Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием системы социальной защиты населения на муниципальном уровне: Социол. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научный подход к управлению системой социальной защиты населения, в условиях местного самоуправления, позволяет развивать разнообразные учреждения социального обслуживания в зависимости от уровня востребованности жителей района, повышать эффективность деятельности социального комплекса, расширять виды социальных услуг, координировать взаимодействие всех ведомств, общественных организаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты управления социальной защитой
    • 1. 1. Социальная сфера как объект управления
    • 1. 2. Влияние социальной политики государства на процессы в социальной сфере
  • Глава 2. Формирование системы социальной защиты населения в условиях муниципального самоуправления
    • 2. 1. Социальные индикаторы уровня развития населения муниципального образования
    • 2. 2. Критерии эффективности деятельности муниципальной службы в развитии системы социальной защиты населения
    • 2. 3. Кадровое обеспечение системы социальной защиты муниципального социального управления

Управление развитием системы социальной защиты населения на муниципальном уровне: Социол. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы социальной защиты населения, государственной социальной политики выходят в настоящее время на первый план. Это связано, в первую очередь, с проводимыми экономическими преобразованиями, с переходом российской экономики на рыночные отношения. В этих условиях возрастает роль и ответственность государства за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, за проведение политики прогрессивного развития общества. В тоже время Широкое внедрение рыночных отношений в сложившуюся систему распределения и потребления общественного продукта, изменение форм собственности вызвали бурно развивающиеся процессы социальной дифференциации и поляризации населения, роста безработицы и обнищания, маргинализации больших групп и слоев. Сокращение бюджетных ассигнований на социальную сферу, стремительный рост цен на товары и социальные услуги привели к обвальному падению потребительской способности населения, ухудшению уровня и качества жизни. Возросла социальная дифференциация по имущественному признаку, чрезмерно высока поляризация доходов. Общество разделилось на меньшинство сверхбогатых и большинство бедных. В настоящее время 0,2% семей владеет 65% всего накопления.1 Почти исчез средний класс, обеспечивающий социальную стабильность и являющийся основным резервом внутреннего рынка. В зоне бедности находится большинство россиян.

Стремительно разрушается социальная инфраструктура, особенно там, где финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий. Все меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения. Рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привели к невостребованности зна.

1 См.: Заславская Т. И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики.-В кн. Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998, с.5−6. чительных мощностей социально-бытовых и культурно-образовательных услуг.

Неудовлетворенность широких слоев населения своим социально-экономическим положением ведет к ухудшению социального самочувст-ствия, к социальной напряженности.

Таким образом, все более углубляющийся структурный кризис социальной сферы порождает конфликтное социальное пространство, создает условия для дальнейшей дезинтеграции общества, мешает освоению населением новых моделей и стереотипов поведения, оборачивается растратой накопленного в прежние годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа.

Логика позитивной социальной жизни, а также потребность в определении ориентиров социальных изменений требуют взвешенного анализа социальной ситуации и определения действенных мер по улучшению социально-экономического положения населения.

В связи с этим резко возрастает потребность в социальной защите людей, создании для них новых институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации своих потребностей и интересов, проявления активности и творчества в построении демократического общества. Центр тяжести в решении этих задач переносится на местный уровень.

Это вызвано, прежде всего постановкой принципиально новых задач перед местными органами, изменением характера и содержания их функций, необходимостью разделения полномочий органов представительной и исполнительной власти, значительным расширением и усложнением деятельности различных управленческих структур.

В условиях огромного мегаполиса, которым является город Москва деятельность органов местного самоуправления, направленного на улучшение качества жизни населения, приобретает особую актуальность. Территориальное и административное деление города на округа, а округов на районные управы позволяет повысить эффективность работы с населением, оперативно реагировать на запросы людей, находить пути оказания им помощи и поддержки.

Особая актуальность данной работы объясняется необходимостью социальной защиты человека в условиях экономического кризиса страны. В этой связи возникает объективная потребность в совершенствовании управления учреждениями социального обслуживания населения. Переход к эффективному управлению на научных принципах, в настоящее время, становится не только необходимым, но и является главным условием успешного осуществления социально-экономических реформ.

Формирование целостной системы социальной защиты населения, умелое управление ею на уровне районной Управы позволяет реально оказать помощь и поддержку любому члену общества, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Именно на этом уровне возможно создание современной модели социальной защиты населения с учетом ее адресности, системности, комплексности, многосубъектности, гибкости, дифференцированного подхода и применения индивидуальных методик в различных социально-экономических и социокультурных условиях.

Решение этих задач возможно лишь при организации социологического анализа, прогнозирования и моделирования социальных процессов, разработке различных социальных программразвития социальных инноваций.

Актуальность данного исследования определяется потребностью научного анализа управления системой социальной защиты населения в условиях нового структурного административного деления — районных Управ.

Этот анализ может быть весьма плодотворным для дальнейшего понимания социальных процессов в обществе, путей и методов их решения в системе социальной защиты населения, что имеет непосредственное отношение как к дальнейшему развитию социологической теории, так и к организации эффективной социальной деятельности общества и его институтов.

