Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование износостойкости подвижных сопряжений запорной арматуры газо-нефтепроводов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы термодинамические условия сохранения равновесия запираемой среды в трибосопряжении запорной арматуры на основе обобщенного критерия динамического подобия, что позволяет определить возможность специального экспериментального изучения длительной герметичности уплотнения запорной арматуры с использованием предложенной методики экспериментального исследования изнашивания уплотнений… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДВИЖНЫХ СОПРЯЖЕНИЙ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
    • 1. 1. Анализ нормативно-технических решений по обеспечению герметичности запорной арматуры
    • 1. 2. Конструктивно-технологическая характеристика работы подвижных сопряжений в контактных уплотнениях арматуры
    • 1. 3. Анализ общих закономерностей процессов трения и изнашивания подвижных сопряжений затворов арматуры
  • 2. ИНЖЕНЕРНО — АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГЕРМЕТИЗАЦИИ КОНТАКТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
    • 2. 1. Формирование плотности рабочего контакта запорного органа арматуры
    • 2. 2. Влияние износа на длительную плотность контактного уплотнения запорной арматуры
    • 2. 3. Расчетно-аналитические предпосылки оценки предельного состояния контактного уплотнения запорной арматуры
    • 2. 4. Рабочая гипотеза механизма дегерметизации контактного уплотнения затвора
  • 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ И ИЗНАШИВАНИЯ УПЛОТНЕНИЙ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
    • 3. 1. Исследование микропроцессов разрушения контактных поверхностей уплотнения затвора арматуры
    • 3. 2. Физические аспекты нарушения целостности поверхностей контакта уплотнения
    • 3. 3. Термодинамичекие особенности энерго — массопереноса в структуре контактных уплотнений
    • 3. 4. Использование принципа динамического подобия при исследовании износостойкости уплотнений
  • 4. РАЗРАБОТКА ИНЖЕНЕРНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ ПО КРИТЕРИЯМ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОДВИЖНЫХ СОПРЯЖЕНИЙ
    • 4. 1. Методика инженерно — квалиметрического анализа работы контактного уплотнения в затворе арматуры
    • 4. 2. Оценка герметичности затворов при статическом и динамическом режимах нагружения запорной арматуры
    • 4. 3. Вероятностная оценка работоспособности запорной арматуры
    • 4. 4. Рекомендации по организации планово-предупредительного ремонта затворов запорной арматуры с учетом требований эксплуатационной надежности
    • 4. 5. Рекомендации по техническому диагностированию работоспособности запорной арматуры трубопроводных систем
  • Выводы

Исследование износостойкости подвижных сопряжений запорной арматуры газо-нефтепроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Запорная арматура в системах добычи, транспорта и хранения газа и нефти играет исключительно важную роль в обеспечении надежности систем на всех режимах функционирования. В процессе эксплуатации трубопроводных систем различного назначения конструктивные элементы находятся под действием широкого спектра нагрузок и воздействий, обуславливающих сложные процессы трения, износа, усталости и старения. Несмотря на систематические совершенствования конструкций запорной арматуры решение проблемы обеспечения их работоспособности все еще не отвечает современным требованиям надежности и безопасности трубопроводных систем. В определенной мере это обстоятельство объясняется тремя причинами: во-первых, недостаточной плотностью контакта трибосопряжений и герметичностью затворов арматурыво-вторых, слабоуправляемой функциональной надежностью системы «трубопроводы — запорная арматура" — в-третьих, вследствие износа трибосопряжений запорной арматуры. В настоящее время в России, в технологических системах сбора т подготовки газа, на станциях ПХГ и на магистральных газопроводах эксплуатируются запорная арматура с шаровым затвором отечественного производства и ряда зарубежных фирм: «Saut du Tarn» (Со дю Тарн, Франция), «Kameron» (Камерон, Франция), «Grove» (Грове), «Valvort Alloiko» (Балворт Аллойка, Италия), «Borzig» (Борзиг, Германия), «Kitamura Volve» (Китамура Волву, Япония), V.

