Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование комбинированных энергоустановок на основе авиационного ГТД и топливных элементов в компьютерной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. На основании! сравнительного анализа характеристик различных типов ТЭ по рабочей температуре, единичной мощности, плотности тока и плотности г мощности, ресурсу, виду применяемых, горючего^ иокислителясложности" конструкции.1 и-" изготовления, выявленочто. наиболее подходящим^ видом ТЭ, для' применения в КЭУ на. базеГТУ являются, ТОТЭ. Для оценки эффективности ТОТЭ определены следующие… Читать ещё >

Содержание

  • ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИНДЕКСЫ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. АНАЛИЗ СПОСОБОВ КОНВЕРТИРОВАНИЯ 16 АВИАЦИОННЫХ ГТД ДЛЯ НАЗЕМНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
    • 1. 1. Применение авиационных ГТД в наземных установках
    • 1. 2. Повышение эффективности ГТУ, созданных на базе 19 конвертированных авиационных ГТД
    • 1. 3. Повышение эффективности использования теплоты топлива
    • 1. 4. Повышение эффективности ГТУ применением топливных 24 элементов
      • 1. 4. 1. Схема КЭУ, в которой ТЭ замещает камеру сгорания ГТУ
      • 1. 4. 2. КЭУ на основе ГТУ и ТЭ с внутренней конверсией природного газа, работающая при атмосферном давлении
      • 1. 4. 3. КЭУ на основе ТЭ, работающих на продуктах газификации углей (мощностью до 300 МВт и более)
    • 1. 5. ГТУ, применяемые совместно с имеющимися ТЭ
    • 1. 6. Современное состояние работ по созданию и применению ТЭ
    • 1. 7. Анализ существующих программных комплексов для 36 моделирования ГТД и ЭУ
    • 1. 8. Постановка задачи исследования
  • 2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В 40 ТОПЛИВНОМ ЭЛЕМЕНТЕ. ВЫБОР ТИПА ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В КЭУ НА БАЗЕ ГТУ
    • 2. 1. Физико-химические основы процессов в ТЭ
    • 2. 2. Электрохимические процессы в ТЭ
    • 2. 3. Выбор и обоснование применения ТЭ в составе КЭУ
    • 2. 4. Пароводяная конверсия
    • 2. 5. Электрохимический генератор и электрохимическая 57 энергоустановка
    • 2. 6. Критерии оценки эффективности ТЭ
  • Выводы по главе
  • 3. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 68 ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗОЕС
    • 3. 1. Краткая характеристика системы моделирования ОУЮуТ
    • 3. 2. Математическая модель ТОТЭ
    • 3. 3. Структура модуля БОБС с учетом интерфейса БУГСауТ
    • 3. 4. Описание модуля ЗОБС
      • 3. 4. 1. Функциональное назначение и метод расчета 81 ~
      • 3. 4. 2. Информационная модель
      • 3. 4. 3. Методика расчета
      • 3. 4. 4. Выходные параметры
    • 3. 5. Методика моделирования ТОТЭ и ЭХГ на их базе
    • 3. 6. Оценка работоспособности и адекватности модуля ЗОТС
  • Выводы по главе
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ 103 ЭФФЕКТИВНОСТИ ГТЭ-10/95 ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ТОТЭ
    • 4. 1. Разработка математической модели газотурбинной 103 энергоустановки ГТЭ-10/95 «Шакша»
      • 4. 1. 1. Исследование адекватно сти математической модели
  • ГТЭ-10/
    • 4. 2. Исследование эффективности автономного ЭХГ на базе ТОТЭ
    • 4. 3. Исследование повышения эффективности ГТЭ-10/95 за счет 112 включения в схему КЭУ ЭХГ на ТОТЭ, работающего на отборе воздуха за КНД
    • 4. 4. Исследование возможности повышения эффективности ГТЭ
  • 10. /95 заменой ОКС на ЭХГ, состоящий из ТОТЭ
    • 4. 5. Исследование эффективности КЭУ на базе каскада НД ГТЭ- 120 10/95 и ЭХГ, питающегося 3 атм. воздухом
    • 4. 6. Анализ результатов расчетных исследований
    • 4. 7. Анализ результатов исследований дроссельных характеристик
  • Выводы по главе 138 ОСНОВНЫЕ
  • ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А
  • Таблица А. 1 Параметры существующих ГТУ малой мощности

Моделирование комбинированных энергоустановок на основе авиационного ГТД и топливных элементов в компьютерной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях газотурбинные двигатели (ГТД) находят в силу своих высоких технических характеристик широкое применение не только в традиционных областях экономики страны, таких как авиация, судостроение, транспорт и др., но и в качестве наземных энергоустановок (ЭУ), например, в энергетике, газопроводном транспорте.

