Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика социальной мобильности специалистов системы высшего образования: На примере республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А.Шипилов. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и будущем II Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. № 4- Гончарова М., Войтоловский Ф. Блинова О. Платить ученым сегодня, чтобы не покупать их завтра. // Время МН, декабрь 2002; Владимиров В., Кувалдин Ю. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2002. № 6. — С.28−33- Минеева О. Модель оплаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной мобильности
    • 1. Теории социальной мобильности в классической социологии
    • 2. Концептуальные подходы к исследованию социальной мобильности в отечественной социологии второй половины XX века и начала XXI века
  • Глава II. Процессы социальной мобильности специалистов системы высшего образования. (На примере республики Бурятия)
    • 1. Состояние и актуальные проблемы современной российской системы высшего образования
    • 2. Основные показатели процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования. (На примере республики Бурятия)

Динамика социальной мобильности специалистов системы высшего образования: На примере республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется усилением роли социальной мобильности в современном обществе. Социальная мобильность населения, которая характеризует направления и действующие механизмы изменения социального положения индивидов, наиболее полно отражает состояние социальной структуры общества и его социальную стратификацию.

Данные многочисленных эмпирических исследований и материалы статистики позволяют оценить общую численность лиц, оказавшихся за годы реформ в потоке нисходящей социальной мобильности, в 65−70% всего населения России1. Глубокие перемены, происходящие в современном российском социуме, специфическим образом преломляются в системе высшего образования. Преподаватели высших учебных заведений наряду с другими специалистами, продолжающими работать в государственных или муниципальных учреждениях и выполнять в обществе важные социальные функции, оказались в потоке нисходящей мобильности. Уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране2. Специалисты вузов оказались в группе тех работающих, у которых произошло сокращение реальной заработной платы, но при этом потребность в них и число соответствующих рабочих мест не только не уменьшились, а даже увеличились.

Вместе с тем роль образования в развитии общественного производства и становлении постиндустриальной цивилизации неизмеримо возросла. В постиндустриальном обществе наибольшим спросом пользуется продукция, основанная на информации, на знаниях. Подготовкой специалистов — создателей этих ценностей — занимается высшая школа, и, в частности, преподаватели системы высшего образования. Таким образом,.

1 Беляева Л. А. Социальная стратификация и средний класс в России. — М., 2001. — С.51.

2 Доклад председателя правительства РФ, М. Фрадкова на заседании правительства 9 декабря 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004. № 10. — С.28 роль высшего образования и в особенности роль преподавательского труда не просто возрастает, но приобретает новое содержание и новые формы.

При этом по данным социологических опросов ни один преподаватель вуза не отнес себя к высшему классу. Зато 60% считают себя принадлежащими к низшему классу, а еще около 15% - к низшему слою среднего класса3.

Кроме того, преподаватели вузов крайне низко оценивают престиж своего труда. Оценивает престиж своей профессии выше среднего только каждый десятый преподавателькаждый четвертый — как средний, а почти две трети считают его ниже среднего4.

Утрата частью преподавателей веры в необходимость и престижность их труда, неопределенность перспектив карьерного роста — все это выдвигает в число первостепенных задач необходимость отслеживания процессов социальной мобильности в системе высшего образования в целях совершенствования руководства и управления.

Если в современной науке социальная мобильность на уровне общества, ее динамика, тенденции и механизмы рассматриваются активно, то социальная мобильность в отдельных социальных сферах и, в частности, системе образования, выпадает из поля зрения исследователей.

Назрела необходимость изучения процессов социальной мобильности специалистов в области высшего образования, а также факторов, влияющих на динамику такой социальной мобильности.

Результаты исследования процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования могут лечь в основу стратегии социальной политики, направленной на сохранение профессионального и образовательного статуса и потенциала специалистов.

3 Плаксий С. Сверэксплуатация преподавателей — главная угроза высшей школе и развитию России в XXI веке // Alma Mater (Вестник высшей школы) 2004. № 3 — С. 20 4.

Плаксий С. Сверэксплуатация преподавателей — главная угроза высшей школе и развитию России в XXI веке // Alma Mater (Вестник высшей школы) 2004. № 3 — С. 22.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью теоретической разработки проблем социальной мобильности специалистов в современном российском обществево-вторых, определением и исследованием социально-экономических факторов, влияющих на динамику социальной мобильностив-третьих, практической необходимостью разработки мер по регулированию процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования России.

Состояние научной разработанности проблемы. Современные теории социальной мобильности опираются на фундаментальные исследования социальной структуры классиков социологической науки и в силу этого отличаются многогранностью подхода к изучаемой проблеме.

Проблема социально-экономического деления общества, как научная проблема исследовалась еще древнегреческими философами. Анализ сословий встречается уже в «Законах» и «Государстве» Платона5, а также в «Политике» Аристотеля6.

Рассуждения Платона и Аристотеля оказали существенное влияние на становление теории стратификации как составляющей социально-политической философии. Внимание исследователей оказалось в той или иной мере обращено к данной проблематике. Однако особый толчок в развитии теория получает после XVIII века, в период, когда европейские общества трансформируются под воздействием развивающихся капиталистических отношений. В это время концепции, основанные на утверждении о естественной справедливости социального расслоения, уступают место теориям, основанным на тезисе о естественном состоянии и естественном равенстве индивидов. В этих условиях возникает новая необходимость анализа феномена стратификации. В работах Т. Гоббса,.

5 См. Платон. Государство // Платон. Собр.соч.: в 4 т. — М., 1994.

6 См. Аристотель. Политика. // Аристотель. Соч.: в 4 т. T.4. — М., 1984.

Ф.Бэкона, Ф. Вольтера, П. Гольбаха, Ж. Руссо данная тематика находит свое отражение7.

В школах классической социологии были заложены фундаментальные теоретические и методологические предпосылки теории социальной структуры общества. В отечественной социологической науке традиционно считается, что таких школ две: школа социальной стратификации, разрабатывающая принципы структурирования общества по стратам о.

О.Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, П. Сорокин) и марксизм, разрабатывающий принципы классового деления общества (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин9).

В основу социальной структурализации общества марксисты ставят классы, с четким определением сущности этих социальных групп, при этом, не отрицая наличия в обществе различного рода социальных слоев. Представители социально-стратификационного направления в основу процесса дифференциации общества ставят страты — группы людей, объединяемые по самым различным критериям и признакам.

