Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны
Вскрыты особенности развития таможенной системы в рыночных условиях и сформулированы основные направления ее построения. Так, прямая зависимость развития таможенной системы от проводимой политики государства определила положение таможенной системы как составной части внутренней и внешней политики Россииповышение роли фискальной функции потребовало от таможенных органов совершенствования процедур… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Таможенная система и формирование открытой экономики
- 1. Теоретические предпосылки становления открытой экономики
- 2. Фритредерство и протекционизм — важнейшие факторы, 20−37 определяющие экономическую направленность развития таможенной системы
- 3. Принципы организации таможенной системы и таможенного 37−61 регулирования в рыночных условиях
- Глава II. Институциональные преобразования таможенной системы в 62−118 условиях рыночной трансформации экономики
- 1. Институциональные преобразования таможенной системы 62−79 '
- 2. Механизм формирования баланса национальных и региональных 79−98 интересов в процессе создания системы таможенных институтов
- 3. Образование нового рыночного пространства: поэтапное 99−118 формирование таможенного союза стран СНГ и особенности вхождения России в СТС/ВТО
- Глава III. Оптимизация институциональных преобразований и 119−163 эффективность управления таможенным процессом
- 1. Влияние рыночной среды на оптимальный выбор структуры 119−125 управления таможенной системы
- 2. Комплексная программа «Российская таможня-XXI» — основа 125−137 оптимизации управления движением товаров на таможне
- 3. Человеческий капитал в механизме преобразования таможенной 137−148 системы
- 4. Методы оценки функционирования человеческого капитала в 148−163 условиях таможенной системы
- Глава IV. Современные проблемы развития таможенной системы и 164−263 повышение ее роли в укреплении экономического потенциала страны
- 1. Создание новой концепции организации, развития и функциони- 164−182 рования таможенной службы России в переходный период
- Современные научные средства и методы обоснования перспектив 182−204 развития таможенных институтов
- 3. Методологии имитационного моделирования в таможенной 205−263 системе
- 3. 1. Первый пример: метод доминантных иерархий (МДИ) в экспертной 205−209 процедуре
- 3. 2. Второй пример: методика расчета очередей на международном 209−216 автомобильном пункте пропуска
- 3. 3. Третий пример: оптимизация технологической схемы таможенного 216−221 оформления и таможенного контроля подакцизных товаров
- 3. 4. Четвертый пример: имитационная модель технологической схемы 221−240 таможенного оформления и контроля пассажиров в международном аэропорту и ее оптимизация
- 4. Эффективность функционирования таможенных институтов
- 3. Методологии имитационного моделирования в таможенной 205−263 системе
- Заключение
- Список используемой литературы
Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Переход к рыночным отношениям в России с самого начала ознаменовал резкое повышение значения таможенной службы как мощного регулятора хозяйственной и торговой деятельности государства, ее роли в формировании федерального бюджета, защите безопасности и экономических интересов России. Таможенная служба практически начала работать в 1991 году в условиях, когда подавляющая часть таможен с наиболее развитой инфраструктурой оказалась за пределами страны. Россия, оказавшись на страже границ протяженностью более 14 тысяч километров^ насчитывала чуть более тысячи сотрудников таможенных органов.
В рыночных условиях таможенное дело России претерпело значительные изменения: появились новые понятия — таможенная система и институты таможенной системысвободные экономические и таможенные зоныстала стремительно развиваться околотаможенная деятельностьвозникла совокупность таможенных режимовболее сложной и разветвленной стала система управления.
Серьезное воздействие на таможенные органы оказали проблемы, связанные с интегрированием России в мировую экономику, вступление во всемирную торговую организацию, что потребовало существенной корректировки внешнеэкономической деятельности в стране, а тем самым и определенных изменений в таможенной политике. Это обусловило, в свою очередь, необходимость совершенствования законодательно-правовой базы, принципов и мер таможенной системы.
Политика обеспечения безопасности человека и окружающей природы все активнее ставила в повестку дня вопрос о необходимости создания системы управления риском в обществе, конечным итогом которой является выработка средств, объектов хозяйства, окружающей среды от возрастающего неблагоприятного воздействия дестабилизирующих и поражающих факторов повышенной опасности. В решении этой стратегической задачи таможенная служба играет все возрастающую роль, т.к. обнаружение опасных для жизни и здоровья человека и окружающей природы грузов является частью работы, выполняемой таможней.
Политика регулирования торговых отношений, решение многообразных вопросов, вытекающих из этого, непосредственно связаны с целями и задачами, стоящими перед государственным органом, регулирующим эти отношения.
