Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения системного подхода (С.И. Архангельский, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. Н. Сагатовский, Г. П. Щедровицкий и др.) — зарубежные и отечественные теории лидерства (К., 0 Бакман, У. Беннис, Ф. Галтон, P.JI. Кричевский, С. и Т. Кучмарски, Б.Д., Парыгин, Г. Персон, М. И. Рожков, П. Секорд, A.JI. Уманский… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Состояние проблемы развития лидерских качеств будущих менеджеров в науке
    • 1. 2. Проектирование развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки."
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НО РАЗВИТИЮ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Этапы, методы и критерии оценки качества разработанной модели развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке
    • 2. 2. Апробация комплекса педагогических условий и адаптивной технологии развития лидерских качеств будущих менеджеров на примере обучения их иностранному языку в вузе
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования заключается в повышении эффективности развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Актуальность исследования определяется следующими позициями. Преобразования, происходящие в настоящее время в России, обусловленные социально-экономической ситуацией, характеризуются демократизацией жизни, децентрализацией управления и передачей значительных полномочий с федерального на региональный уровень и на уровень органов местного самоуправления. Бурные события последних лет и наметившиеся сдвиги устойчивого развития российского общества на новом пути дальнейшей демократизации определяют необходимость развития управления на уровне мировых тенденций.

В западном менеджменте сегодня особое внимание уделяется современному лидерскому стилю руководства, который характеризуется как особый, новаторский стиль управления персоналом, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей подчиненных, умение привлекать и использовать для достижения поставленной задачи человеческие ресурсы.

Однако в российской теории и практике управления пока сохраняется традиция разделять позиции руководителя и лидера. В связи с этим кардинальные преобразования в нашей стране требуют, прежде всего, изменения взглядов на место и роль менеджера различного уровня, что актуализирует запрос общества на данных специалистов в лидерской парадигме.

Реализация в России национальных проектов развития отечественного образования на период до 2010 г. направлена сегодня на поддержку талантливой молодежи и омоложение управленческих кадров, способных эффективно выстраивать стратегию управления инновационным потенциалом коллектива в интересах устойчивого развития общества.

Процессы модернизации российского образования обязывают сегодня целенаправленно обновлять в вузе профессиональную подготовку менеджеров разного уровня, готовя специалистов, способных осознавать и принимать лидерский тип руководства, где сила и принуждение подчиненных заменялась бы их побуждением и развитием. Для этого будущий менеджер наряду с профессиональными компетенциями должен обладать целым рядом лидерских характеристик и качеств.

Однако, как показывают существующие исследования и проведенный нами анализ, выпускники вузов по специальности «Менеджмент» имеют сравнительно низкий уровень лидерского потенциала и развития лидерских качеств. Кроме того, значительная доля (57,34%) молодых руководителей проявляет на практике устойчивые стереотипы административного, авторитарного стиля управления. 1,86% молодых руководителей склонны к реализации хозяйственного типа управления в ущерб вниманию к вопросам развития подчиненных. Лишь небольшая часть (20,80%) руководителей, имеющих стаж работы до двух лет, по нашим данным, имели высокий уровень развития лидерских качеств и направленность на лидерский стиль управления, считая его эффективным. Эти данные актуализируют рассматриваемую проблему и подтверждают тот факт, что в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров не уделяется должного внимания развитию управленческого лидерства. Основными причинами сложившейся ситуации в вузах является особенность профессиональной подготовки менеджеров, где развитие лидерского потенциала зачастую не является приоритетным и методически оснащенным направлением. Кроме этого в данном процессе недостаточно используются возможности непрофильных дисциплин.

Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время существуют определенные научные предпосылки развития лидерских качеств руководителя. Общие представления о лидерстве даны в исследованиях таких ученых, как JI. Бернард, В. Бингэм, П. Друкер, Е.В.

Кудряшова, С. Кули, Б. Мур, Р. Стогдилл, О. Тид, Дж. Хемфилл, С. Шенк и др.

Среди теорий лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический (Э. Вигэм, Ф. Гальтон, Дж. Доун, А. Менегетти, О. Тид и др.), ситуативный (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.), поведенческий (К. Джиб, Р. Лайкерт, К. Левин, Дж. Мак Грегор, Р. Стогдилл, Дж. Хемфилл, П. Херси, С. Шартл и др.), трансантный (Т. Парсонс, Дж. Пфеффер, Ф. Хайцдер, Е. Холландер и др.), мотивационно-ценностный (С. и Т. Кучмарски, А. Маслоу, Т. Митчелл, Р. Хауз, К. Ходжкинсон, С. Эванс и др.).

