Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвёртой главе на основе систематизации и анализа предложенных моделей оценки эффективности функционирования систем ЖАТ показана необходимость применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ как составляющей корпоративной интегрированной системы управления качеством ОАО «РЖД». Показаны примеры применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • 1. НАДЁЖНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
    • 1. 1. Эффективность функционирования технических систем
    • 1. 2. Показатели функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 3. Стратегии, критерии и задачи управления показателями функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 4. Сравнительная оценка методов анализа надёжности и эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 5. Выводы
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Модель обслуживающего прибора
    • 2. 3. Параметры обслуживающего прибора
    • 2. 4. Модель процесса функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики
      • 2. 4. 1. Общие положения
      • 2. 4. 2. Модель процесса функционирования перегонных систем железнодорожной автоматики и телемеханики
      • 2. 4. 3. Модель процесса функционирования станционных систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 2. 5. Выводы

    3 МЕТОД АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ. 99 3.1 Методы оценки экономических показателей функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    3.2 Анализ стратегий управления показателями функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    3.3 Решение задач по управлению показателями функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    3.4 Алгоритм анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    3.5 Выводы.

    4 ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОАО «РЖД».

    4.1 Метод анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики как элемент интегрированной системы управления качеством.

    4.2 Принципы управления надёжностью систем железнодорожной автоматики и телемеханики с использованием автоматизированной системы АСУ-Ш2.

    4.3 Автоматизация метода анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    4.4 Рекомендации по практическому использованию метода анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

    4.5 Выводы.

Методы анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время железнодорожная отрасль находится на пути инновационного развития, цель которого направлена на достижение параметров экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности и устойчивости отечественного железнодорожного транспорта общего пользования, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации [77] и стратегией развития ОАО «РЖД» [76]. Стратегия развития железнодорожного транспорта и достижение концептуальной цели ОАО «РЖД» связаны с успешным решением целого ряда задач [76], среди которых основной является существенное повышение эффективности работы ОАО «РЖД», достижение высокой рыночной капитализации холдинга на основе внедрения новейших методов и средств управления, технологий и техники перевозочного процесса, создания новых комплексных форм обслуживания клиентов. Повышение эффективности функционирования железнодорожного транспортного комплекса требует внедрения новейших технических систем там, где это действительно целесообразно. Эффективность процесса движения поездов в значительной степени обеспечивается бесперебойным функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Повышение эффективности функционирования систем ЖАТ основывается на нескольких основных направлениях научных исследований [14]:

— разработка новых систем ЖАТ на современной элементной базе;

— разработка более совершенных устройств защиты от атмосферных и коммутационных перенапряжений, воздействующих на функционирование систем ЖАТ;

— совершенствование технологии обслуживания устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ);

— внедрение современных информационных технологий контроля качества выполнения регламентных и ремонтных работ, контроля за наличием и организацией устранения неисправностей технических средств ЖАТ;

— повышение эксплуатационной надёжности действующих устройств СЦБ;

— повышение эксплуатационной безопасности действующих устройств СЦБ;

— разработка концепции управления надёжностью систем и устройств ЖАТ.

Необходимо отметить, что значительный вклад в решение задач по повышению надёжности и эффективности функционирования систем ЖАТ внесли известные учёные и специалисты Баранов Л. А., Безродный Б. Ф., Бестемьянов П. Ф., Ведерников Б. М., Горелик A.B., Дмитренко И. Е., Косилов P.A., Кравцов Ю. А., Лисенков В. М., Меныциков Н. Я., Сапожников В. В., Сапожников Вл.В., Талалаев В. И., Шалягин Д. В., Шаманов В. И., Шелухин В. И., Шишляков A.B., Ягудин Р. Ш. и многие другие.

Отечественными учеными разработан ряд различных методов исследования эффективности функционирования систем ЖАТ, однако большинство из них носят частный характер и не учитывают в комплексе такие факторы, как размеры движения поездов, технологию технического обслуживания, потоки отказов средств ЖАТ в зависимости от применяемых технических средств, экономические критерии. В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется и внедряется множество систем и устройств ЖАТ, различающихся техническими решениями, элементнойбазой, стоимостью и эксплуатационно-техническими характеристиками: Учитывая значительное усложнение и высокую степень интеграции внедряемых современных микропроцессорных систем ЖАТ, методы и подходы, используемые для анализа надежности и эффективности при разработке, производстве и эксплуатации систем ЖАТ предыдущего поколения, в современных условиях часто оказываются малоэффективными.

В связи с этим возникает проблема научно обоснованного, комплексного анализа эффективности функционирования систем ЖАТ при различных условиях эксплуатации с целью рационального использования материальных ресурсов и обеспечения требуемых параметров перевозочного процесса.

Целью данной работы является разработка комплексного метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать системную модель исследования эффективности функционирования систем ЖАТ;

2. Разработать математические модели, позволяющие производить комплексный анализ и оценку различных показателей эффективности функционирования систем ЖАТ;

3. На основе предложенных моделей разработать метод анализа эффективности функционирования систем ЖАТ;

4. Разработать технологический алгоритм анализа эффективности функционирования систем ЖАТ с учётом его интеграции в информационное пространство предприятий железнодорожной отрасли.

Проведенные в диссертации исследования базируются на использовании методов математической теории надёжности, теории массового обслуживания, теории сетей массового обслуживания, математического моделирования и системного анализа, теории случайных процессов и теории графов.

В первой главе на основе методов системного анализа эффективности функционирования технической системы предложена и обоснована системная модель и основные характеристики исследования эффективности технологического процесса регулирования движения поездов.

Вторая глава посвящена разработке модели процесса функционирования систем ЖАТ, позволяющей производить комплексный анализ показателей нагруженности, надёжности и экономической эффективности систем ЖАТ.

В третьей главе разработаны и обоснованы математические модели, позволяющие реализовать основные стратегии по управлению показателями функционирования систем ЖАТ, проведён графический анализ функциональных зависимостей между показателями функционирования систем ЖАТ, разработан алгоритм и методика решения задач по сравнительному анализу и оптимизации затрат на разработку и эксплуатацию систем ЖАТ, разработан обобщённый алгоритм анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

В четвёртой главе на основе систематизации и анализа предложенных моделей оценки эффективности функционирования систем ЖАТ показана необходимость применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ как составляющей корпоративной интегрированной системы управления качеством ОАО «РЖД». Показаны примеры применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ в качестве инструмента по управлению надёжностью систем ЖАТ и проведению качественного сравнительного анализа различных систем ЖАТ. Описан способ автоматизации метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ. Предложены рекомендации по практическому применению метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

Предложенный в диссертации метод анализа эффективности функционирования систем ЖАТ позволяет оценить в комплексе качество функционирования систем ЖАТ произвольной структуры с учётом параметров движения поездов, критериев надёжности, безопасности и экономической эффективности.

Результаты исследований, полученные в диссертации, нашли применение при рабочем проектировании систем автоматики и телемеханики движения поездов на метрополитенах, при проектировании систем бесперебойного и гарантированного электроснабжения, а также при оценке экономической эффективности микропроцессорных систем ЖАТ для обоснования инвестиционной программы по проектированию и внедрению систем микропроцессорной централизации (МПЦ) на сети железных дорог.

4.5 Выводы.

1. На основе систематизации и анализа предложенных моделей оценки эффективности функционирования систем ЖАТ показана необходимость применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ как составляющей корпоративной интегрированной системы управления качеством ОАО «РЖД».

2. Показаны примеры применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ в качестве инструмента по управлению надёжностью систем ЖАТ и проведению качественного сравнительного анализа различных систем ЖАТ.

3. Описан способ автоматизации метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

4. Предложены рекомендации по практическому применению метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные и практические результаты диссертации состоят в следующем:

1. На основе системного анализа понятия эффективности функционирования технической системы предложена и обоснована модель и основные характеристики исследования эффективности технологического процесса реализации движения поездов.