В рамках школы социальной стратификации рождается теория социальной мобильности, родоначальником которой считается Питирим Сорокин. В основе социальной стратификации П. Сорокин выделил три формы: экономическое расслоение, политическую и профессиональную дифференциации. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической, профессиональной и других типов мобильности.

Внимание Сорокина к иерархии профессиональных групп является показательным. Вскоре после него, целый ряд исследователей (Б.Барбер,.

7 См: Гоббс ТЛевиафан // Избр.произв. В 2 т. — т.2- М., 1964; Михайленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. — М., 1975; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Трактаты. — М., 1969; Вольтер Ф. Избранные произведения. — М., 1947; Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. — М., 1978; Гольбах П. А. Избранные произведения в 2-х томах — М., 1963; Кочерян М. Т. Поль Голбах. -М., 1978; Западноевропейская философия XVII века. — гл.ЗМ., 1974; Философская энциклопедия, -т. 1-М., 1960.

8 Конт О. Социальная статика и социальная динамика. M., 1994; Спенсер Г. Основания социологии. — т. 1−2-СПб, 1898- Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. — Вып.1- М., 1972, — Он же. Основные понятия стратификации. // Социс. 1994. № 5- Сорокин П. А. Система социологии. — т.2. — М., 1993.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е издание, т.20- Ленин В. Т. Три источника, три составных части марксизма. ПСС, т.23.

К.Дэвис и У. Мур, С. Липсет и Р. Бендикс, П. Блау и О. Данкен10) также обращается к профессиональной стратификации.

Значительное место проблемам социальной структуры и социальной мобильности общества уделялось и уделяется в отечественной социологии. Исследования отечественных ученых дают основания для их определенной классификации: до реформ 90-х годов (период социалистического строительства) и после (период становления рыночной экономики).

В работах отечественных ученых дореформенного периода основное внимание было сконцентрировано на вопросах обоснования социально-классовой структуры советского общества, межклассового единства, отмирания классов11.

Во времена социалистического строительства, в отечественной социологической науке единственным и незыблемым подходом к исследованию социальной структуры считался классовый подход, в основу которого была положена сталинская триада — рабочий класс — класс крестьян (колхозное крестьянство), трудовая интеллигенция12.

В связи с господством классового подхода исследований социальной мобильности в СССР не было фактически до 60-х гг. Сама постановка вопроса требовала определенной научной смелости. Используются такие понятия, как «социальная подвижность» и, наконец, «социальное движение»,.

10 См.: Антонович И. И. Социология США: Проблемы и поиски решений. — Минск, 1976; Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. Перспективы, проблемы метода. — М.: Прогресс, 1972; Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. — М., 1961; Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. — СПб., 1996; Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация. — Вып. 1. — М., 1992; Липсет С. Политическая социология // Американская социология. — М., 1972; Л ипсет С., Бендикс Р. Социальная мобильность в индустриальном обществе // Проблемы социальной мобильности за рубежом. — М., 1974.

11 Изменение классовой структуры общества в процессе строительства социализма и коммунизма / Гл. ред. Г. Е. Глезерман. М.: ВПШ и АОН, 1961; Розенталь К. Я. Экономический строй и классы в СССР. М. — Л.: Гос. изд-во, 1929; Мануильский Д. Классы, государство, партия в период пролетарской диктатуры. — М.: Красный пролетарий, 1928; Социология в СССР / Под ред. Г. В. Осипова. — Т. I, II — М.: Мысль, 1965; Руткевич М. Н. Сближение классов и социальных групп на этапе развитого социализма в СССР. — М.: Знание, 1976; Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. — М.: Мысль, 1967.

12 Доклад И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» в 1936 г. // Сталин И. В. Соч. Т. 13 — М., 1997 -С.39- Его же. Вопросы ленинизма. — М., 1952. — С.550 социальные перемещения". Последнее утверждается как «советский вариант» понятия социальной мобильности после публикации в 1970 г. книги.

М.Н. Руткевича и Ф. Р. Филиппова под таким названием13. Причина этого была в том, что методологической базой теории социальной.

— ч мобильности является теория социальной стратификации, отрицающая само а*" — существование классов.

Первые исследования социальной мобильности связаны с именами.

Н.А.Аитова, М. Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова и других14. Благодаря их работам исследования мобильности заняли достойное место в социологии.

Социологи А. В. Матуленис, М. Титма, Э. Саар, А. Кирх подробно изучали особенности воспроизводства социальной структуры общества в процессе мобильности, разработали конкретные модели перемещений в пределах поколения и между двумя генерациями15.

Теоретические представление о мобильности, как трудовом поведении, обоснованы новосибирскими экономистами и социологами под.

16 руководством Т. И. Заславской. Особенности социальной мобильности молодежи стали предметом самостоятельного исследования в работах В. Н. Шубкина, В. С. Магуна, Г. А. Чередниченко, Е.И.Головахи17. Большую роль в дальнейшей разработке методологии понятия социальной мобильности сыграли советские социологи В. И. Бойко и Н.В.Васильев18.

13 Руткевич M.H., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — M.: Мысль, 1970.

14 См.: Аитов Н. А. Социальное развитие регионов. — М., 1985; Аитов Н. А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988; Региональные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. — М., 1983; Региональные проблемы социальной мобильности. — M., 1991; Руткевич М. Н. Образование в СССР как фактор социальной мобильности // Социология и идеология. — М., 1969; Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — М., 1970.

15 См.: Титма M.X., Саар Э. А. Молодое поколение. — М., 1980; Социальные перемещения в студенчестве / Под ред. M.X. Титмы. Вильнюс: Минтис, 1982.

16 Заславская Т. И. Методологические основы программные исследования производственно-профессиональной мобильности сельского населения. — Новосибирск, 1968; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. — М., 1991; Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. — Новосибирск. 1974.

17 См.: Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. — М., 1985; Шубкин В. Н. Социологические опыты. — М., 1970; Головаха Е. И., Магун B.C. Теоретические и методологические проблемы исследования профессионального самоопределения и трудового пути молодежи. — Киев, 1987; Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.

18 Бойко В. И., Васильев Н. В. Социально-профессиональная мобильность эвенков и эвенов Якутии. — M., 1981.-С. 19−21.

Вектор научного подхода к проблемам социальной структуры общества серьезно изменился с началом кардинальной трансформации российского социума, связанной с развитием рыночной экономики. С начала 90-х гг. исследования социальной структуры российского общества приобретает объемно-комплексный характер, включая анализ процессов на макрои микро уровнях. Теоретически и эмпирически изучаются вопросы особенностей основных критериев и показателей социальной стратификации, статусных и социально-демографических характеристик социальных групп и слоев, их социального и экономического потенциала и др.19 Значительное количество социологических работ отражает состояние и тенденции маргинализации населения и связанных с ней снижение трудовой активности и культурного уровня российских граждан20, возросло количество научных работ и прикладных исследований, посвященных процессам социальной мобильности21. В мониторинговых исследованиях социально-трудовой сферы появились специальные разделы с анализом социальной и профессиональной мобильности различных категорий населения .

В первые годы XXI века актуальные вопросы социальной мобильности отражены в работах З. Т. Голенковой, Е. Д. Игитханян, М. Ф. Черныша, В. В. Радаева, О. Е. Шкаратана, Л. А. Беляевой, Н. Е. Тихоновой, И. В. Мостовой, В. С. Тапилиной, Т. Ю. Богомоловой, И. И. Осинского, В. В. Затеева. В основе их концепций лежит социально-экономическая и социально-профессиональная мобильность. В большинстве случаев ученые рассматривают.

19 Заславская Т. И. Социально-экономическая структура российского общества // Экономические и социальные перемены. 1995. № 1- Зубова Л. Г. Социальное расслоение в России // Экономические и социальные перемены. 1995. № 3.

20 Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // Социс. 1991. № 10- Голенкова 3.T., Игитханян Е. Д. Социально-стратификационные процессы в российском обществе // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1995. № 4.

21 См.: Антонова В. К. Социальные аспекты динамики социального состава современного российского общества. Автореф.дис.канд.соц.наук. — Саратов, 1995; Белых Е. Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. — М., 1997; Голенкова З. Т. Процессы социального расслоения в современном обществе. — М., 1997.

22 Тенденции и проблемы развития социально-трудовой сферы РФ. (Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы). — М., 1998 внутрипоколенные перемещения в трансформирующемся обществе23. Образование, как механизм восходящей вертикальной мобильности, рассматривается многими исследователями со времен М.Вебера.

Социологами нашей страны исследовалась и проблема соотношения особенного и общего в социальных перемещениях. В научной литературе нашли отражение существенные характеристики социального развития ряда республик, экономических районов страны, отдельных наций. Особенности процессов мобильности изучались в некоторых общественных группах населения (студенчество, молодые рабочие, интеллигенция, крестьянство, научные работники)24.

Начиная со второй половины 90-х годов появились работы, которые.

Of ЛА посвящены проблемам мотивации, проблемам повышенной нагрузки, тяжелому материальному положению27 специалистов вузов, кадровой ситуации в вузах страны28. Беляева Г. Ф. и Горшкова И. Д. в 1998;1999 годах.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества (отв. ред. Голенкова З.Т.). М., 1996. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества / Отв. ред. 3.T. Голенкова. — M.: ИС РАН, 1995. Кн. 1,2- Социальная стратификация современного российского общества / Отв. ред. Л. А. Беляева. М.: ЦКСИиМ, 1995; Черныш М. Ф. Социальная мобильность в 1986;1993 гг. // Социологический журнал. 1994. № 2- Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. -М., 1970.

24 См.: Гендель В. Проблемы социальной подвижности молодежи при социализме. Автореф.дис.канд.филос.наук. — Л., 1971; Социальные перемещения в студенчестве. — Вильнюс, 1982; Горохова Т. К. Профессионально-образовательная мобильность молодых безработных в современном российском обществе. Автореф.дис.канд.социол.наук. — СПб., 1995; Матуленис А. А. Вюпочение молодежи в социальную структуру. — Вильнюс, 1983.

25 Байнова M.C. Мотивация труда преподавателей вузов России: концепция современного социального управления. Дис. кандхоциол.наук. — M., 2002; Ее же. Мотивация труда преподавателей вузов России: производная бедности или фактор развития? // Образование в регионах России и СНГ. — M., 2002. № 4(21). -С. 24−27- Дубицкий В. В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социс. 2004. № 1. — С.119−123- Богдан Н. Н. Мотивация профессиональной деятельности как основной фактор управления персоналом высшей школы в условиях рыночной экономики (региональный аспект). Дис. канд.социол.наук. -Новосибирск, 2003; Клещевский Ю. Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности. — Кемерово, 1999.

26 Плаксий С. Сверэксплуатация преподавателей — главная угроза высшей школе и развитию России в XXI веке // Alma Mater (Вестник высшей школы) 2004. № 3. — С. 16−22- Его же. Блеск и нищета российского высшего образования. — М., 2004; Арапов М. В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004.№ 6. — С30−40.

А.Шипилов. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и будущем II Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. № 4- Гончарова М., Войтоловский Ф. Блинова О. Платить ученым сегодня, чтобы не покупать их завтра. // Время МН, декабрь 2002; Владимиров В., Кувалдин Ю. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2002. № 6. — С.28−33- Минеева О. Модель оплаты труда преподавателей государственных вузов // Человек и труд. 2003. № 4. — С.82−84 2 Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. 2000. № 6 — С.7−19- Корольков В., Взятышев В., Романкова Л. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2. провели ряд исследований в МГУ и составили социологический портрет.

29 преподавателя этого вуза. В апреле 1997 года был проведен экспертный опрос проректоров по науке российских вузов по кадровым и организационным проблемам вузовской науки30.

С 2002 года по поручению Министерства образования и науки РФ Государственный Университет — Высшая Школа Экономики осуществляет мониторинг экономики образования. Такой мониторинг строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, специалистов и руководителей образовательных учреждений и предприятий.

На основании полученных данных проводятся аналитические исследования по различным направлениям: рынки образовательных услуг на федеральном и региональных уровнях, поведение семей на этих рынках, экономические процессы в сфере образования, состояние и развитие материально-технической и информационной базы, кадрового потенциала учреждений профессионального образования, взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда.

Тем не менее самостоятельных исследований, направленных на изучение собственно социальной мобильности специалистов вузов в отечественной социологии чрезвычайно мало. Диссертантом найдены только два исследования социальной мобильности научно-педагогических кадров высшей школы, однако эти исследования были проведены в 1989 и в 1992 годах, кроме того, оба исследования осуществлялись не с социологической j * точки зрения, а соответственно с философской и экономической .

Таким образом, проблема социальной мобильности специалистов в высшем образовании исследована недостаточно.

29 Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д. Университетские женщины: социологический портрет (по материалам социологических исследований, проведенных в 199 801 999 гг. в МГУ). — М., 2000.

