Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе изучения данной проблемы были использованы идеи ведущих ученых по проблемам воспитания (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинскйй, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новикова, JI.K. Балясная, И. П. Иванов, В. А. Караковский, В. А. Сластенин, И. И. Зарецкая и др.) — развития воспитательной среды, воспитательного пространства (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, H.JI. Селиванова, И. Д. Демакова, Ю. С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися
    • 1. 1. Воспитательная деятельность в образовательном учреждении
    • 1. 2. Преемственность воспитательной деятельности в образовательных учреждениях
    • 1. 3. Сущность традиций и их роль в воспитательной деятельности образовательных учреждений
    • 1. 4. Воспитательное пространство как интегрированная среда
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Модель взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися
    • 2. 1. Условия взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования в воспитательной работе с обучающимися
    • 2. 2. Принципы взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования в воспитательной работе
    • 2. 3. Организационные структуры образовательных учреждений и формы работы, обеспечивающие процесс их взаимодействия
    • 2. 4. Фазы и этапы развития взаимодействия организационных структур образовательных учреждений
    • 2. 5. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Взаимодействие учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило различные социальные проблемы, в том числе и в образовании. Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в образовательной политике государства. Утрата прежних мировоззренческих ориентиров, девальвация ценностей, распространение наркомании, преступности среди молодежи, социальное расслоение общества требует перестройки системы воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на педагогически целесообразное расширение количества активных субъектов воспитания, в том числе за счет общественных организаций, семьи и других структур на достижение взаимодействия образовательных учреждений различного уровня.

Предметом особого внимания является проблема воспитания подрастающего поколения в условиях малых городов. В России насчитывается свыше 750 малых городов с населением до 50 тыс. человек. Они составляют три четверти всех российских городов, включая поселки городского типа. Малые города играют значительную роль в экономике, культурной и социальной сферах нашей страны. От уклада жизни малого города, умение его жителей самих себя организовать во многом зависит качество их жизни. В отличие от больших городов, которые характеризуются высоко развитым промышленным производством, аккумуляцией значительных финансовых средств и достаточно высокими доходами населения, малые города в основном являются узловыми пунктами сельскохозяйственных районов, а также городами-«пригородами», которые полностью ориентированы на региональные центры. Особое положение занимают города с градообразующим предприятием. Жизнь в каждом из них имеет свои особенности, но, в общем, все они, как правило, характеризуются низким уровнем доходов населения, безработицей и острыми социальными проблемами: наркоманией, преступностью среди молодежи.

Малые города регионов Крайнего Севера, являющегося одним из основных поставщиков стратегических сырьевых ресурсов экономики нашей страны, имеют свои особенности и определенные социальные проблемы.

Особенность малых городов ХантыМансийского округа в том, что они достаточно молоды (20−25 лет), их экономика монопрофильна. Они возникли благодаря открытию и разработке, добыче и освоению природных ресурсовнефти и газа, что привело к значительной роли в развитии города градообразующего предприятия.

Суровые климатические условия, миграция населения, удаленность от крупных культурных и образовательных центров затрудняют формирование стабильного населения малых городов Крайнего Севера. В результате зачастую психологической особенностью их жителей является скрытое или явное стремление определенной части населения (особенного трудоспособного) вернуться на так называемую «большую землю», в том числе на место прежнего проживания.

Как правило, малые северные города имеют сеть образовательных учреждений различного уровня (детские сады, общеобразовательные, музыкальные и художественные школы, центры дополнительного образования и т. д.), при этом системообразующим элементом в территориальной образовательной' сети является как правило единственное учреждение базового профессионального образования* (в нашем случае нефтяной техникум), поскольку оно удовлетворяет потребности в подготовке специалистов как для градообразующего предприятия, так и для инфраструктуры малого города, позволяет молодежи не только приступить к квалифицированному труду, но и впоследствии повышать уровень профессионального образования безвыездно Учреждения базового профессионального образования — это учреждения как начального, так и среднего профессионального образования. Они позволяют молодежи после их окончания, приступить к квалифицированному труду. по месту проживания. Оно же осуществляет воспитательную работу с обучающимися, а также имеет возможность координировать воспитательную деятельность общеобразовательных школ, с одной стороны, а с другойвоспитательную деятельность социальных, культурных структур малого города и его экономических субъектов.

В связи с этим актуальным является вопрос развития взаимодействия и сотрудничества учреждений общего и базового профессионального образования в' воспитательной работе с обучающимися в малом городе. Взаимодействие учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе не только позволит осуществить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности на основе сотрудничества с социальными, культурными и экономическими структурами, но и послужит фактором развития и создания единого воспитательного пространства малого города, притягивающего и объединяющего интересы всех, субъектов социальной активностиадминистрации, правоохранительных органов, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, предпринимател. ства, экономических структур, граждан.

Проблемам воспитательной деятельности в образовательных учреждениях посвящено немало фундаментальных теоретических трудов (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, С. Т. Шацкий, В.Н. СорокаРосинский и др.).

Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей организации воспитательной деятельности образовательных учреждений различного типа рассматривались в работах П. И. Бабочкина, JI.B. Байбородовой, И. И. Зарецкой, М. В. Никитина, М. И. Рожкова, JI.A. Сеструковой, Н. М. Таланчука, Е. А. Ямбурга и др.

Вопросы воспитания на традициях, как основном средстве построения системы воспитательной работы, отражены в исследованиях М. А. Аксельдерова, Н. П. Денисюка, Е. Е. Лемзяковой, В. М. Тимошок и др.

Изучению педагогики воспитательного пространства, воспитательных систем посвящено значительное число научных работ (И.Д. Демакова, Д. В. Григорьев, Ю. П. Сокольников, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, И. В. Кулешова, А. В. Гаврилин, H.JI. Селиванова, Ю. С. Мануйлов идр.).

Эти и другие авторы рассматривают воспитательное пространство как педагогически организованную среду (Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В.А. Караковский) — как часть среды, где превалирует определенный педагогически сформированный образ жизни (А.В. Гаврилин, Ю.С. Мануйлов) — как сеть педагогических событий школьного бытия подростка (Д.В. Григорьев) — как выращивание поликультурной воспитывающей образовательной среды со своими традициями и ценностями (И.Д. Чечель).