Hubner und Mauer" (Хюбнер и Мауер, Австрия), «CKD» (ЧКД, Чехия) и др.

В результате этих причин все еще остаются весьма значительными потери продукта, а следовательно, связанный с ними ущерб, наносимый окружающей среде. Так, по газовой промышленности выбросы метана, связанные с запорной арматурой составили в период 1994;1995 г. г. от 1,2 до 1.9 млрд. м3. Причем при проведении предприятиями ОАО «Газпром» контроля герметичности газопроводов с применением лазерных систем выявлено, что большинство самопроизвольных утечек природного газа наблюдается на крановых площадках, и в первую очередь, через продувочные свечи. Нарушение их герметичности приводит к загрязнению в районе расположения арматуры окружающей природной среды, созданию взрывоопасной обстановки, а также коммерческим потерям. Замена свечного крана или его ремонт со вскрытием корпуса чреваты прямыми потерями значительного количества газа и вызывают огромные косвенные экономические потери, связанные с остановкой газопровода.

В настоящее время на объектах транспорта и хранения нефти и газа в эксплуатации находится свыше 650 тыс. кранов, задвижек, вентилей и другой запорной арматуры. Около пятидесяти различных видов конструктивного исполнения, классифицируемых по различным признакам (способ перекрытия потока среды, способ управления арматурой, конструкция запорного органа, тип уплотнения, способ присоединения к трубопроводу и т. д.).

По имеющимся неполным сведениям на газопроводах России имеется не менее 8 тыс. продувочных свечей фу 50−300 мм) и практически все они не обладают необходимой герметичностью. По данным исследованиям [43] утечка 1 м /мин через кран с Иу 300 мм — довольно распространенное явление. Исходя из этих данных и общего количества продувочных свечей, годовые самопроизвольные потери газа в атмосферу составляют около 1-го млрд. м3.

Из общего объема продуктов, теряемого при авариях нефте — и газопроводов, от 17 до 20% непосредственно связаны с недостаточной надежностью запорной арматуры. Запорная арматура нефтегазопроводов относится, как правило, к первому и второму классам герметичности. При этом считается, что отказ арматуры (потеря герметичности за пределы устанавливаемых норм) не должен происходить за весь срок службы трубопровода. Однако фактически сроки трубопровода и арматуры не являются когерентными, что значительно повышает эксплуатационный риск возможного неоправданного эколого-экономического ущерба. Нормативный срок службы запорной арматуры в среднем в 2−2,5 раза меньше, чем у трубопровода (при прочих равных условиях), а фактически может быть даже еще ниже.

До настоящего времени, к сожалению, отсутствует физическая теория надежности запорной арматуры нефтегазопроводов, что исключает возможность нормирования их экологической безопасности с достаточной для практики то-ностью.

Попытки конструктивного улучшения затворов кранов, к сожалению, ощу-гимых результатов не дают. Аналогичная ситуация по работоспособности запорной арматуры наблюдается у нефтепродуктов, связанные с арматурой составляют около 800−900 тыс. тонн.

Несмотря на разнообразие конструктивного исполнения, запорная арматура проявляет общность отказов — потерю герметичности главным образом, из-за низкого контроля, отсутствия соответствующих служб, слабой оснащенности, неправильной эксплуатации и монтажа на объектах и эксплуатационных свойств элементов трибосопряжений.

Действительно, как показывает статистика отказов, 80% случаев потери герметичности происходит из-за неудовлетворительной эксплуатации запорной арматуры и только 20% - из-за износа и потери прочности элементов трибосоп-эяжений запорной арматуры.

Таким образом, состояние запорной арматуры в практике эксплуатации систем нефтеи газопроводов свидетельствует о необходимости тщательного исследования всех аспектов работоспособности элементов арматуры, и в пер-зую очередь подвижных элементов уплотнения в условиях его интенсивного язноса. Актуальность этой проблемы связана с решением следующих важных народно-хозяйственных задач:

— уменьшение потерь транспортируемой среды;

— улучшение экологической обстановки в местах расположения запорной арматуры;

— уменьшение экономических потерь, связанных с остановкой газонефтепровода;

— четкой локализации аврийного участка газонефтепровода. 7.

