Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компоненты интонации. 
Развитие интонационных умений как средство совершенствования устной речи обучаемых

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К первой (тональной) группе относится мелодика — ведущий компонент интонации. Она представляет собой изменения частоты основного тона (ЧОТ). Под основным тоном подразумевается «голосовой тон, составляющий акустическую основу гласного и обеспечивающий его хорошую слышимость». От термина «основной тон» необходимо отличать «характерный тон», или «форманта» — «главный тон гласного, создаваемый… Читать ещё >

Компоненты интонации. Развитие интонационных умений как средство совершенствования устной речи обучаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном параграфе мы рассмотрим фонетические компоненты интонации, которые, как правило, разделяют на 4 группы:

  • — тональные,
  • — количественно-динамические,
  • — фонационные,
  • — артикуляционные [61; 17].

К первой (тональной) группе относится мелодика — ведущий компонент интонации. Она представляет собой изменения частоты основного тона (ЧОТ). Под основным тоном подразумевается «голосовой тон, составляющий акустическую основу гласного и обеспечивающий его хорошую слышимость» [1; 476]. От термина «основной тон» необходимо отличать " характерный тон" , или " форманта" - «главный тон гласного, создаваемый резонированием полости рта и приобретающий те или иные свойства в зависимости от области резонирования (задней или передней)» [1, 477]. В нашей работе мы будем пользоваться понятием " нулевой форманты" (F0).

Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, называется мелодическим контуром. Мелодический контур складывается из таких параметров, как направление движения тона, диапазон, уровень или регистр, на котором происходят тональные изменения, интервал тонального движения, скорость изменений ЧОТ, характер синхронизации контура со звуковой последовательностью.

Направление движения основного тона может быть ровным, восходящим, восходяще-нисходящим и нисходящим; главная функция направления движения — противопоставлять высказывания по цели, или коммуникативному намерению говорящего. Диапазон представляет собой изменения мелодики на больших отрезках интонационной единицы, различие диапазонов — это один из признаков, характеризующий важность синтагм и их «эмоциональное наполнение». Регистр — один из частотных диапазонов голоса — делится на высокий, средний и низкий; интервал — это величина подъема и падения тона, а скорость изменения тона «обуславливает крутизну или пологость конфигурации, создавая дополнительные различия форм» [37; 41].

Сложность вышеуказанных характеристик мелодики дает широкое поле как для исследований интонации в конкретных языках различных типов, так и для их сравнительного анализа.

Вторая группа компонентов (количественно-динамических) включает в себя паузу, длительность, темп и интенсивность.

Темп — это скорость речи, «ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости» [1; 472]. Темп также можно назвать временной организацией фразы, поскольку он измеряется по среднему звучанию фонетической единицы (это так называемый артикуляционный темп, когда при подсчете не учитываются паузы), либо по числу лингвистических единиц (слов или звуков), произносимых в единицу времени (полный темп). Темп зависит от многих критериев, начиная от объема высказывания (звуки в слове или слоги в синтагме) — чем больше звуков в слове, тем короче их длительность — и заканчивая индивидуальными особенностями голоса, эмоциональным состоянием говорящего, функциональным стилем текста и содержанием речевого сообщения. Например, у отдельного человека длительность звука может меняться от 60−70 мс (миллисекунд) при быстрой речи и от 120−200 мс при медленной. Темп является определяющим критерием при определении стиля произношения: для разговорного стиля характерно общее ускорение темпа речи, а для полного (используется во время официальных выступлений и подобных ситуаций) — замедление и отчетливое произношение всех — ударных и неударных — слогов. Темп тесно связан с паузой, поскольку речь более быстрого темпа часто редуцирует, то есть сокращает паузы, а также с ударением и мелодикой: речь с повышающимся тоном всегда звучит медленнее (к примеру, удивленное восклицание трудно произнести быстро) и сила звука в ней падает, поэтому слова, выделяемые ударением, звучат не так, как в речи со средним темпом.