Повышение государственной значимости таможенной службы, бурный процесс ее становления в прошедшие годы потребовал, соответственно, и более углубленного научного изучения многообразных аспектов таможенного дела, сравнения с международными стандартами.
С формированием новых экономических отношений одной из коренных задач стало скорейшее цивилизованное вхождение России в мировую экономику. Это привело к повышению интереса исследователей к таможенной политике, представляющей собой целенаправленную деятельность государства по применению таможенных пошлин, таможенных налогов и сборов, осуществлению таможенных процедур.
Все это послужило основой для выбора и осуществления исследования, посвященного анализу многообразных сторон деятельности одного из самых крупных в России таможенных управления Северо-Западного региона.
Степень разработанности проблемы. Переход к рыночным отношениям является весьма сложным процессом, затрагивающим все стороны общественной жизни. Реформирование постсоциалистических экономик не имел аналогов в мировой практике. Для экономической теории преобразование российской хозяйственной системы, связанной с внедрением рыночных отношений, представляет собой несомненный интерес. Их реализация требует систематического обобщения и научного осмысления. Российские специалисты ведут кропотливую работу по изучению происходящих в нашей экономике процессов. В этом отношении не являются исключением преобразования таможенной системы.
Существенный вклад в теорию развития таможенного дела внесла Российская таможенная академия, ее Санкт-Петербургский филиал, издавший за короткий срок ряд интереснейших работ: Основы таможенного дела. В 7-ми выпусках. М., 1995; Теория, методология и практика таможенного дела. Сборник научных трудов. Часть 1-я и 2-я. М., 1996; Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского. М., 1995; Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. Краткий научно-популярный очерк. М., 1997; Аграшенков А. В. Психология в таможенном деле. СПб., 1995; Бякин Г. И., Мячин А. Н. системный подход — ключ к эффективному управлению таможенным делом. // Таможенный вестник. 1994. № 10- Кругликов В. Ф., Бондарь J1.A., Бякин Г. И., Качалов В. А. Таможенная стоимость товаров. СПб., 1996; Дворянский A.M., Травин А. В. производство дознания таможенными органами РФ. СПб., 1995; Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. Вып.1−10- Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999; Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России IX—XVII вв. СПб., 1999; Аграшенков А. В., Новиков А. Ю., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации. СПб., 1998; Исследования проблем таможенного дела. Вып.1−5. М., РТА, 1998; Чернышев В. В. внешнеэкономическая политика России в переходный период. М., РТА, 1998; Таможенная энциклопедия. М., 1999. Т. 1, 2 и др.
Вместе с тем, таможенная система продолжает оставаться малоизученной прежде всего с точки зрения характера взаимосвязи федеративных и таможенных отношений субъектов федеративного государства между собой и с федеральным центром. В экономической литературе широко представлены работы по совершенствованию правовых, экономических и организационных основ таможенного дела и в то же время крайне мало работ, связанных с изучением таможенной системы как фактора роста экономического потенциала страны. В этой связи крайне недостаточно работ, посвященных изучению таких базисных положений таможенной системы, как фискальная политика, протекционизм и фритридерство.
Формирование рыночных отношений в нашей стране придает таможенной системе новое экономическое содержание. Исследование таможенной системы во взаимосвязи с ростом экономического потенциала страны, развитием ее производственного потенциала может внести определенный вклад в развитие теории переходной экономики и в разработку эффективного функционирования таможенной системы.
Объект исследования является таможенная система, ее институциональные преобразования в переходный период, проблемы формирования структуры управления и методы развития таможенных органов в составе российского федерализма.
Предметом исследования являются организационно-экономические и правовые основы таможенной деятельности, система управления таможенных органов, направленная на создание ее оптимальной структуры, повышение эффективности функционирования таможенных органов и укрепление экономического потенциала страны.
Цели и задачи исследования. Основное внимание в процессе исследования сосредоточено на институциональных преобразованиях таможенных органов, выборе оптимальной структуры управления и создании на этой основе новой концепции организации, развития и функционирования таможенной службы России в переходный период.
В теоретическом аспекте реализация указанной цели предполагает исследование таких базисных положений становления таможенной системы, как фискальная политика, протекционизм, фритредерствовыявление принципов организации и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализмаизучение особенностей развития таможенной системы в рыночных условияхформирование механизма учета интересов субъектов федерации в сфере таможенного регулирования. В практическом аспекте важно оценить объективные тенденции развития таможенной системы и определить направленность перспектив совершенствования функционирования таможенных органов, результативность которых рассматривается в качестве фактора роста экономического потенциала страны.