При этом учитываются не только научно-методические аспекты исследования работоспособности уплотнения запорной арматуры в условиях износа, но и также экономические обстоятельства, связанные с необходимостью обеспечения длительной герметичности и надежности затворов запорной арматуры.

ВЫВОДЫ.

1. На базе исследования трехфазной модели контактного уплотнения затвора арматуры (пробка шаровая — адсорбционный слойуплотнительное кольцо) и условий структурирования рабочей среды, разработана модель механизма дегерметизации уплотнения затвора запорной арматуры. Модель базируется на достижениях в области трибологии, в частности, исследованиях процессов образования микронеплотностей, связанных с геометрией поверхностей контакта и контактных взаимодействий в трибосопряжениях запорной арматуры. Выявлены условия перехода запираемой среды в неравновесное состояние с учетом соотношения сил межфазного натяжения.

2. Предложена структурная четырехуровневая модель трибологической системы, которая учитывает два основополагающих этапа внешнего трения (взаимодействие поверхностей трибосопряжений запорной арматуры с учетом влияния средыизменение поверхностных слоев в результате взаимодействия с учетом влияния рабочей среды), изучение которых выполняется с учетом требований синергетики — теории диссипативных систем. Данная модель позволяет получать сведения на информационном уровне: нестабильность трения и фрикционного разогрева, нарушение целостности плотности контакта уплотнений запорной арматуры и утечка запираемой среды, наработка на отказ запорной арматуры и разрушение материала трибосопряжений запорной арматуры — износ в отдельных точках поверхности контакта по всему контуру запирания.

3. Составлена структурная модель процесса формирования микронеплотностей запорной арматуры, которая позволяет производить расчет работоспособности затвора по величине суммарной дегерметизации с учетом процессов трения и изнашивания трибосопряжений. Установлен обобщенный критерий динамического подобия с учетом требований теории диссипативных систем, который позволяет сформулировать условия, необходимые для обеспечения герметичности трибосопряжений запорной арматуры (приложение № 1).

4. Сформулированы термодинамические условия сохранения равновесия запираемой среды в трибосопряжении запорной арматуры на основе обобщенного критерия динамического подобия, что позволяет определить возможность специального экспериментального изучения длительной герметичности уплотнения запорной арматуры с использованием предложенной методики экспериментального исследования изнашивания уплотнений затворов арматуры способом репликации. Метод репликации позволяет оценить временные характеристики износа рабочих поверхностей контакта с последующей экстраполяцией этих характеристик для оценки работоспособности уплотнений затворов арматуры.

5. Получены расчетно-аналитические выражения обобщенного критерия динамического подобия для оценки наработки на отказ запорной арматуры. Отказ происходит из-за потери герметичности и влияния процессов трения и изнашивания трибосопряжений в условиях статического режима нагружения. Учтена вероятность изменения количественных показателей работоспособности трибосопряжений запорной арматуры, включая переход в предельное состояние состояние отказа). Представлен расчет по оценке долговечности трибосопряжений запорной арматуры (приложение № 2).

6. По результатам работы запорной арматуры на объектах ООО «Мострансгаз» (приложене № 3) получены математические зависимости для оценки безотказной работы запорной арматуры в режиме оперативной готовности и предложен показатель вероятности локализации потока рабочей среды в случае экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Полученные математические зависимости позволят существенно сэкономить время проведения подготовительно-заключительных операций испытаний, машинное время, уменьшить объем работ, сырье и энергию для технологической обработки поверхностей трения, энергию при испытаниях и т. д.