Так, парогазовые энергоустановки (ПТУ) комбинированного цикла, в составе которых от одной до нескольких ГТД, широко распространены в ведущих зарубежных странах вследствие их высокого КПД, 55−57%, в последние десятилетия они начали внедряться и в нашей стране. Российская специфика заключается в том, что ГТД наземного1 применения в основном проектируются и создаются на авиационных предприятиях, главным образом, на базе конвертированных авиационных двигателей (АД).

В целях дальнейшего повышения КПД энергоустановок разрабатываются и создаются на базе ГТД все более сложные комбинированные энергоустановки (КЭУ), в числе которых в последние годы за рубежом и в нашей стране начали активно прорабатываться КЭУ на базе ГТД и топливных элементов (ТЭ), которые в перспективе могут обеспечить повышение КПД КЭУ до 70−75%. При этом, для достижения максимального коэффициента использования энергии топлив могут применяться весьма разнообразные схемы КЭУ на базе конвертированных АД и ТЭ, число которых уже сегодня составляет десятки вариантов, и будут разработаны еще более совершенные и сложные схемы.

В ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» под руководством Л. С. Яновского, A.B. Байкова ведутся исследования по повышению эффективности АД и ЭУ на базе ГТД введением твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), применению ТЭ на борту летательных аппаратов, а также по термохимической регенерации тепла в энергетических установках на их базе. Результаты исследований готовятся к печати.

Современные конкурентные экономические условия требуют наличия методов и инструментов для разработки новых образцов техники в кратчайшие сроки, а это невозможно без широкого применения современного математического аппарата и программных средств для ЭВМ, тем более при разработке таких новых и технически очень сложных объектов как КЭУ на базе ГТД и ТЭ. Необходимы программные комплексы, позволяющие выполнять моделирование, структурно-параметрический синтез и анализ этих ЭУ.

Известные системы и программные комплексы математического моделирования позволяют выполнять термогазодинамические расчеты только ГТД (ГРАД, DVIGwT, GasTurb и др.) или ТЭС, ПТУ (Boiler Designer, Epsilon Professional, United Cycles и др.). На сегодняшний день отсутствуют программные продукты, позволяющие рассчитывать параметры различных КЭУ на базе ГТД и ТЭ, в том числе из-за отсутствия модуля расчета ТОТЭ, базирующегося на учете внутренних электрохимических процессов.

Из вышеизложенного следует, что задача разработки программного комплекса для расчета характеристик на различных режимах многовариантных схем ЭУ на базе ГТД и ТЭ является актуальной. Актуальной задачей также является разработка способов модернизации существующих ГТУ, созданных на базе конвертированных авиационных ГТД, на основе применения ТЭ. Решение этих вопросов, что и является целью данной работы, позволит нашим авиационным КБ и предприятиям значительно повысить конкурентоспособность в вопросах разработки новой техники и технологий на базе конвертированных авиационных ГТД.

Существующие методы расчета параметров ТЭ опираются на параметры вольт — амперных характеристик (ВАХ) ТЭ, которые на этапе проектирования закладываются гипотетически и уточняются экспериментальным путем. Сложность таких методик заключается в использовании индивидуальных ВАХ для ТЭ. и.

При исследовании различных ТЭ необходимо опираться не на ВАХ конкретного ТЭ, а подробно рассматривать параметры внутренних электрохимических реакций ТЭ.

В связи с вышеизложенным, следующие научные проблемы являются актуальными:

— отсутствуют алгоритм, методика расчета КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, основанных на известных математических (моделях) уравнениях, описывающих реакции пароводяной конверсии топлива, внутренние электрохимические реакции ТОТЭ, без привязки к ВАХ конкретных ТОТЭ.

— выявление оптимальных схем КЭУ на базе ГТУ и ТОТЭ как с позиции экономичности, так и с точки зрения характеристик, управляемости.