В отечественной науке и практике также существует значительное количество работ, в большей или меньшей степени касающихся вопроса лидерства и коллектива (Н.П. Аникеева, Ф. Н. Залужный, С. В. Ковалев, А. С. Макаренко и др.), связи лидерства и руководства (И.П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин и др.). Современные исследования развития лидерского потенциала и лидерских качеств представлены именами ученых: М. С. Балунова, Б. Басс, У. Бенис, И. В. Дрыгина, О. В. Евтихов, Е. В. Кудряшова, А. Лоутон, М. С. Полянский, М. И. Рожков, Э. Роуз, Э. Хартли, А. М. Уманский, и др.).

Однако, несмотря на существующий интерес ученых и значительность полученных результатов в вопросах организационного лидерства, аспект педагогического моделирования процесса развития лидерских качеств будущих менеджеров в системе высшего профессионального образования, обеспечивающего его эффективность, является мало разработанным.

Тем самым обнаруживается обострение объективно существующих противоречий:

• социально-педагогического уровня — между возросшей потребностью общества к высокому уровню профессиональной подготовки управленческих кадров и сохраняющимися традиционными подходами в высшей школе, не обеспечивающими в должной мере будущим менеджерам лидерского типа управления;

• научно-теоретического уровня — между насущной потребностью вузов в развитии лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью данного процесса в педагогической теории и практике вузов;

• научно-методического уровня — между возможностью вузов в совершенствовании развития лидерских качеств будущих менеджеров в ходе их обучения иностранному языку и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данного процесса.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы и недостаточная её теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования заключается в разработке модели развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке в высшем учебном заведении.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении на примере обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: эффективное развитие лидерских качеств будущих менеджеров в вузе возможно при :

1) обосновании содержательной характеристики структурных компонентов лидерских качеств будущего менеджера;

2) внедрении в процесс профессиональной подготовки специально разработанной структурно-функциональной модели развития лидерских качеств, состоящей из шести компонентов (цель, субъекты, управление, комплекс педагогических условий, технология и результат), основанной на реализации принципов системного, субъектного и акмеологического подходов и позволяющей целенаправленно управлять рассматриваемым процессом;

3) реализации комплекса организационно-педагогических условий, включающих в себя: а) введение педагогической диагностики профессионально-личностного развития для актуализации стремлений студентов к лидерскому ростуб) формирование успешного лидерского опыта будущих менеджеров путем применения на занятиях тренинговых методовв) закрепление лидерских моделей поведения студентов в подготовке управленческих решений в ситуациях группового взаимодействия.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике профессионального образования в целях определения структурных компонентов лидерских качеств будущих менеджеров.

2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в их профессиональной подготовке, выявив и обосновав её компоненты, содержание и связи.

3. В рамках разработанной модели выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий и адаптивную технологию эффективности развития лидерских качеств будущих менеджеров в вузе на примере обучения их иностранным языкам.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации «Развиваем лидерские качества будущих менеджеров» для студентов и преподавателей по организации рассматриваемого процесса в вузе на примере обучения иностранному языку.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения системного подхода (С.И. Архангельский, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. Н. Сагатовский, Г. П. Щедровицкий и др.) — зарубежные и отечественные теории лидерства (К., 0 Бакман, У. Беннис, Ф. Галтон, P.JI. Кричевский, С. и Т. Кучмарски, Б.Д., Парыгин, Г. Персон, М. И. Рожков, П. Секорд, A.JI. Уманский,* Э. Хартли, Е. С. Яхонтова и др.) — теории профессионального образования и профессионально-личностного развития специалистов (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Э. Ф. Зеер, JI.M. Митина, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев, А. Н. Сергеев, В. В. Сериков, В. Я. Ляудис и др.) — труды по методологии психолого-педагогических исследований (Г.Г. Гранатов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобский и др.).

Особое значение для нашего исследования имели положения субъектного ^ (К.А. Абульханова-Славская, И. В. Вачков, С. Д. Дерябо, Е. И. Исаев, А.В. [X Петровский, СЛ. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) и акмеологического подходов (А.А. Деркач, В. И. Долгова, П. Т. Долгов, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JI.M. Митина и др.), положения теорий и концепций развития лидерских качеств (М.С. Балунов, К. Джиб, О. В. Евтихов, Е. В. Кудряшова, С. и Т. Кучмарски, А. П. Панфилова, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, Дж. Хемфилл, С. Шартл и др.- теории и методики преподавания иностранного языка (ИЛ. Бим, Т. Г. Грушевицкая, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Е. С. Полат и др.) — работы по педагогическому проектированию (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, В. М. Монахов, Н. А Ыоренкова, В. И. Слободчиков, Н. О. Яковлева и др.).

Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 2004 по 2008 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2004 — 2006 гг.) была определена проблема исследования, уточнены объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучались философская, психолого-педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ учебных планов, программ по исследуемой проблеме в вузе. Был проведен констатирующий эксперимент, осуществлены первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Основными методами данного этапа были: теоретический анализизучение и обобщение передового педагогического опытапедагогическое наблюдение (прямое и косвенное), беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006 — 2007 гг.) была спроектирована структурная модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовкевыделен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий и технология, как компоненты спроектированной модели, разработаны программы и методические рекомендации, упражнения и задания, правила, ситуации и др.

Основные методы исследования на данном этапе: формирующий эксперимент, системный анализ, обобщение, интерпретация, проектирование педагогического процесса, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, методы обработки результатов.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) осуществлялись обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнены программы, скорректированы методические рекомендации, обобщены основные выводы, систематизирован и оформлен материал диссертации.

Основные методы исследования на данном этапе: заключительный эксперимент, качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы вторичной обработки результатов с использованием ЭВМ, методы наглядного представления результатов эксперимента.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса», ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и «Челябинский гуманитарный институт». Всего в эксперименте приняли участие 308 студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— разработана и обоснована структурно-функциональная модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке вуза, суть которой заключается в целенаправленном управлении данным процессом путем диагностики* лидерских качеств, контроля, коррекции и оценки формирования лидерского опыта и закрепления у обучаемых лидерских моделей поведения в подготовке групповых управленческих решений;

— в рамках разработанной модели выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, направленных на эффективное развитие лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке вуза;

— разработана и экспериментально проверена адаптивная технология эффективного развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе обучения иностранным языкам, основанная на выявлении у студентов лидерских качеств, приобретении ими успешного лидерского опыта и закреплении лидерских моделей поведения в ситуациях внутригруппового взаимодействия и подготовки групповых управленческих решений.

Теоретическая значимость исследования определяется: обоснованием содержательной характеристики структурных компонентов модели лидерских качеств будущего менеджера, включающей в себя индивидуально-личностный, профессионально-харизматический, социально-психологический и креативно-лидерский компоненты, которые соответствуют трем уровням развития студента-лидера;

— выявлением особенностей реализации принципов системного, субъектного и акмеологического подходов (принципа развития, детерминизма и гуманизма, активности, субъекта деятельности и жизнедеятельности, моделирования, оптимальности, потенциального и актуального, операционно-технологического, обратной связи) применительно к развитию лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки;

— представлением содержания функций диагностики, организации, контроля, коррекции и оценки применительно к рассматриваемому процессу развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке.

Данные материалы вносят существенный вклад в теорию профессионального образования при подготовке будущих менеджеров и развитии их как организационных лидеров.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) выявлены и обоснованы критерии, соответствующие им показатели и диагностические материалы для оценки эффективности развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке вуза;

2) разработаны методические рекомендации «Развиваем лидерские качества будущих менеджеров» для студентов и преподавателей по развитию лидерских качеств будущих менеджеров, включающие диагностическую программу, упражнения, задания, дискуссии и игры, направленные на развитие лидерских качеств студентов на примере обучения их иностранным языкам.

Материалы и методические рекомендации могут широко использоваться в практике различных вузов при подготовке управленческих кадров.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психологической и педагогической науккомплексной методикой научного исследования, соответствующей его гипотезе, целям и задачамвоспроизводимостью и репрезентативностью полученных в ходе эксперимента данных, их количественным и качественным анализом с применением методов математической статистикидостаточной апробацией идей и результатов исследования в печати и на научно-практических конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Структурно-функциональная модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке, разработанная на основе системного, субъектного и акмеологического подходов, включает шесть компонентов: цель, субъекты, управление, комплекс организационно-педагогических условий, технологию и результатразработка модели позволяет преподавателям и студентам целенаправленно управлять данным процессом путем диагностики лидерских качеств, контроля, коррекции и оценки формирования лидерского опыта и закрепления у обучаемых лидерских моделей поведения в подготовке групповых управленческих решений.

2. Комплекс организационно-педагогических условий, направленных в рамках модели на эффективное развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки включает в себя: 1) введение педагогической диагностики профессионально-личностного развития для актуализации стремлений студентов к лидерскому росту- 2) формирование успешного лидерского опыта будущих менеджеров путем применения на занятиях тренинговых методов- 3) закрепление лидерских моделей поведения студентов в подготовке управленческих решений в ситуациях группового взаимодействия.

3. Адаптивная технология обеспечивает в модели эффективное развитие лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке и вбирает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые: а) методы — диагностические, регрессии, обмена опытом, имитации, концентрации присутствия, групповой рефлексии, построения диспозиций, символического самовыражения, группового решения проблем, операционализации, интерактивныеб) формы — дискуссии, имитационные и ролевые игры, тренинговые занятия, практикумы, консультациив) средства — тесты, опросники, анкеты, упражнения, задания, ситуации, игры, правила, методические рекомендации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

— участия в Международных конференциях (г. Кустанай, 2008 г.);

— выступлений на региональных конференциях (Магнитогорск, 2008 г.);

— публикаций в сборниках научных трудов (Новосибирск, 2008 г., Санкт-Петербург, 2008 г., Казань, 2008 г., Барнаул, 2008 г., Магнитогорск, 2008 г.);

— выступлений на семинарах аспирантов и соискателей и заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный' университет» (2005;2006 гг.) и кафедры менеджмента Челябинского негосударственного института бизнеса.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования.

