Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый вклад в осмысление сущности возвышенного внесли работы, исследующие его специфику в системе основных эстетических категорий, где его сущность обосновывается с точки зрения единой диалектико-логической закономерности, модификации которой предопределяют внутреннюю структуру основных эстетических категорий, См.: Борев Ю. В. Основные эстетические категории. — М., I960- его же. Эстетика. Изд… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВОЗВЫШЕННОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    • I. Проблема возвышенного в домарксистской эстетике
    • 2. Возвышенное в марксистско-ленинской эстетике
    • 3. Специфика проявления возвышенного в искусстве
  • ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗВЫШЕННОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
    • I. Структура и специфика музыкального образа в аспекте эстетического анализа (диалектика содержания и формы)
    • 2. Музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного

Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы формирования нового человека в духе эстетических, политических идеалов и нравственных принципов коммунизма всегда были в центре внимания Коммунистической партии. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, «Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года», материалы июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС предъявляют к общественным наукам высокие требования по увеличению их вклада в разработку цроблем коммунистического воспитания, всестороннего гармонического развития человека, совершенствования общественных отношений и борьбы с буржуазными идеологическими концепциями. В условиях развитого социализма (фазы коммунистического общества), напряженной международной обстановки остается актуальной проблема формирования у молодого поколения строителей коммунистического общества высокой идейности, сознательности, воли, организованности, моральной чистоты, патриотизма, героизма, гражданственности, т. е. социальности в самом широком смысле этого понятия. Об этом говорил Ю. В. Андропов в докладе «Шествдесят лет СССР» *, в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», где, в частности, подчеркивается, что «народу, совершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое.

См. Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. — М.: Политиздат, 1982 г. р

См. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. — Коммунист, февраль, 1983, В 3. новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства — осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение. Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира" *. Являясь могучим средством эстетического, а через него политического и нравственного воспитания, формирующего оцределенное отношение человека к цриродной и общественной действительности, искусство воспитывает и вырабатывает осознанную ориентацию в мире эстетических, нравственных и политических ценностей. Отсюда следует, что для более эффективной социализации личности средствами искусства необходимо более сознательно и целенацравленно использовать возвышенные художественные образы, которые «.учат любви к Родине, стойкости в испытаниях». Ставя задачу воспитывать у людей социальные качества, партия требует, «чтобы герои цроизведений не замыкались в круге мелочных дел, а жили заботами всей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра. Нацротив, проявления безыдейности, мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей. Наши критики, литературные жур Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. — Коммунист, февраль, 1983, № 3, с. 12.

2 Брежнев Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХШ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — М.:Политиздат, 1981, с. 83. налы, творческие союзы и в первую очередь их партийные организации должны уметь поправлять тех, кого заносит в ту или иную сторону. И, конечно, активно, принципиально выступать в тех случаях, когда появляются цроизведения, порочащие нашу советскую действительность. Здесь мы должны быть нецримиримы. Партия не была и не может быть безразличной к идейной нацравленности нашего искусства" *. Специфика категории возвышенного обусловливает ее особую роль и значение в аспекте поставленных партией актуальных задач эстетического воспитания, что делает особенно важным теоретический анализ данной категории, изучение соответствующих ей феноменов в искусстве и их целенаправленное использование в художественной практике, поскольку, как отмечал Ю. В. Андропов на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС, «.самое умелое и умное преподавание, самое талантливое искусство не достигнут цели, если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движео ния вперед». Научный анализ этой категории позволит показать специфику объективации возвышенного в искусстве, дать методологическую основу для объективной оценки социальной значимости Произведений искусства и тем самым повлиять на его действенность в деле коммунистического воспитания благодаря действительно возвышенным образам, а не их суррогатам, а также преодолеть проявление субъективизма в выборе соответствующих художественных средств. Брежнев Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУТ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — М.: Политиздат, 198I, с. 83.

2 Андропов Ю. В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года. -Правда, 16 июня 1983 г.

Осознавая важность проблематики категории возвышенного, наша эстетика уделяет много внимания научному исследованию ее структуры и специфики*.