Степень разработанности проблемы. Данная проблема находится в фокусе международного исследования: социологии, теории управления, политологии, теории и методики социальной работы. В этой связи в работе над диссертацией использовались научные труды и специалистов смежных отраслей знаний.

В первую очередь сюда относятся труды таких зарубежных мыслителей, как: М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Э. Эриксона и других, исследующих теорию управления организациями, проблемы адаптации индивида к социальной среде, способности человека, благодаря которым выстраивается особая парадигма ценностей и традиций, характеризующих состояние системы самоуправления социальной сферой.

А также труды Н. Бердяева, П. Ильина, В. Розанова, В. Соловьева, П. Флоренского раскрывающие проблемы ценностей и смысложизненные ориентации, социокультурные характеристики русского менталитета и характера.

Именно они являются теоретической базой данного исследования.

Кроме того, следует выделить несколько групп исследований, используемых при подготовке данной темы.

К первой группе научных разработок нужно отнести обширнейшую литературу по вопросам управления вообще и социального управления, в частности. Среди ученых, разрабатывающих эти проблемы, хотелось бы отметить труды Афанасьева В. Г., Балабанова И. А., Гвишиани Д. М., Демидова В. Д., Друкера П., Дудкина Ф. Ю., Зайцева А. К., Иванова В. Н., Ко-журина Ф.Ф., Маркова М., Керимова Т. В., Клейнера Г., Козельского Ю., Лапина Н. И., Патрушева В. И., Пригожина А. И., Радугина К. А., Свенциц-кого А.Л., Тихомирова Ю. А., Тощенко Ж. Т., Шершунова А. И., Щербины В. В. и многих других.

Ко второй группе разработок, имевших важное значение для исследования поставленной темы, стали труды, посвященные проблемам социологии управления, социального управления социальной сферой. Наибольший вклад в разработку данного направления внесли такие ученые, как Аверин Ю. П., Григорьев С. И., Данакин Н. С., Жуков В. И., Зайцев А. К., Маршак A. JL, Мостовая И. В., Осадчая Г. И., Рамзей В. И., Слепенков И. М., Смирнова-Ярская Е.Р., Топчий J1.B., Франчук В. И., Холостова Е. И., Яр-ская В.Н. и др.

К третьей группе исследований относятся научные публикации в области социальной работы, среди которых следует выделить труды В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, И.Г.Зайныше-ва, И. А. Зимней, В. В. Колкова, П. Д. Павленка, А. М. Панова, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, М. В. Фирсова и многих других. В них раскрываются аспекты теории и практики социальной работы, экономики социальных служб, истории и зарубежного опыта профессиональной деятельности, различные модели подготовки специалистов для социальной сферы.

Особое место среди исследований занимает четвертая группа, которая анализирует развитие системы социальной защиты населения как на федеральном уровне, так и региональном.

Так в трудах Безлепкиной Л. Ф., Гребешевой И. И., Давыдова И. В., Корняк В. Б., Кадомцевой C.B., Меликьяна Г. Г., Сырникова И. К., Топчия JI.B., Тереховой J1.B. и других раскрываются аспекты развития системы социальной защиты населения в России, анализируется опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения, территориальных социальных служб, апробируются технологии социальной работы с населением.

И, наконец, к пятой группе исследований относятся публикации по городу Москве, содержащие теоретические и практические рекомендации по проблемам управления социальной сферы.

К их числу можно отнести такие разработки, как сборник «Законы города Москвы», в котором содержится около 100 принятых законодательных актов, книга «Город, реформы, жизнь. Москва в цифрах 1992;1995», раскрывающая особенности управления таким крупным мегаполисом, которым является столица.

Книга Ю. М. Лужкова «Мы дети твои, Москва» (М., 1996), В. М. Платонова «Реформа и Московская городская Дума» (М., 1997), в которых содержатся научные взгляды по социальному обустройству города, дается анализ маркетинговых исследований в социальной сфере, определяются пути совершенствования системы управления.

Богатый теоретико-методологический и статистический материал содержится в публикациях В. Б. Зотова, среди которых следует особенно выделить книгу «Управление административной территорией в городе (проблемы и перспективы)» (М., 1997), в которой отмечается, что главная цель деятельности администрации района в городе заключается в эффективном и полном использовании всех организационных, правовых, экономических и социальных возможностей для достижения конкретно сформулированных целей по каждому направлению деятельности города в целом и особенно по социальным проблемам.

В то же время, несмотря на достаточно большое количество опубликованных трудов, связанных с управлением социальной сферы, вопросы управления системой социальной защиты населения на уровне местного самоуправления проработаны недостаточно.

По данной теме пока не опубликовано монографических и диссертационных работ, в которых бы раскрывались подробно пути решения этой проблемы в условиях новых административных структур крупного города.

Эмпирическую базу исследования составили: законодательные акты государства, документы Федеральных органов власти, министерства труда и социального развития, Московского комитета социальной защиты населения, данные государственной статистики, результаты социологических исследований, проводимые с участием диссертанта, данные, полученные с помощью неформального интервью с клиентами социальных услуг и специалистами по социальной работе, а также личный опыт и материалы включенного наблюдения, информация, полученная в ходе реализации социальных программ в партнерстве с неправительственными организациями, занимающимися социальной защитой населения.

