Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчетные задачи широко используются в школьном и вузовском курсах химии и являются неотъемлемой частью обучения химии. Поэтому их содержание, а точнее, словесная формулировка, представляет огромные возможности для использования расчетных задач как средства гуманизации обучения. Учебные задачи отражают специфику химии как учебного предмета и позволяют органично сочетать разнообразную информацию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема гуманизации химического образования в методике обучения химии
    • 1. 1. Эволюция понятия «гуманизм» в истории науки и образования
    • 1. 2. Гуманизация и гуманитаризация образования: сущность и пути реализации
    • 1. 3. Преломление идеи гуманизации в химическом образовании
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Содержание и место учебных химических задач в контексте гуманизации обучения
    • 2. 1. Классификации учебных химических задач и способы их решения
    • 2. 2. Типология гуманистически ориентированных задач
    • 2. 3. Функции гуманистически ориентированных задач
    • 2. 4. Методика составления и использования гуманистически ориентированных расчетных задач в учебном процессе
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. Методика и результаты педагогического исследования
    • 3. 1. Выявление основных критериев гуманизации обучения
    • 3. 2. Методы исследования и анализ его результатов
  • Выводы к главе 3

Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является гуманизация. Она является объективной необходимостью на данном этапе развития цивилизации по многим причинам (экологическим, культурным, нравственным) и проникает во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование. О необходимости гуманизации образования говорит закон об образовании, многочисленные программные документы Министерства образования Российской Федерации, публикации ведущих педагогов. В связи с этим каждая учебная дисциплина должна не только сообщать обучаемым базовую информацию по изучаемой науке, но и развивать личностные качества обучаемых, формировать их мировоззрение и систему ценностей. Ориентация обучения исключительно на знания, как убеждены многие педагоги, развивает мышление, оставляя в стороне эмоционально-чувственный мир человека. В то же время сознание человека является целостным объектом, элементы которого не существуют обособленно.

Проблема гуманизации стоит особенно остро и неоднозначно еще и потому, что в наш 20-й век — век провозглашения гуманизма — произошло такое число антигуманных событий, которого не знала человеческая история. Мировые войны, взрывы ядерных бомб, распространение терроризма — все это плоды нашего времени. А семена этих плодов в сердцах людей закладываются в течение их жизни, особенно в юности. Поэтому гуманизация именно обучения становится основополагающей в стратегии оздоровления общества. И, несмотря на значительность цели гуманизации обучения, гуманизация каждой учебной дисциплины — необходимый шаг на пути к решению проблемы.

Для современного образованного человека недостаточно только профессионального образования, так как образование является общечеловеческой и общекультурной ценностью. Мы определяем гуманизацию обучения как систему совместной деятельности субъектов учебного процесса, которая формирует обучаемого и как специалиста, и как личность.

Многие педагоги и исследователи проблемы гуманизации обучения химии рассматривали различные аспекты ее реализации, основываясь, в основном, на содержательной стороне проблемы. В то же время обеспечение системности гуманизации обучения химии не является достаточно разработанным. Учебный материал, который, по замыслу авторов, способствует очеловечиванию учебного процесса, часто подается в виде отрывка текста учебника, напечатанного курсивом, что указывает на необязательность прочтения, или же рассказывается преподавателем. При такой подаче материала у обучаемых может возникнуть несерьезное отношение к подобной информации, и тогда преподавателю нужны большие волевые усилия, чтобы постепенно приучить обучаемых смотреть широко на любую проблему, находить полезное и прекрасное в химической науке. Однако, на наш взгляд, есть другое решение вопроса введения гуманистически ориентированного материала в учебный предмет — через расчетные задачи.

Расчетные задачи широко используются в школьном и вузовском курсах химии и являются неотъемлемой частью обучения химии. Поэтому их содержание, а точнее, словесная формулировка, представляет огромные возможности для использования расчетных задач как средства гуманизации обучения. Учебные задачи отражают специфику химии как учебного предмета и позволяют органично сочетать разнообразную информацию и химико-математические расчеты. Условие задачи подлежит обязательному изучению, следовательно, при этом ненавязчиво вместе с условием задачи происходит изучение гуманистически ориентированного материала. Примерами такого использования задач при гуманизации обучения являются задачи, содержащие историко-искусствоведческие знания. Но гуманизация обучения — интегральное понятие, которое не исчерпывается общекультурной информацией.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между огромным потенциалом расчетных задач для гуманизации обучения химии и малым использованием этого потенциала в практике ВУЗов.

