Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии
Расчетные задачи широко используются в школьном и вузовском курсах химии и являются неотъемлемой частью обучения химии. Поэтому их содержание, а точнее, словесная формулировка, представляет огромные возможности для использования расчетных задач как средства гуманизации обучения. Учебные задачи отражают специфику химии как учебного предмета и позволяют органично сочетать разнообразную информацию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема гуманизации химического образования в методике обучения химии
- 1. 1. Эволюция понятия «гуманизм» в истории науки и образования
- 1. 2. Гуманизация и гуманитаризация образования: сущность и пути реализации
- 1. 3. Преломление идеи гуманизации в химическом образовании
- Выводы к главе 1
- Глава 2. Содержание и место учебных химических задач в контексте гуманизации обучения
- 2. 1. Классификации учебных химических задач и способы их решения
- 2. 2. Типология гуманистически ориентированных задач
- 2. 3. Функции гуманистически ориентированных задач
- 2. 4. Методика составления и использования гуманистически ориентированных расчетных задач в учебном процессе
- Выводы к главе 2
- Глава 3. Методика и результаты педагогического исследования
- 3. 1. Выявление основных критериев гуманизации обучения
- 3. 2. Методы исследования и анализ его результатов
- Выводы к главе 3
Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является гуманизация. Она является объективной необходимостью на данном этапе развития цивилизации по многим причинам (экологическим, культурным, нравственным) и проникает во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование. О необходимости гуманизации образования говорит закон об образовании, многочисленные программные документы Министерства образования Российской Федерации, публикации ведущих педагогов. В связи с этим каждая учебная дисциплина должна не только сообщать обучаемым базовую информацию по изучаемой науке, но и развивать личностные качества обучаемых, формировать их мировоззрение и систему ценностей. Ориентация обучения исключительно на знания, как убеждены многие педагоги, развивает мышление, оставляя в стороне эмоционально-чувственный мир человека. В то же время сознание человека является целостным объектом, элементы которого не существуют обособленно.
Проблема гуманизации стоит особенно остро и неоднозначно еще и потому, что в наш 20-й век — век провозглашения гуманизма — произошло такое число антигуманных событий, которого не знала человеческая история. Мировые войны, взрывы ядерных бомб, распространение терроризма — все это плоды нашего времени. А семена этих плодов в сердцах людей закладываются в течение их жизни, особенно в юности. Поэтому гуманизация именно обучения становится основополагающей в стратегии оздоровления общества. И, несмотря на значительность цели гуманизации обучения, гуманизация каждой учебной дисциплины — необходимый шаг на пути к решению проблемы.
Для современного образованного человека недостаточно только профессионального образования, так как образование является общечеловеческой и общекультурной ценностью. Мы определяем гуманизацию обучения как систему совместной деятельности субъектов учебного процесса, которая формирует обучаемого и как специалиста, и как личность.
Многие педагоги и исследователи проблемы гуманизации обучения химии рассматривали различные аспекты ее реализации, основываясь, в основном, на содержательной стороне проблемы. В то же время обеспечение системности гуманизации обучения химии не является достаточно разработанным. Учебный материал, который, по замыслу авторов, способствует очеловечиванию учебного процесса, часто подается в виде отрывка текста учебника, напечатанного курсивом, что указывает на необязательность прочтения, или же рассказывается преподавателем. При такой подаче материала у обучаемых может возникнуть несерьезное отношение к подобной информации, и тогда преподавателю нужны большие волевые усилия, чтобы постепенно приучить обучаемых смотреть широко на любую проблему, находить полезное и прекрасное в химической науке. Однако, на наш взгляд, есть другое решение вопроса введения гуманистически ориентированного материала в учебный предмет — через расчетные задачи.