Объектом исследования является система социальной защиты населения как определенным образом структуированный вид общественных связей в социуме и как специфический вид человеческой деятельности.

Предметом исследования является управленческая деятельность в социальной сфере современного российского общества, в частности, в системе социальной защиты населения, которая складывается на уровне самоуправления района «Печатники» .

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ управления системой социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере района «Печатники» Юго-Восточного административного округа г. Москвы) в новых экономических условиях. Для достижения поставленной цели автором выделяются следующие задачи: определить закономерности развития социальной сферы в новых экономических условияхпроанализировать социальные процессы, происходящие в обществе и охарактеризовать государственную социальную политику в отношении незащищенных от кризиса слоев населенияраскрыть основные направления и принципы социальной защиты населенияохарактеризовать особенности социальной работы с различными группами людей, оказавшимися в трудной жизненной ситуациипоказать роль органов местного самоуправления в формировании системы социальной защиты населения, в развитии учреждений социального обслуживаниявыявить социальные индикаторы уровня развития населения муниципального образования и обосновать критерии эффективности деятельности управленческих структур в социальной защите населенияпроанализировать кадровое обеспечение муниципального и социального управления.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в общей авторской концепции работы, в которой осуществлен системный социологический подход к управлению формированием учреждений социальной защиты населения на муниципальном уровне в новых экономических условиях;

— обоснована необходимость создания четкой взаимосвязи вертикальной и горизонтальной систем управления социальной сферой в условиях крупного города, каким является Москва;

— рассмотрен структурно-функциональный анализ системы социальной защиты населения на уровне районной Управы с учетом социальных процессов, происходящих в обществе в условиях переходного периода;

— определены критерии эффективности деятельности управленческих структур по развитию социальных служб в районе с учетом запросов и потребностей населения.

— на основе социологического опроса разработаны рекомендации по формированию профессионального мастерства специалистов по социальной работе и критерии их отбора;

— предложена модель замера социального напряжения в обществе путем создания информационно-аналитической службы при районной Управе с целью формирования социального климата на территории района.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования используются общетеоретические положения современной социологии, связанные с проблемами социальной сферы, социальных процессов и социальных институтов, а также социального управления.

В процессе исследования применялись методы компаративного анализа, системного подхода, теоретического моделирования, а также методы включенного наблюдения, анкетирования и опросов, статистической обработки данных.

В процессе написания диссертации были проанализированы труды, написанные в рамках классической социологии (М.Вебер, Г. Зиммель, К. Маркс, Дж. Мид, П. Сорокин и др.).

В исследование темы положены социологические принципы системно-структурного и социокультурного анализа применительно к исследованию управления системой социальной защиты населения, реализованные в работах С. И. Григорьева, Т. И. Заславской, В. И. Патрушева, В. П. Попова, В. В. Щербины, В. Н. Ярской и др.

Автором привлекаются труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим проблемам социальной работы.

Основные положения. выносимые на защиту:

Разработка приоритетных направлений развития системы социальной защиты населения на муниципальном уровне, непосредственно в районной Управе «Печатники», с помощью социологического анализа, методов прогнозирования и моделирования, организации и внедрения различных социальных программ позволяет учитывать потребности и запросы людей, осуществлять постоянную помощь и поддержку различным категориям населения.

Научный подход к управлению системой социальной защиты населения, в условиях местного самоуправления, позволяет развивать разнообразные учреждения социального обслуживания в зависимости от уровня востребованности жителей района, повышать эффективность деятельности социального комплекса, расширять виды социальных услуг, координировать взаимодействие всех ведомств, общественных организаций в оказании социальной поддержки наиболее уязвимым слоям населения: пожилым, инвалидам, многодетным семьям, детям группы риска и т. д. Управление социальной защитой населения осуществляется кадрами нового типа, обладающими углубленной специализированной подготовкой, творческим подходом к делу, определенным уровнем мотивации к социальной работе, толерантностью и милосердием.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты дополняют и развивают представления о социальных процессах в обществе, о формировании системы социальной защиты населения в условиях местного самоуправления, выявляют критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, предлагают методы изучения и прогнозирования социального напряжения в обществе.

Сформированные автором оценки и выводы использованы в разработке нормативно-законодательных документов по социальному обслуживанию населения г. Москвы, в программах социальной поддержки населения в районе «Печатники», в создании информационно-аналитического центра по изучению социального самочувствия жителей района и округа.

Разработанные автором анкеты и методики опросов могут быть использованы в других регионах России.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования апробированы в выступлениях на семинарах советников Управы, на совещаниях специалистов по социальной работе, на заседании круглого стола по проблемам управления социальной сферой, проводимом в социально-технологическом институте в мае 1998 года, а также на методологических семинарах, проводимых Академией проблем социальной работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Движение общества по пути социального прогресса предполагает проведение социальной реформы, которая должна обеспечить преодоления социально-экономического кризиса, реальную стабилизацию экономики, решение обостряющихся проблем социальной сферы, повышения уровня жизни населения.

