Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гигиенические и медико-социальные аспекты профессионального обучения подростков (на примере образовательных учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты донозологической диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся первых курсов имеют более низкий адаптационный потенциал организма (среднегрупповое значение ПАРС составляет 5), чем учащиеся второго (ПАРС — 4) и третьего (ПАРС — 3) курсов, в связи с более низким уровнем здоровья поступающих на обучение подростков и медленно проходящим процессом адаптации к условиям… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Состояние здоровья современных подростков как медико-социальная проблема и критерий при выборе профессии
    • 1. 2. Морфологические и физиологические особенности подросткового возраста
    • 1. 3. Гигиеническая характеристика профессий машиностроительного профиля
    • 1. 4. Особенности врачебного профессионального консультирования учащихся профессиональных училищ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Анализ материалов анкетирования школьников
    • 3. 2. Оценка потребностей города Рязани в кадрах различной квалификации
  • ГЛАВА 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ
    • 4. 1. Анализ материально-технических условий и учебно-производственной среды
      • 4. 1. 1. Общая оценка условий обучения
        • 4. 1. 2. 0. ценка светового режима в учебных помещениях
      • 4. 1. 3. Оценка параметров микроклимата в учебных помещениях
      • 4. 1. 4. Оценка шумового фактора в учебно-производственных мастерских
    • 4. 2. Анализ учебной нагрузки учащихся разных ступеней обучения
  • ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ — УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
    • 5. 1. Анализ состояния здоровья учащихся профессионального училища по данным медицинской документации
    • 5. 2. Анализ анамнестических жалоб на здоровье и удовлетворенность учащихся профессионального училища условиями обучения
    • 5. 3. Оценка функционального состояния организма учащихся профессионального училища
  • ГЛАВА 6. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
  • ВЫВОДЫ

Гигиенические и медико-социальные аспекты профессионального обучения подростков (на примере образовательных учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблема трудовой занятости подростков является актуальной для большинства государств, поэтому ей посвящены многие научные исследования, а также законодательные инициативы Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда. В современных условиях трудовое и профессиональное обучение подростков является неотъемлемой частью программ обучения во всем мире (Н.Ф. Измеров, В. Ф. Кириллов, 2008).

Сложная социально-экономическая ситуация на большинстве предприятий России, приводящая к нарушению санитарных норм на рабочих местах, крайне неблагоприятное «для трудоустройства подростков современное состояние рынка труда на фоне ухудшения состояния здоровья подростков могут приводить к негативным медико-социальным последствиям. Поэтому гигиеническая оценка и нормирование условий обучения и организация труда подростков являются важнейшими составляющими охраны здоровья подрастающего поколения и сохранения трудовых ресурсов страны (И.А. Камаев и соавт., 2007).

Переход подростков из общеобразовательной школы в образовательные учреждения начального профессионального образования сопровождается изменением привычного для них режима дня, в первую очередь режима учебных занятий. Увеличивается недельная учебная нагрузка, меняется и сам характер деятельности — увеличивается доля физического труда и вероятность контакта с неблагоприятными факторами производственной среды.

Профессиональные училища (ПУ) являются основным типом учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих кадров, в которых одновременно с профессией подростки (выпускники неполной средней школы) получают и заканчивают среднее образование (В.Р. Кучма, 2001).

Кроме гигиенической регламентации условий и режима трудового обучения важное значение для сохранения и укрепления здоровья имеет проведение своевременной врачебно-профессиональной консультации. По имеющимся данным (И.К. Рапопорт, 2003; В. Ю. Иванов, 2004), почти 80% старшеклассников имеют заболевания и отклонения в состоянии здоровья, ограничивающие выбор профессий. Более того, в учреждениях начального профессионального образования от 12% до 28% учащихся имеют заболевания, являющиеся противопоказаниями к осваиваемым профессиям. В итоге не более 40% учащихся ПУ продолжают работать по специальности. Число лиц, не осваивающих профессию из-за несоответствия психофизиологических особенностей, колеблется в зависимости от ее сложности от 7 до 80% (JI.M. Сухарева, 2004; Е. И. Шубочкина, 2008).

