Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный институт профессионального образования как фактор развития и освоения социального пространства: На примере Дальневосточной железной дороги

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, актуальность социологического анализароли социального института профессионального образования в реформировании железнодорожного транспорта обусловлена: во-первых, выявлением: теоретико-методологических аспектовсоциальной роли профессионального образованияв- формированиичеловеческого капитала социально-экономического развития железнодорожного транспорта— во-вторых, детерминацией… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа института образования
    • 1. 1. Социологические подходы к анализу профессионального образования
    • 1. 2. Генезис социального института профессионального образования в реформируемый период
  • Глава 2. Социологическая диагностика профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта
    • 2. 1. Основные параметры образовательного пространства ДВЖД
    • 2. 2. Влияние субъективных факторов на подготовку специалистов железнодорожного транспорта
  • Глава 3. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта
    • 3. 1. Образовательная политика формирования корпоративной культуры и профессионального роста будущих специалистов железнодорожного транспорта
    • 3. 2. Социальное моделирование образовательного пространства подготовки специалистов

Социальный институт профессионального образования как фактор развития и освоения социального пространства: На примере Дальневосточной железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В современном мире увеличивается значение образования как: важнейшего фактора формирования нового качестване только общества и экономики в целом, но и крупных субъектов хозяйствования. Среди последних ведущую роль играет железнодорожный транспорт, важнейшей частью которого • является Дальневосточнаяi железная дорога. Профессиональное образование является одним из основных приоритетов в реформировании этой транспортной артерии страны.

Принятая" федеральным правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защитыработников железных дорог. При этом нельзя не учитывать и социальный фактор, которым является образование как основной институт профессионализации всех субъектов хозяйствования.

Концепцияреформы железнодорожного транспорта и поэтапная программа ее реализации определяют, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый, ресурс. Максимальное использование профессиональных знаний людей, непрерывный: рост их компетенции и квалификации, постоянная мотивация труда и социальный настрой служат как общим интересам развития общества, так и интересам субъектов хозяйствования. Вэтих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают, но и меняются! стратегия и тактика производственно-хозяйственной деятельности, приоритеты социальной и кадровой политики. Иными становятся критерии оценки? занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железнодорожного транспорта.

Отраслевая система образования предполагает ежегодную подготовку 14,5 тыс. специалистов с высшим образованием, 17тыс. — со средним специальным образованием. Более бОтыс. работников массовых профессий готовятся на базе отраслевых техникумов, в профессиональных училищах, дорожных технических школах и на производстве, что в основном обеспечивает потребности железных дорог в специалистах.1.

Новые задачиопределяют и новую парадигму подготовкивысококвалифицированных и конкурентноспособных специалистов. Задача эта очень сложна, трудоемка, требует специфических способностей и опыта человека, определенных материальных затрат и времени на период становления: Вместе с тем необходима устойчивая система теоретических и эмпирических социологических знанийкоторая! послужит основой для решения научных и практических проблем.

В период реформирования! отрасли до 2005 года на ДВжд намечено трудоустроить 5,15 тыс. высвобождаемых работниковобеспечить переподготовку 59,4 тыс. высвобождаемых работников, обучить 285,9 тыс. рабочих-железнодорожниковпринять на работу 17,8 тыс. выпускников высших и 19,2 тыс.- средних профессиональных учебных заведенийобеспечить повышение квалификации 282 тыс., руководителей и специалистов, 850 тыс. работников массовых профессий.

Знаниямеханизмов* и условий повышения социальнойроли института профессионального образования вдеятельности субъектов хозяйствования на, железнодорожном? транспорте позволяют определить перспективыи характер адаптации на производстве: и закреплении? профессиональных кадров.

Основанием дляактуальности проведения социологической, диагностики • и — оценки < состояния роли социального института образования> в развитии1 Дальневосточнойжелезнойдороги-, как. субъекта хозяйствования, выполненных в диссертационной работе, явились.

1 См.: Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. — М., — УМК МПС России, 2002.

2 См.: Материалы заседания Коллегии МПС от 3 июля. 2001 г. «Об: Отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001;2005гг.» результаты: анализа: складывающейся на ней кадровой ситуации, исследования эффективности мероприятий по реализации Программы подготовки специалистов, проводимые в учебных заведениях и в подразделениях на местах, обобщение иизучение инновационного опыта работы учебных заведений страны и за рубежом.

Таким образом, актуальность социологического анализароли социального института профессионального образования в реформировании железнодорожного транспорта обусловлена: во-первых, выявлением: теоретико-методологических аспектовсоциальной роли профессионального образованияв- формированиичеловеческого капитала социально-экономического развития железнодорожного транспорта— во-вторых, детерминацией уровня' развития субъекта хозяйствования, качеством профессионального обучения, достижение которого осложняется кризисными явлениями социального института образованияв-третьих, потребностями* реформирования железнодорожного транспорта как приоритетного направления в социально ориентированной экономике и одним из факторов безопасности государства. Степень = научной разработанности проблемы. В настоящее время? имеетсязначительное количество исследований, посвященных различным аспектам функционирования социального института образования и формам подготовкиквалифицированных специалистов. Предпосылки этой проблематики были заложены всем ходом развития социологической мысли. Теоретические и методологические аспекты исследованиясоциального института образованияотражены в трудах отечественных и зарубежныхучёных в области, образования^ кадрового менеджмента, системы подготовкии переподготовки кадров, социализации личности. Однако проблемафункционирования роли социального института профессионального образования в его отраслевом измерении, особенно в развитии железнодорожного транспорта в современных условиях слабо отражается в научной литературе.

Отечественные исследователи Батлук О. В, Загвязинский В. И., Осипов A.M., Зборовский Г. Е., Филиппова Ф. Р., Нечаев В. Я. и др. достаточно широко? анализируют проблемыобразования? каксоциального института, феноменасоциальнойжизни, его вариантность и альтернативность.1.

Среди зарубежных работ в области социологии^ образования следует отметить трудыМ. Вебера, Э: Дюркгейма, Т. Парсонса, Ж. Аллака и др., посвященных отдельным: звеньям образования и формам подготовкиквалифицированных специалистов.

Большой вклад в разработку общеметодологических проблем профессионального образования, развитиясистемы" подготовки квалифицированных специалистов внеслитакие исследователи, как O.G. Аббасова, П. Я. Гальперин, А. П. Владиславлев, Н. Ф. Талызина, Коноплина Н: В: и др.3.

Широта охвата проблематики в работах перечисленных авторов составляет хорошую теоретическую основу длядиссертационной работы. Однако при наличии серьезной теоретической и эмпирической.

