Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие предпринимательского потенциала малого бизнеса: на примере Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена характерная черта политики развитых стран в отношении малого бизнеса — возрастание роли регионов, что во многом базируется на упрощении системы налогообложения, сокращении статистической и налоговой отчетности, упрощении порядка получения лицензий и др., предоставлении гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, формировании специальных резервов поддержки малого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Характеристики современного предпринимательства
    • 1. 2. Роль предпринимательства в возникновении малого бизнеса
    • 1. 3. Разработка предпринимательской стратегии в малом бизнесе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК И ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
    • 2. 1. Анализ развития малого бизнеса за рубежом
    • 2. 2. Масштабы государственной поддержки малого бизнеса в России
    • 2. 3. Оценка эффективности функционирования отечественного малого бизнеса в 1990—2005 гг.
    • 2. 4. Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в России
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Перспективы использования маркетинговых приемов в малом бизнесе
    • 3. 2. Методы развития персонала на малом предприятии
    • 3. 3. Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в Оренбургской области

Формирование и развитие предпринимательского потенциала малого бизнеса: на примере Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что деятельность малых предпринимательских организаций вусловиях отечественной экономики отражает комплексное отношение общества и государства к частной инициативе человека как экономического субъекта. Малые фирмы в западных странах играют важную роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств. По доле в общем количестве предприятий, занятости и валовом национальном продукте они занимают доминирующие позиции во многих странах.

Малый бизнес в западных странах оказался в последнее десятилетие настоящим экономическим феноменом. Масштабы и темпы его развития, роль в обществе оказались настолько впечатляющими, что стало важным выявить причины этого явления. Особенно актуально это в настоящее время, так как в нашей стране (как и во всем бывшем СССР), где экономика все еще представляет собой монополистическое крупномасштабное производство, явно недооценивается малый бизнес как эффективное средство ускорения экономического роста.

Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

— формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

— внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

— переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования- - дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается потребностью совершенствования методов и способов развития предпринимательской инициативы в сфере малого бизнеса с учетом специфики российской экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов в области малого бизнеса. Обозначенные проблемы исследовались в работах таких специалистов как А. Ю. Акимов, М. Э. Гербер, В. Я. Горфинкель, И. JL Ивачев, Дж. Райан, Т. Ю. Сергеева, JL Н. Тэпман, А. Ю. Чепуренко, В .А. Швандер, Б. М. Широков.

Вопросы теории и практики применения. < • ¦ государственного регулирования бизнеса, в том числе и в сфере малого предпринимательства рассмотрены в трудах А. М. Бабашкиной, Ф. И. Бинштока, В. П. Васильева, Ю. В. Вертаковой, Н. А. Джабавы, С. Г. Капканщикова, Р. В. Крюкова, Е. Н. Кузьбожева, В. М. Прудникова, Е. В. Самофаловой и др.

Все вышеизложенное и обусловило ¦ выбор темы диссертационной работы, предопределило комплекс проблем и задач исследования.

Цель диссертационной работы состоит в формировании подходов к развитию социально-экономического и организационного потенциала малого бизнеса в отечественной экономике.

Исходя из этого, в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. проанализировать роль предпринимательства в возникновении малого бизнеса и социально-экономические предпосылки его развития;

2. проанализировать масштабы и тенденции развития малого бизнеса за рубежом и в России, в том числе на примере Оренбургской области;

3. выделить и оценить факторы, воздействующие на результативность деятельности малого бизнеса, его преимущества и недостатки в рамках экономики страны и региона;

4. определить основные элементы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, а также оценить эффективность принимаемых мер;

5. оценить эффективность инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства за рубежом и в России, в том числе Оренбургской области;

6. разработать практические рекомендации по развитию и совершенствованию малого бизнеса с использованием методов управления персоналом и маркетинга в малом бизнесе.

В диссертации использованы современные методы экономического анализа, методы исследования рыночной конкуренции, дедукции, индукции и логики.

Информационной базой исследования послужили статистические справочники, отчеты организаций и предприятийОренбуржья, экспертные оценки отечественных и зарубежных аналитиков.

Объектом исследования явился малый бизнес как форма предпринимательской деятельности на примере Оренбургской области.

Предметом исследования послужили социально-экономические отношения, возникающие в сфере малого предпринимательства в ходе реализации целей деятельности.

Научная новизна состоит в разработке стратегии развития малого бизнеса, основанной на активизации системы инновационного внутрифирменного обучения i: — - персоналаi — i и ' р-.' < сотрудничества с государственными и коммерческими структурами, повышающими предпринимательские возможности предприятия.

Научные результаты, выносимые на защиту:

— уточнено понятие предпринимательского потенциала в аспекте уровня сопротивляемости экономического субъекта неблагоприятным факторам внешней среды;

— дифференцирована принадлежность малого предпринимательства относится к четвертому типу предприятий, отражающих общую концепцию деятельности экономических субъектов на рынке. Она заключается в кооперации субъектов с индивидуальными мотивами и представлениями о целях предпринимательской политики;

— выделены и сформулированы социально-психологические, экономические, технологические и организационные преимущества малого бизнеса в условиях развития современной экономики;

— определена характерная черта политики развитых стран в отношении малого бизнеса — возрастание роли регионов, что во многом базируется на упрощении системы налогообложения, сокращении статистической и налоговой отчетности, упрощении порядка получения лицензий и др., предоставлении гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, формировании специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, применении фискальных льгот и дотаций, предоставлении экспортных гарантий на благоприятных условиях, повышении квалификации кадров. В то же время отмечено, что для российских регионов ситуация складывается противоположная;

— выделены основные направления развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области на основе передачи значительного числа функций системе негосударственных агентств, бизнес-центрам и бизнес-инкубаторам. Кроме этого в качестве потенциального партнера в становлении малого бизнеса в регионе выделены межрегиональные маркетинговые центры;

— определена потребность внутрифирменного обучения персонала малого бизнеса, основанная на формировании определенного арсенала умений, а также развитии потенциала работников и базирующаяся на «инновационном» типе учебной программы.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования полученных результатов в управлении производственной и сбытовой деятельностью отечественных малых предприятий в различных отраслях экономики.

Практическое значение имеют разработки автора в части обоснования и формирования системы развития современного малого предпринимательства в России с использованием зарубежного опыта.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в таких организациях как ООО «Голубой факел» и ООО МПФ «Орскгазстрой» (Оренбургская обл.). Полученные разработки использованы в работе российских малых предприятий при разработке стратегии их развития и способов интенсификации их деятельности по отдельным направлениям, а также повышению их конкурентоспособности.

Автор докладывал результаты диссертационного исследования на научно-практической конференции в Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы «Предпринимательство и его место в экономике современной России» (апрель, 2006 г.).

Внедрение результатов диссертационного исследования подтверждено имеющимися в деле справками.

Публикации: по теме диссертации опубликовано 13 работ, общим объемом 3,13 п. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Автором уточнено понятие предпринимательского потенциала как совокупности различных видов ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности экономического субъекта, определяющей степень сопротивляемости вида неблагоприятным факторам экономической среды, обусловленной способностью субъекта производить товарную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов и оказывать услуги населению в определённый исторический момент.

2. В диссертационном исследовании сделан вывод, что современное цивилизованное предпринимательство является важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Но придание предпринимательству надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики, внутренним. механизмомкоторой является конкуренция. Для подтверждения данного утверждения автором был проведен анализ теоретических основ предпринимательской деятельности согласно существующей типологии предприятий, отражающих общую концепцию деятельности экономических субъектов на рынке.

Автором определено, что малое предпринимательство относится к 4 типу. Теория предпринимательства рассматривает предприятие этого типа как кооперацию субъектов с индивидуальными мотивами и представлениями о целях предпринимательской политики. Деятельность объединившихся предпринимателей ориентируется .не, на максимальную прибыль, как в экономической концепции, а на удовлетворение разносторонних собственных потребностей. По мнению автора, данный тип предприятия наиболее точно отражает концепцию существования и развития малого бизнеса.

3. Автор считает, что с формированием новойэкономической политики значительно расширились возможности развития малого бизнеса. С одной стороны, новые технологии позволяли создавать небольшие предприятия с эффективным производством, на котором все большее число людей могло реализовать свое стремление к независимости в хозяйственной жизни. С другой — опыт последних десятилетий показал, что более высокий эффект коллективного творчества достигается в рамках небольших рабочих коллективов. По данным национального научного фонда США небольшие фирмы (до 500 чел.) в расчете на 1 долл., вложенный в НИР, выполнили новых разработок в 4 раза больше, чем крупные (свыше 10 000 чел.).

