Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственный выбор во вьетнамской мифологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическая база исследования. Источниками по изучению вьетнамской мифологии являются сочинения, составленные в разные эпохи: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.) — «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.) — «Удивительные события земли Линьнам» By Куинь и Киеу Фу (XV в.) — «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.) — «Сочинения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Нравственный выбор человека мифологической эпохи как предмет социально-философского анализа
    • 1. Особенности нравственного выбора в мифологии
    • 2. Многообразие нравственного выбора в этномифологиях
  • Глава. Ц. Проблема нравственного выбора во вьетнамской мифологии и ее значение для современного общества
    • 1. Парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии
    • 2. Нравственный выбор современного человека в контексте вьетнамской мифологии

Нравственный выбор во вьетнамской мифологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема нравственного выбора является одной из наиболее актуальных проблем современной социально-философской мысли. Для постиндустриального общества характерены ощутимый упадок нравственности, утеря четких морально-этических ориентиров, что обуславливает глубокий мировоззренческий и поведенческий кризис, чреватый эскалацией социальной энтропии в современном мире. В этой связи представляется весьма значимым обращение к тому этическому потенциалу, который несет в себе мифологическая традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность, с ее цельностью мировосприятия и высоким гуманистическим пафосом человеческих взаимоотношений и гармонии с природой.

Другой аспект актуальности проблемы обусловлен повышенным интересом современной российской и западной философии эпохи постмодернизма к культурам Востока. Давно ушли в прошлое европоцентристские стереотипы, которые рисовали восточные миры как «отсталые», еще не достигшие уровня западной культуры, взятой за образец. Современная социально-философская мысль исходит из парадигмы многополярного мира, признания самоценности и оригинальности каждой культуры народов мира. При этом большинство исследователей в качестве позитивных черт культур Востока отличают такие их черты, как обращенность к экзистенциальным глубинам человека, диалогические отношения с природой, преобладание чувственно-эмоциональных, интуитивных, внерациональных моментов познавательной деятельности. Вместе с тем исследователи обращаются в основном к этическим традициям Индии, Китая и Японии, а этическая культура Вьетнама, которая не менее богата и многообразна, зачастую остается за пределами должного исследовательского внимания.

Следующий аспект актуальности данной проблемы связан с феноменом диалога западной, восточной и российской культур. Причем, если в отношении Запада можно заметить, что рецепция культурных ценностей Востока плодотворна для него, поскольку она нейтрализует известный перекос «аполлонизма» (Ф. Ницше), то Россия, будучи цивилизацией евразийской, отражаясь в зеркале восточных культур (в частности культуры Вьетнама), эксплицирует свои внутренние восточные мотивы и таким образом обретает самотождественность.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственного выбора в философской мысли рассматривалась чаще всего как составная часть проблемы свободы воли, где понятие воли заменялось понятием выбора. Идея свободы выбора к концу античности прочно входит в состав основных философских учений. В истории философии выделяются два способа понимания свободы воли. Первый способ (Аристотель — схоласты — Г. В.Ф. Гегель) представляет волю как способность разума к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (Платон — стоикиАвгустин — И. Кант) понимает свободу воли как независимость от внешней причинности и соответственно способность к самоопределению. Здесь синонимом понятия «свобода воли» может выступать «свобода выбора».

В европейской философии Нового времени просматриваются различные точки зрения на проблему выбора. У Р. Декарта свобода выбора есть нечто само собой разумеющееся, то что не нуждается в доказательствах1. Б. Спиноза отрицал свободу воли. Г. В. Лейбниц связывал свободу воли с разумом, хотя и не может быть полностью им детерминированной3.

Первые комплексные исследования ситуации нравственного выбора в философии были осуществлены И. Кантом, который в основу нравственно.

1 Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М., 1989.

2 Спиноза Б. Этика. — СПб., 1993. С. 78.

3 Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике.- Теодицея // Сочинения. В 4 т. Т. 4. — М., 1989. го выбора положил понятие долга1. И. Кант определял волю как способность желания, определяющее основание которой находится в разуме2, или иначекак способность определять самое себя к действию сообразно представлению.

0 законах3. Свободная воля подчиняется нравственным законам.

В европейской традиции нравственный выбор имеет прежде всего интеллектуальные основания, поскольку воля рассматривается как функция разума. Чувство рассматривается как возможный источник зла и нарушения порядка, дисгармонии. Понятие воли является особенностью прежде всего западноевропейского менталитета, но восточные традиции не связывают поступки человека в такой жесткой мере с разумной способностью человека.

Бессознательные мотивы нравственного выбора рассматривались в философской традиции психоанализа (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

Проблема нравственного выбора в связи со свободой воли рассматривалась в русской философской традиции. JI.M. Лопатин отмечал, что человек сам творит свой собственный нравственный мир, изменяет его своими усилиями4. Вл. Соловьев в «Оправдании добра» отстаивал идею ценностно-ориентированной свободы5. С. Н. Булгаков акцентировал внимание на центральном значении совести в ситуации нравственного выбора и отмечал, что нравственный выбор имеет прежде всего объективные критерии6. H.A. Бердяев говорил об онтологических основаниях нравственного выбора в своей п этике творчества. Н. Лосский в своей концепции абсолютной этики рассматривал как одно из ее условий свободу воли, которая предполагала абсолютность нравственной ответственности и принципиальность нравственного выбора8. С. А. Левицкий анализировал выбор между индивидуализмом и.

1 Кант И. Критика практического разума // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 3. — М., 1994.

2 Кант И. Метафизика нравов // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. — М., 1994.

3 Кант И. Основы метафизики нравственности // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. — М., 1994.

4 См.: Лопатин Л. М. Статьи по этике. — М., 2004.

5 См.: Соловьев B.C. Сочинения в 2х тт. — М., 1990. Т. 1.

6 См.: Булгаков С. Н. Свет невечерний. — М., 1994.

7 См.: Бердяев H.A. О назначении человека. — М., 1998.

8 См.: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. -М., 1991. коллективизмом, который, по его убеждению, должен осуществиться в персонализме, осуществленном на основе утверждения свободы через императив «служения ценностям сверхличного и сверхобщественного порядка», прежде всего ценностям религиозно-нравственным1.

