Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Границы государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Данный тезис наиболее актуален применительно к завершению переходного периода. Вполне естественным представляется тот факт, что переход к рынку нельзя понимать как полное отстранение государства от экономической жизни и установление в чистом виде стихийно функционирующей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные вопросы государственного регулирования рыночной системы
    • 1. 1. Исторические предпосылки возникновения государственного регулирование в России
    • 1. 2. Регулирование рынка в точках бифуркации как основа стабильного и эффективного экономического роста
    • 1. 3. Современные тенденции государственного регулирования
  • Глава 2. Стратегия государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в России
    • 2. 1. Основные формы и методы государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в РФ
    • 2. 2. Новая стратегия экономического роста
    • 2. 3. Инновации как основа стабильного экономического роста
  • Глава 3. Государственное регулирование и экономический рост
    • 3. 1. Необходимость выделения нового экономического тренда в РФ
    • 3. 2. Проблемы финансирования экономического роста
    • 3. 3. Государственное регулирование как система мер, направленных на стимулирование инвестиций
    • 3. 4. Развитие национальной экономики посредством бифуркации

Границы государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена завершением переходного периода в экономике РФ.

Необходимо отметить, что переходные процессы в России близки к своему завершению. Это объясняется прежде всего тем, что проблемы, характерные для переходного периода, уже во многом решены и сейчас экономический рост уже не носит «восстановительного характера».

В рамках завершения переходного периода осуществляется формирование новой модели экономического развития на основе тренда устойчивого и сбалансированного экономического роста.

Выбор наиболее эффективного экономического тренда осуществляется российским государством в точках бифуркации — т. е. в точках ветвления экономической системы. Именно государство в точке бифуркации, а не стихийные начала рынка, должно выбирать тренд экономического развития.

Точки бифуркации являются многогранным понятием. В современной экономике данные точки представляют собой не только критические пункты развития экономической системы, точки ветвления, но и имеет место экономический импульс, на основе которого происходит изменение соотношения между факторами производства.

Именно государство, путем сознательного регулирования экономического развития в точках бифуркации, должно определять эффективное соотношение между факторами производства, так как именно соотношение факторов во многом определяет качество экономического роста и эффективность национальной экономики.

В условиях завершения переходного периода можно сделать вывод, что границы государственного регулирования — это пределы эффективности государственного регулирования, т. е. регулирование будет эффективным пока будет осуществляться экономический рост в устойчивом и сбалансированном режиме.

Фундаментальные основы государственного регулирования экономики были заложены работами Дж. М. Кейнса, Дж. Кларка, П. Самуэльсона,.

A. Смита. Развитие теории государственного регулирования на современном этапе осуществляется многими зарубежными учеными, в частности, Дж. М. Дж. Бьюкененом, В. Зангом, Дж. Стиглицем, Д. Нортом и другими экономистами.

Среди отечественных экономистов, исследовавших проблему государственного регулирования экономики, следует отметить Л. И. Абалкина, Т. А. Агапову, А. Г. Аганбегяна, М. К. Бункину, В. Г. Буданову, Н. А. Волгина,.

B.Д. Иванченко, М. З. Ильчикова, С. С. Ильина, В. Д. Камаева, В. И. Кушлина, Б. З. Мильнера, С. Ф. Серегину, Г. Х. Попова, И. Пригожина, Ф. Шамхалова и др.

Однако ни одна из моделей, разработанных в рамках государственного регулирования экономики, полностью не отражает специфику экономического развития в условиях завершения переходного периода.

Кроме того, многие авторы не рассматривали существование множества точек бифуркации, посредством эффективного прохождения которых осуществляется развитие экономики.

Авторы большинства публикаций по данной проблеме, появившихся в отечественной печати в последние годы, либо игнорируют несомненные достижения зарубежной экономической науки, либо некритично переносят основные результаты зарубежной теории и практики государственного регулирования на российскую почву. Это определило потребность в теоретических разработках, опирающихся на различные модели экономики и одновременно учитывающих особенности завершения переходного периода в России.

Вышеизложенное позволяет заключить, что проблемы государственного регулирования экономики в России на этапе завершения переходного периода еще не полностью решены и требуют дополнительной разработки. Эти обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности государственного регулирования на этапе завершения переходного периода в экономике РФ.