Выводы по второй главе.

1. Этап проверки качества спроектированной модели проходил по традиционной схеме педагогического эксперимента. Всего в констатирующем эксперименте приняло участие 308 будущих менеджеров, студентов трех вузов Челябинска и Магнитогорска, что составляет 82% от общего числа обучающихся по данной специальности в данных вузах студентов на данных курсах.

Базой формирующего эксперимента выступал Челябинский негосударственный институт бизнеса, в нем приняли участие 102 человека (98% от общего числа студентов первого курса).

2. Уровень развития лидерских качеств определялся по следующим критериям: личностно-управленческие качества (показатели: активность и доминирование, уверенность в себе, рефлексия, стремление к успеху, готовность к риску, профессионализм в решении управленческих задач), харизматические качества (показатели: влияние на других, доверия в группе, способность вести команду за собой), коммуникативные качества (показатели: коммуникативность, действенная эмпатия, эмоциональная сдержанность, способность устанавливать межличностные отношения в группе, терпимость), творческие качества (креативность и гибкость).

3. Содержание адаптивной технологии представлено в исследовании содержанием комплексной программы, направленной на развитие лидерских качеств студентов. Она вбирает в себя: а) методы — диагностические, регрессии, обмена опытом, имитации, концентрации присутствия, групповой рефлексии, построения диспозиций, символического самовыражения, группового решения проблем, операционализации, интерактивные методыб) формы — дискуссии, имитационные и ролевые игры, тренинговые занятия, практикумы, консультации и др.- в) средства — тесты, опросники, анкеты, упражнения, задания, ситуации, игры, правила и др.

4. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что в ходе формирующего эксперимента число студентов, имеющих высокий уровень развития лидерских качеств будущих менеджеров, возросло в ЭГ-3 на 34,48%, тогда как в ЭГ-1 их число увеличилось на 20,84, а в ЭГ-2 на 24,00%, при этом в КГ эти результаты остались без изменений.

Как следует из приведенных данных, в процессе экспериментальной работы изменения по уровню развития лидерских качеств связаны с переходом студентов с низкого на средний уровень и со среднего уровня — на высокий.

5. Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию Пирсона.

Полученные расчеты подтвердили предположение, что реализация комплекса предложенных педагогических условий в ЭГ-3 способствует достижению наиболее высокого результата — повышение уровня развития лидерских качеств будущих менеджеров.

Полученные нами статистические расчёты позволили сделать общий вывод: основная цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.

6. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психологической и педагогической науккомплексной методикой исследования, соответствующей его гипотезе, целям и задачамвоспроизводимостью и репрезентативностью полученных в ходе эксперимента данных, их количественным и качественным анализомдостаточной апробацией идей и результатов исследования в печати и на научно-практических конференциях.

Заключение

.

Выполненное исследование по теме «Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки», показало, что оно является весьма актуальным в педагогической теории и практике высших учебных заведений. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих объективно существующих противоречий:

• между возросшей потребностью общества к высокому уровню профессиональной подготовки управленческих кадров и сохраняющимися традиционными подходами в высшей школе, не обеспечивающими в должной мере будущим менеджерам лидерского типа управления;

• между насущной потребностью вузов в развитии лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью данного процесса в педагогической теории и практике вузов;

• между возможностью вузов в совершенствовании развития лидерских качеств будущих менеджеров в ходе их обучения иностранному языку и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данного процесса.

Выполненное диссертационное исследование направлено на решение проблемы, связанной с повышением эффективности развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать вывод о решении задач и достижении цели исследования, связанной с разработкой модели развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке в высшем учебном заведении.

Проведенный анализ состояния проблемы показал, что теория лидерства развивается по нескольким направлениям. Сегодня существует множество теорий, описывающих разные стороны этого феномена, поэтому в науке не существует однозначного определения категорий «лидерство» и «лидер».

Определено, что организационное лидерство в учебной группе — это тип управленческого взаимодействия между студентом-лидером и его последователями в группе, осуществляемого на основе неформальных личностных источников влияния, которое направлено на побуждение будущих менеджеров к решению поставленных перед ними учебных и профессиональных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.

Лидерские качества будущего менеджера рассматриваются в работе как совокупность его психических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с учебной группой, обеспечивающих ему успешность выполнения лидерских функций в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В работе разработана модель лидерских качеств будущего менеджера. Основными структурными компонентами данной модели выступают индивидуально-личностный, профессионально-харизматический, социально-психологический и креативно-лидерский.

Проведенный теоретический анализ подтвердил, что на сегодня назрела необходимость проектирования данного процесса применительно к системе профессиональной подготовки данных специалистов в вузе. Согласно выбранной стратегии проектирование было направлено на разработку инновационной педагогической модели, поэтому оно имеет концептуальный уровень.

В работе разработана и обоснована структурно-функциональная модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке вуза, суть которой заключается в целенаправленном управлении данным процессом путем диагностики лидерских качеств, контроля, коррекции и оценки формирования лидерского опыта и закрепления у обучаемых лидерских моделей поведения в подготовке групповых управленческих решений.

Модель развития лидерских качеств будущих менеджеров в профессиональной подготовке, спроектированная с позиции системного, субъектного и акмеологического подходов, представлена такими взаимосвязанными между собой компонентами, как: цель, преподаватели и студенты, управление, комплекс организационно-педагогических условий, технология и результат.

Доказано, что комплекс организационно-педагогических условий, направленных в рамках модели на эффективное развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки, включает в себя: 1) введение педагогической диагностики профессионально-личностного развития для актуализации стремлений студентов к лидерскому росту- 2) формирование успешного лидерского опыта будущих менеджеров путем применения на занятиях тренинговых методов- 3) закрепление лидерских моделей поведения студентов в подготовке управленческих решений в ситуациях группового взаимодействия.

Разработана и экспериментально проверена адаптивная технология эффективного развития лидерских качеств будущих менеджеров в процессе обучения иностранным языкам, основанная на выявлении у студентов лидерских качеств, приобретении ими успешного лидерского опыта и закреплении лидерских моделей поведения в ситуациях внутригруппового взаимодействия и подготовки групповых управленческих решений. Содержание адаптивной технологии представлено в исследовании комплексной программой, которая включает в себя три модуля: личностный, профессионально-управленческий и организациионно-лидерский. Каждый из модулей соответствует компонентам модели лидерских качеств будущих менеджеров, так как направлен именно на развитие определенной группы качеств.

Доказано, что уровень развития лидерских качеств определялся по следующим критериям: личностно-управленческие качества (показатели: активность и доминирование, уверенность в себе, рефлексия, стремление к успеху, готовность к риску, профессионализм в решении управленческих задач), харизматические качества (показатели: влияние на других, доверия в группе, способность вести команду за собой), коммуникативные качества (показатели: коммуникативность, действенная эмпатия, эмоциональная сдержанность, способность устанавливать межличностные отношения в группе, терпимость), творческие качества (креативность и гибкость).

Всего в констатирующем эксперименте приняло участие 308 будущих менеджеров, студентов трех вузов Челябинска и Магнитогорска, что составляет 82% от общего числа обучающихся по данной специальности. Базой формирующего эксперимента выступал Уральский институт бизнеса, в нем приняли участие 102 человека (98% от общего числа студентов первого курса).

Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию х2 Пирсона. Полученные расчеты подтвердили предположение, что реализация комплекса предложенных педагогических условий способствует достижению наиболее высокого результата — повышению уровня развития лидерских качеств будущих менеджеров. Полученные статистические расчёты позволили сделать общий вывод: гипотеза подтверждена.

Полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях: квазипрофессиональная деятельность будущего менеджера как основа развития его лидерских качеств, технологии профессионально-личностного роста менеджеров как организационных лидеров, преемственность развития лидерских качеств менеджера на разных этапах профессионального становления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. Б. О теориях лидерства в современной политической психологии / Е. Б. Абашкина, Ю. Н. Косолапова // Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского -Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. С. 493−507.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики: монография / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  5. , Т. В. Избранное : Социология / Т. В. Адорпо. М. — СПб.: Университетская кн., 1998. -455 с.
  6. Акмеология: учеб. / под общей ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 688 с.
  7. , Б. Г. Психология и проблемы человеческого сознания / Б. Г. Ананьев / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: МО ДЕК, 1996 — 394 с.
  8. , В. Е. Социальная психология / В. Е. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 264 с.
  9. , Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. -Новосибирск, 1994, — 144 с.
  10. , С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы : учебно-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  11. , А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 150 с.
  12. , В. Г. Общество : системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1981.-432 с.
  13. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский / сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  14. , М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза : дис.. канд. пед. наук / М. С. Балунов- Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2000. — С. 26.
  15. , П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. М.: МНИИПУ, 1989.-290 с.
  16. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.
  17. , В. А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов : метод, указания / В. А. Беликов. Магнитогорск, 1994. — 18 с.
  18. , В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. М., 1989.
  19. , У. Лидеры / У. Бенис, Б. Нанус. М.: Чарли, Сильван, 2001.-320 с.
  20. , У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения / У. Бенис, Р. Томас. М.: Вильяме, 2006. — 208 с.
  21. , В. С. Две культуры. Диалог культур: Опыт определения / В. С. Беблер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−42.
  22. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  23. , В. Ю. Психотренинг : Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
  24. , JI. П. Человек : деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-325 с.
  25. , К. Я. Коллективная мыслительная деятельность. Модель самоорганизации человека / К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  26. , И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Бачков, С. Д. Дерябо. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  27. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Бачков. М.: Изд-во Ось-89, 2000. -224 с.
  28. , М. Политические работы / М. Вебер. М.: Праксис, 2003. — 424 с.
  29. , И. П. К критике «теории черт» лидерства / И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов // Человек и общество. Л., 1973. — Вып. 14. — С. 225−230.
  30. , Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 481с. Т. 2. — 417с. Т. 3. — 368 с.
  31. , П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии / П. Я. Гальперин. М., 1966. — С. 236−277.
  32. , Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Интер Диалект +, 1997. — 697 с.
  33. Гиг, Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. Т. 1,2./ Дж. Баи. Гиг-М., 1981.
  34. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования // Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1995. — № 3.
  35. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  36. , М. А Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований / М. А Данилов. М., 1972.
  37. , М. В. Проблемы теории личности / М. В. Демин. М.: Изд-во МГУ, 1977.-240 с.
  38. , И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе ВУЗа : дис.. канд. пед. наук / И. В. Дрыгина- Сибирский гос. технолог, ун-т. Красноярск, 2004. — 198 с.
  39. , О. В. Тренинг лидерства : монография. Спб.: Речь, 2007. — 256с.
  40. , О. В. Стратегии и приемы лидерства : теория и практика / О. В. Евтихов. СПб.: Речь, 2007. — 237 с.
  41. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JI.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.
  42. , Е. С. Психология управления : кн. для руководителей по персоналу / Е. С. Жариков. М.: МЦФЭР, 2002. — 512 с.
  43. , Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования (Руководство и лидерство). Опыт социально-психологического исследования / Н. С. Жеребова // сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 54−63.
  44. , В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования : учеб. пособие / И. Я. Загвязинский. — Тюмень, 1995.-97с.
  45. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. С. Заир-Бек. СПб., 1995.
  46. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96. // Вестник образования. 1996. — № 7. — С. 3−57.
  47. , Э. Ф. Личностью ориентированные технологии профессионального развития специалиста : научно-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. -245 с.
  48. , И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005. — 383 с.
  49. , И. А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранному языку вузов / И. А. Зимняя // Иностранный язык в школе. М., 1992. -№ 1.-С. 16−19.
  50. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. — Белгород, 1993. — 219 с.
  51. Канн-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. (Библиотека учителя и воспитателя). — 144с.
  52. , В.З. Теория информационного взаимодействия (Философско-социологические очерки) / В. 3. Коган. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991. — 217 с.
  53. , С. В. Факторы дифференциации лидерства / С. В. Ковалев, Р. Л. Кричевский // Вестник МГУ. 1978 — сер.14. Психология. -№ 2.
  54. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  55. , И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова. М.: Изд. центр Академия, 2005.
  56. Кон, И. С. Люди и роли / И. С. Кон // Новый мир. 1970. — № 12. -С. 168−191.