В современной российской философской науке вопросы нравственного выбора изучались в работах В. И. Бакштановскогог. Главное внимание в них уделено анализу методологических проблем праксиологического аспекта нравственного выбора. Ученый так определяет свою основную задачу — она заключается в том, чтобы «рассмотреть элементы стратегии и тактики морального выбора личности» и «перекинуть мостик» от общего критерия нравственности к каждодневным поступкам"3.

В начале 80-х гг. проблеме нравственного выбора был посвящен целый ряд статей С. Ф. Анисимова, В. Т. Ганжина, A.A. Гусейнова, Б.О. Николаиче-ва, Ю. В. Согомонова, А. И. Титаренко и др4. При этом основное внимание было уделено методологии проблемы. Данные исследователи рассматривали следующие аспекты нравственного выбора: место поступка в структуре нравственного выборанеобходимость и свобода выборароль чувственных иных моментов этого процесса.

Исследованию нравственного выбора с точки зрения психологии посвящено исследование И. Н. Михеевой, которая изучала нравственную жизнь личности, «обнаруживающей в себе равновеликие способности к совершению как добрых, так и злых поступков"5.

В настоящее время отдельные проблемы нравственного выбора изучаются как одна из важнейших проблем этики A.A. Гусейновым и Р.Г. Апреся-номб. Отдельно нужно отметить этические исследования Ю. А. Шрейдера,.

1 См.: Левицкий С. А. Трагедия свободы. — М., 2000.

2 Бакиггановский В. И. Моральный выбор личностицели, средства, результаты. — Томск, 1977;

3 Там же. С. 17.

4 См.: Моральный выбор. — М., 1980.

5 Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. — М., 1991.

6 См.: Апресян Р. Г. Выбор // Этика. Энциклопедический словарь. — М., 2001. С. 81−82. который рассматривал этические системы в ракурсе поведения человека в ситуациях морального выбора1. Как предпосылки морально выбора им были рассмотрены понятия: свобода воли, нравственная жизнь, моральные оценки. Античные этические системы, этические концепции средневековья и постсредневекового времени были рассмотрены Ю. А. Шрейдером как различные варианты понимания сущности нравственного выбора.

Важное место занимала проблема нравственного выбора в работах Д. Ж. Валеева. Исследования проблемы нравственного выбора в Башкортостане, начатые Д. Ж. Валеевым, продолжили Д. Х. Акбашева, Л. А. Иткулова, З. Я. Рахматуллина, А .Я. Фаткуллина3.

Однако специфика нравственного выбора в мифологии еще не становилась предметом специального исследования. Анализируя особенности нравственного выбора во вьетнамской мифологии, мы опирались на многочисленные труды вьетнамских ученых — историков, филологов, посвященные религиозно-мифологическому комплексу вьетнамской культуры. При этом нужно отметить, что до середины XX века в науке господствовала точка зрения о том, что вьетнамская культура не являлась самостоятельной и возникла на основе китайской традиции. Это было обусловлено тем, что, во-первых, исследование Вьетнама начали синологи, во-вторых, до конца XIX в. официальным письменным языком являлось древнекитайское классическое иероглифическое письмо, в связи с чем вьетнамские тексты рассматривались через китайскую терминологию, в-третьих, в XVII—XIX вв. во вьетнамской общественной мысли господствовало конфуцианство, в-четвертых, на протяжении.

Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. — М., 2006. С. 248−250.

Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. — М., 1994. Он же. Этика. — М., 1998. Он же. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. — М., 1999.

2 См.: Валеев Д. Ж. Происхождение морали. — Саратов, 1981. Он же. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа, 1989; Он же.

Введение

в этику. О нравственном потенциале культуры. — Уфа, 1998. Он же. Этика. — Уфа, 2000.

3 См.: Акбашева Д. Х. Нравственный выбор в исламе (Социально-философский анализ). Автореф.. к.ф.н. — Уфа, 2001. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в башкирской сказке. Философско-мировоззреческий анализ. — Уфа, 2002. Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ. — Уфа, 2000. Фаткуллина А. Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. — Уфа, 2004. столетий вьетнамские территории входили в состав китайских империй, а затем находились от них в вассальной зависимости.

Научные работы, посвященные вьетнамским верованиям, крайне немногочисленны. Изучали вьетнамские религии в конце XIX — середине XX вв. французские ученые Дюмотье, Морис Дюран, Леопольд Кадьер1. Их труды имели описательно-научный характер.

В 1930;х — 1950;х годах появляются работы вьетнамских исследователей религиозно-мифологических представлений: Чан Ван Зяпа, который опубликовал фундаментальную монографию по вьетнамскому буддизму, Дао Зюи Аня, автора исследования «Древняя история Вьетнама» Нгуен Ван Хуе-на, исследовавшего влияние даосизма на вьетнамскую мифологию .

В контексте вьетнамской истории отдельные аспекты мифологии изучались в ряде исследований 1960;х — 1980;х гг. Некоторые моменты вьетнамской мифологии изучались в первом англоязычном комплексном исследовании истории Вьетнама до X в К. Тейлора. Отметим и отдельные исследования 1990;х — начала 2000;х гг. Это труды Нгуен Минь Сана о вьетнамских народных верованиях, о знаменитых женских божествах в культуре и верованиях Вьетнама, Чинь Ба Диня о конфуцианских элементах во вьетнамской мифологии4.

1 Dumotier G. Les cultes Annamites. — Hanoi, 1907. Durand M. Technique et pantheon des Mediums vietnamiens — EFEO, 1959. Cadiere L. Croyances et pratiques religieuses des Vietnamiens. Saigon, Imprimerie nouvelle d’Exteme-Orient, 1958.

2 Tran Van Giap. Le Bouddhisme en Annam, des origines au XIII siecle. — Bulletin de l’Ecole Francaise d’Exteme-Orient. Vol. XXXII, 1932. Bao Duy Anh. Co sur Viet-nam. Ha-noi, 1956. Bao Duy Anh. Lich su co dai Viet-nam. Quyen 1−4. Ha-noi, 1957. Nguyen Van Huyen. Le culte des immortels en Annam. — Hanoi, 1944.