Цель работы: повышение эффективности проектирования и создания КЭУ на базе ГТД и ТЭ:

— разработкой методики, алгоритма и математической модели расчета КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, в которых будут рассматриваться внутренние электрохимические процессы в ТЭ, с отказом от ВАХ;

— созданием программного комплекса в компьютерной среде для расчета КЭУ на базе авиационных ГТД и ТОТЭ с оценкой их адекватности и апробацией на конкретных примерах.

Для достижения поставленной цели сформулированы и выполнены исследования по следующим основным задачам:

1. Выбор типа ТЭ для применения в составе КЭУ на базе ГТД на основе сравнительного анализа характеристик различных типов ТЭ.

2. Создание алгоритма, методики, математической модели расчета КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, основанных на математических уравнениях (моделях), описывающих реакции пароводяной конверсии топлива, внутренние электрохимические реакции ТОТЭ, без привязки к ВАХ конкретных ТОТЭ.

3. Программная реализация на ЭВМ пакета, состоящего из математической модели функционального ТОТЭ, включенного в систему.

ОУЮчуТ, позволяющего определять параметры различных схем КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ. Проверка адекватности математической модели ТЭ.

4. Исследование повышения эффективности ГТУ на примере КЭУ, созданной на базе конвертированного авиационного двигателя Р13−300 (ГТЭ -10/95) и ЭХГ из ТОТЭ.

Область исследования — рабочие процессы ТОТЭ' и ЭХГ, схемы и характеристики КЭУ на основе ГТУ и ТОТЭ.

Объект исследования — комбинированные энергетические установки на базе ГТП-10/95 «Шакша» и ТОТЭ, их схемы, рабочие процессы и характеристики.

Методы исследования основаны на использовании:

• теории авиационных ГТД;

• основ термодинамики, теплопередачи, механики жидкости и газа;

• теории электрохимических процессов, проходящих внутри ТЭ;

• системного анализа и объектно-ориентированного подхода при моделировании сложных процессов и изделий;

• методов современных информационных технологий;

• численных методов решения систем нелинейных уравнений.

Научная новизна работы:

Впервые созданы алгоритм, методика, математическая модель расчета КЭУ на базе АД и ТОТЭ, опирающиеся на математические уравнения, описывающие реакции пароводяной конверсии топлива, внутренние электрохимические реакции ТОТЭ, без привязки к ВАХ конкретных ТОТЭ.

Создан реализованный на ЭВМ программный пакет, позволяющий осуществлять структурнопараметрический синтез и анализ КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, состоящий из созданной математической модели твердооксидного топливного элемента ЗОБС (официально зарегистрирован в Российском Агентстве по Патентам и Товарным Знакам (РОСПАТЕНТ), свидетельство № 2 009 613 945 от 24.07.2009 г.), включенной в систему ОУЮуТ.

Впервые получены результаты расчетных исследований, обосновывающих возможность повышения эффективности ГТУ на примере КЭУ, созданной на базе конвертированного авиационного двигателя Р13−300 (ГТЭ — 10/95) и ЭХГ из ТОТЭ.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, содержащихся в диссертационной работе, обеспечивается использованием базовых фундаментальных положений теории электрохимических процессов, теории рабочих процессов ГТД, термодинамики равновесных химических реакций и подтверждается сопоставлением теоретических результатов исследований с экспериментальными характеристиками созданных ТОТЭ и энергетических установок на их основе.

Практическая ценность. Разработанная математическая модель и ее программная реализация в виде модуля ЗОБС позволяют производить расчет основных параметров и характеристик ТЭ. Включение в программный комплекс БУЮуТ модуля позволяет рассчитывать характеристики различных схем КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ:

— на этапе проектирования — повысить эффективность процессов проектирования КЭУ на базе ГТД надстройкой их ЭХГ из ТОТЭ;

— на этапе исследований — возможность анализа работы проектируемых или созданных КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ на установившихся режимах, а также замены ряда экспериментов, связанных с натурными испытаниями на дорогостоящем оборудовании, на численное моделирование;

— в учебном процессе — выполнять термодинамическое моделирование КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ при проведении лабораторных работ, в курсовом и дипломном проектировании.

Реализация результатов работы. Разработанный программный модуль ЗОБС и результаты проведенных автором исследований с его использованием, внедрены в ОАО НПП «Мотор», ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ) в учебном процессе кафедр «Авиационные двигатели» и «Авиационная теплотехника и теплоэнергетика», а также в научно-исследовательской деятельности университета.

Использование модуля SOFC подтверждено прилагаемыми актами.

