Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок слов в современном немецком языке: логико-семантический и синтаксический аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мыслительные процессы организованы на отражении человеческим сознанием реального мира со всеми его объективно существующими взаимосвязями: «человеческая мысль есть не хаотическое сцепление отдельных звеньев, фрагментов в какой-либо последовательности, а структурно-организованное идеальное образование, отображающее закономерности существования мира» (Колшанский 2005: 28). Язык как семиотическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТАТУС ПОРЯДКА СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 1. 1. Общие положения
    • 1. 2. Порядок слов как семантико-синтаксическая категория
    • 1. 3. Функции порядка слов
    • 1. 4. Язык, мышление, логика: логический аспект порядка слов
      • 1. 4. 1. Соотношение языка и мышления
      • 1. 4. 2. Соотношение языка и логики
    • 1. 5. Когнитивный аспект порядка слов
    • 1. 6. Психология восприятия и синтаксическое оформление предложения
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. СИНТАКСИС И СЕМАНТИКА БОЛЬШИХ И
  • МАЛЫХ ВЕЛИЧИН
    • 2. 1. Порядок слов в трехмерном пространстве языка
    • 2. 2. Собственно синтаксический аспект порядка слов
    • 2. 3. Типология порядка слов в современном немецком языке
      • 2. 3. 1. Прямой (объективный) и обратный (субъективный) типы порядка слов
      • 2. 3. 2. Прогрессивный и регрессивный типы порядка слов
      • 2. 3. 3. Контактный и дистантный типы порядка слов
      • 2. 3. 4. Свободный и фиксированный типы порядка слов
    • 2. 4. Согласованность порядка слов с единицами других уровней языковой системы
    • 2. 5. Логико-семантический аспект порядка слов
      • 2. 5. 1. Градация как семантико-синтаксическое средство организации предложения
      • 2. 5. 2. Логика синтаксиса и субъектно-объектные отношения
      • 2. 5. 3. Логика синтаксиса и субъектно-предикативные отношения
      • 2. 5. 4. Логика синтаксиса и причинно-следственные отношения
      • 2. 5. 5. Логика синтаксиса и пространственновременные координаты
      • 2. 5. 6. Логика синтаксиса и эгоцентрические координаты
      • 2. 5. 7. Логика синтаксиса и количественные отношения
      • 2. 5. 8. Логика синтаксиса и семантики парных формул
      • 2. 5. 9. Логика синтаксиса и соотношение объектов живой и неживой природы
      • 2. 5. 10. Логика синтаксиса и тендерные отношения
      • 2. 5. 11. Логика синтаксиса в соотношении целого и части
      • 2. 5. 12. Логика синтаксиса в соотношении общего и частного
      • 2. 5. 13. Логика синтаксиса в неагентивных предложениях
    • 2. 6. Прагматический аспект порядка слов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Порядок слов в современном немецком языке: логико-семантический и синтаксический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема порядка слов обсуждается во многих работах, выполненных на материале как немецкого языка, так и других языков (Адмони 1949, 1955, 1966, 1973, 1986; Горбачик 1964; Золотова 1979, 2001; Малинович 1972, 1989а, 1989b, 1990; Демидова 1979; Кондрашова 1997; Йокояма 2005; Erben 1966; Jung 1980; Studies in Syntactic Typology 1988; Helbig 1991, 1998; Deutsche Satzstruktur. 1997; Grammatik der deutschen Sprache 1997; Malinowic 1974; Duden 1956,1998; Engel 1970,1994; Eroms 2000 и др.).

Как показывают результаты проведенного анализа специальной литературы, обсуждение порядка слов в традиционной лингвистике ограничивается следующими аспектами:

— собственно синтаксическим аспектом, который раскрывается преимущественно в грамматиках, где порядок слов трактуется как средство организации трех коммуникативно-значимых типов предложения и как своеобразный маркер в определении независимого и подчиненного характера предложения;

— прагматическим аспектом, который акцентируется в исследованиях, посвященных проблемам коммуникативной актуализации, где отмечается, что порядок слов является одним из важнейших средств выражения коммуникативного намерения говорящего, так как он участвует в образовании дизъюнкции «данное — новое» и играет определенную роль в выражении эмо-тивного плана высказывания;

— семантическим аспектом, который имплицитно присутствует в разработках семантического синтаксиса, где анализируются семантические актанты, отображающие функции предметов в представленной ситуации, и синтаксические компоненты, являющиеся определенными членами предложения.

На этом потенциал проблемы порядка слов в традиционной лингвистике, казалось бы, был исчерпан.

Смена парадигмы лингвистического знания, произошедшая на рубеже ХХ-ХХ1 веков, позволяет по-новому осмыслить и представить проблематику словопорядка.

Язык насквозь антропоцентричен. Присутствие человека дает о себе знать на всем пространстве языка, но более всего оно сказывается в лексике и синтаксисе — семантике слов, структуре предложения и организации дискурса" (Арутюнова 1999). Антропологическая лингвистика, берущая начало в трудах Н. Д. Арутюновой и получившая развитие в рамках иркутской школы антропологической лингвистики, использует в качестве одного из своих основных понятийных базисов тезис о биопсихосоциальной природе человека, предполагающий рассмотрение языка, мышления и сознания в их сопряженности как обязательных атрибутов человека (Малинович 2003; 2005). Это способствует тому, что актуализацию на очередном витке знания получает проблема соотношения языка, мышления и логики мыслительных процессов, один из самых сложных и пока еще не решенных вопросов лингвистики. Таким образом, в свете новой научной парадигмы порядок слов может получить освещение в своем логико-семантическом аспекте, оставшемся недостаточно изученным в традиционной лингвистике.

Проблема взаимодействия языка и логики интенсивно обсуждается в отечественной и зарубежной лингвистике последних лет, что свидетельствует об актуальности указанной проблемы на новом витке знания (Делез 1998; Кривоносое 1993, 1996, 2006; Пельц 2001; Ажеж 2003; Мартемьянов 2004; серия «Логический анализ языка»). Однако, в конкретные языковые категории не получают должного освещения в своем логическом аспекте, который исследуется лишь в самых общих чертах при обсуждении других вопросов: при составлении типологии предложения (Адмони 1968), при обсуждении проблем машинного перевода (Мартемьянов 2004), психолого-философского обоснования логики смысла (Делез 1998).

В основу настоящего диссертационного исследования положен тезис о том, что язык не только выражает конкретные по содержанию мысли, но и закрепляет логику мышления, сформулированный с логико-философских позиций в работах А. Т. Кривоносова (Кривоносое 1993, 1996). Нами предпринята попытка проанализировать семантико-синтаксический аспект этого постулата и выявить закономерности в синтаксисе предложения, обусловленные логикой мыслительной деятельности говорящего.

Единство логического строя мышления для всего человечества и многообразие форм его выражения (на земном шаре насчитывается от трех тысяч языков (Язык и мышление, 1967) до шести тысяч (Ажеж 2003), обладающих своими особыми структурами и системами) свидетельствует о сложности взаимосвязей языковых и логических категорий, закономерности которых далеко не познаны. Опыт языкового анализа представителей логического и психологического направления свидетельствует о том, что проблема соотношения логических и языковых категорий не сводится к их отождествлению или взаимоизоляции, а представляет собой гораздо более сложное инкорпорирующее единство и требует серьезного всестороннего рассмотрения с лингвистической, логической и философской точек зрения.

Мыслительные процессы организованы на отражении человеческим сознанием реального мира со всеми его объективно существующими взаимосвязями: «человеческая мысль есть не хаотическое сцепление отдельных звеньев, фрагментов в какой-либо последовательности, а структурно-организованное идеальное образование, отображающее закономерности существования мира» (Колшанский 2005: 28). Язык как семиотическая система, отображающая объективно существующую действительность, является для человека второй реальностью. Семантическая структура предложения и его смысл представляют осмысленный фрагмент действительности — денотативную ситуацию, сохраняя при этом объективно существующие логические отношения событий и участников ситуации. Следовательно, в синтаксической структуре предложения находит свое отражение не только семантико-прагматическое содержание высказывания, но и его логика. Логика событий, имеющих место в реальной действительности, сохраняется при их отражении в сознании говорящего и при оформлении их в определенные языковые формы. «Так как формы мысли — это типы структур, типы связей элементов друг с другом, то можно заранее ожидать, что они должны быть выражены теми языковыми средствами (языковыми построениями, формами языка), которые имеют функции обозначать отношения и связи элементов языка и элементов мысли, то есть выражать логические связи (выделено мной — Т.П.), представляющие в конечном счете опосредованное отражение связей действительности. Эти связи языка и логики в виде логических констант включаются в содержание языковых форм» (Кривоносое 1993: 3).