7. Разработаны рекомендации для управления надежностью запорной арматуры нефтегазопроводов, которые реализуются путем создания необходимых условий выполнения нормируемых показателей в системе «трубопровод-арматура». Предложена методика инженерноквалиметрического анализа работы контактного уплотнения в затворе арматуры, которая позволяет оценить параметры начального качества уплотнения по заданному (требуемому) уровню его надежности и предусматривает по известному уровню качества уплотнения затвора запорной арматуры оценить его надежность. Данная методика передана для использования в эксплуатационных условиях на предприятиях ООО «Мострансгаз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. М., Добычин М. Н., Модели изнашивания/ Трибология: Исследования и приложения: Опыт США и стран СНГ/ Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. М.: Машиностроение- Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993 г., 66−87 стр.
  2. Г. С., Запорная арматура/ Издание второе, переработанное и дополненное/ Л. «Недра», 1974 г., 142 стр.
  3. В. В., Слободкин М. С., Арматура регулирующая и запорная, М. «Машгиз», 1953 г., 284 стр.
  4. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М., «Физмат-гиз», 1973 г., 472 стр.
  5. Д., Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии., М. Машиностроение, 1986 г., 359 стр.
  6. Г. М., Лаврентьев В. В., Трение и износ полимеров., М.: Химия, 1972 г., 240 стр.
  7. И. П. Дефектология и неразрушающий контроль. М., 1990 г., 207 стр.
  8. В. Г., Герметичность уплотнительных поверхностей затворов арматуры, Тверь. Сб. научных трудов, 1990 г., 102 114 стр.
  9. Э. Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах, М. Машиностроение, 1982 г., 190 стр.
  10. Ю.Бэтчелор Дж. Введение в динамику жидкости. М., «Мир», 1973 г., 758 стр.
  11. П.Бирюков В. И., Виноградов В. Н. Абразивное изнашивание газопромыслового оборудования. М., «Недра», 1977 г., 384 стр.
  12. В. А., Веников Г. В., Теория подобия и моделирования (применительно к задачам энергетики). М. Высшая школа, 1984 г., 439 стр.
  13. И.Вентцель Е. С. Теория вероятностей. «Физматгаз», М., 1979 г., 366 стр.
  14. В. Н., Сорокин Г. М., Механическое изнашивание сталей и сплавов., М.: Недра, 1996 г., 364 стр.
  15. И. Г., Добычин Н. М., Контактные задачи в трибологии., М. «Машиностроение», 1988 г., 256 стр.
  16. И. Г. Механика фрикционного взаимодействия., М. «Наука», 2001 г., 477 стр.
  17. И. Г., Маховская Ю. Ю., Контактирование упругих тел при наличии капиллярной адгезии. ПММ., 1999 г., Т. 63, № 1. 128−137 стр.
  18. И. Г., Маховская Ю. Ю., Адгезионное взаимодействие упругих тел. ПММ., 2001 г., Т. 65, № 2. 279−289 стр.
  19. Л. А., Контактные задачи теории упругости при наличии износа., ПММ., 1976 г., Т. 40, № 6, 981−989 стр.
  20. Л. А., Контактные задачи теории упругости и вязкоупругости., М. «Наука», 1980 г., 302 стр.
  21. Д. Ф., Основы расчета трубопроводной арматуры. М. «Машгиз», 1962 г., 270 стр.
  22. Д.Ф. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры., Л., «Машиностроение», 1969 г., 887 стр.
  23. М.И. Теория струй идеальной жидкости. «Физматгиз», М., «Наука» 1979 г., 536 стр.
  24. Д. Ф. Шпантов О.Н. Справочник инструктора трубопроводной арматуры. Л., «Машиностроение», 1987 г., 517 стр.
  25. Т. Томас Гарди. Очерк творчества. М., 1969 г., 580 стр.