1. См.: Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме.//Вопросы философии. — 2000, — № 2 — С. 115−139- Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала.//Вопросы философии 2001, — № 1 — С.143−160. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. — Сб. научн. тр.: Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, — 1990, — с.5−15- Зборовский Г. Е. Пространство и время какформы социального бытия. — Свердловск, — 1974. — 178с.- Социология образования. В 2ч. Екатеринбург, — 1993;1994; Социологическая теория и отраслевое знание./Проблемы теоретической социологии. — СПб.:ТОО ТК «Петрополис», — 1994. — 248с.- Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования/НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Новгород, 1998. — 204с.) — Теоретико-методологические проблемы развития образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — СПб. — 1999.-33с.- 2.

См.: Дюркгейм Э. Социология образования. — М., — 1996; Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. Пер. с англ. — М., — 1993:

3 /См.: Аббасова О. С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. -Ташкент, 1983; Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование-умственных действий и понятий». — М., — 1965; Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., — 1975; Деятельностный подход к построению модели специалиста. — Вестник высшей школы, — 1983, № 3, Коноплина H.B. Управление развитием-педагогического вуза. Научное издание. — Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999; Управление инновационными процессами в условиях преобразования педагогического учебного заведения: от училища к колледжу. — Сургут, РИЦ СурГПИ, — 1999; Мониторинг образовательного процесса. Опыт управления педагогическим процессом в вузе. Часть 1,2. -Сургут, — 1999 исследовательской базы следует отметить, что в работах указанных авторов недостаточно изучены социально-коммуникативные аспекты развития профессионального образования на региональном уровне. Не разработаны пути оптимизации структуры профессионального образованияв условиях трансформирующегосяобщества, что обеспечило бы качественное образование и дало четкие ориентиры в осознанном выборе молодежью сферы трудовой деятельности. Открытыми для научного анализа по-прежнему остаютсяпроблемы новой5 сущности воспитания и образования молодежи, ее социализации в условиях происходящих перемен в стране и конкретных регионах.

Все это в совокупности, предопределило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования — раскрыть функциональные особенности социального института профессионального образования в деятельности? субъектов г хозяйствования на железнодорожном транспорте.

В соответствии с поставленной целью в диссертации определены основные задачи исследования:

• Обобщить теоретические и методологические подходы г исследования^ социального института образования и определить его роль в функционировании субъектов хозяйствования.

• Выявить возможные модели профессиональной подготовки конкурентно способного специалиста железнодорожного транспорта.

• Диагностировать, процессы. социальной адаптации и? профессионального роста студентов.

• Проанализировать эффективность реализацииобразовательной политики субъекта хозяйствования в условиях реформирования отрасли железнодорожного транспорта.

Объектисследования — образовательное пространство.

Дальневосточной железной дороги.

Предметомисследования? являются функциональные и дисфункциональные последствия в подготовке специалистов железнодорожного транспорта.

Научная гипотеза.

Оптимизация функциональной? системы образовательного пространства ДВжд способствует эффективной деятельности Дальневосточнойжелезной дороги, превращаясоциальный институт & образования в один из основных факторов его развития и функционирования.

Методологические основы исследования.

В научном! познании оптимальный подход к изучаемому предмету определяется выбором парадигмы, т. е. теоретической модели, взятой в качестве образца: и применяемой? исследователем для решения" гносеологической задачи. Наши исследования основаны, прежде всего, на • социологических: методах, как системе специфических социологических способовправил, приёмов i познания социального института образования по подготовке нового социально-профессионального типа специалиста. Именно с этой целью нами связывается результативность различных социологических методов, их системный эффект. Такой подход соответствует возникшей в последнее время в социологии' тенденции к интеграции методологических парадигм — макро и микро анализа социального развития.

В процессе решения поставленных задач в диссертационной работе в качестве основных методов используются: метод историзма, раскрывающий становление и развитие системы образования и подготовки кадров специалистовформально-логические методы, позволяющие воссоздать целостность системы путём раскрытия и синтеза категорий: социальный институт, образовательное пространство, социальные процессы и др.- [ф' общенаучные методы социального описания: системный лгетод, позволяющий рассмотрение объекта исследования в виде: системы, выявление сути целостности системы, анализ взаимодействия элементов системы, конструирование системных моделейсравнительный анализ, состоящий в изучении материалов, представленных в научно-исследовательской литературе, их анализ и сопоставлениефункциональный, заключающийся в выявлении функциональной системы объекта исследования — образовательного* пространства, а, следовательно, возможности его воздействия на другие объекты и системыситуационный, позволяющий выявить возможные модели образовательного комплекса в социальномпространстве ДВжд, определяемые особенностями ситуациисоциологические методы — экспертный опрос (в качестве экспертов — руководители предприятий, учебных заведений и др.), анкетный опрос респондентов согласно выборке и анализ документов.

Информационной основой исследования* являютсяматериалы социологических исследований, проводимых при непосредственном участии’диссертанта, смысловое ядрокоторых заключалось в изучении и анализе образовательного пространства и всех его составляющих компонентов:;

• результаты социологического экспертного опроса «Молодежькадровый потенциал для ДВжд», проведенного соискателем в мае-июле 2002: года. В роли экспертов выступалируководители и специалисты кадровых служб предприятийи подразделений ДВжд, руководителиучебных заведенийруководители общественных организаций.

• результаты социологического исследования «Молодежь Востока России: проблемы и перспективы развития», проведенного в Хабаровском крае творческим коллективом ДВАГС под научным руководством Байкова Н. М. (2000 г.). Опрошено 543 человека. Тип выборки — квотная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов (личное участие автора);

• аналитические статьи и результаты социологических исследований по проблемам образования, опубликованные в журналах «Социологические исследования», «Человек», «Социологический журнал», «Мониторинг общественного мнения» и др. (за 19 952 002гг.);

• анализ документационного и законодательного обеспечения функционирования учебных заведений и административных подразделений образовательного пространства;

• статистические данные.

Научная новизна диссертационного исследования определялась тем, что:

• раскрыта роль социального института образования в структуре социального пространства ДВжд, что позволяет оптимизировать его функциональную систему, работающую в режиме единых целей и задач;

• определены и описаны основные модели подготовки кадров специалистов в период реформирования отрасли, что дает возможность более полного обеспечения эффективного управления процессами изменений на основе современных педагогических, психологических и управленческих знаний;

• выявлены функциональные и дисфункциональные последствия в профессиональной подготовке специалистов железнодорожного транспорта, что позволяет установить возможные изменения в динамике развития личности, что, в свою очередь, должно стать основой в разработке программы повышения компетенции работников * учебных заведений и объединении усилий творчески работающих педагогов;

• доказано факторное влияние социального института образования на развитие и освоение социального пространства, которое проявляется в выявлении противоречий между требованиями, предъявляемыми к системе образования со стороны общества и государства, общественными потребностями, и существующими условиями их выполнения и удовлетворения;

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Одним из основных факторов функционирования и развития социального пространства является социальный институт образования. На локальном территориальном уровне, а именно непосредственно в социальном пространстве ДВжд, состояние образования и его развитие проявляется через деятельность ведомственных образовательных учреждений.