Нетрадиционный подход к обсуждению проблемы порядка слов, включающий в рассмотрение логику мышления говорящего и его когнитивные установки, ориентирует на вскрытие новых взаимосвязей синтаксиса предложения с его семантикой и прагматикой, обусловленных связью порядка слов как с внутриязыковыми системными отношениями, так и с языковым узусом, отражающим логику познанных взаимосвязей мышлением человека (Малинович 1998). Такой подход предоставляет проблеме порядка слов новый уровень обсуждения, который в соответствии с антропологической парадигмой ориентирует на выявление «лакун», неисследованных пространств, в сложной, многомерной, нерасторжимой сущности человека и языка.

Актуальность в современной лингвистике получила проблема того, как в системе языка, в его лексическом и грамматическом строе представлено отражение окружающего мира и место в нем человека. Изучение языка как ментального образования, созданного человеческой мыслью, позволило ввести в языковой анализ наряду с другими антропоцентрическими характеристиками познавательную деятельность человека. Картина мира, общая для данного социума и неповторимая для каждого из его представителей, возникает в сознании человека в процессе восприятия окружающего мира, преломляется сквозь призму оценивающего Я, формируется мыслью и выражается в языке. Названные этапы составляют суть познавательной деятельности человека и отмечаются во многих исследованиях (Карасик 1992; Арутюнова 1999, 2003; Попова 2001; Антропологическая лингвистика 2003; Фуре 2004; Кравченко 2004; Хомякова 2004; Болдырев 2005; Колшанский 2005, 2005аМалинович 2005; серия «Логический анализ языка" — и др.).

Познание или, пользуясь англоязычным термином, когниция неразрывно связано с языком. Развитие когнитивной лингвистики, предметом которой являются особенности усвоения и обработки информации с помощью языковых знаков (Попова 2001), стало поводом для того, чтобы некоторые ученые назвали современную лингвистическую парадигму когнитивной. По мнению других исследователей, в частности Е. А. Поповой, когнитивная лингвистика способна осветить лишь одну сторону изучения языка, оставив в тени его функционально-коммуникативную, этнолингвистическую и остальные немаловажные стороны (Попова 2002). Это означает, что за рамками рассмотрения остаются некоторые аспекты языка, что влечет за собой потерю определенной доли накопленного опыта языкового анализа. Между тем, как постулирует философия науки, преемственность знаний является необходимым условием развития любой науки, которое определяется в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое) (Кохановский 1999,2004).

Мысль, что смещение фокуса интересов лингвистики в русло когнитивных исследований в некоторой степени нарушает преемственность лингвистических традиций, начинает эксплицироваться в лингвистической литературе. Е. С. Кубрякова, обсуждая состояние современных морфологических исследований, считает необходимым вернуться к понятию языковой формы, чтобы сохранить и развить в современной парадигме знания наследие трудов выдающихся языковедов прошлого и вернуть морфологии ее законное место в описании языка (Кубрякова 2003). Возвращение к языковой форме в новой парадигме лингвистического знания, называемой Е. С. Кубряковой когнитивно-дискурсивной, подразумевает ее истолкование «."на перекрестке когни-ции и коммуникации», т. е. по тем функциям, которые эта форма выполняет, с одной стороны, в процессах познания мира, процессах его концептуализации и категоризации, а, с другой, в процессах общения и выполнения ею функций дискурсивных" (Кубрякова 2003: 7).

В русле когнитивно-дискурсивной парадигмы проблемы синтаксиса представлены в ракурсе взаимодействия линейных структур, открытых прямому наблюдению, и глубинных структур, объяснение специфики которых выходит в область взаимодействия когнитивных систем человека и семиотической сущности знака (Волохина 2003; Фуре 2004, 2005). Такая постановка проблемы имплицирует изучение порядка слов, и в этом аспекте настоящее исследование объединяет антропоцентрический и когнитивный подходы, поскольку оно ориентировано на анализ тех функций, которые порядок слов выполняет в процессах познания мира, на анализ взаимоотношений логики событий и логики синтаксиса. Это свидетельствует о том, что антропологическая и когнитивная парадигмы знания не являются взаимоисключающими, напротив, они носят взаимодополняющий характер: антропологическая лингвистика, изучая все модусы бытия человека в языке, включает в рассмотрение «человека познающего», точно так же, как когнитивная лингвистика, исследуя проблему представления знаний в языке, обращается к субъекту и одновременно объекту познавательной деятельности — человеку.

Таким образом, порядок слов характеризуется сложной системой функционирования и включает в себя два ведущих аспекта: собственно синтаксический (формальный) и логико-семантический. В структуру последнего включены когнитивный, логический, семантический и прагматический аспекты порядка слов, каждый из которых выполняет определенную роль в формировании общего логико-семантического плана. В силу своей сложности и разноплановости категория порядка слов представлена в исследованиях то в одном, то в другом из перечисленных аспектов, в результате чего общее понятие о ней отсутствует. Между тем, для анализа любой языковой категории необходимо иметь о ней по возможности полное представление, составить которое является одной из задач настоящего исследования. Бессистемное представление порядка слов «вырывает» его из трехмерного пространства языка, сформированного единством синтаксиса, семантики и прагматики (Степанов 1985) и соответствующего трехчастной знаковой структуре Ч. Морриса (Моррис 2001), и лишает его механизма взаимосвязи с мыслительной деятельностью человека. Поскольку порядок слов является одной из категорий, участвующих в формировании предложения, представляется целесообразным перенести понятие трехмерного пространства с языка вообще на предложение в частности как одну из основных языковых единиц и рассматривать порядок слов в трехмерном пространстве предложения.

Предметом исследования является синтаксис предложения современного немецкого языка.

Объект исследования — логика и функции порядка слов в трехмерном пространстве предложения.

Целью данной работы является попытка аргументировано доказать, что синтаксис предложения определяется логикой человеческого мышления, а также анализ и системное описание порядка слов с учетом его синтаксического и логико-семантического аспектов.

Достижение поставленной цели определило круг первостепенных задач работы:

1) обобщить опыт отечественных и зарубежных синтаксистов по вопросу порядка слов в немецком предложении;

2) выявить связь логики синтаксиса и логики мыслительных процессов, а также конкретизировать с привлечением фактологического материала общие положения об объективно существующей взаимосвязи языка и логики мышления;

3) разработать концепцию картинирования объективно существующих взаимосвязей, выраженных логикой синтаксиса;

4) проследить корреляцию между синтаксисом предложения, его семантикой и прагматикой.

Исходной теоретической посылкой методологической значимости являются философские положения о взаимосвязи языка, мышления, логики мыслительных процессов и сознания человека в целом. Теоретической базой диссертационной работы послужили лингвистические труды таких ученых, как В. Г. Адмони, Н. Д. Арутюнова, А. Т. Кривоносов, Ю. М. Малинович, Г. В. Колшанский.

В общетеоретическом плане актуальность работы обусловлена значимостью изучения человеческого фактора в языке как области знания, многие проблемы которой интенсивно обсуждаются в современной лингвистике, и отсутствием фундаментальных работ, посвященных раскрытию семантико-синтаксических закономерностей, обусловленных логикой человеческого мышления.

Элементы научной новизны состоят в разработке концепции картинирования в языке объективно существующих взаимосвязей, отраженных логикой синтаксисав комплексном подходе к анализу словопорядка с учетом грамматического, семантического, прагматического, когнитивного, логического факторов, определяющих его функционирование, а также в обсуждении лингвофилософского плана проблемы порядка слов с позиций антропоцентризма.

В работе были использованы следующие методики лингвистического анализа:

— метод исторической рефлексии;

— метод сплошной выборки;

— сравнительный метод;

— метод аналогии;

— метод когнитивно-дискурсивного анализа;

— метод естественной классификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем показаны возможности совершенствования анализа порядка слов с учетом принципа антропоцентризма в русле антропологической парадигмы, оперирующей такими понятиями, как человек в языке и биопсихосоциальная природа человека, уточнено содержание понятий «синтаксический концепт» и «се-мантико-синтаксическая категория», выявлены закономерности в синтаксисе предложения, обусловленные логикой мыслительных процессов человека. Исследование позволило обнаружить в синтаксической категории потенциал для выражения логических связей, существующих в мышлении говорящего субъекта, и дать описание порядка слов в его единстве с семантикой и прагматикой предложения. Диссертационное исследование вносит определенный вклад в построение теории семантического синтаксиса, в целом, и в развитие теории порядка слов, в частности, поскольку в нем исследуется логико-семантический аспект, оставшийся за традиционными рамками рассмотрения проблемы словопорядка. Полученные результаты могут способствовать дальнейшей разработке лингвистических проблем, связанных с выявлением отражения познавательных и мыслительных процессов в языковых категориях.