Особый вклад в осмысление сущности возвышенного внесли работы, исследующие его специфику в системе основных эстетических категорий, где его сущность обосновывается с точки зрения единой диалектико-логической закономерности, модификации которой предопределяют внутреннюю структуру основных эстетических категорий, См.: Борев Ю. В. Основные эстетические категории. — М., I960- его же. Эстетика. Изд. 3-е. — ГЛ., 1981; Гулыга А. Б. Опыт системного изложения эстетики. — Воцросы философии, 1966, № 10- Жаринов В. М. О систематизации категорий эстетики. — Философские науки, 1975, № 5- Зеленов Л. А. Процесс эстетического отражения. — М., 1969; Каган М.6. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е. — Л., 1971; Красностанов Э. Т., Средний Д. Д. Основные эстетические категории. — М., 1976; Крюковский Н. И. Логика красоты. — Минск, 1965; его же. Основные эстетические категории. — Минск, 1974; Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965; Лавринюк Н. С. Героическое в искусстве социалистического реализма. — М., 1981; Любимова Т. Б. Категория трагического в эстетике. — М., 1979; Малыгин В. А. О возвышенном. — Л., 1966; Муриан В. М. О принципе анализа эстетических категорий. — В кн.: Некоторые цроблемы методологии научного исследования. — М., 1968, вып.262, ч.2- Ска-терщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. -Философские науки, 1974, Л 3- Средний Д. Д. Основные эстетические категории. — М., 1974; Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. — М., 1972; Савилова Т. А. Эстетические категории. -Киев-Одесса, 1977; Тофтул М. Г. Система категориальных определений эстетического отношения и ее методологическая роль. -Черновцы, 1970; Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. — М., 1973; его же: Эстетические категории. — М., 1983; Ястребова Н. А. Категории эстетики в их отношении к идеалу. — Вопросы литературы, 1964, IIЯковлев Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. — Философские науки, 1977, № 4. что способствует более конкретному и логически обоснованному их осмыслению. Однако в советской эстетике существуют различные точки зрения на категорию возвышенного, что выразилось в выдвижении разнообразных и во многом противоположных ее определений. Одни авторы, исследуя «возвышенное» с точки зрения диалектики качества и количества, считают, что в его основании лежит преобладание качества над количеством (имеется в виду эстетический объект, субъект же цредполагается находящимся в единстве своих диалектически противоречивых полюсов рационального и чувственного)*. По мнению других, в возвышенном, наоборот, количество преобладает над качеством** (в качестве субъективной стороны отношения выступает «мера человеческого рода» или «идеальное»).Следует отметить, что эти исследователи порой не делают четких выводов подобного рода, однако из ряда формулировок у них логически вытекают такие следствия. С нашей точки зрения, противоположность данных подходов объясняется, во-первых, различным пониманием специфики и структуры эстетического как отношения, модификацией которого является «возвышенное», а во-вторых, недостаточной разработанностью системы категорий диалектической логики, црименение которых при построении системы основных эстетических категорий имеет существенное значение.

Следует отметить, однако, что в эстетике уже положено начало исследованию вопроса о систематизации категорий диалектической логики по принципу их субординации и координации, что позволяет См. Крюковский Н. И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. — Мн., 1974. См. Средний Д. Д. Основные эстетические категории. — М., 1974; Зеленов Л. А. Процесс эстетического отражения. — М., 1969; Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971. логически более строго обосновать структуру и специфику возвышенного. Таким образом, специфика и структура возвышенного в основном исследована достаточно основательно, хотя пока еще не выработан единый подход к цроблеме. Однако еще почти не исследована диалектически противоречивая структура художественного образа, в котором объективируется «возвышенное», т. е. цроблема специфики проявления возвышенного в искусстве, в особенности в музыкальном^. На наш взгляд, это объясняется в значительной мере тем, что исследователи специфики художественного образа сосредоточивают свое внимание преимущественно на его гносеологическом аспекте. Вследствие этого не всегда удается соотнести диалектико-логичес-куга структуру основных эстетических категорий и художественного образа и исследовать объективацию эстетических категорий в искусстве. Попытку поставить вопрос о проявлении возвышенного (героического) в музыке цредцриняла И. Чернова в статье «К проблеме гео роического в музыке». Представляют интерес в этом плане также о работы А. Сохора по проблеме координации структуры возвышенного с категориями теоретического музыкознания, Н. Очертовской по проблеме содержания и формы в музыке^, Н. А. Горюхиной по проблеме к музыкальной формы и стиля .

