Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: Орг.-пед. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ФОНДИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОШСШННИЯ может быть эффективным при условии, если творческий поиск учителей и учащихся будет научно организованным, т. е. осуществляется на основе концепции НОПТ И. П. Раченко (другой концепции у нас фактически нет). Саьв. НОПТэто непрерывно саморазвивающаяся система, направленная на постоянное совершенствование учебно — воспитательно го процесса, а в каждом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. 1ТОРЕ1ЖО-МВГОДаЛ (ХИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОЕШРСВАНИЯ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Исторический и методологический подходы к проблеме гуманизма и этики
    • 1. 2. Срганизашонно-педагогические предпосылки формирования добрых человеческих отношений у учащихся
    • 1. 3. Содаально-педагогические условия формирования добрых человеческих отношений у учащихся
    • 1. 4. Психолого-педагогические основания форщрованин добрых человеческих отношений у учащихся
    • 1. 5. Психофизиологические механизмы формирования ДЧО у учащихся сельских многонациональных школ
  • Глава 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Ф0ШИР08АНИЯ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЖОПЫ (результаты опытно-экспериментального исследования)
    • 2. 1. Целевая комплексная программа формирования у учащихся добрых человеческих отношений
    • 2. 2. Д№Мжстинеская методика определения и оценки (самхэценки) уровня сфсрф? рованости добрых человеческих отчюшзний у у^ишихся
    • 2. 3. Система понятий, относящихся к исследуемой проблеме
    • 2. 4. Система исходных положений формирования у учащихся добрых человеческих отношений
    • 2. 5. Результаты опытно-экспертентальной работы
    • 2. 6. Рекомендации по формированию у учащихся добрых человеческих отношений

Формирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: Орг.-пед. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы. Человечество вступило в такой период развития, когда воспитание в духе мира, и уважения между нациями и народами стало объективной потребностью, жизненной необходимостью.

Поэты, философы, писатели, начиная с древнейших времен, пытались найти средство избежания конфликтов и войн между народами. Одни приходили к убеждению что мир может спасти красота, другие утвер2дали, что таким средством является любовь, третьи — терпение и т. п. Но шли годы, века, а вражда, войны как зпиде?*1ия вспькмвали то s одной, то в другой части планеты. Миллионами гибли люди, разрушались города и села, безвозвратно исчезали культурные и исторические ценности. Лишь в конце 20 века, • то ли' испугавшись ядерной войны, в которой не будет победителей, человечество оказалось в состоянии предотвратить новую мировую войну. Вместе с тем, око оказалось не в состоянии разрешить межнациональные военные конфликты, которые по мере крушения военнобкзрократических режимов и роста демократических свобод продолжаются многие годы.

Есть ли пути и средства их разрешения? Конечно, есть и известны они давно. Существо их состоит в том же — в устранении из арсенала их разрешения оружия, силовых приемов. Надо научить людей видеть в других не противника, а человека и делать для него не ЗЛО, а ДОБРО. Следовательно, для мира между людьми нужны и красота, и любовь, и добрые человеческие отношения. Их можно сформировать лишь каждому у себя. Процесс этот сложный, длительный. Начинать же нравственное воспитание необходимо прежде всего в школе,.

Актуальность исследуемэй проблемы диктуется также необходимостью обновления системы образования, ее гуманитаризации, гуманизации, вариативности, учета национальных традиций, особенностей и т. п. К сожалению, морально-этические категории ДОБРА и ЗЛА еще не стали предметом исследования в педагогике.

Идея формирования добрых человеческих отношений близка к концепциям, которые разрабатывали Я. А. Шменский, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и другие вццакщиеся педагоги. Она получила международное признание в направлении педагогов, под названием «ВОСПИТАНИЕ Б ДУХЕ МИРА», имеющего целью социальную, духовную и нравственную подготовку подрастающего поколения к сознательному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира., взаимопонимания и доверия между народами, соблюдении прав народов и человека. Это направление связано с развитием личности, уважающей людей других национальностей, их культуру и образ жизни, осоз-накщей тесную взаимосвязь всех народов и государств и необходимость мирного диалога для разрешения возникающих конфликтов и проблем.

В 1974 г. ЮНЕСКО приняла «Рекомендацию о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод», отразившую основные педагогические концепции многих стран. Рекомендация конкретизировала меры, которые необходимо принять государствам в области образования и воспитания в духе мира, подготовки педагогических кадров, организации научных исследований и международного сотрудничества (см. 16). Идеи воспитания в духе мира стали реолизовывагь-ся еще в 50-е годы в так называемых ассоциированных школах ЮНЕСКО. В Российской Федерации эта идея получила известность лишь во второй половине 80-х ходов. Однако «Координационный центр ассоциированных школ» был создан лишь в 1934 году (в Республике Дагестан также в 1994 г.). Все это подчеркивает не только актуальность, но и реальную возможность разрешения исследуемой дроблены.

Существо исследуемой проблемы. Характерной особенностью современного общественного развитая является наличие в национальных отношениях двух противоборствующих тенденций: с одной стороны, стремление народов и государств к единению, устранению государственных границ, к ликвидации социально-политических и экономических барьеров, установлению нормальных, добропорядочных, добрососедских отношенийс другой — резкое обострение межнациональных отношений, возникновение очагов военных конфликтов, войн, ведущих к разорению, разрушению, убийствам, массовой гибели и миграции людей и т. п. Последнее наиболее характерно для слаборазвитых государств Африки и Азии, а также многих постсоциалистических стран Европы. Особенно это ярко проявляется в таких многонащюнальных регионах, как Кавказ и Средняя Азия.

Актуальность цроблемы форг^ирования добрых человеческих отношений для Республик!-! Дагестан диктуется не столько тем, что здесь эти конфликты обострились больше, чем где-либо в Российской Федерации, Однако и здесь тлеют угли межнациональных междоусобиц, а главное состоит в том, что эти угли раздуваются тровоцирукщим окружением и националистическими элементами внутри республики. На небольшой территории Дагестана проживает около 30 народов и этносов и в нынешних условиях здесь должно быть проявлено максимум вниькния и заботы профилактике, развитию между всеми населякщими ее людьми добрых человеческих отношений (ДЧО) .

В связи с тем, что этническая специфика наиболее наглядно проявляется в сфере культуры и быта и воспроизводится прежде всего через семью и образование, то именно в этих областях и должно быть прежде всего сосредоточено, как исследование, так и практическая деятельность по Формированию ДЧО. К большому сожалению, этого пока не случилось. Нельзя сказать, чтобы в этом плане в бывшем СССР не вались исследования, в том числе и педагогические. Но это были частные, разрозненные исследования по вопросам политического, нравственного, патриотического, интернационального воспитания, из которых невозможно сложить целого. Почти все эти исследования были идеологизированными и политизированными. Сейчас они почти прекратились.