Практическая значимость работы определяется тем, что предложенная в ней классификация семантико-синтаксических закономерностей, обусловленных логикой мыслительных процессов, происходящих в сознании человека, может послужить точкой отсчета для установления в разных языках новых закономерностей, подтверждающих, что логика мышления имеет принципиальное значение для синтаксиса предложения. Материалы исследования могут найти применение на занятиях по теоретической грамматике немецкого языка (в разделе синтаксиса) или в спецкурсах по немецкому языку, а также в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.

Фактический материал для исследования был извлечен из произведений немецкой художественной литературы. Корпус фактологического материала составляет 2000 примеров, собранных в результате сплошной выборки из текстов общим объемом 7,5 тыс.страниц.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, перечня библиографических данных и списка литературных источников.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Функционирование языка как знаковой системы осуществляется в соответствии с определенной Ч. Моррисом структурой семиозиса и включает в себя три сферы: семантическую, синтаксическую и прагматическую. Единство названных областей функционирования языка постулируется всем языковым категориям, в том числе категории порядка слов, что и соблюдается в содержании второй главы.

Анализ синтаксического аспекта порядка слов подразумевает составление его типологии, а также вскрытие его взаимосвязей с другими областями языковой системы: фонетической, лексической, грамматической.

Типологию порядка слов современного немецкого предложения представляют его характеристики в рамках существующих структурных типов, которые различаются по следующим оппозициям: прямой (объективный) — обратный (субъективный), прогрессивный — регрессивный, контактный — дистантный, свободный — фиксированный.

Параллельное рассмотрение прямого/обратного и объективного/субъективного порядка слов обусловлено наличием в лингвистической традиции двух подходов к порядку слов: гринберговского, постулирующего каждому языку наличие немаркированного порядка слов, и пражского, апеллирующего к обусловленности порядка слов прагматическими факторами. В немецком повествовательном предложении строго фиксированная позиция спрягаемой части глагола обеспечивает соответствие порядка слов формуле БУО, но на первом месте может находиться не только подлежащее, но и другие члены предложения, что обусловлено различными факторами, начиная от согласованности с предыдущим текстом и заканчивая эмоциональной выде-ленностью элемента, помещенного в препозицию.

Прогрессивный и регрессивный типы порядка слов в чистом виде в естественных языках мира практически не встречаются, но выделить основную тенденцию вполне возможно. Порядок слов в немецком языке организуется преимущественно по прогрессивному типу с элементами регрессивного.

Дистаксия является важным грамматическим средством организации немецкого предложения. Рамочная конструкция, в которой слова наиболее связанные по смыслу находятся на большом удалении друг от друга, обнаруживает себя в организации простого предложения с глаголом-сказуемым с отделяемой приставкой, придаточного предложения, номинальной группы и т. д.

Для немецкого языка характерно сосуществование фиксированного и свободного порядка слов: место некоторых членов строго определено, другие могут менять свою синтаксическую позицию. Порядок слов в немецком языке имеет больше вариативных возможностей, чем в тех европейских языках (английский, французский), чьи флексии утратили свою смыслоразличитель-ную функцию и замещены лексическими средствами (предлогами). С другой стороны, порядок слов в немецком языке не настолько свободен, как в славянских языках, имеющих хорошо развитую систему флексий. Такая зависимость свободы порядка слов от степени развития системы флексий объясняется тем, что синтаксическая функция членов предложения должна быть каким-то образом маркирована: либо с помощью строгого местоположения, либо с помощью флексий.

Проявление взаимосвязи порядка слов и фонетики наблюдается в соблюдении закона возрастающих членов: слова с более громоздким фонетическим содержанием обычно следуют за словами с меньшим фонетическим объемом.

Грамматические закономерности порядка слов включают в себя синтаксические и морфологические условия, ограничивающие расположение элементов предложения. К синтаксическим «ограничителям» относятся валентные отношения членов предложения к глаголу и виды членов предложения по отношению к глаголу. Морфологические «ограничители» порядка слов определены отношениями «существительное — местоимение», «беспредложный падеж — падеж с предлогом», «определенный артикль — неопределенный артикль».

Связь порядка слов и лексических единиц выходит на уровень семантики. Порядок слов взаимодействует с семантикой и прагматикой высказывания с опорой на свой логический план, соотнесенный в свою очередь с когнитивной деятельностью говорящего. Порядок слов в предложении определяется не только особенностями и возможностями синтаксической системы языка, но и языковым узусом, отражающим логику познанных взаимосвязей мышлением человека. Об этом свидетельствует принцип семантической избирательности, который, как показали результаты анализа фактического материала, играет значительную роль в выборе последовательности элементов предложения. Принцип семантической избирательности на уровне синтаксиса предложения заключается в том, что говорящий выстраивает элементы предложения в таком порядке, который согласуется с логикой событий и его когнитивными установками.

Особую роль в этом процессе получает семантико-синтаксический закон меризма и тесно перекликающаяся с ним фигура градации, в соответствии с которой расположение слов в предложении идет в направлении постепенного наращения или уменьшения их семантической значимости, определить которую является проблемой не только лингвистического, но и философского характера.

Анализ собранного корпуса примеров позволяет предложить следующую классификацию семантико-синтаксических закономерностей, обусловленных логикой мыслительных процессов человека:

— Синтаксис и субъектно-объектные отношения.

— Синтаксис и субъектно-предикативные отношения.

— Синтаксис и причинно-следственные отношения.

— Синтаксис и пространственно-временные отношения.

— Синтаксис и эгоцентрические координаты.

— Синтаксис и религия.

— Синтаксис и количественные отношения.

— Синтаксис и семантика парных формул.

— Синтаксис и соотношение объектов живой и неживой природы.

— Синтаксис и тендерные отношения.

— Синтаксис и отношения целого и его части.

— Синтаксис и соотношение общего и частного.

— Синтаксис в неагентивных предложениях.

Связь порядка слов и прагматики высказывания проявляется в первую очередь в коммуникативной актуализации предложения, под которой понимается актуальное членение предложения, при котором порядок слов грамматически и семантически организует определенный коммуникативно значимый тип предложения и одновременно создает условия для реализации дополнительной коммуникативной нагрузки. Распределение прагматической значимости элементов предложения, расстановка коммуникативных акцентов осуществляется при помощи интонационных и синтаксических средств, и порядок слов выступает как иконический способ указания элементов с наибольшей коммуникативной нагрузкой. Традиционно, позиции ремы постулируется конечное положение в предложении, а тема находится в его начале. Но эмоционально окрашенная речь нарушает такую последовательность прагматических параметров, и долгое время считалась структурно неорганизованной. Изучение логического аспекта в данной проблеме дает следующие результаты. В эмоционально нейтральном предложении расположение прагматических параметров следует движению мысли, в результате чего сначала реализуются пресуппозиции высказывания, что соответствует логике вещей. В эмоционально окрашенном варианте предложения говорящий помещает на первое место то, что вызвало его эмоции и что в данный момент преобладает в его мыслях.

Таким образом, логика естественного языка неразрывно связана с логикой описываемых событий, что неизбежно накладывает свой отпечаток на синтаксис предложения. Порядок слов является не только синтаксическим средством, подчиняющимся законам языковой системы, организующим и цементирующим структуру предложения, но и также средством выражения смысловых и коммуникативных акцентов, подчиняющимся логике событий и когнитивным установкам говорящего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Произошедшая на рубеже веков смена парадигмы лингвистического знания открыла проблематике порядка слов, как и многим другим лингвистическим проблемам, новые горизонты. При анализе категории порядка слов с позиций антропоцентризма обнаруживает себя актуальная для современной парадигмы проблема «человек в языке». Порядок слов как один из аспектов синтаксиса несет на себе «след» человека во всем многообразии его проявлений. «Присутствие» человека в этой категории сопряжено с мыслительными и познавательными процессами, происходящими в его сознании, в результате чего анализ порядка слов затрагивает целый ряд сопутствующих проблем, в частности, проблему соотношения языка и мышления, языка и логики, глубинного уровня предложения.

Порядок слов, являясь одним из атрибутов предложения, автономной, цельнооформленной билатеральной единицы, активно участвует в создании не только его формального, но и смыслового плана и характеризуется динамическим характером, чутко реагируя на изменения в семантике предложения.

Этот процесс начинается еще на глубинном уровне предложения, содержание которого определяется в соответствии с ситуацией, которую нужно представить, в соответствии с когнитивными установками говорящего, логикой его мышления и коммуникативными задачами. На поверхностном уровне порядок слов оформляет содержание предложения согласно особенностям синтаксического строя конкретного языка. Поэтому порядок слов как частная проблема синтаксиса предложения представляет собой сложным образом организованную, многогранную языковую категорию, которая характеризуется сложной системой функционирования и включает в себя два ведущих аспекта: собственно синтаксический и логико-семантический. В структуру последнего включены когнитивный, логический, семантический и прагматический аспекты порядка слов, каждый из которых выполняет определенную роль в формировании общего логико-семантического плана.