На защиту выносятся:

1. Алгоритм, методика, математическая модель расчета КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, опирающиеся на математические уравнения, описывающие реакции пароводяной конверсии топлива в ТОТЭ, внутренние электрохимические реакции ТОТЭ, без привязки к ВАХ конкретных ТОТЭ.

2. Реализованный на ЭВМ программный пакет, позволяющий осуществлять структурнопараметрический синтез и анализ КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ, состоящий из созданной математической модели твердооксидного топливного элемента SOFC, включенной в систему DVIGwT.

3. Результаты расчетных исследований, обосновывающих возможность повышения эффективности ГТУ на примере КЭУ, созданной на базе конвертированного авиационного двигателя Р13−300 (ГТЭ — 10/95) и ЭХГ из ТОТЭ.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы докладывались на 6 научно-технических конференциях, совещаниях и семинарах, в том числе на Международной молодежной научной конференции «XII Туполевские чтения» (Казань. 10−11 ноября 2004 г.) — II научно — технической конференции молодых специалистов, посвященной годовщине образования ОАО «УМПО». (Уфа. 5−7 июля 2006 г.) — Международной научно — технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (Самара. 24−26 июня 2010 г.) — научно-технической конференции «Мавлютовские чтения». (Уфа. 27−28 октября 2009 г.) — всероссийской конференции «ТОТЭ и ЭУ на их основе» (Черноголовка. 1618 июня 2010 г.), на III международной научно-технической конференции «Авиадвигатели XXI века» в ЦИАМ (Москва. 30 ноября — 3 декабря 2010 г.).

Программный модуль SOFC зарегистрирован в Федеральном институте промышленной собственности РОСПАТЕНТа в соавторстве с Горюновым И. М. и Бакировым Ф. Г.

Результаты отдельных этапов и работы в целом обсуждались на научно-технических советах ОАО «НПП «Мотор» (НТС в 2010 г.), ФГУП УАП «Гидравлика» (НТС в 2010 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, из них 3 статьи в изданиях из списка ВАК и 1 свидетельство Роспатента об официальной регистрации модуля программы для ЭВМ.

Личный вклад соискателя в разработку проблемы. Все основные положения, связанные с разработкой алгоритма математического моделирования ТОТЭ, учитывающего внутренние электрохимические процессы ТОТЭ, программная реализация алгоритма в системе БУЮуТ, проверка адекватности предложенного алгоритма в сравнении с экспериментальными данными «РФЯЦ-ВНИИТФ», а также расчетные исследования по повышению эффективности КЭУ на базе ГТЭ-10/95 и ЭХГ выполнены и разработаны автором лично.

Автор выражает признательность д.т.н., профессору И. М. Горюнову за научные консультации, возможность использования системы моделирования БУЮуТ, за поддержку и полезное обсуждение работы, а также помощь в проверке выдвинутых гипотез, А. С. Липилину (Институт электрофизики УрО РАН) за поддержку и полезное обсуждение работы.

Автор данной работы выражает благодарность проф. МГТУ им. Э. Баумана Б. Г. Трусову за предоставленный модуль для расчета равновесного состава смеси, включенный в программный модуль ЗОБС.

Специалистов ОАО «НГПГМотор» О. И. Болдырева, Т. А. Каримоваавтор благодарит за ценную помощь и предоставленные данные, В. В. Кулаева — (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина») за предоставленные экспериментальные данные по твердооксидным топливным элементам.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Г. На основании! сравнительного анализа характеристик различных типов ТЭ по рабочей температуре, единичной мощности, плотности тока и плотности г мощности, ресурсу, виду применяемых, горючего^ иокислителясложности" конструкции.1 и-" изготовления, выявленочто. наиболее подходящим^ видом ТЭ, для' применения в КЭУ на. базеГТУ являются, ТОТЭ. Для оценки эффективности ТОТЭ определены следующие критерии: ЭДС, напряжение ТЭ, плотность тока, плотность мощности, КПД' (эффективный, термический, по напряжениюфарадеевский).

2. Созданы математическая модель, алгоритм, методика расчета КЭУ на базе ГТД' и ТОТЭ, основанные наматематических, уравнениях (моделях), описывающих реакции* пароводяной" конверсии топлива-, внутренние электрохимические реакцииТОТЭ, без привязки, к В АХ конкретных ТОТЭ.