3 Ha Van Tan, Tran Quoc Vucrng. Lich su che do cong san nguyen thuy a Viet-nam. Ha-noi, i960. Nong thon Viet-nam trong lich su. Ha-noi, Тар. 1, 1977; Тар. 2, 1978. Нгуен Ван Риен (Хоанг Винь). Бронзовые барабаны как исторический источник по изучению культуры древнего Вьетнама. Автореф. к.и.н. — М., 1972. Бан Тиен Тан. Повествовательный фольклор и становление средневековой вьетнамской новеллы. Автореф.. к.филол.н. — М., 1983. Лыонг Тхи Тхоа. Современная вьетнамская историография об основных проблемах древней истории Вьетнама. Автореф.. к.и.н. — М., 1987. Taylor K.W. The Birth of Vietnam. Berkeley — Los Angeles — London, 1983.

4 Nguyen Minh San. Tiep can tin nguong dan da Viet Nam. — Ha Noi, 1994. Nguyen Minh San. Nhung Than nu danh tieng trong van hoa tin nguomg Viet Nam. — Ha Noi, 1996. Чинь Ба Динь.

В советской, а позже российской, науке отдельные аспекты вьетнамской мифологии изучались историками (Д.В. Деопик, П.В. Познер), филологами (В.Р. Атнашев, Н. И. Никулин и др.), философами (A.B. Никитин, А.Ш. Шарипов) В настоящее время единственным исследователем вьетнамской Л мифологии в российской науке является Е. Ю. Кнорозова, подготовившая перевод и издание вьетнамских мифов3.

Объект исследования — духовный мир человека мифологической эпохи.

Предмет исследования — нравственный выбор во вьетнамской мифологии.

Цель исследования — выявить специфику нравственного выбора во вьетнамской мифологии и определить его значение для современного человека.

С учетом поставленных целей решались следующие задачи:

• определить специфику нравственного выбора в мифологии;

• выявить особенности нравственного выбора в различных этноми-фологиях;

• охарактеризовать специфику нравственного выбора мифологического человека традиционного вьетнамского общества и определить его основные парадигмы;

Конфуцианский взгляд на историю и вьетнамская литература Х-ХУ вв. автореф.. к. филол.н.-Л., 1991.

1 Деопик Д. В. Вьетнам: История, традиции, современность. — М., 2002. Познер П. В. История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья до X в. М., 1994. Атнашев В. Р.

Литература

тямов Вьетнама как отражение их религиозных воззрений. Автореф.. к.филол.н. — СПб., 2001. Никулин Н. И. Вьетнамская литература. От средних веков к новому времени. Х-Х1Х вв. — М., 1977. Шарипов А. Ш. Сакрализация женственного в народной религии вьетнамцев. Автореф. к.филос.н. — СПб., 2001. Вьетнамские легенды о бессмертных. Предисловие, перевод и комментарий А. Ш. Шарипова // Восток. — 2000. № 1.-С. 138−154.

2 Кнорозова Е. Ю. «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» Фам Динь Хо и Нгуен Ана (начало Х1Хв.) и вьетнамская традиционная проза малых форм. Автореф.. к.филол.н. — Л., 1988.

3 Мифы и предания Вьетнама / Предисл., пер. с вьетнамского и ханвая, коммент. Е. Ю. Кнорозовой. — СПб., 2000.

• определить значение парадигм нравственного выбора во вьетнамской мифологии для современного человека.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является диалектико-феноменологический метод, представленный исследованиями А. Ф. Лосева и М. Элиаде. Кроме того, использованы теоретико-методологические принципы теории мифа Е.М. Ме-летинского, принципы системного подхода, в рамках которого мифология рассматривалась как одна из форм духовной культуры общества. Использовались также элементы цивилизационного подхода, с помощью которых была выявлена взаимосвязь парадигм нравственного выбора с ценностными представлениями обществ, и метод компаративистского анализа.

Эмпирическая база исследования. Источниками по изучению вьетнамской мифологии являются сочинения, составленные в разные эпохи: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.) — «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.) — «Удивительные события земли Линьнам» By Куинь и Киеу Фу (XV в.) — «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.) — «Сочинения, оставленные Тхань Тонгом» (XV в.) — «Пространные записи рассказов об удивительном» Нгуен Зы (XVI в.) — «Краткие записи об увиденном и услышанном» Ле Куй Дон (XVIII в.) — «Новое собрание рассказов об удивительном» Доан Тхи Дием (XVIII в.) — «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» и «Записи, сделанные во время дождя» (XIX в.) — Летописные своды: «Краткое изложение истории Великого Вьета» (XII-XIV вв.) — сочинение буддийской официальной традиции, «Запись истории Великого Вьета, полное описание» — произведение развитой неоконфуцианской историографической традиции, «Отражение истории Вьета, основа и частности, составленное по повелению императора» летописный свод, составленный под руководством Фан Тхань Зяна в XIX в.1.

1 Во Thi Hao, Mai Thi Ngoc Chue. Cac Nu than Viet Nam. — Ha Noi, 1993; Vu Ngoc Khanh, Pham Minh Thao, Nguyen Thi Hue. Kho tang than thoai Viet Nam. — Ha Noi, 1995. На русском.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

• обоснована сущность категории «нравственный выбор» как ценностного понятия, обозначающего действие или акт нравственной деятельности индивида, выражающийся в его самоопределении в отношении конкретных ценностных ориентиров и способов их объективации в своем поведении или отдельных поступках, и связанного с такими этическими категориями, как долг, свобода, ответственность, добро, зло;

• выявлены особенности архаической (мифологической) нравственности как системы идей и норм, посредством которых в духовно-практическом опыте людей создаются и утверждаются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как сознательное и ответственное существо;

• определена специфика нравственного выбора в мифологии: нравственный выбор не предполагает свободы как обязательного условия, но порождает ответственность за коллективнравственный выбор онтологичен, поскольку является выбором между бытием и небытием;

• доказано, что в различных этномифологиях (греческой, русской, башкирской, индийской, китайской и вьетнамской) были определены такие этические ценности, как долг, честь, справедливость, патриотизм, которые имеют значение и для нравственного выбора современного человека;