Однако была отмечена тенденция развития малого предпринимательства в России преимущественно в посреднической сфере, а не в производственной. Следует указать, что в экономически развитых странах малое предпринимательство доминирует в производстве продукции и услуг.

4. При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Автор в работе выделил и обосновал следующий ряд достоинств малого бизнеса: • - i — и-м.пи.- и'-*.

— сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;

— массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;

— ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;

— мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;

— быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;

— способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;

— коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;

— быструю адаптацию на внешнем рынке;

— углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;

— значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Во многом благодаря целенаправленным усилиям государств в этой среде сформировался специфический социально-экономический климат, благоприятный для предпринимательства. Среди его характерных признаков автор отметил:

— стабильность государственной, экономической и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;

— позитивное общественное мнение;

— льготный налоговый режим-. ч. ;

— наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства;

— значительная дебюрократизация процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов.

5. Проведенный автором анализ развития малого бизнеса за рубежом показал, что реализация политики в отношении малых и средних предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства.

При наличии определенной специфики в большинстве, развитых стран имеются похожие частные институты поддержки:

— торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

— финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу (МСБ) к капиталу и финансированию;

— частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

Характерной чертой политики развитых стран в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяют две группы стран: :!!j—i:.

— страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства;

— страны, где регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ.

Однако, несмотря на различия в деталях, в данных странах выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

— административная и регулирующая бизнес-среда — упрощение системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получения лицензий и др.;

— финансовые условия — в основном применяются такие меры государственной поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;

— формирование специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применение фискальных льгот и дотаций;

— развитие экспорта — предоставление экспортных гарантий на благоприятных условиях, улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источниковоказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований- - повышение конкурентоспособности — улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров.

6. И если за рубежом реализуется активная политика поддержки малого бизнеса, то в значительной части регионов России на сегодня сформировалась аномальная ситуация, когда именно тот уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен способствовать его развитию. Причины, по мнению автора, заключаются в явном урезании налоговых полномочий регионов (которые, в свою очередь, стремятся компенсировать это усекновение фискальных возможностей местного уровня власти). В результате складывается такое положение, когда местные власти не имеют стимулов для поощрения развития малого (предпринимательства, включая стартующие фирмы, ибо все потенциальные преимущества от ускорения развития МП проявятся не скоро, а результаты их — в виде роста налоговых поступлений — достанутся вышестоящим уровням власти.

По мнению автора, подход, используемый для формирования стратегии развития малого предприятия за рубежом, более личностный, вовлекающий предпринимателя в процесс бизнеса на самом первом этапе, тогда как в российском предпринимательстве применяется более обобщенный подход, что снижает фактор личного участия. В целом же последнее может оказать негативное влияние на степень, отношения iк- >бизнесу, и конечную заинтересованность в проработке всех деталей разрабатываемого проекта.

Однако ожидания экспертов в отношении перспектив развития малого бизнеса в их регионах в основном позитивны: через год ожидается снижение административных барьеров и налогового бремени. Хотя пока ситуация складывается далеко не так позитивно (как показывают проведенные экспертами опросы). В этих условиях при значительном возрастании конкуренции окажется возможным и рост доли малого предпринимательства.

МП) в экономике регионов, а также — рост числа занятых в данном секторе региональной экономики.

7. Автор исследовал общие тенденции и сущность радикальных рыночных реформ в развитии малого предпринимательства России, что позволило выделить следующие этапы:

— первый-1992;1994 гг.;

— второй- 1995;1998 гг.;

— третий — 1999;2001 гг.;

— четвертый — с 2002 по настоящее время.

8. Общая тенденция, выявленная автором в формировании и развитии малого бизнеса в отечественной экономике, отражена и в тенденциях его развития и в Оренбургской области. Общая картина состояния малого бизнеса — незначительная положительная динамика по основным показателям. Подобное положение отражает слабо развитую поддержку малого бизнеса, неготовность самого предпринимателя вести самостоятельную деятельность на рынке, отсутствие интереса со стороны крупного бизнеса к сотрудничеству с малым бизнесом и т. п.

Малое предпринимательство в Оренбургской области является частью экономики области. Оно способствует созданию рабочих мест, оживлению спроса и предложения на рынке, появлению самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы, снижению социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Динамика развития сферы малого бизнеса Оренбургской области за 2002;2005 гг. показывает, что количество субъектов малого предпринимательства увеличилось с 70 767 в 2002 г. до 75 133 — в 2005.