  26. Д. Н. Долговечность трущихся деталей машин. М., «Машиностроение», 1990 г., 351 стр.
  27. Д. Н. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. М., «Машиностроение», 1982 г., 207 стр.
  28. Д. Н. Трение полимеров. М., «Наука» 1972 г., 204 стр.
  29. Д. Н. Триботехника (износ и безопасность) М., Изд-во МСХА, 2001 г, 615 стр.
  30. В.Е. Руководство и решение задач по теории вероятностей и математической статистики. «Высшая школа», М. 1997 г., 400 стр.
  31. Н. Н. Динамическая прочность и хрупкость металлов. 1981 г., 699 стр.
  32. Н. Н. Некоторые проблемы прочности твердого тела. М -Л., 1959 г., 450 стр.
  33. Н. Б. Контактирование шероховатых поверхностей., М. «Наука», 1970 г., 266 стр.
  34. Н. Б., Рыжов Э. В., Качество поверхности и контакт деталей машин., М. «Машиностроение», 1981 г., 244 стр.
  35. . В. Адгезия твердых тел. М.: «Наука», 1973 г., 279 стр.
  36. . В. Поверхностные силы. М.: «Наука», 1985 г., 399 стр.
  37. . В. Поверхностные силы и граничные слои жидкости. М.: «Наука», 1983 г., 184 стр.
  38. . В. Смачивающие пленки. М.: «Наука», 1984 г., 159 стр.
  39. . В. Что такое трение: Очерки о природе трения. М.: «Наука», 1952 г., 244 стр.
  40. К. Механика контактного взаимодействия., М. «Мир», 1989 г., 510 стр.
  41. Дуб Б. Н., Арматура трубопроводов высокого давления. М. «Госэнерго-издат», 1960 г., 270 стр.
  42. М. М. Кинетика и динамика физической адсорбции. М., 1973 г., 380 стр.
  43. Н.М., Щупин Н. П. Измерение и устранение технологических потерь газа, «Газовая промышленность», 1989 г., № 11.
  44. П.А., Котелевский Ю. М., Флеров Н. И., Экспер Л. И. Краны для трубопроводов. М., «Машиностроение», 1967 г., 170 стр.
  45. Запорная арматура магистральных газопроводов: состояния, проблемы, пути совершенствования, «Газовая промышленность», 1998 г., № 10.
  46. С. М., Жаров И. А., Методология моделирования сложных три-босистем, Трение и износ, 1988 г., Т. 9, № 5, 825−833 стр.
  47. А. Ю. Механика деформируемого тела. М.: «Наука», 1986 г., 167 стр.
  48. А. Ф. Механические и электрические свойства кристаллов. 1974 г., 326 стр.
  49. М. И. Краткий справочник по трубопроводам и арматуре, М. «Госэнергоиздат», 1962 г., 271 стр.
  50. М.И. Ремонт арматуры. М.-Л, «Госинегроиздат», 1963 г., 352 стр.
  51. В. Н. Абразивное разрушение твердых тел. М.: Наука, 1970 г., 247 стр.
  52. В. Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов. М.: Машиностроение, 1978 г., 213 стр.
  53. В. Н. Сопротивление металлической поверхности абразивному изнашиванию. В кн. Долговечность трущихся деталей машин, 1990 г., 279−295 стр.
  54. В. Д. Каросты при резании и трении. М.: Гостоптехиздат", 1956 г., 284 стр.
  55. В. Д. Поверхностная энергия твердых тел. М.: Гос. изд-во техн. тео. рет. лит., 1954 г., 220 стр.
  56. И.В., Алисин В. В. Трение, изнашивание и смазка. Справочник тт. 1, 2 М., «Машиностроение», 1978 г.
  57. И. В., Добычин Н. М., Комбалов В. С., Основы расчетов на трение и износ. М. «Машиностроение», 1977 г., 576 стр.
  58. И.В. Трение и износ. М., «Машиностроение», 1968 г., 480 стр.
  59. Ю.М., Мамонтов Г. В. и др. Современные конструкции трубопроводной арматуры для нефти и газа. М. «Недра», 1976 г., 496 стр.
  60. Ю. В., Морозов Е. М., Механика контактного разрушения, М. «Наука», 1989 г., 224 стр.
  61. И.Н. Системный подход как методологическая основа модификации запорной арматуры. «Газовая промышленность», 1994 г. № 11.
