Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образные репрезантации транскрипционных знаков английского языка в процессе его изучения учащимися различных этногрупп: на примере удмуртского и русского этносов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У представителей удмуртского этноса доминируют ассоциации, относящиеся к категории «Природа», что обусловлено базисным положением аграрного культа в синкретичной системе религиозных верований удмуртского народа, обожествлением и одухотворением природного начала. Ассоциации представителей русского этноса относятся, главным образом, к категориям «Человек» и «Быт». Доминантное положение первой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. 1. Культурно-гуманистический подход к образованию
    • 1. 2. Этнопсихологические аспекты образования
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты оптимизации обучения иностранному языку
  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОБРАЗНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЛИНГВ ИСТИКЕ
    • 2. 1. Языковая транскрипция как система графических знаков
    • 2. 2. Основные подходы к пониманию и классификации знаков
    • 2. 3. Методологические и эмпирические аспекты изучения образных репрезентаций
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Этапы и организация исследования
    • 3. 2. Методы изучения образных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка
    • 3. 3. Принципы обработки эмпирических данных
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ТРАНСКРИПЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    • 4. 1. Результаты анализа образных репрезентаций с применением семантического дифференциала в различных этнических группах
    • 4. 2. Результаты анализа образных репрезентаций в процессе использования ассоциативного эксперимента в различных этнических группах
    • 4. 3. Описание программы обучения знакам транскрипции английского языка на этнокультурной основе
    • 4. 4. Исследование эффективности использования образных репрезентаций в процессе обучения транскрипции представителей различных этнических групп

Образные репрезантации транскрипционных знаков английского языка в процессе его изучения учащимися различных этногрупп: на примере удмуртского и русского этносов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской образовательной системы на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии природосообразных и культуросообразных технологий образования и психологического сопровождения процесса обучения. Поиск эффективных способов преподавания иностранного языка обусловлен возрастающей потребностью общества в развитии межкультурной коммуникации, самым распространенным средством которой считается современный английский язык. Расширение коммуникативного пространства и необходимость включения инновационных технологий в профессиональный инструментарий современного субъекта деятельности повышают субъективную значимость владения иностранным языком как интериоризированным инструментом взаимодействия. В нашей стране интерес к изучению английского языка постоянно растет, и сегодня актуален комплексный подход к его преподаванию, включающий как ознакомление с культурой страны носителей языка и овладение коммуникативными компетенциями, так и приобретение прочных знаний в области изучаемого языка.

В современной психологической науке нашло отражение изучение специфики иностранного языка как учебного предмета (Б.В. Беляев, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская и др.) — выделена специфика овладения иноязычной деятельностью: соотнесенность с родным языком (У.Ф. Макки, М. Сигуан и др.), направление пути овладения (Л.С. Выготский), частичная включенность иностранного языка в предметно-коммуникативную деятельность (В.А.Артемов, Г. А. Китайгородская и др.), расчленение процесса обучения иностранному языку на обучение отдельным видам речевой деятельности (З.И.Клычникова, Н. С. Харламова и др.).

Обучение транскрипции английского языка как виду учебной языковой деятельности обеспечивает логичный и последовательный переход отзвука к букве через фонетический символ. Усвоение знаков транскрипции может опосредоваться образами-медиаторами — мнемоническими сюжетными монохроми ыми рисунками-раскрасками, предполагающим и возможность расширения и содержательного наполнения за счет включения элементов различного порядка.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения констатируемых современной наукой противоречий между: необходимостью нового культуросообразного основания дидактических средств обучения иностранному языку и недостаточным научным обоснованием культурно-опосредованного содержания учебного процессапотребностью в более эффективных способах преподавания иностранного языка, разработанных на основе психологических закономерностей и механизмов обучения, и традиционным подходом в системе образования.

Объект исследования: система обучения транскрипции английского языка.

Предмет исследовании: образные репрезентации транскрипционных знаков английского языка в процессе его изучения представителями различных этногрупп.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что образные репрезентации транскрипционных знаков английского языка представителей удмуртской и русской этногрупп различаются:

— по критериям оценивания транскрипционных знаков (оценочные характеристики у удмуртов и содержательные — у русских);

— по содержательному наполнению, включающему символические элементы мифологии народа.- по форме презентации, соотносимой с пространственной организацией этнической картины мира.

