Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вскрыты особенности развития таможенной системы в рыночных условиях и сформулированы основные направления ее построения. Так, прямая зависимость развития таможенной системы от проводимой политики государства определила положение таможенной системы как составной части внутренней и внешней политики Россииповышение роли фискальной функции потребовало от таможенных органов совершенствования процедур… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Таможенная система и формирование открытой экономики
    • 1. Теоретические предпосылки становления открытой экономики
    • 2. Фритредерство и протекционизм — важнейшие факторы, 20−37 определяющие экономическую направленность развития таможенной системы
    • 3. Принципы организации таможенной системы и таможенного 37−61 регулирования в рыночных условиях
  • Глава II. Институциональные преобразования таможенной системы в 62−118 условиях рыночной трансформации экономики
    • 1. Институциональные преобразования таможенной системы 62−79 '
    • 2. Механизм формирования баланса национальных и региональных 79−98 интересов в процессе создания системы таможенных институтов
    • 3. Образование нового рыночного пространства: поэтапное 99−118 формирование таможенного союза стран СНГ и особенности вхождения России в СТС/ВТО
  • Глава III. Оптимизация институциональных преобразований и 119−163 эффективность управления таможенным процессом
    • 1. Влияние рыночной среды на оптимальный выбор структуры 119−125 управления таможенной системы
    • 2. Комплексная программа «Российская таможня-XXI» — основа 125−137 оптимизации управления движением товаров на таможне
    • 3. Человеческий капитал в механизме преобразования таможенной 137−148 системы
    • 4. Методы оценки функционирования человеческого капитала в 148−163 условиях таможенной системы
  • Глава IV. Современные проблемы развития таможенной системы и 164−263 повышение ее роли в укреплении экономического потенциала страны
    • 1. Создание новой концепции организации, развития и функциони- 164−182 рования таможенной службы России в переходный период
  • Современные научные средства и методы обоснования перспектив 182−204 развития таможенных институтов
    • 3. Методологии имитационного моделирования в таможенной 205−263 системе
      • 3. 1. Первый пример: метод доминантных иерархий (МДИ) в экспертной 205−209 процедуре
      • 3. 2. Второй пример: методика расчета очередей на международном 209−216 автомобильном пункте пропуска
      • 3. 3. Третий пример: оптимизация технологической схемы таможенного 216−221 оформления и таможенного контроля подакцизных товаров
      • 3. 4. Четвертый пример: имитационная модель технологической схемы 221−240 таможенного оформления и контроля пассажиров в международном аэропорту и ее оптимизация
    • 4. Эффективность функционирования таможенных институтов
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночным отношениям в России с самого начала ознаменовал резкое повышение значения таможенной службы как мощного регулятора хозяйственной и торговой деятельности государства, ее роли в формировании федерального бюджета, защите безопасности и экономических интересов России. Таможенная служба практически начала работать в 1991 году в условиях, когда подавляющая часть таможен с наиболее развитой инфраструктурой оказалась за пределами страны. Россия, оказавшись на страже границ протяженностью более 14 тысяч километров^ насчитывала чуть более тысячи сотрудников таможенных органов.

В рыночных условиях таможенное дело России претерпело значительные изменения: появились новые понятия — таможенная система и институты таможенной системысвободные экономические и таможенные зоныстала стремительно развиваться околотаможенная деятельностьвозникла совокупность таможенных режимовболее сложной и разветвленной стала система управления.

Серьезное воздействие на таможенные органы оказали проблемы, связанные с интегрированием России в мировую экономику, вступление во всемирную торговую организацию, что потребовало существенной корректировки внешнеэкономической деятельности в стране, а тем самым и определенных изменений в таможенной политике. Это обусловило, в свою очередь, необходимость совершенствования законодательно-правовой базы, принципов и мер таможенной системы.

Политика обеспечения безопасности человека и окружающей природы все активнее ставила в повестку дня вопрос о необходимости создания системы управления риском в обществе, конечным итогом которой является выработка средств, объектов хозяйства, окружающей среды от возрастающего неблагоприятного воздействия дестабилизирующих и поражающих факторов повышенной опасности. В решении этой стратегической задачи таможенная служба играет все возрастающую роль, т.к. обнаружение опасных для жизни и здоровья человека и окружающей природы грузов является частью работы, выполняемой таможней.

Политика регулирования торговых отношений, решение многообразных вопросов, вытекающих из этого, непосредственно связаны с целями и задачами, стоящими перед государственным органом, регулирующим эти отношения.