Семантика, прагматика и синтактика порядка слов являются ведущими факторами данной категории, создавая полноценный трехмерный участок языковой системы. Логика и когниция являются их стержнем: они пронизывают семантический и прагматический планы порядка слов и обеспечивают стройную систему их функционирования, согласованную с синтаксическим строем языка.

Осмысливая окружающую действительность, человек фиксирует действительное положение дел и на основе общих знаний о мире, которыми он располагает, определенным образом интерпретирует его в своем сознании. Семантическая структура предложения или его смысл представляет осмысленный фрагмент действительности — денотативную ситуацию, сохраняя при этом объективно существующие логические отношения участников ситуации. Следовательно, в синтаксической структуре предложения находит свое выражение не только семантико-прагматическое содержание высказывания, но и логика его построения. Логика событий, имеющих место в реальной действительности, сохраняется при их отражении в сознании говорящего и при облачении их в определенные языковые формы. Уровень поверхностного синтаксиса имеет дело с линейными структурами, что и обуславливает специфику проблемы порядка слов. В предложении-высказывании слова, иерархически упорядоченные своими синтаксическими функциями, обладающие определенной семантической характеристикой (агенс, пациенс, локатив и другими семантическими ролями) и наделенные дополнительной коммуникативной нагрузкой, располагаются в виде цепочки, которая реализует ход мыслей говорящего и, следовательно, строится в соответствии с ним. Логика мыслительной деятельности говорящего на глубинном уровне определяет порядок расположения элементов предложения и, вступая во взаимодействие с другими факторами, влияющими на порядок слов в каждой конкретной ситуации, которые носят когнитивный, семантический, прагматический, грамматический характер, обнаруживает себя в поверхностной структуре предложения.

В ходе исследования обнаружено, что логика мыслительных процессов, происходящих в сознании человека, накладывает явный отпечаток на логику порядка слов в предложении. Логический аспект порядка слов, уходящий корнями в многовековую историю проблемы соотношения языковых и логических категорий, являющуюся частной проблемой соотношения языка и мышления, получает ряд универсальных для всех языков характеристик. Это объясняется единым для всего человечества характером логического строя мышления, который в свою очередь обусловлен тем, что имеет в своей основе опору на реальные связи вещей объективного мира. Язык отражает окружающую человека действительность не непосредственно, а опосредованно, то есть тот образ действительности, который складывается в сознании человека как результат его мыслительной и познавательной деятельности. Установление логических связей между сущностями окружающего мира вносит свой вклад в формирование отражения действительности и фиксируется языковыми средствами, в частности на уровне синтаксиса. Так, порядок слов отражает логику причинно-следственных и пространственно-временных отношений, логику числового ряда, участвует в установлении субъектно-объектных и субъектно-предикативных отношений, логических категорий целого и его части. Обсуждение порядка слов в его логико-семантическом аспекте придает особое значение семантико-синтаксическому закону мериз-ма, согласно которого онтологически доминирующее понятие занимает синтаксически сильную позицию, а также фигуре градации, в соответствии с которой элементы предложения располагаются друг за другом по нарастанию или ослаблению своей семантической значимости. Логика такого расположения может быть обозначена как логика соотношения больших и малых величин. Такое определение условно, но именно оно позволяет вовлечь в анализ многообразие семантических критериев, влияющих на порядок слов в предложении. Это и эгоцентрические координаты, и тендерные отношения, и множество других критериев, обусловленных общим фондом знаний, сформированным в сознании человека в результате его собственного жизненного опыта и культурно-исторического опыта того общества, к которому он принадлежит. «Приоритетность» одного из элементов предложения по отношению к другому определяется принципом семантической избирательности, который вступает в действие при взаимодействии порядка слов и семантики.

Безусловно, универсальность обозначенных выше закономерностей не свидетельствует о безоговорочном единообразии хода мыслей: многими учеными (и философами, и психологами, и лингвистами) отмечается, что познавательные процессы и процессы формирования какой-либо мысли или понятия часто проходят индивидуально для каждого человека или социума. Такой альтернативностью хода мысли представляется возможным объяснить, в частности, существование нескольких вариантов порядка слов в различных языках мира. Наличие разновидностей оформления базовых грамматических отношений субъекта, предиката и объекта — SOV, VOS, SVO, OVS, VSO, OSV — объясняется тем, преобразование отражения мира в процессе познания может идти в известных пределах разными путями. Восприятие в пространстве может начинаться с пациенса, результата или цели, а затем уже воспринимается агенс, причина или образ действияесли же агенс представляется как побудительная причина, первым элементом восприятия будет именно он. В соответствии с этим порядок слов может быть пространственного и концептуального типа. Порядок со срединным положением сказуемого является порядком особого типа, так как нарушает однонаправленность пространственного и концептуального порядков и отсылает к тема-рематическому членению предложения.

Так, альтернативность хода мыслительных и познавательных процессов приводит к различиям в языках, которые находят свое объяснение в силу того, что они в итоге в любом случае сохраняют и картинируют логические связи между сущностями окружающего мира, установленные и познанные человеческим мышлением.

Выбор базового варианта порядка слов в языке определяет его когнитивный план, который помимо этого выражается в следующем:

— Особенности психологии восприятия, в частности, его избирательность, оказывающие влияние на познавательную деятельность говорящего, «схватываются» когнитивным аспектом порядка слов и воплощаются в семантике предложения в виде принципа семантической избирательности.

— Познание мира человеком приводит его к осознанию самого себя, выделению собственного «Я». В процессе познания человек является своего рода точкой отсчета, так как он создает субъективный образ объективного мира, пропуская поток поступающей информации через свою систему убеждений, ценностных ориентаций, через свое мировоззрение. Являясь субъектом познания, человек выделяет свое «Я», что находит отражение в ранжировании слов в предложении.

Прагматический план порядка слов, также включенный в его общий логико-семантический аспект, выражен актуальным членением предложения, при котором порядок слов грамматически и семантически организует определенный коммуникативно значимый тип предложения и одновременно создает условия для реализации дополнительной коммуникативной нагрузки. Порядок слов наряду с интонационными средствами служит для маркирования большей или меньшей коммуникативной значимости элементов предложения, что позволяет расценивать его как иконический способ расстановки коммуникативных акцентов. Традиционно, позиции ремы постулируется конечное положение в предложении, а тема находится в его начале. Но эмоционально окрашенная речь нарушает такую последовательность прагматических параметров, и долгое время считалась структурно неорганизованной. Изучение логического аспекта в данной проблеме дает следующие результаты. В эмоционально нейтральном предложении расположение прагматических параметров следует движению мысли, в результате чего сначала реализуются пресуппозиции высказывания, что соответствует логике вещей. В эмоционально окрашенном варианте предложения говорящий помещает на первое место то, что вызвало его эмоции и что в данный момент преобладает в его мыслях.

Итак, порядок слов подчиняется логике естественного языка, неразрывно связанной с логикой описываемых событий. Сознание человека с опорой на опыт восприятия создает систему соотнесенных между собой категорий, отражающих внешний мир человека во всем многообразии его отношений и взаимозависимостей. Языковая система, являясь средством выражения того, что происходит в сознании и мышлении, в свою очередь обладает средствами, функция которых — сохранять и фиксировать связи между сущностями реального мира. В результате этого язык оказывается, с одной стороны, заключенным в рамки законов собственной системы, которая является плодом индивидуального развития нации со своими культурно-историческими особенностями, а с другой — универсальным средством выражения логических связей действительности, объективных и потому единых для всех народов.

