Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования: На прим. 
образоват. 
центра «Гармония: личность и природа»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Центра социальнопрофессионального самоопределения молодёжи ИО-СО РАО (1996г., 1997 г., 1998 г.) — кафедры естественно-географического факультета Новокузнецкого государственного педагогического института (1995;1997 г. г.) — представлены в докладе и тезисах на научно-методической конференции в Институте… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования как «социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования целостный многоаспектный процесс
    • 1. 2. Организация и структура деятельности центра «Гармония: личность и природа» для формирования жизненных и профессиональных планов школьников
    • 1. 3. Содержание, формы и методы экологического образования, направленные на формирование жизненных и профессиональных планов школьников. ь
  • Глава 2. Педагогические условия формирования жизненных и профессиональных планов школьников в процессе экологического образования
    • 2. 1. Исследовательская деятельность учащихся по охране окружающей среды для формирования их жизненных и профессиональных планов
    • 2. 2. Общественно-значимая деятельность по экологии в формировании ценностных мотивов школьников как важнейшего компонента формирования жизненных и
    • 4. профессиональных планов
      • 2. 3. Развивающая профориентационная деятельность школьников в формировании их жизненных и профессиональных планов

Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования: На прим. образоват. центра «Гармония: личность и природа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях производственных и социальных изменений остро встал вопрос о выживании человечества, которое определяется степенью устойчивости окружающей среды .Её экологическое состояние оказывает существенное влияние на формирование у учащихся образа жизни, становление культуры поведения, осуществление профессиональной деятельности после получения образования .

Ценности, которые обретают школьники в процессе экологического образования и воспитания, включены в структуру общечеловеческих ценностей, так как от степени их сформированное&tradeзависит не только сохранение здоровья каждого человека, но и, в конечном счете, выживание будущих поколений .

Становление профессиональных качеств личности также не может быть осуществлено без учета экологической роли человека в изменении естественного состояния окружающей среды. Любая производственная деятельность человека предполагает преобразование ресурсов, извлеченных из природы, а отходы производства, поступая в окружающую среду, изменяют её жизнепригодные качества .

Особое значение совокупность экологических знаний и умений имеет для тех учащихся, которые живут, а в будущем будут трудиться на экологически неблагоприятных территориях. К их числу следует отнести и регион Кузбасса, где зарегистрирована близкая к катастрофической экоситуация.

В экологически неблагоприятном Кузбассе отмечается ухудшение состояния здоровья как взрослого, так и детского населения. 87% детей страдают хроническими заболеваниями, детская смертность в 10 раз выше, чем в развитых странах, от 40 до 70% учащихся начальной школы имеют дисгармоническое развитие (22,102,105).

Важнейшая черта современного образования — его направленность на то, чтобы учить учащихся не только «приспосабливаться к жизни», но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные ориентиры в 90-х годах получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО.

В нашей стране усилия многих ученыхпсихологов и педагогов — В. В. Давыдова, М. Кларина, В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др. в области образования направлены на обоснование инновационных подходов, сущность которых заключается в приоритетном развитии у школьников потребности в школьном поиске на основе имеющегося и осваиваемого опьгга .(26,44,55,123,124). Тем самым происходит обогащение личностных качеств, необходимых для самореализации человека.

Однако, в существующей практике школьного образования преобладает репродуктивный тип обучения. Это объясняет во многом неподготовленность общества к освоению новых ситуаций социальной жизни, неготовность своевременно отзываться на возникающие проблемы — политические, экономические, экологические и т. д. Практика образования всё ещё далека от решения вопросов совершенствования у школьников таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование деятельности, рефлексия, способность контролировать и оценивать ход и результаты деятельности, творческая активность. Эти качества во многом гарантируют успешность становление будущего профессионала, определяют реалистичность его жизненных и профессиональных планов. О значимости этой идеи свидетельствуют результаты специальных исследований педагогов В. И. Журавлева, А. Я. Журкиной, Н. Э. Касаткиной, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. в области профессионального самоопределения молодёжи. (34,35,53,54,113,114,119).

Анализ состояния теории и практики экологического образования в Кузбассе показал, что общеобразовательная школа, а также организующиеся классы экологического профиля, ещё недостаточно работают по воспитанию экологической культуры учащихся, не на уровне современных требований (87). Этот факт отмечают и другие исследователи различных регионов .(14,46,61,92 и др.).