В отраслевой структуре малого бизнеса основная доля приходится на торговлю и общественное питание, строительство и промышленность.

Отраслевая структура малого бизнеса области соответствует структуре этой сферы экономики в целом по. России. Малые предприятия сконцентрированы в основном в торговле и общественном питании — 42,8%, строительстве — 17,5, промышленности — 16,2, сельском хозяйстве — 5, в сфере транспорта и связи — 3,6, в прочих отраслях — 14,9.

В 2004 г. в сфере малого бизнеса Оренбургской области с учетом индивидуальных предпринимателей было занято 193 875 тыс. чел., что составляет 21% от всех занятых в экономике области. По занятости населения на малых предприятиях от общей численности занятого населения Оренбургская область занимает 17 место среди 89 регионов РФ и 4 место среди 15 регионов Приволжского федерального округа.

9. Автор, проведя оценку объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства Оренбургской области, выделил комплекс государственных и негосударственных организаций. Большинство из них играет существенную роль в развитии предпринимательства на территории Оренбургской области.

Ключевыми составляющими инфраструктуры являются:

— департамент экономического развития и внешних связей администрации Оренбургской области;

— фонды поддержки малого предпринимательства;

— Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

— территориальные агентства поддержки малого и среднего бизнеса;

— Торгово-промышленная палата Оренбургской области и ее территориальные филиалы;

— общественные организации предпринимателей «Единство», «Опора России», районные и городские советы предпринимателей и др.

Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области позволяет передавать многие функции системе негосударственных агентств: бизнес-центрам и бизнес-инкубаторам. Это дает возможность, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг. С другой стороны, компенсация части затрат на эти услуги из средств Программы поддержки развития малого бизнеса позволит снизить их стоимость для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим услуги субъектам малого предпринимательства.

Опыт реализации целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области показал важность и полезность организации и проведения обучающих семинаров с руководителями малых предприятий, главными бухгалтерами и индивидуальными предпринимателями по актуальным проблемам нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности. Системой программных мероприятий предусматривается регулярное проведение подобных семинаров, особенно в сельских районах области.

10. Проведенный автором анализ результатов мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности, реализованных ООО- «Голубой факел» и ООО «Орскгазстрой» (основной вид деятельности — строительство, монтаж, пуско-наладка объектов газового хозяйства), позволил оценить долевое участие на рынке Восточного Оренбуржья ООО МПФ «Орскгазстрой», ООО «Голубой факел» и других конкурентов.

Как показывают данные анализа, приоритетных конкурентов у фирмы нет, каждая занимает свое устойчивое положение, обладает высоким производственным потенциалом, с достаточной гибкостью производства. Но приоритетность анализируемого предприятия обеспечивается за счет широкой номенклатуры оказываемых услуг. По данным маркетинговой службы ООО МПФ «Орскгазстрой», приоритетным для заказчика при выборе подрядчика является цена. Но даже при такой ситуации, когда видно, что предприятие занимает наибольшую долю рынке на рынке Восточного Оренбуржья, основным критерием конкурентоспособности общества остается — надежность, постоянный-контроль и ответственность за качество выполненных работ.

В целях привлечения покупателей на ООО МПФ «Орскгазстрой» были разработаны и реализованы следующие мероприятия: рекламные объявления в периодических изданиях- «бегущая» строка по телевидениюрекламные объявления по радиоучастие в областных и региональных выставках, где демонстрируются высококачественные технологии и материалы, которые используются для строительно-монтажных работ по газификации. Это позволило повысить уровень прибыли, получаемой предприятием, на 10% в год за счет повышения объемов выполняемых работ, поскольку после данных мероприятий поток клиентов увеличился на 17%.

11. Автором выделена проблема повышения квалификации персонала сферы малого бизнеса, которая может быть решена с использованием «инновационных» учебных программ. «Инновационное» обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз потребности организации в изменении профессионально-кадрового потенциала, исходя из соответствующих изменений во внешней среде, в технологии деятельности и системе управления.