Поставленные цели предопределили круг основных задач, которые необходимо было решить в ходе исследования. К их числу относятся:
— рассмотрение функциональной деятельности таможенной системы в условиях российского федерализма как фактора роста экономического потенциала страны;
— оценка фискального, протекционистского и фритредерского направлений внешнеэкономической деятельности и их использование в процессе построения таможенной системы на разных этапах развития экономики России;
— исследование и выбор принципов организации и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализма, формируемых на основе правовой базы и экономических отношений;
— раскрытие механизма учета интересов субъектов федерации в сфере таможенного регулирования;
— обоснование основных направлений реализации проекта «Российская таможня — XXI» как организационно-правовой и экономической основы формирования новой модели таможенного управления движением товаров, рассматриваемых в качестве приоритетных;
— выявление противоречий, возникших при переходе на рыночные методы хозяйствования и создание в результате этого новой концепции организации, развития и функционирования таможенной службы как формы разрешения этих противоречий в виде обоснования принципиально нового назначения таможни, определения ее приоритетов и процедур функционирования;
— разработка современных научных подходов в развитии таможенных органов с использованием методов оптимизации, логистики, массового обслуживания, системного анализа;
— создание универсального инструментария имитационного моделирования и осуществлено применение методологии имитационной системы в таможенных органах СЗТУ России.
Методологическая база исследования. В процессе исследования были изучены документы, связанные с историей становления таможенной системы, начиная с петровских временинформационные источники, посвященные организации и функционированию таможенных органов, включая Конституцию Российской Федерации, Таможенный кодекс РФ, а также законы РФ и Верховного Совета Российской Федерацииинформационные источники, посвященные таможенным органам и развитию переходной экономикитеоретические и методические разработки, законодательные и нормативные материалы, статистические данные. Особое внимание было уделено публикациям, посвященным исследованию процессов формирования и функционирования таможенных органов в рыночных условиях, процессов трансформирования управляющих структур на разных уровнях, критическому анализу неоклассических и кейнсианских направлений экономической теории, а также концепциям институционализма и информационного общества.
В работе широко использовались историко-логический и функционально-структурный подходы при изучении экономических процессов, анализ и синтез. Применение различных методов теоретического анализа, обусловленного спецификой изучаемых явлений и процессов, логикой развития таможенных органов и проведение на этой основе статистических группировок, моделирования, построения аналитических таблиц и графиков.
Научная новизна исследования заключается в решении теоретических и методологических проблем формирования и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализма как фактора роста экономического потенциала страны. К основным результатам, определяющим новизну исследования, относятся следующие положения:
— разработаны методологические основы новой концепции организации, развития и функционирования таможенной системы России в переходный период. Создание концепции явилось формой разрешения противоречий между командно-административными и рыночными методами хозяйствования. Базовым положением концепции явилось превращение таможенной системы как формы пограничного контроля в институт регулирования внешнеэкономической деятельности страны;
— в рамках концепции разработана аналитико-оптимизационная модель, позволяющая перенести центр тяжести с волевого принципа принятия решений на критериальный выбор, который достигается путем вариантного отбора и получения оптимального варианта, соответствующего данному критерию;
— учитывая, что таможенное дело относится к числу сложных систем, для которых создание аналитических моделей с четкими количественными соотношениями является невозможным, в работе предложена методология применения имитационного моделирования, включающая оперативную и повседневную функциональную деятельность таможни и ее организационные структуры. Имитационная модель таможни реализуется на основе морфологического (структурного), функционального и информационного описания таможенной системы. Для непрерывного расширения и поэтапной реализации заданных параметров имитационной модели процесс управления таможней разбивается на три замкнутых контура: прогнозированиестратегический контуртекущее регулирование запланированной деятельности — тактический контуроперативное реагирование на возникающие отклонения на входе модели — оперативный контурисследованы фискальное, протекционистское и фритридерское направления внешнеэкономической деятельности с петровских времен и определены параметры оценки этих направлений на разных этапах развития экономики России. Установлено, что в периоды тяжелого финансового и экономического положения преобладает фискальная направленность таможенной политики (петровский период) — в периоды развития свободной торговли — ведущим становилось фритридерство (царствование Екатерины II) — в случаях защиты национальной промышленности (царствование Александра III) — на первый план выдвигается протекционизм. Современный период отличается более сложной системой функционирования таможенных органов: с одной стороны, преобладает фискальная политика, с другой — таможенная система строится с учетом обеспечения национальной безопасности, которая включает такие блоки, как политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации;