  57. , В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. — Самара: Изд-во Самарский гос. пед. институт, 1994. 165 с.
  58. Краткий словарь иностранных слов / сост. С. М. Лошкина. 5-е изд. — М.: Русский язык, 1977. — 351 с.
  59. , Р. Л. Если вы руководитель / Р. Л. Кричевский. -М.: Дело. — 400 с.
  60. , Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование / Е. А. Крюкова. Волгоград, 1998. — 106 с.
  61. , Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1981. — № 2.
  62. , Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа : дис.. д-ра. философ, наук / Е. В. Кудряшова- Московский гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1996. — 354 с.
  63. , В. П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. М.: Политиздат, 1980. — 312 с.
  64. , Е. С. Психология в управлении / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Н. В. Головко-Гаршина- науч. ред. Е. С. Кузьмин. Л.: Лениздат, 1983.- 192 с.
  65. , Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.-С. 9−12.
  66. , В. И. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. К. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 416 с.
  67. , А. Новая Россия подрастает. / А. Кушнир // Народное образование. 1995. — № 5. — С. 22.
  68. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 192с. Т. 2. — 320 с.
  69. , Л. А. Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений : дис.. канд. пед. наук / Л. А. Липская- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2001. — 189 с.
  70. , Г. А. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу : монография / Г. А. Лисьев, Л. И. Савва. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 109 с.
  71. , А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. М., 1993. — С. 94.
  72. , А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
  73. , А. С. Соч. В 7 т. Т. 5 / А. С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — «/
  74. , Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников : учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. -172 с.
  75. , А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  76. , А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  77. , А. Психология лидера / А. Менегетти. М.: Онтопсихология, 2000.
  78. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1994. — 701 с.
  79. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  80. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовкиучителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
  81. , Р. И. Социальная психология / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. М.: Инфра-М, 2001.
  82. , В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. -- В-д.: Перемена, 1995 152 с.
  83. , В. И. Об операциональном определении понятия «мастерство» в социальной психологии / В. И. Морозов, С. С. Поповян // Вопросы психологии. 1973. -№ 1. — С. 59−68.
  84. , В. В. Усмирение власти: политическая философия Б. Рассела / В. В. Мшвениерадзе // Власть. Очерки современной политической философии Запада / отв. ред. В. В. Мшвениерадзе. М.: Наука, 1989.-С 149−180.
  85. , В. Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости / В. Н. Мясищев // Социальная психология личности. JL, 1974.
  86. , Н. Д. Об активизации учебной деятельности / II. Д. Никандров // Вестник высш. шк. 1983. — № 8. — С. 26−31.
  87. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  88. , А. М. Российское образование в новой эпохе : (Парадоксы. Наследие. Векторы развития) / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  89. , Н. А. Актуальные проблемы проектирования педагогических технологий в начальном профессиональном образовании : учеб. пособие / Н. А. Норенкова. Челябинск: Акме-Проф, 2000. — 50 с.
  90. , Я. Л. Символ-драма : катативно-иманатативная терапия детей и подростков / Я. Л. Обухов. М.: Эйдос, 1997.
  91. , А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие / А. П. Панфилова. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. — 536 с.
  92. , Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  93. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  94. , А. В. История и теория психологии. В 2 т. Т. 1 / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1996. — 406 с.
  95. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-264 с.
  96. , Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация Логос, 1998. — 280 с.
  97. , И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1 / И. П. Подласый — М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 1999.-576 с.
  98. , М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах : дис.. канд. психол. наук / М. С. Полянский. М., 1991.
  99. , М. М. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы / М. М. Поташник, В. С. Лазарев // Управление развитием школы. -М., 1995.-С. 196−205.
  100. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  101. Психология и психоанализ власти. Т. 1. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. — 608 с.
  102. Психология тренинговой работы. Содержание и организационно-методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007.-416 с.
  103. Проблемы образования и развития личности учащихся: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Беликова. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 89 с.
  104. , В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. М.: Изд-во Аспект Пресс. — 279 с.
  105. , В. М. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. М. Распопов, В. В. Распопов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 227 с.
  106. , И. В Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров: монография / И. В. Резанович. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.-291 с.
  107. , И. В. Методология развития профессионального мастерства менеджера : монография / И. В. Резанович. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.-256 с.
  108. , М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах / М. И. Рожков. М.: Высшая школа, 1990. — 167 с.
  109. , С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2 М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  110. , С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  111. , К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993.
  112. , JI. И. Проблемы формирования продуктивного общения школьников : монография / JI. И. Савва. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 172 с.
  113. , В. Н. Философские основания педагогической деятельности / В. Н. Сагатовский // Вестник высшей школы 1987. — № 1. — С. 22−32.