• выявлены парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии: приоритет долга перед своим народом, реализующийся в почитании предков и осознании первенства общественных интересов перед личнымикульт семейных ценностей, основанных на принципах сыновней почтительязыке: Сказки и легенды Вьетнама. — М., 1958; Повелитель демонов ночи. Старинная вьетнамская проза. — М., 1969; Сказания вьетнамских гор. Перевод с вьетнамского Н. Никулина. — М., 1970; Нгуен Зы. Пространные записи рассказов об удивительном. Старинная вьетнамская проза. — М., 1974; Мифы и предания Вьетнама / Предисл., пер. с вьетнамского и ханвая, коммент. Е. Ю. Кнорозовой. — СПб., 2000; Антология традиционной вьетнамской мысли X — начала XIII вв. — М., 1996; Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы). В 8-ми томах. Т. 1. — М., 2002. ности, верности, милосердия, самопожертвованиячестности и трудолюбиянеукоснительное следование традициямпатриотизмэкологизм;

• доказано, что парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии актуальны для современности и заключают в себе духоформирую-щий потенциал, способный помочь современному миру в преодолении нынешней бездуховности и формировании нравственной культуры современных поколений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что предложенное в диссертации социально-философское осмысление роли мифологии в формировании нравственного выбора дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о становлении нравственной культуры в условиях мировоззренческого и духовного кризиса современного общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, культурологии, этике, религиоведению, а также для спецкурсов для студентов философских и других гуманитарных факультетов высших учебных заведений России и Вьетнама.

Апробация работы. Результаты и основные положения диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО «Проблемы социо-культурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, 2007), а также нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 4,5 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы (249 наименований). Объем диссертации 164 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги данного исследования, отметим, что в традиционных культурах миф выполнял как онтологическую функцию — сохранение космического порядка и равновесия, так и нравственную — задавал определенные образцы и модели поведения.

Архаическую (мифологическую) нравственность можно представить как систему идей и норм, посредством которых в духовно-практическом опыте людей создаются и утверждаются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как сознательное и ответственное существо.

Специфика нравственного выбора в мифологии состоит в том, что нравственный выбор не предполагает свободы как обязательного условия, но порождает ответственность за коллективнравственный выбор онтоло-гичен, поскольку является выбором между бытием и небытиемвыбор добра — долг человека, который реализуется не на основе рационального решения, но как результат нравственной интуиции, стремления к добру, являющегося сущностью человеканравственный выбор поляризован и еще не имеет нюансов. Руководствуясь высокими нравственными ценностями при осуществлении выбора, человек оказывает тем самым воздействие на все общество и природу.

В различных этномифологиях различны онтологические основания выбора, различно соотношение свободы и предопределенности, но единая этическая основа заключается в том, что человек все-таки, в конечном счете, свободен в своем выборе и, если не заглушена его глубинная нравственная интуиция, то выбор будет сделан в пользу добра.

Выбор человека во вьетнамской мифологии кардинален, поскольку осуществляется между добром и злом. Малейшее отступление от изначального блага, данного богами, приводит к катастрофе — нарушается гармония в человеческих отношениях и начинается деградация человека как нравственного существа. Но, тем не менее, именно за человеком остается возможность выбора — восстановить свое нравственное совершенство либо продолжать по инерции движение в сторону зла. Нравственное поведение не только становится основой лучшей участи человека после смерти на небесах или в будущих рождениях, но и награждается уже в нынешнем существовании материальным благополучием.

В мифологии герой выбирает между индивидуальным и общим благом. В понятие общего блага входит следование существующим родовым традициям. Их нарушение в пользу индивидуальных интересов может привести героя к гибели. В противоборстве чувства и разума герой обязан делать выбор в пользу разума. Важной этической категорией в героической мифологии становится категория долга. Долг понимается в эпосе не только как следование родовым традициям, но и как безграничное расширение человеческих возможностей, борьба за благо людей, преодоление хаоса.

В повседневной жизни герои мифологических сюжетов в своем выборе должны ориентироваться на такие нравственные ценности, как честь, справедливость, верность своему долгу перед императором, перед родителями (сыновняя почтительность), перед супругом (верность), перед детьми (любовь), наконец, перед своей родиной, своим народом.

Своеобразными парадигмами нравственного выбора во вьетнамской мифологии являются приоритет долга перед своим народом, реализующийся в почитании предков и осознании первенства общественных интересов перед личнымисемейных ценностей, основанных на принципе сыновней почтительности, проявляющейся в верности, милосердии и самопожертвованиичестности и трудолюбиянеукоснительного исполнения норм и поддержания традиций.

При этом парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии актуальны для современности и заключают в себе духоформирующий потенциал, способный помочь современному миру в преодолении нынешней безнравственности и формировании нравственной культуры современных поколений.

Вьетнамская мифология может быть востребована в диалоге культур Востока, России и Запада, поскольку и в ситуации постиндустриального общества продолжает сохранять свою антропологическую функцию, поддерживает ценностную ориентацию общества и личности в ряде важнейших моментов: жизнь ради блага своего народаосознание ответственности в формировании нравственного облика эпохисохранение семьи как ядра для человека и общества.

Духовный потенциал вьетнамской мифологии может иметь важное значение для преодоления нравственного кризиса личности в современном мире.

Безусловно, данное диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение обозначенной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многообразия. Многие затронутые в работе проблемы требуют более углубленного их осмысления.

На наш взгляд, в связи со вступлением современного мира в эпоху постмодернизма, актуализирующего идею диалога Запада и Востока, представляется существенной на серьезном теоретико-методологическом уровне разработка вопроса о духовном потенциале восточных мифологий для осуществления этого диалога.

Более углубленного изучения, на наш взгляд, требует сопоставительное осмысление этического измерения вьетнамской мифологии с китайской, индийской, японской мифологиями.

Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину этического измерения вьетнамской мифологии в контексте современности в единстве всех ее моментов. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в задействовании, в частности, и духовного ресурса этномифоло-гий, в духовном оздоровлении современного общества, в нравственном воспитании и просвещении подрастающих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Х. Нравственный выбор/ в исламе (Социально-философский анализ). Автореф.. к.филос.н. Уфа: РИО БашГУ, 2001. 18 с.
  2. М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2004. 256 с.
  3. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  4. Антология традиционной вьетнамской мысли X начала XIII вв. -М.: ИФ РАН, 1996. 241 с.
  5. Т.А. Мифология. Теория, и событие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.281 с.
  6. В.М. Свобода и нравственность. М.: Канон, 2007. 224 с.
  7. А.Н. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Эксмо, 2007. 608 с.
  8. A.C. Без попыток диалога раскол в русской культуре непреодолим // Западники и националисты: возможен ли диалог? Материалы дискуссии. -М.: ОГИ., 2003. С. 73−77.
  9. A.C. Россия: критика исторического опыта: (социально-культурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1991. Т.1. 804 с.
  10. А. Этика. Очерк о сознании зла. СПб.: Machina, 2006. 126 с.
  11. В. И. Моральный выбор личности- цели, средства, результаты. Томск: Изд-во Томского университета, 1977. 200 с.
  12. Бан Тиен Тан. Повествовательный фольклор и становление средневековой вьетнамской новеллы. Автореф.. к.филол.н. — М.: МГУ, 1983. 17 с.
  13. Г. Д. Об одной ошибке в утверждении об отсутствии совести у древних греков // Изв. АН Груз. ССР. Сер. философии, психологии, экономики и права. 1978. № 3. С. 70−72.
  14. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 615 с.
  15. Р. Мифологии. Пер. с французского, вступ. статья и коммент. С. Зенкина. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
  16. Башкирское народное творчество. Эпос. Том 1. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 544 с.
  17. H.A. Философия свободного духа. М.: Терра, 1994. 384 с.
  18. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
  19. Былины. Исторические песни. Баллады. М.: Худ. литер. 2008. 561 с.
  20. Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: БашГУ, 1998. 148 с.
  21. Д.Ж. Происхождение морали. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. 168 с.
  22. Д.Ж. Этика. Учебное пособие для высших учебных заведений. Уфа: БашГУ, 2000. 176 с.
  23. Э. Мифы и легенды древнего Китая. — М.: Центрполиграф, 2005. 365 с.
  24. .П. Этика преображенного Эроса.- М.: Республика, 1994. 368с.
  25. Вьетнам. Страна и люди. Перевод с вьетнамского. — Ханой: Тхезьой, 2002. 342 с.
  26. Вьетнамские легенды о бессмертных. Предисловие, перевод и комментарий А. Ш. Шарипова // Восток. 2000. № 1. — С. 138−154.
  27. С.А. Башкирский народный эпос. Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. 320 с.
  28. Гань Бао. Записки о поисках духов. Пер. с древнекит. JI. Меньшикова. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. 571 с.
  29. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Перевод Г. Шпета. — СПб.: Наука, 2006. 443 с.
  30. Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000. 320 с.
  31. Э.Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
  32. Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Л.: Наука, 1990. 572 с.
  33. Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992. 422 с.
  34. A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
  35. A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2006. 472 с.
  36. Р. Первоначала философии // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
  37. Деменьева-Лескинен А. Н. Традиционные верования зао Вьетнама (конец XIX начало XX в. // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М.: Наука, 1980. С. 55−67.
  38. Д.В. Вьетнам: История, традиции, современность. -М.:Вост. лит., 2002. 551 с.
  39. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. 2. Мифология. Религия. М., 2007. 869 с.
  40. М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. 344 с.
  41. В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 177 с.
  42. Заклятие даоса. Китайские повести XVII в. М.: Наука, 1982. 334 с.
  43. Из описания китайского путешественника по Аннаму, относящееся к 1835 г. Записки китайца об Аннаме. Перевод с китайского иеромонаха Евлампия // Восточный сборник. Т. 1. Вып. 1. — СПб.: Печатня Головина, 1872. С. 65−145.
  44. Р. Постмодерн: меняющееся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. — № 4. С. 6−33.
  45. История Вьетнама. Перевод с вьетнамского. М.: Наука, 1983. 302 с.
  46. История этических учений /под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. 911 с.
  47. Л.А. Моральный выбор. Уфа: РИЦ БашГУ, 2001. 16 с.
  48. JI.А. Нравственный выбор в башкирской сказке. Философско-мировоззреческий анализ. Уфа: РИО БашГУ, 2002. 136 с.
  49. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл/ Отв. ред. Р. Ш. Джарылганова, М. В. Крюков. — М.: Наука, 1993. 448 с.
  50. И. Критика практического разума // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 3. М.:Чоро, 1994. 741 с.
  51. И. Метафизика нравов // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. — М.: Чоро, 1994.613 с.
  52. И. Основы метафизики нравственности // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. М. Чоро, 1994. 613 с.
  53. И. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов // Кант И. Собр. Соч. в 8 томах. Т. 6. М.: Чоро, 1994.613 с.