См.: Скатерщиков В. К. К разработке проблемы эстетических категорий. — Философские науки, 1974, J& 3, с. 57. о.

В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1977, вып. З, с.114−127.

См.: Сохор А. О природе и выразительных возможностях диатоники. — В кн.: Вопросы теории и эстетики щзыки. — М.: 1965, вып.4. См.: Очертовская Н. Об отражении действительности в музыке. -Л.: 1979. См.: Горюхина Н. А. Музыкальная форма и стиль: Автореф. диссер-тации докт.искусствовед.наук. — М.,, 1974.

Научная и идеологическая значимость исследования проявления возвышенного в музыкальном искусстве, недостаточная степень изученности данной проблемы послужили основанием для выбора теш диссертации. Для анализа логической структуры категории возвышенного автор использовал категории диалектической логики. Это дало возможность скоординировать «возвышенное» с категориями искусствознания и теоретического музыкознания и тем самым показать цроявление, объективацию абстрактной, общей категории эстетики в конкретной, чувственно воспринимаемой структуре музыкального образа. Думается, данный подход оправдан тем, что возвышенное на всех уровнях его цроявления исследовалось на основе единой, логически выдержанной, точки зрения.

Цель исследования заключается в попытке цроанализировать теоретические проблемы, связанные со спецификой и структурой основной эстетической категории возвышенного, структурой и спецификой музыкального образа, как особенного цроявления специфики художественного образа вообщепоказать субординацию и взаимосвязь категорий материалистической диалектики, эстетической категории возвышенного, теоретического музыкознания и тем самым раыдэыть специфику объективации возвышенного в музыкальном искусстве.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она посвящена анализу малоизученных аспектов цроблемы. К ним, в частности, относятся определения структуры и специфики возвышенного в аспекте диалектики содержания и формы, смысл которых раскрывается по-разному в зависимости от конкретного понимания специфики эстетического как отношения. К сожалению, до настоящего времени не выработано единого мнения по данному вопросу*. Почти не иссле См.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. — М. 1981. дована в научной литературе специфика и логическая структура музыкального образа, поэтому проблема объективации возвышенного в музыке решается в большинстве случаев чисто описательным путем. В связи с этим автор на основе системно-логического подхода к проблеме проявления возвышенного в музыкальном искусстве осуществил достаточно подробный историко-логический анализ категории возвышенного, системно-структурный анализ и синтез художественного образа, специфики проявления возвышенного в структуре художественного образа вообще и музыкального — в частности. В диссертации предцринята одна из первых в советской литературе попыток создания теоретической модели музыкального образа в аспекте проявления в нем диалектики содержания и формы и объективации эстетической категории возвышенного. Рассматривая различные аспекты комплекса проявлений возвышенного в музыке, автор использовал в качестве опосредствующих и конкретизирующих звеньев некоторые категории семиотики, которые, благодаря координации и субординации с категориями диалектической логики и эстетики, способствуют более конкретному пониманию цроцесса объективации возвышенного в музыке, благодаря их координации с категориями теоретического музыкознания.

Исследование данной проблемы позволило автору сделать ряд выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в художественной критике, музыкознании, системе эстетического воспитания, педагогической практике.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи: I) выявить точки зрения по специфике возвышенного в домарксистской и марксистской эстетике- 2) определить понятие возвышенного, его специфику и логическую структуру в соответствии с другими эстетическими категориями, т. е. в системном аспекте, который предполагает единый, логически строго выдержанный принцип классификации эстетических категорий- 3) раскрыть специфику художественного образа с точки зрения специфики и структуры эстетического отношения- 4) описать структуру и специфику музыкального образа в аспекте диалектики содержания и формы скоординированными с категориями теоретического музыкознания- 5) показать музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного через координацию с категориями диалектической логики и теоретического музыкознания- 6) предложить некоторые практические рекомендации по дальнейшему исследованию проявления основных эстетических категорий в музыкальном искусстве, способствующих, по мнению автора, активизации исследования данной проблемы в музыкознании.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, работы советских ученых-эстетиков, музыковедов, литературоведов, посвященные анализу эстетических, социальных, художественных, психологических и исторических аспектов возвышенного и специфики его проявления в искусстве. Руководствуясь методологией диалектического и исторического материализма, аппаратом категорий диалектической логики, автор исследовал проблему проявления возвышенного в музыке с точки зрения логической субординации и координации категорий диалектической логики, лежащих в основе эстетической категории возвышенного. В свою очередь, рассмотрение диалектико-логической структуры возвышенного через открывающуюся возможность субординации и координации с некоторыми категориями семиотики дало возможность, по мнению автора, более конкретно осмыслить и показать проявление возвышенного в музыке через координацию этих опосредствующих категориальных звеньев с категориями теоретического музыкознания. В силу преобладания логического аспекта в исследовании проблемы автор сознательно избегал в процессе исследования описательных определений и опирался на осмысление и раскрытие проблемы в системном аспекте. Логико-системный подход цредопределил рассмотрение категории возвышенного как результат оцределенного соотношения диалектических компонентов эстетического как отношения, цредставляющего собой многоуровневую систему, реализация которой в искусстве цредопреде-ляет и системный характер художественного образа.