Повышение государственной значимости таможенной службы, бурный процесс ее становления в прошедшие годы потребовал, соответственно, и более углубленного научного изучения многообразных аспектов таможенного дела, сравнения с международными стандартами.

С формированием новых экономических отношений одной из коренных задач стало скорейшее цивилизованное вхождение России в мировую экономику. Это привело к повышению интереса исследователей к таможенной политике, представляющей собой целенаправленную деятельность государства по применению таможенных пошлин, таможенных налогов и сборов, осуществлению таможенных процедур.

Все это послужило основой для выбора и осуществления исследования, посвященного анализу многообразных сторон деятельности одного из самых крупных в России таможенных управления Северо-Западного региона.

Степень разработанности проблемы. Переход к рыночным отношениям является весьма сложным процессом, затрагивающим все стороны общественной жизни. Реформирование постсоциалистических экономик не имел аналогов в мировой практике. Для экономической теории преобразование российской хозяйственной системы, связанной с внедрением рыночных отношений, представляет собой несомненный интерес. Их реализация требует систематического обобщения и научного осмысления. Российские специалисты ведут кропотливую работу по изучению происходящих в нашей экономике процессов. В этом отношении не являются исключением преобразования таможенной системы.

Существенный вклад в теорию развития таможенного дела внесла Российская таможенная академия, ее Санкт-Петербургский филиал, издавший за короткий срок ряд интереснейших работ: Основы таможенного дела. В 7-ми выпусках. М., 1995; Теория, методология и практика таможенного дела. Сборник научных трудов. Часть 1-я и 2-я. М., 1996; Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского. М., 1995; Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. Краткий научно-популярный очерк. М., 1997; Аграшенков А. В. Психология в таможенном деле. СПб., 1995; Бякин Г. И., Мячин А. Н. системный подход — ключ к эффективному управлению таможенным делом. // Таможенный вестник. 1994. № 10- Кругликов В. Ф., Бондарь J1.A., Бякин Г. И., Качалов В. А. Таможенная стоимость товаров. СПб., 1996; Дворянский A.M., Травин А. В. производство дознания таможенными органами РФ. СПб., 1995; Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. Вып.1−10- Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999; Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России IX—XVII вв. СПб., 1999; Аграшенков А. В., Новиков А. Ю., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации. СПб., 1998; Исследования проблем таможенного дела. Вып.1−5. М., РТА, 1998; Чернышев В. В. внешнеэкономическая политика России в переходный период. М., РТА, 1998; Таможенная энциклопедия. М., 1999. Т. 1, 2 и др.

Вместе с тем, таможенная система продолжает оставаться малоизученной прежде всего с точки зрения характера взаимосвязи федеративных и таможенных отношений субъектов федеративного государства между собой и с федеральным центром. В экономической литературе широко представлены работы по совершенствованию правовых, экономических и организационных основ таможенного дела и в то же время крайне мало работ, связанных с изучением таможенной системы как фактора роста экономического потенциала страны. В этой связи крайне недостаточно работ, посвященных изучению таких базисных положений таможенной системы, как фискальная политика, протекционизм и фритридерство.

Формирование рыночных отношений в нашей стране придает таможенной системе новое экономическое содержание. Исследование таможенной системы во взаимосвязи с ростом экономического потенциала страны, развитием ее производственного потенциала может внести определенный вклад в развитие теории переходной экономики и в разработку эффективного функционирования таможенной системы.

Объект исследования является таможенная система, ее институциональные преобразования в переходный период, проблемы формирования структуры управления и методы развития таможенных органов в составе российского федерализма.

Предметом исследования являются организационно-экономические и правовые основы таможенной деятельности, система управления таможенных органов, направленная на создание ее оптимальной структуры, повышение эффективности функционирования таможенных органов и укрепление экономического потенциала страны.

Цели и задачи исследования. Основное внимание в процессе исследования сосредоточено на институциональных преобразованиях таможенных органов, выборе оптимальной структуры управления и создании на этой основе новой концепции организации, развития и функционирования таможенной службы России в переходный период.

В теоретическом аспекте реализация указанной цели предполагает исследование таких базисных положений становления таможенной системы, как фискальная политика, протекционизм, фритредерствовыявление принципов организации и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализмаизучение особенностей развития таможенной системы в рыночных условияхформирование механизма учета интересов субъектов федерации в сфере таможенного регулирования. В практическом аспекте важно оценить объективные тенденции развития таможенной системы и определить направленность перспектив совершенствования функционирования таможенных органов, результативность которых рассматривается в качестве фактора роста экономического потенциала страны.