2. Организационные формы инновационной деятельности в образовательном пространстве ДВжд включают модульное обучение, непрерывность подготовки специалистов, маркетинговую службу учебных заведений и т. д., что в большей мере отвечают современным требованиям образовательной политики государства.

3. Институт образования обеспечивает формирование профессионально важных качеств и свойств личности для специалиста транспортного профиля на основе внедрения принципов демократизации, гибкости, мобильностии высокого качества обучения, повышая их конкурентноспособность на рынке труда.

4. Реформа образования и реформирование отрасли железнодорожного транспорта несут в себе не только функциональные, но и дисфункциональные последствия, что подтверждает социологический аспект исследований.

5. Эффективное функционирование социального института образования предполагает внедрение новой образовательной парадигмы в программу освоения и развития ДВжд через выявление приоритетных направлений деятельности.

Теоретическая значимость заключается в формировании и углублении знаний о функциональном содержании образования и образовательного пространства, учитывающего специфику функциональных особенностей социального пространства ДВждопределении оптимальных моделей образовательного пространства и концептуальной модели подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников железнодорожного транспорта в соответствии с новой парадигмой образования.

Практическая4 значимость исследования состоит в применении материалов исследования при формировании политики в области образования непосредственно в социальном пространстве ДВжд, в процессе принятия решений по деятельности отдельных образовательных учреждений. Установленные противоречивые тенденции в состоянии! духовно-нравственного и ценностно-мотивационного потенциала молодежи позволяют корректировать как основные направления воспитательной работы в учебном заведении' в целом, так и отдельные социальные в частности.

Собран, обобщён и проанализирован фактический материал, отдельные положения работы доведены до практических рекомендаций длявнедрения в содержание и технологии учебно-воспитательного процесса.

Результаты и категориальная база социологических исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, заложили реальную основу для развития эмпирического изученияпроблем образовательной деятельности в регионе ДВжд. Накоплен некоторый опыт в системе образования и подготовки кадров, их социальной адаптации, который уже используется в работе образовательных учреждений системы.МПС.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования использованы в выступлениях автора и обсуждались на межрегиональных и региональных научно-практических конференциях и семинарах: «Восток России: проблемы и опыт преобразований» — Хабаровск, ДВАГС, 2000 г.- «Социальная политика в ДВ регионах России: опыт, проблемы, решения» -Хабаровск, ДВАГС, 2001 г.- X Международной научно-практической конференции «Молодежь в новом веке: проблемы здоровья ивоспитания» -Хабаровск, сентябрь 2001 г.- «Проблемыповышения.- квалификации педагогических работников» — отраслевой семинар-совещание ССУ3 ДВжд, Тында, 2002 г.- «Интеллектуальныйпотенциал: вузов — на развитие Дальневосточного региона России» — Хабаровск, ДВАГС, 2003 г. и др.

В> январе 2002 г. опыт работы на тему «Исследование образовательного пространства учебного заведения» обобщён и решением методического совета ДМК отдела учебных заведений Дальневосточной железной дороги внесен в дорожную картотеку инновационного педагогического опыта, рекомендован для работы по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях системы МПС РФ5 (Свидетельство о внесении передового педагогического опыта в дорожную картотеку № 31от 30.01.2002 МПС РФ, Отдел учебных заведений ДВжд).

Дальнейшее обоснование и развитие исследовательской деятельности выразилось в разработке «Примерного положения < о Центре социологических исследований учебного заведения», которое было одобрено Департаментом: высшего и, среднего профессионального образования? Министерства" образования Хабаровского края и рекомендовано для обобщенияопыта социологических исследований на примере ССУЗМосква, 2001 г., журнал «Среднее профессиональное образование» № 11.

Результаты диссертационного исследования? отраженыв печатных работах:

1. РаспоповаИ. М: «Жизненные ориентации молодежи, их социальнаяориентация? в коллективе» // Восток России: проблемы и опыт преобразований. — Хабаровск, ДВАГС, 2000. С. 156−162.

2. Распопова И. М, «Актуальные проблемы образовательного пространства среднего профессионального учебного заведения: социологический аспект» // Социальная политика в ДВ регионах России: опыт, проблемы, решения. — Хабаровск, ДВАГС, 2001. С. 185−189.

3. Распопова И. М., Паршин В. М. «Социологические исследования образовательного пространства учебного заведения» //Среднее профессиональное образование. — Москва, 2001 г.,№ 11. С. 46−49.

4. Распопова И. М. «Исследование образовательного пространства учебного заведения» // Информационный вестник дорожной картотеки ДМК отдела учебных заведений Дальневосточной железной дороги. -Хабаровск, 2002 г., — № 1559 (УН-7)-26 184.

Логика решения основных задач исследования предопределила ее структуру и содержание.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и научной литературы, приложений.

Результаты исследования наводят на мысль, что сегодняшний педагог не в состоянии решить задачу гуманизации процесса образования. Проблема в том, что многие преподаватели, хотя и любят свойпредмет, равнодушны к студентам. Каждый третий опрошенный считает, что преподаватель не обязан «доходить» до каждого студента.

Еще одна из проблем, выявленная по результатам исследованиявысокий уровень личностной тревожности) педагогов. Изучая социальную перцепцию и социальную позицию1 педагогов, их потребности и принцип реальности — можно отметить, что на их настроение влияют различные психологические установки, определенный уровень восприятия тех событий, которые происходят в стране, морально-психологический климат в семье, в коллективе в стенах учебного заведения:

Так, с надеждой и оптимизмом в будущее смотрит лишь каждый третий, т. е. имеют активную жизненнуюпозицию 31% респондентов, 56% ожидают будущего с тревогой и неуверенностьюа 12% — со страхом и отчаянием. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что сегодня настроение педагогов скорее пессимистичное, чем оптимистичное.

В результате исследования выявилась проблема нарушения личностного развития педагогов, отсутствие условий для самореализации. Она является следствием недостаточной материально-технической базы, отсутствия необходимой учебно-методической литературы в достаточном количестве, ограниченного библиотечного фонда, проблем служебного пространства преподавателя и условий труда.

Отрицательным фактором, оказывающим влияние на качество образовательного процесса, является и слабый контингент учащейся > молодежи. Основная масса обучаемых на коммерческой основе и по целевым договорам имеет средний балл аттестатов от 3,0 до 3,3 балла.

