Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция партийно-государственной политики в социальной сфере: На материалах Российской Федерации, 80-90-е гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В стране отсутствовала концепция социальной политики, не определялись социальные индикаторы реформы, меры социальной поддержки не представляли единой системы, не были увязаны между собой. Проводимая реформа не базировалась на предварительном прогнозе социальных последствий, в результате отрицательные тенденции приобрели устойчивый характер. В стране отсутствовал единый координирующий орган… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретические проблемы изучения исторического опыта разработки и осуществления социальной политики
  • Раздел 2. Социальная политика партийно-государственного руководства страны в годы «перестройки»
  • Раздел 3. Социально-экономические реформы в России в 90-е годы
  • Раздел 4. Социальные проблемы в программах и деятельности политических партий Российской Федерации

Эволюция партийно-государственной политики в социальной сфере: На материалах Российской Федерации, 80-90-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическое состояние современной России характеризуется снижением уровня жизни населения, возрастающей социальной дифференциацией по имущественному признаку, чрезмерной поляризацией доходов. В зоне бедности находятся более половины российского населения. Государство не гарантирует каждому члену общества прожиточный минимум. Растет число семей, которым начинает угрожать «необратимая бедность», увеличивается количество «потенциально бедных».

Углубляется структурный кризис социальной сферы, который порождает конфликтное социальное пространство, создает условия для дальнейшей дезинтеграции общества, оборачивается растратой накопленного в прежние годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа.

В условиях, когда Конституция Российской Федерации 1993 года не обеспечивает или не полностью обеспечивает экономические, социальные или культурные права граждан, когда отсутствует единый вектор усилий власти в этом направлении, растет неудовлетворенность большинства слоев населения своим материальным положением, не сопряженностью целей социально-экономических преобразований с их личными жизненными интересами.

Внимание ученых и политиков сосредотачивается на попытках теоретического обоснования вариантов практического разрешения наиболее острых проблем.

Кризис 90-х годов потребовал разработать концепцию развития социальной политики, которая позволила бы решить важнейшие задачи защиты граждан от экономических потрясений, обеспечить их конституционные права. Улучшение качества жизни населения становится стратегической целью социального реформирования на рубеже XX — XXI веков.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что фактическое отсутствие у исполнительной власти целостной, теоретически проработанной государственной концепции развития социальной сферы порождает непоследовательность, непредсказуемость, серьезные ошибки в ходе социальной модернизации общества, тормозит становление системы социального обслуживания населения, особенно наиболее уязвимых его слоев.

Реальностью новой общественно-политической системы, повседневной жизни страны является многопартийность в России. В процессе становления многопартийности в 90-е годы произошли существенные изменения в са+мой структуре партий и общественных движений, социальной направленности их деятельности, в степени популярности среди избирателей в ходе выборов в Государственную Думу. Постановка и практическая реализация социальных проблем политическими партиями нуждается в углубленном изучении и достоверном отражении в отечественной истории.

Научный и практический интерес представляет выработка взвешенной непредвзятой оценки результативности деятельности правительства и основных политических партий в разработку и реализацию социальных идей. Важно теоретически осмыслить содержание социальных доктрин партий, оценить степень трансформации в социальную политику: в которую непосредственно встраивается социальная защита. Актуальное научное и практическое значение имеет исследование парламентской деятельности политических партий, их фракций и депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1990;е годы накопился уникальный исторический опыт, когда депутаты Государственной Думы, будучи членами своих партий, действуя в составе думских фракций (КПРФ, ЛДПР, депутатских группа «Яблоко» и др.), посредством законотворческой деятельности реализуют социальные программы своих партий, фактически выполняя в ней роль своеобразного представительства руководящих органов своих партий или блоков.

Актуальность исследования определяется тем, что в истории Российской Федерации впервые формируется региональное законодательство ее субъектов. В рамках единого государства региональная социальная политика нуждается в объективном изучении и теоретическом осмыслениитаким образом, исследование темы имеет актуальное значение для исторической науки и нацелено на выработку практических рекомендаций.

Степень разработанности проблемы.

В 80−90-е годы научная литература характеризуется становлением и развитием новых подходов к изучению социальной политики. Расширяется исторический диапазон направления исследований, социальной работы в России, формируются такие направления исследований, как история социального по.

1 О печения, история становления социальных служб, отдельные этапы и периоды истории социальной работы в России3, история становления отечественной модели социальной деятельности4 и др. Исследователей интересуют не только проблемы государственных мер в области поддержки и защиты, но и явления, связанные с повседневными аспектами социальной помощи5.

См.: Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994; Елфимова Н. В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России/ Социальная работа в России. М., 1995. № 2." .

2 Еськов Г. С. Страховая медицина в России начала XX века (из истории становления)./ Экономика здравоохранения, 1996. — № 7.

3 См.: Сорвина A.C. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях./ Проблемы социальной работы в России. М., 1995;^1авлов B.C., Шамилев С. М., Шлихунов Н. М. И встала страна., М., 1996.

4 Зумакулов Б. М. Материалы международного симпозиума по проблемам пожилых людей. — Ставрополь, 1996; Семья в условиях рынка: проблемы, тенденции, перспективы. (Под общей редакцией). 1998; Думанов Х. М. Влияние демографической ситуации на семью. М., 1998.

5 Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. — М., 1996; Павлов B.C. Социальное страхование и социальное обеспечение в России. М., 1994; Пронина Л. И. Повышение эффективности социального обеспечения. — М., 1990; Еськов Г. С. Твои права, человек. — М., 1996; Осипов Г. В. Концепция социальной политики: научные основы и реальность. — М., 1995; Сафронова В. М. Методология прогнозирования социальной политики. — М., 1997.

Обоснованию и раскрытию системных моделей современного общества, обобщению представлений об исходных элементах и основных сферах жизнедеятельности людей были посвящены работы В. Г. Афанасьева, B.C. Барулина, И. Н. Барыгина, В. В. Василькова, В .Г. Виноградского.

В эту работу активно включились учебные заведения соответствующего профиля во главе с Российским государственным социальным институтом (ныне Московский государственный социальный университет), ряд научно-исследовательских центров и учреждений, структурные подразделения органов социальной защиты населения и различные негосударственные социальные службы.

Важное значение в понимании современных реальных социальных проблем в кризисных условиях, реформирования общества, осмыслении оптимальных моделей социального воспроизводства населения имеют исследования и анализ реальной социальной ситуации и социальной политики.

Глубоко и всесторонне рассматривается теоретико-методологические проблемы современной социально-экономической ситуации в России в трудах Жукова В.И.

Он один из первых исследует проблему взаимозависимости уровня жизни россиян и социальной и политической стабильности в государстве, перспективы социального развития России на пороге третьего тысячелетия6. Большой.

6. Жуков В. И. Россия на пороге третьего тысячелетия: состояние и перспективы. — М., Союз, 1994. научный интерес представляют работы Ракитского Б., Розанева В. В. о социально-экономических процессах в переходный период, о формировании и технологиях социальной политики7.

Нельзя не согласиться с мнением ряда ученых о том, что новое время рождает новые подходы к пониманию сущности социальной политики, формированию моделей социальной защиты различных категорий населения в условиях реформ. Кардинальные изменения в общественно-политической системе предопределили и новый характер требований к управленческим кадрам: возрастает «роль и значение лидеров в политике, социальной жизни, их понимания социальных процессов, своих возможностей влиять на ход событий8.

