Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и получили одобрение на между народных, Всероссийских научных и научно-практических конференциях (Бирск, БиГПИ, 2004, Екатеринбург, УРГПУ, 2005; Челябинск, ЧГПУ, 2005, 2006; Москва, МПГУ, 2006; Магнитогорск, МаГУ, 2007; Уфа- «БГПУ им. М. Акмуллы», 2008 и др.), па заседаниях кафедры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Профессиональная готовность как предмет исследования психолого-педагогической науки в контексте модернизации 15 образования
    • 1. 2. Диагностика как отрасль психолого-педагогического знания и, тип исследовательской деятельности педагога
    • 1. 3. Проблема диагностики речевого развития детей дошкольного возраста в современной науке
    • 1. 4. Разработка модели формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Изучение современного состояния готовности педагогов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников
    • 2. 2. Реализация модели формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников в условиях вузовского обучения
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к педагогической 138 диагностике речевого развития дошкольников
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации повой образовательной парадигмы. Личиостно-ориептированное взаимодействие, лежащее в основе организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, предполагает знание и изучение педагогом детей, видение проявлений индивидуальности и понимание своего профессионального предназначения для оказания педагогической помощи и поддержки детям.

Качественное обновление содержания дошкольного образования, повышение требований со стороны общества и родителей к системе дошкольного образования актуализируют проблему подготовки специалистов, способных на высоком теоретико-методическом уровне решать и вопросы педагогической диагностики дошкольников.

Изучение теории и практики подготовки будущих педагогов, к осуществлению педагогической диагностики позволяет сделать вывод, что данная проблема исследуется в нескольких аспектах. Первый аспект отражен в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию самого феномена педагогической диагностики, ее содержания и применения (К.Ингенкамп, А. И. Кочетов, В. Г. Максимов, Н. И. Монахов и др.) — Роль педагогической диагностики в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса раскрыта в работах Ю. К. Бабапского, В. П. Беспалько, Б. П. Битинаса, З. И. Васильевой, Ю. З. Гильбух, Н. К. Голубева, И. В. Дубровиной и др. Педагогическая диагностика рассматривается как особый вид профессионально-педагогической деятельности учителя (В.Г.Максимов, В. М. Минияров, М. И. Шилова и др.), как условие совершенствования профессионально-педагогической деятельности и роста педагогической компетентности (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, И. П. Раченко, Т. И. Шамова и др.) и как средство совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений (А.В.Мосина, А. П. Тряпицына и др.).

Другой аспект проблемы касается вопросов собственно вузовской подготовки студентов к осуществлению педагогической диагностики. Исследователи обращаются к разработке основ подготовки педагога к диагностической деятельности (А.А.Попова и Г. Г. Андреева и др.), содержанию и методов формирования диагностической культуры будущих учителей (О.В.Еремкина, А. В. Иванов, Т. Е. Макарова и ДР-Х формированию диагностических умений у будущих учителей (Л.Н.Давыдова, М. А. Ерофеева, Е. В. Трофимова и др.). Особенности подготовки педагогов к осуществлению педагогической диагностики раскрыты в работах Л. Ю. Александровой, Н. Н. Атласкиной, В. М. Янгировой и др. Авторы рассматривают педагогическую диагностику в системе совершенствования профессиональной деятельности педагога и представляют диагностико-технологическое обеспечение педагогического процесса.

Анализ исследований последних лет свидетельствует об усилении внимания к подготовке студентов дошкольного образования к педагогической диагностике в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка студентов к управлению методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе рассматривается А. Н. Морозовойразвитие диагностической культуры воспитателей ДОУ в процессе повышения квалификации — Р. А. Исламовойформирование умений методистов ДОУ к организации исследовательской работы в детском саду — И. А. Паршуковой и др.

Особое значение в профессиональной подготовке студентов имеет формирование готовности к работе по развитию речи детей на диагностической основе, которая является обязательной составляющей профессионального становления педагогов дошкольного профиля, что обусловлено социальной значимостью речи и её ролью в формировании высших психических функций и развитии личности.

В русле традиций преподавания отечественной методики развития речи и обучения родному языку дошкольников накоплен некоторый опыт формирования диагностических умений у студентов в вузах и колледжах. Разработана система заданий для студентов, предполагающая обследование разных сторон детской речи, анализ полученных данных и последующую разработку программ индивидуального развития детей (М.М.Алексеева, В.И.Яшина). Отдельные вопросы подготовки студентов к работе по развитию речи на диагностической основе и проектированию на этой основе педагогического процесса детского сада рассматривается в диссертационном исследовании В. Н. Макаровой.

Большое внимание уделяется диагностике речевого развития детей в процессе подготовки будущих логопедов и дефектологов (Г.И.Бабина, Л. И. Белякова, Л. С. Волкова, Р. Е. Лсвина, О. П. Правдина, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева и др.).

Вместе с тем, несмотря на усиливающееся внимание к педагогической диагностике речевого развития детей, проблема формирования готовности у студентов высших учебных заведений к обследованию речи дошкольников остается мало изученной.

Наблюдение и анализ педагогического процесса в детских садах показали, что воспитатели испытывают значительные трудности при выявлении особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Разработка плана обследования и выбор методики изучения речи осуществляется в лучшем случае интуитивно, зачастую из обследования выпадает какая-либо сторона речи, по результатам обследования не создаются программы развития с учетом возрастных и индивидуальных речевых особенностей.

В реальной практике вуза студенты редко включаются в процесс обследования детской речи, последующую разработку проектирования и реализации педагогической работы с детьми в период педагогической практики. Одна из причин этого заключается в том, что преподаватели не располагают научно-обоснованной и проверенной на практике системой формирования готовности к педагогической диагностике речи дошкольников, и как, следствие, у студентов недостаточно сформированы умения изучать и оценивать речь детей дошкольного возраста. Это подтверждают материалы исследования, проведенного диссертантом — у 43,07% обследованных студентов вуза отмечен критический уровень готовности к педагогической диагностике речи детей, выражающийся в недостатке знаний онтогенеза детской речи, несформированности умений грамотно интерпретировать результаты обследования и выстраивать индивидуальную траекторию речевого развития ребенка, обеспечивать речевое воспитание на диагностической основе.