Расчетные задачи широко используются в школьном и вузовском курсах химии и являются неотъемлемой частью обучения химии. Поэтому их содержание, а точнее, словесная формулировка, представляет огромные возможности для использования расчетных задач как средства гуманизации обучения. Учебные задачи отражают специфику химии как учебного предмета и позволяют органично сочетать разнообразную информацию и химико-математические расчеты. Условие задачи подлежит обязательному изучению, следовательно, при этом ненавязчиво вместе с условием задачи происходит изучение гуманистически ориентированного материала. Примерами такого использования задач при гуманизации обучения являются задачи, содержащие историко-искусствоведческие знания. Но гуманизация обучения — интегральное понятие, которое не исчерпывается общекультурной информацией.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между огромным потенциалом расчетных задач для гуманизации обучения химии и малым использованием этого потенциала в практике ВУЗов.
Цель исследования: разработка системы расчетных задач, реализующих идею гуманизации химического образования.
Объект исследования: процесс обучения химии в ВУЗе.
Предмет исследования: использование расчетных задач как средства гуманизации химического образования.
Гипотеза исследования: процесс обучения химии может быть более мотивированным, продуктивным и личностно ценным для обучаемых, если в нем будут широко использованы расчетные задачи гуманистически ориентированного содержания, которое включает сведения общекультурного, межпредметного и прикладного характера. В этом случае будут реализованы основные принципы системного подхода и обеспечена достаточная индивидуализация обучения.
Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность гуманизации обучения химии.
2. Отобрать содержание курса химии, способное обеспечить его гуманизацию, а также подобрать материал других областей знаний, который может быть использован при составлении гуманистически ориентированных задач.
3. Разработать систему гуманистически ориентированных расчетных задач и определить их функции.
4. Выявить, какие изменения в характеристиках личности обучаемых могут подтвердить гуманизацию учебного процесса.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности применения предлагаемых учебных задач для обеспечения развития тех характеристик личности обучаемых, которые подтверждают, что процесс обучения является гуманистически ориентированным.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме гуманизации обучения, системный подход при отборе содержания и составлении гуманистически ориентированных задач и педагогическое моделирование.
2. Экспериментальные: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование и педагогический эксперимент.
Обозначенные задачи определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.
Рассмотрев расчетные задачи по химии как средство очеловечивания учебного процесса, мы пришли к убеждению, что данное направление гума низации содержательной стороны обучения является перспективным и пред почтительным. На основании проведенного исследования вопроса гуманиза ции обучения средствами расчетных задач по химии мы считаем возможным сделать следующие выводы:
1. Выяснено, что сущность гуманизации обучения химии состоит в привлечении и многостороннем рассмотрении объектов химической науки с точки зрения естественных и гуманитарных наук, а также в использовании сведений прикладного характера;
2. Доказано, что гуманизация обучения химии полнее реализуется при использовании в качестве средства гуманизации расчетных задач, в которых отражены различные аспекты гуманистически ориентиро ванного содержания учебного предмета;
3. Отобран учебный материал, позволяющий обеспечить гуманизацию обучения, который использован при составлении расчетных задач по химии;
4. Разработана и теоретически обоснована система гуманистически ориентированных расчетных задач, определены и раскрыты их функции;
5. Выявлены характеристики личности обучаемых, изменения в кото рых могут подтвердить гуманистический характер учебного процес са;
6. Доказано, что применение предлагаемых задач помогает становле нию личности обучаемых в процессе их активной познавательной деятельности и является одним из эффективных методов гуманиза ции обучения.
Список литературы
- Целеустремленность Чувство собств. достоинства2 Честность Отзывчивость
- Чувство собств. достоинства Честность
- Доброта Целеустремленность
- Отзывчивость Готовность оказать помощь6 Сообразительность Доброта
- Общительность и Общительностьготовность оказать помощь
- Большой запас знаний Способность выслушать9 Интеллигентность Юмор
- Выдержанность Настойчивость
- Способность выслушать Аккуратность
- Любознательность Сообразительность
- Скромность Большой запас знаний
- Настойчивость Интеллигентность и любознательность15 Юмор В ы держанность16 Аккуратность Скромность17 Усидчивость Честолюбие
- Выяснено, что сущность гуманизации обучения химии состоит в привлечении и многостороннем рассмотрении объектов химической науки с точки зрения естественных и гуманитарных наук, а также в использовании сведений прикладного характера-
- Доказано, что гуманизация обучения химии полнее реализуется при использовании в качестве средства гуманизации расчетных задач, в которых отражены различные аспекты гуманистически ориентированного содержания учебного предмета-
- Отобран учебный материал, позволяющий обеспечить гуманизацию обучения, который использован при составлении расчетных задач по химии-
- Разработана и теоретически обоснована система гуманистически ориентированных расчетных задач, определены и раскрыты их функции-
- Выявлены характеристики личности обучаемых, изменения в которых могут подтвердить гуманистический характер учебного процесса-
- Авраменко Г. А. Элементы эстетического воспитания учащихся // Химияв школе. 1989, № 4. — с.58−61
- Азимов А. Краткая история химии. — СПб.: Амфора, 2000. -269с.
