Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно обоснованные практические рекомендации для педагогов и руководства общеобразовательных школ по диагностике причин возникновения конфликтов между учащимися и учителями, а также по основным направлениям и способам предупреждения и разрешения этих конфликтов, в возможности использования результатов исследования. Кроме того… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Конфликт как предмет исследования
    • 1. 2. Проблема разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в научной литературе. 25 1.3 .Психологические особенности школьных конфликтов
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ч
    • 2. 1. Общая организация исследования
  • J 2.2. Организационно-педагогическая система предупреждения школьных конфликтов, критерии и методы оценки ее эффективности
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ v ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
  • ПРЕДУПРЕЖДЕ11ИЯ KOI1ФЛИКТ11ЫХ СИТУАЦИЙ
    • 3. 1. Анализ психологических причин возникновения | конфликтов между учителями и школьниками
    • 3. 2. Психолого-педагогическая эффективность экспериментальной системы предупреждения школьных конфликтов
  • ВЫВОДЫ

Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы. В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе рассматривается как сложная система однои многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «ученик — ученик», «учительшкольник», «педагог — педагог», «учитель — директор», а также «администрация и педагоги школы — родители», «родители — дети» и др.

От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей — воспитание человека как гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом саморазвития.

Реальная же педагогическая практика показывает, что такого плодотворного взаимодействия между ними не наблюдается. Процесс обучения в современной общеобразовательной школе насыщен множеством конфликтов, различных по происхождению, форме и напряженности, особенно в системе взаимоотношений «педагогучащиеся» вследствие различий в их ролевых позициях.

Велико и число научных трудов в области общей, частной, и прикладной конфликтологии (социальной, политической, экономической, юридической и т. п.). Однако работы, которые учитывали бы специфику школьных конфликтов, и в которых предлагались бы эффективные научно обоснованные меры по их разрешению и предупреждению весьма не многочисленны. Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов школьной конфликтологии, отсутствие научных рекомендаций, соответствующих новой социально-педагогической ситуации, приводят к тому, что педагог продолжает оставаться один на один с возникающими у него в процессе обучения трудностями и прежде всего социально-психологического характера. Порождающиеся вновь и вновь конфликтные ситуации приводят к снижению успеваемости школьников, ухудшению дисциплины у них, а также к другим нежелательным и негативным последствиям в развитии их личности и поведении.

Таким образом, налицо имеется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы по предупреждению и разрешению школьных конфликтов на современной научной основе и отсутствием полноты знаний о том, какими должны быть психолого-педагогические условия, которые способствовали бы устранению конфликтов между учителями и учащимися в процессе общения.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психологические причины способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками.

Цель настоящего исследования и состоит в разрешении указанной проблемы.

Объектом исследования — является процесс межличностного общения в системе ученик-учитель.

Предмет исследования психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками в процессе общения.

Общая гипотеза исследования состояла в предположении о возможности предупреждения конфликтных ситуаций между учителями и школьниками, если система взаимодействия между ними в процессе межличностного общения будет основана на доверии, сотрудничестве, личностном равноправии и уважении.

Задачи исследования:

1. Провести анализ состояния изучаемой проблемы в психологической теории и педагогической практике.

2. Изучить и выявить причины возникновения конфликтов в системе взаимоотношений педагог-учащийся.

3. Разработать модель оптимального взаимодействия школьников с их учителями и на ее основе определить основные направления в организационно-педагогической системе предупреждения школьных конфликтов.

4. Экспериментальным путем установить эффективность предлагаемой системы профилактики школьных конфликтов.

5. Предложить научно-практические рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций между учителями и учениками общеобразовательных школ.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

— антропологический подход в области философии (Н.Г.

Чернышевский), психологии (Б.Г. Ананьев) и педагогики (К.Д.