Поставленные цели предопределили круг основных задач, которые необходимо было решить в ходе исследования. К их числу относятся:

— рассмотрение функциональной деятельности таможенной системы в условиях российского федерализма как фактора роста экономического потенциала страны;

— оценка фискального, протекционистского и фритредерского направлений внешнеэкономической деятельности и их использование в процессе построения таможенной системы на разных этапах развития экономики России;

— исследование и выбор принципов организации и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализма, формируемых на основе правовой базы и экономических отношений;

— раскрытие механизма учета интересов субъектов федерации в сфере таможенного регулирования;

— обоснование основных направлений реализации проекта «Российская таможня — XXI» как организационно-правовой и экономической основы формирования новой модели таможенного управления движением товаров, рассматриваемых в качестве приоритетных;

— выявление противоречий, возникших при переходе на рыночные методы хозяйствования и создание в результате этого новой концепции организации, развития и функционирования таможенной службы как формы разрешения этих противоречий в виде обоснования принципиально нового назначения таможни, определения ее приоритетов и процедур функционирования;

— разработка современных научных подходов в развитии таможенных органов с использованием методов оптимизации, логистики, массового обслуживания, системного анализа;

— создание универсального инструментария имитационного моделирования и осуществлено применение методологии имитационной системы в таможенных органах СЗТУ России.

Методологическая база исследования. В процессе исследования были изучены документы, связанные с историей становления таможенной системы, начиная с петровских временинформационные источники, посвященные организации и функционированию таможенных органов, включая Конституцию Российской Федерации, Таможенный кодекс РФ, а также законы РФ и Верховного Совета Российской Федерацииинформационные источники, посвященные таможенным органам и развитию переходной экономикитеоретические и методические разработки, законодательные и нормативные материалы, статистические данные. Особое внимание было уделено публикациям, посвященным исследованию процессов формирования и функционирования таможенных органов в рыночных условиях, процессов трансформирования управляющих структур на разных уровнях, критическому анализу неоклассических и кейнсианских направлений экономической теории, а также концепциям институционализма и информационного общества.

В работе широко использовались историко-логический и функционально-структурный подходы при изучении экономических процессов, анализ и синтез. Применение различных методов теоретического анализа, обусловленного спецификой изучаемых явлений и процессов, логикой развития таможенных органов и проведение на этой основе статистических группировок, моделирования, построения аналитических таблиц и графиков.

Научная новизна исследования заключается в решении теоретических и методологических проблем формирования и функционирования таможенной системы в условиях российского федерализма как фактора роста экономического потенциала страны. К основным результатам, определяющим новизну исследования, относятся следующие положения:

— разработаны методологические основы новой концепции организации, развития и функционирования таможенной системы России в переходный период. Создание концепции явилось формой разрешения противоречий между командно-административными и рыночными методами хозяйствования. Базовым положением концепции явилось превращение таможенной системы как формы пограничного контроля в институт регулирования внешнеэкономической деятельности страны;

— в рамках концепции разработана аналитико-оптимизационная модель, позволяющая перенести центр тяжести с волевого принципа принятия решений на критериальный выбор, который достигается путем вариантного отбора и получения оптимального варианта, соответствующего данному критерию;

— учитывая, что таможенное дело относится к числу сложных систем, для которых создание аналитических моделей с четкими количественными соотношениями является невозможным, в работе предложена методология применения имитационного моделирования, включающая оперативную и повседневную функциональную деятельность таможни и ее организационные структуры. Имитационная модель таможни реализуется на основе морфологического (структурного), функционального и информационного описания таможенной системы. Для непрерывного расширения и поэтапной реализации заданных параметров имитационной модели процесс управления таможней разбивается на три замкнутых контура: прогнозированиестратегический контуртекущее регулирование запланированной деятельности — тактический контуроперативное реагирование на возникающие отклонения на входе модели — оперативный контурисследованы фискальное, протекционистское и фритридерское направления внешнеэкономической деятельности с петровских времен и определены параметры оценки этих направлений на разных этапах развития экономики России. Установлено, что в периоды тяжелого финансового и экономического положения преобладает фискальная направленность таможенной политики (петровский период) — в периоды развития свободной торговли — ведущим становилось фритридерство (царствование Екатерины II) — в случаях защиты национальной промышленности (царствование Александра III) — на первый план выдвигается протекционизм. Современный период отличается более сложной системой функционирования таможенных органов: с одной стороны, преобладает фискальная политика, с другой — таможенная система строится с учетом обеспечения национальной безопасности, которая включает такие блоки, как политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации;