В настоящее время отсутствует целостная система подготовки студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста. Эта проблема недостаточно исследована в дидактике высшей школы. Малоизученными остаются: содержание, структура соответствующей готовности студентов и педагогические условия, максимально способствующие её эффективному формированию.

Таким образом, анализ научной литературы и состояния педагогической практики свидетельствует о противоречиях между:

— потребностью общества в педагогических кадрах, способных проводить педагогическую диагностику речевого развития детей дошкольного возраста, и недостаточной подготовленностью выпускников вуза к изучению детской речи;

— необходимостью подготовки будущих специалистов в вузе к выявлению особенностей речи дошкольников и отсутствием научно обоснованной системы формирования готовности студентов к диагностике речи детей.

Указанные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности студентов к обследованию речевого развития детей дошкольного возраста? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников будет эффективным, если:

— готовность к педагогической диагностике речевого развития детей рассматривать как синтез: положительно-эмоционального отношения к изучению детской речи в педагогическом процессе ДОУ, понимания значимости речевого развития дошкольников и организации речевого воспитания на диагностической основепсихолого-педагогических знаний об особенностях речевого развития в онтогенезе и способах обследования разных сторон детской речиуменийизучать и выявлять индивидуальные особенности развития разных сторон речи детей с целью оптимального определения содержания и методов педагогической работы с детьмимодель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста будет включать в себя три взаимосвязанных компонента: мотивационный, теоретический и практический;

— формирование готовности к педагогической диагностике речевого развития детей осуществлять в процессе изучения студентами дисциплин предметной подготовки, специального курса «Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников», организованного на принципах активных образовательных технологий, включающих систему учебно-исследовательских заданий в разных видах педагогической практики;

— разработать и внедрить в учебный процесс вуза диагностическую карту, содержащую характеристики критериев и уровней готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей, позволяющую осуществлять контроль и самоконтроль достигаемых студентами результатов.

Задачи исследования:

I. Раскрыть сущность готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников и охарактеризовать специфику её содержания.

2. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования готовности студентов к выявлению особенностей речевого развития дошкольников в педагогической теории и практике.

3. Разработать модель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников

4. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников.

5. Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение подготовки студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения философии и психологии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и познаниятеория речевой деятельности, концепции о роли языка в процессе развития ребенка (Л.С.Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев,

A.Р.Лурия, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.) — теоретическое обоснование единства сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — груды, отражающие различные аспекты системноголичностпо-ориенгированного и деятельностного подходов в образовании (С.И.Архангельский, Р. М. Асадуллин, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина,

B.А.Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — психолого-педагогические исследования по диагностике речевого развития детей дошкольного возраста (М.М.Алексеева, А. Г. Арушанова, Ф. Г. Даскалова, Ю. С. Ляховская, А. И. Максаков, В. Н. Макарова, Н. Б. Михайлова, А. А. Павлова, О. С. Ушакова, Т. М. Юртайкипа, В. И. Яшина и др.), теоретические положения об изучении детской речи в коррекционной педагогике (Л.И.Белякова, М. Е. Котова, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Л. В. Ястребова и

ДР-)

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической, лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы по проблеме исследованияанкетирование воспитателей, студентовизучение документации дошкольных образовательных учрежденийнаблюдение и анализ деятельности педагогов и студентовбеседы с детьмиметод экспертных оценок и самооценок деятельности студентовпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — моделирование, количественная и качественная обработка материалов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Институт педагогики ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы», представительства ГОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы» в городах Белорецк, Кумертау, Салават, с. Месягутово, дошкольные образовательные учреждения разных районов Республики Башкортостан (№ 300, 325, 24, 299, 227, 258 и др.). Исследованием было охвачено 320 детей старшего дошкольного возраста, 149 студентов 3—5 курсов очной и заочной форм обучения, 84 практических дошкольных работника и 10 преподавателей ВУЗа и педагогического колледжа г. Уфы.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2004;2005 гг.) — поисково-теоретический. В этот период была определена проблема, выбрана и обоснована тема исследованияизучена и проанализирована литература по проблеме исследованиясформулирована рабочая гипотезаопределены цель, объект, предмет и задачи исследования.

Второй этап (2005;2007 гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществлялась проверка гипотезы. Исследование включало разработку и апробацию модели процесса формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей, а также программы спецкурса «Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников» и лабораторного психолого-педагогического практикума. По ходу опытноэкспериментальной работы уточнялась гипотеза, проводились контрольные срезы, анализировался полученный материал.

Третий этап (2007;2008 гг.) — заключительно-обобщающий. Он был посвящен завершению эксперимента, количественному и качественному анализу данных, систематизации результатов исследования, литературному оформлению диссертации.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в том, что

— дана сущностная характеристика понятия «готовность студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста»;

— представлен целостный анализ современного состояния проблемы формирования готовности студентов к выявлению особенностей уровня речевого развития дошкольников в педагогической теории и практике;

— теоретически обоснована и апробирована модель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников в системе высшего учебного заведения;

— определена и экспериментально обоснована стратегия эффективного формирования готовности студентов к изучению речи детей дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые проведено исследование формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников в процессе высшего образования;

— обоснована специфика построения модели формирования готовности студентов к педагогической диагностике дошкольников, дана содержательная характеристика ее базовых компонентов (мотивационный, теоретический, практический);

— выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

— раскрыто содержание понятия «готовность студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста»;

— определен и обоснован критериально-диагностический аппарат оценки эффективности реализации модели формирования готовности к педагогической диагностике речевого развития дошкольников, включающий критерии, показатели, уровни, диагностические методики;