Предложенная в работе классификация семантико-синтаксических закономерностей, обусловленных логикой мыслительных процессов, происходящих в сознании человека, не мыслится как исчерпывающая, и в работе лишь намечены пути исследования порядка слов в новой парадигме. Приведенная классификация дана как точка отсчета, отталкиваясь от которой можно установить в разных языках новые семантико-синтаксические закономерности, подтверждающие, что порядок слов является семантико-синтаксической категорией, а логика мышления и когнитивные установки говорящего имеют принципиальное значение для синтаксиса предложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агеева, Г. A. Homo Religiosus Текст. / Г. А. Агеева // Языковая онтология семантически малых и объемных форм: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика. — Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2000. — Вып.1. — С.7−15.
  2. , В.Г. К проблеме порядка слов (замыкание предложения в немецком языке) Текст. / В. Г. Адмони // Изв. АН СССР, СЛЯ. 1949. — Т.VIII. -Вып. 4.-С.373−381.
  3. , В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка Текст. / В. Г. Адмони. М.: Изд-во лит. на иностр.яз., 1955. — 392 с.
  4. , В.Г. Строй современного немецкого языка Текст. / В. Г. Адмони. М.-Л.: Просвещение, 1966. — 284 с.
  5. , В.Г. Типология предложения Текст. / В. Г. Адмони // Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968. — С.232−291.
  6. , В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношений и система построения Текст. / В. Г. Адмони. Л.: Наука, 1973. -366с.
  7. , В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка: Строй современного немецкого языка Текст. / В. Г. Адмони. М.: Просвещение, 1986. -336 с.
  8. , К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки Текст. / К.Ажеж. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.
  9. , Э.С. Прагматика художественного слова Текст. / Э.С. Азнау-рова. Ташкент: Фан, 1988. — 289 с.
  10. Ю.Алексеев, Б. Т. Процессуальный подход к семантике и герменевтика Текст. / Б. Т. Алексеев // Философия о предмете и субъекте научного познания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С.9−22.
  11. П.Алексеев, П. В. Философия Текст.: учебник / П. В. Алексеев, A.B. Панин. -М: Проспект, 2003. 451 с.
  12. , Дж. Когнитивная психология Текст. / Дж. Андерсон. СПб.: Санкт-Петербург, 2002. — 496 с.
  13. , Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1974. -178с.
  14. , Ю.Д. Типы коммуникативной информации для толкового словаря Электронный ресурс. / Ю. Д. Апресян // Язык: система и функционирование: сборник научных трудов. М.: Наука, 1988. -http://www.teneta.ru/rus/aa/ apresjan tipycommunikativnojnfo. htm
  15. , Ю.Д. Тавтологические и контрадикторные аномалии Текст. / Ю. Д. Апресян // Избранные труды: в 2 т. Т.2: Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Кошелев, 1995. — С.622−628.
  16. , Б.П. Мысль и язык Текст. / Б. П. Ардентов. Кишинев: Шти-инца, 1965.-381 с.
  17. , Н. Д. Американский структурализм Электронный ресурс. / Н. Д. Арутюнова, Г. А. Климов, Е. С. Кубрякова // Основные направления структурализма. М.: Знание, 1964. — http://www.cultinfo.ru/ fulltext/1/001/008/ 024/235
  18. , Н.Д. Морфология Текст. / Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина // Общее языкознание (внутренняя структура языка). М.: Наука, 1972. -С.210−258.
  19. , Н.Д. Предложение и его смысл Текст. / Н. Д. Арутюнова. М: Наука, 1976.-383 с.
  20. , Н.Д. Ненормативные явления и язык Текст. / Н. Д. Арутюнова // Язык и логическая теория: сб. научных трудов. М.: Центр, совет филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1987. — С. 140 152.
  21. , Н.Д. «Пропозиция», «Факт», «Событие» (опыт концептуального анализа) Текст. / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1987а. № 6. — С.529−546.
  22. , Н.Д. «Полагать» и «видеть» Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989. — С.7−31.
  23. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. -М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  24. , Н.Д. О работе группы «Логический анализ языка» Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995. М.: Индрик, 2003. — С.7−23.
  25. , О.С. О методе лингвистического исследования у американских структуралистов Текст. / О. С. Ахманова // Вопросы языкознания. 1952. -№ 5. -С.56−67.
  26. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О.С. Ахма-нова. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 340 с.
  27. , В.А. Проблемы психологии восприятия Электронный ресурс. / В. А. Барабанщиков // Эпистемология и философия науки, 2004. -Т. I. -№ 1. -http://journal.iph.ras.ru.
  28. , Дж. Краткая история генеративной грамматики Текст. / Дж. Бей-лин // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 141−196.
  29. , Э. Категории мысли и категории языка / Э. Бенвенист // Общая лингвистика. -М.: Наука, 1974. С.104−114.
  30. , Э.М. Система синтаксических фигур: к проблеме градации Текст. / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. 2003. — № 3. — С.79−91.
  31. , В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения Текст. / В. В. Богданов. Л.: Наука, 1977. — 203 с.
  32. , H.H. Когнитивная семантика Текст.: курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. — 123 с.
  33. , H.H. Категории как формы репрезентации знаний в языке Текст. / H.H. Болдырев // Концептуальное пространство языка: сб. научных трудов. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. — С.16−39.
  34. , A.B. Понятийные категории и языковые семантические функции в грамматике Текст. // Универсалии и типологические исследования. Мещаниновские чтения. М.: Наука, 1974. -С.53−72.
  35. , A.B. К истолкованию понятия «функция» Текст. /
  36. A.В.Бондарко // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1987. — № 3. — Т.46. -С. 195−207.
  37. , Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж.Брунер. М.: «Прогресс», 1977. — 412 с.
  38. , P.A. Лев Владимирович Щерба Электронный ресурс. / Р. А. Будагов. М.: Знание, 1976. — http://www.khvorostin. ru-serv.com/ scherba/budagov.html
  39. , T.B. Категория / Т. В. Булыгина, С. А. Крылов // Лингвистический энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С.215−216.
  40. , Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид, время, лицо, модальность Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев М.: Шк. «Языки русской культуры», 1997. — 574 с.
  41. , A.M. Лингвистическая тавтология и ее лексико-графическая кодификация Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Бушуй A.M.-- Самарканд: СГУ, 1973. 19 с.
  42. БЭС: Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл.ред.
  43. B.НЛрцева. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 685 с.
  44. , А. Восприятие: семантика абстрактного словаря Текст. / А. Вежбицка// Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. -Вып. 18: Логический анализ естественного языка. — С.336−369.
  45. , Л. Философские работы Текст. / Л.Витгенштейн. Часть 1. -М.: Гнозис, 1994.-612 с.
  46. , Г. А. Синтаксические концепты русского простого предложения Текст. // Г. А. Волохина, З. Д. Попова. Воронеж: ИСТОКИ, 2003. — 196 с.
  47. , Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции Текст. / Е. М. Вольф // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995. М.: Инд-рик, 2003. -С.87−101.
  48. Вопросы синтаксиса немецкого языка Текст. / под ред. К. Г. Крушельницкой. М.: Изд-во МГПИ, 1967. — Вып. 2.-139 с.
  49. , Л.С. Мышление и речь Текст. // Выготский Л. С. Собр.соч. в 6 томах. М.: Просвещение, 1982. — Т.2. — 224 с.
  50. Гак, В.Г. К проблеме соотношения между структурой высказывания и структурой ситуации Текст. / В. Г. Гак // Типологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во МГПИ, 1969. -С.34−56.
  51. Гак, В. Г. Высказывание и ситуация Текст. / В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1973. — С.72−91.
  52. , М.В. Атлас по психологии Текст. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Пед. общество России, 1999. — 266 с.
  53. , Б.Т. Язык Электронный ресурс. / Б. Т. Ганеев. Уфа: Изд-во БГПУ, 1999. -http://www.langust.ru/review/langh02.sht
  54. , В.Д. Зрение и мышление Текст. / В. Д. Глезер. СПб.: Наука, 1993. -283 с.
  55. , Б.Н. Введение в языкознание Текст. / Б. Н. Головин. М: Высш.шк., 1984.-231 с.
  56. , A.JI. Об изучении порядка слов в русском языке Текст. /
  57. A.Л.Горбачик // Из опыта преподавания русского языка иностранцам. -М.: Изд-во МГУ, 1964. С. 51−70.
  58. , P.M. Элементы практической психологии Текст. / Р. М. Грановская. СПб.: Свет, 2000. — 191 с.
  59. , Е.А. Парная формула в эддической поэзии Текст. / Е. А. Гуревич // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. — С.61−82.
