Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом на каждом этапе исследования определялся адекватный изучаемому вопросу метод. Так, на первом этапе исследования применялись метод теоретического анализа и обобщения отечественной и зарубежной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба (ВРГН)
    • 1. 1. Процесс овладения звуко-слоговым составом слова у детей с нормальным речевым онтогенезом
      • 1. 1. 1. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова»
      • 1. 1. 2. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом
      • 1. 1. 3. Временные нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом
    • 1. 2. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с различными речевыми нарушениями
    • 1. 3. Комплексное изучение детей с ВРГН
      • 1. 3. 1. Клинический аспект изучения детей с ВРГН
      • 1. 3. 2. Речевой аспект изучения детей с ВРГН
  • Глава 2. Изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ВРГН
    • 2. 1. Методика, организация экспериментального исследования звуко-слоговой структуры слова у детей с ВРГН и анализ результатов
    • 2. 2. Нарушения звуко-слоговой структуры слова
      • 2. 2. 1. Анализ нарушений звукопроизношения у детей с ВРГН
      • 2. 2. 2. Анализ нарушений ритмико-слоговой структуры слова у детей с ВРГН
  • Глава 3. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ВРГН в общей системе логопедической работы
    • 3. 1. Принципы, основные направления и методы коррекционной работы по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ВРГН
    • 3. 2. Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ВРГН
    • 3. 3. Обсуждение результатов обучающего 146 эксперимента

Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение принципиальных подходов в отношении общества и государства к людям с ограниченными возможностями обусловило большее внимание к обучению и воспитанию детей-инвалидов, одной из категорий которых являются дети с врожденной патологией артикуляционного аппарата.

В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение рождаемости детей с врожденными расщелинами губы и нёба [Бабанина Б.Г., Белякова C.B., Водолацкий М. П., Гуцан А. Э. и др.]. В связи с этим возрастает необходимость углубленного изучения проблемы коррекции и компенсации речевого дефекта, являющегося следствием особых анатомо-физиологических условий развития.

Многие исследователи отмечают сложность и многообразие отклонений в речевой деятельности при этой форме патологии, которая проявляется в комбинаторном нарушении сенсорных процессов, фонической и фонетической сторон речи [Вансовская Л.И., Волосовец Т. В., Воронцова Т. Н., Ермакова И. И., Чиркина Г. В. и др.].

При исследовании особенностей речевого развития детей с расщелинами нёба установлено, что у них часто наблюдаются и отклонения в формировании звуко-слоговой структуры слова, усвоение которой является необходимым условием нормализации речи в целом [Воронцова Т.Н., Чиркина Г. В.].

Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода [Бельтюков В.И., Гвоздев, А Н., Маркова А. К., Цейтлин С.Н.].

Для детей с тяжелыми речевыми нарушениями усвоение звуко-слоговой структуры слова представляет особую трудность, и в процессе ее овладения у детей наблюдаются множественные нарушения. В секторе логопедии.

Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время ИКП РАО) осуществлен цикл исследований по изучению особенностей формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с различными видами речевой патологии. В работах P.E. Левиной, А. К. Марковой и их последователей отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи. Однако следует отметить, что детальное изучение этого вопроса касалось детей с алалией, дизартрией, афазией. В работах, которые посвящены изучению речи детей с ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами неба, в основном только констатируются нарушения звуко-слоговой структуры слова, но не раскрывается их специфический характер и ведущий механизм. Теоретическая неразработанность данного вопроса, а также настоятельная потребность практики в совершенствовании методики коррекции речевых нарушений у детей с врожденными расщелинами нёба требуют его специального изучения и обусловили выбор темы нашего исследования.

Проблема исследования — преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова в системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными аномалиями артикуляционного аппарата.

Объектом исследования является произносительная сторона речи детей с врожденными расщелинами губы и нёба.

Предметом исследования выступает формирование звуко-слоговой структуры слова у изучаемого контингента детей.

Целью исследования является разработка системы дифференцированных методов и приемов коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с расщелинами губы и неба.