Приоритетные направления социальной политики в деятельности государства в новых условиях изучает И. Г. Зайнышев. Нельзя не согласиться с его точкой зрения о том, что «структурные составляющие человеческого фактора есть не что иное, как проявление конкретных социальных отношений, регулирование и совершенствование которых составляет цель социальной политики и.

7 Ракитский Б. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа. /Ж.: «Проблемы теории и практики управления». — М., -№ 1, 1994; Пределы роста. (Сложное положение человечества). Римский клуб. 1991; Розанов В. В. Технология разработки и реализации федеральной и региональной социальной политики. /В кн.: «Социальные технологии государственного управления». -М. -Н. Новгород, 1995.

8 Сафронова В. М. Методологическая культура кадров и социальное прогнозирование. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. /М., 1992 г., с. 16−17. содержание социальной работы в обществе"9.

Растет интерес исследователей к проблемам социальной сферы на региональном уровне, применительно к конкретным категориям населения10 справедливо повышено внимание постановке социальных проблем в документах и деятельности политических партий России11.

В историографии проблемы следует выделить работы, отражающие процесс развития социальной политики в российском законодательстве. Ученые справедливо отмечают несовершенство правовой базы государственной социальной политики, обращают внимание на то, что в действующие законы поспешно вносилось большое количество дополнений и изменений. Обоснованной критике подвергается Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» 1990 г., который, по их мнению, «не соответствовал требованиям.

9 Зайнышев И. Г. Социальная политика государства как основа организации социальной работы. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992 г., с. 31.

10 См., например, Зумакулов Б. М. Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах Российской Федерации в условиях трансформации общества (80−90-е гг) Дисс.. докт. ист. наук. — М., 1999.

11 См. Гасанов Г. А. Формирование российской многопартийности: истоки, особенности, тенденции (конец 80-х — начало 90-х годов): Дисс.. канд. ист. Наук. — М., 1996;

Сапожников С. С. Позиции политических партий России о путях социально-экономического развития страны. Конец 80-х — начало 90-х годов: Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1994; Скорописов И. В. Политические партии России в формировании и реализации государственной социальной политики. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1998.

10 10 времени и практически исчерпал себя". В целях изменения его статей ежегодно принимались федеральные законы.

В научных исследованиях получают разработку вопросы социальной политики общества, социально-политических институтов. Исследователи критически подходят к многолетнему опыту реализации социальной политики компартии, анализируют изменения в этой сфере в последние годы советской власти.

Ученые считают, что реализованные принципы отношения КПСС к социальной защите граждан могут быть использованы в условиях российской многопартийности. Эти выводы исследователей особенно ценны в связи с тем, что как справедливо отмечается в научных работах, современные партии выражают свою социальную политику декларативно, в форме обозначения проблем, обращения на них внимания государствасоциальная политика партий не реализуется в их практической деятельности.

В советской политической системе действенной и в целом сильной была социальная политика у профсоюзов. Профсоюзы 90-х годов лишены возможностей практически решать социальные вопросы и проблемы, они также, как и партии, становятся лишь «сигнализаторами» и просителями у государства. Ученые рассматривают всю политическую систему, вычленяют особенности.

12 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -1990, № 27. каждой ее части в реализации социальной политики13.

Новое российское государство не сумело подменить собой утраченные обществом политические институты в вопросах социальной политики. Поэтому, как отмечают исследователи, Президент и Правительство РФ длительное время искали подходы к организации данного механизма управления, шли путем «проб и ошибок», беспрецедентно даже для новой российской структуры правительственного управления скоропалительно утверждались и ликвидировались органы исполнительной власти. Указывая на слабость новой государственной администрации, вместе с тем в научной литературе содержится аргументированная оценка складывания в Российской Федерации государственных структур по социальной политике, что находит отражение в отечественной истории14. В историографии должное место занимает исследование процесса формирования отечественной законодательной базы государственной социальной политики. Справедливо делается вывод, что в конце 80-х — 90-х годах государство создало значительную правовую базу для реализации социальной полити.

13 См.: Сулемов В. А. Общественные противоречия и управление социальными процессами. М., 1991; Рябов В. В., Хаванов Е. И. Политические партии как субъект кадровой политики в обществе. М., 1993; Россия: Партии. Выборы. Власть. М., 1996; Реформирование России: Мифы и реальность (1989 — 1994). М., 1994; Профсоюзы: Защита прав молодежи и студенчества, охрана детства. М., 1991. Выпуск № 13.

14 См.: Молодежь-97: Надежды и разочарования. М., 1997; Молодежь в современном российском обществе. М., 1995 и другие. ки. Вместе с тем законодательство представлено отдельными законами и нормативными актами.

Заметное место в историографии занимают работы, касающиеся становления и развития нового в российских условиях общественного явления — социальных служб. Авторы усматривают динамику перехода от существовавшей практики оказания социальной помощи и поддержки граждан в условиях социалистической системы к образованию специализированных социальных служб, в частности, для таких категорий, как молодежь и подростки, как нового для России явления. Ученые показывают и анализируют сложившуюся структуру социальных служб, соотносят ее со сложившимся опытом в развитых странах с сильной социальной и молодежной политикой, делают существенные выводы, которые представляют интерес для разработки отечественной истории. Проведена существенная работа по выявлению государственных органов, деятельность которых связана с реализацией социальных программ в молодежной среде, для пенсионеров, женщин и т. д.15 Нельзя не отметить, что при переходе к рыночным отношениям не был сделан сколько-нибудь заметный шаг в пропаганде новой экономической политики среди населения, в ь См.: Голубева Т. Л., Ручкин Б. А. Социальная служба молодежи и приоритетные потребности молодых людей // Информационный бюллетень НИЦ при Институте молодежи. 1991. № 2- Луков В. А., Ручкин Б. А. Формирование структур и элементов государственно-общественной системы социальной службы для молодежи: Методический аспект // Молодежная политика. 1992. № 19−20- Социальная политика с молодежью. Киев, 1994; Социальные службы для подростков и молодежи. М., 1995 и др. организации ее деятельности по рыночным законам. Примитивизм восприятия населением и обществом в целом силы рыночной экономики и ее реализации в форме купли-продажи во многом «на совести» отечественной историографии.

Отдавая должное исследователям социальной политики общества и государства, необходимо признать, что в отечественной истории многие принципиальные вопросы теории и практики, исторического опыта исследованы недостаточно. Сложилась такая ситуация, когда по социальной политике мало крупных авторских и коллективных монографий. Ученые, среди которых немало признанных авторитетов в данной области науки, часто ограничивают научными обобщениями в форме статей в сборниках трудов и тезисов, докладов на конференциях.

В 90-е годы наметился интерес к проблеме социальной политики в отношении детей, молодежи, которая стала актуальной в связи с обострением социально-экономической ситуации в современной России. Имеются ввиду работы НИИ детства России, материалы ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), отчеты о конференциях по проблемам детства16, многочисленные исследования о социальной помощи семье, сиротам, об опеке. Особо отметим работу A.M. Не.

16 Актуальные проблемы современного детства. — М.: НИИ детства, вып. 2−5, -М., 1994 — 1998; Детский дом: уроки прошлого. — М.: Московский рабочий, 1990; Правовые гарантии социальные защиты семьи, женщин и детей. Основные правовые нормы. -М., 1993; Брутман В. И., Еникополов С. Н., Панкратова М. Г. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и юных одиноких матерей. Кн. 1, — М., 1994. чаевой «Охрана детей-сирот в России», содержащую наиболее полный анализ истории вопроса17.