В педагогике вопрос о формировании ДЧО учащихся многонациональных школ в научном плане даже не ставился, Не случайно, что даже в «Педагогической энциклопедии», выпущенной в свет в года так называемой «хрущевской оттепели» ', таких слов, как «нация», «этнос», «этнопедагогика», ^этнопсихология", не оказалось, но там есть термин «институт национальных школ'7. Кстати, функции последнего были ограничены в основном «вопросами методики преподавания русского и родного языков и литературы в национальных школах» и разработкой ажтвететвукших пособий (см. 121,3,72) .

Воспитание добрых человеческих отношений в сельской школе имеет свою специфику. Ока определяется не тем, что в сельской местности нет театров, музеев, концертных залов, возможности выбора школы. Здесь нередко отсутствуют детские дошкольные и внешкольные учреждения. Сущность вопроса состоит в том, в какой социокультурной среде живет и формируется сельский школьник. Сельская среда не только экологически, но и духовно более здорова, нежели городская. Горожане нередко не знают друг друта не только живущих в одном микрорайоне, но и в одном доме и даже подъезде. О появлении каждого ребенка на селе в тот же день узнают все и с тех пор, он, как говорят, на виру у всех.

Специфика сельской школы и ее учащихся определяется характером сельскохозяйственного производства, отношениями живущих на селе людей. Б отличие от городских,. сельские школьники довольно часто бывают вместе со своими родителями, не только отдахая, но и участвуя в зруде в личном и общественном хозяйстве. Родители учащихся сельской школы, как цр&вило, гордятся своей школой и своими учителями, т.к. это действительно их школа, их учителя. В свою очередь, учителя задолго до школы знают своих будущих учеников, которые вместе с родителями общаются с ними. Родители, учителя и учащиеся нередко трудятся совместно, чтобы вовремя завершить те или иные сельскохозяйственные работы, сберечь, — сохранить урожай. Все это и многое другое создает особую атмосферу, в которой все сельские жители без различия национальной и религиозной принадлежности сотрудничают, живут в основном дружно.

Сейчас, когда в Азербайджане и Чечне идут национальные погромы и даже войны, осложнились национальные отношения в пограничных районах, встает проблема формирования у учащихся ДЧО. Существо проблемы заключается в противоречии между потребностью в формировании у учащихся ДЧО и отсутствием исследований, разработок по данное* вопросу.

Целью исследования является разработка и обоснование организационнопедагогического аспекта формирования добрых человеческих отношений у учащихся сельских многонациональных школ.

Объект и предмет исследования. ОЕЬЕКТШ нашего исследования является целостная педагогическая деятельность сельской многонациональной шкалы. ПРЕДИЕЯШ исследования мы избрали организационно — педагогический аспект формирования ДЧО у учащихся сельской многонациональной школы.

Гипотеза исследования. Предварительное изучение литературных источников и имеющегося опыта позволили нам предположить, что для успешного формирования у учащихся ДЧО необходим следующая минимально достаточная совокупность оршнизашонно-педагогических факторов: обеспеченность школ научными разработками по формированию у учащихся ДЧОпрофессиональная готовность учителей к уу^^, — руtf Ы у" ководителеи школы к решению данной проблемыориентация всех видов деятельности учащихся на формирование у них ДЮорганизация дея-тдтткнпгти гонителей, общественности по формированию у детей ДЧОиспользование школой и семьей благоприятного воздействия сотшальипй гт^вттал ттпояггм erervi 1ллпг ajs tmpnmi f *ч*V1 * ^v-¦¦¦ - w f t’M-цijk-fc-tj tif v ¦ япятти иггпрппвят! ид Исходя из поставленной цели и сфор^-лированной гипотезы определены следующие задачи:

1. Доказать, что формирование у учащихся многонациональных сельских школ ДЧО — одна из наиболее актуальных современных педагогических проблем, составляющих основу нравственного воспитания личности, и решение этой проблемы имеет общечеловеческое значение.

2. Разработать структурную модель палевой комплексной пга-гоаммы (РКГП Формирования ДЧО у учащихся сельской многонациональной школы.

3. Создать комплексную диагностическую методику оценки уровня сформированное&tradeу учащихся ДЧО. разработать критерии эффективности с4х-рмированности ДЧО.

4. Определить и конкретизировать до уровня диагностируемых показателей условия, благоприятствующие <Ьормированию ДЧО.

МетододопаческоЙ основой исследуемой проблемы явились:

— современные философские положения, раскрывающие хуьанисти-чесхую направленность педагогики, признакщих нравственность как общечеловеческую ценность, а нравственно целостную личность как. результат воздействия существенных факторов общественной жизни, общественного развития и прогресса, системы педагогических воздействий;

— концептуальные nomygfrsp урт-оогики и психопатии о системно организованном творческом характере педагогической деятельности.

Автор исследования руководствовался рекомендациями Научного совета Международного центра методологии РАО, цредусштриваадих: отказ от дэпетического использования любой методологии в качестве единственной и универсальнойразносторонний, в основном системный подход к развитию личности, ее образованию, обучению и воспитаниюпризнание приоритета общечеловеческих ценностей, философского и гносеологического плюрализмприверженность общечеловеческим идеалам гуманизма и демократииобусловленность развития и воспитания «образовательной средой» — отражение достижений отечественной педагогйки и ее вклада в мировой педагогический цроцесс.

Методы исследования. Для разрешения поставленных задач, проверки исходных предположений и обоснования педагогической целесообразности исследуемой проблемы использовались в основном методы теоретического анализа философской. педагогической и психологической литературы. При разработке структурной модели целевой комплексной программы (ЦКП) исследования, комплекса диагностических методик, системы понятий применялись методы системного и отоганиза-пионно-деятельноствого приходов (в том числе и методы НОПТ). Использовались также традиционные методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент, моделирозание ситуаций, статистики и др.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось 4-мя этапами:

1. Поисковый (1937;1989) предусматривал гфедзарительное изучение теории и практики воспитания учащихся с целью выявления существа проблемы и ее основных задач;

2. Концептуальный (19 39 -1990) включал разработку концептуального аппарата исследования и проекта ЦКП формирования ДЧО у учащихся сельской многонациональной школы, диагностические методики, критерии эффективности;

3. Констатиружщий и формируоций (1990;1994). На этом этапе устанавливались г^зичинно-следственные связи и зависимости формирования ДЧО с социально-психологическими условиями их осуществления, а также изучалась готовность учителей к проверке ЩП на практике, определялась эффективность формирования ДЧО у учащихся сельской многонациональной школы;

4. Результативный (1992;1995) — обобщение результатов исследования, корректировка и завершение работы, включая разработку организационно — педагогических рекомендаций.