— вскрыты особенности развития таможенной системы в рыночных условиях и сформулированы основные направления ее построения. Так, прямая зависимость развития таможенной системы от проводимой политики государства определила положение таможенной системы как составной части внутренней и внешней политики Россииповышение роли фискальной функции потребовало от таможенных органов совершенствования процедур взимания таможенных платежей и усиления контроля за их поступлением в федеральный бюджетрасширение криминализации в переходный период вызвало необходимость укрепления правоохранительных функций таможенных органовразвитие компьютерной техники в стране позволило таможне создать Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) ГТК России;
— обосновано положение о смещении таможенного оформления в пограничные зоны, что позволит соединить воедино задачи по ускорению товарооборота, повышению плотности таможенного контроля, своевременной и полной собираемости таможенных платежей, прорыву в борьбе с таможенными правонарушениями. Для реализации этого положения все основные вопросы, связанные с подготовкой таможенной инфраструктуры, уже решены. В регионе обустроены российско-эстонские, российско-латвийская и российско-норвежская таможенные границысовершенствуется сеть складов временного хранения и таможенных складов, в том числе складов для хранения больших партий крупногабаритных товаров (лес и лесоматериалы) — завершается формирование системы прохождения таможенных платежей, которая повысит плотность таможенного оформления и контроляв сфере экспортно-импортных операций осуществлен переход к работе с конкретными товарами так называемой группы риска и т. д.:
— разработана рациональная система деятельности таможенных службпостоянно совершенствуются и внедряются новые формы и методы решения таможенных проблемрастет эффективность функционирования таможенных органов. Это позволило получить СЗТУ России официальный статус «первопроходцев», подтвержденный Государственным таможенным комитетом. ГТК обязал СЗТУ в первоочередном порядке проводить мероприятия по оптимизации таможенной службы и после апробации распространять положительный опыт на другие регионы;
— обосновано положение о необходимости перехода к высшему уровню таможенной деятельности: таможня для клиента, для участника ВЭДпоследовательное развитие более прозрачных и доверительных отношений с законопослушными предпринимателями и более жестких отношений с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности;
— созданы организационно-правовые и экономические основы формирования новой модели эффективного функционирования таможенной службы, изложенные в проекте «Российская таможня-XXI», который разработан Северо-Западным таможенным управлением. Он является универсальным ключом обеспечения оптимизации инфраструктуры и построения таможенных органоввыбора новых информационных технологий таможенного оформления и контроляпостроения внутренних финансовых потоков. «PT-XXI» стал приоритетным направлением информационно-технической политики Государственного таможенного комитета;
— в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов и собираемости таможенных платежей предложено акцент в оценке правоохранительной работы таможни сместить от использования количественных параметров (количество дел о нарушении таможенных правил, взыскании штрафов) к применению качественных показателей в виде результатов оперативно-розыскной деятельности и пресечения уголовных преступлений;
— осуществлена апробация предложенной методологии применения имитационного моделирования. В частности, решен пример практического использования метода доминантных иерархий в экспертной процедуресоставлена и реализована методика расчета очередей на международном автомобильном пункте пропуска с применением универсального метода статистического моделированияпроведено определение направлений и средств оптимизации технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля подакцизных товаров.
Практическая значимость работы заключается в авторских выводах и соответствующих предложениях, в разработке рекомендаций как для федеральных органов управления, так и для непосредственной деятельности региональных управлений, таможен и таможенных постов.
Апробация результатов исследования. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования неоднократно использовались автором в выступлениях на заседании коллегий Государственного таможенного комитета Российской Федерации, применялись в работе с коллегами из различных стран. Многие положения диссертации нашли отражение в выступлениях соискателя на многих международных и российских научно-практических конференциях, посвященных различным аспектам стратегии экономического развития России в новых условиях хозяйствования.
При непосредственном участии автора Северо-Западным таможенным управлением разработана организационно-правовая и экономическая основа формирования новой модели таможенного управления «Российская таможня-XXI». Этот программный документ Государственный таможенный комитет своим приказом № 805 от 1 декабря 1998 года одобрил и предложил внедрить его в Северо-Западном таможенном управлении.
Автором опубликован ряд учебных пособий, которыми активно пользуются студенты и слушатели учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Важнейшими из них являются: Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуски I, II, III, IV. М., 1995 г. Авторский коллектив: А. С. Круглов, Н. М. Блинов, В. Ф. Кругликов, В.А.ШамаховГосударственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1998. Объем 12,0 печ.л. Авторы: А. В. Аграшенков, А. Б. Новиков, В. А. Шамахов.