Обращенность к экологическому образованию обусловлена реальной экологической опасностью, которая является следствием нарастающего вмешательства человека в природу. Пути выхода из экологического кризиса настоятельно требуют изменения сознания людей, их отношения к природе. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, сформированность экологического мышления, экологической культуры в целом. Этой проблеме посвящены исследования многих ученых экологов, педагогов и психологов. А. Н. Алексеева, Н. И. Бутенко, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, АН. Захлебного, И. Т. Суравегиной, В. Н. Ясвина, Н. В. Скалона, Т. Н. Южаковой и др.

Указанные недостатки послужили основанием для определения проблемы нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективность формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования.

Однако вопросы формирования жизненных и профессиональных планов школьников как важнейшего компонента самоопределения в жизни и будущей профессиональной деятельности средствами экологического образования до настоящего времени в научном и методическом аспектах не решались.

Таким образом, актуальность и неразработанность обозначенной нами проблемы исследования в теории и практике послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования».

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образования.

Объект исследования: процесс формирования профессионального самоопределения школьников.

Предмет исследования: формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образования.

Гипотеза исследования: эффективность формирования жизненных и профессиональных планов учащихся в условиях непрерывного экологического образования обеспечивается, если:

• содержание экологического образования способствует развитию у школьников потребности в изменении социальной и жизненной роли экологических знаний и познавательных творческих возможностей человека, в освоении нового опыта, способов действий, личностных смыслов;

• включение школьников в систематическую исследовательскую и общественно значимую деятельность в области экологии ориентировано на преобразование экологической ситуации и организуется как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии, что в целом обеспечивает опосредованное влияние на формирование образа «Я» в профессии и жизни;

• предусматривается взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учащихся в области экологии и специальной развивающей деятельности по профориентации, направленной на формирование отношения к себе как субъекту труда.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, решались следующие задачи:

1. Определить основные теоретические положения формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования.

2. Разработать организационную структуру деятельности центра экологического образования, обеспечивающую формирование жизненных и профессиональных планов школьников .

3. Определить содержание, формы и методы формирования жизненных и профессиональных планов учащихся в условиях непрерывного экологического образования .

4. Разработать научно-методические рекомендации по формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образования.

Методологической основой исследования явились: философские исследования ученых о трудовой деятельности как важном условии развития человека — психологическая теория деятельности личности и её продуктивной активностиположения концепции профессионального самоопределения молодежи (Институт общего среднего образования РАО) — теория развивающего обученияидея гуманизации и гуманитаризации образования — концепция развития образования и экологического образования (Институт общего среднего образования, Кемеровский государственный университет).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

• аналитические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебных программ, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования);

• диагностические (наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, изучение школьной документации, продуктов деятельности учащихся);

• формирующие (теоретические и практические учебные занятия, исследовательская, общественная деятельность. профессиональные пробы, индивидуальные и групповые консультации);

• методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе образовательного центра «Гармония: личность и природа» г. Новокузнецка Кемеровской области, Новокузнецкого государственного педагогического института.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. и включало 3 этапа.

На первом этапе (1995;1996 гг.) определялись исходные позиции исследованияпроизводился отбор эмпирических данных о состоянии жизненных и профессиональных планов учащихся ОЦ в условиях непрерывного экологического образованияизучалась литература по проблеме исследованияопределялись методологические основыпонятийный и научный аппарат исследования — разрабатывались экспериментальные материалыосуществлялась частичная их апробация.

На втором этапе (1996;1997 гг.) продолжались теоретические исследованияотрабатывалась гипотезаразрабатывалась организационно-структурная модель непрерывного экологического образования для формирования жизненных и профессиональных планов школьниковопределялись содержание, формы и методы формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образованияосуществлялась проверка их на практикепроводился анализ полученных результатов.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) проводилась корректировка основных положений исследованияобобщались и систематизировались материалы исследованияформулировались выводыоформлялась диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключалась в том, что:

— определены теоретические положения формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования;

— разработана и обоснована организационно-структурная модель непрерывного экологического образования для формирования жизненных и профессиональных планов школьников.