Ушинский);

— фундаментальные принципы психологии: принцип единства биосоциальной детерминации психики человека, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития (C.JI. Рубинштейн);

— идеи комплексного и системного изучения человека, его психики и поведения (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин);

— основные направления в общей конфликтологии (социологическое, психологическое, педагогическое);

— общепсихологические концепции конфликтов: психоаналитические (З.Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон), гуманистические и экзистенциональные (Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) теории, а также теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и др.;

— теоретические представления в области социальной психологии конфликтов (Н.В.Гришина, А. А. Ершов, Н.И.Леонов);

— концептуальные идеи в школьной и педагогической конфликтологии (В.И.Журавлев, М. М. Рыбакова, И. И. Рыданова, Л. В. Симонова, Г. А. Чистякова и др.);

— акмеологический подход к профессиональной педагогической деятельности (A.A. Бодалев, A.A. Деркач и Н.В.Кузьмина);

— основные принципы гуманистической психологии и педагогики (В.П.Бехдухов, С. Л. Братченко, В. Г. Воронцова, С. П. Иванова, А. Маслоу, К Роджерс и др.);

— теоретические основы психологии личности и концепции формирования личности педагога (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.).

Основные этапы исследования: 1 этап (1996;1997 гг) включал анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. На этом этапе осуществлено планирование психолого-педагогического эксперимента.

2 этап (1997;1999 гг.) был связан с проведением формирующего эксперимента, сбором эмпирических данных, их обработкой и анализом.

3 этап (1999 -2000 гг.). Производилось описание и интерпретация результатов, а также окончательное оформление диссертации.

Методы исследования. В качестве основного способа организации исследования выступал сравнительный метод. Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы, методы опроса, интервью и беседы. Математическая обработка эмпирических данных ограничивалась приемами первичной статистики.

Опытно-эксперимельная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 17 г. Черкесска. В исследовании приняли участие школьники 8−11 классов — 1200 человек и школьные учителя — 200 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем результаты способствуют расширению научных представлений о природе школьных конфликтов, развитию концептуального аппарата в области психологии конфликтов, дальнейшему оформлению в рамках общей конфликтологии таких ее новых прикладных направлений, как школьная и педагогическая конфликтология. Проведен анализ состояния теории и практики по проблеме разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в системе отношений педагог — учащийся, раскрыты основные психологические причины возникновения конфликтов между учителями и школьниками, с учетом этих причин разработана, экспериментально апробирована организационно-педагогическая система предупреждения школьных конфликтов, показана ее психолого-педагогическая и социально-психологическая эффективность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно обоснованные практические рекомендации для педагогов и руководства общеобразовательных школ по диагностике причин возникновения конфликтов между учащимися и учителями, а также по основным направлениям и способам предупреждения и разрешения этих конфликтов, в возможности использования результатов исследования. Кроме того, полученные в диссертации результаты могут входить составной частью в лекционные курсы, предназначенные для педагогического и руководящего персонала общеобразовательных школ, в системе повышения их квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальная основа работы, построенная на теоретических взглядах и идеях Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, Л. С. Выгодского, на концептуальных идеях школьной и педагогической конфликтологии В. И. Журавлева, Н. Н. Рыбакова, И. И. Рыданова, Г. А. Чистякова, выраженные в следующих положениях:

— специфика школьных конфликтов состоит в богатом насыщении психологическим содержанием, что предполагает в качестве механизма их предупреждения психологическое воздействие;

— признание школьника субъектом взаимодействия является фактором предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов если система взаимоотношений между учителями и учащимися будет построена на принципах гуманизма, сотрудничества и личностного равноправия.

2. Авторская система организационно-педагогических условий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие учащихся и учителей в учебное и во внеучебное время, направленных на предупреждение школьных конфликтов, включающая в себя: а) проведение тематических «круглых столов» с, участием школьников и учителейб) создание в экспериментальной школе специализированных учебных классов, в) введение в систему учебного контроля на уроках элементов самооценки школьниками своих знаний, г) совместную работу учащихся и педагогов в кружках по интересам, д) организация горных походов с участием учителей и школьников.

3. Эмпирические результаты, показывающие психолого-педагогическую и социально-психологическую эффективность экспериментальной организационно-педагогической системы предупреждения конфликтов между учащимися и учителями, проявившуюся в: снижении конфликтных ситуаций, повышении успеваемости, улучшении дисциплины, мотивации к обучению и др.

Апробация результатов исследования проводилась в форме внедрения их в практику работы экспериментальной школы, а также в форме сообщений и докладов на научных межвузовских конференциях, проведенных в г. Карачаевске в 1996 -1998 гг., в г. Черкесске — в 2000 г. на республиканской научно-теоретической конференции, и в 2001 году на научно-практической конференции в г. Санкт-Петербурге.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание изложено на 136 странице машинописного текста, иллюстрировано 10 рисунками и 17 таблицами. Библиографический аппарат исследования включает 194 источников.

ВЫВОДЫ:

Из эмпирических данных, раскрывающих причины школьных конфликтов и способы, с помощью которых можно было предупредить их возникновение, можно сделать следующие выводы:

1. Как школьники, так и учителя занимают взаимообвинительные позиции в оценке главных виновников возникновения конфликтов между ними, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса. Они показали, что две трети учителей и столько же учащихся видят виновниками в происхождении конфликтов между ними противоположную сторону.

2. Конфликты, возникающие между учителями и школьниками вызываются многими причинами и в основном психологического характера.

3. Одной из существенных психологических причин возникновения конфликтов между учащимися и педагогами следует признать отсутствие у конфликтующих сторон полных и адекватных представлений друг о друге и это видно из значительного расхождения показателей оценки школьников и самооценки учителей уровня сформированности у педагогов профессионально значимых умений и качеств личности. Школьники занижают, а учителя завышают свои оценки степени сформированности у них профессионально важных умений и качеств личности.

4. Другой важной причиной возникновения конфликтов между школьниками и учителями является отсутствие у последних педагогического авторитета. Только треть опрошенных учащихся отмечают наличие у школьных учителей педагогического авторитет, и в качестве основных слагаемых авторитета педагогов выступают, по мнению учеников, — это положительное отношение учителей к детям и к своему делу, а также педагогический такт и мастерство.

5. Повышенная агрессивность и негативное отношение учителей к школьниками, особенно к слабоуспевающим и мало дисциплинированным ученикам порождает ко нфл и кто генную ситуацию во взаимоотношениях между ними.

6. Особое место в ряду психолого-педагогических факторов озник-новения конфликтов между школьниками и учителями занимает субъективность педагогов в оценке знаний учащихся. Несправедливо выставленную учителем оценку видят в качестве первой причины возникновения конфликтной ситуации 35% школьников из 1500 опрошенных, тогда как из 200 учителей аналогичное мнение высказывает только 7%.

7. К числу конфликтогенных факторов психофизиологического характера следует отнести состояние нарастающего в течении рабочего дня утомления школьных учителей. В исследовании было обнаружено, что у учителей, работающих в две смены, количество конфликтных ситуаций со школьником во второй половине дня по отношению к первой возрастает вдвое.

8. Немаловажную роль в происхождении конфликтов играет степень сходства или различия между доминирующим типом темперамента учителя, с одной стороны, и учащихся, с другой. Оказалось, например, что число конфликтных ситуаций существенно возрастает у учителей-холериков в классах, где подавляющее большинство составляют ученики-меланхолики, а также у учителей-меланхоликов, но в классах, в составе которых преобладают ученикихолерики.

9. Эмпирическое исследование эффективности предлагаемой системы профилактики школьных конфликтов, учитывающей вышеназванные причины их возникновения, позволило определить наиболее педагогически целесообразные способы предупреждения конфликтных ситуаций.

10. Для формирования у школьников и учителей адекватных представлений друг о друге наиболее пригодными оказались методы групповой дискуссии и группового принятия решений, реализуемые в организационных формах типа «круглого стола» или кружковой работы по интересам и т. п.

И. Повышение у школьников успеваемости, интереса учебным предметам и к учению в целом как психолого-педагогическое условие предупреждения конфликтных ситуаций может быть достигнуто благодаря созданию в школах профессионально ориентированных или специализированных классов с углубленным изучением каких-либо отдельных предметов, либо группы учебных предметов определенного цикла. Эмпирическим обоснованием данного вывода являются результаты, показывающие положительную динамику в снижении конфликтности, повышении коммуникабельности, учебной успеваемости и активности у детей, обучающихся с экспериментальных, профессионально ориентированных классах — юридическом, экономическом и спортивном.

12. Одним из способов предупреждения конфликтов возникающих между педагогами и учащимися по поводу несправедливо выставляемых учителями оценок может стать введение в традиционную внешнюю систему школьного контроля знаний элементов ученического взаимоконтроля и самоконтроля в оценке знаний и учебных достижений школьников. Использование этого способа предупреждения конфликтов в нашем экспериментальном исследовании привело к полному исчезновению конфликтных ситуаций, возникающих по данному поводу.

13. Высокая психолого-педагогическая эффективность в предупреждении школьных конфликтов была обнаружена в результате создании из числа учителей и учащихся временных объединений (в частности для проведения горных походов), особые условия совместной деятельности в.

118 которых способствуют снижению конфликтности у тех и других благодаря формируемому у них положительному опыту взаимодействия, взаимоуважения и взаимопонимания, переносимого при этом и в другие ситуации делового (учебного) и неформального общения.

14. Таким образом, удалось экспериментально доказать, что все упомянутые выше направления в системе профилактике школьных конфликтов, основанной на принципах гуманизма, личностного равенства и сотрудничества в организации различных форм взаимодействия учителей и школьников, порознь и вместе ведут к снижению конфликтных ситуаций между ними, улучшению психологического климата в классах и в школе целом, к повышению у школьников успеваемости и положительной мотивации к учению, к развитию у них коммуникативных и других социально значимых качеств личности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основе теоретических и эмпирических результатов, полученных в проведенном нами исследовании можно предположить следующие научно-практические рекомендации в адрес учащихся, а также педагогического и руководящего персонала общеобразовательных школ:

1. В целях предотвращения конфликтных ситуаций между учителями и учащимися, администрации общеобразовательных школ необходимо в рамках внутришкольных форм повышения квалификации педагогического персонала предусмотреть: а) проведение цикла лекций по основам школьной и педагогической конфликтологииб) организацию обучения педагогов научно-практическим методом выявления причин и основным способам разрешения и предупреждения школьных конфликтов.

2. Педагогическому персоналу общеобразовательных школ следует в большем объеме и разнообразии предусматривать формы совместной работы, как на уроках, так и во внеурочное время при проведении внутрии внешкольных мероприятий, чему может быть пример в ведения на уроках совместной формы контроля, включающей в себя внешнепедаго-гический контроль, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся, а во внеурочное время — создание дискуссионных групп, кружков по интересам при проведении внутришкольных мероприятий и временных детско-пе-дагогических объединений при организации различных внешкольных мероприятий, подобно горно-туристическим походам.