Цель исследования: изучение психологических закономерностей формирования образных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка в процессе его овладения учащимися различных этногрупп.

Задачи исследования:

1. Выявить критерии оценивания транскрипционных знаков английского языка респондентами-удмуртами и русскими;

2. Определить содержательное наполнение образных репрезентаций у представителей удмуртской и русской этногрупп;

3. Установить форму визуальной презентации образов-медиаторов транскрипционных знаков английского языка учащимся удмуртской и русской этногрупп;

4. Экспериментально проверить авторскую программу обучения транскрипционной системе английского языка, разработанную на основе принципов субъективного оценивания знаков транскрипции и содержательного наполнения их образных репрезентаций.

Теоретико-методологической основой исследования являются: общепсихологическая теория деятельности, представленная субъектно-психологической концепцией C.JI. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности), деятельностной психологической теорией АЛ Г. Леонтьева;

— кз'льтурно-историческая теория Л. С. Выготского (принцип знаково-символического опосредствования психики, поведения, сознания) — принципы природосообразности обучения и воспитания Я. А. Коменского и культуросообразности обучения и воспитания А. Дистервега, получившие свое развитие в трудах Е. В. Бондаревской, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, С. В. Кульневича, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого и др.;

— теоретические идеи концепции метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследованияметоды сбора эмпирических данных: психосемантический дифференциал и ассоциативный экспериментконтент-анализметоды математической статистики: непараметрический LJ-критерий Манна-Уитни, факторный анализ по методу главных компонент. Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS for Windows.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые изучены психологические закономерности формирования образных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка у представителей разных этнических групп, а именно: определены критерии оценивания транскрипционных знаков, выявлено содержательное наполнение актуализируемых образных репрезентаций, включающее символические элементы мифологии и культуры, установлена форма визуальной презентации образов-медиаторов транскрипционных знаков английского языка, соотносимая с организацией этнической картины мира.

Теоретическая значимость исследования. Дополнены общетеоретические положения теории психологических основ обучения иностранным языкам:

— определена специфика обучения транскрипции иностранного языка посредством актуализации образных представленийвыявлены опосредствованные культурой психологические закономерности формирования образных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка у представителей разных этнических групп.

Обогащена концепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец за счет расширения представлений о специфике взаимодействия познающего субъекта с этнокультурным миром.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в системе образования при разработке методик обучения иностранным языкам и предметам общеобразовательного цикла, предполагающим визуальную презентацию информации. Разработана авторская программа обучения транскрипции английского языка на основе принципов субъективного оценивания знаков транскрипции и содержательного наполнения их образных репрезентаций представителями удмуртской и русской этногрупп. Полученные данные могут найти применение в лекционных и практических занятиях по дисциплинам, включающим этнорегиональный компонент (этнопсихология, этнопедагогика, этнолингвистика, психосемиотика), в сфере исследовательской деятельности — при проведении этнопсихологических и кросскультурных исследований по данной теме.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена исходными непротиворечивыми методологическими обоснованиямиприменением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияподтверждением научной гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективное обучение транскрипции английского языка будет осуществляться в случае использования образов-медиаторов, опосредующих ее усвоение и представляющих собой сюжетные монохромные изображения, предназначенные для раскрашивания или содержательного дополнения учащимися.

2. Критерии оценивания знаков транскрипции культурно обусловлены: определяются стилем вербального взаимодействия, объективированном в культуре в образцах типичной для данной культурной общности коммун и каци и.

3. Ядерной составляющей образов-медиаторов являются образные репрезентации, формирование которых осуществляется по принципу ассоциации с мифологическими элементами культуры.

4. Форма визуальной презентации образов-медиаторов транскрипционных знаков английского языка учащимся различных этногрупп соотносится с пространственной организацией этнической картины мира.