Таким образом, можно выделить несколько наиболее актуальных проблем, обусловленных недостаточным финансированием, качеством материальной базы, низкой оплатой труда преподавателей. В этих условиях педагог заслуживает скорее сочувствия, нежели осуждения.

Следствием этого является: ориентация в учебном процессе на «среднего» студента, падение престижа знаний, снижение профессионализма преподавателей, их нравственного и культурного уровня, снижение требованийк образованию, снижение уровня профессиональной и гуманитарной подготовки.

Особенность педагогического коллектива заключается еще и в том, что его социально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на студенческий коллектив. Именно поэтому очень важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Выявив проблемы социализации педагогического коллектива, студенческой молодежи, их возможности и творческий потенциал, можно спланировать свою работу на инновационные преобразования, которые будут способствовать развитию личности студента, формированиюего профессиональной направленности и творческих способностейЭта задача может быть решена только с использованием мониторинга деятельности педагогов и студентов, следовательно, проводя подобные исследования, мы вносим свой вклад в подготовку будущих специалистов — работников железнодорожного транспорта с учетом личностно-ориентированного подхода к реализации учебно-воспитательного процесса.

В связи со сказанным выше, сфера образования заслуживает особого внимания.

Молодежь является источником роста кадрового потенциала, ее доля среди населения края составляет около 40%.

Формирование кадрового потенциала — одно из важнейших направлений государственной политики управления системой подготовки и переподготовки кадров для ДВжд, повышения их квалификации.

Осуществление государственного подхода к формированию кадрового потенциала требует проведения постоянного мониторинга потребности отрасли в специалистах, их движения на рынке труда, анализа состояния и проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, определения конкретных механизмов государственного управления этой сферой. Необходимо иметь информацию о перспективах развития отрасли и потребностях в кадрах специалистов, она должна поступать постоянно, так как идет процесс обновления кадрового состава.

Анализ трудоустройствавыпускников, проведенный автором, позволяет сделать вывод о том, что заметно сокращается число выпускников, желающих воспользоваться правом свободного трудоустройства. Анализ безработных выпускников в разрезе специальностей показывает,. что целый ряд специальностей оказывается невостребованным в нынешней кризисной ситуации.

Решение проблем трудоустройства молодежи невозможно без их заинтересованной поведенческой позиции, умения активно предлагать себя на рынке труда.

Это должно отрабатываться в процессе теоретическогои производственного обучениягде трансформируются универсальные характеристики личности квалифицированного рабочего в чертыконкретного конкурентно-способного специалиста.

Сегодня социальный заказ! обязывает учебные заведения дать выпускнику возможность получить знания, умения и навыки грамотного * поведения на рынке труда.

Поэтому важно суметь предвидеть, какие произойдут изменения на рынке труда, чтобы в образовательном пространстве далее реорганизовать процесс обученияс учетом социальных и экономических проблем, и для молодежи образование являлось гарантом дальнейшего трудоустройства и надежной ступенью перехода в новуюсоциальную группу.

Впервые студенты" сталкиваются с: реальным производством в период прохождения производственной практики, поэтому в ходе исследования нас интересовало их мнение о качестве организации этой составляющей образовательного пространства.

Анкетирование студентовпосле производственной практики-имело" своейцелью посмотреть организацию и прохождение практики студентами, условия адаптации их в — коллективах линейных предприятий и профессиональную пригодность студентов.

Исследование носило поисковый характер с анализомсложившейся? ситуации. В сплошном опросеприняли* участие 159 человек, представители? всех специальностей.

Основная масса респондентов проходила практику на предприятиях Хабаровского отделения дороги — 88 чел, что составило около 60%- на Владивостокском отделении — 20 чел. (13%) — на Комсомольскомотделении — 16 чел. (10%) — на БАМе — 14 чел. (9%).

Студенты приходят на производственную практику, изучив и сдав экзамены по специальным предметам, после практикумов и лабораторных занятий.

Нужно сказать, что теоретическая иг лабораторная: подготовка организована в достаточном объеме часов, предусмотренных образовательными стандартами.

В каждом учебном заведениизакреплены преподаватели-руководители: практикой с определенным количеством часов педагогической нагрузки. Они разрабатывают задания и план прохождения практики, контролируют на местах, как организована практика, по итогампроводят отчеты и конференции студентов.

Все это имеет место, но насколько эффективна работа по организации практики?

В этой связи нам было интересно мнение самих студентов о качестве и эффективности организации производственной практики.

77 чел. (48%) ответили — «да, эффективность есть «- но 66 чел. (42%) ответили — «нет «, в то же время 10% - 16 чел. — не дали оценку, т. к. затруднялись с ответом.

Несмотря на то, что руководство ДВжд рекомендовало руководителям предприятий эффективно использовать студентов-практикантов, рабочие места для прохождения практикипо основной специальности были предоставлены лишь 55% (88 чел.) — отказали 32″ чел. (20%) — а 39 чел. (25%) не настаивали на рабочих местах.

35% (55 чел.) отмечают заинтересованное к ним отношение со стороны предприятийа 40% (63 чел.) отмечают равнодушие, 12% (19 чел.) — считают, что от них хотели как можно быстрее отделаться, а 13% (22 чел.) ничего не ответили.

На вопрос об оплате труда — «да» — ответили 45% (73 чел), т. е. меньшаяi половина опрошенных. По. специальностям — только путейцы все получали зарплатудо- 70% - радисты и вагонники.

Производственная практика является хорошей школой, именно там студенты могут реально оценить, насколько трудна и ответственна работа на железнодорожном транспорте.

Отрадно отметить, что 44% (70 чел.) пройдя практику, уверены в правильности выбора профессиино вместе с тем, остальные 56% опрошенных не уверены, что будут работать по специальности. В основном это студенты коммерческих групп. Наибольший % ошибки ввыборе профессии отмечается у студентов специальностей 2103 «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», 2016 «Технологическая связь на железнодорожном транспорте» и 2904 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

Именнона этих специальностях необходимо проводить дополнительную работу по профессиональной ориентации:

Полученные результаты для нас не новы, они прогнозированы и подтверждаются ранее проведенными исследованиями о мотивации выбора профессии, поэтому нам кажется? реальнойцифра, что только 49% (78чел.) хотели бы вернуться' в тот коллектив, где проходили практикухотя студенты отмечают, что предприятие не особенно заинтересовано в тесных связях с учебным" заведением (46%).

Анализируя ответы о замечаниях и предложениях, мы выбрали наиболее часто повторяющиеся: увеличить срок практики, низкая зарплата, трудности сдачи экзаменов на разряд, отсутствие спец. одежды, неуважение практикантов, слишком много свободного времени и т. д. Полученные данные необходимо использовать при подведении итогов практики, в работе с кадровыми службами и службами управления персоналом.

В настоящий момент эффективность практики довольно низкая. Это? подтверждается тем, что полные реальные дипломные проекты единичны, а ведь выполняя работу, имеющую практическое значение, выпускник проявляет большую ответственность и при неформальной организации практики самоутверждается как молодой специалист, довольно легко включается в работу.

Итак, на сегодняшний день самая актуальная проблема у молодежи — это получение образования, приобретение востребованной обществом специальности, последующее трудоустройство и успешная адаптация на рабочем месте. Анализ статистических данных показывает, что 25% выпускников ССУЗов и 18% выпускников ВУЗа, получив распределение, не остаются работать на транспорте, а уходят в другие структуры.

Закрепление молодых специалистов на ДВжд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе освоения социального пространства, которое рассматривается с трех взаимосвязанных позиций, — а именно: как тип поселенияорганизационная форма инновационной деятельности, сфера проявления нового уровня социально-экономических отношенийобразовательное пространство играет значительную роль.

Образовательное пространство — это образование, выделяемое по территориальному и производственному критерию. Внешне образовательное пространство ДВжд представляет собой < совокупность образовательных учрежденийкоторые направлены на поддержание оптимального функционированиявсех уровней и форм образования, и материальных средств, требуемых для этого. Содержательную сторону образовательного пространства* составляет совокупность норм, правил, регулирующих отношения вокруг него:

Роль образования в освоениисоциального пространства проявляется через его функциональнуюсистему. Как элемент системы образования образовательное пространство выполняет ряд функций, которые имеют специфическое проявление непосредственно в социальном пространстве. Это влияние на формирование профессиональной структуры социального пространства, как в качественном, так и в количественном измерениисоздание благоприятной среды дляэффективной организации производственных процессовучастие в инновационной-деятельности.

Оптимизация функцийобразовательного пространства способствует процессу освоения и развития социального пространства.

Всвоей работе автор придерживается мнения Отом, что предпосылкой эффективного управления развитием системы образования является адекватное понимание ее социальной природы, функций и внутренней структуры. Отсутствие в социально-научной литературе общей функциональной и структурноймодели образования не позволяет полно оценить взаимосвязи образования с другими общественными подсистемами, определить тенденции развития института образования, цели и последствия решений в области образовательной политики, ведет к приписыванию ей не свойственных или недооценке реальных функций, недостаточному структурному развитию системы образования.

Стремление к выработке подобных моделей и признание нерелевантности педагогики в вопросах образовательной политики ускорили развитие социологии образования, но ряд внутренних и внешних причин долго не позволяли ей обрести четкое понимание объекта и предмета, базовых категорий и приоритетов. Вследствие этого, необходимо интенсифицировать инновационные процессы в образовании, хотя нужно учесть, что усилия в этом направлении будут мало продуктивными, если не обеспечить эффективного управления процессами изменений, и что такие системы нужно строить, опираясь на современное педагогическое, психологическое и управленческое знание.

В данной работе мы попытались выделить наиболее актуальные и перспективные проблемыпрофессиональной подготовки специалистов для железнодорожного транспорта, этапы становления их содержания, установить < возможные изменения в динамике развития личности, что, в свою очередь, должно стать основой в разработке программы повышения компетенции работников учебных заведений и объединения усилий творчески работающих педагогов.

Образовательное пространство ДВжд как элемент системы образования испытывает проявление тех же самых противоречий, что и вся система образования в целом. Одно из основных противоречий — это противоречие между требованиями, — предъявляемыми к системе образования со стороны общества и государства, общественными потребностямии существующими условиями их выполнения и удовлетворения.

Комплекс требований к системе образования направлен, прежде всего на развитие и прогресс, а формирование условий для их достижения. осложняются политическими, экономическими, демографическими, юридическими проблемами.

В итоге деятельность образовательного пространства ДВжд направлена на решение собственных проблем, свойственных как для всей системы образования, так и специфических (отдаленность региона, ориентация на проблемы подготовки специалистов для системы МПС).

Особенностью нашего подхода является рассмотрение процесса становления будущего специалиста в единстве профессионального и социального развития личности студента.

Выбор такого сложного построения модели обусловлен глубоким анализом разработанных учебными заведениями целевых программ подготовки специалистов, а также анализом научной литературы.

Для" того, чтобы обеспечить эффективное соединение профессионального обучения с производительным трудом, необходимо более четко определить конечные результаты. Естественно, что этим результатом должны быть определенные знания, умения, навыки.

Анализ изучения данной проблемы убеждает нас в том, что в учебных заведениях, как это не парадоксально, нет четкого и осмысленного представления о процессе формирования умений и навыков и что содержание профессиональной подготовкиоторвано от поступательного и целенаправленного развития личности студента.

Это привело нас к идее о необходимости изменения традиционной модели — от учебной программы к квалификационным характеристикам на другую модель — от четкого определения конечных профессиональных умений и навыков к учебным программам. То есть проектировать содержание профессиональной деятельности студентов с позиции поэтапного формирования умений и навыков.

В самом процессе профессиональной • подготовки можно выделить два (только внешне) автономных процесса:

1. организованный инженерно-педагогическим коллективом процесс формирования необходимых профессиональных знаний и умений, оптимально удовлетворяющих потребности рынка труда;

2. процесс становленияличности, где сама личность будущего специалиста выступает главной действующей силой.

Этот процесс не всегда связан с получаемой профессией, моментом же связи их является мотивация.

От особенностей мотивации, зависит отношение к учебной и последующейпрофессиональной/ деятельности, успешность адаптации, эффективность и: качество труда. Поэтому качество профессиональной подготовки нельзя вывести непосредственно из логики учебно-профессиональной деятельности. Необходимы, условия, прикоторых эта деятельность приобрела бы личностный: смысл, становилась источником' саморазвития и делала его субъектом собственного профессионального становления.

Оба этих процесса находятся в диалектическом единстве и противоборстве, и существовать друг без друга не могут. Трудно сказать, какой из них, в каждый отрезок времени,. является ведущим, а какой-— ведомым.

Такой подход, приводит нас к отказу от стереотипного видения подготовки специалистов как двухфазного процесса: организация/ учебно-профессиональной — деятельности студентов, и как результат — выпускник, наделенный определенной суммой знаний и умений.

В данной модели мы пытаемся поставить. студента не просто в центр учебно-воспитательного процесса, а сделать его соавтором собственного развития.

Предлагаемая нами модель управления инновационными процессами в образовательном пространстве представляет собой конкретизацию и синтез двух ключевых идей: идеи системного управления процессами выявления и решения проблем и идеи деятельностного подхода к построению личностно ориентированных образовательных систем. Ее практическое применение позволит педагогическим коллективам учебных заведений иначе, чем раньше, увидеть и оценить то, что необходимо делать уже сегодня, и, самое главное, более четко увидеть перспективы образовательного пространства, его желаемое и возможное в существующих условиях будущее, а также пути и средства динамики его развития.