  62. И.Н. Повышение эксплуатационной стойкости запорных и регулирующих устройств. «Газовая промышленность», 1998 г., № 3
  63. И.Н. Эффективность модификации газовой арматуры. «Газовая промышленность», 1992 г. № 9.
  64. И.Н., Новиков O.A. Модернизация технологии ремонтно-восстановительных работ клиновой запорной арматуры. «Газовая промышленность», 1995 г., № 7.
  65. Г., Егер Д. Теплопроводность твердых тел. «Наука», 1964 г., 487 стр.
  66. А.К., Кикоин И. К. Молекулярная физика. М., «Недра», 1978 г., 480 стр.
  67. Л. Д. Лифшиц Е.М. Статистическая физика. «Наука», 1976 г., 584 стр.
  68. . Г., Карагюшин В. С., Линецкий Я. Л., Физические свойства металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1980 г., 320 стр.
  69. В.Г. Физико-химическая гидродинамика. «Физматгиз», М., 1959 г., 699 стр.
  70. Л.Г. Ламинарный пограничный слой. «Физматгиз», М., 1962 г., 479 стр.
  71. Н. М. Внешнее трение твердых тел. М.: «Наука», 1977 г., 221 стр.
  72. Н. М. Трение в условиях пластического контакта. М.: «Наука», 1968 г., 104 стр.
  73. Н. М., Литвинов В. Н. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении. М.: «Наука», 1979 г., 187 стр.
  74. О.И. Количественная оценка качества уплотнений трубопроводной арматуры. «ВНИИЭгазпром», М. 1973 г., 83 стр.
  75. П.Г., Нешпор Г. С. Кудряшов В.Г Кинетика разрушения. М., «Металлургия», 1979 г., 278 стр.
  76. Оборудование магистральных трубопроводов. Справочник. М. «Недра», 1965 г., 610 стр.
  77. Основы трибологии (трение, износ, смазка)/ Браун Э. Д., Буше Н. А., Буяновский И. А., Гриб В. В. и др./ Под. ред. Чичинадзе А. В. М.:Наука и техника, 1995 г., 778 стр.
  78. Основы трибологии (трение, износ, смазка)/ Браун Э. Д., Буше Н. А., Буяновский И. А., Гриб В. В. и др./ Под ред. Чичинадзе А. В. М. Машиностроение, 2001 г., 664 стр.
  79. Г., Эбелинг В., Фирковский А., Внешнее трение твердых тел, диссипативные структуры и самоорганизация/ Трение и износ, 1988 г., Т. 9,№ 1, 12−18 стр.
  80. Е. И. Экология транспорта. М., «Транспорт», 1998 г., 232 стр.
  81. В. Ф., Михин Н. М. Основы теории трения и изнашивания. ГАНГ им. И. М. Губкина, 1995 г., 93 стр.
  82. В. Ф. Триботехника смазочных материалов. ГАНГ им. И. М. Губкина, 1997 г., 186 стр.
  83. Р.Г. Эрозионная прочность деталей и энергоустановок летательных аппаратов. «Машиностроение», М. 1980 г.
  84. Промышленная трубопроводная арматура. Каталог-справочник. Ч. 1, 2., М. «Машгиз», 1960 г., 304 стр.
  85. П. А. Поверхностные явления в дисперсных системах. Физико-химическая механика. М.: «Наука», 1979 г., 381 стр.
  86. П. А. Применение поверхностно активных веществ в нефтяной промышленности. М.: «Гостоптехиздат», 1963 г., 395 стр.
  87. Л.И. Плоские задачи гидродинамики и аэродинамики. «Наука», М., 1980 г., 448 стр.
  88. Л.И. Механика сплошных сред. «Наука». М., 1970 г.
  89. Г. М., Трибология сталей и сплавов, М.: Недра, 2000 г., 317 стр.
  90. Г. М., Взаимосвязь механических свойств сталей и их износостойкость, М.: Нефть и газ, 1995 г., 69 стр.
  91. Г. М., Прочность, как основа механизма износостойкости сталей при абразивном изнашивании. Вестник машиностроения, 1986 г., № 5, стр. 11. 15.
  92. Г. М., О критериях выбора износостойких сталей и сплавов. Заводская лаборатория, 1991 г., № 9, стр. 55. 59.
  93. В. А. Ренгеноэлектронная спектроскопия сверхтонких поверхностных слоев конденсированных систем. М.: «Наука», 1988 г., 198 стр.