30Кадровые и организационные проблемы вузовской науки. (Итоги экспертного опроса проректоров по науке российских вузов) — М., апрель 1997 г. www.informika.ru.

31 Мнухина T.A. Социальная мобильность научно-педагогических кадров высшей школы. Дис. канд.философ.наук. — М., МГУ. 1990; Краевская И. В. Мобильность научных кадров ВПК в условиях конверсии. Дис. канд.эконом.наук. СПб., 1993.

Все это обусловило постановку цели и задач исследования. Цель диссертационной работы — выявить и проанализировать факторы, влияющие на состояние и динамику социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия в современных условиях.

Для достижения указанной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ основных теоретико-методологических концепций исследования социальной мобильности в классической и современной социологии;

2. Дать оценку социально-экономического положения специалистов системы высшего образования Российской Федерации;

3. Исследовать характер и основные тенденции процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия;

4. Составить социально-демографический портрет специалиста системы высшего образования республики Бурятия;

5. Сформулировать рекомендации по оптимизации процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия.

Объектом исследования является социальная мобильность специалистов системы высшего образования республики Бурятия. Предмет исследования — факторы, влияющие на состояние и динамику социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия.

Теоретико-методологическая основа исследования. При решении цели и задач диссертационного исследования автор опиралась на принципы диалектико-материалистической теории познания социальных процессов, системный и конкретно-исторический подходы. В диссертации применены основополагающие идеи классовой дифференциации общества К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, принципиальные положения стратификационных теорий Г. Спенсера, М. Вебера, П. Сорокинаконцептуальные подходы современных отечественных социологов Л. А. Беляевой, З. Т. Голенковой, Т. Н. Заславской, В. В. Радаева, М. Н. Руткевича, Н. Е. Тихоновой, О. И. Шкаратана, М. Ф. Черныш.

При анализе современного состояния и тенденций социальной мобильности в российском обществе были использованы теоретико-методологические и методические подходы отечественных ученых в области социологии труда, экономической социологии, социологии управления.

Для получения эмпирической информации было проведено анкетирование по месту работы респондентов.

Документальная и эмпирическая основа исследования:

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. — 1996. — 23 января.

Федеральный закон «Об образовании» № 144-ФЗ от 16 ноября 1997 года. — М., 1997.

Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об Образовании». — М., 2001.

Закон о занятости населения РФ. — М., 2001.

Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. — М., 2000.

Результаты анализа статистических данных РФ с 1925 по 2004 гг.;

Результаты анализа статистических данных республики Бурятия с 1994 по 2004 гг.;

Результаты мониторинга экономики образования, осуществляемого ГУ ВШЭ (Москва) с 2002 по 2005 гг.;

Результаты социологического исследования, проведенного автором в ноябре-декабре 2004 г. на территории республики Бурятия. Опрошено 379 специалистов системы высшего образования. Из них: 3 проректора, 9 деканов, 31 заведующий кафедрами, 37 профессоров в составе кафедр, 73 доцента в составе кафедр, 102 старших преподавателя, 124 преподавателя и ассистента.

Вторичный анализ результатов всероссийских социологических исследований, осуществленных российскими социологами: Л. А. Беляевой (Социальная стратификация и средний класс в России, 2001) М. Н. Руткевича (Трансформация социальной структуры российского общества, 2004), Н. Е. Тихоновой (Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности, 2000), В. С. Тапилиной и Т. Ю. Богомоловой (Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр, 2004), Н. Н. Седовой (Потенциал трудовой мобильности, 2004), М. С. Байновой (Мотивация труда преподавателей вузов России: концепция современного социального управления, 2002), Н. Н. Богдан (Мотивация профессиональной деятельности как основной фактор управления персоналом высшей школы в условиях рыночной экономики (региональный аспект), 2003).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

Диссертационная работа представляет собой одно из первых социологических исследований социальной мобильности специалистов системы высшего образования в отечественной науке. На основе результатов исследования:

Определены факторы, влияющие на состояние и динамику социальной мобильности специалистов системы высшего образования России. Установлено, что такими факторами являются: 1) уровень заработной платы- 2) наличие или отсутствие возможности карьерного роста- 3) социально-психологический климат в коллективе- 4) уровень рабочей нагрузки- 5) пол и возраст- 6) тип образования, полученного специалистом.

На основе проведенного анализа дана крайне неудовлетворительная оценка социально-экономического положения специалистов системы высшего образования по следующим параметрам: 1) уровень оплаты труда- 2) уровень нагрузки на одного преподавателя- 3) количество студентов, приходящихся на одного преподавателя- 4) возможность карьерного роста.

В результате эмпирического исследования выявлено, что социальная мобильность специалистов высшего образования характеризуется низкой интенсивностью. Потенциал добровольной мобильности (Добровольная мобильность индивида — это мобильность индивида, осуществляемая им по собственному желанию) составляет 23,8%. Потенциал вынужденной мобильности (Вынужденная мобильность индивида — это мобильность индивида, осуществляемая им в силу различных обстоятельств, но не по собственному желанию) равен 7%. Группа наиболее устойчивой занятости всего 12,3%.

На основе проведенного исследования составлен социально-демографический портрет специалиста системы высшего образования республики Бурятия. Основными чертами являются: 1) преобладание женщин среди профессорско-преподавательского состава- 2) сравнительно низкая доля работающих по совместительству (11,9%), что в два раза ниже общероссийского показателя) — 3) родители большей части преподавателей работали служащими- 4) среднедушевой доход составляет от 2 до 5 тысяч рублей- 5) срок работы в одной должности преимущественно от 2 до 5 лет и от 6 до 10 лет- 6) основная часть специалистов относит себя к группе не выше среднего слоя- 7) в аспирантуре обучалась подавляющая часть специалистов (80,2%). На курсах повышения квалификации за последние 5 лет обучалась половина профессорско-преподавательского состава (50,7%) — на стажировках в других странах — всего 4,5%- 8) подавляющая часть (63,9%) специалистов имеют гуманитарное образование- 9) значительная часть (58,8%) не имеет научного звания.

Сформулированы рекомендации по оптимизации процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия. В частности, в рамках внутренней политики вузов рекомендовано: разработать систему оплаты труда специалиста, которая будет учитывать качество и количество исполненной им работыограничить срок пребывания на руководящих должностей до определенного периода времени (4−6 лет) — организовать конкурсы на замещение руководящих должностей среди преподавателей и доцентовпроводить на регулярной основе специальные мероприятия для специалистов вузов с целью создания дружественных отношений членов коллектива друг с другом.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечены:

Теоретической проработкой проблемы, анализом фундаментальных трудов ведущих отечественных социологов по социальной структуре и социальным процессам.