Приоритетным направлением социальной сферы становится формирование целостной системы социальной защиты населения, которая должна реально защитить каждого члена общества, прежде всего нуждающихся и слабозащищенных, попавших в сложную жизненную ситуацию людей.

Современная система социальной защиты представляет собой комплекс взаимосвязанных мер экономического, организационного, социального, правового, медицинского характера, направленных на улучшение жизнедеятельности людей.

Ее основные функции: социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых групп населения, социальная реабилитация инвалидов, развитие стационарных лечебно-оздоровительных учреждений, пенсионное обеспечение и др.

Важнейшими принципами, на которых строится современная модель социальной защиты населения стали: адресность, системность, комплексность, многосубъектность, гибкость в осуществлении функций, дифференцированный подход, индивидуальные методики.

Особая роль в условиях рыночных отношений отводится социальной защите в региональных условиях, где для ее эффективности используются различные природно-географические, социально-экономические, социально-культурные условия. На уровне региона есть больше возможностей для адресной социальной защиты, реализации комплексных социальных программ, развития различных типов социальных учреждений.

Именно здесь возникают разнообразные региональные модели социальной защиты человека: комплексные центры социальной помощи населения, центры социальной помощи семье и детям, социально-педагогические и психологические службы, направленные на оказание помощи нуждающимся.

На уровне региона более успешно осуществляется социальная политика государства, согласно которой уменьшается численность групп и категорий населения, защита которых осуществляется за счет средств государственного бюджета, сужается перечень постоянных гарантий, финансируемых из центра, появляются новые виды социальной помощи отдельных категорий граждан, носящие временный характер.

Следует также отметить, что средства на социальную защиту все больше концентрируются в местных бюджетах, что позволяет местным органам социальной защиты проявлять инициативу в рассмотрении перечня социальных услуг по сравнению с установленным государственным минимумом, и увеличивать абсолютные размеры выплат в зависимости от возможностей местного бюджета.

Формируются специальные целевые фонды социальной поддержки населения, изолированные от государственного бюджета, а следовательно, и от жестких решений центральных органов.

И, конечно же, нельзя не отметить еще одной очень важной особенности социальной защиты на региональном уровне — это формирование и реализация самых разнообразных социальных программ, содержащих конкретные мероприятия по оказанию социальной помощи гражданам с низкими доходами и с учетом их социального статуса.

Социальная защита на региональном уровне позволяет более эффективно использовать не только государственные, но и благотворительные, общественные, частные, религиозные организации и другие социальные институты, призванные помогать человеку. Региональные социальные структуры призваны координировать их взаимодействие, осуществлять согласованность действий.

Одним из приоритетных направлений развития системы социальной защиты населения является организация ее на уровне муниципалитетов, т. е. непосредственно рядом с населением. Именно органы местного самоуправления способствуют населению сгладить последствия социально-экономического кризиса. Здесь должна активно развиваться система территориальных социальных служб, изучающая проблемы населения и оказывающая самые разнообразные виды социальной помощи и поддержки людям.

Управление этими службами должно строиться на научной основе, во взаимосвязи с процессами, происходящими в политической, экономической и социальной сфере. Эффективное функционирование и развитие муниципальных образований немыслимо без четко поставленной организации управления, социологического анализа, прогнозирования, перспективных разработок по развитию социальной сферы, снижению социального напряжения в обществе.

Структурно-функциональный анализ деятельности муниципальных органов позволяет оценить сущностное содержание их деятельности, степень влияния органов местного самоуправления на развитие социально-экономических процессов в районе крупного города, на реагирование их решений с позиций местного сообщества, с позиций сотрудников и специалистов социальной сферы.

С помощью социологических методов удалось выяснить определенные закономерности и факторы развития социальных служб в районном формировании крупного города, отношение к ним населения, собрать информацию по развитию дополнительных видов социальных услуг, а также определить прогностические зависимости развития учреждений социальной защиты населения от уровня востребованности соответствующих услуг со стороны населения.

Проделанная работа позволяет сделать выводы о том, что ныне действующая система социальной защиты муниципалитетов находится на начальном этапе своего развития. В основном она формировалась без учета запросов и интересов населения. Многие важные ее компоненты сформированы недостаточно. Не введена система социологического анализа происходящих процессов в социальной сфере, замеров уровня социальной напряженности, т. е. всего того, что является социальными индикаторами развития населения как основы для проведения социальной политики.

Кроме того, органы местного самоуправления не имеют достаточных механизмов управленческой власти для социальной поддержки населения в условиях его выживания, т. е. многие полномочия: финансовые, функционально-структурные, правовые и другие переданы непосредственно органам субъекта Федерации, а районная Управа располагает лишь минимальными возможностями для организации социальной защиты населению.

В частности имея на своей территории промышленные предприятия, различные организации и учреждения она не может властно влиять на формирование их внутренней социальной политики, привлекать их средства для социальных нужд района, направленных на оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения, концентрировать материальные ресурсы на развитии необходимых территориальных социальных служб.

Для более эффективного управления социальной сферой необходимо использование организационных, правовых, экономических и социальных возможностей деятельности города и района в целом.

Для этого, на наш взгляд, важно использовать методику составления древа целей, предложенная В. Б. Зотовым, по которой для решения социальных проблем населения создается система взаимосвязи различных комплексов и уровней.

Так социальный комплекс включает:

— конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;

— развитие системы медицинского обслуживания (в т.ч. страховой медицины);

— борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

— разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;

— разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

— реализацию программ специального образования и воспитания детей;

— торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

— развитие объектов инфраструктуры социальной защиты населения.

На основе древа целей социального комплекса в муниципальном образовании разрабатывается социальный паспорт микрорайона и информационно-аналитический центр, с помощью которых дифференцируется состав населения по мере необходимости на получение социальной помощи и оказанию социальных услуг, а также анализируются потребности и запросы людей в условиях кризиса, определяются индикаторы социального напряжения в обществе.

Такой подход меняет ориентиры по созданию традиционных видов социальной защиты населения, носящий в большинстве своем затратный механизм, позволяет развивать их дополнительные виды, в том числе и платные, а также активно распространять с учетом использования исторического опыта элемента самопомощи и взаимопомощи.

Кроме того происходит координация взаимодействия всех ведомств, общественных организаций в оказании социальной поддержки наиболее уязвимым слоям населения: пожилым, инвалидам, многодетным семьям, детям групп — риска, асоциальным лицам и т. д.

Разработанная методология целевого использования структур социального комплекса, как показывает практика, гораздо более чувствительно к изменениям потребностей населения в социальных условиях. Она позволяет проникать в существо социальных явлений и процессов и выбирать оптимальную стратегию развития социальной сферы района, а также быть ближе к проблемам людей и носить адресный характер.

Становится очевидным, что на уровне местного самоуправления повышается необходимость разработанных программ социализации различных категорий населения. Такие программы, например, позволят выделить реальные области образа жизни инвалидов, модификация которых будет способствовать их интегрированию в общество, поможет адекватно оценить имеющиеся возможности для активизации участия в жизни общества.

Аналогичный подход может быть применен и по другим социальным категориям населения: пенсионерам, одиноким лицам, неполным семьям и т. д.

Практика свидетельствует о том, что дифференцированный подход может быть успешно решен в том случае, если он не противопоставляется основным принципам адресной социальной защиты, а осуществляется в комплексе с ними, создавая дополнительные возможности для их реализации как научных начал в профессиональной социальной работе.

Для решения указанных проблем следует на научной основе определить критериальные элементы уровня эффективности муниципальной службы в социальной сфере, фундаментально разработать стандарты социальных услуг.

При этом важно учитывать гарантированность услуг, обозначающую обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право (включая как обратившихся в местные органы управления, так и выявленных в процессе обследования). Кроме того необходима комплексность социальной защиты населения, выражающаяся в предоставлении одновременно различных видов социальной помощи и поддержки (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг, консультативной и т. д.) в зависимости от социально-экономического положения различных групп населения.

Со стороны органов местного самоуправления следует также соблюдать принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, уровня занятости трудоспособного населения и иных объективных причин.

Важное местно при этом необходимо отвести степени централизации и децентрализации функций и полномочий, оптимальности координации управления, состоянию инновационности, эффективной деятельности персонала управления, наличию условий для их персонального роста, социально-психологического климата в коллективе и т. д.

С позиций специалистов по социальной работе среди критериев эффективности их деятельности ведущее место, на наш взгляд, отводится возможности творческой реализации, собственного самосовершенствования, уровню регламентации функций, степени самоудовлетворенности трудом, наличием социальных льгот и гарантий, надежностью и долго-срочностью должностного положения.