Логическое описание проявления закономерностей, лежащих в основании возвышенного на основных, составляющих музыкальный образ, структурных уровнях, позволило, с нашей точки зрения, показать в интегрированном виде суть и специфику возвышенного музыкального образа.

— 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение проблемы проявления эстетической категории возвышенного в музыкальном искусстве, предпринятое автором настоящей работы, показывает, во-первых, что основной смысл этой категории обусловлен доминированием духовного над физическим, общественного над личным, рационального над чувственным, содержания над формой, общего над особенным и т. п. Проявляясь (объективируясь) в искусстве, возвышенное предопределяет собою стилевой тип художественного образа. Во-вторых, исследование координации и субординации, т. е. взаимосвязи эстетической категории возвышенного с категориями диалектической логики помогает уяснить конкретную специфику возвышенного и дает возможность связать их также с конкретными категориями теоретического музыкознания и показать проявление возвышенного в музыке.

Изучение возвышенного в этом аспекте открывает возможность более точно, логически строго и научно обоснованно описать диалектически противоречивую «вертикальную» и «горизонтальную» структуры музыкального образа и показать ее в категориальном состоянии возвышенного. Построенная нами теоретическая модель музыкального образа в состоянии возвышенного является действенной с точки зрения теории музыки и находит эмпирическое подтверждение в практике музыкального искусства.

Логическое, как очищенное от всего случайного историческое, есть его сущность и, как всякая сущность, представляется сухой и абстрактной. Однако, только благодаря этой сущности (теории) мы и способны объективно исследовать конкретный, живой, а подчас и случайный характер исторических явлений. Вследствие этого наша теоретическая модель может быть уподоблена своеобразной коорди.

— 163 натной сетке, с помощью которой мы можем более объективно определять степень соответствия или несоответствия «живых» музыкальных образов эстетической категории возвышенного, что будет способствовать преодолению субъективизма и вкусовщины в их оценке. Предлагаемый подход к исследованию проявления возвышенного в музыке, с нашей точки зрения, даст толчок к решению проблемы проявления всех основных эстетических категорий в музыке и активизации исследований в этом направлении как в эстетике, так и в музыкознании.

Опираясь на такой подход, можно создать теоретические модели стилевых типов музыкальных образов, в основании которых лежат все основные эстетические категории. Проведенные в этом направлении исследования во всех основных видах искусства создадут условия для сближения эстетики и искусствознания. Характерно, что у нас понятие музыкальная эстетика зачастую трактуется как нечто сугубо специфическое, не имеющее единого основания, которое бы объединяло музыку со всеми видами искусства в целом. Успешное решение вышеописанных цроблем еще более сблизит музыкальную эстетику с общей марксистско-ленинской теоретической эстетикой.

Построение коммунистического общества на современном этапе требует не только создания соответствующей материально-технической базы, но и воспитания нового человека, основным качеством которого должна быть гражданственность. Поэтому возвышенное играет исключительно важную роль в процессе эстетического воспитания, так как в наибольшей степени отвечает ценностной ориентации советского общества.

Социалистический строй делает осуществление коллективных прав и обязанностей трудящихся ведущей пружиной общественного.