Применением научно обоснованной методики сбора социологических данных, в частности анкетирования. В качестве выборочного метода использовался метод квотной выборки.

Корректным применением методов количественной обработки информации.

Практическая значимость работы.

Результаты данного исследования могут быть применены в практике управления социальными процессами в системе высшего образования. Полученные в ходе проведенной исследовательской работы теоретические материалы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию процессов социальной мобильности в системе высшего образованияпри чтении учебных курсов по социальной структуре и стратификации общества, социальным процессам, социологии образования). Методологические принципы, категории и ключевые понятия могут быть применены при проведении исследований проблем социальной мобильности.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены в выступлении автора на XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004» (12−15 апреля 2004 г., Москва, МГУ), а также публикациях: «Тенденции процессов социальной мобильности в современном российском обществе». // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. — Вып.З. — Воронеж: Воронежский Государственный педагогический университет. 2004; «Характер социальной мобильности в современном российском обществе». // Вестник Бурятского Государственного Университета. — Серия 5. Философия, социология. -Выпуск 10. — Улан-Удэ. 2004.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 12 приложений.

Выводы проведенного социологического исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Определены два источника трудовой мобильности 1) вынужденная- 2) добровольная.

2. Определены группы, находящиеся в зоне наиболее вероятной трудовой мобильности. Это те, кто, во-первых, оценивает вероятность потери работы как высокую, а, во-вторых, сам выражает желание сменить работу. Таким образом, потенциал вынужденной трудовой мобильности составляет 7%.

3. Определена группа наиболее устойчивой занятости — 12,3%. Это те, кто отрицает вероятность потери работы и не хотят менять работу.

4. Определена доля тех, кто видит (52,7%) и кто не находит (22,7%) перспективы своего продвижения по карьерной лестнице. Все те, кто не видит перспектив своего продвижения в карьере, хотят сменить работу (23,8%). Таким образом, потенциал добровольной трудовой мобильности составляет 23,8%.

5. Социальная мобильность характеризуется низкой интенсивностью. 67,3% изучаемых специалистов никогда не меняли работу за время работы в системе высшего образования (здесь не учитывались специалисты со стажем работы менее одного года). Интенсивность варьируется в зависимости от пола, возраста и типа образования.

6. Выявлены наиболее вероятные действия специалистов в случае потери ими своей работы. Молодежь приняла бы попытки устроиться на работу в государственные структуры (31,4%) и в коммерческие организации (27,6%). Лица пожилого возраста не стали бы искать работу вообще.

7. Проведена дифференциация вероятных действий специалистов в случае потери ими своей работы по типу полученного образования. Специалисты с гуманитарным образованием более других готовы устроиться на работу в государственные структуры (27,3%). В то время как работники технического профиля склонны устроиться на работу в коммерческие организации (24,1%). Работать в общей системе образования более всех согласны специалисты гуманитарного профиля (11,2%).

8. Половина изучаемых специалистов не хотела бы менять работу (51,5%). Более четверти хотела бы поменять место работы. Установка на подобную перемену в своей жизни актуальна прежде всего для молодежи до 30 лет и представителей средних возрастных групп до 50 лет (соответственно 33 и 37%). Те же, кто перешагнул 60-летний рубеж, в большинстве своем не хотят менять работу.

9. Желание сменить работу обусловлено неудовлетворенностью заработной платой (86% от числа тех, кто хотел бы сменить работу, отметили эту причину). Вторая по популярности причина — не устраивает профессия преподавателя в принципе — 9%. Также выявлено, что все, кого не устраивает психологический климат и рабочий коллектив, хотели бы сменить работу.

10.Две трети (64,9%) вынуждены заниматься дополнительной работой. В качестве дополнительной работы респонденты чаще всего отмечали подработку в других вузах (25,6%) и репетиторство (24,3%). Вместе с тем довольно велика доля тех, кто вынужден заниматься торговлей. В основном, торговлей приходится заниматься ассистентам, молодым преподавателям и старшим преподавателям. Встречаются случаи, когда на торговлю выходят и зав. кафедрой (4,2%), деканы (4,2%), зам. деканов (4,2%) и доценты (4,2%).

11 .Определены уровень удовлетворенности должностью, доходом, профессией, психологическим климатом и рабочим коллективом. Уровень удовлетворенности стабильно высокий по всем указанным параметрам кроме дохода и, частично, должности.

12.Продвижение специалистов вузов по карьерной лестнице отвечает предусмотренному поэтапному развитию специалиста вуза.

13.Составлен социально-демографический портрет преподавателя современной Бурятии.

Результаты проведенного исследования дают все основания утверждать, что профессия преподавателя устраивает большую часть специалистов вузов изучаемого региона. Желание сменить работу обусловлено преимущественно крайней неудовлетворенностью размером оплаты труда. Молодежь до 30 лет вполне могла бы продолжать работать в вузе в случае увеличения окладов. Данное исследование отражает тенденции, характерные в настоящее время для всего российского общества. Преподаватель вуза сверх-загружен и одновременно крайне не удовлетворен уровнем получаемого дохода. Налицо все факторы, способные отпугнуть и отпугивающие молодежь, которая должна прийти на смену старшим поколениям. Вместе с тем потребности общества в специалистах с высшим образованием растут.

На основе результатов проведенного социологического исследования диссертантом разработаны принципы оптимизации процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия с точки зрения взаимосвязи внешних и внутренних условий труда.

Внешние условия должны основываться на принципах совершенствования организации высшей школы в современных российских условиях, в том числе на большую ориентацию на потребителей услуг образования (государство, предприятия, студенты) — сокращение административных затрат и автономию вузов в вопросах кадрового обеспечениявыработку общих ценностей и ориентиров при подготовке студентов. Внутренние условия труда должны быть связаны с внешними, что подразумевает взаимосвязь отношения в обществе к труду вообще и отношения к труду в данной профессиональной категории, адекватность общественной оценки работы ее социальной значимости, адекватность социального статуса преподавателей экономическому, соответствие между содержанием работы и мотивирующими ее потребностями, соответствие потребностей условиям рынка труда. Внешние условия труда поддаются прямому регулированию. На внутренние факторы социальное управление может воздействовать косвенно, через обогащение содержания труда и повышения социальной значимости профессии преподавателя.

В свете вышесказанного рекомендации можно сформулировать следующим образом:

1. Разработка комплекса мер гуманитарного и организационного характера, направленных на повышение привлекательности профессии преподавателя среди молодежи.