Это нельзя назвать законченной моделью профессионального становления будущего специалиста. Это скорее, прогнозируемая ориентацияконечных результатов и целевых установок в деятельности инженерно-педагогических работников.

Тем не менее, осуществление внедрения принципов функционирования в деятельность образовательного пространства, способствующих эффективному освоению социального пространства, возможно с помощью достижения парадигмальной и структурно-функциональной моделей, которые направлены на превращение образовательного пространства в активного субъекта социального пространствакоторое представляет собой интегрированную систему, работающую в режиме единых целей и задач.

Формирующийся рынок труда заинтересованв технически грамотных специалистах, с креативными способностями, критическим и творческим мышлением. Поэтому основной акцент в учебно-воспитательной работе должен быть сделан на осмысление содержания поэтапного формирования профессиональных и социальных навыков.

Проведенный ряд исследований и анализ сложившейся ситуации позволяет лучше увидеть свои слабые и сильные стороны, необходимость переосмыслить свою собственную деятельность, свои научные позиции.

Планирование развития образовательного пространства, таким образом, должно стать средством собственного развития личности.

Роль образовательного комплекса в государстве трудно назвать решающей — но лишь потому, что в жизни целой страны невозможно указать некое единое главенствующее направление. Особенность и значение сферы образования правильнее определить как всеобъемлющие.

Позиция автора состоит в том, что перспективы образования во многом зависят от того, что мы, те, кто занят подготовкой будущих специалистов для железнодорожного транспорта, делаем сегодня. Наши профессионализм и устремления стоят того, чтобы принимать на себя ответственность за свое будущее. Непременным условием углубления и реализации целевого подхода в моделировании компетентного специалиста является наличие постоянно действующих творческих групп, всесторонняя поддержка людей, способных к творческому решению стоящих проблем.