  54. И.Т., Лекторский В. А., Швырев B.C. Старый и новый рационализм // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. -М.: Наука, 2005. С. 27−67.
  55. Категории буддийской культуры. СПб: Петербургское востоковедение, 2000. 320 с.
  56. Ф.Х. Идеи и люди: Историко-философские и социально-политические этюды. СПб.: Алетейя, 2006. 166 с.
  57. Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2007. 416 с.
  58. И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: Наука, 1983. 207 с.
  59. Е.Ю. «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» Фам Динь Хо и Нгуен Ана (начало Х1Хв.) и вьетнамская традиционная проза малых форм. Автореф.. к.филол.н. Л.: ЛГУ, 1988. 20 с.
  60. А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
  61. Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2003. 320 с.
  62. Краткая история Вьета (Вьет шы лыок). Пер. с веньяня, вступ. статья и коммент. А. Б. Полякова. М.: Наука, 1980. 288 с.
  63. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, Республика, 1999. 392 с.
  64. С.А. Трагедия свободы. М.: Астерель, 2008. 992 с.
  65. Е. Мифы русского народа. М.: АСТ, 2000. 526 с.
  66. Г. В. Рассуждение о метафизике.- Теодицея // Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1989. 454 с.
  67. А.Н. Длинные дома у ма Ламдонга // Новое в этнографии (Полевые исследования). Вып. I. -М.: Наука, 1989. С. 151−160.
  68. Л.М. Статьи по этике. М.: Мысль, 2004. 356 с.
  69. А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 588 с.
  70. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. 620 с.
  71. А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Собрание первоисточников, статьи и комментарии. Харьков: Фолио, М.: Эксмо, 2005. 1040 с.
  72. А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 975 с.
  73. А.Ф. Этика как наука // Лосев А. Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. М., 1995. С. 65−66.
  74. Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
  75. Лыонг Тхи Тхоа. Современная вьетнамская историография об основных проблемах древней истории Вьетнама. Автореф.. к.ист.н. -М.: МГПУ им. Ленина, 1987. 13 с.
  76. Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М. МГУ, 1979. 431 с.
  77. В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000. 632 с.
  78. A.C. Конфуцианство: классический период. СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2006. 384 с.
  79. Мифологии древнего мира. Пер. с англ. Предисл. И. М. Дьяконова. -М.: Наука, 1977. 456 с.
  80. Мифы и предания Вьетнама / Предисл., пер. с вьетнамского и ханвая, коммент. Е. Ю. Кнорозовой. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 208 с.
  81. Мифы и религии мира. Сост. и ред. С. Ю. Неклюдова. М.: РГГУ, 2004. 432 с.
  82. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. 671 с. Т.2. 719 с.
  83. И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. -М.: Наука, 1991. 253 с.
  84. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. 208 с.
  85. Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. 358 с.
  86. Д.В., Тюрин В. А. История Юго-Восточной Азии. М.: Восточный университет, 2004. 497 с.
  87. В.М. Философия мифологии. XIX начало XXI века. -М.: Альфа-М, 2004. 554 с.
  88. Нгуен Ван Риен (Хоанг Винь). Бронзовые барабаны как исторический источник по изучению культуры древнего Вьетнама. Автореф. к.и.н. -М.: МГУ, 1972. 20 с.
  89. Нгуен Кхак Вьен. Очерки истории Вьетнама. Ханой: Изд-во Тхезьой, 1998. 614 с.
  90. Ф.М., Рудкевич Е. Ю. Неэкономические ценности: Культурно-исторические особенности становления и развития. Уфа:1. РИЦБашГУ, 2008. 220 с.
  91. Д. Мегатренды. М.: ACT, 2003. 308 с.
  92. Н.И. Архаический эпос народов Вьетнама // Эпос народов зарубежной Азии и Африки. -М.: Наследие, 1996. С. 127−211.
  93. Е.П., Рудой В. И. Классические буддийские практики. Вступление в Нирвану. — СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2006. 320 с.
  94. Е.П., Рудой В. И. Классические буддийские практики. Путь благородной личности. СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2006. 304 с.
  95. П.В. Древний Вьетнам. Проблема летописания. М.:1. Наука, 1980. 184 с.
  96. П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья до X в. н.э. М.: Наука, 1994. 562 с.
  97. П.В. О некоторых эпизодах истории Вьетнама и Китая по данным вьетнамской мифологии // Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады. XI. М.: Наука, 1980. С. 20−26.
  98. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы). В 8-ми томах. Т. 1. Пер. с ханвьета К. Ю. Леонова и A.B. Никитина, комм., вступ. статья и прилож. К. Ю. Леонова и A.B. Никитина при участии В. И. Антощенко, М. Ю. Ульянова,
  99. A.B. Этика. M.: Академический проект, 2004. 624 с.
  100. З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ. Уфа: БашГУ, 2000. 304 с.
  101. З.Я. Современный мир: глобализация, диалог культур и проблемы национальной идентичности // Проблемы социокультурного бытия и идея диалога: глобальное, национальное, духовное измерения. Сборник статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 6−9.
  102. Ригведа. Мандалы I IV. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова, отв. ред. П. А. Гринцер. -М.: Наука, 1999. 767 с.
  103. Русский фольклор. Сборник мифов, былин, сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок. Сост., вступ. Статья и комментарии
  104. B. Модестова. M.: Худож. лит., 2007. 416 с.
  105. A.M. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 155 с.
  106. Сказания вьетнамских гор. Перевод с вьетнамского
