Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Когнитивно-фреймовая характеризация детской речи на раннем этапе развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационной работы представлялись для обсуждения на региональных межвузовских научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодая наука» (г. Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009 и 2010 гг.), на VI Международной научной конференции «Молодежь России и славянского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
    • 1. 1. Детская речь как форма репрезентации генетически ранних форм мышления
    • 1. 2. Основные этапы динамики англоязычной языковой личности на раннем этапе речевого развития
      • 1. 2. 1. Основные этапы становления лексической системы англоговорящих детей
      • 1. 2. 2. Основные этапы развития семантики языковых единиц в онтогенезе
      • 1. 2. 3. Основные этапы становления англоязычной грамматической системы в онтогенезе
    • 1. 3. Языковая картина мира языковой личности на раннем этапе развития
      • 1. 3. 1. Феномен картины мира как результат когнитивного отражения действительности
      • 1. 3. 2. Языковая картина мира — форма репрезентации ментальных процессов языковой личности
  • Коллективное и индивидуальное в ЯКМ
    • 1. 3. 3. Детская языковая картина мира, репрезентируемая в англоязычном детском дискурсе, как специфическое ментальное образование
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
    • ГЛАВА 2. ФРЕЙМОВАЯ МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА, ВЕРБАЛИЗУЕМОЙ ЛЕКСИКОЙ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.67 2.1. Понятие фрейма как структуры знаний. Дискурс и речь как средство вербализации фрейма
    • 2. 2. Основные этапы развития англоязычной детской речи на раннем этапе и их лексические и грамматические особенности
    • 2. 3. Фреймовая модель картины мира, вербализуемой лексикой в англоязычном детском дискурсе
    • 2. 3. 1. Подфрейм «Social Environment»
    • 2. 3. 2. Подфрейм «Space»
    • 2. 3. 3. Подфрейм «Time»
    • 2. 3. 4. Подфрейм «Objects»
    • 2. 3. 5. Подфрейм «Media and Entertainment»
    • 2. 3. 6. Подфрейм «Nature»
    • 2. 3. 7. Подфрейм «Activities»
    • 2. 3. 8. Подфрейм «Evaluation»
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
    • ГЛАВА 3. ФРЕЙМОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР КАРТИНЫ МИРА, ВЕРБАЛИЗУЕМЫХ ГРАММАТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДЕТСКОМ ДИСКУРСЕ
    • 3. 1. Грамматическое значение и генезис грамматических структур в английской детской речи
    • 3. 2. Средства выражения и грамматические концепты в англоязычном детском дискурсе
    • 3. 2. 1. Частные грамматические значения (концепты) в англоязычном детском дискурсе
    • 3. 2. 2. Грамматические средства выражения когнитивных структур высокой степени абстракции в англоязычном детском дискурсе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Когнитивно-фреймовая характеризация детской речи на раннем этапе развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена когнитивно-фреймовой характери-зации структурной и содержательной динамики компонентов англоязычной картины мира, частотно реализуемых в детской речи на раннем этапе ее развития. Под характеризацией в работе понимается фреймовое моделирование и изучение закономерностей становления компонентов англоязычной картины мира.

Согласно мнению С. Н. Цейтлин, к рассмотрению языковых явлений, манифестирующихся в речи ребенка, возможны, по крайней мере, два подхода:

1) подход к ним с позиций сложившейся языковой системы взрослого человека, который основан на сопоставлении единиц и категорий детского языка с единицами и категориями языка взрослых;

2) подход с позиций детской языковой системы, рассматриваемой как до известной степени автономный объект, имеющий свои единицы и собственную структуру" [Цейтлин, 2004, с. 276−277]. Характерно, что в лингвистической науке до настоящего времени довольно распространен взгляд на речевую продукцию ребенка (а именно она в первую очередь подвергается изучению, хотя нельзя забывать и о том, что есть и проблема восприятия речи ребенком) именно как на еще не вполне зрелый продукт, порождаемый той же самой языковой системой, что и текст, производимый взрослым. Этот подход характеризуется как вертикальный, так как он основан на взгляде «сверху», с позиций уже сформировавшихся и скрепленных традицией нормы и узуса языковой и дискурсивной системы взрослых. В данном случае не происходит учета динамики речевого процесса, того, как ребенок продвигается от одного этапа к другому в постижении родного языка, и игнорируется то обстоятельство, что язык ребенка находится в состоянии постоянного изменения как на внешнем, так и на внутреннем уровнях [Выготский, 1996]. Две приведенные точки зрения на феномен детской речи, на наш взгляд, не являются взаимоисключающими, но, вместе с тем, второй подход, при котором акцентируется своеобразие речевого развития и речевых проявлений ребенка, представляется более адекватным путем описания механизмов функционирования языковых средств на ранних этапах речевого развития человека. Таким образом, очевиден определенный плюрализм трактовок, отсутствие единой позиции лингвистов в том, что касается статуса и методики анализа детской речи вообще и англоязычной детской речи, в частности. Данный факт свидетельствует в пользу актуальности настоящего диссертационного исследования, раскрывающего не только качественное своеобразие англоязычного детского дискурса по сравнению с дискурсом взрослых, но и специфические структурные особенности картины мира, рекуррентно реализуемой в детской речи.

Актуальность диссертационной работы также обусловлена:

1) неослабевающим интересом лингвистов к моделированию элементов англоязычной картины мира, включающих значимые для соответствующего лингвокультурного сообщества понятийные, смысловые и ценностные ориентиры;

2) важностью изучения генетически ранних структур англоязычной картины мира в аспекте их развития и закономерностей репрезентации в детском дискурсе для более глубокого понимания динамики формирования и вербализации языковой картины мира у зрелой языковой личности.

Объектом рассмотрения в работе являются структуры языковой картины мира англоговорящих детей в возрасте до 4 лет включительно, находящие частотную вербализацию в речи.

Выбор возрастных рамок продиктован тем фактом, что, как показывают отечественные и зарубежные исследования, к 4 годам у ребенка формируется устойчивая и рекуррентно вербализуемая в дискурсе картина мира. С этого же возраста дети, как правило, включаются в активную социальную систему обучения, что сразу приводит к резким изменениям в их картине мирауникальное мировидение ребенка частично разрушается.

Предмет исследования составляют вербализаторы структур англоязычной картины мира (АЯКМ), рекуррентно реализуемые в детской речи на раннем этапе развития.

Материалом диссертации послужила выборка, состоящая из 2280 фрагментов спонтанных речевых произведений англоговорящих детей возрастом до 4 лет включительно, представленных в аудиовизуальных архивах сервера http://www.youtube.com и датированных 2002;2012 гг. В ходе исследования были составлены транскрипты и произведена каталогизация указанных фрагментов детского дискурса. Общий объем проанализированных лексических единиц, выбранных из речевых фрагментов, составил 5 000.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении и фреймовом моделировании структуры и содержательного наполнения рекуррентно вербализуемых в детской речи когнитивных структур разной степени абстракции, выступающих в качестве фрагментов англоязычной картины мира на раннем этапе ее развития.

Методологическая база диссертационной работы. Общефилософский уровень исследования строится на диалектических законах, постулирующих неразрывную связь формы и содержания, а также возможность перехода количества в качество.

Общенаучная основа диссертации базируется на принципах детерминизма, системности и антропоцентризма, составляющих методологическую основу современной гуманитарной науки и, в частности, лингвистики.