Основные положения концепции воспитательного пространства нашли отражение в Программе развития воспитания в системе образования (на 19 992 001 гг. и на 2002;2004 гг.), подготовленной Министерством образования РФ, послужив основой для создания ряда региональных и муниципальных программ развития воспитания в системе образования.

В процессе исследовательской работы мы должны были обратиться также к вопросам организации непрерывного образования и преемственности образовательных учреждений различных уровней. Решение этой задачи предполагает изучение педагогических аспектов развития непрерывного образования, характера преемственности образовательной деятельности в условиях непрерывного образования (Б.С. Гершунский, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Ю. А. Кустов, Г. К. Кучинская, В. М. Лихач, Р. С. Гуревич, Т. В. Лопухсв, М. И. Махмутов и др.), моделей взаимодействия и преемственности образования между учебными заведениями различных уровней: «школавуз» (Е.М. Галишникова и др.), «школа-техникум» (П.Н. Олейников и др.), «школа-ПТУ» (А.А. Ватрушкин, М. И. Махмутов, Е. М. Павлютенков и др.), «ПТУ-вуз» (Л.Н. Ерохина, Ю. А. Кустов и др.).

Несмотря на имеющиеся исследования по различным аспектам взаимодействия образовательных учреждений различного уровня, организации преемственности процесса обучения между ними, специальных исследований по проблеме взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования именно в воспитательной работе с обучающимися явно недостаточно. Это и предопределило выбор темы нашего исследования: «Взаимодействие учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися».

Актуальность проблемы взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися обусловлена противоречием между необходимостью их взаимодействия и сотрудничества в воспитательной работе и отсутствием научнообоснованной модели их взаимодействия.

С учетом этого противоречия возникла проблема разработки эффективной модели взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися.

Объект исследования: воспитательная работа с обучающимися в учреждениях общего и базового профессионального образования.

Предмет исследования: взаимодействие учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися.

Цель исследования: разработать модель взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися для повышения эффективности воспитания молодежи.

• Гипотеза исследования: разработанная модель взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования позволит повысить эффективность воспитания молодежи в малом городе, если:

• в малом городе с монопрофильной экономикой учреждение базового профессионального образования будет играть координирующую роль в воспитательной работе с общеобразовательными школами на основе их взаимодействия и сотрудничества;

• осуществить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании на основе взаимодействия педагогических коллективов школ, учреждений профессионального и дополнительного образования и социального партнерства с социальными, культурными и экономическими структурами.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Выделить цели организации взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися.

2. Обосновать координирующую роль учреждения базового профессионального образования в развитии взаимодействия и сотрудничества в воспитательной работе с общеобразовательными школами малого города и с его социальными, культурными и экономическими структурами.

3. Выявить и обосновать основные принципы взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися.

4. Определить организационно-педагогические условия взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования в воспитательной работе с обучающимися.

5. Выявить организационные структуры образовательных учреждений и формы их работы, обеспечивающие процесс взаимодействия.

6. Выделить фазы и этапы деятельности коллективов общеобразовательных школ и техникума в процессе их взаимодействия, а также в их взаимодействии с социальными, экономическими и культурными структурами города.

Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические теории и концепции воспитания молодежи, законодательные и нормативные документы по вопросам общего и среднего профессионального образования, работы, раскрывающие различные аспекты организации системы воспитательной работы в образовательных учреждениях.

В процессе изучения данной проблемы были использованы идеи ведущих ученых по проблемам воспитания (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинскйй, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новикова, JI.K. Балясная, И. П. Иванов, В. А. Караковский, В. А. Сластенин, И. И. Зарецкая и др.) — развития воспитательной среды, воспитательного пространства (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, H.JI. Селиванова, И. Д. Демакова, Ю. С. Мануйлов, Ю. П. Сокольников и др.) — теории непрерывного образования (Б.С. Гершунский, A.M. Новиюв, И. Д. Чечель и др.) — преемственности воспитания и обучения (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, И. А. Зимняя, Ю. А. Кустов, А. А. Кыверялг, М. И. Махмутов и др.) — диалектического учения о развитии личности, о взаимосвязи личности с окружающей средой, о деятельности и общении как важнейших факторах социального развития человека (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, C.JI. Рубинштейн и др.) — понимания природы традиций, как исторически устойчивых общественных отношений, их роли в воспитании (Э.А. Баллер, Г. И. Васильев, Г. Н. Волков, М. С. Зенов, Н. С. Злобин, М. Г. Казакина, JI.A. Лосанова, М. В. Никитин, М. С. Очагов и др.).

Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы, нормативноправовой базы по проблеме исследования, воспитательных программ общеобразовательных школ и учреждений базового профессионального образованиясопоставительный анализ организации системы воспитательной работы в учреждениях общего и базового профессионального образованияизучение педагогического опыта взаимодействия учреждений различного уровня. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались эмпирические методы: педагогическое наблюдениебеседы, анкетирование студентов, школьников и преподавателей общеобразовательных школ и техникумамоделирование взаимодействия коллективов общеобразовательных школ, техникума и других социальных, культурных и экономических структур малого города в воспитательной работе с обучающимисяопытноэкспериментальная работа по апробации модели взаимодействия учреждений общего и базсвого профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися.

Основной базой исследования явились общеобразовательные школы и нефтяной техникум города Лангепаса ХантььМансийского автономного округа, другие социальные, культурньв и экономические структуры города при непосредственном участии и организующей роли диссертанта.

Этапы исследования:

Первый этап (1997;1999 гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы в теории и практикепроведен анализ организации воспитательной работы в учреждениях общего и профессионального образования, реализации преемственности между общеобразовательными школами и профессиональными учреждениямипроведен анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме исследованияразработана модель взаимодействия коллективов общеобразовательных школ и учреждения базового профессионального образования в воспитательной работе с обучающимися в условиях малого города.

Второй этап (1999;2002 гг.) — опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривал доработку основных теоретических положений по организации взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования в воспитательной работе с обучающимися в условиях малого городапроверку модели их взаимодействия и ее внедрение в практику.