— выявлены содержание, формы, методы, педагогические условия формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке организационного и методического обеспечения процесса формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях непрерывного экологического образования, включающего программы, дидактические средства, методические рекомендации, обеспечивающие эффективность развития у школьников таких качеств субъекта профессиональной деятельности, как целеполаганиепланирование деятельностирефлексияспособность контролировать и оценивать ход и результаты деятельноститворческая активность.

На защиту выносятся:

1. Исходные теоретические положения формирования жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования:

• формирование жизненных и профессиональных планов школьников рассматривается как целостный и многоаспектный процесс, осуществляемый в условиях экологического образования, направленный на проектирование школьниками этапов, шагов для самореализации в социальной и избираемой профессиональной деятельности в соответствии с их интересами, склонностями и требованиями общества к современному профессионалу;

• рассмотрение в качестве основной цели экологического образования формирование экологического сознания школьников, конкретизируемой следующими заданами: формирование у школьников адекватных экологических представлений, отношения к окружающей среде, системы умений и навыков (технологии) взаимодействия с ней, что, в свою очередь, позволяет рассматривать школьнику себя в качестве субъекта деятельности по достижению своих жизненных и профессиональных перспектив;

• использование интегративного подхода к содержанию, формам и методам экологического образования, реализуемого во взаимосвязи со специальными развивающими профориентационными средствами на всех возрастных этапах (старшие дошкольники, учащиеся 1−3 классов, 5−7 классов, 8−11 классов) и ориентированного на приобретение учащимися рефлексивного практического опыта в избираемой сфере труда;

• определение с позиций личностно-ориентированного подхода содержания критериев и показателей сформированное&tradeжизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования, что позволяет выявить их динамику и определить средства педагогической поддержки .

2. Организационная структура деятельности инновационного учреждения — образовательного центра «Гармония: личность и природа» для формирования жизненных и профессиональных планов школьников, где системообразующим фактором выступает взаимодействие центра с различными социальными институтами, что обеспечивает школьникам формирование экологического сознания, апробацию своих сил и возможностей в реальной социально значимой деятельности, развитие потребности в активных экологически целесообразных действиях в любых жизненных ситуациях и опосредованно актуализирует Образ «Я» в профессии.

3. Основные формы и методы педагогической поддержки формирования жизненных и профессиональных планов в условиях экологического образовательного центра: вовлечение учащихся в исследовательскую, ценностно-ориентационную и общественно значимую деятельность, предусматривающую прохождение школьниками трех этапов (пропедевтического, ориентировочного, предметнодеятельностного), организуемую через экскурсии, дидактические игры, проведение опытов, экспериментов, самостоятельных исследованийвовлечение учащихся в широкие социальные связи со специалистами и др.

4. Педагогические условия формирования жизненных и профессиональных планов школьников в процессе непрерывного экологического образования учащихся:

• обеспечение непрерывности, преемственности и поэтапности формирования жизненных и профессиональных планов учащихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности;

• включение школьников в систематическую исследовательскую, общественно значимую деятельность, организуемую как творческий поиск, способствующий реализации личностных и социально значимых потребностей ;

• применение комплекса проблемных методов как в области экологического образования, так и в специально организуемой развивающей профессиональной деятельности (профессиональные пробы, составление личного профессионального плана и др.), обеспечивающие преемственность приобретения учащимися социокультурного и будущего профессионального опыта .

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениямииспользованием системного подходаприменением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованияэтапным характером опытно-экспериментальной работы — проверкой выводов, сделанных в исследовании и проверенных на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Центра социальнопрофессионального самоопределения молодёжи ИО-СО РАО (1996г., 1997 г., 1998 г.) — кафедры естественно-географического факультета Новокузнецкого государственного педагогического института (1995;1997 г. г.) — представлены в докладе и тезисах на научно-методической конференции в Институте повышения квалификации «Проблемы экологического образования и пути их решения» (г.Новокузнецк, 1996 г.), на научно-практической конференции «Экологизация учебного процесса» (г.Новокузнецк, 1997 г.), на семинарах директоров школ г. Новокузнецка и учреждений дополнительного образования (1996;1997 уч. год), на областном семинаре директоров станций юных натуралистов (г. Кемерово, 1995;1998 г. г.). Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Важнейшим педагогическим условием формирования жизненных и профессиональных планов учащихся является вовлечение их в исследовательскую деятельность, осуществляемую на всех этапах экологического образования: пропедевтическомориентировочномпредметнодеятельностном и организуемом с помощью различных форм и методов: экскурсий, проведение опытов, экспериментов, самостоятельных работ по изучению состояния окружающей среды и слагающих её компонентов.