— обоснованы и осуществлены теоретико-методологические подходы к изучению и моделированию процесса формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей в системе вузовского образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— содержащиеся в нем теоретические положения и выводы обогащают и>, существенно улучшают процесс формирования готовности студентов к осуществлению педагогической диагностики речевого развития дошкольников;

— сконструированная и апробированная модель формирования готовности может быть использована для определения и повышения качества и своевременной корректировки профессиональной подготовки педагогов в области речевого развития детей;

— разработаны и апробированы логико-смысловые схемы, учебно-исследовательские задания, ориентированные на формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей (паспортизация методик, заполнение студентами дециграмм речевого развития ребенка, разработка и заполнение информационной базы ДОУ «Речевое развитие детей дошкольного возраста» на основе концепции баз данных, их система управления — Microsoft Office Access), деловые игрысоздан учебно-методический комплекс специального курса «Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников».

Материалы исследования могут быть использованы в практике подготовки и повышения квалификации специалистов дошкольного профиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Готовность студентов к педагогической диагностике речевого развития детей — это сложное структурное личностное образование, ядро которого составляет профессионально-ценностное отношение к обследованию речи ребенка и организации речевого воспитания па диагностической основе, а также синтез психолого-педагогических знаний о речевом онтогенезе и умений изучать возрастные и индивидуальные особенности детской речи, использовать эти данные в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

2. Модель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей обеспечивает системно-структурный подход к подготовке будущих специалистов в области речевого развития дошкольников, отражает специфику содержания базовых компонентов (мотивационного, теоретического, практического) и направлена на развитие способностей студентов к работе в ДОУ по развитию речи детей на диагностической основе.

3. Эффективность формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников достигается соблюдением следующих условий:

— осуществление межпредметных связей в формировании готовности студентов обследовать уровень речевого развития дошкольниковсоздание и реализация программно-методического обеспечения формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста;

— организация педагогического процесса в вузе, основанного на применении активных образовательных технологий, широкое использование системы учебно-исследовательских заданий в разных видах педагогической практики;

— привлечение студентов к участию в социально значимых проектах по изучению уровня речевого развития детей дошкольного возраста региона;

— применение комплексной психолого-педагогической диагностики (тестов, контрольных заданий и вопросов, диагностической карты и др.)? предполагающей анализ, оценку, самооценку и коррекцию готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена методологической аргументацией исходных теоретических положений, научной логикой исследованияиспользованием системы методов исследования, адекватных его целям и задачам, репрезентативностью выборки и опытно-экспериментальных данныхкомплексной методикой исследования, включающей экспериментальную проверку гипотезы с последующим качественным и количественным анализом полученных данных, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и получили одобрение на между народных, Всероссийских научных и научно-практических конференциях (Бирск, БиГПИ, 2004, Екатеринбург, УРГПУ, 2005; Челябинск, ЧГПУ, 2005, 2006; Москва, МПГУ, 2006; Магнитогорск, МаГУ, 2007; Уфа- «БГПУ им. М.Акмуллы», 2008 и др.), па заседаниях кафедры теории и методики дошкольного образования МГТГУ и кафедры педагогики и методик дошкольного образования Института педагогики «БГПУ им. М.Акмуллы». Материал исследования используется в учебном процессе ИП ГОУВПО «БГПУ им. М.Акмуллы» и факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Внедрение результатов исследования в ГОУВПО «БГПУ им. М.Акмуллы» осуществлялось в ходе преподавательской деятельности аспиранта МПГУ при чтении разработанного автором курса по подготовке студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников и в процессе руководства педагогической практикой студентов.

Публикации. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 21 публикации, в том числе в трех изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 11 приложений. Текст иллюстрирован 14 таблицами, одним рисунком, 3 гистограммами.

Выводы по второй главе

В своем исследовании определили содержание готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста, выявили условия, при которых в процессе обучения в ВУЗе можно добиться успешного формирования готовности. На основе анализа теоретических источников, фундаментальных исследований, учебно-методических материалов, опыта преподавания, практического состояния подготовки воспитателей, была разработана модель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей, включающая в себя показатели готовности студентов на могивационном уровне, критерии теоретической и практической готовности, описание умений по изучению и оцениванию речи детей, на диагностической основе. Содержание профессиональной готовности к педагогической диагностике речевого развития детей отражено в разработанной нами программе спецкурса, модели готовности к названному виду деятельности.

Важной частью совершенствования системы образования является необходимость значительного улучшения качества подготовки студентов. Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме формирования готовности к педагогической диагностике речевого развития в условиях образовательного процесса в педагогическом ВУЗе, выявлению и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности. В результате анализа психолого-педагогической литературы и исследования практического состояния проблемы была разработана теоретическая модель профессиональной готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития, которая была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы.

Для обоснования содержания теоретической подготовки специалистов было изучено состояние проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в современной науке, где рассмотрели следующие вопросы: различные подходы к трактовке речевого развития как формирования языковой способностисоотношение понятий «язык, речь, речевое развитие, способность, языковая способность».

В практике дошкольного образовательного учреждения диагностирование не получило широкого распространения, поскольку значительная часть воспитателей не готова к осуществлению педагогической деятельности на диагностической основе в области речевого развития детей. В первой главе настоящего исследования нами было рассмотрено понятие «диагностика развития» как отрасль психолого-ггедагогического знания и типа исследовательской деятельности педагога. Педагогическая диагностика является необходимой профессиональной функцией, структурным компонентом педагогической деятельности воспитателя. Использование педагогической диагностики обеспечивает повышение эффективности педагогической деятельности, позволяет системно подходить к анализу и оценке педагогических явлений, самостоятельно принимать педагогически обоснованные решения.