Третий этап- (2002;2005 гг.) — заключительно — обобщающий. Связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее оформление.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены цели организации процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимисяобоснована координирующая роль учреждшия базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с общеобразовательными школамиразработана и экспериментально проверена модель организации процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися, включающая: основные принципы (сотрудничества, координации, творческой самостоятельности, открытости) — организационно педагогические условия их взаимодействия (мотивационные, кадровые, организационные, нормативноправовые и др.) — организационные структуры образовательных учреждений (методическая и социально-психологическая службы, органы ученического самоуправления, досуговые объединения, родительские комитеты) и формы их работыфазы развития взаимодействия организационных структур: начальная (между образовательными учреждениями города) и фаза интеграции (взаимодействие образовательных учреждений с социальными, культурными и экономическими структурами города) — этапы развития фаз взаимодействия (информационный, проблемный, проектный, реализующий).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены теоретические представления о цели организации процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования в воспитательной работе с обучающимися в условиях малого города на основе взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями, а также культурными, социальными и экономическими структурами города в вопросах воспитания молодежи.

Обоснована модель организации процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися. Раскрываются этапы и фазы этого взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая в исследовании модель организации процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися может быть использована в процессе становления и развития воспитательного пространства малых городов России, в частности, в малых городах Крайнего Севера и Дальнего Востока с монопрофильной экономикой. Возможно использование полученных результатов в практике взаимодействия образовательных учреждений различного уровня с социальными, культурными, экономическими структурами города по различным направлениям воспитательной деятельности. На защиту выносятся: 1. Организация процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательнсй работе с обучающимися на основе социального партнерства с его экономическими, культурными и социальными структурами, которая позволяет осуществить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании и повысить эффективность воспитания молодежи. 2. Модель организации эффективного процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися, включающая: принципы взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися (координации, сотрудничества, творческой самостоятельности, открытости);

— организационнопедагогические условия взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися (мотивационные, организационные, кадровые, информационные, нормативно-правовые, финансовые);

— организационные структуры образовательных учреждений города (методическая и социальнопсихологическая службы, досуговые объединения, органы ученического самоуправления, родительские комитеты) и формы их работы, обеспечивающие процесс взаимодействия;

— фазы развития взаимодействия организационных структур (начальная и интеграционная);

— этапы развития фаз взаимодействия (информационный, проблемный, проектный, реализующий).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на региональных семинарах: «Образование и личность: проблемы развития, воспитания, общения» (г.Лангепас, 1998 г.), «Роль изучения взаимоотношений среди учащихся с целью организации личностно-ориентированного обучения и воспитания» (г.Лаагепас, 2001 г.), «Гражданское воспитание и формирование культуры межнациональных отношений» (г.Сургут, 2003 г.), «Организация социально-педагогической работы в образовательном учреждении» (г.Нижневартовск, 2002 г.), «Формирование общечеловеческих ценностей у студентов в учебном заведении» (r.Cypiyr, 2005 г.) — на региональных научно-практических конференциях «Личностно-развивающие технологии» (г.Лангепас, 1995 г.), «Авторская модель ЛПЛ-68 как научная концепция авторских методик обучения и воспитания» (г.Ла1гепас, 1996 г.), «Экспериментальный центр-лаборатория педагогической инноватики, создающий концептуальные основы развития образования в регионе» (г. Лангепас, 1997 г.) — на курсах повышения квалификации «Организация воспитательного процесса в современной школе» (г. Лангепас, 1998 г.), «Педагогические технологии досуговой деятельности» (г.Лангепас, 1998 г.), междисциплинарных научнопрактических конференциях аспирантов и соискателей «Образование и культура» (Москва, 2002 г.), «Российское образование: идеи и ценности 21 века» (Москва, 2003 г.) — опубликованы в научнометодическом журнале «Специалист» (№ 7, 2002 г.), в материалах научно-практических конференций, сборнике научных статей АПКиПРО «Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации» ?004 г.). Материалы и результаты исследования получили поддержку в учреждениях общего и базового профессионального образования Ханты-Мансийского округа, внедрены в практику их деятельности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы по 2 главе.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы.

1 .Выявлено, что основной целью организации взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города является осуществление непрерывности и преемственности воспитательной деятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании, что способствует повышению эффективности воспитательной работы с молодежью, что непосредственно сказывается на снижении числа правонарушений среди обучающихся, повышении уровня их досуговой занятости, участие учащихся в ученическом самоуправлении (как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне городских структур), повышении числа выпускников общеобразовательных школ города, поступивших в учреждение базового профессионального образования, также повышение численности выпускников техникума, закрепившихся на предприятиях города и вернувшихся в город после службы в ВС РФ.

2. Установлено, что в малом городе с монопрофильной экономикой учреждение базового профессионального образования играет координирующую роль в развитии взаимодействия образовательных учреждений в воспитательной работе с обучающимися, что способствует развитию их собственных воспитательных систем, позволяет реализовать на практике совместные программы, в которые включены также социальные, культурные и экономические структуры малого города, что, в конечном иток является существенным фактором создание единого воспитательного пространства малого города по работе с молодежью.

3. Разработана и экспериментально апробирована модель взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе, включающая в себя: 3.1. Основные принципы взаимодействия:

• принцип сотрудничества, как взаимодействие организационных структур образовательных учреждений, их объединение в решении общих проблем, совместную постановку задач, совместный анализ процесса их решения и достигнутых результатов;

• принцип координации как единое планирование деятельности организационных структур образовательных учреждений, отработка единых подходов, требований, обмен опытом, взаимная отчетность;

• принцип открытости, как установление партнерских связей организационных структур образовательных учреждений с социальными, культурными и экономическими структурами города;

• принцип творческой самостоятельности как предоставление каждой организационной структуре и каждому участнику возможности планировать и осуществлять свое направление работы.

