Социальный институт профессионального образования как фактор развития и освоения социального пространства: На примере Дальневосточной железной дороги
Таким образом, актуальность социологического анализароли социального института профессионального образования в реформировании железнодорожного транспорта обусловлена: во-первых, выявлением: теоретико-методологических аспектовсоциальной роли профессионального образованияв- формированиичеловеческого капитала социально-экономического развития железнодорожного транспорта— во-вторых, детерминацией… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа института образования
- 1. 1. Социологические подходы к анализу профессионального образования
- 1. 2. Генезис социального института профессионального образования в реформируемый период
- Глава 2. Социологическая диагностика профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта
- 2. 1. Основные параметры образовательного пространства ДВЖД
- 2. 2. Влияние субъективных факторов на подготовку специалистов железнодорожного транспорта
- Глава 3. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта
- 3. 1. Образовательная политика формирования корпоративной культуры и профессионального роста будущих специалистов железнодорожного транспорта
- 3. 2. Социальное моделирование образовательного пространства подготовки специалистов
Социальный институт профессионального образования как фактор развития и освоения социального пространства: На примере Дальневосточной железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. В современном мире увеличивается значение образования как: важнейшего фактора формирования нового качестване только общества и экономики в целом, но и крупных субъектов хозяйствования. Среди последних ведущую роль играет железнодорожный транспорт, важнейшей частью которого • является Дальневосточнаяi железная дорога. Профессиональное образование является одним из основных приоритетов в реформировании этой транспортной артерии страны.
Принятая" федеральным правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защитыработников железных дорог. При этом нельзя не учитывать и социальный фактор, которым является образование как основной институт профессионализации всех субъектов хозяйствования.
Концепцияреформы железнодорожного транспорта и поэтапная программа ее реализации определяют, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый, ресурс. Максимальное использование профессиональных знаний людей, непрерывный: рост их компетенции и квалификации, постоянная мотивация труда и социальный настрой служат как общим интересам развития общества, так и интересам субъектов хозяйствования. Вэтих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают, но и меняются! стратегия и тактика производственно-хозяйственной деятельности, приоритеты социальной и кадровой политики. Иными становятся критерии оценки? занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железнодорожного транспорта.
Отраслевая система образования предполагает ежегодную подготовку 14,5 тыс. специалистов с высшим образованием, 17тыс. — со средним специальным образованием. Более бОтыс. работников массовых профессий готовятся на базе отраслевых техникумов, в профессиональных училищах, дорожных технических школах и на производстве, что в основном обеспечивает потребности железных дорог в специалистах.1.
Новые задачиопределяют и новую парадигму подготовкивысококвалифицированных и конкурентноспособных специалистов. Задача эта очень сложна, трудоемка, требует специфических способностей и опыта человека, определенных материальных затрат и времени на период становления: Вместе с тем необходима устойчивая система теоретических и эмпирических социологических знанийкоторая! послужит основой для решения научных и практических проблем.
В период реформирования! отрасли до 2005 года на ДВжд намечено трудоустроить 5,15 тыс. высвобождаемых работниковобеспечить переподготовку 59,4 тыс. высвобождаемых работников, обучить 285,9 тыс. рабочих-железнодорожниковпринять на работу 17,8 тыс. выпускников высших и 19,2 тыс.- средних профессиональных учебных заведенийобеспечить повышение квалификации 282 тыс., руководителей и специалистов, 850 тыс. работников массовых профессий.
Знаниямеханизмов* и условий повышения социальнойроли института профессионального образования вдеятельности субъектов хозяйствования на, железнодорожном? транспорте позволяют определить перспективыи характер адаптации на производстве: и закреплении? профессиональных кадров.
Основанием дляактуальности проведения социологической, диагностики • и — оценки < состояния роли социального института образования> в развитии1 Дальневосточнойжелезнойдороги-, как. субъекта хозяйствования, выполненных в диссертационной работе, явились.
1 См.: Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. — М., — УМК МПС России, 2002.
2 См.: Материалы заседания Коллегии МПС от 3 июля. 2001 г. «Об: Отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001;2005гг.» результаты: анализа: складывающейся на ней кадровой ситуации, исследования эффективности мероприятий по реализации Программы подготовки специалистов, проводимые в учебных заведениях и в подразделениях на местах, обобщение иизучение инновационного опыта работы учебных заведений страны и за рубежом.
Таким образом, актуальность социологического анализароли социального института профессионального образования в реформировании железнодорожного транспорта обусловлена: во-первых, выявлением: теоретико-методологических аспектовсоциальной роли профессионального образованияв- формированиичеловеческого капитала социально-экономического развития железнодорожного транспорта— во-вторых, детерминацией уровня' развития субъекта хозяйствования, качеством профессионального обучения, достижение которого осложняется кризисными явлениями социального института образованияв-третьих, потребностями* реформирования железнодорожного транспорта как приоритетного направления в социально ориентированной экономике и одним из факторов безопасности государства. Степень = научной разработанности проблемы. В настоящее время? имеетсязначительное количество исследований, посвященных различным аспектам функционирования социального института образования и формам подготовкиквалифицированных специалистов. Предпосылки этой проблематики были заложены всем ходом развития социологической мысли. Теоретические и методологические аспекты исследованиясоциального института образованияотражены в трудах отечественных и зарубежныхучёных в области, образования^ кадрового менеджмента, системы подготовкии переподготовки кадров, социализации личности. Однако проблемафункционирования роли социального института профессионального образования в его отраслевом измерении, особенно в развитии железнодорожного транспорта в современных условиях слабо отражается в научной литературе.
Отечественные исследователи Батлук О. В, Загвязинский В. И., Осипов A.M., Зборовский Г. Е., Филиппова Ф. Р., Нечаев В. Я. и др. достаточно широко? анализируют проблемыобразования? каксоциального института, феноменасоциальнойжизни, его вариантность и альтернативность.1.
Среди зарубежных работ в области социологии^ образования следует отметить трудыМ. Вебера, Э: Дюркгейма, Т. Парсонса, Ж. Аллака и др., посвященных отдельным: звеньям образования и формам подготовкиквалифицированных специалистов.
Большой вклад в разработку общеметодологических проблем профессионального образования, развитиясистемы" подготовки квалифицированных специалистов внеслитакие исследователи, как O.G. Аббасова, П. Я. Гальперин, А. П. Владиславлев, Н. Ф. Талызина, Коноплина Н: В: и др.3.
Широта охвата проблематики в работах перечисленных авторов составляет хорошую теоретическую основу длядиссертационной работы. Однако при наличии серьезной теоретической и эмпирической.