Предметом углубленного теоретического осмысления историков, политологов, общественных деятелей и специалистов других отраслей знаний стал процесс развития социальной политики России, ее влияние на жизнь общества, опыт становления организационно-правового механизма социальной защиты населения. В работах остро ставятся проблемы положения детей-сирот, роста безнадзорности, наркомании, социальной дезадаптации детей. Авторы обращаются к опыту нашей страны и приходят к выводу, что много положительного в детском вопросе было накоплено в годы Советской власти18.

В работах 90-х гг. наметился новый подход к определению социальной политики как целенаправленного управления развитием социальной сферы, поставлен вопрос о необходимости использования всех ресурсов общества для решения обострившихся социальных проблем, формирования законодательства в направлении более полного учета интересов детей, обеспечения стабильного финансирования, координации усилий всех участников общественного процесса в области улучшения жизнедеятельности и благосостояния детей, совершенствования подготовки профессиональных кадров.

Большой пласт историографии касается вопросов становления организационно-правового механизма социальной защиты населения на территориаль.

17 Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России. -М., 1994.

18 Государство и дети: реальности России. М., 1995. ном уровне. Ученые справедливо обращают внимание на необходимость таких исследований в силу того, что согласно Конституции субъекты Российской Федерации впервые формируют региональную законодательную базу. Большое внимание в публикациях уделено становлению территориальной системы социальных служб для населения, формированию кадров новой профессии — социальных работников19.

Вместе с тем нельзя не отметить, что социальная политика в условиях реформирования российского общества не имела теоретически обоснованной базы, была терминологически неопределенна. Внимание ученых обошло проблему диалектической взаимосвязи социальных устремлений с другими факторами и компонентами социальной политики.

Именно эти принципиальные положения и предопределили необходимость настоящего исследования, ставящего своей целью на основе изучения теоретического наследия, исторического опыта и общественной практики выявить и концептуально обосновать новые подходы к формированию научной парадигмы социальной политики России в новых исторических условиях.

19 Демидова Т. Е. Личностные качества социального работника./ Теория и практика социальной работы. М., 1992; Профессиональное общение социального работника. М., 1994; Тихомиров Ю. А. Действия закона. -М., 1992; Социальная защита человека: региональные модели /Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. -М., 1995; Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. — 1995. -№ 1. Гуманизм на практике Опыт создания экспериментальной модели социального обслуживания населения в Москве /Под редакцией Сафроновой В.М./: М., 1996.

В качестве объекта исследования рассматривается эволюция партийно-государственной политики в социальной сфере в последние десятилетия XX века.

Предметом исследования является государственная социальная политика Российской Федерации, особенности ее реализации в условиях реформирования общества, возможности для преодоления тенденций к снижению жизненного уровня населения и усиления социальной направленности экономической политики государства.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи: опираясь на анализ фактических, документальных, архивных материалов, научных исследований, теоретически осмыслить сущность, содержание и структуру социальной политики России как социально-исторического феномена.

Выявить основные исторические особенности и тенденции социальной политики в России.

Проанализировать причины возникновения и обострения социально-экономического кризиса в обществе в конце 80-х — первой половине 90-х годов, оценить результаты проводимой государством стратегии общественного выживания на этапе рыночных реформ.

Дать оценку процессу законодательного закрепления государственной социальной политики и ее реального влияния на поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных его слоев в условиях переходного общества.

Обобщить федеральный и региональный опыт социальной политики в отношении различных категорий граждан.

Изучить влияние политических партий и их фракций в Государственной Думе на формирование стратегии социального развития общества, выработку мер по преодолению системного кризиса середины 90-х годов.

Хронологические рамки исследования определены его темой, поставленной целью и задачами ее реализации — конец 1980;х — 1990;е годы. Данный период для изучения научной проблемы имеет несомненно важное значение.

Вторая половина 80-х годов — это завершающий исторический этап существования советской общественно-политической системы, социалистического строя. Это и завершающий период существования, реализации советской государственной социальной политики. Изучение данного периода позволяет сделать обобщающие выводы о сущности, характере социальной политики социалистического государства. Накопление опыта реализации социальной политики всеми государственными структурами общества привело к постановке вопроса о формировании цельной социальной политики как части общегосударственной политики.

В 1991 году прекратили существование СССР, советская общественно-политическая система, Коммунистическая партия Советского Союза. После образования Российской Федерации как самостоятельного государства начала формироваться принципиально новая социальная политика в условиях перехода к рынку. Она вынужденно не в полной мере восприняла отечественный исторический опыт решения государством и обществом социальных проблем, более того, с идеологических позиций новая российская политическая и государственная система принципиально отвергала достигнутое в решении социальных вопросов. Социальная нормативная база государства в отношении различных категорий населения имела свойство к минимизации, в силу недостаточности экономических ресурсов планируемые мероприятия в социальной сфере в полную меру не выполнялись.

Источниковая база диссертации формировалась исследователем с учетом рассматриваемых проблем и возможных источников их изучения.

Важным источниковым материалом явились опубликованные документы государственных органов всех уровней, политических партий и других политических институтов, а также документы и материалы, изъятые автором из архивных хранилищ — Государственного архива Российской Федерации — ГА РФ, Российского центра хранения и использования документов новейшей истории — РЦХИДНИ, государственных архивов документов новейшей истории Астраханской, Волгоградской, Московской, Саратовской областей г. Москвы, текущего архива Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, текущих архивов администраций-правительств ряда субъектов Федерации. В диссертации использованы документы Государственного комитета.

Российской Федерации по делам молодежи, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Комитетов Государственной Думы ФС РФ по социальной политике, по образованию и науке, по делам женщин, семьи и молодежи.

Известно, что социальная политика имеет свои особенности в сравнении с экономической, культурной политикой, политическими действиями и т. д. Основные положения ее строго регламентированы законами, актами нормативно-распорядительного характера, принимаемыми органами власти. В этой связи автор применил метод фронтального анализа законодательных актов по социальной политике, их сопоставления, выявления динамики и трактовки отдельных явлений.

Большую помощь исследователю оказали изданные в последнее время как в Москве20, так и в регионах21 путеводители по архивам. Оказывая помощь исследователям, они сами становятся объектом источниковедческого анализа.

20 Государственный архив Российской Федерации. Путеводитель (ред. C.B. Мироненко, Г. Л. Фриз) — М., 1994; Государственные архивы СССРСправочник Гл. арх. упр. при Совете Министров СССР. — М., 1989; Фонды российского государственного исторического архива: Крат, справ. — СПб., 1994; Зелов Н. С. Рассекреченные личные фонды ГАРФ // Отечественные архивы. — М., 1997. -№ 1.-С. 125−126.

21 Справочник по фондам центрального государственного архива Московской области и его филиала в г. Бронницы. Компас в море документов И. // Источник.-М., 1996. -№ 3. С. 169−192.

Третья группа источников представлена документами и материалами, имеющимися в текущих архивах различных государственных органов и учреждений: документами политических партий и общественных движений, парламентских фракций политических партий.

Событием в общественной литературе 90-х годов явилось «учреждение в 1995 году по решению Совета Государственной Думы первого созыва серии „Парламентарии в России“. Изданы четыре тома избранных текстов стенографических отчетов дооктябрьских 1−1V Госдум. В книге „Пятая Российская Государственная Дума“ содержались сведения о составе, структуре, формах и основных направлениях деятельности Государственной Думы первого созыва22. Публикация справочно-информационных, аналитических и иных материалов, стенограмм пленарных заседаний, материалов парламентских слушаний и других становятся традицией российского парламентаризма. Глубокое представление о Государственной Думе второго созыва, избранной в 1995 году, и ее деятельности дает книга, вышедшая в свет в 1996 году2» 1.