В связи с этим возрастает актуальность профессиональной подготовки кадров, определение уровня их мотивизации к социальной работе, стремление к толерантности и милосердию, степени готовности к комплексной социальной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 02.08.95 г. № 122-ФЗ.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ.
  4. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. № 195-ФЗ.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.96 г. № 172.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О социальных нормативах и нормах» от 03.07.96 г. № 1063-Р.
  7. Сборник законов г. Москвы в соответствнии с распоряжением Мэра Москвы от 5 февраля 1997 г. № 102-РМ «О дальнейшем совершенствовании законопроектной работы в органах городской администрации».
  8. Н.Т., Когут А. Е., Литовка О. П. Научные основы управления социально-экономическим развитием крупных городов. С.-Пб., 1993.
  9. Административные районы города Москвы в 1993 году. М., 1994.
  10. Актуальные проблемы социального управления в регионе. Владивосток, 1982.
  11. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва. // Социальная работа. М., вып. № 6,1992.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  13. И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (IX начало XX века). М., МПГУ, 1996.
  14. Антология социальной работы. В 5-ти т., т.1. История социальной помощи в России. / Сост. М. В. Фирсов. М., 1994.
  15. A.M. Егоров Е. В. Жильцов Е.М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М. 1993.
  16. JI.B. Подвиг сострадания. / Из истории российского благотворения. // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1.
  17. Р. Словарь социальной работы (пер. с английского). М., 1994.
  18. H.A. Судьба России, М., 1990.
  19. Г., Юнссон JI. Теория социально-психологической работы. Пер. со шведского. Общ.ред. С. Ю. Горлова. М., 1992.
  20. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993, с. 240.
  21. В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. М. 1993.
  22. С.К. Подготовление к благотворительной деятельности. С.-Пб., 1913.
  23. Город, реформы, жизнь. Москва в цифрах 1990−1995 гг. М.,
  24. Государственная политика и социальные условия. Региональй мониторинговый доклад № 1 ЮНИСЕФ. Sitna, Италия, 1994.
  25. С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  26. С.И. Социальная работа в свете социологической концепции жизненных сил и социальной субъективности человека. // Социальная работа. Вып. № 6. М., 1992.
  27. С.И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы первой половины 1990-х годов. Барнаул-Москва, 1993.
  28. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
  29. И.В. Социологические измерения эффективности социального обслуживания населения в регионе (на примере Астраханской области) М., 1998.
  30. Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления. Докт. диссертация на соиск. учен. ст. докт.соц.наук. -М., 1994.
  31. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994. -с. 127.
  32. М., Шадлоу С. Практика социальной работы. Пер. с англ. М., 1995. -с.236.
  33. И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.
  34. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. / Под ред. В. Б. Корняк, А. М. Панова, H.H. Стрельниковой и др. М.: Институт социальной работы, 1994, с. 66.
  35. Законы города Москвы. 1994−1996. М., 1997.
  36. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс. // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. М., 1992, вып. 6.
  37. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста). // Российский журнал социальной работы, № 1,1995.
  38. В.Б. Управление административной территорией в городе. М., 1995.
  39. В. Б. Смирнова И.Н. Реформа в действии: проблемы, поиски решения (Юго-Восточный административный округ Москвы). М., 1996.
  40. В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России. М., 1994.
  41. М.С. Человеческая деятельность системного анализа. М., 1974.
  42. C.B. Экономичесике основы системы социальной защиты . М., 1997.
  43. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995, с. 325.
  44. В.О. Исторические портреты. М., «Правда», 1990.
  45. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. С.-Пб., 1995.
  46. В.В. Функционирование системы социальной безопасности. М., 1997.
  47. А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995, с. 208.
  48. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М.: Наука, 1991, с. 240.
  49. Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП Информрекламиздат, 1992, с. 244.- Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
  50. Т.Н. Социальное управление. J1., 1982.
  51. Личность семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. М., 1994.
  52. Ю.М. Мы дети твои, Москва. М., «Вагриус»., 1996.
  53. В.А. Концептуальные основы социальной службы как организационной формы социальной работы. // Социальная работа. 1992, № 5, с. 155.
  54. В.А. Социальное проектирование. М., 1997.
  55. М.И. Теория социального управления. М., 1978.
  56. Материалы и документы Префектуры ЮВАО и Управления района «Печатники» Юго-Восточного административного округа за 1995−1997 гг.
  57. Л.Г. Управление социальной защитой в регионе. М., 1998.
  58. Г. Г., Колосова Р. П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 1996.
  59. Методические рекомендации по созданию, анализу, совершенствованию и развитию систем комплексного целевого управления прикладными исследованиями и разработками. М., Академия наук СССР, Центральный эко-номико-математический институт, 1985.
  60. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. / Род ред. В. Г. Андреенкова. О. М. Масловой. М.: Наука, 1990, с. 456.
  61. Е.Г. Мотрич E.J1. Демографические процессы как функция уровня социально-экономического развития региона.
  62. Моделирование в прогнозировании и управлении. М., 1992.
  63. Ю.Л. Управление социальным развитием отрасли. М., 1986.
  64. А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994.
  65. K.M. Модель социального работника: методический и педагогический аспекты. // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. С.-Пб., 1994.
  66. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996.
  67. Основы избирательной кампании в таблицах и схемах. -М., 1995.