3.2. Условия взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования:

• мотивационные (осознание руководителями и педагогическими работниками образовательных учреждений необходимости взаимодействия в развитии воспитательной работы, организация соревновательности между образовательными учреждениями, педагогами и учащимися поощряемая администрацией города и предприятия, создание педагогами вариативных программ и т. д.);

• организационные (развитие эффективных организационных структур образовательных учреждений, их взаимодействие через сочетание разнообразных форм работы, а в дальнейшемразвитие соответствующих общегородских структур);

• информационные (анализ широкого круга актуальных вопросов учащихся, педагогов, родителей, социальных структур города по организации воспитательной работы образовательных учрежденийдиагностирование, обработка результатов анализапропаганда достижений в воспитательной работе коллективов образовательных учреждений их организационных структурсоздание на основе компьютерной техники справочноинформационных фондоввзаимное информационное обеспечение через городскую образовательную сеть);

• нормативноправовые (создание необходимой документации: уставов, правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся, должностных обязанностей всех категорий работников, договорыразработка единых требований по направлениям работы различных служб);

• кадровые (повышение уровня квалификации педагогических работников организационных структур по направлениям деятельности через общегородскую курсовую подготовку, семинары, научнопрактические конференции и т. д.);

• финансовые (реализация системы многоканального финансирования образовательных учреждений, разработка финансовыми службами образовательных учреждений бизнес-планов организационных структур, прогнозирование привлекаемых средств).

3.3. Совокупность организационных структур образовательных учреждений города и формы их взаимодействия (методичесгая служба: дни открытых дверей, обобщение опыта работы, методические семинары, профориентационная работа и т. д.- социальнопсихологическая служба: тренинги, «круглый стол» и т. д.- досуговые объединения: презентации, творческий отчет, комплексы коллективных творческих дел и т. д.- ученическое самоуправление: учеба актива, акции, проекты и т. д.- родительский комитет: конференции, акции, встречи со специалистами различных служб и структур города, «круглый стол» и т. д.).

3.4. Фазы развития взаимодействия организационных структур: начальная (между образовательными учреждениями) и фаза интеграции (взаимодействие образовательных учреждений с социальными, культурными и экономическими структурами города). Каждая фаза проходит следующие этапы: информационный, проблемный, проектный, реализующий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время одним из ведущих направлений современного реформирования образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой, самоценной части целостного образовательного процесса.

Эффективность воспитания подрастающего поколения зависит от многих факторов. Так, одним из факторов является обеспечение взаимодействия образовательных учреждений различного уровня в воспитательной работе с обучающимися, организация сотрудничества образовательных учреждений с социальными, культурными и экономическими структурами в вопросах воспитания молодежи.

Представленная модель взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися позволила обогатить и расширить педагогический опыт образовательных учреждений теоретически и практическиопределить единые требования по различным направлениям воспитательной деятельностивыявить и обозначить различные проблемы воспитания подрастающего школениянайти пути их решения и реализовать их через различные социально-значимые программы, проекты, коллективные творческие дела по направлениям деятельности составляющих организационных структур образовательных учреждений, используя при этом систему многоканального финансирования, обеспечила каждого его участника возможностью реализовать себя в различных видах социально-значимой и полезной деятельности.

Сотрудничество и. координация организационных структур на уровне образовательных учреждений на разных этапах совместной деятельности способствовало их интеграции в масштабах малого города, что позволило систематизировать и скоординировать деятельность различных структур города, содействовало созданию единого информационного образовательного поля через компьютерную сеть.

Результаты совместной работы общеобразовательных школ, техникума и других городских структур позволили его участникам осознать и оценить значимость, ответственность и роль каждого в воспитании молодежи города, будущих его устроителей, увидеть результаты совместной деятельности, способствующие организации непрерывности и преемственности воспитательной деятельности.

Так, двенадцать педагогов образовательных учреждений города занимаются научно-исследовательской деятельностью. Создана для учащихся и студентов «Малая академия наук», 17 ребят «академии» участники всероссийских научнопрактических конференций, 13- региональных, 14-окружных. Премиями ООО «ЛУКОИЛ-Западная Сибирь» за особые достижения в учебе, научноисследовательской деятельности, в спорте, культуре и технике награждены около двухсот учащихся города. На протяжении последних лет в городе сокращается число правонарушений, среди молодежи в целом. Увеличилось количество досуговых объединений, учреждений дополнительного образования и число молодежи занимающихся в них. Отлажена система взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и экономических структур города по организации трудоустройства школьников и студентов на исполнение временных работ на протяжении всего календарного года с оплатой их труда.

Изложенные в настоящем исследовании теоретические выводы и практические предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всего комплекса проблем, связанных с организацией процесса взаимодействия учреждений общего и базового профессионального образования малого города в воспитательной работе с обучающимися в условиях малого города.