В диссертации обоснована логика формирования и — развития диагностических умений изучать и оценивать речь детей, отражая особенности становления процесса диагностирования и педагогической деятельности. Методологический и теоретический анализ проблемы подготовки студентов к осуществлению педагогической диагностики речевого развития позволил определить педагогические условия эффективности формирования готовности. Результативность процесса педагогического диагностирования находится в прямой зависимости от уровня знаний методологии, теории и технологии осуществления педагогической деятельности на диагностической основе в области речевого развития детей и в сформированности диагностических умений изучать и оценивать речь детей. С учетом этого положения было установлено, что уровень подготовленности студентов и воспитателейпрактиков к осуществлению данной деятельности недостаточен и не соответствует современным требованиям науки и практики.

Однако, содержание существующей психолого-педагогической подготовки в ВУЗе не обеспечивает в полной мере необходимый уровень знаний и умений в области педагогического диагностирования. Для формирования готовности была разработана и апробирована система подготовки в ВУЗе, предполагающая единство теоретической и профессионально-практической деятельности студентов. Разработанная система способствовала освоению диагностирования на уровнях от критического до высокого. Как показали результаты исследования, важным фактором достижения высокого уровня владения диагностическими умениями явилась разработка и внедрение в систему подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, организация студенческого проблемного кружка, интегрирующих учебную и исследовательскую деятельность студентов.

Нами разработана программа спецкурса «Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников», а также в дисциплину «Теория и методика развития речи детей» целенаправленно включен блок «Методика изучения речи детей». Данный материал позволил значительно улучшить понимание студентами роли и места диагностики речевого развития в деятельности воспитателя ДОУ.

На основе полученных в ходе эксперимента данных, выдвинут ряд ниже перечисленных рекомендаций, позволяющих успешно решать задачу формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста:

1. Содержание подготовки к педагогической диагностике речевого развития должно обеспечить формирование понимания сущностной структуры педагогической и диагностической деятельности, места диагностического компонента в педагогической деятельности воспитателя.

2. Необходима постановка четких целей и задач обучения, осознаваемых и студентами и преподавателями.

3. В преподавании дисциплины предметной подготовки «Теория и методика развития речи детей» необходимо использовать активные методы обучения, позволяющие делать студентов активными участниками учебного процесса, формировать у них познавательные и профессиональные мотивы и интересы.

4. Педагогическая подготовка студентов к диагностике речевого развития детей должна строиться на основе исследовательского подхода к речи ребенка. Это исключит рецептурный подход к выбору методов и приемов педагогического воздействия, обеспечит формирование потребности в творческой самореализации, самовыражении.

Заключение

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы исследования.

1. Проведенное исследование позволило определить, что понятие «готовность студентов к педагогической диагностике речевого развития детей» рассматривается как сложное структурное образование, ядро которого составляет профессионально-ценностное отношение к обследованию речи ребенка и осознание роли взрослого в речевом развитии дошкольника, а также овладение системой знаний о речевом онтогенезе, ведущих линиях речевого развития и способах изучения детской речи, умениями выявлять их возрастные и индивидуальные особенности и использовать эти данные в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

2. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также практическая исследовательская работа, связанная с изучением деятельности воспитателей ДОУ по развитию речи па диагностической основе, показали, что, несмотря на усиление интереса к подготовке специалистов в области диагностики ребенка, особенности готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников представлены недостаточно и требуют специального исследования.

Результаты наблюдений и анкетирования педагогов ДОУ свидетельствуют об их слабой ориентированности на диагностическую основу в области речевого развития дошкольников.

Анализ современного состояния готовности к практике обнаружил слабую теоретико-методологическую подготовку значительной части обследованных студентов ВУЗа. У 43,07% выпускников отмечен критический уровень готовности к педагогической диагностике речи детей, характеризующийся недостаточностью знаний онтогенеза детской речи, принципов и методик диагностики речевого развития ребенка, а также умений интерпретировать результаты обследования.

3. Разработанная и апробированная в ходе исследования модель формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников включает в качестве базовых — могивационный, теоретический, практический компонентов готовности, содержательная характеристика которых определяется природой и сущностью педагогической диагностики речевого развития и психологическими механизмами формирования профессиональной деятельности.

4. Сравнительный анализ результатов диагностических срезов на разных этапах исследования, направленных на выявление особенностей определения базовых компонентов готовности, обнаружил положительную динамику в формировании эмоционально-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности, знаний о научных основах речевого развития детей, принципов и методов обследования речи детей и способности осуществлять педагогическую диагностику на практике, что свидетельствует об эффективности разработанной модели и условий ее реализации.

5. Эффективность реализации разработанной модели формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников обусловлена комплексом организационно-педагогических условий:

— осуществление межпредметных связей в формировании готовности студентов обследовать речевое развитие дошкольниковсоздание и реализация программно-методического обеспечения формирования готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста;

— организация педагогического процесса в вузе, основанного на применении активных образовательных технологий, широкое использование системы учебно-исследовательских заданий в разных видах педагогической практики;

— привлечение студентов к участию, анализу и оценке результатов работы в социально значимых проектах по изучению речевого развития дошкольников в условиях региона;

— применение комплексной психолого-педагогической диагностики (тестов, контрольных заданий и вопросов, диагностической карты и др.), предполагающей анализ, оценку, самооценку и коррекцию готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников.

6. В процессе исследования разработано и апробировано программпо-методическое сопровождение подготовки студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста в виде учебно-методического комплекса спецкурса «Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников» и лабораторного практикума.