Цель исследования заключалась в разработке гигиенических и медико-социальных подходов к совершенствованию профессиональной ориентации и обучения подростков рабочим профессиям.

Задачи исследования:

1. Медико-социальное изучение современного состояния профессиональной ориентации подростков с учетом потребностей рынка труда (на примере г. Рязани).

2. Исследование гигиенических особенностей условий учебно-производственной среды при получении начального профессионального образования.

3. Физиолого-гигиеническая оценка состояния организма учащихся-подростков на этапе получения начального профессионального образования машиностроительного профиля по результатам донозологической диагностики и данным медицинских осмотров.

4. Научное обоснование и разработка рекомендаций социально-гигиенического и медико-организационного характера по оптимизации профессионального отбора и обучения учащихся-подростков с позиций сохранения и укрепления их здоровья.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• проанализирована потребность в подготовке рабочих кадров в современных условиях и изучена профессиональная направленность выпускников общеобразовательных школ крупного города в современных условиях;

• проведена оценка здоровья и функционального состояния организма учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования города Рязани;

• даны рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации и обучения подростков рабочим профессиям, а также организации профилактики заболеваний (на примере образовательных учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля).

Научно-практическая значимость.

В ходе исследования получена медико-социальная характеристика современного состояния профессиональной ориентации и обучения подростков рабочим профессиям. Определены группы риска подростков-учащихся ПУ с донозологическими и преморбидными состояниями, требующими проведения профилактических мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма подростков.

Исследование состояния здоровья подростков, получающих начальное профессиональное образование, позволило осуществить прогнозирование риска развития заболеваний с учетом физиологических параметров, характеризующих состояние организма на грани нормы и патологии. В свою очередь, это явилось основой для разработки гигиенических и медико-социальных подходов к совершенствованию организации обучения подростков, получающих начальное профессиональное образование.

Кроме того, получена медико-социальная оценка удовлетворенности учащихся-подростков условиями обучения, проживания и питания в профессиональных училищах машиностроительного профиля. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ г. Рязани по результатам медико-социологического исследования.

2. Состояние здоровья выпускников общеобразовательных школ как ведущий критерий при выборе профессий рабочих специальностей.

3. Физиолого-гигиенические и медико-социальные особенности условий обучения рабочим профессиям машиностроительного профиля.

4. Медико-социальные и гигиенические подходы к совершенствованию организации обучения подростков, получающих начальное профессиональное образование.

Апробация работы. Материалы диссертации представлены, доложены и обсуждены на:

• Второй международной научно-практической конференции «Наука и образование XXI века» (Рязань, 2008);

• I Конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Москва, 2008) — в Межвузовской студенческой конференции «Человек и окружающая среда» (Рязань, 2008);

• Научно-практической конференции молодых ученых (Рязань, 2008 -2009);

• Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Молодежь — медицине будущего» (Одесса, 2009);

• Ежегодной научной конференции Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова (Рязань, 2009);

• 13-й Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения» (Рязань, 2009);

• III международном медицинском молодежном медицинском конгрессе «Санкт-Петербургские научные чтения — 2009» (Санкт-Петербург, 2009);

• XIV Конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2010);

• межкафедральном совещании Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова (Рязань, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, из них 1 статья в журнале, включенном в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».

Внедрение результатов диссертации. Содержащиеся в диссертации материалы и предложения нашли следующее практическое применение:

• в практической деятельности органов и организаций Роспотребнадзора по Рязанской (акт внедрения от 10.03.2010 г.), Владимирской (акт внедрения от 17.02.2010 г.) и Тамбовской (акт внедрения от 23.03.2010 г.) областям;

• в работе органов и учреждений здравоохранения Рязанской области, принимающих участие в оказании лечебно-профилактической помощи подросткам-учащимся профессиональных училищ;

• в практической деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» (акт внедрения от 3.03.2010 г.).

• в учебном процессе на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения ФПДО (акт внедрения от 10.03.2010 г.), профильных гигиенических дисциплин (акт внедрения от 25.02.2010 г.) и кафедре гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы ФПДО (акт внедрения от 25.01.2010 г.) Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 129 страницах машинописного текста и состоит из введения, 6 глав, выводов, предложений и рекомендаций, списка литературы (всего 147 источников, из них зарубежных 27). Диссертация иллюстрирована 19 рисунками и 12 таблицами.