Частнонаучная база работы включает труды отечественных и зарубежных лингвистов и психолингвистов в области онтолингвистики, психологии детской речи и исследования генетически ранних форм мышления (К. Бюлер, JI.C. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. Н. Горелов, Н. С. Жукова, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Н. И. Лепская, М. Р. Львов, А. Р. Лурия, Н. Г. Мальцева, С. Л. Новоселова, Ж. Пиаже, М. И. Попова, К. Ф. Седов, Т. Слама-Казаку,.

Т.Н. Ушакова, P.M. Фрумкина, С. Н. Цейтлин, В. Д. Черняк, A.M. Шахнарович, Д. Б. Эльконин, F. Antinucci, R. Cattell, D. Crystal, P. S. Dale, L. Fenson, G.V. Iwald, M.M. Lewis, B. Lust, D. McNeill, S. Pinker, D.I. Slobin, W. Snyder, G.M. Van Tatenhove, E. Wartella, J.A. Zapf и др.), в области теоретических основ изучения динамической структуры языковой картины мира и фреймового моделирования ее элементов, вербализуемых в дискурсе (Ю.Д. Апресян, O.A. Алимурадов, А. Н. Баранов, Е. Г. Беляевская, H.A. Бесе-дина, H.H. Болдырев, Г. А. Брутян, JI. Вайсгербер, А. Вежбицкая, Е. М. Верещагин, В. П. Даниленко, П. С. Дышлевый, O.A. Корнилов, В. В. Красных, Е. С. Кубрякова, М. Минский, А. Б. Михалев, Ж. В. Никонова, Ю. Г. Панкрац,.

3.Д. Попова, В. И. Постовалова, Б. А. Серебренников, И. А. Стернин,.

4. Филлмор, Т. В. Цивьян, А. Д. Шмелев, G. Brown, D. Schiffrin, E.H. Steiner, D. Tannen, R. Veltman и др.), а также в области общей теории дискурса и частных аспектов анализа различных видов англоязычного дискурса (Н.Д. Арутюнова, Г. И. Богин, В. Г. Борботько, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, M. J1. Макаров, Н. К. Рябцева, О. Б. Сиротинина, G. Brown, М. Coulthard, D. Schiffrin, E.H. Steiner, M. Stubbs, R. Veltman, G. Yule и др.).

Основная гипотеза исследования сводится к тому, что англоязычная картина мира на раннем этапе своего развития представлена в виде детской языковой картины мира (ДЯКМ), обладающей качественно специфическими чертами. Генезис ДЯКМ проходит несколько этапов, в ходе которых ее структура подвергается постепенному усложнению за счет диверсификации ключевых элементов, вербализуемых в детском дискурсе как лексическими, так и грамматическими средствами.

Поставленная цель, выдвинутая гипотеза и избранные методологические рамки исследования обусловили постановку следующих задач:

1) установить специфику и выработать возрастную периодизацию генезиса детской англоязычной картины мира, установить динамическую корреляцию коллективного и индивидуального в ДЯКМ;

2) выявить и системно описать лексические макросистемы в языке англоговорящих детей, и прежде всего — макросистемы, обслуживающие такие важнейшие понятийные сферы, как «время», «пространство», «движение», «человек»;

3) построить фреймовую модель англоязычной картины мира, вербализуемой лексическими средствами, определить динамику ее репрезентации в дискурсе детей до 4 лет включительно;

4) осуществить концептуальный анализ важнейших для англоязычного ребенка категориально-концептуальных оппозиций: one’s ownsomebody else’s («свой — чужой»), many — few («много — мало»), good — bad («хороший — плохой»), animate — inanimate («живое — неживое») и др. с выделением основных для англоязычной ментальности раннего периода развития концептов высокой степени абстракции;

5) построить фреймовую модель англоязычной картины мира в аспекте абстрактно-концептуальной составляющей, вербализуемой грамматическими средствами в дискурсе детей до 4 лет включительно;

6) выявить динамику развития абстрактных концептуальных составляющих ДЯКМ на основе анализа овладения англоговорящими детьми грамматическими категориями современного английского языка, в частности, категориями числа, времени, залога и т. д.

Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовался комплексный метод исследования, объединивший в себе как дефиниционный, компонентный, количественный, контекстуальный виды анализа, так и методики фреймового и полевого моделирования.

Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения.

1. Развитие англоязычной детской речи проходит в тесной корреляции с развитием детской языковой картины мира, характеризующейся рядом специфических особенностей по сравнению с языковой картиной мира взрослого. К таким особенностям относятся ярко выраженный индивидуальный характер (эгоцентричность), целостность представлений о мире, проявляющаяся в слабой расчлененности отдельных фрагментов ДЯКМ. До 4 лет картина мира англоговорящего ребенка характеризуется высокой степенью эгоцентричностипосле этого возраста ее содержание приобретает все более выраженный коллективный, социальный характер.

2. Вербализация англоязычной ДЯКМ в речи детей до 4 лет включительно в своем развитии проходит 5 этапов: период крика, гуления, лепета (дословесный период) (0−12 мес.) — период появления первых изолированных слов (12−24 мес.) (one word stage) — период появления в речи первых словосочетаний (22−30 мес.) (two word stage) — период употребления в речи высказываний, состоящих из трех и более слов (28−36 мес.) (three word stage and beyond) — период построения развернутых предложений (34−48 мес.). На речевых периодах вербализации детской языковой картины мира наблюдается ее постепенное усложнение как в аспекте расширения спектра вербализаторов, так и в плане содержательного наполнения.

3. Англоязычная ДЯКМ, вербализуемая лексическими средствами в детской речи, включает основные предметно-чувственные и понятийные представления о фрагментах реальной или воображаемой действительности, релевантных для жизнедеятельности ребенка. Данное знание структурируется в восемь подфреймов, входящих во фреймовую модель данного аспекта ДЯКМ: «Social Environment (People)», «Space», «Time», «Objects», «Nature», «Media and Entertainment», «Activities» и «Evaluation». Каждый из указанных узлов-подфреймов, в свою очередь, распадается на более мелкие слоты и подслоты. Ключевыми фрагментами фреймовой модели являются подфреймы «Objects» и «Social Environment (People)», обладающие разветвленной структурой и наиболее частотно вербализуемые в англоязычном детском дискурсе.

4. В ДЯКМ рассматриваемого периода представлены когнитивные структуры (концепты) относительно высокой степени абстракции, вступающие в категориально-концептуальные оппозиции и реализующиеся в речи детей с помощью лексико-грамматических средств. Фреймовая модель.

ДЯКМ, вербализуемой грамматическими средствами, имеет трехуровневую структуру и включает грамматические концепты, составляющие 21 под-фрейм, а также более частные категориально-грамматические значения, выделяемые в виде слотов и подслотов, посредством которых данные когнитивные структуры находят выражение в англоязычном детском дискурсе.

5. Развитие содержательного наполнения различных фрагментов англоязычной детской языковой картины мира происходит неравномерно, о чем свидетельствуют как отличия в спектре их лексических вербализаторов, так и разная степень овладения грамматическими средствами репрезентации данных фрагментов. Наименьший процент грамматических ошибок наблюдается у англоговорящих детей при вербализации подфреймов «Animatness», «Inanimatness», «Sex assignment" — наибольшим количеством ошибок при вербализации маркированы подфреймы «Definiteness», «Indefiniteness», формирующиеся позднее остальных.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного фреймового моделирования англоязычной картины мира, вербализуемой в речи детей в возрасте до 4 лет включительно. Определяется структурно-содержательное наполнение фрагментов ДЯКМ рассматриваемого периода, выявлены динамика формирования данных фрагментов и закономерности их репрезентации в дискурсе. Новизной отмечена также и стратификация слоев детской ЯКМ по степени абстрактности и по средствам их вербальной репрезентации.