— вскрыты особенности развития таможенной системы в рыночных условиях и сформулированы основные направления ее построения. Так, прямая зависимость развития таможенной системы от проводимой политики государства определила положение таможенной системы как составной части внутренней и внешней политики Россииповышение роли фискальной функции потребовало от таможенных органов совершенствования процедур взимания таможенных платежей и усиления контроля за их поступлением в федеральный бюджетрасширение криминализации в переходный период вызвало необходимость укрепления правоохранительных функций таможенных органовразвитие компьютерной техники в стране позволило таможне создать Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) ГТК России;

— обосновано положение о смещении таможенного оформления в пограничные зоны, что позволит соединить воедино задачи по ускорению товарооборота, повышению плотности таможенного контроля, своевременной и полной собираемости таможенных платежей, прорыву в борьбе с таможенными правонарушениями. Для реализации этого положения все основные вопросы, связанные с подготовкой таможенной инфраструктуры, уже решены. В регионе обустроены российско-эстонские, российско-латвийская и российско-норвежская таможенные границысовершенствуется сеть складов временного хранения и таможенных складов, в том числе складов для хранения больших партий крупногабаритных товаров (лес и лесоматериалы) — завершается формирование системы прохождения таможенных платежей, которая повысит плотность таможенного оформления и контроляв сфере экспортно-импортных операций осуществлен переход к работе с конкретными товарами так называемой группы риска и т. д.:

— разработана рациональная система деятельности таможенных службпостоянно совершенствуются и внедряются новые формы и методы решения таможенных проблемрастет эффективность функционирования таможенных органов. Это позволило получить СЗТУ России официальный статус «первопроходцев», подтвержденный Государственным таможенным комитетом. ГТК обязал СЗТУ в первоочередном порядке проводить мероприятия по оптимизации таможенной службы и после апробации распространять положительный опыт на другие регионы;

— обосновано положение о необходимости перехода к высшему уровню таможенной деятельности: таможня для клиента, для участника ВЭДпоследовательное развитие более прозрачных и доверительных отношений с законопослушными предпринимателями и более жестких отношений с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности;

— созданы организационно-правовые и экономические основы формирования новой модели эффективного функционирования таможенной службы, изложенные в проекте «Российская таможня-XXI», который разработан Северо-Западным таможенным управлением. Он является универсальным ключом обеспечения оптимизации инфраструктуры и построения таможенных органоввыбора новых информационных технологий таможенного оформления и контроляпостроения внутренних финансовых потоков. «PT-XXI» стал приоритетным направлением информационно-технической политики Государственного таможенного комитета;

— в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов и собираемости таможенных платежей предложено акцент в оценке правоохранительной работы таможни сместить от использования количественных параметров (количество дел о нарушении таможенных правил, взыскании штрафов) к применению качественных показателей в виде результатов оперативно-розыскной деятельности и пресечения уголовных преступлений;

— осуществлена апробация предложенной методологии применения имитационного моделирования. В частности, решен пример практического использования метода доминантных иерархий в экспертной процедуресоставлена и реализована методика расчета очередей на международном автомобильном пункте пропуска с применением универсального метода статистического моделированияпроведено определение направлений и средств оптимизации технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля подакцизных товаров.

Практическая значимость работы заключается в авторских выводах и соответствующих предложениях, в разработке рекомендаций как для федеральных органов управления, так и для непосредственной деятельности региональных управлений, таможен и таможенных постов.

Апробация результатов исследования. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования неоднократно использовались автором в выступлениях на заседании коллегий Государственного таможенного комитета Российской Федерации, применялись в работе с коллегами из различных стран. Многие положения диссертации нашли отражение в выступлениях соискателя на многих международных и российских научно-практических конференциях, посвященных различным аспектам стратегии экономического развития России в новых условиях хозяйствования.

При непосредственном участии автора Северо-Западным таможенным управлением разработана организационно-правовая и экономическая основа формирования новой модели таможенного управления «Российская таможня-XXI». Этот программный документ Государственный таможенный комитет своим приказом № 805 от 1 декабря 1998 года одобрил и предложил внедрить его в Северо-Западном таможенном управлении.

Автором опубликован ряд учебных пособий, которыми активно пользуются студенты и слушатели учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Важнейшими из них являются: Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуски I, II, III, IV. М., 1995 г. Авторский коллектив: А. С. Круглов, Н. М. Блинов, В. Ф. Кругликов, В.А.ШамаховГосударственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1998. Объем 12,0 печ.л. Авторы: А. В. Аграшенков, А. Б. Новиков, В. А. Шамахов.

По результатам исследования автором опубликовано свыше 30 работ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы:

В результате выполнения НИР «Оптимизация» создан универсальный инструментарий имитационного моделирования для модернизации организационно-штатной структуры таможенных органов и повышения эффективности их работы.

3. Методологии имитационного моделирования в таможенной системе.

Представляем для рассмотрения несколько примеров использования разработанной нами методологии имитационной системы в таможенных органах СЗТУ России.

3.1. Первый пример: метод доминантных иерархий (МДИ) в экспертной процедуре.

Рассмотрим пример практического использования метода доминантных иерархий в вопросе выбора кандидата на должность начальника таможенного поста. Пример составлен автором на основе субъективного опыта и не является категоричным.

Условия.

Руководству таможни, отделу кадров необходимо выбрать кандидата на должность начальника таможенного поста по таможенному оформлению и таможенному контролю. Кандидатура на должность выбирается из трех претендентов.

Решение.

Согласно методологии МДИ на первом этапе устанавливается главная цель задачи — выбор одного из трех кандидатов на должность начальника таможенного поста.

Первый шаг тренинга состоит в декомпозиции и представлении задачи в доминантной иерархической форме. На первом уровне находится главная цель — выбор начальника поста.

На втором этапе устанавливаются критерии, которым должен удовлетворять начальник поста. Эти критерии определяются в ходе обсуждения руководством таможни и отделом кадров.

Руководство таможни представило следующие восемь критериев:

1. Профессионализм.

2. Организаторские способности.

3. Инициатива.

4. Чувство нового.

5. Самосовершенствование и самообразование.

6. Знание таможенного поста, его сотрудников, местных условий.

7. Нравственность.

8. Отсутствие вредных привычек.

На третьем уровне находятся три кандидата на должность начальника поста, которые должны быть оценены по отношению к критериям второго уровня.

Первый кандидат — ведущий инспектор, имеет высшее техническое образование, проходил службу в Вооруженных Силах России в должности командира отдельного подразделения, в службе добивался всего сам, уволен при формировании части, в таможенных органах два года, дал три предложения по улучшению работы таможенного поста, высокомерен, пунктуален в работе, не курит, спиртные напитки употребляет умеренно.

Второй кандидат — заместитель начальника поста, имеет гуманитарное образование, ранее работал в школе и комсомоле, в таможенных органах четыре года, контактен, курит, употребляет часто спиртные напитки в пределах нормы.

Третий кандидат — начальник юридического отдела таможни, имеет юридическое образование, ранее учился в аспирантуре по уголовному праву, со второго курса перешел работать в таможенные органы, в которых находится три года, пунктуален в работе, самолюбив, курит, спиртные напитки употребляет умеренно.

Имеем все необходимые условия для решения задачи, произведем декомпозицию этой задачи в доминантную иерархию (рис.5).

1-й уровень.

2-й уровень X л S ц пз X о S о о.

0) •(c)< о, а с.

Начальник поста ж s ?".

О О X о о и о с о ф S о, а о его m.

S X л и, а о.

ПЗ я S ев s я.

S X я о и о я о X о я Ео я >1 ег в) S X пз я о я ь о.

X ш a, а ш я о о о s Iff о го ь о о к ш X.

X в X.

СП Л ь о 0.

X X.

01 я е-о я в, а се X ш.

3 я S, а в X.

3 X.

4 ф, а я си X я ь о ь >1 о ь о.

3-й уровень.

Кандидат 1.

Кандидат 2.

Кандидат 3.

Рис. 5. Декомпозиция задачи выбора начальника поста в доминантной иерархии.

Такая форма нисходящей декомпозиции может быть легко использована для задач широкого класса. Несложная модификация с включением петель обратной связи охватит еще более широкий класс задач.

Используем матричный метод. Вес элементов матрицы неизвестен, поэтому попарное сравнение будем производить с использованием субъективных суждений, численно оцениваемых по шкале относительной важности.

