа. Вып. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 5.
  162. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.: Изд-во АСОПиР, 1994. — 173 с.
  163. Социально-педагогическая служба в школе (методические рекомендации из опыта работы экспериментальных школ)/ Научный редактор Л. Е. Никитина. М., 1997.-99 с.
  164. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 1996 г.).-М., 1996. 184 с.
  165. Социальная работа: Словарь-справочник/Под ред. В. И. Филоненко. Сост.: Е. П. Агапов, В. И. Акопов, В. Д. Альперович, А. О. Бухановский и др. М.: «Контур», 1998. — 480 с.
  166. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: народное образование, 1998. — 256 с.
  167. Специфика условий воспитания в заполярном городском социуме. Набор диагностических методик и анализ исследования /Под ред. Н. Ю. Клименко.- Норильск, 1994.- 36 с.
  168. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт /Под ред. Т. Ф. Яркиной. Москва — Тула, 1993. Ч. 1,2. — 848 с.
  169. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1998.-331 с.
  170. Теория и методика (технология) социальной работы: Учебные программы. М., 1992.- С. 9.
  171. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образования. М., 1995. — 47 с.
  172. С.В. Образовательная программа допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования социальных педагогов и социальных работников. М.: Изд-во АСОПиР, 1996.-56 с.
  173. Л.В. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки работников социальных служб // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 4. Барнаул, 1995.- С. 122.
  174. B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦСП РАО, 1996.-218 с.
  175. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 272с.
  176. Л.А. Благотворительность в истории России в контексте подготовки социальных работников // Образование в области социальной работы в России М., 1996.- С. 33.
  177. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике. (Книга для социального работника и социального педагога) / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во АСОПиР, 1994. — 135 с.
  178. Учебные планы и программы подготовки социальных работников из зарубежного опыта. М.: Институт молодежи, 1992.- 64 с.
  179. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. — 192 с.
  180. М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника М., 1993.-36 с.
  181. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о челове-ке//Педагогика. № 6. С. 59.
  182. Г. Н., Яркина Т. Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России//Педагогика.-М., 1993 .№ в.- С. 42.
  183. Г. Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития //Педагогика, 1997. № 6. С. 36.
  184. Философский словарь / Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская Энциклопедия, 1983. -840 с.
  185. С. Профессию постигают юные // Социальная работа. -М., 1993. № 2.- С. 55.
  186. С. Профессию постигают юные // Социальная работа. -М., 1993. № 2.- С. 55.
  187. Хиндука Шанти К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России /Обучение социальной работе: Преемственность и инновации/Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- Пер. с англ. Под ред. Ю. Б. Шапиро.- М.: Аспект Пресс, 1996.- С. 13.
  188. Н. Жгучая потребность общества// Социальная работа. -М., 1994. № 1.- С. 6.
  189. Р., Виссер У. Курсы повышения квалификации социальных работников России // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 2.- С. 129.
  190. Д.В. Слагаемые современной педагогической технологии подготовки специалистов // Специалист. М., 1996. № 11/12.- С. 33.
  191. Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина / Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика, 1998.- С.ЗОЗ.
  192. Н.Б. Профессиональная подготовка социальных работников в системе деятельности школы-семинара // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1.- С. 94.
  193. А.В. Состояние и перспективы подготовки кадров для социальной работы с молодежью // Социальная работа: теория, технология, образование.-М., 1996. № 2.- С. 67.
  194. .Ю. Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы // Российский журнал социальной работы-М., 1997. № 1.- С. 99.
  195. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-304 С.- т.2 414 с.
  196. .Ю. Проблемы целостного подхода в обучении социальной работе // Образование в области социальной работы в России.- М., 1996.- СЛО.
  197. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992.- С. 77.
  198. Школа социальных педагогов и социальных работников (серия «Социальная педагогика и социальная работа за рубежом»). Вып. 1,2,3,4,5,6. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 450 с.
  199. Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. М., 1997. № 1.- С. 115.
  200. Г. Н. Понятийно-терминологические проблемы социальной работы и их значение для образования в этой области // Образование в области социальной работы в России. М., 1996.- С. 24.
  201. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. -154 с.
  202. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР) // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 2.- С. 122.
  203. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Тт. 1−3- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.
  204. Л. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборг-ском университете // Социальная работа. Вып.1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- С. 30.
  205. Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества, М., 1998. — 62 с.
  206. Т.Ф. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы (ФРГ). / Школа социальных педагогов и социальных работников. Бып.1. 1996.- С. 77.
  207. Ярская-Смирнова В. И. Философия в подготовке к социальной работе // Социальная работа. Вып.6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — М., 1992.- С. 120.
  208. Hokenstad, М. D., Khinduka, S.K., Midglej, J. (ed.) Profiles in International Social Work. Washington, DC: NASW Press, 1992.
  209. Doel, M., Marsh, P. Task-centred Social Work. Ashgate, 1992.
  210. Mitchell D. Practike What You Teach // Community Care. 1992, November 5, p. 21−22.
Заполнить форму текущей работой