Апробация работы осуществлялась на международных, всероссийских, региональных, республиканских, межвузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях (гг. Ижевск, 2003 -2006; Набережные Челны, 2005; Казань, 2005, 2006; Москва 2004 — 2006). Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 222 наименования, в том числе 21 на иностранном языке, и 7 приложений. Основное содержание изложено на 144 страницах. Работа содержит 85 таблиц и 82 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования образных репрезентаций знаков транскрипции английского языка в процессе его изучения учащимися различных этногрупп можно сделать следующие выводы:

1. Важной составляющей образных репрезентаций, построенных по принципу ассоциации, являются мифологические элементы культуры. На характер ассоциаций влияет степень сходства фонетических соответствий знаков транскрипции английского языка с теми или иными звукобуквами родного языка. Знаки, передающие звуки, сходные со звуками родного языка, вызывают большое количество содержательных и описательных ассоциаций, связанных с объектами окружающей среды. Знаки, передающие звуки, частично сходные со звуками родного языка или воспринимающиеся как неродные, не порождают устойчивых ассоциаций, связанных с родной культурой, а активизируют образы иноили мета-культурного типа. В случае отсутствия сходства ассоциации носят глубокий символический характер, базируясь на мифологических элементах культуры.

2. У представителей удмуртского этноса доминируют ассоциации, относящиеся к категории «Природа», что обусловлено базисным положением аграрного культа в синкретичной системе религиозных верований удмуртского народа, обожествлением и одухотворением природного начала. Ассоциации представителей русского этноса относятся, главным образом, к категориям «Человек» и «Быт». Доминантное положение первой категории определяется характерной для русской ментальности локализацией источника добра в человеке, общине, антропоморфным характером христианских религиозных символов. Причиной преобладания ассоциативных образов неприродного материального плана может являться урбанизация и техногенный характер современной русской культуры в целом.

3. Критерии оценивания знаков транскрипции респондентами различной этнической принадлежности обусловлены этнотипичными стилями вербального взаимодействия. Для удмуртов, использующих аффективный стиль, основывающийся на приспособлении себя к чувствам окружающих, интуитивное понимание ситуации, отсутствие навязывания собственной точки зрения, важными являются эмоционально-оценочные описания объектов. Для русских, реализующих инструментальный стиль, ориентированный на активное взаимодействие со средой, осмысление и переосмысление, убеждение собеседника, более актуальными становятся мыслительно-рассудочные характеристики.

4. Предъявление образов-медиаторов для обучения транскрипции английского языка определяется особенностями восприятия формы, которое соотносимо с пространственной организацией этнической картины мира: русские воспринимают каждый элемент дискретно и масштабно, что предполагает предъявление образов-медиаторов по отдельности с использованием крупных изображений. Восприятие удмуртов мозаично, что предполагает структурность элементов, взаимосвязанных между собой в рамках дидактической методики.