— 164 прогресса. При этом вовсе не игнорируются интересы отдельного человека. Конституция предоставляет советскому гражданину широкие права и свободы и вместе с тем подчеркивает приоритет общественных интересов, служение которым и есть высшее проявление гражданственности" *. В этой связи результаты нашего исследования могут оказать большую помощь педагогам музыкальных школ, училищ, консерваторий. Как известно, цель обучения музыкантов заключается не только в том, чтобы развить и воспитать исполнительские навыки и дать им определенный объем знаний, но и в том, чтобы средствами изучаемого репертуара (музыкальными образами) целенаправленно формировать вкус, идеалы, социальные качества, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию интеллекта, исполнительской культуры, осмысленному подходу к музыкальным явлениям, а через них и к жизни в целом. К сожалению, очень часто в педагогической практике репертуар подбирается стихийно, необдуманно, педагоги в этом случае не «ведут» ученика, а «идут» за учеником. Не отрицая важности подбора репертуара с учетом специфических качеств ученика, мы, тем не менее, считаем, что для эффективного воспитания возвышенных идеалов и вкусов необходимо очень корректно, без нажима, не подавляя специфических способностей учащихся, предлагать им образы, возвышенность которых несомненна. Для этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы педагоги исходили не только из своей практики, но и теоретически осмысливали структуру возвышенного образа. Зная специфические качества учащегося, структуру воспринимающего аппарата его сознания, тип нервной системы, темперамент, запас и качество знаний и т. п., преподаватель сможет научно обоснованно, а не только Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист. Февраль 1983fJ? 3, c. I9.

— 165 лишь эмпирически, подобрать соответствующий репертуар в аспекте возвышенного и сознательно формировать вкус и идеал ученика в нужном обществу направлении, а через них и социальность в самом широком смысле этого понятия.