  68. A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с сеьей и детьми в Российской Федерации. // Социальная работа. М., 1992, вып. 1.
  69. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. М., № 1,1995.
  70. В.Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. М., 1998.
  71. Правительство город — люди. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. № 1(87)., 1998.
  72. А.И. Организации: систмы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1983, с. 176.
  73. А.И. Энциклопедический социологический словарь. РАН, 1995.
  74. А.И. Современная социология организации. М., 1995.
  75. С.И. Управление в регионе: актуализация мотивов хозяйственной и трудовой деятельности. Автореферат диссертации С.-Пб., 1994.
  76. Проблемы социальной работы в России. М., 1995.
  77. Прогнозное социальное проектирование. Кол.авт. М.: Наука, 1994, с. 304. Радугин A.A. Радугин К. А. Введение в менеджемент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
  78. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М., 1996.
  79. Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.
  80. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия. // Вестник высшей школы. 1991, № 11.
  81. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой, М.: Институт социальной работы, 1997, с. 768.
  82. Р. Социальное планирование в градостроительной практике. / Пер с швед. М.: Стройиздат, 1991, с. 112.
  83. Семья в кризисном обществе. / Под ред. М. С. Мацковского. М.: Институт социологии, 1993, с. 94.
  84. Система социальной защиты населения в Федеративной Республике Германии. Обзор. / Под ред. Л. Н. Пуденковой. М.: ЦНИИавтоминформ, 1993.
  85. Н. Социология. М., 1994.
  86. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992, с. 543.
  87. П.А. Система социологии. В 2-х т. М.: Наука, 1993, с. 1135.
  88. Социальное управление производственным коллективом. М., 1986.
  89. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. / Под ред. Т. И. Заславской. М.:Политиздат, 1990, с. 448.
  90. Социальная работа: вопросы методологии и теории. М., 1984
  91. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. М., 1990.
  92. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 г.) / РАН. Институт социально-политических исследований. М., 1995.
  93. Социальная политика переходного периода / Общественные науки и современность. -1994, № 6.
  94. Социальная работа / Отв. ред. И. А. Зимняя 1992−1994, Вып. 1−10.
  95. Социально-экологические проблемы управления здоровьем. Сборник научных трудов. /Под ред. С. Е. Квасова. Горький, 1989.
  96. Социальные проблемы: оценка и пути решения. Киев, 1995.
  97. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.
  98. Ф.У. Принципы научного менеджмента. / Пер с англ. М: Журнал Контроллинг, 1991, с. 104.
  99. Текущий архив Московского отделения ФРПР, административных округов и районов.
  100. Теория и методика социальной работы. Вып. I/ Под ред. П. Д. Павленка -М., 1993.
  101. Теория и практика социальной работы / Под ред. В. Н. Ярской. Саратов, 1995.
  102. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
  103. Тиэр и Макритерс. Роли социальной работы. ССЕТСВ. Реферативный курс. 1992.
  104. JT.B. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики. // Российский журнал социальной работы, № 1,1995.
  105. Топчий J1.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние перспективы развития. М., 1997.
  106. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994, с. 384.
  107. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.:Республика, 1992, с. 351.
  108. Управленческое консультирование. В 2-х т. /Пер. с англ. М.: СП Интерэксперт, 1992, с. 669.
  109. Уровень жизни населения. 1913−1993. Аналитический справочник. М., 1995.
  110. Формирование социально-структурных общностей городского населения. / Под ред. З. Т. Голенковой. М.: Институт социологии, 1994, с. 59.
  111. В.И. Современные основы социального управления. М., 1997.
  112. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. М., 1997.
  113. Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы. // Социальная работа. Вып. № 5, М., 1992.
  114. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993, с. 35.
  115. Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты. // Социальная работа. / Под ред. И. А. Зимней. М., 1994, вып.6.
  116. Чорбинский Н. Б. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр обчелов. ценностей, 1992.
  117. С.С. Социальные ресурсы и социальная политика М., 1990.
  118. С.А. От социальной защиты к социально защищенному человеку / Российский журнал социальной работы, 1996, № 1.
  119. Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994, с. 91.
  120. П. Социология социальных изменений. / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996, с. 416.
  121. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.
  122. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. /Перевод с анг. М., 1993−1994.
  123. Эффективность и качество управленческой деятельности. Государственно-правовой аспект. / Под ред. В. В. Цветкова. К.:Наукова думка, 1980, с. 308.
  124. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978, с. 391.
  125. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995, с. 331.1. Анкетапотребителя социальных услуг.1. Уважаемые жители района!
  126. Управа района «Печатники» предлагает Вам принять участие в исследовании «Развитие системы социального обслуживания населения в муниципальном округе». Просим ответить на вопросы анкеты.
  127. Заранее благодарим Вас за участие!
  128. Информированы ли Вы о работе учреждений социального обслуживания Вашего округа?1 да2 нет3 затрудняюсь ответить
  129. Скажите, пожалуйста, как часто вы пользуетесь услугами учреждений социального обслуживания населения?1 часто2 редко3 вообще не пользуюсь
  130. Какими видами услуг учреждений социального обслуживания прибегали?31 психологическим32 медицинским33 материальным34 финансовым35 юридическим36 другим (перечислить)
  131. Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых социальных услуг?1 да2 нет3 затрудняюсь ответить
  132. Какие виды услуг, на Ваш взгляд, следует более активно развивать в Вашем округе? (перечислить)