5. По результатам экспериментальной работы была подтверждена эффективность авторской программы обучения транскрипции английского языка. В экспериментальной группе учащихся, обучение которых осуществлялось с применением образов-медиаторов, мнемонических сюжетных монохромных рисунков-раскрасок, предполагающих возможность расширения и содержательного наполнения за счет включения элементов различного порядка, выявлен более высокий уровень правильности артикуляции звуков в ответ на предъявление знака транскрипции, успешности воспроизведения транскрипционных знаков, а также познавательной активности не только в изучении иностранного языка, но и в стремлении познать культуру другого народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Ю. Психология образных явлений / А. Ю. Агафонов. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2000. — 37 с.
  2. , В. И. Краткий грамматический очерк удмуртского языка Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. udmurt.info/l ibrary/alatyrev/grammatika
  3. , О. В. Поликультурное образование : сущность и содержание / О. В. Аракелян // Поликультурное образование и этнопсихология. М., 2002. — С. 3−82.
  4. , Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева М.: Наука, 1999. — 350 с.
  5. , А. Н. Этническая психология как социальный феномен / А. Н. Бабилаев // Поликультурное образование и этнопсихология. М., 2002.-С. 82−187.
  6. , В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. -2001, — № 5. -С. 17−28.
  7. , С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С. П. Баранов. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — 123 с.
  8. , О. Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых : автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Г. Баренко. Ставрополь, 2004. — 20 с.
  9. , С. JI. Транслирование репрезентаций / С. JI. Белых // Психология образования: регион, опыт: материалы второй Нац. науч.-практ. конф. (Москва, 13−15 дек. 2005 г.).-М, 2005.-380 с.
  10. , Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 228 с.
  11. Э. Основы семиологии / Э. Бенвенист Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ffsn.bsu.by/infocom/furs/semiotics
  12. , Б. А. Психология овладения иностранным языком / Б. А. Бенедиктов. Минск: Вышэйшая шк., 1974. — 336 с.
  13. , Е. В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного обучения / Е. В. Бондаревская // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. — № 1. — С. 63−71.
  14. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
  15. , А. В. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии / А. В. Брушлинский, Е. А. Сергиенко // Ментальная репрезентация: динамика и структура / Ин-т психологии РАН. -М., 1998.-С. 5−2.
  16. , Е. А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей / Е. А. Бугрименко // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 54−62.
  17. , А. П. Культуросообразность образования : педагогический опыт России XVIII—XX вв.: (педаг. опыт России): дис.. д-ра пед. наук / А. П. Булкин. М., 2003. — 360 с.
  18. , И. М. Этнический менталитет : истоки и сущность: (на примере удмурт, этноса): дис.. д-ра культурол. наук. Ижевск, 2004. — 287 с.
  19. , О. JI. Символ в когнитивной эволюции культуры / О. JI. Венгерская: дис. канд. филос. наук. Омск, 2004. — 142 с.
  20. , В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. Ижевск: Удмуртия, 1994. — 384 с.
  21. , В. Е. Этнография удмуртов / В. Е. Владыкин, JI. С. Христолюбова. Ижевск: Удмуртия, 1991. — 160 с.
  22. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 168 с.
  23. , Е. В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе / Е. В. Волкова // Вопросы психологии. 2006. — № 2. — С. 31−50.
  24. , В.А. Психологические типы и устройство общества / В. А. Волконский Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogdinst.ru/vestnik/vl 1 .htm
  25. , И. Б. Личностно-позиционно-деятельностная модель обучения иностранному языку : (на материале обучения фр. яз. в сред, шк.): дис.. д-ра пед. наук / И. Б. Ворожцова. Ижевск, 2002. — 413 с.
  26. , В.А. Научно-популярное издание по проблемам методики преподавания иностранных языков / В. А. Вотинов. М.: ТОО «СЛАЙДИНГ», 1997. — 16 с.
  27. , Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 1008 с.
  28. , Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б. А. Вяткин // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 70 — 79.
  29. , Р. В. Этнопсихологические особенности, требующие учета в процессе обучения и воспитания / Р. В. Габдреева // Преемственность народных традиций: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 1998. -Ч. I.-C. 20−21.
  30. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  31. , В. А. Систематика мысленных образов / В. А. Ганзен, А. А. Гостев // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 12−21.
  32. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Советский писатель, 1988. -448 с.
  33. , Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. — 471 с.
  34. , JI. В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста : автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. В. Головина. М., 1986. — 21 с.