В основу исследования положена гипотеза о том, что дети с врожденными расщелинами нёба могут иметь нарушения звуко-слоговой структуры слова, характерные для детей с нормальным речевым онтогенезом и для детей с отклонениями в речевом развитии. Специфические трудности формирования звуко-слоговой структуры слова могут быть различной природы, поскольку дети с расщелинами нёба — неоднородная группа. Целенаправленная, дифференцированная коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова на основе ведущего механизма нарушения будет способствовать эффективной нормализации произносительной стороны речи детей.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

• изучить и обобщить специальную литературу по проблеме формирования звуко-слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей и детей с речевой патологией;

• проанализировать специфику физического и речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба с учетом современного уровня реабилитационных мероприятий;

• изучить состояние звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами нёба, причины и механизм нарушенийопределить специфические факторы, влияющие на ее формирование;

• разработать и апробировать систему дифференцированной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова с учетом ведущего механизма и особенностей дефектов звукопроизношения, типичных для детей с врожденными расщелинами нёба.

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом на каждом этапе исследования определялся адекватный изучаемому вопросу метод. Так, на первом этапе исследования применялись метод теоретического анализа и обобщения отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта в области изучаемой проблемы. На эмпирическом этапе использовались метод беседы, метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации, метод наблюдения за динамикой усвоения детьми произношения, метод аудиторского анализа, метод фонетического анализа произношения детей, методы поискового, констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному и качественному анализу, а также статистической обработке.

Методологической основой исследования являются: основные положения теории единства законов нормального и аномального развития [Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.]- принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений онтогенеза [Выготский Л.С., Левина P.E.]- теория ведущей роли обучения в развитии [Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.]- концепция способности к адаптации и компенсации в условиях выраженного органического поражения [Выготский Л.С., Левина P.E., Лурия А.Р.]. На защиту выносятся следующие положения:

1. Дети с врожденными расщелинами губы и нёба имеют как общие для детей с общим недоразвитием речи, так и своеобразные закономерности формирования звуко-слоговой структуры слова. Характер специфических трудностей овладения звуко-слоговой структурой слова обусловлен особыми анатомо-физиологическими условиями речеобразования.

2. Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами нёба с учетом выявленного механизма нарушения и особенностей звукопроизношения является необходимым звеном в системе нормализации произносительной стороны речи и повышению речевой активности в целом.

Научная новизна исследования:

• на основе фонетического анализа речи выделены две категории: дети с дефектами звукопроизношения, характерными для лиц без расщелин, и дети с дефектами, типичными для лиц с велофарингеальной недостаточностью;

• представлен всесторонний анализ нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и нёба, уточнены представления об их механизме, который заключается в нарушении аэродинамики речеобразования, в артикуляционной диспраксии, в нарушении фонематического восприятия и специфических дефектах звукопроизношения;

• разработана, теоретически обоснована и апробирована дифференцированная методика коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и нёба;

• доказана эффективность использования разработанной системы работы по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей изучаемой категории.

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении педагогических аспектов проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с расщелинами нёба с учетом клинического, лингвистического, психолого-педагогического подхода, на основе которых раскрыт ведущий механизм нарушений звуко-слоговой структуры слова и выявлена различная типология нарушений звукопроизношения. Обоснованы принципы и методы дифференцированной коррекции этого нарушения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• доказана эффективность применения дифференцированной методики коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с расщелинами нёба;

• разработанные методические приемы по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слова с учетом их ведущего механизма позволяют на качественно ином уровне решать задачу нормализации произносительной стороны речи детей с расщелинами нёба;

• предложенные конкретные комплексы упражнений могут быть рекомендованы к использованию в логопедической практике в условиях дошкольных учреждений, в центрах психолого-педагогической помощи;

• результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе педагогических ВУЗов при подготовке специалистов-логопедов в форме лекционных, лабораторно-практических занятий и при индивидуально-коррекционной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, применением совокупности методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, статистической обработкой полученных данных, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику. Материалы исследования докладывались и обсуждались на II научно-практической конференции Ставропольского регионального государственного педагогического института детства «Экология детства» (Ставрополь, 2000) — на I Всероссийских чтениях по проблеме «Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии» (Москва, 2001) — на XIV ежегодной Международной научно-практической конференции «Democracy, Diversity and Disability» (Winnipeg, Canada, 2001) — на Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2001) — на Всероссийской научной конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2001) — на XX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России VIII годичного собрания Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Ставрополь, 2001) — на заседании лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО (Москва, 2001) — на III межвузовской научно-практической конференции Ставропольского регионального государственного педагогического института детства «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2001) — на VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2002) — на IV научно-практической конференции Ставропольского государственного педагогического института «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2002) — на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей» (Орел, 2002) — на заседаниях кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института.