Четвертую группу составляют мемуары, воспоминания, изданные в последние годы. Использование этой базы данных позволило раскрыть новые грани процесса реформирования России, поскольку «память не просто копит информацию, но соотносит прошлое с настоящим и будущим, индивидуальное.

22 Пятая Российская Государственная Дума. — М., 1994.

23 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Под общей ред. Председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнева. -М., 1996. с родовым, единичное с общим, преходящее с устойчивым"24. Это, прежде всего, мемуары государственных и партийных лидеров, которые определяли или.

Л г определяют стратегию развития страны. Свидетельством о прошедших событиях являются и воспоминания лиц, занимавших высокие посты в государстве и непосредственно руководивших экономикой страны или ее отдельным направлением, а также работавших в должности помощников, референтов, консультантов при первых и вторых лицах государства, депутатов, работников государственных органов и т. д. При использовании этого источника нельзя не учитывать вовлеченность мемуариста в политику.

24 Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997. С. 436. ь Горбачев М. С. Жизнь и реформы. — М., 1995; Его же. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М., 1987; Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему., — М., 1990; Его же. Записки президента. — М., 1994. 20 Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953;1985). — М., 1991; Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. — М., 1990; Добрынин А. И. Сугубо доверительно. — М., 1996; Замятин Д. М. Горби Мэтти. Записки посла о двух известных политиках. — М., 1995; Косолапов Р. Г. Иудино семя. Лики Смутного времени. — М., 1996; Медведев В. Человек за спиной. — М., 1994; Олейник Б. И. Князь тьмы. Два года в тюрьме. — М., 1992; Оников Л. А. КПССАнатомия распада. — М., 1996; Печенев В. П. Горбачев: к вершинам власти. — М., 1991; Черняев A.C. Шесть лет с Горбачевым (по дневниковым записям), — М., 1993; Шахназаров Г. Х. Цена свободы. Реформация.

Горбачева глазами его помощника. — М., 1993; Шахрай С. М. Время распада прошло. Возродился ли Советский Союз? //Независимая газета. 1996. 19 мартаЯковлев А. Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века. -М&bdquo- 1985.

Проблема российского развития в той или иной форме затронута в книгах и брошюрах современных политических лидеров27.

Трудно переоценить социальную роль средств массовой информации в обществе, которые являются источником, практически неисчерпаемым по тематике, широте охвата всех слоев общества. Диссертант внимательно изучил материалы центральных газет: «Российская газета», «Известия», «Правда», «Независимая газета», «Комсомольская правда», еженедельника «Аргументы и факты», газет, выходящих в российских регионах и бывших республиках СССР, особенно материалы аналитического жанра с авторскими размышлениями по поводу конкретных событий и фактов.

К числу исторических источников относятся статистические материалы28. Применение различных методов анализа статистических данных позволило провести всесторонний анализ явлений и процессов, происходящих в России в исследуемый период. Применение математико-статистических методов придало исследованию точность количественного измерения.

27 Зюганов Г. А. Уроки жизни. — М., 1997; Его же. За горизонтом. — М., 1995; Жириновский В. В. Каким быть государству Российскому. — М., 1995; Его же. Идеология и политика. — М., 1995; Явлинский Г. А. Экономика России: наследство и возможности. — М., 1995; 400 дней доверия. М., 1990.

28 Мир в цифрах (Статистический сборник). — М., 1992; Миронов Б. Н. История в цифрах. — Л., 1991; Население Советского Союза: 1922;1991. — М., 1993; Россия. Статистический сборник. — М., 1995; СССР и зарубежные страны. Статистический сборник. — М., 1988 и др.

Для исследования проблемы определенный интерес представляли также документы Министерства народного образования РФ, МВД, Федеральной службы занятости, Государственного Комитета по делам молодежи и др.

В качестве источников широко использован фонд изданий периодической и ведомственной печати Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Департамента по делам печати и информации Правитель.

90 ства Москвы и др., различного рода справочных изданий и статистических сборников30.

Автор обращался к документам политических партий и общественных движений, прежде всего тех, которые имели свои фракции и группы в Верховном Совете РСФСР, в Государственной Думе и влияли на формирование социальной политики. Определенный интерес представляют документы и материалы политических партий, изданные в ходе предвыборных кампаний в Государственную Думу, Президента Российской Федерации'51.

29 См. журналы: Социальная защитаПенсионное обеспечение: бюллетень Минтруда РФ «Труд», газета «Ваше право» и др.

30 Имеются в виду «Думский вестник», информационный бюллетень «Российская Федерация». Информационно-аналитические сборники Правительства Москвы «Пульс», «Симптом», «Правительство — город — люди» и др.

А См.: Президент Ельцин. 100 вопросов и ответов. — М., 1996; Пятьдесят семь вопросов избирателей Президенту России, — М., 1996; Лебедь А. За державу обидно. М., 1995; Жириновский В. В. ЛДПР: идеология и политика. — М., 1995;Зюганов Г. А. От разрушения — к созиданию. Путь России в XXI век//Правда Москвы. — 1996, июнь: Национальная идея как стратегия выхода из кризиса // «Духовное наследие».

Для более детального исследования проблемы автор опирался на документы и материалы ведомственного делопроизводства. На момент завершения исследования эти документы 1991;1998 гг. в государственные архивохранилища не поступали в силу установленного 10-летнего срока их нахождения в текущем делопроизводстве 32.

Повышенный интерес представляло изучение подготовительных материалов к проектам правовых актов, хода дискуссий при их обсуждении в Государственной Думе, нашедших отражение в стенограммах заседаний. Помимо официальных документов автором изучены научные статьи, аналитические материалы специалистов и практиков по проблеме как в отечественном, так и зарубежном опыте.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Методологической базой являются достижения отечественного и мирового обществознания.

Изучение теоретических и организационно-правовых основ и практики, формирования социальной политики государства и регионов РФ проводилось в ракурсе диалектико-материалистического анализа. Главенствующими крите.

32 См.: Государственная Дума: Стенограммы заседаний (бюллетень) — Государственная Дума: постановления и другие документыГосударственная Дума: Дневник заседанийДумский вестникДневник парламентских фракций. риями определены историзм, объективность, диалектический метод единства теории и практической деятельности.

Диссертант стремился рассматривать избранный для анализа этап отечественной истории в его подлинности, истинности, с учетом и на основе глубокого изучения реальных результатов деятельности государственных и общественных организаций на уровне Федерации и ее субъектов по формированию и реализации социальной политики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые на большом историческом отрезке времени прослежены основные этапы становления отечественной социальной политики как организованной деятельности государственных органовпредложена авторская концепция формирования социальной политики на основе социогенетического подхода к интерпретации социальной действительности на федеральном и региональном уровняхпрослежена история процесса на основе изменения важнейших 'понятий «социальное обеспечение» и «социальная работа», «социальное развитие», «социальная стратегия», идентифицирующих различные этапы формирования социальной политики как непременного качества социального государстваэволюция видов социальной работы рассмотрена автором как процесс становления, составные элементы государственной социальной политикидан системный анализ социальной политики РФ и ее субъектов с новых позиций законодательно-правовых документов как юридических основв научный оборот введены новые архивные документы, ранее не публиковавшиеся.