Проведенное исследование не полностью охватывает весь спектр вопросов, касающихся организации деятельности и функционирования образовательного пространства в структуре социального пространства. Следующим этапом научной работы в этом направлении может стать расширенное исследование потребностей социального пространства ДВжд через анализ социально-демографической структуры его населения, через выявление приоритетных направлений деятельности и оптимальных вариантов структурно-функциональных моделей образовательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Высшее образование в России. 1992. — № 3.
  2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 123-Ф3
  3. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». //Собрание законодательства РФ. 17 апреля 2000 г. — № 16.
  4. О.С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, — 1983. — 166с.
  5. А.Н. Системное познание мира (Методологические проблемы). М., — 1985. — 130с.
  6. Н.А. Социальное развитие регионов. М., — 1985! — С.142 147.
  7. Р. Планирование будущего корпорации. М., — 1985. -С.38−39-
  8. Активные формы и методы обучения в вузе. Тезисы докладов. -Рязань, — 1994: — 176с.
  9. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, — 1968.144с.
  10. Ю. Амосов Н. М. Моделирование социальных процессов. М., -1970. — 184с.
  11. Н.С. Социально-территориальная общность как среда жизнедеятельности человека// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Хабаровск, 1997. — 26с.
  12. П.Ф., Байденко В. И., Коломенская А. П., Семушина JI.F. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. Научно-методический центр среднего профессионального образования. -М., — 1996.-362с.
  13. Я.У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России. М., — 1998. — 432с.
  14. Н.Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. Новгород, — 1999. -440с.15:Байденко В. И- Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М., 1999.- 296с.
  15. Н.М. Молодежь в реформируемом обществе: тенденции и потенциал развития. // Молодежь Востока России: Мозаика рубежа века.- Хабаровск, ДВАГС. — 1999, — с.6−7.
  16. С.Г. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии / Научн. ред. С. Г. Батищев. -М., 1969. — 110с.
  17. О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме.//Вопросы философии. 2000, — № 2 — С. 115−139.
  18. О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала.//Вопросы философии 2001, № 1 — С. 143−160.
  19. П. Образование взрослых в промышленно развитых странах. Перспективы. — 1992, — № 4, — с. 13.
  20. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М-, — 1988. — 98с.
  21. Бестужев Лада И. В., Варыгин В. Н., Малахов В. А. Моделирование в социологических исследованиях. — М., 1978. — 188с.23:Болотов В. А. и др. Проектирование профессионального образования. Педагогика, — 1997, — № 4, — С.66−72.
  22. В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. Педагогика. — 1992, — № 7−8, — С.49−54.
  23. Большой энциклопедический словарь./Под ред. А. Н. Азриляна. -2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997 — 864с.
  24. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии. Педагогика, — 1993, — № 5 — С.34−38.
  25. Буравихин. В А- Учитель и общество. Педагогика, — 1996, -№ 5, — С.60−63.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. — 1991. — 243с.
  27. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. — 110с.
  28. В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, — 1974: — 174с.
  29. Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Mi, — 1974. — 121с.
  30. Всемирная декларация? о высшем образовании для — XXI века: — подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. — № 3- - С. 29−35.
  31. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию 7/ Вестник высшей школы, 1999. — № 1. — С.31−33.
  32. Выбор профессии как социальная проблема: М., — 1975. — 142с.35- Гавриков A.JI. Теоретические основы? развития региональногоуниверситета //Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб., — 2001. — 31с.
  33. Гальперин П. Я: Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».? М, 1965. — 67с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: М., -1994.
  35. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., — 1995.
  36. B.C. Нравственные аспекты гуманизации обучения в техническом вузе. Калининград, 1998. -210с.
  37. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. Педагогика. 1987.. № 7. — С.34−39
  38. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. -№ 8. С.7−11.
  39. .С. Философия образования. М., 1998. — 423 с.
  40. Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991. 386с.
  41. Г. В. Новая Россия: общее образование и образующееся общество .//Педагогика. 2000! — № 6. — С.3−12
  42. Глинский: Б-А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М., — 1965: — 284с.
  43. В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Д., — 1981. — 133с.
  44. В.Г. Сохраним воспроизводство и обеспечим развитие интеллектуального потенциала в регионах России // Вестник МАН ВШ: 1999. № 2(8). — С.27−31.
  45. Ю. © различных точках зрения на процессы развития образования // Вестник высшей школы. — 1998. № 10. — С. 12−15.
  46. . Образование: сокрытое сокровище. — Университетская книга. 1997. — № 4, — с. 26−36.
  47. Л.И. Проектирование технологии обучения на основе моделирования. Специалист, — 1999. — № 3. — С. 19−21.
  48. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., — 1979.' - 157с.
  49. Э. Социология образования. — М., -1996. 425с.
  50. В.И. Методология: и методика дидактического исследования. М, — 1986. — 264с.
  51. Загвязинский В. И: Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Сб. научн. тр.: Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, — 1990, — с.5−15.
  52. Т.И., Рывкина Р.В. Влияние процессов урбанизации и индустриализации на социально-экономическое развитие села
  53. Социально-экономическое развитие села и миграция населения. /Под ред. Т. И- Заславской. Новосибирск, 1972, с.6−25.
  54. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, — 1974: — 178с.
  55. Г. Е. Социология образования. В 2ч.? Екатеринбург, 1993−1994-
  56. Г. Е. Социологическая теория и отраслевое знание./Проблемы теоретической социологии. СПб.:ТОО ТК «Петрополис», — 1994. — 248с.-59: Здравомыслов А. Г. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993- 245с.
  57. С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Jli, — 1974. — 176с.
  58. ИконниковаС.Н, Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Л., — 1982. — 112с.
  59. В. Социология: структуралистско-конструктивистский подход. М., — 2003- - 185с.
  60. Инноватика в обучении и переподготовке педагогов- Сб. тезисов докладов. — Новокузнецк, — 1994. — 284с.
  61. Инновационные методы обучения в вузе. Сб: научн.тр. -Мурманск, — 1993.-280с.
  62. Информационные материалы- об? основных результатах 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО и основных задачах ЮНЕСКО в XXI веке в области образования.//Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 10. — С.3−6.
  63. История социологии в Западной Европе и США. М., — 1993, -С. 180/453с./.
  64. Калашников B. JI: Непрерывное развитие системы образования (Образование в XXI веке). Образование в регионах России и СНГ. -2000,-№ 1(9).-С.13−14.
  65. А.Г. Социология регионов. — М., -1996. 98с.
  66. К вопросу о Доктрине российского образования (материалы исследовательского центра качества подготовки специалистов) // Вестник высшей школы. 1998. — № 7. — С. 33−35.
  67. Как разработать программу развития школы. М., — 1993- - 214с.
  68. И. Сочинения. В 8-ми т. Т.8. Чоро, 1994. — 399с.
  69. Количественные методы в социологических исследованиях. -Новосибирск, 1964. — 364с.
  70. Кон И. С. Социология личности. М., — 1967. — 212с.
  71. , Н.В. Управление развитием педагогического вуза. Научное издание. Сургут: РИЦ СурГПИ, — 1999- - 386с.
  72. Н.В. Управление инновационными процессами в условиях преобразования педагогического учебного заведения: от училища к колледжу. Сургут: РИЦ СурГПИ, — 1999- - 426с.
  73. Н.В. Мониторинг образовательного процесса. Опыт управления педагогическим процессом в вузе. Часть 1,2. -Сургут, 1999- -480с.
  74. Краткий словарь по социологии. М., — 1991. — с.357
  75. КонтО. Курс положительной философии. СПб., -1899. -426с.
  76. А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших заведений. Екатеринбург: Деловая книга,, 1998. — 384с.
  77. Е.Ф. Реализация идеи непрерывного профессионального образования. Среднее профессиональное образование. — 1998, — №№ 7−8.
  78. Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., — 1970. — 286с.
  79. Г., О.Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М., 1981, — 156с.
  80. К.И. Целевая индустриальная подготовка специалистов в вузах. М., — 1992, — С. 16−17.
  81. Е.И. Российская социология XIХ-началаХХ в. М., 1993.-543с.
  82. В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1990.- № 4.- С.33−38.
  83. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., — 1974.- 142с.
  84. В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск, — 1983. — 188с.
  85. А.П. Совершенствование направлений образования. -Астрахань, 1995.-137с.
  86. З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М., — 1997. — 264с.
  87. А.П. К проблеме подготовки конкурентно-способного рабочего и специалиста. / Молодежь востока России: мозаика рубежа века.- Хабаровск, 1999. — с.106−107.
  88. JI.H. Деловая игра в подготовке учителя. — М., 1996.- 122с.
  89. А.А. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.- 107с.
  90. А.А. Молодежь: ориентации и жизненные пути. -Рига, 1988.-103с.
  91. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1993, — с. 257.