Теоретическая значимость проведенного исследования сводится к тому, что на основе изучения лексики и лексико-грамматических средств репрезентации англоязычной ДЯКМ определены ее основные структурные элементы и построена ее когнитивно-фреймовая модель, что в совокупности углубляет существующие в современной лингвистике теоретические представления о структуре и динамике развития англоязычной картины мира. Кроме того, диссертационная работа вносит определенный вклад в развитие теории и практики исследований англоязычной детской речи за счет уточнения периодизации ее развития в корреляции с развитием детской языковой картины мира, а также благодаря полученным новым данным о динамике словарного запаса ребенка и об овладении им основными грамматическими категориями английского языка. Диссертация способствует уточнению и дальнейшей детализации методики когнитивно-фреймового моделирования.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее основные положения и выводы, а также систематизированная и каталогизированная выборка фрагментов спонтанного детского дискурса могут быть использованы в теоретических курсах по лексикологии, теоретической грамматике и стилистике современного английского языка, психолингвистике, социолингвистике, в спецкурсах по когнитивной лингвистике и когнитивной семантике, семиотике, лингвокультурологии, а также на практических занятиях по английскому языку. Эмпирические обобщения, У полученные в ходе фреймового моделирования элементов картины мира, вербализуемой в англоязычной детской речи, могут быть использованы при составлении учебных пособий по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также существует возможность применения результатов исследования при написании выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационной работы представлялись для обсуждения на региональных межвузовских научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодая наука» (г. Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009 и 2010 гг.), на VI Международной научной конференции «Молодежь России и славянского мира: новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике» (г. Горловка, Украина, Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, 2011 г.), а также на семинарах по когнитивной лингвистике, проводимых кафедрой английской филологии и методики преподавания английского языка Армавирской государственной педагогической академии (г. Армавир, 2010 г.). Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях общим объемом более 6 печатных листов, 3 из которых вышли в свет в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Композиционно диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В главе подробно описана структура фреймовой модели картины мира, вербализуемой лексико-грамматическими средствами в англоязычном детском дискурсе, а также — на основе изучения грамматических ошибок в речи детей — показана динамика формирования абстрактно-категориальных компонентов ДЯКМ.

Детская языковая картина мира (I уровень) вычленяется из общей языковой картины мира и состоит из частных грамматических значений (или концептов высокой степени абстракции) (II уровень), а также лексико-грамматических средств выражения указанных когнитивных структур в англоязычном детском дискурсе (III уровень). Среди составляющих фрейма «Children's Linguistic World Picture» выделяется двадцать один под фрейм: «Animatness», «Inanimatness», «Sex assignment», «Quantity», «Quality», «Perfectness», «Imperfectness», «Activeness», «Passiveness», «Personality», «Reality, factuality», «Unreality», «Wish/Order/Request», «Time», «Modality», «Possession, ownership», «Subjectness/Objectness», «Singularity», «Plurality» «Definiteness», «Indefiniteness».

Процессы усвоения детьми различных грамматических структур и категорий для употребления в речи и вербальной репрезентации абстрактно-категориальных фрагментов ДЯКМ происходят неравномерно. Грамматическая категория числа (слоты «Singular Number» и «Plural Number») сравнительно быстро усваивается детьми, к 5 годам процент ошибок сокращается с 65−70% до 5−10%. Ошибки в употреблении падежей (слоты «Common Case», «Genitive Case», «Object Case», «Possessive Case») в живой речи детей с 1 года до 4 лет сокращаются с 70% до 20%. Освоение грамматической категории рода (слоты «Masculine Gender», «Feminine Gender», «Neuter Gender») англоязычными детьми происходит достаточно успешно, и в 4 года средний процент ошибок составляет 5−10%. При употреблении артиклей (слоты «Definite Article» и «Indefinite Article») процент ошибок в речи детей достаточно высок даже в 4-летнем возрасте — до 30% (в возрасте 1 года доля грамматически некорректных высказываний составляет порядка 80−90%).

При употреблении грамматических категорий времени (слоты «Past Tense», «Present Tense» и «Future Tense») и аспекта {"Perfective Aspect" и «Imperfective Aspect») средний процент речевых ошибок у детей 1 года составляет до 85%, в 4 года — 35−40%. В связи с тем, что категория лица в английском языке (слоты «First Person», «Second Person», «Third Person») достаточно проста по структуре, средний процент ошибок у детей в возрасте 4 лет находится в пределах 20%. В рамках грамматической категории наклонения (слоты «Indicative Mood», «Imperative Mood», «Subjunctive Mood») англоязычные дети в возрасте 4 лет в среднем ошибаются в 30% случаев (по сравнению с 80% в возрасте 1 года). Дети достаточно быстро усваивают употребление действительного залога в речи, но страдательный залог они начинают употреблять значительно позднее (с 5−6 лет) (слоты «Active Voice» и «Passive Voice»), в связи с чем средний процент ошибок употребления детьми данной категории в возрасте 4 лет достаточно высокдо 30%.

При употреблении степеней сравнения (слоты «Comparative Degree» и «Superlative Degree») в детской речи средний процент ошибок даже в 4-летнем возрасте составляет 25−30%.

В целом, к четырехлетнему возрасту наименьший процент грамматических ошибок наблюдается у англоговорящих детей при вербализации подфреймов «Animatness», «Inanimatness», «Sex assignment», а наибольшим количеством ошибок при вербализации маркированы подфреймы «Definiteness», «Indefiniteness», формирующиеся позднее остальных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Моделирование элементов англоязычной картины мира, включающих значимые для соответствующего лингвокультурного сообщества понятийные, смысловые и ценностные ориентиры, всегда вызывало интерес у лингвистов.

В данном контексте следует подчеркнуть важность изучения генетически ранних структур англоязычной картины мира в аспекте их развития и закономерностей репрезентации в детском дискурсе для более глубокого понимания динамики формирования и вербализации языковой картины мира у зрелой языковой личности.

Совершенно очевидным представляется тот факт, что ребенок — это особый тип языковой личности, характеризующийся особым взглядом на мир и на себя, свое положение в мире, в котором он существует. Следовательно, и детская языковая картина мира, отображающая особенности детского знания о мире и ценностной ориентации ребенка, во многом отличается от картины мира взрослых носителей языкового сознания и представляет собой особый способ концептуализации действительности, особое отображение психофизических реалий в языке детей, что объясняется свойствами мышления детей, своеобразием их мироощущения и мировосприятия. В 4 года у ребенка создается устойчивая, регулярно вербализуемая в речи картина мира.

Детская языковая картина мира (ДЯКМ), представляющая собой ранний этап развития англоязычной картины мира, обладает особыми специфическими чертами, отличающими ее от других типов картин мира. Развитие ДЯКМ проходит в несколько этапов, в ходе которых ее структура постепенно усложняется за счет диверсификации лексических и грамматических средств ее выражения, вербализуемых в детском дискурсе. Производимые ребенком изменения в языке являются результатом его мыслительной деятельности, особого целостного представления о мире, которое формируется в коллективном детском сознании.

Англоязычная детская речь развивается параллельно и в тесном взаимодействии с развитием мышления и предметной деятельности ребенка. Несмотря на то, что речь и мышление развиваются во взаимной обусловленности, они не дублируют друг друга, так как генезис мышления приоритетен по сравнению с генезисом речи, который начинается по мере формирования у ребенка понятий. Среди особенностей языковой картины мира детей выделяются ярко выраженный индивидуальный характер, или эгоцентричность, а также целостность представлений о мире, проявляющаяся в незначительной расчлененности отдельных ее фрагментов. До 4 лет картина мира англоговорящего ребенка характеризуется высокой степенью эгоцентричности, а позже, в результате активного включения в высоко социализированную систему обучения, ДЯКМ приобретает выраженный коллективный, социальный характер.

В речи детей до 4 лет включительно вербализация англоязычной ДЯКМ в онтогенезе проходит 5 этапов: период крика, гуления, лепета (дословесный период) (0−12 мес.) — период появления первых изолированных слов (1224 мес.) (one word stage) — период появления в речи первых словосочетаний (22−30 мес.) (two word stage) — период употребления в речи высказываний, состоящих из трех и более слов (28−36 мес.) (three word stage and beyond) — период построения развернутых предложений (34−48 мес.). Каждый новый этап обладает специфическими чертами по сравнению с предыдущим, на каждом из перечисленных этапов наблюдается постепенное усложнение речевых явлений, т. е. расширение спектра вербализаторов детской языковой картины мира и содержательного наполнения речи.

Основу англоязычной ДЯКМ, вербализуемой лексическими средствами в детской речи, формируют предметно-чувственные и понятийные представления о фрагментах реальной или воображаемой действительности, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности ребенка. Анализ динамики дискурсивного развития англоговорящих детей и тематическая классификация употребляемых ими лексических единиц позволили выделить конституенты картины мира, вербализуемой лексикой, и построить ее фреймовую модель. Вершиной модели, реализуемой лексическими средствами, является ячейка-имя фрейма «Children's World Picture», соответствующая общей концептуальной структуре, которую моделирует данный фрейм. Второй уровень представлен восемью подфреймовыми структурами «Social Environment (People)», «Space», «Time», «Objects», «Nature», «Media and Entertainment», «Activities» и, наконец, «Evaluation», в которых сконцентрирована наиболее общая информация о знании, локализованном в рассматриваемом концептуальном фрагменте. Каждый из представленных узлов-подфреймов в свою очередь распадается на более мелкие слоты и подслоты. Ключевыми фрагментами фреймовой модели являются подфреймы «Objects» и «Social Environment (People)», обладающие разветвленной структурой и наиболее частотно вербализуемые в англоязычном детском дискурсе (в 19% и 17% случаев соответственно), затем идут подфреймы «Media and Entertainment» (15,2%), «Nature» (13%). Приблизительно одинаковое количество вербализаторов (около 11,5% выборки) имеют подфреймы «Space» и «Activities». Наименее частотны вербализаторы под фреймов «Time» и «Evaluation» (8% и 5% соответственно).

В ДЯКМ рассматриваемого периода входят когнитивные структуры (концепты), обладающие относительно высокой степенью абстракции, вступающие в категориальные и концептуальные оппозиции и реализующиеся в детском дискурсе с помощью лексико-грамматических средств. Мы условно разделяем детскую картину мира, репрезентируемую грамматической семантикой в дискурсе, на три уровня по принципу дедукции, что отражено в реконструированной фреймовой модели данного аспекта ДЯКМ. Данная фреймовая структура включает грамматические концепты, составляющие 21 подфрейм («Animatness», «Inanimatness», «Sex assignment», «Quantity», «Quality», «Perfectness», «Imperfectness», «Activeness», «Passiveness», «Personality», «Reality, factuality», «Unreality»,.

Wish/Order/Request", «Time», «Modality», «Possession, ownership», «Subjectness/Objectness», «Singularity», «Plurality» «Definiteness», «Indefiniteness»), a также более частные категориально-грамматические значения, выделяемые в виде слотов и подслотов, посредством которых данные когнитивные структуры находят выражение в англоязычной детской речи.

Усвоение детьми от 1 года до 4 лет различных грамматических структур и категорий для употребления в речи происходит неравномерно. Количество ошибок в употреблении числа сокращается с 65−70% до 5−10%, падежей — с 70% до 20%, при употреблении рода — в 4 года средний процент ошибок составляет 5−10%, при употреблении артиклей — до 30% (в возрасте 1 года — 80−90%). При употреблении грамматических категорий времени и вида процент речевых ошибок у детей падает от 85% до 35−40%. В рамках грамматической категории наклонения англоязычные дети в возрасте 4 лет в среднем ошибаются в 30% случаев (по сравнению с 80% в возрасте 1 года). Средний процент ошибок употребления залога детьми в возрасте 4 лет достигает 30%, а степеней сравнения — 25−30%.

Отличия в спектре лексических вербализаторов фрагментов англоязычной ДЯКМ, а также разная степень овладения детьми различными грамматическими средствами репрезентации данных фрагментов свидетельствуют о неравномерном развитии их содержательного наполнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что к 4−5 годам у англоязычных детей еще не сформировано полное представление о грамматической системе родного языка.