2. Эффективность осуществления исследовательской деятельности учащимися в области экологии по формированию их жизненных и профессиональных планов достигается с помощью целенаправленного применения школьниками комплекса умений — наблюдения, сравнения, анализа, выделения существенных признаков, установления причинно-следственных связей, обобщения и формулирования выводов, что подтверждается следующим фактом: из 37 учащихся 8 класса для 81% школьников экологическая деятельность вошла в круг их профессиональных интересов.

3. Общественно значимая деятельность учащихся, являющаяся неотъемлемой частью их исследовательской деятельности, но в большей мере ориентированная на практически полезный результат, направленный на сохранение природной среды, способствовала формированию их ценностных мотивов — важнейшего компонента жизненных и профессиональных планов школьников, что подтверждается следующими данными, общее количество учащихся образовательного центра, участвующих в районных, городских олимпиадах, возросло в 1997 г. в 2,5 раза по сравнению с 1995 г. У большинства учащихся — 76% из 118 человек — отмечено желание и устойчивое стремление вести активную работу по пропаганде экологических знаний.

4. Включение учащихся на всех этапах обучения (1 — 10 классы) с учётом их возрастных особенностей в различные виды развивающей профориентационной деятельности, анализ школьниками образа «Я», «мира труда и профессий» — выполнение школьниками профессиональных проб в области экологиисоотнесение этих двух видов деятельности способствует осознанию учащимися себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности и обеспечивает умения проектировать свои жизненные и профессиональные планы.

При этом активными средствами формирования жизненных и профессиональных планов учащихся являются: игровые ситуации, мини — игры экологической направленности — для младших школьниковизучение трудовых биографий взрослых, самостоятельное изучение справочной литературы об учебных заведениях города, области, посещение дней открытых дверей, участие в творческих выставках, фестивалях и др. — для учащихся 4 — 5,6 -7 классовсоставление формулы профессии, выполнение профессиональных проб в области экологии, самодиагностика, проектирование жизненных и профессиональных планов для старшеклассников в ходе изучения факультативного курса «Твоя профессиональная карьера». Об эффективности этой деятельности свидетельствуют сформированные жизненные и профессиональные планы школьников.

В начале факультативных занятий только 12% учащихся их 48 человек имели сформированные жизненные и профессиональные планы. На завершающем этапе у 86% школьников были сформированы планы, ориентированные на сферу экологии и медицину.

Заключение

.

1. Формирование жизненных и профессиональных планов — сложный, длительный и многоаспектный процесс, требующий мобилизации практически всех подструктур личности (мотивационной, ценностной, характерологической, волевой, когнитивной). При этом системообразующим компонентом является активная деятельность личности, ориентированная на проектирование и осуществление этапов (шагов) самореализации в избираемой социальной и профессиональной сфере.

2. Сложившаяся в педагогической науке точка зрения, что экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, ценностных этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности и общества за состояние и улучшение социоприродной среды, позволяет нам рассматривать его как важнейшее условие формирования жизненных и профессиональных планов школьников.

3. Установлено, что в качестве критериев и показателей сформированности жизненных и профессиональных планов школьников в процессе экологического образования могут являться следующие:

— мотивационноценностный — убежденность школьников в социальной значимости избираемой профессиональной деятельности, потребность в развитии профессионально важных качеств и адекватной их самооценки, оценочные суждения своих действий на разных этапах взаимодействия с компонентами окружающей среды: оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков, осознание необходимости проектирования своего жизненного и профессионального плана.

— когнитивный — чувство сопричастности как деятеля: экологическая грамотность, экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой и их влиянии на экологическую ситуацию, представления о трудовых процессах, профессиях и профессионально важных качествах, связанных с экологиейзнание способов проектирования и реализации жизненных и профессиональных целей (первоначальная целевая установка, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения).

— практический — приобретение практического опыта по взаимодействию с окружающей средой и сохранение природных ресурсов и ценностей, создание собственного исследовательского продукта, ориентированного на преобразовательную деятельность в природе, способность к реализации своих жизненных и профессиональных целей.