Особое внимание уделено понятийно-категориальному аппарату исследования, поскольку в отечественной литературе по проблемам социальной политики нет однозначного понимания ее сущности.

Практическая значимость диссертации.

Результаты и научные выводы исследования могут быть использованы в социальной деятельности федеральных и региональных государственных органов власти в социальной сфере.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке научных трудов и публикаций, отражающих современный этап социальной истории России, в учебном процессе со студентами вузов и факультетов социального профиля, в процессе практической деятельности учреждений и специалистов социальной работы.

Апробация результатов исследования.

Теоретико-методологические положения, фактический материал, выводы и практические рекомендации, полученные в результате научного исследования, отражены в научных публикациях, статьях.

Характер диссертационного исследования и профессиональная деятельность автора позволяли принимать непосредственное участие в разработке законодательно-правовой базы социальной защиты.

Архитектоника диссертации.

Диссертация включает в себя введение, четыре раздела, заключение, список источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На рубеже 80−90-х годов двадцатого столетия Россия вновь совершила поворот в своем социально-политическом развитии. Согласно Конституции Российской Федерации Россия является демократическим федеративным правовым и социальным государством с республиканской формой правления. Новизна и объемность задач нового периода потребовали научного анализа прошлого в поисках ответа на вопрос о том, без чего нельзя обойтись при организации сегодняшней практики и тем более определения перспектив. Традиционные подходы оказались потесненными на второй план, хотя и не утратили своего влияния. Среди отечественных исследователей нет единства в подходе к происшедшей коренной общественно-политической трансформации. В силу сложности, противоречивости происшедших изменений и не может быть их однозначной оценки. Существующие политические силы — наследники прежнего режима и возникшие в постсоветский период истории, также имеют существенно различающийся взгляд на историческое прошлое, сегодняшнее «переходное» состояние общества и его перспективы. Это подчеркивает важность именно исторического исследования, основанного на фундаментальном знании прошлого, анализе всей совокупности документов и фактов развития общества. Представляется, что исторический опыт России за последнее десятилетие века может быть осмыслен на основе сочетания разных теорий (исторических, социологических, политических, экономических), которые дополняют друг друга. В данном случае историческое исследование учитывает выводы этих теорий, рассматривает историческое явление вне политических пристрастий и ориентации на политические партии.

Поскольку любое явление познается в сравнении и сопоставлении, то состояние социально-экономического развития России в социалистической системе глубже познается в оценочном плане при знании ее эволюции на последующем этапе — в 90-х годах, в условиях прекращения существования советской системы. И, наоборот, сегодняшнее состояние государства и общества нельзя в полной мере, объективно оценить без учета исторического опыта России.

80-е годы концентрировано отразили советский этап в истории страны. На почти 70-летней отметке существования советской системы была признана необходимость модернизации политической и экономической системы. С конца 80-х годов начался процесс формирования новой российской государственности. Законодательно оформился перевод экономики на рыночные отношения. В 90-х годах конституционно закреплена новая политическая и экономическая система, принципиально новое развитие получило местное самоуправление, существенные изменения произошли в национальном вопросе. Вместе с тем резко обострились межнациональные отношения, по всем позициям снизились количественные и качественные показатели образа жизни большинства населения.

В условиях трансформации общества государству не удалось выполнить роль гаранта сохранения того социального состояния населения, которое было достигнуто на предыдущих этапах исторического развития России, в ее советский период. Политическое руководство СССР, затем и России, их органы законодательной и исполнительной власти не сумели создать надежную систему социальной защиты, более того, были приняты правовые акты, по сути снимавшие ограничения на финансово-экономическую деятельность, что привело к удорожанию жизнеобеспечения граждан. Роль государства в регулировании экономический и социальных процессов существенно подорвана. Это была сугубо российская тенденция перехода к рынку, так как западные страны осуществляли государственное регулирование производства и распределения, в этих странах различными путями сглаживаются крайности в распределении национального дохода, обеспечивается определенный уровень социальной защищенности менее имущих и неимущих слоев.

В ходе российских реформ произошло разрушение экономического потенциала. Главным рычагом первоначального накопления капитала должна была стать ваучерная приватизация, которая на деле вылилась в беспрепятственный переход государственной собственности в руки представителей крупного бизнеса. Уже к 1992 году такие явления, как низкая эффективность производства, отсутствие стимулов производительности труда и хозяйственной активности, структурные диспропорции, разрыв хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, фактически парализовали способность страны к саморазвитию. Опросы общественного мнения показывают, что к новым социально-экономическим условиям адаптировалась лишь небольшая, наиболее активная часть населения. Значительно большая ее часть, лишившись почти всех государственных гарантий, не приняла новые ценности. Как признано во всем мире, важнейшим показателем является уровень жизни, в котором определяющее место занимают доходы на душу населения. Этот показатель стремительно снижался.

Прежде всего серьезно сказывалось новое после 20-х годов для России явление — безработица. Экономические предпосылки безработицы в России существенно отличались от тех, которые были в развитых странах Запада. В них безработица вызывалась углублением научно-технического прогресса, протекала при относительно высокой заработной плате работающих. Удовлетворительном размере пособий по безработице. В России безработица стала результатом скоропалительного перехода к либерально-радикальным рыночным реформам, неплатежей, сокращения производства, чрезмерного импорта товаров.

Таким образом, российские реформы приносили гражданам больше негативного. Анализ международных критериев и концепции прав человека, обоснованной ООН во Всеобщей декларации прав человека, других международных пактов, показывает, что экономические, социальные и культурные права мировое сообщество рассматривает в качестве обязательной меры. Признание социальных прав человека, принятых мировым сообществом в качестве общечеловеческих стандартов, является необходимым условием для оценки степени их фактического обеспечения на региональном и национальном уровнях.1.

Исследование исходит из совокупности таких сторон социальной защиты, как экономические права, обеспечивающие определенный уровень благосостояния людей, их участие в управлении делами производствасоциально-культурные права, свободы и определенные обязанности, нацеленные на удовлетворение духовных потребностей граждансоциальные права и обязанности, способствующие гармоничному физическому развитию граждан. Все эти объективные и жизненные общественные процессы должны фиксироваться в законодательстве. При формировании российского законодательства в социальной сфере стояла задача, с одной стороны, учесть реальную потребность в социальной поддержке населения. А с другой, — исходить из реалий жизни и возможностей государства, материалы свидетельствуют о существовавших с конца 80-х годов противоречий законодательной и исполнительной властей в разрешении задач социальной защиты населения. Законодатель исходил из объективной потребности в социальной защите населения, а исполнительная власть могла поддержать и исполнять только те решения, которые обеспечивались.

1 Заметим, что в советской юридической науке право отождествлялось с законами государства, закон считался выше права. Установленное государственными органами любое правило, облеченное в законодательный акт, рассматривалось как «право», обязательное к исполнению. В норму вошли противоправные законы. материально. Действия законодательных и исполнительных органов Федерации, безусловно, имели целевую установку.