1. См.: Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме.//Вопросы философии. — 2000, — № 2 — С. 115−139- Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала.//Вопросы философии 2001, — № 1 — С.143−160. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. — Сб. научн. тр.: Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, — 1990, — с.5−15- Зборовский Г. Е. Пространство и время какформы социального бытия. — Свердловск, — 1974. — 178с.- Социология образования. В 2ч. Екатеринбург, — 1993;1994; Социологическая теория и отраслевое знание./Проблемы теоретической социологии. — СПб.:ТОО ТК «Петрополис», — 1994. — 248с.- Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования/НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Новгород, 1998. — 204с.) — Теоретико-методологические проблемы развития образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — СПб. — 1999.-33с.- 2.
См.: Дюркгейм Э. Социология образования. — М., — 1996; Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. Пер. с англ. — М., — 1993:
3 /См.: Аббасова О. С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. -Ташкент, 1983; Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование-умственных действий и понятий». — М., — 1965; Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., — 1975; Деятельностный подход к построению модели специалиста. — Вестник высшей школы, — 1983, № 3, Коноплина H.B. Управление развитием-педагогического вуза. Научное издание. — Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999; Управление инновационными процессами в условиях преобразования педагогического учебного заведения: от училища к колледжу. — Сургут, РИЦ СурГПИ, — 1999; Мониторинг образовательного процесса. Опыт управления педагогическим процессом в вузе. Часть 1,2. -Сургут, — 1999 исследовательской базы следует отметить, что в работах указанных авторов недостаточно изучены социально-коммуникативные аспекты развития профессионального образования на региональном уровне. Не разработаны пути оптимизации структуры профессионального образованияв условиях трансформирующегосяобщества, что обеспечило бы качественное образование и дало четкие ориентиры в осознанном выборе молодежью сферы трудовой деятельности. Открытыми для научного анализа по-прежнему остаютсяпроблемы новой5 сущности воспитания и образования молодежи, ее социализации в условиях происходящих перемен в стране и конкретных регионах.
Все это в совокупности, предопределило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационной работы.
Цель диссертационного исследования — раскрыть функциональные особенности социального института профессионального образования в деятельности? субъектов г хозяйствования на железнодорожном транспорте.
В соответствии с поставленной целью в диссертации определены основные задачи исследования:
• Обобщить теоретические и методологические подходы г исследования^ социального института образования и определить его роль в функционировании субъектов хозяйствования.
• Выявить возможные модели профессиональной подготовки конкурентно способного специалиста железнодорожного транспорта.
• Диагностировать, процессы. социальной адаптации и? профессионального роста студентов.
• Проанализировать эффективность реализацииобразовательной политики субъекта хозяйствования в условиях реформирования отрасли железнодорожного транспорта.
Объектисследования — образовательное пространство.
Дальневосточной железной дороги.
Предметомисследования? являются функциональные и дисфункциональные последствия в подготовке специалистов железнодорожного транспорта.
Научная гипотеза.
Оптимизация функциональной? системы образовательного пространства ДВжд способствует эффективной деятельности Дальневосточнойжелезной дороги, превращаясоциальный институт & образования в один из основных факторов его развития и функционирования.
Методологические основы исследования.
В научном! познании оптимальный подход к изучаемому предмету определяется выбором парадигмы, т. е. теоретической модели, взятой в качестве образца: и применяемой? исследователем для решения" гносеологической задачи. Наши исследования основаны, прежде всего, на • социологических: методах, как системе специфических социологических способовправил, приёмов i познания социального института образования по подготовке нового социально-профессионального типа специалиста. Именно с этой целью нами связывается результативность различных социологических методов, их системный эффект. Такой подход соответствует возникшей в последнее время в социологии' тенденции к интеграции методологических парадигм — макро и микро анализа социального развития.
В процессе решения поставленных задач в диссертационной работе в качестве основных методов используются: метод историзма, раскрывающий становление и развитие системы образования и подготовки кадров специалистовформально-логические методы, позволяющие воссоздать целостность системы путём раскрытия и синтеза категорий: социальный институт, образовательное пространство, социальные процессы и др.- [ф' общенаучные методы социального описания: системный лгетод, позволяющий рассмотрение объекта исследования в виде: системы, выявление сути целостности системы, анализ взаимодействия элементов системы, конструирование системных моделейсравнительный анализ, состоящий в изучении материалов, представленных в научно-исследовательской литературе, их анализ и сопоставлениефункциональный, заключающийся в выявлении функциональной системы объекта исследования — образовательного* пространства, а, следовательно, возможности его воздействия на другие объекты и системыситуационный, позволяющий выявить возможные модели образовательного комплекса в социальномпространстве ДВжд, определяемые особенностями ситуациисоциологические методы — экспертный опрос (в качестве экспертов — руководители предприятий, учебных заведений и др.), анкетный опрос респондентов согласно выборке и анализ документов.
Информационной основой исследования* являютсяматериалы социологических исследований, проводимых при непосредственном участии’диссертанта, смысловое ядрокоторых заключалось в изучении и анализе образовательного пространства и всех его составляющих компонентов:;
• результаты социологического экспертного опроса «Молодежькадровый потенциал для ДВжд», проведенного соискателем в мае-июле 2002: года. В роли экспертов выступалируководители и специалисты кадровых служб предприятийи подразделений ДВжд, руководителиучебных заведенийруководители общественных организаций.
• результаты социологического исследования «Молодежь Востока России: проблемы и перспективы развития», проведенного в Хабаровском крае творческим коллективом ДВАГС под научным руководством Байкова Н. М. (2000 г.). Опрошено 543 человека. Тип выборки — квотная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов (личное участие автора);
• аналитические статьи и результаты социологических исследований по проблемам образования, опубликованные в журналах «Социологические исследования», «Человек», «Социологический журнал», «Мониторинг общественного мнения» и др. (за 19 952 002гг.);
• анализ документационного и законодательного обеспечения функционирования учебных заведений и административных подразделений образовательного пространства;
• статистические данные.