- Алексашина И.Ю., Орещенко Н. И. Роль гуманитарных аспектов химической науки в интенсивном обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб.: Образование, 1991. — 153с. — с. 17−24.
- Аликберова Л.Ю., Хабарова Е. И. Сведения об экологии в химическихзадачах // Химия в школе. — 2000, № 6. с. 55−57
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280с. — с. 144−178
- Аристотель. Соч.: в 4-х т. Т 2. М.: Мысль, 1978. — 687с.
- Аркавенко Л.Н., Гапонцев В. Л., Белоусова О. А. Для чего классифицировать расчетные задачи // Химия в школе. 1998, № 3. — с. 60−61
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.:Высшая школа, 1974. 384с.
- Аршанский Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классахгуманитарного профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 19с.
- Аршанский Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классахгуманитарного профиля: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. -200с. 10 а. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 176с.
- Аршанский Е.Я., Чернобельская Г. М. Химия для гуманитариев: как подготовить и провести урок // Химия в школе. 2001, № 3. — с. 42−46
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
- Асмолов А.Г., Петровский А. В. Личность / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 522−524
- Афанасьева Д.Н., Васильева С. И., Рыленкова И. Н. Составление и решение химических задач с сельскохозяйственным содержанием. Смоленск: Изд-во СГПИ, 1989. — 87с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. — 184с.
- Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: Наука, 1978.-199с.
- Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием // Химия в школе. 2000, № 2. — с. 59−61
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996, № 4. — с. 23−27
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994, № 5. — с. 21−25.
- Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования // Гуманизация образования -2001, № 1. с. 15−34
- Беспалов П.И. Роль гипотез в процессе решения познавательных задач при обучении химии. // Организация проблемного обучения в школе и вузе. Саранск, 1999. — Вып. 1. — 92с. — с. 23−27.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.
- Близнецова О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками (на примере обучения биологии и химии): Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1975. 28с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. -1997, № 4. — с. 11−17
- Бордонская JI.A. Физические задачи общекультурного содержания. -Чита: Изд-во Забайк. Госпедун-та, 1997. 197с.
- Борисов И.Н. Методические идеи JI.M. Сморгонского и современноепреподавание химии // Химия в школе. 1973, № 3. — с. 45−50
- Брандт 3. Статистические методы анализа наблюдений. — М.: «Мир», 1975.-312с.
- Будруджак П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989. — 340 с.
- Бутлеров A.M. Соч.: В 3 т. Т 2. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — 624с.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997, № 5. — с. 44 — 56
- Быстрицкая Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием // Химия в школе. 2000, № 7. — с. 56−59
- Вопросы политехнического обучения в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-с. 297−299
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика Пресс, 1999.-536с.
- Гарифуллина М.М. Ценностные ориентации студентов в учебной деятельности как объект педагогического воздействия // Единство обучения и воспитания студентов. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1989. — 160с.-с. 118−128
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998. -432с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа Пресс», 1995. — 448с.
- Гёте И.В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1964.-528с.
- Говоров В.Н. Формирование основ научного мировоззрения учащихся в учебном курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-Л., 1974. 24с.
- Голикова З.Ф. Изучение жизни и деятельности великих русских учёных в школьном курсе химии: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1951−15с.
- Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. Б. Сборник задач и упражнений по химии. -М.: Просвещение, 1982. 181с.
- Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000, № 6. — с. 132−135
- Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О. Д. Расчетные задачи с экологическим содержанием // Химия в школе. 2000, № 7. — с. 59−60
- Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе / Коханович Л. И, и др. М.: НИИПВШ, 1994. — 28с.