12. Кроме этого, автором в качестве перспективного направления развития маркетинга на малом предприятии выделено участие в системе межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ). Это уникальная сеть региональных информационно-маркетинговых компаний, работающих в тесном контакте с местными администрациями, союзами и ассоциациями предпринимателей, иными предприятиями и структурами, заинтересованными в налаживании горизонтальных хозяйственных связей между регионами России и других стран, — - Созданная. по инициативе Правительства Москвы, Система успела стать всероссийской и международной. i-Ч 1 >i.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Реклама промышленной продукции. М.:ГАУ, 1993.
  2. И. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  3. И.В. Поведение потребителей. М.: ФАИР ПРЕСС, 1999.
  4. В.Г., Дохолян С. В. Организационное поведение. Махачкала, ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.
  5. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
  6. В. Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Издательство „Экономика“, 1999.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2000.
  8. Г. Л. и др. Маркетинг, М.: ОАО „Изд-во ^Экономика“, 1999.
  9. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1972.
  10. П.М. Исследования формальных организаций. / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.': Прогресс, 1972.
  11. А.О. Малое предпринимательство. М.: Ось-89, 1997.
  12. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999.
  13. Д. Системный подход к проектированию социотехнических систем. / Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995.(
  14. А. В. Предпринимательство. М.: Дело, 2000.»
  15. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  16. П. Искусство менеджмента / Пер с англ. М.: Новости, 1993.
  17. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  18. О. С. Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1998.
  19. А. П., МатиркоВ. И. Управление, персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.
  20. .И. Основы предпринимательской деятельности. Гомель: ГГУ, 1993.
  21. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика. Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
  22. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М., 1998., !
  23. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
  24. Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  25. М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: 2001
  26. М.В. Суперкадры. М.: Дело, 1993.
  27. Дж., О’Делд К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  28. ГромковаМ.Т. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  29. О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Издательство ЭКМОС, 2001.
  30. С. И. Социальная ответственность, психология и этика предпринимателя. МСХА, 1996.
  31. B.JT. Теория организаций. М.: Институт молодежи, 1995.
  32. В. JI. Организационное поведение. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  33. Г. М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, 1974.
  34. ДраккерП. Управление, нацеленное на результаты / Пер с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.
  35. У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
  36. П. В. Управление персоналом в предпринимательских организациях. М.: Рос. экон. акад., 1998.
  37. П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Теория управления персоналом (настольная книга менеджера). М.: Экзамен, 2000.
  38. П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. М.: Экзамен, 2000.
  39. А. Н., Ковбасюк М. Р. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Киев, 1998.
  40. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии:персональный менеджмент. СПб.: Изд-во СпбУЭиФ, 1992.
  41. А. Р. Предприятие и организация его служб. Уфа, 1997.
  42. Л. Н. Организация управленческого труда. М.: ИНФРА-М, 1997.
  43. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989.
  44. Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
  45. Дж. Б. Распределение богатства. М., 1994.
  46. А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  47. А. И. Промышленный маркетинг. М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002.
  48. А. И., Привалов В. П. Анализ' 1 финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
  49. Э. М. Концепция менеджмента. М.: ИКК «ДеКА», 1997.
  50. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  51. А. И. Введение в организационное поведение. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  52. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. t 1 > — - • 1 V t ¦ I i I I I. i I f I. — l ≤>
  53. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра-М, 1997.
  54. Ю. Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2001.
  55. А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
  56. А. Р. Управленческая адаптация государственных служащих: личностно-ролевые аспекты. М., 1997.
  57. А. Д., Шанкин И. Н. Отечественное предпринимательство. М.: Прогресс-академия, 1995.