  60. , В.А. Языковой эгоцентризм в новых парадигмах знания Текст. /
  61. B.А.Гуревич // Вопросы языкознания. 2004. — № 2. — С.52−67.
  62. , В.П. Общее языкознание Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. Иркутск, 1995. — http://www.islu.ru/danilenko/obcshjazy kozn. zip
  63. , В.П. Языковая картина мира в гипотезе Сепира-Уорфа Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. Иркутск, 1995. — http://www.islu.ru/ danilenko/articles/sepirkart.htm
  64. , В.П. Языковая картина мира в концепции Л.Вайсгербера Электронный ресурс. / В. П. Даниленко Иркутск, 1995. -http://www.islu.ru/ danilenko/articles/vaiskart.htm
  65. , В.П. Действенность языковой картины мира в концепции Л.Вайсгербера Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. Иркутск, 1995. -http:// www.islu.ru/danilenko/articles/dejstvennost.htm
  66. Даниленко, В.П. Inhaltbezogene Grammatik в лингвистической системе Л. Вайсгербера Электронный ресурс. / В. П. Даниленко. Иркутск, 1995. -http://www.islu.ru/danilenko/articles/inhalt.htm
  67. , Ж. Логика смысла Текст. / Ж. Делез, М. Фуко // Theatrum philoso-phicum. М.: Раритет, 1998. — 448с.
  68. , Т.К. Коммуникативно-стилистические функции порядка слов в предложениях немецкого языка Текст.: Автореф. дисс. канд. филол. наук/ Т. К. Демидова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 26с.
  69. , В.З. Новая книга по семиологии языка Электронный ресурс. / В. З. Демьянков // НТИ, сер. 2. М.: Высш.шк., 1986. -http://www.infolex.ru
  70. , В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Электронный ресурс. / В. З. Демьянков // Язык и наука конца 20 века -М.: Институт языкознания РАН, 1995. http://infolex.ru/DOMINAT.html
  71. , М.А. Знание и мнение: образ мира, образ человека Текст. / М. А. Дмитровская // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995. -М.: Индрик, 2003. С.47−55.
  72. , И.Б. Системный анализ предложения (на материале английского языка) Текст.: учеб. пособие / И. Б. Долинина [Текст]. М.: Высш. шк., 1977.-175 с.
  73. , Е.В. Особенности прагматических исследований языка Электронный ресурс. / Е. В. Доржиева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. -http://pn.pglu.ru
  74. , Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи Текст. / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С.26−38.
  75. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. -М.: Наука, 1982. 159 с.
  76. , В.В. Существуют ли понятия без слов? Текст. /
  77. B.В.Иваницкий // Вестник Новгородского Государственного Университета. Нижний Новгород: Изд-во НГУ. — 2004. — № 27. — С.6−9.
  78. , A.A. Логика Электронный ресурс. / А. А. Ивин М.: Высш.шк., 1999. — http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivinlogik/ecO.aspx
  79. , О. Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов Текст. / О.Йокояма. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 424 с.
  80. , В.И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. М.: Ин-т языкознания РАН, 1992. — 330 с.
  81. , В.Б. Языковые и текстовые знания Текст. / В. Б. Касевич // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С.37−52.
  82. , С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. JL: Наука, 1972. — 215 с.
  83. , С.Д. Общее и типологическое языкознание Текст. / С. Д. Кацнельсон. Л.: Наука, 1986. — 298 с.
  84. , В.Б. Введение в теорию коммуникации Электронный ресурс. / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — http://kachkine.narod.ru/ CommTheory/5/WebComm5 .htm
  85. , A.A. Функционализм Текст. / А. А. Кибрик, В. А. Плугнян // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. -М.: Изд-во МГУ, 1997. С.271−333.
  86. , Г. А. Дискриптивная лингвистика Электронный ресурс. / Г. А. Климов // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978.- http://www.philipp-bittner.com/index.htm
  87. , В.В. Философия русского языка Текст. / В. В. Колесов. СПб.: ЮНА, 2002.-448 с.
  88. , Г. В. Логика и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский. -М.: КомКнига, 2005. 204 с.
  89. , Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: КомКнига, 2005а. — 232 с.
  90. , В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты) Электронный ресурс. / В. Н. Комиссаров. М.: ЭТС, 1999. — http://linguistic.ru
  91. , Н. Проблема свободного порядка слов Текст. / Н. Кондрашова // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С.110−141.
  92. , В. Ю. Устройство простого предложения в свете когнитивной лингвистики Текст. / В. Ю. Копров // Предложение. Текст. Речевое функционирование языковых единиц: межвузовский сборник научных трудов.- Елец: Изд-во ЕГУ, 2002. С.47−61.
  93. , В. Ю. Ситуативно-структурное устройство простого предложения Электронный ресурс. / В. Ю. Копров. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2004. -http://koprov.boom.ru/files
  94. , В.П. Философия и методология науки Текст.: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-576 с.
  95. , В.П. Основы философии науки Текст.: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Е. П. Матяш, Т.Б.Фатхи- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 608 с.
  96. , A.B. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации Текст. / А. В. Кравченко. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2004. -206 с.
  97. , Т.Г. Фразеологизация синтаксических связей в устойчивых сочетаниях тавтологического типа Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Т. Г. Крапотина. М.: Изд-во МГПУ, 1996.-16 с.
  98. , А.Т. Естественный язык и логика Текст. / А. Т. Кривоносов. М. — Нью-Йорк: Изд-во МГЛУ, 1993. — 318 с.
  99. , А.Т. Язык. Логика. Мышление. Умозаключение в естественном языке Текст. / А. Т. Кривоносов. Москва — Нью-Йорк: Изд-во МГЛУ, 1996.-682 с.
  100. , А.Т. Мышление, язык и крушение мифов о «лингвистической относительности», «языковой картине мира» и «марксистско-ленинском языкознании» (подступы к сущности языка) Текст. / А. Т. Кривоносов. Москва — Нью-Йорк: Изд-во МГЛУ, 2006. — 822 с.
  101. Кругосвет энциклопедия Электронный ресурс. — 2005. -http ://www.krugosvet.ru
  102. , К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения Текст. / К. Г. Крушельницкая // Вопросы языкознания. 1956. — № 5. -С.73−87.
  103. , К.Г. Очерки по сопоставительной грамматике немецкого и русского языка Текст. / К. Г. Крушельницкая. М.: Знание, 1961. -264 с.
  104. КСКТ: Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / под общ.ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 245 с.
  105. , Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память Текст. / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С.85−90.
  106. , Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении Текст. / Дж.Лакофф. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
  107. , М.В. Стабильность языкового значения Текст. / М. В. Лебедев. -М.: Эдиториал УРСС, 1998. 168 с.
  108. , Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачев // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1993. — Т.52. — № 1. — С.45−68.
  109. , Н.О. Обоснование интуитивизма Текст. / Н. О. Лосский. Л.: Наука, 1966.-С. 1−3.
  110. ЛЭС: лингвистический энциклопедический словарь Текст. / гл.ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  111. , M.JI. Основы теории дискурса Текст. / М. Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003.-318 с.
  112. , А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков Текст. СПб.: Питер, 2000. — 243 с.
  113. , М.В. Логика событий и логика синтаксиса Текст. / М. В. Малинович, Ю. М. Малинович // Вопросы грамматической и лексической типологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — С.72−79.
  114. , Ю.М. Порядок слов в синтаксисе некодифицированной немецкой разговорной речи Текст. / Ю. М. Малинович // Теория и практика лингвистического описания иноязычной разговорной речи. Горький: Изд-во ГТПИ, 1972. — С.72−82.
  115. , Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса Текст. / Ю. М. Малинович. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1989а. — 216 с.
  116. , Ю.М. Эмоционально-экспрессивные элементы синтаксиса современного немецкого языка Текст.: Дисс. на соиск.уч.степ. докт. фи-лол. наук / Ю. М. Малинович. Иркутск: Изд-во ИГПИИЯ, 1990. — 351 с.
  117. , Ю.М. Антропологическая лингвистика как интегральная наука: лингвофилософский и понятийно-содержательный базис Текст. /
  118. Ю.М.Малинович // Антропологическая лингвистика: Вестник ИГЛУ. Сер. Антропологическая лингвистика. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2004. — № 7. -С. 4−15.
  119. , Ю. С. Логика ситуаций. Строение текста. Терминоло-гичность слов Текст. / Ю. С. Мартемьянов. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 1056 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