ВЫВОДЫ.

1. Выпускники школ наиболее часто выбирают такие профессии, как юрист, программист, дизайнер. Профессии, имеющие высокую востребованность и большее число вакансий, к которым относятся рабочие промышленных предприятий (56,3%), мало привлекают современных старшеклассников.

Расхождение между представлениями подростков и реальной ситуацией на рынке труда свидетельствует о необходимости адекватной профориентационной работы.

2. Общая оценка условий образовательной среды ПУ выявила, что ведущим отрицательным фактором является недостаточный уровень освещенности учебно-производственных помещений, что служит фактором риска формирования и прогрессирования нарушений зрения у подростков.

3. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся ПУ составляет 43,4% (II и III группы здоровья). Поступают в ПУ 14,8% учащихся, имеющих медицинские противопоказания к выбранным профессиям.

4. Полученные результаты донозологической диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся первых курсов имеют более низкий адаптационный потенциал организма (среднегрупповое значение ПАРС составляет 5), чем учащиеся второго (ПАРС — 4) и третьего (ПАРС — 3) курсов, в связи с более низким уровнем здоровья поступающих на обучение подростков и медленно проходящим процессом адаптации к условиям учебно-производственной среды. В «структуре здоровья» по показателю активности регуляторных систем у учащихся первого курса преобладает донозологическое состояние (53,3%), у учащихся второго и третьего курсов — физиологическая норма (46,7% и 78,1% соответственно).

5. Согласном материалам социологического опроса, при оценке степени удовлетворенности учащихся первого курса профессионального училища условиями обучения и проживания были недовольны 46,7% респондентов, на втором курсе — 32,8%, на третьем — 35,5%. Учащиеся-подростки были недовольны условиями проживания в 26,3% случаев, питанием в училище — в 84,2%, одеждой — в 10,5%.

6. Разработанная организационно-функциональная модель совершенствования системы профессионального обучения подростков включает комплекс мероприятий по оптимизации профессионального отбора и профилактики заболеваний с учетом региональных особенностей рынка труда.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Органам и учреждениям здравоохранения:

1. Проводить врачебно-профессиональные консультации как на этапе выбора подростком профессии, так и период получения профессионального образования и перед трудоустройством.

2. Строго соблюдать индивидуальный подход к вынесению экспертных профессиональных заключений и рекомендаций с учетом физиолого-гигиенических, производственно-профессиональных, медико-социальных и психологических факторов.

3. Обеспечить организацию и проведение профилактических медицинских осмотров учащихся-подростков с привлечением необходимых врачей-специалистов в декретированные периоды (вместо предоставления справок с места жительства).

4. Проводить ежегодные осмотры учащихся профессиональных учебных заведений по производственному принципу, т. е. по месту обучения независимо от возраста и с учетом осваиваемой профессии.

Образовательным учреждениям начального профессионального образования:

1. Обеспечить дифференцированный подход к состоянию здоровья подростков, поступающих на профессиональное обучение в зависимости от действующего комплекса факторов.

2. Соблюдать соответствие суммарной учебно-производственной нагрузки возрастным и функциональным возможностям организма подростков.

3. Создавать в процессе профессионального обучения подростков условия, строго соответствующие санитарному законодательству и принятым гигиеническим нормативам.

4. Организовать режим учебно-производственной деятельности подростков с учетом профиля учебного заведения, сроков обучении и материально-технической базы.

Органам и учреждениям Министерства образования Рязанской области:

1. Совершенствовать трудовое обучения и воспитание школьников (современное оборудование, наличие средств индивидуальной защиты, отсутствие практики сдваивания уроков).