По результатам исследования автором опубликовано свыше 30 работ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Выводы:
В результате выполнения НИР «Оптимизация» создан универсальный инструментарий имитационного моделирования для модернизации организационно-штатной структуры таможенных органов и повышения эффективности их работы.
3. Методологии имитационного моделирования в таможенной системе.
Представляем для рассмотрения несколько примеров использования разработанной нами методологии имитационной системы в таможенных органах СЗТУ России.
3.1. Первый пример: метод доминантных иерархий (МДИ) в экспертной процедуре.
Рассмотрим пример практического использования метода доминантных иерархий в вопросе выбора кандидата на должность начальника таможенного поста. Пример составлен автором на основе субъективного опыта и не является категоричным.
Условия.
Руководству таможни, отделу кадров необходимо выбрать кандидата на должность начальника таможенного поста по таможенному оформлению и таможенному контролю. Кандидатура на должность выбирается из трех претендентов.
Решение.
Согласно методологии МДИ на первом этапе устанавливается главная цель задачи — выбор одного из трех кандидатов на должность начальника таможенного поста.
Первый шаг тренинга состоит в декомпозиции и представлении задачи в доминантной иерархической форме. На первом уровне находится главная цель — выбор начальника поста.
На втором этапе устанавливаются критерии, которым должен удовлетворять начальник поста. Эти критерии определяются в ходе обсуждения руководством таможни и отделом кадров.
Руководство таможни представило следующие восемь критериев:
1. Профессионализм.
2. Организаторские способности.
3. Инициатива.
4. Чувство нового.
5. Самосовершенствование и самообразование.
6. Знание таможенного поста, его сотрудников, местных условий.
7. Нравственность.
8. Отсутствие вредных привычек.
На третьем уровне находятся три кандидата на должность начальника поста, которые должны быть оценены по отношению к критериям второго уровня.
Первый кандидат — ведущий инспектор, имеет высшее техническое образование, проходил службу в Вооруженных Силах России в должности командира отдельного подразделения, в службе добивался всего сам, уволен при формировании части, в таможенных органах два года, дал три предложения по улучшению работы таможенного поста, высокомерен, пунктуален в работе, не курит, спиртные напитки употребляет умеренно.
Второй кандидат — заместитель начальника поста, имеет гуманитарное образование, ранее работал в школе и комсомоле, в таможенных органах четыре года, контактен, курит, употребляет часто спиртные напитки в пределах нормы.
Третий кандидат — начальник юридического отдела таможни, имеет юридическое образование, ранее учился в аспирантуре по уголовному праву, со второго курса перешел работать в таможенные органы, в которых находится три года, пунктуален в работе, самолюбив, курит, спиртные напитки употребляет умеренно.
Имеем все необходимые условия для решения задачи, произведем декомпозицию этой задачи в доминантную иерархию (рис.5).
1-й уровень.
2-й уровень X л S ц пз X о S о о.
0) •(c)< о, а с.
Начальник поста ж s ?".
О О X о о и о с о ф S о, а о его m.
S X л и, а о.
ПЗ я S ев s я.
S X я о и о я о X о я Ео я >1 ег в) S X пз я о я ь о.
X ш a, а ш я о о о s Iff о го ь о о к ш X.
X в X.
СП Л ь о 0.
X X.
01 я е-о я в, а се X ш.
3 я S, а в X.
3 X.
4 ф, а я си X я ь о ь >1 о ь о.
3-й уровень.
Кандидат 1.
Кандидат 2.
Кандидат 3.
Рис. 5. Декомпозиция задачи выбора начальника поста в доминантной иерархии.
Такая форма нисходящей декомпозиции может быть легко использована для задач широкого класса. Несложная модификация с включением петель обратной связи охватит еще более широкий класс задач.
Используем матричный метод. Вес элементов матрицы неизвестен, поэтому попарное сравнение будем производить с использованием субъективных суждений, численно оцениваемых по шкале относительной важности.
Шкала относительной важности.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.-М., 1993.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№ 31. -Ст.1224.
- О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. -Ст. 821.
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. // Экономика и жизнь. 1995.- № 43. -С.16−19.
- Александров Д.А. Советская таможенная система // Правовые вопросы внешней торговли СССР / Под ред.Д. М. Генкина.- М., 1955.
- Астахов В.П. Экспортные и импортные операции: Практическое пособие.- М., 1994.
- Берков Е. А. Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело.- М., 1988.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.