  133. Как Вы оцениваете уровень подготовки специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания?1 высокий2 не очень высокий3 низкий4 затрудняюсь ответить
  134. Ваш взгляд на платные виды услуг?1 бесплатно2 возможна частичная оплата3 затрудняюсь ответить
  135. Уровень Вашего благосостояния1 высокий2 выше среднего3 средний4 ниже среднего5 низкий6 ниже прожиточного минимума7 затрудняюсь ответить
  136. Ваши предложения по улучшению социальной работы в округе
  137. Благодарим за сотрудничество!
  138. АНКЕТА № 2 сотрудника учреждения социального обслуживания
  139. Какие социальные услуги Вы оказываете на своем рабочем месте?
  140. Социально-бытовые услуги (указать, какие)
  141. Как Вы оцениваете качество тех услуг, которые оказываете лично Вы 5 очень высоко4 высоко3 среднее 2 — низко1 очень низко
  142. Как Вы объясняете свою оценку?
  143. Как Вы оцениваете качество тех услуг, которые оказывает Ваше учреждение социального обслуживания?5 очень высоко4 высоко3 средне 2 — низко 1 — очень низко
  144. Как Вы объясняете свою оценку?
  145. В развитии каких личностных качеств Вы нуждаетесь для повышения эффективности своей профессиональной деятельности?
  146. Потребность в каких знаниях и профессиональных навыках Вы ощущаете?
  147. Каким общим и профессиональным образованием Вы обладаете?
  148. Какова Ваша специальность по диплому?
  149. Где и как Вы хотели бы пополнять свои знания?
  150. Как Вы представляете себе повышение квалификации специалистов социальной сферы?.
  151. Какими изданиями о проблемах социальной работы Вы пользуетесь?12. Ваш возраст13. Пол
  152. Стаж работы по специальности
  153. Благодарим за сотрудничество.
  154. ПОЛОЖЕНИЕ об информационно-аналитическом центре «ПЕЧАТНИКИ"г.Москва ЮВАОрайона «Печатники"1. Общие положения.
  155. Центр планирует и организует свою деятельность согласно плану работ Управы района.
  156. Центр по согласованию и с разрешения Управы изучает общественное мнение жителей района по проблемам жизнедеятельности и жизнеобеспечения района.
  157. По заказу Управы разрабатывает и совместно со средствами массовой информации реализует комплекс мероприятий информационного взаимодейтсивя населения и администрации района.
  158. Центр обеспечивает хранение, обработку и исследование информации, получаемой от населения и администрации района.
  159. Активно взаимодейтсвует со средствами массовой информации: представляет аналитическую информацию редакциям окружной и районной газет, руководству кабельного телевидения.
  160. По согласованию и с участием Управы осуществляет научно-методическую работу по проблемам информационного взаимодействия и обеспечения эффективной жизнедеятельности населения района.
  161. Изучает и обобщает опыт аналогичной работы как в других регионах, так и за рубежом и информирует об этом администрацию района через средства массовой информации.
  162. Разрабатывает и использует методы математического моделирования (с соответствующим программным обеспечением) для решения таких задач, как группировка, классификация и прогнозирование социальных, экономических и других процессов и явлений района.
  163. Совместно со средствами массовой информации разрабатывает и внедряет технологии оказания информационных услуг населению по вопросам жизнедеятельности района.
  164. Периодически (не реже одного раза в квартал) представляет администрации района аналитическую информацию, необходимую для социального планирования, проектирования и оперативного текущего управления.
  165. Разрабатывает рекомендации по повышению эффективности информационного обеспечения населения в период выборов.
  166. Представители Центра совместно с представителями средств массовой информации активно участвуют в текущей работе администрации района.
  167. Статус Центра. Взаимосвязь с администрацией района.
  168. Центр создается по приказу главы Управы и является ее структурным подразделением, не имеет самостоятельного баланса и статуса юридического лица.
  169. Центр располагается на производственных площадях, представляемых Управой.
  170. В своей деятельности Центр руководствуется настоящим положением и существующим законодательством.
  171. Директор, научный руководитель и сотрудники Центра согласовываются с главой Управы и взаимодейтсвуют с администрацией района на договорной основе в соответствии с существующим законодательством.
  172. Для получения первичной («из первых рук») информации Центр выделяет своего представителя для участия в работе соответствующих комиссий администрации района, а также для участия в оперативных заседаниях руководства Управы.
  173. Работа Центра финансируется из фонда финансовых ресурсов Управы по распоряжению главы Управы.
  174. Центр ликвидируется приказом главы Управы.
  175. Функциональная схема ЦЕНТРа (проект)
  176. Статистическая, отчетная информация от Управы в Центр- аналитическая информация (отчеты, справки, методические разработки) от Центра в Управу.
  177. Социальная информация (общественное мнение) от населения в Центр- информационные услуги от Центра населению.
  178. Взаимный обмен информацией, выполнение информационных услуг и пр.
  179. Информационное обслуживание и взаимодействие с населением района.
  180. Информационное обслуживание и взаимодействие с Управой.
  181. Внешняя научно-техническая и пр. информация для Центра.
  182. Основные очередные организационные задачи:
  183. Заключение договора с СТИ, обсуждение и утверждение техн. задания и состава ВТК.
  184. Приобретение исходного комплекта техники и программного обеспечения (ЭВМ, принтер, сканер, модем, ксерокс, факс, телеф. канал, программа SPSS) ориентировочная стоимость $ 6000).
  185. Разработка социологической анкеты и выборочный опрос населения района (примерно 1000−1200 респондентов, октябрь-ноябрь), (ориентировочная стоимость $ 1500).
  186. Обработка социологических данных. Написание концепции «Социальный паспорт района «Печатнки» (декабрь-январь), (ориентировочная стоимость $ 1500).
  187. Отношение к администрации района.
  188. Выделение основных факторов для комфортного и спокойного проживания в районе.
  189. Самооценка своего политического статуса.
  190. Самооценка своего социального статуса.
  191. Выделение основных факторов дискомфорта в районе.
Заполнить форму текущей работой