2. Своевременно проводить профессиональную ориентацию и врачебно-профессиональную консультацию школьников с повышением престижа рабочих профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. 1994. — Т.1, № 1. — С. 13 -17.
  2. , С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. — № 2. — С. 3710.
  3. , М.М. Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков Москвы / М. М. Балыгин, Б. П. Бруй, Т. Ф. Горбунова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2001,-№ 6.-С. 14−22.
  4. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Гигиена и санитария. 1998. -№ 1.-С. 3−4.
  5. , А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. М., ГЭОТАР-Медиа, 2007 — С. 28−31.
  6. А.А. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» (Проект) / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, Л. М. Сухарева // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 1. — С. 3 — 7.
  7. А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, J1.M. Сухарева. М.: ГЭОТАР-медиа, 2007. — 352 с.
  8. А.А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Комплексная программа научных исследований / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян, Б. Т. Величковский. -М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. 176 с.
  9. , А.А. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей / Баранов. А.А., Кучма В. Р. // Здравоохранение Российской Федерации. -2008. -№ 1.-С. 10−11.
  10. И.А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе: дис. канд. биол. наук / И. А. Берсенева. М., 2000. — 135 с.
  11. Е.С. Динамика внутригрупповой изменчивости показателей морфофункционального развития как критерий оценки здоровья школьников: автореф. дис. канд. мед. наук/Е.С. Богомолова. -Н. Новгород, 1994, — 23 с.
  12. Н.В. Психофизиологический статус школьников / Н. В. Болотова, Н. Ю Филина, В. Д. Загурская // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с между нар. уч. М., 2010.-С. 107.
  13. A.M. Гигиеническое регламентирование основа санитарно-эпидемиологического благополучия населения / A.M. Большаков, В. Г. Маймулов. — М.: ГЭОТАР-медиа, 2009. — 224 с.
  14. В.В. Развитие иммунной системы здорового ребенка / В. В. Ботвиньева // Детский доктор. 1999. — № 3. — С. 26 — 30.
  15. Н.Н. Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема / Н. Н. Ваганов // Здравоохранение Рос. Федерации. 1991. — № 10.-С. 4−7.
  16. Э.Р. Тенденции заболеваемости школьников / Э. Р. Валеева, Н. В. Степанова, А. Г. Хамидуллина // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. — Т. 2. — С. — 290 — 291.
  17. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вести, перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5 -9.
  18. Влияние особенностей условий и образа жизни семьи на формирование здоровья ребенка / Г. Н. Котова и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. — Т. 2. — С. 349 — 353.
  19. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте // Охрана здоровья подростков / под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. -М.: Промедэк, 1993. С.97−104.
  20. Вопросы оздоровления детского населения на региональном уровне / С. И. Савельев и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001.-Т.2.-С. 462−465.
  21. А.Д. Статистический анализ сердечного ритма и показателей гемодинамики в физиологических исследованиях / А. Д. Воскресенский, М. Д. Вентцель. М.: Наука, 1994. — 221 с.
  22. С.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей / С. А. Гагарина // Здравоохранение Казахстана. 2001. — № 9. — С. 16 — 19.
  23. М.Ю. Социально-гигиенические аспекты здоровья подростков / М. Ю. Галактионова, И. Н. Чистякова, A.JI. Рахимова // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010. — С. 187.
  24. JI.P. Зависимость качества жизни детей от личностной самооценки / JI.P. Гатиятуллина, В. А. Малиевский, Г. М. Коновалова // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010. — С. 196.
  25. Н.А. Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Н. А. Геппе. М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. — 144 с.
  26. Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова. М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. — 544 с.
  27. Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. -М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. 592 с.
  28. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40 — 44.
  29. Гигиенические проблемы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений / Е. А. Гельтищева и др. // Материалы VI
  30. Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1995. — С. 161 -162.
  31. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в современных школах / Г. И. Стунеева и др. // Социально-гигиенический мониторинг здоровья: материалы межрегион, конф. Рязань, 2000. — С. 93 -94.
  32. И.И. Актуальные вопросы организации работы с семьями детей по охране и укреплению их здоровья / И. И. Гребешева, Л. Г. Камсюк // Педиатрия. 1996. — № 12. — С. 3 — 6.
  33. М.Н. Зависимость интеллектуального развития от здоровья городских детей и подростков / М. Н. Григорьева, М. В. Краснов // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010. — С. 212.
  34. С.М. Гигиена детей и подростков / С. М. Громбах. М., 1977. -С. 13−28.
  35. Ю.Д. Экология и гигиена жилой среды / Ю. Д. Губернский. М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. — 208 с.
  36. С.В. Роль психолога детской поликлиники в социализации ребенка / С. В. Гурвич, В. А. Баранова, А. А. Гориу // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010.-С. 220.
  37. Н.Д. Характеристика сосудистой дистонии у подростков с ожирением / Н. Д. Дашевская, A.M. Чередниченко // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. -С. 54 — 55.
  38. , Д.Г. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного ВУЗа с использованием программы «Эскиз» (экспериментальная система коррекции индивидуального здоровья) / Д. Г. Дерябин // Валеология. -2003.-№ 1.-С. 24−27.
  39. В.У. Состояние и пути усовершенствования профессиональной ориентации подростков /В.У. Джумабаева // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Между нар. конгр. М., 2004. — С. 344 — 345.
  40. Динамика психофизиологических показателей организма студентов / В. А. Кирюшин и др. // Актуальные вопросы патологии: сб. науч. тр. РязГМУ. Рязань, 2002. — Т. 1. — С. 38 — 41.
  41. Жук Е. Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни / Е. Г. Жук // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С. 68−71.
  42. Е.М. К обоснованию объема учебной нагрузки в профессиональных колледжах при разных формах обучения / Е. М. Ибрагимова // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 71 — 72.
  43. З.Р. Пути совершенствования медико-педагогического процесса в школе / З. Р. Ибрагимова, Р. Г. Ибрагимов, Н. И. Габитов // Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сб. науч. тр. И. Новгород, 2009. — С. 144 — 146.
  44. В.Ю. Оценка профессиональной ориентированности и подготовленности подростков к раннему выходу на рынок труда / В. Ю. Иванов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Междунар. конгр. М., 2004. — С. 414 — 415.
  45. Л.Ф. Современная технология социально-гигиенического мониторинга детского населения: автореф. дисс.. д-ра мед. наук / Л. Ф. Игнатова. М., 2006. — 48 с.
  46. Изучение образа жизни школьников как фактора риска возникновения неинфекционных заболеваний: методические рекомендации (Утв. Гл. гос. сан. врачом г. Москвы). М., 1998. — 18 с.
  47. Е.П. Психофизиологические особенности учащихся при выборе профессии / Е. П. Ильчинская // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. С. 72 -73.
  48. Индивидуальные функциональные особенности детей старшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития / Н. Г. Блинова и др. // Физиология человека. 1994. — № 5. — С. 46−50.
  49. Как стать здоровым: программа гигиенического воспитания школьников / Г. И. Стунеева и др. Рязань, 2000. — 39 с.
  50. И.А. Компьютерный анализ медицинских данных / И. А. Камаев // Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сб. науч. тр. -Н. Новгород, 2009. С. 15 — 17.
  51. И.А. Экспериментальная оценка качества амбулаторно-поликлинической помощи учащейся молодежи / И. А. Камаев, Ю. И. Заворина, М. Н. Гриб // Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сб. науч. тр. Н. Новгород, 2009. — С. 151 — 154.
  52. , И.А. Заболеваемость детей и подростков в ПФО: региональные особенности. / И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, И. Ю. Самарцева, A.M. Абанин // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров: сб. науч. тр. М., 2002. — С. 44−48.