3. На базе разработанного * алгоритма создан программный продукт на ЭВМ, представляющий * собой математическую модель ТОТЭвключенную в систему ВУЮуТ. Программа-позволяет определять параметры различных схем, КЭУ на базе ГТД и ТОТЭ: Разработанная и реализованная на ЭВМ математическая модель функционального твердооксидного топливного элемента БОБС (официально зарегистрирована в Российском Агентстве по Патентам и Товарным Знакам (РОСПАТЕНТ), свидетельство-]^ 2 009 613 945 от 24.07.2009 г.), включенная-в систему ОУЮшТ. Согласованность результатов расчетных исследований ТОТЭ с известными данными подтверждает адекватность описания рабочих процессов и применимость разработанной математической модели ЗОГС.

4. Расчетные исследования обосновывают повышение эффективности ГТУ на примере КЭУ, созданной на базе конвертированного авиационного двигателя Р13−300 (ГТЭ — 10/95) и ЭХГ из ТОТЭ:

КЭУ на базе ГТЭ-10/95 и ЭХГ (схема №. 1), работающегона отборе воздуха за КНД, характеризуется минимальной модернизациейисходной-ГТЭ: Вырабатываемая. электроэнергия и электрическийКПД по выработке: достаточно низкие (22,75% при электрической мощности 8543 кВт).

КЭУ с замененнойкамерой сгорания наЭХГ (схема № 2), в ГТЭ-10/95 требует значительных, переделок, однако экономический эффект от такого вложениякомпенсируется, повышением электрическойсуммарноймощности КЭУ до 20 630 кВт и повышением КПД до 30,82%.

Схема КЭУ на базе каскада НД ГТЭ-10/95 и ЭХГ на базе ТОТЭ (схема № 3), питающегося 0,3 МПа. воздухом требует. также значительных переделок, при этом суммарная электрическая мощность достигает 14 004 кВт при КПД по выработке электроэнергии в 27,75%.. ' - '.

Дроссельные характеристики показывают, что со снижением приведеннойчастотывращенияКНД в схеме № 2 КПДпо выработке электроэнергии возрастает и при приведенной частоте КНДравной 7100 об/мин (2 МВт ГТЭ) достигает 35%, в то время как в базовой ГТЭ. снижается до 12%, — мощность в схеме № 2 падает при снижении приведеннойчастоты вращения КНД с 9627 до 7100 об/мин (с 8 до 2 МВт ГТЭ), при этом? мощность КЭУ уменьшается с 20 630 до 12 436 кВт.

Анализ характеристик КЭУ показывает, что наиболее эффективной для модернизации и повышения эффективности ГТЭ-10/95 является, схема КЭУ с заменой камеры сгорания на ЭХГ на базе ТОТЭ.