3. Для старшеклассников целесообразно организовать небольшие по объему факультативные занятия по социальной психологии и психологической культуре взаимоотношений, а также социально-психологическое обучения в его разнообразных активных групповых формах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Социальная психология образования. М.2000
  2. А.И. Влияние самооценки на способ разрешения кон фликтной ситуации. Автореф.дисс.канд.психол. наук. -JI. 1983.
  3. B.C., Шакуров Р. Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. 1986. № 6.
  4. Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества .-Киев. 1991
  5. .Г. Психология педагогической оценки. (Избранные психологические труды) Т.2.-М.1980.
  6. В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. -Казань. 1992.
  7. Г. Н. Социальная психология.-М. 1996.
  8. H.H. Психологический климат в коллективе.-М. 1989
  9. Я. Г. Захаров H.II. Люди в горах.-М. 1986.
  10. Арутюнян М. Ю. Здравомыслова О.М.ДПурыгина И.II. Учителя и ученики: Два мира?-М. 1992.
  11. А.Я., Прощанов С. Л. Конфликтология: междисциплинарный П0ДХ0Д.-М.1997.
  12. В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления. Автореф.дисс.-канд.под наук. -М. 1975
  13. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста.-СПб. 1997
  14. В.М. Психолого-педагогический анализ конфликтов в юношеских коллективах.// Социально-психологические аспекты первичного125коллектива. -Ярославль. 1978. Вып. 51.
  15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-М. 1979
  16. Е.С. Учитель и ученик.-Киев. 1976.
  17. Н. Л. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минк.1970.
  18. Э. Игры, в.которые играют люди. -JI. 1997.
  19. В.П. Психологические аспекты взаимоотношений учителя и учащихся. -М. 1970.
  20. Блага К., Шебек М. Я-твой учитель, ты-мой ученик.-М.1991.
  21. A.A. Личность и общение.(Избранные труды.)-М. 1983.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.1968.
  23. М.А. Психология оценочных отношений в системе «учитель-ученик». -Л. 1985.
  24. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание конфликт. -11овосибирск. 1989.
  25. Р. Общение с трудными людьми. -Киев. 1991
  26. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.-Л. 1973.
  27. Введение в психологию.Ред.Петровского A.B. -М.1995.
  28. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии., 1986, № 3.
  29. Г. А. Феноменология нравственно-психологического климата профессионально-педагогических коллективов. -СПб. 1997.
  30. Г. А., Елманова В. К., Скопылатов И. А. Психологические основы управления педагогическими коллективами. -Тамбов. 2000.
  31. В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учеников.Автореф. дисс .канд.психол.наук. -Л.1981.
  32. П.О. О взаимоотношениях учителя и учащихся.-Школа и126жизнь. № 5 1925.
  33. Г. Л. Конфликты в школе. // Социологические исследования. -М. 1994. № 3
  34. Выгодский J1.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.избр.псих.исследов., -М.1956.
  35. Выгодский J1.C. Проблема возраста. Собр.сочинений. -М.1982. Т.4
  36. В.И. Основы теоретической педагогики.-СПб. 1992.
  37. Глласер Уильям. Школа без неудачников. -М. 1991.
  38. Грановская P.M.Элементы практической психологии.-СПб. 1997
  39. Н.В. Психология межличностного конфликта. Дисс.докт. психол.наук. -СПб. 1995.
  40. Н.В. Я и друг ие. -Л. 1990.
  41. О.Н. Конфликтология. -М.1993.
  42. A.C., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ. -М. 1997
  43. Х.С., Сальников В. Н. Дальзов В.И., Шарапов Ю. А. Акмеологические основы конфликтологии. -СПб. 1994.
  44. Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования.-М. № 5
  45. Н.Д. Педагог и воспитанник.-М.1984
  46. Ч. Конфликт. -СПб. 1997.
  47. А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтологии.-М. 1993.
  48. H.A. О значении авторитета.Т. 1. -М.1950.
  49. А.И., Полозова Т. А. Проблемы конфликта в западной социальной психологии.// Психол. журн., 1980. T.I. № 6.
  50. Н.Р. Международный конфликт.-М. 1981.
  51. О.Л., Кудрявцев B.II. Юридический конфликт: сферы и механизмы.-М. 1994.
  52. В.В., Кошоров Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта.-М. 1984.
  53. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л. 1985.
  54. Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений. Автореф. дис.канд.пед.наук. -М. 1999.
  55. A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. -Л. 1976.
  56. В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М. 1995
  57. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи.-М. 1988.
  58. А. Г. Социология конфликта. -М.1996. бО. Зигерт В., Ланг. Л. Руководитель без конфликтов.-М. 1990 61.3инченко С. Н. Почему детям бывает трудно.-Киев. 1990.
  59. A.M. Психология политической борьбы. -СПб. 1992.
  60. A.C. Личность в структуре педагогического общения. -Ростов-на-Дону. 1979.
  61. E.H. Эффективное общение и конфликты.-СПб.-Рига. 1997.
  62. С.Н. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. -Псков. 2000.
  63. Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. -М. 1987.