Проблема подготовки студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников имеет обширное поле для дальнейшего изучения. Перспективу дальнейшей работы мы видим в определении содержания и технологии подготовки к педагогической диагностике речевого развития дошкольников в условиях многоуровневого профессионально-педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. , Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции / Г. С. Абрамова // Психология учителя. Тезисы докладов к VII съезду психологов СССР. М, 1988. — С. 23−26.
  3. , И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе / И. Н. Агафонова // Санкт- Петербург, гос. ун-т. пед. мастерства. СПб., 1997. -61 с.
  4. , Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников / Л. И. Айдарова //Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М.: 1966. 20 с.
  5. , М.К. Диагностика индивидуально психологических различий в обучении / М. К. Акимова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин // Вопросы психологии. — 1984. — № 6.-С. 71−78.
  6. , М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1997, 1998, 2000.
  7. , Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления / Т. Д. Андронова // Дисс.. канд. пед. наук. М., 1980. — 181 с.
  8. , С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки (На материалах вузов ГДР и СССР) / С. П. Арсенова // Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1990. — 16 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  10. , P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя / Р. М. Асадуллин // Проблемы управления общеобразовательной школой. Выпуск П. Уфа, 1994.
  11. , В.П. Диагностика соотношения вербального и невербальногокомпонентов в умственном развитии школьника / В. П. Асланьян // Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук М., 1996. 16 с.
  12. , В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования / В. И. Байденко, Дж.Зантворт. — М.: 2003.
  13. Банк диагностических методик определения уровня сформированности профессионально-субъектной позиции студентов (в процессе педагогической практики) // сост. М. А. Галанова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 60 с.
  14. , JI.A. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики / JT.A. Байкова // Дис. канд. п.н. М.- 1995.
  15. , Т.Ю. Структура и психологические условия формирования специальных диагностических умений у будущих учителей иностранного языка / Т. Ю. Баскакова // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990. — 16 с.
  16. , В.ГГ. Теоретические проблемы становления педагогических компетенций учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина. Самара, 2001.
  17. , В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка / В. И. Бельпоков // Теоретические и прикладные исследования психологии речи // Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М., 1988. С. 72—91.
  18. , Л.И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решение // Под ред. Т. И. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008, с.40−54.
  19. , Л. А. О соотношении понятия «формирование личности», «воспитания», «социализация» / Л. А. Беляев, Г. М. Коростелев // Философские проблемы формирования личности. Свердловск, 1978, с. 18.
  20. , Г. А. Психодиагностика умственного развития / Г. А. Берулава. -Новосибирск, 1990.
  21. , С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения / С. Л. Братченко // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 16 с.
  22. , Б.П. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений / Б. П. Битинас // Советская педагогика. -1970. N6. — С 73−84.
  23. , Б.П. Измерения в педагогическом исследовании / Б. П. Битинас // Советская педагогика. 1972. — № 7. — С 59−69.
  24. , Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  25. , Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Коршилова. М.: Роспедагенство, 1994. — 68 с.
  26. , Д.Б. Диагностика становления творческой личности / Д. Б. Богоявленская // В сб.: Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  27. , A.M. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. М.: П., 1981. s
  28. , ГТ.П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский.- М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  29. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Уч. пособие- — М. -Р-п/Д. :ТЦ «Учитель», 1999.-558с.
  30. , X. Вопросы диагностики подготовленности детей к обучению чтению и письму / Х. Бройер // В сб.: Психолого-псдагогические вопросы развития речи в детском саду. М.: АПН СССР, 1987, с.96−100.
  31. , Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко // Под ред. В. А. Сласгенина, И. А. Колесниковой: уч. пособие. М., 2008.
  32. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер ком, 1999. — 528с.
  33. , IO.B. Мотивациопное обеспечение овладения профессией учителя / Ю.В.Варданян// Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  34. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991, — 204 с.39: Вилькеев, Д. В. Формирование педагогического мышления у студентов / Д. В. Вилькеев. Казань: КГПИ, 1992. — 108 с.
  35. , Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике / Г. Витцлак // Психодиагностика: Теория и практика. М., 1986. — С. 124−151.
  36. , В.И. О некоторых основных понятиях психодиагностики / В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 16−30.
  37. , В.И. Школьная психодиагностика: Достижения и перспективы / В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух. Киев: Знание, 1980. — 48 с.
  38. , О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О. Волкова // Высшее образование в России. 2005.- № 4.
  39. , Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности / Е.И.Воробьева// Дисс.к.философ.н. Воронеж, 1976.
  40. , Е.И. О роли прогноза в диагностическом процессе познания / Е. И. Воробьева, Э. И. Исмаилова // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сб. науч. тр. — М., 1985. -С. 166.
  41. , JT.C. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1962.-Т.2.
  42. , Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский / Собр. соч. в 6-ти т. // Гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 5. — М.: Педагогика, 1987. — С. 257−321.
  43. , А.И. Вопросы изучения детской речи / А. И. Гвоздев. — М., 1961.
  44. , Т.И. Особенности обучения детей 4−6 лет описанию и повествованию (на материале малокомплектных детских садов) / Т. И. Гризик // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 1990. — 16 с.
  45. , B.C. Психология решения учебных задач как средство развития теоретического мышления учителя / В. С. Герасимова // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. М, 1992. -С. 110−116.
  46. , В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова // Под ред. Т. С. Комаровой М.: Мозаика — Синтез, 2006.-56 с.
  47. , Б.С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1988. — 109 с.
  48. , Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. М.: Знание, 1989.-79 с.
  49. , Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса: Учебное пособие к спецкурсу / Н. К. Голубев. Л.- ЛГПИ, 1988. — 85 с.
  50. , О.Е., Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. М., 1999.
  51. , О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
