Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование информационной культуры учащихся в образовательной области «Технология»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены особенности построения учебного процесса с использованием информационных технологий, которые состоят в. следующем: введение в структуру урока тьютерских функций" учителя при освоении нового материала, при осуществлении контроля, при организации самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельностипланированиисамоконтроля школьников в ходе выполнения заданияувеличение доли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В ПРЕДМЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ». И
    • 1. 1. Сущность и содержания понятия информационная культура в современных исследованиях
    • 1. 2. Педагогические условия применения проектного метода на уроках технологии в процессе формирования информационной культуры
    • 1. 3. Педагогические аспекты формирование информационной культуры школьника на уроках технологии в 7−9 классах
    • 1. 4. Педагогическая целесообразность формирования информационной культуры на уроках технологии
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДМЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
    • 2. 1. Модель формирования информационной* культуры учащихся в на уроках «Технология»
    • 2. 2. Критерии оценки сформированности информационной культуры учащихся в образовательной области «Технология»
    • 2. 3. Педагогические особенности построения учебного процесса на уроках технологии направленные на формирование информационной культуры школьника
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Формирование информационной культуры учащихся в образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества является переходным от индустриального к информационному и характеризуется активным. внедрением современных информационных технологий практически во все области человеческой деятельности. В то же время, растущая популярность профессий в сфере информационных технологий, а таюке увеличении доли труда с использованием информационных технологий актуализируют проблему формирования информационной культуры выпускников школы.

Современные школьники находятся в интенсивном информационном потоке и испытывают определенные трудности с пониманием и использованием информации. Для комфортного существования в современном информационном мире ученик, будущий выпускник школы, должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: добывать, понимать, систематизировать, анализировать, интерпретировать, представлять информацию и использовать её в своей практической деятельности (в том числе, исследовательской и проектной деятельности).

Самым эффективным возрастом, по оценке психологов, (Выготский Л.С., Эльконин Б. Д., Гальперин П. Я, Давыдов В. В., Зимняя И. А. и др.) для формирования таких умений, как получение, сохранение, анализ информации и её использование в построении конкретных объектов туда, составляющих основание для формирования информационной культуры, является подростковый возраст, а именно в процессе исследования было установлено, что школьники 7−9 классов испытывают затруднения в деятельности, связанной с использованием информации. Так, школьники 7-х классов используют персональный компьютер (ПК), в основном, для игр, развлечений, общения со сверстниками и одноклассниками через сеть интернет 88%- 5% ребят все-таки используют компьютер для работы с информацией- 7% используют компьютер редко, или не используют вообще. Изучение ситуации в старшем возрасте показало, что учащихся 8-х классов 3 используют ПК для тех же целей, что и учащиеся 7 классов: для игр, развлечений, общения со сверстниками и одноклассниками (76%) — 19% могут осуществлять поиск необходимой информации для подготовки к урокам, а также для самообразования- 5% не используют вообще компьютерные технологии в учебных целях.

Исследование, проведенное среди учащихся 9 классов, показало, — что 56% из них используют ПК для • развлечений, общения со сверстникамименьше половины (только 42%) могут решать с помощью компьютера задачи учебного характера, а также пользуются компьютером для поиска информации при выполнении учебных проектов- 2% вообще не используют компьютерные технологии ни в учебной деятельности, ни в развлечении.

Экспертная оценка учителей показала, что уровень информационной культуры школьников также недостаточно высока: 85% учителей (информатики, технологии, ИЗО) считают необходимым обучать не просто работать в прикладных программах, а формировать умения по получению и использованию, сохранению и накоплению, анализу и передаче информации.

Анализ научно-педагогической литературы и существующей практики показал, что проблема формирования информационной культуры рассматривалась с философских позиций, так, Суханов А. П. определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации"1. КолинаК.К., РакитоваА. И, Семенюк Э.П.рассматривают информационную культуру в историческом аспекте. По мнению Каракозова С. Д., информационная культура личности (ИКЛ) представляет собой составную часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе.

1 Суханов А. П. Информация и прогресс / под ред. А. Л. Ситанова. — Новосибирск: Наука, 1988. — С. 192. качественно новой информации, ее передаче, практическом’использовании. По мнению Оленева С. М., информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший^ в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации"2.

На основании вышеизложенного, под информационной культурой учащихся 7−9 классов в данном исследовании понимается составная часть базовой культуры личности как системная характеристика личности, развивающаяся на основе освоения комплекса специфических умений (поиск, сохранение, анализ, создание новой информации) и опыта применения информации, проявляющаяся в эффективной' организации информационных процессов, обеспечивающих эффективность проектно-конструкторской, дизайнерской, практической-деятельности.

В исследовании проблематики данного направления мы опираемся на философские представленияо сущности информационного общества (Вернадский В.И., Флоренский П. А., Капица С. П., Тоффлер Э., Турен А., Хобермас Й. и др.) — общие принципы дидактики (Бабанский Ю.К., Беспалько В. П., Краевский В. В., Лернер И .Я., Матюшкин A.M., Скаткин М. Н., Сластенин В. А., Тхоржевский Д. А. и др.) — научные труды в области теории информационной культуры (Бухтиярова И.Н., Вохрышева М. Г., Гендина Н. И, Зубов Ю. С., Каракозов С. Д., Киева О. В., Кравец В. Н., Медведева Е. А., Оленева С. М., Семеновкер Б. А., Семенюк Э. Л., Сляднева H.A., Суханов А.П.) — научные работы в области теории и методики технологического образования (Богатырев А.Н., Глозман А. Е., Глозман Е. С. Кальней В.А., Карачёв A.A., Лавров H.H., Махотин Д. А., Павлова A.A., Чистякова С. Н., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л., и др.) — научные труды, ориентированные на практику применения информационных технологий в образовании (Беспалько В.П., Глушков В. М., Машбиц Е. И., Роберт И. В.,.

2 Оленев С. М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Международная научная конференция, Краснодар — Новороссийск, 1996 г.- Краснодар, 1996. -С. 52−53.

Селевко Г. К. и др.), в частности, в технологическом образовании (Гирина Д.С., Мочалов Г. А., Ставрова О. Б., Бухтиярова И. Н., Лабутин В. Б. и ДР-).

В исследованиях рассматривалась проблема применения информационных технологий на занятиях по технологии в старшей школе (Гирина Д.С., Мочалов Г. А., Ставрова О.Б.), а также методика формирования информационной культуры школьников старших классов (Бухтиярова И.Н.) однако проблема формирования информационной культуры школьников 7−9 классов в образовательной области «Технология» не разработана.

Технология, как интегративный предмет, включает в себя< многие виды деятельности* и создаёт благоприятные условия для развития таких качеств, как умение пользоваться информацией: анализировать, интерпретировать, представлять, строить на её основе другие виды деятельности, что в интегративном варианте мы обозначили как информационную подготовку.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Под образовательной областью «Технология» (ООТ) подразумевается интегративная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. (Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.).

Сочетание преобразующей деятельности учащихся с интеллектуальной создаёт условия для рационального выполнения действий, операцийявляется основанием для эффективного формирования информационной культуры школьника.

На основании вышеизложенного было сформулировано противоречие, суть которого состоит в том, что, с одной стороны, возросшие потребности общества и личности в высоком уровне развития информационной культуры как условии успешности жизненных и профессиональных планов обучающихся, а, с другой стороны, неполное использование потенциала образовательной области «Технология» как интегративного предмета, располагающего необходимыми условиями для формирования информационной культуры личности.

Противоречие определило проблему исследования: каким должно быть содержание, структура и учебно-методическое обеспечение процесса формирования информационной культуры школьников в образовательной области «Технология».

Проблема определила цель исследования: разработать содержание, модель и учебно-методическое обеспечение процесса формирования информационной культуры школьника в образовательной области «Технология».

Объект исследования: формирования информационной культуры школьников 7−9 классов.

Предмет исследования: процесс формирования информационной культуры школьников 7−9 классов в образовательной области «Технология».

Гипотеза исследования: формирование информационной культуры школьников в образовательной области «Технология» будет эффективным, если:

• процесс формирования информационной культуры учащихся будет осуществляться с использованием современных информационно-коммуникативных технологий;

• приоритетным методом формирования информационной культуры будет проектный метод, в котором комплексно востребованы такие умения, как отбор, анализ хранение, передача, информации;

• процесс формирования информационной культуры будет строиться с учетом системного подхода и базовых принципов дидактики (последовательность и преемственность, системность, логичное изложение материала и др.).

В соответствиях целью игипотезой были сформулированы-задачи:

1. На основе анализа содержания обучения технологии разработать модель формирования информационной культуры учащихся, 7−9 классов в образовательной области «Технология».

2. Выявить особенностипостроения учебного процесса в образовательной области «Технология», направленные на формирование информационной культуры школьника.

3. Сформулировать критерии оценивания сформированности информационной культуры, школьника.

4. Определить условия применения проектного метода в образовательной области. «Технология»,. направленного > наформирование информационной культуры школьников, и выявить этапы применения компьютерной поддержки.

Методологической основой исследования являются? основные положения теориипедагогики (Бочаров В. Г. Вульфов Б.31, Мудрик A.B., Семенов В. Д., Филонов F.H. и др.) — концептуальные основьг технологического образования (Хотунцев KXJT, Симонснко В. Д., Павлова A.A. Чистякова С. Н., Кожина O.A.) — работы по использованию проектного метода (Гузеев ВВ., Полат Е. С., и др.) — модульный принцип обучения-(Дж.Д. Рассел, Ермоленко В. А. и др.).

Основные методы исследования обусловлены его целью и задачами: теоретический анализ философской^ психолого-педагогической' и научно-методической литературы по теме, изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки учащихся по «Технологии», наблюдение, диагностические методы (анкетирование, тестовые задания, экспресс-опрос), собеседование, анализ творческих работ учащихся, методы самооценки, графическая и табличная интерпретация данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана модель формирования информационной культуры в образовательной области «Технология», системно раскрывающая процесс и результат и включающая, в себя такие компоненты, как: учебное поле деятельности^ учащегося, (учебное проектирование, использование информационных технологий, а также изучение содержания предмета «Технология») — поле деятельности учителя (средства обучения, условия обучения, содержание обучения, виды обучения).

2. Выявлены особенности построения учебного процесса с использованием информационных технологий, которые состоят в. следующем: введение в структуру урока тьютерских функций" учителя при освоении нового материала, при осуществлении контроля, при организации самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельностипланированиисамоконтроля школьников в ходе выполнения заданияувеличение доли заданий с исследовательским, художественно-дизайнерским, технологическим компонентомоптимизация теоретических и практических заданий (компьютерное тестирование, разработка чертежей и инструкционно-технологических карт, разработка пространственных. ЗБ моделей к> т.д.) — возросшие требования* к уровню-информационной подготовки учителя «Технологии».

3. Сформулированы критерит оценивания сформированности информационной* культуры школьников, определяющиесясодержанием его деятельности: критерии, определяющие умения поиска информации, умения обрабатывать информацию для дальнейшего использования: критерии оценки умений анализировать, интерпретировать информацию и критерии, оценивающие применение информации в своей конструкторской, дизайнерской и практической-деятельности.

4. Определены условия применения проектного метода на уроках технологии, направленного на формирование информационной культуры учащихся, такие, как: наличие программных средств, необходимых для проектной деятельностиподготовленность учителяподготовленность учащегося (компьютерная грамотность), наличие в программе по технологии тем и разделов, предусматривающих формирование 9 информационной культурывыявлены этапы, предполагающие компьютерную поддержку метода проектов: исследовательский этап, проектно-конструкторской, дизайнерский этап, презентационный итоговый этап.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, предложена модель, системно представляющая процесс и результат формирования информационной культуры школьников и раскрывающая взаимодействие в этом процессе учащегося и учителя через поле деятельности учащегося (учебное проектирование, использование информационных технологий, изучения содержаие предмета «Технология») и поле деятельности учителя (средства обучения, условия обучения, содержания обучения, виды обучения).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модульная программа технологической подготовки учащихся средней школы (7−9 класс) с использованием компьютерного обеспеченияразработаны программы дополнительного образования, направленные на формирование информационной культуры учащихся 7−9 классов-(«Художественная ковка» и «Компьютерная ЗБ графика») — подготовлены методические рекомендации для учителейсформирован сборник программных средств для уроков технологииразработан практикум использования компьютера для решения технологических задачразработан сборник информационно-творческих заданий для школьников 7−9 классов.

Этапы диссертационного исследования.

Первый этап (2005;2006 гг.) был посвящен изучению философской, педагогической, психологической литературы по теме работыизучались особенности применения компьютерных и информационных технологий в образовании, определялся научный аппарат исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и содержание понятия «информационная культура», что позволило подойти к определению условий, принципов, особенностей, свойственных для процесса.

10 формирования информационной культуры учащихся, найдены подходы к описанию её модели.

Второй этап (2006;2008 гг.) характеризовался тем, что была разработана модульная учебная программа по курсу «Технология» (7−9 класс), включающая в себя информационно-коммуникативный компонентпроводилась опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2008;2009 гг.) связан с анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования. Осуществлялось оформление диссертации, формулирование рекомендаций и материалов по проблеме исследования.

База исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2009 гг. на базе кафедры технологий и предпринимательства ГОУ Педагогической академии последипломного образования, Московского Педагогического Государственного Университета ФТиП, ГОУ Центра образования № 293- в ней приняли участие 382 учащихся 7−9 классов, 67 студентов ФТиП МПГУ, 15 учителей, ЦО № 293, МУК № 19 «Гагаринский».

Положения, выносимые на защиту:

1, Системным представлением процесса и результата формирования информационной культуры учащихся 7−9 классов образовательной области «Технология» является модель, включающая: поле деятельности учащегося (учебное проектирование, использование информационных технологий, изучение содержание предмета технология) — поле деятельности учителя (виды образования: основное, дополнительноесредства обучения: технические и программныеусловия обучения: учитель-тьютор, самостоятельная деятельность учащихся, обеспечение творческого ростасодержание обучения: предметное, межпредметное, иадпредметное).

2. Построение учебного процесса с использованием информационных технологий осуществляется с учетом ряда особенностей, определяемых.

11 следующими положениями: усиление тьюторских функции учителя на уроке (при освоении нового материала, при осуществление контроля, при организации самостоятельной работы) — увеличение доли самостоятельной работы школьников на урокевозрастание функции самоконтроляувеличение творческих заданий на уроке.

3. Критерии оценивания сформированное&tradeинформационной культуры школьников определяются содержанием его деятельности: критерии, определяющие умения поиска информации, умения обрабатывать информацию для дальнейшего использованиякритерии умений анализировать, интерпретировать-информациюкритерии, оценивающие применение информации1 в своей конструкторской, дизайнерской и практической деятельности.

4. Метод проектов является эффективным средством формирования информационной культуры учащихся 7−9 классов на уроках технологии при соблюдении ряда условий: наличие программных средств, необходимых для! проектной деятельностиподготовленность учителяподготовленность учащегося (компьютерная грамотность) — наличиев программе по технологии тем и разделов, предусматривающих формирование информационной культурыусиление компьютерной поддержки в процессе выполнения учебных проектов по следующим этапам: исследовательский, конструкторско-дизайнерский, презентационный итоговый:

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в систему подготовки учащихся 7−9 классов ГОУ Центра образования № 293 г. Москвы, Межшкольный учебный комбинат № 19 Гагаринский, ГОУ Центр образования № 1464.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались: на семинарах и заседаниях кафедры технологий и предпринимательства (20 052 009 гг.) — на Междугороднем педагогическом марафоне, посвященном дню Технологии (2005;2009 г.) — на практических семинарах с участием.

12 слушателей ФПК МИОО (2005;2009 гг.) — на лекциях для студентов ФТиП МПГУ по проблематике формирования информационной культуры в общеобразовательной школе (2008, 2009 гг.) — на испытательных мероприятиях в рамках Московского городского конкурса «Учитель года-2006».

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались:

На семинарах и заседаниях кафедры технологий и предпринимательства (2005;2009 гг.) — на конференции студентов и аспирантов МПГУ (2005 г.) — на Междугородном педагогическом марафоне посвященным дню Технологии (2005;2009 г.) — на практических семинарах с участием слушателей ФПК МИОО.

2005;2009 гг.) — на лекциях для студентов ФТиП МПГУ, по проблематике формирования информационной культуры в общеобразовательной школе (2008, 2009 гг.) — на испытательных мероприятиях в рамках Московского городского конкурса «Учитель года-2006».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по главе 2.

Применение информационных технологий при формировании информационной культуры учащихся в образовательной области «Технология""предоставляет новые формы и методы работы. Как показала экспериментальная проверка, современные школьники способны воспринимать и усваивать, анализировать крупные объемы данных, представленные с помощью компьютерных средств, школьники 7−9 классов достаточно подготовлены и, в большинстве своем, испытывают интерес к самостоятельной работе при изготовлении своего проекта.

При введении компьютерной техники в образовательный" процесс, направленный на формирование информационной культуры, следует помнить, что компьютер — это только инструмент в руках человека. Он перерабатывает, хранит и предоставляет большие объемы информации, его можно настроить на выполнение множества разнообразных задач. Но так же, как и другие инструменты, он способен и принести пользу и нанести ущерб. Поэтому необходима тщательная проработка его роли в процессе обучения, учитывающая дидактические, психолого-педагогические, медико-физиологические, эргономические условия.

Педагогическийэксперимент подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что формирование информационной культуры школьников в образовательной области «Технология» будет эффективным, если: процесс формирования информационной культуры учащихся будет осуществляться с использованием современных информационно-коммуникативных технологийприоритетным методом формирования информационной культуры будет проектный метод, в котором комплексно востребованы такие умения, как сбор, хранение, передача, анализ информациипроцесс формирования будет строиться с учетом системного подхода и базовых принципов дидактики (последовательность и преемственность, системность, логичное изложение материала и др).

Важную роль в достижении целей технологического обучения играет ряд выделенных компьютерных программных продуктов с учетом основных принципов и требований дидактики).

Формирование информационной культуры в ООТ — перспективное направление научной и практической исследовательской деятельности, призванное решать педагогические проблемы современного общества.

Заключение

.

В ходе исследования было установлено, что проблема формирования информационной культуры учащихся чрезвычайно актуальна.

За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей-практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др.

Применение информационных технологий на уроках технологии в 7 — 9 классах позволяет использовать новые формы и методы работы, повышающие эффективность формирования информационной культуры учащихся. Проведенное нами исследование позволило заключить, что современные школьники испытывают интерес к современной компьютерной технике, способны воспринимать и усваивать крупные объемы данных, представленные с помощью компьютерных средств, а также самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации и выстраивать свою самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность.

Педагогический эксперимент подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что, формирование информационной культуры школьников в образовательной области «Технология» будет эффективным, если: процесс формирования информационной культуры учащихся будет осуществляться с использованием современных информационно-коммуникативных технологийприоритетным методом формирования информационной культуры будет проектный метод, в котором, комплексно востребованы такие умения, как отбор, анализ хранение, передача, информации.

Метод учебных проектов является эффективным средством формирования информационной культуры при соблюдении ряда условий: введение в структуру урока тьютерских функций учителя при освоении.

152 нового материала, при осуществлении контроля, при организации самостоятельной работы учащихся^ в урочной и внеурочной деятельности, планировании самоконтроля школьников в ходе выполнения задания, увеличении доли заданий с исследовательским, художественно-дизайнерским, технологическим компонентомоптимизация теоретических и практических заданий (компьютерное тестирование, разработка чертежей и инструкционно-технологических карт, разработка пространственных ЗБ моделей и т. д.) и при использовании компьютерной техники на отдельных этапах: исследовательском, конструкторско-дизайнерском, презентационном и итоговом.

Системность и целостность процесса формирования информационной культуры учащихся 7−9 классов обеспечивается его представлениям в виде модели, включающей поле деятельности учащегося (учебное проектирование, использование информационных технологийизучения содержание предмета технология) — поле деятельности учителя (виды N образования: основное, дополнительноесредства обучения: технические и программныеусловия обучения: учитель-тьютор, самостоятельная деятельность учащихся, обеспечение творческого ростасодержания обучения: предмета технология, межпредметное, надпредметное).

Компьютеры являются эффективной поддержкой в приобретении знаний и специфических умений на занятиях по технологии. Современные мультимедийные компьютеры должны использоваться во* всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих учащимся вдумчиво и критически осмысливать предмет, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие всемирно известные энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте. Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе.

Мы полагаем, что использование компьютерных технологий на уроках технологии рекомендуется с 7-го класса, так как овладение ими является одним из условий удачного трудоустройства, а значит и залогом социальной защищенности учащихся.

Необходим пересмотр учебных программ по технологии с целью нахождения возможностей их интеграции с другими предметами.

Необходимо решать проблему технического оснащения, снабжения программным обеспечением и подготовки кадров на государственном уровне. Необходима разработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины.

Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Duffy Tim. Computing concepts. Wadsworth Publishing Company, Belmont, California, a division of Wadsworth inc., 1992.
  2. Hebenstreit J. Computers in Education the Next Step //Education and
  3. Computing.-№ 1.- 1885-P. 37−43.3. http://www.ascon.ru4. http://www.edu.ru5. http://www.pavelobraztsov.narod.ru6. http://www.science.library.by
  4. Р.Ф. Философия информационной цивилизации./ Абдеев Р. Ф. -М.-ВЛАДОС, 1994. С. 57.
  5. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. /А.Ф. Чернявский, A.M. Мухарский, A.B. Орлов и др.- под. ред.
  6. А.Ф. Чернявского.-Минск: Изд-во БГУ, 1980 — С. 175.
  7. П.Н. Техническое творчество учащихся./
  8. Андрианов П. Н М.: Просвещение, 1986. С.78−84. П. Антонова С. Г. Информатизация и информационная культура личности
  9. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14сент. 1996 г.- Краснодар, 1996. -С. 50−51.
  10. С.Г. Информационная культура специалиста: гуманитарныеоснования // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М., 1994 .- С. 110−116.
  11. З.Архипов C.B. Типы информационной культуры личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996. -С. 34−36.
  12. А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества. // Дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. С.93−102.
  13. П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах/ Под. ред. Г. Н. Никольского. — М.: Издательская фирма «Кумир», 2001.— С. 360
  14. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / Атутов П. Р, Кожина O.A., Овечкин В. П. и др. //Школа и производство, — 1999 № 1- С.5−13.
  15. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы./
  16. П.Р. -М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  17. Ю.К. Методика обучения в современнойобщеобразовательной школе. / Бабанский Ю.К.— М.: Просвещение, 1985.— с. 208
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод, основы).-М., Просвещение, 1982.-е. 192
  19. В.И. П.П. Блонский о народной трудовой школе. //Школа и производство 1999-№ 2.- С. 24.
  20. A.B. Образовательная область «Технология» и технология образования. Развитие инновационных процессов в системе «Школа-вуз». Материалы международной науч.-пр. конф., / Бердышев A.B. СПб, 1998.-С.231.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. / Беспалько В. П М.: Педагогика, 1989. — С. 192
  22. В.П. Программированное обучение: дидактические основы./ М.: Высшая школа, 1970.- С. 229.
  23. С.А. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов / Бешенков С. А., ГейнА.Г., Григорьев С. Г. Екатеринбург: Урал.гос.пед.у-т., 1995. -С. 144.
  24. А.Н., Коптелов A.B., Некрасова Г. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: учебное пособие./ Богатырев А. Н., Коптелов A.B., Некрасова Г. Н.1. Киров: Изд-во ВПГУ, 1998.
  25. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. 2003.- № 10 с. 23
  26. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия — М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. с. 236
  27. C.B., 3ds max 7. Лучшие плагины./ Бондаренко C.B., Бондаренко М. Ю. — СПб.: Питер, 2005. — 528 е.: ил.
  28. А.Д. Организация и методика педагогических исследований /Педагогика.-М., 1981- С. 43
  29. Ю.С., Работа в информационной среде / Брановский Ю. С., Беляева А. Н. //Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С.81−87.
  30. В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: сб. науч. трудов. — Новосибирск: Издательство Просвещение, 1990. -С.70
  31. Вильяме Р.,. Компьютеры в школе: пер. с англ./ Вильяме Р Маклин Кобщ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова М.: Прогресс, 1988. — 336 е.: ил.
  32. Н.К. Вопросы теории стоимости и полезности. — Вологда:1. ВоГТУ, 2000.- 185 с.
  33. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. С. 145
  34. H.A., Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза/ Войнова H.A., Войнов A.B. //
  35. Инновации в образовании. 2004. — № 4. — С. 111−118.
  36. Г. Г. Твоя информационная культура М.: Мол. гвардия, 1988.- 303 с.
  37. М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалистов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М., 1994 .- С. 117−123.
  38. М.Г. Формирование науки об информационной культуре/ Вохрышева М. Г. // Проблемы информационной культуры: сб. ст. -вып. 6 методологии М.: Магнитогорск, 1997. С.48−63.
  39. М.Г. Формирование науки об информационной культуре //158
  40. Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно культурологических исследований / Вохрышева М. Г науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М.- Магнитогорск, Издательство Педагогика 1997. — с. 57
  41. JI.C. Психология искусства / Выготский Л. С — М.:
  42. Педагогика, 1987. — 344 с.
  43. Л.С., Введение в психологию развития: (в традиции культ.ист. Теории Л. С. Выготского)/ Выготский Л. С Эльконин Б. Д. М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  44. П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / Гальперин П. Я М: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. -С. 400
  45. Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Гендина Н. И // Школьная библиотека, 2002. № 7. — С. 25
  46. С.И. О трудовой школе //Школа и производство—1999 — № 4.-С.17−18.
  47. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы.- М.: Информационно-издательский центр Госкомэпидемнадзора России, 1996 64 с.
  48. , Д. С. Компьютерное моделирование декоративно-прикладных изделий непрямоугольной формы / Д. С. Гирина // Школа и производство. 2005. № 7. — С. 28−36.
  49. , Д. С. Моделирование изделий декоративно-прикладного искусства в программе 3D Studio Мах / Д. С. Гирина // Школа и производство. —. 2005. — № 4. — С. 45−56.
  50. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов) / Д. С. Гирина // Школа и производство. 2006. № 5. — С. 66−76.
  51. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) / Д. С. Гирина // Школа и производство. 2006. — № 6. — С. 71−79.
  52. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) / Д. С. Гирина // Школа и производство. 2006. — № 7. —С. 43−48.
  53. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) / Д. С. Гирина // Школа и производство. 2006. — № 8. — С. 48−55.
  54. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) / Д. С. Гирина // Школа и производство. — 2007. — № 2. — С. 49−56.
  55. , Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) / Д. С. Гирина // Школа и производство. — 2007. — № 4. — С. 60−67.
  56. А.Е. Методические основы активизации познавательной деятельности учащихся 5−9 классов в курсе технологии. Дисс.. канд. пед. наук.- М., 2001.- 204 с.
  57. А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1994. — С. 15
  58. П.С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов /Гуревич П.С.- М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. 317 с.
  59. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. С. 235.
  60. М.Я. Культура чтения и информационная культура // Проблемы формирования культуры чтения: материалы Всерос. науч. конф. 25−27 ноября 1994 г. / ТГИК. Тамбов, 1994. — С. 11−13
  61. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина, М.: — «Просвещение», 1975.
  62. Дидактика технологического образования, Ч. 2-я, М., 1998.
  63. В.И. Применение компьютерной техники как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1994.
  64. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие: в 2-х книгах. / Ершов А. П, Монахов В. М., Бешенков С. А., и др. «Просвещение», 1986 г С. 234.
  65. О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи.162
  66. Методическое пособие. / Ефимова О. В., Моисеева М. В., Шафрин Ю.А.-М.: ABF, 1997-С.560 с. ил.
  67. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Ось-89, 2002.79.3апесоцкий A.C. Образование, философия, культурология, политика. 1. М.: Наука, 2002.
  68. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М. Логос,-2000.- 183 с.
  69. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М., 1994 .- С. 5−11.
  70. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. // науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар.- 1996. — 490 с.
  71. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г. / науч. ред.: И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар .- 1993. -249 с.
  72. Информационная культура: кодирование информации. Информационные модели. 9−10 кл.: учеб. / под ред. А. Г. Кушнаренко, М. Г. Эликтетова.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1996.-205 с.
  73. Информационная культура: экспериментальная программа для учащихся системы общего образования / сост. Вохрышева М. Г., Кочеулова A.C.- Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 1999.- 9 с.
  74. М.С. Философия культуры./ Каган М. С СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
  75. В.М. О проекте Российского стандарта образовательной области «Технология». / Казакевич В. М. // Школа и производство-1994.-№ 1.
  76. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика, 2000. № 2. — С. 41−54
  77. A.A. Верный ориентир — востребованность знаний и умений // Школа и производство 1999 — № 4. С. 12.
  78. О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин:
  79. Автореф, дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2001. — с. 19
  80. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Издательство
  81. Московского ун-та, 1988. — 198 с.
  82. Г. М., Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. / Коджаспирова Г. М., Петров K.B. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256 с.
  83. O.A. Тестовые задания для образовательной области «Технология» / Кожина O.A., Малюков H.H., Алямовская Н. А //Школа и производство 1999.-№ 2.- С. 15−19.
  84. В.К. Использование компьютерной техники как средства технологической подготовки учащихся 5−7 классов в процессе трудового обучения в школьных мастерских. Дисс.. к. п. н.-М., 1990.
  85. K.K. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов./ Колин K. K М: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  86. Компьютер и здоровье // Методические материалы семинара «Школьная медиатека» / сост. Литвак И. М., Христовский С. А., под ред. Малых Т. — М.: Психологический институт РАО, 1998. — 50 с.
  87. Н.В. Современные подходы к проблемам трудового воспитания. / Котряхов Н. В // Школа и производство, 1999, № 2.
  88. В.Н. Формирование информационной культуры / В. Н. Кравец, В. Н. Кухаренко // Дистанционное образование. 2000. — № 4. -С. 35−37
  89. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. / Краевский В. В. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  90. Г. И. Формы организации занятий по технологии. / Кругликов Г. И. //Школа и производство — 1999.—№ 2. С. 46.
  91. Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии./ Кругликов Г. И. //Школа и производство 1999.- № 4 — С.24−28.
  92. Г. И. Системы обучения учащихся технологии. / Кругликов Г. И. //Школа и производство 1999 — № 6.С.23.
  93. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998.-447 с.)
  94. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. / Кыверялг A.A.- Таллинн.: Валгус, 1980. 334 с.
  95. ВАК (Экспертный совет по педагогике и психологии), 1990. 20 с.
  96. A.M. Методика применения систем автоматизированногопроектирования графической подготовке студентов технологического колледжа. Автореф. — Новокузнецк, 2006.
  97. .К. 3DStudio Мах 7.0 не для дилетантов. / Леонтьев Б.К.— М.:ЗАО «Новый издательский дом». 2005. — 368 с.
  98. ЛепскаяН.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999 165 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения./ Лернер И. Я- М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  100. П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании / Лернер П. С. //Школа и производство 1999 — № 2 — С.21−24.
  101. П.С. Учебные видеофильмы по технологии. / Лернер П. С., Пустовойтов В. П., Голованова Е. В. //Школа ипроизводство.- 1999- № 1.- С.27−28.
  102. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / Лосев А. Ф —
  103. И.В. Художественная обработка металлов. / Лямин И. В. — М.: Машиностроение, 1978. — 111с.:ил.
  104. A.C. Проблемы школьного советского воспитания. -Избр. пед. соч. М.: 1977, т. 1. С. 39.
  105. Н.В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики. /Макарова Н.В. // Информатика и167образование, 2002. № 7. — С. 2−8
  106. Ю.А. Технологии представления учебных курсов длядистанционной формы обучения в среде WWW/ Малышев Ю. А., Нежурина М. И.,. Шатровский В. А. // Информационные технологии. -1997. № 6. — С.39−42.
  107. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). /Маркарян Э.С. Л: Мысль, 1983. — 285 с.
  108. Е.В. Информационная культура: Метод, аспекты преподавания / Мартынова Е. В., Сбитнева Г. И. // Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всерос. науч. конф, 25−27 нояб. 1994 г. / ТГИК. Тамбов, 1994. — С. 122−123
  109. Д.А. Содержание раздела «Художественная обработка материалов». / Махотин Д. А. //Школа и производство, 1999, № 6.
  110. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /под ред. Д.А. Тхоржевского- 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Просвещение, 1 982 286 с.
  111. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.- под ред. Д. А. Тхоржевского.- М.: Просвещение, 1987 447 е.: ил.
  112. В.Ю., Яглом И. М. Информационная культура эпохи НТР./ Милитарев В. Ю., Яглом И. М. // Информатика и культура: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990.- С. 94−107.
  113. В. Информационная культура и способность к168рефлексии / Минкина В.// Высш. образование в России .- 1995.- № 4.-С. 27−36.
  114. Миронов Д.Д. Corel DRAW: учебный курс — СПб: Питер, 2006. — 442 с.:ил.
  115. Г. А. Методические аспекты обучения художественной обработки материалов в образовательной области «Технология» с использованием компьютерных технологий (на примере обработки керамики). Дисс.. к.п.н.: 13.00.02. — М., 2002. 241 с.
  116. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российское образование. Федеральный портал — http://www.edu.ru
  117. Т.Н. Уроки технологии с использованием компьютера / Некрасова Т. Н. // Школа и производство. — 2004. — № 3.
  118. Художественное проектирование: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». / Нешумов Б. В., Щедрин Е. Д., Минервин Г. Б. и др. — М.: Просвещение, 1979.• — 175 с.:ил.
  119. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя 3-е изд.- М.: Эгвес, 1999 — 104 с.
  120. О., Художественный металл России: Традиции и современность. Вып. 1./ Новоселова О., Теличко А. — М.: ЗАО «Металлургиздат», 2002. — 82 с.
  121. НуркаеваИ.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1999.
  122. H.B. Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. с. 17
  123. С.И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
  124. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии М.: Дрофа, 2002 — 192 с.
  125. П.Я. Компьютерная графика. — 4.1. — Учеб. пособие. / Пантюхин П. Я., Быков A.B., Репинская A.B. — М. Форум 2006. — 88 с: ил
  126. Педагогика: педагогические теории, системы, технологииб Учеб. для высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  127. Педагогическая энциклопедия. Т.4: М.: Советская энциклопедия, 1968. С.107
  128. Г. В. Проектная деятельность школьников в дополнительном образовании: опыт США/ Пичугина Г. В. // Школа и производство. —2006. —№ 4. С.24
  129. ПодласыйИ.П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х кн./ Подласый И.П.- М.: ВЛАДОС, 2001.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения Подласый И.П.- 576 с.
  130. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С., Бутиярова М. Ю., Моисеева М. В. и др. /Подред. Полат Е. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  131. H.H. Самоучитель Auto CAD 2005., Полещук H.H.,
  132. В.А. — СПб: БХВ-Петербург, 2004. — 656 е.: ил.
  133. Примерная программа «Основы технологической культуры7(10−11-е классы)./ сост. В. Д. Симоненко // Школа и производство, 1999, № 2. С.6
  134. Проблемы информационной культуры: сб. статей / под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994 .-218 с.
  135. Проблемы информационной культуры: сб. статей. Вып. З: Информационное мировоззрение и информационная культура / науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 .- 199 с.
  136. Программа курса «Информационная культура» для повышения квалификации преподавателей системы общего образования / сост. Вохрышева М. Г., Кочеулова A.C.- М-во культуры РФ- Самар. гос. акад. культуры и искусств .- Самара, 1998.- 14 с.
  137. Программно-методические материалы: технология. 5−11 кл./ сост. A.B. Марченко,-2-е изд., испр. и доп.-Дрофа, 1999 192 с.
  138. Программы общеобразовательных учреждений «Технология Трудовое обучение 1−4, 5−11 классы», 5-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — 241 с.
  139. Программы средних общеобразовательных учреждений Трудовое обучение. Технология, 1−4 классы, 5−11 классы, /под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1995. 237с.
  140. А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / Прохоров А. О., Сережина А. Е. // Белорусская цифровая библиотека — http://science.library.by
  141. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений./ Пустыльник Е. И. М., Наука, 1968. — 288 с.
  142. А.И. Философия компьютерной революции. / Ракитов А.И.— М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  143. Реформирование образования: стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. // Учительская газета. 2000 -№ 22−30.05-С.6, 14−15.
  144. И.В., Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования./ Роберт И. В., Поляков В. А. — М.: Образование и информатика, 2004. — 68 с.
  145. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- Перспективы использования./ Роберт И. В. М.: Школа-пресс, 1994 — 205 с.
  146. Н.Ф. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования. /Родионова Н.Ф., Тряпицына А. П. // Контроль качества и оценка в образовании: материалы междунар. конф., СПб, 1998.
  147. Самогородский П. С. Основы разработки творческих проектов-172
  148. Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск: Издво Брянского госпедуниверситета, 1995. С. 46.
  149. СанПиН 2.2.2./2.4.1340−30 (постановление от 13 июня 2003 г. № 118г. Москва О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2./2.4.1340−30) — http ://churap.ru/Informat/Sanp2003.htm
  150. Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. / Селевко Г. К. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
  151. Г. К. Современные образовательные технологии. — учеб. пособие. — / Селевко Г. К. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  152. .А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Семеновкер Б. А. // Библиогр. 1994.-№ 1.- С.11−15.
  153. .А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Семеновкер Б. А // Библиогр. 1994. -№ 1. — с. 12
  154. Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Семенюк Э. П. // НТИ. Сер.1. 1994. — № 7. — С.З.
  155. Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Семенюк Э.П.//НТИ. Сер. 1, — 1994.-№ 1.- С. 1−8.
  156. Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика / Семенюк Э.П.// НТИ. Сер. 1. — 1995. № 1. — С.1−9.
  157. Сеттлер Пол. Технические средства обучения. // «Народное173образование США», 1970 г. — С. 56−63.
  158. В.А. Качество и полезность: взаимосвязь и различия
  159. Качество и полезность: пути повышения роста: мат. Междун. Науч.-практ. Конф. 21−22 ноября 2002 г. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. -С.42−46
  160. В.Ф. Образование: образ культуры//Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  161. В.Ф., Калеников A.B. Формирование информационной культуры важный аспект школьного образования. / Силантьева В. Ф., Калеников A.B. http://schools.techno.ru/szo/info/statya.htm
  162. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю)./ Скаткин М. Н. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  163. В.А. Педагогика. — Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев, И.Р., Шиянов Е. Н / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  164. H.A. Библиографический метод как элемент информационной культуры специалиста // Проблемы информационной культуры: сб. статей.- М., 1994.- С. 207−214.
  165. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
  166. Современные информационные технологии в образовании: материалы региональной научно-методической конференции 13−14- апреля 2004 г. — Чита: Заб ГПУ, 2004. — 150 с.
  167. Современные информационные технологии в образовании: материалы региональной научно-методической конференции 1−2 декабря 2005 г. Чита: Заб ГПУ, 2005. — 130 с.
  168. Т.Н. Словарь трактовки понятия «Информация». /
  169. Т.Н., Гончуков П. Н. 1997. с. 48
  170. О.Б. Использование компьютеров в школьныхпроектах. Методическое пособие по созданию проектов по технологии. — / Ставрова О. Б. М.: Интеллект-Центр, 2005. — 96 с.
  171. О.Б. Комплексное применение информационных технологий на интегрированных уроках технологии в основной школе: Дисс.. к.п. н. — М., 2003.
  172. О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. — /Ставрова О. Б М.: Школьная пресса, 2004. — 80 с.
  173. Стандарт основного общего образования по технологии // http://school.edu.ru
  174. А.П. Информация и прогресс / под ред. А. Л. Ситанова.175
  175. Новосибирск: Наука, 1988. 192 с.
  176. Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Талызина Н. Ф. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  177. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / O.A. Айт, Е. Е. Аронов, A.B. Батаршев и др.- Под ред. A.A. Кыверялга, A.B. Батаршева.- М.:1. Высш. шк., 1990.-150 с.
  178. Технология. Примерная программа основного общегообразования. Направление «Технология. Технический труд» (23.01.042-е чтение) — http://www.edu.ru
  179. Техполого-экономическое образование в XXI веке (от теории к практике): сборник трудов II Международной научно-практической конференции (25 сентября 1 октября 2005 г.) — 4.1. / Под ред. В. В. Крашенинникова. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. — 244 с.
  180. А.П. Инновационные процессы в образовании. // Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. ст. СПб, 1997.
  181. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. — Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию. — www.ed.gov.ru
  182. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-719 с.
  183. A.B. Материаловедение и технология художественно обработки металлов: учеб. пособие. /Флеров A.B.— М. Изд-во В. Шевчук, 2001. — 288 с.:ил.
  184. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники // Философия и социология науки и техники: ежегодник, 1983.
  185. И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: уеждунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.:пез. докл. Краснодар, 1993. — с. 2
  186. И.Г. О понятии информационная культура //
  187. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996. -С. 7−8.
  188. Проекты в школьном курсе «Технология» / Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д., Кожина O.A. и др. // Школа и производство.- 1994.-№ 4.- С. 84−89.
  189. Роль проектов в курсе «Технология» / Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д., Кожина O.A. и др.// Директор школы.- 1994.- № 4.- С. 39−45.
  190. A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, § 5. Ключевые компетенции. М.: Изд. МГУ, 2003.
  191. И.Н. 3ds max 6 /Чумаченко И.Н. 2-е изд. испр. и доп. — M.: HT Пресс, 2004. — 544 с.:ил.
  192. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. //Высшее образование сегодня. 2004.- № 8. — С.68.
  193. Т.Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  194. Т.Н. Активизация учения школьников./ Шамова Т. И
  195. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 87.
  196. Шипицын Н. П. Дидактические условия применения
  197. Компьютерных технологий в процессе обучения учащихся 5−7 классов образовательной области «Технология». Дисс.. к.п.н.: 13.00.02.-Брянск, 1996.
Заполнить форму текущей работой