Несмотря на подробную когнитивно-фреймовую характеризацию детской речи на раннем этапе развития, изложенную в данной работе, можно выделить несколько направлений дальнейших научных изысканий в данной сфере. Среди перспектив исследования можно назвать изучение детской картины мира, вербализуемой лексическими и грамматическими средствами в речи детей дошкольного (5−7 лет) и школьного возрастаподробное сопоставление и анализ корреляций детской и взрослой языковых картин мираизучение генезиса лексических и грамматических структур в других германских языках, а также анализ тендерных параметров англоязычной детской речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Т. К проблеме экстралингвистической мотивации грамматической категории рода Текст. / А. Т. Аксенов // Вопросы языкознания. -М., 1984. -№ 1.-С. 14.
  2. , Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей Текст. / Ю. А. Аксенова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 479 с.
  3. , О.А. Концепт и лингвистическая семантика Текст.: монография / О. А. Алимурадов. Saarbruken: Lambert Academic Publishers, 2011.-316c.
  4. , Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира Текст. / Ю. Д. Апресян // Семиотика и информатика. М.: Наука, 1986. -С. 5−32.
  5. , Ю.Д. Избранные труды Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки русской культуры, 1995. — Т. 2. — С. 8−101.
  6. , Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. -760 с.
  7. , Е.А. Ребенок от года до четырех лет Текст. / Е. А. Аркин. М.- Л.: Учпедгиз, 1931. — 196 с.
  8. , Е.А. Дошкольный возраст Текст. / Е. А. Аркин. М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1948. — 334 с.
  9. , В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков Текст. / В. Д. Аракин. М., 1989. — 254 с.
  10. Ю.Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: Смысл, 1999. — 387 с. 11 .Арутюнова, Н. Д. Дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 136−137.
  11. , Н.Д. Введение Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. — С. 3−10.
  12. П.Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу Текст. / А. Н. Афанасьев. М.: Славянский мир, 1995. — 1231 с.
  13. М.Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюции, перспективы Текст. / М. Д. Ахундов. М., 1982. — 224 с.
  14. , А.Н. Категории искусственного интеллекта в лингвистической семантике. Фреймы и сценарии Текст. / А. Н. Баранов. М., 1987. — 270 с.
  15. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 300 с.
  16. , A.A. Культурология. Антропологические теории культур Текст.: учебное пособие / A.A. Белик. М., 1999. — 241 с.
  17. , Е.Г. О характере когнитивных оснований языковых категорий Текст. / Е. Г. Беляевская // Когнитивные аспекты языковой категоризации: сб. науч. тр. Рязань: Изд-во РГПУ им. С. А. Есенина, 2000. -С. 9−14.
  18. , С.М. Концепт «дом» как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вульф Текст. / автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / С. М. Богатова. Омск, 2006. — 20 с.
  19. , Г. И. Типология понимания текста Текст. / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во Калининск. гос. ун-та, 1986. — 87 с.
  20. , H.H. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии Текст. / H.H. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. 123 с.
  21. , H.H. Концепт и значение слова Текст. / H.H. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стер-нина. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. — С. 25−36.
  22. , H.H. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики Текст. / H.H. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004.-№ 1.-С. 18−36.
  23. , Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте Текст. / Н. С. Болотнова. Томск: Изд-во Том. пед. ин-та, 1992.-280 с.
  24. , A.B. Теория морфологических категорий Текст. / A.B. Бондар-ко. Л.: Наука, 1976. — 255 с.
  25. , Г. А. Язык и картина мира Текст. / Г. А. Брутян // НДВШ. Филос. науки. М., 1973. — № 1. — С. 45−69.
  26. , К. Духовное развитие ребенка Текст. / К. Бюлер. М., 1924. -556 с.
  27. , Ш. Сказка и фантазия ребенка Текст. / Ш. Бюлер. М.- Л., 1925. -321 с.
  28. , И.Л. Родной язык и формирование духа Текст. / И.Л. Вайс-гербер. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 224 с.
  29. , А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры, 1999. — 780 с.
  30. , Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: лингвостранове-дение в преподавании русского языка Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 248 с.
  31. , JI. Логико-философский трактат Текст. / Л. Витгенштейн. М.: Канон, 2008. — 287 с.
  32. , Л.С. Психология детства Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6-ти т. М., 1984. — Т. 4. — 432 с.
  33. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
  34. , Л.С. Психология развития ребенка Текст. / Л. С. Выготский // Библиотека всемирной психологии. М.: Смысл- Эксмо, 2003. — 512 с.
  35. , А.Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев. -М.: Просвещение, 1961. 365 с.
  36. , Г. Принципы механики, изложенные в новой связи Текст. / Г. Герц. -М.: Наука, 1959.-346 с.
  37. , В.П., Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. М.: ACT, Астрель, 2007. — 320 с.
  38. , Б.Н. Введение в языкознание Текст. / Б. Н. Головин. М.: Высшая школа, 1977. — 312 с.
  39. , И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе Текст. / И. Н. Горелов. Челябинск: Изд-во Челябинск, гос. пед. ин-та, 1974.- 116 с.
  40. , И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики Текст.: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Лабиринт, 2001. — 224 с.
  41. , Е.Л. Грамматические значения и категории Текст.: пособие по общему языкознанию / Е. Л. Григорьян. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.-24 с.
  42. , Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения Текст. /
  43. Д.Б. Гудков. М., 2000. — 118 с.
  44. , Э. Возникновение и сохранение языковой сложности Текст. / Э. Даль- пер. с англ. М., Изд-во ЖИ, 2009. — 560 с.
  45. , В.П. Языковая картина мира в гипотезе Сепира-Уорфа Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. http://www.islu.ru/danilenko/ articles/sepirkart.htm.
  46. , В.П. Языковая картина мира в концепции Л. Вайсгербера Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. http://www.islu.ru/danilenko/ articles/vaiskart.htm.
  47. , Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т.А. ван Дейк. -М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  48. , O.A. Прецедентный текст в системе лингвокультурных текстов Текст. / O.A. Дмитриева // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: тезисы докладов научной конференции (Волгоград, 6−8 октября). Волгоград: Перемена, 1998. — С. 35−36.
  49. , К. А. Интерпретация текста Текст. / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  50. , Т.М. Язык и социальная психология Текст. / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  51. , О. Философия грамматики Текст. / О. Есперсен. М., 1958. -400 с.
  52. , Н.С. Отклонения в развитии детской речи Текст. / Н. С. Жукова.-М., 1994.-128 с.
  53. , A.A. Преодоление пространства в русской языковой картине мира: глагол «добираться» Текст. / A.A. Зализняк // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 3037.
  54. , A.M. Родовой строй и первобытная мифология Текст. / A.M. Золотарев. М.: Наука, 1964. — 328 с.
  55. , И.П. и др. Теоретическая грамматика современного английского языка [Текст]: учебное пособие / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. М.: Высшая школа, 1981. — 285 с.
  56. , Н.Ф. Грамматика современного английского языка Текст. / Н. Ф. Иртеньева. М, 2006. — 312 с.
  57. , Е.И. Дословесный период развития речи у детей Текст. / Е. И. Исенина. Саратов: Изд-во СГУ, 1986. — 164 с.
  58. , Д.М. Использование прилагательных «большой маленький» на начальном этапе развития речи Текст. / Д. М. Калашник // Детская речь: проблемы и наблюдения. — Л., 1989. — С. 118−126.
  59. , В.И. Структура институционального дискурса Текст. / В.И. Ка-расик // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — С. 25−33.
  60. , В.И. О категориях лингвокультурологии Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. науч. тр. ВГПУ Волгоград: Перемена, 2001. — С. 3−16.
  61. , Ю.Н. Общая и русская идеография Текст. / Ю. Н. Караулов. -М., 1976.-355 с.
  62. , A.A. Механизмы устранения референциального конфликта Текст. / A.A. Кибрик // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М.: Наука, 1987. — С. 128−145.