  52. , О.Е. Логопедическое обследование детей 2−4 лет: Методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с.
  53. , К.М. Современная психологическая диагностика: Пути развития / К. М. Гуревич // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 9−18.
  54. , К.М. Что такое психологическая диагностика /К.М.Гуревич. -М.: Знание, 1985.-64 с.
  55. , Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина // Методруководство. М.: Междун. Образов, и психол. колледж, 1996.-52 с.
  56. , В. Избранные труды по языкознанию /В.Гумбольдт. М., 1984. — 398с.
  57. , Р.Г. Методические рекомендации по обучению детей русской разговорной речи в башкирских детских дошкольных образовательных учреждениях / Р. Г. Давлетбаева, Ф. Г. Азнабаева, Г. Г. Галиева. — Уфа: Китап, 2008. — 116.
  58. , В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  59. , Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования / Л. Н. Давыдова // Дисс.к.п.н. Волгоград, 1995- 155с.
  60. Детская речь: Лингвистический аспект // Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992. — 175 с.
  61. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическоепособие // под ред. О. С. Ушаковой. М., Изд.: РАО, — 1997. — 136 с.
  62. Диагностика умственного развития дошкольников // Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холомовской. М., 1978.
  63. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности // Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов.: Изд-во Саратовского унта, 1989.-220 с.
  64. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1981. — 157 с.
  65. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: АПН СССР. 1987.- 178 с.
  66. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения // Методические рекомендации. Омск, 1989.
  67. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
  68. Дурай-Новакова, К. А. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности / К.А.Дурай-Новакова // Дисс. д.п.н. М., 1983.С.153
  69. , М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М. Е. Дурапов // Монография. Челябинск: ЧГАКИ, 2002.
  70. , А.П. Преемственность в работе по развитию речи детей младшего и школьного возраста/А.П.Еремеева. -М., 1982.
  71. , И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультета дошкольного воспитания / И. Ю. Ерофеева // Автореф. дис. .канд. пед. наук-М., 1986.- 16 с.
  72. , Н.И. Психологические основы развития речи / Ы. И. Жинкин // в кн.: В защиту живого слова. М., 1966.
  73. , И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей (старший дошкольный возраст) / И. В. Житко // Дисс. канд. пед.наук. Минск., 1990. 208 с.
  74. , С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. М.: 2003.
  75. , Ю.М. Модель личности в психодиагностике / Ю. М. Забродин. -Книга 1. М.: ВНПЦПпППН, 1994.
  76. , В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В. И. Зверева. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 112с.
  77. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и паука. 2004. — № 3 (27).
  78. , Е.А. Речевой портрет ребенка (к вопросу о системности некодифицированиых сфер устной речи) / Е. А. Земская // Язык: система и подсистемы. К 70-летию М. В. Панова. М., 1990.
  79. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
  80. , В.П. Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки: дисс.канд. пед. наук / В. П. Ивутина. — Киров, 2008., 172 с.
  81. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп / Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1991.
  82. , М.З. Социализация воспитания / М. З. Ильчикова, Б. А. Смирнова. М.: Инст. международного права и экономики, 1996. с. 50.
  83. , П.Ф. Избранные педагогические труды / П. Ф. Каптерев. М.: Педаго ги ка.-1982.
  84. , Е.Г. Деловая ролевая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям / Е. Г. Кашина // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 16 с.
  85. , М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении / М.А. Ковардакова// Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  86. , В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методологический аспект / В. Т. Кудрявцев // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. — С. 109 — 118.
  87. , Е.И. Формирование диагностических умений учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / Е. И. Кикоин // автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
  88. , Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5−6 лег, имеющими тяжелые нарушения речи. / Р. А. Кирьяпова СПб, 2002. — 368с., ил.
  89. , Б.С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы / Б. С. Кобзарь, Л. И. Макарова // Педагогика. 1993. — № 1. С. 66−69.
  90. , Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы: Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студ.пед.уч.зав., слушателей ИПК. / Т. П. Коляжная, Л. А. Колунова. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. — 32с.
  91. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе- Методические рекомендации // Под ред. Я С. Турбовского. М., 1988. — 115 с.
  92. Корч Ивона. Диагностика как специфический вид познания: Гносеологический аспект / Корч Ивона // Дисс. канд. философ, наук. М., 1991.-208 с.
  93. , М.С. Методика развития речи дошкольников для вузов // Под ред. Е. Н. Ботезату. Кишинев: Лумина, 1985.
  94. , Т.А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. М., 1980.
  95. , А.А. Исследование детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — Гл. XXI. — С. 3 12 — 3 17.
  96. , А.Н. Психологическое исследование речи / А. И. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983.-Т. 1.
  97. , Н.И. Онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская // Дис.. докт. филолог, наук. М., 1989. — 300 с.
  98. , М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / М. И. Лисина // Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974.-3 5 с.
  99. , В.И. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР / В. Н. Литовченко // Дисс. канд. пед. наук Минск, 1990. — 197 с.
  100. , А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка: Экспериментальное исследование / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. М., 1956.
  101. , М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов // Уч. пособ. для студ.высш.пед.уч.завед. — М.: Изд. «Академия», 2000. 248 с.
  102. , В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста / В. Н. Макарова // Дисс.канд. пед. наук.- Москва, 1996. 195 с.
  103. , В.Н. Диагностика речевого развития, детей старшего дошкольного возраста / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева // Диагностика развития дошкольника. -Орел, 1999.
  104. , В.Н. Диагностика развития речи дошкольников / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова // Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007, 80 с.
  105. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Макарова.:М. — 1996.
  106. , А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста / А. И. Максаков // Дошкольное воспитание. 1986. — № 2,3.
  107. , А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова, М., 1974.
  108. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений // Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной. 4-е изд., доп. М.: Аркти, 2005., 240с.
  109. , Дж. Психолингвисты / Дж. Миллер / Пер. с англ. // Теория речевой деятельности. М., 1968.