- Гуманитаризация образования /Российская педагогическая энциклопедия М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1976. — 327 с.
- Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 374с.
- Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. и др. Аксиологический потенциал дисциплин социально гуманитарного цикла. — М., 1995. — 88с. — (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. /НИИВО- Вып. 4- 5)
- Егорова Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. Тобольск, 1995. — 197с.
- Ерыгин Д.П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989. -176с.
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
- Загорский В.В. Вальдорфовское преподавание химии // Химия в школе. 1995, № 3. — с.10−13
- Загорский В.В. Формирование личности будущих ученых при подготовке кадров для российской науки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 2004.-38с.
- Задачи по химии с производственным содержанием: Методические рекомендации. Саранск: МРИПКРО, 1997. — 42с.
- Зайцев О.С. Задачи и вопросы по химии. М.: Химия, 1996. — 432с. V
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999. — 384с.
- Зайцев О.С. Познавательные задачи по общей химии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 183с.
- Зайцев О.С. Принципы построения методической системы обучения общей химии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук М., 1985. — 45с.
- Зайцев О.С. Системно-структурный подход обучения общей химии. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 170с.
- Закгейм А.Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии что это такое? // Химия в школе. -1991, № 2. — с. 3−5
- Зелинченко В.М., Гаврилов С. П., Слободской В. И. Гуманизм и проблемы естественнонаучного образования // Гуманизация образования. -1995, № 3.-с. 58−63
- Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православ. Свято — Тихон. Богосл. Ин-т, 1996.- 153с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1996.-271с.
- Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. 1995, № 2. — с. 45−48
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997, № 5. -с.З- 16
- Злотников Э.Г., Богомолов Э. Ю. О сюжетно ролевых творческих заданиях в обучении химии. // Химия в школе. -2001, № 7. — с. 61−63
- Зорина Л.Я. Ценности естественнонаучного образования //Педагогика.1995, № 3. с. 29−33
- Ильин Н.И. Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе: Ав-тореф. дисс.. канд. пед наук. Казань, 1996. — 18с.
- Иотова Е.А., Гоголевская Н. И., Езубченко О Г. Из опыта обучения решению экспериментальных задач //Химия в школе. 1995, № 2. — с. 6971
- Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. — 544с.
- Кант И. Сочинения: в 6-ти тт. Т. 4, ч. 2. М.: Мысль, 1965. — 478с.
- Каплан Б.С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике. -Мн.: Нар. Асвета, 1981. 191с.
- Каплунович И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы // Педагогика. 1999, № 1. — с.44−50
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998, № 2. — с. 17−22
- Касьян А.А. Понятие гуманитаризации образования: поиски смысла / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998, -Вып. 3. — 352с. — с. 53−63
- Квинтиллиан М.Ф. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории педагогики. Мн.: Вышэйш. школа, 1971. — 608с.
- Кедров Б.М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки / Системные исследования. Ежегодник, 1974. М.: Наука, 1974, с. 5−18
- Келембетова А.П. Вопросы истории русской науки на уроках химии в средней школе: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1950. 12с.
- Клейман Я.М. Решение задач различными способами // Математика в школе. 1987, № 6. — с. 23−28
- Ковалев А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1970.-391с.
- Ковлева В.В. Валеологический компонент в школьном курсе химии // Химия в школе. 2001, № 7. — с.34−40
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т. 1.-М.: Учпедгиз, 1939.-320с.
- Коменский Я.А. Об изгнании из школы косности / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1939. — 288с.
- Кондильяк А.Б. Трактат о системах. В некоторых вскрываются их недостатки и достоинства. / Под ред. Е. Ситковского. — М.: Соцэкгиз, 1938.- 195с.
- Краснянский А.В. Экологические проблемы в расчетных задачах по химии // Химия в школе. 1996, № 5, с.32−37- № 6, с.22−27
- Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1981,400с. с. 289−297
- Кузнецов В.И., Омаров Ш. М. Пути гуманизации школы: образование как научно-исследовательская деятельность // Химия в школе. 1993, № 6.-с. 9−13.