Для достижения указанных целей были поставлены и решены следующие задачи:

• уточнить функции государственного регулирования экономики на этапе завершения переходного периода;

• обосновать необходимость государственного вмешательства в экономику, главным образом в точках бифуркации;

• на основе мирового опыта определить основные тенденции государственного регулирования экономики;

• определить формы и методы государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в РФ;

• определить место и роль инноваций в новой стратегии экономического роста в РФ;

• доказать необходимость выделения нового экономического тренда в РФ;

• доказать положение, что сбалансированный экономический рост достигается при прохождении точек бифуркации по потенциально выгодному экономическому тренду.

Объектом исследования является государственное регулирование экономики в условиях завершения переходного периода.

Предмет исследования — точки бифуркации, в которых происходят ветвления экономического развития и изменения соотношения факторов производства.

Информационная база исследования основана на данных Государственного комитета по статистике РФ (Российский статистический ежегодник 2002 г., 2003 г.- Россия в цифрах 2003 г.- Инвестиции в России 2002 г., 2003 г.- Социальное положение и уровень жизни населения России 2003 г.), данных Всемирного Банка, Международного валютного фонда, ООН.

Методологической и теоретической основой исследования послужили дедуктивный и индуктивный методы научного познания. Достоверность научных выводов и практических рекомендаций основывается на теоретических и методологических положениях, сформулированных в исследованиях российских и зарубежных ученых.

Наиболее существенные результаты и научная новизна диссертационной работы состоят в дальнейшей разработке методов государственного регулирования экономики в точках бифуркации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости государственного регулирования экономики преимущественно в точках бифуркации.

К числу полученных выводов и предложений, содержащих элементы нового научного знания, можно отнести следующие:

1. В работе обоснована необходимость и возможность государственного регулирования экономики в точках бифуркации.

Точка бифуркации представляет собой переломный, критический момент в развитии экономической системы1, в котором государство осуществляет выбор дальнейших путей экономического развития. Он осуществляется не стихийными силами рынка, а государством с целью выбора оптимального экономического тренда.

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1999. С. 17,28.

2. Выдвинуто и доказано положение о существовании множества точек бифуркации в национальной экономике. Посредством движения экономики по наиболее эффективному тренду может быть обеспечен устойчивый и сбалансированный экономический рост.

3. В работе выдвинуто положение, что в точках бифуркации меняется соотношение между факторами производства. Автор диссертации доказывает, что эффективность экономического роста зависит от эффективности экономической системы факторов в ее наиболее оптимальном сочетании.

Основным фактором производства в рамках завершения переходного периода в экономике России в настоящее время является «информационный ресурс».

4. Выдвинута гипотеза об объективности возникновения точек бифуркации. Обосновано положение о существовании «бифуркационных сигналов рынка», которые информируют общество о приближении к точке бифуркации.

В исследовании предлагается ввести коэффициент, показывающий соотношение инноваций и ВВП, то есть эффективность экономического развития:

К = Уинноваций/ВВП, где Уинноваций — объем инновацийВВП — валовой внутренний продукт в денежной форме.

Чем ближе значение данного коэффициента к 0,1, тем ближе критичел екая точка бифуркации. То есть если удельный вес инноваций в структуре ВВП меньше 10% — государственное регулирование экономического развития неэффективно.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности инструментов государственного регулирования экономики в точках бифуркации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть применены в государственном регулировании экономики на современном этапе.

2 По данным Всемирного Банка.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Основы экономической теории», «Государственное регулирование экономики», некоторых спецкурсов, а также при дипломном проектировании.

Апробация результатов исследования. Ряд разработок автора обсуждались на 4-м Всероссийском банковском форуме «Банки и государство».

Основные теоретические и методологические положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры экономики ИМПЭ им А. С. Грибоедова. По теме диссертации опубликованы 3 печатных работы общим объемом 2,5 п. л.

Заключение

.

История доказала неправомерность осуществления выбора между государственным хозяйством и рынком. Задачей государства является объединение интересов предпринимателей с интересами общества с целью улучшения благосостояния как одних, так и других.

Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Данный тезис наиболее актуален применительно к завершению переходного периода. Вполне естественным представляется тот факт, что переход к рынку нельзя понимать как полное отстранение государства от экономической жизни и установление в чистом виде стихийно функционирующей, саморегулирующейся системы связей между хозяйствующими субъектами. Рыночная экономика не может нормально функционировать без активных действий со стороны государства — это уже доказанный факт.

До настоящего момента считалось, что государственное регулирование определяется понятием несовершенства или «пороков» рынка, которые государство должно компенсировать или нейтрализовать. Некоторые авторы полагают, что если бы рынок был совершенен, то роль государства сводилась бы к нулю. И чем более он совершенен — тем меньше роль государства.

С такой позицией трудно согласиться. Государственное регулирование определяется не «провалами» рыночной экономики, а прежде всего сущностью и принципами функционирования рыночной экономики. В современной России в рамках завершения переходного периода роль государства должна выражаться в комплексе мер, которые позволяют мобилизовать все внутренние резервы для последующего экономического развития.

России необходимо такое государственное регулирование, при котором на основе стабильного экономического роста обеспечивается все более полное удовлетворение потребностей населения.

В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время особую роль государство играет в реализации новых экономических и социальных функций, связанных с обеспечением качественно нового экономического роста: поддержка науки и образования, распространение современных технологий, стимулирование инновационной активности, реализация промышленной и научно-технической политики, решение экологических проблем.

Государственное регулирование должно быть ориентировано прежде всего на выбор заведомо выигрышного экономического тренда, который должен обеспечить стабильный экономический рост в долгосрочной перспективе.

Формирование нового экономического тренда возможно лишь на этапе перехода экономики на качественно новый уровень развития. Данный переход может быть осуществлен в момент прохождения точки бифуркации. Необходимо отметить, что точка бифуркации представляет собой переломный, критический момент в развитии экономической системы57, в котором она (система) осуществляет выбор пути дальнейшего развития, иначе говоря, это точка ветвления вариантов социально-экономического и технического развития. Таким образом, государственное регулирование экономики необходимо производить прежде всего в точках бифуркации и на приграничных с ней участках.

Безусловно, в развитии национальной экономики существует множество точек бифуркации. Это объясняется прежде всего тем, что именно после прохождения одной точки система стремится к достижению дальнейшего равновесия, отличного от нуля, то есть стремится к другой точке бифуркации. Путем прохождения данных точек по наиболее эффективному экономическому тренду и достигается экономический рост.

Государственное регулирование будет эффективно лишь в том случае, когда данное вмешательство не будет препятствовать развитию экономики, до тех пор пока будет возможен экономический рост. В большинстве случаев.

57 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1999. С. 17,28. государство только лишь формирует принципы экономического развития, одновременно создавая условия их (принципов) применения.

Независимо от этого, вся мощь государственного регулирования должна быть сосредоточена именно в точках бифуркации, в тех моментах, когда экономика испытывает наиболее сильное стремление к случайности выбора пути дальнейшего экономического развития.

В момент наступления точки бифуркации в экономике происходят серьезные изменения: меняются соотношение факторов производства, структура системы, связи, пропорции, а затем, в отдельных случаях, и механизм ее функционирования.

Если существует информация, указывающая, когда и какую точку бифуркации нам предстоит пройти, на какие бифуркационные ветви мы можем «попасть», и каков «коридор возможностей», то существует вполне реальная возможность корректировать, а в дальнейшем и прогнозировать экономическое развитие страны путем государственного регулирования экономики. Главное, что у государства есть вполне реальные альтернативы выбора и, как следствие, возможности строить различные варианты развития экономики.

Множественные флуктуации еще не означают частоту изменения движения системы. Если изначально выбран эффективный, потенциально выгодный экономический тренд, то в дальнейшем государство только корректирует это развитие и задает такие параметры экономической системы, при которых на основе стабильного экономического роста обеспечивается все более полное удовлетворение потребностей населения.

Необходимо отметить, что точка бифуркации для России прежде всего должна определяться термином «государственное регулирование». Именно государство, а не законы рынка, выбирает тренд экономического развития.

Российский тренд экономического развития должен быть ориентирован на максимальное удовлетворение общественных потребностей путем воздействия на социально экономические системы различных размеров: народное хозяйство в целом, отрасль, регион, рыночный инфраструктурный комплекс, государственное предприятие, частное предприятие с целью повышения и рационального регулирования эффективности производства.

Как уже отмечалось выше, в экономическом развитии существует достаточно много точек бифуркации, в которых необходимо максимально жестко устанавливать границы экономического регулирования, дабы четко и ясно определить дальнейшие параметры движения экономической системы.

Как только государство предоставляет возможность выбора тренда в точке бифуркации обществу, общество задает заранее критические условия развития экономики, предпочитая сиюминутные результаты вместо взвешенной и продуманной экономической политики. Рыночный механизм также не имеет возможности самостоятельного выбора тренда, так как нацелен прежде всего на получение прибыли от конкретного предприятия или отрасли, но не экономики в целом.

Необходимо лишний раз отметить, что было бы ошибочно считать, что рыночный механизм, выбирая ту или иную отрасль народного хозяйства приоритетной, «подтягивает» остальную часть экономики, расширяя тем самым границы экономического роста. России необходимо такое государственное регулирование, при котором на основе удовлетворения общественных потребностей неизбежен экономический рост. Необходимо так подойти к вопросу удовлетворения потребностей, чтобы общество само направляло всю мощь государственного регулирования на решение процессов, способствующих экономическому развитию и длительному экономическому росту.

Немаловажным является и тот факт, что именно в точках бифуркации меняется соотношение между факторами производства. В свою очередь, именно от сочетания факторов производства зависит эффективность и качество экономического. роста.

Помимо трех классических факторов производства (труд, земля и капитал) в последнее время все большее значение приобретает такой фактор, как «информационный ресурс». Речь идет, прежде всего, о так называемой информационно-телекоммуникационной революции, которая перевернула многие традиционные представления о соотношении и взаимодействии государства и бизнеса. Термин «информационное общество» занимает все более прочное место в лексиконе как зарубежных, так и отечественных социальных и гуманитарных наук.

Наука как источник информации, проникая во все области человеческой деятельности, оказывает значительное влияние на развитие всех элементов производительных сил — орудий, средств и предметов труда, а также важного элемента производительных сил — рабочей силы.

При всех различиях в понимании концепции «информационного общества», экономисты отводят первостепенное значение информации, которая по своей значимости и объему превзойдет материальную продукцию, энергию и услуги. Самовозрастание потока информации, придет на смену самовозрастанию потока капитала58.

Российский опыт свидетельствует о несостоятельности тех экономистов, политических и государственных деятелей, которые, приступая к реформированию экономики страны, исходили из убеждения, что рынок сам по себе способен решать возникающие перед обществом социально-экономические проблемы, что путь увеличения эффективности национальной экономики лежит в направлении сокращения роли государства в экономической жизни. При этом игнорировался опыт новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые сделали беспрецедентный рывок в своем экономическом развитии именно благодаря активной роли государства, а не сырьевому экспорту.

В современной России в рамках завершения переходного периода роль государства должна выражаться не в каком либо конкретном своем проявлении, а в комплексе мер, которые мобилизуют все внутренние резервы для дальнейшего экономического развития.

58 Шамхалов Ф. Основы государственного управления. — М. 2003.

Необходимость государственного регулирования экономики в условиях завершения переходного периода в России отчасти трактуется самой природой рыночных отношений. В рыночных условиях хозяйствования отсутствуют действенные механизмы, способные защитить общественные интересы в целом и оградить общество от нежелательных последствий в будущем. Например, рынку не свойственно оценивать последствия расширяющейся производственной деятельности предприятий на экологию, создавая этим угрозу для жизнина рынке реализуются опасные с различных точек зрения товары: наркотики, оружиепроизводителям невыгодно выпускать социально значимые товары — дешевые лекарства и различные товары народного потребления.

Рынок обладает ограниченными возможностями для обеспечения необходимого уровня равновесия в экономической системе и поддержания занятости населения на необходимом уровне. Он не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, не поддерживает экономически не выгодные проекты и т. д. В соответствии с рыночными началами невозможно поддержание обороноспособности страны, культуры и искусстваздравоохранения, физической культуры и социального обеспечениянауки и научного обслуживаниясудебных и правоохранительных органовгосударственного управления (аппарат органов управления) — жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания населения и т. д.

В настоящее время особую роль государство должно играть в реализации принципиально новых функций, связанных с обеспечением качественно нового экономического роста: поддержка образования, распространение современных технологий, и стимулирование инновационной активности, реализация промышленной и научно-технической политики, решение экологических проблем. Государственное регулирование должно быть ориентировано на выбор заведомо выигрышного экономического тренда, который должен обеспечить стабильный экономический рост в долгосрочной перспективе.

С развитием общества и диверсификацией структуры хозяйственной деятельности, усложнением ее производственно-технологической базы, повышением роли человеческого фактора происходит возрастание и усиление регулирующих функций государства. Эти изменения охватывают не только экономические, но и социальные функции. Так, необходимо лишний раз подчеркнуть, что основой нового экономического тренда будут научные знания (knowledge based economy) как фактор производства, воплощенные не только в человеческих ресурсах, но и в продукции, услугах, организации хозяйства.

Именно государство путем регулирования экономики в точках бифур кации должно определять эффективное соотношение между факторами производства, так как именно соотношение факторов определяет качество экономического роста. Точки бифуркации для России прежде всего должны детерминироваться условиями и возможностями государственного регулирования. Именно государство, а не рынок выбирает тренд экономического развития.

России необходимо такое государственное регулирование, при котором на основе стабильного экономического роста обеспечивается рост благосостояния населения. Необходимо так подойти к вопросу удовлетворения потребностей, чтобы общество само направляло всю мощь государственного регулирования на процессы, способствующие экономическому развитию и длительному экономическому росту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономи-ки//Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 5.
  2. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991.
  3. Э.А., Карпова O.K. Управление предприятиями государственного сектора во Франции. — М.: НИИ управления, 1992.
  4. Richards A. Growth, nontradables and price convergence in the Baltics.
  5. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М.: Ось-89, 1998.
  6. М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. — М.: Кон-салтбанкир, 1997.
  7. Г. А. Государственное регулирование экономики и корпоративные стратегии. — Тюмень, 1998.
  8. Вал Хори Дж. Основы управления финансами/Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  9. Д.И. Предпринимательство на селе.— М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997.
  10. Ю.В. Российское предпринимательство. История и возрождение. — М.: Русское Деловое Агентство, 1997.
  11. О. Политико-географические аспекты изучения промышленности капиталистических стран и его проблемы. Региональная экономика. — М., 1992.
  12. Государство в российской модели общества // Проблемы теории и практики управления.— 1999.—№ 1.
  13. М.В., Каретникова Т. М. Государственное регулирование экономики. — Челябинск: Челябинский Дом Печати, 1998.
  14. P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, Безопасность / Под общ. ред. С. А. Панова. — М.: Экономика, 1997.
  15. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1024.
  16. Коркорпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Пер. с англ. — М.: Джон Уайлиэнд Санз, 1995.
  17. А.П. Финансовый анализ: управление капиталом, планирование инвестиций.— М., 1996.
  18. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. — М., 2000.
  19. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М., 1993.
  20. М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРД-М, 1997.
  21. М.Г., Смакай Л. Г. Основы предпринимательства: Учеб. пособие.— М.: Фин-статинформ, 1999.
  22. В. Экономическое эссе. — М.: Политиздат, 1990.
  23. Р. Проблемы формирования рыночной экономики России. — М., 1994.
  24. Липсиц К, Коссов В. Инвестиционный проект. — М., 1996.
  25. Н.Н., Потравный КМ. Экономика и организация природопользования. — М., 2000.
  26. ЛяпинаА.А. Экономика, экология, затраты. — М., 1997.
  27. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. — М.: Республика, 1992.
  28. Н. Макроэкономика / Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
  29. К. и Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 20.
  30. Макроэкономические модели планирования и прогнозирования / Пер. с англ. и фр. — М., 1970.
  31. Малый бизнес в вопросах и ответах. — М., 2000.
  32. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. — М., 1996.
  33. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. JT.H. Красавиной. — М., 2000.
  34. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста.— М., 1997.
  35. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В. А. Шульги. — М., 2002.
  36. В. Основы национальной экономики. — М., 1996.
  37. Ю. Социальная переориентация экономики. — М., 1990.
  38. В.П. Государственное регулирование национальной экономики.— М., 1999.
  39. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Поиск. — № 16. — 2002.
  40. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире / Всемирный банк. 1997.
  41. М. Международные, экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. с фр. —М., 1994.
  42. Д., Рубинфелъд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. — М.: Экономика, Дело, 1992.
  43. Н., Ротаръ В. Фактор неопределимости и управление экономическими системами. — М., 1985.
  44. Г. Г. и др. Механизм защиты социальной сферы.— М., 1992.
  45. К. Мир предрасположенностей. Две новые точки зрения на причинность // Философия и человек. Часть 11. — М., 1993.
  46. В.А. Прогнозирование национальной экономики. — М., 1996.
  47. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под ред. Ф. М. Бородкина, Л. Я. Косалс, РВ. Рывкина. — М., 1995.
  48. В.К., Горбунов Э. П. Социальная политика: механизм формирования и реализации. — М., 2002.
  49. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1999.
  50. Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры. — М., 1990.
  51. Прогностика. Терминология. — М., 1990.
  52. .А., Голубков Е. П., Пекарский JI.C. Системный подход в перспективном планировании. — М., 1975.
  53. Н., Дискин И. и др. Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. — М., 1996.
  54. В.З. Социальные ориентиры изменяющегося общества. — М., 1993.
  55. В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. — М., 1994.
  56. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. — М., 1997.
  57. Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. — М., 1992.
  58. В.М. Социальная сфера (проблемы планирования). — М., 1989.
  59. Рынок труда и социальной политики в Центральной и Восточной Европе / Под ред. Н. Барра. —М., 1997.
  60. В.Е. Современное предпринимательство. — М.: Экономика, 1997.
  61. П. Экономикс. — М.: Прогресс, 1994.
  62. С. Государственное регулирование в условиях неустойчивости экономического развития: Диссертация на соиск. д.э.н. — М., 2001.
  63. Системные проблемы России. Путь в XXI век. — М., 1999.
  64. Социальная политика в современной России. — М., 1993.
  65. Социальная политика: реформа социального страхования. — М., 1995.
  66. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. — СПб., 1995.
  67. А. Исследование о припорде и причине богадства народов. — М., 1962
  68. В.А. Этика и психология делового человека. — М.: Агентство «ФАИР», 1997.
  69. Е.С., Бляхман Л. С., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. — СПб., 1998.
  70. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях/ Под ред. Е.Н. Жильцова
  71. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Под ред. Ю. В. Яковца. — М., 1997.
  72. Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды / Пер. с англ. — М., 2000.
  73. Н.П., Попов В. А. Методы социально-экономического прогнозирования. — М., 1993.
  74. И.В. Инвестиционный климат в России: региональные риски. — М., 1997.
  75. Ф. Основы государственного управления. — М., 2003
  76. М. Государство и транснациональные компании//Проблемы теории и практики управления. — 1999. —№ 4.
  77. Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
  78. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
  79. Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
  80. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 № 117-ФЗ.
  81. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18.06.1995 № 88-ФЗ.
  82. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 09.01.1996 № 2-ФЗ.
  83. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ.
  84. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948−1 (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 № 70-ФЗ).
  85. Экономическая теория / Под ред. д.э.н. В. Д. Камаева — М: Владос, 2003.
  86. Agenor P.-R. Macroeconomic fluctuations in developing countries: Some stylized facts McDermott J., Prasad E.S. — S. 1. — 1999.
  87. Boulding K.E. Principles of Economic Policy. — Englewood Cliffs, 1997.
  88. Beddies C.H. Monetary policy and public finances: Inflation target in a new perspective. — S.I.— 1999.
  89. Ghosh S.R. East Asia in the aftermath: Was there a crunch? Ghosh A.R. — S. 1. — 1999.
  90. Growth and institutions — 2003.
  91. Edison H. Wealth effects and the new economy Slok T. — S. 1. — 2001
  92. Sekine T. Modeling and forecasting inflation in Japan. — S. 1. — 2001.
  93. Kongsamut P. Beyond balanced growth Rebelo S., Xie D. — S. 1. — 2001.
  94. Huffman S.K. More impacts of economic reform in Poland: welfare changes within a consistent framework. — Ames (Iowa). — 2001.
  95. Moron E. Monetary policy rules for financially vulnerable economies Winkelried D. — S. 1.: IMF. — 2003.
  96. Moser G. Economic growth and poverty reduction in sub-Saharan Africa Ichida T. — S. 1.: Intern, monetary fund. — 2001.
  97. Purfield C. Fiscal adjustment in transition countries: evidence from the 1990s. — S. 1.: IMF. —2003.
  98. Richards A. Growth, nontradables and price convergence in the Baltics Prepared by A. Richards and G. Tersman- Approved by A. Knobl. — S. 1. — 1995.
  99. Moron E. Monetary policy rules for financially vulnerable economies Winkelried D. — S. 1.: IMF. —2003.
  100. Weder B. Institutional reform in transition economies: how far have they come? — S. 1.: Intern. monetary fund. — 2001.
  101. Baqir R. Districting and government overspending. — S. 1.: Intern, monetary fund. — 2001.
  102. Growth and institutions — 2003.
Заполнить форму текущей работой