  114. , Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя : монография / П. Я. Сайгушев СПб.: Образование — Культура, 2001, — 149 с.
  115. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  116. , М. П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников / М. П. Сибирская. -СПб., 1997.- 193 с.
  117. , М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин 2-е. изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  118. , Б. Наука и последствия человека / Б. Скиппер. М., 1953.
  119. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
  120. , Л. П. Активность как мера деятельности личности / Л. П. Станкевич // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1970. — № 6. — С. 35−32.
  121. , Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людней: Возврат к этике характера / Р. Кови Стивен. — М.: Вече, 1998. 475 с.
  122. , А. И. Очерки теории качества (авторская ретроспекция) / А. И. Субетто М.: Костромской государственный ун-т им. А.Н. Некрасова- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 108 с.
  123. , Е. В. Если знать, как действовать : Разговор о методике воспитания: кн. для учителя / Е. В. Титова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  124. , Ж. Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко. М., 1982.
  125. , В. В. Подготовка и реализация управленческих решений / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова М.: Дело, 2004. — 80 с.
  126. , А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности / А. П. Тряпицина. JI.: ЛГУ, 1989. — 91 с.
  127. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. эпцикл., 1989.-815 с.
  128. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд / сост., науч. ред., авт ст. М. Г. Ярошевский М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
  129. , Э. Душа человека / Э. Фромм. — М.: Изд-во ACT, 2004. -872 с.
  130. , Э. Кризис психоанализа / Э.Фромм. М.: Айрис-пресс, 2004. — 523 с.
  131. , Н. JI. Воспитывающая функция образования. В помощь учителю / Н. JI. Худякова. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2000. — 60 с.
  132. , Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова. М., 2002. — 383 с.
  133. , В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология / В. М. Шепель. М., 1982. — 247 с.
  134. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М., 1969. -334 с.
  135. , Н. Б. Становление и развитие социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелева. — Ульяновск: научно-исслед. автор. Бизнес-школа ОНИ, 1977.
  136. , Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. — М.: Косталь, 1993. 74 с.
  137. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  138. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  139. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. М.: Изд-во ACT, 2001.-400 с.
  140. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М., 1996.
  141. , Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева Челябинск, 1992. -403 с.
  142. , Н. О. Закономерности и принципы педагогического проектирования / Н. О Яковлева // Вестник Института развития и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. 2003. — № 14. — С. 249−135.
  143. , Н. О. Качество педагогического проекта и особенности его оценивания / Н. О. Яковлева // Альма Матер: Вестник высшего образования. 2000. — № 4. — С. 261 -265.
  144. , Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. О. Яковлева // Педагогика. 2002. — № 6.
  145. , Е. С. Эффективность управленческого лидерства / Е. С. Яхонтова М.: ТЕИС, 2002. — 501 с.
  146. Bass, В. Stogdill"s handbook of Leadership / В. Bass. N. Y., 1981.
  147. Bennis, W. On Becoming a Leader / W. Bennis. N.Y.: Addison Wesley, 1989/ 1994.
  148. Bernard, L. Leadership and Propaganda / L. Bernard // An Introduction to Sociology. N.Y., 1927.
  149. Bingham, W. Leadership / W. Bingham // The Psychological Foundation of Management. -N.Y., 1927.
  150. Drucker, P. Thomas Watson"s Principles of Modem Management / P. Drucker// Esquire 100. 1983.
  151. Gibb, C. An Interactional View of The Emergence of Leadership / C. Gibb // Australian Journal of Psychology. 1958. — № 10.
  152. Klubeck, C. Differential Effects of Traininq of Persons of Different Leadership Status / C. Klubeck, B. Bass // Human Relations 1954. — № 7.
  153. Kossen, S. The Human Side of Organization / S. Kossen. N.Y., 1983.-P. 202−203.
  154. Cooley, C. Human Nature and Social Order / C. Cooley. N.Y., 1902.
  155. Mann, R. A. Review of the Relationship Between Personality and Performance in Small Groups / R. A. Mann // Psycholoqical Bulletin. Vol. 56. -1959.-P. 241−270.
  156. Moore, B. The May Conference on Leadership / B. Moore // Personal Journal. 1927,-№ 6.
  157. Parsons, Т. The Superego and the Theoury of Social / T. Parsons // Working Papers in the Theoury of Action, Glencoe, 1953.
  158. Pfeffer, J. The ambiguity of leadership / J. Pfeffer // Academy of Management. 1977. — № 2.
  159. Person, P. Leadership as a Response to Environment // Education Research Sapplement / P. Person 1928. — № 6.
  160. Rogers, M. F. Instrumental and intra-resources: The bases of power / M. F. Rogers // Amer. J. Sociol. 1974. — Vob. 79. — № 6. — P. 1423−1425.
  161. Schenk, C. Leadership / C. Schenk // Infantry Journal 1928.
  162. Secord, P. Socian Psycholoqy / P. Secord, C. Bacman. N.Y., 1964.
  163. Stogdill, R. Handbook of Leadership. A survey of theory and research /R. Stogdill. N.Y., 1974.
  164. Stogdill, R. Personal Factors associated with Leadership of literature / R. Stogdill //Jornal of Psichololoqy. 1948.-Vol 25. — P. 35−71.
  165. Stogdill, R. M. Metohods in Study of Administrative Leadership / R. M. Stogdill, C. L. Shartl. Colombus, 1955.
  166. Tead, O. The Technique of Creative Leadership / O. Tead // Human Nature and Management. N.Y., 1929.
  167. Fidler, F. E. A Theory of leadership Effectiveness / F. E. Fidler. -N.Y.: Mcyraw-hill, 1967.
  168. Fairholm, G. W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership / G. W. Fairholm. N. Y., 1991. — P. 74−80.
  169. Hcider, F. The Psychology of Interpersonal Relations / F. Heider. -N. Y., 1958.
  170. Hemphill, J. The Leader and His Croup / J. Hemphill // Journal of Educational Research. 1949. — № 29.
  171. Holander, E. P. Conformity, and Idiosyncrasy Credit / E. P. Holander // Psychological Review. 1958.
  172. Homans, G. The Human Group / G. Homans. N-Y., 1950. — P. 188 190.
Заполнить форму текущей работой