- Кузнецов В.И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей ее решения // Химия в школе. 1991, № 4. -с. 25−28
- Кузнецов В.И., Третьякова Л. Г. Гуманизация ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе. — 1991, № 3. — с. 22−26
- Кузнецова Н.Е., Титова И. М. Активизация деятельности учащихся в процессе эстетического воспитания при изучении химии // Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. Л., 1987. — с. 129−136.
- Купцов В.И. Мировоззрение / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 575 578
- Куцев Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук // Вестник высшей школы. 1991, № 1. -с. 26−34
- Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 1987. — 80с.
- Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1996. — 40с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. -1989, № 3. с. 11−21
- Лернер ИЛ. Каким должно быть воспитывающее обучение // Химия в школе. 1995, № 1. — с. 12−19
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Линдсей П., Норман Д. Анализ процесса решения задач // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981, 400с.-с. 319−327
- Литвинова Т.Н. Задачи по химии с медико-биологической направленностью. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 128с.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию / Полн. Собр. Соч. Т. 7. Л-М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 996с.
- Ломоносов М.В. Слово о пользе химии / Полн. Собр. Соч. Т. 2. Л-М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 727с.
- Макареня А.А., Архипова О. Е. Роль педагогической культурологии в реализации гуманизации химического образования // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб.: Образование, 1991, 153с. — с. 11−14
- Макареня А.А., Кривых С. В., Ишкова Л. В. От химического образования к междисциплинарному подходу // Химия в школе. 2001, № 7. — с. 2−6
- Маликова Т.А. Русская лексика в химической терминологии // Химия в школе. 1991, № 5. — с. 41−44
- Маркова О. Планы и реальность // Вестник высшей школы. 1990, № 1. — с. 43−49
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 425с.
- Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская педагогика. 1973, № 2. — с. 58−65
- Менделеев Д.И. Собр. соч. в 25-ти т. JI-M.: Изд-во АН СССР, 19 371 954. — Т 20, с. 175- Т 24, с. 24
- Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1980.- 172с.
- Минченков Е.Е., Лисичкин Г. В. Концепция школьного химического образования // Химия в школе. 1993, № 6. — с. 2−8
- Михалева М.В. К методике изучения водородного показателя // Химия в школе. 1996, № 4. — с.20−24
- Назаренко В.М. Методика формирования природоохранных знаний на межпредметной основе в курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1985. 16с.
- Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
- Николаенко В.К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии. Киев: Рад. Шк., 1990. — 160с.
- Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности. -М.: РОСТ, МИРОС, 1996. 192с.
- Нифантьев Э.Е., Парамонова Н. Г. Основы прикладной химии. М.: Владос, 2002.- 144с.
- Нифантьев Э. Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения // Химия в школе. 1995, № 5. — с. 15−17
- Овчинников Н.Ф. Структура / Философская энциклопедия: в 5-ти т. Т. 5. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. — 740с. — с. 140−141
- Оржековский П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии // Химия в школе. 1997, № 6. — с. 20−25
- Орлова Л.Н. Педагогическая эффективность системы задач с межпредметным содержанием в курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1983.- 16с.
- Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000, № 7. — с.23−29
- Патяева Е.Ю., Леонтьев Д. А. Мотивы / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 596−597
- Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! — М.: Знание, 1984. 272с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2000. 607с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1981. 416с.
- Петрова Д.Н. Историзм как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках химии: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1973.-28с.
- Пиркулиев Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. М.: Школа имени А. Н. Колмогорова, Самообразование, 2000.-160с.
- Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2000. — 136с.
- Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3(1). М.: Мысль, 1971. — 687с.
- Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3(2).- М.: Мысль, 1972. 678с.
- Плетнер Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1981.- 191с.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994, № 3. — с. 13−18
- Попова Е.М. Способы формирования стиля научного мышления при реализации дидактических возможностей курса химии: Автореф. дисс. .канд. пед наук. Омск, 1998. — 16с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672с.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: Изд-во Удмурт. Ун-та, 1994. 81с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — 529с.
- Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Вестник высшей школы. 1996, № 1. — с. 85−89.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999. — 720с.
- Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании / Избранное: Главы и отрывки из сочинений. М.: Дет. лит, 1976. — 190с.
- Санникова Т.Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования (на примере школьного курса химии): Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 1998. -214с.
- Саранцев Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. -1999, № 4. с. 39−45
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. -М.: «Академия», 2000. 240с.
- Сергиевский В.В. Психологические особенности «химического мышления» и преподавания химии в инженерно-химическом вузе // Журнал ВХО им. Д. И, Менделеева. 1990, № 3. — с. 343−347
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 96с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа — Пресс, 2000. — 512с.
- Словарь русского языка. В 4-х т. Т. 1: А Й. — М.: Русский язык, 1985. -702с.
- Сманцер А.П., Кондрашова JI.B. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность. Мн.: «Бес-тпринт», 2001.-308с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1986.-1600с.-с. 1333
- Сорокин В.В., Загорский В. В., Свитанько И. В. Задачи химических олимпиад (принципы и алгоритмы). М.: Изд-во МГУ, 1989. — 236с.
- Статистический анализ в научных работах. Брянск: Приокское книжное изд-во, 1974. — 71с.
- Строкатова С.Ф., Майзель В. В., Ильинова Г. Н., Юркъян О. В. Методика решения расчетных химических задач // Химия в школе. 1998, № 5. -с. 60−62
- Сутырин Б.А. Понятие гуманизации и гуманитаризации в аспекте развития высшей школы / Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1998. Вып. №. — 352 с. — с. 50−52
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. — 460с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. 208с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.
- Титова И.М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. СПб.: СПГУМП, 1993. — 69с.
- Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. 1996, № 3. — с. 14−22
- Титова И.М. О функциях искусствоведческих знаний в развивающем обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — СПб.: Образование, 1991. — 153с. — с.58−65
- Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. — СПб.: КАРО, 2002. 204с.
- Титова И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе. -1999, № 1. с.10−16
- Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996, № 4. — с. 9−13
- Учительская газета, 1988, 29 декабря.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1953. — 639с.
- Фатхуллин М.Ф., Ивановская И П. Гуманитаризация высшего образования в общественном мнении студентов. М., 1992. — 36 с. — (Система воспитания в высшей школе: Обзор, инфор./ НИИВО- Вып. 5)
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815с. — с. 259
- Фоминых Н.А. Методика использования задач с экологическим содержанием в курсе химии средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 158с.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977. 208с.
- Химия. Справочные материалы /под ред. Ю. Д. Третьякова М.: Просвещение, 1993. — 287с.
- Ходаков Ю.В. Рассказ задача по химии. — М.: Просвещение, 1965. -124с.
- Цитович И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1983. — 127с.
- Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука» 1985. — 381с.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Владос, 2000. — 336с.
- Шабалина Н.К. Педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметам естественно-математического цикла: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16с.
- Шамова М. Учимся решать расчетные задачи по химии: Технология и алгоритмы решения. М.: Школа — Пресс, 2001. — 94с.
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 668с.
- Шевалева А.С. Задачник — практикум по методике решения расчетных задач по химии. М.: Учпедгиз, 1963. — 80с.
- Шипарева Г. А., Чернобельская Г. М. Контрольную составляют учащиеся: методика, достойная внимания. // Химия в школе. — 2001, № 5. — с. 33−35
- Шишкин Е.А. Использование приемов математики и физики при решении химических задач. // Химия в школе. -1983, № 1. с. 44−46
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288с.
- Шкиндер В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — 352 с. — с. 32−49
- Штремплер Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчетных задач по химии: 8−11 кл. М.: Просвещение, 2000. — 207с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144с.
- Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-219с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. -216с.
- Яковишин JI.A. Схемы алгоритмов решения расчетных задач // Химия в школе. 2000, № 1. — с. 38−40
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1994−348с.
- Яцуто М.А. Использование дидактических возможностей химии для подготовки учащихся к жизнедеятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Омск, 1999.-21с.
- Chemistry and the Human Environment. A Course for Non-Science Majors. / Journal of Chemical Education. Vol. 73 No. 11 November 1996. — p. 10 121 016.