Требует дальнейшего изучения проблема организации взаимодействия образовательных учреждений всех уровней образовательной территориальной сети малого города, их социальное партнерство с городскими структурами в целях дальнейшего развития единого воспитательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Б. Философская традиция как общественный феномен/ Тбилисский госуниверситет. — Тбилиси, 1988. — 24с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1986. — 448с.
  3. М.А. Проведение традиционных мероприятий в школегБаку, 1965.— 114с.
  4. М.А. Воспитание на передовых народных традициж. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.— 127с.
  5. Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Материалы 7-ой конференции молодых ученых 25−26 мая 1999 /Под общей редакцией A. JI. Бугаевой— М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 1999. — 216с.
  6. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.—Махачкала, 1968.— 125с.
  7. Ш. А. Педагогическая симфония. — М.: МЦР, 2002. — 672с.
  8. Ш. А. Школа жизни.— М.: Дом Шалвы Амонашвили, 2002.—:144с.
  9. Ш. А. Традиции старшего поколения как средство идейно-политического воспитания учащихся. Алма-Ата: Мектеп, 1980.— 126с.
  10. Ш. А. Революционные, боевые и трудовые традиции партии и народа как средство идейно-политического воспитания учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1974.— 24с.
  11. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Изд-во БашГПУ, 2000. —326с.
  12. Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. — М.: Знание, 1979. — 32с.
  13. П.И. Воспитание в школе и ВУЗе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания.// Классный руководитель.— 2002. — № 5. — С. 2223
  14. JI.B., Поладьев С. А. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков, 1994. — 248с.
  15. Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1979.— С. 14−21
  16. JI. К. Комплексный подход к воспитанию школьников.—М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  17. JI. К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся// Классный руководитель, 1999.-№ 6.-С. 38−41.
  18. Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на традициях. М.: Народное образование, 2002— № 1 — 112с.
  19. С .Я., Соколов А. Н., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышение квалификации рабочих. — М.: АПО, 1995.— 208с.
  20. С.Я. Проблемы обучения и воспитания работающей молодежи.— М.: Высшая школа, 1978. — 96с.
  21. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Спб.: Изд. И"та профтехобразования РАО, 1996.— 90с.
  22. B.C. Педагогика. Проективная педагогика.— Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
  23. А.П. О преемственности трудового и профессионального обучения//Проф. — техн. образование, 1976.— № 11. — С.14−16.
  24. А.П. Региональная система профессионального образования.— М.: Педагогика, 1993. — № 4. — С. 68−72.
  25. В.В. Педагогические основы воспитания учащихся на трудовых традициях (на материале профессионально-технических училищ). Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1967. — 22с.
  26. Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения. Автореферат. Белгород, 1999.— 20с.
  27. А.И. Крепкие корни. Пермь. Кн. Изд. 1966.— 143 с.
  28. Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школы (на материале истории Сибири). Новосибирский госпедуниверситет.— М., 1998. — 32с.
  29. Н.А. и др. Преемственность в обучении и воспитании учащейся молодежи: Методическое пособие.— Минск: Изд-во Университетское, 1984.—127с.
  30. С.П., Бочарова В. Г. и др. Социальное воспитание учащихся. Опыт разработки концепции воспитания.— Ростов-на-Дону, 1993. — 111с.
  31. М.И., Шарафутдинов З. Т. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения/УКазанский госпедуниверситет. — Казань: Б.И., 1997.— 141с.
  32. М.И. Воспитание школьников на трудовых традициях советского народа. — М.: Просвещение, 1980. — 79с.
  33. С.К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2004.- 208с.
  34. Л.И. Сила великих традиций. Госполитиздат, 1963.— 152с.
  35. Н.И. Классный руководитель. —2-е изд. испр. и доп.— М.: Просвещение, 1978. — 271с.
  36. Ю.В. Новая обрядность— важный компонент современного образа жизни. // В кн.: Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М. 5. Мысль, 1981. — 187 с.
  37. А.Л. Традиционная педагогическая культура народов хантов и манси. — М., 1994. — 152с.
  38. Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Якутск, 1999.— 16с.
  39. А.А. Преемственность в формировании политической культуры учащихся школы и профтехучилища во внеучебное время. АПН СССР, НИИпроф.-техн. педагогики. Автореф. дис. канд. пед. наук.— Казань, 1988.— 16с.
  40. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспектива.— М., Молодая гвардия, 1978.— 175с.
  41. Д.И. Воспитание подрастающего поколения на героических традициях советского народа.— Минск: Общество «Знание» БССР, 1979−24с.
  42. Г. Н. Педагогика любви. — М.: Магистр-Пресс, 2002. — 455с.
  43. Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999.— 167с.
  44. Г. Н. Педагогика жизни.—Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.— 334с.
  45. В.В. Педагогика школы в двух словах. Педагогическое общество России. М., 1999. — 190с.
  46. В.В. Гуманна ли гуманная педагогика //Воспитание школьников, 2001. — № 1.—-С.14−15.
  47. В.В. Разнообразие форм воспитательной работы //Воспитательная работа в школе. Изд. Школьная Пресса, 2002.— С.60−77.
  48. Воспитание —забота общая //Среднее профессиональное образование, 2002. —№ 1.с. 23−26
  49. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / Под ред. JI.B. Кузнецовой, сост. Г. С. Семенов. — М.: Школьная Пресса, 2002.— 144с.
  50. Воспитание обучающихся в учреждениях начального профессионального образования./ Материалы Всероссийского семинара 27−28 июня. Анапа, 2000. — 16с.
  51. .З., Паташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. — М., 1983.— 130 с.
  52. JI.C. Психология.— М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106с.
  53. А. В. Воспитательные системы образовательных учреждений Владимирской области//Классный руководитель, 2002 г № 1.- С.21
  54. О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. Дис.. канд. пед. наук.— М., 1974. — 209с.
  55. О.В. Преемственность —закономерность идеологического процесса. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1968.— 21с.
  56. Е.М. Преемственность в интернациональном воспитании между общеобразовательной школой и вузом. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1986.— 19с.
  57. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения: Сб. статей. М.: Изд. МПУ, 1979.— 208с.
  58. С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 447с.
  59. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования. \Вестник высшей школы, 1987. — № 8. — С.22−29.
  60. Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся подростков. Автореферат. — Казань, 1999. — 27с.
  61. С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования/ Под ред. Б. С. Гершунского.— М.: Педагогика, 1990. — С. 148−163.
  62. В.А., Шастина Е. П. Управление инновационными процессами в условиях формирования воспитательной системы школы № 1026 г. Москвы. — М., 1997. —С.34−42.
  63. Д. В. Школьное самоуправление: движение к системе//Классный руководитель, 2003.- № 2.- С24.
  64. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Изд. фирма «Сент», 1996.— 112с.
  65. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2001.— 238с.
  66. Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г. В. Организация воспитательной работы в школе. — М., 1998.— 158 с.
  67. В. Толковый словарь живого великого русского языка.— М.: Прогресс, 1994, т.2— С.59
  68. Н.В. Педагогические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа— профлицеях. Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. — Майкоп, 1997. — 29с.
  69. И.Д. Должность или призвание.— М.: Просвещение, 1991. — 159с.
  70. И.Д. Мы идем к детям. Учебное пособие.— М.: Просвещение, 1992.—170с.
  71. И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика.— Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. — 212с.
  72. Н.П. Традиции и формирование личности.— Минск, 1979.— 146с.
  73. И.М. Воспитание учащихся на традициях рабочего класса.— М.: Профтехиздат, 1961. — 24с.
  74. А.Н. Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 1999. — 24 с.
  75. Н.Н. Профориентация как средство вовлечения молодежи в систему профтехобразования. Фрунзе. Мектеп, 1969: — 208с.
  76. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся мшодежи.-2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1988.— 144с.
  77. Л.Н. Взаимодействие технического вуза и ПТУ в воспитании устойчивых профессиональных интересов студентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Каз. пед. инст-т Алма-Ата, 1989.— 26с.
  78. А.А. Методическое обеспечение воспитательной работы в школе./ Классный руководитель, 1999.—№ 6. — С.29−30.
  79. И.И. Внеклассная работа по курсу «Эстетическое воспитание».— М., 1969.—33с.
  80. И.И. Связь эстетического и нравственного воспитания будущих молодых рабочих.— М.: Высшая школа, 1981.— 96с.
  81. И.И. Коммуникативная культура педагога руководителя.— М.: Сентябрь, 2002.— 160с.
  82. М.С. Революционные и трудовые традиции— важнейшее средство идейно-политического воспитания учащихся в советской школе. Дис.канд. пед. наук. — Москва, 1959.— 184с.
  83. И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000.— С.22−27.
  84. Н.С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980.— С. 58.
  85. Педагогика/Под ред. Бабанского Ю.К.— М., 1983. — С.107−108.
  86. Лучшие традиции—детям./ М. Г. Галицкий, Л. И. Арсентьева, Л. А. Борисова и др.— Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978.—88с.
  87. З.Н. Внеклассная работа как средство воспитания у учащихся профтехучилищ любви к профессии. — М.: Высшая школа, 1979.— 71с.
  88. А.В., Цевелев В. Д. Воспитание школьников на героических ¦ традициях советского народа. Сев.— Зап. кн. изд. 1967.— 48с.
  89. И.П. Методика коммунарского воспитания.— М.: Просвещение, 1990. — 144с.
  90. И.П. Воспитывать коллективистов.—М.: Высшая школа, 1982. — 52с.
  91. Т.А. Педагогика. — М., 1968.— С. 297
  92. Г. А. Научно-педагогические школы: перспективный подход.— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.—51с.
  93. История педагогики. От зарождения в первобытнообщинном обществе до середины 17 века. /Под ред. А. И. Пискунова.— М.: ТЦ, 1998.— 216с.
  94. История педагогики. С 17 века до середины 20 века. /Под ред. А. И. Пискунова. —М.:ТЦ, 1998. —303с.
  95. М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974.— 328с.
  96. М.С. Мир общения. — М.: Политиздат, 1988.— 315с.
  97. М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. JL: Ищ-во Ленинградского ун-та, 1991.-384с.
  98. Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000.— 172с.
  99. А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса. — М., ИПК СК, 1996.— 30с.
  100. М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников. \ Советская педагогика, 1983. — №.3.— С. 69.
  101. М.Г. К вопросу о целях и средствах воспитания \ В кн.: Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Под ред. А. П. Шпона. Рига, 1989,—С.81.
  102. В.М. Традиция и исторический процесс.Российская академия управления. — М.: Луч, 1994.— 188с.
  103. Н.П. Комплексное социально-культурное исследование образовательных факторов школы. — М.: Просвещение, 1999. — 27с.
  104. В.А. Управление воспитательной системой школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.— 264с.
  105. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  106. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности.— М.: Новая школа, 1993.— 80с.
  107. И.Т. Познание в мире традиций/ Отв. ред. доктор философских наук В.А. Лекторский- АН СССР. Институт философии — М.: Наука, 1990. — 202с.
  108. А.В. Новые технологии воспитания. Казань: Дом Печати, 1998.— 255с.
  109. В.И. Мотивы поведения и деятельности.— М.: Наука, 1988.— 192с.
  110. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 ф года. — М.:АПКиПРО, 2002.— 24с.
  111. В.М. Воспитывающее обучение.— М.: Просвещение, 1980.— 191с.
  112. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений.— Самара: Сам. ун-т, 1994. — 103с.
  113. В.М. Самоуправление школьников.— М.: Просвещение, 1981.— 208с.
  114. Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие.— М.: Академия, 1999.— 147с.• 115. Кричевский P.JI. Если вы руководитель.— М.: Дело, 1993.— 89с.
  115. Н.К. О школьном самоуправлении \ Пед. соч.: В 11 т. — Т.1. — М.: АПН РСФСР, I960.—С. 168−177.
  116. Культура и традиции: сборник научных трудов./ Отв. Редактор кандидат философских наук, профессор Р. А. Бурханов, доктор философских наук, профессор В.И. Полищук-— Екатеринбург: Издательство Нижневартовского пединститута, 1995.— 237с.
  117. Культурологические традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия. — Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 1998.— 73с.
  118. Культура: инновации и традиции- Юбилейный сборник / Отв. Редактор кандидат философских наук, доцент ЕА. Фролов. — Пенза, 1995.—50с.
  119. .В. Организация и методика проведения игр с подростками. — М.: Владос, 2001.—214с.
  120. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в . профтехучилищах и вузах./ Под ред. А. А. Кыверялга.— Саратов: Изд.
  121. Саратовского ун-та, 1990.— 160с.
  122. Г. К. Становление и развитие центра непрерывного образования в малом городе России с монопрофильной экономикой. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1996.— 152с.
  123. Г. П. Каждому училищу добрые традиции. Мет. рекоменд. — М.: Высшая школа, 1966. — 23с.
  124. Ю.А. Традиция.// Филос. энциклопедия Т. 5— С. 253.
  125. М.В. Как сделать хорошую школу?! — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.— 160с.
  126. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб.— М.: Высшая школа, 1991.— 224с.
  127. Е.Е. Школьные традиции как средство повышения эффективности воспитательной работы. Дисс. канд. пед. наук. — Красноярск. 1977. — 23с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975.—304с.
  129. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся.— М.: Высшая школа, 1990.— 110с.
  130. Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе / Российская академия образования, ин-т среднего профессионального образования.— Казань: ИСПРОРАО, 1998.—39с.
  131. Л.А. Школьные традиции и их роль в укреплении связи школы с жизнью. Дис.. канд. пед. наук. — Фрунзе, 1964.— 186 с.
  132. Т.Ф. Наш общий дом (исповедь директора школы). — М.: Сентябрь, 2001.— 160с.
  133. Лучшие традиции— детям./М.Г. Галицкий, Л. И. Арсентьева, Л. А. Борисова и др.— Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978.—88с.
  134. А.С. Методика организации воспитательного процесса.//Соч.: в 7 т. — т.5 — М.: АПН РСФСР, 1957. — С.9−89.
  135. А.С. Пед. соч.: в 8-ми т. —М., 1983.—Т. 1. — С.267−329.
  136. Ю. С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения) //Методология теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается.-М., 1996.137. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.21. — С. 315.
  137. А.Г. Дальние пределы человеческой психики.— СПб.: Евразия, 1999.—430с.
  138. А.Г. Новые рубежи человеческой природы.— М.: Смысл, 1999.— 423с.
  139. М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования.\ Сов. педагогика, 1996. —№ 6. — С.32−37
  140. Н. Мир 21 века и христианская традиция.//Вопросы философии, 1993. — № 8.— С.11−12.
  141. Л.Р. Организация научно-экспериментальной работы в профессиональном лицее —центре непрерывного образования: Автореф.дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1999.— 22с.
  142. В.А. Теория и практика комплексного подхода к воспитанию.— М.: Высшая школа, 1985.— 96с.
  143. В.А. О современной идеологии воспитания./ Профессиональное образование, 2001. — С.22
  144. Г. В., Карева Н. В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.— 183с.
  145. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1980.— 24с
  146. М.В. Новые подходы к организации воспитательной работы в профессиональном учебном заведении.— М., 1991.— 128с.
  147. М.В. Воспитание профессионализма. Освоение ювых ценностных ориентаций в коллективе профессионального образовательного учреждения. М., ИРПО МО, 1955 — С.115
  148. М.В. Педагогические традиции в коллективе среднего профессионального учебного заведения/ Российская академия образования, Институт среднего специального образования—Автореф. Дис.. канд. пед. наук.— Казань, 1994.— 21с.
  149. Н.Г. Воспитание рабочей смены.— Киев: Политиздат Украины, 1982.— 199с.
  150. A.M. Профессиональное образование России. РАО. —М., 1997.—254с.
  151. A.M. Профтехшкола: стратегия развития.— М.: Ровесник, 1991.—67с.
  152. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. АПО РАО. —М., 1998. — 134с.
  153. А.М. Российское образование в новой эпохе.— М., Эгвес, 2000.—272с.
  154. A.M., Новиков Д. А. От отраслевых и региональных сетей к территориальным. // Профессиональное образование, 2001.— № 5. — С.1 819 156. Новикова JI. И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988: — 80с.
  155. JI. И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: спыт и размышления// Проблемы школьного воспитания.-1996.- № 3.- С. 5.
  156. Нововведения в муниципальном управлении образованием./ Под ред. Н. Д. Малахова. — М.: Новая школа, 1997.— 96с.
  157. Об организации воспитательной работы в учреждениях НПО. /Информационный бюллетень. Официальные документы в образовании. 2001.—№ 2 —С.12.
  158. М. С. Славные традиции— будущим рабочим. Трудрезервиздат, 1958.—140с.
  159. С.И. Словарь русского языка. — М.: Изд-во «Русский язык», 1978. — С.91.
  160. Опыт совместной работы среди профтехучилищ, общеобразовательных школ и предприятий Магнитогорска по профориентации и воспитанию молодежи на традициях рабочего класса./ Сост. В. П. Омельченко.— JL: ВНИИ профтехобразования, 1984.— 67с.
  161. Е. М. Педагогическая основа преемственности в профориентационной работе между общеобразовательной школой, профтехучилищами и производством: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киев, 1974.—25с.
  162. JI. Н. Проблемы и перспективы развития системы воспитания детей и подростков в образовательном пространстве округа.// Образование Югории.-2000.-№ 2 — С.8−11
  163. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого— М., 1996.— 604с.
  164. Педагогическая энциклопедия. — т.1.— М., 1965.— С. 752
  165. Педагогическая энциклопедия. — т.2. — М., 1963.—с. 433
  166. Педагогический словарь. — т.2.— М., 1960.— С. 490
  167. Перспективы развития системы непрерывного образования./ Под ред. Б. С. Гершунского.— М.: Педагогика, 1990.— 224с.
  168. Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе.— М.: Педагогический поиск, 2000.— С.43
  169. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие./ Под ред. Е. Н. Степанова.— М.: ТЦ «Сфера», 2001.— 128с.
  170. В.Д. Традиции и общество: Опыт филос.— социол. исследования. — М.: Мысль, 1982.— 220с.
  171. JI.M. Как сделать хорошую школу?! / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.— 160с
  172. ПодласыйИП. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.— 432с
  173. Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи: Сб. научных трудов./ Под ред. доктора пед. наук, проф. П. В. Конаныхина, — М.: Сургут, 1995.—210с.
  174. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000 —С.72
  175. С.Д. Психопедагогика воспитания.— М.: Новая школа, 1996.— 160с.
  176. Т.А. Взаимодействие общественных организаций школы, ПТУ, предприятий в формировании подготовленности учащихся к управленческой деятельности. НИИ среднего специального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1990.— 18с.
  177. М.М. Профессиональные объединения педагогов.— М.: Педагогическое общество России. — 2002.— 144с
  178. М.М., Моисеев А. Качество образования в разных образовательных практиках / Народное образование, 1999:—№ 9. — С.19
  179. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Метод, рекомендации./ Под ред. А А. Кывырялга, А. В. Батаршева. — М.: Изд. АПНСССР, 1984.— 108с.
  180. Преемственность в трудовом обучении в школе и профессионально-технической подготовке в средних ПТУ: Сб. научн. трудов./ Под ред. А. А. Кывырялга —М.: Изд. АПН СССР, 1980. — 86с.
  181. Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления.— М.: Просвещение, 1990.— 125с.
  182. Проблемы и теория воспитания. Под ред. Л. И. Боевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филоновой. — М.: Педагогика, — 4.11 971.— 258с
  183. Программа воспитательной работы.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.— 160с
  184. Проблемы преемственности в современном народном образовании: детский сад-школа-колледж-ВУЗ: По материалам Всероссийской конференции — Орел, 1999. — 307с.
  185. Программа развития воспитания в системе образования России./Вестник образования, 1999.—№ 12.—С.7−11
  186. В. Н. Учебно-воспитательный комплекс в системе непрерывного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998.—32с
  187. Психология. Словарь Под общ. ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат. 1990.— 494с.
  188. Развитие идеи А. С. Макаренко в теории и методике воспитания./ Под ред. В. М. Коротова.— М.: Педагогика, 1989.— 320с.
  189. К.Р. Становление человека. / Пер. с англ. М.М. Исениной- Общ. ред. и предисл, Е.И. Исениной— М.: Прогресс. Универс, 1994.— 479с.
  190. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Владос, 2001. — 256с.
  191. JI.B. Феномен традиции в образовании./ Сб. научных трудов «Инновации в образовании».— М.: АПК и ПРО, 2001 г. — С.5−10.
  192. И.С. Воспитательная деятельность как фактор профессионального становления личности студента колледжа. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1999. — 27с.
  193. C.JI. Избранные философско-педагогические труды: основы онтологии, логики и психологии./РАН, Инс-т психологии.— М.: Казань, 1997.—462с.
  194. Л.И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер: Книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Просвещение, 1988.— 160с.
  195. Л.И. Нравственное воспитание личности.— М.: Из-во МГУ, 1981.— 184с.
  196. Н.С. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — Алма-Ата, 1974. —С. 17−18
  197. Н. Обычаи и традиции в развитии. АлмаАта, 1985.— С.21−26
  198. Н.К. Планирование работы классного руководителя. — Минск, 1996.—С. 124
  199. Сборник нормативных и методических материалов по проблемам воспитания школьников. Челябинск, 1997.— 72с.
  200. А. Педагогические основы преемственности в профориентационной работе профтехучилища и общеобразовательной школы. — Фрунзе: Мектеп, 1979.— С. 10
  201. В.А. Воспитание старшеклассников на революционных, боевых и трудовых традициях. Ленинград, 1970-— 108с.
  202. Э.Э. Педагогические условия преемственности трудового обучения детей в образовательном комплексе «детский сад- школа». Автреф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999-—22с.
  203. В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.— 192с.
  204. П.П. Воспитываем на славных традициях.— К.: Рад. школа, 1980.—97с.
  205. Л.А. Воспитательная работа. Контроль и руководство. Издательство ИПК Новокузнецк. 1997.— 141с.
  206. М.Н. О школе будущего. Перспектива развития советской общеобразовательной школы.— М., Знание, 1974.— 62с.
  207. В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы.// Наука и школа, 1998: — № 2 — С. 8.
  208. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1986- 136с.
  209. С.Л. Воспитание по Иванову. — М.: Педагогика, 1989.— 348с.
  210. Сорока Росинский В. Н. Школа Достоевского.- М., 1978.
  211. Стиль и традиция в развитии культуры./ Отв. ред. Е.Я. Зазаерский— Л., 1989.— 172с.
  212. В.Н. Традиции как средство воспитания\ Народное образование, 1952.—№ 12.— С.48
  213. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.— М.: Политиздат, 1976.— 144с.
  214. В.А. Трудовые традиции в школе. // Сов. пед.— 1955.— № 7.—с.22.
  215. В.А. О воспитании.— М.: Политиздат, 1956.— С.18
  216. В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Радяньска школа, 1969-— 247с.
  217. Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища.— Казань. Тат. книжное изд-во. 1982. -129с.
  218. Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ. — М.: Педагогика, 1987.— 111с.
  219. В.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания-— Казань: АПН СССР, 1991.— 22с.
  220. С.В. В поисках альтернативных путей воспитания./ Народное образование — 1999 —№ 9 — С. 17
  221. В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащихся технического лицея. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999.—20с.
  222. М.Ф. Школьные традиции и их значение в коммунистическом воспитании детей. Дисс.. канд. пед. наук.— Киев, 1956.— 26с.
  223. В.М. Воспитательное значение школьных традиций. Дисс.. канд. пед. наук. — Киев, 1965.— 186с.
  224. Г. К. Педагогические основы совместной работы школы, семьи и общественности по воспитанию подростков на героических традициях советского народа. Автореф. дш.. канд. пед. наук. Ташкент, 1978.—20с.
  225. А. Уклад жизни школы как компонент образования.//Воспитание школьников, 2001.— № 1.— С. 5.
  226. А. К. Духовное обновление общества.— М., 1980.— 244с.
  227. Управление качеством образования./ Под ред. М. М. Поташника.— М.: Педагогическое общество России, 2000.— 448с.
  228. Управление воспитательной системой школы.— Педагогическое общество России./ Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.— М.: 1999.— 164с.
  229. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. — М.: Сентябрь, 1995.— 128с.
  230. В.Ф. Нравственное воспитание старшеклассников на революционных, боевых, трудовых традициях и примерах общественно политической жизни советского народа. Дисс.. кавд. пед. наук. — М., 1966.— 187 с.
  231. А. Модернизация образования в новом витке: цели и средства. //Образование в документах, 2004.- № 19.- С 13−15.
  232. В.Ф. Сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях непрерывного профессионального образования: на примере проф.— технического учебного заведения. Институт общего образования.— М., 1996. — 23с.
  233. А.К. Социально-философский аспекты современного развития культуры: Автореф. дисканд. филос. наук. — М., 1981.— 19с.
  234. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс.— М.: Новая школа, 1994.— 42с.
  235. И.Д. Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы.— М.: АПК и ПРО МО ПО РФ, 1998.— С.11−14.
  236. И.Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы, а образовательных учреждениях. -М.: АПКиПРО, 2003.-116с.
  237. П. Преемственность и’ее роль в развитии культурных традиций./ АН Уз. ССР. Институт философии и права им. И. М. Муминова— Ташкент, 1989.—21с.
  238. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т.- М., 1965.
  239. З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка^—М.: Рос. Пед. Агенство, 1997.— 247с. •
  240. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика- 1997. № 2.- С.43−50
  241. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1997.— 50с.
  242. Н.Е. Новые технологии воспитательной работы со школьниками.// Воспитание школьников. -1990, № 4.— с.9−11
  243. Энциклопедический словарь.— СПб.: Норинт, 2001.— 1458с.
  244. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель.— М.: Новая школа, 1996.— 386с.
  245. Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. — М., 2000.— 351с.
Заполнить форму текущей работой