2. Корректировка уровня оплаты труда специалиста высшей школы. В самой системе образования уже имеется значительный потенциал для повышения уровня зарплаты преподавателей. Уровень оплаты труда должен дифференцироваться с учетом качества проводимых преподавателем занятий, отзывов студентов о работе преподавателя.

3. Обеспечение гарантии занятости специалистов высшей школы.

4. Выдвижение более свободного ненормированного режима работы, практикующегося в образовательных учреждениях, как главного козыря в борьбе за трудовые ресурсы.

5. Поощрение и контроль администрацией вузов дополнительных заработков сотрудников. Источником дополнительных заработков является в первую очередь внутреннее совместительство.

6. Целенаправленная работа администрации вуза по поддержанию благоприятного климата в трудовом коллективе. Проведенные исследования показывают, что важными мотивами среди профессорскопреподавательского состава является сплоченность и дружественные отношения в коллективе.

Материалы исследования показывают, что проблемы социальной мобильности специалистов системы высшего образования требуют серьезного социологического анализа и обоснования. Развитие социально-управленческого подхода к процессам социальной мобильности преподавателей высшей школы позволит улучшить учет объективных условий мотивации и субъективной реакции на трудовые стимулы, упорядочить систему материального и нематериального стимулирования педагогической деятельности, повысить качество преподавательских кадров, уменьшить текучесть и привлечь молодых специалистов в вузы и, в конечном счете, повысить качество образования.

Заключение

.

Исследование социальной мобильности связано с исследованием социальной структуры общества. Однозначной дифференциации социальной структуры современного российского общества в настоящее время нет. Диссертационное исследование показало, что в современной отечественной социологии развиваются социально-классовое и стратификационное направления. Последние исследования отечественных ученых демонстрируют направление, в соответствии с которым классовая и стратификационная структуры дополняют друг друга при изучении социальной дифференциации общества.

В связи с неустоявшейся социальной структурой современного российского общества нет однозначного определения социальной мобильности, развиваются различные теории и подходы к социальной мобильности.

Диссертационное исследование показало недостаточную степень изученности процессов мобильности специалистов в системе высшего образования, и одновременно острую необходимость их исследования.

Социальная мобильность специалистов системы высшего образования в диссертации определена как процесс изменения специалистами своего положения в социальной структуре системы высшего образования, а также содержания, характера, условий преподавательского труда в результате добровольной или вынужденной смены, должности, квалификации, места работы.

Изучение состояния процессов мобильности специалистов в системе высшего образования показало наличие целого комплекса проблем, которые свидетельствует о кризисе системы высшего образования в целом. Основными из них являются:

1. Высокая нагрузка на преподавателя — 18−21 студентов на одного преподавателя.

2. Низкий уровень оплаты труда преподавателя вуза.

3. Многие молодые специалисты в принципе недовольны профессией «преподавателя». Недовольство обусловлено низким уровнем оплаты труда преподавателя. В этой связи молодые специалисты стремятся уйти из системы высшего образования в другие сферы.

4. Даже уже сложившиеся специалисты вынуждены заниматься торговлей. Большая часть преподавателей не может обеспечить приемлемый уровень жизни своим окладом, поэтому вынуждена совмещать несколько должностей, подрабатывать, уходить на низкоквалифицированную работу.

5. Значительная часть специалистов стремится сменить профиль деятельности и желает сменить место работы.

6. Значительная часть специалистов не видит перспектив продвижения по карьерной лестнице.

Вместе с тем, существует необходимость управления процессом социальной мобильности специалистов вузов в интересах всего общества, системы высшего образования и личности специалиста.

Потребность в исследовании, анализе, прогнозировании и эффективной организации управления различными процессами существует всегда. В особенности она актуализируется в переходные периоды жизни общества, когда происходит кардинальная смена политической системы, становление новой государственности. Следовательно, специфические условия и социальные механизмы воспроизводства состава высшей школы, продвижение специалистов по ступеням преподавательской карьеры, образования, квалификации — все это необходимо исследовать социологическими методами, чтобы в сочетании с другими способами научного познания получить объективную картину, характеризующую эти важные социальные процессы.

Проведенное автором исследование социальной мобильности специалистов системы высшего образования приводит к выводу о целесообразности дальнейшего совершенствования управления этим процессом и позволяет выработать некоторые предложения и рекомендации:

1. Выполнение всех существующих и намеченных программ по проблемам социальной защиты и повышению уровня заработных плат преподавателей.

2. Целенаправленная деятельность средств массовой информации, Министерства Образования по формированию позитивного общественного мнения по отношению к преподавательскому труду, повышению престижа профессии преподавателя.

3. Разработка комплекса мер гуманитарного и организационного характера, направленных на повышение привлекательности профессии преподавателя среди молодежи.

4. Корректировка уровня оплаты труда специалиста высшей школы с текущими заработками в конкретном регионе по профессиям, требующим аналогичной квалификации.

5. Обеспечение гарантии занятости специалистов высшей школы.

6. Выдвижение более свободного ненормированного режима работы, практикующегося в образовательных учреждениях, как главного козыря в борьбе за трудовые ресурсы.

7. Поощрение и контроль администрацией вузов дополнительных заработков сотрудников. Источником дополнительных заработков является в первую очередь внутреннее совместительство.

8. Целенаправленная работа администрации вуза по поддержанию благоприятного климата в трудовом коллективе. Проведенные исследования показывают, что важными мотивами среди профессорскопреподавательского состава является сплоченность и дружественные отношения в коллективе.

9. Целесообразно расширить исследовательскую практику по проблемам, связанным с социальной мобильностью преподавателей.

Рассмотренные проблемы не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности, содержания и механизмов социальной мобильности специалистов вузов. Они представляют собой лишь одну из попыток социологического изучения данного процесса и особенностей его протекания в сложившейся в системе высшего образования ситуации. Даже небольшое продвижение вперед в исследовании социальной мобильности представляется весьма полезным. Практика управления различными социальными процессами, происходящими в системе высшего образования, постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие внимательного анализа, решения, выработки практических рекомендаций.

Рассмотренные итоги и выводы исследования социальной мобильности показывают, что практическое решение ряда вопросов требует дальнейшего более углубленного изучения данной проблемы, экспериментальной проверки некоторых положений и выводов. Вполне актуально сегодня звучит предложение о необходимости проведения систематических исследований социальной мобильности специалистов системы высшего образования.