На Ъгзшгу выносится диссертация как целостное комплексное исследование на организационно — пела югическом уровне, а также следующие основные положения:

Формирование добрых: человечегпшх отношений — одна из актуальных современных педагогических проблем, связанных с сердце-' виной воспитательного процесса — нравственным воспитанием учащихся и имевдая глобальное общечеловеческое значение, т.к. натравлена на установление доверия, взаимопоки&вния и доброжелательности между людьми, соблюдения прав народов и человека без различия расовой, национальной и религиозной принадлежности.

2. структурная модельцелевой комплексной программы Формирования ДЧО, основными слагаемыми которой являются: субъекты. организующие воспитательный процесс. совокупность основных видов деятельности, посредством которых осуществляется воспитание: совокупность организационных средств, при помощи которых организуется творческий поиск учителя. учащихся и других субъектов воспитанияфакторы внешнего воздействия на учащихся, скоординированные и целенаправленные на формирование у них ДЧОуело.

ВИЯ, благоприятствующиенормальнойжизнедеятельности субъектов воспитания и оптимальному функционированию системы целостной педагогической деятельности.

3. Диагностическая комплексная методика определения и опенки сФорииоованности v учаяихся ДЧО. В качестве основных ее показателей выступает выявленная нами совокупность интегративных качеств, свойств личности, которые могут быть преобразованы в иерархическую систему целей. Это позволило создать параметрическую диагностическую методику и многомерную шкалу оценивания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В результате исследования разрешена следующая с о в о купно с т ь з адач:

— показана педагогическая целесообразность, необходимость и возможность Формирования ДЧО у учащихся сельских многонациональных школ:

— определена и обоснована сущность, выявлены принцип ц методы Формирования v учащихся ПЧО:

— разработана и апробирована структура целевой комплексной программы Формирования ДЧО у учащихся многонациональных школ;

— разработана и апробированаДиагностическая методика определения и оценки уровня (состояния) сформированности добрых человеческих отношений v учащихся сельских многонациональных школ" ;

— установленасовокупностьсоциально-педагогических условий, благоприятствующих Формированию у учащихся ДЧО. достоверностьнаучныхрезультатовобеспечена: основательностью теоретике-методологических предпосылокиспользование:'! в процессе исследования апробированных в многолетней исследовательской практике современных концептуальных подходов {в том числе НОПТ) — наличием структурной модели ЦКП исследования-" реализацией совокупности надежных и валидных диагностических методов, адекватных логике, цели и задачам исследованиямасштабностью исследования и гласностью его результатов.

Практическая значимостьрезультатов исследования :

— «Разработана структурная модель ЦКП исследования по формированию у учащихся сельской многонациональной школы ДЧО, которая может быть использована на практике как в Дагестане, так и с определенными коррективами в любом другом 'регионе страныв массовой практике учителей используется «Диагностическая методика по определению и оценке уровня (состояния) сформированности у учащихся сельских многонациональных школ ДЧО», значительно по вышающая опаратив-ность, надежность управления педагогическим процессом;

— разработаны организационно-педагогические рекомендации ПО Формированию У УЧМИХСЯ ДЧО, позволяющие осуществить педагогическую деятельность б. этом направлении.

Апробация и внедрение. Работа была включена в план НИР Головной КИО АПН СССР по «Комплексному исследованию Проблем НОТ В система Просвещения* (19 89). Материалы исследования докладывались и обсуждались на ученом совете Ставропольской лаборатории НОПТ (199 0, 1991, 1992, 1993, 1994), годичных научных совещаниях исполнителей Головной НЙО АПН СССР {1990, 1991), Международном научном совещании по проблемам развития педагогического творчества (1994, Пятигорск), экспертном совете Министерства образования республики Дагестан, IX съезде учителей республики (1994) .

Решением ученого совета Ставропольской лаборатории НОПТ ЦКП исследования формирования ДЧО у учащихся сельских многонациональных школ и диагностическая тестовая карта для определения и оценки уровня сформированности у учащихся ДЧО в 1992 году были рекомендованы к изданию. Затем были изданы в Алма-Ата (1992), а после в Махачкала (1994) .

На основе материалов исследования и в связи с популярностью ЦКП и диагностической методики формирования у учащихся ДЧО Приказом Министра образования республики Дагестан за й25ё от 07.08.93 г. была создана Каякентская научно-экспериментальная лаборатория по формированию ДЧО у учащихся сельской многонациональной школы. В качестве экспериментальной школы определена Ново-Каякентская средняя школа. В 1993;1994 учебном году на ее базе создана гимназия в составе IX-XI классов по подготовке педагогов-ооганизатооов — помощников учителей по формированию у учащихся ДЧО. Все это вместе взятое создает хорошую основу дальнейших ис следо ваний про блемы формиро эания ДЧО у учащихся на других ее уровнях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования организационно-педагогического аспекта формирования ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ у учащихся сельских многонациональных школ нами решена следующая совокупность задач:

1. Разработана, апробирована и обоснована «Целевая комплексная программа формирования добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы», включая и ее системно-организованную структурную модель1';

2. Создана, апробирована и обоснована «Диагностическая методика определения и оценки уровня (состояния) сформированности у учащихся добрых человеческих отношений», а также «Тер^о-шолюгический словарь-справочник* к ней;

3. Еыявлены социально-педагогические условия творческой деятель-кости педагогического коллектива, бдагоприятствукзцие формированию у учащихся сельской многонациональной школы ДЧО;

4. Разработаны организацгюнно-педагогические рекомендации руководителям школ, учреждений, ведущих подготовку и переподготовку учителей, и самим учителям по формированию у учащихся сельской многонациональной школы ДЧО;

5. Выявлены проблемы и задачи, которые требуют первоочередных исследований и практического разрешения.

Современные научно-методические исследования проблем воспитания не дают обстоятельного ответа на вопросы, как выйти из тупика прежних идеологических ориентаций, как в условиях обновления общественного развития решать проблему формирования нравственно-целостной личности, в том числе патриотического и интернационального воспитания. Диссертационные исследования по обозначенным проблемам резко сократились, а по интернациональному воспитанию вовсе отсутствуют. Нет исследований и по формированию у учащихся дчо.