Цель исследования: разработка системы расчетных задач, реализующих идею гуманизации химического образования.

Объект исследования: процесс обучения химии в ВУЗе.

Предмет исследования: использование расчетных задач как средства гуманизации химического образования.

Гипотеза исследования: процесс обучения химии может быть более мотивированным, продуктивным и личностно ценным для обучаемых, если в нем будут широко использованы расчетные задачи гуманистически ориентированного содержания, которое включает сведения общекультурного, межпредметного и прикладного характера. В этом случае будут реализованы основные принципы системного подхода и обеспечена достаточная индивидуализация обучения.

Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность гуманизации обучения химии.

2. Отобрать содержание курса химии, способное обеспечить его гуманизацию, а также подобрать материал других областей знаний, который может быть использован при составлении гуманистически ориентированных задач.

3. Разработать систему гуманистически ориентированных расчетных задач и определить их функции.

4. Выявить, какие изменения в характеристиках личности обучаемых могут подтвердить гуманизацию учебного процесса.

5. Провести экспериментальную проверку эффективности применения предлагаемых учебных задач для обеспечения развития тех характеристик личности обучаемых, которые подтверждают, что процесс обучения является гуманистически ориентированным.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме гуманизации обучения, системный подход при отборе содержания и составлении гуманистически ориентированных задач и педагогическое моделирование.

2. Экспериментальные: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование и педагогический эксперимент.

Обозначенные задачи определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Рассмотрев расчетные задачи по химии как средство очеловечивания учебного процесса, мы пришли к убеждению, что данное направление гума низации содержательной стороны обучения является перспективным и пред почтительным. На основании проведенного исследования вопроса гуманиза ции обучения средствами расчетных задач по химии мы считаем возможным сделать следующие выводы:

1. Выяснено, что сущность гуманизации обучения химии состоит в привлечении и многостороннем рассмотрении объектов химической науки с точки зрения естественных и гуманитарных наук, а также в использовании сведений прикладного характера;

2. Доказано, что гуманизация обучения химии полнее реализуется при использовании в качестве средства гуманизации расчетных задач, в которых отражены различные аспекты гуманистически ориентиро ванного содержания учебного предмета;

3. Отобран учебный материал, позволяющий обеспечить гуманизацию обучения, который использован при составлении расчетных задач по химии;

4. Разработана и теоретически обоснована система гуманистически ориентированных расчетных задач, определены и раскрыты их функции;

5. Выявлены характеристики личности обучаемых, изменения в кото рых могут подтвердить гуманистический характер учебного процес са;