  58. K.JI., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» / Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995.
  59. С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных товаров. М.: Внешторгиздат, 1990.
  60. А. П. Становление и развитие предпринимательства в Оренбуржье. Оренбург: РЖ ГОУ ОГУ, 2003.
  61. М. Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М., 2001.
  62. М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М., 1997.
  63. И.В. Бизнес-план основа успеха. М.: Машиностроение, 1992.
  64. Фр. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. '
  65. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.
  66. А. Принцип политической экономии. М.: Прогресс, 1989.
  67. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: «Инфра-М», 1996.
  68. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991
  69. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. ИНФРА-М, 19%.
  70. М. X. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  71. П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.
  72. Е. Г. Организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998.
  73. Е.Г. Менеджмент. Организационное доведение. М: Финансы и статистика, 1998.
  74. А. И., Игнатьев А. И., Крутик А. Б. Предпринимательство. СПб.: Лань, 2001.
  75. Организационное поведение / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. М.: Айрис-пресс, 2002.
  76. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.
  77. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  78. ПоповЕ. В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 2002. ' -- :
  79. Предпринимательство / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  80. В. П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 1998.
  81. Н. Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт. М., 1996.. .. .
  82. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 1998.
  83. Дж. Ф. ИБМ: взгляд изнутри. Человек. Фирма. Маркетинг / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  84. Э. Р. Коммуникации в организациях / Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  85. Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2000−2005.
  86. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. М.: РНИС и НП, 1995.
  87. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭСКОМ, 1992. ЮО. Свенцицкий Д. Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  88. В. М., Васильева О. Е. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
  89. Ю2.Сенге П. М. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.
  90. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Экономика, 1962.
  91. Справочник директора предприятия. М: ИНФРА-М, 1996.
  92. Дж. Большая игра в бизнес / Пер с англ. М.: Деловая лига, 1994. Юб. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства / Пер. с яп. М.: Московский бизнес, 1990.
  93. Теория системного менеджмента / Под общ. ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского. М.: Экзамен, 2002.
  94. Ю8.Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  95. Управление персоналом / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  96. Управление персоналом организации / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002.
  97. Л.В. Человек в системе менеджмента. М.: РЭА, 1993.
  98. Р. А. Производственный менеджмент. М., 1997.
  99. Финансовый менеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. М.: ИНФРА-М, 2002.
  100. Финансовый менеджмент / Под. ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2001.
  101. Г. Маркетинг промышленных товаров. М.: Сирин, 2002.
  102. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
  103. В. Как делать бизнес в Европе. М: Прогресс, 1992.
  104. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. ' ! .'
  105. В. Е, Корнеева И. В. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1999.
  106. Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2000.
  107. С. Влияние предпринимательской компоненты на управление персоналом. М.: Палеотип, 2004.
  108. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. А. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Бауману 1993.
  109. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  110. Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  111. Бизнес не верит в налоговую реформу // Финансовые известия, 2002.01.08, № 652. ' .
  112. . и др. Оплата труда работников. / Современное управление. Энциклопедический справочник. T.l. М.: Издатцентр, 1997.
  113. А. Фермеры это откат на 100 лет назад / Известия, 06.08.2002. № 137.129. Госкомстат 1998−2005.
  114. Р.Г. Природа фирмы // Вести. Санкт-Петербург, ун-та. Сер. «Экономика». Вып. 4. 1992.
  115. Малым предприятиям приготовили налоговую ловушку // Коммерсант, 26.07.2002, № 130.
  116. Профиль. 2001. № 7 (229). 26 февраля. ¦: • I- М ! '^. ¦ ¦ Л| Ф 11 i -: i I !-Л ¦. 176
  117. Э. Н., Яковлев И. F. О социальных аспектах предпринимательства/СОЦИС. 1993. № 1.
  118. Ф., Чепуренко А. Условия развития малого бизнеса в российских регионах: данные экспертных оценок//Политэконом, 1998, № 1.