  35. , О. Н. Культурологическая составляющая языкового образования / О. Н. Голубкова // Теоретические и практические вопросы языкового образования: материалы регион, науч.-практ. конф. (20−21 февр. 2003 г.). Ижевск, 2003. — С. 72−79.
  36. , Л. А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях / Л. А. Городецкая // Сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация» / под общ. ред.И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. — 200 с. — С. 28−37.
  37. , А. А. Образная сфера человека / А. А. Гостев. М., 1992. — 196 с.
  38. , А. А. Психология вторичного образа : (субъект, феноменология, функции): дис.. д-ра психол. наук / А. А. Гостев. СПб, 2001.-396 с.
  39. , Р. Разумный глаз / Р. Грегори. М. Мир, 1972. — 209 с.
  40. , Е. Г. Нейропсихологический анализ образов-представлений у детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе : дис. канд. психол. наук / Е. Г. Гришина. М., 2000. — 207 с.
  41. , М. В. Неагрессия как доминанта традиционной культуры удмуртов / М. В. Гришкина // Эшо-национальные доминанты вкультуре и искусстве народов Урало-Поволжья: сб. ст. / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 2001, — 180 с.
  42. , А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. М.: ИНДРИК, 1997. — 912 с.
  43. , JI.JI. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач / J1.JT. Гурова // Вопросы психологии 1969. — № 5. — С. 76−89.
  44. Дан и люк, А. Я. Теоретико методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис.. докт. пед. наук / А. Я. Данилюк. — Ростов-на-Дону, 2001. — 347 с.
  45. , А. В. Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях специализированного обучения иностранному языку : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Жукова Ижевск, 2006. — 22 с.
  46. , А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  47. , А. А. Некоторые проявления специфики языка и культуры испытуемых в материалах ассоциативных экспериментов / А. А. Залевская // Этнопсихолингвистика / отв. ред. Ю. А. Сорокин. М., 1988.-С. 34−48.
  48. , И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  49. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  50. , В. П. От классической к органической психологии / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 7−20.
  51. , В.П. Продуктивное восприятие / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1971. — № 6 — С. 27−42.
  52. , Е. О. Личностно-ориентированное обучение индивидуализация содержания образования / Е. О. Иванова // Завуч. 2002. -№ 8.-С. 100−117.
  53. , Н.К. Фонетические алфавиты и транскрипция (исторический очерк на материале XVI—XX вв.еков) / Н. К. Иванова Иваново, Иван.гос.хим-технол.ун-т, 2000. — 192 с.
  54. , П. Ф. Видоизменения образовательного процесса под влиянием национальных свойств народов / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — С. 408−411.
  55. , М. К. Адекватная оценка языка, родного и чужого / М. К. Каракулова // Коммуникативная природа человека: (первые петраков. чтения): материалы Рос. науч.-теорет. конф., 31 янв. 2006 г., УдГУ. -Ижевск, 2006.-С. 165−168.
  56. , Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т. В. Карамышева. СПб.: СОЮЗ, 2001. — 192 с.
  57. , М. П. О целях и содержании образования / М. П. Карпенко // Психологическое обозрение. 1998. — № 1. — С. 85−90.
  58. , В.К. Краткий курс удмуртской диалектологии. -Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1998. 386 с.
  59. , О. И. Ментальная репрезентация психологических терминов : дис.. канд. психол. наук / О. И. Кильченко. Пермь, 2003. -240 с.
  60. Клычникова, 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / 3. И. Клычникова. М.: Просвещение, 1973. — 223 с.
  61. Когнитивная психология / под ред. В. П. Дружинина, В. Д. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  62. , П. П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики : дис.. д-ра пед. наук / П. П. Козлова. Казань, 1998. — 358 с.
  63. , А. М. Звуки и знаки / А. М. Кондратов. М.: Знание, 1978.-208 с.
  64. , Н. В. Психологические особенности владения лексикой иностранного языка (в условиях учебной деятельности): автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. В. Коптева. М., 1980. — 16 с.
  65. , В. В. Психологические факторы повышения качества обучения иностранному языку в вузе : дис.. канд. психол. наук / В. В. Королева. СПб., 2002. — 178 с.
  66. , А. М. Теории отражения и эвристическая роль знаков / А. М. Коршунов, В. В. Мантанов. М.: Изд- во МГУ, 1974. — 214 с.
  67. , И. В. К природе репрезентаций в процессе символической игры у дошкольников / И. В. Котетишвили. М., 1964. — 16 с.
  68. , С. А. Актуализация зрительных представлений у детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. психол. наук / С. А. Котова. -Л., 1990, — 16 с.
  69. , М. Культура и мышление / М. Коул, С.Скрибнер. М.: Прогресс, 1977. — 264 с.
  70. , А. В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания / А. В. Кравченко // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. -С. 3−12.
  71. , Б. А. О соотношении единиц языка и форм мышления / Б. А. Кривоносов // Вопросы языкознания. 1989. — № 1. — С. 4454.
  72. , Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой и др. М.: Филол. фак. МГУ, 1996 — 245 с.
  73. , В. Т. Воображение ребенка : природа и развитие / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 57−68.
  74. , В. С. Этнопедагогшса и этнопсихология / В. С. Кукушкин, J1. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 448 с.
  75. , К.И. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства / К. И. Куликов, М. Г. Иванова. Ижевск: Удмурт, ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2001. — 64 с.
  76. , С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С. В. Кульневич // Педагогика. 1997. -№ 5. -С. 108−115.
  77. , Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М.: Старый сад, 1998. — 316 с.
  78. , Н. Д. На пути к личностно-ориентированному обучению : мнения и опыт / Н. Д. Леонидова // Мир образования -образование в мире. 2002. — № 1. — С. 130−136.
  79. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  80. , А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
  81. , П. Н. Вотская языческая религия / П. Н. Луппов // Памятники Отечества: полное описание России: Удмуртия / под ред. И. В. Петрянова-Соколова. М., 1995. — 192 с.
  82. , А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-320 с.
  83. , Н. Я. Механизмы формирования зрительного образа : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Я. Майер. Новосибирск, 1995. — 22 с.
  84. , М. К. Символ и сознание : метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1999. — 216 с.
  85. , Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. -1993,-№ 2.-С. 93−99.
  86. , Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.
  87. Международный фонетический алфавит Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.arts.gla.ac.uk/IPA
  88. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / лит. обраб. Н. Кралиной. Устинов: Удмуртия, 1986. — 2002 с.
  89. , И. А. Образовательные информационные технологии / И. А. Морев. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. -162 с.
  90. , О. JT. Формирование у студентов представлений об этнической картине мира как способ освоения народной художественной культуры / О. JI. Морева // Вестник КРАУНЦ: Гуманитарные науки. 2004. — № 2. — С. 10−26.
  91. , Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова и ее проявление в материалах ассоциативного эксперимента / Е. Ю. Мягкова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. -Калинин, 1981.-С. 82−93.
  92. Науково-лшгвютична транскрипщя Электронный ресурс. -Режим доступа: philology.kiev.ua/Lingur/art76.htm
  93. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1997. — 360 с.
  94. Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А. А. Миронян и др. М.: Просвещение, 1967. — 504 с.
  95. , Н. С. Универсальное и фонологическое пространство гласных : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. С. Огородникова. JL, 1983. — 16 с.
  96. , М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: дис.. канд. психол. наук / М. В. Осорина. JL, 1976. — 185 с.
  97. , А. В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян : дис.. канд. культуролог, наук / А. В. Пахомова. М., 2004. -189 с.
  98. , В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа / В. Ф. Петренко П Восприятие и деятельность / под ред. А. П. Леонтьева. М, 1976. — С. 268−291.
  99. , В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. -Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400 с.
  100. , В. Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов : лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко и др. -М.: Смысл, 2000.-73 с.
  101. , А. П. Удмуртский этнос : проблемы ментальности / А. Н. Петров. Ижевск: Удмуртия, 2002. — 144 с.
  102. , Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера : кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граменицкий // Вопросы психологии. 1991. — № 3. -С.101−110.
  103. , В. М. Философия культуры / В. М. Пивоев. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та. — 2001. — 352 с.
  104. , Ч. Логические основания теории знаков / Ч. Пирс. СПб.: Алтейя. — 1999. — 352 с.
  105. , Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. -М.: Педагогика, 1977. 270 с.
  106. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. -336 с.
  107. , А. М. Символ как условие продуктивного действия / А. М. Поляков // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 63−73.
  108. , А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. М.: Правда, 1989.- 624 с.
  109. , О. Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. СПб.: Речь, 2005. — 524 с.
  110. Принципы и закономерности воспитания Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology
  111. , Т. А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации / Т. А. Ребеко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — С. 25−54.
  112. , Т. А. Роль осознаваемых и неосознаваемых признаков цвета в процессе опознания / Т. А. Ребеко // Психологический журнал. -1992.-№ 4.-С. 58−67.
  113. , JI.O. Гносеологические вопросы семиотики / Л. О. Резников. Л., 1964. — 176 с.
  114. , А. А. Введение в языковедение /
  115. A. А. Реформатский. М.: Аспект Пресс, 2004. — 536 с.
  116. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  117. , В. Н. Чувственные основы понятия /
  118. B. Н. Сагатовский//Вопросы философии. 1962.-№ 1.-С. 123−133.