В стране отсутствовала концепция социальной политики, не определялись социальные индикаторы реформы, меры социальной поддержки не представляли единой системы, не были увязаны между собой. Проводимая реформа не базировалась на предварительном прогнозе социальных последствий, в результате отрицательные тенденции приобрели устойчивый характер. В стране отсутствовал единый координирующий орган в проведении социальной политики. Противоречия, возникавшие между различными ведомствами и учреждениями в понимании социальных целей, источников финансирования программ, существенно сказывались на состоянии социальной политики. Хотя очевидно (и об этом свидетельствует зарубежный материал), от того, как будут решаться проблемы социальной сферы, во многом зависит возможность продолжения реформ и стабильность в обществе. Проявились взаимосвязанные процессы: от экономической ситуации во многом зависело решение социальных проблем, но и социальная политика воздействовала на экономическую ситуацию. Эффективная социальная политика в этом случае несет в себе две составляющие: эффективное использование тех небольших средств, которыми располагает общество для решения социальных задач, и воздействие социальными мероприятиями на повышение эффективности экономики.

Исследование показало, что во все годы реформирования общества ситуация в социальной сфере была достаточно сложной. Это обусловливалось спадом производства. Уменьшением бюджетных возможностей, а отсюда недостаточным финансированием социальной сферы, материально-технического обеспечения здравоохранения, образования, других социально-культурных отраслей. В то же время в социальной сфере проявились новые элементы, присущие рыночным экономическим отношениямбыл преодолен всеобщий дефицит на потребительском рынке, произошли изменения структуры доходов экономически активных граждан, активизировались процессы перераспределения рабочей силы, развивалась система социального партнерства взамен административного регулирования в сфере труда, формировался рынок жилья, медицинских, образовательных и культурных услуг, развивалось предпринимательство.

Правительством России, особенно властью в регионах принимались меры по сохранению реального содержания доходов населения путем индексации заработков, пенсий, стипендий, осуществлялись различные мероприятия помощи малоимущим. В субъектах РФ на муниципальном уровне разрабатывались и реализовывались программы социальной защиты и поддержки тех слоев населения, которые в силу объективных причин находились в тяжелом материальном положении, обеспечения медицинской помощью, развития жилищного строительства. Как позитивное явление можно отметить тенденцию к адресности социальной политики. Социальная политика переориентировалась на семью, обеспечение ее прав и социальных гарантий, на женщин и детей через формирование и удовлетворение их экономических и социальных интересов.

Исследование выявило допущенные крупные ошибки, которые отразились на возможностях социальной политики. При переходе к новой экономической системе не были в должной мере учтены особенности и традиции общества, длительно существовавшую ситуацию, когда экономика испытывала потребность в рабочей силе, а государство гарантировало и обеспечивало трудоустройство граждан. Советская экономика имела низкий уровень производительности труда, значительная часть продукции была трудозатратной, а отсюда не была конкурентоспособной на мировом рынке. Следовательно, очевидным было то, что при переходе к рыночной экономике значительная часть трудящихся должна быть высвобождена с производства, а отечественную продукцию потеснит более дешевый импорт.

Принципиально новые положения законодательство закрепляло о праве человека на труд. В правовом социальном государстве и в рыночных экономических отношениях труд должен быть свободным, что стало конституционной нормой. Законы «О занятости населения в Российской Федерации» и другие установили исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду, запрещено принуждение к труду. В этом отношении Россия отходила от норм советского законодательства об обязательности трудовой деятельности, несоблюдение которых влекло за собой административную и уголовную ответственность. Новая норма соответствовала международным правилам. Вместе с тем использованный для анализа материал показывает, что в данной сфере проявляли себя и негативные последствия отхода от действовавших ранее положений об ответственности государства за реализацию гражданами права на труд.

В социальной политике Российского государства большое внимание уделялось детям. Это правильно и объяснима с точки зрения общечеловеческих ценностей, но особое значение имело в условиях современной России, где значительная часть детей находилась в трудных условиях. Указом Президента были утверждены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей, которые разрабатывались в соответствии с международными документами — Конвенцией ООН о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Однако, несмотря на большое внимание к этим вопросам, правительственный план действий по улучшению положения детей не выполнен.

Анализ политики государства в отношении женщин исходил из того, что в советское время сложилась определенная система законодательства. Социально-экономическая реформа серьезно усложнила положение женщин, это требовало со стороны государства принять меры по облегчению их материального и в широком плане социального положения. Указом Президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» эта сфера признавалась приоритетным направлением социально-экономической политики государства, однако переходный к рынку период не давал возможность реализовать положение о равном доступе женщин и мужчин к государственной службе и трудовой деятельности. Все более проявлялись дискриминационные тенденции в отношении женщин, падение их конкурентоспособности. Огромное место в социальной политике государства занимает отношение к ветеранам.

На всем исследуемом периоде отечественной истории проводилась работа по формированию сети специализированных социальных учреждений для обслуживания населения, нуждающегося в государственной социальной поддержке, были приняты меры по развитию системы учреждений социального обслуживания.

Исторический опыт учит, что решение крупных задач, особенно в условиях системного социально-экономического кризиса, возможно только при объединении усилий всего общества в решении проблем молодежи.

В советский период отечественной истории молодежная политика реали-зовывалась государством, правящей коммунистической партией, коммунистическим союзом молодежи, а также другими элементами политической системы, прежде всего профессиональными союзами. Существовавшая система обеспечивала реальные условия для использования возможностей государства и общества в процессе формирования и воспитания молодого поколения. После смены общественно-политической системы в управлении молодежной политикой выпали компартия и комсомол, существенно изменились другие политические институты, иные возможности стали у государства в социальном отношении. Все это значительно ослабило возможности для реализации полнокровной, сильной молодежной политики, социальной защиты подрастающего поколения. Поэтому в интересах реализации молодежной политики важной задачей общества стало привлечение юношеских объединений к непосредственному участию в осуществлении молодежной политики.

Как свидетельствуют документы, уже в самом начале создания государственных органов по делам молодежи на всех уровнях управления в начале 90-х годов взаимодействие с молодежными организациями, поддержка их считались одним из приоритетов в реализации государственной молодежной политики. Впервые в советской и российской законодательной практике был разработан проект закона «О детских и молодежных объединениях в России». Впервые были сформулированы условия, на которых организация могла претендовать на материальную государственную поддержку и в 1993 году было утверждено Положение об условиях и порядке финансирования из федерального бюджета части затрат по осуществлению программ и проектов юношеских организаций.

Особенность перестроечной и реформируемой России в том, что шло коренное преобразование общественно-политического устройства общества, образования принципиально новых парламентских институтов, в которых представлены фракции политических партий. Новые общественные силы были едины во мнении о необходимости преодоления негативных сторон прежнего режима, но каждая политическая сита видела перспективу России по-своему.

Можно считать объективным явлением то, что партийные и общественные движения, особенно их лидеры, имели разные взгляды на выход России из кризиса. Но для страны было явно негативным то, что они способствовали раскачиванию «государственного корабля», вместо того, чтобы искать пути к национальному согласию и улучшению качества жизни.

Анализ программ, сложившихся в ходе становления многопартийности политических партий и движений показывает существенные разногласия в отношении прошлого и будущего общества. В России в сравнении с развитыми странами сложилась особая система многопартийности, которая не приемлет мировой опыт. В демократических обществах важнейшим условием функционирования многопартийности является наличие слаженной, четко работающей систем, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои населения, четко формулируют свои цели в отношении развития общества. Российской многопартийности недостает понимания того, что успешное функционирование многопартийных демократических обществ достигается в результате общественного консенсуса по поводу идеалов и целей общественного развития, в том числе и по проблемам социальной сферы.

В своем большинстве политические партии определяли целями создание равных стартовых возможностей каждому человеку.

В ходе экономических реформ 1991;1998 годов в основных чертах в России создана рыночная экономика. Однако в силу как объективных причин, она далека от идеала, на который ориентировались авторы многочисленных реформаторских 90-х годов. Монетаристская политика первого года реформ имела слишком высокую социальную цену, так как привела к обнищанию основной массы населения страны. Попытки полностью перенести на российскую почву западную модель хозяйствования окончились неудачей и вызвали к жизни неоднократные попытки корректировки реформ.

Вместе с тем действительно необходимы коррективы реформаторской деятельности правительства порой приводили к реанимации традиционалистских, «советских» вариантов не только структуры управления, но и принимаемых решений. В результате добиться экономического роста реформаторам-либералам так и не удалось. Отсутствие среднего класса, непоследовательность и половинчатость реформ, массовая коррупция государственных служащих и народных избранников во многом дискредитировала в глазах общественности саму идею рыночной экономики.

Чертой российского общества 90-х годов является разделение общества, как и прежде, на элиту, концентрирующую в своих руках собственность и власть, и большинство, отчужденное и от экономической, и от политической власти. Российские реалии вызвали в обществе массовое разочарование, растерянность и шок.

Социальная защищенность и покровительство со стороны государства на довольно длительный период российской истории, представляется, является тем главным стержнем, который обеспечит стабильность и процветание России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 28 августа 1995 г., № 154-ФЗ. Сборник конституционных федеральных законов и федеральных законов. 1995. № 10. С. 181−204.
  3. Закон СССР «Об общественных объединениях». Известия. 1990. 16 октября.
  4. Федеральный закон «Об общественных объединениях». Российская газета. 1995. 25 мая.
  5. Федеральный закон «Об основах федеральной службы РФ». 5 июля 1995 г. Российская газета. 1995. 3 августа.
  6. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3. Собрание актов законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
  7. Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1990 года. Российская газета. 1990. 13 июня.
  8. Федеральный закон „О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“. 25 сентября 1997. № 126-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года „Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“. № 195-ФЗ.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1,21 октября 1994 г. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  11. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах. Программа Правительства Российской Федерации. Раздел 7. Социальная политика. М. 1995.
  12. Закон СССР „Об общих началах государственной молодежной политики в СССР“, 16 апреля 1991 г. Известия. 1991. 6 мая.
  13. Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год. Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года. № 683. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1517. С. 2021−2028.
  14. Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1995 год. Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 года. № 540. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 24. Ст. 2275. С. 4324−432.
  15. Договор об общественном согласии. Открыт для подписания 28 апреля 1994 года. М., 1994.
  16. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ „О соблюдении прав человека и гражданина в РФ“. М., 1996.
  17. Указ Президента РФ „О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления“. 21 марта 1994 г. Там же. 1994. № 13. Ст. 985.
  18. Указ Президента РСФСР „О приостановлении деятельности Компартии РСФСР“. Российская газета. 1991. 27 августа.
  19. Постановление Правительства РФ „О некоторых мерах по реализации Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. 6 октября 1996 г., № 266. Там же. 1996. № 12. Ст.1139
  20. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР „О вступлении в должность мэров городов“. 24 июня 1991 года. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 26. Ст. 884. С. 989.
  21. Положение молодежи в Российской Федерации: Материалы для доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ // Молодежная политика. 1996. № 126−128. С. 32−33.
  22. Программа социального развития России. М. 1996.
  23. Материалы Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития в Копенгагене в 1995 году. М. 1995.
  24. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Под общей редакцией Председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнева. М. 1996.
  25. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 28 июня 1 июля 1989 г.: Стенографический отчет. В 2 т. Т. 1. М. Политиздат, 1989.
  26. Семидесятилетие Великой Октябрьской Социалистической революции: Совместное торжественное заседание ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. 2−3 ноября 1987 г. Стеногр. отчет. М. 1988.
  27. Заседание Общественной палаты при Президенте РФ. 15 апреля 1995 г. М. 1995.
  28. Устав Союза Российских городов, 20 ноября 1993 г. // Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления. М., 1995. С. 216−221.
  29. Материалы съезда малых городов Российской Федерации. М. 1992.
  30. Программа политических партий России. Конец XIX начало XX века в М., 1995.
  31. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. //Известия. 1991. 22 ноября.
  32. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
  33. Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы. М., 1993.
  34. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и религиозных образований // Государственная молодежная политика-98. Региональный опыт реализации. М., 1998.
  35. Текущий архив Государственной Думы ФС РФ. Комитеты: по делам женщин, семьи и молодежи, по вопросам труда и социального развития, по науке и образованию.
  36. Текущий архив Правительства г. Москвы.
  37. Текущий архив Государственного комитета РФ по делам молодежи.
  38. Текущий архив Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
  39. Центр хранения современной документации ЦХСД.
  40. Статистические и справочные издания
  41. Россия в цифрах. Официальное издание. М., 1997.
  42. Россия. Статистический сборник. М. 1995.
  43. Новая Россия. Информационно-статистический альманах. М., 1994.
  44. Мир в цифрах (статистический сборник). М., 1992.
  45. Молодежные общественные организации г. Москвы. // Московский городской комитет по делам молодежи. М., 1991.
  46. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.
  47. Миграционные процессы в России. Статистический бюллетень Федеральной миграционной службы России.
  48. Москва. Энциклопедия. Гл. Ред. С. О. Шмидт. М. 1997.
  49. Население Советского Союза: 1922 1991. М. 1993.
  50. Краткий этнографический словарь. М., 1994.
  51. Политологический энциклопедический словарь. М., 1993.
  52. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. // Госкомстат РФ.213. 850 московских знаменитостей: словарь-справочник. М.: Московский лицей. 1997.
  53. СССР и зарубежные страны. Стратегический сборник. М., 1988.
  54. Федерация. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  55. Пятая Российская Государственная Дума. М., 1994.3. Периодические издания
  56. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
  57. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
  58. Собрание законодательства Российской Федерации.
  59. Ведомости Московской городской Думы.35. Конституционный вестник.36. Ведомости Москвы.
  60. Симптом. Ситуация, итоги, мнение, тенденции, опыт, мониторинг: Департамент по делам печати и информации Правительства Москвы.
  61. Правительство город — люди: Департамент по делам печати и информации Правительства Москвы.
  62. Общественные науки и современность.
  63. Власть: общенациональный политический журнал.
  64. Думский вестник: Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации. Издание Государственной Думы.
  65. Региономания: Научно-публицистический журнал.313. Известия.314. Московская правда.
  66. Народная газета Московского региона Российская газета.316. аргументы и факты.317. Московские новости.