4. Определено, что организационная структура деятельности инновационного учреждения — образовательного центра «Гармония: личность и природа» — для формирования жизненных и профессиональных планов школьников, включает четыре ступени образования (дошкольное образование — «Школа развития», начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), дополнительное образование (клубы, секции, студии, театры, ансамбль и др.), отделы и лаборатории, психологовалеологическую службу, при этом взаимодействие центра с различными социальными институтами обеспечивает школьникам формирование экологического сознания, апробацию своих сил и возможностей в реальной социально значимой деятельности, развития потребности в активных экологически целесообразных действиях в любых жизненных ситуациях и опосредованно актуализирует образ «Я» в профессии.

5. Нацеленность процесса экологического образования на становление у личности ответственного отношения к окружающей среде оказывает существенное влияние на формирование жизненных и профессиональных планов у учащихся в том случае, если в качестве структурообразующих компонентов учебного содержания признаются универсальные потребности личности:

— потребность в осознании объективных закономерностей существования и развития жизни на планете, в определении своего участия в сохранении и продолжении;

— потребность в обеспечении безопасной жизнедеятельности и сохранении своего здоровья;

— потребность общения человека, общества с природным окружением;

— потребность морального и материального удовлетворения от осуществления профессиональной деятельности в будущем.

6. Раскрыты структурные компоненты экологического образования для формирования жизненных и профессиональных планов учащихся, предусматривающие реализацию принципов дифференциации и индивидуализацииучета возрастных особенностей и возможностей самореализации школьниковформирование отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

7. Выявлено, что нацеленность экологического образования на становление у личности ответственного отношения к окружающей среде оказывает влияние на формирование жизненных и профессиональных планов у учащихся, если признаются универсальные потребности личности в качестве структурообразующих компонентов учебного содержания.

8. Доказано, что важнейшим средством формирования жизненных и профессиональных планов учащихся является вовлечение их в исследовательскую деятельность, организуемую в форме экскурсий, проведения опытов, экспериментов, самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей среды и слагающих ее компонентов. Эффективность осуществления исследовательской деятельности учащимися определяется прохождением трех этапов ее становления: пропедевтического, ориентировочного, предметнодеятельностного.

9. Общественно значимая экологически ориентированная деятельность учащихся обеспечивает возможность проектирования учащимися жизненных и профессиональных планов с помощью вовлечения их в широкие социальные связи со специалистами в условиях образовательного центра,.