  64. М.С. Мир общения :проблема межсубъективных отношений. -М.1988.
  65. В.И., Басков B.II. Введение в конфликтологию. -Ярославль. 1993.
  66. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М. 1987.
  67. А.Д. Социальная психология управления в школе. Авто128реф. дисс. докт. психол.наук. -СПб. 1992.
  68. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М. 1986.
  69. В.Я., Липницкий A.B. Конфликтология: введение в теорию и практику управления конфликтами. -СПб. 2000.
  70. И.М. Конфликт: за и против.-М. 1978.
  71. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Дисс. канд. психол.наук. -Л. 1986.
  72. А.Г. Психология личности. -М. 1970.
  73. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. -М. 1996.
  74. А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. -СПб. 1998
  75. Я.Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. -М. 1977.
  76. Я.Л. Психология взаимоотношений в маль1Х группах. -Минск. 1976.
  77. Коломинский Я, Л., Реан A.A. Социальная и педагогическая психология.-СПб. 1999.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности.-М.1989.
  79. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М. 1980.
  80. Кон И. С. Ребёнок и общество.-М. 1988.
  81. С.В. Учитель-ученик.-М. 1984.
  82. В.В. Конфликт. -Л. 1988.
  83. Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивных преступленийю. /Насилие.Агрессия.Жестокость. Криминально- психологические исследования.-М. 1990.
  84. Конфликтология./Подред. А. С. Кармина.-СПб. 1999.129
  85. Конфликт в конструктивной психологии. -Красноярск. 1990.
  86. Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. -Минск.1995
  87. Корнелиус Х., Фейер III. Выграть может каждый. -М.1994.
  88. Краткий психологический словарь./Под ред. А. В. Петровского. -М. 1995
  89. Н.В. Личность в конфликте. -Саратов. 1976.
  90. В. Нестандартный ребёнок.-СПб. 1993
  91. II.И. Основы конфликтологии. Учебное пособие.-Ижевск. 2000.
  92. В.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. -М.1968.
  93. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками.-М. 1980.
  94. В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками -одноклассниками. // Вопросы психологии. 1986. № 1
  95. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М. 1984.
  96. С.А. Различие ценностей социально-субъективных, как источник конфликтов.-М. 1993.
  97. Маецкий 3. Социальные конфликты. -М. 1974.
  98. Ю.А. Особенности проявления коммуникативной направленности у педагогов и обучаемых во взаимодействии. Автореф. дисс,-канд. психол. наук.-Самара. 1998.
  99. Т.Н. Учитель-ученик.-М. 1977.
  100. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников.-Л. 1975.
  101. Т.Н. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя. Автореф. дисс. канд психол. наук. -Пермь. 1996.
  102. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. -М .1996.
  103. Л.Г., Вы бой щи к: И.В., Я куш кип Д. Е. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своём ребёнке.-М.1999.
  104. B.C. Психологические конфликты. //Проблемы экспериментальной психологии. -Пермь. 1970.
  105. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. -М. 1999.
  106. C.II. Разрешение конфликтных ситуаций как средство формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Автореф.дисс.канд. пед. наук. -СПб. 1993.
  107. Мудрик A.B.Общение как фактор воспитания школьников.-М. 1977.
  108. Н.Б. Предупреждение и разрешение конфликтов у подростков с отклонениями в поведении как педагогическая проблема. Авто-реф. Дисс. канд. пед. наук. -Саранск. 2000
  109. В.И., Леонов H.H. Управление конфликтами. -Ижевск. 1993.
  110. Л.А. Буржуазная социология конфликта. -М. 1982.
  111. В.П., Медведева H.A., Майров Д. А., Озеров Ф.П., Ярцева
  112. Т.М. Психологические работы с одаренными учениками. Учебное пособие для практических психологов. -Ставрополь.2001.
  113. В.П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы психологии. Материалы II Всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии». -Ставрополь.2001.
  114. C.B. Авторитет руководителя школы как фактор повышения эффективности его управленческой деятельности. Автореф. дисс. канд. пе-д.наук. -СПб. 1999.
  115. Основы конфликтологии./ Под ред В. Н. Кудрявцева.-М.1997.
  116. В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. Психолого-педагогические взаимодействия ученика131с учителем. Сб.науч.трудов.Ред.А. А. Бодалева. -М. 1980.
  117. .Д. Анатомия общения.-СПб. 1999.
  118. Е. В. Межличностный конфликтую фактор социализации старших школьников.-М.1989.
  119. А.Н. Безопасность в коммуникации делового человека. -М. 1994.
  120. В.Т. О значении личностного примера учителя.-Минск. 1950.
  121. H.A. О характеристике воспитательных отношений в советской социалистической школе./Советская педагогика.№ 1.1948.
  122. H.A. О значении авторитета и личного примера учителя.-М. 1949.
  123. A.A. Взаимоотношения между учителем и учеником./Начальная школа.№ 1.1948.
  124. Л.А. Компетентность в общении.-М. 1989.
  125. В.А. Личность в психологии. -Ростов-на-Дону. 1996