Знание специфики возвышенных музыкальных образов помогает музыкантам-исполнителям найти стилистический ключ к их интерпретации и предостерегает, например, от слишком чувственного прочтения Бетховена и рационального Шумана, Дебюсси. Оценка, с точки зрения проявления возвышенного (и остальных эстетических категорий) музыкального наследства поможет решить спор о стилевой его интерпретации, а также дать эстетический анализ имеющихся в звукозаписи интерпретаций. Автор надеется, что его исследование поможет музыкальной критике и лицам, ответственным за выпуск музыкальной продукции в продажу и эфир, найти объективный критерий для оценки музыкальных образов в аспекте возвышенного. Решение проблемы проявления возвышенного в музыке, таким образом, будет способствовать развитию системы и теории эстетического воспитания, а через него гражданского, нравственного, т. е. социального. На современном уровне развития эстетики актуальна и проблема проявления всех основных категорий не только в музыкальном, но и во всех видах и жанрах искусства. Решение данной проблемы будет способствовать эффективному воспитанию средствами искусства положительных качеств личности, строителя коммунизма. Возвышенное как раз и отвечает общественной потребности воспитания идейности, мужества, стойкости, воли, патриотизма, гражданственности, высокой нравственности. Автор надеется, что его исследование внесет скромный вклад в это социально значимое и ответственное дело.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414−429.
  2. К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219−368.
  3. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115−128.
  4. К. Введение (из экономических рукописей 1857−1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709−738.
  5. К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9.
  6. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  7. К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.1, 631 с.
  8. К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.2, 757 с.
  9. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343−347.
  10. Ю. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343−626.
  11. В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240−273.
  12. В.И. Философские тетради: Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». Полн.собр.соч., т.29,с.41−64.
  13. В.И. Философские тетради: Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн.собр.соч., т.29, с.77−218.
  14. В.И. Философские тетради: К вопросу о диалектике. -Поли.собр.соч., т.29, с.316−322.
  15. В.И. Философские тетради: Конспект книги Аристотеля «Метафизика». Полн.собр.соч., т.29, с.323−332.
  16. В.И. К истории вопроса о диктатуре: Заметка. Полн. собр.соч., т.41, с.369−391.
  17. Официально-документальные материалы
  18. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  19. Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. /23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. — Шс,
  20. Материалы совещаний, конференций и симпозиумов
  21. Законы эстетики: Материалы межвузовской теоретической конференции (1−3 февр. 1972 г.). Горький, 1972. — 87 с.
  22. Античная музыкальная эстетика. М.: Гос. музыкальное изд-во, I960. — 304 с.
  23. Античные мыслители об искусстве. 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1938. — 243 с.
  24. Аристотель. Поэтика, М.: Худож.лит., 1957, — 182 с.
  25. Аристотель, Физика. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1981, т.З. — 613 с.
  26. А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  27. . Избр.труды. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952, т.1. — 400 с.
  28. . 0 музыке Чайковского. Л.: Музыка, Ленинград, отд-ние, 1972. — 376 с.
  29. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 375 с.
  30. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. — 142 с.
  31. А. Хатынь: боль и гнев. Минск: Беларусь, 1972. -96 с.
  32. В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955, т.6. — 799 с.
  33. Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. — 237 с.
  34. Блинова М, Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 142 с.- 169
  35. Ю.В. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, I960. — 446 с.
  36. Ю.В. Эстетика. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. -270 с.
  37. Ю.В. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1971. -399 с.
  38. Буало. Поэтическое искусство. М.: Госполитиздат. Ленинград, от д-ние, 1957. — 231 с.
  39. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. — 125 с.
  40. А.К. Структура музыкального произведения. Л.-ДО.: Гос.муз.изд-во, Ленинград. отд-ние, 1948. — 257 с.
  41. В.В. Эстетика поздней античности. 2−3 века. М.: Наука, 1981. — 323 с.
  42. С.С. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. — 87 с.
  43. В.В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957. — 263 с.
  44. В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. — 370 с. с- ' Л. *2-е ^ / t гс <�•: • ^ у.
  45. Великий образ. /Ред.коллегия: доктор филологических наук, профессор В. В. Новиков и др. М.: Искусство, 1970. — 343с.
  46. Дж. Основания новой науки об общей природе наций. -Л.: Госполитиздат, 1940. 620 с.
  47. И.Н. Монументальная живопись Советской России. -Л.: Художник РСФСР, 1975. 67 с.
  48. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. — 284 с.
  49. Л.С. Психология искусства. 2-е изд., иецр. и- 170 доп. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  50. Г. В. ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968, т.1. — 212 с.
  51. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1969, т.2. — 326 с.
  52. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1971, т.З. — 621 с.
  53. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1973, т.4. — 676 с.
  54. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т* М.: Мысль, 1971, т.2. — 630 с.