Выводы и обобщения по теме исследования использовались при разработке курса лекций по логопедии для студентов факультета коррекционной педагогики педагогического института, Института повышения квалификации педагогических кадров, осваивающих государственный стандарт по специальности учитель-логопед. Основное содержание диссертации отражено в 9 публикациях.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 23 таблицы, 15 рисунков.

Список литературы

включает 199 наименований, в том числе 18 на иностранном языке.

Выводы:

1 .Детей с расщелинами неба отличают специфические типы нарушений звуко-слоговой структуры слова, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями речеобразования. Так, ошибки, являющиеся следствием нарушения аэродинамики речеобразования, дефектов звукопроизношения с атипичными артикуляциями, характерны только для детей с расщелинами неба.

2.Дифференцированная коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами неба с учетом выявленного механизма нарушения и особенностей звукопроизношения способствует нормализации произносительной стороны речи и повышению разборчивости речи в целом. 3. Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова повышается при целенаправленном дифференцированном воздействии в дошкольном возрасте и позитивно влияет на общее речевое развитие детей и вербальную коммуникацию. г.

160 Заключение.

Развитие системы специального образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме формирования полноценной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, в частности звуко-слоговой структуры слова. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением рождаемости детей с различными речевыми нарушениями. С другой стороны, овладение звуко-слоговым составом слова способствует формированию всех компонентов речевой системы — устной и письменной речи.

В исследовании рассмотрен педагогический аспект проблемы с учетом клинического, лингвистического, психолого-педагогического подходов к формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным онтогенезом и детей с различными речевыми нарушениями.

Теоретический анализ специальной литературы показал, что в последние годы необходимы дальнейшие исследования речевого развития детей с врожденными расщелинами неба с целью разработки стратегии коррекционных приемов, что определяется качественными изменениями медицинской помощи детям.

В результате проведенного комплексного исследования устной речи детей с расщелинами неба получены новые данные, более полно характеризующие особенности речевого развития детей с расщелинами неба, определен характер специфических трудностей овладения звуко-слоговой структурой слова, обусловленный особыми анатомо-физиологическими условиями речеобразования.

На основе детального фонетического анализа впервые среди детей с расщелинами неба были выделены дети с дефектами, характерными для лиц без расщелин, и дети с характерными для лиц с расщелинами неба дефектами произношения. Проведенная корреляция между особенностями звукопроизношения и уровнем развития речи показала влияние тяжести звукопроизношения на общее речевое развитие.

При рассмотрении нарушений ритмико-слоговой структуры слова были выделены наиболее типичные дефекты: сокращения групп согласных, резкое прекращение звучания согласного звука в позиции конца слова, сокращение числа слогов, опускание начального согласного звука, добавление лишнего согласного звука в слог, перестановка звуков в слове, добавление числа слогов, уподобление слога. Анализ каждого типа нарушения звуко-слоговой структуры слова сделал возможным выявить механизм данного нарушения, который заключается в дефектах моторного управления, нарушении аэродинамики речеобразования, нарушении фонематического слуха и в многочисленных дефектах звукопроизношения. Сравнение полученных в ходе исследования результатов состояния звуко-слоговой структуры слова позволило охарактеризовать специфику нарушений произносительной стороны речи детей с расщелинами неба и теоретически обосновать дифференцированный подход к их коррекции.

На основе выделенных специфических особенностей нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба была разработана и апробирована дифференцированная система коррекционно-логопедической работы, основанная на принципах учета механизма нарушения звуко-слоговой структуры слова, комплексного воздействия, дифференцированного подхода, поэтапности, учета общих и специфических закономерностей развития звуко-слоговой структуры слова.

Исходя из полученных результатов констатирующего исследования, дифференцированная коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова предусматривала четыре взаимосвязанных раздела (развитие орального праксисаразвитие речевого дыханияразвитие фонематического восприятия и коррекцию нарушений звукопроизношения), в каждом из которых особое внимание уделялось работе по формированию слоговой структуры слова. Методика коррекционной работы состояла из комбинации необходимых разделов. Индивидуализация обучения была обусловлена закономерностями развития звуко-слоговой структуры слова при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей.