Функциональные возможности, реализованные в модуле моделирования твердооксидных топливных элементов 80БС, позволяют за счет создания новых схем КЭУ с ТОТЭ, уточнения описания рабочих процессов внутри ТЭ, в том числе с применением рабочих тел с различными теплофизическими свойствами, сократить сроки проектирования и исследования^ повысить качество создаваемых комбинированных энергетических установок на базе ТОТЭ в производстве и эксплуатации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. В., Тырышкин В. Т., Богов* И. А. Стационарные газотурбинные установки Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989. -543 с.
  2. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования САПР1 сложных технических объектов САМСТО: Учебное пособие.-- Уфа: УГАТУ, 1993. -34 с.
  3. С. Твердооксидный топливный элемент. Патент США N 5 395 704 от 7.03.1995.-5 с.
  4. Беляев<�В.Е., Косой А. С., Листопадов Д. В., Маркелов А. П., Синкевич М. В. Влияние расхода- охлаждающего пара на характеристики паро-газовых установок с впрыском пара // Теплоэнергетика, 2002. № 91 С. 47 51.
  5. Введение в термодинамику? топливного элемента / В. Н. Борисов, И. Г. Лукашенко, М. А. Ахлюстин / Твердооксидные топливные элементы: Сборник научно технических статей: — Снежинск: Издательство РФЯЦ — ВНИИТФ, 2003. С. 9−15.
  6. Газотурбинная* энергетическая установка ГТЭ-10/95 БМ. Рекламный проспект. Уфа: ОАО"НПП"Мотор", 2010. — 10 с.
  7. Газотурбинная энергоустановка ГТЭ-10/953−002. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. ГТП 953.00.0.0000РЭ. Уфа: ФГУП «НГПТ'Мотор», 2004. 458 с.
  8. И. М. Структурно-параметрический синтез и анализ авиационных ГТД и энергетических установок на их- основе. Автореферат на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.07.05
  9. Тепловые, электроракетные двигатели п энергоустановки летательных аппаратов Уфа: изд. УГАТУ, 2007.-31 с.
  10. Горюнов И. М- Термогазодинамические-, расчеты ГТД и теплоэнергетических установок с использованием системы DVIGwT // Вестник УГАТУ, 2006. Т 7, № 1 (14). С. 61 70. -
  11. Горюнов?И-М, Курунов Ю^С., Гумеров G.G., Чистилин- С. Б. Расчетные исследования повышения ресурса ГТУ // Тезисы докладов? междун. научно-техн. конф. «Проблемы и перспективы развития двигателестроения». Ч. 1. Самара. 2003.С. 164- 166. ¦
  12. V 12 ГОСТ 28 775–90. Агрегаты: газоперекачивающие с газотурбинным приводом: Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов- 2005: — 14 с.
  13. ГОСТ 29 328–92. Установки газотурбинные для привода турбогенераторов- Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2007- -16 с, '^.У"-' -¦-.¦ .¦:•.¦• -«
  14. Е.А., Данильченко В. П., Лукачев С. В., Резник В. Е., Цыбизов Ю. И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. Самара: СНЦ РАН, 2004.- 266 с.
  15. . Ю. М., Василенко А. В., Вольский X. А. Исследование восстановления катализатора в реакции пароводяной конверсии окиси углерода методом импульсного микрореактора // Вопросы химии и химической технологии, 1981. № 6. С. 98.
  16. Издательство РФЯЦ ВНИИТФ, 2003. С. 334 — 339.
  17. Комбинированная газопаротурбинная установка мощностью 16−25 МВт с утилизацией тепла отходящих газов и регенерацией, воды из парогазового потока / ВЖ Романов- В: А. Кривуца//Теплоэнергетика, 1996:.№ 4: С. 27 30Х
  18. Коровин Н: В. Топливные элементы, и электрохимические энергоустановки: —МЬИздательствогМЭИ- 2005- —280'с: ,
  19. С. А. Высокоэффективные гибридные энергоустановки на основе топливных элементов // Теплоэнергетика, 2002. № 1. С. 50 55.
  20. Э. И., Масленникова Г. Н., Коровин В. Н. Курс общейхимии. Учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.-445 с.
  21. Н. Монолитный ТОТЭ с улучшенным слоем коммутации. Патент США N 5 351 730 от 18.10.1994. 6 с.
  22. Некоторые проблемы использования воды и водоподготовки на ПТУ с впрыском пара / Ю. А. Зейгарник, И. Л. Мостинский, Э. А. Цалко, В. Я. Штеренберг // Теплоэнергетика, 1995. № 12. С. 53 60.
  23. Г. Г. Газовые турбины для энергетики // Теплоэнергетика, 2004. № 1.С. 38−43.
  24. Перспективы применения энергоустановок на топливных элементах в энергоснабжении / В. Н. Борисов // Твердооксидные топливные элементы: Сборник научно- технических статей. Снежинск: Издательство РФЯЦ — ВНИИТФ, 2003. С. 110−119.
