Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические основы антикризисного управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы антикризисного управления характерны для предприятий и организаций всех отраслей, однако, наиболее остро этот вопрос стоит в сфере услуг, так как именно в этой сфере сосредоточено основное число малых и средних предприятий, для которых, как показывают исследования, наиболее реально ухудшение положения дел и наступление кризиса в деятельности. На предприятия сферы услуг особенно сильно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально-экономическое содержание предпринимательства и особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг
    • 1. 1. Методологические аспекты предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг
    • 1. 3. Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и предпринимательства
  • ГЛАВА 2. Современный механизм антикризисного управления.'
    • 2. 1. Особенности антикризисного управления в сфере услуг
    • 2. 2. Формы и методы управления неплатежеспособными предприятиями
  • ГЛАВА 3. Анализ причин возникновения кризиса на малых предприятиях сферы услуг
    • 3. 1. Алгоритм проведения антикризисного управления на малом предприятии сферы услуг
    • 3. 2. Методика разработки плана проведения антикризисного управления
    • 3. 3. Совершенствование организационно-экономического механизма антикризисного управления

Экономические основы антикризисного управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Значение малого бизнеса для страны с формирующейся рыночной экономикой сложно переоценить. Переход к рынку невозможен без массового развития предпринимательского сектора экономики, которое нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов и ремесел, решение экологических проблем.

Особое место в экономике занимают малые предприятия сферы услуг, которые в процессе своего существования прямо или опосредовано решают или помогают решать целый ряд социально-экономических задач.

В условиях обострения конкуренции, снижения платежеспособного спроса, ухудшения инвестиционного климата в стране, а также в результате действия целого ряда других факторов увеличилось число неэффективных, неплатежеспособных малых предприятий.

В этих условиях особенно актуальной становится проблема теоретического обоснования и практического применения системы антикризисного управления, которая включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств. При ее успешной реализации малое предприятие получаст новые перспективы развития.

Учитывая, что малое предпринимательство объективно по своей природе, является более рисковым по сравнению с крупным бизнесом в условиях нестабильной социально-экономической ситуации весьма актуальной становится задача выявления причин возникновения кризисных ситуаций и выработки комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить его.

Следует отметить, что несмотря на значительное количество имеющихся разработок по проблемам предпринимательства и малого бизнеса, приходится отметить недостаточную исследован-ность данной проблемы с позиций антикризисного управления предприятиями малого бизнеса в сфере услуг.

В работах ряда авторов (Астахов В., Беляева С., Букрсев В., Восколович Н., Глушков Г., Гордиенко Г., Дашков Л., Долгопято-ва Т., Ефимова М., Жильцов Е., Иващенко Н., Ковалев В., Колпа-кова С., Короткое Э., Кошкина В., Кузьмина Д.,, Лапуста М., Ма-крак В., Муравьева А., Мягкова П., Науменко Б., Новицкий А., Орлов А., Осипов Ю., Пелих С., Райзберг Б., Скрябин В., Софии Т., Суюнчев М., Фадеев В., Федотова М., Яковлев В. и др.) рассматриваются причины кризисных ситуаций на предприятиях, дается анализ проявлений кризиса в различных системах и подсистемах хозяйственной жизни, организации предпринимательства и малого бизнеса, содержится анализ экономико-политических аспектов кризиса, связанных с недостатками государственного управления в переходный период, с чрезмерной либерализацией, резким и полным отказом от системы планирования и регулирования, фактическим самоустранением государства из хозяйственной жизни.

В ряде работ исследуются кризисные проявления на уровне экономической деятельности предприятий, затрагиваются проблемы реструктуризации, банкротства, поиска стратегии «выживания».

В рамках данной диссертационной работы исследуется современный механизм антикризисного управления и его применение на малых предприятиях сферы услуг с учетом особенностей их функционирования и социальной значимости.

Недостаточность теоретико-методологических разработок по проблемам антикризисного управления предприятиями малого бизнеса в сфере услуг, а также большая их теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методологических принципов антикризисного управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг в условиях переходной экономики.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1) теоретически обосновать социально-экономическую сущность предпринимательства и на этой основе выявить особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг;

2) уточнить понятие «антикризисное управление» и выявить особенности его проявления и функционирования в сфере услуг;

3) разработать методику совершенствования механизма антикризисного управления предприятиями сферы услуг;

Объектом исследования является малый бизнес в сфере услуг в условиях переходной экономики.

Предметом исследования является система антикризисного управления малым бизнесом в сфере услуг и механизм его совершенствования.

Теоретической и информационной основой диссертационного исследования послужили публикации отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития, становления и функционирования предпринимательского сектора и малого бизнеса в сфере услуг, а также законодательные и нормативные акты по проблемам банкротства и антикризисного управления, официальные статистические данные по малому предпринимательству, первичные данные по ряду малых фирм.

Научная новизна диссертационного исследования:

— дано теоретическое определение малого предпринимательства как инициативной хозяйственной деятельности индивидуумов, направленной на получение прибыли, при их экономической и правовой самостоятельности, ответственности и личном капитале;

— выявлены и сгруппированы основные особенности функционирования малого бизнеса, связанные с его экономической природой и сущностью. На этой основе дано определение специфики антикризисного управления малыми предприятиями сферы услуг, учитывающее его неустойчивое состояние и большую вероятность возникновения кризисных ситуаций, а также представлена классификация кризисных ситуаций;

— разработаны методологические основы и направления проведения антикризисного управления предприятиями сферы услуг, включающие диагностику организационно-кадрового потенциала, мониторинг хозяйственно-экономической деятельности, а также разработку плана антикризисного управления на основе осуществления защитной и наступательной тактики его проведения.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы при практической реализации механизма антикризисного управления малыми предприятиями сферы услуг, способствуя их устойчивости и выживанию в сложных социально-экономических условиях.

Работа может быть использована в учебном процессе при изучении зарубежного и отечественного опыта становления предпринимательства и малого бизнеса в сфере услуг, в том числе для преподавания курса «Экономика сферы платных услуг», а также при разработке учебно-методических материалов по проблемам антикризисного управления в соответствии с типовыми программами обучения специалистов по антикризисному управлению Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО).

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались автором на двух научно-практических конференциях: «Университетское образование» (Пенза, 11−12 апреля 2000 г.) и «Социально-экономическое положение и актуальные проблемы социальной защиты населения России» (Уфа, 16−17 мая 2000), методологических семинарах по проблемам антикризисного управления, а также совещаниях, проводимых под руководством ФСФО, а также нашли применение при разработке плана антикризисного управления ОАО «Стройсервис» г. Москва.

Логика и структура диссертации. Логика исследования основана на раскрытии социально-экономического содержания предпринимательства и особенностей функционирования малого бизнеса, анализе причин возникновения кризиса на малых предприятиях сферы услуг и разработке механизма антикризисного управления ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление рыночной экономики непосредственным образом связано с активизацией предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса. В предпринимательстве как и в любом сложном общественном явлении, сочетающем консерватизм его основополагающих принципов и начал с динамикой саморазвития.

Соглашаясь с устоявшимся взглядом на предпринимательство как на профессиональную специфическую деятельность, мы определяем его как инициативную хозяйственную деятельность индивидуумов, обусловленную их экономической и правовой самостоятельностью и ответственностью, базирующуюся на их личном капитале и направленную на получение прибыли.

Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.

Анализируя предпринимательскую среду сферы услуг, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, сложившаяся в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе сферы услуг.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей и финансовыми нарушениями.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Развитие малого предпринимательства при наличии соответствующей государственной политики позволяет ускоренно формировать конкурентные рыночные отношения, осуществлять структурную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, активизировать научно-технический прогресс, способствует формированию мощного социального слоя активных собственников и предпринимателей, составляющих социальную базу рыночных реформ и условия стабильности в обществе.

Как видно из анализа, основными факторами, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются:

— политическая и экономическая нестабильность;

— несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы;

— неэффективность финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства;

— недостаточное количество доступных для малого предпринимательства технологий;

— трудности в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования;

— отсутствие доступа к необходимой информации;

— сложная криминогенная обстановка;

— неотлаженность механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

— недостаточная подготовленность к работе в условиях рынка как предпринимателей, так и руководителей, персонала структур, призванных поддерживать или взаимодействовать с малым предпринимательством.

В настоящее время многие российские предприятия являются либо неплатежеспособными, либо испытывающими значительные затруднения в финансовой, производственной и других областях своей деятельности. Причиной этому выступают сложные, неоднозначные макроэкономические условия, которые усугубляются ошибками самих предпринимателей. Поэтому в условиях российской экономической действительности стало не только актуальным, но и крайне необходимым применение предприятиями, желающими сохранить свое благополучие или выйти из кризиса, особого вида управления, которое получило соответствующее название —антикризисное управление, которое можно определить как совокупность специфических систем, процессов и методов, направленных на предвидение или ликвидацию кризиса с минимальными потерями.

Чтобы избежать последствий кризиса, на предприятии необходимо использовать антикризисное управление, сущность которого можно определить следующим образом: антикризисное управление — это способность вырабатывать оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, определять приоритетные ценности предприятия в условиях кризиса, координировать деятельность предприятия и его работников по предвидению кризиса, добиваться эффективности их труда в экстремальных условиях. Другими словами, антикризисное управление — это управление, направленное на предотвращение или смягчение кризисов, а также на удержание функционирования предприятия в режиме выживания в данный период и выход предприятия из кризиса с минимальными потерями.

Проблемы антикризисного управления характерны для предприятий и организаций всех отраслей, однако, наиболее остро этот вопрос стоит в сфере услуг, так как именно в этой сфере сосредоточено основное число малых и средних предприятий, для которых, как показывают исследования, наиболее реально ухудшение положения дел и наступление кризиса в деятельности. На предприятия сферы услуг особенно сильно действует множество факторов как внешних, так и внутренних, влияние которых вызывает возникновение кризисной ситуации.

Система антикризисного управления предприятиями сферы услуг предполагает использование при ее формировании различных подходов, в том числе:

— комплексного с учетом всех аспектов управления и их взаимосвязи;

— интеграционного с исследованием процессов как по вертикали, так и по горизонтали;

— динамического, а также воспроизводственного и других, обусловливает ее большую гибкость и способность к диверсификации.

Система антикризисного управления должна создавать условия для быстрой реакции на изменения внешней и внутренней среды, что будет способствовать расширению диапазона выбора вариантов поведения в кризисе, т. е. принятию эффективных управленческих решений, формированию стратегических ориентиров и целей, разработке инновационных программ и внедрению инвестиционных проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Стратегическая цель возрождение стра-ны.//ЭКО, 1999, № 1.С. 12−18.
  2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению./Под ред. Г. П. Иванова. -М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1995.0−320 с.
  3. Ш. Деловое планирование и предпринимательст-во./Пер. с англ. — М.: Financial Research Associates, Ltd, 1995. -80 с.
  4. А., Баткилина Г. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение.//Вопросы экономики, 1997,№ 4. С. 141−151.
  5. А.Д., Дидович А. П. Финансовый аспект деятельности малого предпринимательства. Учебное пособие. Иркутстк: ИГЭА, 1998.- 146 с.
  6. Г. Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов./Г.Л.Багиев, В. М. Тарасевич, Х.Анн./Под общ. Ред. Г. Л. Багиев. М.: ОАО «Экономика», 1999. — 703 с.
  7. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательства: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса.-М., 1999.- 102 с.
  8. И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 480 с.
  9. Р.С. Предпринимательство в России./Под ред. Т. И. Трубицыной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. — 163 с.
  10. А.О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Ось-89, 1998.-335 с.
  11. А.О. и др. Государство и бизнес: механизм реализации. Учебно-методическое пособие./А.О.Блинов, А. А. Федулин,
  12. B.С.Мингалев. М.: Гос. Акад. Сферы быта и услуг, 1998. -356 с.
  13. А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1996. -460 с. 13. «Больные» вопросы малых фирм.//Инновации, 1998, № 4−5. С. 57−62.
  14. .Д., Вороновская О. Е. Методы Государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств. М., 1998. — 65 с.
  15. Н.А., Гусева С. Н. Основы управленческого учета на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса. Учебн. пособие. Шахты-Дон. Гос. Акад. сервиса, 1999. — 80 с.
  16. К. Мелкие предприяттия и стратегическое управле-ние.//Проблемы теории и практики управления, 1991, № 2. С. 85−88.
  17. А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: Дело, 1998.-220 с.
  18. А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. -М., 1998.-227 с.
  19. Н. Руководство для несостоятельных должников, или как грамотно стать банкротом.//Экономика и жизнь, 1999, № 1.1. C. 26.
  20. А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики, 1996, № 7. С. 30−38.
  21. Витрянский В.В.В поисках компромисса.//Экономика и жизнь, 1999, № 15. С. 27.
  22. В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве).//Вестник Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, 1998, № 2 (Специальный впуск). С. 79−96.
  23. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1998.-395 с.
  24. Л. Основные элементы московской системы поддержки малого бизнеса.//Российский экономический журнал. 1996, № 9. С. 51−54.
  25. Гаранькина Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель.//Российский экономический журнал. 1996, № 8. С. 81−82.
  26. В.ВФ. Ценовая политика фирмы. М.: Финста-тинформ, 1995. — 192 с.
  27. Е.В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: Вестник, 1996. -336 с.
  28. Г. А. Предпринимательство определяющий фактор развития экономики России. — СПб. ИСЭП РАН, 1999. — 213 с.
  29. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой.//Маркетинг, 1995, № 4. С. 97−109.
  30. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  31. Т.А., Мясоедова Л. В., Любанова Т. П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: ПРИОР, 1998, -176 с.
  32. Гуц Д. О. Банкротство инструмент исполнения денежных обязательств. Практическое пособие. — М.: ПРИОР, 1998. — 112 с.
  33. Ю.И. и др. Малый бизнес./Ю.И.Ефимычев, Л. В. Стрелкова, В. М. Лучинкин. Н.-Новгород: Тзд-во Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского, 1998. — 126 с.
  34. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е испр. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. — 250 с.
  35. Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1998, — 308 с.
  36. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  37. Е.Н. Экономика платных услуг. Казань, 1996. -204 с.
  38. Закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  39. Закон Российской Федерации «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  40. Закон Российской Федерации № 222-ФЗ от 29.12.95 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  41. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.05.92 г.
  42. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея-тельности.//Экономика и жизнь, 1991, № 4. С. 16−18.
  43. В.а., Жирнов Е. М. Малый бизнес в регионе: тенденции и проблемы развития. Вологда, 1998. — 54 с.
  44. B.C. и др. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме. Учебное пособие./В.С.Кабаков, А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. СПб.: СПб. ГИЭА, 1998. — 197 с.
  45. И. Аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности.//Банк, 1996, № 7. С. 58.
  46. З.А. Экономика малого предпринимательства. Учебное пособие. Новосибирск, 1998. — 247 с.
  47. Д. Типичные ошибки малого бизнеса./Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.-220 с.
  48. Кен X. Малое предпринимательство. Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.- 167 с.
  49. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопас-ность./Под общ. Ред. Г. Б. Клейнера. М.: Экономика, 1997. -280 с.
  50. Козлова O. J1. Малые предприятия. Основы их налогообложения в современных условиях. М., 1998. — 269 с.
  51. С. Мониторинг состояния и развития частных пред-приятий.//Предпринимательство в России, 1998, № 4. С. 38−44.
  52. Е.Б. Основы малого и среднего бизнеса. Учебное пособие.-М., 1997.-110 с.
  53. Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации: Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор, проф. О. Н. Садиков. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 1997. Ч. 1.-778 е.- ч. 2−800 с.
  54. Ф. Маркетинг. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998.-896 с.
  55. С.И. Малое предпринимательство и самозанятость. -Ростов н/Д, 1998.-96 с.
  56. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Учебное пособие. Спю: Бизнес-пресса, 1998.-295 с.
  57. Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления.//Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3.
  58. Курс предпринимательства. Учебник для» ву-зов./В.Я.Горфинкель, В. А. Швандар, Е. М. Куприянов и др./Под ред. проф. В. Я. Швандара. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. -439 с.
  59. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1997. 320 с.
  60. .К. Малое инновационное предпринимательство в Рос-сии.//Инновации, 1997, № 4. С. 5−12.62. 125. Люсов А. Н. Предпринимательство и институциональные структуры управления рыночной экономикой.//Деньги и кредит, 1994, № 3. С. 19−28.
  61. М.В. Развитие малого бизнеса в переходный пери-од.//Регион: экономика и социология, 1998, № 3. С. 124−131.
  62. В.А., Новицкий А.Г., А.Г.Чесноков. Предпринимательство и наллоговая система в России. М.: Бизнес Контакт, 1996.- 145 с.
  63. Малое предпринимательство: управление и организация. М.: ДеКА, 1998.-85 с.
  64. Малый бизнес в России состояние, проблемы и перспективы (аналитический обзор)//1-й Всероссийский съезд представителей малых предприятий. — М., 1996. — 125 с.
  65. Малый бизнес в России: оценка ситуации.//Общество и экономика, 1996, № 9−10. С. 91−111.
  66. Малый бизнес на Северо-Западе.//Экономика и жизнь, 1996, № 16. С. 39.
  67. Малый бизнес в России: проблемы становления и разви-тия.//Вопросы экономики, 1994, № 11. С. 92−160.
  68. Ш. М. Предпринимательство в России: теория и практика.
  69. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. — М.: Центр, 1997.- 168 с.
  70. М.Х., Альберт М., Хедори Ф. Основы менеджмен-та./Пер. с англ. М.: Дело. — 800 с.
  71. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа-ций./Федеральный закон РФ, № 40-ФЗ от 25.02.99.//Российская газета, 1999, 4 марта. С. 5.
  72. Основы стратегического планирования. Учебно-методическое пособие. СПб: Знание, 1998. — 96 с.
  73. Пел их А.С., Шепеленко Г. И. Малые предприятия. М.: Гарда-рика, 1996.-144 с.
  74. П.А. О финансовой поддержке малого и среднего биз-неса.//Финансы, 1994, № 3.
  75. И.И., Чемурзиев Б. А. Особенности стратегического планирования в условиях малого бизнеса. СПб.: СПб. ГУЭФ, 1998. --26 с.
  76. Планирование в малом бизнесе. Учебное пособие./Сост.: Дуле-сов А.С., Кривошеева С. А. Абакан: ХГУ, 1999. — 78 с.
  77. Постановление СМ СССР от 08.08.90 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
  78. Постановление СМ РСФСР от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
  79. Постановление СМ РСФСР от 08.06.92 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
  80. Постановление Правительства РФ от 11.05.93 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  81. Постановление Правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
  82. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 г. № 409 «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994−1995 гг.».
  83. Постановление Правительства РФ от 01.12.94 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых государственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд».
  84. Постановление Правительства РФ от 24.12.94 г. № 1418 «Об утверждении перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия».
  85. Постановление Правительства РФ от 28.10.95 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  86. Постановление Госкомстата РФ от 4 октября 1994 г. № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий».
  87. Предприятие банкрот. — М.: ПРИОР, 1998. — 240 с.
  88. Проблемы совершенствования антикризисного (арбитражного) управления./Коллектив авторов под ред. А. И. Муравьева. -СПб: СПб ФВШПП, 1999. 143 с.
  89. Проблемы финансовой поддержки малого предпринимательст-ва.//Финансовая газета, 1996, № 12. Приложение (регион, выпуск). С. 9.
  90. В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства.//Российский экономический журнал, 1995, № 10. С. 89−96.
  91. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. Метод. Пособие./П.В.Баранов. М.: КОНСЭКО, 1998.-131 с.
  92. И.И. Франчайзинг система реализации товаров и услуг.//США: экономика, политика, идеоллогия, 1998, № 4. С. 22−29.
  93. Региональное исследование по формированию частного сектора. Этап Ш. Промежуточный отчет, но обследованию предприятий (контракт № IBC-034). М.: МАУ, 1996.
  94. A.M., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций. -М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993. 96 с.
  95. В.И. Формирование социально-экономической среды развития малого предпринимательства. Автореф. канд. дисс. -М., 1999.-22 с. .
  96. В.А. Основы инновационого предпринимательства. Учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 1998. — 143 с.
  97. Н.Ю. Малое предпринимательство: история развития, зарубежный опыт и проблемы его становления в России. -Н.-Новгород, 1998.-58 с.
  98. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве.-М.:ИЭ РАН, 1998.-362 с.
  99. Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб.: СПГУЭФ, 1999. — 129 с.
  100. Справочник по малому предпринимательству: Регистрация. Постановка на учет. Лицензирование. Налогообложение. Права и обязанности. Ответственность. Взаимные расчеты. Ценные бумаги. Договоры./В.М.Пустозерова, А. А. Соловьев. -М.: ПРИОР, 1999.-299 с.
  101. Стратегическое планирование./Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1998.-440 с.
  102. М.М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. М., 1999. — 40 с.
  103. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для вузов./Г.З.Базаров, Л. П. Белых и др./Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, IOIIIГШ, 1996. — 469 с.
  104. Указ Президента РФ от 30.11.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
  105. Указ Президента РФ от 06.06.95 г. № 563 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  106. Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
  107. Э.А. Антикризисное управление. Учебник для вузов. -М.: ТАНДЕМ. ЭКМОС, 1997. 399 с.
  108. В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 1998.-230 с.
  109. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) № 6-ФЗ от 08.01.98.//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 2 (Специальное приложение). С. 3−78.
  110. Д. Теория экономического развития./Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1982. 286 с.
Заполнить форму текущей работой