Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Промышленная политика Афганистана и условия ее реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Афганистане, в силу известных причин трансформационного и политического характера, спад производства оказался таким глубоким, а кризис государственных финансов и денежно-кредитной системы привели к столь резкому падению доходов, что реальный объем инвестиций стремительно сократился и даже упал до нулевого уровня. Для восстановления и подъема промышленности Афганистана важное значение имеют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
  • Глава III.

Промышленная политика Афганистана и условия ее реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Промышленная политика является составной частью экономической политики Правительства Афганистана, что непосредственно связано с функцией государства по созданию условий, способствующих индустриализации и росту промышленного потенциала страны.

Афганистан располагает богатыми природными ресурсами и полезными ископаемыми, научное и техническое использование которых позволяет вывести страну из отсталости и поднять ее на высшую стадию развития.

Усиление кризисных явлений во всех отраслях экономики выдвигает на первый план необходимость разработки комплекса мер социально-экономического развития на базе использования ключевых управляющих параметров, стимулирующих действия на экономический рост через развитие промышленного производства и структурной перестройки в экономике Афганистана.

Структурная перестройка, проводимая в ходе реализации международной помощи Афганистану, способствует вовлечению в народнохозяйственный оборот природных и трудовых ресурсов, что является важнейшими условиями для восстановления существующих производств и строительства новых предприятий в промышленности, агропромышленном комплексе, транспорте и коммуникации, строительной индустрии, социальном секторе.

В Афганистане имеются все условия для увеличения производства промышленной продукции за счет комплексного использования природных ресурсов, ресурсов сельскохозяйственного производства, минерального сырья и трудовых ресурсов. Следует отметить, что изучение основных факторов, обусловивших возникновение кризиса, позволяет добиться существенного прорыва в тех отраслях экономики, которые подвержены кризисным явлениям. В первую очередь, это относится к сфере промышленного производства, которая является основной экономической базой любого общества.

В современных условиях экономика Афганистана переживает глубокий политический и экономический кризис, что обусловлено рядом основных причин, исследование которых имеет первостепенное значение для разработки реальных путей и действенных мер социально-экономического характера по их преодолению. Все это предполагает необходимость глубокого и всестороннего изучения и поиска путей решения социально-экономических проблем, возникающих в Афганистане, и обеспечение ее промышленным развитием.

Практическое осуществление целей промышленной политики Афганистана обеспечивается с помощью применения государством ряда инструментов государственного регулирования и вывода страны из кризиса, путем фискальной, монетарной, социальной, экономической и внешнеэкономической политики.

Степень изученности проблемы. Вопросам промышленного развития в мировой литературе уделено большое внимание, поскольку оно является важнейшим фактором экономического роста. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в трудах зарубежных ученых: М. Джонк, Э.Дж. Доллан, Мухаммаданвари Дуст, Р. Ларрен, Дж.Д. Сакс, Абдулвохид Сархоби, П. Самуэльсон, Д. Скотт Синх, К. Эклунд, Дж. Фридман и других.

Исследованию проблем промышленного развития в отдельных отраслях посвящены труды ученых СНГ: Абалкина Л. И., Аврашкова Л. Я., Аганбегян А. Г., Гранберга А. Г., Грузинова В. П., Иоффе И. Г., Львова Д. С., Петракова Н. Я., Шаталина С. С., Ясина Е. П. и других.

В Таджикистане, вопросам промышленного развития и отдельных его аспектов, посвящены работы: Ахроровой А. Д., Баротова В. Д., Бобоева О. Б., Бобокалонова O.K., Ветрова В. И., Исоматова Б. И., Катаева А. Х., Каюмова Н. К., Комилова С. Д., Курбанова Т. Х., Камолитдинова С. К., Мирзоева Р. К., Назарова Т. Н., Нурмахмадова М. Н., Разыкова В. А., Рахимова Р. К., Саидмуродова Х. М., Уракова Д. Ш., Хабибова С. Х., Хакимова А. Х. и других.

В Афганистане, проблемам промышленного развития уделено не достаточное внимание, но тем не менее, нужно отметить работы отдельных ученых, о том, что в мировой литературе отсутствуют работы, посвященные вопросам промышленного развития в условиях затяжного кризиса. Своеобразие ресурсного потенциала Афганистана, уровень развития инфраструктуры экономики, недостаточный образовательный потенциал страны и неразвитость его внешнеэкономических связей, накладывают определенный отпечаток на решение вопросов его промышленного развития, что предопределяет актуальность, цель и задачи настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является изучение состояния промышленности, выявление причин, факторов и последствий кризиса в Афганистане, оценка их влияния на промышленное развитие и на этой основе разработка научно-обоснованных социально-экономических рекомендаций по восстановлению и развитию промышленности Афганистана.