Научная новизна диссертационного исследования определялась тем, что:
• раскрыта роль социального института образования в структуре социального пространства ДВжд, что позволяет оптимизировать его функциональную систему, работающую в режиме единых целей и задач;
• определены и описаны основные модели подготовки кадров специалистов в период реформирования отрасли, что дает возможность более полного обеспечения эффективного управления процессами изменений на основе современных педагогических, психологических и управленческих знаний;
• выявлены функциональные и дисфункциональные последствия в профессиональной подготовке специалистов железнодорожного транспорта, что позволяет установить возможные изменения в динамике развития личности, что, в свою очередь, должно стать основой в разработке программы повышения компетенции работников * учебных заведений и объединении усилий творчески работающих педагогов;
• доказано факторное влияние социального института образования на развитие и освоение социального пространства, которое проявляется в выявлении противоречий между требованиями, предъявляемыми к системе образования со стороны общества и государства, общественными потребностями, и существующими условиями их выполнения и удовлетворения;
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Одним из основных факторов функционирования и развития социального пространства является социальный институт образования. На локальном территориальном уровне, а именно непосредственно в социальном пространстве ДВжд, состояние образования и его развитие проявляется через деятельность ведомственных образовательных учреждений.
2. Организационные формы инновационной деятельности в образовательном пространстве ДВжд включают модульное обучение, непрерывность подготовки специалистов, маркетинговую службу учебных заведений и т. д., что в большей мере отвечают современным требованиям образовательной политики государства.
3. Институт образования обеспечивает формирование профессионально важных качеств и свойств личности для специалиста транспортного профиля на основе внедрения принципов демократизации, гибкости, мобильностии высокого качества обучения, повышая их конкурентноспособность на рынке труда.
4. Реформа образования и реформирование отрасли железнодорожного транспорта несут в себе не только функциональные, но и дисфункциональные последствия, что подтверждает социологический аспект исследований.
5. Эффективное функционирование социального института образования предполагает внедрение новой образовательной парадигмы в программу освоения и развития ДВжд через выявление приоритетных направлений деятельности.
Теоретическая значимость заключается в формировании и углублении знаний о функциональном содержании образования и образовательного пространства, учитывающего специфику функциональных особенностей социального пространства ДВждопределении оптимальных моделей образовательного пространства и концептуальной модели подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников железнодорожного транспорта в соответствии с новой парадигмой образования.
Практическая4 значимость исследования состоит в применении материалов исследования при формировании политики в области образования непосредственно в социальном пространстве ДВжд, в процессе принятия решений по деятельности отдельных образовательных учреждений. Установленные противоречивые тенденции в состоянии! духовно-нравственного и ценностно-мотивационного потенциала молодежи позволяют корректировать как основные направления воспитательной работы в учебном заведении' в целом, так и отдельные социальные в частности.
Собран, обобщён и проанализирован фактический материал, отдельные положения работы доведены до практических рекомендаций длявнедрения в содержание и технологии учебно-воспитательного процесса.
Результаты и категориальная база социологических исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, заложили реальную основу для развития эмпирического изученияпроблем образовательной деятельности в регионе ДВжд. Накоплен некоторый опыт в системе образования и подготовки кадров, их социальной адаптации, который уже используется в работе образовательных учреждений системы.МПС.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования использованы в выступлениях автора и обсуждались на межрегиональных и региональных научно-практических конференциях и семинарах: «Восток России: проблемы и опыт преобразований» — Хабаровск, ДВАГС, 2000 г.- «Социальная политика в ДВ регионах России: опыт, проблемы, решения» -Хабаровск, ДВАГС, 2001 г.- X Международной научно-практической конференции «Молодежь в новом веке: проблемы здоровья ивоспитания» -Хабаровск, сентябрь 2001 г.- «Проблемыповышения.- квалификации педагогических работников» — отраслевой семинар-совещание ССУ3 ДВжд, Тында, 2002 г.- «Интеллектуальныйпотенциал: вузов — на развитие Дальневосточного региона России» — Хабаровск, ДВАГС, 2003 г. и др.
В> январе 2002 г. опыт работы на тему «Исследование образовательного пространства учебного заведения» обобщён и решением методического совета ДМК отдела учебных заведений Дальневосточной железной дороги внесен в дорожную картотеку инновационного педагогического опыта, рекомендован для работы по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях системы МПС РФ5 (Свидетельство о внесении передового педагогического опыта в дорожную картотеку № 31от 30.01.2002 МПС РФ, Отдел учебных заведений ДВжд).
Дальнейшее обоснование и развитие исследовательской деятельности выразилось в разработке «Примерного положения < о Центре социологических исследований учебного заведения», которое было одобрено Департаментом: высшего и, среднего профессионального образования? Министерства" образования Хабаровского края и рекомендовано для обобщенияопыта социологических исследований на примере ССУЗМосква, 2001 г., журнал «Среднее профессиональное образование» № 11.
Результаты диссертационного исследования? отраженыв печатных работах:
1. РаспоповаИ. М: «Жизненные ориентации молодежи, их социальнаяориентация? в коллективе» // Восток России: проблемы и опыт преобразований. — Хабаровск, ДВАГС, 2000. С. 156−162.
2. Распопова И. М, «Актуальные проблемы образовательного пространства среднего профессионального учебного заведения: социологический аспект» // Социальная политика в ДВ регионах России: опыт, проблемы, решения. — Хабаровск, ДВАГС, 2001. С. 185−189.
3. Распопова И. М., Паршин В. М. «Социологические исследования образовательного пространства учебного заведения» //Среднее профессиональное образование. — Москва, 2001 г.,№ 11. С. 46−49.
4. Распопова И. М. «Исследование образовательного пространства учебного заведения» // Информационный вестник дорожной картотеки ДМК отдела учебных заведений Дальневосточной железной дороги. -Хабаровск, 2002 г., — № 1559 (УН-7)-26 184.
Логика решения основных задач исследования предопределила ее структуру и содержание.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и научной литературы, приложений.
Результаты исследования наводят на мысль, что сегодняшний педагог не в состоянии решить задачу гуманизации процесса образования. Проблема в том, что многие преподаватели, хотя и любят свойпредмет, равнодушны к студентам. Каждый третий опрошенный считает, что преподаватель не обязан «доходить» до каждого студента.
Еще одна из проблем, выявленная по результатам исследованиявысокий уровень личностной тревожности) педагогов. Изучая социальную перцепцию и социальную позицию1 педагогов, их потребности и принцип реальности — можно отметить, что на их настроение влияют различные психологические установки, определенный уровень восприятия тех событий, которые происходят в стране, морально-психологический климат в семье, в коллективе в стенах учебного заведения:
Так, с надеждой и оптимизмом в будущее смотрит лишь каждый третий, т. е. имеют активную жизненнуюпозицию 31% респондентов, 56% ожидают будущего с тревогой и неуверенностьюа 12% — со страхом и отчаянием. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что сегодня настроение педагогов скорее пессимистичное, чем оптимистичное.