  126. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-разви-вающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону. 1993.
  127. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика.-Минск. 1986.
  128. Н.Г. Взаимоотношения учителей и учащихся старших классов и их роль в учебной деятельности.-Л. 1972.
  129. Прикладная конфликтология.Сост.К. В. Сельченко.-Минск. 1999.
  130. C.B., Давыдов А. П. и др. Социальные конфликты в современном обществе.-М. 1993.
  131. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб. научных тр.Ред. А. АБодалев, В-ЯЛяудис.-М. 1980.
  132. Психология и этика делового общения.Ред.В. Н. Лавриненко. -М.1997.132
  133. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб. 1999.
  134. М. А. Дильман Ф. Психология индивида и группы.-М. 1988.
  135. К. Вопросы, которые я бы задал, если бы был учителем./ Семья и школа. 1987. № 10
  136. Ю.Н. Секреты общения. -М. 1991.
  137. E.H. Настольная книга практического психолога в образова-нии.-М. 1998.
  138. II. Ф. Изучение отношений педагогов и старших школь-ников.-М. 1991.
  139. В.А. Психология управления.-М. 1999.
  140. Рольф Бранд. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития. -М. 1997.
  141. A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М. 1988.
  142. Л.Т. Туристическая группа в условиях относительной изоляции./Сборник тезисов: Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения.-М.1990.
  143. A.A. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища. -М.1968.
  144. О.II. Отношения как проблема психологии воспитаниям/ Сборник тезисов. -Л. 1973.
  145. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про-цессе.-М.1991
  146. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. -Нижний Новгород. 1994.
  147. И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления.-Минск. 1998.
  148. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения. Автореф. дисс.канд.пси-хол. наук. -СПб. 1995.
  149. П. Педагогический конфликт/Народное образование, 1993. № 4.
  150. Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. -Смоленск. 1961.
  151. Симонова J1.B. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф-дисс.канд.психол. наук.-М. 1989.
  152. В.В. Способы разрешения конфликтов. -М. 1986.
  153. Г. Способы разрешения конфликтов. -Киев. 1991.
  154. Словарь русского языка.Ред.А.П.ЕвгеньеваТ.4.-М. 1984.
  155. В.И. Психология педагогического такта. -Саратов. 1960.
  156. A.A. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб. 1998.
  157. В.А. Верьте в человека.-М. 1960
  158. В.А. О воспитании. -М. 1982.
  159. В.А. Мудрая власть коллектива.-М. 1975.
  160. К. Конфликт и урегулирование конфликта. Пособие по промышленной и организационной психологии. -Чикаго. 1976.
  161. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. -Л. 1984.
  162. Е.Е. Стили управления в системе образования. -СПб. 1998.
  163. Л.И. Психология организаторской деятельности школь-ников.-М. 1980.
  164. Управление современной школой. Размышления руководителя. -СПб.1998.
  165. К.Д. Три элемента школы.Т.2. -М.1948.
  166. К.Д. Человек как предмет воспитания.Т.8. -M.-JI.1952.
  167. Д.М. Политология конфликта. -М.1998.
  168. Р. Юри У. Путь к соглсаию или переговоры без поражения. -М. 1992.
  169. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин II. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. -М.1991.
  170. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции., -М. 1989
  171. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.1995.
  172. Ф. Психология межличностных отношений. -М.1956.
  173. Хори и К. Наши внутренние конфликты. -СПб. 1997
  174. Харрис. Я-хороший. Ты-хороший ,-М. 1993.
  175. В.А. Способы разрешения конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности.//Психол. журнал. 1993.Т.4.№ 3//
  176. Г. Л. Виды общения в обучении. -Томск. 1993.
  177. Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.-М.1987.
  178. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М. 1982.
  179. С.Т. Педагогические сочинения. Т.1. -М.1962.
  180. П. И. Социальная психология в образованием. 1995.
  181. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. -Минск. 1997.
  182. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.-Ростов-на-Дону. 1995.
  183. Э. Анти-Корнеги, или человек-манипулятор. -М. 1994.
  184. С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. -Брест. 1992.
  185. В. Глубокая простота: Основы социальной философии .-СПб. 1993.
  186. Я. Н. Элементарные понятия психологии. -Новосибирск. 1967.
  187. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.-М. 1971.
  188. Юри У. Преодоление «нет», или переговоры с трудными людьми.-М. 1993.
  189. Юридическая конфликтология./ Под ред В Н.Кудрявцева.-М.1995.
  190. В.Л. Педагогическая психология. -СПб. 2000.
  191. Cozer L. Conflict- Social Aspects (International Encyclopedia of Social Sciences Ed. by D. sills vols. USA. 1968 p.232−236)
  192. Deutsch M., Hornstein H/(eds) Appling Social Psyihology. Implications for Research, Practice and Tuning. John Wiley&Sons, New York 1975).
Заполнить форму текущей работой