6. Доказано, что применение предлагаемых задач помогает становле нию личности обучаемых в процессе их активной познавательной деятельности и является одним из эффективных методов гуманиза ции обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Целеустремленность Чувство собств. достоинства2 Честность Отзывчивость
  2. Чувство собств. достоинства Честность
  3. Доброта Целеустремленность
  4. Отзывчивость Готовность оказать помощь6 Сообразительность Доброта
  5. Общительность и Общительностьготовность оказать помощь
  6. Большой запас знаний Способность выслушать9 Интеллигентность Юмор
  7. Выдержанность Настойчивость
  8. Способность выслушать Аккуратность
  9. Любознательность Сообразительность
  10. Скромность Большой запас знаний
  11. Настойчивость Интеллигентность и любознательность15 Юмор В ы держанность16 Аккуратность Скромность17 Усидчивость Честолюбие
  12. Выяснено, что сущность гуманизации обучения химии состоит в привлечении и многостороннем рассмотрении объектов химической науки с точки зрения естественных и гуманитарных наук, а также в использовании сведений прикладного характера-
  13. Доказано, что гуманизация обучения химии полнее реализуется при использовании в качестве средства гуманизации расчетных задач, в которых отражены различные аспекты гуманистически ориентированного содержания учебного предмета-
  14. Отобран учебный материал, позволяющий обеспечить гуманизацию обучения, который использован при составлении расчетных задач по химии-
  15. Разработана и теоретически обоснована система гуманистически ориентированных расчетных задач, определены и раскрыты их функции-
  16. Выявлены характеристики личности обучаемых, изменения в которых могут подтвердить гуманистический характер учебного процесса-
  17. Г. А. Элементы эстетического воспитания учащихся // Химияв школе. 1989, № 4. — с.58−61
  18. А. Краткая история химии. — СПб.: Амфора, 2000. -269с.
  19. И.Ю., Орещенко Н. И. Роль гуманитарных аспектов химической науки в интенсивном обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб.: Образование, 1991. — 153с. — с. 17−24.
  20. Л.Ю., Хабарова Е. И. Сведения об экологии в химическихзадачах // Химия в школе. — 2000, № 6. с. 55−57
  21. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280с. — с. 144−178
  22. Аристотель. Соч.: в 4-х т. Т 2. М.: Мысль, 1978. — 687с.
  23. Л.Н., Гапонцев В. Л., Белоусова О. А. Для чего классифицировать расчетные задачи // Химия в школе. 1998, № 3. — с. 60−61
  24. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.:Высшая школа, 1974. 384с.
  25. Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классахгуманитарного профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 19с.
  26. Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классахгуманитарного профиля: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. -200с. 10 а. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 176с.
  27. Е.Я., Чернобельская Г. М. Химия для гуманитариев: как подготовить и провести урок // Химия в школе. 2001, № 3. — с. 42−46
  28. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  29. А.Г., Петровский А. В. Личность / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 522−524
  30. Д.Н., Васильева С. И., Рыленкова И. Н. Составление и решение химических задач с сельскохозяйственным содержанием. Смоленск: Изд-во СГПИ, 1989. — 87с.
  31. Г. А. Теория учебных задач: Психолого педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. — 184с.
  32. JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: Наука, 1978.-199с.
  33. В.А. Химические задачи с экологическим содержанием // Химия в школе. 2000, № 2. — с. 59−61
  34. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996, № 4. — с. 23−27
  35. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994, № 5. — с. 21−25.
  36. М.Н. Принципы гуманизации образования // Гуманизация образования -2001, № 1. с. 15−34
  37. П.И. Роль гипотез в процессе решения познавательных задач при обучении химии. // Организация проблемного обучения в школе и вузе. Саранск, 1999. — Вып. 1. — 92с. — с. 23−27.
  38. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48с.
  39. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.
  40. О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками (на примере обучения биологии и химии): Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1975. 28с.
  41. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. -1997, № 4. — с. 11−17
  42. JI.A. Физические задачи общекультурного содержания. -Чита: Изд-во Забайк. Госпедун-та, 1997. 197с.
  43. И.Н. Методические идеи JI.M. Сморгонского и современноепреподавание химии // Химия в школе. 1973, № 3. — с. 45−50
  44. Брандт 3. Статистические методы анализа наблюдений. — М.: «Мир», 1975.-312с.
  45. П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989. — 340 с.
  46. A.M. Соч.: В 3 т. Т 2. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — 624с.
  47. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997, № 5. — с. 44 — 56
  48. Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием // Химия в школе. 2000, № 7. — с. 56−59
  49. Вопросы политехнического обучения в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-с. 297−299
  50. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика Пресс, 1999.-536с.
  51. М.М. Ценностные ориентации студентов в учебной деятельности как объект педагогического воздействия // Единство обучения и воспитания студентов. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1989. — 160с.-с. 118−128
  52. .С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998. -432с.
  53. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа Пресс», 1995. — 448с.
  54. И.В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1964.-528с.
  55. В.Н. Формирование основ научного мировоззрения учащихся в учебном курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-Л., 1974. 24с.
  56. З.Ф. Изучение жизни и деятельности великих русских учёных в школьном курсе химии: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1951−15с.
  57. Я.Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. Б. Сборник задач и упражнений по химии. -М.: Просвещение, 1982. 181с.
  58. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000, № 6. — с. 132−135
  59. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О. Д. Расчетные задачи с экологическим содержанием // Химия в школе. 2000, № 7. — с. 59−60
  60. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе / Коханович Л. И, и др. М.: НИИПВШ, 1994. — 28с.
  61. Гуманитаризация образования /Российская педагогическая энциклопедия М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  62. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1976. — 327 с.
  63. В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  64. Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 374с.
  65. В.И., Кухтевич Т. Н. и др. Аксиологический потенциал дисциплин социально гуманитарного цикла. — М., 1995. — 88с. — (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. /НИИВО- Вып. 4- 5)
  66. Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. Тобольск, 1995. — 197с.
  67. Д.П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989. -176с.
  68. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
  69. В.В. Вальдорфовское преподавание химии // Химия в школе. 1995, № 3. — с.10−13
  70. В.В. Формирование личности будущих ученых при подготовке кадров для российской науки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 2004.-38с.
  71. Задачи по химии с производственным содержанием: Методические рекомендации. Саранск: МРИПКРО, 1997. — 42с.
  72. О.С. Задачи и вопросы по химии. М.: Химия, 1996. — 432с. V
  73. О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999. — 384с.
  74. О.С. Познавательные задачи по общей химии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 183с.
  75. О.С. Принципы построения методической системы обучения общей химии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук М., 1985. — 45с.
  76. О.С. Системно-структурный подход обучения общей химии. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 170с.
  77. А.Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии что это такое? // Химия в школе. -1991, № 2. — с. 3−5
  78. В.М., Гаврилов С. П., Слободской В. И. Гуманизм и проблемы естественнонаучного образования // Гуманизация образования. -1995, № 3.-с. 58−63
  79. В.В. Педагогика. М.: Православ. Свято — Тихон. Богосл. Ин-т, 1996.- 153с.
  80. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1996.-271с.
  81. И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. 1995, № 2. — с. 45−48
  82. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997, № 5. -с.З- 16
  83. Э.Г., Богомолов Э. Ю. О сюжетно ролевых творческих заданиях в обучении химии. // Химия в школе. -2001, № 7. — с. 61−63
  84. Л.Я. Ценности естественнонаучного образования //Педагогика.1995, № 3. с. 29−33
  85. Н.И. Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе: Ав-тореф. дисс.. канд. пед наук. Казань, 1996. — 18с.
  86. Е.А., Гоголевская Н. И., Езубченко О Г. Из опыта обучения решению экспериментальных задач //Химия в школе. 1995, № 2. — с. 6971
  87. И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. — 544с.
  88. И. Сочинения: в 6-ти тт. Т. 4, ч. 2. М.: Мысль, 1965. — 478с.
  89. .С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике. -Мн.: Нар. Асвета, 1981. 191с.
  90. И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы // Педагогика. 1999, № 1. — с.44−50
  91. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998, № 2. — с. 17−22
  92. А.А. Понятие гуманитаризации образования: поиски смысла / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998, -Вып. 3. — 352с. — с. 53−63
  93. М.Ф. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории педагогики. Мн.: Вышэйш. школа, 1971. — 608с.
  94. .М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки / Системные исследования. Ежегодник, 1974. М.: Наука, 1974, с. 5−18
  95. А.П. Вопросы истории русской науки на уроках химии в средней школе: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1950. 12с.
  96. Я.М. Решение задач различными способами // Математика в школе. 1987, № 6. — с. 23−28
  97. А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1970.-391с.
  98. В.В. Валеологический компонент в школьном курсе химии // Химия в школе. 2001, № 7. — с.34−40
  99. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176с.
  100. Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т. 1.-М.: Учпедгиз, 1939.-320с.
  101. Я.А. Об изгнании из школы косности / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1939. — 288с.
  102. А.Б. Трактат о системах. В некоторых вскрываются их недостатки и достоинства. / Под ред. Е. Ситковского. — М.: Соцэкгиз, 1938.- 195с.
  103. А.В. Экологические проблемы в расчетных задачах по химии // Химия в школе. 1996, № 5, с.32−37- № 6, с.22−27
  104. Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1981,400с. с. 289−297
  105. В.И., Омаров Ш. М. Пути гуманизации школы: образование как научно-исследовательская деятельность // Химия в школе. 1993, № 6.-с. 9−13.
  106. В.И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей ее решения // Химия в школе. 1991, № 4. -с. 25−28
  107. В.И., Третьякова Л. Г. Гуманизация ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе. — 1991, № 3. — с. 22−26
  108. Н.Е., Титова И. М. Активизация деятельности учащихся в процессе эстетического воспитания при изучении химии // Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. Л., 1987. — с. 129−136.
  109. В.И. Мировоззрение / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 575 578
  110. Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук // Вестник высшей школы. 1991, № 1. -с. 26−34
  111. Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 1987. — 80с.
  112. В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1996. — 40с.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  114. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. -1989, № 3. с. 11−21
  115. ИЛ. Каким должно быть воспитывающее обучение // Химия в школе. 1995, № 1. — с. 12−19
  116. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  117. П., Норман Д. Анализ процесса решения задач // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981, 400с.-с. 319−327
  118. Т.Н. Задачи по химии с медико-биологической направленностью. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 128с.
  119. М.В. Краткое руководство к красноречию / Полн. Собр. Соч. Т. 7. Л-М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 996с.
  120. М.В. Слово о пользе химии / Полн. Собр. Соч. Т. 2. Л-М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 727с.
  121. А.А., Архипова О. Е. Роль педагогической культурологии в реализации гуманизации химического образования // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб.: Образование, 1991, 153с. — с. 11−14
  122. А.А., Кривых С. В., Ишкова Л. В. От химического образования к междисциплинарному подходу // Химия в школе. 2001, № 7. — с. 2−6
  123. Т.А. Русская лексика в химической терминологии // Химия в школе. 1991, № 5. — с. 41−44
  124. О. Планы и реальность // Вестник высшей школы. 1990, № 1. — с. 43−49
  125. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 425с.
  126. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская педагогика. 1973, № 2. — с. 58−65
  127. Д.И. Собр. соч. в 25-ти т. JI-M.: Изд-во АН СССР, 19 371 954. — Т 20, с. 175- Т 24, с. 24
  128. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1980.- 172с.
  129. Е.Е., Лисичкин Г. В. Концепция школьного химического образования // Химия в школе. 1993, № 6. — с. 2−8
  130. М.В. К методике изучения водородного показателя // Химия в школе. 1996, № 4. — с.20−24
  131. В.М. Методика формирования природоохранных знаний на межпредметной основе в курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1985. 16с.
  132. .М. Пути очеловечивания школы / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  133. В.К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии. Киев: Рад. Шк., 1990. — 160с.
  134. В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности. -М.: РОСТ, МИРОС, 1996. 192с.
  135. Э.Е., Парамонова Н. Г. Основы прикладной химии. М.: Владос, 2002.- 144с.
  136. Э. Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения // Химия в школе. 1995, № 5. — с. 15−17
  137. Н.Ф. Структура / Философская энциклопедия: в 5-ти т. Т. 5. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. — 740с. — с. 140−141
  138. П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии // Химия в школе. 1997, № 6. — с. 20−25
  139. Л.Н. Педагогическая эффективность системы задач с межпредметным содержанием в курсе химии средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1983.- 16с.
  140. А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000, № 7. — с.23−29
  141. Е.Ю., Леонтьев Д. А. Мотивы / Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1993. — с. 596−597
  142. В.Д. Твои возможности, человек! — М.: Знание, 1984. 272с.
  143. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2000. 607с.
  144. И.Г. Лебединая песня / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1981. 416с.
  145. Д.Н. Историзм как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках химии: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1973.-28с.
  146. Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. М.: Школа имени А. Н. Колмогорова, Самообразование, 2000.-160с.
  147. Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2000. — 136с.
  148. Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3(1). М.: Мысль, 1971. — 687с.
  149. Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3(2).- М.: Мысль, 1972. 678с.
  150. Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1981.- 191с.
  151. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994, № 3. — с. 13−18
  152. Е.М. Способы формирования стиля научного мышления при реализации дидактических возможностей курса химии: Автореф. дисс. .канд. пед наук. Омск, 1998. — 16с.
  153. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672с.
  154. А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224с.
  155. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: Изд-во Удмурт. Ун-та, 1994. 81с.