  110. , Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского тестаречевого развития детей / Н. Б. Михайлова // Современные модели психологии речи психолингвистики. — М., 1990.
  111. , Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики / Е.А.Михайлычев// Дисс. докт. пед, паук. Бухара., 1991. — 401 с.
  112. , С.С. К методам изучения ребенка / С. С. Моложавый // На путях к новой школе.-1924. № 9.
  113. , А.Н. Управление методической работой в ДОУ на диагностической основе / А. Н. Морозова // Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 2000. 195 с.
  114. , Б.О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущих учителей трудового обучения / Б. О. Мурий // Автореф. дисс. капд. пед. наук. Киев, 1991. — 23 с.
  115. , Е.И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. М., 1981.
  116. , Р.И. Об особенностях рассуждений первоклассников // Характеристика связной речи детей 6 -7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М., 1979.-С. 42−53.
  117. Новак, 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся / 3. Новак // Вопр. психол., 1983, № 3 1, с.46−50.
  118. Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология // Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей, МПГУ, 2005.
  119. О практике проведения диагностики развития в системе дошкольного образования / Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.04.1999 № 70 / 23−16 // Вестник образования, 1999, июнь.
  120. , И.Н. Основные вопросы теории диагноза / И. Н. Осипов, П. В. Копнин: Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962. — 189 с.
  121. Оценка качества профессионального образования // Под общей ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Занворта. М., 2001.
  122. , А.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова, Л. А. Шустова // Вопросы психологии, 1987. № 6. С. 123−130.
  123. , А. А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизические исследования речи / А. А. Павлова. М., 1985.
  124. , А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М.: 1990.
  125. , Г. В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. — М.: ВУНМЦ, 1996.
  126. , И.А. Методист дошкольного образовательного учреждения как организатор исследования развития ребенка / И. А. Паршукова // Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  127. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник // Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1997.
  128. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. Зч. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  129. , А.В. Социально-психический детерминизм речевого поведения как методологический принцип исследования речевого общения // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / А. В. Пименов. М., 1976.-С. 5−28.
  130. , Н.Л. Формирование готовности будущих учителей к внеучебной деятельности с учащимися / Н. Л. Плетпева. — Челябинск, 1995., с. 123.
  131. , М.А. Педагогические основы диагностики и коррекции речи у дегей дошкольного возраста / М. А. Поваляева // Дис.. канд. пед. наук. — Ростов нД., 2002.
  132. , М.А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. Изд.6-. — Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 445 е., ил.
  133. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М, 1986,1. С. ZJJ.
  134. , Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей1 дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Н. Н. Поддьяков. -М., 1994.-С. 119- 126.
  135. , Л.В. Профессиональная подготовка специалиста по дошкольному воспитанию в системе «Педагогический колледж вуз» / Л. В. Поздняк // Дошкольное воспитание. — 1992. № 7−8. — С.39 — 42.
  136. Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. научных трудов, посвященный памяти Ф. А. Сохина// Под ред. О. С. Ушаковой М.: РАО, 1994.
  137. Психодиагностика // Под общей ред. А. И. Крутского. Барнаул: Изд. ГППУ., 1997.
  138. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж.Равен. М., 2002.
  139. , Л. И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях /
  140. Л.И.Разборова // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
  141. , И.В. О формировании диагностических умений у будущих учителей // Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя / И. В. Распопов, А. И. Подласый / Сборник науч. тр. Днепропетровск: ДГУ, 1989.-С. 51−53.
  142. , Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика / Л. А. Регуш / Учебное пособие к спецкурсу. Л., ЛГПИ, 1989. -89 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т // гл. редактор В. В. Давыдов. Т.2 М.Бол.Рос.Энц., 1999.
  144. , Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка // Детская речь / Под ред. Н. А. Рыбникова. М.: ЕСниж. ф-ка Центриздата народов СССР, 1927. С. 7−22.
  145. , Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов факультета дошкольного воспитания в процессе лабораторного практикума / Дис.. канд. пед. наук. / Л. Ф. Самборенко — М., 1994. 195 с.
  146. , Г. А. Формирование мотивациониой готовности студентов педвузов к педагогической деятельности // Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Самодова, — М., 1988.-13 с.
  147. , Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности / Р. Д. Санжаева // дис.. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1997.- 347 с.
  148. , С.В. Педагогическая диагностика качества организации образовательного процесса в вузе / С. В. Сафонова // дис.. канд. пед. наук. М., 2008.
  149. , Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников // Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н.Т. Селезнева- М., 1988. 16 с.
  150. Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза) // Под ред. А. М. Шахнаровича. М., 1988. — 144 с.
  151. Сему шина, Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л. Г. Семушина // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М., 1986. — С. 132 — 140.
  152. , Е. Использование педагогических ситуаций на уроках методики развития речи / Е. Синякова // Дошкольное воспитание. 1994, № 2. — С. 64 — 66.
  153. Словарь русского языка. Том 1. — М. 1957, с. 535.
  154. , Н.Г. Подготовка студентов к изучению детской речи в работе на спецсеминаре / Н. Г. Смольникова // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. М., 1993. — С. 91 -92.
  155. , Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.
  156. , Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Е.М.Струнина- М., 1984. 23 с.
  157. , С.Ф. Роль межпредметных связей при овладении методикой развития речи детей /С.Ф.Сударчикова // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. М., 1994. — С. 63 — 66.
  158. , В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовке / В. А. Сластенин М: Просвещение, 1976. — 159с.
  159. Словарь справочник по психологической диагностике / Л. Р. Бурлачук, С. М. Морозов // огв. ред. Крымский СБ. Киев: Наук, думка, 1989. — 200с.
  160. Советский энциклопедический словарь // Ред. А. М. Прохоров. М., 1982.
  161. Содержание филологического образования в период детства: Материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 19−20 апреля 2005 г. / Урал, гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 228 с.
  162. , Ф.А. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. /Ф.А. Сохин, О. С. Ушакова. — М., 1990.
  163. , Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников // Составитель О. С. Ушакова. — М.: Изд. Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 224с.
  164. , Е.А. Методика проведения пспхолого-педагогического обследования / Е. А. Стребелева // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития М.: Полиграфсервис, 1988. — С. 98 — 99.
  165. , К.Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания / К. Е. Тарасов // Автореф. докт. дис. М., 1969.
  166. , К.Е. Основные вопросы теории диагноза / К. Е. Тарасов. М.: Знание, 1967. — с.31.
  167. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур / Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.
  168. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации // составители: О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Сонцева, Л. М. Гурович. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 77.
  169. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: программа для групп на базе колледжа по специальности «Педагогика и психология дошкольная» // Составители: В. И. Яшина, М. М. Алексеева. — М.:МПГУ, — 1995.- 11с.
  170. Ткач, Э. С. Формирование профессиональных умений и навыков в области музыкально-педагогической диагностики: дисс.. канд. пед. наук. / Э. С. Ткач. Москва: МПГИ, 1979.
  171. , Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4−7 лет: программа / Т. А. Ткаченко. М.: Ювеита, 2008.
  172. , Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80е гг. XIX в. 20-е гг. XX в.) // дис.. канд. психол. наук. / Т. Н. Трефилова, 1997.
  173. , Е.В. Формирование диагностических умений будущих учителей-воспитателей в процессе вузовской подготовки / Е. В. Трофимова // дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1995.
  174. , Я.С. Диагностические осповььцелеполагапия в образовании / Я. С. Турбовской, В. П. Провоторов М., 1995. — 118 с.
  175. , Д.Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по психологии. -М.: П., 1987., с. 101−107.
  176. , А.И. Теоретические основы технологического подхода дидактической подготовки учителя : автореф. дисс. соиск. уч. степени доктора пед. наук. / А.И.Уман- М., 1996.
  177. , Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина // Пособие для студ. высш. и сред. пед. завед. — М.: Академия, 1998.-с. 129−152.
  178. , О.С. Диагностика речевого развития дошкольников (3−7 лег): Методические рекомендации / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М., 1999. 108 с.
  179. , О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова- М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. — 240 с.
  180. , О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина: Уч.-метод, пособие для воспитателей дошк. образ, учрежд. М.: ВЛАДОС, 2008.
  181. , О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова М.: ТЦ Сфера, 2008.
  182. , О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: Сфера, 2008. 240 с.
  183. , Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н.Ушакова- М.: ПЭРСЭ, 2004. 256 с.
  184. , К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во РА, 2002.
  185. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К. Д. Ушинский //Собр. Соч. М. Л, 1949. Т.5, с. 341.
  186. , К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. Соч. М.: Изд-во АПН, 1952. т. 8.
  187. Учебная (психолого-педагогическая) и производственная педагогическая практика студентов бакалавриата в дошкольных образовательных учреждениях: программы и методические рекомендации // Под общ. ред. В. А. Деркунской. — РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 152с.
  188. , Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М.: П, 1984. — 240 с.
  189. , В. Проблемы исследования детской речи. Дошкольное воспитание / В. Харченко- 1985, № 6, с. 44.
  190. , М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хвагцев. М., 1961.- 205 с.
  191. , А. Ключевые компетенции. Технология конструирования /
  192. A.Хуторской // Народное образование 2003. — № 5.
  193. , Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя : дис.. докт. пед. наук. / Н.Д. Хмель- Алма-Ата, 1986. 360 с.
  194. , С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка) / С. Н. Цейтлин // Автореф. дис.. докт. филолог, наук. JL, 1981. — 32 с.
  195. , С.Н. Критерии оценки речи: к постановке проблемы // Язык как учебный предмет / С. Н. Цейтлин // Обучение языку и формирование личности дошкольника. М, 1993. — С. 98 — 99.
  196. , С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин // Уч. пособие для студ. высш.уч.зав. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  197. , Л.Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Дис.. канд. пед. наук. / Л.Ф.Чекина- М., 2001.
  198. , A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Сорокин Ю. А., Тарасов- Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1990.
  199. , A.M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / А. М. Шахнарович, Н.М.Юрьева- М., 1990.
  200. , С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах / С. Т. Шацкий. М., 1962.
  201. , Е.Н. Формирование мотивациошго ценностного отношения студентов, к педагогической деятельности: автореф! дис.. канд. пед. наук. / Е.Н. Шиянов- М., 1982. — 16 с.
  202. , М.И. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся // Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся / М. И. Шилова. Выпуск 1. Красноярск, КГПИ. — 1979. -С. 3−15.
  203. , В.Э. Многомерность как дидактическая категория /
  204. B.Э.Штейнберг // Известие Уральского отделения РАО. 2001. — № 4. — с.20−30.
  205. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. — Л., 1974.
  206. , Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. М., 1981. — С. 3 -13.
  207. , Д.Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. М., 1994.
  208. Юр гайкина, Т. М. Система заданий для проверки речевого развития детей 4-го года жизни / Т. М. Юртайкина // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М.: АПН СССР, 1987, с. 89.
  209. , Т.М. Методика обследования речевого развития детей // Развитие речи дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой М., 1990. — с. 127−136.
  210. , В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. / В. И. Ядэшко. — М., 1966.
  211. , В.М. Подготовка учителя к диагностике развития младшего школьника / В.М.Янгирова// дисс. доктора пед. н. М.: 2000 г., с 351.
  212. , В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., РАО. 1994.
  213. , В.И. Методика развития речи как учебная дисциплина в вузе // Проблемы дошкольного образования / В. И. Яшина // Материалы научной конференции. М., 1994. — С. 55 — 59 .
  214. Bates Е., Bretherton I., Snyder L. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge, 1988.
  215. , Ф. Системно структурен подход към преподавапето па методика на обучението по роден език в педагогически ВУЗ // Годишник, т. 2. — ВИСШ, Педагогически институт, Благоевград, 1985. — Кн. 4. — С. 186 — 188.
  216. , Ф. Психологически основи на развиващото обучение по роден език в детската градина Благоевград : ЮЗУ «Н.Рилски», 1995, 259 с.
  217. Fry D., Briarsly N., Lowe I., Maroudas C., Nicholles J. Young childrens understanding of counting and cordiality // Child Devel., 1989. Y. 60 № 5.
  218. Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Harvard University Press, 2003.
Заполнить форму текущей работой