  107. А.П. Мораль как расширение границ возможного // Облики современной морали. -М.: МАКС Пресс, 2008. С. 176−179.
  108. B.C. Оправдание добра // Сочинения в 2х тт. — М.: Мысль, 1990. Т. 1. 654 с.
  109. П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 с.
  110. . Этика. СПб.: Мегакон, 1993. 248 с.
  111. A.A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. 208 с.
  112. Сыма Цань. Исторические записки. Перевод с кит. Р. В. Вяткина и B.C. Таскина. -М.: Наука, 1972. Т.1. 439 с.
  113. Г. Г. Народные верования населения Индокитая. М.: Наука, 1978. 256 с.
  114. Тай лор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.573 с.
  115. Э.Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М.: Наука, 1982. 270 с.
  116. Г. А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». -М.: Наука, 1990. 284 с.
  117. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  118. Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2007. 544 с.
  119. Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: СПб. философское общество, 2000. 304 с.
  120. Е.А. Пути философии Востока и' Запада: познание запредельного. — СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2007. 480 с.
  121. Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ. М.: ИФ РАН, 1989. 172 с.
  122. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество / Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2000. — № 1. С. С. 3−32.
  123. Л. Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний. // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: ACADEMIA, 1996. С. 185−223.
  124. С.Л. Факт и миф в истории // Вестник древней истории. 1998. № 4. С. 4−16.
  125. А.Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. Уфа: РИО БашГУ, 2004. 120 с.
  126. В. Между Европой и Азией // Западники и националисты: возможен ли диалог? Материалы дискуссии. М.:1. ОГИ, 2003. С. 81−107.
  127. В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс — Традиция, 2005. 544 с.
  128. Философия китайского буддизма. Пер. с китайского Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика, 2007. 256 с.
  129. Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы. Пер. Л. Е. Померанцевой. -М.: Мысль, 2004. 430 с.
  130. Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т.В преддверии философии. Духовные искания древнего человека М: Наука, 1984. 236 с.
  131. Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, 2008. 349 с.
  132. Я.В. Миф о мече и начало государственности в Восточном Индокитае // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. -М.: Наука, 1970. С. 73−98.
  133. Чжуан-цзы. Перевод с кит. Л. Позднеевой- предисл. Е. Торчинова. СПб.: Амфора, 2005. 367 с.
  134. А.Ш. Сакрализация женственного в народной религии вьетнамцев. Автореф. к.филос.н. СПб.: СПбГУ, 2001. 18 с.
  135. Ю.А. Лекции по этике. М.: МГУ, 1994. 255 с.
  136. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРССД999. 206 с.
  137. Ю.А. Этика. Введение в предмет. М.: Текст, 1998. 271 с.
  138. M. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, CT ППП, 1996. 240 с.
  139. М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Наука, 1999. 448 с.
  140. М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
  141. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. СПб.: Наука, 2006. 214 с.
  142. Эсхил. Трагедии. В переводе Вяч. Иванова. М.: Наука, 1989. 589 с.
  143. Этика /под ред. A.A. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. 496 с.
  144. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. 671 с.
  145. Кэ. Мифы древнего Китая. Изд. 2-е. М.:Наука, 1987. 527 с.
  146. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М. — Киев: Совершенство — Port Royal, 1997. 384 с.
  147. В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С. 251−263.л г ~
  148. Bui Manh Nhi (Chu bien) Ho Quoc Hung- Nguyen Thi Ngoc Biep. Van hoc dan gian -Nhiing cong trinh nghien cuu. — Ha noi: Nxb Giao duc, 2000. 200tr. r
  149. Bui Quang Thanh. Truyen thuyet dan gian voi tam ly cong dong ngirai Viet // Тар chi van hoc. 1982.- So 2. tr.68.
  150. Bui Van Nguyen. Huyen thoai va khoa hoc vien tu’ang // Tap chi van hoc. 1988. So l.tr.85.
  151. Bui Van Nguyen. Tim hieu them y nghia canh giac chong ngoai xam trong truyen Thanh Giong // Tap chi van hoc. 1978. So 5. tr.60.
  152. Cadiere L. Croyances et pratiques religieuses des Vietnamiens. -Saigon, Imprimerie nouvelle d’Exteme-Orient, 1958.
  153. Cao Huy Dinh. Nguai anh hung lang Giong trong long nhan dan // Tap chi van hoc.- 1967.- So 7. tr.72.
  154. Cao Huy Dinh. Tuyen tap tac pham. Tu Thi Cung siru tam, Ngo Van Doanh giai thieu. Ha noi: Nha xuat ban Lao dong, 2004. 452tr.
  155. Chu Van Dien. Van de nghien ciiu van hoc dan gian hien dai // Tap chi van hoc. 1969. So 4. tr.34.
  156. Cung Van Luge. Them mot so tu- lieu ve anh hung lang Giong. -Tap chi van hoc. 1980. So 2. tr.41.
  157. Dai viet su ki toan thu -tap 1,2. Ha noi: Nha xuat ban Van hoa thong tin, 2004. T. 1−798 tr. T2- 1008 tr.
  158. Dang Van Lung. Than thoai Chi Lang va hon da Lieu Thang // Tap chi van hoc. 1996. Soll.tr.21.
  159. Dang Van Lung. Vai tro cua van hoc dan gian trong su phat trien van hoc dan toc // Tap chi van hoc. 1989. So 2. tr. 92.
  160. Dao duc hoc phuong dong co dai. Ha noi: Pgs Vu Tinh bien soan., nxb Chinh tri quoc gia, 1998. 324 tr.
  161. Dao duc hoc. Pts Tran Hau Kien Bui Cong Trang bien soan. -H: nxb Dai hoc va giao duc chuyen nghiep, 1992. 170 tr. r
  162. Dao duc hoc. Pts Pham Khac Chuong Pgs. Pts Ha Nhat Thang bien soan. H, nxb giao duc, 1998. 143 tr.
  163. Dao duc hoc. GVCC Le Bach bien soan. Tp HCM, nxb Giao duc, 2004. 320 tr.