  55. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Наука логики.- М.: Мысль, 1974, т.1. 452 с.
  56. С.С. О црироде эстетического творчества. -Изд-е Московского ун-та, 1977. 247 с.
  57. М. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Худож.лит., 1953, т.27. — 590 с.
  58. К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. — 272 с.
  59. Данте Алигьери. О народной речи. Пг.: 26-я Гос.тип., 1922. — 72 с.
  60. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.- 191 с.
  61. Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. — 320 с.- 171
  62. Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. -235 с.
  63. Г. Р. Воспитательная сущность героического в искусстве. Баку: Знание, 1981. — 50 с.
  64. Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. — 175 с.
  65. А. Конфронтации в эстетике. М.: Искусство, 1980. -238 с.
  66. Золтан Дениш. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 370 с.
  67. Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. М.: Искусство, 1982. — 367 с.
  68. А. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1965. — 535 с.
  69. История античной диалектики. М.: Мысль, 1972. — 333 с.
  70. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наукова думка, 1979. — 311 с.
  71. История марксистской диалектики. М.: Мысль, 1971. — 536с.
  72. История диалектики: Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1988. — 366 с.
  73. История философии в СССР: В 5-ти т. М.: Наука, 1971, т.4. — 829 с.
  74. История эстетики: В 5-ти т. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962, т.1. — 682 с.
  75. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1964, т.2. -835 с.- 172
  76. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1967, т.З. -1006 с.
  77. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1969, т.4: Первый полутом. — 783 с.
  78. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1968, т.4: Второй полутом. — 585 с.
  79. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1970, т.5. -856 с.
  80. М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
  81. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — 766 с.
  82. И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т.5. — 564 с.
  83. И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1964, т.2. — 510 с.
  84. А.В. Не только отражает, но и творит. М.: Сов. писатель, 1981. — 304 с.
  85. В. Театр и симфония. 2-е изд. — М.: Музыка, 1975.375 с.
  86. Э.Г., Средний Д. Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1976. — 62 с. «Эстетика», № 9.
  87. Ю. Прошлое и будущее романтизма. М.: Музыка, 1968. — 77 с.
  88. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980, вып.2. -268с.
  89. Критика и музыкознание: Сборник статей. Л.: Музыка, 1975.- 278 с.
  90. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1920, ч.1. -170 с.
  91. Н. Логика красоты. Мн.: Наука и техника, 1965.- 462 с.- 173
  92. Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. Мн.: Изд-во БГУ, 1974. — 286 с.
  93. Н.И. Кибернетика и законы красоты: Философский очерк. Ин.: Изд-во БГУ, 1977. — 254 с.
  94. Н.И. Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. — 303 с.
  95. Х.С. О полифонии. М.: Музыка, 1971. — 136 с.
  96. Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Гос.муз.изд., 1931. — 304 с.
  97. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука, 1981. — 267 с.
  98. Н.С. Героическое в искусстве социалистического реализма. М.: Знание, 1981. — 60 с. Сер. «Эстетика»,№ II.
  99. Г. Собрание музыкально-критических статей. М.: Изд-во Юргенсона, 1913, т.1. — 396 с.
  100. Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -206 с.
  101. А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, I960. — 304 с.
  102. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий.- М.: Искусство, 1965. 374 с.
  103. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
  104. А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927. — 263 с.
  105. А.В. В мире музыки. М.: Сов. композитор, 1971.- 540 с.
  106. А.В. Собр.соч.: В 8-ми т. М.: Худож.лит., 1967, т.7. — 734 с.
  107. Т.Е. Категория трагического в эстетике. М.: Знание, 1979. — 63 с. Сер. «Эстетика», В 2.
  108. Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т.: М.: Искусство, 1965, т.1. — 269 с.
  109. Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. — 615 с.
  110. Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. — с.350.
  111. Л. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — 534 с.
  112. Г. А. Процесс формирования субъективного и объективного момента музыкального творчества в эстетике Гегеля. Учен.зап.Азерб.ун-та: Сер.ист. и филос. наук, 1977,7, с.69−74.
  113. В. Мемориальный комплекс «Хатынь». Строительство и архитектура Белоруссии, 1970, № I, с.46−48.
  114. Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, февраль, JS 3, с.9−23.
  115. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. -Правда, 16 июня 1983 г.
  116. М.Г. Мышление, язык, семантика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974, с.90−128.
  117. В.Г. Категория возвышенного в эстетике Г.В.Плеханова и Н. Г. Чернышевского. В кн.: Писатель и лит.процесс. /Отв.ред. В. Г. Астахов. — Душанбе. Издат. ТГУ, 1978, вып.5, с.108−134.
  118. П.С. О чувстве. В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. — М.: Искусство, 1982, с.33−70.
  119. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восцриятия времени в музыке. В кн.: Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974, с.303−329.
  120. М.П. Физиологические основы ладового чувства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. — М.: Музыка, 1962, вып.1, с.52−124.
  121. В. Природа и структура художественного восприятия. В кн.: Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1977, вып.4, с.114−152.