В связи с тем, что по главам и каждому параграфу диссертации даны соответствующие выводы, в заключении ограничимся обобщениями, присущими диссертационно*^ исследованию в целом, а также постановкой задач, вставших в процессе исследования, которые требуют первоочередного разрешения,.

Нами раскрыта сущность понятия «формирования добрых человеческих отношений». Системный анализ проблемы позволил нам установить следующее:

ФОРМИРОВАНИЕ (в контексте исследуемой проблемы) представляет собой порождение, создание системы организа-ц и о н н о-п едагог и ческой деятельности, в пределах которой можно успешно разрешить исследуемую проблему.

СИСТЕМА, формирования ДЧО в нашем исследовании включала в себя:

— минимальную достаточность для исследуемой щюблемы ее частей, составных слагаемых, закономерно организованных и развитых до уровня функционирования, а также скоординированных как между собой, так и с большой системой, частью которой данная система является.

Разработанная нами в процессе исследования модель системы формирования ДЧО у учащихся сельских многонациональных школ представлена следующими субсистемами:

— субъектами формирования ДЧО;

— видами совместной деятельности ;

— средствами организации жизнедеятельности;

— факторами внешнего воздействия на учащихся;

— условиями, благоприятствующими успешному формированию у учащихся ДЧО.

Словосочетание «добрые человеческие отношения» в контексте исследуемой проблемы — это не просто три стоящие рядом слова и даже не их сумма (Добро + Человечность + Отношение). Это их триединство, целостность, в которой ДОБРО включает в себя все нравственно положительное в личной и общественной жизни в его стремлении к идеалу. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — моральное качество, вытекакщее из общего принципа гу>вниз>е применительно к повседневным взаимоотношениям детей, ОШСШЕНИЕ — одна из форм всеобщей связи. В результате интеграции этих понятий достигается единое целое, которое называют ДОБРЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ОГНСШЕНИЯМИ. Для каждого конкретного учащегося эти отношения одновременно являются и отношениями человеческого добра: целое, как правило, болыне суммы слагаемых.

Формирование ДЧО — важнейший компонент целостного педагогического процесса. Оно связано прежде всего с нравственным воспитанием, всеми его слагаемыми задачами. Без него нравственное воспитание если и возможно, то ущербно. Формирование ДЧО теснее всего связано с интернациональным воспитанием. Общее между ними — это их гуманистическая направленность на создание атмосферы мира и добра в отношениях между народами, без различия их национальной, рассо-вой принадлежности, политических или религиозных убеждений, а также направленность на защиту прав отдельного человека и народа. Различие состоит в тем, что интернациональное воспитание зачастую программируется сверху и апеллирует в основном к сознанию. Формирование ДЧО в основном идет снизу, т.к. связано с внутренними побуждениями человека, с его подсознанием (хотя это весьма упрощенно). Это как бы встречные движения сознания и подсознания, слияние мысли и чувств, отражавшие единство двух основных составляющих деятельности человеческого мозга. Бот почему формирование ДЧОэто глубинное основание интернационального воспитания. Без него успешное интернациональное воспитание невозможно или недостаточно эффективно.

Следовательно, проблеме формирования ДЧО, с одной стороны узкая, локальная, т.к. связана с формированием у каждого конкретного учащегося отношения добрых чувств, а с другой — глобальная, т.к. лежит в основе формирования нравственно целостной личности.

ФОШИТОВАШЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ШВДИЕНЙЙ — это щэежде всего педагогическая проблема, которая в нашей стране до сих пор не исследовалась. Существо ее состоит в противоречии между обострившейся потребностью в ее разрешении и отсутствием научного обоснования. Следовательно, проблема формирования ДЧО может и должна стать предметом исследования и практического разрешения. Мы лишь предприняли попытку первыми проложить путь к этому.

ФОНДИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОГНШЕНШ — это профессиональное творчество. Вместе с тем, это не творчество вообще, а совместный творческий поиск учителя и учащихся, сориентированный на решение конкретных задач, в решении которых они взаимно заинтересованы. Само сотрудничество, сотворчество немыслимо без ДЧО. Более того, оно этому всемерно способствует.

Как показало исследование, ДЧО между учащимися могут проявиться лишь после того, как они сформированы у каждого или хотя бы у большинства школьников, т.к. проявиться может лишь то, что уже сформировано. Развитие сотрудничества, а тем более сотворчества учителя с учащимися, способствует решению следуших педагогических задач;

— превращению исполнительской деятельности в познавательную и в конечном счете поисковую;

— повышению интереса к знаниям, удовлетворенности трудом, укреплению работоспособности;

— созданию в коллективе здорового нравственно — психологического микроклимата;

— более успешном/' развитию творческого потенциала личности.

В свою очередь, творчество превращается в инструмент формирования ДЧО, т.к. благодаря целеобразованию у учащихся формируется психологический механизм, облегчающий формирование необходимых для этого качеств личности. Цель объединяет учителей и учащихся на совместный творческий поиск, направленный на разрешение поставленных задач.

ФОНДИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОШСШННИЯ может быть эффективным при условии, если творческий поиск учителей и учащихся будет научно организованным, т. е. осуществляется на основе концепции НОПТ И. П. Раченко (другой концепции у нас фактически нет). Саьв. НОПТэто непрерывно саморазвивающаяся система, направленная на постоянное совершенствование учебно — воспитательно го процесса, а в каждом конкретном случае — на ликвидацию слабого звена в педагогическом процессе и в связи с этим — на решение конкретной педагогической проблемы на современном тучном уровне, Педагогическое творчество и НОПТ раздельно существуют лишь в теории. В практике они едины. Это доказано в исследованиях И. П. Раченко. Творчество в системе НСПТ всего лишь инструмент, создающий механизм решаемой проблемы, задачи. Наше исследование — лишнее тому подтверждение: с. позиций НОПТ действительно можно не только проанализировать, спроектировать, но и спрогнозировать дальнейшее развитие исследуемой проблемы. Формирование ДЧО, если его осуществлять научно организованно, это триединый процесс решаемой проблемы, творческого поиска и научной организации труда. Формирование ДЧО — предмет творческой деятельности, творчество учителя и учащихся — процесс формирования ДЧО, а НОПТ — организационнопедагогическая основа, своеобразный инструмент целостной педагогической деятельности как конкретного учителя, так и школы в целом.

Из сказанного вытекает, что наше исследование является частно-методологическим, т.к. в нем разработан в основном организационно-педагогический уровень деятельности. Для творчески работающих руководителей и учителей школы этого вполне достаточно, т.к. исходя из концепции НОПТ, предмета, цели и специфики исследуемого предмета и конкретных условий они вполне самостоятельно могут решить задачи формирования ДЧО у учащихся. Нужны исследования всех аспектов целостной педагогической деятельности, в тем числе преподавания каждого учебного предмета, воспитательной деятельности классных руководителей в целях выявления возможности формирования ДЧО в конкретных видах жизнедеятельности учащихся. Не менее важно сориентировать на формирование ДЧО у учащихся все виды внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащимися. Здесь имеются большие неиспользованные резервы. К их использованию необходимо привлечь предметные методические объединения учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, организаторов внеклассной работы, актив общественности, работающий с учащимися в микрорайоне школы. В микрорайоне школы, как правило, имеются внешкольные и дошкольные учреждения системы образования, как есть и учреждения культуры, заинтересованные работать с детьми. Их деятельность следует изучить и помочь их руководителям сориентироваться на формирование у учащихся ДЧО.

Не менее важной является проблема методического и психологического обеспечения творческого поиска по формированию у у&щихся ДЧО. Здесь не только можно, но и необходимо привлечь к решению рассматриваемой проблем^ учителей-методистов и практических психологов. Вместе с тем, сейчас они сами в этом деле нуждаются в серьезной помощи. Полагаем, что для этого необходимы семинары, фа культатиш, грактикуга методистов и псижшогов.

Наиболее ойций вывод из юивэго исследования состоит в тем, что педагогическая проблае формирования Д<£) является не только многоуровневой, но и многоаспектной и мэжет рааэ®тр1ваться как:

— одев из о&цечелзвечаских глобал*&trade-^ «робдод, целью которой является установления доверия, взаимопонимания, отношения добра и дружбы, собпвдгния прав дародов и четтэвека;

— как одна из наиболее актуальных ттстяттугичестих ппобтгям. существо которой состоит в преодолении противоречий между сйссчрившимися шцгаональньми отношениями и неразработанностью проблей;

— одво из важнейших «яттаддений педагогической тесрии и практики, имжщее 'своей целыо осоднпы^ю и нр=шственБую подготовку детей к сознательному и активна^ участию в решении задач мира;

— один из гркрсгетЕзых подходов к воспитанию учащихся в систо/е ЦПД, где каждая из субсистэя способстшет формированию ДЧО;

— одаз. из важнейших ппптатдтя—"у целешщ^шленвой 1ЩЦ, шзволягацей объединить обцей целью внешние и внутренние воздействия на ущщихся, соединить их разум, волю и чувства;

— срин из важнейших агти=чггав педагогического творчества и раскрытия творческого штенцшда учащихся;

— одао из важнейших педагогических средств, позволяацих создать систем ЦПД, обьеданящую общей целью субъекты воспитательного процесса, ссззовные вида деятельности, организационный средства, факторы внешнего воздействия на учащихся, а также условия их жизнедеятельности. В результате чего мэкегг быть пересмотрен и задействован is формирование у учащихся ДНЮ весь арсенал педагогических средств с учетом иццинируальных и возрастных особенностей учащихся, щюшшж традиций и т. п. с таким расчетсм, чтобы в ткань целостного воспитательного прсцес-са лвдемзнично вошгл гзух ДХЕЪК ЧЕЛГШЧЕСКИХ СЯШИЕШЙ. культативы, практикумы методистов и психологов. Есть много нерешенных вопросов формирования у учащихся ДЧО в условиях городских многонациональных посол.

Для успешного решения задач формирования ДЧО у учащихся школ Республики Дагестан мы считаем необходимым в ближайшее время:

1. Создать научно-методический центр по изучению и обобщению опыта конкретных учителей и школ в формировании у учащихся ДЧО.

2. В педагогических вузах и педучилищах ввести спецкурс по формированию у учащихся ДЧО, взяв за основу разработанную нами Целевую комплексную программу формирования у учащихся добрых человеческих отношений.

3. В институте повышения квалификации учителей организовать проведение авторских школ педагогов-организаторов по формированию у учащихся ДЧО.

4. Преобразовать 9−11-е классы гимназии по подготовке педагогов-организаторов со средним образованием в полную гимназию.

5. Издать в помощь учителям необходимым тиражом 'Терминологический словарь-справочник к диагностической тестовой карте", «Принципы и методы формирования ДЧО у учащихся» и «Организационно-педагогические рекомендации по формированию у учащихся ДЧО» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Вопросы организации воспитательной работы в школе // Опыт школ по внедрению рациональных методов работы учителя. -М., 1981. С. 30−40.
  2. АбакароЕа Р. К. От творческого поиска к результатам //Технология развития педагогического творчества. Пятигорск, 1994. — С. 120 121.
  3. X. Встречи у родника. Махачкала, 1939.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Педагогика, 19S5. -240 с.
  5. Актуальные вопросы патриотического и интернационального воспитания молодежи на современном этапе // Отв. ред. Джунусов М. С. -м., 1982.
  6. В.Ф. Народонаселение Дагестана. Махачкала, 1984. -54 С.
  7. Ш. А. Как живете," дети? М.: Просвещение, 1986.176 с.
  8. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. -208 с.
  9. А. Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя звезда России // Октябрь. 1994. — N 11. — с. 17.
  10. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. — N 8. — с. 12.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического иследова-ния. М.: Педагогика, 1984.- с. 162.
  12. Ассоциированные школы ШЕСКО. Стратегия развития в Российской Федерации на период с 1994 по 2000 год. (Проект). М., 1994.12 с.
  13. А. Нравственное воспитание. Теория. Опыты Проблемы. -Ашхабад: Магарыор, 1988. 149 с.
  14. Ахмедов М-Р. И., Ахмедханов Д. И. Учитель новатор, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. — 64 с.
  15. Бабанский.Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. М.Ф. Деятельность общеобразовательной школы по интернациональному воспитанию учащихся (Киргизская ССР) // Советская общеобразовательная школа к 60-летию СССР. М., 1983. — с. 124 133.
  17. М. Интернациональное воспитание в школах Киргизии // Народное образование. 1982. — N 12. — с. 43−45.
  18. Г., Черненко Ю. Интернациональное воспитание пионеров // Воспитание школьников.- 1984. N 5. — с. 38−40.
  19. Н.А. Смысл истории М.: Мысль, 1990- с. 108.
  20. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
  21. Библия. М.: ВСЕХ, 1989. — 1500 с.
  22. П.П. Педагогика. М., 1924.
  23. П.П. Организация труда как учебный предмет в школах II ступени // Избр. пед. произведения.- М.: АПН РСФСР, 1961. с. 324−331.
  24. А.А. Социализм науки // Вопросы социализм. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. — с. 360−410.
  25. А.А. Тектология. Сбщеорганизационная наука.- М., 1991. 320 с.
  26. О.С., Черенкова С. Б. Нравственное воспитание старшеклассников М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  27. А.А. Психология развиваздейся личности. М.: Педагогика, 1988. — 162 с.
  28. А.А. Личность и общество. М.: Педагогика, 1982. -148 с.
  29. Болыгая Советская Энциклопедия. Третье издание в 30 тсф-йх. -М., 1970−1978.
  30. Е.В. Боепитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. -Ростов-на-Дону, 1991. 30 с.
  31. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Диссканд.пед.наук. Томск, 1969, — 324 с.
  32. Г. И. Совершенствование общественных отношений и социальное управление, л., 1989. — 29 с.
  33. .С. Психология. Нравственность .'Культура, М.: Focne-дагентство, 1994. — 60 с.
  34. Т.Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в (ХСР. М.: Мысль, 1986. — 254 с.
  35. М.В. Ислам и женщина М.: Мысль, 1968. — 168 с.
  36. С. Г. Этический диспут в системе интернационально -патриотического воспитания // Социально-этические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985. — с. 122−130.
  37. М.М. Ссшз семьи и школы в патриотическом и итернациональном воспитании детей // Воспитываем патриотов-интернационалистов. Рига, 1986. — с. 47−56.
  38. М.А. Формирование гужашых отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы . М, 1387. — 64 с.
  39. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912.
  40. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. МГУ, 1992.272 с.
  41. Г. Н. Воспитание учащихся национальной школы в духе дружбы народов // Воспитание в национальной школе. М., 1984. -с. 23−38.
  42. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 164 с.
  43. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи: Материалы научно -практического семинара (Орел) // Педагогическое общество РСФСР- Отв. ред. М. С. Джунусов. М., 1985. — 98 с.
  44. Боепитание гатриотов-интернационапистов // Педагогическое общество Латвий-ской ССР', Сост. A.M. Кобенберзина. Рит: Звайгзне, 1986. 154 с.
  45. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991.
  47. Р. Мэй Дагестан. Махачкала, 1989. — 182 с.
  48. З.Т. Воспитание юных патриотов -интернационалистов //Советская педагогика, 1987. N 8. с. 57.
  49. З.Т. Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи // Советская педагогика: 1984. N 5. с. 28−34.
  50. З.Т. Социально -педагогические основы интернационально -патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. — 144 с.
  51. З.Т. Язык межнационального общения и интернационального воспитания // Советская педагогика, 1972. N 4. с. 40−47
  52. Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. -Киев, 1993. 142 с.
  53. Ф.Я., Римэдренко Ю. И. Воспитывать культуру межнационального общениия // Коммунист Украины, 1987. N 9. с. 40−50.
  54. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики М.: Мысль, 1987. с. 122.
  55. Дагестанская АССР. Административно-территориальное деление. -Мачачкала, 1980. с. 24.
  56. А. Повышать культуру межнационального общения //Академия общественных наук при ЦК КПСС- М., 1987. — с. 21−26.
  57. IX съезд учителей Республики Дагестан. Информационный бюллетень. М., 1994. — 48 с.
  58. Н. Языки под защиту закона // Дагестанская правда, 1992. 13 ноября.
  59. О. Диалогичность культуры и межнациональное общение //Коммунист Грузии, 1987, N 10. с. 21−26.
  60. О. Культура общества и национальное общение // Коммунист Азербайджана, 1987. N 10. с. 32−36.
  61. Дж. Демократия и образование. М., 1921. — с. 68.
  62. Дэн Д. Преодоление разногласий. Спб., 1994.
  63. ., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  64. М., Назарова Р. Б духе взаимного уважения и дружбы //Народное образование, 1983. N 5. с. 27−29.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 162 с.
  66. Закон российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования, 1992. N 11. с. 2−59
  67. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. МГУ, 1994. — 144 с.
  68. В.К. Если ситуация кажется неразрешимой .: Учебное пособие. М., 1991. — 47 с.
  69. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самостоятельность, самоуправление или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, писЫ’Вми, монологами и документами. М.: Педагогика, 1991. — с. 124.
  70. Иванов Н. Я, Личко А. Е. Диагностики характера подростков. -М.: Фомиум, 1994. 64 с.
  71. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
  72. Исследование личности школьника психогрефическим методом: Пособие для практических психологов // Сост. Швалева Н. М. Ставрополь, 1994. — 34 с.
  73. А.И., Пунушкина Л. А. Единство патриотического и интернационального воспитания // Воспитание в национальной школе. М., 1984. с. 39−50.
  74. Г. Н. Дагестанский народный орнамент. -Махачкала. 1991.
  75. Кан-Калик.В. А. Учителю о педагогическом общении, М., 1987. 80- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. — 146 с.
  76. Кант И. Сочинение в шести тса/вх. М. 1963 — 1966. Т.4 — с. 270
  77. Каптеров П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982. -с. 360.
  78. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Комета, 1989. — 78 с.
  79. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. -М.: Комета, 1989. 81 с.
  80. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: Прогресс, 1990. 79 с.
  81. И. Разрыв, Махачкала, 1987.
  82. Э.В. Художественные промыслы Дагестана. М. 1959.
  83. П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов.- М.: РАН, институт психологии, 1994. 52 с.
  84. Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1994. — 320 с.
  85. Э.П. Воспитание нравственного создания школьника. -Изд. Ростовского roc. ун-та, 1983. 287 с.
  86. Комплексная црограмма решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. (Проект) // Дагестанская правда, 1992. 13 ноября.
  87. Коран. Пер. и комментарии И, Б. банковского, Изд. 2-е. -М.: Наука, 1986. с. 440 и др.
  88. Н.К. Педагогические сочинения в 11 томах. М., 1957−1963.
  89. Краткий словарь по социологии // под ред. Д. Ю. Гвишиани и др.- М.: Политиздат, 1988. 478 с.
  90. В. Воспитание дело творческое. — М.: Просвещение, 1989.
  91. Н.В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. -183 с.
  92. М. Избави Бог слепого подражания // Учительская газета, 1992 .-N 28.
  93. А.Н. Воспитать себя. М: Просвещение, 1991.
  94. В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. с. 310, 313.
  95. А.Л. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  96. Д.С. Раздумья. М., 1991. — с. 180.
  97. Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.- с. 235−236.
  98. P.M. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников. Л., 1978.- с. 86.
  99. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Учпедгиз, 1992. — 142 с.
  100. В.В. Формирование нравственно целостной личности //Педагогика: Лекции для студентов. Часть 1. -Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ 1992. -с. 116−135.106. №каренко А. С. Собр. соч. в семи томах. М., 1959−1960.
  101. А.И. Проблем единства поведения и нравственных знаний в процессе воспитания подростков. М., 1965. — с. 140.
  102. Э.И. Интернациональное воспитание старшеклассников (на материалах Узбекской ССР). М., 1976.
  103. А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — с. 160.
  104. IfepKC К., Энгельс Ф. Сочинения.
  105. Метода психологической диагностики. Вып. 1. -М.: РАН, институт психологии, 1993. — 86 с.
  106. Мирзоев И1.А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). Махачкала. Дагучпедгиз, 1984. — 112 с.
  107. Мирзоев III.А., Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана: Программы (экспериментальные) курса «Подготовка юношей и девушек к жизни (X и XI классы).- Махачкала- Учпедгиз, 1992.-56 с.
  108. Н.И. Умом и сердцем. М., 1982. — с. 124.
  109. М/дрик А. В. Общение как фактор воспитания. Л., 1981. -с. 164.
  110. М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь, 1991. — 176 с.
  111. Народное образование в Каякентском районе: справочно информационный материал. — Новокаякент, 1993 — 26 с.
  112. Новое педагогическое мышление if Под ред. А. Б. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  113. Ф.М. Восхождение к индивидуальности М.: Просвещение, 1991.
  114. Педагогический поиск // Сост И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — 544 с.
  115. Педагогическая энциклопедия. -М.: 1966 1968, в 4 томах.
  116. С.В. Боепитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  117. С. Притяжение добра. М.: Педагогика, 1988.
  118. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.
  119. Платонов К, К. Краткий словарь психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981, — 175 с.
  120. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1987. 242 с.
  121. Программа курса «Культура и традиции народов Дагестана4 /Сост.Мирзоев Ш. А. Махачкала: Учпедгиз, 1991. — 74 с.
  122. Психология. Словарь. 2-е издание // Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. — 320 с.
  123. Психология развивающейся личности // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  124. Развитие личности в процессе педагогической деятельности. -Майкоп, 1994 98 с.
  125. И.П. ШГ учителя. Монография. -М.: Просвещение, 1982. 186 с.
  126. И. П. НОГ учителя. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 238 с.
  127. И.П. Методика изучения учащихся*. Пятигорск 1986. -34 с.
  128. И.П. Научный подход к формулировке цели и задач педагогического ТРУДа- ~ Пятихорск : 1987, 68 с.
  129. И.П. Диагностика педагогической компетентности. Пятигорск, 1990. — 51 с.
  130. И.П. Оптимизация условий жизнедеятельности учащихся.- Пятигорск, 1989. 42 с.
  131. И. П. Диагностика качества профессионально-педгогической деятельности учителя. -Пятигорск, 1990.- 116 с.
  132. И.П. Комплексное исследование проблем научней организации труда в системе просвещения. Пятигорск, 1991, — 61 с.
  133. И.П. Познай, организуй и Еоспитай себя.' -Пятигорск, 1991. 142 с.
  134. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя, — Пятигорск. 1992. 196 с.
  135. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования, 1992.-N 10. с. 2−24.
  136. B.C. Поиск поиска // Педагогика здоровья. -М., 1992.- с. 274−276.
  137. В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 93 с.
  138. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. -М., 1991−1992.
  139. М.Б. Воспитание гуманных качеств у подростков в семье. М., 1979.
  140. Семейное воспитание: Краткий словарь // Сост. И. В. Гребенников и др. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  141. Словарь гю этике // Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кот. Ь-е изд. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  142. Слово делегатам съезда народов Дагестана // Дагестанская правда, 1992. 13 ноября.
  143. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Перевод с англ. // Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: 1984.
  144. JI.B. Особенности отношения старшеклассников к интернациональной деятельности // Формирование социально -активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов. -М., 1984. с. 117−122.
  145. Соколова Э-С. Воспитание в духе мира и дружбы между неродами // Советская педагогика, 1386. N 5. с. 3−9.
  146. Соловьев В. С. Философское, наследие // Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. 1. — с. 180, 185.
  147. Социально -этические основы интернационального воспитания. (Сборник научных трудов) // Ред. Бегоева Т. А. Орджоникидзе, 1985.
  148. Стукач Л-Б. Формирование гуманных отношений в многонациональном коллективе старшеклассников. М., 1978. 184 С.
  149. В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1973.- с. 272.
  150. В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988.
  151. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. — с. 59, 186.
  152. С.П. Интернациональное воспитание учащихся в школе многонационального состава с русским языком обучения (19 181 944гг.). М., 1987.
  153. К. Высшая ступень аутогенной тренировки. М.: Эйдос, 1994. — 79 с.
  154. С.Т. Особенности обучения шестилетних детей Дагестана (Философско-гигиенический аспект). Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. — 86 с.
  155. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  156. Уроки по курсу «Человековедение» в II-IV классах. (Экспериментальные материалы). Витебск: Изд-во обл ИУУ, 1991. -72 с.