  53. Л.Ю. Изучение влияния полимерных материалов среды обитания (жилища, школ) на состояние здоровья подростков-старшеклассников: автореф. дис.канд. мед. наук / Л. Ю. Каранастас. М., 1990.-21 с.
  54. Г. В. Гигиеническая характеристика и оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений: автореф. дис.канд. мед. наук / Г. В. Карпущенко. Ростов н/ Д., 1999. — 22 с.
  55. Т.А. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей / Т. А. Кирилкина, Ж. Г. Чарыева, Е. Н. Кутепов // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 43 — 47.
  56. Кодекс здоровья и долголетия. «Подростковый возраст» / под ред. А. А. Баранова. -М.: ГЭОТАР-медиа, 2007. 64 с.
  57. О.Е. Семья сегодня: медико-демографический анализ / О. Е. Коновалов, Г. В. Чукина // Эколого-гигиенические вопросы и здоровье населения центра России: сб. науч. тр. Рязань, 1992. — С. 51 — 56.
  58. Н.Ф. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине / Н. Ф. Кошелев, М. П. Захарченко, Г. В. Селюжицкий // Гигиена и санитария. 1992. — № 11 — 12. — С. 14 — 17.
  59. И.И. Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников / И. И. Круглова // Материалы Всесоюз. науч.- практ. конф. М., 1991. — С. 69 — 76.
  60. Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи. -М.: ГЭОТАР-медиа, 2001.-187 с.
  61. Н.Н. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 44 — 48.
  62. А.В. Новая методика оценки внутренней картины здоровья подростков / А. В. Кукуруза, Е. Э. Беляева, Е. А. Кириллова // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008.-С. 89−90.
  63. , В.Р. Стратегия ВОЗ и обзор международного опыта профилактики болезней и укрепление здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Общественное здоровье и профилактика заболеваний 2008. — № 1. — С. 40−46.
  64. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М., 2001. — 375 с.
  65. Е.Н. Проблемы диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды / Е. Н. Кутепов // Гигиена и санитария. 1993. — № 1. — С. 6 — 9.
  66. В.М. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков / В. М. Левин, Э. С. Рутенбург. Л.: Медицина, 1977. — 278 с.
  67. А.В. Мониторинг состояния здоровья школьников крупного города / А. В. Леонов // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. -М., 2010. С. 489.
  68. А.В. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья / А. В. Лехович, А. И. Маркова // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 47 -50.
  69. А.Ю. Сравнительная оценка физического развития детей, обучающихся в гимназиях и общеобразовательной школе / А.Ю. Макарова
  70. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IXсъезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. — Т.2. — С. 383 — 387.
  71. Л.П. Медико-социальные факторы риска здоровья детей и подростков / Л. П. Мамчиц, А. Н. Волченко // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 113 -114.
  72. М.А. Оценка показателей здоровья юношей-допризывников / М. А. Мардиян // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. -Т.2.-С. 391 -393.
  73. Математические методы анализа сердечного ритма / под ред. P.M. Баевского, В. В. Ларина. -М.: Наука, 1968. 167 с.
  74. Медико-социальный мониторинг подростковой популяции / Е. И. Шубочкина и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. — Т.2. — С 550 — 554.
  75. Медицинская профилактика / под ред. А. Н. Вялкова. М.: ГЭОТАР-медиа, 2009. — 232 с.
  76. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах / Ин-т ГДиП Минздрава СССР. М., 1982. — 17 с.
  77. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / А. А. Баранов и др.- Союз педиатров России. М., 1999. — 226 с.
  78. Методы контроля и управления санитарно-гигиеническим благополучием детей и подростков / под ред. проф. В. Р. Кучмы. М., 1999. -606 с.
  79. Т.В. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца (Введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм) / Т. В. Миронова, В. А. Миронов. Челябинск, 1998. — 162 с.
  80. Нугаева, Г. П1. Здоровье учащихся средних медицинских учебных заведений (по материалам республики Татарстан): дис. .канд.мед. наук / Г. Ш. Нугаева. Казань, 2001. — 164 с.