В результате исследования выявилась проблема нарушения личностного развития педагогов, отсутствие условий для самореализации. Она является следствием недостаточной материально-технической базы, отсутствия необходимой учебно-методической литературы в достаточном количестве, ограниченного библиотечного фонда, проблем служебного пространства преподавателя и условий труда.
Отрицательным фактором, оказывающим влияние на качество образовательного процесса, является и слабый контингент учащейся > молодежи. Основная масса обучаемых на коммерческой основе и по целевым договорам имеет средний балл аттестатов от 3,0 до 3,3 балла.
Таким образом, можно выделить несколько наиболее актуальных проблем, обусловленных недостаточным финансированием, качеством материальной базы, низкой оплатой труда преподавателей. В этих условиях педагог заслуживает скорее сочувствия, нежели осуждения.
Следствием этого является: ориентация в учебном процессе на «среднего» студента, падение престижа знаний, снижение профессионализма преподавателей, их нравственного и культурного уровня, снижение требованийк образованию, снижение уровня профессиональной и гуманитарной подготовки.
Особенность педагогического коллектива заключается еще и в том, что его социально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на студенческий коллектив. Именно поэтому очень важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Выявив проблемы социализации педагогического коллектива, студенческой молодежи, их возможности и творческий потенциал, можно спланировать свою работу на инновационные преобразования, которые будут способствовать развитию личности студента, формированиюего профессиональной направленности и творческих способностейЭта задача может быть решена только с использованием мониторинга деятельности педагогов и студентов, следовательно, проводя подобные исследования, мы вносим свой вклад в подготовку будущих специалистов — работников железнодорожного транспорта с учетом личностно-ориентированного подхода к реализации учебно-воспитательного процесса.
В связи со сказанным выше, сфера образования заслуживает особого внимания.
Молодежь является источником роста кадрового потенциала, ее доля среди населения края составляет около 40%.
Формирование кадрового потенциала — одно из важнейших направлений государственной политики управления системой подготовки и переподготовки кадров для ДВжд, повышения их квалификации.
Осуществление государственного подхода к формированию кадрового потенциала требует проведения постоянного мониторинга потребности отрасли в специалистах, их движения на рынке труда, анализа состояния и проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, определения конкретных механизмов государственного управления этой сферой. Необходимо иметь информацию о перспективах развития отрасли и потребностях в кадрах специалистов, она должна поступать постоянно, так как идет процесс обновления кадрового состава.
Анализ трудоустройствавыпускников, проведенный автором, позволяет сделать вывод о том, что заметно сокращается число выпускников, желающих воспользоваться правом свободного трудоустройства. Анализ безработных выпускников в разрезе специальностей показывает,. что целый ряд специальностей оказывается невостребованным в нынешней кризисной ситуации.
Решение проблем трудоустройства молодежи невозможно без их заинтересованной поведенческой позиции, умения активно предлагать себя на рынке труда.
Это должно отрабатываться в процессе теоретическогои производственного обучениягде трансформируются универсальные характеристики личности квалифицированного рабочего в чертыконкретного конкурентно-способного специалиста.
Сегодня социальный заказ! обязывает учебные заведения дать выпускнику возможность получить знания, умения и навыки грамотного * поведения на рынке труда.
Поэтому важно суметь предвидеть, какие произойдут изменения на рынке труда, чтобы в образовательном пространстве далее реорганизовать процесс обученияс учетом социальных и экономических проблем, и для молодежи образование являлось гарантом дальнейшего трудоустройства и надежной ступенью перехода в новуюсоциальную группу.
Впервые студенты" сталкиваются с: реальным производством в период прохождения производственной практики, поэтому в ходе исследования нас интересовало их мнение о качестве организации этой составляющей образовательного пространства.
Анкетирование студентовпосле производственной практики-имело" своейцелью посмотреть организацию и прохождение практики студентами, условия адаптации их в — коллективах линейных предприятий и профессиональную пригодность студентов.
Исследование носило поисковый характер с анализомсложившейся? ситуации. В сплошном опросеприняли* участие 159 человек, представители? всех специальностей.
Основная масса респондентов проходила практику на предприятиях Хабаровского отделения дороги — 88 чел, что составило около 60%- на Владивостокском отделении — 20 чел. (13%) — на Комсомольскомотделении — 16 чел. (10%) — на БАМе — 14 чел. (9%).
Студенты приходят на производственную практику, изучив и сдав экзамены по специальным предметам, после практикумов и лабораторных занятий.
Нужно сказать, что теоретическая иг лабораторная: подготовка организована в достаточном объеме часов, предусмотренных образовательными стандартами.
В каждом учебном заведениизакреплены преподаватели-руководители: практикой с определенным количеством часов педагогической нагрузки. Они разрабатывают задания и план прохождения практики, контролируют на местах, как организована практика, по итогампроводят отчеты и конференции студентов.
Все это имеет место, но насколько эффективна работа по организации практики?
В этой связи нам было интересно мнение самих студентов о качестве и эффективности организации производственной практики.
77 чел. (48%) ответили — «да, эффективность есть «- но 66 чел. (42%) ответили — «нет «, в то же время 10% - 16 чел. — не дали оценку, т. к. затруднялись с ответом.
Несмотря на то, что руководство ДВжд рекомендовало руководителям предприятий эффективно использовать студентов-практикантов, рабочие места для прохождения практикипо основной специальности были предоставлены лишь 55% (88 чел.) — отказали 32″ чел. (20%) — а 39 чел. (25%) не настаивали на рабочих местах.
35% (55 чел.) отмечают заинтересованное к ним отношение со стороны предприятийа 40% (63 чел.) отмечают равнодушие, 12% (19 чел.) — считают, что от них хотели как можно быстрее отделаться, а 13% (22 чел.) ничего не ответили.
На вопрос об оплате труда — «да» — ответили 45% (73 чел), т. е. меньшаяi половина опрошенных. По. специальностям — только путейцы все получали зарплатудо- 70% - радисты и вагонники.
Производственная практика является хорошей школой, именно там студенты могут реально оценить, насколько трудна и ответственна работа на железнодорожном транспорте.
Отрадно отметить, что 44% (70 чел.) пройдя практику, уверены в правильности выбора профессиино вместе с тем, остальные 56% опрошенных не уверены, что будут работать по специальности. В основном это студенты коммерческих групп. Наибольший % ошибки ввыборе профессии отмечается у студентов специальностей 2103 «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», 2016 «Технологическая связь на железнодорожном транспорте» и 2904 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Именнона этих специальностях необходимо проводить дополнительную работу по профессиональной ориентации:
Полученные результаты для нас не новы, они прогнозированы и подтверждаются ранее проведенными исследованиями о мотивации выбора профессии, поэтому нам кажется? реальнойцифра, что только 49% (78чел.) хотели бы вернуться' в тот коллектив, где проходили практикухотя студенты отмечают, что предприятие не особенно заинтересовано в тесных связях с учебным" заведением (46%).