  119. Aldrich Н.Е., Pfeffer J. Environments of Organizations / Annual Review of Sociology. 1976. № 2.
  120. Alien L.A. Management and Organization. N.Y., 1958.
  121. Bennis W.G. Changing Organizations, Essays on the Development and Evolution of Human Organizations. N.Y., 1966.
  122. Birley S. The Role of New Firms: Birhts, Deaths and Job Generation // Srtategic Management Journal, 1986.
  123. Christie R., Geis F. L. Studies in Machiavellianism. N.Y., L.: Academic Press, 1970.
  124. Coffey R.E., Athos A.J., Reynolds E.A. Behavior in Organizations. Prentice1. Hail, 1975. ". ' ¦ «——
  125. Collective Behavior. The New Encyclopedia Britanica. Vol. 16.
  126. Cooper C.C., Gimeno F.J. Entrepreneurs, Processes of Founding, and New Firm Performance. In: Sexton D.L., Kasarda J. D. The State of the Art of Entrepreneurship. Boston: PWS-Kent Publ. 1982.
  127. Drucker P.P. An Introductory View of Management. N.Y., 1977.
  128. Dunbar R.L.M. Designs for organizational control / Handbook of organizational, design. Ed. P. S. Nystrom, W.H. Starbuck. Vol. 2. Oxford university press, 1981.
  129. Gibson J.L., Ivancevich J.M., Donelly Jr. Organizations. Boston, 1992.
  130. Gibson J.L., Ivancevich J.M., Donelly Jr. Organizations: structure process, behavior. Dallas, 1973.
  131. Gnyawali D.R., Fogel D.S. Environments for Entrepreneurship Development: Key Dimensions and Research Implications // Entrepreneurship Theory and Practice, 1994.
  132. Greiner L. Evolution and Revolutions as Organizations Grow / Harward Business Review. 1972. Vol.50. July-Aug.
  133. Gross P. M. What Are Your Organizations Objectives? A General Systems Approach To Planning / Human Relations. 1965. Vol.18. Aug.
  134. Hackman J.R., Oldham G.R. Development of Job Diagnostic Survey / Journal of Applied Psychology. Vol. 60. April. ,
  135. HentzeJ. Personalwirtschaftslehr, Auflage, Verlag Paul Ha Bern und Stuttgart, 1991.
  136. Hisrich R.D., Peters M.P. Entrepreneurship. Starting, Developing and Managing a New Enterprise. Boston: Richard Irvin, Inc. 1989.
  137. Jackson J., Morgan C., Paolillo J. Organization Theory: a macro perspective for management. Prentice Hall, 1986.
  138. Lawrence P.R., Lorsch J.W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. Cambridge, 1967.
  139. Leavitt J.H. Some Effects of Certain Communication Patterns on Group Performance / Journal of Abnormal and Social Psychology. 1951. Vol.46.
  140. Mayo E. The Problems of an Industrial Civilization. L., 1945.
  141. McCann J.E., Selsky J. Hyperturbulence and the Emergence of Type 5 Environments / Academy of Management Review. 1984. Vol.9.
  142. McClelland D. C. Managing Motivation to Expand Human Freedom / American Psychologist. March-April, 1976.
  143. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.
  144. Meyer A.D., Goes J.B., Brooks G.R. Organizations Reacting to Hyperturbulence / Organizational Change and Redesign. Ed. Huber G.P., Glick W.H. Oxford University Press, 1993.
  145. Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. N.Y., 1974.
  146. Mintzberg H. The Structuring of Organizations. Prentice Hall, 1979.
  147. P.R. (Redesigning Dynamic Organizations / Organizational Change and Redesign., ed. G.P.Huber, W.H.Glick. N.Y., 1993.
  148. Moor F.G. Management: Organization and Practice. N.Y., 1964.
  149. Moran R.T., Stripp W.G. Dynamics of successful, international business negotiations. Houston, Texas: Gulf Publishing Company!,» 1991.
  150. Mugler J. Betriebswirtschaftslehre der Klein-und Mittelbetriebe. Wien-New York: Springer-Verlag, 1998.
  151. Newman W.H., Summer Ch.E., Warren E.K. The Process of Management: Concepts, Behavior and Practice. Prentice Hall, 1972.
  152. Pigors P., Myers Ch.A. Personnel Administration. N.Y., 1956.
  153. Pugh D.S., Hickson D.J., Minings C.R. The context of Organizational Structures / Administrative Science Quarterly. 1969. Vol.14. March.
  154. Reddin W.J. The Tri-Dimensional Grid /Canadian Personnel and Industrial Relations Journal. Jan. 1966. Vol. 13.
  155. Robbins S.P. Organizational behavior. New Jersey: Prentice Hall, 5-th edition, 1991.
  156. Robey D., Sales C.A. Designing organizations. Miami, 1994.
  157. Roethlisberger F.J., Dickson W.J. Management and the Worker. Cambridge, 1939. 1
  158. Schmidt R.-B. Wirtschaftslehre der Unternehmung. Stuttgart: Springer-Verlag. 1969.
  159. Scott W.R. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. Prentice Hall, 1981.
  160. Scott W.R. The Sociology of Organizations / The Social Reproduction of Organization and Culture. L., 1986., «YYV,
  161. Werhahn P.H. Der Unternehmer. Seine okonomische Funktion und qesellschaft-liche Verantwortung. Trier: Paulinus, 1990.
  162. White S.B., Reynolds P.D. Government Programs and High Growth New Firms. Frontiers of Entrepreneurship Research 1996. Babson College, 1996.179. www.delo.ru.180. www.rcsme.ru... '•¦-¦. \ .I. л---.'!!' iiiKl Ulc181. www.siora.ru.
Заполнить форму текущей работой