По итогам изучения состояния промышленного производства до кризисных явлений периода 90-х годов, автором сделана попытка решения следующих задач: рассмотреть состояние отдельных отраслей промышленности Афганистана в период 90-х годов, выявить основные закономерности и определить направления восстановления и развития добывающей и обрабатывающей промышленности Афганистанаисследовать состояние малой промышленности и определить направления малого предпринимательства в промышленном секторе Афганистанапроанализировать и оценить социально-экономические последствия инфляции в Афганистане в конце 90-х годов, и установить основные приоритеты по восстановлению и развитию промышленности Афганистанаисследовать социально-экономические условия реализации промышленной политики и определить финансово-кредитные меры по восстановлению и развитию промышленности Афганистанаопределить условия создания новых возможностей для бизнеса и защиты промышленности Афганистана.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам экономической теории, теории организации и управления социально-экономическими системами, теории кооперации и интеграции.

В работе использованы методы экономического и статистического анализа и экспертных оценок.

Информационной базой диссертации послужили статистические материалы «Бюллетеней иностранной коммерческой информации» периода 70−90 годов, материалы межгосударственного статистического Комитета СНГ, данные органов статистики Афганистана, Государственного комитета по статистике при Правительстве Республики Таджикистан, обзоры социально-экономического развития Государств Центрально-Азиатского экономического сообщества, данные периодической печати и специальных научных журналов.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуются состояние и социально-экономические проблемы развития добывающей и обрабатывающей промышленности Афганистана и связанных с ним отраслей производственной и социальной инфраструктуры, на базе исследования явлений экономического кризиса и определения путей их преодоления.

Научную новизну работы составили:

— выявление закономерностей формирования отраслевой и территориальной структуры промышленного производства Афганистана на период до 90-х годов;

— определение факторов и причин кризисных явлений периода 90-х годов и оценка влияния на развитие промышленного производства;

— обоснование путей выхода промышленности Афганистана из кризиса, разработка мер и подходов к формированию ее промышленной политики.

Предметом и объектом исследования явились экономические отношения, проявившиеся в системе промышленного производства и связанных с ним отраслей экономики Афганистана в период до 90-х годов, а также в периоды экономических кризисов экономики Афганистана.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автором впервые обосновывается стратегия промышленного развития Афганистана в условиях выхода из экономического кризиса, а разработанные в диссертации социально-экономические предложения и рекомендации, будут способствовать развитию промышленного производства, его сырьевой базы, производственной и социальной инфраструктуры.

Апробация диссертации. Результаты исследования были обсуждены на научно-практических конференциях Таджикского государственного университета коммерции (1998;2002 гг.), заседаниях кафедр мировой экономики, экономики и организации предпринимательства Таджикского государственного университета коммерции, международных конференциях (Душанбе, 1999;2001 гг.).

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 11 публикациях автора, общим объемом 15,1 печатных листов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, общим объемом 161 страницы.

Из проведенного исследования следую следующие выводы, заключение и рекомендации:

1. Одним из важных отраслей промышленности Афганистана является добывающая промышленность. Несмотря на наличие в недрах Афганистана различных полезных ископаемых, добываются они (кроме каменного угля и природного газа) в небольших количествах. Сказывается, как уже отмечалось, отсталость афганской экономики, характеризующейся медленным строительством современных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, недостатком средств и кадров инженерно-технических специальностей. Афганистан обладает, с точки зрения своих природных богатств и трудовых ресурсов, значительным потенциалом, поэтому задачей Правительства является освоение этих богатств на благо народа Афганистана.

2. В Афганистане насчитывалось 336 промышленных предприятий различной мощности. Вырабатываемых этими предприятиями товаров, и прежде всего товаров широкого спроса, не хватает для удовлетворения потребностей населения страны. Поэтому до настоящего времени огромную роль в этом жизненно важном для Афганистана деле играет мелкое (кустарно-ремесленное) производство, в мастерских которых изготовляется разнообразный ассортимент потребительских товаров.

3. Между тем дальнейшее развитие фабрично-заводской промышленности осложняется все еще продолжающимися враждебными действиями, проникающих в Афганистан из-за рубежа криминальных банд. Разрушая и уничтожая различные народнохозяйственные объекты, они не только наносят огромный материальный ущерб республике, но и создают в стране обстановку, тормозящую дальнейшее промышленное развитие.

4. На помощь афганскому народу пришло мировое сообщество. Подписаны ряд соглашений и контрактов по проведению геологоразведочных работ, восстановлению и строительству новых промышленных, энергетических и других народнохозяйственных объектов Афганистана.

5. Важным делом по созданию условий для восстановления промышленности Афганистана является формирование адекватной сложившимся условиям денежной и финансовой политики государства.

Денежная политика будет направлена на реализацию задач дисконтирования, установления минимальных резервов Центрального банка, ограничения кредитной политики.

6. В инфляционной обстановке Центральный банк должен устанавливать высокие значения дисконта. Не допускать обмена ценных бумаг на наличные деньги, с другой стороны повышение цены дисконта позволит вкладчикам вложить свои сбережения в банк, что приведет к уменьшению объема наличных денег в обороте. Кроме того, государство должно через Центральный банк увеличить уровень минимальных резервов, ограничить кредитную мощность коммерческих банков. Таким путем Центральный банк может изымать часть излишних денег из оборота и направить их, с учетом реальных условий, производственному (промышленному) сектору на увеличение инвестиции.

7. Ограниченная кредитная политика позволяет путем определения и назначения размеров кредита в банковской системе добиваться ограничения потока денег в экономике и тем самым предотвратить инфляцию. Узнав о том, что кредит направлен не в сферу производства, Центральный банк обязан принять меры по его целевому использованию и осуществить жесткий контроль. Он должен направить кредитные ресурсы на промышленное развитие и связанные с ним секторы экономики страны.

8. В 90-х годы производство бумажных купюр в Афганистане измерялось тоннами и были распределены ограниченному кругу лиц, что дало им возможность сконцентрировать в своих руках, огромные богатства страны. Все это предполагает необходимость осуществления в стране денежной реформы, путем ввода в обращение новых денежных знаков. При этом особенно следует обеспечить защиту интересов нижних и средних слоев населения и справедливого распределения богатства страны, что способствует успешной реализации программы развития экономики, в частности, промышленного сектора экономики и ее инфраструктуры.

9. В сочетании с уровнем недостаточным освоением природных и трудовых ресурсов и вышеуказанных мер макроэкономической стабилизации, станет возможным реализация многочисленных проектов по возрождению промышленного потенциала Афганистана. К этому следует добавить необходимость создания, на новой технологической базе, отраслей производственной инфраструктуры, прежде всего ее транспортно-дорожной составляющей (строительство новых железнодорожных линий, магистральных автомобильных дорог международного и местного значения, строительства тоннелей и мостов, и т. п). Все это убедительно свидетельствует о том, что в Афганистане предстоит разработать и осуществить программу широкого освоения природных и трудовых ресурсов, формирования слаженной транспортной инфраструктуры. Это означает, что Афганистан станет регионом нового пионерного освоения, что в экономической и финансово-кредитной стратегии страны политика максимального использования экономических механизмов регулирования, обеспечения экономического роста должны быть приоритетными.

10. Огромные резервы экстенсивного пути роста экономики в Афганистане не используются. Это предполагает реализацию системы мер по импорту лицензий и патентов, с целью создания новой материально-технической базы производства, что наряду и экстенсивным, обеспечивает и интенсивный экономический рост в стране. В пользу выбора экстенсивно-интенсивного пути экономического роста в условиях Афганистана, говорит и недостаточный уровень использования в промышленности наличных производственных мощностей.

11. Следует разработать и осуществить реализацию новой промышленной политики и определение ее приоритетов в условиях Афганистана, с учётом ее региональных особенностей и уровнем использования экономического потенциала страны. Важно отметить, что для осуществления новой промышленной политики огромное значение имеет расширение сравнительных преимуществ Афганистана, сферы участия страны в международном разделении труда и развитие таких форм международных экономических отношений, как создание в Афганистане совместных предприятий с иностранными инвестициями, развития международных торгово-экономических связей.

12. Предложенные в диссертации меры либерализации торговли не означают безучастного отношения государства к структуре импорта, особенно по части импорта лицензий и патентов. Промышленно развитые страны, с помощью нетарифных мер стремятся импортировать не потребительские товары и тиражированную технику. В частности, патенты и лицензии, новую технику, передовые технологии, уникальное оборудование, что в условиях Афганистана позволяет ограничить ввоз готовой продукции и снизить тарифы для импорта лицензии и патентов на новую технику, технологических линий, а также узлов и комплектующих изделий, для сборки готовой продукции руками местных рабочих.

13. Задача формирования эффективной экономической структуры и максимальное использование фактора международной торговли в экономическом развитии Афганистана, предполагают ориентацию промышленной политики на рост импортозамещающих факторов производства.