Шкала относительной важности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.-М., 1993.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№ 31. -Ст.1224.
  3. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. -Ст. 821.
  4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. // Экономика и жизнь. 1995.- № 43. -С.16−19.
  5. Д.А. Советская таможенная система // Правовые вопросы внешней торговли СССР / Под ред.Д. М. Генкина.- М., 1955.
  6. В.П. Экспортные и импортные операции: Практическое пособие.- М., 1994.
  7. Е. А. Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело.- М., 1988.
  8. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.
  9. Г. С. Человеческий капитал // США: Экономика, политика, идеология. 1993. — № 11,12.
  10. Л. Россия и либерализм международных экономических отношений // Внешняя торговля. -1993.- № 3.
  11. А.В. Право на ввоз и вывоз товаров // Таможенный вестник. -1992.- № 11−12.
  12. Внешнеэкономическая деятельность государств СНГ: Сб.документов. -М., 1993.
  13. Внешнеэкономические связи РФ в 1992: Сб.документов.- М., 1993.
  14. Внешнеэкономические связи РФ в 1993: Сб.документов.- М., 1994.
  15. Внешнеэкономические связи республик в составе РФ, краев, областей. Сб.документов.-М., 1994.
  16. Внешняя торговля России в ходе экономических реформ. Сб.документов.-М., 1994.
  17. Н. Г. Павлов К.А. Организация и техника внешней торговли.-М., 1970.
  18. Всемирная история экономической мысли: в шести томах. / Под. ред. В. Н. Черковца. М.: Мысль, 1987−1997.
  19. .Н., Шахмаметьев А. А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ (правовые аспекты) // Государство и право.-1994, — № 1.-С.45−55.
  20. Е. Аномалии экономического роста: учебное пособие для вузов. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  21. В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика // Общ. ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: «Экономическая школа», 1994.
  22. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  23. А. Максимов В. Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. -1995, — № 2−3.
  24. А. Максимов В. Шишков А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации // Внешняя торговля.1995.-№ 1.
  25. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1978.
  26. С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль,-1967. -№ 3−4.
  27. А.И., Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1993.
  28. И.И. Барьеры на торговых путях. -М., 1977.
  29. И.И. Торгово-политический механизм в Российской Федерации: Направления развития. Концептуальный подход // Внешняя торговля. -1993.- № 6.
  30. .Г. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в СССР: Учеб. пособие. -М., 1990.
  31. С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  32. Единое определение таможенных терминов социалистических стран // Советский таможенный контроль,-1971.- № 1.
  33. Г. М. Экономическое районирование страны и его влияние на размещение таможенных организаций // Ученые записки СПб ф.РТА.-1994.- № 1(3).- С.65−71.
  34. О. Е. Храбсков В.Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права. -1994. -№ 1.
  35. Г. М. Иванов А.С. Сабельников J1.B. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления.- М., 1992.
  36. А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века // Вопросы экономики. 1997. — № 10.
  37. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. -Москва., 1997.
  38. Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты / Общ. ред. В. О. Исправникова и В. В. Куликова. М.: 1996.
  39. В. Советская таможенная система // Внешняя торговля.-1966. -№ 9.
  40. В. 50 лет на страже государственной монополии внешней торговли // Социалистический таможенный контроль.-1968.-№ 1.
  41. Р.И., Албегова И. М., Леонова Т.Г, Емцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1993. -№ 9,10.
  42. .М. Государственная территория: Вопросы теории и практики международного права. М.,-1974.
  43. С.Г. Трансформация общественного производства: СССР-Россия. Очерк теории. В двух частях. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  44. А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран.-М" 1994.
  45. А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе».-М., 1997.
  46. А.Н. Таможенное право России. Общая часть.-М., 1995.
  47. А.Н. Особенности таможенных режимов // Закон. 1995.- № 3.-С.88−91.
  48. А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Моск.журн.междунар.права. 1995.- № 1, — С.84−103.
  49. Комментарий к Таможенному кодексу СССР и Закону СССР о таможенном тарифе.-Свердловск, 1991.
  50. С. Таможенное соглашение социалистических стран // Внешняя торговля.-1962.- № 12.
  51. С. Новый Таможенный кодекс СССР // Социалистический таможенный контроль. 1963,-№ 3.