  63. , М.А. Дружеские встречи с английским языком Текст. / М. А. Колпакчи. Л., 1978. — 286 с.
  64. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: ДомКнига, 2005. — 128 с.
  65. , М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг Текст. / М. М. Кольцова, М. С. Рузина // Психология детства. Современный взгляд. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. -224 с.
  66. Кон, И. С. Категория «я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. М., 1981. — Т. 2, № 3. — С. 25−38.
  67. Кон, И. С. Вкус запретного плода Текст. / И. С. Кон. М.: Молодая гвардия, 1992 — 365 с.
  68. , O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст.: автореф. дис.. докт. филол. наук: 24.00.04 / O.A. Корнилов. М., 1999. — 33 с.
  69. , O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст. / O.A. Корнилов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
  70. , В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа Текст. / В. Г. Костомаров. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 171 с.
  71. , А.О. Обращение в детской речи Текст. / А. О. Костылев //
  72. Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. -С. 69−76.
  73. , В.В. Свой среди «чужих»: миф или реальность Текст. /
  74. B.В. Красных. М.: Гнозис, 2003. — 374 с.
  75. , Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения Текст. /Е.С. Кубрякова // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. — С. 106−113.
  76. , Е.С. О формировании языковой картины мира у ребенка Электронный ресурс. / С. Кубрякова. http://www.iling.spb.ru/grammati-kon/child/kub.html.
  77. , Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира Текст. / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 141−172.
  78. , Е.С. Специфика актов референции в детской речи Текст. / Е. С. Кубрякова // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л., 1989.1. C. 3−12.
  79. , Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Институт языкознания РАН, 1997. — 327 с.
  80. , Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека Текст. / Е. С. Кубрякова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2003. — № 4 (38). — С. 2−12.
  81. , Е.С. и др. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи [Текст] / Е. С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л. В. Сахарный. М.: Наука, 1991.-239 с.
  82. , М.Л. Связь лексического и логического в детской речи Текст. / М. Л. Кусова // Детская речь и пути ее совершенствования. Екатеринбург, 1992.-С. 98−104.
  83. , А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. И. Лаврентьева. -М., 1998. 165 с.
  84. , Т.А. Связная речь Текст. / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980. — 240 с.
  85. , A.A. Признаки связности и цельности текста Текст. / A.A. Леонтьев // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. — С. 46−47.
  86. , A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. -Изд. 3-е. М.- СПб., 2003. — 287 с.
  87. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 480 с.
  88. , А.Н. Лекции по общей психологии Текст.: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 511 с.
  89. , Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) Текст. / Н. И. Лепская. М., 1997. — 152 с.
  90. , М.И. Развитие общения у дошкольников Текст. / М. И. Лисина. -М., 1974.-289 с.
  91. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  92. , М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития Текст. / М. Р. Львов. М., 1975.- 176 с.
  93. , А.Р. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка Текст. / А.Р. Лурия- под ред. А. Р. Лурия. Л., 1930. — 432 с.
  94. , А.Р. Язык и сознание Текст.: монография/ А.Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
  95. , C.B. Историческая этнология Текст. / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
  96. , A.A. Детская психология Текст. / A.A. Люблинская. М., 1979.-472 с.
  97. , С.Х. Концептология: к становлению подхода Текст. / С.X. Ля-пин // Концепты: Научные труды Центроконцепта. Архангельск, 1997. -Вып. 1.-С. 11−35.
  98. , М.Р. Основы теории дискурса Текст. / М. Р. Макаров. М.: Гнозис, 2003.-280 с.
  99. , M.JI. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе Текст. / М. Л. Макаров. Тверь: Изд-во ТГУ, 1998. — 200 с.
  100. , Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5−6 лет Текст.: дис.. канд. филол. наук, 10.02.19 / Н. Г. Мальцева. -Саратов, 2002. 207 с.
  101. , А.К. Психология усвоения языка как средства общения Текст. / А. К. Маркова. М., 1974. — 239 с.
  102. , К., Энгельс, Ф. Собрание сочинений Текст.: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 42. — 92 с.
  103. , М. Фреймы для представления знаний Текст. / М. Минский. -М.: Энергия, 1979. 152 с.
  104. , В.В., Морковкина, A.B. Русские агнонимы. Слова, которые мы не знаем Текст. / В. В. Морковкин, A.B. Морковкина. М.: Наука, 1997.-414 с.
  105. , Е.И., Шахнарович, A.M. Язык и дети Текст. / Е. И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. М., 1981. — 111 с.
  106. , М.В. Развернутые тезисы о концептах Текст. / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. — № 1. — С. 53−64.
  107. , С.Е. Устная народная культура и языковое сознание Текст. / С. Е. Никитина. М.: Наука, 1993.- 189 с.
  108. , Ж.В. Фреймовый анализ как метод лингвистического описания вербальных структур Текст. / Ж. В. Никонова // Вестник ТГУ. Томск, 2007. — Вып. 6 (50). — С. 229−234.
  109. , С.Л. Генетически ранние формы мышления Текст. /в
  110. С.JI. Новоселова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. — 320 с.
  111. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
  112. Оке, М. В. Вымышленные языки в поэтике англоязычного романа XX в. (Newspeak, Nadsat, Kuranian, Zemblan) (на материале произведений Дж. Оруэлла, Э. Борджеса и В. Набокова) Текст. / М.В. Оке- Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 2006. — 168 с.
  113. , М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст. / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999. — 288 с.
  114. , Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. — 357 с.
  115. , Р.И. Понимание речи и философия языка Текст. / Р. И. Павиленис // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. — Вып. 17: Теория речевых актов. — С. 380−388.
  116. , Ю.Г. Пропозициональная форма представления знаний Текст. / Ю. Г. Панкрац // Язык и структуры представления знания. М.: ИНИОН, 1992.-С. 78−97.
  117. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / A.M. Пешковский. Изд. 9. — М., 2009. — 432 с.
  118. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. М.- Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1932. — 185 с.
  119. , М. Единство физической картины мира Текст. / М. Планк. М.: Наука, 1974. — 272 с.
  120. , М.И. Грамматические элементы языка в речи детей пред-дошкольного возраста Текст. / М. И. Попова // Вопросы психологии. -М., 1958.-№ 4.-С. 106−117.
  121. , М.И. Начало речевого общения у детей раннего возраста Текст. / М. И. Попова // Умственное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 112−118.
  122. , З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.- 130 с.
  123. , З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. 2-е изд., стереотип. — Воронеж: Истоки, 2002.- 191 с.
  124. , З.Д., Стернин, И.А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. — С. 9−50.
  125. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 8−69.
  126. , A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Правда, 1989. -624 с.
  127. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки Текст. / В. Я. Пропп. -М.: Наука, 1969.-168 с.
  128. , Ю.А. Содержание и способы выражения субъектно-объектных отношений в процессе их усвоения ребенком Текст. / Ю. А. Пупынин // Детская речь как предмет лингвистического изучения. -Л., 1987.-С. 57−63.
  129. , O.A. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства Текст. / O.A. Радченко. М.: Едиториал УРСС, 2005.-312 с.
  130. , Л.М. Семья как социальная среда и как социальная ситуация развития Текст. / Л. М. Разорина // Семья в изменяющемся мире. М., 1994.-С. 45−49.
  131. , В.П. Словарь культуры XX века Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1998.-384 с.
  132. , Н.Г. К вопросу о формировании обобщений в раннем детстве Текст. // Доклады АПН РСФСР. 1960. — № 4- 1961. — № 2. -С. 19−27.