- Беккер Г. С. Человеческий капитал // США: Экономика, политика, идеология. 1993. — № 11,12.
- Вардомский Л. Россия и либерализм международных экономических отношений // Внешняя торговля. -1993.- № 3.
- Васильев А.В. Право на ввоз и вывоз товаров // Таможенный вестник. -1992.- № 11−12.
- Внешнеэкономическая деятельность государств СНГ: Сб.документов. -М., 1993.
- Внешнеэкономические связи РФ в 1992: Сб.документов.- М., 1993.
- Внешнеэкономические связи РФ в 1993: Сб.документов.- М., 1994.
- Внешнеэкономические связи республик в составе РФ, краев, областей. Сб.документов.-М., 1994.
- Внешняя торговля России в ходе экономических реформ. Сб.документов.-М., 1994.
- Воронов Н. Г. Павлов К.А. Организация и техника внешней торговли.-М., 1970.
- Всемирная история экономической мысли: в шести томах. / Под. ред. В. Н. Черковца. М.: Мысль, 1987−1997.
- Габричидзе Б.Н., Шахмаметьев А. А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ (правовые аспекты) // Государство и право.-1994, — № 1.-С.45−55.
- Гайдар Е. Аномалии экономического роста: учебное пособие для вузов. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
- Гальперин В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика // Общ. ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: «Экономическая школа», 1994.
- Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
- Гумилевский А. Максимов В. Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. -1995, — № 2−3.
- Гумилевский А. Максимов В. Шишков А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации // Внешняя торговля.1995.-№ 1.
- Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1978.
- Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль,-1967. -№ 3−4.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1993.
- Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. -М., 1977.
- Дюмулен И.И. Торгово-политический механизм в Российской Федерации: Направления развития. Концептуальный подход // Внешняя торговля. -1993.- № 6.
- Дякин Б.Г. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в СССР: Учеб. пособие. -М., 1990.
- Дятлов С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Единое определение таможенных терминов социалистических стран // Советский таможенный контроль,-1971.- № 1.
- Зачесова Г. М. Экономическое районирование страны и его влияние на размещение таможенных организаций // Ученые записки СПб ф.РТА.-1994.- № 1(3).- С.65−71.
- Зверев О. Е. Храбсков В.Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права. -1994. -№ 1.
- Зотов Г. М. Иванов А.С. Сабельников J1.B. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления.- М., 1992.
- Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века // Вопросы экономики. 1997. — № 10.
- Исправников В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. -Москва., 1997.
- Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты / Общ. ред. В. О. Исправникова и В. В. Куликова. М.: 1996.
- Калантаров В. Советская таможенная система // Внешняя торговля.-1966. -№ 9.
- Калантаров В. 50 лет на страже государственной монополии внешней торговли // Социалистический таможенный контроль.-1968.-№ 1.
- Капелюшников Р.И., Албегова И. М., Леонова Т.Г, Емцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1993. -№ 9,10.
- Клименко Б.М. Государственная территория: Вопросы теории и практики международного права. М.,-1974.
- Ковалев С.Г. Трансформация общественного производства: СССР-Россия. Очерк теории. В двух частях. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран.-М" 1994.
- Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе».-М., 1997.
- Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть.-М., 1995.
- Козырин А.Н. Особенности таможенных режимов // Закон. 1995.- № 3.-С.88−91.
- Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Моск.журн.междунар.права. 1995.- № 1, — С.84−103.
- Комментарий к Таможенному кодексу СССР и Закону СССР о таможенном тарифе.-Свердловск, 1991.
- Коновалов С. Таможенное соглашение социалистических стран // Внешняя торговля.-1962.- № 12.
- Коновалов С. Новый Таможенный кодекс СССР // Социалистический таможенный контроль. 1963,-№ 3.
- Коньков И. Совет таможенного сотрудничества// Внешняя торговля. -1990.- № 9.- С.41−44.
- Коротченя И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. СПб, 1995.
- Круглов А.С. Задачи таможенников России // Внешняя торговля. -1992. № 4−5.
- Круглов А.С. Российская таможенная служба: итоги работы и перспективы // Таможенные ведомости.- 1993.- № 1.
- Круглов А.С. Функции и деятельность таможенных служб России // Президентский контроль.-№ 1.-С.58−61.
- Кудров В.М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления. М.: Наука, 1997.
- Купалов И.В. Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в сфере услуг в рамках ГАТТ // Московский журнал международного права.-1994. -№ 1, — С.85−89.
- Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.
- Либерализация внешнеэкономической деятельности России: Сб.документов.-М., 1992.