  119. , Г. Распознавание, мышление и обучение как информационные процессы / Г. Саймой, Ц. Чинг // Вопросы психологии. -1988,-№ 2.-С. 33−46.
  120. , Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.
  121. , Е. А. Современное состояние исследований когнитивных процессов / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. -2002,-№ 2.-С. 19−35.
  122. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  123. , И. Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков : дис.. д-ра психол. наук / И. Ф. Сибгатуллина. Сочи, 2002. — 430 с.
  124. , А. В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. М.: Изд-во полит, лит., 1971. — 271 с.
  125. , С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -232 с.
  126. , А. П. Об источнике и генезисе психического образа / А. П. Собощук. Кишинев: Штиинца, 1981. — 118 с.
  127. , P. JI. Когнитивная психология / P. JI. Солсо. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
  128. , Ю. А. Культура и ее этнопсихолингвистическая ценность / Ю. А. Сорокин, И. Ю. Марковина // Этнопсихолингвистика / отв. ред. Ю. А. Сорокин.-М., 1988.-С. 5−19.
  129. Состояние и развитие национального образования // Этнополитическая и этносоциальная ситуация в УР. Ижевск, 2000. — 60 с. -С. 42−49.
  130. , В. Ю. Влияние изучения иностранного языка на формирование личности / В. Ю. Степанов // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века», 23−26 мая 2006 г. / под ред. А. А. Северного. Казань, 2006. -С. 171.
  131. , Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко — Ин-т психологии РАН. -М.: Академический проект, 1999. 320 с.
  132. , А. В. Природа знака как проблема теории познания : дис. канд. филос. наук / А. В. Суховерхов. М., 2005. — 172 с.
  133. , И.В. Исследования и размышления об удмуртском языке. Сб. ст.: Пособие для высших учебных заведений. Ижевск: Удмуртия, 1998.-488 с.
  134. , И. А. Иностранный язык для дошкольников / И. А. Тарасюк. М.: Флинта, 1999. — 112 с.
  135. , O.K. Психология: мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 270с.
  136. Н.С. Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. — 223 с.
  137. , В. С. Проблема образа : (о природе психического отражения): автореф. дис.. канд. филос. наук / В. С. Тюхтин. М., 1962. -19 с.
  138. Удмурты: историко-этнографические очерки / под ред. В. В. Пименова. Ижевск: Удмурт, ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 1993. — 392 с.
  139. , О. Б. Английский для дошкольников / О. Б. Уланова. -М.: Академия, 2000. 160с.
  140. , Е. В. Знаковое опосредование в культурно-исторической теории и психоанализе / Е. В. Улыбина // Психологический журнал. 2004. — № 6. — С. 64−72.
  141. , A. IT. Обучение иностранному языку в раннем возрасте / А. Н. Утехина. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2001. — 193 с.
  142. , А. Н. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования / А. Н. Утехина, JI. К. Веретенникова. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2000. — 132 с.
  143. , Г. А. Текст: закономерности его построения / Г. А. Ушаков. Ижевск, Изд-во Института усовершенствования учителей, 1996. -40 с.
  144. , Е. А. Психологические условия формирования лингвистического мышления : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Филонова. -М., 2002. 172 с.
  145. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. -М, Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  146. , М. М. Психологический анализ характера соотношения слухового образа и артикуляторного действия в формировании речевого звука : автореф. дис.. канд. психол. наук / М. М. Фомин. -М, 1982. 17 с.
  147. , О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке / О. С. Фомичева. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 192 с.
  148. , Л. М. Концепция личностно ориентированного образования / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 8. — С. 77−87.
  149. , Д. Об образах / Д. Хебб // Зрительные образы: феноменология и эксперимент / ТГУ им. В. И. Ленина — ред.-сост. Г. Л. Демосфенова. Душанбе, 1971. — Ч. 1. — С. 145−165.
  150. , М.А., Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная М.: Барс, 1997. — 392 с.
  151. , Р. Образы: возвращение из изгнания / Р. Хольт // Зрительные образы: феноменология и эксперимент / ТГУ им. В. И. Ленина — ред.-сост. Г. Л. Демосфенова. Душанбе, 1971. — Ч. 1. — С. 51−72.
  152. , В. Ю. Индивидуально-психологический фактор становления этнической толерантности / В. Ю. Хотинец // Психологические исследования этнической толерантности / Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец, А.
  153. A. Выскочил, Ю. А. Гаюрова. Екатеринбург, 2003. — С. 200−224.
  154. , В. Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения / В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. -2005,-№ 2.-С. 33−44.
  155. , В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. -2001. -№ 5. -С. 60−73.
  156. , В. Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности человека /
  157. B. Ю. Хотинец // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. — 384 с.
  158. , В. Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях / В. Ю. Хотинец. Ижевск, 2001. — 62 с.
  159. , В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 124 с.