Анализируя ответы о замечаниях и предложениях, мы выбрали наиболее часто повторяющиеся: увеличить срок практики, низкая зарплата, трудности сдачи экзаменов на разряд, отсутствие спец. одежды, неуважение практикантов, слишком много свободного времени и т. д. Полученные данные необходимо использовать при подведении итогов практики, в работе с кадровыми службами и службами управления персоналом.
В настоящий момент эффективность практики довольно низкая. Это? подтверждается тем, что полные реальные дипломные проекты единичны, а ведь выполняя работу, имеющую практическое значение, выпускник проявляет большую ответственность и при неформальной организации практики самоутверждается как молодой специалист, довольно легко включается в работу.
Итак, на сегодняшний день самая актуальная проблема у молодежи — это получение образования, приобретение востребованной обществом специальности, последующее трудоустройство и успешная адаптация на рабочем месте. Анализ статистических данных показывает, что 25% выпускников ССУЗов и 18% выпускников ВУЗа, получив распределение, не остаются работать на транспорте, а уходят в другие структуры.
Закрепление молодых специалистов на ДВжд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В процессе освоения социального пространства, которое рассматривается с трех взаимосвязанных позиций, — а именно: как тип поселенияорганизационная форма инновационной деятельности, сфера проявления нового уровня социально-экономических отношенийобразовательное пространство играет значительную роль.
Образовательное пространство — это образование, выделяемое по территориальному и производственному критерию. Внешне образовательное пространство ДВжд представляет собой < совокупность образовательных учрежденийкоторые направлены на поддержание оптимального функционированиявсех уровней и форм образования, и материальных средств, требуемых для этого. Содержательную сторону образовательного пространства* составляет совокупность норм, правил, регулирующих отношения вокруг него:
Роль образования в освоениисоциального пространства проявляется через его функциональнуюсистему. Как элемент системы образования образовательное пространство выполняет ряд функций, которые имеют специфическое проявление непосредственно в социальном пространстве. Это влияние на формирование профессиональной структуры социального пространства, как в качественном, так и в количественном измерениисоздание благоприятной среды дляэффективной организации производственных процессовучастие в инновационной-деятельности.
Оптимизация функцийобразовательного пространства способствует процессу освоения и развития социального пространства.
Всвоей работе автор придерживается мнения Отом, что предпосылкой эффективного управления развитием системы образования является адекватное понимание ее социальной природы, функций и внутренней структуры. Отсутствие в социально-научной литературе общей функциональной и структурноймодели образования не позволяет полно оценить взаимосвязи образования с другими общественными подсистемами, определить тенденции развития института образования, цели и последствия решений в области образовательной политики, ведет к приписыванию ей не свойственных или недооценке реальных функций, недостаточному структурному развитию системы образования.
Стремление к выработке подобных моделей и признание нерелевантности педагогики в вопросах образовательной политики ускорили развитие социологии образования, но ряд внутренних и внешних причин долго не позволяли ей обрести четкое понимание объекта и предмета, базовых категорий и приоритетов. Вследствие этого, необходимо интенсифицировать инновационные процессы в образовании, хотя нужно учесть, что усилия в этом направлении будут мало продуктивными, если не обеспечить эффективного управления процессами изменений, и что такие системы нужно строить, опираясь на современное педагогическое, психологическое и управленческое знание.
В данной работе мы попытались выделить наиболее актуальные и перспективные проблемыпрофессиональной подготовки специалистов для железнодорожного транспорта, этапы становления их содержания, установить < возможные изменения в динамике развития личности, что, в свою очередь, должно стать основой в разработке программы повышения компетенции работников учебных заведений и объединения усилий творчески работающих педагогов.
Образовательное пространство ДВжд как элемент системы образования испытывает проявление тех же самых противоречий, что и вся система образования в целом. Одно из основных противоречий — это противоречие между требованиями, — предъявляемыми к системе образования со стороны общества и государства, общественными потребностямии существующими условиями их выполнения и удовлетворения.
Комплекс требований к системе образования направлен, прежде всего на развитие и прогресс, а формирование условий для их достижения. осложняются политическими, экономическими, демографическими, юридическими проблемами.
В итоге деятельность образовательного пространства ДВжд направлена на решение собственных проблем, свойственных как для всей системы образования, так и специфических (отдаленность региона, ориентация на проблемы подготовки специалистов для системы МПС).
Особенностью нашего подхода является рассмотрение процесса становления будущего специалиста в единстве профессионального и социального развития личности студента.
Выбор такого сложного построения модели обусловлен глубоким анализом разработанных учебными заведениями целевых программ подготовки специалистов, а также анализом научной литературы.
Для" того, чтобы обеспечить эффективное соединение профессионального обучения с производительным трудом, необходимо более четко определить конечные результаты. Естественно, что этим результатом должны быть определенные знания, умения, навыки.
Анализ изучения данной проблемы убеждает нас в том, что в учебных заведениях, как это не парадоксально, нет четкого и осмысленного представления о процессе формирования умений и навыков и что содержание профессиональной подготовкиоторвано от поступательного и целенаправленного развития личности студента.
Это привело нас к идее о необходимости изменения традиционной модели — от учебной программы к квалификационным характеристикам на другую модель — от четкого определения конечных профессиональных умений и навыков к учебным программам. То есть проектировать содержание профессиональной деятельности студентов с позиции поэтапного формирования умений и навыков.
В самом процессе профессиональной • подготовки можно выделить два (только внешне) автономных процесса:
1. организованный инженерно-педагогическим коллективом процесс формирования необходимых профессиональных знаний и умений, оптимально удовлетворяющих потребности рынка труда;
2. процесс становленияличности, где сама личность будущего специалиста выступает главной действующей силой.
Этот процесс не всегда связан с получаемой профессией, моментом же связи их является мотивация.
От особенностей мотивации, зависит отношение к учебной и последующейпрофессиональной/ деятельности, успешность адаптации, эффективность и: качество труда. Поэтому качество профессиональной подготовки нельзя вывести непосредственно из логики учебно-профессиональной деятельности. Необходимы, условия, прикоторых эта деятельность приобрела бы личностный: смысл, становилась источником' саморазвития и делала его субъектом собственного профессионального становления.
Оба этих процесса находятся в диалектическом единстве и противоборстве, и существовать друг без друга не могут. Трудно сказать, какой из них, в каждый отрезок времени,. является ведущим, а какой-— ведомым.