  25. М. В., Демин А. К., Кузин Б. Д., Липилин А. С. Высокотемпературный электролиз газов. М.: Наука, 1988. — 232 с.
  26. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общ. ред. д.т.н. В. А. Скибина, к.т.н. В. И. Солонина. М.: ЦИАМ, 2004. — 424 с.
  27. Разработка методик и программ для расчета и оптимизации основных характеристик планарного твердооксидного топливного элемента (ТОТЭ) /Н. И. Храмушин, В. А. Субботин, В. А. Ружников, Н. И. Соловьев. Статья в электронном виде. С. 61 74.
  28. Расчетные исследования возможности форсирования конверсионной газотурбинной установки путем впрыска пара / A.B. Челомбитько, Л. И. Швец // Конверсия в машиностроении, 1999. № 5. С. 57 66.
  29. Г. Б., Ватолин Н. А., Трусов Б. Г., Моисеев Г. К. Применение ЭВМ для термодинамических расчетов металлургических процессов. М.: Наука, 1982. 267 с.
  30. СТО 2−3,5−138−2007. Типовые технические требования к газотурбинным ГПА и их системам. М: Изд-во ВНИИГАЗ, 1997. — 35 с.
  31. Тезисы II Всероссийской конференции «Прикладные аспекты химии высоких технологий», Москва, 26−28 октября 2004 г. М: изд. РХТУ им. Д. И. Менделеева — С. 105.
  32. Теория и проектирование газотурбинных двигателей и комбинированных установок: Учебник для вузов / Ю. С. Елисеев, Э. А. Манушин, В. Е. Михальцев и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 640 с.
  33. Тепловые схемы гибридных электростанций и методика их расчета / В. Д. Буров, Е. А. Захаренков // Вестник МЭИ, 2009. № 2. С. 20 27.
  34. Технологические схемы и показатели экономичности ПТУ с впрыском пара в газовый тракт / О. Н. Фаворский, C.B. Цанев, В. Д. Буров, Д. В. Карташев // Теплоэнергетика, 1995. № 4. С. 28 34.
  35. Топливные элементы. Сборник статей под. ред. В. Митчелла. Ленинград: Издательство «Судостроение», 1966. 373 с.
  36. . Г. Инструкция к программной процедуре «Thermo». Электронный документ MS Word. 2009. 10 с.
  37. C.B., Буров В. Д., Ремезов А. Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций. Учебное пособие для вузов / Под ред. C.B. Цанева М.: Изд-во МЭИ, 2002. — 584 с.
  38. Н. В. Модифицирование никелевых катализаторов пароводяной конверсии «метана диоксидом церия. Диссертация на соискание, ученой, степени кандидата химических наук по специальности 05.17.01 Москва: РГБ ОД, 2005. -141 с.
  39. All S.A., Moritz R. A prototype for the first commercial pressurized fuel cell system // Proceed ASME Turboexpo 2000. Munich, Germany. 2000. P. 13 15.
  40. Bessette N.F. et al. A Mathematical Model of a Solid Oxide Fuel Cell // J. Electroc. Soc. v. 142. N 11. 1995. P. 37 92.
  41. Fuell cell fever distributed generation // Modern power systems. 1998. № 7. P. 17−21.
  42. High Efficiency PSOFC / ATS Gas Turbine Power System. Final report. National Energy Technology Laboratory. Siemens Westinghouse Power Corp, 2001. -180 p.
  43. Hirschenhofer J. H., Stauffer D. B., Engleman R. R. Fuell Cell Handbook / DOE/METC-94/1006. P. 2−1 to 2−861 http://ww w.mashproekt.nikolaev.ua/
  44. Modern Status and Future of SOFC / Lipilin A. S. Ceramic Materials Reseach Trend Editors: Paul H. Lin Chapter 5. Nova Pablisher. 2007. P. 139 158.
  45. Ргак@УЫй1еу БТ5 8Т5 8Т6Ь-721 5Т6Ь-795 8Т6Ь-813 1997 395/492 457/563 508/567 678/743 848/932 — - 34,4*/-24,6*/-23,4/24,7/26/- 86,6 139.6 156,2 197.7 237,7 — - - - -
  46. ТигЬес ! Т100СНР 103/- 155 — 0,4 — 30,0*/77 — г — 15 2920×870×1900
  47. Успсог Power Бз^егщ АБЕЙ УРБ1 1974 525/514/- - 0,4 — - - г/ж г — - -
  48. Уаптаг Со, Ш АТбООв АТ9008 550/900/- - - г/ж г/ж — - -1. СВИДЕТЕЛЬСТВОо государственной регистрации программы для ЭВМ2 009 613 945
  49. Модуль термогазодинамического расчета твердоокеидных топливных элементов (БОЕС)
  50. Пратюбладатель (ли): Лоскутников Александр Александрович (Ш1), Горюнов Иван Михайлович (Ш1), Бакиров Федор Гайфуллович (?111)
  51. Автор (ы): Лоскутников Александр Александрович,
  52. Горюнов Иван Михайлович, Бакиров Федор Гайфуллович (К11)1. Заявка № 2 009 612 855
  53. Дата поступления 9 ИЮНЯ 2009 Г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ24 шоля 2009 г.
  54. Руководитель Федеральной службы по Ш1телдеюпуаяьтй собственности, патентам и товарным таксы1. Б. П, Си. ыонов152
Заполнить форму текущей работой