Сопоставление полученных данных экспериментальной и контрольной групп до и после обучения позволило выявить динамику развития произносительной стороны речи в разных ситуациях обучения. При использовании дифференцированной коррекционно-логопедической работы ускоряется устранение нарушений звуко-слоговой структуры слова. При использовании традиционной системы обучения также отмечается положительная динамика, однако, в более медленном темпе. Сопоставление критериев оценки результативности экспериментальной и контрольной групп показало с достаточно высокой степенью достоверности (р = 0,05), что дифференцированная система обучения является эффективным средством коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова старших дошкольников с расщелинами неба и повышения их качества произносительной стороны речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.В., Хорга Д. С. Сбалансированные списки слов для речевой аудиометрии // Сб. науч. тр. НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, т. XIX. -М. 1974. — С.24−29.
  2. З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С, — Петербург: Детство-Пресс, 2001. -46 с.
  3. Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.
  4. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. — 151 с.
  5. Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977, — 51 с.
  6. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. A.B. Запорожца и
  7. B.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1948. — 445 с.
  8. .Г. Организация комплексного лечения с врожденными A расщелинами лица в условиях межобластного центра: Дисс.. канд. мед.наук. Ставрополь, 1990. — 144 с.
  9. Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком // Становление речи и усвоение языка ребенком / Под ред. Ю. В. Рождественского. М.: Изд. Московского университета, 1985.1. C. 12.
  10. Х.А. Оптимально раннее хирургическое лечение врожденных несращений верхней губы и неба. — Ереван: Б.и., 1984. — 119 с.
  11. Ю.Балькевичене Р. Г. По вопросу этиологии врожденных расщелин губы и неба // Материалы конф. стоматологов Армении. Ереван, 1966. — С.259 -262.
  12. П.Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -130 с.
  13. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1964. -92 с.
  14. В.И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. 1976. — № 5. -С. 3−10.
  15. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1977. -176 с.
  16. В. И. Механизмы овладения произношения слышащими детьми // Дефектология. 1978. — № 1. — С. 11 — 19.
  17. В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 141.
  18. П.Белякова C.B., Фролова J1.E. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска // Стоматология. -1995. Т. 74. — № 5. — С.72−75.
  19. C.B., Фролова Л. Е., Загирова А. Ф., Серова Е. А., Прокофьева З. Г., Васильева Е С. Врожденные пороки развития лица и челюстей у детей // Стоматология. 1996. — Т.75. — № 1. — С. 61−63.
  20. Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001.-320 с.
  21. И.В. Определение оптимальных сроков хирургического лечения врожденных расщелин верхней губы // Стоматология. 1971, — № 4, — С. 63−66.
  22. Ю.И. Основные итоги и перспективы изучения проблемы врожденных несращений губы и неба // IV Республ. съезда стоматологов УССР: Тез. докл. Киев, 1978. — С. 136.
  23. Ю.И., Дубинина А. И., Харьков J1.B., Чеховский Р. Н. Принципы и методы воспитания правильной речи у детей с врожденными несращениями неба // Дефектология. 1984. — № 4. — С. 50−52.
  24. В.А. Развитие детской речи // Лекции по общему языковедению. Казань, 1915. — С. 132 — 142.
  25. P.M., Левина P.E. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте // Советская педагогика. 1938. — № 6. — С. 144 -154.
  26. P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора // М.: Изд. АПН РСФСР. 1953. — Вып. 48. — С.56.
  27. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975. — 144 с.
  28. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. С. Петербург: Изд-во Детство-Пресс, 1999. — 64 с.
  29. М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение, 1991. — 190 с.
  30. ЕВ. Лечение и стоматологическая диспансеризация детей с врожденной расщелиной неба: Дисс.. канд. мед. наук. Ставрополь, 1965.-261 с.
  31. Н. Ребенок и женщина в моде // Медицинская газета. 1994. -10 июня.
  32. Н.П., Шампур Э. В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 55 — 65.
  33. Л.И. К вопросу о нарушении функции дыхания при врожденных расщелинах неба у больных открытой ринолалией после уранопластики // Сб. науч. тр. Ленингр. НИИ ЛОР. М. — 1973. — Т.17. -С.102 — 105.
  34. Л.И. Некоторые акустические характеристики слуха и голоса у больных открытой ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба // Сб. науч. тр. Ленингр. НИИ ЛОР. М. — 1973. — Т. 18. — С. 199 -203.