Такой подход, приводит нас к отказу от стереотипного видения подготовки специалистов как двухфазного процесса: организация/ учебно-профессиональной — деятельности студентов, и как результат — выпускник, наделенный определенной суммой знаний и умений.
В данной модели мы пытаемся поставить. студента не просто в центр учебно-воспитательного процесса, а сделать его соавтором собственного развития.
Предлагаемая нами модель управления инновационными процессами в образовательном пространстве представляет собой конкретизацию и синтез двух ключевых идей: идеи системного управления процессами выявления и решения проблем и идеи деятельностного подхода к построению личностно ориентированных образовательных систем. Ее практическое применение позволит педагогическим коллективам учебных заведений иначе, чем раньше, увидеть и оценить то, что необходимо делать уже сегодня, и, самое главное, более четко увидеть перспективы образовательного пространства, его желаемое и возможное в существующих условиях будущее, а также пути и средства динамики его развития.
Это нельзя назвать законченной моделью профессионального становления будущего специалиста. Это скорее, прогнозируемая ориентацияконечных результатов и целевых установок в деятельности инженерно-педагогических работников.
Тем не менее, осуществление внедрения принципов функционирования в деятельность образовательного пространства, способствующих эффективному освоению социального пространства, возможно с помощью достижения парадигмальной и структурно-функциональной моделей, которые направлены на превращение образовательного пространства в активного субъекта социального пространствакоторое представляет собой интегрированную систему, работающую в режиме единых целей и задач.
Формирующийся рынок труда заинтересованв технически грамотных специалистах, с креативными способностями, критическим и творческим мышлением. Поэтому основной акцент в учебно-воспитательной работе должен быть сделан на осмысление содержания поэтапного формирования профессиональных и социальных навыков.
Проведенный ряд исследований и анализ сложившейся ситуации позволяет лучше увидеть свои слабые и сильные стороны, необходимость переосмыслить свою собственную деятельность, свои научные позиции.
Планирование развития образовательного пространства, таким образом, должно стать средством собственного развития личности.
Роль образовательного комплекса в государстве трудно назвать решающей — но лишь потому, что в жизни целой страны невозможно указать некое единое главенствующее направление. Особенность и значение сферы образования правильнее определить как всеобъемлющие.
Позиция автора состоит в том, что перспективы образования во многом зависят от того, что мы, те, кто занят подготовкой будущих специалистов для железнодорожного транспорта, делаем сегодня. Наши профессионализм и устремления стоят того, чтобы принимать на себя ответственность за свое будущее. Непременным условием углубления и реализации целевого подхода в моделировании компетентного специалиста является наличие постоянно действующих творческих групп, всесторонняя поддержка людей, способных к творческому решению стоящих проблем.
Проведенное исследование не полностью охватывает весь спектр вопросов, касающихся организации деятельности и функционирования образовательного пространства в структуре социального пространства. Следующим этапом научной работы в этом направлении может стать расширенное исследование потребностей социального пространства ДВжд через анализ социально-демографической структуры его населения, через выявление приоритетных направлений деятельности и оптимальных вариантов структурно-функциональных моделей образовательного пространства.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» //Высшее образование в России. 1992. — № 3.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 123-Ф3
- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». //Собрание законодательства РФ. 17 апреля 2000 г. — № 16.
- Аббасова О.С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, — 1983. — 166с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира (Методологические проблемы). М., — 1985. — 130с.
- Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М., — 1985! — С.142 147.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., — 1985. -С.38−39-
- Активные формы и методы обучения в вузе. Тезисы докладов. -Рязань, — 1994: — 176с.
- Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, — 1968.144с.
- Ю. Амосов Н. М. Моделирование социальных процессов. М., -1970. — 184с.
- Аникеева Н.С. Социально-территориальная общность как среда жизнедеятельности человека// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Хабаровск, 1997. — 26с.
- Анисимов П.Ф., Байденко В. И., Коломенская А. П., Семушина JI.F. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. Научно-методический центр среднего профессионального образования. -М., — 1996.-362с.
- Астафьев Я.У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России. М., — 1998. — 432с.
- Н.Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. Новгород, — 1999. -440с.15:Байденко В. И- Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М., 1999.- 296с.
- Байков Н.М. Молодежь в реформируемом обществе: тенденции и потенциал развития. // Молодежь Востока России: Мозаика рубежа века.- Хабаровск, ДВАГС. — 1999, — с.6−7.
- Батищев С.Г. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии / Научн. ред. С. Г. Батищев. -М., 1969. — 110с.
- Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме.//Вопросы философии. 2000, — № 2 — С. 115−139.
- Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала.//Вопросы философии 2001, № 1 — С. 143−160.
- Беланже П. Образование взрослых в промышленно развитых странах. Перспективы. — 1992, — № 4, — с. 13.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М-, — 1988. — 98с.
- Бестужев Лада И. В., Варыгин В. Н., Малахов В. А. Моделирование в социологических исследованиях. — М., 1978. — 188с.23:Болотов В. А. и др. Проектирование профессионального образования. Педагогика, — 1997, — № 4, — С.66−72.
- Болотов В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. Педагогика. — 1992, — № 7−8, — С.49−54.
- Большой энциклопедический словарь./Под ред. А. Н. Азриляна. -2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997 — 864с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии. Педагогика, — 1993, — № 5 — С.34−38.
- Буравихин. В А- Учитель и общество. Педагогика, — 1996, -№ 5, — С.60−63.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. — 1991. — 243с.
- Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. — 110с.
- Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, — 1974: — 174с.
- Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Mi, — 1974. — 121с.
- Всемирная декларация? о высшем образовании для — XXI века: — подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. — № 3- - С. 29−35.
- Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию 7/ Вестник высшей школы, 1999. — № 1. — С.31−33.
- Выбор профессии как социальная проблема: М., — 1975. — 142с.35- Гавриков A.JI. Теоретические основы? развития региональногоуниверситета //Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб., — 2001. — 31с.
- Гальперин П. Я: Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».? М, 1965. — 67с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: М., -1994.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., — 1995.
- Геманов B.C. Нравственные аспекты гуманизации обучения в техническом вузе. Калининград, 1998. -210с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. Педагогика. 1987.. № 7. — С.34−39
- Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. -№ 8. С.7−11.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. — 423 с.
- Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991. 386с.
- Глезер Г. В. Новая Россия: общее образование и образующееся общество .//Педагогика. 2000! — № 6. — С.3−12
- Глинский: Б-А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М., — 1965: — 284с.
- Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Д., — 1981. — 133с.
- Григоренко В.Г. Сохраним воспроизводство и обеспечим развитие интеллектуального потенциала в регионах России // Вестник МАН ВШ: 1999. № 2(8). — С.27−31.
- Громыко Ю. © различных точках зрения на процессы развития образования // Вестник высшей школы. — 1998. № 10. — С. 12−15.
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. — Университетская книга. 1997. — № 4, — с. 26−36.
- Дмитриева Л.И. Проектирование технологии обучения на основе моделирования. Специалист, — 1999. — № 3. — С. 19−21.
- Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., — 1979.' - 157с.
- Дюркгейм Э. Социология образования. — М., -1996. 425с.
- Загвязинский В.И. Методология: и методика дидактического исследования. М, — 1986. — 264с.
- Загвязинский В. И: Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Сб. научн. тр.: Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, — 1990, — с.5−15.
- Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Влияние процессов урбанизации и индустриализации на социально-экономическое развитие села
- Социально-экономическое развитие села и миграция населения. /Под ред. Т. И- Заславской. Новосибирск, 1972, с.6−25.
- Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, — 1974: — 178с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. В 2ч.? Екатеринбург, 1993−1994-
- Зборовский Г. Е. Социологическая теория и отраслевое знание./Проблемы теоретической социологии. СПб.:ТОО ТК «Петрополис», — 1994. — 248с.-59: Здравомыслов А. Г. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993- 245с.
- Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Jli, — 1974. — 176с.
- ИконниковаС.Н, Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Л., — 1982. — 112с.
- Ильин В. Социология: структуралистско-конструктивистский подход. М., — 2003- - 185с.
- Инноватика в обучении и переподготовке педагогов- Сб. тезисов докладов. — Новокузнецк, — 1994. — 284с.
- Инновационные методы обучения в вузе. Сб: научн.тр. -Мурманск, — 1993.-280с.
- Информационные материалы- об? основных результатах 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО и основных задачах ЮНЕСКО в XXI веке в области образования.//Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 10. — С.3−6.
- История социологии в Западной Европе и США. М., — 1993, -С. 180/453с./.
- Калашников B. JI: Непрерывное развитие системы образования (Образование в XXI веке). Образование в регионах России и СНГ. -2000,-№ 1(9).-С.13−14.
- Кахаров А.Г. Социология регионов. — М., -1996. 98с.
- К вопросу о Доктрине российского образования (материалы исследовательского центра качества подготовки специалистов) // Вестник высшей школы. 1998. — № 7. — С. 33−35.
- Как разработать программу развития школы. М., — 1993- - 214с.
- Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т.8. Чоро, 1994. — 399с.
- Количественные методы в социологических исследованиях. -Новосибирск, 1964. — 364с.
- Кон И. С. Социология личности. М., — 1967. — 212с.
- Коноплина, Н.В. Управление развитием педагогического вуза. Научное издание. Сургут: РИЦ СурГПИ, — 1999- - 386с.
- Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами в условиях преобразования педагогического учебного заведения: от училища к колледжу. Сургут: РИЦ СурГПИ, — 1999- - 426с.
- Коноплина Н.В. Мониторинг образовательного процесса. Опыт управления педагогическим процессом в вузе. Часть 1,2. -Сургут, 1999- -480с.
- Краткий словарь по социологии. М., — 1991. — с.357
- КонтО. Курс положительной философии. СПб., -1899. -426с.
- Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших заведений. Екатеринбург: Деловая книга,, 1998. — 384с.
- Кузнецов Е.Ф. Реализация идеи непрерывного профессионального образования. Среднее профессиональное образование. — 1998, — №№ 7−8.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., — 1970. — 286с.
- Кунц Г., О.Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М., 1981, — 156с.
- Курбаков К.И. Целевая индустриальная подготовка специалистов в вузах. М., — 1992, — С. 16−17.
- Кукушкина Е.И. Российская социология XIХ-началаХХ в. М., 1993.-543с.
- Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1990.- № 4.- С.33−38.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., — 1974.- 142с.
- Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск, — 1983. — 188с.
- Лунев А.П. Совершенствование направлений образования. -Астрахань, 1995.-137с.
- Мазур З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М., — 1997. — 264с.
- Мамонтов А.П. К проблеме подготовки конкурентно-способного рабочего и специалиста. / Молодежь востока России: мозаика рубежа века.- Хабаровск, 1999. — с.106−107.
- Матросова JI.H. Деловая игра в подготовке учителя. — М., 1996.- 122с.
- Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.- 107с.
- Матуленис А.А. Молодежь: ориентации и жизненные пути. -Рига, 1988.-103с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1993, — с. 257.
- Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. -М., — 1975.- 180с.
- Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика: Учеб. пособие / Ю. В. Попов,
- B.Н.Подлеснов, В. Г. Кучеров, Е. Р. Андресюк, В. М. Оробинский /ВолгГТУ. -Волгоград, 1997.-108с.
- Наумченко И. Образование и наука на путях интеграции (региональная практика) // Высшее образование в России. — 1998. № 2.1. C.10−11.
- Национальная доктрина образования в России (Проект) // Университетская книга, № 9. — 1999. — С.34−39.
- Невлев В.К. Непрерывное образование российского педагога в условиях социально-экономических перемен. М., — 1997. -117с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ.1992.- 2000с.-
- Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. Часть первая. -М.: ЦСО РАО, 1998.- 191с.-
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем. М., -1965.-216с.
- Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования./ЯТедагогика. 2000. — № 9. — С.3−10.
- Образование и ХХГ век: Информационные и коммуникативные технологии. М.: Наука, — 1999. — 191с.
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации.//Бюллетень высшей школы. 2000. — № 11. — С.3−13.
- Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования/НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1998. — 204с.
- Осипов A.M. Теоретико-методологические проблемы развития образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб. — 1999. — 33с.
- Осипова В.Г. Система образования и НТР. Ереван, -1985.- 121с.
- Основы марксистско-ленинской социологии. / Под ред. F.B. Осипова. М., 1980.-288с.
- Общие итоги опроса молодежи Хабаровского края в возрасте 17, 24 и 31 год // Молодежь Востока России: три жизненные ситуации. Вып. 1−2. -Хабаровск, ДВАГС. — 1998. — с.90−136.
- Осипова В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, — 1989. -194с.
- Основные направления политики кадрового обеспечения в условиях реформирования железнодорожного транспорта России. М-, -УМК МПС России, — 2002. — 464с.
- Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. А. А. Деркача. М., — 1995. — С.162−163.