В целом, перспективы дальнейшего исследования социальных процессов, характерных для функционирования системы высшего образования, связаны с совместными усилиями представителей гуманитарных, общественных, естественных наук по изучению закономерностей, тенденций процессов социальной мобильности в целях создания благоприятных условий для профессиональной деятельности преподавателя, обеспечения стабильного функционирования как системы высшего образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 2004.
  3. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1996. — 23 января
  4. Федеральный закон «Об образовании» № 144-ФЗ от 16 ноября 1997 года. -М., 1997
  5. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об Образовании». М., 2001
  6. Закон о занятости населения РФ. М., 2001
  7. О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки: Указ президента РФ № 903 от 13 июня 1996
  8. Государственная под держка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы: Федеральная целевая программа: постановление правительства РФ № 1096 от 9 сентября 1996
  9. Федеральная программа «Развитие образования в России». — М., 1996
  10. Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом 10 апреля 2000 г. М., 2000
  11. Ю.Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. — М., 200 011. Концепция развития дополнительного профессионального образования в Российской федерации на 2000−2005 годы. М., 2000
  12. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. М., 1996
  13. Концепции содержания образования по образовательным областям: Аналитический доклад / Всерос.науч.-практ.конф. «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». — М., 2000
  14. Н.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001
  15. Национальная доктрина образования в РФ. Москва. Кремль. 15 января 2000 г. Одобрена решением Всероссийского совещания работников образования, утверждена Федеральным собранием.
  16. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1993.
  17. Государственные образовательный стандарт высшего профессионального образования. Изд.официальное. — М., 2000
  18. Прогноз потребности РФ в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года. — М., 200 019.0бзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в РФ. — М.: Изд-во «Весь мир», 2000
  19. Н.А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М., 1988
  20. М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность 2004. № 6
  21. М.В., Либкинд А. Н., Маркусова В. А., Минин В. А. Фундаментальные научные исследования в отечественныхпровинциальных вузах // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2004. № 5
  22. М.С. Мотивация труда преподавателей ВУЗов России: производная бедности или фактор развития? // Образование в регионах России и СНГ. 2002. № 4(21). С. 24−27
  23. И.Х. Роль высших учебных заведений Бурятии в формировании кадрового потенциала республики // Автореф.дис.канд.истор.наук. — Улан-Удэ: БГУ, 2000.
  24. . Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. Перспективы, проблемы метода. -М.: Прогресс, 1972
  25. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М., 1998
  26. Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. — М., 1961
  27. Е.Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. — М., 1997
  28. Ю.Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д. Университетские женщины: социологический портрет (по материалам социологических исследований, проведенных в 1998—1999 гг. в МГУ). М., 2000.
  29. Н.Беляева Л. А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М., 2001
  30. Т.Ю., В.С.Тапилина. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр. // Социс. 2004. № 12
  31. И.Богомолова Т. Ю., Тапилина B.C. Мобильность населения поматериальному положению: субъективный аспект // СоцИс. 1998. — № 12. — С. 28−33
  32. В.И., Васильев Н. В. Социально-профессиональная мобильность эвенков и эвенов Якутии. Н., 1981
  33. Болыпой толковый социологический словарь: В 2 т. — М., 19 991 б. Бурятия в цифрах. Статистический сборник. Улан-Удэ, 2004
  34. В.Садовничий. Реорганизация управления образованием и наукой и перспективные задачи высшей школы. Изложение выступления на заседании Совета Российского Союза ректоров. Ярославль // Alma Mater (Вестник высшей школы) № 3, 2004. С. 3−7
  35. М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. М., 1972, Вып.1
  36. М. Основные понятия стратификации // Социс, 1994, № 5
  37. А. Науку поднимут «поближе к звездам»? Спасут ли ее технопарки и удвоение ВВП вопрос без ответа // www.rbcdaily.ru от 26 января 2005 г.
  38. В., Кувалдин Ю. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2002. № 6. С.28−33
  39. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества / Отв. ред. М. Н. Руткевич и Ф. Р. Филиппов. М.: Наука, 1978
  40. А.А. Анализ профессиональной мобильности специалистов в условиях перехода к рыночным отношениям // Проблемы прогнозирования в современном мире. — Чита, 1999
  41. В.В. Образование в конце XX века: материалы круглого стола // Образование в РФ. М., 1994
  42. З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социс. 1999. — № 9. — с.22
  43. З.Т., Игитханян Е. Д. Социально-стратификационные процессы в российском обществе // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 1995, № 4
  44. Голенкова З. Т. Процессы социального расслоения в современном обществе. -М., 1997
  45. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988
  46. Е.И., Магун B.C. Теоретические и методологические проблемы исследования профессионального самоопределения и трудового пути молодежи. — Киев, 1987
  47. М., Войтоловский Ф. Блинова О. Платить ученым сегодня, чтобы не покупать их завтра. // Время МН, декабрь 2002
  48. Автореф.дис.канд.социол.наук. СПб., 1995-
  49. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И Лапин, Л. А. Беляева. М., 1996
  50. А.В. Проблемы теоретической социологии. -М., 1993
  51. В. И. Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. Т. 1,2. М., 2000
  52. В.В. О мотивации деятельности преподавателей ВУЗа // Социс. 2004. № 1. С.119−123
  53. Л.Г. Социальное расслоение в России // Экономические и социальные перемены. 1995, № 3
  54. В.Н. Социальное самочувствие россиян // Мониторинг общественного мнения. № 1 (69) январь-март 2004
  55. Изменение классовой структуры общества в процессе строительства социализма и коммунизма / Гл. ред. Г. Е. Глезерман. М.: ВПШ и АОН, 1961
  56. История социологии. Минск, 1993
  57. Кадровые и организационные проблемы вузовской науки. (Итоги экспертного опроса проректоров по науке российских вузов) М., апрель 1997 г. www.informika.ru
  58. С.А., Одегов Ю.Г Рынок труда. Проблемы формирования и управления. М., 1998
  59. В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. 2000. № 6 С.7−19
  60. В., Взятышев В., Романкова JI. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2.
  61. JI. Деньги или власть? Каналы мобильности в российском обществе // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1999. № 3
  62. Крутой пласт. Шахтерская жизнь на фоне реструктуризации отрасли и общероссийских перемен. М, 1999
  63. Ф. Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1970