  160. , В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. -СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.
  161. , Т. К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку / Т. К. Цветкова // Вопросы психологии. 2001. — № 4. -С. 68−81.
  162. , О. Ф. Особенности мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка : дис.. канд. психол. наук / О. Ф. Черниченко. М., 1996. — 220 с.
  163. , Н. В. Мифологическая составляющая образа «Я» / Н. В. Чудова // Психологический журнал. 1999. — № 5. — С. 45−50.
  164. , Е. В. О лингвистическом исследовании символа / Е. В. Шелестюк // Вопросы языкознания. 1997. — № 4. — С. 125−143.
  165. , М. С. О роли и видах образов в познавательных процессах / М. С. Шехтер, А. Я. Потапова // Психологический журнал. -2001.-№ 3.-С. 57−67.
  166. , М. С. Образные компоненты знания в обучении / М. С. Шехтер // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 50−58.
  167. , М.С., Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. / М. С. Шехтер. М., Педагогика, 1981. — 264 с.
  168. , Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов / Г. К. Шкляев. Ижевск: Удмурт, ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2003. -300 с.
  169. Шолпо, И. J1. Как научить дошкольника говорить по-английски / И. Л. Шолпо. СПб.: Спец. лит., 1999. — 152 с.
  170. , JI. И. Оригинальные ассоциации по сходству / JI. И. Шарагина // Психологический журнал. 2000. — № 4. — С. 73−79.
  171. В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. Ленинград: Наука, 1966. -303 с.
  172. , О. Л. Восприятие английских звуков носителями русского языка / О. Л. Шулепова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. — С. 123−130.
  173. , Б. Д. Знак как предметное действие / Б. Д. Эльконин // Эргономика. 1984. — № 27. — С. 73−79.
  174. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
  175. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 31−42.
  176. , И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -176 с.
  177. , Ф. Г. Этнодидактика как технология практико-ориентированного обучения / Ф. Г. Ялалов // Вестник высшей школы 2004. — № 2. — С. 45−47.
  178. Argyle, М. Bodily communication / М. Argile. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.huminf.aau.dk
  179. Bernstein, S. E. Dual-Route Theories of Pronouncing Printed Words / S. E. Bernstein, Т. H. Carr // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. January. 1996. — Vol. 22, № 1.
  180. Churchman, P.H. The Real Purpose of Phonetic Transcription / Р.И. Churchman. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lin.ks .j stor.org/sici?sici
  181. Comprehending oral and written language / Edited by Rosalind Horovitz. San Diego: Academic press, 1987. — 412 p.
  182. Crookston, I. The effectiveness of phonemic transcription education in speech & language therapy: a preliminary investigation / 1. Crookstone. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.phon.ucl.ac.uk/home/johnm/crookston.htm
  183. Definition of phonic Электронный ресурс. Режим доступа: http://dictionary.laborlawtalk.com/phonic
  184. Gideon, A. The Phonetic Method in Teaching Modern Languages / A. Gideon. Электронный ресурс. Режим доступа: http://links.jstor.org/sici7sici
  185. Jespersen, О. What is the use of phonetics? / O. Jespersen. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.geocities.com/Athens/Forum/5037/phonetics.html
  186. Johnson-Laird, P. N. Images, Models, and Prepositional Representations / P. N. Johnson-Laird, // Models of visuospatial cognition / Manuel de Vega. NY.: Oxford University Press, 1996. — P. 90−127.
  187. Kosslyn, S. M. Image and Mind / S. M. Kosslyn. Cambridge: Harvard University Press, 1980. — 500 p.
  188. Lester, P.M. Digital hegemony: the clash between words and pictures / P.M. Lester Электронный ресурс. Режим доступа: http://commfaculty.fullerton.edu/lester/writings/marspeech.html
  189. Linnel, P. The written language bias in linguistics / P. Linnel. Электронный ресурс. Режим доступа: http://eserver.org/langs/linell/
  190. Lintunen, P. Phonemic transcription and its effect on learning / P. Lintunen. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.phon.ucl.ac.uk
  191. Matterson, Е. Play with purpose for under-sevens / E. Matterson. -London: Penguin Books Ltd, 1989. 300 p.
  192. Pattern recognition by humans and machines / Edited by Eileen C. Schwab and Howard C. Nusbaum. V.2. Visual perception. Orlando, 1986. -245 p.
  193. Phonics and other key concepts defined Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.foolswisdom.com/~sbett/phonics.html
  194. Port, R. Why apriori phonetic transcription is not possible / R. Port Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cs.indiana.edu/4ingdept/teach/541/against.transcription.html
  195. Should we teach the kids phonectic symbols? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eslcafe.com/forums/teacher/
  196. Stones, Е. An Introduction to Educational Psychology / E. Stones. -London: Methuen & Co Ltd, 1970. 424 p.
  197. Wells, J. Why phonetic transcription is important / J. Wells. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.phon.ucl.ac.alc/home/wells
Заполнить форму текущей работой