  133. , К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции Текст. / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
  134. Семантические категории в детской речи Текст. / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. — 436 с.
  135. , Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? Текст. / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М., 1988. — С. 115−210.
  136. , П. Как читают тексты во Франции Текст. / П. Серио // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / пер. с фр. и португ. -М.: ОАО ИГ Прогресс, 1999. С. 14−53.
  137. , И.А. Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1901. — 64 с.
  138. , О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи Текст. / О. Б. Сиротинина // Человек Текст — Культура. — Екатеринбург, 1994.-С. 105−124.
  139. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей Текст. / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. М., 1961. — № 2. -С. 97−106.
  140. , Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики Текст. / Д. Слобин // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. — С. 143−207.
  141. , Д., Грин, Дж. Психолингвистика Текст. / Д. Слобин, Дж. Грин.- М.: Прогресс, 1976. 351 с.
  142. , А.И. Синтаксис английского языка Текст. / А.И. Смир-ницкий. М., 1957. — 288 с.
  143. , А.И. Морфология английского языка Текст. / А. И. Смирницкий. М., 1959. — 321 с.
  144. , A.B. Языковая картина мира английской народной сказки Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.B. Смирнов. СПб., 2006. -178 с.
  145. , С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 345 с.
  146. , О.В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике Текст. / О. В. Соколова // Вестник АГТУ. Астрахань, 2007. — № 1 (36). -С. 236−239.
  147. , Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности Текст. / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века: сб. статей. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1995. — С. 35−73.
  148. , И.В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка Текст. / И. В. Столярова // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л., 1989. -С. 110−118.
  149. , Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике Текст. / Э. Д. Сулейменова. Алма-Ата, 1989. — 160 с.
  150. , И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей Текст. / И. П. Сусов. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 379 с.
  151. , Н.Л. Имена «вещей» в детской языковой картине мира Электронный ресурс. / Н. Л. Тухарели. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/russlin/02.php
  152. , Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: аналогия в семантике Текст. / Е. В. Урысон. М.: Языки славянской культуры, 2003.-224 с.
  153. , A.A. Слово в лексико-семантической системе языка Текст. / A.A. Уфимцева. М., 1968. — 287 с.
  154. , Т.Н. Речь: истоки и принципы развития Текст.: учебное пособие / Т. Н. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 316 с.
  155. , Ч. Новое в зарубежной лингвистике Текст. / Ч. Филлмор. -М., 1981.-Вып. 10.-С. 369−495.
  156. , Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка / под ред.
  157. B.В. Петрова. М.: Прогресс, 1988. — Вып. XXIII. — С. 52−91.
  158. , Г. А. Речевое развитие младших школьников Текст. / Г. А. Фомичева. -М.: Просвещение, 1970. 176 с.
  159. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Текст. / под ред. A.A. Столяра. М.: Просвещение, 1988.-303 с.-ФМПД.
  160. , P.M. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем Текст. / P.M. Фрумкина. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. — 320 с.
  161. , В.К. Семантика слова в детской речи Текст. / В. К. Харченко // Детская речь как предмет лингвистического изучения. JL, 1987.1. C. 23−34.
  162. , Н. Язык и мышление Текст. / Н. Хомский. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 126 с.
  163. , С.Н. Категория рода в детской речи. Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры Текст. / С. Н. Цейтлин. СПб., 2005.-408 с.
  164. , С.Н. Окказиональные морфологические формы в детской речи Текст.: учебное пособие к спецкурсу / С. Н. Цейтлин. JL, 1988. — 77 с.
  165. , С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи Текст. / С. Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб.: Наука, 2004. — С. 119−122.
  166. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира Текст. / Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1990. — 203 с.
  167. Человек Текст — Культура Текст.: коллективная монография / подред. H.A. Купиной, T. B Матвеевой. Екатеринбург, 1994. — 235 с. — ЧТК.
  168. , В.Д. Отражение системных связей лексических единиц в детской речи Текст. / В. Д. Черняк // Детская речь как предмет лингвистического изучения. JL, 1987. — С. 76−83.
  169. , A.M. Мотивированность знаков языка в онтогенезе речевой деятельности Текст. / A.M. Шахнарович // Вопросы семантики. -Калининград, 1978. С. 203−209.
  170. , A.M., Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) Текст. / A.M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. -М.: Наука, 1990. 168 с.
  171. , Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка Текст. / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. М., 1954. -Вып. 54.-С. 92−101.
  172. , Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским синтаксическим словарем» Текст. / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1999. — № 1. — С. 3−16.
  173. , А.Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира Текст. / А. Д. Шмелев // Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003. -С. 452−464.
  174. , A.C. Перцептивный аспект речевой деятельности Текст. /
  175. A.C. Штерн. СПб., 1992. — 236 с.
  176. Штерн (Стерн), В. Б. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Текст. / В. Штерн. Пер. M. JL Энгельгардт. 2-е изд. — Петроград: 26-ая государственная типография, 1922. — 280 с.
  177. , В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) /
  178. B.Г. Щукин // Вопросы философии. 2004. — № 10. — С. 47−64.
  179. , А. Собрание научных трудов Текст. / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1967.-Т. 4.-600 с.
  180. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  181. , Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте Текст. / Д.Б. Эль-конин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  182. , Ю.А. Артикль как средство детерминации Текст. / Ю.А. Юри-на // Фундаментальные исследования. М., 2006. — № 8. — С. 75−75.
  183. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994.-343 с.
  184. Antinucci, F., Miller, R. How children talk about what happened Text. / F. Antinucci, R. Miller // Journal of Child Language. 1976. — № 3. -167 p.
  185. Bloom, L. Language Development: Form and function in emerging grammars Text. / L. Bloom. Cambridge, Mass.: M.LT., 1970. — 229 p.
  186. Bloom, L. et al. Semantics of verbs and the development of verb inflection [Text] / L. Bloom, K. Lifter, J. Hafitz // Language. 1980. — P. 386−412.
  187. Brinton, L.J. The structure of modern English. A linguistic introduction Text. / L.J. Brinton. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamin’s Publishing Company, 2000. — 336 p.
  188. Brown, G., Yule, G. Discourse Analysis Text. / G. Brown, G. Yule. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983. 288 p.
  189. Cattell, R. Children’s Language. Consensus and Controversy Text. / R. Cattell. Revised ed. — London- New York: Continuum, 2007. — 280 p.
  190. Cazden, C. Child Language and Education Text. / C. Cazden. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1972. Quoted in J. Aitchison, The Articulate Mammal. — London: Hutchinson, 1973. — P. 72.
  191. Coulthard, M. Advances in Spoken Discourse Analysis Text. / M. Coulthard. London: Routledge, 1992. — 266 p.
  192. Child Development Chart Electronic resource. http://www.child-developmentinfo.com/development/languagedevelopmentinchildren.shtml
  193. Claussen, J. Family structure, socialization, and personality Text. /
  194. J. Claussen // Review of child development research / L. Hoffman, M. Hoffman (eds.). -N.Y.: Russel Sage, 1966. P. 1−54.
  195. Clahsen, H. et al. Regular and irregular inflection in the acquisition of German noun plurals [Text] / H. Clahsen, M. Rothweiler, A. Woest, G.F. Marcus // Cognition. 1992. — Vol. 45, № 3. — P 225−255.
  196. Clark, E.V. The principle of contrast: a constraint on acquisition Text. / E.V. Clark- MacWhinney (ed.). 1987. — P. 1−33.
  197. Clark, E.V. Early verbs, event-types, and inflections Text. / E.V. Clark // Children’s language / J.H.V. Gilbert and C.E. Johnson (eds.). Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1996. — Vol. 9. — P. 61−73.
  198. Corbett, G.G. Gender Text. / G.G. Corbett. Cambridge, 1991. — 325 p.
  199. Crystal, D. How Language Works Text. / D. Crystal. London: Penguin Books, 2006. — 500 p.
  200. Dahl, О. Review on Haspelmath 1997 Text. / O. Dahl // Linguistics and Philosophy. 1999. — Vol. 22. — P. 663−678.
  201. Dale, P. S., Fenson, L. Lexical development norms for young children Текст. / P. S. Dale, L. Fenson // Behavior Research Methods, Instruments & Computers. 1996. — 28. — P. 125−127.
  202. Decroly, O., Degand, J. Observations relatives au developpement de la notion du temps chez une petite fille Texte. / O. Decroly, J. Degand // Archives de Psychologie. 1913. — 113 p.
  203. Deese, J. On the Structure of Associative Meaning Text. / J. Deese // Psych. Rev. 1962. — V. 69. — P. 166−175.
  204. Eppel, H. Improvement in intelligence and language abilities in pre-school children Text. / H. Eppel // Zeitschrift fur Entwicklungspsychologie und Padagogishe Psychologie. 1974. — Vol. 6, № 2. — P. 109−123.
  205. Fasold, R. Sociolinguistics of Language Text. / R. Fasold. London: Basil Blackwell, 1990. — P. 61−82.
  206. Fillmore, Ch.J. An Alternative to checklist theories of meaning Text. / Ch.J. Fillmore //BSL.- 1975. -V. 1.-P. 123−131.
  207. Hardy, C. Networks of Meaning: A bridge between mind and matter. -Westport, Connecticut- London: Praeger, 1998. 217 p.
  208. Harner, L. Yesterday and tomorrow: development of early understanding of the terms Text. / L. Harner // Developmental Psychology. New York, 1975. -Vol. 11 — № 6. — P. 864−865.
  209. Ilyish, B.A. The Structure of Modern English Text. / B.A. Ilyish. M., 1971. — 366 p.
  210. Iwald, G.V., Pierce, K.B. Language Development. Learning and Disorders Text. / G.V. Iwald, K.B. Pierce // Nova Biomedical / G.V. Iwald, K.B. Pierce (ed.). New York: Nova Science Publishers, Inc. 2008. — 202 p.
  211. Kuczaj, S.A. The acquisition of regular and irregular past tense forms Text. / S.A. Kuczaj // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1977. — II. -P. 589−600.
  212. Lange, J. de. Article Omission in Headlines and Child Speech. A Processing Approach Text. / J. de Lange- Netherlands Graduate School of Linguistics. -Landelijke: LOT, 2008. 303 p.
  213. Lewis, M.M. Infant Speech Text. / M.M. Lewis / A Study of the Beginnings of Language. New York: ARNO PRESS, 1975. — 340 p.
  214. Lust, B. Child Language Acquisition and Growth Text. / B. Lust // Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge, 2006. — 389 p.
  215. Marcus, G.F. et al. Overregularization in language acquisition [Text] / G.F. Marcus, S. Pinker, M. Ullrnan, M. Hollander, J.J. Rosen, Xu Fei // Monograph of the Society for Research in Child Development. 1992. -Vol. 57. — № 4 (serial № 228). — 187 p.
  216. McNeill, D. Developmental psycholinguistics Text. / D. McNeill // The Genesis of Language: A Psycholinguistic Approach / F. Smith & G.A. Millereds.). Cambridge, MA: MIT Press. 1966. — P. 15−84.
  217. Menn, L., Stoel-Gammon, C. Phonological development Text. / L. Menn,
  218. C. Stoel-Gammon // The Handbook of Child Language / P. Fletcher and B. MacWhinney (eds.). Oxford: Blackwell, 1995. — P. 335−359.
  219. Mills, A.E. The Acquisition of the Gender. A Study of English and German Text. / A.E. Mills. Berlin, 1986. — 258 p.
  220. Noble, C.E. An Analysis of meaning Text. / C.E. Noble // Psychological Review. 1952. — V. 59. — P. 421−430.
  221. Onomatopoeia: Words that Make Noise Electronic resource. http:// www.kristensguide.com/Writing/WordLists/onomatopoeia.asp.
  222. O’Shea, M.V. The parts of speech in the child’s linguistic development Text. / M.V. O’Shea // Transactions of the Wisconsin Academy of Sciences, Arts and Letters / E.B. Skinner (ed.). 1904. — Vol. XV, part I. — P. 178−208.
  223. Pinker, S. The Stuff of Thought Text. / S. Pinker // Language as a Window into Human Nature. London: Penguin books, 2007. — 500 p.
  224. Schiffrin, D. Approaches to Discourse Text. / D. Schiffrin. Oxford, Cambridge, Mass.: Basil Blackwell, 1994. — 195 p.
  225. Schiffrin, D. Discourse Markers Text. / D. Schiffrin. Cambridge- New York: Cambridge University Press, 1987. — 231 p.
  226. Shuxia, Liu. Early vocabulary development in English, Mandarin, and Cantonese: a cross-linguistic study based on CHILDES Electronic resource. http ://www.books.google.ru/books/about/EarlyVocabularyDevelopment inEnglish.html.
  227. Slobin, D.I. Cognitive prerequisites for the acquisition of grammar Text. /
  228. D.I. Slobin // Studies of Child Language Developments / C.A. Ferguson, D.I. Slobin (eds.). New York: Holt, Rinehart & Winston, 1971. — P. 175 208.
  229. Slobin, D.I. Cross-linguistic evidence for the Language-Making Capacity Text. / D.I. Slobin // The Cross-Linguistic Study of Language Acquisition / D.I. Slobin (ed.) Hillsdale, N. J: Erlbaum, 1985. — P. 1157−1256.
  230. Snyder, W. Child Language Text. / W. Snyder // The Parametric Approach. Oxford University Press, 2007. — 210 p.
  231. Spencer, A., Zwicky, A.M. The Handbook of Morphology Text. / A. Spencer, A.M. Zwicky. Wiley-Blackwell, 2001. — 832 p.
  232. Steiner, E.H., Veltman, R. Pragmatics, Discourse and Text: Some Systematically-inspired Approaches Text. / E.H. Steiner, R. Veltman (eds.). -Norwood, NJ: Ablex Pub. Co., 1988. 369 p.
  233. Stenstrom, A.B. An Introduction to Spoken Interaction Text. / A.B. Sten-strom. London- New York: Longman, 1994. — 288 p.
  234. Stubbs, M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language Text. / M. Stubbs. Oxford: Basil Blackwell, 1983. — 272 p.
  235. Sweet, H.A. New English Grammar Text. / H.A. Sweet. Logical and Historical, Oxford, 1958. — 136 p.
  236. Tannen, D. Framing in Discourse Text. / D. Tannen. Oxford: Oxford University Press, 1993. — 263 p.
  237. Tatenhove, G.M. Van. Normal Language Development, Generative Language & AAC Electronic resource. http://www.vantatenhove.com/files/NLD AAC.pdf.
  238. Tomasello, M. et al. Young children’s conversations with their mother’s and father’s: Differences in breakdown and repair [Text] / M. Tomasello, G. Conti-Romsden, B. Ewert // Journal of Child Language. 1990. — Vol. 17. -P. 115−130.
  239. Whorf, B.L. Language, thought and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf Text. / B.L. Whorf- J.B. Carroll (ed.). New York: Wiley, 1956. -326 p.
  240. Zapf, J.A., Smith, L.B. Acquisition of the plural Text. / J.A. Zapf, L.B. Smith // Poster session presented at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development. Tampa, FL, 2003. — P. 124−176.1. СЛОВАРИ
  241. , E.C. и др. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 245 с. — КСКТ.
  242. Banajee, M. et al. Core Vocabulary Determination for Toddlers [Text] / M. Banajee, C. DiCarlo, S. Buras-Stricklin // Augmentative and Alternative Communication. 2003. — 2. — P. 67−73.
  243. Bowen, C. Structural Analysis of a Language Sample Electronic resource. -URL: http://www.speech-language-therapy.com/minisample.htm.
  244. English Booster. Singularia vs. Pluralia Tantum Electronic resource. -http://www.enboost.ucoz.ru/blog/2008−10−26−5 8
  245. Feminine Gender Masculine Gender Genitive Case Common Case Animatness •
  246. Neuter Gender Genitive Case Common Case Inanimatness
  247. Feminine Gender Masculine Gender Sex assignment
  248. Superlative Degree Comparative Degree Plural Number Singular Number Quantity
  249. Superlative Degree Comparative Degree Positive Degree Quality O
  250. Perfective Aspect Perfectness1. perfective Aspect Imperfectness
  251. Active Voice Activeness «I ** CZ3 r O d1. Passive Voice Passiveness
  252. Third Person Second Person First Person Personality1. dicative mood Reality, factuality HH t/3 H NM
  253. Subjunctive mood Unreality O *
  254. Subjunctive mood Imperative mood Wish/Order/Request 0 ?
  255. Future Tense Present Tense Past Tense Time H O
  256. Prohibition Obligation Permission Modality «
  257. Possessive Case Genitive Case Possession, ownership
  258. Object Case Common Case Subjectness/Objectness
  259. Singular Number Singularity1. Plural Number Plurality
  260. Definite Article Definiteness1. definite Article Indefiniteness
Заполнить форму текущей работой