  156. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — 529с.
  157. Н. Ценности гуманитарного образования // Вестник высшей школы. 1996, № 1. — с. 85−89.
  158. С.А. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999. — 720с.
  159. .Ж. Эмиль, или о воспитании / Избранное: Главы и отрывки из сочинений. М.: Дет. лит, 1976. — 190с.
  160. Т.Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования (на примере школьного курса химии): Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 1998. -214с.
  161. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. -1999, № 4. с. 39−45
  162. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. -М.: «Академия», 2000. 240с.
  163. В.В. Психологические особенности «химического мышления» и преподавания химии в инженерно-химическом вузе // Журнал ВХО им. Д. И, Менделеева. 1990, № 3. — с. 343−347
  164. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 96с.
  165. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа — Пресс, 2000. — 512с.
  166. Словарь русского языка. В 4-х т. Т. 1: А Й. — М.: Русский язык, 1985. -702с.
  167. А.П., Кондрашова JI.B. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность. Мн.: «Бес-тпринт», 2001.-308с.
  168. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1986.-1600с.-с. 1333
  169. В.В., Загорский В. В., Свитанько И. В. Задачи химических олимпиад (принципы и алгоритмы). М.: Изд-во МГУ, 1989. — 236с.
  170. Статистический анализ в научных работах. Брянск: Приокское книжное изд-во, 1974. — 71с.
  171. С.Ф., Майзель В. В., Ильинова Г. Н., Юркъян О. В. Методика решения расчетных химических задач // Химия в школе. 1998, № 5. -с. 60−62
  172. .А. Понятие гуманизации и гуманитаризации в аспекте развития высшей школы / Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1998. Вып. №. — 352 с. — с. 50−52
  173. Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. — 460с.
  174. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. 208с.
  175. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.
  176. И.М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. СПб.: СПГУМП, 1993. — 69с.
  177. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. 1996, № 3. — с. 14−22
  178. И.М. О функциях искусствоведческих знаний в развивающем обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — СПб.: Образование, 1991. — 153с. — с.58−65
  179. И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. — СПб.: КАРО, 2002. 204с.
  180. И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе. -1999, № 1. с.10−16
  181. А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996, № 4. — с. 9−13
  182. Учительская газета, 1988, 29 декабря.
  183. К.Д. О народности в общественном воспитании / Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1953. — 639с.
  184. М.Ф., Ивановская И П. Гуманитаризация высшего образования в общественном мнении студентов. М., 1992. — 36 с. — (Система воспитания в высшей школе: Обзор, инфор./ НИИВО- Вып. 5)
  185. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815с. — с. 259
  186. Н.А. Методика использования задач с экологическим содержанием в курсе химии средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 158с.
  187. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977. 208с.
  188. Химия. Справочные материалы /под ред. Ю. Д. Третьякова М.: Просвещение, 1993. — 287с.
  189. Ю.В. Рассказ задача по химии. — М.: Просвещение, 1965. -124с.
  190. И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1983. — 127с.
  191. Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука» 1985. — 381с.
  192. Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Владос, 2000. — 336с.
  193. Н.К. Педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметам естественно-математического цикла: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16с.
  194. М. Учимся решать расчетные задачи по химии: Технология и алгоритмы решения. М.: Школа — Пресс, 2001. — 94с.
  195. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 668с.
  196. А.С. Задачник — практикум по методике решения расчетных задач по химии. М.: Учпедгиз, 1963. — 80с.
  197. Г. А., Чернобельская Г. М. Контрольную составляют учащиеся: методика, достойная внимания. // Химия в школе. — 2001, № 5. — с. 33−35
  198. Е.А. Использование приемов математики и физики при решении химических задач. // Химия в школе. -1983, № 1. с. 44−46
  199. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288с.
  200. В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — 352 с. — с. 32−49
  201. Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчетных задач по химии: 8−11 кл. М.: Просвещение, 2000. — 207с.
  202. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144с.
  203. Д.Б. Избр. психол. труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-219с.
  204. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. -216с.
  205. JI.A. Схемы алгоритмов решения расчетных задач // Химия в школе. 2000, № 1. — с. 38−40
  206. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1994−348с.
  207. М.А. Использование дидактических возможностей химии для подготовки учащихся к жизнедеятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Омск, 1999.-21с.
  208. Chemistry and the Human Environment. A Course for Non-Science Majors. / Journal of Chemical Education. Vol. 73 No. 11 November 1996. — p. 10 121 016.
Заполнить форму текущей работой