  94. И. Н. Моделирование процессов массо и энергопереноса: Нелинейные системы. Л., Химия. Ленинградское отд-ние, 1979 г., 204 стр.
  95. М. М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин при абразивном изнашивании. М., «Машиностроение», 1966 г., 331 стр.
  96. М. М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М., «Машиностроение», 1976 г., 271 стр.
  97. Р. Физика твердого тела. Пер. с англ. А. С. Пахомова и Б. Д. Сумма, под ред. С. В. Тябликова М., «Мир», 1966 г., 567 стр.
  98. А. Н. Адсорбция и окислительные процессы. М., 1951 г., 22 стр.
  99. В.В. и др. Надежность трубопроводной пневмогидро-арматуры. М., «Машиностроение», 1989 г., 208 стр.
  100. М. М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М., «Наука», 1970 г., 252 стр.
  101. М. М. Износостойкость и структура твердых наплавок. М., 1971 г., 96 стр.
  102. М. М. Методы оценки противозадирных и противоизнос-ных свойств смазочных материалов. М., 1969 г., 109 стр.
  103. М. М., Беркович Е. С. Точное определение износа деталей машин. М., 1953 г., 116 стр.
  104. М. М. Трение, изнашивание и качество поверхности. М., 1973 г., 150 стр.
  105. М. М. О связи межатомного взаимодействия, атомных свойств износостойкости металлов. Трение и износ. 1990 г., т.11., № 3, 409−415 стр.
  106. И. Б. Физические основы прогнозирования и повышения износостойкости и надежности газопромыслового оборудования. М.: Наука, 1985 г., 543 стр.
  107. Г. П. Механика хрупкого разрушения. М., «Наука», 1974 г., 640 стр.
  108. С. А., Капиллярный механизм адгезии и трения шероховатых поверхностей, разделенных тонким слоем жидкости., Трение и износ., 1994 г., Т. 15, № 1, 11−26 стр.
  109. А. В., Матвеевский Р. М., Браун Э. Д., Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М. «Наука», 1986 г., 248 стр.
  110. И. А. Кристаллизация в дисперсных системах: Инженерные методы расчета. Л., Химия. Ленинградское отд-ние, 1986 г., 247 стр.
  111. P.P. Анализ теорий газоабразивного изнашивания металлов. В сб.: Труды Таллиннского технического университета. 1989 г., 690 стр.
  112. О. G., Keer L. М., Wear-contakt problems and modeling of chemical mechanical polishing., J. Elektrochem. Soc. 1998., Vol. 145, N 6, P. 2100−2106
  113. Dowson D., History of tribology. L.: Longman, 1978.
  114. Dowson D., Higginson G. R., Elastohydrodynamic lubrication: The fundamentals of roller and gear lubrication. Oxford: Pergamon, 1966. 207 p.
  115. Fleischer G., Energetische Methode der Bestimnung des Verschlei? es. Schmierungstechnik. 1973. N 4, 9−16 s.
  116. Goryacheva I. G., Dobychin M. N. Multiple contact model in the problems of tribomechanics. Tribology Internetional. 1991. V. 24, N1, 29−35 p.
  117. Greenwood J. A., Adhesion of elastic spheres. Proc. Roy. Soc. London A. 1997. V. 453, N 1961, 1277−1297 p.
  118. Holmberg К., Matthews A. Coating tribology. Amsterdam: Elsevier, 1994.
  119. Johnson K. L., Mechanics of adhesion. Tribol. Intern. 1998. V. 31, N 8, 413−418 p.
  120. Makhovskaya Yu. Yu., Goryacheva I. G., The combined effect of capillarity and elasticity in contact interaction. Tribol. Intern. 1999. V. 32, 507 515 p.
  121. Maugis D., On the contact and adhesion of rough surfase. J. Adhesion Sei. And Technol. 1996. V. 10, 161−175 p.
  122. Rabinowicz E., Friction and wear of materials. N. Y.: Wiley, 1965.244 p.
Заполнить форму текущей работой