  120. , Ю.С. Введение в языкознание Текст.: учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. М.: Высш.шк., 1975. — 272 с.
  121. , С. В. Концепт «желание» в сопоставительном плане (на материале глагольных лексем русского, английского и немецкого языков) Текст.: Автореф.дисс. на соиск.уч.степ.канд.филолог.наук / С. В. Мастерских. Тюмень: Изд-во ТПУ, 2004. — 18 с.
  122. , В. О так называемом актуальном членении предложения Текст. / В. Матезиус // Пражский Лингвистический Кружок: сб. статей. -М.: Прогресс, 1967. С.239−246.
  123. , В. Основная функция порядка слов в чешском языке Текст. / В. Матезиус // Пражский Лингвистический Кружок: сб. статей. М.: Прогресс, 1967а.-С.246−266.
  124. , A.A. Язык как фактор образования Текст. / А. А. Мельникова // Инновации и образование: сб. материалов конференции. Серия «Symposium». -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 29. — С.138−152.
  125. , И.И. Соотношение логических и грамматических категорий Текст. / И. И. Мещанинов // Язык и мышление. М.: Наука, 1960. -312 с.
  126. , Н.Б. Язык и религия Текст.: Лекции по филологии и истории религий: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. М.: Гранд, 1998. — 352 с.
  127. Милосердова, Е. В. Семантика и прагматика модальности (на материале простого предложения современного немецкого языка) Текст. / Е. В. Милосердова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 196 с.
  128. , Ч.У. Основания теории знаков Электронный ресурс. / Ч. У. Моррис. -М.: Омега, 2001. -http://www.belb.net/Obmen/Morris.htm
  129. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. -Кн.2: Психология образования. — 608 с.
  130. , Дж. Физика Текст. / Дж.Орир. М.: Мир, 1981. — Т.1. — С.132−142.
  131. , Р.И. Проблемы смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  132. , Е.В. Референциальные аспекты семантики предложения Текст. / Е. В. Падучева // Изд. АН СССР. ОЛЯ. 1984. — № 4. — С.219−230.
  133. , В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки) Текст. / В. В. Петров // Философия, логика, язык. -М.: Прогресс, 1987. С.3−17.
  134. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. -М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1934. 562 с.
  135. , Н.М. О коммуникативной полифункциональности форфельда Текст. / Н. М. Попов // Исследования предложений немецкого языка: сб. научных трудов. Рязань: Изд-во РГПИ, 1980. — С.46−51.
  136. , Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания Текст. / Е. А. Попова // Фил.науки. 2002. — № 3. — С. 69−78.
  137. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. — 191 с.
  138. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — 212 с.
  139. Пражский лингвистический кружок Текст.: сб. статей. М.: Прогресс, 1967.-560 с.
  140. , В.М. Слова-«приправы», слова-«заплаты». Модальные частицы в немецкой разговорной речи: учеб. пособие. М.: Высш.шк., 1991. -127 с.
  141. , Б. Человеческое познание. Его сфера и границы Текст. / Б.Рассел. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. — 466 с.
  142. , Ф. Интерпретирующая семантика Текст. / Ф.Растье. Нижний Новгород: Деком, 2001. — 368 с.
  143. , В.П. Словарь культуры 20 в Электронный ресурс.: Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Арграф, 1997. -http://www.philosophy.ru/ edu/ref/rudnev.htm
  144. , Н.К. «Вопрос»: прототипическое значение концепта Текст. / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-С. 72−77.
  145. , И.В. Курс общей физики Текст. / И. В. Савельев. Том 3. Оптика, атомная физика, физика атомного ядра и элементарных частиц. -М.: Наука, 1973.-С. 197−208.
  146. Серебренников, Б. А Общее языкознание Электронный ресурс. / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970. — http://www.philology.ru/ linguistics 1/ serebrennikov-70.htm
  147. , Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка Текст. / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1983. — 319 с.
  148. , А. Очерк логической структуры предложения Текст. / А. Сеше. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 224 с. — (Женевская лингвистическая школа).
  149. Советский Энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия. -1990. — 1342 с.
  150. , Е.С. Онтология формы и смысла многозначных предложений в современном немецком языке Текст. / Е. С. Сотникова: Дисс.канд.фил.наук: 10.02.04. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1999. — 140 с.
  151. , А .Г. Мышление и язык Текст. / А. Г. Спиркин. М .: Наука, 1958.-312 с.
  152. , А.Г. Философия Текст.: учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гар-дарики, 2001.-816 с.
  153. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1975. — 312 с.
  154. , Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения (Семиологическая грамматика) Текст. / Ю. С. Степанов. -М.: Наука, 1981. 360 с.
  155. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка (семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства) Текст. / Ю. С. Степанов. -М.: Наука, 1985. 332 с. (АН СССР, Ин-т языкознания).
  156. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-824 с.
  157. , М.Д. Лексикология современного немецкого языка Текст.: учебник для ин-тов и фак-тов ин. яз./ М. Д. Степанова, И.И.Чернышева-М.: Высш.шк., 1986. 247 с.
  158. , Л.Д. Основы психологии Текст.: учебник для ин-тов и фак-тов психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 472с.
  159. , И.П. К взаимоотношению синтаксиса и семантики Текст. / И. П. Сусов // Вопросы английской и французской филологии. Тула: Изд-воТПУ, 1971.-С.З—24.
  160. , И.П. Аспекты предложения как уровни его семантической структуры Текст. / И. П. Сусов // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. Л.: Наука, 19 716. — С. 12—13.
  161. , И. П. Семантическая структура предложения Текст. / И. П. Сусов. Тула: Изд-во ТПУ, 1973. — 198с.
  162. , И.П. Проблема семантических категорий в синтаксисе Текст. / И. П. Сусов // Семантические категории языка и методы их изучения. -Уфа: Изд-во БГУ, 1985. С.6−7.
  163. , И.П. История языкознания Электронный ресурс.: учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов / И. П. Сусов. Тверь: Изд-во ТГУ, 1999. -http://homepages.tversu.ru
  164. , И. П. Формальный vs. функциональный подходы к языку Текст. / И. П. Сусов // Лингвистический вестник. -Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. -Вып. 2. -С.63−71.
  165. , И.П. Общее языкознание Электронный ресурс.: учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов / И. П. Сусов. Тверь: Изд-во ТГУ, 2000а. — http://homepages.tversu.ru
  166. , Л. Основы структурного синтаксиса Текст. / Л. Теньер. М.: Прогресс, 1988.-656 с.
  167. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Электронный ресурс. / С.Г. Тер-Минасова. — М.: Слово, 2000. — 624 с. http:// www.gumer.info^ibliotekBuks/Linguist/Ter/Index.php
  168. , Я.Г. Введение в общий синтаксис Текст. / Я. Г. Тестельц. -М.: Омега, 2001.-367 с.
  169. , Л. Проблемы семантики Текст. / Л.Тондл. М.: Прогресс, 1975. -485 с.
  170. , В.М. К проблеме функционального сходства нейтрального и кон-трастивного отрицания Текст. / В. М. Труб // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995. -М.: Индрик, 2003. С.303−314.
  171. , В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции Текст. / В. Ф. Турчин. М.: ЭТС, 2000. — 368 с.
  172. , К. Аспекты индоевропейской поэтики Текст. / К. Уоткинс // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. — Вып.21: Новое в современной индоевропеистике — С.450−478.
  173. , JI.B. Слово о словах Электронный ресурс. / Л. В. Успенский. М.: Знание, 1960. — www.distedu.ru/mirror/rus/ www.speakrus.ru /uspens/ch6-l .html
  174. , A.A. Лексическое значение: (принципы семиологического описания лексики) Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1986. — 240 с.
  175. , Дж. Грамматическая релевантность актуального членения Текст. / Дж. Фаулер // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С.390−402.
  176. , А.И. Морфотемный анализ единиц языка и речи Электронный ресурс. / А. И. Фефилов. Ульяновск: Изд-во УГУ, 1997. — 264 с-http://edu/uslu.ru/fefilovai/morph.html
  177. , Н.И. История немецкого языка Текст.: учеб. пособие для вузов // Н. И. Филичева. М.: Академия, 2003. — 304 с.
  178. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  179. Философско-религиозные истоки науки Текст. М.: Мартис, 1997. -319с.
  180. , Н. К вопросу выделения просодических индикат неискренности продуцента речевого высказывания Электронный ресурс. / Н.Фляжникова. Пятигорск: Изд-во ПГПУ, 1999. -http://liber.rsuh.ru/Conf/Cult-hist/flajnikova.htm