  122. В. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания. В кн.: Вопросы теории музыки. — М.: Музыка, 1975, вып. З, с.3−9.
  123. Ю. Природа стиля и стилистический анализ. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1980, с.337−347.
  124. В.В. 0 содержании и форме в искусстве как отражении жизни. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1980, с.313−325.
  125. Г. П. Системный подход и эстетика. Вестник Ле-нингр.ун-та, J& 17: Экономика, Философия, Право. 1980, вып. З, с.50−54.
  126. Г. Г. Принципы построения марксистской логики. -В кн.: Проблемы диалектической логики. Алма-Ата. Изд-во «Наука» Каз. ССР, 1968, с.30−46.
  127. В.М. Категория становления в марксистской диалектике. Философские науки, 1968, № 4, с.42−50.
  128. А.В. Опыт системного изложения эстетики. Воцросы философии, 1966, JS 10, с. 173−176.
  129. А.К. Романтическая типизация. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1980, с.299−301.
  130. Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания. Философские науки, 1983, JS I, с.135−143.
  131. ЗКаринов В.М. 0 систематизации категорий эстетики. Фило- 183 софские науки, 1975, Лз 5, с.139−154.
  132. Д. О технике композиции в XX веке. Советская музыка, 1978, № II, c. III-122.
  133. Л.Г. К воцросу об исследовании категории возвышенного. В кн.: Вопр. истории и теории эстетики: Сборник статей. /Ред.коллегия: доц. М. Н. Афанасьев (отв.ред.) и др.- М., Изд.Моск.ун-та, 1974, вып.8, с.22−32.
  134. Н.В. К проблеме эстетико-психологического исследования творчества. Изв. АН ГССР: Сер. философии и психологии, 1980, jfc 3, с.26−36.
  135. А.И. О специфике драматического конфликта. Вестн. Моск. ун-та, сер.7: Философия, 1981, № 3, с.41−47.
  136. О.А. Прекрасное в искусстве и проблема художественности: методол.аспект. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. — М.: Изд-во МГУ, 1980, с.4−12.
  137. X. К проблеме анализа музыкального произведения.- Советская музыка, 1934, J5 6, с.24−28.
  138. А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. В кн.: Рихард Вагнер. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978, с.7−48.
  139. А.Ф. Две необходимые предпосылки построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины. В кн.: Эстетика и жизнь. — М.: Искусство, 1979, вып.6, с.221−238.
  140. Г. Героическое в жизни и в искусстве. Театр, 1980, Ifc I, с.4−11.
  141. Л.П. Категория возвышенного в трактате Псевдо-Лонгина: 0 древнем памятнике по эстетике «0 возвышенном».- 184
  142. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1980, с.131−136.
  143. Т. НТР и вопросы эстетического анализа искусства.- Творчество, 1980, й II, с. 13.
  144. И. К определению понятия «музыкальное произведение». В кн.: Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1973, вып. З, с.142−163.
  145. В. Музыкальный стиль как семиотический объект.- Советская музыка, 1979, № 3, с.30−39.
  146. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? В кн.: Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1977, вып.4, с.79−113.
  147. А.Ф. Теория изящных наук. 0 высоком. В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. — М.: Искусство, 1974, т.1, с.121−123.
  148. М. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. В кн.: Критика и музыкознание. — Л.: Музыка, 1975, с.51−75.
  149. В.М. О принципе анализа эстетических категорий. -В кн.: Некоторые проблемы методологии научного исследования: Труды Моск. ин-та инженеров ж-д транспорта. М.: Международные отношения, 1968, вып.262, ч.2, с.191−202.
  150. И.М. Выдающийся памятник античной эстетики: Трактат «0 возвышенном». В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961, с.139−182.
  151. Е. О константности в восприятии музыки. В кн.: Музыкальное искусство и наука. — М.: Музыка, 1973, вып.2, с.59−98.- 185
  152. М.Ф. Гегелевская эстетика и современность. В кн.: Философия Гегеля и современность. — М.: Мысль, 1973, с.321−326.
  153. В.Н. Федор Иванович Шмит (I877-I94I) и его теория прогрессивного циклического развития искусства. В кн.: Советское искусствознание. -М.: Сов. художник, 1981, вып.2, с.252−285.
  154. Т. Внутренняя организация трагедийного произведения. В кн.: Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1977, вып.4, с.191−202.
  155. Е.И. Теория отражения и художественное творчество. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1980, с.159−167.
  156. В. Основные компоненты музыкальной системы. В кн.: Вопросы теории музыки. — М.: Музыка, 1975, вып. З, с.10−40.
  157. В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. Философские науки, 1974, № 3, с.51−58.
  158. А. О природе и выразительных возможностях диатоники.- В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1965, вып.4, с.160−198.
  159. Л.Н. Красота как ценность и ценность красоты. -Труды по философии Тарт. ун-та. Тарту, 1968, вып.212, т. XI, с.170−183.
  160. А.К. Природа идеала и объективные критерии эстетической оценки. Изд. АН МССР. Сер.обществ.наук, 1980, № 3, с.51−62.
  161. И. К проблеме героического в музыке. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. — Л.: Музыка, 1977, вып.З. — с.115−127.
  162. С.К. Некоторые методологические проблемы построения эстетических тезаурусов. Вестн.Моск.ун-та. Сер.7: Философия, 1981, $ 4, с.64−73.
  163. Е.Г. О критериях источника историко-эстетического исследования. В кн.: Эстетика и жизнь. — М.: Искусство, 1979, вып.6, с.210−220.
  164. Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. Философские науки, 1977, № 4, с.96−106.
  165. И.М. Динамика. Музыкальная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1974, т.2, с.247−248.
  166. Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореф.дис.докт. искусствовед.наук. М., 1974. — 62 с.
  167. А.В. Упорядоченность художественного произведения как предмет эстетического анализа: Автореф.дис.канд.филос. наук. М.: 1981. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой