Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление экономической стратегией развития предприятий легкой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие концепции менеджмента и управленческого учета можно условно разделить на две группы: традиционные и современные. Последние выгодно отличаются от первых тем, что отвечают потребностям сегоднящ ней производственной и конкурентной средыне выстраиваются на иска женной информации, необходимой для принятия управленческих решенийуделяют внимание внешнему окружению, в котором функционирует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Динамический аспект современных концепций менеджмента
    • 1. 2. Проблемы развития систем управления производством в пореформенный период российской экономики
    • 1. 3. Анализ основных экономических показателей развития швейной промышленности
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. стоимость бизнеса как ключевой критерий оценки эффективности управления развитием предприятия
    • 2. 2. Общая методология сбалансированной системы экономических показателей
    • 2. 3. Пути адаптации сбалансированной системы экономических показателей к реалиям российской экономики
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Структура сбалансированной системы показателей и организация ее внедрения на предприятии
    • 3. 2. Опыт управления развитием и ростом стоимости предприятия на основе сбалансированной системы показателей

Управление экономической стратегией развития предприятий легкой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В связи с изменением условий хозяйствования в Российской Федерации в период формирования рыночных отношений промышленные предприятия столкнулись с необходимостью разработки, использования и внедрения адекватных систем управления и управленческого учета. Сегодня конкурентные преимущества промышленному предприятию намного труднее приобрести за счет традиционных способов повышения эффективности финансового менеджмента и инвестиций в физические активы. Способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы стала более значимым фактором. В условиях жестокой рыночной конкуренции большее значение приобретает стратегическое управление, основными факторами которого являются эффективность бизнес-процессов, капитал компании, воплощенный в знаниях и квалификации сотрудников, способность организации удерживать и привлекать новых клиентов, корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения.

Подобные радикальные изменения в среде бизнеса требуют новых взглядов на организацию, новых принципов ее построения и новых подходов к управлению. Требуется новое целеполагание и переосмысление приоритетов организации. При этом главным ориентиром может быть признанная многими зарубежными исследователями и практиками философия, основанная на оценке роста стоимости бизнеса, как основном критерии эффективности менеджмента. По нашему мнению, данная цель деятельности компании позволяет примирить и согласовать все остальные частные цели функционирования.

Однако при данном подходе возникает проблема комплексной оценки управленческой деятельности компании как одного из элементов системы управленческого учета. Данные вопросы активно решаются в западной литературе. На сегодняшний день сформулировано несколько концепций управленческого учета, которые прошли апробацию на известных предприятиях в США,.

Великобритании, Германии и других стран. В первую очередь, необходимо упомянуть работы Р. Акоффа [2], Ю. Вебера [17], Э. Дорина [28], Ф. Друкера [29, 147], Л. Друри [30], Т. Коупленда [55], М. Мескома и др. [68], У. Оучи [79], Ф. Тейлора [116], Г. Эмерсона [137], Р. Купера [145], Т. Девенпорта [146], П. Друкера [147, 148], М. Хаммера [152], Р. Каплана и Д. Нортона [158. 161] и др.

Для обеспечения достижения поставленной цели и решения указанных проблем требуется создание систем управленческой информации, содержащих данные как о материальных, так и нематериальных активах, механизмы по формированию их структуры, по их оценке и контролю за ними. Современной организации необходимы такие методы управления, которые позволяют увязать стратегические цели компании с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и конкретными людьми внутри организации. В связи с этим все большее распространение и применение получают стратегические системы управлений и учета, одной из которых является концепция Balanced Scorecards (сбалансированная система показателей).

Российские менеджеры и исследователи отстают от зарубежных коллег в вопросах организации управления и оценки управленческой деятельности. Хотя и известны-работы некоторых авторов (Алексеев Н.А. [3,4], Верстина Н. А., Еленева Ю. Б. [18, 19, 20], Евсеев А. Р. 31], Ивлев В. и др. [35], Козак Ч. [44], Коробков А. [55], Латфуллин Г. А. [61], Ойхман Е. Г., Попов Э. В. [77] Рубцов С. В. [101, 102]), еще очень мало информации о новых концепциях и остается много вопросов, как их реализовывать на конкретном предприятии.

Опыт практической работы автора с предприятиями легкой промышленности РФ и стран СНГ свидетельствует о том, что на предприятиях данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Так, например, на большинстве предприятий отсутствует систематическая аналитическая работа в данной области, управленческие решения зачастую принимаются на интуитивной основе, без комплексного учета их влияния на финансовое состояние и прибыль предприятия. Рост стоимости бизнеса не принимается во внимание вовсе.

Из занятых в отрасли 3000 средних и крупных предприятий лишь единицы практически перешли к организационным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования. По экспертной оценке, до 90% российских предприятий имеют потенциальные возможности повышения эффективности работы на 20 — 25% за счет изменения системы управления предприятием, создания эффективной финансово-экономической системы и переподготовки кадров управленческого звена.

Поэтому возникла как научная, так и практическая необходимость проведения глубокого исследования теории, накопленного отечественного и зарубежного опыта в области управления развитием предприятия, а также создания моделей и методик, адаптированных к экономическим реалиям, сложившимся в РФ в настоящее время.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы.

Цель работы состоит в теоретическом обосновании и практической разработке подхода к управлению развитием предприятия, основанного на формировании экономической стратегии, и создании инструментария для реализации данного подхода, адаптированного к условиям российской экономики.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— изучить теоретическую основу и обобщить отечественный и зарубежный опыт управления процессами развития предприятия;

— провести анализ методик комплексной оценки управленческой деятельности предприятия и выбрать наилучшую методику для проведения оценки.

— проанализировать изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ, и выявить их влияние на деятельность предприятий легкой промышленности;

— разработать, апробировать и оценить на практике эффективность модели управления развитием предприятия;

— разработать рекомендации по комплексной оценке управленческой деятельности для предприятия швейной промышленности.

Объектом исследования являются крупные и средние предприятия легкой промышленности Н. Новгорода, Нижегородской области и некоторых других регионов России, в числе которых ОАО «Маяк», ОАО «Лысковская трикотажная фабрика», ОАО «Кольчугинская швейная фабрика» и др.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются процессы управления развитием предприятий легкой промышленности.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— предложены направления адаптации к российским условиям современной концепций управления предприятием;

— разработана методология управления развитием предприятий легкой промышленности, ориентированная на максимизацию стоимости бизнеса;

— разработана имитационная модель, позволяющая оптимизировать деятельность предприятия на основе сбалансированной системы монетарных и немонетарных показателей в условиях переходной экономики;

— предложены этапы внедрения разработанной системы управления на предприятии и даны рекомендации по их практической реализации.

Практическая значимость работы.

Предлагаемая в работе методология позволяет перейти от интуитивного к научно-обоснованному принятию управленческих решений на основе планирования и учета сбалансированных между собой показателей, отражающих ключевые аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Использование предложенных моделей позволяет швейным предприятиям улучшить финансовые результаты, увеличить долю занимаемого рынка, более эффективно организовать финансово-хозяйственную деятельность, повысить уровень мотивации и качество персонала, и, в конечном итоге, максимизировать стоимость предприятия.

Применение разработанной методологии на уровне отрасли не только создает условия для более эффективного развития швейной промышленности, но и позволяет обозначить конкретные показатели оценки эффективности работы профильных предприятий.

Апробация и публикации.

Основные результаты проведенных исследований докладывались на ряде международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах: Киев (2001г.), Н. Новгород, (2001 г., 2003 г.), (Пенза, 2001, 2002 гг.).

Основные положения диссертационной работы опубликованы в 9 работах общим объемом 2,55 пл., в т. ч. авторских 2,1 п.л.

На основании проведенных исследований и анализа литературных источ ников можно сделать следующее заключение:

1. Существующие концепции менеджмента и управленческого учета можно условно разделить на две группы: традиционные и современные. Последние выгодно отличаются от первых тем, что отвечают потребностям сегоднящ ней производственной и конкурентной средыне выстраиваются на иска женной информации, необходимой для принятия управленческих решенийуделяют внимание внешнему окружению, в котором функционирует предприятие.2. Развитие теории и практики управления в России значительно отстает от мировых тенденций. Внедрение современных методов управления на рос сийских предприятиях, в т. ч. швейной промышленности, происходит с большим трудом и зачастую не находит понимания даже у высшего управ ленческого персонала. Многие склонны указывать в качестве основных при чин упадка производства в легкой промышленности в период становления рыночных отношений такие факторы как не конкурентоспособность выпус каемой продукции, критическое финансовое состояние предприятий, разрыв сложившихся хозяйственных связей, не учитывая при этом роль качества менеджмента. Неготовность к работе в рыночных условиях, привычка к ста рым методам хозяйствования и надежда на интуитивное решение проблем, по нашему мнению, в не меньшей степени есть причины сложной ситуации в отрасли.3. К 1999 г. на анализируемом предприятии «Маяк» назрела необходимость ре организации управленческой деятельности для адаптации к современным условиям внешней среды. Для этого нужен механизм реализации стратегии, который позволяет контролировать развитие компании в агрессивной внеш ней среде и эффективно управлять внутренними бизнес-процессами.4. Критерием оценки эффективности всей финансово-хозяйственной деятель ности предприятия в целом и качества управления развитием в частности является обоснованная рыночная (доходная) стоимость предприятия (бизне са) и ее динамика в сопоставлении с ликвидационной стоимостью. Для оп ределения обоснованной рыночной стоимости рекомендуется применение доходного подхода, в рамках которого используется методов дисконтирова ния будущих доходов. Разность между доходной и ликвидационной стоимо стью отражает системный эффект предприятия, динамика изменения кото рого характеризует уровень менеджмента. Предприятие управляется эффек к тивно, если изменение доходной стоимости и системного эффекта имеет по ложительную динамику и при этом «деловая репутация» опережает по тем пам роста ликвидационную стоимость.5. Повышение стоимости предприятия становится главной задачей управле ния, и все уровни планирования нацелены на ее решение. Установки отно сительно путей, ведущих к повышению стоимости, рассматриваются лишь как средство достижения главной цели, В отличие от традиционного плани рования данный подход характеризуется более сильной количественной на правленностью, так как содержание плана должно выражаться в форме со ^ ответствующих оценок и конкретных обоснований.6. Для реализации подхода к управлению предприятием на основе роста стои мости наиболее приемлема методология сбалансированной системы показа телей. Данная система переводит миссию и общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей опреде ляющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, маркетинга, внутренних бизнеспроцессов, обучения и '' роста. Главные преимущества данной системы связаны, во-первых, с ис пользованием как финансовых, так и немонетарных показателей и, во вторых, с увязкой всех индикаторов показателей между собой. Их баланс достигается применением методов имитационного моделирования.7. Применение сбалансированной системы показателей в условиях переходной российской экономики требует, при сохранении общих принципов, серьез ной доработки данной методологии. В результате решения данной научной задачи в диссертационной работе: • Разработана общая концепция адаптации и моделирования сбалансирован ной системы показателей применительно к российским условиям. В частно сти, наряду с традиционными проекциями системы (финансов, маркетинга, внутренних бизнеспроцессов, обучения и роста), предлагается использова ние проекция учета государственных интересов. В ряде случаев необходимо к выделение дополнительных проекций в соответствии с интересами иных стейкхолдеров. • Разработана иерархическая система целей предприятия швейной промыш ленности и общая стратегия их достижения, положенные в основу разраба тываемой сбалансированной системы показателей. • На основании адаптированной модели и результатов целеполагания разрабо тана система сбалансированных показателей управления развитием и ростом стоимости бизнеса предприятия швейной промышленности. Дано обоснова ние показателей системы — факторов, подсчитанных с использованием ин ^ формации о финансовой и хозяйственно деятельности предприятия и имита ционных моделей. Разработаны рекомендации по комплексной оценке дея тельности предприятия и уровня менеджмента на основе анализа роста стоимости бизнеса с применением сбалансированной системы показателей. • Разработаны организационные меры практического внедрения сбалансиро ванной системы показателей на предприятии на основе формирования про блемных групп и создания механизма управления моделью изменений.8. Эффективность разработанной методологии управления развитием пред приятия и ростом стоимости бизнеса на основе сбалансированной системы показателей доказана на практике. В результате ее применения за 5 лет ра боты объем выручки анализируемой компании возрос с 100 до 140 млн руб., прибыль составляет до 30 млн руб. в год, а общая стоимость бизнеса возросла в 1,3 раза.9. Практическая реализация основных положений и идей диссертации, в част ности адаптация разработанных моделей к специфике конкретных предпри ятий окажет положительное влияние на совершенствование финансово хозяйственной деятельности предприятий щвейной промышленности.10. Разрабатываемая в настоящей диссертации проблема планирования на осно ве сбалансированной системы показателей является одной из составных час тей процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью про ^ мышленного предприятия, в связи с чем предложенные модели могут быть эффективно использованы только в том случае, когда руководство предпри ятия совершенно четко осознает необходимость профессионального подхо да к управлению и в других экономических аспектах деятельности органи зации и предпринимает для этого соответствующие действия.11. Разработанные в ходе работы над диссертацией рекомендации и предложе ния должны регулярно уточняться по мере изменения условий хозяйствен ной деятельности промышленных предприятий РФ.

12. В условиях открытости экономики России идущие на базе использования имеющегося научно-производственного потенциала процессы реформиро вания предприятий позволяют им эффективно функционировать, занимать устойчивое положение на внутреннем рынке и конкурировать с иностран ными производителями аналогичных товаров на мировом рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П., Кистанов В. А. Без плана — все равно тупик. // «Правда». 1992. 4 февраля.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. — 211 с.
  3. Н.А. Эволюция систем и организационное проектирование // «Проблемы теории и практики управления». № 4. 1998. с. 24−31
  4. Н.А. Эволюция систем управления предприятием // «Проблемы теории и практики управления» № 2. 1999. с. 13−21.
  5. А.К. Реструктуризация предприятий: механизмы и организационные меры // «Экономист». 2000. № 3. с. 26−32
  6. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989. 123 с.
  7. Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э. М. М.: ИНФРА-М, 2000.- 123 с.
  8. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 4. — с. 23−34
  9. К.А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). -М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1999. 183 с.
  10. Р.А. Законы управления в рыночных условиях. // «Экономист». 1992. № 5. с. 12−24.
  11. И.А. Основы финансового менеджмента. К.:Ника-Центр, 1999.
  12. Ю.В., Швандар В. А., Оценка эффективности бизнеса и инвестиций -М: «Юнити», 1999. 234 с.
  13. А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч.1.- СПБ, 1912.
  14. В. Принципы японского управления. -М.: Прогресс, 1992. — 32 с.
  15. М.- Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. 345 с.
  16. М. Протестантская этика. М.: 1990, — 136 с.
  17. Ю., Шэффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5. — с. 45−56.
  18. Н.А., Еленева Ю. Б. В чем смысл бизнеса? Методы определения стратегических целей управления предприятием. // Оборудование (рынок, предложение, цены) № 7, июль 1999. с. 46−5119
Заполнить форму текущей работой