  64. В.И. Полное собрание сочинений. 2-е издание. М., 1981. т.5, 12, 29, 39
  65. С. Политическая социология // Американская социология. — М., 1972
  66. С., Бендикс Р. Социальная мобильность в индустриальном обществе // Проблемы социальной мобильности за рубежом. Переводы и рефераты. — М., 1974
  67. В.И., Нехорошков С. Б. Динамика социальной структуры населения СССР. М: Финансы и статистика, 1982
  68. Д. Классы, государство, партия в период пролетарской диктатуры. М.: Красный пролетарий, 1928
  69. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое издание. М., 1962. Т. З, Т.25
  70. Материалы научно-практической конференции «Экономика системы образования: первый год мониторинга» 18 апреля 2003 г. М., ГУ ВШЭ. www.hse.ru
  71. Матуленис А. А. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.
  72. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск. 1974.
  73. О. Модель оплаты труда преподавателей государственных ВУЗов // Человек и труд. 2003. № 4
  74. Т.А. Социальная мобильность научно-педагогических кадров высшей школы. Дис.. канд.философ.наук. М., МГУ. 1990
  75. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. М., 2002. № 4.
  76. Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень 1 (3), 2004.
  77. Мониторинг экономики системы образования. Затраты домохозяйств на рынке высшего профессионального образования. Информационный бюллетень № 2,2003.
  78. И.В. «Социальное расслоение: символический мир метаигры». -М.: Механик, 1996.
  79. Н.Н.Седова. Потенциал трудовой мобильности // Мониторинг общественного мнения. № 2(70), апрель-июнь 2004. С.61−72
  80. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. — Улан-Удэ: Бэлинг, 1996
  81. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Госкомстат. 1987
  82. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в РФ. М., 2000
  83. Образование в России 2003. М., 200 372.0синский И. И. Интеллигенция: национальные и региональные проблемы: в 2ч. // Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты. Улан-Удэ: БГУ, 1997. — 4.2
  84. С. Сверэксплуатация преподавателей главная угроза высшей школе и развитию России в XXI веке // Alma Mater (Вестник высшей школы) № 3, 2004
  85. С.И. Парадоксы высшего образования. М., 2005
  86. Платон. Государство // Платон. Собр.соч.: в 4 т. М., 1993−1994
  87. Проблемы изменения социальной структуры советского общества / Под ред. Ц. А. Степаняна и B.C. Семенова. М.: Наука, 1968
  88. Проблемы исследований социальной структуры советского общества. — М., 1984
  89. Проблемы социальной мобильности, кн. 1, 2. Сер. Переводы и рефераты: За рубежом / Под ред. М. Н. Руткевича и Ф. Р. Филиппова. М.: ИНИОН, ИСИ АН СССР, 1974
  90. Процессы изменения социальной структуры в советском обществе / Под ред. М. Н. Руткевича. Свердловск: УГУ, 1967
  91. Процессы социального расслоения в современном обществе / Под ред. З. Т. Голенковой. М.: ИС РАН, 199 381. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1999
  92. Региональные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. — М., 1983
  93. Региональные проблемы социальной мобильности / Отв. ред. Ф. Р. Филиппов. М., 1991-
  94. Результаты опроса руководителей учреждений профессионального образования. М., ГУ ВШЭ. 2003
  95. К.Я. Экономический строй и классы в СССР. М.—Л.: Гос. изд-во, 1929
  96. Российский статистический ежегодник. М., 2003
  97. Я.М., Другое М. А., Кузина О. Е. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. Отчет по гранту № SP-01−2-1 Независимого института социальной политики. М., 2001
  98. .Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Избранное. Соч.т.1 М., 1961
  99. М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. 1999, № 4
  100. М.Н. Общество как система. — М., 2001. Очерк третий
  101. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. № 12. 2004. С.41−46
  102. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М.: Мысль, 1970
  103. Е.В. Анализ финансовых потоков в сфере высшего профессионального образования. Тезисы доклада (http://inf.hse.ru/mon.tezis6.doc)
  104. В.А. Кадры для науки // Высшее образование в России № 3, 2004
  105. Н. Социология. М., 1994
  106. П.А. Система социологии. М., 1993. Т.2.
  107. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
  108. Социальная стратификация / Под ред. С. А. Белановского. М.: ИНХП РАН, 1992. Вып. 1−3
  109. Социальная стратификация российского общества. М., 2003
  110. Социальная стратификация современного российского общества. Аналитическое обозрение. Отв.ред. Л. А. Беляева. -М. 1995
  111. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: ИС РАН, 1995. Кн. 1,2
  112. Социально-экономическое положение России. Январь-сентябрь 2002 г. -М, 2002. YII.
  113. Социальные перемещения в студенчестве / Под ред. М. Х. Титмы. Вильнюс: Минтис, 1982
  114. Социальные структуры и социальные субъекты / Под ред. В. А. Ядова. М. ИС РАН, 1992.
  115. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. -М., 1998
  116. Социология в СССР / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Мысль, 1965. Т. I, II
  117. Г. Основания социологии. — СПб, 1898, т. 1−2.
  118. И.В. Сочинения. Т. 13. -М., 1987
  119. Строительство коммунизма и развитие общественных отношений -М., 1966
  120. А.И. История и метод. СПб., 1869
  121. Тенденции и проблемы развития социально-трудовой сферы РФ. (Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы). М., 1998
  122. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. — М., 1980
  123. ИЗ. Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999
  124. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества (отв. ред. Голенкова З.Т.). М., 1996.
  125. Трансформация социальной структуры российского общества // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. Вып. З, М., 1996
  126. Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М.: Мысль, 1989.
  127. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983
  128. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка // Весь мир. 2003
  129. В.М. Социология. Ч. 1. М., 1917.
  130. Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1967
  131. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. — М., 1985
  132. М.Ф. Социальная мобильность в 1986—1993 гг.. // Социологический журнал. 1994, № 2-
  133. М.Ф. Трансформация российского общества. М., 1996
  134. П.А. Социальные технологии в процессах анализа и регулирования занятости молодежи в условиях регионального рынка труда // Автореф.дис.д.соц.наук. Улан-Удэ: БГУ, 1999
  135. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8, 2004
  136. Ф.Э. Кризис высшего образования // Вестник РАН. 1997
  137. А. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и будущем // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004. — № 4. — С.37−40
  138. О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. М., 1970
  139. В.Н. Властвующие элиты Сибири // Социологический журнал. 1995, № 1
  140. В.Н. Социологические опыты. М., 1970
  141. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч.2-е изд., т.21.
  142. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1999
  143. Е. Билет в средний класс // Российская газета. 2004. 9 февраля.
Заполнить форму текущей работой