  181. , Ф.Ф. Избранные труды Текст. / Ф. Ф. Фортунатов. М.: Госуд. учеб.-пед.изд-во. — Т.1. — 1956. — 449с.
  182. , Г. Смысл и значение Текст. / Г. Фреге // Избранные работы. -М.: Дом интелектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. -С.25−59.
  183. , P.M. Категоризация и концептуальные классы Текст. / Р. М. Фрумкина, А. В. Михеев // Семантика и категоризация. М.: Наука, 1991. — С.45−60.
  184. , JI.A. Синтаксически репрезентируемые концепты Текст.: Дисс. на соиск.уч.степ. докт. филол. наук / Л. А. Фурс. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004.-28 с.
  185. , Л.А. Когнитивные аспекты синтаксиса английского простого предложения Текст.: учеб. пособие / Л. А. Фурс. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005.-149 с.
  186. , Е.Г. Информационная-когнитивная система и ее актуализация в языке Текст. / Е. Г. Хомякова // Коммуникация и образование: сб. статей. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С.180−197.
  187. , Н. Введение в формальный анализ естественных языков Текст. / Ноам Хомский, Джорж Миллер. М.: Едиторал УРСС, 2003. -64с.
  188. , Т.А. Актуализация концепта truth в современном английском языке Текст.: Дисс. На соиск.уч.степ. канд. филол. наук / Т. А. Хромова. -Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2002. 182 с.
  189. , A.A. Лингвистика: общие вопросы теории и методологии Текст.: Учеб. пособие для студ. филол. фак. и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений / А. А. Худяков. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256с.
  190. , Jl.O. Лингвофилософский анализ абстрактного имени Текст. / Л. О. Чернейко. -М.: Просвещение, 1997. 320 с.
  191. , Л.Д. Связи слов в современном русском языке Текст. / Л. Д. Чеснокова. М.: Знание, 1980. — 151 с.
  192. , A.A. Сборник статей и материалов Текст. / А. А. Шахматов. М.: АН СССР, 1947. — 474 с.
  193. , К.Ю. Прагматическая природа дейктической референции Электронный ресурс. / К. Ю. Щербаков. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. -http://pn.pglu.ru
  194. Юнг, В. Грамматика немецкого языка Текст. / В.Юнг. Спб.: Лань, 1996.-544 с.
  195. , Р.О. Нулевой знак Текст. / Р. Якобсон // Избранные работы. -М.: Прогресс, 1985.-С.222−231.
  196. , Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии Текст. / Т. Е. Янко // Вопросы языкознания. 1999. — № 4. -С.58−71.
  197. Admoni, W. Der deutsche Sprachbau / W. Admoni Текст. L.: Prosve-schenie, 1966.-587S.
  198. Akio, O. Emphatische Reflexiva im Sprachvergleich: Deutsch-Japanisch / O. Akio // Sprachtypologie und Universalienforschung Text. B.51 Heft 2. -Berlin: Akademie Verlag, 1998. — S.164−178.
  199. Behaghel, O. Die deutsche Sprache Text. / O/Behaghel. Halle (Saale): VEB Max Niemeyer Verlag, 1958. — 313S.
  200. , A. «Mein geliebtes Deutsch» und seine «Schrecken» Text. / A. Burkhardt // Muttersprache. № 2,1998. — S.62−94.
  201. Deutsche Satzstruktur: Grundlagen der syntaktischen Analyse Text. / Angelika Wollstein. Leisten. — Tubingen: Stauffenburg-Verl., 1997.-433S.
  202. Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache Text. Mannheim: Dudenverlag, 1956.-782S.
  203. Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache/ von der Dudenredaktion Text. Mannheim: Dudenverlag Bd 4. — 1998. — 912S.
  204. Engel, U. Regeln zur Wortstellung Text. / U. Engel // Forschungsgeschichte des IDS, 5. Mannheim: Verlag Moritz Diesterweg, 1970. — 149S.
  205. Engel, U. Syntax der deutschen Gegenwartssprache Text. / U.Engel. 3. Vollig neu bearb. Aufl. — Berlin: Erich Schmidt, 1994. — 316S.
  206. Erben, J. Abri? der deutschen Grammatik Text. / J.Erben. Berlin: Akademie-Verlag, 1966. — 656S.
  207. Eroms, H.-W. Syntax der deutschen Sprache Text. / Hans-Werner Eroms. Berlin, New-York: de Gruyter, 2000. — 51 OS.
  208. Fleicher W. Phraseologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut. — 1. Auflage, 1982. — 250S.
  209. Grammatik der deutschen Sprache Text. / von Gisela Zifonun. Berlin, New-York: de Gruyter, 1997. — 569S.
  210. Grewendorf, G. Sprache als Organ Sprache als Lebensform Text. / G.Grewendorf. — Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1995. — 255 S.
  211. Heibig, G. Deutsche Grammatik Text. / G. Helbig, J.Buscha. Leipzig: Verlag Enzyklopadie, 1991. — 654S.
  212. Heibig, G. Deutsche Grammatik Text.: Ein Handbuch fur den Auslanderunterricht / G.Helbig. Leipzig: Landenscheidt, 1998. — 736S.
  213. Jung, W. Grammatik der deutschen Sprache Text. / W.Jung. Leipzig: Landenscheidt, 1980.-687S.
  214. Koffka, K. Die Grundlagen der psychischen Entwicklung. Einfuhrung in die Kinderpsychologie Text. / K.Koffka. Osterwieck a/H: Zickfeldt, 1921. -426S.
  215. Lakoff, G. Konstruktion und Gebrauch von Sprachbildern. Leben in Metaphern Text. / G. Lakoff, M.Jonson. Berlin-Munchen: Landenscheidt, 1998. -272S.
  216. Malinowic, J.M. Syntax des einfachen Satzes in der russischen und deutschen Gegenwartssprache Text. / J.M. Malinowic. B.5. — Hamburg: VEB Niemeyer Verlag, 1974. — 256S.
  217. Miller, J. Stative verbs in Russian Text. / J. Miller // Foundations of Language. International Journal of Language and Philosophy. 1970. — v.6. — № 4. -P.42−71.
  218. Paul, H. Deutsche Grammatik Text. / H.Paul. Band 3. — Teil 4: Syntax. -Halle (Saale): VEB M. Niemeyer Verlag, 1958. — 648S.
  219. Polenz, P. Deutsche Sprachgeschichte vom Spatmittelalter bis zur Gegenwart Text. / P.Polenz. Bd.3. (19. und 20. Jahrhundert). — Berlin, New-York: de Gruyter, 1999. — 757S.
  220. Roelcke, T. Sprachtypologie des Deutschen: historische regionale und funktionale Variation Text. / T.Roelke. Berlin, New-York: de Gruyter, 1997. -248S.
  221. Schendels, E. Deutsche Grammatik Text. / E.Schendels. Moskau: Verlag Hochschule, 1982. — 340S.
  222. Schippan, Thea. Lexikologie der deutschen Gegenwartssprache Text. / T.Schippan. 2., durchges. Aufl. — Leipzig: Bibliographisches Institut, 1987. -307S.
  223. Schmidt, F. Logik der Syntax Text. / F.Schmidt. 4., erweiterte Auflage. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1962. — 183S.
  224. Schmidt, W. Grundfragen der deutschen Grammatik: Eine Einfuhrung in die funktionale Sprachlehre Text. / W.Schmidt. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener, 1965. — 323S.
  225. Schwarz, M. Einfuhrung in die kognitive Linguistik Text. / Monika Schwarz. 2., Uberarb. und aktualisierte Aufl. — Tubingen- Basel: Franke, 1996. -238S.
  226. Studies in syntactic typology text. / M. Hammond, E. Moravcsik, J. Wirth eds. // Typological Studies in Language. Volume 17. — A.- Ph.: Benjamins, 1988.-395p.
  227. Viehweger, D. Struktur und Funktion nominativer Ketten im Text Text. / D. Viehweger // Kontexte der Grammatiktheorie. Hrsg. von W. Motsch = Studia grammatica XVII. Berlin. 1978. — S.143−177.
  228. Bachler, W. Der Abend: in Frack und Zylinder Text. / W.Bachler. -Stuttgart: Verlag Volk auf dem Weg, 1974. 392S.
  229. Boll, H. Und sagte kein einziges Wort Text. / H.Boll. Bonn: Kiepenheuer & Witsch, 2002. — 470S.
  230. Boll, H. Erzahlungen 1937−1983 Text.: Band 1. Koln: Kiepenheuer & Witsch, 1997. -473S.
  231. Brecht, B. Morgens und abends zu lesen Text. / B.Brecht. M.: Verlag Progress, 1968.-291S.
  232. Bredel, W. Das schweigende Dorf und andere Erzahlungen Text. / W.Bredel. Dresden: Aufbau-Verlag, 1953. — 280S.
  233. Bruns, M. Zeichen ohne Wunder Text. / M.Bruns. Halle (Saale): Mitteldeutscher Verlag, 1977. — 377S.
  234. Diksen, B. Der Verlierer zahlt Text. / B.Diksen. Berlin: Verlag der Nation, 1971.-442S.
  235. Fallada, H. Kleiner Mann was nun? Text. / H.Fallada. — Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1962. — 384S.
  236. Feuchtwanger, L. Der Tag wird kommen Text.: Roman / L. Feuchtwan-ger. Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlaf, 1997. — 496S.
  237. O.Hesse, H. Siddhartha Text.: Roman / H.Hesse. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1978. — 456S.
  238. Keller, G. Der Grune Heinrich Text.: Erste Fassung / G.Keller. -SWAN Buch-Vertrieb GmbH, Kehl, 1994. 638S.
  239. Martin, H. Einer fehlt beim Kurkonzert Text.: Roman / H.Martin. -Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. 330S.
  240. Nowotny, J. Ein gewisser Robel Text. / J.Novotny. Haale (Saale): Mitteldeutscher Verlag, 1976. — 394S.
  241. Remarque, E.M. Drei Kameraden Text. / E.M.Remarque. M.: Verlag fur fremdsprachige Literatur, 1960. — 462S.
  242. Schiller, F. Gedichte Text. / F.Schiller. Stuttgart: Ph. Reclam jun., 1999.-421 S.
  243. Seghers, A. Die Entscheidung Text. / A.Seghers. Berlin: Aufbau Verlag, 1959.-525S.
  244. Strittmatter, E. Der Wundertater Text.: Roman / E.Strittmatter. Dritter Band. — Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1980. — 655S.
Заполнить форму текущей работой