  164. Dao Duy Anh. Co su Viet-nam. Ha-noi, 1956.
  165. Dao Duy Anh. Lich su co dai Viet-nam. Quyen 1 -4. Ha-noi, 1957.
  166. David E. Cooper. Cac truang phai triet hoc tren the giai. H.: nxb Van hoa thong tin, 2005. 454 tr.
  167. Dang Duc Sieu. So tay van hoa Viet Nam. Ha noi: Nha xuat ban Lao dong, 2005. 445 tr.
  168. Dinh Gia Khanh- Chu Van Dien. Lich su van hoc Viet nam Van hoc dan gian -tap .2. — H.: nxb Bo dai hoc va trung hoc chuyen nghiep, 1977. 352 tr. f t f f r
  169. Dinh Gia Khanh. De co the nam bat thirc chat cua van hoc dan gian // Tap chi van hoc. 1977. So 6. tr.76.
  170. Dinh Gia Khanh. Van hoc dan gian va su khang dinh dan toc thongr rnhat. Tap chi van hoc. 1976. So 2. tr.l.
  171. Do Lai Thuy. Ve ba nhan vat phu nu thoi khei thuy. Tap chi van hoa nghe thuat (Bo van hoa thong tin). 1996. So 12. tr.51−52.
  172. Do Thi Hao, Mai Thi Ngoc Chue. Cac Nu than Viet Nam. -HaNoi, 1993.
  173. Dumotier G. Les cultes Annamites. Hanoi, 1907.
  174. Durand M. Technique et pantheon des Mediums vietnamiens -EFEO, 1959.
  175. Giddens Anthony. Modernity and Identity. Cambridge: Polity Press, 1991.-256 p. f y r F
  176. Ha Van Tan, Tran Quoc Vuong. Lich su che do cong san nguyen thuy a Viet-nam. Ha-noi, 1960.
  177. Ho Chi Minh. Ve dao duc. H.: nxb Chinh tri quoc gia, 1993. 366 tr.
  178. Ho Nguyen Trung. Nam ong mong lue. H.: nxb Van hoc, 2008. 276 tr.
  179. Hoang Tien Tiru. Van de phan loai van hoc dan gian va y nghia phuong phap luan cua no // Tap chi van hoc. 1977. So 6. tr.7.
  180. Kottak C.P. Anthropology: The Exploration Of Human Diversity.
  181. New York: McGraw Hill, Inc., 1991. 496 p.1. A ¦* A
  182. Lai Nguyen An. Than thoai van hoc. Van hoc than thoai // Tap chi van hoc. 1992. So3.tr.59.1.
  183. Le Chi Que Vo Quang Nhon- Nguyen Hung Vy. Van hoc dan gian Viet Nam. — H.: nxb Dai hoc tong hap quoc gia Ha noi, 1999. 212 tr.
  184. Lerner Daniel. The Passing Of Traditional Society. New York: Free Press, London: Collier — Mass., 1964. — XIV. 466 p.
  185. Lich su van hoc Viet nam. Tap 1. H.: nxb KHXH UBKHXH Viet nam, 1980. 473 tr.
  186. Ly Te Xuyen. Viet dien u linh tap.- H.: nxb Van hoc, 2008. 276 tr. y r
  187. Ngo Van Doanh. Than thoai ve nguon goc con nguai. VHNT (Bo VHTT). 2002. So 12. tr. 99−101.
  188. Ngo Van Doanh. Ve hai khai niem trong than thoai: Anh em song sinh va Anh hung van hoa // Tap chi VHNT (Bo VHTT). 2002. So 7. tr. 72−81.
  189. Ngoc Anh. Than thoai E- de. Tap chi van hoc. 1964. So 4. tr. 58.
  190. Nguyen Dang Thuc. Lich su triet hoc phuang dong. Tp HCM, nxb Nghe thuat, 2001. 4 tap. 607 tr.
  191. Nguyen Dong Chi. Van hoc dan gian la mot kho tang quy bau cho su hoc // Tap chi van hoc. 1967. Sol. tr. 94.
  192. Nguyen Du-. Truyen ky man lue. H.: nxb Van hoc, 2008. 276 tr.
  193. Nguyen Duc Hien. Bon muai truyen thuyet ve trang Quynh. H.: nxb The gioi, 2007. 70 tr.
  194. Nguyen Duy Quy- Y ngong Niek dam- Dinh Gia Khanh. Su thi Tay nguyen.- H.: nxb KHXH, 1998. 352tr. fv r > F
  195. Nguyen Khac Xucmg. Truyen thuyet Hung vuang. VTnh phu, Chi hoi van nghe dan gian VP, 1972. 87 tr. t y r
  196. Nguyen Khanh Toan. Tim hieu quan he giira than thoai, truyen thuyet va dien xuang tin nguong phong tue // Tap chi van hoc. 1973. So 6. tr. 98.
  197. Nguyen Khanh Toan. Van hoc dan gian Viet nam, mot the hien docf f rdao va xuat sac suc song manh liet cua dan toc // Tap chi van hoc.1974. So l.tr.2.f** > t
  198. Nguyen Minh San. Nhung Than nu danh tieng trong Van hoa tinnguang Viet Nam. Ha Noi, 1996.
  199. Nguyen Minh San. Tiep can tin nguang dan da Viet Nam. -HaNoi, 1994.
  200. Nguyen Van Huyen. Le culte des immortels en Annam. — Hanoi, 1944.
  201. Nhung truyen thuyet cua nen van minh co dai. Nguyen Binh Tu va Nguyen Hoang Hai lua chon va bien tap. H.: nxb Van hoa thong tin, 2005. 150 tr.
  202. Nong thon Viet-nam trong lich su. Ha-noi, Tap. 1. 1977- Tap. 2. 1978.
  203. Rachel Storm. Than thoai phuang dong. H.: nxb Nghe thuat, 2003. 205 tr. t >
  204. Samuel Enoch Stump f. Lich su triet hoc va cac luan de. H.: nxb1. o dong, 2004. 652 tr. r
  205. Sandy Shepherd: Than thoai the giai. H.: nxb Nghe thuat, 2001. 197 tr.
  206. Sir Julian Huxleyd. Tu tuong loai nguoi qua cac thoi dai.- H.: nxb Van hoa thong tin, 2004. 210 tr. r y
  207. Strauss Levi. Cau truc than thoai // Tap chi Van hoa va nghe thuat. -H.: nxb Bo van hoa va thong tin, 2001. So 10 (208). tr. 90−96. so 11(209) tr. 77−83.
  208. Ta Chi Dai Trucmg. Than, nguai va dat Viet.- H.: nxb Van hoa thong tin, 2006. 380tr.
  209. Tam Vu. Tu tuang chu yeu cua nguai Viet thai co qua nhung chuyê-nл гdû-ng dau trong than thoai va truyen thuyet // Tap chi van hoc. 1967. So 3. tr.60.
  210. Taylor K.W. The Birth of Vietnam. Berkeley Los Angeles -London, 1983.
  211. Tran Van Giap. Le Bouddhisme en Annam, des origines au XIII siecle. Bulletin de l’Ecole Francaise d’Exteme-Orient. Vol. XXXII, 1932.9 ' r
  212. Tu dien triet hoc Cung Kim Tien bien soan. — H.: nxb Van hoathong tin. 2002. 1600 tr. t г
  213. Tuyen tap van hoc dan gian Viet Nam T1: Than thoai, truyen thuyet. f •>
  214. Nguyen Tho Hue-Tran Thi An tuyen chon va bien soan. H.: nxb Giao duc, 2001. 623 tr.
  215. Vo Quang Nhan. Than thoai va truyen thuyet cac dan toc it nguoi, mot bo phan cua nen van hoc dan gian Viet nam thong nhat va da dang // Tap chi van hoc. 1977. So 6. tr.19.
  216. Vu Ngoc Khanh- Pham Minh Thao Nguyen Thi Hue. Kho tang than thoai Viet nam. — H.: nxb Van hoa thong tin, 2006. 805 tr.
  217. Vu Ngoc Khanh, Pham Minh Thao, Nguyen Thi Hue. Kho tang than thoai Viet Nam. Ha Noi, 1995. 422 tr.
Заполнить форму текущей работой