  35. Л.И. Методы обследования больных с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. М. -1979. -С.34−39.
  36. Л.И. Принципы логовосстановительной работы при открытой ринолалии // Вопросы патологии голоса и речи. М. -1983. — С. 19 — 22.
  37. Л.И. Устранение речевых расстройств у детей с открытой ринолалией // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Сб. науч. трудов. С, — Петербург, 1994. — С. 129−135.
  38. Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. С, — Петербург.: Гиппократ, 2000. — 136 с.
  39. В.И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991. — 192 с.
  40. E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  41. E.H., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент.: Медицина, 1989. — 168 с.
  42. М.П., Бабанина Б. Г. Организация работы Ставропольского межобластного центра по оказанию помощи детям с врожденной расщелиной неба // Совершенствование стоматологической помощи сельскому населению. Ставрополь, 1984. — С.8−11.
  43. М.П., Мельникова М. М., Бабанина Б. Г., Маслова JI.A. Диспансеризация больных с врожденной патологией лица в условиях межобластного центра. Методические рекомендации для врачей-интернов и субординаторов. Ставрополь, 1985. — 12 с.
  44. М.П., Бабанина Б. Г. Пути профилактики врожденной патологии челюстно-лицевой области // Профилактика стоматол. заболеваний. М., 1986. — С. 13 -15.
  45. М.П., Бабанина Б. Г. Организация лечения и наблюдения больных с врожденными расщелинами лица в межобластном центре // Стоматология. 1993. — Т.72. — № 1. — С. 58 — 60.
  46. К.А. Обучение глухих учащихся III IV классов устной речи. -М.: Просвещение, 1966. — 180 с.
  47. К.А. Работа над внятностью произношения слов, словосочетаний и фраз в речи глухих // Вопросы сурдопедагогики. М., 1976. — С. 40 -48.
  48. Т.В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 лет до 3 лет), страдающих ринолалией // Актуальные проблемы дефектологии: Тез. докл. межвузовской науч. конф. М.: Прометей, 1991. — С.9−12.
  49. Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1−3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
  50. Т.В. Особенности логопедической работы с детьми при ринолалии в послеоперационном периоде // Детская речь: норма и патология: Сб. материалов Регионального науч.-практ. семинара. -Самара: СамГПУ, 2002. С. ЗО — 32.
  51. Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Дисс. .канд. пед. наук. М. — Л., 1966. — 203 с.
  52. Т.Н. Принципы дооперационной профилактической работы с детьми с врожденными расщелинами губы и неба // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: Сб. науч. тр. М., 1978. — С. 68 — 77.
  53. Т.Н. Формирование речи детей с ринолалией второго года жизни // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С.89 -99.
  54. Т.Н. Психотерапия в коррекционно-педагогической работе при ринолалии // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Сб. науч. тр. М., 1983. — С.82 -88.
  55. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527с.
  56. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С.3−15.
  57. А.Н. О фонологических средствах русского языка. М, — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 168 с.
  58. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. -М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. 304 с.
  59. В.И., Кузьмина Н. И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. -М.: Просвещение, 1961. -90 с.
  60. Е.В. Сравнительная оценка хирургического лечения врожденных расщелин верхней губы и неба: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Киев, 1986.-41 с.
  61. А.Э. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Кишинев: Штиинца, 1980. — 142 с.
  62. H.A., Персии Л. С., Герасимова Л. П., Мамлеев И. А., Сатаев В. У. Функциональная классификация небно-глоточного смыкания после уранопластики // Стоматология. 1997. — Т.76. — № 5. — С.22 — 24.
  63. .Н. Эмбриопатогенетическая классификация расщелин верхней губы, альвеолярного отростка и неба // Совр. методы диагностики и лечения основных стоматолог, заболеваний. М., 1985. — С. 18−23.
  64. B.C. Этиология и патогенез врожденной расщелины губы и неба в свете современных данных // Врожденные расщелины губы и неба.- М., 1964. С.78−79.
  65. М.Д. Клиническая картина при расщелинах неба // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. JT.C. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — т. 1. -.С. 120 — 125.
  66. И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  67. И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1996. — 143 с.
  68. Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей / Под ред. P.E. Левиной. Киев, 1979.
  69. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  70. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  71. Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: Соц.-полит. журн., 1994. — С. З -96.79.3алевская A.A. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382 с.
  72. H.H. Логопедическая помощь детям с врожденной расщелиной неба на раннем этапе развития речи // Актуал. пробл. стоматологии детского возраста: Сб. науч. тр. М., 1974. — С. 99- 103.
  73. Е.Е. Особенности коррекции дисграфии у детей-ринолаликов // Проблемы логопедии. Ринолалия: Материалы к обл. конф. логопедов. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. С. 44 — 49.
  74. А.Г. Некоторые вопросы взаимосвязи и взаимозависимости звуков при коррекции произношения // Труды научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 375 — 380.
  75. А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде // Очерки по патологии речи и голоса. М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1963. — Вып. II. — С. 102 — 105.
  76. А.Г. Открытая ринолалия / Под ред. О. Н. Усановой. М.: Просвещение, 1983. — С.5 — 93.
  77. O.E. Игровая деятельность в коррекции дыхания у детей-ринолаликов // Проблемы логопедии. Ринолалия: Материалы к обл. конф. логопедов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 40 — 43.
  78. Г. А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи / Под ред. P.E. Левиной. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -С.20−58.
  79. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  80. В.А., Филатов A.B. Хирургическое лечение прогнатии нижней челюсти после устранения врожденных расщелин верхней губы и неба // Вестник хирургии. 1994. — Т.152. — № 7−12. — С.96−99.
  81. В.А. Организация помощи детям с врожденными расщелинами губы и неба и пути ее совершенствования // Вестник хирургии. 1989. -№ 4. — С.136−138.
  82. Козлов В.А. II Международная конференция челюстно-лицевых хирургов (Санкт-Петербург, 20−21 июня 1996) // Вестник хирургии. 1997. — Т. 156. — № 5. — С.99 — 101.
  83. М.М. Ребенок учится говорить. Л.: Советская Россия, 1973. -132 с.
  84. P.E. Воспитание правильной речи у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 32 с.
  85. P.E. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. 1959. — № 4. — С. 86- 89.
  86. P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-311 с.
  87. P.E. Нарушение письма у учащихся массовой школы // Специальная школа. 1961. -Вып.1. — С. 66−74.
  88. P.E. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. -М., 1966. С. 302 — 308.
  89. P.E. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968.-367 с.
  90. ЮО.Леонгард Э. И. К методике определения внятности речи глухих // Специальная школа. 1961. — № 2, — С. 23 — 34.
  91. A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 246 с.
  92. Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во МГУ, 1997. — 141 с.
  93. ЮЗ.Лимберг A.A. Задачи лечебной деятельности в организации комплексной помощи при врожденных расщелинах губы и неба // Врожденные расщелины губы и неба: Тр. Расширенного пленума Правления ВНМОС (1963). -М., 1964.-С. 11−17.
  94. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  95. Ю5.Лурия А. Р. Травматическая афазия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -т.И. С. 180 — 196.
  96. Г. М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии. 1958. -№ 6. -С.119- 130.
  97. А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов // Специальная школа. М.: Просвещение, 1968. -Вып. 5. — С. 10 — 21.
  98. O.E., Михайленко А.А, Изучение моментов, предрасполагающих к возникновению врожденных расщелин лица // Техника безопасности, проф. травматизма, лечение травм и проф. заболеваний. Днепропетровск, 1970. — С. 179−180.
  99. A.A. Эндоскопическая характеристика функции небно-глоточного кольца // Стоматология. 1990. — Т.69. — № 2. — С.65 — 67.
  100. ПО.Мамедов A.A. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения.-Екатеринбург, 1998. 309 с.
  101. А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. P.E. Левиной. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — с. 59 — 71.
  102. A.K. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. 1961. — Вып. 3. -С.83−89.
  103. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. М, 1963. — 213 с.
  104. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чиркиной. -М., 1996. 147 с.
  105. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001,-640 с.
  106. С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком / Под ред. Ю. В. Рождественского. М.: Изд. Московского университета, 1985. — С. 21−33.
  107. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов пед. училищ / Под общей ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2002.-240 с.
  108. .Л., Орозобеков С. Б. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба // Стоматология. 1993. — Т. 72. — № 1. — С. 80 — 82.
  109. A.M. Из опыта работы по исправлению открытой гнусавости у детей // Специальная школа. 1968. — Вып. 4. — С. 89−93.
  110. A.M. Десять тысяч звуков русского языка // Методика родного языка. Лингвистика. Стилистика. Поэтика. М.-Л.: Госиздат, 1925.-С. 167−181.
  111. М.А., Беденко Г. В. Интегративный подход при коррекции просодической стороны речи // Проблемы логопедии. Ринолалия:
  112. Материалы к обл. конф. логопедов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 37 -39.
  113. Е.А. Значение раннего логопедического воздействия для воспитания правильной речи у детей, страдающих врожденными расщелинами неба // Дефектология. 1978. — № 5. — С. 59 — 61.
  114. .Ф. Речеподражание (эхолалия) как ступень формирования второй сигнальной системы//Вопросы психологии 1964.-№ 5-С. 11−19.
  115. JI. Чернобыль достанет нас и через десять поколений // Аргументы и факты. 2001. — 10 мая.
  116. Пружан И. И, Кузьмин Ю. И. Оценка степени небно-глоточной недостаточности при открытой ринолалии. Л., 1981. — 20 с.
  117. И.И., Ольхин А. Б., Дмитриев A.B. Характер звуковых нарушений у больных с открытой ринолалией // Вопросы патологии голоса и речи: Сб. науч. статей. М. — 1983. — С. 13 — 19.
  118. Э.С. Опыт логопедических занятий с больными, страдающими ринолалией // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 76 — 78.
  119. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973. — 304 с.
  120. З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатомического строения речевого аппарата. // Дефектология. 1971. — № 5. — С. 8−10.
  121. З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. -Свердловск: Свердловский гос. пед. институт, 1988. 79 с.
  122. Э. Работа над слогоритмической структурой слова на логопедических занятиях // Начальная школа. 1990. — № 1. — С. 8 — 13.
  123. О.М. Из опыта работы по проведению аттестации логопедов // Дефектология. 1994. — № 2. — С. 90 — 92.
  124. А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. 1971. — № 2. — С. 23 — 29.
  125. А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / Под ред. В. И. Бельтюкова. М.: Педагогика, 1973. — 119 с.
  126. Г. Н. Обоснование оптимальных возрастных сроков хирургического восстановления верхней губы и неба при их врожденных незаращениях // Тез. докл. совместной научной сессии (11−15 мая).-Одесса, 1965,-С. 61−62.
  127. Л.Ф., Волоскова H.H. Дизартрия: Клинический, нейролингвистический, психолингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Ставрополь: СГПУ, 1996. — 120 с.
  128. Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. 1973. — № 3. — С. 21−25.
  129. Н.И. Из опыта работы с детьми ринолаликами в послеоперационный период // Нарушения речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1969. — С. 113−136.
  130. Н.И. Из опыта работы с детьми ринолаликами в послеоперационный период. — М.: Просвещение, 1984. — 170 с.
  131. Г. П., Крицкий A.B. Ортопедическое исправление речи у детей с расщелиной неба. Минск: Беларусь, 1984. — 130 с.
  132. Л.Ф. Формирование звукового анализа слова детей, имеющих недостатки произношения // Труды научной сессии по дефектологии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 375 — 380.
  133. Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения и письма // Вопросы логопедии. М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 75−135.
  134. Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4−6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. — 40 с.
  135. O.A. Формирование произношения у учащихся подготовительного класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Б.и., 1980. — С.32 — 46.
  136. Уракова А, И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью // Дефектология. 1972. — № 2. -С. 16−18.
  137. О.Н. Усвоение стечения согласных при моторной алалии // Дефектология. 1969. — № 4. — С. 10 — 14.
  138. Усанова О Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 244 с.
  139. Т.Б., Чевелева H.A., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  140. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993. — 101 с.
  141. Л.Е. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба // Актуал. пробл. стоматологии детского возраста. М., 1974. -С.153−156.
  142. Г. В. Использование зрительных опор в коррекционной работе при ринолалии // Проблемы логопедии. Ринолалия: Материалы к обл. конф. логопедов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 17−22.
  143. Л.В., Яковенко Л. Н. Факторы риска при оценке общего и местного статуса детей с врожденными несращениями губы и неба перед хейлопластикой // Стоматология. 1997. — Т. 76. — С. 47−49.
  144. М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. -476 с.
  145. М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1961.-208 с.
  146. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.
  147. М.С., Пономарева Е. А., Цыплакова Ю. В. Ранняя логопедическая реабилитация детей после уранопластики // Реабилитация пациентов с расстройствами речи: Материалы конф. С.-Петербург, 1994. — С. 124−128.
  148. Н.В. Методы логотерапии по формированию речи у детей с ринолалией // Развитие и коррекция. 2000. — Вып. 7. — С.29−36.
  149. Е.Л. Минимальные нарушения слуха у детей с речевой патологией // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 48 — 54.
  150. Е.Л. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 57 — 67.
  151. Г. В. Опыт преодоления недостатков речи и письма при ринолалии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. С. 185−202.
  152. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969. 101 с.
  153. Г. В. К методике изучения детей, страдающих ринолалией // Конференция по совершенствованию методов исследования в специальной педагогике и психологии: Тезисы докл. М., 1970. — С. 88- 89.
  154. Г. В., Репина З. А. Дифференцированный подход к обучению детей, страдающих ринолалией // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М.: Педагогика, 1970. — С. 142 — 143.
  155. Г. В. Обследование звуковой стороны речи у детей // Методы обследования нарушений речи у детей М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С. 5−33.
  156. Г. В. Преодоление носового оттенка речи у детей с ринолалией // Дошкольное воспитание. 1983. — № 3. — С. 53−67.
  157. Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1987. — 277 с.
  158. Г. В. Методы обследования речи у детей. М.: ИКП РАО, 1992. — 147 с.
  159. Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией // Дефектология. 2002. — № 2. — С. 83 — 89.
  160. З.В. Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией: Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. 206 с.
  161. Н.Х. Развитие речи младшего дошкольника // Дошкольное воспитание. 1947. — № 5. — С. 52 -56.
  162. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. -М.-Л., 1948. -С.92 -101.
  163. Н.Н. Некоторые фонетические факторы внятности речи глухих // Дефектология. 1973. — № 5. — С. 25 — 29.
  164. В.М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: Ассоциация дефектологов, 2000.-96 с.
  165. М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Б.и., 1999. — 157 с.
  166. Д.Б. Психология развития: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  167. Р.А. Характеристика связной речи учеников младших классов с тяжелыми нарушениями звуковой стороны речи (ринолалией) // Дефектология. 1987. — № 4. — С. 13 — 18.
  168. Р. Избранные работы. Пер. с англ., нем., фр. яз. / Сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева. М.: Просвещение, 1985. — 455 с.
  169. Coffey V.P. Hare Lip and Cleft Palate in Ireland // J. Irish dent. Ass. 1972. — v. 18. — P. 248−254.
  170. Dorf D.A. and Curtin J.W. Early cleft palate repair and speech outcome // Journal of Plastic and Reconstructive Surgery 1982. — v. 70. — P. 74−79.
  171. Edwards M. Speech and language disability // Advances in the Management of Cleft palate. Edinburgh: Churchill Livingston, 1980. — P. 48−90.
  172. Ellis R. The Exeter nasal anemometer // Palatoglossal Malfunction. London: College of Speech Therapists, 1979. — P. 25−30.
  173. Grunwell P. Analysing Cleft Palate Speech. London: Whirr Publishers, 1993. — 175 p.
  174. Hall D. and Hill P. When does secretory otitis media affect language development? //Archives of Disease in Childhood. -1986. v. 61. — P 42−47.
  175. Harding A. Speech development in relation to timing of cleft palate repair // Montfort University conf.: Thesis of abs. Montfort, 1993 — P. 15 -20.
  176. Hewlett N. Processes of development and production // Developmental Speech Desoders / In ed. P. Grunwell. Edinburgh: Churchill Livingstone, 1990.-P. 32 — 38.
  177. Muntz H.R. An Overview of Middle Ear Disease in Cleft Palate Children // J. Facial Plastic Surgery. 1993. — v. 9. — № 3. — P. 177 — 180.
  178. O’Gara M.M. and Logemann J. Phonetic analyses of the speech development of babies with cleft palate // Cleft Palate Journal. 1988. — № 25. — P. 122−134.
  179. Robinson P.J. The effect of palate repair on otitis media with effusion // Journal of Plastic and Reconstructive Surgery. 1992. — № 89. — P. 640−645.
  180. Russel L. Speech development in children with cleft lip and palate // Leicester Polytechnic: Thesis of abs. -1991. P. 213 — 215.
  181. Stengelhofen J. Cleft Palate, the Nature and Remediation of Communication Problems. Edinburgh: Churchill Livingstone, 1989. — 125 p.
  182. Trost J.E. Articulatory additions to the classical description of the speech of persons with cleft palate // Cleft palate Journal. 1981. — № 18. — P. 193 — 198.
  183. Van Demark D.R., Morris L. and Vandehaar C. Patterns of articulation abilities in speakers with cleft palate // Cleft Palate Journal. 1979. — № 16. -P. 230−239.
  184. Писарева 3., Тодорова И. Методическо ръководство за коригиране речта на деца с ринолалия. София, 1979. — 167 с.
Заполнить форму текущей работой