14. Для того, чтобы иметь афганскую промышленность в современном ее понимании, должны внести коррективы во внешнеэкономическую политику за счет реализации политики возрождения и формирования отечественной промышленности, и обеспечения потребности внутреннего рынка товарами отечественного производства.

15. Для подъема экономики Афганистана исключительное значение имеют инвестиции. Инвестирование может превратиться из области желаемой в реальную действительность, лишь при одном непременном условии: если сбережения юридических и физических, экономических агентов будут больше, чем их потребление. Расчеты автора показывают, что в стране наблюдается ярко выраженная тенденция опережающего роста склонности к потреблению', а в последние десять лет — отрицательное значение коэффициента сбережения. Следует отметить, что в инвестиционной сфере экономики Афганистана глубокий кризис продолжается, в результате чего эффективность инвестиционной деятельности систематически снижается и уже происходит окончательное разрушение инвестиционного комплекса страны.

16. В Афганистане, в силу известных причин трансформационного и политического характера, спад производства оказался таким глубоким, а кризис государственных финансов и денежно-кредитной системы привели к столь резкому падению доходов, что реальный объем инвестиций стремительно сократился и даже упал до нулевого уровня. Для восстановления и подъема промышленности Афганистана важное значение имеют иностранные инвестиции. Поэтому при рассмотрении привлекательности экономики Афганиста на через призму выше перечисленных факторов выясняется, что по всем или почти по всем параметрам стране предстоит большая кропотливая работа по приведению в действие резервов в экономической, социальной и политической сферах, чтобы существенно усилить позицию страны в части привлечения иностранной инвестиции. Вместе с тем, мировой опыт показывает, что решающим фактором увеличения притока иностранных инвестиций является политическая стабильность и страхование риска зарубежных инвесторов.

17. В целях подъема экономики Афганистана, особенно ее депрессивных регионов, в диссертации предложены меры направленные на поддержку предпринимательства и малого бизнесасубсидии, стимулирующую занятность населенияобщественную работу или трудоустройство в государственном секторевыявление возможностей местного экономического развития: реализация комплекса мер и приоритетов, обеспечивающих сдерживание спада производства в промышленности и скорейшего вывода страны из экономического, политического и социального кризисовобеспечение поддержки наиболее приоритетным и жизнеспособным направлениям промышленного производства, базирующимся на местном сырье, что может обеспечить рост в экономике и компенсировать спад производства в менее жизнеспособных сферахосуществить денежную, кредитную и финансовую реформу, обеспечить государственный контроль над уровнем номинальных цен, валютных курсов и резервов коммерческих банков, упорядочить финансово-кредитную политику, с целью увеличения оборотного капитала и источников накопления (инвестирования) — создать жизнеспособную производственную инфраструктуру экономики, особенно транспортно-дорожную и коммуникационнуюсодействовать формированию гибкой структуры промышленного производства, с целью быстрой адаптации в изменяющихся внешних и внутренних условияхсформировать систему кооперационных связей с зарубежными странами, с целью создания и расширения производства товаров местного потребления для населения и предприятий страныобеспечить соответствующие условия для импорта лицензий, патентов на новую технику и технологию высокого технического уровняоптимизировать производственные мощности, создать транснациональные компании и межгосударственные промышленно-финансовые группыспособствовать сохранению, восстановлению и расширению промышленного потенциала страны, прежде всего традиционных отраслей легкой, пищевой и обрабатывающей промышленностиобеспечить развитие экспортного потенциала и импортозамещающих производствреализовать систему предложенных в диссертации мер по развитию малого и среднего предпринимательства, расширению сферы деятельности от «челночной» к производству материальных ценностей (создание бизнесинкубаторов, технопарков, лизинговых и консалтинговых фирм и т. д) — создать соответствующие условия для повышения инвестиционной привлекательности страны и реализовать меры по привлечению иностранных инвестиций в строительство производственной и социально-экономической базы нового Афганистана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основные документы первого пятилетнего плана экономического и социального развития ДРА на 1358−1362 г. х. (1978/80−1983/84), т. И. Кабул, 1358 г. х., табл.5.
  2. Н.И. Развитие промышленности и положение рабочего класса Афганистана М., 1965.
  3. Т. Содействие СССР развитию госсектора в Афроазиатских странах «Азия и Африка сегодня», 1977, № 12 с.8.
  4. В. Проблемы труда и промышленность Афганистана в 1966/67−1971/72 гг. Кабул, 1968, с. 585. «Кабул Тайме», 17 июня 1978 г.
  5. Большая Советская энциклопедия, т. 21, М., 1975, с. 81−82.
  6. A.A. Физическая география Афганистана. М., 1957, с.73
  7. Справочник «Страны Востока», т. П. Средний Восток. М., 1936, с. 256−257. По другим данным, около 300 магазинов Б.Г., Левитский Л. П. Минеральные ресурсы зарубежных стран. Афганистан. М., 1949, вып. 15, с. 87- и др.
  8. A.A. Указ. соч., с. 73−75.
  9. Справочник «Афганистан». М., 1960, с. 150- справочник «Афганистан». М., 1964, с. 87.11. «Кабул Тайме», 28 сентября 1976 г. 12. «Экономический ежегодник ДРА», с. 331, 332.
  10. А., Черняховская Н. Афганистан. М.1975, с.25−46.24. Там же.25. БИКИ, 1974, N67, с. 3.26. БИКИ, 1978, N27, с. 2.
  11. Д. Им создавать будущее. «Азия и Африка сегодня», 1980, N8, с. 1028. «Джумхуриат», 3 августа 1974 г. и 7 3 марта 1976 г. 29. «Кабул Тайме», 29 ноября 1976 г.- «Ды саур инкилаб», 21 декабря 1978 г. 30. «Кабул Тайме». 29 ноября 1976 г.
  12. Д. Указ соч., с. 10.32. «Кабул Тайме». 12 декабря 1973 г. и 5 мая 1976 г.
  13. Д. Указ соч., с. 10- «Джумхуриат», 16 августа 1977 г. 38. «Джумхуриат», 16 августа 1977 г.- и 7 3 марта 1976 г.- «Кабул Тайме». 6 февраля 1978 г.
  14. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 98.40. «Кабул Тайме», 5 августа 1972 г.
  15. A.A. Указ. соч., с. 90.42. «Анис», 5 апреля 1972 г. 43. «Страны Востока», с. 262.
  16. A.A. Указ. соч., с. 83- Давыдов А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 98.53. «Страны Востока», с. 262.
  17. М.Г. Указ. соч., с. 1972- «Афганистан», 1964, с. 149.55. «Афганистан», 1964, с. 87.
  18. A.A. Указ. соч., с. 81.57. «Афганистан», 1964, с. 82.
  19. М.Г. Указ. соч., с. 1973.59. «Афганистан», 1964, с. 88.60. «Кабул Тайме», 5 ноября 1973 г.
  20. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 97−62. «Джумхуриат», 6 мая 1976 г. 63. «Страны Востока», с. 262.64. Там же, с. 262.65. «Кабул Тайме», 21 января 1973 г.
  21. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 98.
  22. Там же, 13 февраля 1968 г. 74. «Хивад», 19 февраля 1975 г.- «Кабул Тайме», 20 декабря 1975 г.75. «Анис». 10 октября 1968.76. «Кабул Тайме», 23 апреля 1973 г.
  23. М. Эта молчаливая страна света. «Азия и Африка сегодня», 1976, N7, с. 41.
  24. М.Г. Указ. соч., с. 170.
  25. А. Указ. соч., с. 85.81. «Афганистан», 1964, с. 88.
  26. А. Небесный камень Бадахшана. «Известия», 26 ноября 1977 года.83. «Страны Востока», с. 261- «Кабул Тайме», 8 февраля и 1 ноября 1973 г.
  27. А. А. Указ. соч., с. 87.85. «Джумхуриат», 31 октября 1974 г.
  28. Д. Указ. соч., с. 10.
  29. В. Основные показатели развития экономики и культуры Афганистана. Кабул, 1968, с. 27−28.88. «Да саур инкилаб», 13 марта 1979 г.- «Внешняя торговля», 1980, N 6, с. 15.
  30. Цифровые данные по энергосистемам приводятся по кн.- Стригин В. Указ. соч., с. 27−28.90. «Да саур инкилаб», 13 марта 1979 г.
  31. В. Указ. соч., с. 17.106. «Джумхуриат», 10 января 1976 г. 107. «Джумхуриат», 13 мая 1974 г. 108. «Кабул Тайме», 14 февраля и 17 июня 1979 г.
  32. Основные документы первого пятилетнего плана ДРА ., т. II табл. 30.110. «Анис», 7 февраля 1975 г.- «Кабул Тайме», 7 февраля 1974 г., 31 июля 1975 г. и 6 апреля 1976 г. 111. «За рубежом», 1980, N7(1024), февраль.
  33. В. Указ. соч., с. 21.113. «Джумхуриат», 26 апреля 1976 г.
  34. Д. Им создавать будущее. «Азия и Африка сегодня», 1980, N8, с. 28−30.129. «Кабул Тайме», 15 апреля 1979 г.
  35. Афганистан. «Внешняя торговля», 1980, N 5, с. 19.131. «Кабул Тайме», 2 июля 1977 г. 132. «Джумхуриат», 30 сентября 1976 г. 133. «Кабул Тайме», 15 апреля 1979 г.
  36. М.Г. Афганистан, с. 168.
  37. М. Г. Афганистан с. 168- Давыдов А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 96.136. «Анис», 5 января 1972 г.
  38. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 96- Чупырь В. указ. соч., с. 9.
  39. В. Указ. соч., с. 30.154. «Кабул Тайме», 25 марта 1976 г. 155. «Джумхуриат», 5 августа 1976 г.
  40. В. Указ. соч., с. 38.
  41. А. Д. Социально-экономическая структура деревни Афганистана, с. 114.212. Там же. '213. «Анис», 26 мая 1975 г.- «Кабул Тайме», 1 февраля 1978 г.
  42. А.Д. Указ. соч., с Л14, 115.
  43. В. Указ. соч., с.40- «Джумхуриат», 11 сентября 1974 г.
  44. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 106- «Кабул Тайме», 19 февраля 1976 г.
  45. В. Указ. соч., с. 40
  46. А., Черняховская Н. Указ. соч., с. 106- «Кабул Тайме», 19 февраля 1976 г. 219.БИКИ, 1978, N27, с. 2.220. «Кабул Тайме», 9 июля 1975 г.- «Джумхуриат», 4 марта 1976 г.
  47. В. Указ. соч., с. 40.222. «Кабул Тайме», 6 марта 1968 г. 223. «Кабул Тайме», 14 июня 1978 г. 224. «Кабул Тайме», 7 мая 1975 г. и 15 июля 1978 г.
  48. Подробно о красителях.: Пикулин М. Г. Афганистан, с. 132- Пикулин М. Г., Шамансурова А. Ш., Рашидов Р. Т. Ремесло и мелкая промышленность Афганистана с.85−86.
  49. БИКИ, 1978, N 28, с. 2- Чупырь В. Указ. соч., с. 45.227. «Анис», 6 марта 1976 г. 228. «Кабул Тайме», 5 мая и 28 декабря 1977 г. 229. «Анис», 6 марта 1976 г. 230. «Кабул Тайме», 9 мая и 28 декабря 1977 г.
  50. Как сообщалось в афганской печати, строительство в Герате хлебозавода (мощность 25 т изделий в сутки) и механической мельницы (производительность 60 тыс. т муки в год) намечено начать в 1980 г. («Кабул Тайме», 7 июня 1979 г.)232. Там же.
  51. В. Указ. соч., с. 49.246. «Джумхуриат», 5 октября 1975 г.
  52. В. Указ. соч., с. 7.248. «Кабул Тайме», 8 мая 1976 г.- «Ды саур инкилаб», 18 июня 1979.249. «Анис», 20 августа 1975 г. 250. «Джумхуриат», 11 апреля 1974 г.- «Кабул Тайме», 7 ноября 1974 г.
  53. В. Указ. соч., с. 47- «Кабул Тайме», 29 ноября 1975 г. 262. «Кабул Тайме», 24 апреля 1978 г. 263. «Кабул Тайме», 18 июля 1977 г. 264. «Кабул Тайме», 3 января 1977 г. 265. «Анис», 20 мая 1972 г.- «Кабул Тайме», 3 августа 1976 г.
  54. В. Указ. соч., с. 65- «Кабул Тайме», 4 декабря 1976 г. 275. «Кабул Тайме», 17 июля 1978 г. 276. «Кабул Тайме», 20 мая 1965 г.
  55. В. Указ. соч., с. 50−51.278. «Кабул Тайме», 6 сентября 1978 г.
  56. А. Афганские встречи. «Азия и Африка сегодня», 1979, N 5, с. 38.
  57. И. Афганские встречи. «Азия и Африка сегодня», 1979, N 5, с. 38.296. «Кабул Тайме», 3 декабря 1974 г.- 12 апреля 1976 г.- 15 марта 1977 г., «Анис», 27 января 1975 г.- «Джумхуриат», 28 января 1976 г.- и др.
  58. В. Указ. соч., с. 7298. БИКИ, 1978, N 27, с. 2.299. «Джумхуриат», 3 и 24 декабря 1975 г.
  59. И. Афганские встречи. «Азия и Африка сегодня», 1979, N 5, с. 38.
  60. М.Г., Шамансурова А. Ш., Рашидов Р. Т. Ремесло и мелкая промышленность Афганистана.
  61. Central Statistics Office. Prime-Minister. Statistic Information of Afghanistan, 1975/1976, Kabul.
  62. Statistic Information of Afghanistan, 1975/1976, p. 160−162.
  63. Основные документы первого пятилетнего плана экономического и социального развития ДРА на 1358−1362 (1978/79−1983/84) годы и прогнозы на 1367 (1988/89) год, т. II. Кабул, 1358 (1979), табл. 29.
  64. Statistic Information of Afghanistan, 1975/1976, p. 164.
  65. М.Г., Шамансурова А. Ш., Рашидов Р. Т. Указ. соч., с. 6496.
  66. В. Указ. соч., с. 69−71.
  67. Humlum G. La geograpie de Afganistan. Copenhague, 1959.
  68. Smith H., Bernier D., etc. Area Handbook Afganistan, Washington, 1969.311. «Правда», 18 октября 1980 года.
  69. Демократическая Республика Афганистан., с. 90.
  70. Общий ущерб, нанесенный стране басмаческими бандами, составляет 35 млрд. афгани, т. е. ровно половину всех капиталовложений на развитие страны, сделанных за 20 предшествовавших Апрельской революции лет («Известия», 27 марта 1983 года).
  71. О., Оймахмадов М. Экономические основыпредпринимательства м. ДПП «Анис», 1997−416 стр.
  72. О. Логистика рынка. М. Амри илм, 1998−223 стр.
  73. О., Умаров X. Бизнес-план предприятия Д. Сохибкор, 1 999 114 стр.
  74. Бор Ремун. «Политическая экономика». Пер.: Манучехри Фарханг.
  75. Тегеран, издательство радио и телевидения Исламской Республики Иран, 1988 г.
  76. М. Проблемы функционирования экономики в переходный период. Экономист, — 4 1991
  77. Грузиков В.П. «Экономика предприятия», 1998г
  78. Давлаободи Басир ахмад. «Сведения об Афганистане». («Паспорт Афганистана»).- Тегеран, изд-во Шахид, 1992 г.325. «Де Афганистан Банк». Журнал, № 2.- Кабул, 1975 г.
  79. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика пер. с телсиб: Копирайт, 1994
  80. Р.Я. Перестройка управления промышленным производством в новых условиях хозяйствования. Ташкент, Фан, 1990
  81. Ежемесячник рыночных исследований (экономических). Издание агенства по исследованию и теории рынка, № 62.- Тегеран, 1993 г.
  82. Запди Хакики Манучехр. «Экономика общей сферы» («Общая экономика»).-Тегеран, изд-во Тегеранского университета, 1990 г.
  83. Зухур мунтазир Махмуд. «Микро и макро экономика». -Тегеран, изд-во Тегеранского университета, 1993 г.
  84. Карабогием Муртазо. «Экономика расцвета и развития».- Тегеран, изд-во Тегеранского Университета.- 1371/1992г.
  85. Н.К. Проблемы эффективности использования материальных ресурсов. Д. Ирфон, 1987
  86. Н.К. Начало большого пути. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Д. 1999 г, № 3
  87. Дж.М. Общая теория занятости, процента кредита, пер. с англ. -Петрозаводск: Петрохом, 1993
  88. Коми л ов С. Экономика производственного опыта и «ноу- хау» Д., 1993
  89. С.Д., Каюмов H.H., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. 2 Д., 1998
  90. С.Д., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. 1, Д., 1996
  91. Кодир Асли, Бакир. «Достижение экономической науки». Тегеран. Издательство «Сипехр». 1372/1993.
  92. Е.В. Теория переходной экономики. М., 1998
  93. В., Курнышова И. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса. Вопросы экономики № 11, 1996
  94. A.M., Мирсаидов А. Б., Цена и рынок. Худжанд, 1995
  95. Мидлтон. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой М. ЮНИТ, 1997
  96. Моделирование процессов управления промышленным производством. Новосибирск: Наука, 1984
  97. Мухтасам Давлатшохи Тахмосб. «Основы экономической науки. Малая и большая экономика». Тегеран: изд-во Худжаста, 1994 г.
  98. Р., Карренбауэр М. Производственный учет, снижение и контроль издержек: пер. с нем. М. И. Корсакова -М.:ФБК, 1997
  99. М.Н., Комилов С. Д. Экономический кризис: оценка, стратегия развития, Душанбе. 1993
  100. Одилю Оджин. «Теория и вопросы денег и банковского дела». М.1191.347. «Партийная жизнь». Теоретический, политический, методический и информационный журнал ЦК НДПА, № 5.- Кабул, 1987 г.
  101. Поиз .А. Общий взгляд на экономику Бохтара. Армугон талха, 1998.
  102. А. Влияние инфляции на экономическое и социальное положение Афганситана. Хамбастагй, 1999−1,0 п.л.
  103. А. Афганистан и злоупотребление его стратегией. Паеми майхан 2000- 0,5 п.л.
  104. А. Роль Афганистана в экономических организациях и его сотрудничество с ЭКО. Пайеми майхан. 2000−0,25.
  105. А. Вопросы отсталости и экономическое положение Афганистана. Пайеми майхан. 2000−0,25 п.л.
  106. А. Таджикистан и необходимость выпуска новых денег. Пайеми майхан 2000 0,5 п.л.
  107. А. Еще один шаг в сторону демократии в мире. Пайми майхан. 2000−0,35 п.л.
  108. А. Взгляд о поездке Ахмадшаха Масъуда в Европу. Хамбастагй. 2001−0,65 п.л.
  109. А. Экономический кризис и оценка его влияния на промышленное развитие Афганистана. Душанбе, НИИ «Наклиёт» 2001−2,5 п.л.
  110. А. Антикризисные меры и концептуальные подходы к формированию политики промышленного развития Афганистана. Душанбе, НИИ «Наклиёт». 2002−3,0 п.л.
  111. В.А. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан анализ состояния и перспективы развития. М.: Эксмебриспресс, 1996
  112. В.А., Рахимов Ш. М., Сафаров С. Г. Инвестиционная политика Республики Таджикистан и основные направления её активизации. Душанбе ПИОНПИЦентр, 2000
  113. Ш. М. Концепция формирования устойчивого развития промышленности. Материалы Республиканской научно-практическойконференции «Устойчивое человеческое развитие в Таджикистане на пороге XXI века», Душанбе, 2000 г
  114. Р.К. Факторы и тенденции в экономике переходного периода. Материалы международного семинара. «Проблемы выживания и устойчивого развития Республики Таджикистан», Душанбе, 1996
  115. Рахими Бруджирди Амиршо. «Политика макробольшой экономики и реформы строя». -Тегеран, 1994 г.
  116. И.И. Интернет. Предприниматели, маркетинг М.1997
  117. Самуильсон Пол, Нирз Онс Вильям. «Экономика Пал Самвильсона». Перевод: Амирщо Наврузи, Мухаммад Иброхим Джахондуст.-Тегеран, изд-во Най, 1987 г.
  118. И.П., Эффективность предприятия в конкурентной экономике. Снб.: ЛИВТ, 1992
  119. Статистический ежегодник 1987 года. Издательство Центрального управления статистики Афганистана.
  120. Ш. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры Таджикистана, М. 1997
  121. Ш. М. Таджикистан на пути экономических преобразований: проблемы становления рыночной инфраструктуры М.1997
  122. Тафзимии Фаридун. «Макро экономика», Тегеран, Издательство «Най, 1366/1987
  123. Д.У., Бобоев Ш. Проблемы совершенствования форм собственности в рыночных условиях в Таджикистане Д.Диловар, 1999
  124. Х.М. и др. Антикризисное управление экономикой Таджикистана. Д. ПИОЦентр, 1996
  125. Х.М. Развитие внешнеэкономических связей как основы антикризисного управления промышленностью Таджикистана, НПНЦентр, Д. 1998
  126. Фазл Риези, Ахмад Джаъфар Самими.- Тегеран, издательство Орзу, 1993 г.
  127. Фарханг Мирмухаммад Сидик. «Афганистан за последние пять Веков», т.2. Тегеран, Издательство «Ирфон», 1374/1995.
  128. Хабиб Рухуллох. «Наша экономика».- кабул, 1350/1971г.
  129. Хан Д. Планирование и контроль. Пер. с нем. Под ред. М. Л. Хукашевича. -М. «Финансы и статистика», 1 996 377. «Центр документов шпионского гнезда Америки». «Афганистан: начало кризиса». Часть 1., перевод: Исламские студенты последователи Ислама. Тегеран.
  130. Шони Муртозо. «Будущее экономики Соединенных Штатов Америки». Тегеран, Объединение «Дуньё», 1990.
  131. Чубор Мир Гулом Мухаммад. «Афганистан на путях истории». Тегеран, Издание Центра революционной печати, 1366/1987.
  132. К. Эффективная экономика М. Экономика 1991
Заполнить форму текущей работой