- Лисов А. Таможенное регулирование внешней торговли в условиях перехода к рынку // Внешняя торговля.-1993, — № 9.
- Магомедова А.И. Генеральное соглашение о тарифах и торговле как международная организация // Правоведение.-1992.- № 1.-С.55−60.
- Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1998.
- Марков Л.Н. Таможенное право СССР: Учеб. пособие.-Иркутск, 1973.
- Марков Л.Н. Таможенное право подотрасль административного права // Вопросы советского государственного права: Труды ИрГУ.- Т.81.- Сер.юрид.- Вып. 12, Ч.2.- Иркутск, 1971.
- Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. Издание II, переработанное и дополненное // Отв. ред. академик Н. П. Федоренко. М.: Экономика, 1975.
- Мельянцев В.А. Россия, крупные страны Востока и Запада: контуры долговременного экономического развития // Вестник Моск. Унив. Серия 13. Востоковедение. 1995. — № 2.
- Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГААТ: Сб.науч.тр.-М., 1991.
- Миропольский Д.Ю. Неравновесие и типы хозяйственных систем. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Михайлов B.C. Международное сотрудничество социалистических государств по таможенным вопросам // Проблемы государства и права на современном этапе.-Владивосток, 1963.
- Мовчан И. И. Мовчан Е.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей.-М., 1996.
- Молчанова И.М. Таможенные системы в социалистических странах: практика и перспективы развития.-М., 1990.
- Морозов А. Смирнов В. Сотрудничество таможенных учреждений социалистических стран // Внешняя торговля.-1961.-№ 2.
- Нейман Дж., Морген Штерн. О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Прогресс, 1970.
- Новиков А. Шамахов В. Таможенные факторы федеративного устройства государства // Таможенный вестник,-1996.-№ 3−4.
- Новые правила регулирования внешнеэкономических связей России (материалы семинара).-М., 1993.
- Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок: Сб.документов.-М., 1990.
- Организация и техника внешней торговли СССР и других социалистических стран / Под ред.Б. С. Ваганова.-М., 1963.
- Петров Ю. М. Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования: Пособие.-М., 1994.
- Поздняков B.C. Государственная монополия внешней торговли в СССР.-М., 1969.
- Попов А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике. Учебное пособие. Ч. 1,2,3. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994−1998.
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Сб. документов-М., 1991.
- Право и внешняя торговля: Сб.документов.-М., 1987.
- Предприниматель и таможня: Сб.документов.-М., 1991.
- Пресняков В., Соколов В. Международно-правовые вопросы выхода российских экспортеров на мировой рынок // Внешняя торговля.-1994.-№ 6.
- Рабочая книга таможенника. Вып. 1.-СПб., 1994.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции.-М., 1996.
- Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб.: Изд-во СПб «Наука», 1998.
- Сабельников J1.B. Современные изменения в таможенно-тарифной системе зарубежных стран: Материалы Всесоюзн. семинара «Конъюнктура-90».-М., 1989.
- Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М.: Экономика, 1994.
- Сандровский К.К. Таможенное право: Общая часть: Учеб. пособие.- Киев, 1971.
- Сандровский К.К. Таможенное право. Особенная часть: Учеб. пособие.-Киев, 1972.
- Сандровский К.К. Таможенное право.-Киев, 1974.
- Свободные экономические зоны // Таможенный вестник.-1990.-№ 6.
- Смирнов В. Таможенное законодательство НРБ // Внешняя торговля.-1954.-№ 4.
- Смирнов П. Таможенная политика и таможенный тариф СССР // Внешняя торговля,-1988.- № 11.
- Соколинский В.М., Исакова М. П. Макроэкономическая политика в переходный период. М.: Зенит, 1994.
- Справочное пособие по практической внешнеторговой деятельности на территории СНГ, Грузии и стран Прибалтики: Сб.документов.-М, 1993.
- Таможенная политика стран Востока. Сб.ст. -М J1, 1933.
- Таможенная служба в Российской Федерации / Авт. и сост. Б. Н. Габричидзе. В. Е. Зобов.-М., 1993.
- Таможенная статистика внешней торговли РФ: Бюллетень.-М., 1994.
- Таможенное дело в капиталистических странах / Сост.Т. А. Велихов. И. М. Каплан, Е. А. Менжинский, И. Л. Рабинович. Под ред.А. А. Санталова, — М. 1939.
- Таможенное дело: словарь-справочник / Под ред.В. Б. Бобкова, Н. М. Блинова, А. Д. Листопада, А. Н. Мячина, В. А. Шамахова, В. Н. Лукина СПб., 1994.
- Таможенное законодательство / Вступ.ст.Б. Н. Габричидзе.-М., 1994.
- Таможенное право: Учебник / Рук.авт.колл-ва Б. Н. Габричидзе.- М., 1995.
- Таможенное право: Учебник/Рук.авт.колл-ва Б. Н. Габричидзе.-М., 1997.
- Таможенный словарь: А-Я, 111 слов и терминов: Сб.ст.-М., 1992.
- Таможенный справочник для населения: Сб.документов.-М., 1990.
- Таможенный тариф РФ. В 3 кн.-М., 1995.
- Таможня: Сб.документов.-Калининград, 1994.
- Тарасевич Л.С., Муравьев А. И., Попов А. И. Возрождение экономико-филосовской направленности в научных исследованиях университета // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. 2000. — № 3.
- Терехов А.Б. Свобода торговли: анализ опыта зарубежных стран.-М., 1991.
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: по состоянию на 01.01.92.-М., 1993.
- Трейси М. Рыночная экономика ожидания и действительность // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. — 1996. — № 1.
- Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой.-М., 1981.
- Федосеев А.А. Вопросы кодификации советского таможенного законодательства// Вестн.ЛГУ. -1961. -№ 17. Вып. З (Сер.экономики, философии и права).
- Филаточев И.В. Концепции открытой экономики: Интернационализация и макроэкономическая политика государства. М.: Наука, 1991.
- Фридман Н.П. Вопросы административного и гражданского права в деятельности советских таможен.//Учен.зап.ВЮЗИ.-М., 1972, Вып.27, ч.1.
- Храбсков В.Г. Таможня и закон.-М., 1979.
- Цвилев Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. М.: Наука, 1996.
- Чистов А. Новый советский таможенный тариф // Советский таможенный контроль.-1963.- № 3.
- Человек, наука и производство: перспективы и развитие // Отв. ред. И. М. Рогов. СПб., 1992.
- Черковец О.В. Россия в контексте мировых интеграционных процессов // Российский Экономический Журнал. 1995. — № 2.
- Черников Д.А. Темпы и пропорции экономического роста. М.: Экономика, 1982.
- Черников Д. Крах радикализма и эволюционистская альтернатива // Российский Экономический Журнал. 1995. — № 3.
- Шамахов В.А., Новиков А. Б. Таможенная политика в структуре российского федерализма // Ученые записки СПб ф.РТА.-1996.-№ 2 (2).-С.47−58.
- Шаститко А. Модели рационального экономического поведения человека // Вопросы экономики. 1998. — № 5.
- Шершнев Е.С. США: таможенный протекционизм.-М., 1970.
- Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ.- М., 1993.
- Шумилов В.М. Генеральное соглашение о тарифах и торговле в международных торгово-экономических отношениях // Советское государство и право.-1988.-№ 9.-С. 105−113.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
- Эволюционный подход к переходной экономике // Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, 1995.
- Эклунд К. Эффективная экономика шведская модель. -М.: Экономика, 1991.
- Экономика внешних связей России / Под. ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1995.
- Экспорт (Ставки пошлин и документы): Сб.норм.актов. М., 1994.
- Экспорт в Соединенные Штаты Америки. Свод правил и требований лицам и организациям, осуществляющим экспорт товаров в США. Министерство финансов США. Таможенная служба США. Официальное руководство по таможенному законодательству США.-М., 1992.
- Экспортно-импортные операции между Россией и государствами бывшими республиками СССР (Таможенные правила): Сб.нормат.актов. — М., 1995.
- Ядов В. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. 1998. — № 1.
- Яковец Ю.В. Экономика России. Перемены и перспективы. М., 1996.
- Ttchnical change and The Word Economy. Convergence and Divergence in Technology Strategies. //Aldershort. 1996.
- Neckar D.H. Forecasting political risks for international operation. // International journal of Forecasting. 1998. Vol. 4. The results of the Uruguay Round. Geneva. 1944.
- Agreement on Implementation of Article VII of GATT 1994. «Business Guide to the Uruguay Roand». International Trade Center Unctad / WTO, Commonwealth Secretariat, 1995. Der Zoll in Zaulen. — Bonn. 1996 — 1997.
- Groom A.J.R., M.Light. Contemporary International Relation: A Guide to theory. London New York, 1994.
- Knutsen T. History of international relation theory. Manchester, 1992.
- Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. Berlin, 1998.
- The Customs Co-operation Council. In brief. Brussels, 1998.
- The Finnish Cuctoms today. Scientific-practical Conference. Helsinki. 1999.