2. Предложена и обоснована модель функционирования систем ЖАТ в виде обслуживающего прибора с приоритетами.

3. Предложены и обоснованы модели функционирования станционных и перегонных систем ЖАТ в виде сетей массового обслуживания с учётом неравномерности эксплуатационной нагрузки на отдельные элементы системы.

4. На основе предложенных моделей разработан метод анализа эффективности функционирования систем ЖАТ, в рамках которого разработаны алгоритмы и методики решения задач по сравнительному анализу и оптимизации затрат на разработку и эксплуатацию систем ЖАТ.

5. Построен обобщённый технологический алгоритм анализа эффективности функционирования систем ЖАТ.

6. На основе систематизации и анализа предложенных моделей показана необходимость применения метода анализа эффективности функционирования систем ЖАТ как составляющей корпоративной интегрированной системы управления качеством ОАО «РЖД».

7. Разработанный метод анализа эффективности функционирования систем ЖАТ использован в процессе проектирования и повышения надёжного и безопасного функционирования систем бесперебойного и гарантированного электроснабжения, при рабочем проектировании систем автоматики и телемеханики движения поездов линий метрополитенов, а также при оценке экономической эффективности микропроцессорных систем ЖАТ для обоснования инвестиционной программы по проектированию и внедрению систем МПЦ на сети железных дорог.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. М., Козлов В. Е. Определение затрат при усилении пропускной способности линий // Ж.-д. трансп. 1970, — № 12. С. 60- 63.
  2. А. М., Козлов В. Е., Чернюгов А. Д. Рациональная загрузка железнодорожных линий / Под ред. Л. Ф. Пустовойтова. -М.: Транспорт, 1968.
  3. Е. Ю., Каштанов В. А. Некоторые математические вопросы теории обслуживания сложных систем. — М.: «Советское радио», 1971.
  4. .Ф., Горелик A.B., Неваров П. А., Орлов A.B., Шалягин Д. В. Модель анализа экономического ущерба при отказах устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. — М.: РГОТУПС, 2007. 7 с. — Деп. в ВИНИТИ 04.12.07, № 1122.
  5. . Ф., Горелик А. В., Неваров П. А., Тарадин Н. А., Шалягин Д. В. Управление надёжностью систем железнодорожной автоматики и телемеханики на основе экономических критериев. -М.: РГОТУПС, 2008. 54 с, — Деп. в ВИНИШ 26.11.08, № 885.
  6. . Ф., Горелик А. В., Неваров П. А., Шалягин А. В. Принципы управления надежностью систем железнодорожной автоматики и телемеханики //Автоматика, связь, информатика 2008. — № 7. — С. 13 -14.
  7. Т.А. Периодичность профилактики станционных устройств автоматики. // Транспорт: наука, техника, управление. — М.: ВИНИТИ, 2005.
  8. Е. С., Овчаров JI. А. Теория случайных процессов и её инженерные приложения. -М.: Высш. шк., 2000. 383 с.
  9. Ю.Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.
  10. П.Горелик A.B., Дмитренко И. Е., Шалягин Д. В. Методические указания по экономической части для проектов систем автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте. — М.: РГОТУПС, 1998.
  11. A.B. Математическая модель для расчета периодичности техобслуживания устройств железнодорожной автоматики // Автоматика, связь, информатика. 2002. — № 6. — С. 40 — 41.
  12. A.B. Методы повышения эффективности технического обслуживания систем железнодорожной автоматики // Транспорт: наука, техника, управление. Сборник обзорной информации- М.: ВИНИТИ, 2002. С. 14−15.
  13. А. В., Неваров П. А., Сундуков А. Г., Тарадин Н. А. Оценка эксплуатационной безопасности устройств железнодорожной автоматики // Транспортная безопасность и технологии. — 2009. — № 1. — С. 56−58.
  14. А. В., Неваров П. А., Тарадин Н. А. Модель оценки безопасности систем железнодорожной автоматики по параметрам движения поездов // НТТ Наука и техника транспорта. — 2008. — № 4. -С. 78−81.
  15. A.B. Технологическая эффективность процесса проектирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики: Дисс. на соиск. уч. степени д-ра техн. наук. М.: РГОТУПС, 2005 (на правах рукописи).
  16. ГОСТ Р МЭК 61 508−5-2007. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Рекомендации по применению методов определения уровней полноты безопасности. Часть 5.
  17. П. С. Эксплуатационная надёжность станций. М.: Транспорт, 1986.-247 с.
  18. А.И. Надежность и качество функционирования эргономических систем. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  19. И. Е. Техническая диагностика и автоконтроль систем железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1986.
  20. Г. В. Надежность автоматизированных производственных систем. -М.: Энергоиздат, 1986.
  21. Инструктивные указания по определению экономической эффективности внедрения систем управления качеством работы предприятий железнодорожного транспорта (эксплуатационная деятельность)/МПС СССР. Гл. техн. упр. -М.: Транспорт, 1986.
  22. Инструкция по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (№ ЦШ-720). Департамент сигнализации, централизации и блокировки Министерства путей сообщения Российской Федерации. -М., «ТРАНСИЗДАТ», 2000.
  23. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник / Адаменко А. Н., А. Г. Ашеров, И. Л. Бердников и др.- Под.общ.ред. А. И. Губинского и В. Г. Евграфова. -М.: Машиностроение, 1993.
  24. А. А. Электрическая централизация стрелок и сигналов. — М.: Транспорт, 1974.
  25. Клейнрок J1. Теория массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1979.-432 с.
  26. .А., Ушаков И. А. Справочник по расчёту надежности аппаратуры радиоэлектроники и автоматики. М.: Советское радио, 1975.-472 с.
  27. В.В., Самохвалова С. С. Теория телетрафика и её приложения. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -288с.
  28. В.М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М.: Транспорт, 1992.
  29. В.М. Статистическая теория безопасности движения поездов: Учеб. для вузов. М.: ВИНИТИ РАН, 1999. — 332 с.
  30. Н. Я., Королев А. И., Ягудин Р. Ш. Надёжность железнодорожных систем автоматики и телемеханики. — М.: Транспорт, 1976.
  31. МУ 32ЦШ1 115 842.02−00. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок допуска систем диспетчерской централизации к эксплуатационным и приёмочным испытаниям.
  32. Надежность и эффективность в технике: Справочник. В Ют. / Ред. совет: B.C. Авдуевский (преде.) и др. М.: Машиностроение, 1990.
  33. П. А. Модель оценки надёжности систем железнодорожной автоматики и телемеханики // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МИИТ, 2009. — С. 22 — 26.
  34. П. А. Модель оценки эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики // Безопасность движения поездов: Труды X Научно-практической конференции. М.: МИИТ, 2009.
  35. П. А. Применение методов теории массового обслуживания для анализа эффективности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики // НТТ Наука и техника транспорта. — 2009. — № 4.
  36. П. А., Тарадин Н. А. Концепция управления надёжностью и безопасностью систем железнодорожной автоматики и телемеханики // Актуальные проблемы естествознания: Сб. тез. докл. XX межвузовской студенческой конференции. -М.: Изд-во РГОТУПС, 2008.
  37. В.И. Структурный анализ систем (эффективность и надежность). -М.: «Советское радио», 1977. 216 с.
  38. O.A., Петухов С. И. Прикладные вопросы теории массового обслуживания. М.: Советское радио, 1969. 400 с.
  39. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог / МПС СССР. М.: Транспорт, 1986.
  40. Организация движения поездов на электрифицированных линиях/ А. М. Баранов, К. А. Бернгард, А. JI. Мельник и др. М.: Трансжелдориздат, 1960.
  41. ОСТ 32.17−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения.
  42. ОСТ 32.18−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности.
  43. ОСТ 32.19−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие требования к программам обеспечения безопасности.
  44. ОСТ 32.27−93. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Организация сбора и обработки информации о безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
  45. ОСТ 32.41−95. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
  46. ОСТ 32.78−97 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Безопасность программного обеспечения.
  47. ОСТ 32.112−98. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Эксплуатационно-технические требования к системам ДЦ.бЗ.Павловский И. Г., Перминов А. С., Чернюгов А. Д. Организация движения соединенных поездов. М.: Транспорт, 1977.
  48. . Д., Ягудин Р. Ш. Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ. М.: Транспорт, 1984.
  49. А. М. Основы теории надежности. М.: Наука, 1964.
  50. Правдин Н. В и др. Проектирование железнодорожных станций и узлов. — М.: Выш. шк., 1984.
  51. П. В. Методы обеспечения и оценки живучести станционных систем железнодорожной автоматики: Дисс. на соиск. уч. степени кандидата техн. наук. М.: РГОТУПС, 2007 (на правах рукописи).
  52. В. В., Кравцов Ю. А., Сапожников Вл. В. Теоретические основы железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1995.
  53. В. В., Сапожников Вл. В., Талалаев В. И. и др.- Под редакцией В.В. Сапожникова. Сертификация и доказательство безопасности систем железнодорожной автоматики. — М.: Транспорт, 1997.
  54. В. В., Сапожников Вл. В., Шаманов В. И. Надёжность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. — М.: Маршрут, 2003.
  55. В.В., Христов Х. А., Гавзов Д.В.- Под ред. Вл.В. Сапож— никова. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики. -М.: Транспорт, 1995.
  56. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учеб. для вузов ж.-д. трансп./ Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю.Н. Кожевников- Под ред. Н. Г. Смеховой М.: Маршрут, 2003.
  57. Д. Дж. Безотказность, ремонтопригодность и риск. Практические методы для инженеров, включая вопросы оптимизации надёжности и систем, связанных с безопасностью. М.: ООО «Группа ИДТ», 2007. — 432 с.
  58. Стратегические направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г. («Белая книга» ОАО «РЖД»).
  59. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р), 2008.
  60. Техническая эксплуатация устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики. / Вл.В. Сапожников, Л, И, Борисенко, A.A. Прокофьев, А. И. Каменев: Под ред. Вл.В. Сапожникова. М.: Маршрут, 2003.
  61. Типовые нормы времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1987.
  62. Л. П., Лецкий Э. К., Шапкин И. Н., Самохвалов А. И. Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Маршрут, 2005. — 467 с.
  63. M. М., Уздин M. М., Ефименко Ю. И. и др. Железные дороги. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1991.
  64. Функциональная стратегия обеспечения гарантированной надёжности и безопасности перевозочного процесса. М.: ОАО «РЖД», 2007.
  65. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» (утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. № 46р). М.: ОАО «РЖД», 2007.
  66. А. А., Лукьященко В. И., Котин М. Надёжность сложных систем. — М.: Машиностроение, 1972.
  67. Д.В. Теория и методы технической реализации безопасных микропроцессорных систем интервального регулирования движением поездов: Дисс. на соиск.уч. степени д-ра техн. наук. М.: МИИТ, 1990. (на правах рукописи).
  68. Д. В., Цыбуля Н. А., Косенко С. С., Волков А. А. и др. Устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. — М.: Маршрут, 2006.
  69. В. И., Ведерников Б. М. Методика расчёта эффективности технических мероприятий по повышению надёжности действующих устройств сигнализации, централизации и блокировки. М.: МПС, 1989.-80 с.
  70. А. В., Кравцов Ю. А., Михайлов А. Ф. Эксплуатационная надежность устройств автоблокировки и AJ1C. М.: Транспорт, 1969.
  71. Р. Ш. Надёжность устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, — М.: Транспорт, 1990.
  72. ISO 9000: Quality management and quality assurance standards. 1991.
Заполнить форму текущей работой