  67. Панорама: Московская независимая газета.319. Россия.320. Советская Россия.321. Социальная защита.322. Вечерняя Москва.
  68. Вестник Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.324. Московский комсомолец.325. Московская власть.326. Российские вести.327. Российская газета.
  69. Кворум. Еженедельная общественно-политическая газета. // Государственная Дума ФС РФ.
  70. Пенсионное обеспечение: Бюллетень Минтруда Российской Федерации.
  71. P.A. Власть и совесть. М. 1994.
  72. Г. А. Затянувшееся выздоровление. (1953−1985). М. 1991.
  73. М. Новая социальная защита., М. 1970.
  74. А.Е. Отражение духовной роли России в развитии земной цивилизации. М. 1996.
  75. .Б. и др. Молодежь в условиях российских реформ. Эволюция экономических, политических, духовных ориентаций. Екатеринбург. 1993.
  76. Г., Шеремет К. Советская избирательная система: стратегия реформы // Коммунист. 1988. № 9, с. 22.
  77. Г. Н., Аверин Ю. П., Агафонов В. В. Эффективность работы структур исполнительной власти Москвы по социальной защите населения. // Симптом. 1997. № 11.
  78. A.M. Власть в городе Москва. М., 1995.
  79. Ф. Время мира. Пер. С фр. М., 1992.
  80. Ф.М. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.
  81. Р. Готов ли народ к самоуправлению? //Российская Федерация. 1994. № 14. С. 25−27.
  82. А.И. О самоуправлении//Российская провинция. 1993. № 4. С. 65−67.
  83. Всероссийское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М., 1991.
  84. М.М. Номенклатура. М., 1987.
  85. О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989.
  86. Вестник социальной защиты. Специальный выпуск. М. 1995.
  87. Великий Октябрь и становление социалистической цивилизации. Под ред. Савостюка А. И. Минск. 1987.
  88. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М.1995.
  89. А.И. Сугубо доверительно. М. 1996.
  90. Вертикаль власти. М., 1996.
  91. М. Бюджетная политика в современной России. М. 1997.
  92. .Л., Горный М. Б. Организация власти и управления в регионах Российской Федерации: Предварительный анализ // Посев. 1995. № 3. С. 44−46.
  93. .В. Москвичи о представительной и исполнительной властях города//Симтом. 1997. № 13. С. 15−33.
  94. В.И. Управление устойчивым развитием района в городе. М., 1996.
  95. Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
  96. Государственное управление и самоуправление в России. М., 1995.
  97. Государственная молодежная политика-98. Региональный опыт реализации. М. 1998.
  98. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.
  99. Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.
  100. М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.
  101. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.
  102. Д.М. Организация и управление. Изд-е 3-е, перераб., М., 1998.
  103. Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.
  104. Л.А., Клопов Э. В. Что это было? М., 1989.
  105. Государственное управление и самоуправление в России: очерки истории. М., 1995.
  106. А. Особенности правового регулирования местного самоуправления в районе /Одинцовский район Московской области// Этнополитиче-ский вестник. 1996. № 1. С. 93−109.
  107. Г. А. Опыт земского самоуправления // Государственное управление и самоуправление в России: очерки истории. М., 1995. С. 123 154.
  108. Гражданское общество. М., 1994.
  109. C.B. Трансформация политической системы Российской Федерации: опыт и проблемы. Конец 80-х первая половина 90-х годов: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.
  110. Гуманизм на практике. Опыт создания экспериментальной модели социального обслуживания населения в Москве (под ред. Сафроновой В.М.). М., 1996.
  111. В. А. Становление и развитие российской государственности. Конец 80-х первая половина 50-х годов: Дис. канд. ист. н. М., 1996.
  112. Детский дом: уроки прошлого. М. 1990.
  113. A.C. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.
  114. Х.М. Влияние демографической ситуации на семью. М., 1998.
  115. A.A., Леонов C.B. История России в XX веке: теоретич. курс ав-ториз. М., 1995.
  116. Н.Е. Россия и Европа. М. 1991.
  117. М. Лицо тоталитаризма. М. 1988.
  118. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М. 1994.
  119. .Н. Записки президента. М. 1994.
  120. .Н. Россия: человек, семья, общество, государство. М. 1996.
  121. В. Каким быть государству Российскому? М. 1995.
  122. В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995.
  123. В.И. Реформы в России. 1985−1995. М., 1997.
  124. Жизненные пути одного поколения. М., 1992.
  125. Д.М. Горби Мэтти. Записки посла о двух неизвестных политиках. М. 1995.
  126. .М. Материалы международного симпозиума по проблемам пожилых людей. Ставрополь. 1996.
  127. .М. Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах Российской Федерации в условиях трансформации общества (80-е 90-е годы). Дисс.. докт. ист. наук. М, 1999.
  128. Г. А. Уроки жизни. М., 1997.
  129. В.Б. Управление административной территорией в городе: проблемы и перспективы. М., 1995.
  130. И.М. Куда идти России. М., 1995.
  131. История современной России. 1985−1994 гг. Под ред. В. В. Журавлева. М, 1995.
  132. История Москвы: хрестоматия. В 4 т. Т. 4. Столица России и Советского государства. 1914−1991 гг. М., 1997
  133. История России в лицах с древности и до наших дней. Биогр. Словарь. М. 1997.
  134. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х томах. Под ред. А. Н. Сахарова. М. 1992.
  135. Историческая информатика // Под ред. Бородинга Л. И., Горсковой И.М.) М., 1996
  136. История Отечества // Под ред. A.A. Данилова и др. М. 1992.
  137. История современной России 1985−1994 гг. Под ред. В. И. Журавлева. М. 1995.
  138. История национальных политических партий России. М. 1997.
  139. Изменения в управлении Российским государством: историко-политический аспект. Под общ. ред. Крухмалева Е. М. М., 1995.
  140. А.Л. На пути к гражданскому обществу. М. 1992
  141. author>Кантор В. .Есть российская держава»: Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М. 1997.
  142. Р. Иудино семя. Лики Смутного времени. М. 1996.
  143. Классовая борьба в СССР в 1970−80 годы и реставрация капитализма. Исторические очерки. М. 1996.
  144. А.Е. Социальная политика государства. М. 1991.
  145. Ю.М. Мы дети твои, Москва. М. 1996.
  146. B.C. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. М. 1987.
  147. А. За державу обидно. М. 1995.
  148. Москва и реформы: оценка политологов и социологов. По материалам центра аналитической информации по политической конъюнктуре России. М. 1994.
  149. В. Человек за спиной. М. 1994.
  150. Местное самоуправление глазами социологов. Западный округ г. Москвы. Симтом. 1994. № 3. С. 25−34.
  151. H.H. Цивилизация на переломе: Пути России. М. 1996.
  152. К. Диагноз нашего времени. М. 1994.
  153. Молодежь-97. Надежды и разочарования. М. 1997.
  154. Молодежь в современном российском обществе. М. 1995.
  155. .Н. История в цифрах. Л. 1993.
  156. О.Э. Отношение москвичей к деятельности территориальных органов власти. Симтом. 1995. № 9. С. 19−28.
  157. Москва, мэр, правительство. Симтом. 1995. № 9. С. 61−67.
  158. Москвичи и система управления городом. Симтом. 1995. № 9. С. 67−72.
  159. Москва строит гражданское общество. М., 1996.
  160. Г. Г. Нелинейная динамика и «историческая механика». Исторический анализ и планирование будущего. М. 1997.
  161. Многопартийность в России: блоки и коалиции. М. 1990.
  162. H.A. Россия и Европа. Историко-философский и геополитический подход. / Россия и будущее европейское устройство. М. 1996.
  163. A.M. Охрана детей-сирот в России. М. 1994.
  164. И.Ю. Принципы регулирования земельных отношений в г. Москве. Правительство город — люди. 1996. № 14. С. 71−79.
  165. Омз Л. Г. Цивилизация и революция. Новосибирск. 1989.
  166. Основы демократии и власти. М. 1994.
  167. И.А. КПСС: Анатомия распада. М. 1996.
  168. Общественно-государственные структуры при департаментах и комитетах Правительства Москвы. Москва строит гражданское общество. М. 1996. С. 95−100.
  169. А. Россия: рождение рыночной экономики. М. 1996.4100. Осипов Г. В. Концепция социальной политики: научные основы и реальность. М. 1997.
Заполнить форму текущей работой