  92. С. Эмпирическое социологическое исследование. -М., — 1975.- 180с.
  93. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика: Учеб. пособие / Ю. В. Попов,
  94. B.Н.Подлеснов, В. Г. Кучеров, Е. Р. Андресюк, В. М. Оробинский /ВолгГТУ. -Волгоград, 1997.-108с.
  95. И. Образование и наука на путях интеграции (региональная практика) // Высшее образование в России. — 1998. № 2.1. C.10−11.
  96. Национальная доктрина образования в России (Проект) // Университетская книга, № 9. — 1999. — С.34−39.
  97. В.К. Непрерывное образование российского педагога в условиях социально-экономических перемен. М., — 1997. -117с.
  98. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ.1992.- 2000с.-
  99. В.Я. Социология образования. Курс лекций. Часть первая. -М.: ЦСО РАО, 1998.- 191с.-
  100. И.Б. О моделировании сложных систем. М., -1965.-216с.
  101. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования./ЯТедагогика. 2000. — № 9. — С.3−10.
  102. Образование и ХХГ век: Информационные и коммуникативные технологии. М.: Наука, — 1999. — 191с.
  103. О национальной доктрине образования в Российской Федерации.//Бюллетень высшей школы. 2000. — № 11. — С.3−13.
  104. A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования/НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1998. — 204с.
  105. A.M. Теоретико-методологические проблемы развития образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб. — 1999. — 33с.
  106. В.Г. Система образования и НТР. Ереван, -1985.- 121с.
  107. Основы марксистско-ленинской социологии. / Под ред. F.B. Осипова. М., 1980.-288с.
  108. Общие итоги опроса молодежи Хабаровского края в возрасте 17, 24 и 31 год // Молодежь Востока России: три жизненные ситуации. Вып. 1−2. -Хабаровск, ДВАГС. — 1998. — с.90−136.
  109. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, — 1989. -194с.
  110. Основные направления политики кадрового обеспечения в условиях реформирования железнодорожного транспорта России. М-, -УМК МПС России, — 2002. — 464с.
  111. Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. А. А. Деркача. М., — 1995. — С.162−163.
  112. Основы социологии: курс лекций. /Отв. Ред. А. Г. Эфендиев. М.: Общество Знание России, 1993. — 184с.
  113. О национальной Доктрине развития образования Российской Федерации (материалы парламентских слушаний от 9 июня 1998 г.) // Вестник высшей школы. 1998. — № 10. — С. 10−27.
  114. А.П. Маркетинг образовательных услуг. М., -1995. -78с.
  115. Ю.В., Голова И. М., Суховей А. С. Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. — Екатеринбург: ИЭ, 1996.-48с.
  116. Перспективы развития системы непрерывного образования: Стратегия и будущее. / Под ред. Б. С. Герушинского. — М., -1990. -310с.
  117. В.А. Социология жизненного пространства. -М., 1995.-288с.
  118. Показатели деятельности вузов Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1998—1999 гг.: материалы зонального совещания в г. Владивостоке (20−22 марта 2000 г.). Владивосток, 2000. — 96с.125! Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. — М!, — 1993. 127с.
  119. В.К. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе // Роль методологии в развитии науки.- Новосибирск. 1985. — 206с.
  120. Прогностическая концепция целей и содержания образования. /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., — 1994. — 131с.
  121. А.И. Организация: системы и люди. М., -1983.-210с.
  122. В.Г. Модернизация высшего технического образования: Научное издание. Омск: Изд-во ОмГТУ, — 1996. — 180с.
  123. Рабочая книга социолога. М., — 1983. — 486с.
  124. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие.? М.: Наука. 1995. — 237с.
  125. Результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь России: три жизненные ситуации». — Центр соц. иссл. МГУ им. М. В. Ломоносова (Руководитель проекта Туманов С.В.), -1997.- 188с.
  126. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. М., — УМК МПС России, — 2002. — 330с.
  127. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., — 1995. — 272с.
  128. Российское образование: прошлое, настоящее, будущее- Сборник тезисов. М., — 1996. — 220с.
  129. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад Министра образования РФ В. М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования. //Бюллетень МО РФ. -2000. № 2- — С.3−19.
  130. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М., — 1998. — 664 с.
  131. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., — 1988. — 246с.
  132. .А. Молодежь и становление новой России // Молодежь-97: надежды и разочарования. Книга 1. М. — 1997. — 246с.
  133. В. Новая техника — старое общество: Кремневая долина. М.: Политиздат, 1988. — 252с.
  134. Г. И. Надежность результатов социологического исследования. JL, — 1981. — 188с.
  135. В. Образование как фактор национальной безопасности России // Вестник высшей школы. 1998. — № 3. — С. 3−7.
  136. В.А. Размышления о доктрине развития Ц образования в России // Университетская книга, 1999., № 11 — С.32−39.
  137. . Общество и образование. М., -1989. — 156с.
  138. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. -СПб.- 1997.-224с.
  139. Н. Социология: Пер. с англ. — М.: Феникс, 1 994 687с.-
  140. Ц. 148. Собкин B.C., Емельянов Г. А. Динамика становленияисследований по социологии образования (в период 60−90-х годов) //Труды по социологии образования. — М., 1993. — 268с.
  141. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в РФ. — М., 1998. — 326с.
  142. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.568с.
  143. П.А. Система социологии. Вступ.ст. А. В. Липского. В 2 т. М., 1993. 436с.
  144. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 году. М., — 1999. — 263с.
  145. Социально-профессиональные ориентации молодежи. — Тарту, 1977.-354с.
  146. Социология. Основы общей теории: Учеб./Г.В. Осипов, JI.H. Москвичев, А. В. Кабыца и др.- Под ред. Г. В. Осипова, JI.M.
  147. У Москвичева, — М.: -Аспект Пресс, 1996. 461 с
  148. Социология молодежи. Учебное пособие / Научн. ред. В. Т. Лисовский. Кн. 1−3. М., 1995.
  149. Спенсер Г. Fist principles. N. U. 1898. — р.46.
  150. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498с.
  151. В.В., Грачев В. А., Буслов Е. В. Проблемы совершенствования законодательного обеспечения образования в Российской Федерации // Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ. 1996. — № 21(45). — С. 13−17.
  152. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., — 1982. — С.72.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., — 1975.-211с.
  154. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. Вестник высшей школы, — 1983, — № 3. — - С.45−49.
  155. Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М., — 278с.
  156. Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. /Пер. с англ. М.: ООО Фирма «Изд-во ACT», Львов: «Инициатива», 1998.- 496с.
  157. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. -М., -1975. 178с.
  158. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., — 1986.248с.
  159. М.Х., Тальюнайте М. Й. Престиж профессий. -Вильнюс, 1984 — 184с.
  160. А. Уроки реформ//Высшее образование России, — 1998. № 3. — С.23−28.
  161. В.Н. Основы стратегии образования (Новая парадигма — императив устойчивого развития). Новосибирск, 1995. -288с.
  162. Ю.А. Образовательный комплекс в структуре технополиса: институционально-функциональные основы. /Автореферат диссертации. СПб, — 2001. — 24с.
  163. Управление организацией. Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., — 1998. — 133с.
  164. В.М. Россия образование — XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга. — 1999. — № 12. — С.3−10.
  165. В.М. Приоритеты страны и образования.//Вестник высшей школы. 2000. — № 4. — С. 17−19.
  166. В.М. Место дополнительного образования в системе российского образования. //Вестник высшей школы. 1999- - № 9. -С.3−8.
  167. Ф.Р. Социология образования. М., — 1980.386с.
  168. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. -Mi, 1990.-212с.
  169. Ф.Р. Социология образования //Социологические исследования 1994. № 8−9. — С.62−66
  170. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.668с.
  171. JI.B. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования (гуманитарный аспект). — Красноярск, 1994. 95с.
  172. Г. А. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., — 1984. — 178с.
  173. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь.-М.,-1985.-211с.
  174. В.Г. Общественное пространство. Воронеж, -1984.-326с.182! Черноволенко В. Ф., Оссовский В. А., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, — 1979. — 176с.
  175. Ю.А., Еремина С. В. Концепция обучения и развития личности. Специалист. — 1999. — № , — С.33−35. цг 184. Шелер М. Форма знания и образования // Человек. — 1992.- № 4. С.5−9.
  176. Шереги: Ф.Э., Харчева B.F., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. Mi, -1997. — 268с.
  177. В.И. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., — 1973. — 325с.
  178. П. Социология социальных измерений. М., -^ 1996.-236с.
  179. В.А. Моделирование и философия. М., — 1966.274с.
  180. Шубкин В. Н- Социологические опыты. М., — 1970.329с.
  181. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принцип реализации, структура научного обеспечения). Высшее образование в России. — 1994.- № 2, С. 13−26.
  182. В.П. Образование как ключевой фактор социально-экономического развития / Образование в регионах России и СНГ, № 1(9), — 2000. — С.27.
  183. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.20, — С. 47.
  184. В.П. Социальное время. — Ростов на — Дону, -** 1980. — 190с.
  185. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, — 1995. — 486с.
  186. Parsons Т. Essay in sociological theory. N. U., — 1964. -p.231−232.
Заполнить форму текущей работой