- Основы социологии: курс лекций. /Отв. Ред. А. Г. Эфендиев. М.: Общество Знание России, 1993. — 184с.
- О национальной Доктрине развития образования Российской Федерации (материалы парламентских слушаний от 9 июня 1998 г.) // Вестник высшей школы. 1998. — № 10. — С. 10−27.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. М., -1995. -78с.
- Перевалов Ю.В., Голова И. М., Суховей А. С. Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. — Екатеринбург: ИЭ, 1996.-48с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования: Стратегия и будущее. / Под ред. Б. С. Герушинского. — М., -1990. -310с.
- Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. -М., 1995.-288с.
- Показатели деятельности вузов Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1998—1999 гг.: материалы зонального совещания в г. Владивостоке (20−22 марта 2000 г.). Владивосток, 2000. — 96с.125! Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. — М!, — 1993. 127с.
- Потемкин В.К. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе // Роль методологии в развитии науки.- Новосибирск. 1985. — 206с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования. /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., — 1994. — 131с.
- Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М., -1983.-210с.
- Пузиков В.Г. Модернизация высшего технического образования: Научное издание. Омск: Изд-во ОмГТУ, — 1996. — 180с.
- Рабочая книга социолога. М., — 1983. — 486с.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие.? М.: Наука. 1995. — 237с.
- Результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь России: три жизненные ситуации». — Центр соц. иссл. МГУ им. М. В. Ломоносова (Руководитель проекта Туманов С.В.), -1997.- 188с.
- Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. М., — УМК МПС России, — 2002. — 330с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., — 1995. — 272с.
- Российское образование: прошлое, настоящее, будущее- Сборник тезисов. М., — 1996. — 220с.
- Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад Министра образования РФ В. М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования. //Бюллетень МО РФ. -2000. № 2- — С.3−19.
- Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М., — 1998. — 664 с.
- Руткевич М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., — 1988. — 246с.
- Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Молодежь-97: надежды и разочарования. Книга 1. М. — 1997. — 246с.
- Рюгемер В. Новая техника — старое общество: Кремневая долина. М.: Политиздат, 1988. — 252с.
- Сагаченко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. JL, — 1981. — 188с.
- Садовничий В. Образование как фактор национальной безопасности России // Вестник высшей школы. 1998. — № 3. — С. 3−7.
- Садовничий В.А. Размышления о доктрине развития Ц образования в России // Университетская книга, 1999., № 11 — С.32−39.
- Саймон Б. Общество и образование. М., -1989. — 156с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. -СПб.- 1997.-224с.
- Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. — М.: Феникс, 1 994 687с.-
- Ц. 148. Собкин B.C., Емельянов Г. А. Динамика становленияисследований по социологии образования (в период 60−90-х годов) //Труды по социологии образования. — М., 1993. — 268с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в РФ. — М., 1998. — 326с.
- Современная западная социология. Словарь. М., 1990.568с.
- Сорокин П.А. Система социологии. Вступ.ст. А. В. Липского. В 2 т. М., 1993. 436с.
- Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 году. М., — 1999. — 263с.
- Социально-профессиональные ориентации молодежи. — Тарту, 1977.-354с.
- Социология. Основы общей теории: Учеб./Г.В. Осипов, JI.H. Москвичев, А. В. Кабыца и др.- Под ред. Г. В. Осипова, JI.M.
- У Москвичева, — М.: -Аспект Пресс, 1996. 461 с
- Социология молодежи. Учебное пособие / Научн. ред. В. Т. Лисовский. Кн. 1−3. М., 1995.
- Спенсер Г. Fist principles. N. U. 1898. — р.46.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498с.
- Сударенков В.В., Грачев В. А., Буслов Е. В. Проблемы совершенствования законодательного обеспечения образования в Российской Федерации // Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ. 1996. — № 21(45). — С. 13−17.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., — 1982. — С.72.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., — 1975.-211с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. Вестник высшей школы, — 1983, — № 3. — - С.45−49.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М., — 278с.
- Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. /Пер. с англ. М.: ООО Фирма «Изд-во ACT», Львов: «Инициатива», 1998.- 496с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. -М., -1975. 178с.
- Титма М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., — 1986.248с.
- Титма М.Х., Тальюнайте М. Й. Престиж профессий. -Вильнюс, 1984 — 184с.
- Тихонов А. Уроки реформ//Высшее образование России, — 1998. № 3. — С.23−28.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования (Новая парадигма — императив устойчивого развития). Новосибирск, 1995. -288с.
- Тюрина Ю.А. Образовательный комплекс в структуре технополиса: институционально-функциональные основы. /Автореферат диссертации. СПб, — 2001. — 24с.
- Управление организацией. Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., — 1998. — 133с.
- Филиппов В.М. Россия образование — XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга. — 1999. — № 12. — С.3−10.
- Филиппов В.М. Приоритеты страны и образования.//Вестник высшей школы. 2000. — № 4. — С. 17−19.
- Филиппов В.М. Место дополнительного образования в системе российского образования. //Вестник высшей школы. 1999- - № 9. -С.3−8.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., — 1980.386с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. -Mi, 1990.-212с.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования //Социологические исследования 1994. № 8−9. — С.62−66
- Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.668с.
- Хазова JI.B. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования (гуманитарный аспект). — Красноярск, 1994. 95с.
- Чередниченко Г. А. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., — 1984. — 178с.
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь.-М.,-1985.-211с.
- Черников В.Г. Общественное пространство. Воронеж, -1984.-326с.182! Черноволенко В. Ф., Оссовский В. А., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, — 1979. — 176с.
- Чингин Ю.А., Еремина С. В. Концепция обучения и развития личности. Специалист. — 1999. — № , — С.33−35. цг 184. Шелер М. Форма знания и образования // Человек. — 1992.- № 4. С.5−9.
- Шереги: Ф.Э., Харчева B.F., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. Mi, -1997. — 268с.
- Шляпентох В.И. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., — 1973. — 325с.
- Штомпка П. Социология социальных измерений. М., -^ 1996.-236с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., — 1966.274с.
- Шубкин В. Н- Социологические опыты. М., — 1970.329с.
- Шукшинов В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принцип реализации, структура научного обеспечения). Высшее образование в России. — 1994.- № 2, С. 13−26.
- Щетинин В.П. Образование как ключевой фактор социально-экономического развития / Образование в регионах России и СНГ, № 1(9), — 2000. — С.27.
- Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.20, — С. 47.
- Яковлев В.П. Социальное время. — Ростов на — Дону, -** 1980. — 190с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, — 1995. — 486с.
- Parsons Т. Essay in sociological theory. N. U., — 1964. -p.231−232.