Ю.Выявлены педагогические условия формирования жизненных и профессиональных планов в процессе экологического образования учащихся: обеспечение преемственности и поэтапности формирования жизненных и профессиональных планов учащихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности, направленных на развитие у школьников потребности на изменение социальной и жизненной роли экологических знаний и познавательных творческих возможностей человекавключение школьников в систематическую исследовательскую деятельность, общественно значимую, организуемую как творческий поиск, способствующий реализации личностных и социально значимых потребностейприменение комплекса проблемных методов с использованием принципа сотрудничества, как в области экологии образования, так и специальных развивающих проф-ориентационных методов формирования «ОбразаЯ» в профессиональной деятельности, профессиональные пробы, составление жизненного и профессионального плана и др., обеспечивающие преемственность приобретения учащимися социокультурного и будущего профессионального опыта в условиях экологического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Формирование экологического сознания важный аспект профессиональной подготовки учителя. // Молодежь, труд, профессия. Материалы международной научно-практической конференции в г. Херсоне. 4.2. -Херсон. 1994, — С. 22−23.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-336 с.
  3. И.И., Нечаева Н. В., Полякова А. В., Дмитриева Н. Я., Товпинец И. П. Обучаем по системе Л.В. Занкова. 1,2,3 классы: Книга для учит, — М.: Просвещение, 1994. -С. 75−92.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  5. В.И. Развивающие учебные среды и доминантная потребность учеников начальной школы.// Первая Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.-С. 20−23.
  6. В.П., Татур Ю Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов М.: Высш. школа, 1989.-146 с.
  7. Р. Развитие Я концепции и воспитание. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  8. Блинникова И В. Активные методики оценки психологического состояния. Пенза, 1994. — 56 с.
  9. П.П. Трудовая школа. 4.2. -М.: Госиздат, 1919.-260 с.
  10. Божович Л И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психол. исслед. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  11. . Проблемы развития мотивационной сферы ребенка.//Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной .М.: Педагогика, 1972.-186 с.
  12. Т.В. Экологический «джин» урбанизации. -М: Мысль, 1988.
  13. Веселова В. В. Педагогические и социальные функции службы «гайденс» в средней школе США: (крит.анализ): Дис .канд. пед. наук. -М.: МПУ, 1982.-158 с.
  14. А.В., Добродеев О. П., Зубов В. И. и др. Очерки экологии Подмосковья. -М.: МПУ, 1997. -240 с.
  15. Воробьев, А Н., Голов В Н. Экология Подмосковья. Концепция регионального экологического образования и программа учебного предмета для учащихся VIII- IX классов общеобразовательных школ Московской области. -М., 1997, — 20 с.
  16. Временный государственный образовательный стандарт. Экология (проект, 3-я редакция).-М.: Ротапринт ИОШРАО, 1994.-36 с.
  17. JI.C. Развитие мышления подростка и образование понятий.// Собр. в 6 т.-М: 1984.-Т.4. Детская психология .- С. 40−111.
  18. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Дис. .канд. пед.- наук.-Л., 1984.-205 с.
  19. Н.Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации.-Ташкент, 1981.-124 с.
  20. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ Ин-т философии АН УССР.-Киев: Наукова думка, 1970.-272 с.
  21. С.Г. и др. Концепция экологического оздоровления Кузбасса.- Кемерово, 1990.-120 с
  22. Гребенюк О С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций, — Калининград: Изд-во Калининградск. гос.университета. 1985.-93 с.
  23. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы,— М.: Наука, 1970.-272 с.
  24. М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профессионального обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук, — Новосибирск, 1996. -18 с.
  25. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.-М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  26. Давыдов В В., Верзанян А. У. Учебная деятельность и моделирование Ереван: Луис, 1981.- 220 с.
  27. В.А. Охрана окружающей среды М.: Педагогика, 1990.
  28. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология Ростов- на-Дону: Феникс, 1996. — 476 с.
  29. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект/ М. И. Дьяченко, М. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко Минск: Нар. асвета, 1985. -163 с.
  30. Н.Г. Экологические проблемы Кузбасса. Кемерово, 1992.-51 с.
  31. Н.Г., Вержицкий Г А. Юный эколог. Спецкурс для уч-ся 6 кл.// Региональные программы спецкурсов и факультативов по экологии для общеобразовательных, инновационных школ и учреждений дополнительного образования .- Новокузнецк, 1996,-С. 12−16.
  32. В.И. Педагогические проблемы жизненного самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис. доктора пед.наук. М., 1976. -37 с.
  33. В.И. Педагогика в системе наук о человеке,— М.: Педагогика, 1 990 165 с.
  34. А.Л. Молодёжь, труд, профессия./ Материалы междунар. научно-практич. конф. в г. Херсоне. Ч.2.- Херсон, 1994. 4−15 с .
  35. Л.В. Избранные педагогические труды -М.: Педагогика, 1990, — 312 с.
  36. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования (на примере деятельности КемГУ).- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-160 с.
  37. А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). -М.: Педагогика, 1982.-183 с.
  38. Захлебный, А Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособ. для учит М.: Просвещение, 1977, — 208 с.
  39. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе.- М.: Экология и образование, 1993.-88 с.
  40. И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе" -Таллин, 1980. С. 10−17.
  41. И.Д. экология в школьном обучении. Новый аспект образования М., 1980.-313 с.
  42. В. П. Живое знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч.1.- Самара, 1998.-312 с.
  43. В.П. О целях и ценностях образования. -М. Педагогика, 1997.-316 с.
  44. Зуева С П. Профессиональная консультация молодежи, готовящейся к поступлению в вуз: Метод, рекомендации преп. вузов./Кемеров.гос. ун-т.-Кемерово, 1986.-63 с.
  45. Г. А. Проблемы построения системы экологической подготовки в современной общеобразовательной школе и пути их решения. / Тезисы докладов на Международ. конференц. по экол. образован, детей. Обнинск, 1995. -С. 57−58.
  46. JI.B. Преобразование окружающего мира. Программа для 5 кл. // Региональные программы спецкурсов и факультативов по экологии для общеобразовательных, инновационных школ и учреждений дополнительного образования .- Новокузнецк, 1996 -С. 5−11.
  47. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Кн. для учит.-М.: Просвещение, 1987.-92 с.
  48. . Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М., 1997. 32 с.
  49. Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.- 129 с.
  50. Т.Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания. Автореф. дис. .канд.пед.наук.- Минск, 1991.-18 с.
  51. НИ., Сазонов В. Д., Симоненко А. Д. Профессиональная ориентация учащихся.-М.:Просвещение, 1983.-180 с.
  52. Н.Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: Дис. .канд.пед.наук-М., 1971.-271 с.
  53. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис. .доктора пед.наук. -М., 1995.-351 с.
  54. М., Тубельский А., Газман О. Инновационное движение в российском образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Н. Пинского.-М.:Парсифал, 1997.-413 с .
  55. Е.А. Как выбрать профессию.-М :Просвещение, 1984.-179 с.
  56. Е.А. Психолого- педагогические проблемы профессиональной консультации: Новое в жизни, науке, технике. Психология и педагогика М.: Знание, 1983.-N 2.-95 с.
  57. Е.А., Психология профессионального самоопределения Ростов — на -Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  58. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии// Вопросы психологии. 1984, — N 4, -С. 5−14.
  59. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. Издание 2 -е.- М: Новая школа, 1994.-312 с.
  60. И.Р., Белогонова М. В., Проблемы экологического образования, от детского сада до высшей школы // Тезисы докладов на Международ, конференц. по экол. образован, детей. -Обнинск, 1995. -С. 69−70.
  61. . Замыкающий круг -Л : Гидрометеоиздат, 1974.-128 с.
  62. Кон И.С. Открытие"Я".-М.Политиздат, 1978. -367с.
  63. О.А. Психологические механизмы регуляции в деятельности.-М.: Наука, 1980.-256 с.
  64. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие /Науч. ред. Чистякова С. Н., Журкина А.Я.-М.: Филология, ИОСО РАО, 1997. -79 с.
  65. Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975.302 с.
  66. Кудрявцев Т В., Соколов Б. А. О развитии технического мышления у школьников// Школа и производство, 1962.-N 9. -С. 12−21.
  67. Н.Д. Профессиональная ориентация и школа- М. Новая Москва, 1925,146 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность-М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  69. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведен. М.: Прометей, 1995.-292 с.
  70. Н.М. Культура, экология, образование -М.: Изд-во РЭФИА, 1996.-51 с.
  71. Менчинская Н А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М. :Педагогика, 1989. -222 с.
  72. B.C. Психология индивидуальности: Избран, психол. тр. / Под ред. Е. А. Климова. -М. -Воронеж: Изд-ва практич. психол., НПО «МОДЭК», 1996.
  73. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах, книга для учителей, — Кемерово: Кемеровский ОблИУУ, 1996,149 с.
  74. Методы изучения окружающей среды. Экологический практикум, в 2-х ч. Под ред.проф. Л. А. Коробейниковой. -Вологда: «Русь» ч. 1−1995.-140 е.- Ч.2−1996.-102 с.
  75. Ю.А., Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.-М.: Педагогика, 1991.-204 с.
  76. . Наука об окружающей среде, Учеб. изд. в 2-х т.Т.1. М.: Мир, 1993. -421 е., т.2, — 330 с.
  77. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, — 288 с. 78. Оценка эффективности профессиональной ориентации школьников. Метод, пособ./ Под ред. С И. Вершинина, М. С. Савиной. -М.: Издат. АПН СССР, 1991. -115 с.
  78. Е.М., Формирование мотивов выбора профессии. -Киев: Радяньска школа, 1980. -143 с.
  79. Е.М., Профессиональная ориентация учащихся. -Киев: Рад. школа, 1983, 149 с.
  80. И.Н., Экология понятия, их система и развитие в курсе биологии . -Л., 1979.-87 с.
  81. Практикум по экологии: Учебное пособие./ Под ред. С. В. Алексеева./ -М.:АО МДС, 1996. 192 с.
  82. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Кемерово, 1993.
  83. Проблемы экологического образования. Сб. научн. Трудов. Новокузнецк, 1994, — 176 с.
  84. Н.С. Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. Диссерт.. канд. психол. наук. М., 1988,40 с.
  85. Пряжников Н С. Профориентационные игры: Пробл. ситуации, задачи, карточ. методики: Учеб.-метод.пособ. для студентов фак. психологии гос. ун-тов, — М.: Изд- во Моск. ун-та, 1991, — 86 с.
  86. Н.С. Профессиональное и личное самоопределение. М.: Институт практич. Психологии, Воронеж: НПО Медок, 1996 — 253 с.
  87. К. К науке о личности, История зарубежной психологии, 30-е 60-е годы XX века / Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во Моск. университета 1986. — С. 200−230.
  88. Н.Н. Идеологические препятствия формирования экологического мировоззрения.// Между школой и университетом. Тезисы докладов, 2 -й междунар. конференции по экологическому образованию. -Тула, 1996 С. 80 -82.
  89. М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. Новокузнецк, 1992. -80 с.
  90. С.Л., Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  91. В.Ф., Система профессиональной ориентации учащихся средней школы. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1982. -25 с.
  92. СахаровВ.Ф., Сазонов А. Д., Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение, 1982. -190 с.
  93. Изучение развития учащихся учителем / под ред. М. В. Зверевой Самара: Концерн «Фёдоров», 1992.
  94. Профессиональная ориентация школьников. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции, — Ярославль, 1986. -165 с.
  95. Развитие содержания общего среднего образования. М., 1997. -134 с.
  96. Региональные программы спецкурсов и факультативов по экологии для общеобразовательных, инновационных школ и учреждений дополнительного образования. -Новокузнецк, 1996. 88 с.
  97. Экологическое образование в средней общеобразовательной школе: концепция, модели, программы учебных курсов. М., 1990. -87 с.
  98. Т.С. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха территории Кузбасса. Новосибирск: СибНИИГМИ, 1992. -86 с.
  99. А.П. Психологические основы отношений школьников к природе. М.: Педагогика, 1987. -87 с.
  100. И.Т., Кучер Т В., Березина Е. Е. Изучай и охраняй природу родного края. Полевая экологическая практика. -М: Ротапринт, НИИ СИМО, 1988.-87 с.
  101. В.Д. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения в зависимости от их интенсивности и времени воздействия. // Теоретические и методические вопросы изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. М, 1983. — 95 с.
  102. В.Д. Гигиенические основы риска нарушения здоровья различных групп населения под влиянием атмосферных загрязнений. Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 1994,-42 с.
  103. Твоя профессиональная карьера. Методика преподавания курса. Кн. для учителя// Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. -М.: Просвещение, 1997. -189 с.
  104. Твоя профессиональная карьера: учебн. пособ. дляуч- ся старших кл.// Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. -М: Просвещение, 1997. 167 с.
  105. Ю.В., Психологические концепции профессиональной ориентации в США, Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972. 22 с.
  106. Ю.В., Алексеева Л. П. Профориентация в системе непрерывного образования// Вестник высшей школы. -1989. N 1. С. 49−52.
  107. А.Г., Профориентация в школе: состояние и тенденции, Перспективы: вопросы образования. 1989 — N 4. -С. 33−43.
  108. С. Теоретические основы профессиональной ориентации. -М.: Изд-во Московского университета, 1989. 105 с.
  109. С.Н., Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение. 1983. — 112 с.
  110. С.Н., Захарова Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление.- М.: Педагогика, 1987.- 157 с.
  111. С.Н., Поляков В. А. и др. Профессиональное самоопределение молодёжи.// Педагогика.-1993.-N5.- С.33−37.
  112. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: Педагогика, 1981, — 96 с.
  113. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности -М., Наука, 1982. 185 с.
  114. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика М., 1 993 181 с.
  115. Т.И. Мир труда и профессий. Учебно-методическое пособ.- Кемерово, 1995. 196 с.
  116. М.Н. Мышление школьников. -М. Педагогика, 1963. 255 с.
  117. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  118. Эльконин Д Б. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры.// Хрестоматия по возрастной психологии// Под ред. докт. психол. наук Д. И. Фельдштейна. -М.: Институт практической психологии, 1996. -С. 136−143.
  119. И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  120. Институт общего среднего образования РАО
  121. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образованияна примере образовательного центра «Гармония: личность и природа»)
Заполнить форму текущей работой