  157. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя:. Изд. 3-е М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
  158. Э. Человек для себя. Шнек: Коллегиум, 1992. — 253 с,
  159. И. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты. Монография. Махачкала, 1994. — 210 с.
  160. И.Ф. Теория нравственного воспитания.-Шнек: Изд-во БГУ, 1972. 364 с.
  161. Чернокозов И. И. Профессиональная этика учителя. Киев: Рад. шк., 1988. — 221 с.
  162. С.Т. Избр. пед. соч. М., 1982.
  163. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1993. — с. 88 с.
  164. Шермухамедов С-Ш. Интернациональное воспитание подрастающего поколения // Советская Педагогика, 1984. N 1. с. 26−30.
  165. А. Народные тетера Дагестана. -Л.- Художник РСФСР, 1982.
  166. Энциклопедия практического самопознания' // Сост. А. И. Красило.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. 382 с.
  167. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного Боепитания.- М.: Просвещение, 1986.
  168. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА. ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ (для повышения квалификации учителей по ФДЧО)
  169. N N Тематика занятий Лекций Практических
  170. Существо проблемы, ее актуальность и общественно-педагогическая значимость 2
  171. История и методология гуманистического воспитания учащихся 2
  172. Организационно-педагогические предпосылки формирования у учащихся ДЧО 2 4
  173. Социально-психологические условия формирования у учащихся ДЧО 2 0 и
  174. Психолого-пед агогические основания формирования у. учащихся ДЧО 2 4
  175. Психофизиологические и другие механизмы формирования у учащихся дчо 2 2
  176. Целевая комплексная программа формирования у учащихся добрых человеческих отношений 2 4
  177. Принципы формирования у учащихся добрых человеческих отношений 2 2
  178. Диагностическая методика определения уровня сформированности у учащихся ДЧО 2 4
  179. Критерии эффективности формирования 2 4у учащихся ДЧО
  180. Общие рекомендации по организации деятельности учителей по: фор^фованию у учащихся ДЧО • 2
  181. Методические советы учителям по формированию у учащихся ДЧО 21. ИТОГО 20 30
  182. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ (для руководителей опорных школ)
  183. N N п/п Тематика занятий Количество часов
  184. Педагогическое творчество и его феномен. Предмет цель, задачи, содержание. Значение курса в ра чрТ/ррми Фяпрчягтгптп ттптя-т-тртлгтя ТТ^ТТ^ТТПГЙ 2
  185. Проблемы развития педагогического творчества и возможные пути их решения 2
  186. Праксиологическая готовность учителя к творческому труду и возможные цуги ее формирования о Л/
  187. Целевая комплексная программа творческого поиска учителя и возможные пути ее осуществления 2
  188. Психофизиологическая готовность учителя к творческим действиям 2
  189. Психолого-педагогическая готовность учителя к творческой деятельности 2
  190. Организационно-педагогическая готовность учителя к творческой деятельности 4
  191. Принципы и методы научной организации творческого труда учителя А.» 4
  192. Организация воспитания и самовоспитания на основе л 41. НОПТ
  193. Современные педагогические технологии и НОПТ 2
  194. Диагностика методологической- готовности учителя 2
  195. Стили организаторской и управленческой деятельности 2
  196. Самопознание, самоорганизация и самоуправление 2
  197. Целевое мотивационное управление и творчество 21. ИТОГО 38
  198. Примечание: 1. Настоянная тематика, является примерной-2, Формы занятий выбирают сами слушатели и преподаватель-
  199. Основное учебное пособие И. П. Раченко «Диагностика, развития педагогического творчества учителей» (Пятигорск, 1992} .
  200. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ-ПРАВИЛА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ {для учителей опорных школ)
  201. Стремясь избежать рецептурных советов, сформулируем своего годе, методические советы-правила, соблюдение которых может оказаться ВАМ весьма, полезным при формированиии у учащихся ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
  202. Стремитесь к любви к знанию, так как знание это высшее Добро. Наоборот, незнание — путь в никуда, ¦ это обкрадывание себя и других. Знание капитал, который способен лишь расти по мере его употребления.
  203. Сохраняйте, оберегайте и приумножайте природу, даепую Вам чистый воздух, свет, воду, пишу, жилище, энергию, все другие блага, силы и жизнь. Вы часть природы и уничтожая ее вы тем самым наносите урон себе и всем другим людям.
  204. Свобода действий это высшее благо, но это вовсе не вседозволенность, а разумная ограниченность в делах, поступках, поведении, ограниченность рамками познанной Истины, народными традициями, законами общества.
  205. АНКЕТА-ТЕСТ «КАК К ВАМ ОТНОСЯТСЯ ?'
  206. Как Вы оцениваете свои отношения с родителями: отцом (), матерью (), братом (), сестрой {), дедушкой (), бабушкой (), другими членами семьи (перечислите их и оцените.
  207. Кто из Ваших родителей справедливо к Вам относится, хотя и строго? Перечислите их
  208. Кто из родителей к Вам придирается? Если безосновательно, то назовите их^
  209. Кто из родителей больше всего Вас жалеет?
  210. Кто из родителей чаще всего Вас поощряет?
  211. Кто из родителей чаще всего Вас оскорбляет, унижает Банк человеческое достоинство?
  212. Кто из родителей применяет к Вам наказания?
  213. Перечислите наказания, которые применяют к Вам родители?
  214. Перечислите поощрения, которые применяют к Вам родители?
  215. Кто из родителей применяет к Вам физическую силу?
  216. Бывает ли у Вас чувство горечи (), обиды (), озлобленности (), ожесточения {), отчаяния () ?
  217. Смирились ли Еы с тем, что кто-то из родителей Еас оскорбляет, унижает Ваше достоинство? Да, нет!
  218. Как Вы отвечаете на наказание? Сержусь (), не слушаюсь (), не занимаюсь (), ухожу в себя (), ухожу из дог®-. (), как еще?
  219. Как к Вам в целом относятся в школе? Хорошо (), по-разному (), плохо (), еще как?
  220. Есть ли в Вашем классе учащиеся, которые к Вам относятся недружелюбно (), враждебно (), агрессивно () ?
  221. Есть в Вашем классе учителя, которые к Вам плохо относятся (), допускают оскорбления (), для которых Вы как бы не существуете вообще (), которые к Вам придираются (), допускают недозволенные мери наказания () какие?
  222. Какие учебные предметы Вам хочется учить и почем/?
  223. Какие учебные предметы Вам не хочется учить и почему?
  224. Какие предметы Еы охотно учили, если бы изменилось к Вам отношение учителей? **
  225. Нуждаетесь ли Вы в помощи (), защите (), если да, то какой именно ««
  226. Как к Вам относятся Ваши сверстники по месту жительства: хорош (), когда-как (), плохо {) ?
  227. Как к Вам относятся другие лкди? :
  228. Как относитесь ВЫ к родителям (), учителям (), к другим людям ()?
  229. Есть ли у Вас товарищи (), друзья () ?
  230. Можете ли Вы бескорыстно совершить благородный поступок (сделать доброе дело (), поделиться последним кусксм хлеба ()?
  231. Присущи ли Вам справедливость (), доброта, (), совестливость (), сострадание (), ответственность {) ?
  232. Присущи ли Вам следующие качества: оптимизм (), грустность (), веселость (}, самоуверенность (), смелость { }, жестокость ()?
  233. Считаете ли Вы себя счастливым (), способным (), умным {), добросовестным (), удачником (), фантазером (), оптимистом (), надежным (), общительным {), неудачником (), обшнщиком () слабовольным (J ?
  234. Примечание: если затрудняетесь поставить отметку {3, 2 или 1), то поставьте знак + или (да или нет).
Заполнить форму текущей работой