  52. И. Совет таможенного сотрудничества// Внешняя торговля. -1990.- № 9.- С.41−44.
  53. И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. СПб, 1995.
  54. А.С. Задачи таможенников России // Внешняя торговля. -1992. № 4−5.
  55. А.С. Российская таможенная служба: итоги работы и перспективы // Таможенные ведомости.- 1993.- № 1.
  56. А.С. Функции и деятельность таможенных служб России // Президентский контроль.-№ 1.-С.58−61.
  57. В.М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления. М.: Наука, 1997.
  58. И.В. Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в сфере услуг в рамках ГАТТ // Московский журнал международного права.-1994. -№ 1, — С.85−89.
  59. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.
  60. Либерализация внешнеэкономической деятельности России: Сб.документов.-М., 1992.
  61. А. Таможенное регулирование внешней торговли в условиях перехода к рынку // Внешняя торговля.-1993, — № 9.
  62. А.И. Генеральное соглашение о тарифах и торговле как международная организация // Правоведение.-1992.- № 1.-С.55−60.
  63. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1998.
  64. Л.Н. Таможенное право СССР: Учеб. пособие.-Иркутск, 1973.
  65. Л.Н. Таможенное право подотрасль административного права // Вопросы советского государственного права: Труды ИрГУ.- Т.81.- Сер.юрид.- Вып. 12, Ч.2.- Иркутск, 1971.
  66. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. Издание II, переработанное и дополненное // Отв. ред. академик Н. П. Федоренко. М.: Экономика, 1975.
  67. В.А. Россия, крупные страны Востока и Запада: контуры долговременного экономического развития // Вестник Моск. Унив. Серия 13. Востоковедение. 1995. — № 2.
  68. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГААТ: Сб.науч.тр.-М., 1991.
  69. Д.Ю. Неравновесие и типы хозяйственных систем. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  70. B.C. Международное сотрудничество социалистических государств по таможенным вопросам // Проблемы государства и права на современном этапе.-Владивосток, 1963.
  71. И. И. Мовчан Е.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей.-М., 1996.
  72. И.М. Таможенные системы в социалистических странах: практика и перспективы развития.-М., 1990.
  73. А. Смирнов В. Сотрудничество таможенных учреждений социалистических стран // Внешняя торговля.-1961.-№ 2.
  74. Дж., Морген Штерн. О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Прогресс, 1970.
  75. А. Шамахов В. Таможенные факторы федеративного устройства государства // Таможенный вестник,-1996.-№ 3−4.
  76. Новые правила регулирования внешнеэкономических связей России (материалы семинара).-М., 1993.
  77. Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок: Сб.документов.-М., 1990.
  78. Организация и техника внешней торговли СССР и других социалистических стран / Под ред.Б. С. Ваганова.-М., 1963.
  79. Ю. М. Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования: Пособие.-М., 1994.
  80. B.C. Государственная монополия внешней торговли в СССР.-М., 1969.
  81. А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике. Учебное пособие. Ч. 1,2,3. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994−1998.
  82. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Сб. документов-М., 1991.
  83. Право и внешняя торговля: Сб.документов.-М., 1987.
  84. Предприниматель и таможня: Сб.документов.-М., 1991.
  85. В., Соколов В. Международно-правовые вопросы выхода российских экспортеров на мировой рынок // Внешняя торговля.-1994.-№ 6.
  86. Рабочая книга таможенника. Вып. 1.-СПб., 1994.
  87. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции.-М., 1996.
  88. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб.: Изд-во СПб «Наука», 1998.
  89. Сабельников J1.B. Современные изменения в таможенно-тарифной системе зарубежных стран: Материалы Всесоюзн. семинара «Конъюнктура-90».-М., 1989.
  90. Дж. Рыночная экономика в России. М.: Экономика, 1994.
  91. К.К. Таможенное право: Общая часть: Учеб. пособие.- Киев, 1971.
  92. К.К. Таможенное право. Особенная часть: Учеб. пособие.-Киев, 1972.
  93. К.К. Таможенное право.-Киев, 1974.
  94. Свободные экономические зоны // Таможенный вестник.-1990.-№ 6.
  95. В. Таможенное законодательство НРБ // Внешняя торговля.-1954.-№ 4.
  96. П. Таможенная политика и таможенный тариф СССР // Внешняя торговля,-1988.- № 11.
  97. В.М., Исакова М. П. Макроэкономическая политика в переходный период. М.: Зенит, 1994.
  98. Справочное пособие по практической внешнеторговой деятельности на территории СНГ, Грузии и стран Прибалтики: Сб.документов.-М, 1993.
  99. Таможенная политика стран Востока. Сб.ст. -М J1, 1933.
  100. Таможенная служба в Российской Федерации / Авт. и сост. Б. Н. Габричидзе. В. Е. Зобов.-М., 1993.
  101. Таможенная статистика внешней торговли РФ: Бюллетень.-М., 1994.
  102. Таможенное дело в капиталистических странах / Сост.Т. А. Велихов. И. М. Каплан, Е. А. Менжинский, И. Л. Рабинович. Под ред.А. А. Санталова, — М. 1939.
  103. Таможенное дело: словарь-справочник / Под ред.В. Б. Бобкова, Н. М. Блинова, А. Д. Листопада, А. Н. Мячина, В. А. Шамахова, В. Н. Лукина СПб., 1994.
  104. Таможенное законодательство / Вступ.ст.Б. Н. Габричидзе.-М., 1994.
  105. Таможенное право: Учебник / Рук.авт.колл-ва Б. Н. Габричидзе.- М., 1995.
  106. Таможенное право: Учебник/Рук.авт.колл-ва Б. Н. Габричидзе.-М., 1997.
  107. Таможенный словарь: А-Я, 111 слов и терминов: Сб.ст.-М., 1992.
  108. Таможенный справочник для населения: Сб.документов.-М., 1990.
  109. Таможенный тариф РФ. В 3 кн.-М., 1995.
  110. Таможня: Сб.документов.-Калининград, 1994.
  111. Л.С., Муравьев А. И., Попов А. И. Возрождение экономико-филосовской направленности в научных исследованиях университета // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. 2000. — № 3.
  112. А.Б. Свобода торговли: анализ опыта зарубежных стран.-М., 1991.
  113. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: по состоянию на 01.01.92.-М., 1993.
  114. М. Рыночная экономика ожидания и действительность // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. — 1996. — № 1.
  115. .М. Международная борьба с контрабандой.-М., 1981.
  116. А.А. Вопросы кодификации советского таможенного законодательства// Вестн.ЛГУ. -1961. -№ 17. Вып. З (Сер.экономики, философии и права).
  117. И.В. Концепции открытой экономики: Интернационализация и макроэкономическая политика государства. М.: Наука, 1991.
  118. Н.П. Вопросы административного и гражданского права в деятельности советских таможен.//Учен.зап.ВЮЗИ.-М., 1972, Вып.27, ч.1.
  119. В.Г. Таможня и закон.-М., 1979.
  120. Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. М.: Наука, 1996.
  121. А. Новый советский таможенный тариф // Советский таможенный контроль.-1963.- № 3.
  122. Человек, наука и производство: перспективы и развитие // Отв. ред. И. М. Рогов. СПб., 1992.
  123. О.В. Россия в контексте мировых интеграционных процессов // Российский Экономический Журнал. 1995. — № 2.
  124. Д.А. Темпы и пропорции экономического роста. М.: Экономика, 1982.
  125. Д. Крах радикализма и эволюционистская альтернатива // Российский Экономический Журнал. 1995. — № 3.
  126. В.А., Новиков А. Б. Таможенная политика в структуре российского федерализма // Ученые записки СПб ф.РТА.-1996.-№ 2 (2).-С.47−58.
  127. А. Модели рационального экономического поведения человека // Вопросы экономики. 1998. — № 5.
  128. Е.С. США: таможенный протекционизм.-М., 1970.
  129. К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ.- М., 1993.
  130. В.М. Генеральное соглашение о тарифах и торговле в международных торгово-экономических отношениях // Советское государство и право.-1988.-№ 9.-С. 105−113.
  131. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  132. Эволюционный подход к переходной экономике // Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, 1995.
  133. К. Эффективная экономика шведская модель. -М.: Экономика, 1991.
  134. Экономика внешних связей России / Под. ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1995.
  135. Экспорт (Ставки пошлин и документы): Сб.норм.актов. М., 1994.
  136. Экспорт в Соединенные Штаты Америки. Свод правил и требований лицам и организациям, осуществляющим экспорт товаров в США. Министерство финансов США. Таможенная служба США. Официальное руководство по таможенному законодательству США.-М., 1992.
  137. Экспортно-импортные операции между Россией и государствами бывшими республиками СССР (Таможенные правила): Сб.нормат.актов. — М., 1995.
  138. В. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. 1998. — № 1.
  139. Ю.В. Экономика России. Перемены и перспективы. М., 1996.
  140. Ttchnical change and The Word Economy. Convergence and Divergence in Technology Strategies. //Aldershort. 1996.
  141. Neckar D.H. Forecasting political risks for international operation. // International journal of Forecasting. 1998. Vol. 4. The results of the Uruguay Round. Geneva. 1944.
  142. Agreement on Implementation of Article VII of GATT 1994. «Business Guide to the Uruguay Roand». International Trade Center Unctad / WTO, Commonwealth Secretariat, 1995. Der Zoll in Zaulen. — Bonn. 1996 — 1997.
  143. Groom A.J.R., M.Light. Contemporary International Relation: A Guide to theory. London New York, 1994.
  144. Knutsen T. History of international relation theory. Manchester, 1992.
  145. Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. Berlin, 1998.
  146. The Customs Co-operation Council. In brief. Brussels, 1998.
  147. The Finnish Cuctoms today. Scientific-practical Conference. Helsinki. 1999.
Заполнить форму текущей работой