  81. , Е.В. Анализ заболеваемости детей Российской Федерации в возрасте 15−17 лет / Е. В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 4. — С. 16−19.
  82. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: пособие для врачей — М.: НИИГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, 2005. 137с.
  83. И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи / И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 55 — 59.
  84. И.К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций // Вестн. Рос. АМН. 2003. — № 8. — С.19 — 23.
  85. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  86. , Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него /Л.Г. Розенфельд, С. А. Батрымбетова // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 4. — С. 38−40.
  87. Н.В. Физическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья / Н. В. Русакова, Е. А. Трифонова // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010. — С. 684.
  88. И.А. Частота и структура неблагоприятных психологических и социальных факторов у подростков с соматической патологией / И. А. Русов // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. М., 2010. — С. 685.
  89. Г. И. Объективная и субъективная оценка здоровья школьников / Г. И. Стунеева // Актуальные проблемы обеспечения санэпидблагополучия в регионах Центральной России: науч. тр. ФНГЦ им. Ф. Ф. Эрисмана. Липецк, 2001. — Вып.2, ч.2. — С. 65 — 67.
  90. Г. И. Оценка здоровья школьников / Г. И. Стунеева // Социально-гигиенический мониторинг здоровья: материалы 4-й межрегион, науч.- практ. конф. Рязань, 2001. — С. 41 — 42.
  91. Г. И. Здоровье детей на различных этапах обучения / Г. И. Стунеева // Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения: материалы 5-й Респ. науч.- практ. конф. с Междунар. участием. Рязань, 2002. — С. 80 — 82. ,
  92. Г. И. Патологическая пораженность школьников разного возраста / Г. И. Стунеева // Рос. медико- биол. вестн. им. акад. И. П. Павлова. -2002. -№. 1 С. 98 — 101.
  93. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М.: Медицина, 1991.-270 с.
  94. JI.M. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты / JI.M. Сухарева, К. Э. Павлович, И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 48 -52.
  95. JI.M. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения / JI.M. Сухарева, Е. И. Шубочкина // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Междунар. конгр. М., 2004. — С. 186 — 188.
  96. JI.A. Психосоматические расстройства у детей и подростков: клинико-психологический аспект / JI.A. Теммоева // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XIV Конгр. педиатров России с междунар. уч. -М., 2010. С. 788.
  97. , Е.А. Некоторые вопросы состояния здоровья населения Российской Федерации / Е. А. Тишук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 6. — С. 3 — 8.
  98. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: автореф. дис. д ра мед. наук / Е. П. Усанова. — Н. Новгород, 1997.
  99. А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. Новосибирск, 1999. — 264 с.
  100. Ю.С. Социальный портрет девушек учащихся средних профессиональных образовательных учреждений / Ю. С. Халова, О. А. Царькова // Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сб. науч. тр. — Н. Новгород, 2009. — С. 353 — 356.
  101. И.И. Формы профилактической работы с подростками и родителями / И. И. Халямина // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 180 — 181.
  102. В.В. Особенности распространенности и динамики различных форм дезадаптации лиц подросткового и юношеского возраста /
  103. В.В. Чубаровский // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 189 — 190.
  104. М.П. К вопросу о влиянии некоторых биологических факторов на здоровье детей / М. П. Шевырева // Здравоохранение Рос. Федерации. 1992. — № 9. — С. 12 — 14.
  105. О.П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны / О. П. Шепин // Вопр. охраны материнства и детства. 1990. — № 2. — С. 3 — 7.
  106. , Е.И. Факторы риска ухудшения здоровья девушек-подростков при профессиональном обучении / Е. И. Шубочкина, А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина. М., 1998. — 381 с.
  107. Е.И. Оптимизация трудовой деятельности учащихся, работающих в свободное от учебы время / Е. И. Шубочкина, В. Ю. Иванов // Материалы I Конгр. Рос. о-ва школьной и университетской медицины и здоровья. -М., 2008. -С. 195- 196.
  108. , Г. В. Медико-социальная и гигиеническая оценка факторов риска образа жизни и здоровья подростков и их роль при получении начального профессионального образования : автореф. дис.. канд. мед. наук: // Г. В. Яготинов. СПб., 1999. — 26 с.
  109. Bowman М.А. The Evolution / Revolution of Family Medicine / M.A. Bowman // Arch. Fam. Med. 1994. — Vol.3,№ 5. — P. 404 — 408.
  110. Campbell J.R. Leat Spreening Among High Risk Urban Children / J.R. Campbell, K.M. McConnochie, M. Weitzman // Arch. Pediatr. Adolese Med. -1994,-Vol. 148, № 7. -P. 688−693.
  111. Cohe M.L. Parent, Teacher, Child. A trilateral approach to attention deficit disorder / M.L. Cohe // Amer. J. Dis. Child. 1989. — Vol. 143, № 10. — P. 1229 — 1233.
  112. Elbert Т. Chaos and Physiology: Deterministic Chaos in Excitable Cell Assemblies / T. Elbert, W.J. Ray, Z.J. Kowalik // Physiological Reviews. -1994.-Vol. 74, № l.-P. 1−47.
  113. Goldberger J.J. Dissociation of heart rate variability from parasympathetic tone / J.J. Goldberger, M.W. Ahmed, M.A. Parker // Am. J. Physiol. 1994. -Vol. 5.-P. 2152−2157.
  114. Greenberg R.A. Ecology of passive smoking by young infants / R.A. Greenberg, K.E. Bauman, L.H. Glover // J. Pediatr. 1989. — Vol. 114, № 5. -P. 774 — 780.
  115. Hammer T. Use of alcohol and drugs in the transitional phase from adolescence to young adulthood / T. Hammer, P. Vaglum // J. Adolesc. 1990. -Vol.13, № 2. — P. 129- 142.
  116. Health Progress in the United States / J.M. McGinnis et al. // JAMA. -1992. Vol.268, № 18. — P.2545 — 2552.
  117. Hechman A. Controlled prospective fifteen-year follow up HA as adults / A. Hechman // Conadian J. of Psychiatry. 1986. — Vol. 31 — P.557 — 567.
  118. Johnson R.L. Health needs of adolescents / R.L. Johnson // J. nat. med. Ass. 1988. — Vol.80, № 2. — P.133 — 135.
  119. Kaplan G.A. Socioeconomic conditions in childhood and ischaemic heart during middle age / G.A. Kaplan, J.T. Salonen // Brit. med. J. 1990. — Vol.301, № 6761.-P.1121−1132.
  120. Malik M. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure / M. Malik, A.J. Camm // Am. J. Cardiol. 1993. — Vol. 72. — P.821−822.
  121. Margolis Lewis H. Unemployment and children / H. Margolis Lewis, C. Farran Dale // Int. J. Ment. Hlth. 1994. — Vol. 13, № 1 — 2.- P.107 — 124.
  122. Nelson A. Essentuials of pediatric / A. Nelson. New York: W.B. Sounders Company, 1990. — 742 p.
  123. Pate R.R. Associations between physical activity and physical fitness in american children / R.R. Pate, M. Dowda, J.C. Ross // Amer. J. Dis. Child. -1990. Vol.144, № 10. -P.1129 — 1139.
  124. Physical activity and chronic diseases / K.E. Powell et al. // Amer. J. Clin. Nutr. 1989. — Vol.49, № 5. -P.999 — 1006.
  125. Ross G. Social competens and behavior problems in premature children at school age / G. Ross, E. Lipper, P. Auld // J. Pediatr. 1990. — Vol.177, № 2. -P.307 — 309.
  126. Stancin T. Reported practices of pediatric residents in the management of attention deficit hyperactivity disorder / T. Stancin // Am. J. Dis. Child. 1990. — Vol.144, № 12. -P.1329 — 1333.
  127. Starfield B. Child Health and Socioeconomic Status / B. Starfield // Amer. J. publ. Hlth. 1992. — Vol.72, № 6. — P.532 — 534.
  128. The Role of Socioeconomic Status and Injury Morbidity Risk in Adolescents / R. Anderson et al. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 1994. -Vol.148.-P.245−249.
  129. Ulijastzr S.J. Between-population variation in preadolescent growth / S.L. Ulijastrz //Eur. J. Clin. Nutr. 1994. — Vol.48, № 2. (Suppl.l). -P.5 — 14.
  130. Weitzman M. Chronic illness, psychosocial problems and School absences / M. Weitzman, D.K. Walker, St. Gortmaker // Clin. Pediatr. 1996. — Vol.25, № 3.-P.137- 141.
  131. Wender E.H. The food additive-free dilt in the treatment of behavior disorder: a review / E.H. Wender // Developmental and behavioral pediatrics. -1996. -№ 7.-P.35−42.
  132. Whalen C.K. Psychostimulants and children. A review and analysis / C.K. Whalen, B. Henker//Psychol. Bull. 1997. — Vol.83. -P.l 113.
  133. Wolf A.D. Adolescence & its discontens: AD among teenagers & young adults / A.D. Wolf// Pediatrican. 1998. — Vol.13. — P. l 19 — 127.
Заполнить форму текущей работой