Длительность — это протяженность речевой единицы, «продолжительность звука со свойственным ему количеством колебаний за секунду времени» [1; 140]. Для интонации наиболее важной является длительность гласных звуков. Существует два фактора, определяющих длительность произношения гласных — это время, необходимое для произношения каждого конкретного звука (так называемая внутренняя длительность, которая связана с артикуляцией) и позиция звука в слоге или слове.

Интенсивность — это сила произношения отдельных элементов речи, с точки зрения артикуляции ее можно охарактеризовать как «степень усиления или ослабления выдыхания» [1; 179]. Н. Д. Светозарова определяет этот компонент интонации как «степень произносительного усилия, определяемая величиной подсвязочного давления, активностью дыхательных мышц и напряжением периферийных произносительных органов» и отмечает, что «акустически интенсивность звука речи определяется амплитудой колебания и измеряется как звуковая энергия, проходящая в единицу времени через площадь в 1 см 2 перпендикулярно к направлению колебаний» [37; 51].

Пауза — наиболее «очевидный» признак интонирования, «временная остановка (задержка, перерыв, интервал) звучания, в течение которой речевые органы воспринимаемо не артикулируют и которая разрывает поток речи» [1; 314]. Пауза связана с интенсивностью, так как ее можно представить как «нулевую интенсивность». Существуют различные виды пауз: действительная пауза, выражающаяся в разграничении высказываний в устной речи, мнимая пауза, проявляющаяся при изменении тонального контура или темпа, а также на стыке смысловых ударений. Такую паузу также можно назвать межсинтагментной, а действительную — межфразовой; это классификация пауз по позиции в речевых отрезках, выделяют также внутрисинтагменную паузу. Различают запланированную и незапланированную (хезитационную — от англ. hesitation — «колебание») паузу; вторая часто проявляется в разговорной, спонтанной речи. Существует психологическая пауза — ставящаяся перед или после слова, которое необходимо выделить особо. Такое разнообразие имеет свое значение для интонирования речи: «Благодаря существованию разных типов пауз (в зависимости от их длины и сочетания с другими интонационными средствами) появляется возможность выражения различного характера связи между интонационно-смысловыми единицами» [37; 44]. Пауза зависит прежде всего от мелодики — так как на месте паузы происходит прекращение звучания, это ведет к излому или перерыву в мелодической кривой; прослеживается ее зависимость от ударения, поскольку синтагматическое и фразовое ударения являются показателями пауз, и, как было сказано выше, от темпа речи.

Понятие тембра в «Словаре лингвистических терминов» имеет два объяснения: во-первых, это «характерная окраска, сообщаемая звуку его гармоническими обертонами и резонаторными тонами, которые накладываются на основной тон или шум» [1; 471], во-вторых, это «специфическая сверхсегментная окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства» [1; 472]. Первое определение дает основание говорить о тембре как о характеристике акустической; второе представляет для нас больший интерес, так как оно напрямую связано с интонацией, а именно с эмоциональной стороной речи. Тембр важен для публичной речи, например, чтение стихотворных произведений почти всегда требует определенного тембра речи для выразительности и «подчеркивания» стиля произведения. Вследствие того, что не все исследователи считают экспрессивную функцию интонации одной из основных, тембр не является достаточно изученным и не занимает «прочную позицию» среди остальных компонентов интонации. Тембр связан с мелодикой речи, подтверждением чего является мнение фонетистов о том, что «положительные эмоции обычно связаны с повышением регистра, а отрицательные — с понижением» [37; 55].

Любопытно, что во многих работах различных исследователей тембру «приписываются» такие определения, как «темный», «мягкий», «бархатный», «нежный», «ларгинальный», «открытый» и соответствующие им антонимичные прилагательные [41], что еще раз подтверждает соотнесенность тембра с эмоциональным миром человека.

Артикуляционные параметры представляют собой изменения звучания, связанные с речевым аппаратом человека — раствор рта, просодическая назализация, смещение язычной артикуляции, общее сокращение или увеличение резонатора; фонационные параметры — это различные типы голоса, а также тембр.

Важно уточнить, что все просодические элементы часто образуют просодические комплексы, к примеру, повышение тона часто сопровождается увеличением интенсивности, хотя каждый из параметров также может функционировать отдельно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой